Расширенный поиск

Решение Совета депутатов Химкинского муниципального района от 27.05.2004 № 41/8а

 



                         МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

            МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ "ХИМКИНСКИЙ РАЙОН"

                          СОВЕТ ДЕПУТАТОВ

                              РЕШЕНИЕ


                     от 27 мая 2004 г. N 41/8а


 Об утверждении Концепции по осуществлению изменения границ города
Химки Московской области и присвоения ему статуса городского округа


     Рассмотрев и  обсудив  Концепцию  по  осуществлению   изменения
границ города  Химки  Московской области  и  присвоения ему  статуса
городского  округа,  разработанную  в  соответствии  с   Федеральным
законом  N 131-ФЗ  от  06.10.2003  "Об общих  принципах  организации
местного самоуправления в Российской Федерации", Совет депутатов
     
     решил:
     
     Утвердить Концепцию по  осуществлению  изменения границ  города
Химки Московской области и присвоения ему статуса городского  округа
в представленном виде.
     
     
     Глава
     района В.В. Стрельченко
     
     
     
     Утверждено
     решением Совета депутатов
     муниципального образования
     "Химкинский район"
     Московской области
     от 27 мая 2004 г. N 41/8а
     
     
                             Концепция
   проекта по осуществлению изменения границ г. Химки Московской
         области и присвоения ему статуса городского округа
     
                              Введение
     
     Настоящая Концепция  определяет  принципы,  задачи  и  основные
подходы  к  решению  вопросов, связанных  с  предстоящим  изменением
границ  г.  Химки  Московской  области  и  присвоением  ему  статуса
городского округа, в условиях осуществляемой в Российской  Федерации
реформы местного самоуправления.
     Конституция Российской  Федерации,  закрепляя  основополагающие
принципы организации системы местного самоуправления (статьи 3, 130,
131, 132), оставляет  простор для гибкого  подхода к формированию  в
России  эффективно   функционирующей  модели  организации   местного
самоуправления. Принятый 06.10.2003  Федеральный закон N 131-ФЗ  "Об
общих  принципах организации  местного  самоуправления в  Российской
Федерации" (далее  -  Федеральный закон  N  131-ФЗ, Закон)  закрепил
возможность осуществления субъектами Российской Федерации нескольких
вариантов  территориальной  организации  местного  самоуправления  в
городах и районах.
     Пути построения  на  территории  Химкинского  района   наиболее
оптимальной  модели   организации  местного  самоуправления   должны
основываться  на  необходимости  обеспечения  конституционных   прав
граждан   на   осуществление   местного   самоуправления,    баланса
общегосударственных, региональных  и местных интересов,  обеспечения
стабильного комплексного социально-экономического развития г.  Химки
и   прилегающей   территории   с   учетом   экономико-географических
особенностей территории Химкинского района.
     
