Расширенный поиск

Решение Совета депутатов Волоколамского муниципального района от 24.05.2012 № 19-3

 



                         МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

                 ВОЛОКОЛАМСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

                          СОВЕТ ДЕПУТАТОВ

                              РЕШЕНИЕ


                      от 24 мая 2012 г. N 19-3


 О Регламенте Совета депутатов Волоколамского муниципального района

     
     Заслушав и  рассмотрев   проект  Регламента  Совета   депутатов
Волоколамского   муниципального   района,   руководствуясь   Уставом
Волоколамского муниципального района, Совет депутатов Волоколамского
муниципального района
     
     решил:
     
     1. Утвердить   Регламент   Совета   депутатов    Волоколамского
муниципального района (прилагается).
     2. Решения  Совета   депутатов  Волоколамского   муниципального
района  от  28.03.2008   N  1-2   "О  Регламенте  Совета   депутатов
Волоколамского муниципального  района"  и от  04.04.2008  N 2-12  "О
Регламенте Совета  депутатов  Волоколамского муниципального  района"
признать утратившими силу.
     3. Контроль  за  исполнением настоящего  решения  возложить  на
председателя Совета  депутатов Волоколамского муниципального  района
Т.Н. Шаргаеву.
     
     
     Председатель Совета депутатов
     Волоколамского муниципального района Т.Н. Шаргаева
     
     
     
     Приложение
     к решению Совета депутатов
     Волоколамского муниципального района
     Московской области
     от 24 мая 2012 г. N 19-3
     
     
                             Регламент
       Совета депутатов Волоколамского муниципального района
     
     
                      Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
     
     Настоящий Регламент  определяет  порядок  работы  Совета,   его
органов     и      депутатов,      вопросы     финансирования      и
материально-технического  обеспечения   Совета   и  обязателен   для
исполнения всеми депутатами Совета.
     
     Статья 1.   Представительный  орган   местного   самоуправления
Волоколамского муниципального района
     
     Совет депутатов   Волоколамского   муниципального   района   (в
дальнейшем  -  Совет)  является  выборным  представительным  органом
местного самоуправления Волоколамского муниципального района.
     
     Статья 2.  Самостоятельность  решения вопросов,  относящихся  к
полномочиям Совета
     
     Совет самостоятельно   решает   вопросы,  относящиеся   к   его
полномочиям,  в соответствии  с  Конституцией Российской  Федерации,
законами  Российской   Федерации  и   Московской  области,   Уставом
Волоколамского  муниципального района,  а  также иными  нормативными
актами, принятыми Советом, настоящим Регламентом.
     
     Статья 3. Свободное коллективное обсуждение и решение вопросов
     
     Деятельность Совета  основывается  на  свободном   коллективном
обсуждении  и  решении  всех вопросов.  Не  допускается  принуждение
депутатов к решению вопросов на  заседании Совета, в какой бы  форме
оно ни проявлялось.
     
     Статья 4. Гласность работы Совета
     
     Работа Совета проводится открыто  и гласно. Открытые  заседания
Совета могут транслироваться по радио и телевидению.  Информационные
сообщения  о работе  Совета  публикуются  в  печати, а  также  могут
передаваться по радио и телевидению. Без решения Совета  запрещается
проносить на заседание Совета и использовать в ходе его фото-, кино-
и видеотехнику, а также средства радиосвязи и звукозаписи.
     Закрытые заседания Совета проводятся в случаях, предусмотренных
действующим законодательством Российской Федерации.
     
     Статья 5. Основы участия депутатов в работе Совета
     
     Депутаты Совета осуществляют свои  полномочия в соответствии  с
Уставом Волоколамского муниципального района.
     Отдельные депутаты по  решению Совета  могут осуществлять  свои
полномочия  на   постоянной  основе.  При   этом  депутаты   Совета,
работающие в нем на постоянной основе, не вправе:
     - заниматься предпринимательской деятельностью;
     - состоять  членом  управления коммерческой  организации,  если
иное не  предусмотрено  федеральными законами  или  если в  порядке,
установленном  муниципальным   правовым  актом   в  соответствии   с
федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации,  ему
не поручено участвовать в управлении этой организацией;
     - заниматься иной  оплачиваемой  деятельностью, за  исключением
преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При  этом
преподавательская, научная и  иная творческая деятельность не  может
финансироваться   исключительно   за   счет   средств    иностранных
государств,  международных  и иностранных  организаций,  иностранных
граждан  и  лиц   без  гражданства,   если  иное  не   предусмотрено
международным договором  Российской Федерации или  законодательством
Российской Федерации;
     - входить  в  состав  органов  управления,  попечительских  или
наблюдательных  советов,  иных  органов  иностранных  некоммерческих
неправительственных   организаций   и  действующих   на   территории
Российской  Федерации их  структурных  подразделений, если  иное  не
предусмотрено  международным  договором  Российской  Федерации   или
законодательством Российской Федерации.
     
     Статья 6.   Гарантии   осуществления   полномочий    депутатов.
Социальные гарантии депутатам
     
     Гарантии беспрепятственного   и   эффективного    осуществления
полномочий депутата в Совете устанавливаются Конституцией Российской
Федерации,  Федеральным  законом  "Об  общих  принципах  организации
местного   самоуправления    в   Российской   Федерации",    другими
федеральными законами, Уставом Волоколамского муниципального района.
     Социальные гарантии  депутатам   Совета,  осуществляющим   свои
полномочия  на  постоянной и  непостоянной  основе,  устанавливаются
федеральным законодательством, Уставом Волоколамского муниципального
района.
     
Статья 7. Полномочия Совета
     
     Полномочия Совета определяются  Федеральным  законом "Об  общих
принципах   организации   местного   самоуправления   в   Российской
Федерации", Уставом Волоколамского муниципального района.
     
     Статья 8. Обеспечение деятельности Совета
     
     1. Для   организационно-правового  и   материально-технического
обеспечения своей деятельности Совет использует штатных  сотрудников
Совета. Организационно-техническое и документационное  сопровождение
заседаний  Совета   осуществляет  аппарат  организационного   отдела
администрации муниципального района.
     Расходы по обеспечению деятельности Совета включаются отдельной
статьей в  бюджет  муниципального  района  и  утверждаются  решением
Совета.
     2. Смета расходов на обеспечение деятельности Совета включает в
себя следующие основные пункты:
     - оплата труда;
     - начисление на заработную плату;
     - командировочные расходы;
     - представительские расходы;
     - канцелярские и хозяйственные расходы;
     - транспортные расходы;
     - услуги связи;
     - текущие расходы;
     - обеспечение   бесперебойного   функционирования   технических
средств, используемых для подготовки и оформления документов.
     3. Утвержденная    Советом    смета    расходов    направляется
председателем  Совета  в  администрацию  муниципального  района  для
включения в проект  бюджета Волоколамского муниципального района  не
позднее  чем за  один  месяц  до установленного  срока  рассмотрения
проекта бюджета  Волоколамского муниципального  района на  заседании
Совета.
     
     Статья 9. Порядок изменения Регламента
     
     Решение об    изменении    Регламента    принимается    Советом
большинством голосов от установленного числа депутатов.
     
                     Глава II. СТРУКТУРА СОВЕТА
     
     Статья 10. Лица, организующие работу Совета
     
     В соответствии с  Уставом Волоколамского муниципального  района
Совет  состоит   из  шестнадцати   депутатов,  избираемых   жителями
Волоколамского муниципального  района  на основе  всеобщих и  прямых
выборов при тайном голосовании.
     Работу Совета  организует  председатель Совета,  избираемый  из
числа депутатов Совета.
     Права и обязанности председателя Совета определяются Положением
о председателе   Совета  депутатов   Волоколамского   муниципального
района.
     
     Статья 11. Коллегиальные органы Совета
     
     Для подготовки  проектов  решений Совета,  заключений  по  ним,
осуществления контрольных и иных функций Совет образует постоянные и
временные комиссии и рабочие группы.
     
     Статья 12. Постоянные комиссии Совета
     
     1. Постоянные комиссии Совета  действуют на основе Положения  о
постоянных  и временных  комиссиях  Совета депутатов  Волоколамского
муниципального района. Перечень  и наименование постоянных  комиссий
определяются решением Совета.
     2. При формировании постоянных комиссий голосование  проводится
по составу комиссии  в целом, а  затем по кандидатуре  председателя.
Персональный состав постоянных комиссий утверждается Советом.
     3. Заседание  постоянной  комиссии  правомочно,  если  на   нем
присутствует не менее 1/2 от общего числа членов комиссии. Заседания
постоянных комиссий  проводятся по  мере необходимости,  но не  реже
одного раза в месяц.
     4. Совет   вправе   изменить   состав   комиссии.    Полномочия
председателей и  членов  постоянных комиссий  могут быть  прекращены
досрочно решением Совета по  их просьбе, а  также в связи с  другими
обстоятельствами (частым отсутствием на заседаниях, недобросовестным
отношением  к  выполнению  своих  обязанностей  и  др.).  Вопрос   о
прекращении  их  полномочий  включается  в  повестку  дня  заседания
Совета.
     
     Статья 13. Временные органы Совета
     
     1. Временными    органами     Совета    являются     временные,
согласительные, редакционные и иные комиссии.
     2. Временные  органы  образуются  решением  Совета,  в  котором
устанавливаются персональный  состав,  цели и  задачи, полномочия  и
срок работы соответствующего временного органа.
     В состав  временных  органов  могут  входить  должностные  лица
администрации Волоколамского муниципального района и специалисты.
     
