Расширенный поиск
Закон Липецкой области от 04.12.1997 № 80-озЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ О пожарной безопасности в Липецкой области Утратил силу - Закон Липецкой области от 29.03.2005 г. N 186-оз Принят Липецким областным Собранием депутатов 27 ноября 1997 года (В редакции Законов Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-ОЗ; от 25.11.2002 г. N 23-оз) Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и Уставом Липецкой области определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Липецкой области, регулирует отношения по вопросам обеспечения пожарной безопасности между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности (далее - предприятия), а также между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане). (В редакции Закона Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-ОЗ) Абзац. (Исключен - Закон Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-оз) Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия В настоящем Законе применяются следующие понятия: объект - недвижимое и движимое имущество, в отношении которого устанавливаются требования пожарной безопасности; пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, Липецкой области, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности; пожароугрожаемое состояние - состояние объекта, при котором вследствие невыполнения установленных требований пожарной безопасности создаются условия и реальная возможность возникновения пожара и (или) угроза безопасному пребыванию людей; пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, сил и средств, в том числе противопожарных формирований, предназначенных для организации предупреждения пожаров и их тушения, проведения связанных с ними первоочередных аварийно - спасательных работ; первоочередные аварийно - спасательные работы, связанные с тушением пожаров, - боевые действия пожарной охраны по спасению людей, имущества, оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим при пожарах; пожарно - техническая продукция - специальная техническая, научно - техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные вещества, средства специальной связи и управления, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров; гарнизон пожарной охраны - совокупность дислоцированных на определенной территории органов управления, подразделений пожарной охраны, пожарно - технических научно - исследовательских учреждений и пожарно - технических учебных заведений, иных предназначенных для тушения пожаров противопожарных формирований независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. Статья 2. Правовая основа обеспечения пожарной безопасности в Липецкой области Правовой основой обеспечения пожарной безопасности в Липецкой области являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. (В редакции Закона Липецкой области от 25.11.2002 г. N 23-оз) Нормативные правовые акты по вопросам пожарной безопасности, принимаемые органами государственной власти области, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем Федеральный закон "О пожарной безопасности" требования пожарной безопасности. (В редакции Закона Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-ОЗ) Статья 3. Система обеспечения пожарной безопасности в области Система обеспечения пожарной безопасности в области - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно - технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности в области являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Липецкой области. Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности в области: нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности; создание пожарной охраны и организация ее деятельности; разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности; проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности; научно - техническое обеспечение пожарной безопасности; информационное обеспечение в области пожарной безопасности; осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности; производство пожарно - технической продукции; выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности; лицензирование деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности (далее - лицензирование) и контроль за пожарной безопасностью продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации (далее - сертификация); противопожарное страхование, установление налоговых льгот и осуществление иных мер социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности; тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно - спасательных работ (далее - тушение пожаров); установление особого противопожарного режима; учет пожаров и их последствий. Глава II. ПОЖАРНАЯ ОХРАНА Статья 4. Виды и основные задачи пожарной охраны в области Пожарная охрана подразделяется на следующие виды: Государственная противопожарная служба; ведомственная пожарная охрана; добровольная пожарная охрана; объединения пожарной охраны. Подразделения ведомственной и добровольной пожарной охраны создаются на основании лицензий, выдаваемых областным органом управления Государственной противопожарной службы. Основными задачами пожарной охраны в области пожарной безопасности являются: организация предупреждения пожаров; тушение пожаров. К действиям по предупреждению, ликвидации социально - политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается. Статья 5. Государственная противопожарная служба области Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны и входит в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве единой самостоятельной оперативной службы. (В редакции Законов Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-ОЗ; от 25.11.2002 г. N 23-оз) Государственная противопожарная служба: организует и осуществляет государственный пожарный надзор на территории области; организует и осуществляет в установленном порядке охрану населенных пунктов, предприятий и организаций от пожаров, другие работы и услуги в области пожарной безопасности; обеспечивает и осуществляет тушение пожаров; осуществляет финансовое и материально - техническое обеспечение деятельности подразделений Государственной противопожарной службы и их органов управления; координирует деятельность других видов пожарной охраны; осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для пожарной охраны. Иные задачи на Государственную противопожарную службу могут быть возложены только федеральным законом. (В редакции Закона Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-ОЗ) (Абзац исключен - Закон Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-оз) (абзац исключен - Закон Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-оз) (абзац исключен - Закон Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-оз) Территориальный орган управления Государственной противопожарной службы области является самостоятельным оперативным органом управления Государственной противопожарной службы, входящим в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и руководит деятельностью дислоцированных на территории области подразделений Государственной противопожарной службы. (В редакции Закона Липецкой области от 25.11.2002 г. N 23-оз) Подразделениями