                      1. Цели и задачи проекта
     
     На современном  этапе   реформирования   и  развития   местного
самоуправления наиболее актуальными задачами являются:
     обеспечение наиболее   эффективного   осуществления    органами
местного самоуправления функций по удовлетворению основных жизненных
потребностей населения, связанных с местом его проживания;
     разграничение регулятивных,  исполнительно-распорядительных   и
контрольных полномочий в системе органов местного самоуправления;
     оптимизация механизмов      наделения     органов      местного
самоуправления отдельными государственными полномочиями;
     повышение ответственности  органов местного  самоуправления  за
исполнение полномочий по решению вопросов местного значения;
     развитие демократических  (самоуправленческих)  начал  местного
самоуправления.
     Цель данного проекта состоит в разработке и осуществлении в  г.
Химки и Химкинском районе Московской области в полном соответствии с
Федеральным   законом   N  131-ФЗ   такой   территориальной   основы
организации   местного   самоуправления,   которая   бы   обеспечила
возможность решения указанных задач.
     Концепция исходит  из  неизменности  соответствующих  положений
Конституции Российской Федерации  и Федерального  закона N 131-ФЗ  и
основывается на принципах:
     максимально эффективного        использования        потенциала
экономико-географического положения Химкинского района;
     обеспечения стабильного  комплексного  социально-экономического
развития г. Химки и прилегающей территории в границах  существующего
Химкинского района;
     обеспечения единства хозяйства системы городского расселения г.
Химки, г. Сходни и поселков Химкинского района;
     обеспечения выполнения    органами   местного    самоуправления
городского округа всех переданных им государственных полномочий.
     В соответствии  с Федеральным  законом  N 131-ФЗ  муниципальное
образование Химкинский  район  не может  быть  сохранено в  нынешнем
виде. Закон (статьи  2 и  11) содержит нормы  о том, что  территории
всех поселений, как ранее существовавших, так и вновь  образованных,
должны входить в состав муниципальных районов.
     Указанным Федеральным  законом  определены  типы  муниципальных
образований, в  число которых входят  городское поселение;  сельское
поселение;  муниципальный  район; городской  округ;  внутригородская
территория города федерального значения.
     Анализ всех    возможных     моделей    построения     местного
самоуправления на территории Химкинского района показал следующее.
     1. Вариант  сохранения  муниципального  образования  Химкинский
район при наделении г. Химки в нынешних границах статусом городского
округа,  наделении  иных  населенных пунктов  статусом  городских  и
сельских поселений.
     В соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ городской округ -
это городское поселение, наделенное компетенцией как поселения,  так
и муниципального района.  Его территория формируется  так же, как  и
территория других  городских поселений,  но  он не  входит в  состав
территории   муниципального   района.  Наделение   города   статусом
городского  округа   должно   осуществляться  субъектом   Российской
Федерации  только  при  наличии  в  городе  сложившейся  социальной,
транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного
решения  органами   местного  самоуправления  городского   поселения
вопросов  местного  значения   городского  округа  и   осуществления
отдельных государственных  полномочий, переданных указанным  органам
федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
     В то  же  время,   закрепив  возможность  наделения   городских
поселений статусом  городского  округа, Федеральный  закон N  131-ФЗ
устанавливает два очень важных ограничения:
     - городской  округ  не  должен  входить  в  состав  какого-либо
муниципального района;
     - наделение  города  статусом  городского  округа,  если  район
является  муниципальным  образованием, возможно  только  с  согласия
населения  как  города,  так  и  района,  которое  можно  просто  не
получить;
     - наделение  городского  поселения статусом  городского  округа
возможно лишь  при  наличии сложившейся  социальной, транспортной  и
иной  инфраструктуры,   необходимой  для  самостоятельного   решения
органами местного самоуправления  муниципального района, из  состава
которого  выходит  городской   округ,  вопросов  местного   значения
муниципального  района  и  осуществления  отдельных  государственных
полномочий, переданных указанным органам.
     Даже в случае согласия  населения как города,  так и района  на
наделение статусом  городского округа  г. Химки  в его  существующих
границах и выхода его  из состава Химкинского района третье  условие
выполнено быть не может, а значит, данный вариант бесперспективен.
     2. Вариант  сохранения  муниципального  образования  Химкинский
район в  существующих границах  при  наделении г.  Химки в  нынешних
границах статусом  городского поселения,  наделении иных  населенных
пунктов статусом городских и сельских поселений.
     Федеральным законом N 131-ФЗ  (часть 4 статьи 35)  установлено,
что количество  депутатов,  избираемых на  муниципальных выборах  от
одного поселения, не  может превышать  двух пятых от  установленного
количественного   состава    депутатов   представительного    органа
муниципального района.  Численность  же избирателей  в  г. Химки  не
позволит  удовлетворить  это   условие  при  соблюдении   требований
Федерального  закона "Об  основных  гарантиях избирательных  прав  и
права на  участие  в референдуме  граждан  Российской Федерации"  по
равенству    избирателей   в    округах    по   выборам    депутатов
представительного  органа  с  допустимым  отклонением  не  более  10
процентов. А это  значит, что город  либо следует наделить  статусом
городского    округа,   либо    решить    вопрос   о    формировании
представительного органа муниципального района (Химкинский район) из
глав  поселений,  входящих  в состав  муниципального  района,  и  из
депутатов представительных органов этих поселений. Оба эти  варианта
в настоящее время не реализуемы.
     Невозможность наделения г. Химки  статусом городского округа  в
его нынешних границах обоснована выше.
     Положительное же     решение     вопроса     о     формировании
представительного органа муниципального района (Химкинского  района)
из глав  поселений, входящих  в состав муниципального  района, и  из
депутатов представительных  органов этих  поселений вообще  возможно
только  при наличии  инициативы  представительных органов  указанных
поселений  и ее  поддержке  представительными органами  двух  третей
поселений.  Кроме того,  день  начала работы  сформированного  таким
образом представительного органа муниципального района не может быть
ранее  дня  истечения  срока  полномочий  представительного   органа
муниципального района,  сформированного путем муниципальных  выборов
(часть 5 статьи 35 Закона). Ответа на вопрос, как избежать указанной
коллизии, Закон не содержит.
     3. Вариант создания  городского округа, включающего  в себя  г.
Химки в границах существующего района.
     Всех указанных недостатков  позволяет избежать  соответствующий
требованиям Федерального закона N 131-ФЗ вариант создания городского
округа, включающего в себя г. Химки в границах существующего района.
Прилегающая   к   Москве   урбанизированная   с   высоким    уровнем
социально-экономического  развития  территория городского  округа  в
новых   границах   позволит    не   только   эффективно    развивать
хозяйственно-экономические  связи,  но  и  совершенствовать  систему
расселения на основе научно обоснованного баланса земель  различного
назначения,  сохранения   особо  охраняемых  природных   территорий,
сельскохозяйственных     угодий     и    местностей     с     ценным
историко-культурным наследием.
     Уже сегодня   целый  ряд   задач   по  оптимизации   управления
территорией г.  Химки практически нельзя  решать без  преобразования
его в городской округ в границах района. Причин здесь несколько. Это
и  сложившаяся   инфраструктура  Химкинского   района  как   единого
муниципального      образования      и      единого       городского
хозяйственно-экономического  комплекса,  и  относительно   небольшая
компактно заселенная территория, и наличие общих границ нынешнего г.
Химки  с  большинством  населенных  пунктов  района,  и  сложившееся
устойчивое управление экономикой территории района, территориальными
системами жизнеобеспечения населения, социальным климатом.
     Наделение г. Химки в новых границах статусом городского округа,
кроме того,   обеспечит   возможность   организации   зон    особого
градостроительного    и   специального    регулирования,    создания
необходимых инженерно-транспортных обустройств, обеспечит  городские
системы расселения территориальными резервами для их развития.
     
