Расширенный поиск

Постановление Думы Московской области от 17.09.2015 № 19/138-П

 

 

 

 

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

ДУМА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 17 сентября 2015 г.  № 19/138-П

 

 

Об итогах мониторинга правоприменения Закона Московской области № 75/2006-ОЗ «О научной и научно-технической деятельности на территории Московской области»

 

 

Рассмотрев Отчет о проведенном мониторинге правоприменения Закона Московской области № 75/2006-ОЗ «О научной и научно-технической деятельности на территории Московской области», в соответствии с пунктом 15 Положения о порядке проведения правового мониторинга в Московской областной Думе, утвержденного постановлением Московской областной Думы от 13.12.2012 № 25/37-П, Московская областная Дума

 

постановила:

 

1. Принять к сведению Отчет о проведенном мониторинге правоприменения Закона Московской области № 75/2006-ОЗ «О научной и научно-технической деятельности на территории Московской области». (Приложение).

2. Поручить Комитету по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике разработать проект закона Московской области «О научно-технической политике органов государственной власти Московской области».

3. Направить настоящее постановление в Министерство инвестиций и инноваций Московской области.

4. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации и разместить на официальном сайте Московской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Московской областной Думы Жукова И.Н.

 

 

И.о. Председателя

Московской областной Думы                                   С.В. Юдаков

 

 

 

Приложение к постановлению

Московской областной Думы

от 17 сентября 2015 г.  № 19/138-П

 

 

Отчет

о проведенном мониторинге правоприменения Закона Московской области № 75/2006-ОЗ «О научной и научно-технической деятельности на территории Московской области»

 

 

I. Общие положения

 

Основания проведения мониторинга правоприменения Закона Московской области № 75/2006-ОЗ «О научной и научно-технической деятельности на территории Московской области» (далее – мониторинг):

Указ Президента Российской Федерации от 20.05.2011 № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации»;

Закон Московской области № 46/2012-ОЗ «О правовом мониторинге в Московской области»;

Положение о порядке проведения правового мониторинга в Московской областной Думе, утвержденное постановлением Московской областной Думы от 13.12.2012 № 25/37-П;

постановление Московской областной Думы от 25.12.2014 № 35/111-П «О плане работы Московской областной Думы на 1 квартал 2015 года»;

постановление Московской областной Думы от 26.03.2015 № 27/121-П «О плане работы Московской областной Думы на 2 квартал 2015 года»;

постановление Московской областной Думы от 25.06.2015 № 10/133-П «О плане работы Московской областной Думы на 3 квартал 2015 года»;

постановление Московской областной Думы от 29.01.2015 № 14/113–П «О проведении мониторинга правоприменения Закона Московской области № 75/2006-ОЗ «О научной и научно-технической деятельности на территории Московской области».

Цель проведения мониторинга:

анализ ситуации в сфере научной и научно-технической деятельности, с учетом практики применения Закона Московской области № 75/2006-ОЗ «О научной и научно-технической деятельности на территории Московской области»;

анализ реализации соответствующих норм Закона Московской области № 75/2006-ОЗ «О научной и научно-технической деятельности на территории Московской области»;

подготовка предложений по совершенствованию законодательства Московской области в части вопросов данного мониторинга.

Объект мониторинга: Закон Московской области № 75/2006-ОЗ «О научной и научно-технической деятельности на территории Московской области» (далее – Закон Московской области № 75/2006-ОЗ).

Субъект мониторинга: Московская областная Дума.

Период проведения мониторинга: с 1 июня 2006 года по 31 декабря 2014 года.

Срок проведения мониторинга: 1–3 кварталы 2015 года.

 

II. Деятельность комиссии по мониторингу

 

Мониторинг осуществлялся комиссией по мониторингу, созданной постановлением Московской областной Думы от 29.01.2015 № 14/113-П «О проведении мониторинга правоприменения Закона Московской области № 75/2006-ОЗ «О научной и научно-технической деятельности на территории Московской области» (далее – комиссия), в следующем составе:

Крымов В.Б. – депутат Московской областной Думы, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;

Леонтьев М.П. – депутат Московской областной Думы, член фракции КПРФ;

Голубев А.А. – депутат Московской областной Думы, член фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»;

Калтайс А.В. – депутат Московской областной Думы, член фракции ЛДПР;

Ефимова Н.А. – консультант Комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Московской областной Думы;

Надарейшвили Г.В. – консультант отдела систематизации законодательства и правовой информации Государственно-правового управления Московской областной Думы.

