Расширенный поиск
постановление Администрации Курской области от 19.05.2011 № 195-паАДМИНИСТРАЦИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 19 мая 2011 г. N 195-па Об утверждении областной целевой программы "Комплексное развитие профессионального образования Курской области на 2011 - 2015 годы" (В редакции постановления Администрации Курской области от 03.08.2011 г. N 354-па; от 30.09.2011 г. N 475-па; от 15.11.2011 г. N 579-па; от 30.07.2012 г. N 660-па; от 13.09.2012 г. N 776-па; от 11.10.2012 г. N 846-па; от 15.10.2012 г. N 879-па; от 07.05.2013 г. N 263-па; от 02.09.2013 г. N 598-па) В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Администрация Курской области постановляет: Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Комплексное развитие профессионального образования Курской области на 2011 - 2015 годы". Губернатор Курской области А.Н.МИХАЙЛОВ Утверждена постановлением Администрации Курской области от 19 мая 2011 г. N 195-па (В редакции постановления Администрации Курской области от 03.08.2011 г. N 354-па; от 30.09.2011 г. N 475-па; от 15.11.2011 г. N 579-па; от 30.07.2012 г. N 660-па; от 13.09.2012 г. N 776-па; от 11.10.2012 г. N 846-па; от 07.05.2013 г. N 263-па) ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ" ПАСПОРТ областной целевой программы "Комплексное развитие профессионального образования Курской области на 2011 - 2015 годы" Наименование Программы - областная целевая программа "Комплексное развитие профессионального образования Курской области на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа) Основание для - перечень поручений Президента Российской разработки Программы Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России по вопросу модернизации профессионального образования от 09.09.2010 N ПР-2663; распоряжение Правительства Курской области от 17.02.2011 N 74-рп "Об утверждении Концепции областной целевой программы "Комплексное развитие профессионального образования Курской области на 2011 - 2015 годы" Государственный - комитет образования и науки Курской области заказчик Программы Основные разработчики - комитет образования и науки Курской области, Программы автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Курская академия государственной и муниципальной службы", федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Юго-Западный государственный университет", федеральное государственное учреждение высшего профессионального образования "Курский государственный университет" (В редакции постановления Администрации Курской области от 15.11.2011 г. N 579-па) Основная цель - повышение эффективности и качества Программы профессионального образования, направленное на решение задач кадрового обеспечения социально-экономического развития Курской области, устойчивого и динамичного социально ориентированного инновационного развития региональной экономики Основные задачи - планирование развития региональной системы Программы профессионального образования на основе прогноза кадровых потребностей; формирование эффективной территориально- отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных региональных рынков труда; повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда; модернизация региональной государственно- общественной системы оценки качества профессионального образования; внедрение новых финансово-экономических механизмов в региональную систему профессионального образования; развитие кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования; создание социально-ориентированной и инновационно-развивающей образовательной среды учебных заведений; мониторинг реализации региональной комплексной программы развития профессионального образования Важнейшие целевые - доля лиц, принятых на обучение по программам индикаторы и начального, среднего и высшего показатели Программы профессионального образования (НПО, СПО, ВПО) по востребованным профессиям, специальностям и направлениям подготовки; доля студентов учреждений СПО, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели (включая организацию учебной и производственной практики; предоставление оборудования и материалов; участие в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведении учебных занятий); доля занятых в экономике, прошедших за отчетный год обучение по программам непрерывного образования (включая повышение квалификации, переподготовку), в том числе в ресурсных центрах на базе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования; доля выпускников общеобразовательных учреждений, поступивших на обучение по программам НПО, СПО; доля выпускников очной формы обучения государственных и негосударственных образовательных учреждений НПО, СПО, ВПО, трудоустроившихся не позднее 1-го года выпуска, в том числе по полученной специальности (профессии); доля выпускников, получивших образование по программам профессионального образования, профессиональной подготовки, успешно прошедших сертификационные