     Статья 14. Председательствующий
     
     В соответствии с  Уставом Волоколамского муниципального  района
председатель  Совета  выполняет  функции  председательствующего   на
заседаниях  Совета.  При  временном  отсутствии  (болезнь,   отпуск,
командировка)  председателя заседания  проводит  один из  депутатов,
избранный  большинством  голосов  от  установленной  численности  по
решению Совета депутатов.
     
     Статья 15. Функции и права председательствующего
     
     1. Председательствующий:
     - открывает и закрывает заседание Совета, объявляет перерывы  в
заседании;
     - обеспечивает   соблюдение    настоящего   Регламента    всеми
участниками  заседания,  поддерживает  порядок в  зале  заседаний  в
соответствии со ст. 30 настоящего Регламента;
     - ставит на обсуждение вопросы утвержденной повестки дня;
     - предоставляет слово для докладов и выступлений;
     - оглашает   вопросы,   справки,   заявления   и   предложения,
поступившие к нему в письменном виде;
     - организует прения;
     - после  окончания  прений  обобщает  и  оглашает  предложения,
поступившие по обсуждаемому вопросу;
     - ставит на голосование вопросы, требующие принятия решения;
     - проводит подсчет голосов при голосовании;
     - объявляет (оглашает) результаты голосования;
     - подписывает протокол заседания Совета;
     - подписывает решения, заявления,  обращения и иные  документы,
принятые на заседании.
     2. Председательствующий вправе:
     - задавать  вопросы  выступающему  для  уточнения  формулировки
внесенного им предложения;
     - вносить    собственные    предложения    или    компромиссные
формулировки,  не снимая  с  голосования  ни одного  из  предложений
депутатов без их согласия.
     3. Председательствующий не вправе:
     - высказываться  по  существу  обсуждаемого  вопроса  во  время
выступления других лиц;
     - прерывать  выступление  участника  заседания,  если  тот   не
выходит  за  рамки  отведенного   времени  и  не  нарушает   правила
настоящего Регламента;
     - комментировать выступающих.
     
     Статья 16. Секретарь заседания Совета
     
     Функции секретаря  на  заседании   Совета  выполняет  один   из
специалистов  организационного отдела  администрации  Волоколамского
муниципального района.
     
     Статья 17. Обязанности секретаря заседания Совета
     
     Секретарь заседания Совета:
     - регистрирует  присутствующих  депутатов и  других  участников
заседания;
     - ведет протокол заседания;
     - ведет   подсчет   голосов  по   вопросам,   поставленным   на
голосование;
     - следит  за   соблюдением  Регламента   во  время   проведения
заседания;
     - оформляет и подписывает протокол заседания.
     
     Статья 18. Депутаты Совета
     
     1. Основными  формами  деятельности депутатов  Совета  являются
участие  в  заседаниях  Совета,  работа  в  постоянных  и  временных
комиссиях  Совета  и  комиссиях  при  администрации   Волоколамского
муниципального района, а также работа в избирательном округе.
     2. На заседании Совета депутат имеет право:
     2.1. Избираться и быть избранным в органы Совета.
     2.2. Высказывать мнение  по  персональному составу  создаваемых
Советом органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых Советом.
     2.3. Предлагать  вопросы  для  рассмотрения  Советом,   ставить
вопросы о внесении  на рассмотрение Совета проектов,  в том числе  о
внесении изменений в действующие решения.
     2.4. Вносить предложения о заслушивании отчета любой постоянной
комиссии либо должностного лица Совета.
     2.5. Ставить  вопрос  о  недоверии  составу  образованных   или
избранных Советом органов и избранным им должностным лицам.
     2.6. Вносить в Совет предложения  и замечания по повестке  дня,
по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов, поправки  к
проектам решений и другим актам Совета.
     2.7. Вносить  в Совет  предложения  о необходимости  проведения
проверок   исполнения   нормативных   актов   Совета   учреждениями,
организациями,  предприятиями  всех  форм  собственности,  а   также
общественными       (общественно-политическими)       организациями,
расположенными на территории Волоколамского района.
     2.8. Вправе  обращаться  с  запросами  к  главе  Волоколамского
муниципального  района,   руководителям  структурных   подразделений
администрации Волоколамского муниципального района.
     2.9. Вносить предложения о  проведении депутатских проверок  по
любому вопросу, относящемуся к ведению Совета.
     2.10. Вносить предложения о необходимости разработки нового или
изменений действующего   распорядительного  и   нормативно-правового
акта, вносить проекты этих актов или изменений.
     2.11. Участвовать  в прениях,  задавать  вопросы докладчикам  и
содокладчикам, а также председательствующему на заседании, требовать
ответ  и  давать   оценку  ему,   выступать  с  обоснованием   своих
предложений и по мотивам голосования, давать справки.
     2.12. Вносить поправки к проектам принимаемых Советом актов.
     2.13. Оглашать на заседаниях обращения граждан, имеющие, по его
мнению, общественное значение.
     2.14. Знакомиться с протоколами заседаний Совета.
     2.15. На  включение  в протокол  заседания  Совета  переданного
председательствующему текста выступления,  не оглашенного в связи  с
прекращением прений.
     2.16. Пользоваться  другими правами,  установленными  настоящим
Регламентом.
     3. Депутат Совета депутатов имеет право обращаться с  запросами
к  должностным  лицам  органов  государственной  власти   Московской
области, государственным органам Московской области, государственным
учреждениям  Московской  области,  органам  местного  самоуправления
Московской   области,   руководителям  учреждений   и   предприятий,
руководителям  местных   общественных  объединений,   осуществляющих
деятельность на территории Московской  области, в том числе к  главе
Волоколамского  муниципального   района,   его  заместителям,   иным
должностным  лицам  органов местного  самоуправления,  руководителям
предприятий, организаций, общественных организаций, расположенных на
территории Волоколамского муниципального района. Порядок  оформления
и подачи депутатских обращений и запросов определяется Положением  о
порядке  рассмотрения  депутатских обращений  и  запросов  депутатов
Совета  депутатов  Волоколамского муниципального  района  Московской
области.
     
     Статья 19.   Постоянный  представитель   главы   Волоколамского
муниципального   района    в    Совете   депутатов    Волоколамского
муниципального района
     
     1. Постоянный представитель главы Волоколамского муниципального
района обеспечивает  представление  интересов  главы  Волоколамского
муниципального района  и  способствует реализации  его полномочий  в
Совете депутатов Волоколамского муниципального района.
     2. Постоянный представитель главы Волоколамского муниципального
района обеспечивает   взаимодействие  администрации   Волоколамского
муниципального   района    с   Советом   депутатов    Волоколамского
муниципального района.
     3. В     своей    деятельности     постоянный     представитель
руководствуется  Конституцией  Российской  Федерации,   федеральными
конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными
правовыми актами Российской  Федерации, Уставом Московской  области,
законами  Московской   области,  постановлениями  и   распоряжениями
Губернатора  Московской   области,  постановлениями   Правительства,
нормативно-правовыми  актами   органов  местного  самоуправления   и
настоящим Регламентом.
     4. Постоянный   представитель   назначается   и   освобождается
распоряжением главы Волоколамского муниципального района.
     
    Глава III. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАСЕДАНИЙ СОВЕТА
     
     Статья 20. Планирование заседаний Совета
     
     1. Заседания Совета проводятся,  как правило, в соответствии  с
планами работы,  составляемыми с учетом  предыдущих решений  Совета,
планов  экономического и  социального  развития и  целевых  программ
развития Волоколамского муниципального района.
     2. План работы Совета составляется на год.
     3. Предложения  к  составлению  плана  работы  Совета  вносятся
постоянными комиссиями,  группами  депутатов, отдельными  депутатами
Совета, главой Волоколамского муниципального района.
     4. Проекты  планов работы  Совета  готовит председатель  Совета
совместно с председателями депутатских комиссий, и согласует проекты
с  главой  Волоколамского  муниципального  района,  и  выносит   для
принятия  на заседании  Совета  не позднее  25  числа предыдущего  к
планируемому периоду месяца.
     5. План работы Совета утверждается простым большинством голосов
от установленного числа депутатов Совета.
     
