Расширенный поиск
Постановление Думы Московской области от 18.12.2014 № 57/110-П
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ДУМА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 18 декабря 2014 г. № 57/110-П Об итогах мониторинга правоприменения Закона Московской области № 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» Рассмотрев
Отчет о проведенном мониторинге правоприменения Закона Московской области №
73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным
семьям в Московской области», в соответствии с пунктом 15 Положения о порядке
проведения правового мониторинга в Московской областной Думе, утвержденного
постановлением Московской областной Думы от 13.12.2012
№ 25/37-П, Московская областная Дума постановила: 1. Принять к
сведению Отчет о проведенном мониторинге правоприменения Закона Московской
области № 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков
многодетным семьям в Московской области». (Приложение.) 2. Опубликовать настоящее
постановление в средствах массовой информации и разместить на официальном сайте
Московской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 3. Контроль за исполнением
настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Московской
областной Думы Чаплина Н.Ю. Председатель Московской областной Думы
И.Ю. Брынцалов Приложение к постановлению Московской областной Думы от 18 декабря 2014 г. № 57/110-П Отчет о проведенном мониторинге правоприменения Закона Московской области №
73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в
Московской области» I. Общие положения Объект мониторинга правоприменительной практики (далее – мониторинг):
Закон Московской области № 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении
земельных участков многодетным семьям в Московской области» (далее – Закон
Московской области № 73/2011-ОЗ). Субъект мониторинга: Московская областная Дума. Цель проведения мониторинга: комплексное
изучение правового регулирования вопросов бесплатного предоставления земельных
участков многодетным семьям в Московской области, проведение анализа результатов
действия Закона Московской области № 73/2011-ОЗ для его дальнейшего
совершенствования. Реализация данной цели предполагает решение следующих задач: сбор,
обработку и систематизацию информации о практике применения Закона Московской
области № 73/2011-ОЗ; сбор, обработку и систематизацию информации о федеральном
законодательстве, законодательстве Московской области, муниципальных правовых
актах, регулирующих бесплатное предоставление земельных участков многодетным
семьям; подготовку по результатам мониторинга предложений по совершенствованию
федерального законодательства и законодательства Московской области в сфере
бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям. Период проведения мониторинга: с 15 июня
2011 года по 31 декабря 2013 года. II.
Деятельность Комиссии по мониторингу Мониторинг осуществлялся Комиссией по
проведению мониторинга (далее – Комиссия), созданной постановлением
Московской областной Думы от 27.03.2014 № 20/84-П «О проведении мониторинга
правоприменения Закона Московской области № 73/2011-ОЗ «О бесплатном
предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области», в следующем составе: 1) Чаплин Н.Ю. – депутат
Московской областной Думы, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»; 2) Шапкин В.Н. – депутат
Московской областной Думы, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»; 3) Качан А.С. – депутат
Московской областной Думы, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»; 4) Чарышкин И.В. – депутат
Московской областной Думы, член фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»; 5) Емельянов О.В. – депутат
Московской областной Думы, член фракции КПРФ; 6) Брежнева Д.В. – консультант
Комитета по вопросам имущественных отношений, землепользования, природных
ресурсов и экологии Московской областной Думы; 7) Бабкина С.В. – консультант
отдела правовой экспертизы Государственно-правового управления Московской
областной Думы; 8) Пономарева Т.П. – консультант
аналитического отдела Организационно-аналитического управления Московской
областной Думы. По
согласованию с Губернатором Московской области в состав Комиссии включены: 1) Тресков И.Б. – первый заместитель министра имущественных отношений
Московской области; 2) Тютькова И.А. – заместитель министра социальной защиты населения
Московской области; 3) Кротова А.В. – начальник Управления земельной политики Министерства
имущественных отношений Московской области; 4) Тараскина Ю.Е. – заместитель начальника Управления земельной политики
– заведующая отделом по распоряжению земельными участками Министерства
имущественных отношений Московской области; 5) Крамаренко Е.В. – заместитель заведующего отделом демографической
политики и социальной поддержки многодетных семей Управления по семейной и
демографической политике Министерства социальной защиты населения Московской
области. Председателем Комиссии избран Шапкин В.Н. – депутат Московской областной
Думы, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Комиссией разработан и утвержден План
проведения мониторинга, в соответствии с которым осуществлены
следующие мероприятия: 1) проведен анализ федерального законодательства и законодательства
Московской области, регулирующего бесплатное предоставление земельных участков
многодетным семьям; 2) разработана и утверждена анкета мониторинга правоприменительной
практики Закона Московской области 73/2011-ОЗ для муниципальных образований
Московской области (муниципальные районы, городские округа); 3) проведена работа по обобщению предложений по результатам
анкетирования; 4) приняты предложения по совершенствованию законодательства по теме
мониторинга; 5) подготовлен Отчет о проведении мониторинга. За время проведения мониторинга Комиссией проведено четыре заседания, в
том числе одно расширенное – с участием первого заместителя Председателя
