Расширенный поиск
Постановление Областной Думы Московской области от 20.12.2012 № 46/38-ПМОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ОБЛАСТНАЯ ДУМА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 20 декабря 2012 г. N 46/38-П Об итогах мониторинга практики применения Закона Московской области N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" (в части предоставления меры социальной поддержки в виде бесплатного зубопротезирования отдельным категориям граждан) Рассмотрев Отчет о проведении мониторинга практики применения Закона Московской области N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" (в части предоставления меры социальной поддержки в виде бесплатного зубопротезирования отдельным категориям граждан) за период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2011 года, в соответствии с Законом Московской области N 46/2012-ОЗ "О правовом мониторинге в Московской области", пунктом 14 Положения о проведении в Московской областной Думе мониторинга правоприменительной практики законов Московской области, утвержденного постановлением Московской областной Думы от 03.09.2009 N 7/88-П, Московская областная Дума постановила: 1. Принять к сведению Отчет о проведении мониторинга практики применения Закона Московской области N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" (в части предоставления меры социальной поддержки в виде бесплатного зубопротезирования отдельным категориям граждан) за период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2011 года. (Приложение.) 2. Поручить Комитету по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики подготовить проект закона Московской области "О внесении изменений в Закон Московской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" в части изменения условий предоставления меры социальной поддержки в виде бесплатного зубопротезирования отдельным категориям граждан. 3. Предложить Министерству здравоохранения Московской области внести изменения в Перечень видов работ по изготовлению и ремонту зубных протезов, подлежащих оплате за счет средств бюджета Московской области, с целью обеспечения повышения качества ортопедических конструкций и продления срока их службы. 4. Предложить Министерству здравоохранения Московской области ежегодно утверждать Перечень лечебно-профилактических учреждений Московской области, осуществляющих бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов отдельным категориям граждан в Московской области, с учетом мнения Московской областной Ассоциации стоматологов и челюстно-лицевых хирургов и главного стоматолога Министерства здравоохранения Московской области. 5. Предложить Министерству социальной защиты населения Московской области в проектах договоров на предоставление мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов отдельным категориям граждан в Московской области, заключаемых с лечебно-профилактическими учреждениями Московской области, предусматривать согласованные объемы медицинской помощи в финансовых показателях на основании стандартов медицинской помощи и показателей медико-социальной эффективности реабилитации, предусмотрев возможность превышения показателей, установленных стандартами медицинской помощи, при условии наличия медицинских показаний по назначению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения. 6. Предложить Правительству Московской области при подготовке проекта бюджета Московской области на очередной финансовый год формировать расходные обязательства Московской области по оказанию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим в Московской области, в виде бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов с учетом стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи. 7. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации и на официальном сайте Московской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. 8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Московской областной Думы Куликова В.П. Председатель Московской областной Думы И.Ю. Брынцалов Приложение к постановлению Московской областной Думы от 20 декабря 2012 г. N 46/38-П ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ МОНИТОРИНГА ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ N 36/2006-ОЗ "О СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ" (В ЧАСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ В ВИДЕ БЕСПЛАТНОГО ЗУБОПРОТЕЗИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН) ЗА ПЕРИОД С 1 ЯНВАРЯ 2011 ГОДА ПО 31 ДЕКАБРЯ 2011 ГОДА I. Общие положения Объект мониторинга - Закон Московской области N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" в части предоставления меры социальной поддержки в виде бесплатного зубопротезирования отдельным категориям граждан, имеющих место жительства в Московской области (далее - Закон Московской области N 36/2006-ОЗ). Субъект мониторинга - Московская областная Дума, Комиссия по проведению мониторинга, созданная постановлением Московской областной Думы от 21.06.2012 N 31/19-П "О проведении мониторинга практики применения Закона Московской области N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" (в части предоставления меры социальной поддержки в виде бесплатного зубопротезирования отдельным категориям граждан)" (далее - Комиссия). Период проведения мониторинга - с 1 января 2011 года по 31 декабря 2011 года, время проведения мониторинга - 2-4 кварталы 2012 года. Мониторинг практики применения Закона Московской области N 36/2006-ОЗ проводился в целях комплексного изучения правового регулирования вопросов в сфере социальной поддержки отдельных категорий граждан в Московской области в части предоставления меры социальной поддержки в виде бесплатного зубопротезирования отдельным категориям граждан, проживающим на территории Московской области, для проведения сравнительного анализа запланированных и полученных результатов действия законодательства Московской области в данной сфере с целью его дальнейшего совершенствования, а также в целях выявления основных функций правовых норм указанного Закона Московской области N 36/2006-ОЗ, оценки его эффективности. В соответствии с указанными целями проведение мониторинга направлено на решение следующих задач: 1. Систематизация информации о законодательстве Московской области, осуществляющем правовое регулирование общественных отношений, связанных с предоставлением меры социальной поддержки в виде бесплатного зубопротезирования отдельным категориям граждан, проживающим на территории Московской области. 2. Анализ информации о практике применения Закона Московской области N 36/2006-ОЗ в части предоставления меры социальной поддержки в виде бесплатного зубопротезирования отдельным категориям граждан. 3. Подготовка предложений по совершенствованию законодательства Московской области в части вопросов данного мониторинга. II. Сведения о деятельности Комиссии Постановлением Московской областной Думы от 21.06.2012 N 31/19-П "О проведении мониторинга практики применения Закона Московской области N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" (в части предоставления меры социальной поддержки в виде бесплатного зубопротезирования отдельным категориям граждан)" для проведения мониторинга создана Комиссия в следующем составе: Куликов В.П. - депутат Московской областной Думы, член фракции КПРФ; Уткина Г.С. - депутат Московской областной Думы, член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ"; Живцов Э.Н. - депутат Московской областной Думы, член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ"; Жигарев К.С. - депутат Московской областной Думы, член фракции ЛДПР; Яременко Е.А. - депутат Московской областной Думы, член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"; Герцев К.Б. - заместитель министра - начальник Управления организации медицинской помощи взрослому населению Московской области Министерства здравоохранения Московской области; Ермилов Е.Б. - начальник Управления организации социального обслуживания населения и реабилитации инвалидов Министерства социальной защиты населения Московской области; Николаев Е.А. - заведующий отделом бюджетной политики в сфере здравоохранения Управления бюджетной политики в социальной сфере, государственного и муниципального управления Министерства финансов Московской области; Гришина Н.В. - консультант Отдела защиты социально-экономических прав аппарата Уполномоченного по правам человека в Московской области; Степанова Н.Н. - консультант отдела правовой экспертизы Государственно-правового управления Московской областной Думы. Председателем Комиссии был избран Куликов В.П., заместитель Председателя Московской областной Думы. Комиссией был разработан и утвержден план проведения мониторинга, в соответствии с которым проведены следующие мероприятия: 1. Проведен анализ законодательства Московской области по теме мониторинга. 