Расширенный поиск

Решение Совета депутатов городского округа Дзержинский от 22.10.2003 № 1/14

СОВЕТ ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

"ГОРОД ДЗЕРЖИНСКИЙ" МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

от 22 октября 2003 г. N 1/14

 

О рассмотрении проекта плана стратегического развития города Дзержинский до 2020 года

 

Рассмотрев проект плана стратегического развития города Дзержинский до 2020 года, учитывая замечания и предложения депутатских комиссий, Совет депутатов

 

решил:

 

1. Принять План стратегического развития города Дзержинский до 2020 года (прилагается).

2. Опубликовать настоящее решение и приложение в газете "Угрешские вести".

3. Поручить администрации города:

3.1. Разработать дополнительный том Плана стратегического развития, включающий социальные, экономические и индикаторные показатели, отражающие степень реализации Плана.

3.2. Разработать программы по реализации основных направлений развития города в соответствии с принятым Планом стратегического развития.

3.3. Издать План стратегического развития города Дзержинский до 2020 года отдельной брошюрой.

 

Глава

города В. Доркин

 

ПЛАН

СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ДЗЕРЖИНСКИЙ

ДО 2020 ГОДА

 

1. Введение

 

Общие данные о городе

 

Население города - 41,6 тыс. человек.

Территория - 1561 га.

Территориально-административный статус - самостоятельное муниципальное образование - город областного подчинения.

Органы местного самоуправления: представительный орган - Совет депутатов, исполнительно-распорядительный орган - администрация города. Деятельность органов местного самоуправления возглавляется выборным главой муниципального образования - главой города. Совещательный орган - общегородское собрание.

Границы города, установленные постановлением Губернатора Московской области N 383-ПГ от 26 октября 1999 г., пролегают по МКАД, руслу Москвы-реки, затем по Томилинскому лесопарку, далее по водоемам песчаных карьеров и затем соседствуют с землями поселка Котельники.

Основа экономической базы - промышленность (электроэнергетика, химическая промышленность), наука, строительство. Градообразующими предприятиями города являются ФЦДТ "Союз" (разработчик твердых ракетных топлив и зарядов из них) и ТЭЦ-22 ОАО "Мосэнерго" - одна из крупнейших теплоэлектростанций в мире.

Главная культурная достопримечательность города - Николо-Угрешский монастырь (XIV век).

 

1.1. Историческое развитие города

 

Николо-Угрешский монастырь

 

"Угреша - Дзержинский, как две неразрывные доли" - эти слова из гимна города связывают воедино прошлое и настоящее города. История Угреши позволяет городу Дзержинский быть городом, основанном на "камне" исторических событий, связанных со становлением Российского государства. У города есть свой неповторимый облик, свои достопримечательности, самобытность, свои страницы в истории России.

Древняя Угрешская земля расположена на левом берегу Москвы-реки в непосредственной близости от столицы. В 1380 году князь Дмитрий Донской основал здесь, на месте чудесного явления ему на пути на поле Куликово образа Николая Чудотворца, Николо-Угрешский монастырь. На протяжении пяти веков деятельность и развитие монастыря определяли всю духовную, культурную и хозяйственную жизнь округи. Инфраструктура территории развивалась под доминирующим влиянием монастыря. Окружающие деревни обслуживали потребности монастыря, оказывали услуги многочисленным паломникам. Рядом с монастырем были построены гостиницы, устроены пруды, были обустроены народные училища и больница. В начале XX века рассматривался проект строительства трамвайной линии до монастыря, часть паломников приплывала к пристани монастыря по Москве-реке. В народе монастырь называли "второй Лаврой".

 

От коммуны имени Дзержинского к городу

районного подчинения

 

В 1925 году монастырь был закрыт, и в 1927-1938 годах в его стенах размещалась трудовая коммуна, где "путевки в жизнь" получали бывшие беспризорники и молодые правонарушители. Воспитание трудом способствовало развитию коммуны. Были построены небольшие заводы, автомобильная и железная дороги, открыта школа, начал создаваться благоустроенный жилой фонд. В 1936 году трудовой коммуне присвоили имя Дзержинского, которое по преемственности перешло к поселку, а затем и городу.

