ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 февраля 2016 г. N 71
МОСКВА
Об утверждении Правил осуществления акционерным обществом
"Российский экспортный центр" деятельности по поддержке экспорта и
взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и
Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом"
Во исполнение частей 8 и 9 статьи 3-1 Федерального закона
"О банке развития" Правительство Российской Федерации
п о с т а н о в л я е т:
Утвердить прилагаемые Правила осуществления акционерным
обществом "Российский экспортный центр" деятельности по поддержке
экспорта и взаимодействия с федеральными органами исполнительной
власти и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом".
Председатель Правительства
Российской Федерации Д.Медведев
__________________________
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 февраля 2016 г. N 71
ПРАВИЛА
осуществления акционерным обществом "Российский экспортный центр"
деятельности по поддержке экспорта и взаимодействия
с федеральными органами исполнительной власти и
Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом"
I. Общие положения
1. Настоящие Правила определяют порядок осуществления
акционерным обществом "Российский экспортный центр" (далее - Центр)
деятельности по поддержке экспорта российских товаров, работ, услуг
и результатов интеллектуальной деятельности (далее соответственно -
экспорт, российская продукция) и взаимодействия с федеральными
органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по
атомной энергии "Росатом" (далее - Корпорация) по вопросам
осуществления деятельности, определенной Федеральным законом
"О банке развития", которая включает:
а) участие в реализации государственной политики в области
развития и поддержки экспорта, в том числе оказания содействия
реализации международных договоров, государственных и иных
проектов, предусматривающих экспорт;
б) организацию финансовой поддержки экспорта;
в) осуществление информационной и консультационной поддержки
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также
международных организаций, осуществляющих или планирующих
осуществлять экспорт, либо финансирующих или планирующих
осуществлять финансирование экспорта, либо оказывающих
посреднические услуги при осуществлении экспорта (далее -
экспортеры), российских инвесторов, осуществляющих или планирующих
осуществлять инвестиции за пределами территории Российской
Федерации (далее - российские инвесторы), их иностранных
контрагентов по соответствующим сделкам, российских и иностранных
кредитных организаций, а также иных организаций, оказывающих
финансовую поддержку указанным лицам, по вопросам развития и
поддержки экспорта, включая организацию доступа к информации о
мерах поддержки экспорта, а также о деятельности уполномоченных
органов государственной власти Российской Федерации и органов
государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере
поддержки экспорта;
г) содействие продвижению за рубежом российской продукции,
включая содействие выставочно-ярмарочной, конгрессной,
маркетинговой и иной деятельности, во взаимодействии с федеральными
органами исполнительной власти и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации;
д) содействие адаптации российской продукции на внешних
рынках, включая проведение испытаний, оценку (подтверждение)
соответствия, тесты и т.д.;
е) поддержку в получении правовой охраны и защиты результатов
интеллектуальной деятельности за рубежом;
ж) содействие в урегулировании международных торговых и
экономических споров по вопросам экспорта;
з) содействие деятельности некоммерческих организаций,
представляющих интересы экспортеров;
и) содействие деятельности организаций, являющихся
посредниками при осуществлении экспорта;
к) иную деятельность в целях поддержки экспорта.
2. Центр обеспечивает комплексную поддержку экспорта, в том
числе организует предоставление как финансовых, так и нефинансовых
мер поддержки экспорта, включая содействие в подготовке и сборе
необходимых документов, организации рассмотрения документов и
формировании перечня услуг экспортеру, обеспечение оперативного
взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и
организациями по предоставлению мер поддержки экспорта, а также
обеспечивает поддержку инвестиционной деятельности российских лиц
за рубежом.
3. Центр оказывает услуги по поддержке экспорта экспортерам и
российским инвесторам.
4. Центр осуществляет деятельность по поддержке экспорта
самостоятельно, а также во взаимодействии с федеральными органами
исполнительной власти, органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и иными организациями.
