Расширенный поиск
Постановление Администрации Липецкой области от 03.06.2014 № 241П О С Т А Н О В Л Е Н И Е АДМИНИСТРАЦИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 03.06.2014г. г.Липецк N 241 О внесении изменений в постановление администрации Липецкой области от 06 марта 2013 года N 113 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Липецкой области (2013 - 2018 годы)" Администрация Липецкой области постановляет: Внести в постановление администрации Липецкой области от 06 марта 2013 года N 113 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Липецкой области (2013 - 2018 годы)" ("Липецкая газета", 2013, 12 апреля) следующие изменения: приложение к постановлению изложить в следующей редакции: "Приложение к постановлению администрации Липецкой области "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания Липецкой области (2013 - 2018 годы)" ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ (2013 - 2018 ГОДЫ)" Раздел I. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ "ДОРОЖНОЙ КАРТЫ" 1. Реализация "дорожной карты" "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Липецкой области (2013 - 2018 годы)" призвана обеспечить в Липецкой области (далее - область) доступность, повысить эффективность и качество предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания, увязанных с переходом на "эффективный контракт". "Эффективный контракт" будет четко определять условия оплаты труда, стимулирующие выплаты и меры социальной поддержки работника социальной службы в зависимости от качества и количества выполняемой им работы. Для полного удовлетворения потребностей пожилых граждан и инвалидов, лиц без определенного места жительства в социальных услугах, отвечающих современным требованиям, необходима дальнейшая модернизация и развитие системы социального обслуживания населения области, ее адаптация к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям, в том числе путем решения кадровых проблем в учреждениях социального обслуживания населения. С целью сохранения кадрового потенциала и повышения престижа профессии социального работника необходимо провести комплекс мероприятий, в том числе связанных с повышением оплаты труда. Реформирование и дальнейшее развитие системы социального обслуживания области будет осуществляться на основе Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и регионального законодательства. 2. Анализ ситуации в сфере социального обслуживания населения Липецкой области и имеющиеся проблемы: 1) На 1 января 2013 г. численность населения области составляла 1161,05 тыс. человек. К 2018 году прогнозируется уменьшение численности населения области на 20 - 26 тысяч человек. Население области, как и России в целом, переживает устойчивый период демографического старения. Соотношение трудоспособного населения с населением моложе и старше трудоспособного возраста в процентах выглядит как 58,5:15,6:25,9, где 58,5% - это доля трудоспособного населения, 15,6% - доля населения моложе трудоспособного возраста и 25,9% (301,0 тыс. человек) - доля населения старше трудоспособного возраста. В дальнейшем по области прогнозируется увеличение численности населения старше трудоспособного возраста. К 2018 году удельный вес этой категории населения составит примерно 29,1%. В соответствии с Законом Липецкой области от 05.12.2013 N 216-ОЗ "О прекращении осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки и социальному обслуживанию населения и признании утратившими силу некоторых Законов Липецкой области" исполнение отдельных государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки и социальному обслуживанию населения с 1 января 2014 года передано от органов местного самоуправления на областной уровень. В целях реализации данного Закона образованы 20 областных бюджетных учреждений "Центр социальной защиты населения", подведомственных управлению социальной защиты населения Липецкой области (в 2013 году функционировало 44 муниципальных учреждения). Образованные учреждения осуществляют свою деятельность силами специалистов и на материальной базе функционировавших до 31 декабря 2013 года муниципальных органов социальной защиты населения и муниципальных учреждений "Комплексный центр социального обслуживания населения". В 2013 году также ликвидировано 3 учреждения социального обслуживания в результате оптимизации структуры учреждений социальной защиты. Численность социальных работников оптимизирована за период с 2009 года по 2013 год на 17% при росте объема и качества предоставляемых социальных услуг. За последние 3 года (2011 - 2013) на 30% увеличилась сумма денежных средств, поступающих в учреждения социального обслуживания за оказание платных социальных услуг, что позволяет осуществлять стимулирующие денежные выплаты социальным работникам, а также направлять средства на развитие учреждений и приобретение необходимой для работы техники и инвентаря. В области социальные услуги пожилым людям и инвалидам в стационарных условиях (круглосуточно) предоставляют 13 стационарных учреждений социального обслуживания вместимостью 2332 койко-места, а в ночное время - Липецкий дом ночного пребывания для лиц без определенного места жительства на 25 койко-мест с социальной гостиницей на 8 койко-мест. В полном объеме в области удовлетворена потребность граждан пожилого возраста и инвалидов, лиц без определенного места жительства, в том числе детей-инвалидов, нуждающихся в стационарном обслуживании в условиях дома-интерната. Открытие в 2013 году Верхне-Матренского дома-интерната малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов на 40 койко-мест позволило улучшить условия проживания и повысить качество оказания социальных услуг указанной категории граждан. В рамках реализации перспективной схемы развития и размещения стационарных учреждений в 2013 году после капитального ремонта введены в эксплуатацию жилые корпуса в Задонском и Елецком психоневрологических интернатах на 35 мест; осуществлялись работы по возведению пристроек к спальным корпусам в Демкинском и Александровском психоневрологических интернатах. Созданы дополнительные отделения милосердия в Липецком доме-интернате для престарелых и инвалидов общего типа и Александровском психоневрологическом интернате общей вместимостью 40 койко-мест на базе отделений дневного пребывания и временного проживания комплексных центров социального обслуживания населения Измалковского и Усманского районов. Из числа клиентов стационарных учреждений 85% являются инвалидами, из них 31% относится к категории маломобильных (находящихся на постельном режиме либо передвигающихся в пределах комнаты), возраст 25% клиентов старше 75 лет. Все стационарные учреждения соответствуют стандартам по условиям проживания клиентов, оснащенности оборудованием, организации питания, лечения и досуга, предоставлению широкого спектра социальных услуг. В стационарных учреждениях социального обслуживания решены многие вопросы создания доступной среды жизнедеятельности. Входы в учреждения оборудованы пандусами и поручнями, имеются подъемные устройства для перемещения маломобильных клиентов, в трех домах-интернатах для престарелых и инвалидов установлены лифты, санитарно-гигиенические помещения оборудованы специальным оборудованием и приспособлениями, в отделении милосердия Елецкого дома-интерната в 2013 году была установлена современная монорельсовая подъемная система для транспортировки маломобильных клиентов. Для перевозки маломобильных клиентов и инвалидов-колясочников в учреждениях имеются автомобили со специальными подъемниками. Продолжаются работы по оснащению учреждений необходимым технологическим, медицинским и реабилитационным оборудованием. В 2013 году услугу "социальное обслуживание на дому" получали 14,9 тысячи пожилых людей и инвалидов, что составляет 3,9% от общей численности пенсионеров, проживающих в Липецкой области. Из числа получателей социальных услуг на дому 45% - инвалиды, 55% - одиноко проживающие пожилые люди. Среди обслуживаемых граждан 42% находятся в возрасте до 75 лет, 55% - в возрасте от 75 до 90 лет, 2,3% - в возрасте от 91 до 100 лет, 2 человека - в возрасте свыше 100 лет. В 20 центрах социальной защиты населения области функционируют 148 отделений социальной помощи на дому, 25 отделений срочного социального обслуживания (мобильные бригады). Норматив обслуживания граждан одним социальным работников за 2013 год составил 7,1 человека. После вступления в силу с 1 января 2015 года Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" к числу получателей социальных услуг на дому добавятся семьи с детьми-инвалидами, а также многодетные семьи. В этой связи численность получателей социальных услуг на дому может возрасти до 10 процентов. Кроме гарантированных социальных услуг, пожилым людям и инвалидам предоставляются дополнительные услуги - "столовые на дому", вспашка и обработка огорода, парикмахерские, прачечные и швейные услуги, ремонт жилья и надворных построек, уборка жилых помещений и дворов, "санаторий на дому", помощь в получении юридических услуг. Отделения срочного социального обслуживания располагают широким набором техники, оборудования и инвентаря, обеспечивающих