процедуры; доля подведомственных комитету образования и науки Курской области учреждений НПО, СПО, ВПО, финансирование которых осуществляется на основе нормативов бюджетного (подушевого) финансирования; доля средств, распределяемых по госзаказу на конкурсной основе от всех средств регионального бюджета на подготовку кадров, повышение квалификации, переподготовку кадров; доля преподавателей учреждений НПО, СПО, заработная плата которых не ниже средней заработной платы по экономике Курской области; доля педагогических и руководящих работников учреждений НПО, СПО, прошедших стажировку в организациях области; доля профессиональных образовательных учреждений, в которых созданы необходимые условия для образования детей-инвалидов, от общего числа образовательных учреждений; доля обучающихся в учреждениях НПО, СПО, участвующих в мероприятиях (конкурсах, фестивалях, олимпиадах) научно-технической направленности, в общем количестве обучающейся молодежи; уровень удовлетворенности работодателей и населения Курской области качеством образовательных услуг учреждений НПО, СПО, ВПО Сроки и этапы - 2011 - 2015 годы реализации Программы первый этап - 2011 - 2012 годы второй этап - 2013 - 2014 годы третий этап - 2015 год Перечень основных - мониторинг текущих и перспективных мероприятий Программы потребностей рынка труда в кадрах различной специализации и квалификации; оснащение образовательных учреждений профессионального образования оборудованием, в том числе учебно-наглядным оборудованием, инвентарем, расходными материалами, учебной литературой для организации лабораторно-практических занятий по востребованным специальностям в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования; (В редакции постановления Администрации Курской области от 30.07.2012 г. N 660-па) внедрение региональной составляющей (вариативной части) в основные профессиональные образовательные программы с участием работодателей; создание многоуровневых профильных (энергетическое машиностроение и электротехника, электронная техника, радиотехника и связь) учреждений профессионального образования; создание и оснащение ресурсных центров технико- информационного, машиностроительного, сервисно-предпринимательского направлений на базе профессиональных образовательных учреждений региона для повышения доступности современной материально-технической базы при формировании кадрового ресурса и качественной реализации образовательных программ; (В редакции постановления Администрации Курской области от 30.07.2012 г. N 660-па) экспертиза образовательных программ в рамках ФГОС профессионального образования; разработка и внедрение норм, определяющих количественные и качественные параметры профориентационных услуг для учащихся основной и старшей ступени общего образования; создание системы государственной поддержки через издание специальной литературы, профильных научно-популярных журналов, выпуска медиапродукции, проведение областных выставок, ориентированных на поддержку профессионального выбора молодежи , и участие во всероссийских мероприятиях, направленных на профессиональную ориентацию детей и молодежи ; (В редакции постановления Администрации Курской области от 07.05.2013 г. N 263-па; от 02.09.2013 г. N 598-па) проведение мастер-классов по ведущим профильным профессиям и специальностям с участием представителей работодателей; проведение конкурсов, направленных на отбор лучших образцов медиапродукции, влияющей на престиж рабочих профессий, включая меры по поощрению победителей и продвижению их продукции; обеспечение трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, в т.ч. через стажировки с последующим трудоустройством, оснащение центров трудоустройства; создание модели системы общественно- профессиональной аккредитации образовательных программ; (В редакции постановления Администрации Курской области от 30.07.2012 г. N 660-па) проведение семинаров с руководителями учреждений профессионального образования по внедрению новых финансово-экономических механизмов на основе нормативов бюджетного (подушевого) финансирования и новых форм бюджетного финансирования; участие представителей руководящих и педагогических кадров учреждений профессионального образования в межрегиональных, всероссийских и международных конкурсах, программах и мероприятиях по обмену опытом; реорганизация региональной системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с требованиями Стратегии социально- экономического развития Курской области до 2020 года; создание необходимых условий и государственной поддержки для профессионального образования молодежи с ограниченными возможностями на базе учреждений профессионального образования; организация и проведение специализированной профильной смены "Лидер" для учреждений профессионального образования с целью поддержки общения, взаимодействия и дальнейшего развития одаренных в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности обучающихся НПО, СПО; включение