Расширенный поиск

Распоряжение Коллегии Орловской области от 11.08.2008 № 276-р

                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                      КОЛЛЕГИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

     
     11 августа 2008 г.                                        N 276-р
     г. Орел
     
     
     В целях реализации основных направлений государственной  политики
в  области  охраны  труда на  основе  согласованных  действий  органов
исполнительной     государственной    власти,     органов     местного
самоуправления, работодателей, объединений работодателей и профсоюзов,
учитывая  предложения  Департамента экономической  политики  Орловской
области о мерах по улучшению условий и охраны труда:
     1. Одобрить  разработанную Департаментом  экономической  политики
Орловской  области Концепцию  областной  целевой программы  "Улучшение
условий и охраны труда в Орловской области на 2009-2013 годы" (далее -
Концепция) согласно приложению.
     2. Рекомендовать   органам  местного   самоуправления   учитывать
положения Концепции при подготовке и реализации программ по  улучшению
условий и охраны труда муниципальных образований.
     3. Департаменту экономической  политики  Орловской области  (Н.Н.
Цикорев)  совместно   с  заинтересованными  органами   государственной
исполнительной  власти   специальной  компетенции  области,   органами
государственного надзора и  контроля, федерацией профсоюзов  Орловской
области  разработать  на  основе Концепции  проект  областной  целевой
программы "Улучшение  условий и  охраны труда в  Орловской области  на
2009-2013 годы" (далее также Программа).
     4. Определить  органом   исполнительной  государственной   власти
специальной  компетенции  области,   ответственным  за  разработку   и
реализацию  Программы,  Департамент экономической  политики  Орловской
области.
     5. Контроль за исполнением  настоящего распоряжения возложить  на
заместителя Председателя  Коллегии области, руководителя  Департамента
экономической политики Орловской области Цикорева Н.Н.
     
     
     Председатель Коллегии                                 Е.С. Строев
     


                                                            Приложение
                                               к распоряжению Коллегии
                                                     Орловской области
                                         от 11 августа 2008 г. N 276-р
     
                              КОНЦЕПЦИЯ
                     ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
                  "УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА
                         В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
                          на 2009-2013 ГОДЫ"
     
        1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
       областной целевой программы "Улучшение условий и охраны
      труда в Орловской области на 2009-2013 годы" приоритетным
     задачам социально-экономического развития Орловской области
     