предоставление социально-бытовых услуг. Расширяется участие в предоставлении социальных услуг пожилым гражданам и инвалидам волонтеров, добровольцев и благотворителей. Центры социальной защиты населения во всех муниципальных образованиях области тесно сотрудничают с органами образования: существует постоянная практика оказания разносторонней шефской помощи ученическими бригадами одиноко проживающим пожилым людям. В областном центре и г. г. Ельце, Грязи, Лебедяни, Усмани учреждениями социальной защиты населения к работе с пожилыми гражданами привлекаются студенты образовательных организаций, которые участвуют в организации культурного досуга, обучении работе на персональном компьютере. В целях решения проблемы социальной изоляции пожилых людей учреждения социальной защиты населения объединяют их в клубы по интересам, организовывают досуг. В области работает более пятисот клубов и других объединений по интересам, в которых люди старшего поколения находят применение практически всем своим талантам: это клубы любителей песни, ценителей литературы, любителей общения и знатоков природы, умельцев-кулинаров и приверженцев здорового образа жизни, поклонников русского фольклора и мастеров прикладного творчества, изучения компьютера и интернет-общения (skype). В процессе реализации мероприятий административной реформы в системе социального обслуживания населения Липецкой области механизмы предоставления социальных услуг в нестационарных условиях стали более эффективными: усовершенствована система информирования об услугах, в том числе на основе современных информационно-коммуникационных технологий, во всех учреждениях имеется необходимая для работы компьютерная и оргтехника. Отделения срочного социального обслуживания и социального обслуживания на дому располагают 83 единицами автотранспорта, которые обеспечивают мобильность предоставления услуг, в том числе бригадным методом. Осуществляется межведомственное взаимодействие, благодаря чему работа сотрудников учреждений в значительной степени облегчена. Основной проблемой, несмотря на проводимую работу по увеличению койко-мест, остается очередь в психоневрологические интернаты. На 1 января 2014 года она составила 155 человек, или 12% от числа получающих социальные услуги в стационарных учреждениях данного типа. Указанная проблема нашла свое отражение в перспективной схеме развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Липецкой области до 2020 года, реализация которой позволит полностью ликвидировать очередь в учреждения психоневрологического типа. 2) В системе социального обслуживания наблюдается небольшой дефицит квалифицированных кадров. Например, в системе учреждений надомного обслуживания 11% социальных работников области имеют высшее образование, 43% - среднее профессиональное, 36% - начальное профессиональное и 10% - среднее общее образование. Причинами отсутствия притока высококвалифицированных кадров в сферу социального обслуживания являются: повышение профессиональных требований, отсутствие высококвалифицированных кадров в отдаленных сельских поселениях, высокая психологическая и физическая нагрузка. В целях повышения престижа профессии социального работника в 2011 году был принят Закон Липецкой области "О поощрительных выплатах в сфере социальной защиты населения Липецкой области", предусматривающий премирование работников, достигших особых результатов в творческой, научной и практической деятельности в сфере социальной защиты населения. В 2012 году размер среднемесячной заработной платы социальных работников составил 7317,0 рубля (37,5% к уровню среднемесячной заработной платы по Липецкой области), в 2013 году - 11288 рублей (52,3% к уровню среднемесячной заработной платы по Липецкой области). Фактическая численность социальных работников в учреждениях социального обслуживания населения и здравоохранения области на 1 января 2013 года составляла 2435 человек, на 1 января 2014 года - 2122 человека. 3) Состояние материально-технической базы и благоустройства стационарных учреждений социального обслуживания населения области, а также созданная в них инфраструктура в целом отвечают возросшим требованиям к качеству и доступности предоставляемых в них социальных услуг. Своевременному ремонту и обслуживанию зданий уделяется постоянное внимание. Ветхие и аварийные здания, требующие капитального ремонта или реконструкции, в стационарных учреждениях системы социального обслуживания Липецкой области отсутствуют. В то же время еще не во всех учреждениях социального обслуживания населения жилая площадь помещений в спальных корпусах соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2564-09 "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму их работы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.11.2009 N 71. 4) Незначительное участие в предоставлении социальных услуг негосударственного сектора, социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев. Все 42 учреждения социального обслуживания области находятся в ведении управления социальной защиты населения области. В 2013 году только одна некоммерческая организация "ЛРОО ООО Инвалидов войны в Афганистане" начала оказывать социальную услугу "Обеспечение транспортной доступности социально значимых объектов". 3. Целями "дорожной карты" являются: совершенствование правового регулирования сферы социального обслуживания; оптимизация структуры и штатной численности учреждений путем внедрения комплексного подхода к созданию современных организаций социального обслуживания населения в целях концентрации источников финансового обеспечения, ликвидации малоэффективных и дублирующих друг друга подразделений и отделений, проведения более эффективной кадровой политики, повышения заинтересованности работников в труде и поднятия престижа профессии социального работника; организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников учреждений социального обслуживания населения; повышение в 2017 году средней заработной платы социальных работников - до 100 процентов от средней заработной платы области; укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения; развитие рынка социальных услуг путем расширения круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги; предоставление гражданину, нуждающемуся в получении социальных услуг, права выбора организации социального обслуживания для получения социальных услуг. 4. Ожидаемые результаты реализации "дорожной карты": 1) Принятие нормативных правовых актов регулирования правоотношений в сфере социального обслуживания населения области, относящихся к полномочиям субъектов Российской Федерации. 2) Развитие кадрового потенциала, повышение уровня профессиональной подготовки и квалификации работников учреждений социального обслуживания населения области. 3) Оптимизация структуры сети и штатной численности учреждений социального обслуживания населения области на основе сокращения малоэффективных и мало востребованных гражданами социальных услуг, непрофильных подразделений, перевода ряда обеспечивающих функций и услуг на условия аутсорсинга и привлечения сторонних организаций. Сокращение к 2018 году на 9% численности работников, занятых в учреждениях социального обслуживания населения области (преимущественно административно-управленческого персонала), в целях высвобождения средств на повышение оплаты труда социальных работников, а также отдельных работников, повышение заработной платы которых не предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики". 4) Доведение уровня оплаты труда социальных работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 597) в 2017 году до установленных параметров средней заработной платы. В 2013 году заработная плата социальных работников увеличена на 54,3%. С 1 января 2014 года повышение заработной платы социальным работникам произведено еще на 21,5%. В последующих годах повышение заработной платы планируется осуществлять ежегодно с 1 января календарного года в размерах, указанных в таблице 1. Таблица 1 +----+-------------------------------------+------------------------------------+ | N | Наименование категории работника | Процент повышения заработной платы | | п/п| | | +----+-------------------------------------+--------+--------+--------+---------+ | | | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | +----+-------------------------------------+--------+--------+--------+---------+ | 1. | Социальный работник | 27,5 | 25,3 | 42,3 | 11,7 | +----+-------------------------------------+--------+--------+--------+---------+ 5) Повышение уровня и качества предоставления социальных услуг на основе: реализации перспективной схемы развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Липецкой области до 2020 года, которая позволит полностью ликвидировать очередь в стационарные учреждения психоневрологического типа, обеспечить местами в стационарных учреждениях граждан старше трудоспособного возраста с учетом прогнозируемой потребности, привести жилую площадь спальных помещений стационарных учреждений в соответствие с действующими санитарными нормативами. (К 2018 году планируется: увеличение коечной мощности стационарных учреждений социального обслуживания населения области на 155 койко-мест, в том числе: в 2014 году - на 30 койко-мест; в 2015 году - на 25 койко-мест; в 2017 году - на 50 койко-мест; к 2018 году - на 50 койко-мест); укрепления материально-технической базы стационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов; привлечения негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев к предоставлению социальных услуг в сфере социального обслуживания; развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому. 5. Контрольные показатели успешной реализации "дорожной карты" указаны в таблице 2. Таблица 2 |----------------------------------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|---------| | Наименование контрольного показателя |Ед. изм.