Расширенный поиск

Постановление Администрации Липецкой области от 05.06.2008 № 130

 

 

                         П О С Т А Н О В Л Е Н И Е                    
                                                                      
                       АДМИНИСТРАЦИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ                 
                                                                      
05.06.2008г.                      г.Липецк                       N 130

 

Об утверждении схемы территориального
планирования Липецкой области

 

       (В редакции Постановления Администрации Липецкой области       

                   от 30.07.2015 № 373; (В редакции                   

             Постановления Администрации Липецкой области             

                         от 09.10.2017 № 461))                        

 

     На  основании  части  1  статьи  15  Градостроительного   кодекса
Российской  Федерации  и  в  соответствии  с  частью 8 статьи 5 Закона
Липецкой  области  от  6  апреля  2007   года   N   34-ОЗ      схеме
территориального   планирования   Липецкой   области",  во  исполнение
постановления областного Совета депутатов от  23  декабря  2004  г.  N
734-пс  "Об  областной целевой программе "Разработка градостроительной
документации о территориальном планировании развития Липецкой  области
и  ее  населенных  пунктов на 2005 - 2009 годы" администрация Липецкой
области

 

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

     Утвердить Схему территориального  планирования  Липецкой  области
(приложение).

 

 

 

Глава администрации
Липецкой области                                           О.П.Королев

 

 

 

Приложение

 к постановлению администрации

 Липецкой области от 5 июня 2008 года N 130

 «Об утверждении схемы территориального

 планирования Липецкой области»

 

СХЕМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

(В редакции Постановления Администрации Липецкой области от 09.10.2017 № 461)

 

ВВЕДЕНИЕ

Липецкая область относится к продвинутым субъектам Российской Федерации, входит в число лидеров и является одной из опорных точек социально-экономического развития России.

Липецкая область успешно встроена в общероссийский и мировой рынок, достигнув высоких показателей экономического роста, и входит в группу семи регионов Российской Федерации с высоким уровнем социально-экономического развития.

Руководство области не останавливается на достигнутом и, разрабатывая социально-экономическую стратегию области, ставит перед ней крупные задачи. В частности, поставлена задача, которая успешно решается, по преодолению сырьевой направленности промышленности и доминирующей роли черной металлургии, ускоренному развитию обрабатывающих отраслей промышленности, прежде всего машиностроения.

В Липецкой области, в числе первых, создана особая экономическая зона промышленно – производственного типа федерального значения “Липецк”, предназначенная для привлечения крупномасштабных инвестиций и реализации значительных инвестиционных проектов. Создано 10 особых экономических зон регионального уровня:

 - промышленно-производственного типа («Тербуны», «Чаплыгинская», «Данков», «Елецпром»);

 -  туристско-рекреационного типа («Елец», «Задонщина»);

 -  агропромышленного типа («Астапово», «Хлевное», «Измалково»);

 -  технико-внедренческого типа («Липецк – Технополюс»).

Создаются и развиваются кластеры (туристические, автотуристические: Елец, Задонский район, Доброе, Чаплыгин), промышленные кластеры, в том числе кластер станкостроения и станкоинструментальной промышленности «ЛИПЕЦКМАШ», созданный в регионе в 2015 году, индустриальные (промышленные) парки, технопарки  и другие виды парков (г. Липецк, г. Елец, г. Данков, г.Чаплыгин, г. Лебедянь, с. Тербуны, Краснинский район и другие муниципальные образования Липецкой области),   в том числе и на территориях ОЭЗ. Планируется ОЭЗ агропромышленного типа в Становлянском районе.

Впервые, за годы новых общественно-экономических отношений, в Российской Федерации на территории Липецкой области будет строиться новый жилой район «Романово» по новым градостроительным стандартам и условиям жизни.

В конце 2013 года, на основании областной целевой программы “Разработка градостроительной документации о территориальном планировании развития Липецкой области и ее населенных пунктов на 2005-2009 годы” документами территориального планирования обеспечены все муниципальные образования области.

Представленная работа «Схема территориального планирования Липецкой области» является общерегиональным базовым градостроительным документом и должна стать основой для разработки градостроительных документов всех других уровней. При этом градостроительные решения для локальных территорий не должны противоречить общим принципам, заложенным в областной Схеме.

Ключевые градостроительные решения Схемы должны стать базовыми и при разработке документов социально-экономического развития области стратегического и прогнозного характера на длительные сроки.

«Схема территориального планирования Липецкой области» является стратегическим градостроительным документом, представляющим территориальное развитие Липецкой области на расчетный срок (2025 г.) и прогнозный период (до 2040 г.).

«Схема территориального планирования Липецкой области» является комплексным градостроительным документом, охватывающим все подсистемы жизнедеятельности региона: природно-ресурсную, производственную, социальную, инженерно-транспортную, рекреационно-туристическую подсистему и охрану памятников истории и культуры, экологическую ситуацию и охрану окружающей природной среды, пространственно-планировочную ситуацию и функциональное зонирование территории.

В “Схеме территориального планирования Липецкой области” определена главная социально-экономическая идея и главная градостроительная идея Проекта, поставлены стратегические задачи и намечены основные стратегические направления развития территории, а также предложены проектные решения для реализации стратегии развития области.

Главная экономическая идея Проекта – противодействие и смягчение вектора центростремительного развития территории – стягивания населения, труда и капитала в г. Липецк, на основе расширения территорий активной хозяйственной деятельности и формирования новых точек роста, а также реализации нового стратегического направления развития территории – формирования туристско-рекреационного комплекса и сопряженных с ним отраслей, и, как результат, – развитие периферийных территорий, уменьшение числа проблемных и депрессивных районов.

Главная градостроительная идея Проекта – улучшение градостроительной ситуации, оптимизация планировочной структуры и зонирования территории, совершенствование системы расселения, в соответствии с упорядочением и развитием урбанизированных территорий, зоны агломерации Липецк-Грязи, а также территорий сельскохозяйственного назначения и рекреационных зон, улучшения экологической ситуации и совершенствования природно-экологического каркаса территории.