     Статья 21. Подготовка заседаний Совета
     
     1. Повестку дня заседания Совета готовит председатель Совета на
основе плана  работы  Совета   и  вопросов,  требующих   экстренного
решения, с учетом степени готовности проектов решений.
     2. Вопросы, вносимые на заседание Совета, готовят:
     - депутатские  комиссии   с   участием  соответствующих   служб
администрации, а также  при необходимости организаций и  учреждений,
работающих на  территории района,  с привлечением  квалифицированных
специалистов-экспертов;
     - депутаты, на  которых  в соответствии  с утвержденным  планом
работы возложена ответственность за их подготовку.
     Внеплановые вопросы к  заседанию Совета готовятся  инициаторами
их внесения.
     3. Повестка   дня    согласуется   с   главой    Волоколамского
муниципального района или уполномоченным им представителем в  части,
касающейся деятельности администрации.
     4. При    отсутствии    согласования    глава    Волоколамского
муниципального района представляет Совету мотивированное  заключение
по  тем  пунктам,  включение  которых  в  повестку  дня  он  считает
нецелесообразным. По тем  пунктам, по  которым не получено  согласие
главы Волоколамского муниципального района, проводится  голосование,
и они вносятся в повестку  дня, если за их включение проголосует  не
менее половины от установленного числа депутатов.
     5. По каждому пункту повестки дня вносятся следующие документы:
     - формулировка  наименования пункта  повестки  дня с  указанием
инициаторов включения вопроса в повестку дня;
     - проект решения Совета  депутатов по данному вопросу  повестки
дня.
     6. Председатель  Совета депутатов  или  уполномоченное им  лицо
имеют  право   на  внесение  редакционных   правок  в   формулировку
наименования пункта повестки дня.
     7. Проекты  решений по  вопросам  повестки  дня, если  иное  не
предусмотрено специальным решением Совета, должны:
     - содержать указание на автора проекта;
     - учитывать имеющиеся решения по данному вопросу и увязывать  с
ними вносимые  предложения (включать пункт  о признании  утратившими
силу ранее принятых документов или их отдельных пунктов);
     - определять в  случае  необходимости источник  финансирования,
ответственных за исполнение, срок вступления решений в силу;
     - иметь  на первом  экземпляре  визы или  заключения  правового
отдела  администрации,  заместителя  главы  администрации  по  общим
вопросам, а также исполнителей, упомянутых в проекте решения.
     По решению  Совета  может проводиться  независимая  юридическая
экспертиза проекта решения. В  случае несогласия с проектом  решения
дается   отрицательное   заключение.  Возражения   и   отрицательные
заключения не препятствуют включению вопросов в повестку дня;
     - иметь визу или заключение главы Волоколамского муниципального
района или заместителей  главы  администрации на  проект решения  по
вопросу:
     утверждения бюджета  Волоколамского  муниципального  района   и
отчета о его исполнении;
     связанному с  необходимостью   внесения   изменений  в   бюджет
Волоколамского муниципального района;
     утверждения программ и планов социально-экономического развития
Волоколамского муниципального района;
     принятия Устава Волоколамского муниципального района и внесения
в него изменений;
     назначения местного референдума;
     - иметь в качестве приложения:
     замечания комиссий,  правового  отдела,  главы   Волоколамского
муниципального района, не нашедшие отражения во вносимом проекте;
     перечень поправок, если они переданы авторам проекта.
     8. Если рассматриваемый вопрос является нормативно-правовым, то
Совету, кроме проекта  решения, представляется  проект Положения  по
данному вопросу, согласованный  с заместителем главы  администрации,
отвечающим  за реализацию  рассматриваемого  Положения, либо  лицом,
уполномоченным на это  главой Волоколамского муниципального  района.
При отсутствии согласования вопрос может быть включен в повестку дня
в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящей статьи.
     9. Вышеназванные  документы  представляются  в  организационный
отдел администрации не  позднее чем за 5  дней до заседания  Совета.
Проект решения, подготовленный с нарушением установленного порядка и
сроков,  включается  только  в  раздел  "Информационные   сообщения"
повестки  дня.  Рассмотрение  вопроса  из  раздела   "Информационные
сообщения" с  целью  принятия решения  возможно  лишь по  отдельному
решению Совета.
     10. Папка с проектами решений, справками и другими  материалами
к заседанию Совета предоставляется депутатам Совета, а также  другим
заинтересованным лицам  не позднее  чем  за один  день до  заседания
Совета.
     
     Статья 22. Право внесения в Совет проектов нормативных правовых
актов муниципального образования
     
     1. Право внесения в  Совет проектов нормативных правовых  актов
Волоколамского муниципального района принадлежит:
     а) главе Волоколамского муниципального района;
     б) председателю Совета депутатов Волоколамского  муниципального
района;
     в) депутатам  Совета  депутатов  Волоколамского  муниципального
района;
     г) постоянным и временным органам Совета;
     д) населению в форме народной правотворческой инициативы.
     2. Проекты нормативных правовых актов, исходящие от структурных
подразделений администрации  Волоколамского  муниципального  района,
организаций и учреждений, общественных объединений и иных лиц, могут
быть внесены в Совет лицами  и органами, указанными в первом  пункте
настоящей статьи.
     
     Статья 23. Условия внесения проектов нормативных правовых актов
Волоколамского муниципального района в Совет
     
     1. Необходимым условием внесения  в Совет проекта  нормативного
правового акта является представление:
     а) текста проекта нормативного правового акта;
     б) обоснования   необходимости   его   принятия,    включающего
развернутую  характеристику проекта  нормативного  правового акта  с
указанием его целей,  основных положений,  места в правовой  системе
Волоколамского    муниципального    района,   а    также    прогноза
социально-экономических и иных последствий его принятия;
     в) справки    о    состоянии    правового    регулирования    в
соответствующей сфере;
     г) перечня  нормативных  правовых  актов,  отмены,   изменения,
дополнения которых потребует принятие данного нормативного правового
акта;
     д) предложений о  разработке иных  нормативных правовых  актов,
принятие  которых  необходимо для  реализации  данного  нормативного
правового акта;
     е) финансово-экономического  обоснования  (в  случае   внесения
проекта нормативного правового  акта, реализация которого  потребует
дополнительных материальных и иных затрат).
     2. Необходимым условием внесения  в Совет проекта  нормативного
правового  акта о  внесении  изменений  и дополнений  в  действующие
нормативные  правовые акты  либо  о  признании их  утратившими  силу
является представление:
     а) текста проекта нормативного правового акта;
     б) обоснования необходимости внесения изменений и дополнений  в
соответствующий действующий нормативный правовой акт либо  признания
его утратившим силу;
     в) финансово-экономического  обоснования  (в  случае   внесения
изменений и дополнений, реализация которых потребует  дополнительных
материальных и иных затрат).
     3. Проект нормативного  правового  акта о  введении или  отмене
местных   налогов,  освобождении   от   их  уплаты,   о   финансовых
обязательствах  Волоколамского   муниципального   района,  а   также
предусматривающий  расходы,  покрываемые за  счет  средств  местного
бюджета,  вносится в  Совет  при наличии  положительного  заключения
соответствующих     структурных     подразделений      администрации
Волоколамского муниципального района.
     4. Проекты бюджета,  программ, планов  социально-экономического
развития,  схема  управления  Волоколамского  муниципального  района
вносятся в Совет главой Волоколамского муниципального района.
     5. Непосредственно   в  текст   внесенного   в  Совет   проекта
нормативного правового акта включаются следующие положения:
     а) о сроках и порядке вступления в силу нормативного  правового
акта;
     б) предложение должностным лицам о приведении их правовых актов
или актов возглавляемых ими органов в соответствие с вновь  принятым
нормативным правовым актом.
     6. В   документах,   представляемых   при   внесении    проекта
нормативного  правового  акта  в  Совет,  указываются  инициаторы  и
разработчики  проекта,  а  также  органы  местного   самоуправления,
организации и учреждения, общественные объединения и отдельные лица,
принимавшие участие в его подготовке.
     
     Статья 24. Правомочность заседания Совета
     
     1. Заседание считается  правомочным, если  на нем  присутствует
более  половины  от  установленного числа  депутатов.  В  заседаниях
Совета   депутатов   в   соответствии   с   Уставом   Волоколамского
муниципального  района   принимает   участие  глава   Волоколамского
муниципального   района    или   постоянный   представитель    главы
Волоколамского муниципального района.
     2. Перед  началом   каждого   заседания  секретарем   заседания
проводится поименная  регистрация присутствующих  депутатов. В  ходе
заседания ведется дополнительная регистрация депутатов, прибывших на
заседание  после  его  начала  либо  покинувших  заседание  до   его
окончания. По инициативе председательствующего на заседании,  любого
из депутатов перед  каждым голосованием может проводиться  уточнение
количества присутствующих депутатов.
     
     Статья 25. Присутствие на заседании Совета
     
     1. Присутствие на  каждом  заседании Совета  является одной  из
основных обязанностей депутата.  О невозможности своего  присутствия
на заседании  Совета депутат должен  заранее уведомить  председателя
Совета,  штатного  сотрудника  Совета  либо  организационный   отдел
администрации не позднее чем за пять часов до начала заседания.
     2. Уважительными  причинами  отсутствия депутата  на  заседании
могут  быть  признаны  его болезнь,  нахождение  в  командировке,  в
отпуске, другие особые обстоятельства.
     3. Приглашенные  на заседание  Совета  лица для  обсуждения  по
определенному вопросу имеют все права, предусмотренные для депутата,
кроме  права  участвовать  в голосовании.  Список  приглашенных  лиц
готовится депутатом, ответственным за подготовку вопроса, выносимого
на заседание Совета.  Председательствующий на заседании  информирует
депутатов о составе и числе лиц, приглашенных на заседание Совета.
     Депутаты, пригласившие по  собственной инициативе на  заседание
Совета  отдельных  граждан  или  организации,  информируют  об  этом
председателя Совета не позднее чем за 1 день до заседания Совета.
     4. Представители   средств   массовой   информации,    трудовых
коллективов,  общественных  объединений,  органов   территориального
общественного самоуправления, граждане имеют право присутствовать на
открытых заседаниях Совета, уведомив об этом председателя Совета  не
позднее чем за 1 день до заседания Совета.
     
