Расширенный поиск
Постановление Думы Московской области от 30.06.2016 № 61/172-П
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ДУМА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30 июня 2016 г.
№ 61/172-П Об итогах
мониторинга правоприменения Закона Московской области № 96/2010-ОЗ «Об
инвестиционной политике органов государственной власти Московской области» Рассмотрев
Отчет о проведенном мониторинге правоприменения Закона Московской области №
96/2010-ОЗ «Об инвестиционной политике органов государственной власти
Московской области», в соответствии с пунктом 15 Положения о порядке проведения
правового мониторинга в Московской областной Думе, утвержденного постановлением
Московской областной Думы от 13.12.2012 № 25/37-П, Московская областная Дума постановила: 1.
Принять к сведению Отчет о проведенном мониторинге правоприменения Закона
Московской области № 96/2010-ОЗ «Об инвестиционной политике органов
государственной власти Московской области». (Приложение.) 2.
Поручить Комитету по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике
разработать в III квартале 2016 года проект закона Московской области
о внесении изменений в Закон Московской области «Об инвестиционной политике
органов государственной власти Московской области». 3.
Направить настоящее постановление в Министерство инвестиций и инноваций
Московской области. 4.
Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации и
разместить на официальном сайте Московской областной Думы в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 5.
Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя
Председателя Московской областной Думы Жукова И.Н. Председатель Московской
областной Думы И.Ю. Брынцалов Приложение к
постановлению Московской областной Думы от
30 июня 2016 г. № 61/172-П Отчет о проведенном мониторинге правоприменения Закона
Московской области № 96/2010-ОЗ «Об инвестиционной политике органов
государственной власти Московской области» I.
Общие положения Основания проведения мониторинга
правоприменения Закона Московской области № 96/2010-ОЗ «Об инвестиционной
политике органов государственной власти Московской области» (далее –
мониторинг): Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года № 657
«О мониторинге правоприменения в Российской Федерации»; Закон Московской области № 46/2012-ОЗ «О правовом мониторинге в
Московской области»; Положение о порядке проведения правового мониторинга в Московской
областной Думе, утвержденное постановлением Московской областной Думы от
13.12.2012 № 25/37-П; постановление Московской областной Думы от 24.12.2015 № 25/151-П «О
плане работы Московской областной Думы на I квартал 2016 года»; постановление Московской областной Думы
от 31.03.2016 № 13/160-П «О плане работы Московской областной Думы на II квартал 2016 года»; постановление Московской областной Думы
от 14.01.2016 № 5/152-П «О проведении мониторинга правоприменения Закона
Московской области № 96/2010-ОЗ «Об инвестиционной политике органов
государственной власти Московской области». Цель проведения мониторинга: выявление существующих проблем
правоприменения Закона Московской области № 96/2010-ОЗ «Об инвестиционной
политике органов государственной власти Московской области» (далее также –
Закон Московской области № 96/2010-ОЗ) и подготовка
предложений по совершенствованию законодательства Московской области по
вопросам регулирования инвестиционной деятельности на территории Московской
области. Субъект мониторинга: Московская
областная Дума. Объект мониторинга: правовые нормы
Закона Московской области № 96/2010-ОЗ. Период проведения мониторинга: с 1
января 2011 года по 1 января 2016 года. Время проведения мониторинга: I и II кварталы 2016
года. II.
Деятельность Комиссии по мониторингу Мониторинг
осуществлялся Комиссией по проведению мониторинга (далее – Комиссия), созданной
постановлением Московской областной Думы от 14.01.2016 № 5/152-П «О проведении
мониторинга правоприменения Закона Московской области № 96/2010-ОЗ «Об
инвестиционной политике органов государственной власти Московской области», в
следующем составе: 1)
Крымов В.Б. – депутат Московской областной Думы, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»; 2)
Леонтьев М.П. – депутат Московской областной Думы, член фракции КПРФ; 3) Федоров В.В.
– депутат Московской областной Думы, член фракции КПРФ; 4) Цыганова Н.М.