     Основу экономического благополучия  любой организации  составляет
труд  ее  работников,  поэтому  проблемы  регулирования   человеческих
отношений в трудовой сфере являются важнейшими элементами эффективного
управления  производством.  Схема  общественно-экономических   условий
производства, развитие  рыночных отношений  в последние  годы в  нашей
стране существенно изменили место  и роль всех аспектов в  организации
труда, включая его охрану.
     Действующая в Орловской области система управления охраной  труда
позволила  стабилизировать положение  дел  в  сфере условий  и  охраны
труда.
     Большое значение в совершенствовании работы по сохранению жизни и
здоровья работников  организаций  в  процессе  трудовой   деятельности
занимает реализация целевых программ улучшения условий и охраны труда,
которые разрабатываются  в области  с 1998 года  и являются  важнейшей
составной частью многогранной работы всех заинтересованных органов  по
обеспечению здоровых и безопасных условий труда работающих.
     В текущем  году  завершается реализация  очередной  Программы  на
2006-2008 годы.
     В рамках реализации Программы  за 2006-2007 годы выполнено  более
90%  намеченных мероприятий,  на  эти цели  направлено  свыше 38  млн.
рублей, что составляет 129% к запланированному объему  финансирования.
Из средств областного бюджета направлено более 500 тыс. рублей.
     Работа, проводимая   органами   исполнительной    государственной
власти, органами  местного  самоуправления, органами  государственного
надзора и контроля, профсоюзами и работодателями, в том числе в рамках
реализации Программы, позволила  в последние годы добиться  устойчивой
тенденции снижения уровня производственного травматизма.
     Общее число пострадавших от несчастных случаев на производстве  в
2007 году сократилось по сравнению  с 2005 годом на 11%, а  количество
работников, получивших на  производстве смертельные и тяжелые  травмы,
снизилось соответственно на 24 и 29 процентов.
     Работодатели стали  больше  выделять средств  на  мероприятия  по
охране труда.  В 2007 году,  по данным  органов госстатистики, на  эти
цели в организациях области в расчете на одного работника израсходован
3331 рубль, что в 1,9 раза выше уровня 2005 года.
     Вместе с тем положение дел с охраной труда работников организаций
области еще  остается сложным.  По  данным органов  госстатистики,  на
конец  2007  года   в  организациях,  осуществляющих  деятельность   в
обрабатывающих    производствах,    производстве    и    распределении
электроэнергии, газа и воды, в строительстве, на транспорте и в связи,
в  условиях, не  отвечающих  санитарно-гигиеническим нормам,  работали
21,6%  работников  от  списочной  численности.  Почти  каждый   третий
работник, занятый в организациях указанных производств, имеет право на
предоставление компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда.
Высоким остается уровень производственного травматизма.
     Такое положение    объясняется    наличием    целого    комплекса
экономических,  социальных  и  правовых  проблем.  Основной   причиной
значительного количества работающих  в неблагоприятных условиях  труда
является недостаточное вложение работодателями средств в  модернизацию
предприятий, замену устаревших  технологий и оборудования,  социальную
сферу.  Среди  других  причин  отмечается  ослабление  ответственности
работодателей  за   состояние   условий  и   охраны  труда,   неполное
обеспечение  средствами  индивидуальной  и коллективной  защиты  и  их
недостаточная    эффективность,    отсутствие    в    ряде     случаев
нормативно-правовой    документации,    низкий    уровень     культуры
производства,  социальной  активности  и  профессиональной  подготовки
работников.  Не  в  полной  мере  действуют  имеющиеся   экономические
механизмы, побуждающие работодателей заниматься вопросами  обеспечения
здоровых и безопасных условий труда работающих.
     Существенно усугубляет положение дел отсутствие ведомственного  и
ослабление общественного  и государственного  контроля за  соблюдением
законодательства в области охраны труда.
     Между тем мировой и отечественный опыт показывает, что здоровый и
безопасный труд  работников  -  это  единственный  путь  к   повышению
производительности  труда,  росту экономики  и  благосостояния  членов
любого коллектива. Неудовлетворительное состояние охраны труда ведет к
снижению  производительности  труда  как  из-за  потерь,  связанных  с
травматизмом и заболеваемостью, множества серьезных прямых и косвенных
последствий для  жизни работников,  их  семей и  работодателей, так  и
из-за снижения  мастерства исполнителей. Неудовлетворительные  условия
труда   вызывают  рост   текучести   персонала,  снижают   престиж   и
конкурентоспособность организаций.
     Включение в программную разработку  вопросов улучшения условий  и
охраны  труда  работников организаций  одновременно  дает  возможность
решить следующие  задачи  социально-экономического развития  Орловской
области, указанные в статье 2  Закона Орловской области от 1  сентября
1997 г. N 52-ОЗ "Об  областных целевых программах" (в редакции  Закона
Орловской области от 7 ноября 2006 г. N 625-ОЗ):
     1) повышение   социально-экономического   и   научно-технического
потенциала области;
     2) формирование   оптимальной   территориальной   и    отраслевой
структуры экономики  области и  ее  развитие в  соответствии с  единой
государственной и (или) областной политикой;
     3) другие задачи, способствующие повышению уровня жизни населения
области.
     
           2. Обоснование целесообразности решения проблемы
                      программно-целевым методом
     