     Статья 26. Сроки, место и время проведения заседаний Совета
     
     1. Заседания  Совета  проводятся  не реже  одного  раза  в  три
месяца, как правило,  в зале заседаний администрации  Волоколамского
муниципального района.
     2. Заседание Совета  начинается,  как правило,  в  10 часов  00
минут  и  заканчивается,  как  правило, не  позднее  19  часов;  при
необходимости Совет  может продлить  время своего  заседания, в  том
числе с переносом заседания на следующий день.
     3. Перерывы в заседании делаются через каждые два часа на 15-25
минут; на  каждом   заседании   Совет  вправе   принять  решение   о
дополнительном перерыве или о продлении времени перерыва.
     
     Статья 27. Первое заседание Совета
     
     1. Первое   заседание   вновь  избранного   Совета   созывается
председателем территориальной избирательной комиссии  Волоколамского
района  не позднее  чем  через  30 дней  со  дня избрания  Совета  в
правомочном составе.
     2. Первое    заседание     Совета    открывает     председатель
территориальной избирательной комиссии Волоколамского муниципального
района,   который  также   ведет   заседание  Совета   до   избрания
председателя Совета депутатов Волоколамского муниципального района.
     
     Статья 28. Проведение очередного заседания Совета
     
     1. Очередное заседание  Совета  проводится в  дни, указанные  в
утвержденном плане работы Совета.
     2. На  заседании  Совета  кроме  протокола  заседания   ведется
аудиозапись  заседания  путем  аудиозаписи при  помощи  диктофона  с
последующим хранением в течение полугода полученных  аудиоматериалов
в  качестве  аудиозаписи.  Ведение аудиозаписи  заседания  Совета  и
хранение    аудиоматериалов    обеспечивает    секретарь     Совета.
Аудиоматериалы   должны   храниться   в   месте,   недоступном   для
бесконтрольного и общего пользования (в сейфе, несгораемом шкафу или
др.). Свободный доступ  к аудиоматериалам имеют только  председатель
Совета и специалисты организационного отдела администрации.
     3. Аудиозапись  заседания Совета  может  быть расшифрована  при
возникновении  спорных ситуаций  по  содержанию протокола  заседания
Совета.  Расшифровка  аудиозаписи  производится  председателем   или
секретарем Совета в присутствии депутата, предъявившего претензии  к
протоколу. Копирование аудиозаписи заседаний Совета не допускается.
     
     Статья 29. Созыв внеочередных заседаний Совета
     
     1. По требованию главы Волоколамского муниципального района или
председателя Совета, а также не менее одной трети от  установленного
числа депутатов Совета Совет собирается на внеочередное заседание.
     2. Если  инициатива   созыва  внеочередного  заседания   Совета
исходит  от  главы  Волоколамского  муниципального  района  или   от
депутатов, подписанное ими  требование о созыве Совета  направляется
председателю  Совета.  Если   инициатором  созыва  Совета   является
председатель   Совета,   он  направляет   письменное   извещение   о
необходимости созыва заседания Совета депутатам Совета.
     3. Инициаторы созыва  внеочередного заседания должны  письменно
указать предлагаемые к  рассмотрению вопросы и привести  обоснование
срочности их рассмотрения.
     4. Председатель Совета  созывает внеочередное заседание  Совета
не позднее чем через пять дней после поступления требования о созыве
заседания  Совета. Дата  проведения  внеочередного заседания  Совета
согласуется с инициаторами проведения заседания.
     5. Телефонограмма   или   извещение  о   созыве   внеочередного
заседания Совета вручается депутату не  позднее чем за один день  до
проведения заседания.
     
     Статья 30. Особенности проведения закрытых заседаний Совета
     
     1. В  целях  охраны государственной  тайны,  неприкосновенности
частной  жизни,  нераспространения  конфиденциальной  информации,  а
также в иных случаях  по решению большинства депутатов Совета  Совет
вправе проводить закрытое заседание (закрытое рассмотрение вопроса).
     Лица, не являющиеся депутатами Совета, могут присутствовать  на
закрытом заседании Совета по решению Совета.
     2. Председательствующий    на   закрытом    заседании    Совета
информирует присутствующих  на заседании лиц  о правилах  проведения
закрытого заседания  и об ограничениях  в отношении  распространения
информации, составляющей государственную или иную охраняемую законом
тайну.
     3. Депутаты, другие лица, присутствующие на закрытом  заседании
Совета,  вправе  использовать  полученную  на  заседании  информацию
только  в  соответствии  с  ограничениями,  установленными   нормами
законодательства,  а  также   решениями  Совета  для  каждого   вида
информации.
     
     Статья 31. Соблюдение порядка на заседании Совета
     
     1. Во время заседания Совета не допускаются:
     - выступления без разрешения председательствующего;
     - использование    выступающими    в   своей    речи    грубых,
оскорбительных,  некорректных  выражений   (в  том  числе  в   адрес
конкретных лиц), призывов  к незаконным и насильственным  действиям,
использование своего  выступления в противоречии  с характером  либо
целью обсуждения,  сознательное нарушение установленного  регламента
выступлений;
     - какие-либо выступления (в том числе председательствующего) во
время голосования с момента  оглашения первого предложения,  которое
ставится на голосование;
     - уход депутата с заседания Совета без объяснения причин;
     - высказывания с места  и другие  нарушения порядка лицами,  не
являющимися членами Совета.
     2. Для    поддержания     порядка    на    заседании     Совета
председательствующий вправе:
     - призвать  выступающего  соблюдать  Регламент,  придерживаться
сущности обсуждаемого вопроса;
     - сделать  замечание  участнику  заседания  при  нарушении   им
порядка на заседании или требований Регламента;
     - сделать   выступающему   предупреждение  при   нарушении   им
требований, изложенных в предыдущем пункте;
     - лишить выступающего слова после второго предупреждения;
     - предложить  покинуть  зал  заседания  лицам,  не   являющимся
депутатами Совета, в случае нарушения ими порядка;
     - объявить перерыв в заседании, если невозможно сразу устранить
нарушение порядка.
     3. После  объявления  депутату двух  предупреждений  в  течение
одного заседания Совета председательствующий может объявить депутату
порицание от имени  Совета с занесением в  протокол, а также  лишить
депутата права на выступление по обсуждаемому вопросу либо до  конца
заседания Совета.
     4. Лица,  не являющиеся  депутатами  Совета и  не  пользующиеся
правом совещательного голоса,  не имеют  права вмешиваться в  работу
Совета,   обязаны  воздерживаться   от   проявления  одобрения   или
неодобрения,   соблюдать   порядок   и   подчиняться   распоряжениям
председательствующего на заседании Совета.
     
          Глава IV. ПОРЯДОК ОБСУЖДЕНИЯ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
     
     Статья 32. Формирование повестки дня заседания Совета
     
     1. Повестка дня  заседания составляется, как  правило, из  пяти
частей:
     - основные вопросы;
     - разное;
     - организационные вопросы;
     - информационные сообщения;
     - проведение "часа администрации".
     2. Основными являются вопросы рассмотрения проектов нормативных
правовых актов Волоколамского муниципального района и иные  вопросы,
требующие подготовки и предварительного обсуждения в органах  Совета
в установленном порядке.
     В "Разное" относятся вопросы организации деятельности депутатов
и Совета, вопросы, решение  которых имеет порученческий характер,  и
иные  вопросы, не  требующие  предварительной проработки  в  органах
Совета.
     К организационным   вопросам   относятся  вопросы   выборов   и
утверждения должностных лиц Совета, вопросы о недоверии  должностным
лицам Совета, об утверждении и изменении состава органов Совета.
     К информационным  сообщениям  относятся заявления  и  обращения
депутатов,  сообщения должностных  лиц  и руководителей  структурных
подразделений администрации  Волоколамского муниципального района  и
иные вопросы, носящие информационный характер.
     Проекты решений по вопросам, отнесенным к части "Разное", могут
не в полной мере удовлетворять указанным выше требованиям. Вопрос  о
готовности  таких  проектов  к  рассмотрению  на  заседании   Совета
решается при утверждении повестки дня.
     3. Проект    повестки    дня    заседания    Совета    вносится
председательствующим на обсуждение  после открытия заседания.  После
принятия проекта  повестки дня заседания  за основу  рассматриваются
предложения  по дополнениям  и  изменениям повестки  дня  заседания.
Правом  на  внесение  таких предложений  обладают  депутаты,  органы
Совета. После принятия решения  по каждому предложению повестка  дня
заседания утверждается в целом.
     