– консультант Комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной
политике Московской областной Думы; 5) Надарейшвили Г.В. – консультант отдела
систематизации законодательства и правовой информации Государственно-правового
управления Московской областной Думы. По
предложению Губернатора Московской области в состав Комиссии включен Быстров
В.А. – заведующий отделом сопровождения
инвестиционных проектов Управления инвестиционных проектов Министерства
инвестиций и инноваций Московской области. По
предложению Торгово-промышленной палаты Московской области и регионального
объединения работодателей «Московский областной союз промышленников и
предпринимателей» в состав Комиссии включены: 1)
Володин Р.А. – член Президиума Правления Торгово-промышленной палаты Московской
области; 2)
Козырев В.И. – генеральный директор исполнительной дирекции
регионального объединения работодателей «Московский областной союз
промышленников и предпринимателей». Председателем
Комиссии избран Крымов В.Б. – депутат Московской областной Думы, член фракции
«ЕДИНАЯ РОССИЯ». Деятельность Комиссии осуществлялась на
основании Плана проведения мониторинга, утвержденного на первом заседании
Комиссии. За время проведения мониторинга
Комиссией проведено четыре заседания, в том числе одно выездное в Серпуховском
муниципальном районе Московской области. В рамках проведения мониторинга
совместно с Ассоциацией развития промышленности и предпринимательства «Южное
Подмосковье» был проведен круглый стол на тему «Перспективы развития
законодательства Московской области в сфере инвестиционной деятельности». В
работе круглого стола принимали участие депутаты Московской областной Думы,
представители центральных исполнительных органов государственной власти
Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований
Московской области, общественных организаций Московской области, члены
Ассоциации развития промышленности и предпринимательства «Южное Подмосковье»,
руководители коммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую и
инвестиционную деятельность на территории Московской области. По результатам работы Комиссии
подготовлен Отчет о проведении мониторинга. III.
Проведение мониторинга Правовое регулирование отношений,
возникающих между органами государственной власти Московской области и
субъектами инвестиционной деятельности на территории Московской области, осуществляется
в соответствии с Законом Московской области № 96/2010-ОЗ «Об инвестиционной
политике органов государственной власти Московской области». Закон Московской области № 96/2010-ОЗ
был принят в 2010 году. В настоящее время Закон Московской
области № 96/2010-ОЗ действует с учетом изменений, внесенных законами
Московской области № 9/2011-ОЗ, № 145/2011-ОЗ, № 186/2011-ОЗ, № 120/2012-ОЗ, №
218/2012-ОЗ, № 21/2013-ОЗ, № 95/2013-ОЗ, № 103/2013-ОЗ, № 59/2015-ОЗ. Закон Московской области № 96/2010-ОЗ
направлен на стимулирование инвестиционной активности и привлечение инвестиций
в экономику Московской области, обеспечение государственных гарантий и защиты
прав российских и иностранных инвесторов. На основе официальных статистических
данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по
Московской области был проведен анализ инвестиционной ситуации в Московской
области за период мониторинга правоприменения Закона
Московской области № 96/2010-ОЗ. Анализ показал, что с 2011 года по 2015 год
объем инвестиций в основной капитал в Московской области составил 2,7 трлн.
рублей (без учета бюджетных средств). В 2015 году вложено инвестиций в
основной капитал на 182 млрд. руб. больше чем в 2010 году, а доля Московской
области в общероссийском показателе объема инвестиций в основной капитал
возросла с 3,8% в 2010 году до 4,4% в 2015 году. Согласно части 1 статьи 6 Закона
Московской области № 96/2010-ОЗ органы государственной власти Московской
области осуществляют стимулирование инвестиционной деятельности в следующих
формах: принятие нормативных правовых актов; координация действий участников
инвестиционной деятельности; государственная поддержка инвестиционной
деятельности. В ходе работы Комиссии был проведен
анализ применения каждой из форм. За период проведения мониторинга
применение ряда положений Закона Московской области № 96/2010-ОЗ дополнительно
регулировалось следующими законодательными актами Московской области: Законом Московской области № 71/2008-ОЗ
«О промышленных округах в Московской области»; Законом
Московской области № 64/2013-ОЗ «Об участии Московской области в
государственно-частном партнерстве»; Законом Московской области № 151/2004-ОЗ
«О льготном налогообложении в Московской области»; Законом Московской области № 23/96-ОЗ «О
регулировании земельных отношений в Московской области»; Законом Московской области № 27/2015-ОЗ
«Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты
социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные
инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается
предоставление земельного участка, находящегося в собственности Московской
области, муниципальной собственности, а также земельного участка,
государственная собственность на который не разграничена, в аренду без
проведения торгов». Кроме того для практического применения
правовых норм указанных законов Московской области Правительством Московской