     Основными причинами  все  еще высокого  уровня  производственного
травматизма  и  большого  числа работников,  занятых  в  условиях,  не
отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, являются:
     несовершенство правовых,      организационно-экономических      и
социальных механизмов регулирования;
     недостаточное финансирование   работодателями   мероприятий    по
улучшению условий и охраны  труда работников, низкие темпы  проведения
аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях области;
     недостатки в организации  обучения и  проверки знаний  требований
охраны труда работников, включая руководителей и специалистов;
     недостаточная информированность  работодателей  и  работников  по
вопросам условий и охраны труда;
     отсутствие действенного  экономического  механизма,  побуждающего
работодателей заниматься вопросами  обеспечения здоровых и  безопасных
условий труда.
     Целесообразность решения  указанных  проблем   программно-целевым
методом посредством  выработки и проведения  системы программных  мер,
ориентированных  на  достижение  установленной  цели,   подтверждается
актуальностью вопросов  улучшения  условий и  охраны труда  работников
организаций области.
     Применение программно-целевого    метода   позволит    обеспечить
комплексное  регулирование наиболее  острых  и проблемных  вопросов  в
сфере охраны  труда,  а также  совершенствование региональной  системы
управления охраной труда на основе:
     а) определения целей,  задач, состава и  структуры мероприятий  и
ожидаемых конечных результатов;
     б) концентрации  материальных,  финансовых,  трудовых  и  научных
ресурсов на реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям
и задачам по реализации основных направлений государственной  политики
в области охраны труда;
     в) повышения эффективности  государственного  управления в  сфере
охраны труда и результативности использования бюджетных ресурсов.
     Реализация мероприятий  Программы  обеспечит  доступ  организаций
всех  форм  собственности,  расположенных  на  территории  области,  к
материально-техническим,  финансовым   и  информационным  ресурсам   и
обеспечит улучшение условий  и охраны  труда работников, что  позволит
улучшить социально-экономическую  ситуацию в  регионе и  гарантировать
работникам  защиту  их  права  на  труд  в  условиях,  соответствующих
требованиям  охраны  труда,   на  основе  осуществления   совокупности
правовых, организационных  и экономических мероприятий,  согласованных
между собой по срокам, ресурсам и исполнителям.
      
     3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной
          ситуации в рассматриваемой сфере без использования
                      программно-целевого метода

     Несмотря на то что проводимая работа по обеспечению безопасных  и
здоровых  условий  труда  работающих  позволила  добиться  в   области
положительной   тенденции  снижения   производственного   травматизма,
положение дел  в этой  сфере остается  сложным. Продолжает  оставаться
высоким   уровень   производственного   травматизма   и    численность
работников, занятых в неблагоприятных условиях труда, на что оказывают
влияние обозначенные выше проблемы.
     При отсутствии Программы прогнозируется рост числа пострадавших в
результате несчастных случаев на производстве и работников, занятых  в
условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, что приведет к
ухудшению    социально-экономических    показателей,    дополнительным
моральным   и  материальным   потерям   работников  и   работодателей.
Деятельность  всех заинтересованных  органов,  ведомств и  организаций
региона в сфере охраны труда  не будет в должной мере эффективной  без
их  комплексного программного  развития  и стимулирования,  выполнения
определенной системной совокупности скоординированных по срокам, целям
и ресурсам мероприятий.
     Без использования программно-целевого  метода высока  вероятность
несоответствия заявленной цели и  задач по улучшению условий и  охраны
труда работников  результатам, достигаемым в  процессе их  реализации.
Таким образом,  при отсутствии Программы,  которая является  важнейшим
инструментом реализации основных направлений государственной  политики
в области охраны труда и позволяет планомерно проводить работу в сфере
обеспечения здоровых и безопасных условий труда работающих, невозможно
достижение запланированных показателей, а следовательно,  существующие
проблемы в области охраны труда не будут устранены и стоящие задачи по
улучшению условий  и охраны  труда работников  организаций области  не
найдут своего решения.
     
      4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ
    и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
     
