Расширенный поиск

Решение Областной Думы Московской области от 24.04.2002 № 17/17

 



                         МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

                           ОБЛАСТНАЯ ДУМА

                              РЕШЕНИЕ


                    от 24 апреля 2002 г. N 17/17


О результатах депутатских слушаний Московской областной Думы на тему
   "Использование инновационного потенциала научно-промышленного
      комплекса Московской области при разработке и реализации
     государственных программ социально-экономического развития
                        Московской области"


     Основываясь на   рекомендациях   и   предложениях    участников
депутатских слушаний, состоявшихся 4  апреля 2002 года в  Московской
областной  Думе, на  тему  "Использование инновационного  потенциала
научно-промышленного комплекса Московской  области при разработке  и
реализации    государственных   программ    социально-экономического
развития Московской области", Московская областная Дума
     
     решила:
     
     1. Принять к сведению  рекомендации по результатам  депутатских
слушаний   Московской   областной  Думы   на   тему   "Использование
инновационного потенциала научно-промышленного комплекса  Московской
области  при  разработке   и  реализации  государственных   программ
социально-экономического развития Московской области" (приложение).
     2. Поручить рабочей  группе,  образованной решением  Московской
областной  Думы  от  27.03.2002  N  5/13,  обобщить  рекомендации  и
предложения  участников   депутатских   слушаний  для   последующего
использования при разработке нормативных правовых актов.
     3. Предложить Губернатору Московской области Громову Б.В.:
     3.1. С  целью  введения  обязательных  норм  по  стимулированию
инновационной экономики:
     3.1.1. Разработать   и   внести  на   рассмотрение   Московской
областной  Думы  проект   закона  Московской  области  "О   внесении
изменений  в Закон  Московской  области  "О Концепции,  прогнозах  и
государственных    программах   социально-экономического    развития
Московской области".
     3.1.2. Внести изменения в  нормативные правовые акты,  принятые
Правительством Московской  области, регулирующие процесс  разработки
областных целевых программ.
     3.2. Разработать и внести на рассмотрение Московской  областной
Думы  проект  закона  Московской области  "О  внесении  изменений  в
Концепцию социально-экономического  развития  Московской области  на
1997-2005  годы",   отразив  в  ней   основные  принципы   областной
научно-технической   политики,   в   том   числе   при    проведении
реструктуризации   оборонно-промышленного   комплекса,   выделив   в
качестве  приоритетов  развитие инновационной  экономики,  в  первую
очередь    через    процессы    в    наукоградах    и    территориях
научно-технического развития Московской области.
     3.3. При  корректировке  областного   бюджета  на  2002  г.   и
формировании областных  бюджетов на  последующие годы  предусмотреть
строку "Субвенции  на финансирование программ  развития городов  как
наукоградов Российской  Федерации  и территорий  научно-технического
развития".
     3.4. Ускорить доработку и  внесение на рассмотрение  Московской
областной  Думы  проекта  закона  Московской  области  об  областной
целевой  программе   "Социально-экономическое  развитие   территории
научно-технического развития "Подмосковные технологии" на  2002-2006
годы",  предусмотрев  возможность  увеличения  числа  участвующих  в
данной программе муниципальных образований Московской области.
     3.5. При внесении  изменений и дополнений  в законы  Московской
области об  областных целевых  программах предусмотреть  возможность
использования       инновационных       разработок       организаций
научно-промышленного комплекса Московской области.
     3.6. Поручить  Правительству  Московской  области   разработать
комплекс мероприятий по:
     3.6.1. Развитию   рынка   интеллектуальной   собственности    и
включению  в  хозяйственный  оборот  результатов  научно-технической
деятельности,  полученных  при  выполнении  государственных  заказов
предприятиями   и   научно-техническими   организациями   Московской
области,  а  также  в процессе  реструктуризации  и  изменения  форм
собственности в научно-промышленном комплексе Московской области.
     3.6.2. Привлечению   финансовых    средств   из    внебюджетных
источников для финансирования инновационных проектов.
     3.7. Поручить      центральным      исполнительным      органам
государственной  власти Московской  области  - заказчикам  областных
целевых программ:
     3.7.1. Выявить   и   составить  перечень   проблем,   требующих
инновационных решений.
     3.7.2. Обеспечить:
     3.7.2.1. Формирование баз данных инновационных разработок.
     3.7.2.2. Создание отраслевых инновационных центров.
     3.7.2.3. Организацию  учебного   процесса  для  подготовки   (и
переподготовки) кадров для сферы инновационной экономики.
     3.8. Подготовить проект  и  инициировать заключение  соглашения
между   Правительством   Российской   Федерации   и   Правительством
Московской области  о придании Московской  области статуса  базового
региона по  отработке  механизмов поддержки  развития наукоградов  и
инновационной экономики.
     3.9. Инициировать заключение соглашений с федеральными органами
исполнительной власти и  академиями  наук, имеющими  государственный
статус,  предусматривая  в   качестве  основных  вопросов   развитие
инновационной  деятельности   и  механизмов   ее  стимулирования   и
поддержки.
     4. Обратиться к Президенту Российской Федерации и Правительству
Российской Федерации со следующими предложениями:
     4.1. Ускорить  процессы  прохождения документов  по  присвоению
статуса   "Наукоград   Российской   Федерации"   следующим   городам
Московской  области:   Жуковский,  Красноармейск,  Реутов,   Троицк,
Фрязино, Черноголовка, Юбилейный.
     4.2. Рассмотреть:
     4.2.1. Вопрос о состоянии  и перспективах развития  наукоградов
как стратегического  фактора  обеспечения национальной  безопасности
страны и как главных "точек роста" в инновационном развитии России.
     4.2.2. Возможность определения Московской области как  базового
региона по  отработке механизма  государственной поддержки  развития
наукоградов и инновационной экономики.
     5. Направить настоящее решение  в Государственную Думу и  Совет
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Правительство
Российской Федерации.
     6. Контроль  за  исполнением настоящего  решения  возложить  на
первого заместителя Председателя Московской областной Думы Алексеева
В.К.
     
