Расширенный поиск
Закон Московской области от 19.11.2003 № 148/2003-ОЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
19 ноября 2003 года N 148/2003-ОЗ
О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(В редакции законов Московской области
от 17.01.2005 г. N 14/2005-ОЗ; от 22.06.2005 г. N 148/2005-ОЗ;
от 26.05.2006 г. N 78/2006-ОЗ; от 07.10.2006 г. N 174/2006-ОЗ;
от 01.02.2007 г. N 8/2007-ОЗ; от 25.06.2008 г. N 88/2008-ОЗ;
от 02.10.2008 г. N 138/2008-ОЗ; от 21.01.2010 г. N 1/2010-ОЗ;
от 08.07.2010 г. N 89/2010-ОЗ; от 17.12.2010 г. N 164/2010-ОЗ;
от 04.03.2011 г. N 24/2011-ОЗ; от 04.12.2012 г. N 190/2012-ОЗ;
от 18.06.2013 г. N 57/2013-ОЗ; от 30.12.2013 г. N 171/2013-ОЗ;
от 28.01.2014 г. N 2/2014-ОЗ; от 02.05.2014 г. N 43/2014-ОЗ;
от 02.06.2014 г. N 64/2014-ОЗ; от 10.10.2014 г. N 122/2014-ОЗ;
от 03.02.2015 № 6/2015-ОЗ; от 05.05.2015 № 74/2015-ОЗ)
Принят постановлением
Московской областной Думы
от 29 октября 2003 г. N 2/73-П Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятие местного референдума в Московской области. Принципы проведения местного референдума в Московской области 1. Местный референдум в Московской области (далее - референдум) - форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах соответствующего муниципального образования Московской области (далее - муниципальное образование), по наиболее важным вопросам местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме. 11. В порядке, установленном Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее -
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан Российской Федерации") и настоящим
Законом, проводится также голосование по вопросам изменения границ
муниципального образования, преобразования муниципального
образования с учетом особенностей, установленных статьей 24
Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации". (Дополнен - Закон Московской области от 04.03.2011 г. N
24/2011-ОЗ)
2. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". 3. Референдум проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами, Уставом Московской области, настоящим Законом, иными законами Московской области, уставами муниципальных образований. 4. Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. 5. Участие гражданина Российской Федерации в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. 6. Деятельность комиссий при подготовке и проведении референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов референдума осуществляется открыто и гласно. 7. Иностранные граждане, за исключением случая, указанного в пункте 2 статьи 3 настоящего Закона, лица без гражданства,
иностранные организации, международные организации и международные
общественные движения, некоммерческие организации, выполняющие
функции иностранного агента, не вправе осуществлять деятельность,
способствующую либо препятствующую выдвижению инициативы проведения
референдума и проведению референдума, достижению определенного
результата на референдуме, а также в иных формах участвовать в
кампаниях референдума. Участие в кампаниях референдума указанных
лиц и представителей указанных организаций в качестве иностранных
(международных) наблюдателей регулируется в соответствии с
Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
(Пункт в редакции Закона Московской области
от 05.05.2015 № 74/2015-ОЗ)
8. Референдум организуют и проводят комиссии, указанные в пункте 1 статьи 16 настоящего Закона. Вмешательство в деятельность
комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается. Статья 2. Вопросы референдума
1. На референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. 2. Федеральным законом, Уставом Московской области, законом Московской области, уставом муниципального образования могут быть
определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный
референдум. (В редакции Закона Московской области от 26.05.2006 г.