II. Участие Центра в реализации государственной политики
в области развития и поддержки экспорта
5. Участие Центра в реализации государственной политики в
области развития и поддержки экспорта осуществляется в следующих
формах:
а) участие в разработке и подготовка предложений к проектам
нормативных правовых актов по вопросам поддержки и развития
экспорта;
б) подготовка заключений к проектам (проектам изменений)
государственных программ Российской Федерации, содержащих
мероприятия, оказывающие влияние на развитие и поддержку экспорта,
включая оценку мероприятий по развитию и поддержке экспорта,
показателей их эффективности и финансового обеспечения;
в) подготовка по запросам федеральных органов исполнительной
власти предложений о формировании позиции Российской Федерации по
вопросам, связанным с экспортом, на международных переговорах, в
рамках участия Российской Федерации в деятельности международных
организаций, интеграционных объединений;
г) разработка и направление в органы государственной власти
Российской Федерации предложений о совершенствовании
нормативно-правовой базы по развитию экспорта и инструментов
поддержки экспорта;
д) подготовка и направление по запросам федеральных органов
исполнительной власти информации по вопросам реализации
государственной политики и нормативно-правового регулирования в
сфере экспорта и инструментов поддержки экспорта;
е) осуществление аналитических исследований по вопросам
развития внешнеэкономической деятельности, проблемам и перспективам
развития экспорта, ведение статистики в сфере экспорта, анализ
практики осуществления экспорта;
ж) анализ практики поддержки экспорта за рубежом с целью
выявления наиболее эффективных методик и инструментов поддержки
экспорта.
6. В целях реализации государственной политики в области
развития и поддержки экспорта федеральные органы исполнительной
власти направляют в Центр для подготовки заключения проекты
нормативных правовых актов, включая проекты федеральных законов,
указов Президента Российской Федерации и актов Правительства
Российской Федерации, регламентирующих вопросы государственной
поддержки экспорта.
7. Центр вправе в 10-дневный срок со дня поступления проекта
нормативного правового акта, указанного в пункте 6 настоящих
Правил, представлять федеральным органам исполнительной власти и
Корпорации заключение на этот проект.
8. Федеральные органы исполнительной власти и Корпорация
обеспечивают внесение в Правительство Российской Федерации
нормативных правовых актов, указанных в пункте 6 настоящих Правил,
вместе с заключением Центра.
В случае непредставления либо представления Центром своего
заключения с нарушением срока, установленного пунктом 7 настоящих
Правил, федеральный орган исполнительной власти вносит проекты
нормативных правовых актов, указанных в пункте 6 настоящих Правил,
в Правительство Российской Федерации без заключения Центра.
9. Центр осуществляет подготовку заключений к проектам
(проектам изменений) государственных программ Российской Федерации,
содержащих мероприятия, оказывающие влияние на развитие и поддержку
экспорта, включая оценку мероприятий по развитию и поддержке
экспорта, показателей их эффективности и финансового обеспечения в
соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки
эффективности государственных программ Российской Федерации,
утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от
2 августа 2010 г. N 588 "Об утверждении Порядка разработки,
реализации и оценки эффективности государственных программ
Российской Федерации".
10. Федеральные органы исполнительной власти и Корпорация
рассматривают предложения Центра при подготовке информации по
торгово-экономическому сотрудничеству в части экспорта, необходимой
для выработки позиции к переговорам с зарубежными партнерами,
международными организациями и региональными объединениями.
11. Федеральные органы исполнительные власти в рамках своей
компетенции представляют Центру информацию по вопросам развития и
поддержки экспорта. Порядок и форма представления сведений
определяется соглашениями Центра и соответствующих федеральных
органов исполнительной власти с учетом требований федеральных
законов.
III. Организация финансовой поддержки экспорта
12. Центр организует предоставление финансовой поддержки
экспорта (страховой, гарантийной, кредитной) во взаимодействии с
акционерным обществом "Российское агентство по страхованию
экспортных кредитов и инвестиций" и Государственным
специализированным Российским экспортно-импортным банком
(акционерным обществом).
13. Центр может осуществлять деятельность по организации
финансовой поддержки экспорта во взаимодействии с иными
российскими, зарубежными и международными финансовыми
организациями.
IV. Осуществление Центром информационной
и консультационной поддержки, организация доступа
экспортеров и иных заинтересованных лиц
к информации о мерах поддержки экспорта
14. Информационная поддержка экспорта осуществляется на
основании обращений экспортеров и иных заинтересованных лиц, а
также путем размещения информации о мерах поддержки экспорта и
порядке осуществления внешнеэкономической деятельности в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет") и в форме публичных мероприятий с участием
представителей Центра.
15. Обращения экспортеров и иных заинтересованных лиц в целях
информационной и консультационной поддержки рассматриваются в
порядке, установленном регламентом Центра.
16. Информация о мерах поддержки экспорта размещается на
официальном сайте Центра в сети "Интернет". Ссылка на официальный
сайт Центра размещается на Едином портале внешнеэкономической
информации Министерства экономического развития Российской
Федерации в сети "Интернет".