   2. Общая характеристика существующего правового регулирования
      вопросов территориальной основы местного самоуправления
     
     В настоящее  время  вопросы  территориальной  основы   местного
самоуправления регулируются:
     
                       На федеральном уровне
     
     Конституцией Российской Федерации (статья 131);
     Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих  принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации", который
полностью  вступает  в  силу  с  1  января  2006  года.   Исключение
составляют  положения,  для   которых  его  12  главой   "Переходные
положения" установлены иные сроки и порядок вступления в силу. Глава
12 Закона вступила в силу в день официального опубликования Закона -
08.10.2003  ("Российская  газета",  N  202,  08.10.2003).  При  этом
Федеральным законом N  131-ФЗ определено,  что положения его  11-16,
34-37  и  50  статей  вступают  в  силу  со  дня  его   официального
опубликования и до  1 января 2006  года применяются исключительно  к
правоотношениям,  возникающим  в  силу требований  статей  84  и  85
Закона. Сроки вступления в силу пункта 8 части 1 статьи 15 и  пункта
9 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ (организация охраны
общественного  порядка муниципальной  милицией  как вопрос  местного
значения   муниципального   района  и   городского   округа)   будут
установлены федеральным законом, определяющим порядок организации  и
деятельности муниципальной милиции;
     Федеральным законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих  принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в  ред.
Федеральных законов от 22.04.1996  N 38-ФЗ, от 26.11.1996 N  141-ФЗ,
от 17.03.1997  N  55-ФЗ, от  04.08.2000 N  107-ФЗ,  от 21.03.2002  N
31-ФЗ, от 07.07.2003 N 123-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ),  действующим
с  8  октября  2003  года  до  1  января  2006  года  в  части,   не
противоречащей главе 12 Федерального закона N 131-ФЗ;
     Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих  принципах
организации  законодательных  (представительных)  и   исполнительных
органов государственной  власти субъектов  Российской Федерации"  (в
ред. Федеральных  законов от  29.07.2000 N 106-ФЗ,  от 08.02.2001  N
3-ФЗ, от 07.05.2002 N 47-ФЗ, от 24.07.2002 N 107-ФЗ, от 11.12.2002 N
169-ФЗ, от 04.07.2003  N 95-ФЗ,  с изм., внесенными  постановлениями
Конституционного Суда Российской Федерации от 07.06.2000 N 10-П,  от
12.04.2002 N 9-П).
     