области принимались постановления, конкретизирующие механизмы предоставления
различных видов государственной поддержки инвестиционной деятельности на
территории Московской области. Основными из них являлись: постановление Правительства Московской
области от 06.07.2011№ 513/21 «Об утверждении порядка разработки, утверждения и
реализации инвестиционных программ Московской области»; постановление Правительства Московской
области от 25.03.2013 № 208/8 «Об утверждении порядка разработки, утверждения и
реализации инвестиционных программ Московской области»; постановление Правительства Московской
области от 03.09.2015 № 757/24 «О порядке заключения, изменения и расторжения
соглашений о реализации инвестиционных проектов на территории Московской
области»; постановление Правительства Московской
области от 26.11.2013 № 982/52 «Об утверждении Порядка формирования ведения
перечней инвестиционных проектов и сводного перечня инвестиционных проектов и
внесении изменений в Положение о Министерстве инвестиций и инноваций Московской
области»; постановление Правительства Московской
области от 29.09.2011 № 1102/39 «Об утверждении Порядка принятия решений о
предоставлении инвестиционных налоговых кредитов по уплате налога на прибыль
организаций в части, подлежащей зачислению в бюджет Московской области, и
региональных налогов»; постановление Правительства Московской
области от 19.08.2014 № 667/27 «Об утверждении Порядка принятия решения о
подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального
строительства государственной собственности Московской области и (или)
приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность
Московской области, условий передачи полномочий и порядка заключения соглашений
о передаче полномочий в отношении объектов капитального строительства
государственной собственности Московской области»; постановление Правительства Московской
области от 12.05.2015 № 334/17 «Об установлении требований к договорам об
участии Московской области в собственности субъектов инвестиций, заключаемым в
связи с предоставлением из бюджета Московской области бюджетных инвестиций
юридическим лицам, не являющимися государственными или муниципальными
учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями». В ходе мониторинга был проведен анализ
правовых норм Закона Московской области № 96/2010-ОЗ на их актуальность и соответствие действующему на момент
проведения мониторинга федеральному законодательству и законодательству
Московской области. В результате анализа установлено, что
Закон Московской области № 96/2010-ОЗ не в полной мере учитывает изменения
федерального законодательства и законодательства Московской области, в
частности, Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом
планировании в Российской Федерации», Федерального закона от 31 декабря 2014
года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», Федерального
закона от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве,
муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Закона Московской
области № 20/2015-ОЗ «О стратегическом
планировании социально-экономического развития Московской области». Для координации действий участников
инвестиционной деятельности на территории Московской области и центральных
исполнительных органов государственной власти Московской области,
Правительством Московской области был определен уполномоченный орган: в
2011–2012 годах – Министерство экономики Московской области, с июня 2012 года
по настоящее время – Министерство инвестиций и инноваций Московской области. На заседании Комиссии, состоявшемся 14
апреля 2016 года, был рассмотрен вопрос организации взаимодействия
исполнительных органов государственной власти Московской области при реализации
инвестиционных проектов на территории Московской области за указанный период
действия Закона Московской области № 96/2010-ОЗ. К участию в заседании Комиссии
были приглашены представители Министерства имущественных отношений Московской
области, Министерства строительного комплекса Московской области, Главного
управления архитектуры и градостроительства Московской области. По результатам
обсуждения данного вопроса Комиссией признана необходимость конкретизации
основных полномочий уполномоченного органа непосредственно в Законе Московской
области № 96/2010-ОЗ. В целях стимулирования инвестиционной
деятельности на территории Московской области органами государственной власти
Московской области в соответствии с Законом Московской области № 96/2010-ОЗ
субъектам инвестиционной деятельности оказывалась государственная поддержка
следующими методами: разработка и реализация государственных
программ Московской области и инвестиционных программ Правительства Московской
области; участие в создании и развитии
промышленных округов, особых экономических зон, кластеров и иных территорий
развития; предоставление бюджетных ассигнований; предоставление государственных гарантий; предоставление налоговых льгот; предоставление инвестиционного
налогового кредита, установление дополнительных оснований и условий
предоставления инвестиционного налогового кредита; информационная, организационная и
правовая поддержка инвестиционной деятельности; создание условий для обеспечения
инфраструктурой и инженерными коммуникациями земельных участков, на которых
предполагается реализация инвестиционных проектов; использование государственного имущества