В период Великой Отечественной войны вся промышленность страны, а соответственно и поселка, выпускала оборонную продукцию. Заводом N 512 фронту было поставлено более полумиллиона зарядов к реактивным снарядам М-13 и М-31. В 1947 году на базе завода N 512 и особого конструкторского бюро был создан научно-исследовательский институт, нацеленный на разработку высокоэффективных твердых ракетных топлив и зарядов для ракетных систем. В последующие годы институт стремительно расширялся по тематике и соответственно по кадровому составу, наращивались научная и производственная базы.

Актуальность, высокое качество инженерных и научных работ института получили высокую оценку руководства страны. За всю историю его существования около 1000 сотрудников института награждены государственными наградами, 150 сотрудников удостоены высоких званий лауреатов государственных премий. Были созданы ученый совет и два специализированных совета для защиты докторских и кандидатских диссертаций.

С ростом института за период с 1947 по 1987 год поселок с большим количеством домов барачного типа превратился в благоустроенный город. Было снесено большое количество бараков и ветхих домов. Значительно увеличился жилищный фонд предприятия. Были построены школы, детские сады. Вырос спорткомплекс со стадионом, двумя спортзалами, построена лодочная станция. Создана медсанчасть, включающая две поликлиники и больничный комплекс, санаторий-профилакторий. Построены здания горсовета, больницы, торгового центра, АТС, овощной базы, организованы площади в жилых домах для сферы услуг.

Существенное значение для развития города имело строительство мощной теплоэлектроцентрали N 22 - одной из крупнейших в Европе. Вошедшие в 1960 году в строй первые энергоагрегаты и последующее наращивание мощности ТЭЦ-22 открыли новую страницу в развитии города. Быстро рос жилой микрорайон ТЭЦ-22 с комплексом объектов социального назначения и благоустройства, формировались инженерно-технические и рабочие кадры энергетиков.

В 1981 году поселок получил статус города, но по существу оставался разделенным на два обособленных микрорайона, один из которых в основном обслуживал ЛНПО "Союз", а другой - ТЭЦ-22. Управление городом осуществлялось из Люберец - районного центра, хозяйственные задачи решались градообразующими предприятиями, по существу отсутствовали скоординированные действия по формированию единой городской инфраструктуры.

 

Город областного подчинения

 

17 декабря 1995 года на местном референдуме принят Устав города Дзержинский как самостоятельного муниципального образования. В следующем году состоялись первые в истории города выборы мэра и депутатов городской Думы. 4 сентября 1996 года решением Московской областной Думы городу Дзержинский присвоен статус города областного подчинения.

Становление местного самоуправления способствовало формированию городского сообщества, развитию предпринимательства (в городе зарегистрировано около 1000 малых предприятий), развитию городских средств массовой информации (газета, радио, телевидение).

Коренным образом изменилась структура управления городом. Сформирована администрация, способная решать сложные городские проблемы за счет местных ресурсов. Жилой фонд и городское хозяйство были переданы от предприятий органам местного самоуправления. Были созданы новые городские службы: пенсионный отдел, отдел социальной помощи, бюро технической инвентаризации, налоговая инспекция, филиал службы занятости, нотариат. Организованы муниципальные предприятия по эксплуатации и обслуживанию городской инфраструктуры и жилого фонда. Созданы и активно работают образовательные, культурные и социальные учреждения. В короткий исторический период без срывов и кризисов был осуществлен переход к управлению городом в новых рыночных условиях хозяйствования.

Город полностью телефонизирован, в нем активно ведутся жилищное строительство, благоустройство. Молодежь может получать высшее образование, не выезжая из города, в филиале "Угреша" университета "Дубна". На глазах возрождается Николо-Угрешский монастырь. Возрожден и освящен Патриархом Алексием II Спасо-Преображенский собор монастыря, восстановлена колокольня, открыта духовная семинария. Построены новые улицы, новые площади. Памятник основателю города князю Дмитрию Донскому и вновь сформированная центральная одноименная площадь объединили некогда разрозненные микрорайоны города. В последние годы город неоднократно признавался самым благоустроенным городом Московской области.

Город установил прочные шефские связи с воинскими частями: 202-й зенитной ракетной бригадой в Наро-Фоминске, малым ракетным катером "Гейзер" в городе Балтийске Калининградской области, ракетной дивизией стратегического назначения в городе Тейково Ивановской области, Военной академией Генерального штаба. В подшефных воинских частях проходят службу 73 городских призывника.