     Решение обозначенных   проблем   возможно   исключительно   путем
использования  программно-целевого  метода  управления.  Осуществление
единичных  и разрозненных  мер  по улучшению  условий  и охраны  труда
работников  организаций,  включая  государственную  поддержку,   может
обеспечить только кратковременный и нестабильный положительный эффект,
который не устранит имеющие  негативные факторы и будет нивелирован  в
долгосрочной  перспективе.  При  этом  произойдет  нецелесообразное  и
неэффективное  расходование  бюджетных  средств.  Возможны   следующие
непрограммные варианты  решения  проблем охраны  труда, сопряженные  с
определенными рисками:
     а) последовательное,  невзаимосвязанное  решение  проблем  охраны
труда (не  даст положительного  эффекта и может  привести к  ухудшению
положения в этой сфере вследствие тесной взаимосвязи проводимых
     мероприятий по    охране    труда,    требующих     комплексного,
полномасштабного решения);
     б) полное государственное бюджетное обеспечение  (нецелесообразно
в  силу  значительных  финансовых  затрат,  ограниченных  возможностей
экономики области  и  риска неправильного  определения потребностей  в
финансовых средствах).
     По предварительной   оценке,   минимальные  объемы   средств   из
областного бюджета на реализацию Программы составляют 5 млн. рублей.
     При использовании  программно-целевого  метода  возможны   риски,
связанные:
     а) с   недостатками   в  управлении   Программой   (недостаточная
координация  действий  субъектов  управления,  снижение  эффективности
использования средств);
     б) с изменениями законодательства Российской Федерации, принципов
регулирования межбюджетных отношений в части финансирования Программы.
     В целях   минимизации   возможных   отрицательных    последствий,
связанных с  указанными рисками,  управление Программой  предусмотрено
осуществлять  областной межведомственной  комиссией  по охране  труда,
положение о которой  утверждено постановлением Коллегии  администрации
Орловской области от 6 июля 2005 г. N 112 "Об утверждении Положения об
областной межведомственной комиссии по охране труда и ее состава".
     Отбор предложений    по   реализации    мероприятий    Программы,
финансируемых  за  счет   областного  бюджета,  будет   осуществляться
посредством  заключения договоров  и  размещения запроса  котировок  в
соответствии с  Федеральным законом  от  21 июля  2005 г.  N 94-ФЗ  "О
размещении заказов  на  поставки товаров,  выполнение работ,  оказание
услуг  для государственных  и  муниципальных  нужд" (с  изменениями  и
дополнениями).
     Внедрение в систему  программных действий  должных мер  контроля,
анализа  и  оценки  минимизирует  риски  неэффективного   расходования
финансовых ресурсов и  недостижения намеченных целевых показателей.  В
совокупности   это   свидетельствует   об   очевидных    преимуществах
программно-целевого метода по сравнению с остальными.
     
          5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
                      программно-целевым методом

     Осуществление Программы   рассчитано   на   2009-2013   годы,   и
реализуется она в один этап.
     
         6. Предложения по целям и задачам Программы, целевым
           индикаторам и показателям, позволяющим оценивать
                  ход реализации Программы по годам
     
     Основной целью  Программы является  сохранение  жизни и  здоровья
работников  в процессе  трудовой  деятельности за  счет  согласованных
действий
     органов исполнительной государственной  власти, органов  местного
самоуправления,   органов   государственного   надзора   и   контроля,
работодателей  и   профсоюзов  по   реализации  основных   направлений
государственной политики.
     Для достижения этой цели необходимо обеспечить решение  следующих
основных задач:
     1) совершенствование  региональной  системы  управления   охраной
труда;
     2) улучшение системы обучения и проверки знаний требований охраны
труда работников организаций, активизация работы по аттестации рабочих
мест по условиям труда;
     3) информационно-консультативное                    обслуживание,
нормативно-правовое и научное обеспечение в сфере охраны труда.
     Для оценки хода и результативности решения поставленных задач  по
улучшению условий  и охраны  труда в  организациях Орловской  области,
определения  ее влияния  на  социально-экономическое развитие  региона
предлагаются следующие целевые показатели:
     а) численность пострадавших  в результате  несчастных случаев  на
производстве;
     б) численность  работников,  занятых в  условиях,  не  отвечающих
санитарно-гигиеническим нормам;
     в) затраты на  мероприятия по  охране труда в  расчете на  одного
работающего;
     г) количество руководителей  и специалистов организаций  области,
прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда;
     д) количество  аттестованных  по  условиям  труда  рабочих  мест.
Предложенные целевые показатели Программы достоверны и доступны
     для определения,   совместимы    с   аналогичными    федеральными
показателями, соответствуют задачам Программы, достижимы в  результате
реализации программных мероприятий.
     
