Расширенный поиск

Постановление Думы Московской области от 18.12.2014 № 57/110-П

 

 

 

 

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

ДУМА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 18 декабря 2014 г. № 57/110-П

 

 

Об итогах мониторинга правоприменения Закона Московской области № 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области»

 

 

Рассмотрев Отчет о проведенном мониторинге правоприменения Закона Московской области № 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области», в соответствии с пунктом 15 Положения о порядке проведения правового мониторинга в Московской областной Думе, утвержденного постановлением Московской областной Думы от 13.12.2012 № 25/37-П, Московская областная Дума

 

постановила:

 

1. Принять к сведению Отчет о проведенном мониторинге правоприменения Закона Московской области № 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области». (Приложение.)

2. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации и разместить на официальном сайте Московской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Московской областной Думы Чаплина Н.Ю.

 

 

Председатель

Московской областной Думы                                      И.Ю. Брынцалов

 

 

 

Приложение к постановлению

Московской областной Думы

от 18 декабря 2014 г. № 57/110-П

 

 

Отчет

о проведенном мониторинге правоприменения Закона Московской области № 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области»

 

 

I. Общие положения

 

Объект мониторинга правоприменительной практики (далее – мониторинг): Закон Московской области № 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» (далее – Закон Московской области № 73/2011-ОЗ).

Субъект мониторинга: Московская областная Дума.

Цель проведения мониторинга: комплексное изучение правового регулирования вопросов бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям в Московской области, проведение анализа результатов действия Закона Московской области № 73/2011-ОЗ для его дальнейшего совершенствования.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

сбор, обработку и систематизацию информации о практике применения Закона Московской области № 73/2011-ОЗ;

сбор, обработку и систематизацию информации о федеральном законодательстве, законодательстве Московской области, муниципальных правовых актах, регулирующих бесплатное предоставление земельных участков многодетным семьям;

подготовку по результатам мониторинга предложений по совершенствованию федерального законодательства и законодательства Московской области в сфере бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям.

Период проведения мониторинга: с 15 июня 2011 года по 31 декабря 2013 года.

 

II. Деятельность Комиссии по мониторингу

 

Мониторинг осуществлялся Комиссией по проведению мониторинга (далее – Комиссия), созданной постановлением Московской областной Думы от 27.03.2014 № 20/84-П «О проведении мониторинга правоприменения Закона Московской области № 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области», в следующем составе:

1) Чаплин Н.Ю. депутат Московской областной Думы, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;

2) Шапкин В.Н. депутат Московской областной Думы, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;

3) Качан А.С. депутат Московской областной Думы, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;

4) Чарышкин И.В. депутат Московской областной Думы, член фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»;

5) Емельянов О.В. депутат Московской областной Думы, член фракции КПРФ;

6) Брежнева Д.В. консультант Комитета по вопросам имущественных отношений, землепользования, природных ресурсов и экологии Московской областной Думы;

7) Бабкина С.В. консультант отдела правовой экспертизы Государственно-правового управления Московской областной Думы;

8) Пономарева Т.П. консультант аналитического отдела Организационно-аналитического управления Московской областной Думы.

По согласованию с Губернатором Московской области в состав Комиссии включены:

1) Тресков И.Б. – первый заместитель министра имущественных отношений Московской области;

2) Тютькова И.А. – заместитель министра социальной защиты населения Московской области;

3) Кротова А.В. – начальник Управления земельной политики Министерства имущественных отношений Московской области;

4) Тараскина Ю.Е. – заместитель начальника Управления земельной политики – заведующая отделом по распоряжению земельными участками Министерства имущественных отношений Московской области;

5) Крамаренко Е.В. – заместитель заведующего отделом демографической политики и социальной поддержки многодетных семей Управления по семейной и демографической политике Министерства социальной защиты населения Московской области.

Председателем Комиссии избран Шапкин В.Н. – депутат Московской областной Думы, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

Комиссией разработан и утвержден План проведения мониторинга, в соответствии с которым осуществлены следующие мероприятия:

1) проведен анализ федерального законодательства и законодательства Московской области, регулирующего бесплатное предоставление земельных участков многодетным семьям;

2) разработана и утверждена анкета мониторинга правоприменительной практики Закона Московской области 73/2011-ОЗ для муниципальных образований Московской области (муниципальные районы, городские округа);

3) проведена работа по обобщению предложений по результатам анкетирования;

4) приняты предложения по совершенствованию законодательства по теме мониторинга;

5) подготовлен Отчет о проведении мониторинга.