Московской областной Думы Юдакова С.В. В рамках подготовки к проведению мониторинга 9 октября 2013 года был
проведен круглый стол на тему «О практике применения Закона Московской области
№ 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям
в Московской области» с участием депутатов Московской областной Думы, членов
Правительства Московской области, а также представителей муниципальных районов
и городских округов Московской области. III. Проведение
мониторинга 3.1. Законодательное регулирование вопросов бесплатного предоставления
земельных участков многодетным семьям в Московской области При проведении мониторинга был проведен анализ следующих правовых актов: Указ Президента Российской Федерации от 7.05.2012 № 600 «О мерах по
обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и
повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Земельный кодекс Российской Федерации; Закон
Московской области № 73/2011-ОЗ; Постановление
Правительства Московской области от 04.04.2013 № 222/12 «О мерах по реализации
Закона Московской области «О бесплатном предоставлении земельных участков
многодетным семьям в Московской области». 3.2. Анализ правоприменения Закона Московской области № 73/2011-ОЗ Целью принятия Закона Московской области №
73/2011-ОЗ являлось исполнение Послания Президента Российской Федерации
Медведева Д.А. Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010
года, в котором было поручено Правительству Российской Федерации совместно с
регионами проработать порядок предоставления бесплатных земельных участков под
строительство жилого дома или дачи при рождении третьего и последующего
ребенка. В июне 2011
года Земельный кодекс Российской Федерации был дополнен положением, согласно
которому граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно,
в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и
предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в
государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в
порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации Московской
областной Думой был принят Закон Московской области
№ 73/2011-ОЗ, который вступил в силу с 15 июня 2011 года. За время действия Закона Московской области № 73/2011-ОЗ в него были внесены изменения,
направленные в основном на улучшение условий и порядка бесплатного
предоставления земельных участков многодетным семьям в Московской области. Так,
в октябре 2012 года был принят Закон Московской
области 158/2012-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О
бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской
области», в котором было установлено, что для
постановки на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка члены
многодетной семьи не должны иметь земельные участки площадью более 6 соток
(ранее было предусмотрено обязательное отсутствие земельных участков независимо
от их площади). Также в этом Законе был установлен минимальный размер
земельного участка, предоставляемого многодетным семьям бесплатно, он
составляет 0,10 га. Процедура предоставления земельных участков
многодетным семьям стала более прозрачной. Так, Законом Московской области №
158/2012-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О бесплатном
предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» было установлено, что органы местного самоуправления муниципальных
районов и городских округов Московской области направляют в центральный
исполнительный орган государственной власти Московской области, уполномоченный
Правительством Московской области, отчеты о предоставлении многодетным семьям
земельных участков. Кроме того, органы местного самоуправления
муниципальных районов и городских округов Московской области ежегодно не позднее первого февраля текущего года утверждают перечень
земель и (или) земельных участков для предоставления многодетным семьям. В перечне указываются местоположение земель и (или) земельных
участков, их площадь, кадастровые номера (при наличии). Перечень публикуется в
порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых
актов, размещается органами местного самоуправления муниципальных районов или
городских округов Московской области на их официальных сайтах в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Закон Московской области № 73/2011-ОЗ был
дополнен статьей 62, устанавливающей финансирование мероприятий при предоставлении земельных
участков многодетным семьям. Согласно вышеназванной статье расходы, возникающие
в связи с их приобретением, проведением кадастровых работ, подготовкой
документации по планировке территории, а также по их обеспечению необходимыми
инженерными сетями осуществляются за счет средств бюджетов муниципальных
образований Московской области, бюджета Московской области, предусмотренных в
указанных бюджетах на соответствующий финансовый год, внебюджетных источников
финансирования, а также иных не запрещенных законодательством Российской
Федерации источников. В 2013 году Закон Московской области
№ 73/2011-ОЗ дополнен нормой, направленной на правовое урегулирование ситуации,
сложившейся в результате изменения с 1 июля 2012 года границ между субъектами
Российской Федерации городом Москвой и Московской областью. Следует отметить, что изменения, вносимые в
Закон
Московской области № 73/2011-ОЗ, обсуждались на
заседаниях Комитета по вопросам имущественных отношений, землепользования,
природных ресурсов и экологии Московской областной Думы, на заседаниях рабочей
группы в Правительстве Московской области, а также проводились обсуждения с
участием депутатов Московской областной Думы, представителей Министерства
имущественных отношений Московской области, Министерства социальной защиты
населения Московской области, администраций муниципальных районов и городских
округов Московской области, представителей общественных организаций многодетных
семей Московской области и общественности. Так, 25 апреля 2012 года был проведен круглый стол по обсуждению