В “Схеме территориального планирования Липецкой области” выполнены и представлены:

- прогнозная модель социально-экономического и градостроительного развития Липецкой области, выстроенная, с одной стороны, на конкурентных преимуществах территории: значительном природно-ресурсном и высоком социально-экономическом потенциале, выгодном местоположении, богатом историко-культурном и духовном наследии, а с другой стороны – при определенных ресурсных ограничениях (прежде всего трудовых);

- анализ и комплексная оценка территории области с целью определения ее территориальных ограничений и потенциальных возможностей, подготовки предложений по ее функциональному макрозонированию с рекомендациями по установлению для каждой зоны регламентов (режимов) хозяйственного (в т.ч. градостроительного) использования территории;

- предложения по перспективной пространственной структуре области в условиях совершенствования модели развития области, имеющей целью упорядочение развития ее зон, центров и осей, способствующей гармоничному развитию территориальной структуры в целом;

- предложения по перспективному зонированию территории с выделением функциональных зон, с целью комплексного и наиболее эффективного ее использования;

- основные направления развития и рационального взаимоувязанного размещения в пределах области промышленного, сель­скохозяйственного, гражданского, транспортного и рекреационного строительства на основе совершенствования модели развития Липецкой области;

-        предложение по формированию нового стратегического направления развития Липецкой области на основе экономического использования ценного историко-культурного наследия и богатых рекреационных ресурсов;

-        предложения по охране памятников истории и культуры;

-        предложение по созданию в г. Задонске духовно-религиозного центра на основе духовных святынь православия;

-        предложения по перспективному развитию сети городских и сельских поселений, систем расселения, жилого фонда и социальной инфраструктуры, массового отдыха населения;

-        прогноз перспективной численности населения области в це­лом, городского и сельского населения, а также в разрезе отдельных городов и сельских административных районов; прогнозная оценка потребности в миграционном приросте населения для реализации прогнозной модели социально-экономического и градостроительного развития области;

-        предложения по водообеспечению, водоотведению, энергоснабжению, развитию транспортных связей, имею­щих межрайонное значение;

-        предложения по охране окружающей природной среды и улучшению санитарно-гигиенических условий, по охране воздуш­ного и водного бассейнов, почвенного покрова, организации системы охраняемых природных территорий, предложения по совершенствованию природно-экологического каркаса территории;

-        предложения по реализации “Схемы территориального планирования Липецкой области”;

-        Основные положения “Схемы территориального планирования Липецкой области” .

Кроме того, в составе “Схемы территориального планирования Липецкой области” выполнены еще две самостоятельные работы. Это – “Предложения по резервным территориям для развития центров муниципальных районов и города Ельца и их проектным границам”, c экономическим и градостроительным обоснованием. И фрагмент - «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Липецк» (ранее - «Казинка»), с экономическим и градостроительным обоснованием положения ОЭЗ на территории Грязинского района.

Важно отметить, что разрабатываемые ранее (в советский период) схемы районной планировки содержали предложения по сбалансированному развитию области, но они были необязательными для министерств и ведомств.

Сейчас, когда субъекты Федерации наделены большими правами, имеются все возможности для реализации предложенной Схемы. Для этого необходимо, по крайней мере, соблюдение трех важных условий:

  • необходимо пересмотреть отношение к территориальному развитию и градостроительству, воспринимать его как сферу многообразной комп­лексной деятельности, открывающей широкие возможности не только для архитектурно-планировочной деятельности, но и для экономической, соци­альной и природоохранной деятельности;

·         администрация Липецкой области при поддержке федеральных органов власти должна использовать доступные ей рычаги политического и экономического регулирования всех процессов, происходящих в области;

·         органы архитектуры и градостроительства (вместе с земельными и имущественными органами) должны изменить свой статус и стать важной градостроительной силой   области.

При выполнении названных выше условий органы строительства и архитектуры в состоянии взять на себя ответственность не только за анализ территории, разработку предложений по совершенствованию пространственной структуры и рациональному зонированию области, организационные и технические функции при разработке Схемы территориального планирования Липецкой области, но и выступить в роли необходимого лидера интеграционных процессов, "держателя" территории.

При соответствующем отношении государственных органов к проектным решениям, к гра­достроительству в целом эффективность и практическая значимость «Схемы территориального планирования Липецкой области» может быть весьма высокой.

Графическая часть работы выполнялась в электронном виде, с послойным нанесением основной градостроительной информации, с использованием программного обеспечения МаpInfo.

Авторский коллектив:

Л.И. Гозман – начальник Отделения территориального

планирования, руководитель работы

Б.П. Канцане – Главный архитектор Липецкой области

О.З. Воронова – гл. архитектор проекта,

Л.Н. Бабич – гл. архитектор проекта,

Н.В. Чельцова – гл. инженер проекта – экономист,

Т.М. Лычева – гл. инженер проекта – экономист,

О.Г. Соколова – гл. специалист–геолог,

Л.Н. Львова – гл. специалист – экономист,

М.Н. Орлова – архитектор,

Е.Г. Кузьмина -  зав. группой, архитектор

И.В. Беликова – архитектор,

А.С. Власюк – зав. группой – транспортник,

С.В. Копытко - гл. инженер проекта – энергетик,

Е.И. Ивашкина – гл. специалист по ВиК,

М.А. Вахрамова – зав. группой по организации производства,

Е.Д. Шпагина – инженер–картограф,

А.С. Бугаева – инженер–экономист,

Г.Ю. Воронова – техник–архитектор,

М.В. Корабинских – техник–программист,

А.А. Кравченко – гл. спец. по компьютерным технологиям.

 

           ОАО «Проектный институт «Липецкгражданпроект» - разработчик внесения изменений в схему территориального планирования Липецкой области, 2015 г.

Авторский коллектив:

Г.Б. Ботова - главный инженер проекта,                                         

А.В. Виноградов – гл.  специалист архитектор,

Д.В. Кружилина – архитектор.                                                      

 

            1. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ.

Липецкая область является равноправным субъектом Российской Федерации, входит в состав Центрального Федерального округа (см. схему «Положение Липецкой области в ЦФО. Межрегиональные и региональные связи»).

Один из самых молодых и продвинутых российских регионов, успешно встроенный в отечественный и мировой бизнес.

Численность населения области составляет:

По данным статистики на начало 2014 г.  – 1159,9 тыс. чел.

Оценка на 01.01.2015 г. – 1157,9 тыс. чел.

Территория – 24,05 тыс. кв. км, что составляет 0,14% от территории

Российской Федерации. По этому показателю область занимает 71 место в России и последнее среди 5-и регионов Центрально-Чернозёмного экономического района.

Плотность населения – 48 чел./кв. км (2015 г.).

Территория области компактна и простирается с севера на юг на 200 км, с запада на восток на 150 км. Крайние географические точки области имеют координаты: на севере – 53° 35 с. ш., на юге - 51°53 с. ш., на западе - 37°42 в. д., на востоке - 40°46 в. д.

Липецкая область граничит с Воронежской, Курской, Орловской, Тульской, Рязанской, Тамбовской областями.

Административный центр субъекта Федерациигород Липецк с числом жителей 510,152 тыс. человек (по оценке на 1 января 2015 г.).

В соответствии с Законом Липецкой области «О наделении муниципальных образований в Липецкой области статусом городского округа, муниципального района, городского и сельского поселения» на территории области имеется 2 городских округа (гг. Липецк и Елец), 18 муниципальных районов, 6 городских поселений, 288 сельских поселений.