|2013 год|2014 год|2015 год|2016 год|2017 год|2018 год | |----------------------------------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|---------| |Доля граждан, получивших социальные |% | 99,1 | 99,3 | 99,6 | 99,6 | 99,9 | 100,0 | |услуги в учреждениях социального | | | | | | | | |обслуживания населения, в общем числе | | | | | | | | |граждан, обратившихся за получением | | | | | | | | |социальных услуг в учреждения | | | | | | | | |социального обслуживания населения, в | | | | | | | | |том числе: | | | | | | | | |----------------------------------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|---------| |в стационарных учреждениях социального |% | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | |обслуживания для граждан пожилого | | | | | | | | |возраста и инвалидов общего типа | | | | | | | | |----------------------------------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|---------| |в стационарных учреждениях социального |% | 88 | 89 | 92 | 94 | 97 | 100 | |обслуживания для граждан пожилого | | | | | | | | |возраста и инвалидов | | | | | | | | |психоневрологического профиля | | | | | | | | |----------------------------------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|---------| |в стационарных учреждениях социального |% | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | |обслуживания для детей | | | | | | | | |----------------------------------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|---------| |в полустационарных учреждениях |% | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | |социального обслуживания | | | | | | | | |----------------------------------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|---------| |в учреждениях социального обслуживания, |% | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | |оказывающих услуги на дому | | | | | | | | |----------------------------------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|---------| |Удельный вес граждан пожилого возраста и|% | 0,7 | 1,0 | 1,7 | 2,5 | 4,0 | 5,0 | |инвалидов (взрослых и детей), | | | | | | | | |получивших услуги в негосударственных и | | | | | | | | |в немуниципальных учреждениях | | | | | | | | |социального обслуживания, в общей | | | | | | | | |численности граждан пожилого возраста и | | | | | | | | |инвалидов (взрослых и детей), получивших| | | | | | | | |услуги в учреждениях социального | | | | | | | | |обслуживания всех форм собственности | | | | | | | | |----------------------------------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|---------| |Удельный вес негосударственных |% | 2,1 | 2,3 | 2,3 | 2,3 | 4,5 | 10,6 | |организаций, оказывающих социальные | | | | | | | | |услуги, от общего количества учреждений | | | | | | | | |всех форм собственности | | | | | | | | |----------------------------------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|---------| |Доля получателей социальных услуг от |% | 1,53 | 1,56 | 1,74 | 1,78 | 1,83 | 1,87 | |общего числа жителей | | | | | | | | |----------------------------------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|---------| 6. Показатели повышения средней заработной платы социальных работников учреждений социального обслуживания населения и здравоохранения и показатели нормативов представлены в приложении к плану мероприятий ("дорожной карте") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания Липецкой области (2013 - 2018 годы)". Раздел II. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ Таблица 3 +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | N | Мероприятия | Ожидаемые результаты | Срок реализации | Ответственный | | п/п| | | | исполнитель | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | 1. Анализ ситуации в сфере социального обслуживания населения области | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | 1. | Мониторинг оптимизации структуры | Аналитическая записка по | ежегодно, 1 квартал | Управление | | | сети и штатной численности | результатам мониторинга | | социальной защиты | | | учреждений социального | эффективности проведения | | населения Липецкой | | | обслуживания населения области; | оптимизации и направление | | области | | | оценка возможности перевода ряда | информации в Министерство труда| | | | | обеспечивающих функций и услуг на | и социальной защиты Российской | | | | | условиях аутсорсинга и привлечения| Федерации | | | | | сторонних организаций | | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | 2. | Мониторинг обеспечения комплексной| Информация в Министерство труда| ежегодно, 1 квартал | Управление | | | безопасности и | и социальной защиты Российской | | социальной защиты | | | санитарно-эпидемиологического | Федерации | | населения Липецкой | | | состояния в учреждениях | | | области | | | социального обслуживания населения| | | | | | области: | | | | | | ведение паспортов комплексной | | | | | | безопасности; | | | | | | принятие мер по устранению | | | | | | вскрытых недостатков; | | | | | | анализ расходов на повышение | | | | | | безопасности и улучшение | | | | | | санитарно-эпидемиологического | | | | | | состояния в учреждениях | | | | | | социального обслуживания населения| | | | | | области | | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | | | Обеспечение сохранности и | | Учреждения | | | | безопасности учреждений | | социального | | | | социального обслуживания | | обслуживания | | | | населения, экономия финансовых | | населения | | | | средств на ликвидацию | | | | | | чрезвычайных ситуаций и | | | | | | восстановление утраченного | | | | | | имущества | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | 3. | Подведение итогов мониторинга | Информация в Министерство труда| ежегодно, март | Управление | | | качества и доступности социальных | и социальной защиты Российской | | социальной защиты | | | услуг с участием пользователей | Федерации | | населения Липецкой | | | услуг (анализ выполнения | | | области | | | государственных заданий | | | | | | учреждениями социального | | | | | | обслуживания, проведение | | | | | | социологического исследования | | | | | | среди получателей услуг | | | | | | организаций социального | | | | | | обслуживания населения области) | | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | | | Доведение уровня | | Учреждения | | | | удовлетворенности граждан | | социального | | | | качеством и доступностью | | обслуживания | | | | получения социальных услуг к | | населения | | | | 2018 году не менее 95% | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | 2. Совершенствование законодательства, регулирующего правоотношения в сфере социального обслуживания | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | 4. | Приведение нормативных правовых | Формирование новой | | Управление | | | актов области в соответствие с | нормативно-правовой основы | | социальной защиты | | | федеральным законодательством в | регулирования правоотношений в | | населения Липецкой | | | сфере социального обслуживания | сфере социального обслуживания | | области | | | населения: | населения области в целях | | | | | | реализации Федерального закона | | | | | | от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об | | | | | | основах социального | | | | | | обслуживания в Российской | | | | | | Федерации" (далее - Федеральный| | | | | | закон N 442-ФЗ) | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | | - Разработка закона Липецкой | | до 1 июля 2014 г. | | | | области "Об организации | | | | | | социального обслуживания граждан в| | | | | | Липецкой области и признании | | | | | | утратившим силу Закона Липецкой | | | | | | области "О некоторых вопросах | | | | | | социального обслуживания в | | | | | | Липецкой области" | | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | | - Утверждение регламента | | в течение одного | | | | межведомственного взаимодействия | | месяца после | | | | органов исполнительной власти | | официального | | | | области в связи с реализацией | | опубликования | | | | полномочий Липецкой области в | | рекомендаций Минтруда | | | | сфере социального обслуживания | | России по организации | | | | | | межведомственного | | | | | | взаимодействия | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | | - Разработка и утверждение порядка| | до 1 июля 2014 г. | | | | взимания платы за предоставление | | | | | | социальных услуг и размера