2. Совместно с Министерством социальной защиты населения Московской области и Министерством здравоохранения Московской области разработаны и утверждены анкеты для проведения мониторинга. 3. Определены респонденты мониторинга, и проведено их анкетирование. 4. Проведена оценка эффективности действия соответствующих норм объекта мониторинга; выявлены факторы, снижающие эффективность реализации Закона в части вопросов мониторинга; изучены предложения респондентов, направленные на совершенствование нормативных правовых актов в части рассматриваемых проблем. 5. Проведено расширенное заседание Комиссии по мониторингу с участием представителей Государственного автономного учреждения Московской области "Московская областная стоматологическая поликлиника" в целях выявления и анализа проблем, возникших у правоприменителей в ходе исполнения Закона Московской области N 36/2006-ОЗ. 6. Выработаны предложения по совершенствованию нормативных правовых актов Московской области в части вопросов данного мониторинга. III. Проведение мониторинга Основной целью мониторинга являлось выявление факторов, влияющих на эффективность реализации норм Закона Московской области N 36/2006-ОЗ в части предоставления меры социальной поддержки в виде бесплатного зубопротезирования отдельным категориям граждан, и выработка предложений по совершенствованию законодательства в указанной сфере. Для достижения целей мониторинга в соответствии с Планом мероприятий были проведены: анализ законодательства по теме мониторинга, оценка эффективности действия соответствующих норм объекта мониторинга, анализ структуры граждан, обратившихся и получивших бесплатное зубопротезирование, и объемов выделенных финансовых средств бюджета Московской области; мониторинг социально-экономической эффективности порядка предоставления услуги по бесплатному зубопротезированию и результативности бюджетных расходов; изучены вопросы эффективности указанной меры социальной поддержки отдельных групп граждан; изучены предложения респондентов, направленные на совершенствование законодательства Московской области в части вопросов данного мониторинга. Мониторинг осуществлялся в виде анкетирования территориальных управлений социальной защиты населения Московской области и лечебно-профилактических учреждений, осуществляющих бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов отдельным категориям граждан, в отношении которых установлены меры социальной поддержки, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Московской области от 15.04.2011 N 306 "Об утверждении Перечня лечебно-профилактических учреждений, осуществляющих бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов отдельным категориям граждан в Московской области". Из 69 территориальных управлений социальной защиты населения ответы на вопросы анкеты представили все 69. Из 81 лечебно-профилактического учреждения ответы на вопросы анкеты представили 61 лечебно-профилактическое учреждение, в сумме обеспечившие реализацию 75 процентов объема оказанных в 2011 году услуг по бесплатному зубопротезированию отдельным категориям граждан, что позволяет говорить о репрезентативности выборки. Законодательство в сфере предоставления меры социальной поддержки в виде бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов отдельным категориям граждан Правовые и организационные основы оказания социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, в виде бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов отдельным категориям граждан, проживающим на территории Московской области, в рассматриваемый мониторингом период установлены статьями 3, 5, 7 и 14 Закона Московской области N 36/2006-ОЗ; постановлением Правительства Московской области от 21.04.2005 N 258/15 "Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов, металлокерамики, других дорогостоящих материалов и искусственных имплантатов) отдельным категориям граждан в Московской области"; приказом Министерства здравоохранения Московской области от 03.03.2009 N 132 "Об утверждении Перечня лечебно-профилактических учреждений Московской области, осуществляющих бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов отдельным категориям граждан Московской области"; приказом Министерства здравоохранения Московской области от 15.04.2011 N 306 "Об утверждении Перечня лечебно-профилактических учреждений, осуществляющих бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов отдельным категориям граждан в Московской области"; приказом Министерства здравоохранения Московской области от 29.07.2009 N 512 "Об утверждении Перечня видов работ по изготовлению и ремонту зубных протезов, подлежащих оплате за счет средств бюджета Московской области". Меры социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов предоставляются следующим категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, за исключением лиц, социальная поддержка которым установлена законодательством Российской Федерации: - ветеранам труда при достижении ими возраста, дающего право на получение трудовой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от прекращения ими трудовой деятельности; - ветеранам военной службы по достижении ими возраста, дающего право на получение трудовой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации; - труженикам тыла; - реабилитированным лицам; - лицам, получающим пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, при достижении ими возраста, дающего право на получение трудовой пенсии по старости, в случае прекращения ими трудовой деятельности, за исключением лиц, получающих пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. В системе действовавшего до 1 января 2005 года правового регулирования право на предоставление отдельным категориям граждан (в том числе ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, инвалидам по общему заболеванию) услуги по бесплатному зубопротезированию имело прямое закрепление в федеральном законодательстве и осуществлялось Российской Федерацией. В рамках перехода к новой системе социальной поддержки населения в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" большая часть ранее предоставлявшихся льгот для ряда категорий граждан, меры социальной поддержки которым определены федеральным законодательством, была заменена на ежемесячную денежную выплату, которая предоставляется без учета различий в объеме и содержании ранее предоставлявшихся льгот и не обеспечивает полноценную компенсацию отмененной льготы в натуральном виде. Кроме того, Федеральным законом от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" были разграничены полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в сфере социального обеспечения населения. Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ передал вопросы правового регулирования и финансового обеспечения мер социальной поддержки ветеранов труда и военной службы, тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий, на уровень субъектов Российской Федерации. Указанные три группы категорий граждан получили статус региональных льготников, меры социальной поддержки которых установлены Законом Московской области N 36/2006-ОЗ. До 1 января 2009 года указанным Законом была предусмотрена мера по бесплатному зубопротезированию лиц, родившихся до 1 января 1935 года, которая с 1 января 2009 года стала действовать для всех пенсионеров по возрасту, прекративших трудовую деятельность, за исключением лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Меры социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, предоставляет Министерство социальной защиты населения Московской области через территориальные структурные подразделения Министерства. Территориальные подразделения Министерства предоставляют услугу по льготному зубопротезированию на территории муниципальных образований по месту жительства лиц, имеющих на это право. Основанием для постановки в очередь на льготное зубопротезирование или для получения направления в лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее стоматологические услуги, являются заявление гражданина, паспорт, пенсионное удостоверение, удостоверение о праве на льготы, трудовая книжка (для пенсионеров без установленных льгот). Зубопротезирование осуществляют лечебно-профилактические учреждения (далее - ЛПУ) по месту жительства гражданина в соответствии с Перечнем лечебно-профилактических учреждений, утвержденным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным в сфере здравоохранения. Фактическая реализация льготного зубопротезирования в Московской области Объем средств, направленных на оказание государственной услуги по бесплатному зубопротезированию отдельным категориям граждан, утвержденный Отчетом об исполнении бюджета Московской области за 2011 (Закон Московской области от 17 июля 2012 года N 103/2012-ОЗ), составил в 2011 году 262431 тыс. рублей. Согласно данным, полученным в ходе мониторинга, общий объем финансовых средств, израсходованных респондентами на указанную меру социальной поддержки, составил 260193,19 тыс. рублей, что объясняется исключением из числа респондентов территорий, перешедших с 01.07.2012 к г. Москве. Финансирование меры социальной поддержки по бесплатному зубопротезированию с 2007 года осуществлялось на уровне 200-260 млн. рублей. При этом при утверждении бюджета Московской области на очередной финансовый год финансирование предусматривалось в объеме, в 1,5-2 раза превышающем фактически исполненный объем при утверждении отчета об исполнении бюджета за очередной финансовый год (рис. 1 - не приводится). Исключение составил 2010 год с утвержденным и фактически исполненным объемом средств бюджета области в размере 85 млн. рублей, что составило треть средств, выделявшихся в предшествующие годы и в 2011 году. Рис. 1. Финансирование услуги по бесплатному зубопротезированию отдельным категориям граждан в Московской области, млн. руб. Рисунок не приводится. Неполное освоение в 2007-2009 годах запланированных объемов финансовых средств бюджета Московской области, выделенных на обеспечение бесплатного зубопротезирования отдельных категорий граждан, а также уменьшение в 2010 году объема финансирования в три раза явились одними из причин неисполнения обязательств, взятых на себя государством в части обеспечения отдельных категорий граждан бесплатным изготовлением и ремонтом зубных протезов. В докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Московской области в 2011 году отмечено, что многочисленные обращения жителей области свидетельствуют о недоступности данной услуги. Очереди на бесплатное зубопротезирование растягиваются на годы. В ходе мониторинга было установлено, что время ожидания в очереди для одного гражданина льготной категории в 29 муниципальных образованиях составляет более года, в 7 из них составляет в среднем 2-3 года. В их числе муниципальные районы: Дмитровский, Клинский, Красногорский, Люберецкий, Сергиево-Посадский, городские округа Лобня и Электросталь. В 20 муниципальных образованиях из указанных 29 в течение 2011 года количество граждан льготных категорий, нуждающихся в зубопротезировании и состоящих на учете, увеличилось за год от 5 до 15 процентов. В 16 муниципальных образованиях области время ожидания в очереди составляет в среднем от полугода до года. Количество граждан льготных категорий, нуждающихся в зубопротезировании и состоящих на учете на 1 января 2011 года, составило 40875 человек, увеличившись к концу года до 44456 человек. Рис. 2. Количество граждан льготных категорий, нуждающихся в зубопротезировании и состоящих на учете в органах социальной защиты населения Московской области, человек Рисунок не приводится. Респондентами мониторинга отмечена большая разница во времени ожидания в очереди для различных льготных категорий: максимальная - для ветеранов труда и военной службы и для пенсионеров, минимальная - для тружеников тыла и реабилитированных лиц. Основанием для объяснения ее причин является порядок выделения бюджетных средств на льготное зубопротезирование для определенных Законом льготных категорий, структура численности льготных категорий граждан, перераспределение с 2009 года объемов финансирования между категориями ветеранов труда и военной службы и категорией пенсионеров без льгот. Согласно полученным в процессе мониторинга данным получателями меры социальной поддержки в виде бесплатного зубопротезирования в Московской области в 2011 году явились 27612 человек, что составило 89 процентов от количества граждан льготных категорий, нуждающихся в зубопротезировании и поставленных на учет в территориальных подразделениях социальной защиты в 2011 году, - 30832 человека (приложение 1). В структуре получателей меры социальной поддержки по бесплатному зубопротезированию в Московской области в 2011 году региональные льготники составляют около 63 процентов, более 37 процентов являются пенсионерами по возрасту, не имеющими других льгот (рис. 3 - не приводится). Среди региональных льготников наибольшую долю (61 процент) составляют граждане, принадлежащие к категории ветеранов труда и военной службы, наименьшую долю - менее 1 процента - реабилитированные лица. Рис. 3. Структура получателей меры социальной поддержки по бесплатному зубопротезированию в Московской области в 2011 году, человек Рисунок не приводится. Распределение граждан по льготным категориям фактических получателей зубных протезов в разные годы меняется в зависимости от объемов бюджетных средств, выделяемых для протезирования той или иной категории (рис. 4 - не приводится). Рис. 4. Численность получателей меры социальной поддержки по бесплатному зубопротезированию в Московской области, человек Рисунок не приводится. Таблица 1 ЧИСЛЕННОСТЬ И СТРУКТУРА ПОЛУЧАТЕЛЕЙ МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПО БЕСПЛАТНОМУ ЗУБОПРОТЕЗИРОВАНИЮ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ |——————————————————|————————————————|————————————————|————————————————|————————————————|————————————————|————————————————| | | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |——————————————————|————————|———————|————————|———————|————————|———————|————————|———————|————————|———————|————————|———————| | | человек| % | человек| % | человек| % | человек| % | человек| % | человек| % | |——————————————————|————————|———————|————————|———————|————————|———————|————————|———————|————————|———————|————————|———————| | ветераны труда и | 31105 | 87,65| 33502 | 90,19| 19425 | 66,25| 6558 | 60,85| 16690 | 60,44| 14812 | 56,68| | военной службы | | | | | | | | | | | | | |——————————————————|————————|———————|————————|———————|————————|———————|————————|———————|————————|———————|————————|———————| | реабилитированные| 403 | 1,14| 387 | 1,04| 334 | 1,14| 151 | 1,40| 130 | 0,47| 103 | 0,39| | лица | | | | | | | | | | | | | |——————————————————|————————|———————|————————|———————|————————|———————|————————|———————|————————|———————|————————|———————| | труженики тыла | 2234 | 6,29| 1967 | 5,30| 1719 | 5,86| 340 | 3,15| 768 | 2,78| 648 | 2,48| |——————————————————|————————|———————|————————|———————|————————|———————|————————|———————|————————|———————|————————|———————| | пенсионеры по | 1747 | 4,92| 1289 | 3,47| 7842 | 26,75| 3728 | 34,59| 10024 | 36,30| 10570 | 40,45| | возрасту, не | | | | | | | | | | | | | | имеющие других | | | | | | | | | | | | | | льгот | | | | | | | | | | | | | |——————————————————|————————|———————|————————|———————|————————|———————|————————|———————|————————|———————|————————|———————| | Всего | 35489 | 100,00| 37145 | 100,00| 29320 | 100,00| 10777 | 100,00| 27612 | 100,00| 26133 | 100,00| |——————————————————|————————|———————|————————|———————|————————|———————|————————|———————|————————|———————|————————|———————| Учитывая, что число граждан, получивших в 2011 году бесплатное зубопротезирование за счет средств бюджета Московской области (27612 человек), в 1,5 раза меньше числа граждан, ожидающих его получения (40875 человек), Комиссия полагает, что недофинансирование государственных услуг по предоставлению бесплатного зубопротезирования в 2011 году составило величину, равную объему средств, фактически выделенных на эти цели. Однако необходимо принимать во внимание тот факт, что при выделении в предыдущие годы значительно больших объемов финансовых средств имело место их освоение на уровне 50-70 процентов от запланированного. Основным сдерживающим фактором при реализации Закона Московской области N 36/2006-ОЗ все ЛПУ, принимавшие участие в мониторинге, назвали размер средней стоимости протезирования одного льготника. 68 процентов респондентов из числа территориальных подразделений Министерства социальной защиты населения указали на увеличение объемов финансирования услуг по бесплатному зубопротезированию как на первоочередную задачу при решении проблемы ликвидации очереди на ее получение. 