За время проведения мониторинга Комиссией проведено четыре заседания, в том числе одно расширенное – с участием первого заместителя Председателя Московской областной Думы Юдакова С.В.

В рамках подготовки к проведению мониторинга 9 октября 2013 года был проведен круглый стол на тему «О практике применения Закона Московской области № 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» с участием депутатов Московской областной Думы, членов Правительства Московской области, а также представителей муниципальных районов и городских округов Московской области.

 

III. Проведение мониторинга

 

3.1. Законодательное регулирование вопросов бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям в Московской области

 

При проведении мониторинга был проведен анализ следующих правовых актов:

Указ Президента Российской Федерации от 7.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»

Земельный кодекс Российской Федерации;

Закон Московской области № 73/2011-ОЗ;

Постановление Правительства Московской области от 04.04.2013 № 222/12 «О мерах по реализации Закона Московской области «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области».

 

3.2. Анализ правоприменения Закона Московской области № 73/2011-ОЗ

 

Целью принятия Закона Московской области № 73/2011-ОЗ  являлось исполнение Послания Президента Российской Федерации Медведева Д.А. Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года, в котором было поручено Правительству Российской Федерации совместно с регионами проработать порядок предоставления бесплатных земельных участков под строительство жилого дома или дачи при рождении третьего и последующего ребенка.

В июне 2011 года Земельный кодекс Российской Федерации был дополнен положением, согласно которому граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации Московской областной Думой был принят Закон Московской области № 73/2011-ОЗ, который вступил в силу с 15 июня 2011 года.

За время действия Закона Московской области № 73/2011-ОЗ в него были внесены изменения, направленные в основном на улучшение условий и порядка бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям в Московской области. Так, в октябре 2012 года был принят Закон Московской области 158/2012-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области», в котором было установлено, что для постановки на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка члены многодетной семьи не должны иметь земельные участки площадью более 6 соток (ранее было предусмотрено обязательное отсутствие земельных участков независимо от их площади). Также в этом Законе был установлен минимальный размер земельного участка, предоставляемого многодетным семьям бесплатно, он составляет 0,10 га.

Процедура предоставления земельных участков многодетным семьям стала более прозрачной. Так, Законом Московской области № 158/2012-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» было установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области направляют в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, уполномоченный Правительством Московской области, отчеты о предоставлении многодетным семьям земельных участков.

Кроме того, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области ежегодно не позднее первого февраля текущего года утверждают перечень земель и (или) земельных участков для предоставления многодетным семьям.

В перечне указываются местоположение земель и (или) земельных участков, их площадь, кадастровые номера (при наличии). Перечень публикуется в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, размещается органами местного самоуправления муниципальных районов или городских округов Московской области на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Закон Московской области № 73/2011-ОЗ был дополнен статьей 62, устанавливающей финансирование мероприятий при предоставлении земельных участков многодетным семьям. Согласно вышеназванной статье расходы, возникающие в связи с их приобретением, проведением кадастровых работ, подготовкой документации по планировке территории, а также по их обеспечению необходимыми инженерными сетями осуществляются за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области, бюджета Московской области, предусмотренных в указанных бюджетах на соответствующий финансовый год, внебюджетных источников финансирования, а также иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

В 2013 году Закон Московской области № 73/2011-ОЗ дополнен нормой, направленной на правовое урегулирование ситуации, сложившейся в результате изменения с 1 июля 2012 года границ между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью.

Следует отметить, что изменения, вносимые в Закон Московской области № 73/2011-ОЗ, обсуждались на заседаниях Комитета по вопросам имущественных отношений, землепользования, природных ресурсов и экологии Московской областной Думы, на заседаниях рабочей группы в Правительстве Московской области, а также проводились обсуждения с участием депутатов Московской областной Думы, представителей Министерства имущественных отношений Московской области, Министерства социальной защиты населения Московской области, администраций муниципальных районов и городских округов Московской области, представителей общественных организаций многодетных семей Московской области и общественности.

Так, 25 апреля 2012 года был проведен круглый стол по обсуждению проблем, которые возникают при предоставлении земельных участков многодетным семьям. В заседании круглого стола приняли участие: представители Правительства Московской области, органов государственной власти Московской области, депутаты Московской областной Думы, муниципальных образований Московской области, многодетных семей, общественности.