платы, | | | | | | а также перечень категорий | | | | | | граждан, которым социальные услуги| | | | | | предоставляются бесплатно | | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | | - Разработка и утверждение порядка| | до 1 июля 2014 г. | | | | расходования средств, | | | | | | образовавшихся в результате | | | | | | взимания платы за предоставление | | | | | | социальных услуг в Липецкой | | | | | | области | | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | | - Разработка и утверждение порядка| | в течение одного | | | | предоставления социальных услуг | | месяца после | | | | поставщиками социальных услуг в | | официального | | | | Липецкой области с учетом | | опубликования приказов| | | | постановления Правительства | | Минтруда России | | | | Российской Федерации "Об | | | | | | утверждении Методических | | | | | | рекомендаций по расчету подушевых | | | | | | нормативов финансирования | | | | | | социальных услуг" (пункт 2 части 1| | | | | | статьи 7 Федерального закона от 28| | | | | | декабря 2013 г. N 442-ФЗ), | | | | | | приказов Минтруда России "Об | | | | | | утверждении примерного порядка | | | | | | предоставления социальных услуг в | | | | | | стационарной форме социального | | | | | | обслуживания", "Об утверждении | | | | | | примерного порядка предоставления | | | | | | социальных услуг в | | | | | | полустационарной форме социального| | | | | | обслуживания", "Об утверждении | | | | | | примерного порядка предоставления | | | | | | социальных услуг на дому" (пункт 8| | | | | | части 2 статьи 7 Федерального | | | | | | закона от 28 декабря 2013 г. N | | | | | | 442-ФЗ) | | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | | - Разработка и утверждение порядка| | до 1 июля 2014 г. | | | | выплаты компенсации поставщику | | | | | | социальных услуг, включенному в | | | | | | реестр поставщиков социальных | | | | | | услуг Липецкой области, но не | | | | | | участвующему в выполнении | | | | | | государственного задания (заказа) | | | | | | и предоставляющему гражданину | | | | | | социальные услуги, предусмотренные| | | | | | индивидуальной программой | | | | | | предоставления социальных услуг в | | | | | | Липецкой области, а также размер | | | | | | выплаты | | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | | - Разработка и утверждение порядка| | до 1 июля 2014 г. | | | | организации осуществления | | | | | | регионального государственного | | | | | | контроля (надзора) в сфере | | | | | | социального обслуживания и | | | | | | определении государственного | | | | | | органа области, уполномоченного на| | | | | | осуществление такого контроля | | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | | - Разработка и утверждение | | в течение одного | | | | номенклатуры организаций | | месяца после | | | | социального обслуживания в | | официального | | | | Липецкой области | | опубликования приказов| | | | | | Минтруда России | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | | - Разработка и утверждение | | в течение одного | | | | нормативов штатной численности | | месяца после | | | | учреждений социального | | официального | | | | обслуживания Липецкой области | | опубликования приказа | | | | | | Минтруда России | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | | - Разработка и утверждение норм | | в течение одного | | | | питания, нормативов обеспечения | | месяца после | | | | мягким инвентарем и площадью жилых| | официального | | | | помещений при предоставлении | | опубликования приказа | | | | социальных услуг учреждениями | | Минтруда России | | | | социального обслуживания Липецкой | | | | | | области | | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | | - Разработка закона Липецкой | | в течение одного | | | | области об утверждении перечня | | месяца после | | | | (либо внесении изменений в | | официального | | | | действующий закон) социальных | | опубликования | | | | услуг, предоставляемых | | постановления | | | | поставщиками социальных услуг, с | | Правительства | | | | учетом примерного перечня | | Российской Федерации | | | | социальных услуг по видам | | | | | | социальных услуг, утверждаемого | | | | | | Правительством Российской | | | | | | Федерации (пункт 3 части 1 статьи | | | | | | 7 Федерального закона от 28 | | | | | | декабря 2013 г. N 442-ФЗ) | | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | | - Разработка и утверждение порядка| | в течение одного | | | | утверждения тарифов на социальные | | месяца после | | | | услуги на основании подушевых | | официального | | | | нормативов финансирования | | опубликования | | | | социальных услуг в учреждениях | | Методических | | | | социального обслуживания Липецкой | | рекомендаций, | | | | области | | утвержденных | | | | | | Правительством | | | | | | Российской Федерации | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | | - Разработка закона Липецкой | | в течение одного | | | | области об установлении предельной| | месяца после | | | | величины среднедушевого дохода для| | официального | | | | предоставления социальных услуг в | | опубликования | | | | Липецкой области бесплатно с | | постановления | | | | учетом утверждаемого | | Правительства | | | | Правительством Российской | | Российской Федерации | | | | Федерации порядка определения | | | | | | среднедушевого дохода для | | | | | | предоставления социальных услуг | | | | | | бесплатно (часть 4 статьи 31 | | | | | | Федерального закона от 28 декабря | | | | | | 2013 г. N 442-ФЗ | | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | | - Разработка и утверждение | | до 1 июля 2014 г. | | | | нормативного правового акта | | | | | | устанавливающего обстоятельства, | | | | | | ухудшающие или способные ухудшить | | | | | | условия жизнедеятельности граждан | | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | | - Разработка и утверждение порядка| | до 1 июля 2014 г. | | | | межведомственного взаимодействия | | | | | | исполнительных органов | | | | | | государственной власти области при| | | | | | предоставлении социальных услуг и | | | | | | социального сопровождения | | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | 5. | Внедрение механизма | Нормативно-правовые акты | 2014 - 2015 гг. | Управление | | | частно-государственного | области | | социальной защиты | | | партнерства в систему социального | | | населения Липецкой | | | обслуживания и привлечение | | | области | | | негосударственных организаций, в | | | Управление | | | том числе социально | | | инвестиций и | | | ориентированных некоммерческих | | | международных | | | организаций, благотворителей и | | | связей Липецкой | | | добровольцев к предоставлению | | | области | | | социальных услуг | | | Управление | | | | | | внутренней политики| | | | | | Липецкой области | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | 3. Обеспечение межведомственного взаимодействия и координация мер, направленных на совершенствование деятельности по | | социальному обслуживанию | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | 6. | Реализация комплекса мер по | Полный охват маломобильных | постоянно | Управление | | | организации в рамках | одиноких и одиноко проживающих | | здравоохранения | | | взаимодействия между организациями| граждан пожилого возраста | | Липецкой области | | | здравоохранения, аптечными | услугой по доставке | | Управление | | | организациями и учреждениями | лекарственных препаратов на дом| | социальной защиты | | | социального обслуживания по | | | населения Липецкой | | | обеспечению граждан пожилого | | | области | | | возраста лекарственными | | | | | | препаратами, назначенными им по | | | | | | медицинским показаниям врачом | | | | | | (фельдшером), в том числе по | | | | | | доставке на дом в соответствии с | | | | | | межведомственными соглашениями | | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | 7. | Организация межведомственного | Переход к социальному | постоянно | Управление | | | взаимодействия органов социальной | сопровождению отдельных | | социальной защиты | | | защиты населения с органами | категорий граждан (семей), | | населения Липецкой | | | управления здравоохранением, | попавших в трудную жизненную | | области | | | образования, внутренних дел, | ситуацию | | | | | культуры, юстиции, службами | Доклад в Министерство труда и | | | | | занятости населения и другими | социальной защиты Российской | | | | | заинтересованными структурами, | Федерации (по запросу) | | | | | касающегося решения вопросов | | | | | | социального обслуживания граждан | | | | | | старшего поколения, инвалидов, лиц| | | | | | без определенного места | | | | | | жительства, а также других | | | | | | уязвимых категорий граждан | | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | 4. Сокращение очереди на получение социальных услуг | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | 8. | Реализация в 2014 - 2018 гг. | Введение к 2018 г. не менее 155| 2014 - 2018 гг. | Управление | | | перспективной схемы развития и | дополнительных койко-мест в | ежегодно | социальной защиты | | | размещения стационарных учреждений| стационарных