17. Информационная поддержка экспорта осуществляется Центром
по следующим основным направлениям:
а) информирование о порядке и особенностях прохождения
процедур, необходимых для осуществления экспорта, в Российской
Федерации и в иностранных государствах;
б) информирование о текущей конъюнктуре, перспективах развития
мировых рынков товаров и услуг и рынках отдельных государств;
в) информирование о мерах поддержки экспорта, применяемых на
федеральном и региональных уровнях, порядке и условиях их
применения;
г) информирование о процедурах доступа на иностранные рынки
российской продукции, в том числе о тарифных, нетарифных
ограничениях, процедурах и требованиях подтверждения соответствия
российской продукции, иных мерах, применяемых в иностранных
государствах, которые оказывают либо могут оказать существенное
влияние на экспорт российской продукции;
д) информирование и консультирование по вопросам оценки
(подтверждения) соответствия, в том числе международной
сертификации российской продукции и сертификации российской
продукции на страновых рынках, включая информирование об органах по
сертификации и испытательных лабораториях, аккредитованных в
зарубежных странах, а также об органах по сертификации и
испытательных лабораториях, осуществляющих деятельность в рамках
международных и региональных организаций и систем по сертификации,
процедурах прохождения сертификации и порядке оформления и
получения сертификата (декларации) соответствия российской
продукции;
е) информирование об имеющихся на зарубежных рынках рисках,
связанных с нарушением прав интеллектуальной собственности, и о
возможностях регистрации и (или) правовой охраны за рубежом
изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной
деятельности и средств индивидуализации юридического лица и (или)
российской продукции;
ж) информирование о порядке доступа на иностранные рынки
государственных закупок, официально объявленных тендерах и
аукционах на поставку российской продукции, а также об условиях
участия в таких тендерах и аукционах;
з) информирование о предстоящих бизнес-миссиях, мероприятиях,
связанных с международной выставочно-ярмарочной и конгрессной
деятельностью в Российской Федерации и в иностранных государствах,
а также об условиях участия в таких мероприятиях;
и) информирование потенциальных покупателей об экспортируемой
российской продукции и условиях ее приобретения;
к) информирование о реализуемых экспортных и инвестиционных
проектах за рубежом и возможностях кооперации экспортеров
российской продукции в рамках указанных проектов для поставки
российской продукции;
л) консультирование по вопросам налогообложения и отчетности
экспорта;
м) консультирование по вопросам подготовки, заключения и
исполнения экспортных контрактов;
н) информирование об организации обучения и повышения
квалификации экспортеров в сфере экспорта;
о) информирование о предложениях иностранных участников
внешнеэкономической деятельности по взаимодействию и сотрудничеству
при реализации проектов, связанных с экспортом;
п) информирование о зарубежных участниках внешнеэкономической
деятельности - потенциальных покупателях российской продукции.
18. Центр вправе осуществлять информирование и
консультирование экспортеров также по иным вопросам, связанным с
экспортом.
19. В целях повышения эффективности взаимодействия между
экспортерами, федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
организациями, уполномоченными на осуществление поддержки экспорта,
и иными заинтересованными лицами, выработки согласованных подходов
в сфере поддержки экспорта, выявления и устранения проблем,
связанных с осуществлением экспорта, содействия кооперации
экспортеров, производителей экспортируемой российской продукции, а
также повышения конкурентоспособности экспортируемой российской
продукции Центр обеспечивает проведение ежегодного всероссийского
экспортного форума.