Государственной противопожарной службы являются: территориальные подразделения, созданные в целях организации предупреждения пожаров и их тушения в населенных пунктах; объектовые подразделения, созданные в целях организации предупреждения пожаров и их тушения на предприятиях. Предприятия могут заключать с Государственной противопожарной службой договоры о создании объектовых подразделений пожарной охраны. Создание объектовых подразделений пожарной охраны для отдельных категорий предприятий осуществляется в обязательном порядке. Перечень таких предприятий утвержден Правительством Российской Федерации. Порядок организации, реорганизации, ликвидации и содержания органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы области определяется Положением о Государственной противопожарной службе, утвержденным Правительством Российской Федерации. (В редакции Закона Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-ОЗ) Органы государственной власти и местного самоуправления области вправе заключать с Государственной противопожарной службой договоры о создании и содержании за счет местных бюджетов дополнительных подразделений по охране городов и районов области, численность которых определяется из расчета не менее одного сотрудника Государственной противопожарной службы на 650 человек населения города, района. (В редакции Закона Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-ОЗ) Статья 6. Государственный пожарный надзор (В редакции Закона Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-ОЗ) Государственный пожарный надзор - специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений. (В редакции Закона Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-ОЗ) Руководитель органа управления Государственной противопожарной службы области по должности одновременно является главным государственным инспектором области по пожарному надзору. Должностные лица органа управления и подразделений Государственной противопожарной службы области при осуществлении государственного пожарного надзора имеют право: организовывать разработку, утверждать самостоятельно или совместно с федеральными органами исполнительной власти обязательные для исполнения нормативные документы по пожарной безопасности; (В редакции Закона Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-ОЗ) осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, а также должностными лицами и гражданами; вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления области предложения о выполнении мер пожарной безопасности; входить беспрепятственно (по предъявлению служебного удостоверения) на территорию и во все помещения предприятий для проведения обследований и проверок территорий, зданий, сооружений, помещений и других объектов, включая строящиеся, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений, а также в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей; участвовать с правом решающего голоса в работе комиссий по выбору площадок (трасс) строительства, а также комиссий по приемке завершенных строительством (реконструкцией) объектов; рассматривать и согласовывать в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительную и проектно - сметную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение предприятий, зданий сооружений и других объектов при обоснованных отступлениях от действующих требований пожарной безопасности или при отсутствии указанных требований; проводить на предприятиях, выполняющих проектные и проектно - изыскательские работы, выборочные проверки в части соответствия разрабатываемой ими проектной и проектно - сметной документации требованиям пожарной безопасности; давать руководителям предприятий и организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности; приостанавливать полностью или частично работу предприятий (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, проведение отдельных видов работ при выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей, а также в случае невыполнения этих требований при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, расширении, техническом переоснащении предприятий, зданий, сооружений и других объектов; производить в соответствии с действующим законодательством дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности; (В редакции Закона Липецкой области от 25.11.2002 г. N 23-оз) вызывать в орган управления и подразделения Государственной противопожарной службы должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них; налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц Государственной противопожарной службы. Территориальный орган управления и подразделения Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимают и регистрируют заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях и административных правонарушениях, связанных с пожарами, и обязаны своевременно принимать соответствующие меры, предусмотренные законодательством. (Дополнен - Закон Липецкой области от 25.11.2002 г. N 23-оз) Должностные лица органа управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении государственного пожарного надзора на объектах, являющихся собственностью иностранных юридических лиц или предприятий с иностранными инвестициями, пользуются правами, установленными настоящей статьей. В соответствии с федеральным законодательством Государственный пожарный надзор в лесах области осуществляется органами Федеральной службы лесного хозяйства России, а на подземных объектах и при ведении взрывных работ - органами Федерального горного и промышленного надзора России. (В редакции Закона Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-ОЗ) Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы области обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами органа управления и подразделений Государственной противопожарной службы области при осуществлении ими государственного пожарного надзора. При этом вмешательство иных должностных лиц в их деятельность не допускается. Статья 7. Личный состав Государственной противопожарной службы Личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях аппарата управления и подразделений: лиц рядового и начальствующего состава, которым в установленном порядке присвоены специальные звания (далее - сотрудники); (В редакции Закона Липецкой области от 25.11.2002 г. N 23-оз) дополнить новым абзацем третьим следующего содержания: "военнослужащих; (Дополнен - Закон Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-ОЗ) лиц, не имеющих специальных званий (далее - работники). В Государственную противопожарную службу принимаются граждане Российской Федерации не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на ее личный состав. На сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации. (В редакции Закона Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-ОЗ) На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде, федеральными и областными законами. Личный состав Государственной противопожарной службы в целях защиты своих профессиональных, социальных и иных прав и законных интересов может объединяться или вступать на добровольной основе и в соответствии с действующим законодательством в профессиональные союзы, ассоциации, объединения