Расстояние от Липецка до Москвы – 508 км.

Для области характерна полицентрическая организация территории, с главным региональным центром – г. Липецком, «стягивающим» на себя население, труд, капитал.

Опорную сеть расселения составляют преимущественно городские округи и поселения: 8 городов (2 - больших, 6 – малых), и 2 пгт.

В географическом и экономическом пространстве Российской Федерации занимает выгодное, транзитное положение на территории центральной части России. Она имеет удобное транспортное сообщение с Москвой и другими крупными деловыми центрами РФ, располагает значительным ресурсным и социально-экономический потенциалом и другими позитивными предпосылками, и условиями для ускоренного и устойчивого развития экономики, в том числе - территориального развития.

На этой основе область имеет большие конкурентные преимущества для развития на ее территории бизнеса разного уровня – крупного, среднего, малого. На этой же основе строится положительный рейтинг инвестиционной привлекательности области.

Одним из главных стержней экономики области   является черная металлургия, а ее флагманом – Новолипецкий металлургический комбинат, входящий в тройку самых мощных металлургических комбинатов России (наряду с Магнитогорским и Череповецким металлургическими комбинатами).

Металлургический бизнес играет ключевую роль в экономико-географическом и геополитическом положении региона. Он является также заметным игроком на мировом рынке товаров и капитала, защищает экономические интересы страны и региона в глобальном экономическом пространстве.

Вместе с тем, геополитическое положение области весьма уязвимо, так как преимущественно сырьевой экспорт Липецкого региона зависит от конъюнктуры на мировом рынке товаров и капитала.

Среди других регионов Центрального федерального округа Липецкая область отличается относительно высоким экспортным потенциалом, занимая 1,2% в общем объеме экспорта Российской Федерации, что сопоставимо в ЦФО только с Московской областью, из других субъектов Российской Федерации – с Вологодской (“Северсталь”), Волгоградской, Нижегородской областями и Хабаровским краем.

Для экспорта области характерна сырьевая ориентация, а для импорта – относительно высокая доля ввоза машин и оборудования.

В структуре внешнеторгового оборота на долю экспорта приходится 80%, импорта – 20%. Основу экспорта составляют черные металлы, доля которых составляет 94,7%. Основу импорта области традиционно составляет машиностроительная продукция и оборудование – 41,9%. Значительная доля импорта приходится на продовольственные товары и сырье – 19,7%.

В дальнейшем относительно стабильным можно считать восточное направление внешних связей (с Китаем, Индией, Пакистаном).

В проектируемом периоде предполагается дальнейшее усиление роли Липецкой области в ЦФО, развитие региональных и межрегиональных связей за счет:

-          функционирования Особой экономической зоны промышленно-производственного типа федерального значения «Липецк», освоения Второго участка ОЭЗ «Липецк» в г. Елец и крупного логистического центра;

-          дальнейшего развития Особых экономических зон регионального уровня промышленно-производственного типа на территории с. Тербуны, г. Чаплыгина, г. Ельца, г. Данкова; агропромышленного типа на территории Лев Толстовского, Хлевенского, Измалковского районов; технико-внедренческого типа в г. Липецке;

-          создания Особой экономической зоны регионального уровня агропромышленного типа «Становое» на территории Становлянского муниципального района;

-          создания Особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории городов Елец и Задонск, на территории других исторических городов и районов;

-          создания туристско-рекреационных и авто-туристических кластеров (Задонский р-н, г. Данков.  г. Чаплыгин, Доброе)

-          создания индустриальных, техно - и других видов парков (Красное и др.)

-          преодоления моноспециализации промышленного производства за счет восстановления и развития производственных мощностей машиностроения;

-          усиления строительного комплекса, ускоренного развития промышленности строительных материалов;

-          усиления экспортного сектора экономики за счет развития производств «белой техники» и комплектующих к ней;

-          восстановления и развития АПК, ликвидации деформации отраслевой структуры сельского хозяйства за счет возрождения животноводства, развития перерабатывающей и пищевой промышленности, инфраструктурных объектов комплекса;

-          формирования туристско-рекреационного комплекса как нового направления хозяйственной специализации региона;

-          формирования духовно-религиозного центра России в г. Задонске;

-          усиления транспортной инфраструктуры за счет развития нового транспортного узла – г. Чаплыгин;

-          модернизации основных автомагистралей и железнодорожных линий;

-          усиления транспортных потоков на железнодорожном направлении Грязи - Усмань;

-          изменения категории Липецкого аэропорта на «международный» и развитие новых авиационных направлений, в т.ч. в страны Европы.

-     Строительства ВСМ «Центр – Юг»

 

            2. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ.

Липецкая область расположена в центре Европейской части России. Её площадь составляет 24.047 тыс. кв. км.

Климат области – умеренно-континентальный. Климатические условия области благоприятны для хозяйственного и градостроительного освоения и не имеют планировочных ограничений.

Почвы. Территория области относится к среднерусской лесостепной провинции с преобладанием различных чернозёмов.

Качество почв в основном высокое – 80 - 90 баллов (из 100 возможных). На крайнем юго-востоке и крайнем юго-западе почвы характеризуются очень высоким качеством и лишь на отдельных участках в районе Задонска – почвы по качеству средние.

Растительность и животный мир. На долю лесов и лесонасаждений в Липецкой области приходится 9,8% всей площади территории. Средняя лесистость 7,6   7,3 % с колебаниями от 0% в Воловском районе до 20,3% - в Добринском. В составе лесов преобладает дуб (41%) и сосна (39%). Мягколиственные породы: берёза, осина, ольха чёрная, тополь, липа и др. занимают 20% площади.

Животный мир территории Липецкой области довольно разнообразный. Общее число видов промысловых животных достигает 25. Это - кабан, косуля, заяц-беляк, заяц-рысак, ондатра и др. Здесь обитают и редкие виды: горностай, норка, барсук, выдра и др. Ряд видов животных занесён в Красную Книгу.

 

            Инженерно-геологические условия.

 

Геоморфология, рельеф, гидрография. Липецкая область расположена в зоне сочленения Среднерусской возвышенности и Окско-Донской равнины. Среднерусская возвышенность занимает большую западную часть области, Это волнистая равнина высотой до 220 - 260 м, сильно расчленённая овражно-балочной сетью. Восточная часть области лежит в пределах Окско-Донской равнины со слабо расчленённым рельефом высотой до 150 – 170 м. Минимальная отметка  рельефа – около  90 м – приурочена к урезу Дона у южной границы области.

Большая часть области находится в лесостепной зоне, лишь небольшая южная часть – в степной.

Уклоны поверхности, включая водораздельные пространства и надпойменные террасы, не превышают 10°.