Город заключил договоры о побратимских отношениях с отечественными и зарубежными городами и муниципальными образованиями: Иваново, Заречным (Свердловская область), Алексином (Тульская область), Малоярославцем (Калужская область), Гусь-Хрустальный (Владимирская область), Солигаличем (Костромская область), Губкином (Белгородская область), Озерским районом (Московская область), Красноперекопском (Украина), Монтаной и Берковицей (Болгария), Мармарисом (Турция), Эльяной (Испания).

 

1.2. Предпосылки к созданию Плана

 

Начиная с 90-х годов администрация и Совет депутатов города, представители предприятий и организаций, общественных объединений города Дзержинский создали ряд основополагающих документов и провели ряд мероприятий, которые создали основу планирования развития города:

1993 год - по заказу администрации города подготовлен аналитический доклад "Комплексная программа развития города Дзержинский: анализ исходной ситуации и концепция развития города". Доклад подготовлен специалистами Института перспектив и проблем страны.

1994 год - общегородским собранием принята Декларация о взаимодействии органов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений, общественных, религиозных и политических организаций в интересах развития города Дзержинский, определившая основные направления его развития.

1997 год - общегородским собранием принята декларация "Город Дзержинский - прорыв в третье тысячелетие", определившая основные задачи, стоящие перед городом на пороге нового века. В качестве приоритетов в декларации были указаны такие проекты, как строительство аквапарка, жилья, создание университета.

1997 год - администрация города и Международный демократический институт международных отношений провели семинар "Желаемое будущее города Дзержинский. Люди, ценности, общество", на котором впервые сделана попытка заглянуть в далекий 2005 год и представить будущее города, его функции, возможные сценарии развития.

1997 год - решением городской Думы принята Концепция развития города Дзержинский до 2005 года.

2000 год - общегородским собранием принята декларация о развитии города в новых экономических условия "Угреша - наш общий дом", в которой провозглашена основная стратегическая цель развития города: обеспечение благополучия жителей города, сохранение и развитие городского сообщества, основанного на доверии, сотрудничестве, взаимопомощи и поддержке друг друга.

2002 год - вышеперечисленные документы легли в основу Приоритетных направлений работы по развитию города Дзержинский на период до 2005 года, принятых решением Совета депутатов N 1/16 от 27 ноября 2002 года. Указанный документ явился основой для разработки плана социально-экономического развития и бюджета г. Дзержинский на 2003 год, послужил основой для разработки новых целевых программ и мероприятий для включения в областные и федеральные программы.

2002 год - принимается решение о разработке Плана стратегического развития города до 2020 года. На общегородском собрании формируется Координационный совет по разработке Плана стратегического развития города.

2003 год - направления устойчивого развития города обсуждаются на семинаре, состоявшемся в филиале "Угреша" университета "Дубна" 20 марта и 3 апреля 2003 года, в котором приняли участие представители городского собрания, Совета депутатов, администрации, Координационного совета, педагоги города и студенты университета, представители Николо-Угрешского монастыря и учащиеся духовной семинарии. Участники семинара отметили, что определение стратегии развития города на долгосрочную перспективу в сложившихся социально-экономических условиях становится первостепенной задачей городского сообщества. План стратегического развития города должен придать городу новый импульс развития, создать условия для его процветания и благополучия жителей.

2003 год - разработка Плана стратегического развития города Дзержинский до 2020 года при активном участии представителей городского сообщества (более 30 организаций и предприятий) с привлечением экспертов фонда "Институт экономики города".

По итогам обсуждения была создана концепция Плана стратегического развития города Дзержинский до 2020 года, принятая Советом депутатов, сформированы рабочие группы по основным направлениям разработки Плана стратегического развития. Совместно с экспертами фонда "Институт экономики города" проведено анкетирование среди участников экспертных групп по важнейшим вопросам разрабатываемого Плана.

 

1.3. Назначение и статус Плана

 

План стратегического развития города Дзержинский должен стать центральным звеном в системе стратегического планирования развития города, содержательно объединяя все стратегические документы, принятые в городе. Он призван четко определить перспективы развития г. Дзержинский на основе анализа социально-экономической ситуации в городе, внешних и внутренних факторов развития. План стратегического развития указывает цели и задачи развития, а также механизмы их достижения. Одна из важнейших функций Плана - стратегический выбор города, определение приоритетов городского развития в условиях, когда городское сообщество не имеет возможности "распылять" ограниченные муниципальные ресурсы по множеству направлений и вынуждено сконцентрироваться на главных.