                7. Предложения по объемам и источникам
                       финансирования Программы

     Финансирование мероприятий      Программы       предусматривается
осуществлять  из областного  бюджета  и прогнозируемых  дополнительных
источников   (средства   Фонда  социального   страхования   Российской
Федерации).
     Прогнозируемые объемы   дополнительного   финансирования    будут
уточняться исходя из бюджета Фонда социального страхования  Российской
Федерации.
     Общий объем финансирования программы планируется предусмотреть  в
объеме 107,92 млн. рублей,  в т.ч. из  областного бюджета - 4,97  млн.
рублей, прогнозируемых объемов дополнительного финансирования - 102,95
млн. рублей.
     Финансирование Программы по годам:
     2009 г. - 21,28 млн. рублей,  в т.ч. из областного бюджета -  1,0
млн. рублей;
     2010 г. - 21,41 млн. рублей, в т.ч. из областного бюджета -  0,98
млн. рублей;
     2011 г. - 21,59 млн. рублей,  в т.ч. из областного бюджета -  1,0
млн. рублей;
     2012 г. - 21,76 млн. рублей, в т.ч. из областного бюджета -  1,01
млн. рублей;
     2013 г. - 21,88 млн. рублей, в т.ч. из областного бюджета -  0,98
млн. рублей.
     По направлениям  затрат   все  объемы  финансирования   Программы
относятся к прочим расходам.
     
         8. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и
       результативности предлагаемого варианта решения проблемы
     
     По предварительной    оценке,    ожидаемая    эффективность     и
результативность  предлагаемого   варианта   решения  проблемы   будут
выражены в достижении следующих целевых показателей:
     1) снижение  численности пострадавших  от  несчастных случаев  на
производстве, включая смертельный и тяжелый травматизм, как минимум на
10-15% за 5 лет;
     2) снижение  численности  работников,  занятых  в  условиях,   не
отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, на 0,5-0,7% ежегодно;
     3) увеличение затрат на мероприятия по охране труда в расчете  на
одного работающего не менее 10% ежегодно;
     4) увеличение количества руководителей и специалистов,  прошедших
обучение  и проверку  знаний  требований  охраны  труда, не  менее  5%
ежегодно;
     5) увеличение количества аттестованных по условиям труда  рабочих
мест не менее 6 - 8% ежегодно.
     
              9. Предложения по разработчикам Программы

     Разработчиком Программы   является   Департамент    экономической
политики Орловской области.
     
        10. Предложения по возможным вариантам форм и методов
                   управления реализацией Программы
     
     Контроль за  ходом  реализации  Программы  будет   осуществляться
Губернатором Орловской  области  в соответствии  с положениями  Закона
Орловской области от 1 сентября 1997 г. N 52-ОЗ "Об областных  целевых
программах" (в редакции Закона Орловской области от 7 ноября 2006 г. N
625-ОЗ) и постановления Коллегии Орловской области от 18 октября  2007
г.  N   246  "О   работе  управления   государственных  инвестиций   и
региональных  целевых  программ  Департамента  экономической  политики
области в 2006-2007 годах".
     Оперативным управлением  реализации  программы  будет  заниматься
областная  межведомственная  комиссия  по охране  труда,  созданная  в
соответствии с постановлением Коллегии администрации Орловской области
от  6 июля  2005  г.  N 112  "Об  утверждении Положения  об  областной
межведомственной комиссии по охране труда  и ее состава". В ее  состав
входят  представители  разработчика Программы,  представители  органов
исполнительной   государственной  власти,   органов   государственного
надзора  и  контроля,  органов  местного  самоуправления,   Орловского
регионального  отделения  Фонда  социального  страхования   Российской
Федерации, профсоюзов и других заинтересованных организаций.
     Основными задачами областной межведомственной комиссии по  охране
труда являются: разработка  предложений по реализации  государственной
политики в области охраны труда; определение приоритетных  направлений
при разработке областной целевой программы улучшения условий и  охраны
труда;  рассмотрение  проектов  законодательных  и  иных   нормативных
правовых актов области по охране труда.
     Областная межведомственная  комиссия   по   охране  труда   будет
контролировать ход выполнения мероприятий Программы, уточнять  целевые
показатели   реализации   программных   мероприятий,    подготавливать
предложения по совершенствованию механизмов осуществления Программы.
     
     
     Начальник управления труда
     Департамента экономической
     политики Орловской области                          В.И. Медведев

Информация по документу
Читайте также