в систему повышения квалификации руководящих и инженерно-педагогических работников учреждений профессионального образования модульно-накопительного принципа, обеспечивающего индивидуализированный учет прохождения этапов повышения квалификации; конкурсная поддержка внедрения новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания образования, в том числе дистанционных и индивидуальных образовательных технологий; проведение регионального конкурса среди учреждений НПО и СПО по внедрению инновационных программ подготовки квалифицированных рабочих и специалистов для высокотехнологичных производств; организация на базе учреждения координационного центра академической мобильности и распределенных образовательных программ; организация и проведение мониторинга удовлетворенности работодателей и населения доступностью и качеством образовательных услуг Исполнители основных - комитет образования и науки Курской области, мероприятий Программы комитет по труду и занятости населения Курской области; комитет промышленности, транспорта и связи Курской области; комитет агропромышленного комплекса Курской области; комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области; комитет информации и печати Курской области; Союз промышленников и предпринимателей Курской области (по согласованию); комитет по делам молодежи и туризму Курской области, ОО "Федерация профсоюзных организаций Курской области" (по согласованию), Курская торгово-промышленная палата (по согласованию), автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Курская академия государственной и муниципальной службы" (по согласованию), областные бюджетные учреждения, подведомственные комитету образования и науки Курской области, подведомственные учреждения комитету образования и науки Курской области (далее - подведомственные учреждения) (В редакции постановления Администрации Курской области от 15.11.2011 г. N 579-па) Объемы и источники - общий объем финансирования Программы финансирования составляет 241245,0 тыс. рублей, в том числе: Программы областной бюджет - 152682,0 тыс. рублей; прочие, внебюджетные источники - 88563,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2011 г. - 30580,0 тыс. рублей (областной бюджет - 4000,0 тыс. руб., прочие, внебюджетные источники - 26580,0 тыс. руб.); 2012 г. - 118084,0 тыс. рублей (областной бюджет - 97604,0 тыс. руб., прочие, внебюджетные источники - 20480,0 тыс. руб.); 2013 г. - 48500,0 тыс. рублей (областной бюджет - 29517,0 тыс. руб., прочие, внебюджетные источники - 18983,0 тыс. руб.); 2014 г. - 24168,0 тыс. рублей (областной бюджет - 12608,0 тыс. руб., прочие, внебюджетные источники - 11560,0 тыс. руб.); 2015 г. - 19913,0 тыс. рублей (областной бюджет - 8953,0 тыс. руб., прочие, внебюджетные источники - 10960,0 тыс. руб.) Система организации - общий контроль за ходом реализации Программы контроля за осуществляется Администрацией Курской области, исполнением Программы текущий - комитетом образования и науки Курской области Ожидаемые конечные - предложенные программные мероприятия позволят результаты Программы и достигнуть следующих положительных показатели результатов: эффективности увеличение доли контрольных цифр приема (КЦП) реализации Программы по востребованным укрупненным группам специальностей в общем объеме приема до 75%; увеличение доли лиц, принятых на обучение по программам начального, среднего и высшего профессионального образования по востребованным профессиям, специальностям и направлениям подготовки, до 52,5%; увеличение доли трудоустроившихся выпускников, получивших образование по программам начального, среднего и высшего профессионального образования по востребованным профессиям, специальностям и направлениям подготовки, до 98%; увеличение доли реализуемых основных профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования по востребованным профессиям, специальностям и направлениям подготовки до 65%; увеличение подготовки кадров по программам прикладного бакалавриата; увеличение доли образовательных программ, реализуемых на базе инновационных учебно-производственных площадок, создаваемых совместно с работодателями в рамках территориально-экономических кластеров, до 30%; увеличение доли лиц, обучающихся по сокращенным программам профессионального образования в учреждениях НПО, СПО, до 0,8%; разработка 6 нормативных правовых актов по вопросам обеспечения социальных гарантий прав обучающихся по программам с сокращенными сроками; переход всех учреждений НПО, СПО на ФГОС профессионального образования; увеличение доли студентов учреждений СПО, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели (включая организацию учебной и производственной практики; предоставление оборудования и материалов; участие в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведении учебных занятий), до 80%; повышение уровня доходов учреждений НПО, СПО, ВПО от реализации программ повышения квалификации и профессиональной