44 процента респондентов из числа территориальных подразделений Министерства социальной защиты населения (31 респондент) для ликвидации очереди отметили необходимость увеличения числа лечебно-профилактических учреждений, оказывающих льготное зубопротезирование. Еще 14 управлений высказались в пользу установления права гражданина получать бесплатное зубопротезирование в учреждениях независимо от места жительства. Доводом в пользу учета данной рекомендации респондентов служит установленное Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" право пациента на выбор медицинской организации и врача. Право гражданина получать бесплатное зубопротезирование в учреждениях независимо от места жительства сделает действующий порядок оказания медицинской помощи не противоречащим федеральному законодательству, а также позволит обеспечить потребительский выбор клиента среди ЛПУ, оказывающих ортопедические услуги более высокого качества, что в конечном итоге будет экономически стимулировать учреждения к повышению качества услуги. Комиссия полагает, что перечень учреждений, осуществляющих бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов отдельным категориям граждан в Московской области, должен быть пересмотрен с учетом мнения Московской областной Ассоциации стоматологов и челюстно-лицевых хирургов и главного стоматолога Министерства здравоохранения Московской области на предмет технической оснащенности отделений ортопедической стоматологии и стоматологических поликлиник, соответствующей стандартам оснащения лечебно-профилактических учреждений стоматологического профиля. Анализ эффективности бесплатного зубопротезирования в Московской области Для разрешения проблемы уменьшения количества граждан льготных категорий, состоящих в очереди для зубопротезирования, необходимо изменение подхода не только к объемам выделяемых на эти цели финансовых средств, числу лечебно-профилактических учреждений, осуществляющих льготное зубопротезирование, но и к порядку предоставления услуги, который во многом определяет число пациентов, получающих услугу, ее качество, периодичность обращения за ней, число пациентов, формирующих очередь, создает или нивелирует стимулы лечебно-профилактического учреждения к оказанию качественной услуги. Замещение отсутствующих зубов можно осуществить с помощью различных материалов и методик в достаточно широкой ценовой политике. Эффективность его определяется используемым методом зубопротезирования - несъемные штампованно-паяные, цельнолитые коронки и мостовидные протезы, культевые вкладки, съемные частичные и полные протезы, бюгельные и шинирующие протезы. В основе рационального лечения, в том числе стоматологической ортопедической помощи, лежит обоснованный выбор методов и средств с учетом прогноза исходов и стоимости лечения. При лечении частичного отсутствия зубов рациональным как с клинической, так и с экономической точки зрения является применение цельнолитых несъемных мостовидных протезов и съемных бюгельных протезов, что позволяет продлить эффективность лечения на 5 лет. Бесплатное зубопротезирование отдельных категорий граждан в Московской области осуществляется стоматологическими материалами в соответствии с медицинскими показаниями, за исключением: - металлокерамических и керамических протезов; - протезов из драгоценных металлов с нитридтитановым и плазменным декоративным покрытием; - протезов с использованием имплантатов. Изготовление протезов из драгоценных металлов, металлокерамики и других дорогостоящих материалов разрешается только в исключительных случаях при наличии медицинских показаний в порядке и на условиях, установленных Правительством Московской области. При наличии медицинских показаний к протезированию обычными материалами лечебно-профилактическое учреждение, осуществляющее зубопротезирование, направляет гражданина на обследование в государственное автономное учреждение здравоохранения Московской области "Московская областная стоматологическая поликлиника" для получения заключения экспертной комиссии поликлиники, плана лечения и приблизительной стоимости работ. Окончательное решение о необходимости изготовления гражданину протезов из драгоценных металлов, металлокерамики и других дорогостоящих материалов принимает медико-техническая комиссия Министерства социальной защиты населения Московской области, которая собирается один раз в полгода. В 2011 году по медицинским показаниям ортопедические конструкции по решению медико-технической комиссии Министерства социальной защиты населения получил один человек на сумму 101910 рублей. Согласно полученным в результате мониторинга данным в структуре объемов бюджетного финансирования по бесплатному изготовлению зубных протезов преобладает оплата работ по зубопротезированию с применением частичных или полных съемных протезов из пластмассы, а также с применением штампованных коронок и паяных мостовидных протезов (рис. 5 - не приводится). Рис. 5. Структура объемов финансирования льготного зубопротезирования в 2011 году по отдельным видам ортопедических конструкций в процентах от общего объема финансирования (по данным респондентов мониторинга из числа лечебно-профилактических учреждений) Рисунок не приводится. Из принявших участие в мониторинге лечебно-профилактических учреждений 42 процента осуществляли в 2011 году зубопротезирование только с применением частичных или полных съемных протезов из пластмассы и с применением штампованных коронок и паяных мостовидных протезов. Учитывая различия в стоимости ортопедических конструкций, структура оплаченных работ по бесплатному зубопротезированию позволяет сделать вывод, что почти 90 процентов льготников получают зубопротезную помощь с применением съемных протезов из пластмассы и с применением штампованных коронок и паяных мостовидных протезов (рис. 6 - не приводится). Рис. 6. Число граждан льготных категорий, получивших меру социальной поддержки в виде бесплатного зубопротезирования в Московской области в 2011 году с применением различных ортопедических конструкций, человек Рисунок не приводится. Традиционно пациентам с полной потерей зубов стоматологическая реабилитация проводится с применением съемных протезов. Как показывают данные мониторинга, доля съемных протезов при протезировании льготных категорий граждан составляет более 60 процентов. При этом полные съемные протезы получают наименьшую оценку у пользователей. Половина их пользователей утверждают, что могут жевать и без них. Пациенты, полностью утратившие зубы, особенно на нижней челюсти, имеют, как правило, неудовлетворительную фиксацию съемных протезов. От 7 до 16 процентов пациентов не могут пользоваться съемными протезами вообще. Ортопедическая реабилитация с применением съемных протезов лишь отчасти компенсирует те функциональные и эстетические нарушения, которыми страдают лица, полностью утратившие зубы. Жевательная эффективность снижается на 40 процентов, 29 процентов пациентов с полными съемными протезами могут есть только мягкую и протертую пищу, 50 процентов пациентов избегают употребления многих продуктов, 17 процентов утверждают, что едят более эффективно без протезов. Практически каждый изготовленный протез в течение года требует починки или коррекции. Средний срок службы съемного протеза - 3 года. Каждые три года пациент, утративший зубы, вновь встает в очередь на льготное протезирование. При имеющейся на сегодняшний день очереди, когда ожидание в ней составляет и два, и три года, льготник вынужден, выходя из стен лечебно-профилактического учреждения, идти в органы социальной защиты для постановки в очередь на новое протезирование. Поэтому очередь на бесплатное изготовление зубных протезов, соответственно потребностям, переходит в разряд постоянных величин. Сколько пациентов протезируется в год на льготных условиях, на столько же ежегодно прибывает очередь. Кроме того, съемные протезы способствуют дальнейшему прогрессированию атрофии костной ткани челюстей и созданию еще более худших анатомических условий для фиксации съемного протеза уже до истечения среднего срока их службы. Каждое последующее изготовление протезов проводится в более сложных клинических условиях, требует больших временных затрат, более совершенных технологий, а иногда и полного изменения плана ортопедического лечения, что, в свою очередь, не может быть реализовано в рамках рассматриваемой меры социальной поддержки отдельных категорий граждан из-за отсутствия в Перечне тех или иных услуг, приемлемых в сложившейся ситуации. Паяные мостовидные протезы и штампованные коронки как ортопедическая конструкция по своим технологическим характеристикам (функциональные признаки, конструктивное выполнение, состав применяемых материалов и компонентов) позволяют отнести их к разряду конструкций временного протезирования. Штампованно-паяные протезы фактически содержат три вида сплавов металлов - металл коронки, припой и металл тела протеза. Эти факторы создают условия для возникновения гальванических токов и выхода из сплавов микроэлементов (хрома, никеля, железа и т.