Почти все реки, за исключением реки Рановы на северо-востоке области, принадлежат бассейну Дона. Самые крупные реки — это Дон с притоками, Красивая Меча, Сосна и Воронеж с притоками, Становая ряса и Матыра. Всего в области насчитывается 127 рек со среднегодовым стоком 6357 млн. куб. м, в том числе, сформировавшимся в пределах области – 2990 млн. куб. м. Водный режим характеризуется высоким весенним половодьем, которое начинается в конце марта – начале апреля и продолжается 50 - 60 дней. За период половодья сбрасывается 70 - 90% объёма годового стока. Для более рационального использования поверхностного стока в области построены пруды и водохранилища общим объёмом более 600 млн. куб. м. Наиболее крупное – Матырское водохранилище. Площадь его зеркала составляет 45 кв. км, длина – 40 км, ширина – 1,3 км. Воды в реках прогреваются до 18-22°. Продолжительность купального сезона – 90 - 100 дней. В области – более 570 озёр, с общей площадью водного зеркала 148 тыс. кв. км.

Геологическое строение. В геологическом строении территории Липецкой области участвуют как четвертичные, так и дочетвертичные образования. Самыми древними породами, выходящими на поверхность, являются породы девона, Они распространены повсеместно, с ними связаны многочисленные месторождения карбонатного и строительного сырья. Выше залегают отложения юры, мела, палеогена, неогена (пески, песчаники, глины, мергели). Коренные отложения повсеместно, за исключением отдельных участков по долинам рек, перекрыты четвертичными отложениями. В неоген-четвертичных отложениях разведаны многочисленные месторождения легкоплавких глин и строительных песков.

В пределах области основанием сооружений повсеместно являются четвертичные образования. В западной части это нижне-среднечетвертичные субаэральные суглинки с горизонтами погребённых почв, в центральной части – нижнечетвертичные ледниковые отложения, в юго-восточной части – моренные глины, на остальной части – отложения III и IV надпойменных террас р. Воронеж, представленные супесями, суглинками, песками.

Гидрогеологические условия. В гидрогеологическом строении территории принимают участие шесть водоносных комплексов. Эти водоносные комплексы – основные комплексы, используемые для водоснабжения Липецкой области. На условия строительства большое влияние оказывают первые от поверхности водоносные горизонты неоген-четвертичного возраста. Вскрываются подземные воды на глубине от 0 до 10 и более метров. Близкое от поверхности залегание подземных вод (менее 3 м) значительно усложняет условия строительства.

Экзогенные геологические процессы. К наиболее опасным геологическим процессам и явлениям, интенсивно развитым на территории области, относятся овражно-балочная эрозия, плоскостной смыв, карст, суффозия, оползни, подтопление, затопление паводковыми водами, в меньшей степени – русловая и береговая эрозия. Происходящие процессы создают определенные сложности для хозяйственной деятельности. Требуются особые планомерные мероприятия по их нейтрализации.

          Районирование по инженерно-строительным условиям.

 

Согласно проведённому инженерно-строительному районированию в области выделено четыре типа территорий, отличающихся по условиям строительства (см. схему «Инженерно-строительные условия территории. Полезные ископаемые»):

-          территории с инженерно-строительными условиями средней сложности;

-          территории со сложными инженерно-строительными условиями;

-          территории с инженерно-строительными условиями повышенной сложности;

-          территории, не рекомендуемые для застройки (затапливаемые поймы рек, масштаб не позволяет показать их на Схеме).

На всех выделенных территориях в той или иной степени распространены опасные геологические процессы: подтопление, эрозия, оползни, просадочность, карст.

Геологическое обоснование защитных мероприятий против подтопления для конкретных территорий выполняется на последующих (более детальных) стадиях проектирования.

Активное развитие оползней определяет необходимость инженерной подготовки вновь осваиваемых территорий, защиты и укрепления, застроенных оползнеопасных склонов в пределах населенных пунктов и других объектов.

В состав комплекса противооползневых мероприятий включаются профилактические и ограничительные меры (вне зависимости от масштаба и типа оползней, класса сооружений), регулирования поверхностного стока устройством открытых и закрытых водоотводных лотков, агролесомелиорирования.

Особое направление оползневой защиты связано с техногенным воздействием на склоны и направлено на нейтрализацию техногенных факторов оползнеобразования (создание устойчивого профиля, техническая мелиорация склонов, устранение источников искусственного обводнению, устранение дефектов вертикальной планировки склонов, устранение эрозионных и абразионных подсечек, виброизоляция, ограничение и запрещение взрывов).

Обоснования детальной схемы инженерной защиты выполняется на инженерно-геологической съемке масштаба 1:5000 – 1:10000 в более детальных проектных разработках.

Для правильного выбора мер борьбы с эрозией необходимо рассматривать конкретный овражный водосбор с учетом местных геолого-геоморфологических и гидрометеорологических условий.

Наиболее часто борьба с оврагами осуществляется с применением гидротехнических сооружений и фитомелиоративных мероприятий.

Методы борьбы с просадочностью лессовых пород подразделяются на 4 группы:

-          устранение просадочных свойств в пределах деформируемой и всех просадочных толщ;

-          прорезка просадочных грунтов свайными фундаментами, устройство столбов или лент из закрепленного грунта, или заглубление фундаментов;

-          водозащитные мероприятия;

-          конструктивные мероприятия.

 

          Ресурсно-сырьевой потенциал.

 

Ресурсно-сырьевой потенциал Липецкой области складывается из запасов полезных ископаемых, подземных и поверхностных вод, земельных лесных, охотничьих и рыбных ресурсов.

Минерально-сырьевые ресурсы. Разработка полезных ископаемых в области началась около 300 лет назад.

           В настоящий момент разведано более 180 месторождений твердых полезных ископаемых и 75 месторождений подземных вод. В целом из 22 видов полезных ископаемых в области добывается 15.    

           Список (Таблица) месторождений и перспективных участков твердых полезных ископаемых Липецкой области приведен в приложении 3 тома 2.

 На базе месторождений работают многие горнодобывающие и перерабатывающие предприятия и водозаборы.

Минерально-сырьевые ресурсы области представлены карбонатными породами для металлургии, сахарной промышленности, для производства строительного щебня и извести, минеральной подкормки сельскохозяйственных животных и птиц, для цементного, для цементного производства, тугоплавкими и легкоплавкими глинами и суглинками для производства для производства керамзита, кирпича, грубой керамики, песками формовочными, для строительных работ и производства силикатных изделий, титан-циркониевыми россыпями.