учреждениях | | населения Липецкой | | | социального обслуживания граждан | социального обслуживания | | области | | | пожилого возраста и инвалидов | населения психоневрологического| | | | | Липецкой области до 2020 года: | типа | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | | | Доклад в Минтруд России | февраль | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | | - реконструкция спального корпуса | Планируется увеличение: | 2014 г. | | | | в ОГБУ "Александровский | - на 10 койко-мест; | | | | | психоневрологический интернат" | | | | | | (перепрофилирование существующего | | | | | | здания с изменением | | | | | | функционального назначения | | | | | | Чернавской участковой больницы под| | | | | | отделение милосердия ОГБУ | | | | | | "Александровский | | | | | | психоневрологический интернат"; | | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | | - реконструкция - расширение | - на 20 койко-мест; | 2014 г. | | | | спального корпуса с увеличением | | | | | | площадей путем пристройки к | | | | | | существующему корпусу в ОГБУ | | | | | | "Демкинский психоневрологический | | | | | | интернат"; | | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | | - реконструкция административного | - на 25 койко-мест; | 2015 г. | | | | корпуса с перепланировкой | | | | | | существующих помещений в жилые | | | | | | комнаты в ОГБУ "Демкинский | | | | | | психоневрологический интернат"; | | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | | - реконструкция спального корпуса | на 20 койко-мест; | 2017 г. | | | | с перепланировкой существующих | | | | | | административно-хозяйственных | | | | | | помещений в ОГБУ "Александровский | | | | | | психоневрологический интернат"; | | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | | - реконструкция административного | - на 30 койко-мест; | 2017 г. | | | | корпуса и здания клуба-библиотеки | | | | | | под здание спального корпуса с | | | | | | реабилитационным отделением в ОГБУ| | | | | | "Александровский | | | | | | психоневрологический интернат" | | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | | | - на 50 койко-мест | к 2018 г. | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | 9. | Осуществление комплекса мер по | Доведение площади жилых | 2014 г. | Управление | | | приведению спальных помещений | помещений до 7 кв. м | | социальной защиты | | | стационарных учреждений | | | населения Липецкой | | | социального обслуживания в | | | области | | | соответствие с действующими | | | | | | нормами и нормативами: | | | | | | - проведение реконструкции в ОГБУ | | | | | | "Центр реабилитации инвалидов и | | | | | | пожилых людей "Сосновый бор" | | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | 10.| Укрепление материально-технической| Повышение качества, | ежегодно | Управление | | | базы учреждений социального | эффективности и доступности | | социальной защиты | | | обслуживания для граждан пожилого | социальных услуг населению, | | населения Липецкой | | | возраста и инвалидов, в том числе | повышение уровня | | области | | | закупка оборудования и обеспечение| удовлетворенности потребителя | | | | | мобильных бригад автотранспортом в| оказываемыми услугами | | | | | рамках реализации подпрограммы 3 | | | | | | государственной программы Липецкой| | | | | | области "Социальная поддержка | | | | | | граждан, реализация | | | | | | семейно-демографической политики" | | | | | | "Укрепление | | | | | | материально-технической базы | | | | | | учреждений социального | | | | | | обслуживания населения и оказание | | | | | | адресной социальной помощи | | | | | | неработающим пенсионерам, | | | | | | являющимся получателями трудовых | | | | | | пенсий по старости и по | | | | | | инвалидности, в Липецкой области" | | | | | | с привлечением субсидий | | | | | | Пенсионного фонда Российской | | | | | | Федерации | | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | | | Оснащение автотранспортом | | Бюджетные | | | | мобильных бригад | | учреждения | | | | | | социального | | | | | | обслуживания | | | | | | населения | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | 11.| Изучение и внедрение на территории| Информационно-аналитические | ежегодно | Управление | | | области передового опыта работы | письма с рекомендациями в | | социальной защиты | | | учреждений социального | областные учреждения | | населения Липецкой | | | обслуживания населения других | социального обслуживания | | области | | | субъектов Российской Федерации по | населения с целью внедрения | | | | | предоставлению социальных услуг | отдельных технологий и методик | | | | | пожилым гражданам и инвалидам в | | | | | | учреждениях социального | | | | | | обслуживания | | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | 12.| Внедрение механизма | Повышение качества, | 4 квартал 2014 г. | Управление | | | нормативно-подушевого | эффективности и доступности | | социальной защиты | | | финансирования в учреждениях | социальных услуг населению, | | населения Липецкой | | | социального обслуживания населения| повышение уровня | | области | | | области на основании рекомендаций | удовлетворенности потребителя | | | | | Министерства труда и социальной | оказываемыми услугами | | | | | защиты Российской Федерации | | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | 13.| Внедрение систем нормирования | Утверждение норм труда в | начиная со 2-го | Управление | | | труда в учреждениях социального | учреждениях социального | квартала 2014 г. | социальной защиты | | | обслуживания населения области с | обслуживания Липецкой области | | населения Липецкой | | | учетом Методических рекомендаций | | | области | | | Министерства труда и социальной | | | Учреждения | | | защиты Российской Федерации | | | социального | | | (приказы от 31 мая 2013 года N | | | обслуживания | | | 235, от 30 сентября 2013 года N | | | населения | | | 504) и статьи 159 Трудового | | | | | | кодекса Российской Федерации | | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | 15.| Совершенствование деятельности | Повышение качества и | постоянно | Управление | | | мобильных бригад, направленных на | доступности социальных услуг | | социальной защиты | | | обеспечение социальными услугами | | | населения Липецкой | | | жителей сельских районов и | | | области | | | оснащение их автотранспортом | | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | 16.| Распространение среди учреждений | Повышение информированности и | 2014 - 2016 гг. | Управление | | | социального обслуживания наилучших| профессионального уровня | | социальной защиты | | | практик деятельности социально | работников учреждений | | населения Липецкой | | | ориентированных некоммерческих | социального обслуживания | | области | | | организаций, волонтеров, | населения области | | Управление | | | добровольцев и благотворителей в | | | внутренней политики| | | сфере социального обслуживания | | | Липецкой области | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | 5. Повышение качества предоставления услуг в сфере социального обслуживания на основе контроля и оценки качества | | работы организаций | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | 17.| Проведение независимой оценки | | | | | | качества работы учреждений | | | | | | социального обслуживания, | | | | | | оказывающих социальные услуги | | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | | - Обеспечение координации работы | Принятие нормативно-правового | 2 квартал 2014 г. | Управление | | | по реализации независимой системы | акта об уполномоченном органе | | социальной защиты | | | оценки качества работы | по проведению независимой | | населения Липецкой | | | организаций, оказывающих | оценки | | области | | | социальные услуги | | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | | - Завершение с участием | Проведение независимой оценки | ежегодно | Общественный Совет | | | общественных организаций, | качества работы учреждений | | при управлении | | | профессиональных сообществ, | социального обслуживания, | | социальной защиты | | | независимых экспертов формирования| оказывающих социальные услуги, | | населения Липецкой | | | в Липецкой области общественных | и составление рейтингов | | области | | | советов по проведению независимой | | | | | | оценки качества работы организаций| | | | | | и составлению рейтингов | | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | | - Обеспечение | Проведение заседаний | ежегодно | Управление | | | организационно-технического | Общественного совета при | | социальной защиты | | | сопровождения деятельности | управлении социальной защиты | | населения Липецкой | | | общественного Совета при | населения Липецкой области | | области | | | управлении социальной защиты | | | | | | населения Липецкой области | | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | | - Обеспечение открытости и | Создание официальных сайтов во | ежегодно | Управление | | | доступности информации о | всех организациях социальной | | социальной защиты | | | деятельности всех организаций | сферы, размещение организациями| | населения Липецкой | | | социальной