п.). Чувствительность к микротокам и ионам металлов различна, и при пользовании такими протезами может возникнуть одно из осложнений - гальванизм, непереносимость металлов или аллергическая реакция. Паяный шов создает не только гальванический эффект в полости рта, но и вызывает коррозию коронок, и в этом месте мостовидный протез чаще всего и разрушается. Добиться прилегания штампованной коронки к зубу невозможно, что обеспечивает разрушение зуба. Слой металла у штампованной конструкции довольно тонок, и он со временем протирается насквозь. Прочностные и гигиенические свойства композитов на основе акриловой пластмассы (пластмассовые коронки) оцениваются как неудовлетворительные. Использование коронки из акриловой пластмассы на опорные зубы ведет к гарантированной их потере за небольшой срок. В связи с совершенствованием технологии изготовления мостовидных протезов и разработкой методов высокоточного литья, созданием принципиально новых рецептур облицовочных материалов во многих странах отказались от применения штампованно-паяных мостовидных протезов. Для решения проблемы частичной и полной потери зубов расходуются значительные материальные, временные и финансовые ресурсы. Однако медико-социальная эффективность традиционной реабилитации таких пациентов остается низкой. Литые мостовидные протезы зубов не имеют паяных или сварных швов и связанных с ними коррозии и гальванических эффектов. Такие протезы изготавливаются методом высокоточного литья и имеют неповторимую прочность. Поверхности цельнолитого протеза зубов могут покрываться пластиком или керамикой. Соответственно получается металлопластмассовый или металлокерамический мостовидный протез зубов. Однако стоимость протезирования с использованием литых мостовидных протезов (без учета стоимости коронок) превышает стоимость более дешевых и значительно менее качественных паяных протезов. Цельнолитой каркас, облицованный керамикой, представляет собой, пожалуй, наилучшую конструкцию. Она имеет все преимущества цельнолитой коронки и благодаря керамике очень косметична. Металлокерамика на сегодняшний момент является экономичным вариантом в ряду современных биосовместимых стоматологических составов, которые хорошо переносятся организмом человека и не вызывают отторжения. Высокая цена бюгельных протезов обусловлена использованием качественных материалов и сложностью конструкции. Протезирование зубов данным способом полностью себя оправдывает и клинически, и экономически. Благодаря высокоточному литью и индивидуальным конструктивным особенностям такой протез эстетичен, удобен в использовании и более долговечен, а в некоторых клинических случаях, затрудняющих пользование обычными съемными пластиночными протезами, - единственно возможный способ протезирования конкретных пациентов в принципе. Ортопедические конструкции с опорой на имплантаты зарекомендовали себя как надежный, прогнозируемый и эффективный метод лечения, давно перешедший в категорию протезов, устанавливаемых по медицинским показаниям. Установка четырех имплантатов на нижнюю челюсть с последующим изготовлением съемного протеза с опорой на них позволяет решить проблему протезирования в тех случаях, когда протезирование простыми съемными пластиночными протезами - заведомо нецелесообразная трата временных и финансовых ресурсов, обреченная на бесконечные и малоэффективные коррекции за счет средств бюджета. Необходимость включения данного вида работ в Перечень услуг, допустимых к реализации в рамках программы социальной поддержки отдельных категорий граждан, продиктована не только существованием медицинских показаний, определяющих выбор наиболее оптимального способа ортопедического лечения, но и заботой о социальной адаптации людей в обществе. Несмотря на то что большинство клиентов льготного зубопротезирования составляют люди старше 60 лет, большая часть получателей данной меры социальной поддержки при установлении протезов использует их одновременно для осуществления всех возможных функций - жевательной (прием пищи), коммуникативной (внятная дикция) и, что не менее важно, косметической. Установка дешевых по стоимости протезов и некачественных протезов вызывает стремление части льготников получить более качественные протезы, потратив на них собственные деньги. За рассматриваемый в процессе мониторинга период времени отказались от бесплатного зубопротезирования 3009 человек - это 7,5 процента граждан от числа находящихся в очереди на льготное протезирование, или 11 процентов от общего числа обратившихся в 2011 году. Комиссия полагает, что устаревший Перечень видов работ, допустимых к оказанию ортопедической помощи за счет средств бюджета, обеспечивает реабилитацию пациентов посредством нередко не соответствующих медицинским показаниям более дешевых протезов и является одной из основных и непосредственных причин невысокой результативности льготного зубопротезирования. Действующий порядок исключительной реабилитации по медицинским показаниям драгоценными металлами, металлокерамикой и другими дорогостоящими материалами через медико-техническую комиссию Министерства социальной защиты населения требует значительных временных, организационных ресурсов. Возрастные особенности и сопутствующая общесоматическая патология у лиц, составляющих льготные категории и нуждающихся в протезировании, требуют оперативного решения вопросов по выполнению работ и использованию эффективных материалов и ортопедических конструкций. Решение о выполнении работ и использовании отдельных материалов по медицинским показаниям (к примеру, имплантатов в случае протезирования полностью беззубых челюстей с выраженной атрофией (убылью) костной ткани, исключающей адекватную фиксацию съемных протезов) должно приниматься действующей при лечебно-профилактическом учреждении врачебной комиссией по контролю и качеству оперативно, коллегиально и под ее ответственность. Необходимо учитывать, что более 40 процентов граждан старшей возрастной группы имеют прямые медицинские показания к немедленной установке протезов, задержка с которой может привести к обострению имеющихся у них заболеваний. В ходе мониторинга был исследован вопрос о видах работ, которые необходимо учесть в действующем Перечне видов работ по изготовлению и ремонту зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов, металлокерамики, других дорогостоящих материалов и искусственных имплантатов), подлежащих оплате за счет средств бюджета Московской области, утвержденном приказом Министерства здравоохранения Московской области от 29 июля 2009 года N 512. В ходе исследования респондентами были внесены в общей сложности 78 предложений по изменению и дополнению Перечня. Анализ рекомендаций, представленных респондентами мониторинга, показал, что все предложения имеют одну направленность - включение в Перечень работ, обеспечивающих повышение качества оказываемой ортопедической помощи и продление срока службы изготовленных протезов. В том числе: - изготовление огнеупорной модели при бюгельных конструкциях протезов (силиконовое дублирование); - изготовление металлокерамических работ; - изготовление съемных пластинчатых протезов из термопласта (нейлона, полиуретана и др.); - изготовление ортопедических конструкций с опорой на имплантаты при полной потере зубов. В то же время Комиссия отмечает, что ряд предложений касался включения в Перечень работ бюгельного протезирования, цельнолитых конструкций протезов, которые не исключены действующим Перечнем. Показательным является тот факт, что данные предложения в основном внесены лечебно-профилактическими учреждениями, которые в 2011 году осуществляли протезирование только с применением частичных или полных простых съемных протезов из пластмассы и с применением штампованных коронок и паяных мостовидных протезов. Допуская объективную основу для узкого круга ортопедических услуг, предоставляемых в учреждениях стоматологического профиля невысокой мощности и ограниченной технической оснащенности, Комиссия отмечает необходимость контроля за качеством и условиями предоставления медицинской помощи посредством пересмотра не реже одного раза в год перечня учреждений, осуществляющих бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, с учетом мнения Московской областной Ассоциации стоматологов и челюстно-лицевых хирургов и главного стоматолога Министерства здравоохранения Московской области. Установка дешевых и некачественных зубных протезов, как следствие, из года в год растущее число граждан в очереди на льготное зубопротезирование, неполное освоение бюджетных средств при значительном количестве нуждающихся в данной услуге свидетельствуют о низкой результативности реализации права отдельных категорий граждан на зубопротезирование за счет средств бюджета Московской области. Важнейшим фактором, который определяет такой результат, является необходимость соблюдения лечебно-профилактическим учреждением размера средней стоимости изготовления и ремонта зубных протезов на одного человека. Практически все без исключения лечебно-профилактические учреждения (59 из 62), принявшие участие в мониторинге, самой актуальной проблемой в реализации Закона Московской области N 36/2006-ОЗ признали увеличение средней стоимости протезирования на одного человека. Еще два лечебно-профилактических учреждения считают актуальным вообще снять