Запасами доломитов для металлургии область обеспечена на 100-200лет, известняков – на 40 - 50 лет. Запасов карбонатного сырья для сахарной промышленности – на 50 - 80 лет, строительного камня – на 200лет, цементного сырья – на 80 - 100 лет, тугоплавких глин – на 30 - 40 лет, песков для строительных работ и производства силикатных изделий – на 20 - 50 лет. Возможности расширения базы кирпичного производства в области не ограничены.  Развитию горнодобывающей промышленности области мешают несоответствие земельного надела и площади горного отвода, а также потеря части запасов за счёт несанкционированной застройки площадей с утверждёнными запасами.

Горючие ископаемые представлены торфом (месторождения площадью от 100 до 1000га).

Металлические полезные ископаемые. Имеются предпосылки выявления в осадочном чехле месторождений титан-циркониевых россыпей. Имеется ряд геохимических аномалий Mn, Se, P, редких металлов. На территории области расположен Северо-Усманский, Северо-Падовский, Падовский участки минерализации коренного золота, приуроченного к докембрийским образованиям. Мощность рудных тел - от 1м и более, содержание золота 3-8г/т. Наличие россыпного золота установлено в титан-циркониевых россыпях (260мг/т), пробность золота 725-920.

На юге области отмечается никеленосность.

В отложениях мела – находки мелких алмазов, что может быть поисковым признаком по выявлению коренной алмазоносности в породах фундамента. В 2003 г. на территории области выделены Павелецкая и Олымская прогнозно-перспективные алмазоносные площади.

Поверхностные воды. Основными источниками покрытия потребностей области в пресных поверхностных водах являются реки Дон, Воронеж, Матыра и их притоки. Общий забор воды в 2003 г. составил – 111,81 млн. куб. м. Качество воды соответствует второму и третьему качеству. Повсеместно – выше населённого пункта II класс качества, ниже – III.

Подземные воды. Пресные и минерализованные. Область надёжно обеспечена пресными подземными водами до 2020 г. и далее. По состоянию на 01.01.2014 года на территории Липецкой области разведано 233 месторождения пресных подземных вод с общими запасами 1603,422 тыс.м3/ сутки, с приростом за 2013 год по 48 месторождениям в объёме 23,84 тыс.м3/сутки.

По состоянию на 01.01.2014 г. на территории Липецкой области разведано 14 месторождений минеральных подземных вод с запасами 11561 м 3 /сутки, в том числе: 5866 м 3 /сутки утверждены на ТКЗ и ГКЗ СССР и РФ, 5695 м 3 /сутки – на НТС ПГО «Центргеология».

Земельные ресурсы. Земельный фонд Липецкой области на 01.01.2015 г. составляет 2404,7 тыс. га. Преобладают земли сельскохозяйственного назначения (80,2 %).

Лесные ресурсы. Земли лесного фонда – 178,3 тыс. га. Лесистость территории низкая – 7,4 %. Все леса относятся к защитным лесам, имеют большое водоохранное, водорегулирующее, почвозащитное, санитарно-гигиеническое климаторегулирующее значение и подлежат максимально возможной охране.

Постановлением главы администрации Липецкой области от 26 декабря 2008 года N 348 «Об утверждении лесного плана Липецкой области» утвержден Лесной план области, где определены цели и задачи, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения.

Охотничьи и рыбные ресурсы. На территории области общая площадь охотничьих угодий составляет 14459 га. Общее число промысловых видов животных достигает 25. Это - кабан, косуля, заяц - беляк и рысак, ондатра и др.

Рыбные ресурсы области представлены распространёнными европейскими видами.

Постановлением главы администрации Липецкой области от 30.12.2003 г. N 280 в Красную Книгу занесён целый ряд исчезающих видов растений, животных и других организмов.

 

          3. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ.

 

         Население.  Демографические тенденции.

 

На 01.01.2015 г. численность населения области составила 1157,9 тыс. человек (0,79% населения России). Из них городское население — 64,22%.

На 01.01.2016 г. численность населения области составила 1156,09 тыс. человек, из них городское население — 742,49 тыс. человек.

В общей численности населения Центрального Федерального округа (ЦФО) Липецкая область занимает 3-е место и 45-е в России.

Плотность населения области относительно высокая и составляет 48,15 человек на кв. км, что значительно выше, чем в среднем по РФ (8,4), выше, чем в среднем по ЦФО (42,0).

В 2001 – 2004 гг. в области сложились самые высокие за анализируемые годы уровни естественной убыли населения, обусловленные высокой смертностью на фоне низкого уровня рождаемости.

Однако с 2010 г наблюдается уменьшение уровня естественной убыли населения, т.е. увеличивается количество рождающихся и уменьшается количество умерших.

Не оказывают существенного влияния на улучшение демографической ситуации и миграционные процессы.

Для области характерен регрессивный тип возрастной структуры населения, с относительно низкой долей населения молодых возрастов при относительно высокой доле населения пенсионных возрастов.

По состоянию здоровья населения Липецкую область можно отнести к проблемным регионам, несмотря на снижение темпов прироста уровня заболеваемости взрослого и детского населения.

Резервы улучшения демографической ситуации в Липецкой области, как и в стране в целом, заключаются в улучшении репродуктивного здоровья населения, повышении уровня рождаемости, сокращении потерь населения в результате преждевременной смертности (особенно, в трудоспособном возрасте).

Главной стратегической целью в развитии демографических процессов и в демографической политике на ближайшую и долгосрочную перспективу является смягчение негативных тенденций и улучшение демографической ситуации в целом.

К основным направлениям демографической политики относятся:

·            повышение рождаемости и укрепление семьи;

·            снижение смертности и увеличение продолжительности жизни;

·            реабилитация инвалидов;

·            оптимизация миграционных процессов.

Эта стратегическая цель формируется и реализуется в соответствующих социальных и экономических программах. Первоочередными направлениями решения демографических проблем являются: кардинальное улучшение уровня медицинского обслуживания населения, повышение экологического контроля продуктов питания, повышение материального уровня жизни и решение жилищной проблемы.

В данной Схеме выполнен прогноз численности населения Липецкой области с учетом сложившихся демографических тенденций и также стратегии социально-экономического и градостроительного развития по следующим проектным этапам:

·                расчетный срок - 2025 г.;

·                долгосрочная перспектива (прогнозный срок) - 2040 г.

Прогноз сделан по общей численности населения области, в том числе по-городскому и сельскому населению, а также в разрезе отдельных городов, поселков городского типа и сельской местности административных районов.

Прогноз выполнен вариантов:

1.         Экстраполяционный.

2.         Демографический:

-                          наиболее вероятный;

-                          оптимистичный.

3.         Статистический.

4.         Комплексный (целевой).

В основе предложенных вариантов Прогноза заложены различные модели (стратегии) социально-экономического и градостроительного развития территории.

В экстраполяционном прогнозе сохраняется существующая модель развития территории области, и расчеты перспективной численности населения проводятся на основе распространения сложившихся тенденций изменения численности населения за период 1999 – 2004 гг. (5 лет), предшествующий Прогнозу.