N 78/2006-ОЗ)
3. Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. 4. Вопросы референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству Московской
области. 5. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом,
чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также,
чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения. 6. На референдум не могут быть вынесены вопросы:
а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов; б) о персональном составе органов местного самоуправления;
в) об избрании депутатов и должностных лиц местного самоуправления, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности указанных должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности; г) о принятии или об изменении бюджета муниципального образования, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования; д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения. 7. Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, кроме указанных в настоящей статье, не допускается. Статья 3. Право на участие в референдуме
1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, место жительства которого расположено на территории соответствующего муниципального образования, вправе голосовать на референдуме. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных федеральными законами, настоящим Законом и проводимых законными методами других действиях по подготовке и проведению референдума. 2. На основании международных договоров Российской Федерации и
в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право участвовать в референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации. 3. Не имеет права участвовать в референдуме гражданин, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. Статья 4. Право на прямое волеизъявление на референдуме. Тайное голосование 1. Гражданин Российской Федерации голосует на референдуме за вынесенный на референдум вопрос или против него непосредственно. 2. Голосование на референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. Статья 5. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума 1. Референдум не назначается и не проводится в случаях, установленных пунктом 1 статьи 13 Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". 2. Орган местного самоуправления, уполномоченный в соответствии с настоящим Законом, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума, вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение референдума. 3. Срок, в течение которого референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится, устанавливается уставом муниципального образования, но не может быть менее одного года и более двух лет со дня официального опубликования результатов референдума. 4. Установление иных обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума, кроме указанных в настоящей статье, не допускается. Глава 2. ИНИЦИАТИВА ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА, ПОРЯДОК ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ. НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА
Статья 6. Инициатива проведения референдума
1. Инициатива проведения референдума принадлежит:
1) гражданам Российской Федерации, имеющим в соответствии со
статьей 3 настоящего Закона право на участие в референдуме;
2) избирательному объединению, иному общественному
объединению, уставы которых предусматривают участие в выборах и
(или) референдумах, и которые зарегистрированы в порядке,
определенном федеральным законом, на местном или на более высоком
уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной
группы по проведению референдума; (В редакции Закона Московской
области от 26.05.2006 г. N 78/2006-ОЗ)
3) Совету депутатов муниципального образования и главе
(руководителю) местной администрации муниципального образования,
выдвинутой ими совместно. (В редакции Закона Московской области от
26.05.2006 г. N 78/2006-ОЗ)
2. Условием назначения референдума по инициативе граждан,
избирательных объединений, иных общественных объединений, указанных
в пункте 1 настоящей статьи, является сбор необходимого в
соответствии с настоящим Законом количества подписей в поддержку
данной инициативы, в установленном законом порядке.
3. Инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами,
избирательными объединениями, иными общественными объединениями,
указанными в пункте 1 настоящей статьи, оформляется в порядке,
установленном настоящим Законом.
Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно
Советом депутатов муниципального образования и главой
(руководителем) местной администрации муниципального образования,
оформляется правовыми актами Совета депутатов муниципального
образования и главы (руководителя) местной администрации
муниципального образования. (В редакции Закона Московской области
от 26.05.2006 г. N 78/2006-ОЗ)
Статья 7. Образование инициативной группы по проведению референдума Каждый гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве, определенном уставом муниципального образования, но не менее 10 человек, имеющих право на участие в референдуме. Если инициатором проведения референдума выступает избирательное объединение, иное общественное объединение, указанное в пункте 1 статьи 6 настоящего Закона, руководящий орган этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его московского областного отделения или его структурного подразделения выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума независимо от своей численности. (В редакции законов Московской области от 22.06.2005 г. N 148/2005-ОЗ; от 26.05.2006 г. N 78/2006-ОЗ)
Статья 8. Регистрация инициативной группы по проведению референдума 1. Инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию муниципального образования с ходатайством о
регистрации группы. 2. В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума
должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения,
серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина с указанием наименования или кода выдавшего его
органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории
муниципального образования. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы, а в случае
выдвижения инициативы проведения референдума избирательным
объединением, иным общественным объединением ходатайство должно
быть подписано всеми членами руководящего органа этого
избирательного объединения, иного общественного объединения либо
руководящего органа его регионального отделения или иного
структурного подразделения (соответственно уровню референдума),
поддержавшими решение о выдвижении инициативы проведения
референдума. (В редакции Закона Московской области от 03.02.2015 № 6/2015-ОЗ)
3. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума. 4. Избирательная комиссия муниципального образования в течение
15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение: в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Устава Московской области, настоящего Закона, устава муниципального образования - о направлении их в Совет депутатов муниципального образования, уполномоченный в соответствии с настоящим Законом, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума; (В редакции
Закона Московской области от 26.05.2006 г. N 78/2006-ОЗ)
в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы. 5. Совет депутатов муниципального образования, уполномоченный в соответствии с настоящим Законом, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума, обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум требованиям статьи 2 настоящего Закона в срок не более 20 дней со дня поступления в избирательную комиссию муниципального
образования ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов в порядке, установленном настоящим Законом, уставом муниципального образования. (В редакции Закона Московской области от 26.05.2006 г.