     Статья 33. Порядок рассмотрения и принятия решений по  вопросам
повестки дня заседания Совета
     
     1. Процедура  рассмотрения  и  принятия  решений  по   вопросам
повестки дня заседания включает:
     - доклад  по   проекту  решения,  который   делают  автор   или
представитель авторов (депутат), представитель депутатской комиссии,
проблемной  группы,  глава Волоколамского  муниципального  района  и
заместитель главы администрации;
     - содоклад;  право  на  содоклад  имеют  председатель   Совета,
председатели    депутатских    комиссий,    глава     Волоколамского
муниципального района, заместители главы администрации;
     - ответы докладчика на вопросы;
     - прения по докладам;
     - заключительное  слово  докладчика для  ответа  на  замечания,
высказанные в ходе прений;
     - голосование по принятию проекта решения за основу  (докладчик
имеет  право по  согласованию  с  другими авторами  проекта  решения
внести в него изменения перед голосованием);
     - рассмотрение  и  голосование  по каждой  поправке  к  проекту
решения,  принятому за  основу  (автор  поправки  может снять  ее  с
голосования,   редакционные    поправки   могут   приниматься    без
голосования);
     - голосование по принятию  решения в  целом со всеми  принятыми
поправками.
     2. При  наличии альтернативных  проектов  решений по  вопросам,
включенным  в повестку  дня  заседания Совета,  и  при условии,  что
каждый из них подготовлен в установленном Регламентом порядке, Совет
заслушивает доклады  по каждому  из этих проектов.  После прений  по
докладам  перед  голосованием   за  основу  Совет  путем   открытого
справочного голосования  (ведется подсчет  только голосов,  поданных
"за") определяет, какой  из проектов принимается  за основной, и  по
нему проводятся все последующие процедуры рассмотрения.
     3. Если  проект  решения  не  принят  за  основу,  то  он  либо
отклоняется, либо отправляется  авторам на  доработку или для  этого
решения создается  специальная редакционно-согласительная  комиссия.
Если проект решения принят  за основу, а число поступивших  поправок
достаточно велико, то рассмотрение проекта решения откладывается  до
следующего заседания для  анализа и систематизации авторами  проекта
поступивших  поправок.  Если   проект  решения  принят  за   основу,
проведено голосование по всем поправкам, но проект решения не принят
"в целом", то  решением Совета создается специальная  согласительная
комиссия для подготовки к следующему заседанию Совета предложений по
дальнейшему рассмотрению проекта решения.
     
     Статья 34. Порядок прений
     
     1. Председательствующий на заседании Совета предоставляет слово
для выступления в прениях депутатам в порядке поступления письменных
или устных  заявок  на  выступление.  При  изменении  этого  порядка
председательствующий  излагает  соответствующие  аргументы.  Депутат
выступает на заседании Совета только после предоставления ему  слова
председательствующим.
     Остальные лица, присутствующие на заседании, вправе выступить в
прениях с разрешения председательствующего.
     Председательствующий вправе выступать в прениях вне очереди; он
также вправе  предоставить  слово  для  выступления  в  прениях  вне
очереди главе  Волоколамского муниципального района,  представителям
прокуратуры.
     2. Прения  прекращаются   по  решению  Совета,   если  за   это
проголосовало  не   менее  половины   присутствующих  на   заседании
депутатов.  В   случае   принятия  решения   о  прекращении   прений
председательствующий обязан  предоставить одну  минуту каждому,  кто
предварительно заявил об участии в  прениях и если он настаивает  на
выступлении.
     
     Статья 35. Порядок рассмотрения поправок
     
     1. При обсуждении поправок  к проекту решения выступают  только
автор поправки и докладчик.
     2. Принятие поправки к тексту  требует при голосовании того  же
типа   большинства,   в   соответствии   с   которым   был    принят
соответствующий текст.
     3. Поправки к тексту  вносятся в  письменном виде; в  отдельных
случаях Совет может принять решение об обсуждении и принятии  устных
поправок.
     4. Каждая поправка  обсуждается и голосуется  в соответствии  с
последовательностью той  части текста,  к которой  она относится,  в
порядке поступления  поправок; председательствующий вправе  изменить
указанную последовательность с учетом важности поправок.
     5. Если поправка  представляет собой дополнение  к тексту,  она
ставится на  голосование до  самого текста; если  она направлена  на
отмену или замену  текста, на голосование  ставится сам текст;  если
данный текст принимается, поправка считается отвергнутой.
     6. Если  к  одной  и  той же  части  текста  внесено  несколько
поправок,  то  вначале  рассматривается  та  из  них,  принятие  или
отклонение которой делает излишним рассмотрение других поправок.
     7. Внесенные поправки могут голосоваться одновременно, если  ни
один из  депутатов  не потребует  отдельного  голосования по  каждой
поправке;  не   ставятся  на   голосование  поправки   редакционного
характера, а  также поправки, внесенные  с нарушением  установленных
сроков или требований к их форме.
     
     Статья 36. Принятие проекта решения или другого документа
     
     1. Любой  документ  (решение,  заявление,  декларация,   другой
документ)  Совета  может  быть  принят  сразу  в  целом  либо  путем
голосования по отдельным  частям (по  пунктам, статьям, разделам)  с
последующим принятием  в целом;  текст также может  быть перед  этим
принят за основу с последующим внесением в него поправок.
     2. Принятие  проекта  документа  за  основу  означает  согласие
Совета с концепцией текста и  его основными положениями и влечет  за
собой необходимость доработки текста путем внесения в него поправок,
в том числе на заседании Совета.
     Рассмотрение предложений о  поправках к обсуждаемому  документу
проводится только  после  принятия проекта  указанного документа  за
основу.
     Принятие проекта  документа  за  основу  должно  сопровождаться
указанием о сроках и процедуре внесения поправок в него.
     3. Если проект документа не  принят за основу, он  возвращается
авторам  (инициаторам  рассмотрения  вопроса)  для   соответствующей
доработки (переработки).
     4. Правовые акты (решения)  Совета вступают  в силу в  порядке,
определенном Уставом Волоколамского муниципального района.
     
     Статья 37. Порядок рассмотрения информационных сообщений
     
     1. Процедура рассмотрения информационных сообщений включает:
     а) сообщение;
     б) ответы  докладчика   на  вопросы  в   связи  с   заслушанным
сообщением.
     2. Информационное  сообщение   принимается   к  сведению.   Для
принятия  иного решения,  содержащего  поручения по  проработке  или
реализации обозначенных  в сообщении вопросов,  Совет может  принять
решение о  переносе заслушанного информационного  сообщения в  часть
"Разное" повестки заседания.
     
     Статья 38. Время для выступлений
     
     1. Выступающим на заседании Совета предоставляется слово:
     - для доклада - до 10 минут;
     - для содокладов - до 7 минут;
     - для  выступления  в  прениях, для  оглашения  обращений,  для
информационных сообщений - до 5 минут;
     - для повторных выступлений, а также при постатейном обсуждении
решений Совета - до 3 минут;
     - по  порядку  ведения  заседания,  для  сообщений,  заявлений,
справок,  вопросов, выдвижения  кандидатур,  выступления по  мотивам
голосования, внесения предложений, запросов - до 3 минут. Докладчику
и содокладчику по мотивам голосования слово не предоставляется;
     - для ответов  на вопросы  и дачи  разъяснений -  в пределах  3
минут и может быть предоставлено председательствующим вне очереди.
     2. Время, отведенное на вопросы докладчику и содокладчику,  как
правило, не должно превышать 10 минут.
     3. Для  рассмотрения  каждого вопроса  повестки  дня  отводится
определенное время. Время обсуждения вопроса - не более одного часа,
если   Советом   не   принято  другого   решения.   При   превышении
установленного времени вопрос снимается с обсуждения, если Совет  не
примет решение о его продлении.
     4. Контроль за временем осуществляет председательствующий.
     
          Глава V. ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
     
     Статья 39. Характер большинства для принятия решения
     
     1. Для  принятия  решения   о  самороспуске,  освобождении   от
должности председателя Совета, о  внесении изменений и дополнений  в
Устав Волоколамского муниципального района необходимо большинство  в
две трети от установленного числа депутатов.
     2. Для принятия решений по другим вопросам достаточно  простого
большинства от установленного числа депутатов.
     3. Отмена или изменение Советом своего решения требует того  же
типа большинства, в соответствии  с которым было принято  отменяемое
(изменяемое) решение.
     4. По вопросам,  требующим простого  большинства, Совет  вправе
принять решение без  голосования (по  принципу консенсуса), если  ни
один из депутатов  не возражает против соответствующего  предложения
председательствующего. Без голосования по общему согласию  депутатов
могут  приниматься  решения  по процедуре,  решения  о  протокольных
записях, имеющие характер поручений Совета депутатам, органам Совета
и его должностным лицам.
     5. Повестка дня заседания  Совета утверждается большинством  от
присутствующих депутатов.
     
     Статья 40. Принципы организации голосования
     
     1. Любой   вопрос   (кроме   вопроса   о   проведении   тайного
голосования)  может  быть  поставлен на  голосование  по  требованию
председательствующего или любого из депутатов.
     2. Предложение  ставится  на  голосование при  условии,  что  к
моменту   голосования  аргументы   "за"   и  "против"   обсуждаемого
предложения  сформулированы  достаточно  ясно  и  полно  и  депутаты
получили   возможность   определить   свою   позицию.    Предложение
(поправка),  выносимое на  голосование,  формулируется в  лаконичной
утвердительной форме и не должно допускать различных толкований.
     3. Перед  началом  голосования  председательствующий   называет
количество  предложений,  ставящихся  на  голосование,  уточняет  их
формулировки,  напоминает,  какой  тип  большинства  требуется   для
принятия данного  решения, и по  требованию депутатов  предоставляет
слово по мотивам голосования.
     4. Перед   каждым   голосованием   депутатам    предоставляется
возможность для  выступлений по мотивам  голосования с  обозначением
причин,  по  которым   они  будут   голосовать  "за"  или   "против"
предлагаемого решения либо воздержатся при голосовании.
     