сферы. Информация | информации о своей деятельности| | области | | | размещается на официальном сайте | на официальном сайте | | | | | управления социальной защиты | www.bus.gov.ru | | | | | населения Липецкой области в | | | | | | разделе "Общественный контроль" | | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | | - Проведение мониторинга работы | Публикация рейтингов | ежегодно | Управление | | | организаций социальной сферы, | деятельности, разработка и | | социальной защиты | | | формирование независимой оценки | утверждение планов по улучшению| | населения Липецкой | | | качества работы организаций, | качества работы организаций, | | области | | | оказывающих социальные услуги, и | оказывающих социальные услуги | | | | | составления рейтингов их | (по каждой организации) | | | | | деятельности в соответствии с | | | | | | принятыми нормативными и | | | | | | методическими документами | | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | | - Проведение информационной | Повышение информированности | ежегодно | Управление | | | кампании в средствах массовой | потребителей услуг и | | социальной защиты | | | информации, в том числе с | общественности о проведении | | населения Липецкой | | | использованием | независимой оценке и качестве | | области | | | информационно-телекоммуникационной| работы организаций, оказывающих| | | | | сети "Интернет", о | социальные услуги | | | | | функционировании независимой | | | | | | системы оценки качества работы | | | | | | организаций, оказывающих | | | | | | социальные услуги | | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | | - Проведение мониторинга | Отчет о реализации независимой | ежегодно | Управление | | | функционирования независимой | системы в Минтруд России, | | социальной защиты | | | системы оценки качества работы | заполнение форм отчетности в | | населения Липецкой | | | организаций, оказывающих | информационно-аналитической | | области | | | социальные услуги, в субъекте | системе "Мониторинг программы | | | | | Российской Федерации | поэтапного совершенствования | | | | | | оплаты труда..." в соответствии| | | | | | с приказом Минтруда России от | | | | | | 31 мая 2013 г. N 234а | | | | | | (приложение N 2, раздел 3) | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | 18.| Внедрение показателей | Увязка размера оплаты труда | ежегодно | Управление | | | эффективности деятельности | работников и руководителей | | социальной защиты | | | учреждений, их руководителей и | учреждений с конкретными | | населения Липецкой | | | основных категорий работников в | показателями качества и | | области | | | соответствии с приказом управления| количества оказываемых услуг | | | | | социальной защиты населения | Стимулирование работников и | | | | | Липецкой области от 05 сентября | руководителей учреждений | | | | | 2013 г. N 566-П "Об утверждении | | | | | | показателей эффективности | | | | | | деятельности казенных и бюджетных | | | | | | учреждений социального | | | | | | обслуживания населения, их | | | | | | руководителей, работников по видам| | | | | | деятельности и основным категориям| | | | | | работников", разработанным в | | | | | | соответствии с Методическими | | | | | | рекомендациями, утвержденными | | | | | | приказом Минтруда России от 01 | | | | | | июля 2013 г. N 287 | | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | 19.| Организация | Рекомендации учреждениям | постоянно | Управление | | | информационно-разъяснительной | социального обслуживания | | социальной защиты | | | работы о системе социального | населения области | | населения Липецкой | | | обслуживания области, видах и | | | области | | | условиях предоставления социальных| | | | | | услуг: | | | | | | определение состава информации, | | | | | | подлежащей обязательному | | | | | | опубликованию, принятие | | | | | | дополнительных мер по | | | | | | информированию населения и | | | | | | официальных структур о | | | | | | деятельности по социальному | | | | | | обслуживанию, включая | | | | | | интернет-ресурсы, | | | | | | установление ответственности за | | | | | | неисполнение предусмотренных | | | | | | требований | | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | | | Повышение информированности | | Учреждения | | | | населения о системе социального| | социального | | | | обслуживания области и | | обслуживания | | | | обоснованности принимаемых | | населения | | | | решений о предоставлении | | | | | | социальных услуг | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | 6. Сохранение кадрового потенциала, повышение престижности и привлекательности профессий работников учреждений | | социального обслуживания, совершенствование оплаты их труда | +----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ | Участие в реализации мер по повышению заработной платы работникам учреждений социального обслуживания в соответствии | | с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | 20.| Принятие мер по повышению | Реализация плана мероприятий по| ежегодно в сроки, | Управление | | | кадрового потенциала работников | повышению кадрового потенциала | предусмотренные планом| социальной защиты | | | учреждений социального | работников учреждений | | населения Липецкой | | | обслуживания населения области, в | социального обслуживания | | области | | | том числе: | области | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | | - Организация профессиональной | Доведение доли ежегодно | | Учреждения | | | переподготовки и повышения | обученных работников до 30% | | социального | | | квалификации работников учреждений| | | обслуживания | | | социального обслуживания населения| | | населения | | | области с целью обеспечения | | | | | | соответствия работников | | | | | | современным квалификационным | | | | | | требованиям | | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | | - Повышение квалификации | | | | | | работников учреждений социального | | | | | | обслуживания, занимающихся | | | | | | вопросами трудовых отношений и | | | | | | оплаты труда работников | | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | 21.| Проведение аттестации специалистов| Проверка соответствия | 3 - 4 кварталы 2014 г.| Управление | | | учреждений социального | специалистов квалификационным | | социальной защиты | | | обслуживания населения области с | требованиям и выполнения | | населения | | | последующим их переводом на | показателей эффективности | | Учреждения | | | "эффективный контракт" в | | | социального | | | соответствии с рекомендациями, | | | обслуживания | | | утвержденными приказом Минтруда | | | населения | | | России от 26 апреля 2013 г. N 167н| | | | | | "Об утверждении рекомендаций по | | | | | | оформлению трудовых отношений с | | | | | | работником государственного | | | | | | (муниципального) учреждения при | | | | | | введении эффективного контракта" | | | | | | (далее - Приказ Минтруда России от| | | | | | 26 апреля 2013 г. N 167н) | | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | 22.| Организация заключения | Заключение дополнительных | 2014 - 2015 гг. | Управление | | | дополнительных соглашений к | соглашений к трудовым договорам| | социальной защиты | | | трудовым договорам (новых трудовых| (новых трудовых договоров) с | | населения Липецкой | | | договоров) с работниками | работниками учреждений | | области | | | учреждений социального | | | | | | обслуживания населения области в | | | | | | рамках поэтапного внедрения | | | | | | "эффективного контракта" в 2014 - | | | | | | 2018 гг. в соответствии с | | | | | | рекомендациями, утвержденными | | | | | | приказом Минтруда России от 26 | | | | | | апреля 2013 г. N 167н. | | | | | | Анализ мероприятий по переходу на | | | | | | "эффективный контракт" | | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | | | Аналитическая записка в Минтруд| | Учреждения | | | | России | | социального | | | | | | обслуживания | | | | | | населения | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | 23.| Заключение трудовых договоров с | Повышение эффективности | с момента заключения | Управление | | | вновь назначаемыми руководителями | деятельности руководителей | трудового договора | социальной защиты | | | учреждений социального | учреждений социального | | населения Липецкой | | | обслуживания населения области в | обслуживания (в 2014 г. - 100%)| | области | | | соответствии с типовой формой | | | | | | трудового договора, утвержденной | | | | | | Правительством Российской | | | | | | Федерации от 12 апреля 2013 г. N | | | | | | 329 "О типовой форме трудового | | | | | | договора с руководителем | | | | | | государственного (муниципального) | | | | | | учреждения" | | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | 24.