     
     Председатель
     Московской областной Думы В.Е. Аксаков



     Приложение
     к решению
     Московской областной Думы
     от 24 апреля 2002 г. N 17/17
     

                            РЕКОМЕНДАЦИИ
      ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДЕПУТАТСКИХ СЛУШАНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ
       ДУМЫ НА ТЕМУ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА
         НАУЧНО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
        ПРИ РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ
       СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"


     Московская область исторически сложилась как регион с  наиболее
развитой  частью   российского   научно-технического  потенциала   и
является уникальным в этом отношении субъектом Федерации.
     Научно-промышленный комплекс Подмосковья  составляют более  200
научных  организаций  и  около 170  оборонных  предприятий,  большое
количество малых и средних предприятий.
     Более 40% всех наукоградов  России (29  из 70) располагаются  в
Московской   области;  численность   населения   в  них   составляет
приблизительно 1,3 млн. человек - около 20% населения области.
     Два из трех наукоградов, которым указами Президента  Российской
Федерации присвоен статус  "Наукоград Российской Федерации"  (города
Обнинск, Королев и Дубна), расположены в Московской области.
     В Московской       области       предложен       и       освоен
программно-территориальный  метод (способ)  поддержки  инновационной
экономики, заключающийся в том,  что в муниципальных образованиях  с
высокой   концентрацией   научной,  промышленной   и   инновационной
деятельности разрабатываются программы развития данных муниципальных
образований, в которых предусмотрены как инфраструктурная  поддержка
инновационной деятельности,  так  и отбор  инновационных проектов  с
высокой экономической эффективностью.
     Подготовлены программы развития и все необходимые документы для
присвоения статуса   "Наукоград   Российской   Федерации"    городам
Жуковский,  Красноармейск,  Реутов, Троицк,  Фрязино,  Черноголовка,
Юбилейный,  разрабатываются   программы  развития  городов   Пущино,
Протвино и др.
     Положено начало   интеграционному  процессу   в   инновационном
развитии   Московской   области:   формируется   первая   территория
научно-технического   развития  Московской   области   "Подмосковные
технологии",  в  которую  входят Серпуховский  район  (включая  пос.
Оболенск),  города Жуковский,  Протвино,  Пущино, Серпухов,  Троицк,
Черноголовка,  пос.  Томилино.  Основой  программы  развития  данной
территории  являются  системные  социально  значимые   инновационные
проекты для различных сфер, таких как жилищно-коммунальная, медицина
и   здравоохранение,   транспорт,   технологическое   перевооружение
предприятий, образование, культура.
     На федеральном уровне  созданы основы нормативно-правовой  базы
по  обеспечению  инновационного   развития  экономики  и   поддержки
развития наукоградов, однако  уже первый опыт показал  необходимость
ее совершенствования.
     Московская областная Дума  инициировала  разработку и  принятие
ряда  нормативных  правовых   актов,  позволяющих  по  сравнению   с
федеральным    законодательством   оказывать    существенно    более
эффективную   поддержку    развитию   инновационной    деятельности,
наукоградов  и  территорий  научно-технического  развития,   включая
льготное налогообложение.
     Все это позволяет рассматривать  Московскую область в  качестве
базового региона для отработки механизмов инновационной экономики  в
России.
     Участники депутатских  слушаний  отмечают,  что   использование
инновационного потенциала научно-промышленного комплекса Подмосковья
могло  бы  существенно повысить  эффективность  реализации  программ
социально-экономического развития Московской области. Однако  анализ
действующих программ показывает, что их заказчики и разработчики  не
уделяют должного внимания использованию  инноваций. В то же время  в
программах  развития  наукоградов и  территории  научно-технического
развития "Подмосковные технологии" из нескольких сотен инновационных
проектов не менее трети могут  быть предложены и в социальной  сфере
(образование,  здравоохранение,  культура   и  др.)  и  в   отраслях
подмосковного хозяйства, финансируемых из бюджетов.
     В частности, внедрение на асфальтовых заводах оборудования  для
производства  относительно  дешевых  долговечных  типов   асфальтов,
разработанного в ИПХФ РАН (г. Черноголовка), приведет к значительной