Московской области. Комиссией был проведен анализ применения
указанных методов в 2011–2015 годах. Анализ проводился на основании информации,
представленной Министерством экономики Московской области, Министерством
финансов Московской области, Министерством имущественных отношений Московской
области по запросу Комиссии. Анализ
показал, что наиболее используемыми методами за период 2011–2015 годов являлись разработка и реализация государственных программ
Московской области и инвестиционных программ Правительства Московской области,
участие в создании и развитии промышленных округов, особых экономических зон,
кластеров и иных территорий развития, предоставление налоговых льгот и
информационной поддержки субъектам инвестиционной деятельности. При этом
предоставление государственных гарантий Московской области и предоставление
инвестиционных налоговых кредитов не были востребованы субъектами
инвестиционной деятельности. За
период мониторинга правоприменения Закона Московской области № 96/2010-ОЗ
Правительством Московской области были утверждены и реализовывались следующие инвестиционные программы: «Развитие
транспортно-логистической системы в Московской области в 2011–2015 годах»
(утверждена постановлением Правительства Московской области от 06.12.2011 №
1489/49); «Развитие
промышленных округов на территории Московской области на период до 2015 года»
(утверждена постановлением Правительства Московской области от 28.11.2011 № 1660/53); «Развитие
системы комплексной утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств в
Московской области в 2013–2018 годах» (утверждена постановлением Правительства
Московской области от 10.07.2013 № 519/29) в 2014 году была включена в состав
государственной программы Московской области «Экология и окружающая среда
Подмосковья» на 2014–2018 годы, утвержденной постановлением Правительства
Московской области от 23.08.2013 № 652/34; «Развитие
топливозаправочного комплекса Московской области до 2018 года» (утверждена
постановлением Правительства Московской области от 28.04.2012 № 627/16) в 2015
году была включена в состав государственной программы Московской области
«Энергоэффективность и развитие энергетики», утвержденной постановлением
Правительства Московской области от 07.08.2013 № 595/31. Основной
инвестиционной программой, комплексно реализующей положения Закона Московской
области № 96/2010-ОЗ, являлась инвестиционная программа Правительства
Московской области «Развитие промышленных округов на территории Московской
области на период до 2015 года». Итогом ее реализации стало создание 60
промышленных округов в 23 муниципальных образованиях Московской области. Основной
государственной программой Московской области, направленной на реализацию
Закона Московской области № 96/2010-ОЗ является государственная программа
Московской области «Предпринимательство Подмосковья» (утверждена постановлением
Правительства Московской области от 23.08.2013 № 662/37), включающая
подпрограмму «Инвестиции в Подмосковье». Информация
о финансировании указанной подпрограммы в 2014–2015 годах представлена в
таблице (по данным годовых отчетов о реализации государственных программ
Московской области, опубликованным на официальном сайте Министерства экономики
Московской области):
Основными результатами участия органов
государственной власти Московской области в создании и развитии промышленных
округов, особых экономических зон, кластеров и иных территорий развития стало
создание и функционирование на территории Московской области: 3 особых экономических зон; 3 инновационно-территориальных
кластеров; 60 промышленных округов на территориях
23 муниципальных образований Московской области. По формам промышленных округов создано: 32 индустриальных парка; 21 многофункциональный парк; 3 логистических парка; 3 агропромышленных парка; 1 офисно-деловой парк. Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной
политике в Российской Федерации» определил новые виды территорий с
особенностями осуществления на них инвестиционной деятельности, в частности,
индустриальные (промышленные) парки и промышленные кластеры. К концу 2015 года 28 индустриальных
парков, созданных на территории Московской области в соответствии с Законом
Московской области № 71/2008-ОЗ «О промышленных округах в Московской области»,
отвечали требованиям федерального законодательства. Промышленных кластеров на
территории Московской области к концу 2015 года создано не было. За
период проведения мониторинга правоприменения Закона Московской области №
96/2010-ОЗ предоставление бюджетных ассигнований в качестве меры стимулирования
инвестиционной деятельности на территории Московской области применялось
преимущественно для осуществления бюджетных инвестиций. При этом инвестиционная
активность Московской области, как субъекта инвестиционной деятельности,
ежегодно возрастала. За 2011–2015 годы общий объем бюджетных средств,
направленных на бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности
Московской области и муниципальной собственности муниципальных образований
Московской области составил 165,8 млрд. рублей. Информация
об объемах бюджетных ассигнований, направленных на бюджетные инвестиции в
2011–2015 годах, представлена в таблице (по данным Министерства финансов
Московской области, представленным по запросу Комиссии): (млн.