N 78/2006-ОЗ)
6. Если Совет депутатов муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи 2
настоящего Закона, избирательная комиссия муниципального образования осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а
также сообщает об этом в средства массовой информации. Решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума принимается в пятнадцатидневный срок со дня признания Советом депутатов муниципального образования соответствия вопроса,
выносимого на референдум, требованиям статьи 2 настоящего Закона. (В редакции Закона Московской области
от 26.05.2006 г. N 78/2006-ОЗ)
7. Регистрационное свидетельство, форма которого утверждается Избирательной комиссией Московской области и которое выдается инициативной группе по проведению референдума, действительно в течение срока, установленного уставом муниципального образования, но не менее одного месяца. 8. Если Совет депутатов муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на референдум, не отвечает требованиям статьи 2 настоящего Закона, избирательная комиссия муниципального образования отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации. (В редакции Закона Московской области от
26.05.2006 г. N 78/2006-ОЗ)
9. В случае отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации ей выдается решение избирательной комиссии муниципального образования, в котором указываются основания отказа. 10. Основанием отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации может быть только нарушение инициативной
группой Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Московской области, настоящего Закона, иных законов Московской области, устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в порядке, установленном статьей
75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". (В
редакции Закона Московской области от 26.05.2006 г. N 78/2006-ОЗ)
Статья 9. Сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума 1. В поддержку инициативы проведения референдума собираются подписи участников референдума. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума, составляет пять процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации", но не может быть менее
25 подписей. (В редакции законов Московской области от 26.05.2006 г. N 78/2006-ОЗ; от 04.12.2012 г. N 190/2012-ОЗ)
2. Подписи могут собираться со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума. Подписные листы должны изготавливаться за счет средств фонда референдума. Период сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума должен составлять 20 дней. 3. Подписи могут собираться только среди участников референдума, обладающих правом на участие в референдуме. Участие
органов государственной власти, органов местного самоуправления,
органов управления организаций независимо от формы собственности,
учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса
в сборе подписей, равно как и принуждение участников референдума в
процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не
допускается. Сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в
процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий,
стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании
благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с
нарушением положений настоящего пункта являются недействительными.
(В редакции законов Московской области от 26.05.2006 г. N
78/2006-ОЗ; от 01.02.2007 г. N 8/2007-ОЗ)
4. Право сбора подписей участников референдума принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора
подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным.
Уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума может заключать с лицом, собирающим подписи участников
референдума, договор о сборе подписей. Оплата данной работы осуществляется только из средств фонда референдума, созданного инициативной группой по проведению референдума. (В редакции Закона Московской области от 04.12.2012 г. N 190/2012-ОЗ)
5. Подписной лист изготавливается и оформляется по форме, установленной приложением 9 к Федеральному закону "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации". Подписной лист для сбора подписей в поддержку инициативы проведения голосования по изменению границ
муниципального образования, преобразования муниципального
образования изготавливается и оформляется по форме, согласно
приложению к настоящему Закону. (В редакции Закона Московской
области от 02.06.2014 г. N 64/2014-ОЗ)
Участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и
дату ее внесения, а также указывает свою фамилию, имя, отчество, год
рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день
и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или
документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об участнике
референдума, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее
внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе участника
референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку
инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только
рукописным способом, при этом использование карандашей не
допускается. Подпись и дату ее внесения участник референдума ставит
собственноручно. Участник референдума вправе ставить подпись в
поддержку одной и той же инициативы проведения референдума только
один раз.
(Пункт в редакции Закона Московской области от 04.12.2012 г. N 190/2012-ОЗ)
6. При сборе подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи участника
референдума. (В редакции Закона Московской области от 04.12.2012 г.
N 190/2012-ОЗ)
7. Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей участников референдума. При заверении
подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей участников
референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и
отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и
дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина,
наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою
подпись и дату ее внесения. (В редакции Закона Московской области
от 04.12.2012 г. N 190/2012-ОЗ)
8. Каждый подписной лист с подписями участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума должен быть заверен
уполномоченным представителем инициативной группы по проведению
референдума. При заверении подписного листа уполномоченный
представитель инициативной группы по проведению референдума
напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставит
свою подпись и дату ее внесения. (Дополнен - Закон Московской
области от 04.12.2012 г. N 190/2012-ОЗ)
9. После окончания сбора подписей, уполномоченные
представители инициативной группы по проведению референдума
подсчитывают общее число собранных подписей участников референдума
и составляют протокол об итогах сбора подписей по форме,
установленной избирательной комиссией муниципального образования.
Протокол подписывается уполномоченным представителем инициативной
группы по проведению референдума. (В редакции Закона Московской
области от 10.10.2014 г. N 122/2014-ОЗ)
10. Подписные листы представляются в избирательную комиссию
муниципального образования в сброшюрованном и пронумерованном виде.