     Статья 41. Открытое и тайное голосование
     
     1. Открытое голосование  является  основным видом  голосования;
оно проводится путем одновременного поднятия руки каждым  депутатом.
Открытое  решающее  голосование  может  быть  поименным.  Решение  о
проведении  поименного   голосования   принимается  по   предложению
депутатов,  главы  Волоколамского  муниципального  района  или   его
представителя, если за это предложение проголосовало не менее  одной
трети установленного числа депутатов Совета.
     Поименное голосование проводится путем непосредственного опроса
депутатов в зале заседания.
     2. Тайное  голосование  проводится  при  решении   персональных
вопросов,  по   требованию  большинства   от  установленного   числа
депутатов - также и по другим вопросам.
     Персональным считается  вопрос,   связанный  с   установлением,
изменением  или   сохранением   должностного  положения   (статуса),
присвоением  почетного   звания,   награждением  конкретного   лица,
выражением  должностному  лицу  недоверия либо  привлечением  его  к
ответственности.
     
     Статья 42. Повторное голосование
     
     1. В соответствии  с  решением Совета  повторное голосование  в
течение одного  заседания по  одному и тому  же вопросу  допускается
один раз  и  проводится по  требованию председательствующего,  главы
Волоколамского муниципального района или любого из депутатов.
     2. Основанием для проведения повторного голосования могут  быть
нарушение  настоящего  Регламента,  ошибка  при  подсчете   голосов,
противоречие   принятого    решения   другим   нормативным    актам,
недостоверность информации, использованной при принятии решения.
     Повторное голосование является  окончательным, а  первоначально
принятое решение считается при этом недействительным.
     
     Статья 43. Право на голосование
     
     Депутаты Совета  обязаны  лично  осуществлять  свое  право   на
голосование. Время на голосование определяется председательствующим.
Депутат, который отсутствовал во время голосования, не вправе подать
свой голос позже.
     
     Статья 44. Проведение открытого голосования
     
     1. При  проведении  открытого  голосования  сначала  по  общему
правилу выясняется число голосующих  "за", затем - число  голосующих
"против" и, наконец, - число воздержавшихся.
     2. Результаты  открытого  голосования  отражаются  в  протоколе
заседания.
     
     Статья 45. Проведение тайного голосования
     
     1. Для  проведения  тайного   голосования  и  определения   его
результатов Совет избирает из числа депутатов открытым  голосованием
счетную комиссию в  количестве трех человек;  в счетную комиссию  не
могут входить  лица,  в отношении  которых  проходит голосование,  а
также председатель Совета.
     Счетная комиссия избирает на первом заседании из своего состава
председателя и  секретаря  комиссии; решения  принимаются  комиссией
большинством голосов от числа избранных членов комиссии.
     2. Тайное голосование  проводится  с использованием  бюллетеней
для  тайного  голосования,  которые  изготавливаются  под  контролем
счетной комиссии по форме и в количестве, устанавливаемым ею,  имеют
маркировку, препятствующую  изготовлению дополнительного  количества
бюллетеней кем-либо помимо счетной комиссии; бюллетени выдаются  под
расписку  только   тем  депутатам,   которые  зарегистрированы   как
присутствующие на заседании.
     3. Бюллетень   должен    содержать   альтернативные    варианты
голосования,  в том  числе  при  наличии одной  формулировки  (одной
кандидатуры), - слова "за", "против", "воздержался".
     4. Тайное  голосование  осуществляется  путем  вычеркивания   в
бюллетене вариантов голосования либо фамилии кандидатов.
     5. При тайном  голосовании депутат не  вправе голосовать  более
чем  за  один  из  вариантов  голосования.  Бюллетень,  по  которому
невозможно установить  волеизъявление голосующего депутата,  счетная
комиссия признает недействительным.
     
    Глава VI. ПОВТОРНОЕ РАССМОТРЕНИЕ СОВЕТОМ АКТОВ НОРМАТИВНОГО
 ХАРАКТЕРА, ОТКЛОНЕННЫХ ГЛАВОЙ ВОЛОКОЛАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
     
     Статья 46.    Порядок    отклонения    главой    Волоколамского
муниципального  района   актов   нормативного  характера,   принятых
решением Совета
     
     1. Акт   нормативного   характера,  принятый   Советом,   после
подписания    соответствующего    решения    председателем    Совета
направляется  через   организационный   отдел  администрации   главе
Волоколамского муниципального района для подписания и опубликования.
Если глава  Волоколамского  муниципального района  в течение  десяти
дней  с  момента  поступления к  нему  акта  нормативного  характера
отклоняет его, Совет повторно рассматривает данный акт.
     2. К  письму  главы  Волоколамского  муниципального  района  об
отклонении акта  нормативного характера  прилагаются новая  редакция
акта либо изменения отдельных  его разделов, глав, частей и  пунктов
либо сообщается о нецелесообразности принятия его в целом.
     
     Статья 47. Рассмотрение Советом отклоненного акта  нормативного
характера
     
     1. Повторное  обсуждение  правового акта  на  заседании  Совета
начинается с выступления главы Волоколамского муниципального  района
или его официального представителя, затем открываются прения.
     2. Итогом рассмотрения решения Совета может быть:
     - одобрение  правового  акта в  редакции,  предложенной  главой
Волоколамского муниципального района;
     - согласие   с    отдельными   изменениями   правового    акта,
предложенными главой Волоколамского муниципального района;
     - согласие с предложениями главы Волоколамского  муниципального
района о нецелесообразности принятия правового акта;
     - одобрение правового акта в ранее принятой редакции.
     3. Если председательствующий ставит на голосование  предложение
о  принятии  нормативного  акта  в  редакции  главы   Волоколамского
муниципального  района, решение  считается  принятым, если  за  него
проголосовало  более  половины  от  установленного  числа  депутатов
Совета.
     4. В случае если  проводится голосование по редакции  отдельных
разделов, глав, статей, их частей и пунктов в редакции, предложенной
главой Волоколамского муниципального  района, то перед  голосованием
каждого  из предложений  слово  предоставляется представителю  главы
Волоколамского  муниципального  района,  а  затем  депутату  Совета,
готовившему заключение. Решение по отдельному предложению  считается
принятым,   если   за   него   проголосовало   более   половины   от
установленного числа депутатов Совета.
     5. Если председательствующий ставит на голосование  предложение
главы  Волоколамского  муниципального  района  о  нецелесообразности
издания правового  акта, решение  считается принятым,  если за  него
проголосовало не менее 2/3 от установленного числа депутатов Совета.
     6. Если председательствующий ставит на голосование  предложение
Совета  о  повторном  принятии  правового  акта  в  редакции,  ранее
принятой  Советом,  то  решение считается  принятым,  если  за  него
проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов
Совета. В случае принятия данного решения правовой акт в тот же день
направляется   главе   Волоколамского   муниципального   района   на
подписание.  В  случае отказа  главы  Волоколамского  муниципального
района от подписания повторно принятого правового акта он  считается
принятым без  его подписи.  В  случае изменения  содержания акта  он
направляется главе  Волоколамского муниципального  района как  вновь
принятый.
     
Глава VII. ПОРЯДОК РЕШЕНИЯ СОВЕТОМ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ, ОТНЕСЕННЫХ К
                            ЕГО ВЕДЕНИЮ
     
     Статья 48.  Реализация  Советом  законодательной  инициативы  в
органах государственной власти Московской области
     
     1. Законопроекты и предложения, вносимые в Московскую областную
Думу в порядке  законодательной  инициативы, должны  соответствовать
требованиям к  законопроектам, установленным Регламентом  Московской
областной Думы.
     2. Законодательная инициатива оформляется:
     - как проект нового закона;
     - как  проект  закона   о  внесении  изменений  в   действующее
законодательство   в   виде  конкретных   нормативных   предписаний,
дополняющих нормы права, изменяющих  их полностью или частично  либо
признающих утратившими силу;
     - как   законодательные   предложения   внести   изменения    в
действующее   законодательство    без   формулирования    конкретных
нормативных предписаний;
     - как законодательное предложение принять закон по  какому-либо
вопросу.
     3. Законодательное предложение  Совет может  готовить по  своей
инициативе, в том числе  в процессе разработки заключения на  проект
закона Московской области, поступивший из Московской областной Думы.
     4. Вопрос о законодательной  инициативе, как правило,  ставится
отдельным  пунктом  в  повестку  дня  заседания  Совета.   Депутатам
обеспечивается возможность не позднее чем за пять дней  ознакомиться
с   текстом  проекта   закона   или  законодательного   предложения,
пояснительными  записками  и  другими  документами,  относящимися  к
проекту закона или законодательного предложения.
     5. Решение  Совета  выступить  с  законодательной   инициативой
принимается  после  обсуждения  законопроекта  или  законодательного
предложения на заседании Совета. Решение считается принятым, если за
него проголосовало большинство присутствующих депутатов. При этом  в
решении должно  быть не  только поддержано  предложение выступить  с
законодательной инициативой,  но и одобрен  текст законопроекта  или
законодательного предложения и пояснительных к ним материалов.
     6. Совет  определяет,  кто будет  представлять  законопроект  в
соответствующем органе  государственной  власти Московской  области,
при этом в данном случае могут выступить соответственно председатель
Совета или глава Волоколамского муниципального района,  председатель
постоянной  комиссии   Совета  или   руководитель  рабочей   группы,
готовившей проект, депутаты Совета, специалисты.
     7. В Московскую областную Думу представляется проект закона или
законодательное предложение  вместе  с  развернутой  характеристикой
целей, задач и основных положений законопроекта или законодательного
предложения,  их  места  в  системе  действующего   законодательства
Московской области.
     