ограничения по средней стоимости протезирования на одного человека. Рис. 7. Распределение ответов респондентов мониторинга из числа лечебно-профилактических учреждений, осуществляющих льготное зубопротезирование в Московской области, на вопрос анкеты об актуальности имеющихся проблем в действующем порядке оказания услуг по льготному зубопротезированию, количество ЛПУ Рисунок не приводится. Величина средней стоимости протезирования на одного льготника не утверждена и не закреплена никаким нормативно-правовым актом, однако ее размер регламентируется договором на предоставление мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов отдельным категориям граждан, который заключается между территориальным подразделением Министерства социальной защиты населения Московской области и лечебно-профилактическими учреждениями, осуществляющими льготное зубопротезирование на территории муниципального образования. При определении стоимости услуг по договору (общий объем финансирования) и минимального количества льготников, подлежащих протезированию, договором фактически утверждается средняя стоимость зубопротезирования одного человека, которая в итоге определяет выбор плана лечения и модели ортопедической конструкции протеза пациента. По данным проведенного мониторинга средняя стоимость услуги по льготному зубопротезированию (которая формируется из услуг по изготовлению протезов и услуг по их ремонту) на одного человека в 2011 году составила 9010 рублей. Очевидно, чтобы выйти на среднюю стоимость зубопротезирования в 9000 рублей при исполнении договора, ЛПУ вынуждено постоянно балансировать объем выполненных работ, более высоких по стоимости, выполнением дешевых работ. К примеру, при протезировании одного льготника с оплатой стоимости работы 30000 рублей для получения средней необходимо выполнение услуг для не менее пяти льготников с оплатой стоимости протезирования или ремонта не более 5000 рублей или выполнение недорогих работ с оплатой в районе средней. При этом очередь нуждающихся в изготовлении зубных протезов не может двигаться согласно реальной потребности в услугах, так как выполнение дорогих работ должно обязательно компенсироваться выполнением дешевых (в их числе и все работы по ремонту зубных протезов) в целях сохранения паритета средней стоимости зубопротезирования одного льготника. Таким образом, фактически задается структура услуг, оказываемых ЛПУ: в пределах 9000 рублей возможно провести протезирование только штампованными коронками или съемными протезами из пластмассы с заведомо прогнозируемым результатом - очевидной очередной нуждаемостью в повторном протезировании. Между тем стоимость двух полных съемных протезов, по ответам респондентов, в 2011 году составила 15000 рублей, двух полных съемных протезов по системе "Ивокап" - 20000 рублей. Средняя стоимость частичного съемного пластинчатого протеза составляет 6500 рублей. Средняя стоимость бюгельной конструкции протеза находилась в пределах от 10000 рублей до 30000 рублей и выше. Средняя стоимость ремонта зубных протезов для льготной категории граждан в 2011 году составила 895 рублей. Согласно ответам респондентов мониторинга по итогам 2011 года менее половины граждан, имевших право на бесплатное изготовление зубных протезов, по плану своего лечения способны уложиться в среднюю стоимость протезирования в 9000 рублей. С учетом роста себестоимости оказываемых услуг (повышение оплаты труда медицинских работников, рост тарифов на коммунальные услуги, увеличение затрат на приобретение стоматологических и расходных материалов), а также прогрессирующего ухудшения стоматологического статуса пациентов всех возрастных категорий в силу разных причин доля протезируемых льготников в пределах средней стоимости неизбежно уменьшится, что поставит перед лечебно-профилактическими организациями неоднозначные вопросы по выбору ортопедических конструкций при соблюдении средней стоимости и реальными потребностями пациентов в ортопедической помощи при реализации программ социальной помощи гражданам в существующих условиях. Стоматология относится к числу наиболее динамично развивающихся медицинских отраслей, активно насыщаемых новейшими технологиями. Поскольку современные технологии и материалы зубопротезирования позволяют достигать очень высоких затрат на протезирование, установка определенного ограничителя необходима со всей очевидностью. Действующим законодательством данное ограничение установлено посредством утверждения стандартов медицинской помощи больным с частичным или полным отсутствием зубов, обязательным к исполнению Перечнем видов работ по изготовлению и ремонту зубных протезов за счет средств бюджета Московской области, а также возможностью превышения показателей, установленных стандартами медицинской помощи, при условии наличия медицинских показаний и по назначению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения. Комиссия полагает, что порядок реализации услуги по бесплатному зубопротезированию не должен противоречить действующему законодательству и не должен создавать перед врачом и лечебно-профилактическим учреждением ситуации выбора между назначением плана ортопедической помощи, учитывающим медико-социальную эффективность реабилитации пациента, и соблюдением средней стоимости протезирования одного льготника. Комиссия, учитывая различный существующий уровень доходов среди категорий граждан, имеющих право на получение зубных протезов, также считает, что лишение клиента возможности доплаты за получение более дорогих и качественных протезов (металлокерамики, фарфора и др.) представляется неправильным как с точки зрения клиента, так и с экономической точки зрения. Предоставление указанного права гражданам, которые по своему положению и доходу могут позволить себе установку более дорогих конструкций протезов, будет способствовать эффективному использованию ограниченных бюджетных средств при качественном удовлетворении реальной потребности клиентов в зубных протезах. Выводы Анализ практики применения законодательства Московской области в сфере оказания мер социальной поддержки в виде бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов отдельным категориям граждан, данные анкетирования, проведенного во всех территориальных подразделениях Министерства социальной защиты населения Московской области и лечебно-профилактических учреждениях, реализующих бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов отдельным категориям граждан, позволили сделать следующие выводы. 1. Для реализации Закона Московской области N 36/2006-ОЗ в части бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов отдельным категориям граждан ежегодно расходуются значительные материальные, временные и финансовые ресурсы. Однако растущая и растягивающаяся на годы очередь нуждающихся в зубопротезировании льготников свидетельствует о недоступности данной услуги. 2. Неполное освоение на протяжении ряда лет средств бюджета Московской области, запланированных для обеспечения бесплатного зубопротезирования, при значительном количестве нуждающихся и состоящих в очереди льготников свидетельствует о неэффективности действующего порядка реализации Закона Московской области N 36/2006-ОЗ в части бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов отдельным категориям граждан. Важнейшим фактором, который определяет такой результат, является необходимость соблюдения лечебно-профилактическим учреждением размера средней стоимости изготовления и ремонта зубных протезов на одного человека. Порядок реализации услуги по бесплатному зубопротезированию не должен противоречить действующему законодательству и не должен создавать перед врачом и лечебно-профилактическим учреждением ситуации выбора между назначением плана ортопедической помощи, учитывающим медико-социальную эффективность реабилитации пациента, и соблюдением средней стоимости протезирования одного льготника. 3. Возрастные особенности и сопутствующая общесоматическая патология у лиц, составляющих льготные категории и нуждающихся в протезировании, требуют оперативного решения вопросов по выполнению работ и использованию эффективных материалов и ортопедических конструкций. Решение о возможности превышения показателей, установленных стандартами медицинской помощи, при условии наличия медицинских показаний должно приниматься врачебной комиссией лечебно-профилактического учреждения оперативно, коллегиально и под ее ответственность. 