рублей)
За
период проведения мониторинга Закона Московской области № 96/2010-ОЗ
действовало семь статей Закона Московской области № 151/2004-ОЗ «О льготном
налогообложении в Московской области», предоставлявших налоговые льготы
инвестиционной направленности. Общий объем налоговых льгот инвестиционной
направленности составил 821,2 млн. рублей. Информация
о предоставлении налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности в
2011–2015 годах представлена в таблице (по данным, представленным Министерством
экономики Московской области, по запросу Комиссии):
Результаты
проведенного анализа показали, что большинство правовых норм Закона Московской
области № 96/2010-ОЗ получили практическую реализацию, были востребованы
субъектами инвестиционной деятельности и способствовали инвестиционной
активности на территории Московской области. IV. Результаты
мониторинга В результате проведенного мониторинга
правоприменения Закона Московской области № 96/2010-ОЗ «Об инвестиционной
политике органов государственной власти Московской области» Комиссией были
выявлены следующие обстоятельства: правовые нормы Закона Московской области
№ 96/2010-ОЗ не являются нормами прямого действия, для их реализации необходимо
принятие дополнительных законодательных актов Московской области или
нормативных правовых актов Правительства Московской области; наличие различных видов территорий, на
которых федеральным законодательством и законодательством Московской области
установлен особый режим осуществления инвестиционной деятельности, требует
систематизации; для обеспечения эффективного взаимодействия
центральных исполнительных органов государственной власти Московской области и
субъектов инвестиционной деятельности необходимо законодательно установить
основные полномочия уполномоченного органа; формы участия органов местного
самоуправления муниципальных образований Московской области в реализации
инвестиционной политики органов государственной власти Московской области в
Законе Московской области № 96/2010-ОЗ не предусмотрены; Закон Московской области № 96/2010-ОЗ
требует внесения изменений, учитывающих положения Федерального закона от 28
июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»,
Федерального закона от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в
Российской Федерации», Федерального закона от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О
государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в
Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации» и Закона Московской области № 20/2015-ОЗ «О стратегическом планировании
социально-экономического развития Московской области». V.
Выводы Подводя итоги мониторинга, Комиссия
считает целесообразным: 1) отметить, что Закон Московской
области № 96/2010-ОЗ «Об инвестиционной политике органов государственной власти
Московской области» оказывает существенное положительное влияние на
инвестиционную активность на территории Московской области, но требует
корректировки в связи с изменениями, произошедшими в федеральном
законодательстве и законодательстве Московской области, а также в связи с
наработанной практикой его применения; 2) поручить Комитету по экономике,
предпринимательству и инвестиционной политике разработать проект закона
Московской области «О внесении изменений в Закон Московской области «Об
инвестиционной политике органов государственной власти Московской области»,
предусматривающий: приведение Закона Московской области №
96/2010-ОЗ в соответствие с Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ
«О стратегическом планировании в Российской Федерации» и Законом Московской
области № 20/2015-ОЗ «О стратегическом планировании социально-экономического
развития Московской области»; приведение Закона Московской области №
96/2010-ОЗ в соответствие с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года №
488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»; приведение Закона Московской области №
96/2010-ОЗ в соответствие с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ
«О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в
Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации»; конкретизацию полномочий уполномоченного
органа; систематизацию территорий с особым
режимом осуществления инвестиционной деятельности; 3) предложить Министерству инвестиций и
инноваций Московской области: рассмотреть вопрос о возможности
разработки и утверждения единого регламента предоставления государственных
услуг Московской области, необходимых для реализации инвестиционного проекта на
территории Московской области; провести оценку нормативных правовых
актов Правительства Московской области и центральных исполнительных органов
государственной власти Московской области, принятых для реализации отдельных
положений Закона Московской области № 96/2010-ОЗ, с целью упрощения процедур предоставления
мер государственной поддержки
инвестиционной деятельности на территории Московской области и
возможности сокращения количества указанных подзаконных нормативных правовых
актов путем их кодификации, в том числе непосредственно в Законе Московской
области № 96/2010-ОЗ; рассмотреть вопрос об ускорении работы
по организации предоставления
государственных услуг субъектам инвестиционной деятельности в электронной
форме, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» в
целях сокращения сроков административных процедур, связанных с реализацией
инвестиционных проектов на территории Московской области; провести оценку достаточности
законодательного обеспечения для внедрения Стандарта деятельности органов
местного самоуправления муниципальных образований Московской области по
обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Московской области и
обеспечения участия органов местного самоуправления муниципальных образований
Московской области в реализации инвестиционной политики органов государственной
власти Московской области; рассмотреть вопрос о согласованности
документации и технических требований ОАО «Мособлгаз» и Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) при
осуществлении процедуры технологического присоединения к газовым сетям объектов
капитального строительства в рамках реализации инвестиционных проектов на
территории Московской области. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|