V. Оказание Центром содействия продвижению
за рубежом российской продукции
20. С целью оказания содействия продвижению за рубежом
российской продукции Центр:
а) участвует в формировании федеральными органами
исполнительной власти ежегодных планов проведения деловых
мероприятий с иностранными партнерами по продвижению экспорта
российской продукции (далее - деловые мероприятия) и их повестки;
б) самостоятельно организует проведение деловых мероприятий;
в) участвует в ежегодном планировании федеральными органами
исполнительной власти мероприятий, связанных с
выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельностью;
г) информирует и привлекает экспортеров к участию в деловых
мероприятиях и мероприятиях, связанных с выставочно-ярмарочной и
конгрессной деятельностью;
д) участвует в проведении деловых мероприятий и мероприятий,
связанных с выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельностью;
е) организует и проводит конференции и иные публичные деловые
мероприятия по вопросам поддержки экспорта;
ж) готовит предложения об устранении торговых барьеров при
экспорте российской продукции на внешние рынки во взаимодействии с
федеральными органами исполнительной власти и отраслевыми деловыми
ассоциациями;
з) содействует российским производителям в подготовке
документов, необходимых для приведения российской продукции в
соответствие с требованиями, необходимыми для экспорта
(стандартизация, сертификация, необходимые разрешения);
и) организует и проводит мероприятия, направленные на
повышение информированности экспортеров в области адаптации
российской продукции на внешних рынках;
к) обобщает предложения экспортеров по отраслям и страновым
приоритетам относительно выявленных ими ограничений, запретов и
дискриминации экспорта российской продукции, а также иных
ограничительных мер, оказывающих влияние на доступ российской
продукции на зарубежные рынки, и направляет их в федеральные органы
исполнительной власти;
л) представляет в федеральные органы исполнительной власти
информацию о рисках возникновения административных и иных
ограничений в торговле на внешних рынках в отношении российской
продукции;
м) по запросу федерального органа исполнительной власти
участвует в выработке позиции Российской Федерации и реализации мер
по вопросам регулирования и поддержки экспорта российской
продукции, принимаемых в рамках интеграционных экономических
объединений;
н) по запросу федеральных органов исполнительной власти
принимает участие в подготовке позиции Российской Федерации при
урегулировании международных торговых и экономических споров, в том
числе с учетом позиций и предложений заинтересованных
представителей бизнес-сообщества;
о) по запросу федеральных органов исполнительной власти может
привлекаться к представлению и защите интересов Российской
Федерации при урегулировании международных торговых и экономических
споров;
п) оказывает содействие экспортерам в урегулировании на
досудебном этапе споров по защите их прав в связи с осуществляемым
экспортом;
р) по запросам экспортеров взаимодействует с федеральными
органами исполнительной власти в целях обеспечения защиты прав и
законных интересов экспортеров при осуществлении экспорта.
21. Федеральные органы исполнительной власти запрашивают
предложения Центра при ежегодном планировании деловых мероприятий и
мероприятий, связанных с выставочно-ярмарочной и конгрессной
деятельностью.
22. Взаимодействие по вопросам участия Центра в формировании
плана деловых мероприятий и мероприятий, связанных с
выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельностью, определяется
соглашением между Центром и федеральным органом исполнительной
власти.
23. В целях подготовки предложений о необходимых мероприятиях
по устранению ограничений при экспорте российской продукции на
внешние рынки федеральные органы исполнительной власти направляют в
Центр информацию по результатам анализа выявленных ими таких
ограничений.
24. Центр обеспечивает взаимодействие с отраслевыми деловыми
ассоциациями в целях подготовки предложений, указанных в пункте 23
настоящих Правил.
25. Центр обобщает предложения российских производителей и
экспортеров по отраслям и страновым приоритетам относительно
выявленных ими ограничений, запретов и дискриминации экспорта
российской продукции, а также иных ограничительных мер, оказывающих
влияние на доступ российской продукции на зарубежные рынки, и
направляет такие предложения в Министерство экономического развития
Российской Федерации.
26. Центр обобщает и представляет в Министерство
экономического развития Российской Федерации информацию о рисках
возникновения административных и иных ограничений в торговле на
внешних рынках в отношении российской продукции.
27. Порядок взаимодействия Центра с торговыми
представительствами Российской Федерацией за рубежом, иными
загранучреждениями федеральных органов исполнительной власти
определяется соглашениями Центра с соответствующими федеральными
органами исполнительной власти.
28. Федеральные органы исполнительной власти вправе
запрашивать предложения Центра для подготовки позиции Российской
Федерации при урегулировании международных торговых и экономических
споров.
VI. Поддержка правовой охраны и защиты результатов
интеллектуальной деятельности за рубежом
29. Центр оказывает поддержку правовой охраны и защиты
результатов интеллектуальной деятельности за рубежом в следующих
формах:
а) подготовка предложений о потребностях экспортеров в
механизмах и формах поддержки правовой охраны и защиты результатов
интеллектуальной деятельности за рубежом, разработка предложений об
инструментах, мерах поддержки и условиях их предоставления,
направление этих предложений в федеральные органы исполнительной
власти;
б) консультирование экспортеров по вопросам правовой охраны,
защиты и продвижения интеллектуальной собственности за рубежом.