План должен стать основой для текущего планирования действий администрации по всем направлениям жизнедеятельности города. На основе Плана будут формироваться городские целевые программы, годовые планы социально-экономического развития города, бюджетное планирование.

План создан при активном участии представителей всех заинтересованных слоев городского сообщества - администрации, Совета депутатов, представителей от предпринимательства, научно-образовательных учреждений, некоммерческих организаций, предприятий города, местных средств массовой информации, социально активных групп граждан. Именно это обеспечит в дальнейшем участие горожан в реализации Плана.

 

1.4. Структура Плана

 

Первая часть - введение. Общие данные о городе, история города, основополагающие документы, предшествующие Плану.

Вторая часть - аналитический раздел, раскрывающий специфику современной социально-экономической ситуации в г. Дзержинский. Экспертные выводы о состоянии различных сфер городской жизнедеятельности базируются на основе статистических данных, предоставленных администрацией города и Правительством Московской области.

Третья часть Плана обобщает выводы первой, аналитической части и представляет собой сопоставительный анализ основных проблем и ресурсов развития города.

В четвертой части излагается собственно стратегия города - его перспективное видение, стратегическая цель и приоритетные направления развития города.

Пятая часть посвящена вопросам выполнения Плана. Указывается, в частности, каким образом положения Плана связаны с другими программными и стратегическими документами города. Предусматривается также проведение регулярного мониторинга выполнения Плана на основе четких и измеряемых критериев успешности стратегии.

Шестая часть - приложение <*> носит практический, прикладной характер. В ней перечислены приоритетные проекты и мероприятия, которые, по мнению разработчиков Плана, необходимо включить в программы, направленные на достижение целей и приоритетов развития города.

 

-----------------------------------

<*> Не приводится.

 

2. Анализ социально-экономического положения города

 

2.1. Уровень жизни населения. Качество городской среды

 

Демографическая ситуация

 

Город Дзержинский расположен в Московской области - одном из самых урбанизированных регионов России со значительной долей городского населения, экономически тяготеет к Москве, находясь на ближайшей орбите ее влияния. По критериям численности населения город относится к разряду малых городов. Так, численность населения города к концу 2002 года достигла 41,6 тыс. человек.

Население города на протяжении последних лет неуклонно увеличивается (см. рис.) в основном за счет миграционного притока.

 

Приводится график.

 

За последние пять лет численность населения увеличилась на 11,8%, или на 4,4 тыс. человек. В течение последних трех лет наблюдается увеличение рождаемости на 40%.

Несмотря на численный рост населения, показатели естественного движения населения (рождаемость, смертность и естественный прирост) отрицательны, но в два раза меньше, чем в области.

 

Доходы населения

 

Среднемесячная заработная плата в 2002 году составила 5866 рублей (в Московской области - 6000 рублей, в среднем по России - 5868 рублей).

Среднедушевой доход по годам составил:

 

Период          

В городе  

В Московской

области    

Декабрь 2000 года

1485 рублей

     -     

Декабрь 2001 года

2040 рублей

2509 рублей

Декабрь 2002 года

2955 рублей

3416 рублей

Июнь 2003 года  

3872 рубля

4719 рублей

 

Подтверждением роста доходов населения является увеличение числа личных автомобилей, приходящихся на тысячу жителей. Так, согласно статистике, если в 1999 году в среднем по одному автомобилю приходилось на каждого четвертого жителя, то уже в 2002 году в среднем примерно каждый третий имел собственный автомобиль.

 

Занятость населения

 

Всего численность трудоспособного населения города составляет 24,8 тысячи человек. В городе трудится 14255 человек.

Занятость в городе по отраслям представлена в следующей таблице:

 

Отрасли                       

1998

год 

1999

год 

2000

год 

2001

год 

2002

год 

Промышленность                

 3198

 2904

 3049

 3269

 3509

Строительство                 

 1443

 1746

 1560

 1355

 1270

Торговля и общественное питание

  927

  863

  811

  974

  908

Бытовое обслуживание населения

   56

   61

   50

   49

   60

Наука и научное обслуживание  

 3402

 3305

 3106

 2811

 2596

Транспорт и связь             

  783

  825

  722

  690

  667

Общая коммерческая деятельность

    5

   46

  127

   86

   45

Сельское хозяйство            

  841

  887

  869

  817

  843

Жилищно-коммунальное хозяйство

 1196

 1262

 1249

 1387

 1427

Здравоохранение               

  939

 1021

  984

  956

  964

Народное образование          

  899

  936

  878

  971

 1017

Культура и искусство          

  120

  114

  123

  133

  140

Управление                    

  487

  516

  535

  478

  205

Прочие                        

  305

  334

  168

   85

  604

Всего                         

14654

14868

14231

14061

14255

 

Значительная часть населения города - 24,6% занята в промышленности, 18,2% - в науке, 10% - в ЖКХ.