     Статья 49. Порядок принятия Устава и внесения изменений в Устав
Волоколамского муниципального района
     
     1. В  случае если  Устав  Волоколамского муниципального  района
принимается Советом (а не референдумом), для разработки его  проекта
Совет формирует рабочую  группу из депутатов Совета,  представителей
администрации и сторонних специалистов.
     2. Проект Устава  и предлагаемые  изменения Устава  обсуждаются
Советом в двух чтениях.
     При рассмотрении  Советом  проекта Устава  рассматриваются  его
основные  положения,  делается   общая  оценка  концепции   проекта,
анализируется соответствие  его Конституции  Российской Федерации  и
федеральным законам, Уставу и законам Московской области.
     С докладом о  концепции проекта  Устава выступает  председатель
комиссии по подготовке Устава. В обсуждении проекта Устава принимают
участие глава Волоколамского муниципального района, депутаты Совета,
специалисты.
     3. Решение  по  проекту  Устава и  по  предлагаемым  изменениям
Устава, рассмотренным в первом  чтении, считается принятым, если  за
него  проголосовало  не  менее  половины  от  установленного   числа
депутатов Совета.
     В случае принятия проекта Устава или изменения в Устав в первом
чтении они направляются главе Волоколамского муниципального  района;
Совет  публикует  их  в  печати,  организует  и  проводит  публичные
слушания по проекту Устава или изменения в Устав, устанавливает срок
подачи замечаний и предложений к  проекту для внесения их на  второе
чтение.
     4. Рабочая группа  изучает  замечания и  предложения к  проекту
Устава, поступившие от  главы Волоколамского муниципального  района,
жителей Волоколамского муниципального  района, проводит их анализ  и
обобщение. Все поступившие материалы к проекту Устава подлежат затем
рассмотрению на заседании Совета.
     5. При повторном  чтении  проекта Устава  в  Совете с  докладом
выступает  председатель   рабочей  группы.   Докладчик  сообщает   о
поступивших замечаниях и предложениях и результатах их  рассмотрения
рабочей группой.
     6. По  результатам  обсуждения проекта  Устава  и  предлагаемых
изменений  Устава  во  втором  чтении  Совет  принимает  решение  об
окончательном принятии Устава  или изменения в Устав  Волоколамского
муниципального района.
     Устав Волоколамского муниципального района принимается Советом,
если за  это  решение   проголосовало  не   менее  двух  третей   от
установленного числа депутатов Совета, после чего он направляется на
подписание  главе   Волоколамского   муниципального  района.   Глава
Волоколамского муниципального района  в течение  десяти дней со  дня
поступления  решения  вправе   возвратить  его  в  Совет   депутатов
Волоколамского муниципального района  для повторного рассмотрения  с
мотивированным отказом. Если  при повторном рассмотрении за  решение
проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов
Совета,  то  оно   вступает  в  силу   без  согласования  с   главой
Волоколамского муниципального  района. В случае  принятия решения  в
иной редакции оно  направляется главе Волоколамского  муниципального
района как вновь принятое.
     7. Текст  Устава публикуется  в  средствах массовой  информации
после  его  государственной  регистрации  в  уполномоченном   органе
юстиции.
     
     Статья 50.  Осуществление  контроля  Советом  за  деятельностью
органов и должностных лиц местного самоуправления
     
     1. Совет не  реже одного  раза в год  заслушивает отчеты  главы
Волоколамского муниципального  района  о деятельности  администрации
района.
     2. Депутаты  (или  депутат)  Совета могут  обратиться  к  главе
Волоколамского  муниципального  района  с  письменным  запросом.   В
запросе  кратко излагается,  какую  информацию желательно  получить.
Запрос подписывается депутатами (депутатом) и подается  председателю
Совета или в случае отсутствия председателя лицу, его замещающему.
     3. Председательствующий  передает   письменные  запросы   главе
Волоколамского муниципального района  для письменного ответа.  Ответ
на запрос оглашается и при необходимости выносится для обсуждения на
очередном  заседании  Совета  с  приглашением  главы  Волоколамского
муниципального района.
     4. В  случае  нарушения Конституции  РФ,  федеральных  законов,
Устава  и  законов  Московской  области,  решений  Совета  Совет   в
соответствии с Уставом  Волоколамского муниципального района  вправе
обратиться   к   главе  Волоколамского   муниципального   района   с
предложением  по изменению  или  отмене его  постановления,  приказа
должностного лица администрации. Глава Волоколамского муниципального
района на обращение дает мотивированный ответ в течение десяти дней.
     5. Совет вправе образовывать контрольные и ревизионные комиссии
для осуществления  контроля   за   деятельностью  органов   местного
самоуправления,  образуемых  главой  Волоколамского   муниципального
района  в  соответствии  с  Уставом  Волоколамского   муниципального
района, а также муниципальных предприятий, учреждений,  организаций.
В состав комиссии могут  входить депутаты Совета, а также  граждане,
проживающие  на  территории Волоколамского  района.  Члены  комиссии
избираются на заседании  Совета тайным голосованием. Члены  комиссии
имеют  право  безотлагательного  приема  всеми  должностными  лицами
органов   местного  самоуправления,   руководителями   муниципальных
предприятий, учреждений,  организаций и незамедлительного  получения
информации от указанных должностных лиц.
     6. Полномочия,  порядок   работы  и  обеспечения   деятельности
контрольных  комиссий   устанавливаются  решением  Совета.   Решения
контрольных  и  ревизионных комиссий  обязательны  для  рассмотрения
всеми   должностными   лицами   органов   местного   самоуправления,
руководителями муниципальных предприятий, учреждений, организаций. О
принятых мерах должно быть сообщено комиссии в течение трех дней  со
дня получения решения комиссии.
     7. Для  осуществления  контроля  за  деятельностью  органов   и
должностных лиц администрации на заседаниях Совета может проводиться
"час   администрации"   в   соответствии  с   Положением   о   "часе
администрации".
     
     Статья 51. Принятие решения о самороспуске Совета
     
     1. В соответствии с федеральным законодательством Совет  вправе
объявить о досрочном прекращении своих полномочий.
     2. Решение  о  досрочном   прекращении  полномочий  Совета   по
причинам,  устанавливаемым  Уставом  Волоколамского   муниципального
района, принимается не менее чем 2/3 голосов от установленного числа
депутатов.
     
    Глава VIII. ОФОРМЛЕНИЕ ПРОТОКОЛОВ ЗАСЕДАНИЙ И РЕШЕНИЙ СОВЕТА
     
     Статья 52. Содержание протокола
     
     На заседании Совета  секретарем заседания  ведется протокол.  В
протоколе заседания Совета указываются:
     а) наименование  Совета,  порядковый номер  заседания,  дата  и
место проведения заседания;
     б) сведения  о председательствующем  на  заседании и  секретаре
заседания,  числе присутствовавших  и  отсутствовавших на  заседании
депутатов (с указанием причин отсутствия);
     в) сведения   о    лицах,   приглашенных    на   заседание    и
присутствовавших на заседании по приглашению;
     г) повестка  дня заседания  с  указанием инициаторов  включения
вопросов в повестку;
     д) фамилии  докладчиков,  других  выступавших,  а  также   лиц,
задававших вопросы  или написавших  вопросы председательствующему  в
письменном  виде;  при  необходимости указываются  и  другие,  кроме
фамилий, персональные данные (должность, место работы и т.п.);
     е) сведения об основных моментах обсуждения каждого вопроса,  о
принятых  Советом  решениях  и  результатах  голосования  по  ним  с
поименным перечислением депутатов при поименном голосовании.
     
     Статья 53. Приложение к протоколу
     
     К протоколу заседания прилагаются:
     - решения и другие документы, принятые Советом;
     - тексты  принятых (утвержденных)  Советом  нормативных и  иных
актов,  заявлений,  обращений,  других  документов  (за  исключением
носящих процедурный характер);
     - тексты        поправок,        предложенных        депутатами
(председательствующим) в  письменном виде,  к текстам  рассмотренных
Советом документов;
     - переданные председательствующему тексты выступлений депутатов
и приглашенных   лиц,  не   получивших   возможности  выступить   на
заседании;
     - тексты  депутатских  запросов   и  вопросов,  поступивших   к
председательствующему в письменном виде, тексты ответов на них;
     - бюллетени  тайного  голосования и  соответствующие  протоколы
счетной комиссии.
     К протоколу не могут приобщаться в качестве приложений  тексты,
которые  не  были  оглашены, вручены,  распространены  на  заседании
Совета  либо в  отношении  которых  на  заседании не  было  заявлено
просьбы о приобщении их к протоколу.
     