Демографический прогноз базируется на материалах Центра по изучению проблем народонаселения МГУ им. М.В. Ломоносова («Прогноз численности и состава населения Липецкой области до 2050 года»).

Данный прогноз определен на основе двух различных гипотез перспектив изменения рождаемости, смертности и миграции:

1.  Наиболее вероятный прогноз, основанный на принятии типичной модели развития демографических тенденций.

2.      Оптимистичный прогноз, основанный на улучшении демографических тенденций при проведении стимулирующей демографической политики.

Статистический прогноз осуществлен на основе предположительной численности населения Российской Федерации до 2025 г., выполненный Федеральной службой государственной статистики (ФСГС).

Комплексный (целевой) прогноз является многофакторным и выполнен с учетом всех вышеназванных вариантов Прогноза и ориентирован на долгосрочную стратегию социально-экономического и градостроительного развития Липецкой области.

Комплексный прогноз основан на следующих концептуальных подходах в развитии экономики, социальной сферы и градостроительства области:

·           сохранение демографического потенциала территории, и, в первую очередь, населения сельской местности;

·           повышение и закрепление трудовой иммиграции на территорию области в целях увеличения трудовых ресурсов;

·           преломление тенденции центростремительного вектора развития территории области, активизация социально-экономического развития периферийных районов;

·           совершенствование сложившейся системы расселения, «усиление» полицентрической организации территории и межрайонных центров.

В соответствии с выполненными прогнозными расчетами, общая численность населения Липецкой области по всем проектным периодам имеет устойчивую тенденцию снижения. Однако, комплексный прогноз, ориентированный на проведение активной стимулирующей демографической и миграционной политики, дает больший демографический ресурс и оказывается более предпочтительным.

Так, численность населения области по комплексному варианту прогноза составит:

на расчетный срок (2025 г.) - 1135 тыс. человек и уменьшится в сравнении с 2004 г. на 60 тыс. человек или в среднем на 3,0 тыс. человек в год;

на долгосрочную перспективу (2040 г.) - 1100 тыс. человек и уменьшится в сравнении с 2004 г. на 95 тыс. человек или в среднем на 2,6 тыс. человек в год.

Согласно Прогнозу, при абсолютном и относительном снижении общей численности населения, тенденции в динамике городского и сельского населения различны. Городское население области устойчиво растет, а сельское население – падает, несмотря на принятый в расчете концептуальный подход к максимальному сохранению сельского населения.

Рост городского населения происходит, прежде всего, за счет внешней и внутренней иммиграции, обеспечивающей возрастающие потребности городских поселений в трудовых ресурсах.

Наибольший рост численности населения получают:

·        «полюс» роста - города Липецк и Грязи, в результате формирования и развития ОЭЗ и строительства нового жилого района «Романово» в юго-западном направлении от г.Липецк;

·       «точка» роста – город Лебедянь, как развивающийся промышленный, районный и межрайонный центр области;

·       «точка» роста – город Задонск, как развивающийся рекреационный центр области и формирующийся духовно-религиозный центр России.

·       «точка» роста - город Елец, как развивающийся промышленный, районный и межрайонный центр области с создаваемой туристско-рекреационной зоной и вторым участком ОЭЗ «Липецк».

В результате различных тенденций изменения численности городского и сельского населения прогнозируется повышение уровня урбанизации области: доля городского населения в структуре населения области возрастает с 65% в 2004 г. до 68% - в 2015 г., до 70% - в 2025 г., и до 71% - в 2040 г. При этом, меняется состав городских поселений – один малый город переходит в категорию средних городов (г. Грязи), получают статус городских поселений несколько сельских населенных пунктов (прежде всего, с. Тербуны).

Численность сельского населения в перспективе с одной стороны жестко ограничена уровнем естественной убыли и уровнем объективно обусловленного оттока населения из сельской местности. Но с другой стороны в то же время на численность сельского населения действует противоположно направленный фактор – миграционный приток населения (в первую очередь, из других регионов России и других стран). 

Совокупное снижение численности сельского населения за весь проектный период 2004 - 2040 гг. может составить 125 тыс. человек, или 30% к уровню 2004 г.

Согласно выполненному прогнозу численность населения Липецкой области остается ограничивающим фактором развития территории на все проектные периоды. 

Для реализации намеченной стратегии развития области, ориентированной на развитие трудоемких отраслей экономики и увеличение потребности в трудовых ресурсах, необходимо сохранение и увеличение демографического потенциала за счет естественного и механического роста населения, что предопределяет проведение действенных мер по улучшению демографической и миграционной ситуации в РФ и Липецкой области.

В комплексном варианте прогноза предусматривается ориентировочный приток населения в городские поселения области за период 2004 – 2040 гг. порядка 75 – 180 тыс. человек (в зависимости от варианта развития демографических процессов).  При этом для города Липецка этот диапазон может составить 50 – 115 тыс. человек. Все будет зависеть от эффективности проведения стимулирующих мер по улучшению демографических и миграционных процессов в РФ в целом и области в частности.

В комплексном (целевом) варианте прогноза также предусматривается приток населения в сельскую местность области. За период 2004 – 2040 гг. он составит порядка 30 тыс. человек (в сравнении с наиболее вероятным демографическим вариантом прогноза).   Однако при условии восстановления и интенсивного развития АПК Липецкой области потребуется значительно большее привлечение трудоспособного населения в сельскую местность.

Общий масштаб привлечения населения на село к 2040 г. в Липецкой области по нашим расчетам может составить порядка 190 - 200 тыс. человек.

В соответствии с комплексным вариантом прогноза суммарный миграционный приток населения на территорию Липецкой области к 2040 г. может составить порядка 100 – 220 тыс. человек (в среднем – 3 – 6 тыс. человек в год). Однако при условии восстановления и интенсивного развития АПК Липецкой области масштаб миграционного прироста за весь прогнозируемый период может возрасти до 380 тыс. человек (в среднем – до 10 – 11 тыс. человек в год).

Масштаб и направления миграционного притока населения будут определяться потребностями хозяйственного комплекса области, уровнем социально-экономического развития отдельных городов и районов, а также проводимой технической политикой, направленной на повышение производительности труда во всех отраслях экономики.

    Среднегодовая численность населения Липецкой области за 2013 год составила 1161,05 тыс. человек, из которых 743,9 тыс. человек (64%) - горожане и 417,2 тыс. человек (36%) - сельские жители. В 2014г -  численность населения 1158,2 тыс. человек, из которых 743,56 тыс. человек - горожане и 414,64 тыс. человек - сельские жители. На 01.01.2015 г. численность населения области составила 1157,9 тыс. человек, из них городское население — 64,22%.