пожарной охраны. В своей деятельности личный состав Государственной противопожарной службы не может быть ограничен решениями политических партий, массовых общественных движений и иных общественных объединений, преследующих политические цели. Сотрудники Государственной противопожарной службы в соответствии со своими должностными обязанностями или по письменному поручению своих прямых начальников в установленном законодательством Российской Федерации порядке участвуют в управлении деятельностью предприятий Государственной противопожарной службы, предприятий, созданных с участием Государственной противопожарной службы, объединений пожарной охраны, созданных с участием Государственной противопожарной службы, а также в управлении деятельностью фондов пожарной безопасности, создаваемых в соответствии с частью четвертой статьи 28 Федерального закона "О пожарной безопасности". (В редакции Закона Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-ОЗ) Личному составу Государственной противопожарной службы в подтверждение полномочий выдаются служебные удостоверения установленного образца в порядке, определяемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. (В редакции Закона Липецкой области от 25.11.2002 г. N 23-оз) Личный состав Государственной противопожарной службы, включая лиц призывного возраста, принятых на службу в пределах ее штатной численности, не подлежит призыву на военную службу, снимается с воинского учета и состоит на учете Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. (В редакции Закона Липецкой области от 25.11.2002 г. N 23-оз) Лица призывного возраста, уволенные из Государственной противопожарной службы, подлежат призыву на военную службу в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сотрудники и военнослужащие Государственной противопожарной службы имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Правительством Российской Федерации. (В редакции Закона Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-ОЗ) Сотрудники Государственной противопожарной службы подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации. (Дополнен - Закон Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-ОЗ) Работникам Государственной противопожарной службы, назначенным на должности, замещаемые сотрудниками и военнослужащими Государственной противопожарной службы, в непрерывный стаж службы, учитываемый при исчислении выслуги лет для выплаты процентной надбавки, получения иных льгот и назначения пенсий, засчитывается непосредственно предшествующий назначению на эти должности период работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. (В редакции Законов Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-ОЗ; от 25.11.2002 г. N 23-оз) Указанное правило распространяется на сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы, работавших на должностях, замещаемых работниками Государственной противопожарной службы (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно - спасательных служб Министерства внутренних дел), в том числе и до вступления в силу Федерального закона "О пожарной безопасности". (В редакции Законов Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-ОЗ; от 25.11.2002 г. N 23-оз) Статья 8. Гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы Сотрудники, военнослужащие, работники Государственной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. На сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации, Липецкой области и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы. (В редакции Закона Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-ОЗ) Личному составу Государственной противопожарной службы жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным действующим законодательством нормам предоставляется в первоочередном порядке территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органами местного самоуправления, а также предприятиями, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы. Органы местного самоуправления и указанные предприятия на льготных условиях могут продавать жилье личному составу Государственной противопожарной службы. (В редакции Закона Липецкой области от 25.11.2002 г. N 23-оз) Личному составу Государственной противопожарной службы, участвующему в боевых действиях по тушению пожаров, телефоны по месту жительства устанавливаются на льготных условиях оплаты не позднее двух месяцев со дня поступления письменного обращения Государственной противопожарной службы. Сотрудникам Государственной противопожарной службы, содержащимся за счет областного бюджета, предоставляется 50-процентная скидка в оплате пользования телефоном. (В редакции Закона Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-ОЗ) Личный состав Государственной противопожарной службы при исполнении служебных обязанностей бесплатно пользуется всеми видами общественного транспорта городского, пригородного, местного сообщения и междугородного (кроме транзитного - в пределах области (за исключением такси), а также попутным транспортом в сельской местности. Личному составу Государственной противопожарной службы, использующему в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в установленных размерах. Сотрудники и военнослужащие Государственной противопожарной службы имеют право на получение беспроцентной ссуды на индивидуальное или кооперативное жилищное строительство либо на покупку жилья с рассрочкой на 20 лет и погашением 75 процентов предоставленной ссуды за счет средств федерального или областного бюджетов. (В редакции Закона Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-ОЗ) Работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет. (В редакции Закона Липецкой области от 25.11.2002 г. N 23-оз) В случае гибели сотрудника, военнослужащего, работника Государственной противопожарной службы при исполнении служебных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на улучшение жилищных условий, в том числе на получение отдельной квартиры, на основаниях, которые имели место на момент его гибели. В этом случае улучшение жилищных условий семьи указанного сотрудника или работника, в том числе выделение ей отдельной квартиры, должно быть произведено органами местного самоуправления не позднее чем через шесть месяцев со дня его гибели. (В редакции Закона Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-ОЗ) Органы государственной власти и местного самоуправления области имеют право устанавливать иные, не предусмотренные Федеральным законом "О пожарной безопасности" и настоящим Законом гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы. На личный состав Государственной противопожарной службы, охраняющий от пожаров предприятия с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные действующим законодательством для работников этих предприятий. Статья 9. Обязательное государственное личное страхование и возмещение ущерба в случае гибели (смерти) сотрудников, военнослужащих и работников Государственной противопожарной службы или получения ими увечья (В редакции Закона Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-ОЗ) Сотрудники, военнослужащие и работники Государственной противопожарной службы подлежат обязательному государственному