экономии средств на  эксплуатацию дорог.  Однако такие или  подобные
мероприятия  не   предусматриваются  областной  целевой   программой
"Обеспечение   содержания,    ремонта,   реконструкции   и    нового
строительства  автомобильных  дорог  общего  пользования  Московской
области и сооружений на них в 2001 году и на период до 2003 года".
     В области экологии  для эффективной уборки  стихийных свалок  и
скоплений       придорожного      мусора       ОАО       "Софринский
экспериментально-механический   завод"   разработаны   универсальные
погрузочно-транспортные средства на базе серийных автомобилей  КАМАЗ
53215 и Урал 4320-1912 с манипулятором и опрокидываемым  специальным
кузовом.
     Созданы уникальные установки  для промышленной очистки  сточных
вод,  очистки   питьевой  воды   от  солей   жесткости  и   примесей
нефтепродуктов, а также  ее обеззараживания,  которые могли бы  быть
использованы в  областной целевой  программе "Обеспечение  населения
Московской  области  качественной   питьевой  водой  и   обеспечение
водоотведения в Московской области на 2002-2006 годы".
     Эти и  многие  другие  разработки  оказались  вне  поля  зрения
заказчиков областных целевых программ.
     Фактически лишь в трех действующих областных целевых программах
из 36 четко выражена инновационная составляющая. Это:
     - "Наука и промышленность Московской области -  здравоохранению
Московской  области"  (заказчики:  Министерство  здравоохранения   и
Министерство промышленности и науки Московской области);
     - "Наука    и     промышленность    Московской    области     -
правоохранительным органам  Московской области" (заказчики:  Главное
управление   региональной   безопасности   Московской   области    и
Министерство промышленности и науки Московской области);
     - "Территориальная информационная система Московской области на
2001-2005 годы"   (заказчик:   Министерство   экономики   Московской
области).
     В остальных        программах        вопросы         проведения
научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, испытаний  и
внедрения новых  разработок  в производственную  и социальную  сферы
явно находятся  на втором плане,  а в  ряде программ не  упоминаются
вообще.  Подавляющее   большинство  мероприятий,   предусматриваемых
программами,  сводится  к   поддержанию  или  ремонту   существующих
объектов, закупкам техники  (как правило, устаревшей) либо  созданию
новых объектов, реализованных на базе устаревших технологий.
     Такой подход приводит, во-первых, к консервации технологической
отсталости социальной  и  производственной  сфер,  а  во-вторых,   к
дальнейшей  деградации  научно-промышленного  комплекса   Московской
области,  чья  продукция   в  значительной  мере  ориентирована   на
государственный сектор  сбыта и  не находит  спроса. В  значительной
мере   это   определяется   отсутствием   развитого   инновационного
маркетинга и менеджмента как  в организациях, так и у  разработчиков
программ. В то же время откладывается создание специализированных по
сферам потребления инновационных центров.
     Существующее положение в распределении прав на интеллектуальную
собственность, созданную  при   поддержке  областного  бюджета,   не
способствует   привлечению  наиболее   перспективных   инновационных
решений для выполнения областных целевых программ.
     Кроме бюджетных средств и средств самих организаций  фактически
отсутствуют  частные  инвестиции  для  финансирования  инновационных
проектов.  Поэтому  требуется   создание  инвестиционных  систем   с
привлечением  финансовых   средств  из   бюджетных  и   внебюджетных
источников для развития инновационной экономики.
     Учитывая вышеизложенное, участники депутатских слушаний считают
целесообразным:
     1. Рекомендовать  Московской   областной   Думе  обратиться   к
Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации
с предложениями:
     1.1. Ускорить  процессы  прохождения документов  по  присвоению
статуса   "Наукоград   Российской   Федерации"   следующим   городам
Московской  области:   Жуковский,  Красноармейск,  Реутов,   Троицк,
Фрязино, Черноголовка,  Юбилейный, разработавшим программы  развития
как наукоградов  Российской  Федерации и  прошедшим все  необходимые
согласования.
     1.2. Рассмотреть  вопрос о  состоянии  и перспективах  развития
наукоградов  как  стратегического фактора  обеспечения  национальной
безопасности страны  и  как главных  "точек  роста" в  инновационном
развитии России.
     1.3. Рассмотреть возможность определения Московской области как
базового региона по  отработке  механизма государственной  поддержки