| Проведение подготовительной работы| Обеспечение соответствия | 2014 год | Управление | | | к внедрению с 2015 года | современным квалификационным | | социальной защиты | | | профессиональных стандартов в | требованиям работников | | населения Липецкой | | | сфере социального обслуживания, | учреждений социального | | области | | | включая повышение квалификации и | обслуживания населения области,| | | | | переподготовку работников | включая работников, | | | | | учреждений социального | занимающихся вопросами трудовых| | | | | обслуживания населения | отношений и оплаты труда | | | | | | работников | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | | Внедрение профессиональных | | 2015 год | | | | стандартов | | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | 25.| Координация деятельности | Информационно-аналитическая | ежегодно | Управление | | | учреждений социального | записка по результатам анализа | | социальной защиты | | | обслуживания населения области по | с рекомендациями по достижению | | населения Липецкой | | | достижению целевых значений | целевых показателей роста | | области | | | повышения оплаты труда социальных | оплаты труда работников | | | | | работников | социальной сферы Аналитическая | | | | | | записка в Минтруд России | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | 26.| Проведение мероприятий по | Увеличение норматива | ежегодно | Управление | | | привлечению средств на повышение | обслуживания для социальных | | социальной защиты | | | оплаты труда социальных работников| работников до 10,6 получателя | | населения Липецкой | | | за счет интенсификации труда, | социальных услуг | | области | | | оптимизации структуры учреждений | Сокращение к 2018 году на 9% | | | | | социального обслуживания и | численности работников, занятых| | | | | численности работников, занятых в | в учреждениях социального | | | | | системе социального обслуживания, | обслуживания населения области | | | | | увеличения поступлений от | (преимущественно | | | | | приносящей доход деятельности | административно-управленческого| | | | | | персонала) | | | | | | Доля от средств от приносящей | | | | | | доход деятельности в фонде | | | | | | заработной платы социальных | | | | | | работников 7,1% | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | 27.| Расчет потребности и учет при | Закон о бюджете Липецкой | ежегодно | Управление | | | формировании бюджета области | области, предусматривающий | | социальной защиты | | | расходов на повышение заработной | средства на повышение оплаты | | населения Липецкой | | | платы социальных работников с | труда социальных работников | | области | | | учетом возможного привлечения не | | | | | | менее трети средств за счет | | | | | | внебюджетных источников, | | | | | | мероприятий по реорганизации | | | | | | неэффективных учреждений и | | | | | | программ | | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | 28.| Подготовка нормативных правовых | К 2018 году повышение | ежегодно | Управление труда и | | | актов, регламентирующих повышение | заработной платы будет | | занятости Липецкой | | | оплаты труда в соответствии с | осуществляться ежегодно с 1 | | области | | | Указом Президента Российской | января | | Управление | | | Федерации от 7 мая 2012 года N 597| | | социальной защиты | | | | | | населения Липецкой | | | | | | области | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | 29.| Обеспечение предельного уровня | Поддержание соотношений: | ежегодно | Управление | | | соотношения средней заработной | - предельный (не превышающий | | социальной защиты | | | платы руководителей учреждений | более чем в 5 раз) уровень | | населения Липецкой | | | социального обслуживания населения| соотношения средней заработной | | области | | | области и средней заработной платы| платы руководителей учреждений | | | | | работников учреждений за отчетный | социального обслуживания | | | | | год | населения области и средней | | | | | | заработной платы работников | | | | | | учреждений за отчетный год | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | 30.| Обеспечение предельной доли оплаты| Поддержание предельной доли | ежегодно | Управление | | | труда работников | оплаты труда работников | | социальной защиты | | | административно-управленческого и | административно-управленческого| | населения Липецкой | | | вспомогательного персонала в фонде| и вспомогательного персонала в | | области | | | оплаты труда учреждений | фонде оплаты труда не более 40%| | | | | социального обслуживания населения| в фонде оплаты труда учреждения| | | | | области | | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | 31.| Обеспечение соотношения средней | Соотношение средней зарплаты | ежегодно | Управление | | | заработной платы основного и | основного и вспомогательного | | социальной защиты | | | вспомогательного персонала | персонала 1:0,7 - 1:0,5 (с | | населения Липецкой | | | учреждений социального | учетом типа учреждения | | области | | | обслуживания населения области до | социального обслуживания | | | | | 1:0,7 - 1:0,5 (с учетом типа | населения) | | | | | учреждения социального | | | | | | обслуживания населения) | | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | 32.| Организация мероприятий по | Аналитическая записка в | ежегодно | Управление | | | представлению сведений о доходах, | администрацию Липецкой области | | социальной защиты | | | об имуществе и обязательствах | | | населения Липецкой | | | имущественного характера | | | области | | | гражданами, претендующими на | | | | | | должности руководителей и | | | | | | замещающими должности | | | | | | руководителей учреждений | | | | | | социального обслуживания | | | | | | населения, а также о доходах, об | | | | | | имуществе и обязательствах | | | | | | имущественного характера супруги | | | | | | (супруга) и несовершеннолетних | | | | | | детей указанных граждан | | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | 33.| Организация и проведение контроля | Создание прозрачного механизма | ежегодно, начиная с | Управление | | | за выполнением в полном объеме мер| оплаты труда руководителей | 2014 г. | социальной защиты | | | по созданию прозрачного механизма | государственных учреждений | | населения Липецкой | | | оплаты труда руководителей | социальной защиты населения | | области | | | государственных учреждений, | Установление зависимости оплаты| | | | | включая представление ими сведений| труда руководителей учреждений | | | | | о доходах и имуществе и размещение| от выполнения показателей | | | | | их в системе Интернет | эффективности деятельности в | | | | | | соответствии с приказом | | | | | | управления социальной защиты | | | | | | населения Липецкой области от | | | | | | 05.09.2013 N 566-П "Об | | | | | | утверждении показателей | | | | | | эффективности деятельности | | | | | | казенных и бюджетных учреждений| | | | | | социального обслуживания | | | | | | населения, их руководителей, | | | | | | работников по видам | | | | | | деятельности и основным | | | | | | категориям работников" | | | | | | 100-процентное размещение | | | | | | сведений о доходах и имуществе | | | | | | руководителей государственных | | | | | | учреждений в системе Интернет | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | 34.| Проведение | Выступления и публикации | ежегодно | Управление | | | информационно-разъяснительной | руководителей и специалистов | | социальной защиты | | | работы в трудовых коллективах | органов исполнительной власти | | населения Липецкой | | | учреждений социального | области, привлечение широкой | | области | | | обслуживания населения области по | общественности и профсоюзов к | | Управление труда и | | | реализации "дорожной карты", | обсуждению, проведение | | занятости Липецкой | | | включая меры по повышению оплаты | конференций, семинаров, встреч,| | области | | | труда, обсуждение хода реализации | собраний в трудовых | | | | | региональной "дорожной карты" на | коллективах, анализ обращений | | | | | заседаниях областной трехсторонней| работников, учреждений, ответы | | | | | комиссии | на вопросы, в том числе в | | | | | | средствах массовой информации и| | | | | | на сайтах в сети Интернет | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ | 35.