Вместе с подписными листами в избирательную комиссию муниципального
образования представляется протокол об итогах сбора подписей на
бумажном носителе и в машиночитаемом виде. (Дополнен - Закон Московской области от 04.12.2012 г. N 190/2012-ОЗ) (В редакции
Закона Московской области от 10.10.2014 г. N 122/2014-ОЗ)
Статья 10. Процедура проверки подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума
1. Наличие необходимого количества подписей участников
референдума, собранных в поддержку инициативы проведения
референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению
референдума, является основанием для назначения референдума в
порядке, предусмотренном настоящим Законом.
2. Количество представляемых для назначения референдума
подписей участников референдума может превышать количество
подписей, необходимое для назначения референдума, не более чем на
10 процентов, если иное не установлено федеральным законом. Если
для назначения референдума требуется представить менее 40 подписей,
количество представляемых подписей участников референдума может
превышать количество подписей, необходимое для назначения
референдума, не более чем на четыре подписи.
3. (Первое предложение исключено - Закон Московской области от
04.12.2012 г. N 190/2012-ОЗ) При приеме подписных листов избирательная комиссия муниципального образования заверяет каждый
подписной лист печатью комиссии и выдает уполномоченному
представителю инициативной группы по проведению референдума
подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с
указанием даты и времени их приема.
4. Избирательная комиссия муниципального образования для
проведения проверки достоверности подписей и соответствующих им
данных, содержащихся в подписных листах, может своим решением
создавать рабочие группы из числа членов комиссии, привлеченных
специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих
комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел,
учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного
учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту
жительства в пределах Российской Федерации, а также иных
государственных органов. Заключения экспертов могут служить
основанием для признания недостоверными и (или) недействительными
содержащихся в подписных листах сведений об участниках референдума
и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в
ведомостях проверки подписных листов или в ином документе. На
период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной
работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные
должностные оклады и иные выплаты по месту работы. (В редакции
законов Московской области от 04.12.2012 г. N 190/2012-ОЗ; от
10.10.2014 г. N 122/2014-ОЗ)
5. Избирательная комиссия муниципального образования проверяет
достоверность подписей участников референдума в подписных листах, а
также правильность оформления подписных листов. Проверке
избирательной комиссией муниципального образования подлежат 20
процентов от установленного настоящим Законом необходимого
количества подписей. Подписные листы для выборочной проверки
отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура
случайной выборки определяется избирательной комиссией
муниципального образования.
6. При проведении проверки подписей участников референдума, в
том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать
уполномоченные представители инициативной группы по проведению
референдума, представившей необходимое для назначения референдума
количество подписей участников референдума. О соответствующей
проверке должен извещаться уполномоченный представитель
инициативной группы по проведению референдума, представившей
установленное количество подписей участников референдума.
7. По результатам проверки достоверности подписей участников
референдума и соответствующих им сведений об участниках
референдума, содержащихся в подписных листах, подпись участника
референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и
(или) недействительной.
8. Проверке и учету не подлежат подписи участников
референдума, содержащиеся в подписных листах, но исключенные
(вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, если это
специально оговорено ими в подписном листе или протоколе об итогах
сбора подписей до представления подписных листов в избирательную
комиссию муниципального образования. (В редакции Закона Московской
области от 10.10.2014 г. N 122/2014-ОЗ)
9. Не могут служить основанием для признания подписи участника
референдума недействительной имеющиеся в сведениях об участнике
референдума, содержащиеся в подписных листах, сокращения слов и
дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений. (В
редакции Закона Московской области от 01.02.2007 г. N 8/2007-ОЗ)
10. Если при проверке подписных листов обнаруживается
несколько подписей одного и того же лица в поддержку инициативы
проведения референдума, достоверной считается только одна подпись,
а остальные подписи признаются недействительными. (В редакции
Закона Московской области от 10.10.2014 г. N 122/2014-ОЗ)
11. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени
разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом.
Подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от
имени одного лица другим лицом, признаются недостоверными на
основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе
по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 4
настоящей статьи.