                    На уровне Московской области
     
     Уставом Московской области  (статьи 67  и 68)  (в ред.  Законов
Московской  области  от  04.02.1998  N  3/98-ОЗ,  от  29.06.1999   N
36/99-ОЗ, от 29.07.1999  N 52/99-ОЗ, от  05.01.2000 N 2/2000-ОЗ,  от
13.03.2000 N 15/2000-ОЗ, от 21.12.2000 N 93/2000-ОЗ, от 09.04.2001 N
61/2001-ОЗ,   от  22.06.2001   N   117/2001-ОЗ,  от   05.12.2001   N
199/2001-ОЗ,   от  04.10.2002   N   96/2002-ОЗ,  от   19.12.2002   N
152/2002-ОЗ,   от  02.07.2003   N   70/2003-ОЗ,  от   10.11.2003   N
144/2003-ОЗ,  от   06.02.2004  N  21/2004-ОЗ   с  изм.,   внесенными
определением Верховного  Суда Российской Федерации  от 09.07.2001  N
4-ГО-11);
     Законом Московской области от 13.06.1996 N 27/96-ОЗ "О  местном
самоуправлении  в Московской  области"  (в ред.  Законов  Московской
области  от 13.05.1999  N  24/99-ОЗ, от  21.06.1999  N 34/99-ОЗ,  от
29.12.2000 N 112/2000-ОЗ);
     Законом Московской  области  от  23.04.2004  N  57/2004-ОЗ   "О
порядке  установления  границ муниципальных  образований  Московской
области и  наделения  их статусом  городского, сельского  поселения,
городского округа, муниципального района";
     Законом Московской  области  от  24.11.2001  N  186/2001-ОЗ  "О
территории  развития  Московской  области  "Международный   аэропорт
"Шереметьево";
     Законом Московской  области   от  09.01.1997   N  4/97-ОЗ   "Об
организации  и  функциональном  зонировании  территории   Московской
области";
     постановлением Губернатора Московской  области от 02.08.1999  N
275-ПГ   "Об   установлении   границы   муниципального   образования
"Химкинский район".
     Устав Московской области, Законы Московской области "О  местном
самоуправлении  в  Московской  области" и  "О  порядке  установления
границ муниципальных образований  Московской области и наделения  их
статусом  городского,   сельского   поселения,  городского   округа,
муниципального района" разрабатывались на основе Федерального закона
от 28.08.1995  N  154-ФЗ "Об  общих  принципах организации  местного
самоуправления  в  Российской  Федерации"  и  по  этой  причине   до
01.01.2006  должны  быть  приведены  в  соответствие  с  Федеральным
законом N 131-ФЗ.
     
                      На муниципальном уровне
     
     Уставом муниципального образования "Химкинский район Московской
области".
     После наделения г. Химки статусом городского округа в срок до 1
июля 2005 года  должен  быть разработан  и  принят Устав  городского
округа "Химки",  соответствующий требованиям  Федерального закона  N
131-ФЗ.
     