По согласованию с Губернатором Московской области в состав комиссии по мониторингу включены:

Атясова Ю.Ю. – начальник Управления оценки экономической эффективности инвестиционных программ и проектов Министерства экономики Московской области;

Имангулов В.Р. – заместитель министра имущественных отношений Московской области;

Федосеев А.В. – начальник Управления научной и инновационной политики Министерства инвестиций и инноваций Московской области;

Макеева И.П. – заместитель начальника Управления профессионального образования Министерства образования Московской области;

Вегеле А.А. – заведующий отделом правовой экспертизы и систематизации нормативных правовых актов и документов Министерства образования Московской области.

Председателем комиссии по мониторингу избран Крымов В.Б. – депутат Московской областной Думы, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

Комиссией по мониторингу утвержден План проведения мониторинга, согласно которому предусматривалось проведение анкетирования научных организаций и круглого стола.

За время проведения мониторинга комиссией по мониторингу проведено два заседания, в том числе одно выездное заседание в городе Серпухов Московской области.

В рамках проведения мониторинга был проведен круглый стол на тему «Состояние и перспективы развития законодательства Московской области в сфере научной и научно-технической деятельности», с участием представителей центральных исполнительных органов власти Московской области, руководителей организаций, выполняющих научные исследования и разработки, подведомственных центральным исполнительным органам государственной власти Московской области, членов Экспертного совета при Комитете по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Московской областной Думы, а также представителей инновационных предприятий и научных учреждений, зарегистрированных на территории Московской области.

 

III. Проведение мониторинга

 

Правовое регулирование отношений в сфере научной и научно-технической деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее – Федеральный закон № 127-ФЗ), которым определены основные цели и принципы государственной научно-технической политики, источники и механизмы финансового обеспечения научной и научно-технической деятельности.

Федеральным законом № 127-ФЗ установлены следующие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации:

принятие законов и иных нормативных правовых актов в научной и (или) научно-технической сферах;

создание, реорганизация и ликвидация государственных научных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя указанных организаций;

принятие и реализация научных, научно-технических и инновационных программ и проектов.

Законодательную базу для регулирования отношений в сфере научной и научно-технической деятельности на территории Московской области составляют:

Закон Московской области № 75/2006-ОЗ «О научной и научно-технической деятельности на территории Московской области»;

Закон Московской области № 15/2011-ОЗ «Об инновационной политике органов государственной власти Московской области»;

Закон Московской области № 71/2008-ОЗ «О промышленных округах в Московской области»;

Закон Московской области № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области»;

Закон Московской области № 96/2010-ОЗ «Об инвестиционной политике органов государственной власти Московской области»;

Закон Московской области № 27/2013-ОЗ «О грантах Правительства Московской области в сферах науки, технологий, техники и инноваций».

Мониторинг проводился путем анализа положений Закона Московской области № 75/2006-ОЗ «О научной и научно-технической деятельности на территории Московской области», а также проведения анкетирования по вопросам правоприменительной практики среди исполнительных органов государственной власти Московской области, организаций, осуществляющих научную и научно-техническую деятельность на территории Московской области и организаций, выполняющих научные исследования и разработки, подведомственных центральным исполнительным органам государственной власти Московской области.

В целях повышения эффективности мониторинга опросные листы были направлены в организации, осуществляющие свою деятельность в наукоградах Российской Федерации, расположенных на территории Московской области.

Закон Московской области № 75/2006-ОЗ принят в 2006 году в соответствии с Федеральным законом № 127-ФЗ.

В связи с изменением законодательства в Закон Московской области № 75/2006-ОЗ неоднократно вносились изменения.

Наиболее существенным изменением, оказавшим влияние на содержание Закона Московской области № 75/2006-ОЗ, явилось исключение из его текста понятия «инновационная деятельность», в связи с принятием Закона Московской области № 15/2011-ОЗ «Об инновационной политике органов государственной власти Московской области».

 

IV. Результаты мониторинга

 

В результате мониторинга установлено, что предметом регулирования Закона Московской области № 75/2006-ОЗ является деятельность органов государственной власти Московской области и государственных органов Московской области в сфере научной и научно-технической деятельности.

Цель деятельности органов государственной власти Московской области в научной и научно-технической сферах по формированию системы, обеспечивающей создание и коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности, экономический оборот объектов интеллектуальной собственности, увеличение производства научной и научно-технической продукции, определенная в Законе Московской области № 75/2006-ОЗ, не может быть достигнута в полной мере, так как нормы указанного Закона не конкретизированы, носят бланкетный характер и на практике не реализуемы. Фактически меры государственной поддержки научным организациям не оказывались.