Одна из важнейших задач экономики города - создание высокооплачиваемых рабочих мест. Сокращение рабочих мест на градообразующем предприятии города ФЦДТ "Союз", отток жителей города на более высокооплачиваемую работу в Москву - все это серьезная проблема для дальнейшего развития города. Несмотря на то что показатели безработицы в городе невелики, невозможность предоставить достаточное количество высокооплачиваемых рабочих мест в самом городе ставит город перед угрозой превращения его в спальный район Москвы.

 

Благоустройство города и состояние окружающей среды

 

Благоустройство города - один из приоритетов в деятельности администрации. С 1996 года был проделан большой объем работ как по улучшению внешнего облика города, так и по строительству новых дорог, тротуаров, лестниц, придомовых территорий, детских площадок. Регулярно проводятся посадка деревьев и цветов, обустройство городских клумб и дорожных бордюров. В 2001 и 2002 годах город занял первое место на конкурсе "Самый благоустроенный город России" среди городов Московской области с населением до 100 тыс. жителей.

 

Экологическая ситуация

 

Экологическое состояние города характеризуется фоновым загрязнением атмосферного воздуха, невысоким качеством природных источников питьевого водоснабжения и водных источников в рекреационных зонах.

 

2.2. Состояние экономической базы города

 

Выпуск товаров и услуг предприятиями города (в тысячах рублей) характеризуется существенным ростом, что видно из следующей таблицы:

 

 

2000 год

2001 год 

2002 год 

Всего по всем предприятиям

(без ФЦДТ "Союз")        

4835373,8

5782642,7

7048845,8

 

 

    119,6%

    121,9%

 

Концентрация производств

 

Экономическую базу города Дзержинский составляют крупные градообразующие предприятия - ТЭЦ-22 и ФЦДТ "Союз". Изначально город развивался в системе военно-промышленного комплекса страны. Градообразующее предприятие предопределяло качественный состав рабочей силы: основную долю занятых составляли высококвалифицированные кадры, имеющие высшее образование. ЛНПО "Союз" к началу 90-х годов принадлежала основная доля социальной инфраструктуры города, однако уже с середины 90-х годов ситуация кардинально меняется. ФЦДТ "Союз" переживает болезненные последствия экономических реформ, общих для всего военно-промышленного комплекса страны: резкое сокращение госзаказа, сокращение финансирования, нарушение производственно-технологических цепочек, переход к совершенно новым принципам управления и т.д. Численность занятых на предприятии сократилась в несколько раз. Вся ведомственная социальная инфраструктура была принята городом, резко снизилась роль ФЦДТ "Союз" как источника налоговых доходов города. С середины 90-х годов ФЦДТ "Союз" уступает место ведущего градообразующего предприятия по уровню отчислений в бюджет ТЭЦ-22.

ТЭЦ-22 является предприятием регионального, стратегического значения. Это одна из крупнейших в Европе теплоэлектростанций по общему объему производимой электроэнергии и тепла. Благодаря наличию столь крупного объекта электроэнергетики городу удалось избежать глубокого экономического и социального кризиса, какой постиг большинство российских монопрофильных городов, специализировавшихся на ВПК. В настоящее время на ТЭЦ-22 приходится почти 11% всех работающих в городе. ТЭЦ-22 - предприятие, являющееся самым крупным налогоплательщиком в городской бюджет. В 2002 году предприятие в лице ОАО "Мосэнерго" обеспечило 23% налоговых поступлений в городскую казну.