4. Величина средней стоимости зубопротезирования и устаревший Перечень видов работ, допустимых к оказанию ортопедической помощи за счет средств бюджета, обеспечивают реабилитацию пациентов посредством нередко не соответствующих медицинским показаниям более дешевых протезов и являются одной из основных и непосредственных причин невысокой результативности льготного зубопротезирования. Более 90 процентов пациентов, нуждающихся в зубопротезировании, получили ортопедическую помощь с применением частичных или полных съемных протезов из пластмассы, а также с применением штампованных коронок и паяных мостовидных протезов. Медико-социальная эффективность реабилитации с применением таких конструкций является крайне низкой. Необходимо дополнение Перечня видов работ по изготовлению и ремонту зубных протезов работами, отвечающими современным критериям и технологиям, обеспечивающими повышение качества оказываемой ортопедической услуги и предоставление качественно новых услуг. 5. Перечень учреждений, осуществляющих бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов отдельным категориям граждан в Московской области, должен быть пересмотрен с учетом мнения Московской областной Ассоциации стоматологов и челюстно-лицевых хирургов и главного стоматолога Министерства здравоохранения Московской области на предмет технической оснащенности отделений ортопедической стоматологии и стоматологических поликлиник, соответствующей стандартам оснащения лечебно-профилактических учреждений стоматологического профиля. Комиссия считает необходимым: 1. Поручить Комитету по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики подготовить проект закона Московской области "О внесении изменений в Закон Московской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" в части изменения условий предоставления меры социальной поддержки в виде бесплатного зубопротезирования отдельным категориям граждан. 2. Предложить Министерству здравоохранения Московской области внести изменения в Перечень видов работ по изготовлению и ремонту зубных протезов, подлежащих оплате за счет средств бюджета Московской области, с целью обеспечения повышения качества ортопедических конструкций и продления срока их службы с учетом Перечня, предлагаемого Комиссией (приложение 2). 3. Предложить Министерству здравоохранения Московской области ежегодно утверждать Перечень лечебно-профилактических учреждений Московской области, осуществляющих бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов отдельным категориям граждан в Московской области, с учетом мнения Московской областной Ассоциации стоматологов и челюстно-лицевых хирургов и главного стоматолога Министерства здравоохранения Московской области. 4. Предложить Министерству социальной защиты населения Московской области в проектах договоров на предоставление мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов отдельным категориям граждан в Московской области с лечебно-профилактическими учреждениями Московской области предусматривать согласованные объемы медицинской помощи в финансовых показателях с учетом стандартов медицинской помощи и показателей медико-социальной эффективности реабилитации, предусмотрев возможность превышения показателей, установленных стандартами медицинской помощи, при условии наличия медицинских показаний, по назначению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения и под ее ответственность. 5. Предложить Правительству Московской области при подготовке проекта бюджета Московской области на очередной финансовый год формировать расходные обязательства Московской области по оказанию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим в Московской области, в виде бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов с учетом стандартов и порядков оказания медицинской помощи, устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Приложение 1 к Отчету о проведении мониторинга практики применения Закона Московской области N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" (в части предоставления меры социальной поддержки в виде бесплатного зубопротезирования отдельным категориям граждан) за период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2011 года ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПО БЕСПЛАТНОМУ ИЗГОТОВЛЕНИЮ И РЕМОНТУ ЗУБНЫХ ПРОТЕЗОВ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, В 2011 ГОДУ ----T-----------------------------------------------------------T---------¬ ¦N ¦Наименование показателя ¦Значение ¦ ¦п/п¦ ¦ ¦ +---+-----------------------------------------------------------+---------+ ¦1. ¦Основные показатели предоставления гражданам, имеющим право на меры ¦ ¦ ¦социальной поддержки в виде услуг по бесплатному изготовлению зубных ¦ ¦ ¦протезов, за 2011 год ¦ ¦ +-----------------------------------------------------------T---------+ ¦ ¦1 - Количество граждан льготных категорий, нуждающихся в ¦ 40875 ¦ ¦ ¦зубопротезировании и состоящих на учете по состоянию на 1 ¦ ¦ ¦ ¦января 2011 г., чел. ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------------------------------+---------+ ¦ ¦2 - Количество граждан льготных категорий, нуждающихся в ¦ 44456 ¦ ¦ ¦зубопротезировании и состоящих на учете по состоянию на 31 ¦ ¦ ¦ ¦декабря 2011 г., чел. ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------------------------------+---------+ ¦ ¦3 - Количество граждан льготных категорий, нуждающихся в ¦ 30832 ¦ ¦ ¦зубопротезировании и поставленных на учет в 2011 году, чел.¦ ¦ ¦ +-----------------------------------------------------------+---------+ ¦ ¦4 - Количество граждан, получивших услугу по бесплатному ¦ 27612 ¦ ¦ ¦изготовлению зубных протезов в течение 2011 года, чел. ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------------------------------+---------+ ¦ ¦5 - Количество граждан льготных категорий, нуждающихся в ¦ 3009 ¦ ¦ ¦зубопротезировании и состоящих на учете на 1 января 2011 ¦ ¦ ¦ ¦года, отказавшихся от зубопротезирования в течение года, ¦ ¦ ¦ ¦чел. ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------------------------------+---------+ ¦ ¦6 - Среднее время ожидания в очереди для одного гражданина ¦ 310 ¦ ¦ ¦льготной категории, дней ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------------------------------+---------+ ¦ ¦7 - Число граждан льготных категорий, реализовавших право ¦ 3844 ¦ ¦ ¦на бесплатное изготовление зубных протезов, оплативших за ¦ ¦ ¦ ¦свой счет медицинские услуги сверх предусмотренных Перечнем¦ ¦ ¦ ¦услуг, чел. (Данные по 61 ЛПУ) ¦ ¦ +---+-----------------------------------------------------------+---------+ ¦2. ¦Основные показатели предоставления гражданам, имеющим право на меры ¦ ¦ ¦социальной поддержки в виде услуг по бесплатному ремонту зубных ¦ ¦ ¦протезов, за 2011 год ¦ ¦ +-----------------------------------------------------------T---------+ ¦ ¦1 - Количество граждан льготных категорий, нуждающихся в ¦ 205 ¦ ¦ ¦ремонте зубных протезов и состоящих на учете по состоянию ¦ ¦ ¦ ¦на 1 января 2011 г., человек ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------------------------------+---------+ ¦ ¦2 - Количество граждан льготных категорий, нуждающихся в ¦ 233 ¦ ¦ ¦ремонте зубных протезов и состоящих на учете по состоянию ¦ ¦ ¦ ¦на 31 декабря 2011 г., человек ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------------------------------+---------+ ¦ ¦3 - Количество граждан льготных категорий, нуждающихся в ¦ 1030 ¦ ¦ ¦ремонте зубных протезов и поставленных на учет в 2011 году,¦ ¦ ¦ ¦человек ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------------------------------+---------+ ¦ ¦4 - Количество граждан, получивших услугу по бесплатному ¦ 1157 ¦ ¦ ¦ремонту зубных протезов в течение 2011 года, человек ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------------------------------+---------+ ¦ ¦5 - Среднее количество граждан, нуждающихся в ремонте ¦ 163 ¦ ¦ ¦зубных протезов и состоящих на учете в течение месяца, ¦ ¦ ¦ ¦человек ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------------------------------+---------+ ¦ ¦6 - Количество граждан льготных категорий, нуждающихся в ¦ 6 ¦ ¦ ¦ремонте зубных протезов и состоящих на учете на 1 января ¦ ¦ ¦ ¦2011 года, отказавшихся от услуги в течение года, человек ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------------------------------+---------+ ¦ ¦7 - Среднее время ожидания в очереди для одного гражданина ¦ 18 ¦ ¦ ¦льготной категории, дней ¦ ¦ +---+-----------------------------------------------------------+---------+ ¦3. ¦Показатели финансирования услуг по бесплатному зубопротезированию ¦ ¦ ¦льготных категорий граждан в 2011 году ¦ ¦ +-----------------------------------------------------------T---------+ ¦ ¦1 - Общий объем средств бюджета Московской области на ¦260193,19¦ ¦ ¦предоставление услуг по бесплатному зубопротезированию в ¦ ¦ ¦ ¦2011 году, тыс. рублей ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------------------------------+---------+ ¦ ¦в том числе ¦ ¦ ¦ ¦объем услуг по ремонту зубных протезов для льготных ¦ 1750,43¦ ¦ ¦категорий граждан, профинансированный в 2011 году за счет ¦ ¦ ¦ ¦средств бюджета Московской области, тыс. рублей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L---+-----------------------------------------------------------+---------- Приложение 2 к Отчету о проведении мониторинга практики применения Закона Московской области N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" (в части предоставления меры социальной поддержки в виде бесплатного зубопротезирования отдельным категориям граждан) за период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2011 года ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ РАБОТ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ И РЕМОНТУ ЗУБНЫХ ПРОТЕЗОВ |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | | Виды работы | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | | 1. ДИАГНОСТИКА | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 1.1 | Осмотр стоматолога (определение прикуса, степени патологической | | | подвижности зубов и т.