личному страхованию на случай гибели при исполнении служебных обязанностей либо смерти вследствие получения в связи с исполнением ими служебных обязанностей травмы, ранения, контузии, увечья, заболевания. (В редакции Закона Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-ОЗ) Обязательное государственное личное страхование указанных лиц осуществляется за счет средств федерального, областного бюджетов, а также средств предприятий, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы. (В редакции Закона Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-ОЗ) В случае гибели (смерти) сотрудника, военнослужащего, работника Государственной противопожарной службы в связи с исполнением им служебных обязанностей семье погибшего (умершего), а также его иждивенцам выплачивается за счет средств федерального, областного бюджетов, а также средств предприятий, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы, не облагаемое налогом единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания указанного лица с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц. (В редакции Закона Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-ОЗ) При получении сотрудником, военнослужащим, работником Государственной противопожарной службы в связи с исполнением им служебных обязанностей травмы, ранения, контузии, увечья, заболевания, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы, указанному лицу выплачивается за счет средств федерального, областного бюджетов, а также средств предприятий, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы, не облагаемое налогом единовременное пособие в размере его пятилетнего денежного содержания с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц. (В редакции Закона Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-ОЗ) Единовременные пособия, указанные в частях третьей и четвертой настоящей статьи, выплачиваются в срок не позднее трех месяцев со дня гибели (смерти) сотрудника, военнослужащего, работника Государственной противопожарной службы или со дня представления в установленном порядке документов, подтверждающих факт получения им травмы, ранения, контузии, увечья, заболевания. (В редакции Закона Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-ОЗ) Ущерб, причиненный имуществу личного состава Государственной противопожарной службы в связи с исполнением им служебных обязанностей, возмещается в полном объеме за счет средств федерального, областного бюджетов, а также средств предприятий, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы, с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц. (В редакции Закона Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-ОЗ) Органы местного самоуправления имеют право устанавливать иные, не предусмотренные Федеральным законом "О пожарной безопасности" и настоящим Законом, выплаты сотрудникам, военнослужащим, работникам и членам их семей в случае гибели (смерти), получения травмы, ранения, контузии, увечья, заболевания, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы (работы) сотрудником, военнослужащим, работником Государственной противопожарной службы. (В редакции Закона Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-ОЗ) Статья 10. Ведомственная пожарная охрана Федеральные органы исполнительной власти, предприятия в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны. (В редакции Закона Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-ОЗ) Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой. При выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных предприятиях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу предприятия (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ. Статья 11. Общественный контроль за обеспечением пожарной безопасности Общественный контроль за обеспечением пожарной безопасности вправе организовывать органы местного самоуправления на основе положений, разработанных и утвержденных органами местного самоуправления и согласованных с органами Государственной противопожарной службы области. (В редакции Закона Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-ОЗ) Структуры общественного контроля за обеспечением пожарной безопасности создаются на добровольной основе. Основной их обязанностью является проведение проверок противопожарного состояния жилых домов, хозяйственных построек, гаражей и квартир. Расходы, связанные с выполнением общественных функций, финансируются за счет средств местного бюджета. Статья 12. Добровольная пожарная охрана Добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в организации предупреждения пожаров и их тушении в населенных пунктах, предприятиях. Добровольный пожарный - гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению или тушению пожаров. Порядок регистрации добровольных пожарных и создания подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны устанавливается Государственной противопожарной службой. Финансовое и материально - техническое обеспечение подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны осуществляется за счет средств местных бюджетов, средств предприятий, на которых созданы эти подразделения (дружины, команды), средств объединений пожарной охраны, пожертвований граждан и юридических лиц, а также других источников финансирования. Добровольным пожарным предоставляются социальные гарантии, устанавливаемые органами государственной власти и местного самоуправления области, а также зарегистрировавшими их предприятиями. Добровольные пожарные осуществляют несение службы в подразделениях пожарной охраны в соответствии с графиком дежурств, утвержденным органами местного самоуправления по согласованию с Государственной противопожарной службой. На время несения службы за ними сохраняется среднемесячная заработная плата (стипендия) по месту основной работы (учебы). Расходы предприятий по выплате заработной платы указанным лицам возмещаются за счет средств местных бюджетов в порядке, установленном органами местного самоуправления. Предельная численность добровольных пожарных, которые несут службу в порядке, установленном частью пятой настоящей статьи, определяется органами местного самоуправления. Все расходы по содержанию добровольных пожарных дружин (команд) производятся за счет местных бюджетов и объектов, на которых они организуются. В случае, если добровольная пожарная дружина (команда) осуществляет охрану учреждений и объектов других организаций, то вопрос о размерах долевого участия этих организаций в содержании добровольной пожарной дружины (команды) должен решаться на договорных основах. Добровольная пожарная дружина (команда), имеющая на вооружении пожарную технику, включается в расписание выездов подразделений пожарной охраны, при этом обязательно ежедневно сообщает в территориальные органы Государственной противопожарной службы о состоянии и изменении своей боеготовности. (Абзацы исключены - Закон Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-оз) В населенных пунктах добровольные пожарные, осуществляющие дежурство в подразделениях пожарной охраны, по представлению Государственной противопожарной службы имеют право на установку телефона в первоочередном порядке и на льготных условиях. Органы местного самоуправления вправе устанавливать и другие льготы, стимулирующие деятельность добровольных пожарных дружин (команд). Статья 13. Объединения пожарной охраны Объединения пожарной охраны (общественные объединения, союзы, ассоциации, фонды пожарной безопасности и т.