 

Промышленное производство

 

Промышленность доминирует в структуре экономики. Ведущие отрасли - электроэнергетика и химическая промышленность. В производстве основных видов продукции преобладают тепло- и электроэнергия, изготовление пластиковой упаковки, мягкие кровельные и гидроизоляционные материалы, материалы для разметки дорог, строительные изделия, производство комплектующих для светопрозрачных ограждающих конструкций. Рост объемов производства по шести наиболее крупным предприятиям города (в тысячах рублей) показан в следующей таблице:

 

Наименование предприятий  

2000 год

2001 год

2002 год

ТЭЦ-22                    

3099398,0

3263055,0

4040014,0

ООО "АЛПЛА"               

 695199,6

 833609,0

 570305,0

ДЗЖБК                     

 139139,0

 177179,0

 214284,0

ЗАО "Люберит"             

  59569,5

  84548,7

 112324,0

ГУП "Технопласт"          

  69470,0

  98369,1

 126448,0

ООО "Компания ССК"        

      0,0

  29881,0

 118243,0

Всего по шести предприятиям

4062776,1

4671468,6

5433813,7

 

Строительство

 

Строительство занимает второе место в производственной структуре города (9,3% - в 2001 году, 13% - в 2002 году) и является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей городской экономики. Ввод в действие жилых домов в г. Дзержинский на душу населения в 2-3 раза больше, чем в Москве. При строительстве домов в качестве основной технологии выбрана "сотовая система", при которой несущими являются как наружные, так и внутренние стены. Обеспеченность жильем растет и в 2003 году в среднем составила 22 кв. м на одного жителя, что является одним из самых высоких показателей для городов Московской области.

Из сорока предприятий отрасли тридцать шесть относятся к малым предприятиям. В городе ими построен ряд офисов, административно-производственных зданий, магазинов, кафе и ресторан.

Рост объемов производства в строительстве приведен в следующей таблице:

 

Наименование показателей

2000 год

2001 год

2002 год

Всего (тысяч рублей)   

327368,6

541390,4

754874,0

 

 

   165,4%

   139,4%

 

Производство потребительских товаров

 

Одно из слабых мест в экономике г. Дзержинский - производство товаров, ориентированных на прямой потребительский спрос. В городе не создано достаточное количество предприятий данной сферы, и спрос на данную продукцию удовлетворяется за счет привозных товаров.

 

Торговля, общественное питание, сфера услуг

 

В г. Дзержинский функционируют 366 предприятий торговли и общественного питания, имеется несколько крупных магазинов, действует продовольственный рынок.

Основными объективными факторами, сдерживающими развитие торговли в городе, являются наличие крупных торговых оптовых центров недалеко от города, близость к Москве.

Сфера услуг в г. Дзержинский развивается достаточно динамично, структурно здесь доминирующим является сектор коммунальных услуг.

 

Информатизация и связь

 

По уровню развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) Дзержинский занимает передовые позиции среди городов Московской области. В 2002 году уровень телефонизации г. Дзержинский вырос до 45 телефонов на сто жителей, то есть практически каждая семья имеет телефонную связь.

Продолжается развитие услуг телефонной связи с вводом в эксплуатацию новой цифровой электронной АТС на 2000 номеров. Разработана и претворяется в жизнь программа "Информационный город", целями которой являются информационная поддержка устойчивого развития города, накопление и интеграция городских информационных ресурсов, сбалансированное удовлетворение информационных потребностей жителей, организаций и предприятий. В городе имеются свой узел доступа в Интернет и высокоскоростная оптико-волоконная магистраль, связывающая город с информационным пространством.

Городским кабельным телевидением охвачено практически 100% жилых зданий. Созданы компьютерные классы во всех образовательных учреждениях. Успешно внедряются информационно-коммуникационные технологии в деятельности управлений и подразделений администрации. Предоставляет услуги доступа к информационным ресурсам общественный центр информации, созданный на базе городской библиотеки.

В городе создан и постоянно поддерживается официальный городской сайт, особое внимание уделяется развитию средств массовой информации: в городе есть собственный канал теле- и радиовещания, еженедельная газета, развитая сеть газетных киосков.

Достижения города в развитии информационных технологий отмечены дипломом на третьем форуме "Россия в электронном мире", прошедшем в Москве в июне 2002 года.

 

Инвестиционная активность

 

По данным на 2002 год г. Дзержинский занимал 19-е место по объемам иностранных инвестиций среди 73 муниципальных образований Московской области. Один из основных факторов, объясняющих сравнительно недостаточную инвестиционную активность в г. Дзержинский, - это отсутствие свободных инвестиционных площадок у города, то есть дефицит свободных площадей для строительства, размещения новых производств и других способов капиталовложений.