проблем, которые возникают при предоставлении земельных участков многодетным
семьям. В заседании круглого стола приняли участие: представители Правительства
Московской области, органов государственной власти Московской области, депутаты
Московской областной Думы, муниципальных образований Московской области,
многодетных семей, общественности. 20 сентября 2012 года в Московской областной Думе состоялись расширенные
слушания по проекту закона Московской области «О внесении изменений в Закон
Московской области «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным
семьям в Московской области», в которых приняли участие представители
Правительства Московской области, депутаты Московской областной Думы, главы
муниципальных районов и городских округов Московской области. 9 октября 2013 года был проведен круглый стол на тему «О практике
применения Закона Московской области № 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении
земельных участков многодетным семьям в Московской области» с участием Первого
заместителя Председателя Правительства Московской области. В рамках мониторинга был проведен анализ обращений граждан и
организаций, а также публикаций в средствах массовой информации, связанных с
бесплатным предоставлением земельных участков многодетным семьям. Комиссия по
мониторингу разработала анкету для муниципальных образований Московской
области. Анкета состояла из 19 вопросов. В анкете были отражены основные
вопросы, которые возникают при реализации Закона Московской области №
73/2011-ОЗ. В июне 2014 года анкета была разослана в муниципальные образования
Московской области (36 муниципальных районов и 35 городских округов). Сбор
результатов анкетирования продолжался до конца ноября 2014 года. Получены
ответы от 96% муниципальных образований Московской области. Не получены
результаты анкетирования от трех городских округов Московской области. Анализ полученных от муниципальных образований Московской области
материалов позволяет сделать вывод о единообразном применении Закона Московской
области № 73/2011-ОЗ. Однако, Комиссией по мониторингу было выявлено, что в некоторых муниципальных образованиях Московской области
нарушаются положения Закона Московской области № 73/2011-ОЗ. В частности, ставятся на учет в целях бесплатного предоставления
земельного участка многодетные семьи, в которых только один из родителей, с
которыми совместно проживают трое и более детей, имеет место жительства на
территории Московской области не менее 5 лет. В то же время, согласно пункту 2 части 3
статьи 3 Закона Московской области № 73/2011-ОЗ одним из условий возникновения права
на бесплатное предоставление земельных участков является наличие места
жительства у родителей либо одинокой(ого) матери (отца), усыновителей, отчима
(мачехи), с которым(и) совместно проживают трое и более детей, на территории
Московской области не менее 5 лет. По данному вопросу Комиссией по мониторингу был направлен запрос в
соответствующий муниципальный район Московской области с
просьбой разъяснить сложившуюся ситуацию, и был получен ответ, согласно
которому районная жилищная комиссия муниципального района рассматривает
заявление одного из родителей, который имеет место жительства на территории
Московской области не менее 5 лет, и с которым совместно проживают трое и более
детей. Земельный участок предоставляется в равную долевую собственность только
тем членам многодетной семьи, которые имеют место жительства на территории
Московской области не менее 5 лет. Также, в Комиссию по мониторингу поступили письма, из которых следует, что приобретение членами многодетной семьи в
собственность жилого дома и/или его части рассматривается в некоторых городских
округах как основание для снятия семьи с учета. В то же время Законом Московской
области № 73/2011-ОЗ не предусмотрено такого основания для снятия с учета. В Комиссию по
мониторингу поступили сведения о случаях, когда многодетная семья не имеет
права выбора земельного участка и снимается с учета в случае отказа от
предоставленного земельного участка. По сведениям,
поступившим от муниципальных образований Московской области, основными
проблемами исполнения Закона Московской области № 73/2011-ОЗ
являются отсутствие свободных
земель, пригодных для предоставления многодетным семьям, и отсутствие
финансирования работ по формированию и обеспечению объектами инженерной
и транспортной инфраструктуры земельных участков. IV. Результаты
мониторинга и выводы Подводя итоги мониторинга, Комиссия считает целесообразным отметить, что
принятие Закона Московской области № 73/2011-ОЗ способствовало достижению
поставленных целей. По результатам проведения мониторинга Комиссия считает целесообразным: 1) рекомендовать Правительству Московской области предусматривать
финансирование работ по формированию и обеспечению объектами инженерной и
транспортной инфраструктуры земельных участков, предоставляемых многодетным
семьям, в рамках государственных программ Московской области; 2) предложить Министерству имущественных отношений Московской области
совместно с Министерством социальной защиты населения Московской области
подготовить предложения по внесению изменений в Закон Московской области №
73/2011-ОЗ с целью совершенствования порядка бесплатного предоставления
земельных участков многодетным семьям; 3) рекомендовать Правительству Московской области дополнить «Перечень и
порядок представления документов и сведений для постановки многодетной семьи на
учет в целях бесплатного предоставления земельного участка», утвержденный
постановлением Правительства Московской области от 04.04.2013 № 222/12, в части документов, прилагаемых к заявлению, поскольку некоторые граждане
меняют фамилии, имена, отчества, в результате чего выписки из Единого
государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним не отражают
наличие у гражданина жилого дома или земельного участка. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|