д.) создаются в соответствии с действующим законодательством в целях решения задач в области пожарной безопасности, защиты прав и законных интересов личного состава пожарной охраны и осуществляют свою деятельность на основании уставных документов. Областная и районные общественные организации Всероссийского добровольного пожарного общества, являясь общественными объединениями, представляют и защищают законные интересы других общественных объединений пожарной охраны, которые уполномочили их на это. Глава III. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Статья 14. Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти области по вопросам пожарной безопасности, установленные Федеральным законом К полномочиям федеральных органов власти и органов государственной власти области по вопросам пожарной безопасности относятся: нормативное правовое регулирование, в том числе деятельности пожарной охраны, в пределах их компетенции; контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности; создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств областного бюджета; установление численности пожарной охраны (не ниже нормативной), содержащейся за счет средств федерального бюджета и средств областного бюджета; осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны, лиц, находящихся в запасе (в отставке), а также членов их семей; обеспечение пожарной охраны необходимой пожарно - технической продукцией; лицензирование и сертификация; официальный статистический учет пожаров и их последствий; содействие созданию и деятельности фондов пожарной безопасности; содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны. Статья 15. Полномочия органов государственной власти области по вопросам пожарной безопасности К полномочиям органов государственной власти области по вопросам пожарной безопасности относятся: нормативное правовое регулирование в пределах их компетенции; организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности; разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны; организация обучения населения мерам пожарной безопасности; разработка, организация выполнения и финансирование областных целевых программ; осуществление в пределах их компетенции социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно - технической продукции, а также участия населения в борьбе с пожарами; осуществление контроля за полнотой и своевременностью уплаты гражданами и юридическими лицами налогов и страховых отчислений на обеспечение пожарной безопасности; осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны и членов их семей. Статья 16. Полномочия органов местного самоуправления области по вопросам пожарной безопасности К полномочиям органов местного самоуправления области по вопросам пожарной безопасности относятся: организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности; участие в выполнении федеральных и областных целевых программ; разработка, утверждение и исполнение местных бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны; создание, реорганизация и ликвидация в установленном порядке пожарной охраны, финансируемой за счет средств местных бюджетов; осуществление в пределах их компетенции экономического и социального стимулирования обеспечения пожарной безопасности; установление специальных местных налогов и (или) целевых сборов с граждан и юридических лиц на обеспечение пожарной безопасности; содействие созданию и деятельности фондов пожарной безопасности; обучение населения мерам пожарной безопасности и его привлечение к предупреждению и тушению пожаров; содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны; организация общественного контроля за обеспечением пожарной безопасности. Глава IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Статья 17. (Исключена - Закон Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-оз) Статья 18. Разработка и реализация мер пожарной безопасности Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений. Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности. Нормативное регулирование в области пожарной безопасности - установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Органы государственной власти области вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Эти документы не должны снижать требований федеральных нормативных документов. (В редакции Закона Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-ОЗ) Порядок согласования отступлений от требований пожарной безопасности и не установленные нормативными документами дополнительные требования пожарной безопасности устанавливает Государственная противопожарная служба. (В редакции Закона Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-ОЗ) Нормативные документы в области пожарной безопасности подлежат регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке. (Абзацы исключены - Закон Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-оз) Инвестиционные проекты, разрабатываемые по решению органов государственной власти области, подлежат обязательному согласованию с Государственной противопожарной службой в части обеспечения пожарной безопасности. Статья 19. Тушение пожаров Тушение пожаров представляет собой боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров. Порядок организации тушения пожаров в гарнизонах пожарной охраны устанавливается Государственной противопожарной службой. Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров определяется Государственной противопожарной службой и утверждается: - на областном уровне - органами государственной власти области; (В редакции Закона Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-ОЗ) - на местном уровне - органами местного самоуправления. Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и участие в их ликвидации осуществляются в безусловном порядке. (В редакции Закона Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-ОЗ) Тушение пожаров Государственной противопожарной службой осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Для вызова подразделений пожарной охраны в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер - 01. При тушении пожаров проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасению имущества, в том числе: проникновение в места распространения (возможного распространения) пожаров и их опасных проявлений; создание условий, препятствующих развитию пожаров и обеспечивающих их ликвидацию; использование на безвозмездной основе средств связи, транспорта, оборудования; ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях; эвакуация с мест пожаров людей и имущества. Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара - прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в выполнении боевых действий по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами. Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение боевой задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожара, и привлеченных к тушению пожара сил. Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории. Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара. Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменить его распоряжения при тушении пожара. Материальный ущерб, причиненный при тушении пожаров, подлежит возмещению в порядке, установленном действующим законодательством. Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, действовавшие в условиях крайней необходимости, от возмещения причиненного ущерба освобождаются. Статья 20. Особый противопожарный режим В случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления области на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, согласованные с Государственной противопожарной службой. Статья 21. Противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности Противопожарная пропаганда - целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, органы местного самоуправления, пожарная охрана, предприятия. Обучение мерам пожарной безопасности работников и служащих предприятий проводится администрацией (собственниками) этих предприятий в соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации. Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой. Органами управления образованием и Государственной противопожарной службой могут создаваться добровольные дружины юных пожарных. Требования к содержанию программ и порядок организации обучения указанных лиц мерам пожарной безопасности определяются Государственной противопожарной службой. (В редакции Закона Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-ОЗ) Статья 22. Информационное обеспечение в области пожарной безопасности Информационное обеспечение в области пожарной безопасности осуществляется посредством создания и использования в системе обеспечения пожарной безопасности специальных информационных систем и банков данных (далее - информационных систем), необходимых для выполнения поставленных задач. В соответствии с федеральным законодательством Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды области и другие уполномоченные государственные органы обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе информировать Государственную противопожарную службу о неблагоприятных для пожарной безопасности событиях и прогнозах. (В редакции Закона Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-ОЗ) Средства массовой информации обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе публиковать по требованию Государственной противопожарной службы оперативные сведения, содержащие информацию о противопожарном состоянии объектов, пожарах, происшедших на территории области, причинах, последствиях, мерах по их предотвращению и действиях в случае возникновения пожара. Органы государственной власти и органы местного самоуправления области должны информировать население о принятых ими решениях по обеспечению пожарной безопасности и содействовать распространению пожарно - технических знаний. Статья 23. Лицензирование Федеральным законом "О пожарной безопасности" устанавливается лицензионный (разрешительный) порядок осуществления деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности. (В редакции Закона Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-ОЗ) Перечень лицензируемых видов деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности определяется Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти области с учетом местных условий могут устанавливать дополнительные виды деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности, подлежащие лицензированию. Деятельность (работы, услуги) в области пожарной безопасности осуществляется на основании лицензий, выдаваемых Государственной противопожарной службой. Порядок лицензирования определяется Государственной противопожарной службой. При этом размер лицензионного сбора устанавливается по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Финансовые средства, получаемые Государственной противопожарной службой в результате лицензирования, направляются в фонд пожарной безопасности. Осуществление предприятием или гражданином деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности без лицензии либо с нарушением условий лицензирования влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Заключения Государственной противопожарной службы о соответствии требованиям пожарной безопасности территорий, зданий, сооружений, технологического и иного оборудования являются обязательным условием получения лицензий на право осуществления иных видов деятельности. Отсутствие такого заключения или заключение о несоответствии требованиям пожарной безопасности являются основанием для отказа в выдаче лицензии. При осуществлении функций государственного пожарного надзора должностные лица Государственной противопожарной службы обязаны проверять наличие лицензий у предприятий и индивидуальных предпринимателей, занимающихся лицензируемыми видами деятельности. Областной и территориальные органы управления Государственной противопожарной службы взаимодействуют с органами лицензирования иных видов деятельности, представляют по их запросу или по собственной инициативе сведения о выявленных случаях работы без лицензий либо нарушениях требований пожарной безопасности, предусмотренных условиями лицензирования, ходатайствуют об аннулировании лицензий и привлечении нарушителей к установленной законом ответственности. Взаимодействие областного органа управления Государственной противопожарной службы с органами лицензирования иных видов деятельности осуществляется на основе двусторонних соглашений. Статья 24. Сертификация Сертификация - деятельность по подтверждению соответствия продукции и услуг установленным требованиям пожарной безопасности, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации. Перечень продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации, определяется Государственной противопожарной службой. По инициативе граждан и юридических лиц может проводиться добровольная сертификация на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Сертификат пожарной безопасности является обязательной составной частью сертификата соответствия. Порядок организации и проведения сертификации определяется Государственной противопожарной службой по согласованию с Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации. Оплата работ по сертификации производится изготовителем (продавцом, исполнителем) продукции и услуг. При этом затраты на проведение сертификации относятся на себестоимость продукции и услуг. В случае несоответствия продукции и услуг сертификационному образцу Государственная противопожарная служба области вправе самостоятельно приостанавливать или вносить в другие органы по сертификации предложения о приостановке, запрещении изготовления, поставке, реализации и использовании отдельных видов продукции, в том числе и импортируемой. Статья 25. Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности Работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются и оказываются в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров. К работам и услугам в области пожарной безопасности относятся: охрана от пожаров предприятий и населенных пунктов на договорной основе; производство, проведение испытаний, закупка и поставка пожарно - технической продукции; выполнение проектных, изыскательских работ; разработка противопожарных мероприятий для зданий (сооружений) при отсутствии противопожарных норм проектирования этих зданий или при обоснованных отступлениях от требований данных норм; проведение научно - технического консультирования и экспертизы проектно - сметной документации на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию объектов, расширение, техническое переоснащение предприятий, зданий, сооружений и других объектов; осуществление противопожарной пропаганды, издание специальной литературы и рекламной продукции; проведение испытательно - исследовательских работ по определению группы горючести веществ, материалов; огнезащитные и трубопечные работы; (В редакции Закона Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-ОЗ) монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты; обучение мерам пожарной безопасности рабочих и служащих предприятий; ремонт и обслуживание пожарно - технического вооружения; строительство, реконструкция и ремонт зданий, сооружений, помещений пожарной охраны; другие работы и услуги, направленные на обеспечение пожарной безопасности, перечень которых устанавливается Государственной противопожарной службой. Статья 26. Платные работы и услуги Государственной противопожарной службы Государственная противопожарная служба имеет право на следующие виды платных работ и услуг в области пожарной безопасности: разработка противопожарных мероприятий для зданий (сооружений) при отсутствии противопожарных норм проектирования для этих зданий (сооружений) или при обоснованных отступлениях от требований данных норм; подготовка заключений на виды деятельности (работы, услуги), подлежащие лицензированию, и по отводу земельных участков под строительство и реконструкцию объектов в части, касающейся обеспечения пожарной безопасности; обучение мерам пожарной безопасности рабочих и служащих предприятий; проведение первоначальной подготовки работников ведомственной и добровольной пожарной охраны; другие работы и услуги, направленные на обеспечение пожарной безопасности, перечень которых устанавливается Государственной противопожарной службой области. Средства от оказания платных работ и услуг в области пожарной безопасности перечисляются в фонд пожарной безопасности и используются для проведения профилактических мероприятий по предотвращению пожаров, улучшению материально - технического обеспечения подразделений, социальной защиты и стимулирования труда личного состава пожарной охраны области. Глава V. ФИНАНСОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ Статья 27. Источники финансирования Государственной противопожарной службы Финансовое обеспечение Государственной противопожарной службы, строительства ее объектов и сооружений осуществляется, в первую очередь, за счет следующих источников: а) органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы (за исключением подразделений и дополнительной численности, созданных на основе договоров) - за счет средств федерального бюджета; б) территориальных подразделений и дополнительной численности Государственной противопожарной службы, созданных на основе договоров с органами государственной власти и местного самоуправления области, - за счет средств соответствующих бюджетов; в) объектовых подразделений Государственной противопожарной службы, созданных ею на основе договоров с предприятиями, - за счет средств этих предприятий, а в случае необходимости - за счет дополнительных средств, выделяемых органами исполнительной власти и местного самоуправления области; г) ведомственной и добровольной пожарной охраны - за счет средств предприятий, являющихся их собственниками. В дополнение к перечисленным источникам финансирования для выполнения задач, возложенных на Государственную противопожарную службу, используются средства от выполненных ею платных работ (оказанных платных услуг). Органы государственной власти и местного самоуправления области вправе увеличивать в пределах имеющихся в их распоряжении средств расходы на содержание Государственной противопожарной службы. Финансирование Государственной противопожарной службы планируется отдельной строкой в бюджетах области и городов, при этом Государственная противопожарная служба является непосредственным получателем бюджетных средств. Бюджетные средства, запланированные на содержание Государственной противопожарной службы, как службы жизнеобеспечения, выделяются в первоочередном порядке. Материально - техническое обеспечение Государственной противопожарной службы области осуществляется самостоятельно. Материально - техническое обеспечение ведомственной и добровольной пожарной охраны осуществляется их собственниками. Статья 28. Имущество пожарной охраны Имущество пожарной охраны - движимое и недвижимое имущество, необходимое для выполнения возложенных на пожарную органу задач, определенное перечнем, утвержденным в установленном порядке федеральным органом управления Государственной противопожарной службы. Целевое назначение имущества пожарной охраны не может быть изменено собственником этого имущества без согласования с управлением Государственной противопожарной службы и соответствующим исполнительным органом государственной власти. При отказе собственника от содержания подразделения пожарной охраны и его имущества, в случае если отсутствует согласие на изменение целевого назначения указанного имущества со стороны управления Государственной противопожарной службы и соответствующих исполнительных органов государственной власти, это имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность. Органы государственной власти и местного самоуправления области, а также предприятия, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы, в обязательном порядке предоставляют пожарной охране здания, сооружения, служебные помещения, оборудованные средствами связи и другое необходимое имущество в соответствии с установленными нормами. После завершения строительства объектов Государственной противопожарной службы имущество передается ей в оперативное управление и ставится на ее баланс. Статья 29. Противопожарное страхование и обязательные отчисления Противопожарное страхование в области может осуществляться в добровольной и обязательной формах. Предприятия, иностранные юридические лица, предприятия с иностранными инвестициями, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории области, должны проводить обязательное противопожарное страхование: имущества, находящегося в их ведении, пользовании, распоряжении; гражданской ответственности за вред, который может быть причинен пожаром третьим лицам; работ и услуг в области пожарной безопасности. Порядок и условия обязательного противопожарного страхования устанавливаются Федеральным законом. Перечень предприятий, подлежащих обязательному противопожарному страхованию, определяется Правительством Российской Федерации. В целях реализации мер пожарной безопасности в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, создается фонд пожарной безопасности, формируемый за счет отчислений страховых организаций из сумм страховых платежей по