В 2015 - 2017 годах прогнозируется снижение численности населения области в среднем на 0,3% в год по 1 варианту прогноза и на 0,25% в год - по 2 варианту. Таким образом, численность населения за 3 года уменьшится на 10,5 – 9,9 тыс. человек по 1 и 2 варианту прогноза соответственно и прогнозируется в 2017 году 1147,7 - 1148,3 тыс. человек.  Из них ожидается городское население 739,14 - 740,89 человек, сельское население   408,56 –  407,41 человек. (По уточненному среднесрочному прогнозу социально-экономического развития Липецкой области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов)

 

          Трудовые ресурсы.

 

Липецкая область отличается относительно высоким трудовым потенциалом с положительной динамикой трудоспособного населения и определенными резервами для его роста.

Численность трудовых ресурсов по области в целом за 2013 г. составила в среднем 711,8 тыс. человек, или 61,4% от общей численности населения области.

В их составе: 643,8 тыс. человек - трудоспособное население в трудоспособном возрасте (90,5%); 55,4 тыс. человек - лица старше трудоспособного возраста и подростки, занятые в экономике (7,8%); иностранные трудовые мигранты – 12,6 тыс. человек (1,7%).

С 2007 года наблюдается снижение этого демографического показателя, который характеризует наиболее экономически активный сегмент населения. За период с 2007 г. по 2014 г. численность трудоспособного населения сократилась на 60,1 тыс.чел., или на 8,4%.

Тенденция снижения количества трудоспособного населения в долгосрочной перспективе сохранится.

 В этой связи основной стратегической задачей в трудовой сфере на перспективный период является сохранение и развитие трудового потенциала области.

Основной тенденцией прогнозного периода на 2015-2017 годы будет являться сокращение численности населения в трудоспособном возрасте. Это окажет влияние как на численность экономически активного населения, так и на численность занятых в экономике.

К 2017 году предусматривается снижение численности экономически активного населения до 596,9 и 597,5 тыс. человек по 1 и 2 варианту, соответственно, численности занятых в экономике - до 541,2 и 541,4 тыс. человек, соответственно.

На фоне общего сокращения занятых в экономике численность работающих в частном секторе незначительно увеличится и в структуре занятых по формам собственности в 2017 году будет составлять 60% (59% в 2013г.).

В результате реализации мероприятий по содействию занятости населения ситуация на рынке труда в прогнозируемом периоде будет оставаться стабильной. Развитие новых производств, активная политика занятости населения позволят поддерживать уровень регистрируемой безработицы с 2014 по 2017 годы на уровне 0,6% от численности экономически активного населения.

Среднегодовая численность занятых в экономике области (по данным баланса трудовых ресурсов) в 2013 г. составила 543,4 тыс. человек.

Уровень занятости населения составил 65,8% всех трудовых ресурсов области.

Из занятого населения примерно 380,0 тыс. человек (70%) работало в городской местности, 163,4 тыс. человек (30%) - в сельской местности.

В динамике в долгосрочной ретроспективе преобладает тенденция снижения занятости населения.

За период 2000-2013 гг. численность занятых в экономике снизилась на 29,4 тыс. человек, или на 5,1%.

Формирование рынка труда в данный период происходило в условиях увеличения числа лиц, занятых в частном секторе экономики, на 67,9 тыс.чел. или на 21%. Отмечается рост количества лиц, занятых индивидуальным трудом и по найму у отдельных граждан и работающих на частных предприятиях, на 28% и 34% соответственно.

В организациях смешанной формы собственности произошло снижение занятых на 38,5 тыс.чел., или на 62%.

В отраслевой структуре занятых снижается доля основных отраслей производственной сферы (2000 и 2013 гг., в %%, соответственно):

обрабатывающие производства 24,3 – 18,6, или снижение на 5,7 пунктов;

сельское хозяйство 22,8 – 12,2, или снижение на 10,6 пунктов;

транспорт и связь 7,0 -6,0, или снижение на 1,0 пункт.

В то же время доля сферы услуг за этот период возросла с 14 до 26%, или на 12 пунктов, в том числе торговли с 11,5 до 19%, или на 7,5 пункта.

В целом, снижение занятых в производственной сфере, это - общероссийская тенденция, тенденция рыночной экономики.

Численность экономически активного населения в 2014 г. в Липецкой области составила 596,8 тыс. человек. В ретроспективном периоде этот показатель имел устойчивую тенденцию снижения. Причем, это снижение происходило за счет сокращения как численности занятых, так и численности безработных. Только в 2006-2009 гг. – был незначительный рост численности экономически активного населения.

Процесс сокращения численности занятых при сокращении численности безработных на рынке труда Липецкой области был возможен только при условии перетекания рабочей силы в ненаблюдаемый сектор экономики.

Численность безработных по отчету за 2014 год составила 22 тыс. человек, в том числе официально зарегистрированных – 3,5 тыс. человек.

Уровень общей безработицы составил 3,7% (РФ – 5,2 %, ЦФО – 3,1%), официально зарегистрированной - 0,6% (РФ – 1,2 %, ЦФО – 0,7%).

Тенденция снижения численности безработных и уровня безработицы проявляется с 2000 г.: численность безработных уменьшилась с 52,1 тыс. до 22,0. в 2014 г, или в 2,4 раза. Уровень безработицы снизился, соответственно, с 8,7% в 2000 г. до 3,7% в 2014 г.

Таким образом, Липецкая область отличается относительно высоким трудовым потенциалом и определенными резервами для его роста.

Экономическая активность населения области относительно высока, но в последние годы имела тенденцию к снижению.

В области сложилась благоприятная ситуация на рынке труда (при снижении абсолютного числа безработных и уровня общей и регистрируемой безработицы), но при снижении численности занятых в экономике за счет оттока трудовых ресурсов в ненаблюдаемый сектор экономики, а также при значительном отраслевом перераспределении занятых из реальных секторов экономики в отрасли сферы услуг.

В области имеются определенные резервы трудовых ресурсов для повышения уровня занятости населения. Основным резервом является категория безработных и экономически неактивного населения в трудоспособном возрасте.

Потенциальным резервом рынка труда и покрытия перспективной потребности хозяйства территории в кадрах можно считать численность занятых в личном подсобном хозяйстве в сельской местности.

Главные стратегические цели и задачи в развитии рынка труда на ближайшую и долгосрочную перспективу:

·       сохранение и поддержание относительно высокого трудового потенциала области;

·       обеспечение стабильно благоприятной ситуации на рынке труда;

·       обеспечение относительно высокого и стабильного уровня занятости населения, относительно низкой безработицы;

·       преодоление структурной безработицы, достижение сбалансированности в структуре предлагаемых на рынке труда рабочих мест и в профессиональной структуре безработного населения;

·       недопущение на территории застойной, «молодежной», «женской» безработицы и других видов тяжелой ситуации на рынке труда.