12. Недействительными признаются:
1) подписи участников референдума, собранные до дня,
следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению
референдума;
2) подписи лиц, не обладающих правом на участие в референдуме;
3) подписи участников референдума, указавших в подписном листе
сведения, не соответствующие действительности. В этом случае
подпись признается недействительной только при наличии официальной
справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской
Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах
Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта,
привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 4 настоящей
статьи; (В редакции Закона Московской области от 10.10.2014 г. N
122/2014-ОЗ)
4) подписи участников референдума без указания каких-либо из
сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом, и (или) без
указания даты собственноручного внесения участником референдума
своей подписи в подписной лист;
5) подписи участников референдума, сведения о которых внесены
в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
6) подписи участников референдума с исправлениями в датах их
внесения в подписной лист, если эти исправления специально не
оговорены участниками референдума, а также подписи участников
референдума, даты внесения которых проставлены участниками
референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта,
привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 4 настоящей
статьи; (В редакции Закона Московской области от 10.10.2014 г. N
122/2014-ОЗ)
7) подписи участников референдума с исправлениями в
соответствующих этим подписям сведениях об участниках референдума,
если эти исправления специально не оговорены участниками
референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей участников
референдума; (В редакции Закона Московской области от 10.10.2014 г.
N 122/2014-ОЗ)
8) все подписи участников референдума в подписном листе в
случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями
лица, осуществлявшего сбор подписей участников референдума, и (или)
уполномоченного представителя инициативной группы по проведению
референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна,
либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор
подписей участников референдума, не достигшим к моменту сбора
подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом
недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно
хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в
сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей участников
референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом,
уполномоченным представителем инициативной группы по проведению
референдума имеются исправления, специально не оговоренные
соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей участников
референдума, уполномоченным представителем инициативной группы по
проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем
сбор подписей участников референдума, уполномоченном представителе
инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном
листе не в полном объеме или не соответствуют действительности,
либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей участников
референдума, не внесены им собственноручно либо внесены
нерукописным способом или карандашом; (В редакции Закона Московской
области от 10.10.2014 г. N 122/2014-ОЗ)
9) все подписи участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложения 9 к Федеральному
закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие
в референдуме граждан Российской Федерации", и (или) который
изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 2
статьи 9 настоящего Закона;
10) подписи участников референдума, собранные с нарушением
требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 9 настоящего Закона;
11) подписи участников референдума, если сведения о них
внесены в подписной лист не самими участниками референдума,
ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей
участников референдума, внесенных в этот подписной лист, - на
основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в
соответствии с пунктом 4 настоящей статьи; (В редакции Закона
Московской области от 10.10.2014 г. N 122/2014-ОЗ)
12) подписи участников референдума, которые внесены в
подписной лист позднее заверения подписного листа лицом,
осуществлявшим сбор подписей участников референдума, и (или)
уполномоченным представителем инициативной группы по проведению
референдума;
13) все подписи участников референдума в подписном листе, если
заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей участников
референдума, внесена позднее внесения заверительной записи
уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума. (Пункт в редакции Закона Московской области от 04.12.2012 г. N 190/2012-ОЗ)
13. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих)
требованиям настоящего Закона, не учитывается только подпись в
данной строке (данных строках), за исключением случаев,
предусмотренных подпунктами 8, 9 и 13 пункта 12 настоящей статьи.
(В редакции Закона Московской области от 04.12.2012 г. N
190/2012-ОЗ)
131. Специально оговоренные участником референдума или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа
исправления и помарки не могут служить основанием для признания
подписи участника референдума недействительной, если не установлена
ее недостоверность или недействительность в соответствии с
подпунктами 8, 9 и 13 пункта 12 настоящей статьи. (Дополнен - Закон
Московской области от 04.12.2012 г. N 190/2012-ОЗ)
14. По окончании проверки подписных листов составляется
итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных
подписей, количество представленных подписей и количество
проверенных подписей участников референдума, а также количество
подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с
указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола
передается уполномоченному представителю инициативной группы по
проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания
комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о проведении
референдума. В случае если проведенная избирательной комиссией
муниципального образования проверка подписных листов повлечет за
собой последствия, предусмотренные подпунктом 3 пункта 2 статьи 11
настоящего Закона, уполномоченный представитель инициативной группы
по проведению референдума вправе получить в избирательной комиссии
муниципального образования одновременно с копией итогового
протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в
которых указываются основания (причины) признания подписей
участников референдума недостоверными и (или) недействительными с
указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном
листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также
получить копии официальных документов, на основании которых
соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или)
недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению
избирательной комиссии муниципального образования о результатах
выдвижения инициативы проведения референдума. Повторная проверка
подписных листов после принятия избирательной комиссией
муниципального образования указанного решения может быть
осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6
статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
и только в пределах подписей, подлежавших проверке. (В редакции
Закона Московской области от 01.02.2007 г. N 8/2007-ОЗ)
(Статья в редакции Закона Московской области от 26.05.2006 г. N 78/2006-ОЗ)
Статья 11. Принятие решения о проведении референдума
1. Избирательная комиссия муниципального образования,
установившая соответствие порядка выдвижения инициативы проведения
референдума требованиям настоящего Закона, устава муниципального
образования, в течение 15 дней со дня представления инициативной
группой по проведению референдума подписных листов и протокола об
итогах сбора подписей направляет эти подписные листы, экземпляр
протокола и копию своего постановления в Совет депутатов
муниципального образования, который в соответствии с настоящим
Законом, уставом муниципального образования уполномочен принимать
решение о назначении референдума. Копия постановления комиссии
направляется также инициативной группе по проведению референдума.