     Статья 54. Оформление и распространение протоколов
     
     Протокол заседания  Совета  оформляется  секретарем   заседания
Совета,  как  правило,  в десятидневный  срок  с  момента  окончания
заседания. Если в  течение трех дней  после оформления протокола  не
будет  заявлено  возражений   против  содержания  записи,   протокол
подписывается  председательствующим   на   заседании  и   секретарем
заседания.   При    отсутствии   на    двенадцатый   день    подписи
председательствующего на заседании протокол вместо него  подписывает
председатель Совета.
     После соответствующего  оформления  протокола  каждый   депутат
вправе получить  один  экземпляр копии  протокола (части  протокола)
открытого заседания  или  любого приложенного  к  нему текста,  если
ранее он не получал этих материалов.
     По требованию   председательствующего,   группы   депутатов   в
количестве не  менее восьми человек  оформленный протокол  открытого
заседания  (его  часть),  а  также  любой  текст  из  приложенных  к
протоколу открытого  заседания  материалов должен  быть передан  для
опубликования в средства массовой информации.
     С оформленным   протоколом   открытого   заседания   Совета   и
приложенными   к   нему   материалами   вправе   знакомиться   лица,
приглашенные  на  это  заседание  либо  выступавшие  на   заседании,
представители   СМИ,   а  при   наличии   организационно-технических
возможностей также и другие жители Волоколамского района.
     
     Статья 55. Хранение протоколов
     
     Протоколы заседаний   и   приложения    к   ним   хранятся    в
организационном  отделе  администрации в  течение  срока  полномочий
Совета данного  созыва, а  затем сдаются  в архив  в соответствии  с
правилами ведения делопроизводства.
     
     Статья 56. Оформление решений Совета
     
     Решения, принятые на  заседании Совета, оформляются  секретарем
Совета  в  семидневный   с  момента   окончания  заседания  срок   и
подписываются председателем Совета.
     Каждый депутат  вправе получить  один  экземпляр копии  решения
Совета после его соответствующего оформления.
     Не позднее  пяти  дней  после  оформления  решения  Совета  оно
направляется заинтересованным  лицам и исполнителям,  а также  главе
Волоколамского  муниципального  района  и  городскому  прокурору   с
оформлением при этом специального реестра рассылки.
     
     Статья 57. Контроль исполнения решений Совета
     
     1. Контроль  исполнения  каждого  решения  Совета  осуществляют
председатель Совета и депутат, на которого возложена эта обязанность
в соответствии с данным решением.
     2. Отчет  об  исполнении  решений  включается  в  повестку  дня
заседания Совета не реже одного раза в три месяца.
     3. Выполненное   решение  снимается   с   контроля.  В   случае
невыполнения  Совет  либо  продлевает  срок  его  исполнения,   либо
назначает   повторное   слушание   данного   вопроса   с   подробным
рассмотрением причин его невыполнения.
     
      Глава IX. РАБОТА ДЕПУТАТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ, УЧРЕЖДЕНИЯМИ И
                           ОРГАНИЗАЦИЯМИ
     
     Статья 58. Работа с заявлениями и письмами граждан, учреждений,
предприятий и организаций
     
     1. Заявления и  письма, поступающие в  Совет, регистрируются  в
Совете.  При  регистрации  документа  ему  присваивается  порядковый
номер.  Председатель Совета  распределяет  поступающие документы  на
исполнение  председателям  постоянных комиссий  или  непосредственно
депутатам.
     Депутатские запросы регистрируются в Совете.
     2. Срок исполнения  по письмам  граждан не  должен превышать  1
месяца,  отсчитываемого  от  дня  регистрации.  Исполнитель  готовит
письменный ответ  по  существу вопросов,  адресуя  его заявителю,  и
передает   его  председателю   Совета.   Штатный  сотрудник   Совета
обеспечивает печатание ответа на бланке Совета, подписывает ответ  у
председателя Совета и отправляет его адресату.
     3. Допускается прием  заявлений от  граждан в  устной форме  по
телефону или на  личном приеме  депутата, работающего на  постоянной
основе.
     
     Статья 59. Формы работы депутата с населением
     
     Работа депутата  с населением  осуществляется,  как правило,  в
следующих формах:
     - путем рассмотрения заявлений  на заседаниях Совета, при  этом
возможно присутствие заявителя на заседании;
     - путем  рассмотрения   заявлений   на  заседании   депутатских
комиссий (постоянных или  временных), при этом возможно  присутствие
заявителя на заседании;
     - отчетов депутатов  Совета  перед избирателями  Волоколамского
муниципального района,  проводимых не  реже 1  раза в  год, а  также
информирования избирателей  о своей работе  через средства  массовой
информации;
     - путем  привлечения  граждан  к работе  в  качестве  помощника
депутата.
     
     Статья 60. Депутатский прием
     
     1. График депутатского  приема утверждается  Советом исходя  из
удобства времени приема для избирателей и условий работы  депутатов,
работающих на непостоянной основе.
     2. Регулярность депутатского  приема -  не реже  одного раза  в
месяц.
     
 Глава X. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕПУТАТОВ С АДМИНИСТРАЦИЕЙ ВОЛОКОЛАМСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА, МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМАМИ
     
     Статья 61.  Взаимодействие  Совета  депутатов  и  администрации
Волоколамского муниципального района
     
     Совет депутатов и  администрация Волоколамского  муниципального
района взаимодействуют  исходя из  интересов жителей  Волоколамского
муниципального района,  единства целей  и задач  в решении  районных
проблем.  На   заседаниях  рабочих   органов  администрации   вправе
присутствовать, выступать, предлагать  проекты решений и поправки  к
ним депутаты Совета.  На заседаниях Совета  депутатов и его  органов
вправе  присутствовать  представители  администрации  Волоколамского
муниципального района.
     Депутат Совета   пользуется    правом   внеочередного    приема
руководителем  и  должностными лицами  администрации  Волоколамского
муниципального  района. Депутат  вправе  прийти  на прием  вместе  с
лицами, необходимыми для решения вопроса.
     
     Статья 62. Права главы Волоколамского муниципального района при
взаимодействии с Советом
     
     Осуществляя взаимодействие  с  Советом,  глава   Волоколамского
муниципального района вправе:
     - участвовать в открытых и закрытых заседаниях Совета;
     - требовать созыва внеочередного заседания Совета;
     - вносить  на  рассмотрение   Совета  проекты  правовых   актов
Волоколамского муниципального района и проекты решений Совета;
     - выступать с докладом или содокладом по вопросам повестки  дня
заседаний Совета;
     - выступать вне очереди на заседаниях Совета;
     - делегировать на заседание Совета представителей администрации
Волоколамского муниципального  района   с  правом  их   приоритетных
выступлений;
     - давать заключения по проектам правовых и  нормативно-правовых
актов Волоколамского муниципального района, проектам решений Совета,
предлагать поправки к проектам, делегировать право внесения поправок
своему официальному представителю.
     
     Статья 63. Взаимодействие  депутатов с  Московской областной  и
Государственной Думами
     
     1. Работа    депутатов    Совета    депутатов    Волоколамского
муниципального  района  с  Московской  областной  и  Государственной
Думами осуществляется, как правило, в следующих формах:
     - в  виде   депутатских  запросов,   предложений  по   вопросам
законодательства, отзывов на проекты законов;
     - в виде участия в думских слушаниях и семинарах;
     - в  виде   индивидуальной  работы   с  депутатами   Московской
областной и Государственной Думы.
     2. Председатель  Совета  устанавливает контакт  с  руководством
Московской областной Думы, а председатели постоянных комиссий Совета
- с председателями постоянных комиссий Московской областной Думы.
     
Глава XI. ДЕПУТАТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ (ФРАКЦИИ, ГРУППЫ) СОВЕТА ДЕПУТАТОВ
                ВОЛОКОЛАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
     
     Статья 64.   Численный   состав  и   деятельность   депутатских
объединений (фракций, групп)
     
     1. Депутаты Совета депутатов вправе объединяться в  депутатские
объединения  (фракции,  группы). Депутатские  объединения  (фракции,
группы) численностью  5  и более  депутатов регистрируются  решением
Совета депутатов  по их  заявлению с  указанием списка  депутатского
объединения  (фракции,  группы),  ее целей  и  названия,  депутатов,
которым  поручено  представлять  депутатское  объединение  (фракцию,
группу).  Ежегодно  Совет  депутатов  организует  единую  для   всех
депутатских  объединений  (фракций, групп)  перерегистрацию  членов.
Депутатское  объединение  (фракция,  группа)  имеет  право  провести
перерегистрацию членов по  своему решению. Основанием для  включения
депутата в списки депутатского объединения (фракции, группы)  служит
письменное заявление депутата.
     2. Депутатские  объединения  (фракции,  группы)  самостоятельно
определяют  структуру и  состав  своих руководящих  (координирующих)
органов. Депутатские объединения (фракции, группы) делают  заявление
о  своей   деятельности,   информируют  Совет   о  структуре   своих
руководящих   (координирующих)  органов.   Депутатские   объединения
(фракции, группы) организуют свою работу самостоятельно.
     3. Зарегистрированное депутатское объединение (фракция, группа)
вправе предварительно обсуждать кандидатуры для избрания должностных
лиц, проекты  правовых  актов,   решений  Совета  с   представлением
заключений в структурные органы Совета депутатов.
     4. Если численность депутатского объединения (фракции,  группы)
становится меньше 5  депутатов Совета, регистрация группы  (фракции)
отменяется.
     5. Депутатские объединения (фракции и группы) обладают  равными
правами.
     6. Не допускается создание  депутатских объединений (фракций  и
групп) с одинаковыми названиями.
     7. Депутаты, не вошедшие ни  в одно из депутатских  объединений
(фракций и групп)  при их регистрации  или выбывшие из  депутатского
объединения, в дальнейшем могут войти в любое из них.

Информация по документу
Читайте также