д.) | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 1.2 | Консультация (составление плана подготовки полости рта к | | | протезированию, выбор конструкции протеза и т.д.) | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 1.3 | Ортопантомограмма (ОПТГ) | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 1.4 | Рентген-снимок (R-снимок) | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 1.5 | Чтение, анализ ОПТГ, R-снимка | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | | 2. ИЗГОТОВЛЕНИЕ НЕСЪЕМНЫХ ПРОТЕЗОВ | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 2.1 | Коронка штампованная стальная восстановительная | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 2.2 | Коронка штампованная с пластмассовой фасеткой | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 2.3 | Коронка пластмассовая | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 2.4 | Коронка бюгельная (под опорно-удерживающий кламмер) | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 2.5 | Коронка цельнолитая | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 2.6 | Коронка цельнолитая с пластмассовой фасеткой | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 2.7 | Коронка цельнолитая под опорно-удерживающий кламмер | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 2.8 | Коронка временная, изготовленная прямым методом | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 2.9 | Стальной литой иск. зуб промежуточной части мостовидного протеза | | | (литок) | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 2.10| Стальной литой иск. зуб промежуточной части в цельнолитом | | | мостовидном протезе | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 2.11| Стальной литой иск. зуб с пластмассовой фасеткой в мостовидном | | | протезе | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 2.12| Стальной литой иск. зуб с пластмассовой фасеткой в цельнолитом | | | мостовидном протезе | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 2.13| Пластмассовый иск. зуб в мостовидном пластмассовом протезе | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 2.14| Вкладка литая культевая, изготовленная прямым методом | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 2.15| Вкладка литая культевая, изготовленная лабораторным методом | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 2.16| Лапка | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 2.17| Спайка деталей или (лазерная сварка) | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | | 3. ИЗГОТОВЛЕНИЕ СЪЕМНЫХ ПРОТЕЗОВ | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 3.1 | Базис частичного съемного иммедиат-протеза | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 3.2 | Базис полного съемного иммедиат-протеза | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 3.3 | Базис полного съемного протеза из термопласта, нейлона, полиуретана| | | и др. | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 3.4 | Базис частичного съемного протеза из термопласта, нейлона, | | | полиуретана и др. | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 3.5 | Базис одностороннего съемного протеза из термопласта и др. | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 3.6 | Базис полного съемного протеза из пластмассы | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 3.7 | Базис частичного съемного протеза из пластмассы | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 3.8 | Базис полного съемного протеза из пластмассы с усложненной | | | постановкой зубов в анатомическом артикуляре | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 3.9 | Полный протез из пластмассы с усложненной постановкой в | | | анатомическом артикуляре (по системе "Ивокап") | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 3.10| Установка 1 зуба из пластмассы в съемном протезе | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 3.11| Установка набора жевательных зубов в съемном протезе | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 3.12| Установка набора фронтальных зубов в съемном протезе | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 3.13| Индивидуальная ложка (жесткая) | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 3.14| Эластичная прокладка к базису | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 3.15| Кламмер гнутый стальной | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 3.16| Армирование протеза | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 3.17| Перебазировка лабораторная | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 3.18| Перебазировка клиническая | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 3.19| Изоляция торуса | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | | 4. ИЗГОТОВЛЕНИЕ БЮГЕЛЬНЫХ ПРОТЕЗОВ | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 4.1 | Бюгельная дуга верхняя | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 4.2 | Бюгельная дуга нижняя | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 4.3 | Огнеупорная модель (силиконовое дублирование) | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 4.4 | Базис бюгельного протеза из пластмассы | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 4.5 | Зуб литой в бюгельном протезе | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 4.6 | Зуб литой с пластмассовой фасеткой | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 4.7 | Кламмер (опорно-удерживающий) | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 4.8 | Кламмер пружинящий, Роуча, Джексона | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 4.9 | Кламмер двойной | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 4.10| Одно звено многозвеньевого кламмера | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 4.11| Накладка окклюзионная | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 4.12| Седло, сетка, петля | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 4.13| Ответвление | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 4.14| Ограничитель базиса | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 4.15| Отросток когтеобразный (лапка шинирующая) | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | | 5. РЕМОНТ ПРОТЕЗОВ | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 5.1 | Устранение одного перелома базиса съемного протеза | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 5.2 | Установка или перенос 1 кламмера | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 5.3 | Замена или установка в протезе 1 зуба из пластмассы | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 5.4 | Снятие коронки | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 5.5 | Цементировка коронки | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 5.6 | Восстановление пластмассовой облицовки коронки, фасетки | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | | 6. ПРОЧИЕ РАБОТЫ | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 6.1 | Избирательное пришлифовывание зубов | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 6.2 | Отливка диагностических моделей (1 пара) | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 6.3 | Снятие однослойного слепка | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 6.4 | Снятие двухслойного слепка | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 6.5 | Анестезия аппликационная | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 6.6 | Анестезия инфильтрационная или проводниковая | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 6.7 | Изготовление прикусного шаблона | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | | 7. Изготовление полных съемных протезов с опорой на имплантаты | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 7.1 | Установка абатментов | |—————|————————————————————————————————————————————————————————————————————| Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|