По результатам анкетирования организаций, осуществляющих научную и научно-техническую деятельность в наукоградах Российской Федерации, расположенных на территории Московской области установлено:

представители научных и научно-исследовательских организаций в своем большинстве не входят в состав Совета молодых ученых и специалистов Московской области, а также не были премированы за достижение выдающихся научных и (или) научно-технических результатов и их практическое применение в экономике и социальной сфере Губернатором Московской области;

государственная поддержка со стороны органов государственной власти Московской области оказывалась лишь 50% респондентов, преимущественно в форме грантов, при этом отмечалась сложность процедуры предоставления заявки на получение гранта;

государственная поддержка в форме предоставления налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита не оказывалась;

основными проблемами являются: недостаток финансирования; отсутствие возможности брать кредиты под низкие процентные ставки; отсутствие механизмов, способствующих быстрой коммерциализации и внедрению в производство результатов научно-технических разработок; отсутствие полноценной поддержки молодых ученых и специалистов, в том числе обеспечение жильем; недостаточность государственной поддержки научных организаций для возможности приобретения приборов и оборудования отечественного производства.

В результате анкетирования организаций, выполняющих научные исследования и разработки, подведомственных центральным исполнительным органам государственной власти Московской области установлено:

государственная поддержка со стороны органов государственной власти Московской области оказывалась 90% респондентов, преимущественно в форме предоставления имущества, а также грантов и премий;

в состав Совета молодых ученых и специалистов Московской области входят представители трех организаций, подведомственных центральным исполнительным органам государственной власти Московской области;

премирование молодых ученых и специалистов за достижение выдающихся научных и (или) научно-технических результатов и их практическое применение в экономике и социальной сфере Губернатором Московской области осуществлялось 99% респондентов;

основными проблемами являются: недостаточное финансирование; недостаточное обновление оборудования, материалов и программного обеспечения; необходимость заключения соглашений с Российским гуманитарным научным фондом и Российским научным фондом для осуществления совместной деятельности на условиях софинансирования.

 

V. Выводы

 

Подводя итоги мониторинга, комиссия считает целесообразным отметить следующее.

Принятие Закона Московской области № 75/2006-ОЗ в 2006 году способствовало улучшению условий в сфере науки и научно-технической деятельности.

При этом меры финансовой поддержки научных организаций за счет средств региональных бюджетов ограничены нормами бюджетного законодательства, позволяющего осуществлять финансирование инновационной деятельности и вложение бюджетных инвестиций в государственные научные организации, функции и полномочия учредителя которого осуществляет субъект Российской Федерации.

 

В настоящий момент Закон Московской области № 75/2006-ОЗ не соответствует сложившимся условиям, потребностям и возможностям в сфере законодательного обеспечения научной деятельности в Московской области и не оказывает должного регулирующего воздействия на научную и научно-техническую деятельность в Московской области.

Научно-техническая политика субъектов Российской Федерации основывается на государственной научно-технической политике Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития, но особенности и различия в развитии научно-технических комплексов субъектов Российской Федерации существенны. Это обуславливает необходимость формирования региональной научно-технической политики, учитывающей особенности территориального развития, структуру и состояние научно-технического комплекса конкретного субъекта Российской Федерации.

 

По результатам проведения мониторинга комиссия считает целесообразным поручить Комитету по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике разработать проект закона Московской области о научно-технической политике органов государственной власти Московской области, регулирующего отношения между органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, который определит цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Московской области в сфере научной и научно-технической деятельности в интересах развития экономики и социально-культурной сферы Московской области, предусматривающий:

 

1) образование коллегиального совещательного органа при Правительстве Московской области – Московского областного совета по научно-технической политике, в целях обеспечения эффективного взаимодействия центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области и иных организаций по вопросам реализации государственной научно-технической политики на территории Московской области.

2) механизм создания структурных подразделений (лабораторий) научных организаций, находящихся в собственности Московской области, в образовательных организациях высшего образования, с учетом реализуемых ими образовательных программ и тематики научных исследований.

3) понятие «Исследовательский университет Московской области», как категорию, обеспечивающую подготовку кадров по приоритетным направлениям развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, а также осуществляющий развитие и внедрение в производство высоких технологий.

4) механизм участия органов местного самоуправления в реализации государственных программ по развитию науки и научно-технической деятельности Московской области, который позволит планировать средства в муниципальном бюджете на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, путем оказания образовательных услуг и информационной поддержки.


Информация по документу
Читайте также