30. Центр оказывает поддержку экспортерам по вопросам правовой
охраны, защиты и продвижения интеллектуальной собственности за
рубежом в следующих формах:
а) консультирование и сопровождение по вопросам подготовки и
подачи международных патентных заявок в соответствии с договором о
патентной кооперации;
б) консультирование и сопровождение по вопросам подготовки и
подачи патентных заявок в зарубежных странах;
в) консультирование в области правовой охраны, судебной защиты
и лицензирования российских результатов интеллектуальной
деятельности за рубежом;
г) консультирование в области проведения патентных
исследований, в том числе с целью обеспечения патентной чистоты
экспортируемой российской продукции в отношении стран экспорта;
д) организация и проведение мероприятий, направленных на
повышение информированности и развития компетенций экспортеров в
области правовой охраны и защиты результатов интеллектуальной
деятельности за рубежом;
е) консультирование по вопросам обеспечения защиты экспортеров
от исков о нарушении прав третьих лиц, а также предотвращения
нарушения прав экспортеров третьими лицами;
ж) оказание услуг по управлению, включая доверительное
управление, патентами российских производителей и экспортеров для
получения справедливого вознаграждения за использование результатов
интеллектуальной деятельности, созданных в Российской Федерации;
з) оказание услуг по взаимодействию с зарубежными патентными
поверенными по вопросам получения правовой охраны и защиты прав
российских правообладателей в судебных и административных
инстанциях за рубежом;
и) оказание услуг по проведению маркетинговых исследований, в
том числе с целью поиска потенциальных лицензиатов;
к) оказание услуг по подготовке документов для лицензирования,
уступки или приобретения прав на результаты интеллектуальной
деятельности.
VII. Особенности взаимодействия Центра с отдельными
федеральными органами исполнительной власти и Корпорацией
31. Особенности взаимодействия Центра с отдельными
федеральными органами исполнительной власти и Корпорацией
определяются соглашениями, заключаемыми между федеральными органами
исполнительной власти, Корпорацией и Центром.
32. Соглашения, заключаемые между Центром, отдельными
федеральными органами исполнительной власти и Корпорацией, должны
содержать в том числе следующие условия:
а) основные направления взаимодействия сторон при
осуществлении функций по поддержке экспорта;
б) сроки рассмотрения обращений (запросов) сторон с учетом
особенностей направлений взаимодействия;
в) наименование структурных подразделений федеральных органов
исполнительной власти, Корпорации и Центра, сведения о должностных
лицах, ответственных за организацию взаимодействия между сторонами;
г) особенности взаимодействия федерального органа
исполнительной власти, Корпорации и Центра при разработке
федеральным органом исполнительной власти и Корпорацией проектов
нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы экспорта;
д) порядок формирования рабочих групп (в случае
необходимости);
е) порядок урегулирования спорных вопросов, в том числе в
случаях, когда стороны не выполняют условия соглашения;
ж) порядок взаимодействия Центра с территориальными органами
федеральных органов исполнительной власти при наличии таких
территориальных органов;
з) порядок обмена информацией, включая технические условия
обмена информацией;
и) обязательства по защите информации, полученной в рамках
взаимодействия;
к) порядок внесения изменений в соглашение.
VIII. Порядок оказания Центром услуг по поддержке
экспорта экспортерам
33. Центр заключает с экспортерами договоры об оказании услуг
по поддержке экспорта в соответствии с гражданским
законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами.
34. Порядок оказания Центром услуг по поддержке экспорта
определяется регламентами, утверждаемыми органами управления
Центра.
35. Для заключения с Центром договора об оказании услуг по
поддержке экспорта экспортер направляет в Центр письменное
обращение с приложением документов, перечень которых определяется
регламентом Центра по оказанию услуг.
36. На основании информации, содержащейся в обращении,
дополнительных сведений, получаемых Центром, Центр самостоятельно
определяет перечень услуг по поддержке экспорта для конкретного
запрашивающего лица.
37. Центр в срок не позднее 15 рабочих дней со дня регистрации
обращения направляет экспортеру информацию об услугах по поддержке
экспорта, которые могут быть ему оказаны, об условиях оказания
таких услуг либо о необходимости предоставления дополнительной
информации. В исключительных случаях срок ответа на обращение может
быть продлен еще на 5 рабочих дней, о чем экспортер должен быть
уведомлен.
38. Особенности комплексного оказания услуг по поддержке
экспорта определяются договором об оказании услуг по поддержке
экспорта, заключаемым между Центром и экспортером.
39. Органы управления Центра устанавливают размер платы за
оказание услуг по поддержке экспорта.
____________