·       повышение качества рабочей силы, улучшение профессиональной подготовки кадров, повышение престижности рабочих профессий;

·       преодоление и смягчение территориальных диспропорций на рынке труда области, в первую очередь, в сельской местности.

Основные направления региональной политики на рынке труда и в сфере занятости населения, а также конкретный комплекс программных мероприятий по развитию трудового потенциала и обеспечению стабильной ситуации на рынке труда Липецкой области разработаны и реализуются в различных программах регионального и отраслевого уровней.

В данной Схеме выполнена прогнозная оценка трудовых ресурсов области по трем вариантам и на период до 2040 г.

В основу прогнозной оценки трудовых ресурсов положены расчеты прогнозной численности населения области в трудоспособном возрасте, составляющих преобладающую часть трудовых ресурсов.

Прогноз сделан в целом по области, а также в разрезе двух городских округов – Липецка и Ельца и 18 административных районов.

Предлагается несколько вариантов прогнозной оценки трудовых ресурсов, рассчитанных в соответствии со следующими прогнозами численности населения, выполненными в данной работе:

·      Демографическим (оптимистичным).

·      Статистическим.

·      Комплексным (целевым).

В прогнозных расчетах численности населения в трудоспособном возрасте в территориальном разрезе по демографическому (оптимистичному) и статистическому прогнозам использованы прогнозные данные возрастной структуры населения Липецкой области, приведенные в материалах Территориального органа Росстата.

Расчеты показывают, что в течение всего прогнозируемого периода действует устойчивая тенденция снижения численности населения в трудоспособном возрасте, а, следовательно, и трудовых ресурсов.

Однако темпы снижения по трем вариантам различны. При этом, наименьший темп снижения заложен в комплексном (целевом) прогнозе: с 2013 г. по 2040 г. – 89,0% (83,0% - по оптимистичному демографическому прогнозу).

Расчеты показали, что даже предусматриваемая в целевом варианте прогноза стимулирующая демографическая политика не будет компенсировать в перспективе абсолютное снижение численности трудоспособного населения. В связи с этим для реализации, намеченной социально-экономической и градостроительной стратегии развития Липецкой области необходимо проведение эффективной миграционной политики по привлечению трудовых мигрантов. Кроме того, решающим фактором, компенсирующим снижение численности трудовых ресурсов, должна стать техническая политика, направленная на внедрение высоко производительной техники и новейших технологий, существенно повышающих производительность труда и снижающих потребность в трудовых ресурсах.

При оптимальном сочетании демографической, миграционной и технической политики трудовые ресурсы не будут являться ограничивающим фактором развития территории Липецкой области.

 

          4. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ

ПРОГНОЗНАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ.

 

Липецкая область имеет высокий экономический потенциал, благоприятный предпринимательский и инвестиционный климат, высокие амбиции руководства области и ее территория представляет значительный интерес для стратегических инвесторов.

В основу прогнозной Модели экономического развития территории Липецкой области положена идея противодействия и преломления вектора центростремительного развития территории – стягивания населения, труда и капитала в г. Липецк на основе расширения территорий активной хозяйственной деятельности и формирования новых точек роста в северной и юго-западной зонах области (главным образом за счет создания  обрабатывающих производств, крупных животноводческих комплексов, развития внутриобластной кооперации), а также реализации нового направления развития территории – формирования туристско-рекреационного комплекса и сопряженных с ним отраслей, и, как результат, – развитие периферийных территорий, уменьшение числа проблемных и депрессивных районов.

Диверсификация экономики, создание новых производств, с высокой долей добавленной стоимости, развитие особых экономических зон, повышение продуктивности использования ресурсов во всех секторах региональной экономики способствовали росту валового регионального продукта.

В прогнозном периоде промышленность остается базовой, главной бюджетообразующей и организующей территорию отраслью. Ставится и решается задача по устранению моноотраслевой специализации промышленности.

Черная металлургия остается ведущей отраслью специализации промышленного комплекса области, но теряет лидерство в его отраслевой структуре, полученное в пореформенный период. Администрацией области взят курс на развитие машиностроения и металлообработки, производств «белой техники» (ЗАО «Индезит Интернеэшнл»), комплектующих изделий для этих производств, электроники, что сможет диверсифицировать и в определенной степени децентрализовать промышленное производство, активизировать развитие периферийных районов (на основе развития внутриобластной кооперации). В перспективе возможно и развитие металлоемких отраслей машиностроения на базе Новолипецкого металлургического комбината.

К перспективным отраслям относится промышленность строительных материалов, которая призвана удовлетворить потребности строительства в собственных строительных материалах. С этой целью предусматривается ввод новых производственных мощностей - строительство новых заводов (цементного, по производству стеновых материалов, стекольного и др.) и связанных с ними разработка карьеров и рост добычи цементного и черепично-кирпичного сырья, производство и обогащение стекольных песков. Развиваются производства новых современных строительных материалов.

В числе ведущих и организующих территорию отраслей остается пищевая промышленность. Лидер отрасли – Лебедянский экспериментально-консервный комбинат. Велика роль сахарной промышленности и сахарных заводов в рациональном размещении и организации территории (6 действующих и строительство нового седьмого сахарного завода). Развивается пивоваренная и кондитерская промышленность. Перспективным направлением будет глубокая переработка сельскохозяйственного сырья.

Машиностроение, промышленность строительных материалов и пищевая промышленность должны в перспективе устранить моноотраслевую специализацию промышленности области и занять лидирующее положение в отрасли. Должны быть реанимированы и повысят свою значимость легкая промышленность, художественные промысла и ремесла.

Особое место в промышленной стратегии области уже занимает «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Липецк», формирующаяся на основе отраслей и производств обрабатывающей промышленности, резиденты которой представлены успешными отечественными и иностранными кампаниями.

Важным инструментом промышленного развития территории области становятся особые экономические зоны промышленно-производственного, агропромышленного, туристско-рекреационного и технико-внедренческого типа регионального значения и другие зоны, которые в перспективе будут создаваться Администрацией области.

В прогнозном периоде усиливают свои стратегические позиции сельское хозяйство. Решается проблема оптимизации отраслевой структуры за счет восстановления потенциала животноводческой отрасли, строительства животноводческих (в т.ч. свиноводческих) комплексов и ферм, по лучшим мировым технологиям.

В растениеводстве большое внимание уделяется вопросам рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, прежде всего пахотных земель. Намечается восстановление пахотных земель, выведенных из оборота, рост посевных площадей, повышение продуктивности пахотных земель, формирование отраслевой структуры сельскохозяйственного производства в соответствии с требованиями рациональной системы севооборотов. Усиливается ориентация растениеводства на укрепление кормовой базы животноводства.


Информация по документу
Читайте также