20 сентября 2012 года в Московской областной Думе состоялись расширенные слушания по проекту закона Московской области «О внесении изменений в Закон Московской области «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области», в которых приняли участие представители Правительства Московской области, депутаты Московской областной Думы, главы муниципальных районов и городских округов Московской области.

9 октября 2013 года был проведен круглый стол на тему «О практике применения Закона Московской области № 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» с участием Первого заместителя Председателя Правительства Московской области.

В рамках мониторинга был проведен анализ обращений граждан и организаций, а также публикаций в средствах массовой информации, связанных с бесплатным предоставлением земельных участков многодетным семьям. Комиссия по мониторингу разработала анкету для муниципальных образований Московской области. Анкета состояла из 19 вопросов. В анкете были отражены основные вопросы, которые возникают при реализации Закона Московской области № 73/2011-ОЗ.

В июне 2014 года анкета была разослана в муниципальные образования Московской области (36 муниципальных районов и 35 городских округов). Сбор результатов анкетирования продолжался до конца ноября 2014 года. Получены ответы от 96% муниципальных образований Московской области. Не получены результаты анкетирования от трех городских округов Московской области.

Анализ полученных от муниципальных образований Московской области материалов позволяет сделать вывод о единообразном применении Закона Московской области № 73/2011-ОЗ.

Однако, Комиссией по мониторингу было выявлено, что в некоторых  муниципальных образованиях Московской области нарушаются положения Закона Московской области № 73/2011-ОЗ.

В частности, ставятся на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка многодетные семьи, в которых только один из родителей, с которыми совместно проживают трое и более детей, имеет место жительства на территории Московской области не менее 5 лет.

В то же время, согласно пункту 2 части 3 статьи 3 Закона Московской области № 73/2011-ОЗ одним из условий возникновения права на бесплатное предоставление земельных участков является наличие места жительства у родителей либо одинокой(ого) матери (отца), усыновителей, отчима (мачехи), с которым(и) совместно проживают трое и более детей, на территории Московской области не менее 5 лет.

По данному вопросу Комиссией по мониторингу был направлен запрос в соответствующий муниципальный район Московской области с просьбой разъяснить сложившуюся ситуацию, и был получен ответ, согласно которому районная жилищная комиссия муниципального района рассматривает заявление одного из родителей, который имеет место жительства на территории Московской области не менее 5 лет, и с которым совместно проживают трое и более детей. Земельный участок предоставляется в равную долевую собственность только тем членам многодетной семьи, которые имеют место жительства на территории Московской области не менее 5 лет.

Также, в Комиссию по мониторингу поступили письма, из которых следует, что приобретение членами многодетной семьи в собственность жилого дома и/или его части рассматривается в некоторых городских округах как основание для снятия семьи с учета. В то же время Законом Московской области № 73/2011-ОЗ не предусмотрено такого основания для снятия с учета.

В Комиссию по мониторингу поступили сведения о случаях, когда многодетная семья не имеет права выбора земельного участка и снимается с учета в случае отказа от предоставленного земельного участка.

По сведениям, поступившим от муниципальных образований Московской области, основными проблемами исполнения Закона Московской области № 73/2011-ОЗ являются отсутствие свободных земель, пригодных для предоставления многодетным семьям, и отсутствие финансирования работ по формированию и обеспечению объектами инженерной и транспортной инфраструктуры земельных участков.

 

IV. Результаты мониторинга и выводы

 

Подводя итоги мониторинга, Комиссия считает целесообразным отметить, что принятие Закона Московской области № 73/2011-ОЗ способствовало достижению поставленных целей.

По результатам проведения мониторинга Комиссия считает целесообразным:

1) рекомендовать Правительству Московской области предусматривать финансирование работ по формированию и обеспечению объектами инженерной и транспортной инфраструктуры земельных участков, предоставляемых многодетным семьям, в рамках государственных программ Московской области;

2) предложить Министерству имущественных отношений Московской области совместно с Министерством социальной защиты населения Московской области подготовить предложения по внесению изменений в Закон Московской области № 73/2011-ОЗ с целью совершенствования порядка бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям;

3) рекомендовать Правительству Московской области дополнить «Перечень и порядок представления документов и сведений для постановки многодетной семьи на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка», утвержденный постановлением Правительства Московской области от 04.04.2013 № 222/12, в части документов, прилагаемых к заявлению, поскольку некоторые граждане меняют фамилии, имена, отчества, в результате чего выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним не отражают наличие у гражданина жилого дома или земельного участка.


Информация по документу
Читайте также