| Мониторинг достижения целевых | Информация в Министерство труда| два раза в год (1 июля| Управление | | | показателей повышения оплаты труда| и социальной защиты Российской | и 31 декабря) | социальной защиты | | | социальных работников в | Федерации | | населения Липецкой | | | соответствии с Указом Президента | | | области | | | Российской Федерации от 07 мая | | | Управление труда и | | | 2012 года N 597 с обсуждением | | | занятости Липецкой | | | доклада в Министерство труда и | | | области | | | социальной защиты Российской | | | | | | Федерации на заседании | | | | | | трехсторонней комиссии области | | | | +----+-----------------------------------+--------------------------------+-----------------------+--------------------+ Приложение к плану мероприятий ("дорожной карте") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Липецкой области (2013 - 2018 годы)" ПОКАЗАТЕЛИ ПОВЫШЕНИЯ СРЕДНЕЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ НОРМАТИВОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ "ДОРОЖНОЙ КАРТЫ" Таблица +----+--------------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+-------+-----------+ | N | Наименование показателей | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2014 | 2014 г. - | | п/п| | факт | факт | | | | | | г. - | 2018 г. | | | | | | | | | | | 2016 | | | | | | | | | | | | г. | | +----+--------------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+-------+-----------+ | 1 | Норматив числа получателей | Х | 8,6 | 9,0 | 10,4 | 10,6 | 10,8 | 11,0 | 123,3 | 127,9 | | | услуг на 1 работника отдельной | | | | | | | | | | | | категории (по среднесписочной | | | | | | | | | | | | численности работников) в | | | | | | | | | | | | разрезе субъектов Российской | | | | | | | | | | | | Федерации с учетом региональной| | | | | | | | | | | | специфики <**> | | | | | | | | | | +----+--------------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+-------+-----------+ | 2 | Число получателей услуг, чел. | Х | 18339 | 18794 | 21208 | 21661 | 22127 | 22552 | 118,1 | 123,0 | | | <**> | | | | | | | | | | +----+--------------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+-------+-----------+ | 3 | Среднесписочная численность | Х | 2122 | 2091 | 2042 | 2042 | 2042 | 2042 | 3,8 | 3,8 | | | отдельной категории работников,| | | | | | | | | | | | человек <**> | | | | | | | | | | +----+--------------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+-------+-----------+ | 4 | Численность населения Липецкой | 1164075 | 1161051 | 1156140 | 1151573 | 1146646 | 1141395 | 1135846 | 98,8 | 97,8 | | | области, чел. <**> | | | | | | | | | | +----+--------------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+-------+-----------+ | 5 | Планируемое соотношение средней| | | | заработной платы отдельной | | | | категории работников и средней | | | | заработной платы в субъекте | | | | Российской Федерации: | | +----+--------------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+-------+-----------+ | 6 | по Программе поэтапного | Х | 47,5 | 58,0 | 68,5 | 79,0 | 89,5 | 100,0 | Х | Х | | | совершенствования систем оплаты| | | | | | | | | | | | труда в государственных | | | | | | | | | | | | (муниципальных) учреждениях на | | | | | | | | | | | | 2012 - 2018 годы, % | | | | | | | | | | +----+--------------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+-------+-----------+ | 7 | по Липецкой области, % | Х | 52,3 | 58,0 | 68,5 | 79,0 | 100,0 | 100,0 | Х | Х | +----+--------------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+-------+-----------+ | 8 | Средняя заработная плата | 19416,6 | 21593,6 | 23640,0 | 25530,0 | 27730,0 | 31162,9 | 34798,5 | 128,4 | 161,2 | | | работников по Липецкой области,| | | | | | | | | | | | руб. <**> | | | | | | | | | | +----+--------------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+-------+-----------+ | 9 | Темп роста к предыдущему году, | 114,8 | 111,2 | 109,5 | 108,0 | 108,6 | 112,4 | 111,7 | Х | Х | | | % | | | | | | | | | | +----+--------------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+-------+-----------+ | 10 | Среднемесячная заработная плата| 7317 | 11287,5 | 13711,2 | 17488,1 | 21906,7 | 31162,9 | 34798,5 | 194,1 | 308,3 | | | социальных работников, рублей | | | | | | | | | | | | <**> | | | | | | | | | | +----+--------------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+-------+-----------+ | 11 | Темп роста к предыдущему году, | 117,8 | 154,3 | 121,5 | 127,5 | 125,3 | 142,3 | 111,7 | Х | Х | | | % | | | | | | | | | | +----+--------------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+-------+-----------+ | 12 | Доля от средств от приносящей | Х | 7,1 | 7,1 | 7,1 | 7,1 | 7,1 | 7,1 | Х | Х | | | доход деятельности в фонде | | | | | | | | | | | | заработной платы социальных | | | | | | | | | | | | работников, % | | | | | | | | | | +----+--------------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+-------+-----------+ | 13 | Размер начислений на фонд | 1,302 | 1,302 | 1,302 | 1,302 | 1,302 | 1,302 | 1,302 | Х | Х | | | оплаты труда, % | | | | | | | | | | +----+--------------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+-------+-----------+ | 14 | Фонд оплаты труда с | 278,4 | 374,2 | 447,9 | 557,9 | 698,9 | 994,2 | 1110,2 | 1704,7| 3809,1 | | | начислениями, млн. рублей | | | | | | | | | | +----+--------------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+-------+-----------+ | 15 | Прирост фонда оплаты труда с | Х | 95,8 <*>| 73,7 | 183,7 | 324,7 | 620,0 | 736,0 | 582,1 | 1938,1 | | | начислениями к 2013 г., млн. | | | | | | | | | | | | руб. | | | | | | | | | | +----+--------------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+-------+-----------+ | 16 | в том числе: | | | | | | | | | | +----+--------------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+-------+-----------+ | 17 | за счет средств | Х | 89,0 | 68,5 | 170,7 | 301,6 | 576,0 | 683,7 | 540,8 | 1800,5 | | | консолидированного бюджета | | | | | | | | | | | | Липецкой области, включая | | | | | | | | | | | | дотацию из федерального | | | | | | | | | | | | бюджета, млн. руб. | | | | | | | | | | +----+--------------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+-------+-----------+ | 18 | включая средства, полученные за| Х | 46,6 | 17,7 | 45,7 | 67,3 | 164,7 | 189,1 | 130,7 | 484,5 | | | счет проведения мероприятий по | | | | | | | | | | | | оптимизации, из них: | | | | | | | | | | +----+--------------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+-------+-----------+ | 19 | от реструктуризации сети, млн. | Х | 3,0 | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 1,5 | | | рублей | | | | | | | | | | +----+--------------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+-------+-----------+ | 20 | от оптимизации численности | Х | 38,9 | 17,4 | 45,1 | 65,0 | 161,3 | 184,6 | 127,5 | 473,4 | | | персонала, в том числе | | | | | | | | | | | | административно-управленческого| | | | | | | | | | | | персонала, млн. рублей | | | | | | | | | | +----+--------------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+-------+-----------+ | 20.| объем средств от оптимизации за| Х | 24,4 | 6,6 | 21,9 | 27,4 | 39,0 | 43,5 | 55,9 | 138,4 | | 1 | счет сокращения численности | | | | | | | | | | | | социальных работников, млн. | | | | | | | | | | | | рублей | | | | | | | | | | +----+--------------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+-------+-----------+ | 20.| объем средств от оптимизации за| Х | 14,5 | 10,8 | 23,2 | 37,6 | 122,3 | 141,1 | 71,6 | 335,0 | | 2 | счет сокращения численности | | | | | | | | | | | | иных работников сферы | | | | | | | | | | | | социального обслуживания, млн. | | | | | | | | | | | | рублей | | | | | | | | | | +----+--------------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+-------+-----------+ | 21 | от сокращения и оптимизации | Х | 4,7 | 0,2 | 0,4 | 2,0 | 3,0 | 4,0 | 2,6 | 9,6 | | | расходов на содержание | | | | | | | | | | | | учреждений, млн. рублей | | | | | | | | | | +----+--------------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+-------+-----------+ | 22 | за счет средств от приносящей | Х | 6,8 | 5,2 | 13,0 | 23,1 | 44,0 | 52,3 | 41,3 | 137,6 | | | доход деятельности, млн. руб. | | | | | | | | | | +----+--------------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+-------+-----------+ | 23 | за счет иных источников | Х | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0,0 | 0,0 | | | (решений), включая | | | | | | | | | | | | корректировку | | | | | | | | | | | | консолидированного бюджета | | | | | | | | | | | | субъекта Российской Федерации | | | | | | | | | | | | на соответствующий год, млн. | | | | | | | | | | | | рублей | | | | | | | | | | +----+--------------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+-------+-----------+ | 24 | Итого объем средств, | Х | 95,8 | 73,7 | 183,7 | 324,7 | 620,0 | 736,0 | 582,1 | 1938,1 | | | предусмотренный на повышение | | | | | | | | | | | | оплаты труда, млн. руб. (стр. | | | | | | | | | | | | 17 + 22 + 23) | | | | | | | | | | +----+--------------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+-------+-----------+ | 25 | Соотношение объема средств от | Х | 48,6 | 24,0 | 24,9 | 20,7 | 26,6 | 25,7 | 22,5 | 25,0 | | | оптимизации к сумме объема | | | | | | | | | | | | средств, предусмотренного на | | | | | | | | | | | | повышение оплаты труда, % (стр.| | | | | | | | | | | | 18 / стр. 15 x 100%) | | | | | | | | | | +----+--------------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+-------+-----------+ | 26 | Среднесписочная численность | Х | 3238 | 3196 | 3154 | 3113 | 2876 | 2864 | Х | Х | | | иных работников, чел. | | | | | | | | | | +----+--------------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+-------+-----------+ | 27 | Среднесписочная численность | Х | 5360 | 5287 | 5196 | 5155 | 4918 | 4906 | Х | Х | | | работников учреждений | | | | | | | | | | | | социального обслуживания, чел. | | | | | | | | | | +----+--------------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+-------+-----------+ -------------------------------- <*> Прирост фонда оплаты труда с начислениями к 2012 г. <**> Темп роста 2018, 2016 к 2013 году.". Временно исполняющий обязанности главы администрации Липецкой области О.П.Королев Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|