2. В случае отказа в проведении референдума избирательная
комиссия муниципального образования в течение одних суток с момента
принятия ею решения об отказе в проведении референдума обязана
выдать уполномоченному представителю инициативной группы по
проведению референдума копию соответствующего решения с изложением
оснований отказа. Основаниями отказа в проведении референдума
являются:
1) отсутствие среди документов, представленных для назначения
референдума, документов, необходимых в соответствии с Федеральным
законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим
Законом для назначения референдума;
2) наличие среди подписей участников референдума,
представленных для назначения референдума, более 10 процентов
подписей, собранных в местах, где в соответствии с настоящим
Законом сбор подписей запрещен, если иное не установлено
федеральным законом;
21) если для назначения референдума требуется представить 200 и более подписей участников референдума, - выявление 10 и более
процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего
количества подписей, отобранных для проверки, если иное не
установлено федеральным законом; (Дополнен - Закон Московской
области от 10.10.2014 г. N 122/2014-ОЗ)
3) недостаточное количество достоверных подписей участников
референдума, представленных для назначения референдума; (В редакции
Закона Московской области от 10.10.2014 г. N 122/2014-ОЗ)
4) несоздание инициативной группой по проведению референдума
фонда референдума (за исключением случая, когда в соответствии с
настоящим Законом создание фонда референдума необязательно).
Отсутствие средств в фонде референдума не является основанием
отказа в проведении референдума;
5) использование инициативной группой по проведению
референдума при финансировании своей деятельности по выдвижению
инициативы проведения референдума, организации сбора подписей
участников референдума, а также деятельности, направленной на
получение определенного результата на референдуме, помимо средств
собственного фонда референдума иных денежных средств, составляющих
более 5 процентов от установленного настоящим Законом предельного
размера расходования средств фонда референдума;
6) превышение инициативной группой по проведению референдума
при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы
проведения референдума, организации сбора подписей участников
референдума, а также деятельности, направленной на получение
определенного результата на референдуме, более чем на 5 процентов
от установленного настоящим Законом предельного размера
расходования средств фонда референдума;
7) установленный решением суда факт несоблюдения инициативной
группой по проведению референдума ограничений, предусмотренных
пунктом 1 или 1 статьи 38 настоящего Закона; (В редакции Закона
Московской области от 01.02.2007 г. N 8/2007-ОЗ)
8) неоднократное использование членом или уполномоченным
представителем инициативной группы по проведению референдума
преимуществ своего должностного или служебного положения.
3. Перечень оснований отказа в проведении референдума,
установленный пунктом 2 настоящей статьи, является исчерпывающим.
4. В случае принятия избирательной комиссией муниципального
образования решения об отказе в проведении референдума по
предложенному вопросу члены соответствующей инициативной группы не
могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать
повторно с инициативой проведения референдума по вопросу, имеющему
такую же по смыслу или содержанию формулировку.
(Статья в редакции Закона Московской области от 26.05.2006 г. N 78/2006-ОЗ)
Статья 12. Назначение референдума
1. Назначение и проведение референдума обязательно, если соблюдены порядок и сроки выдвижения инициативы проведения референдума и ее реализации, установленные Федеральным законом "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом, уставом муниципального образования. 2. Принятие органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному вопросу. 3. Совет депутатов муниципального образования обязан назначить референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный
орган муниципального образования документов о выдвижении инициативы
проведения референдума.
В случае, если референдум не назначен Советом депутатов
муниципального образования в установленные сроки, референдум
назначается судом на основании обращения граждан, избирательных
объединений, главы соответствующего муниципального образования,
органов государственной власти Московской области или прокурора. В
случае, если референдум назначен судом, референдум организуется
избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|