противопожарному страхованию в размере не ниже пяти процентов от этих сумм. Управление фондом пожарной безопасности осуществляет Государственная противопожарная служба области на основе типового устава, утверждаемого Правительством Российской Федерации. Сумма средств, израсходованных на противопожарное страхование предприятиями, иностранными юридическими лицами, предприятиями с иностранными инвестициями, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории области, относится на себестоимость продукции (работ, услуг). Сумма средств, израсходованных гражданами на противопожарное страхование, исключается из их совокупных налогооблагаемых доходов за текущий год. Для выполнения возложенных на пожарную охрану задач органами местного самоуправления устанавливаются обязательные отчисления в размере 0,5 процента от общей сметной стоимости работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции объектов, расширению, техническому переоснащению предприятий, зданий, сооружений и других объектов, за исключением работ, финансируемых за счет средств местных бюджетов. От обязательных отчислений освобождаются также предприятия, содержащие на договорной основе подразделения Государственной противопожарной службы. Плательщиком обязательных отчислений является заказчик строительных работ. Организации, разрабатывающие проектно - сметную документацию, обязаны включать обязательные отчисления в смету расходов на производство строительных работ отдельной строкой. Абзац. (Исключен - Закон Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-оз) Глава VI. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Статья 30. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности Граждане имеют право на: защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара; возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством; участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу; получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органа управления и подразделений Государственной противопожарной службы; участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны. Граждане обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности; иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления; при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану; до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров; выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам пожарной охраны производить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений. Статья 31. Обязанности органов исполнительной власти в области пожарной безопасности Органы исполнительной власти области обязаны: организовывать разработку и обеспечивать реализацию мер пожарной безопасности на государственных предприятиях и территории области; создавать и содержать в соответствии с установленными нормами финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов органы управления и подразделения пожарной охраны; оказывать необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач; создавать условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров; организовывать проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; осуществлять финансирование научно - технических разработок в области пожарной безопасности. В целях координации и совершенствования работ по обеспечению пожарной безопасности на территории области создается в установленном порядке комиссия по пожарной безопасности. Статья 32. Обязанности органов местного самоуправления в области пожарной безопасности Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции и на соответствующих территориях обязаны: организовывать разработку и обеспечивать реализацию мер пожарной безопасности; принимать в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания, использовать указанное имущество по его прямому назначению; создавать и содержать в соответствии с установленными нормами финансируемые за счет средств местных бюджетов органы управления и подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой; организовать обучение населения мерам пожарной безопасности; содействовать деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны. Статья 33. Права и обязанности предприятий в области пожарной безопасности Предприятия имеют право: создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой; вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления области предложения по обеспечению пожарной безопасности; проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях; устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности; получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны. Предприятия обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; создавать и содержать в соответствии с установленными нормами органы управления и подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства, горюче - смазочные материалы, а также продукты питания и места отдыха для личного состава пожарной охраны, участвующему в выполнении боевых действий по тушению пожаров, и привлеченных к тушению пожаров сил; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставить по требованию должностных лиц Государственной противопожарной службы сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных. Статья 34. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: (В редакции Закона Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-ОЗ) собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором. Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством. Средства, полученные от применения штрафных санкций в области пожарной безопасности, направляются: 50 процентов - в федеральный бюджет; 50 процентов - в фонд пожарной безопасности. Статья 35. Административная ответственность предприятий Абзац. (Исключен - Закон Липецкой области от 25.11.2002 г. N 23-оз) Основания и порядок привлечения предприятий к административной ответственности за правонарушения в области пожарной безопасности устанавливаются законодательством Российской Федерации. Изготовители (исполнители, продавцы) за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний должностных лиц Государственной противопожарной службы по обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг) несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей. Глава VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 36. Порядок обжалования действий (решений) должностных лиц Государственной противопожарной службы области Действия должностных лиц по применению настоящего Закона могут быть обжалованы в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в суд и органы прокуратуры. (В редакции Закона Липецкой области от 14.06.2001 г. N 147-ОЗ) Статья 37. Введение в действие настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силе со дня его официального опубликования. Статья 38. Приведение нормативных актов в соответствие с настоящим Законом Органам государственной власти и местного самоуправления области привести в соответствие с настоящим Законом нормативные правовые акты области, принятые по вопросам обеспечения пожарной безопасности. Глава администрации Липецкой области М.Т.Наролин г.Липецк, 04.12.1997г., N 80-ОЗ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|