развития наукоградов и инновационной экономики.
     2. Рекомендовать Губернатору Московской области Громову Б.В.  и
Правительству Московской области:
     2.1. Подготовить предложения по внесению изменений в:
     2.1.1. Нормативные   правовые   акты,   регулирующие    процесс
разработки областных целевых программ, с целью введения обязательных
норм по стимулированию инновационной экономики.
     2.1.2. Концепцию  социально-экономического развития  Московской
области на 1997-2005 годы, отразив в ней основные принципы областной
научно-технической   политики,   в   том   числе   при    проведении
реструктуризации   оборонно-промышленного   комплекса,   выделив   в
качестве  приоритетов  развитие инновационной  экономики,  в  первую
очередь    через    процессы    в    наукоградах    и    территориях
научно-технического развития Московской области.
     2.2. Ускорить доработку и  внесение на рассмотрение  Московской
областной Думы областной целевой программы  "Социально-экономическое
развитие  территории   научно-технического  развития   "Подмосковные
технологии"  на  2002-2006  годы"  и привлечь  к  участию  в  данной
программе органы местного самоуправления муниципальных образований с
высокой концентрацией научно-промышленного потенциала.
     2.3. При  уточнении  областных целевых  программ  предусмотреть
возможность обеспечения первоочередного использования  инновационных
разработок  организаций  научно-промышленного  комплекса  Московской
области.
     2.4. Поручить      центральным      исполнительным      органам
государственной  власти Московской  области  - заказчикам  областных
целевых программ:
     2.4.1. Выявить   и   составить  перечень   проблем,   требующих
инновационных решений.
     2.4.2. Выявить и составить перечень разработанных инновационных
проектов и разработчиков этих проектов.
     2.4.3. Организовать   контроль    за   состоянием    реализации
инновационных проектов.
     2.4.4. Инициировать создание отраслевых инновационных центров.
     2.4.5. Предусмотреть   организацию   учебного   процесса    для
подготовки  (и  переподготовки)   кадров  для  сферы   инновационной
экономики.
     2.5. Разработать комплекс мероприятий по:
     2.5.1. Развитию   рынка   интеллектуальной   собственности    и
включению  в  хозяйственный  оборот  результатов  научно-технической
деятельности,  полученных  при  выполнении  государственных  заказов
предприятиями   и   научно-техническими   организациями   Московской
области,  а  также  в процессе  реструктуризации  и  изменения  форм
собственности в научно-промышленном комплексе Московской области.
     2.5.2. Привлечению   финансовых    средств   из    внебюджетных
источников для финансирования инновационных проектов.
     2.6. Подготовить проект  и  инициировать заключение  соглашения
между   Правительством   Российской   Федерации   и   Правительством
Московской области  о придании Московской  области статуса  базового
региона по  отработке  механизмов поддержки  развития наукоградов  и
инновационной экономики.
     2.7. Используя  положительный  опыт  соглашений   Правительства
Московской   области  с   Министерством   промышленности,  науки   и
технологий  Российской  Федерации   и  Российской  академией   наук,
инициировать   заключение    аналогичных   соглашений   с    другими
федеральными  структурами,   предусматривая   в  качестве   ключевых
вопросов развитие инновационной деятельности и отработку  механизмов
ее стимулирования и поддержки.
     2.8. При  корректировке   и  формировании  бюджета   Московской
области предусмотреть строку  "Субвенции на финансирование  программ
развития городов как  наукоградов Российской Федерации и  территорий
научно-технического  развития"   для   средств  поддержки   программ
развития  муниципальных  образований, получивших  статус  "Наукоград
Российской   Федерации",   а   также   муниципальных    образований,
подготовивших необходимые документы для получения данного статуса  и
прошедших  все необходимые  согласования  в органах  государственной
власти; и территорий научно-технического развития.
     2.9. Рассмотреть  возможность  включения  в  областные  целевые
программы   инновационных    проектов,   предложенных    участниками
депутатских     слушаний      -     представителями      организаций
научно-промышленного комплекса в ходе самих депутатских слушаний.
     2.10. Предложить органам местного самоуправления  муниципальных
образований Московской  области активно  стимулировать разработку  и
внедрение инновационных проектов на муниципальном уровне.

Информация по документу
Читайте также