               3. Пути достижения поставленных целей
     
     Принципиальным моментом на пути  решения вопросов об  изменении
границ  г.  Химки  Московской  области  и  присвоении  ему   статуса
городского  округа  является   сам  факт  принятия  новой   редакции
Федерального  закона  "Об   общих  принципах  организации   местного
самоуправления в Российской Федерации", ключевые положения  которого
направлены  на   изменение  принципов  территориальной   организации
местного   самоуправления,    разграничение    и   закрепление    за
соответствующим  территориальным  уровнем  местного   самоуправления
присущих ему  полномочий по  решению вопросов  местного значения,  а
также переданных государственных полномочий.
     Федеральный закон N 131-ФЗ  содержит все необходимые  ориентиры
для определения границ территорий муниципальных образований  каждого
типа с наделением их определенным статусом. Главные условия при этом
-  доступность  власти  населению  и  возможность   самостоятельного
решения  каждым муниципальным  образованием  установленных для  него
Законом вопросов местного значения.
     Данный Закон  позволяет  более  полно  реализовать  на  местном
уровне систему  межбюджетных отношений,  основные положения  которой
заложены в  Программе развития бюджетного  федерализма в  Российской
Федерации на  период  до 2005  года, предусматривающей  формирование
реальной финансовой и экономической основы местного самоуправления и
создание стимулов для развития доходной базы местных бюджетов.
     Согласно Закону   при    формировании   территории    поселений
обязательным  является  включение  в  их  состав  земель  населенных
пунктов, прилегающих  к  ним земель  общего пользования,  территорий
традиционного  природопользования жителей  поселения,  рекреационных
земель  и  земель  для   развития  поселения  независимо  от   формы
собственности и целевого назначения земель.
     Федеральный закон  N  131-ФЗ не  предусматривает  обязательного
изменения состава территорий,  границ и преобразования  существующих
муниципальных образований в  связи с  новыми требованиями. Однако  в
целях  совершенствования территориальной  организации  муниципальных
районов названные изменения могут быть проведены.
     В целом   положения   Конституции   Российской   Федерации    и
Федерального  закона  N  131-ФЗ  позволяют  органам  государственной
власти   Московской   области  с   целью   повышения   эффективности
осуществления  местного  самоуправления  провести  все   необходимые
изменения   территориальной   основы   местного   самоуправления   в
Химкинском районе.
     Исходя из  особенностей  территории  г.  Химки  и   Химкинского
района, отмеченных  выше,  наиболее предпочтительной  представляется
следующая последовательность решения вопросов:
     на первом   этапе   -   положительное   решение   совместно   с
администрацией Московской  области вопросов  о передаче  Химкинскому
району  части  территории  Солнечногорского  района,  прилегающей  к
населенному пункту  Усково, а  также села  Павельцево с  прилегающей
территорией,  административно подчиненного  в  настоящее время  пос.
Шереметьевский г. Долгопрудный;
     на втором  этапе   -  включение  всех   населенных  пунктов   и
территорий,   находящихся   в  настоящее   время   под   юрисдикцией
муниципального образования  "Химкинский  район", включая  территории
аэропорта   Шереметьево,    села   Павельцево,   части    территории
Солнечногорского района, прилегающей к населенному пункту Усково,  в
границы г. Химки, закрепление новых границ правовым актом Московской
области;
     на третьем  этапе -  присвоение  г.  Химки (в  новых  границах)
статуса  городского округа  путем  принятия соответствующего  закона
Московской области.
     После присвоения г. Химки (в новых границах) статуса городского
округа подлежат упразднению:
     Химкинский район   как   муниципальное   образование   и    как
административно-территориальная единица Московской области;
     все населенные пункты Химкинского  района, включенные в  состав
г. Химки в новых границах.
     Реализация положений      Концепции      потребует      большой
подготовительной работы по согласованию, картографическому  описанию
и  утверждению   новых   границ  г.   Химки,  принятия   необходимых
муниципальных   правовых   актов   Химкинского   района,   а   также
нормативного правового акта  Московской области об изменении  границ
г. Химки и закона Московской  области о присвоении г. Химки  статуса
городского округа.
     
     
     Руководитель Департамента
     законодательства и правовой работы
     Конгресса муниципальных образований
     Российской Федерации Б.В. Смирнов
     

Информация по документу
Читайте также