 

Развитие малого предпринимательства

 

Малое предпринимательство занимает прочное место в структуре экономики г. Дзержинский и играет существенную роль в экономике. На сегодняшний день в городе функционируют более двухсот предприятий малого бизнеса и примерно 700 предпринимателей осуществляют деятельность без образования юридического лица.

Вклад в экономику города по итогам 2002 года составляет 14,8% в общем объеме производства товаров и услуг.

В последние годы происходит смещение прибыльности от деятельности предприятий малого бизнеса из торговой в производственную. Тройку лидеров по занятости в малом бизнесе составляют торговля и общественное питание, промышленность и строительство.

 

2.3. Состояние муниципальных финансов

 

Положительные и отрицательные тенденции

 

Рассматривая состояние муниципальных финансов, можно выделить отрицательную и положительную тенденции.

 

Отрицательные тенденции

 

Отрицательная составляющая непосредственно связана с политикой федерального Правительства, направленной на централизацию бюджетных доходов. Областные органы власти соответственно также вынуждены покрывать недостающие доходы за счет нижестоящих бюджетов.

Таким образом, город частично лишается стимулов для свободного развития и будет вынужден в долгосрочном периоде опираться, в первую очередь, на неналоговые доходы, земельный налог, налог на имущество.

 

Положительные тенденции

 

Положительные тенденции заключаются в росте объемов производства на 24% в 2002 году, на 66% - в первом полугодии 2003 года. Отметим, что половина городского бюджета формируется за счет поступлений от семи крупнейших налогоплательщиков. Три из них (ЗАО "Жилстрой", ООО "АЛПЛА", ООО "Линия") - новые предприятия.

 

2.4. Состояние жилищно-коммунального хозяйства

 

Администрация города проводит целенаправленную и последовательную работу по повышению эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства города.

Большая часть коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда находится в муниципальной собственности. В муниципальную собственность принят практически весь ведомственный жилищный фонд.

В настоящее время жилищно-коммунальное хозяйство города работает относительно других городов в нормальном режиме. Отлажена система перспективного и текущего планирования и контроля выполняемых работ и предоставляемых услуг, сформирована система договорных отношений, создана удобная система оплаты жилищно-коммунальных услуг населением, налажена работа с должниками по оплате жилья и коммунальных услуг.

Уровень платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги составляет в среднем 90%, что соответствует федеральному стандарту. За последние четыре года текущая задолженность населения за жилищно-коммунальные услуги составляет 2%. Практически со всеми собственниками жилья заключены договоры на техническое обслуживание и предоставление коммунальных услуг, договорами найма охвачено 80% населения. Это один из самых высоких показателей по городам России.

Жилищные субсидии предоставляются 12% семей, проживающих в жилищном фонде, на который распространяется право получения субсидий, что соответствует среднему показателю по России.

Уделяется большое внимание капитальному ремонту жилищного фонда и объектов коммунальной инфраструктуры. На эти цели за последние три года ежегодно выделяется от 12 до 15 млн. рублей, что в 2-4 раза больше, чем в других малых городах России.

Предприятиями ЖКХ накоплен определенный объем дебиторской и кредиторской задолженностей. Но в сравнении с другими городами, когда объемы этих задолженностей сравнимы с бюджетными расходами по строке "Жилищно-коммунальное хозяйство" или со всем бюджетом города, город Дзержинский находится в лучшем положении.

Следует отметить, что, несмотря на активное жилищное строительство и то, что в городе более 50% жилья находится в частной собственности, товарищества собственников жилья не образуются.

 

2.5. Местное самоуправление и формирование

городского сообщества

 

На протяжении последних четырнадцати лет в городе активно проводится политика, направленная на формирование городского сообщества, действующего в условиях социального партнерства. Этот фактор является одним из условий стабильного и устойчивого развития города. Обсуждение важнейших вопросов в жизнедеятельности города осуществляется общегородским собранием. В городе действуют бизнес-палата, общественные организации ветеранов и инвалидов, комитеты общественного самоуправления, научно-технический и экономический совет при главе города. Связь с населением осуществляется через средства массовой информации, комитеты общественного самоуправления, личные приемы руководителей управлений и главы города. В дальнейшем при реализации Плана стратегического развития города роль городского сообщества будет только возрастать.

 

3. Среда, формирующая развитие города

 

3.1. Внешние факторы развития

 

Город - это сложнейший организм, состояние которого во многом определяется социально-экономической средой, которая его окружает.


Информация по документу
Читайте также