подготовки по заказам работодателей до 35%; создание 2 многоуровневых учреждений СПО; создание в 100% учреждениях профессионального образования органов самоуправления, обеспечивающих демократический, государственно-общественный характер управления учреждением профессионального образования; создание 4 ресурсных центров на базе учреждений начального и среднего профессионального образования; приведение сети учреждений профессионального образования в соответствие с запросами и перспективами развития регионального рынка труда; проведение экспертизы образовательных программ 31 учреждения профессионального образования; внедрение новой модели профориентационной работы с учащимися с учетом потребности в подготовке кадров, востребованных региональной экономикой; увеличение доли обучающихся 10 - 11-х (12-х) классов, выбравших для освоения программы профессиональной подготовки; увеличение доли выпускников общеобразовательных учреждений, поступивших на обучение по программам НПО, СПО; увеличение доли обучающихся общеобразовательных учреждений, получивших профориентационные услуги в соответствии с профориентационными программами, до 85%; увеличение доли лиц, прошедших обучение по программам НПО, СПО, дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки, до 40%; увеличение количества мероприятий, способствующих повышению престижа рабочих специальностей, до 87 в год; издание специальной литературы, профильных научно-популярных журналов, выпуск медиапродукции, проведение областных выставок, ориентированных на поддержку профессионального выбора молодежи; увеличение доли выпускников общеобразовательных учреждений, поступивших на обучение по программам НПО, СПО, до 49%; проведение дней открытых дверей во всех учреждениях НПО, СПО ежегодно; проведение 4 мастер-классов по ведущим профильным профессиям и специальностям учреждений профессионального образования с участием представителей работодателей; проведение 5 конкурсов, направленных на отбор лучших образцов медиапродукции, влияющей на престиж рабочих профессий; увеличение доли зарегистрированных мигрантов, прошедших подготовку по программам НПО, СПО, дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки, до 2%; создание 4 информационно-консультационных пунктов поддержки граждан и работодателей по вопросам получения непрерывного образования в учреждениях профессионального образования; увеличение на 6% доли выпускников очной формы обучения государственных и негосударственных образовательных учреждений НПО, СПО, ВПО в Курской области, трудоустроившихся не позднее 1 года выпуска; проведение 8 областных отраслевых конкурсов профессионального мастерства ежегодно; создание 1 центра качества образования и сертификации профессиональной квалификации; увеличение количества программ профессионального образования, профессиональной подготовки, успешно прошедших сертификационные процедуры, до 40%; разработка 2 нормативно-правовых актов и разработка 2 методических рекомендаций по вопросам обеспечения проведения государственной аккредитации распределения государственного задания на подготовку кадров на базе результатов общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ; увеличение доли лиц, обучившихся по программам НПО, СПО, ВПО, прошедшим профессионально-общественную аккредитацию, до 50%; увеличение доли учреждений НПО и СПО, разработавших политику и цели в области качества, стандарты организации в области качества и реализующих систему менеджмента качества, до 100%; переход 100% подведомственных комитету образования и науки Курской области учреждений НПО, СПО, ВПО на нормативы бюджетного (подушевого) финансирования; переход 100% учреждений профессионального образования на новые системы оплаты труда; увеличение доли средств, распределяемых по госзаказу на конкурсной основе от всех средств регионального бюджета на подготовку кадров, повышение квалификации, переподготовку кадров; увеличение доли лиц, обучающихся по программам НПО, СПО за счет средств работодателей или на условиях софинансирования, до 2%; проведение 3 семинаров с руководителями учреждений профессионального образования по внедрению новых финансово-экономических механизмов на основе нормативов бюджетного (подушевого) финансирования и новых форм бюджетного финансирования; увеличение доли преподавателей в возрасте до 35 лет в учреждениях профессионального образования; увеличение доли педагогических и руководящих работников учреждений НПО, СПО, прошедших стажировку в организациях области, до 20%; увеличение числа педагогов и мастеров, занятых внедрением в учебный процесс новых образовательных, инновационных технологий, до 90%; увеличение числа преподавателей учреждений профессионального образования, прошедших переподготовку, повышение квалификации на основе механизмов персонифицированного финансирования, до 60%; разработка 2 нормативных правовых актов по вопросам финансирования процедур оказания услуг повышения квалификации на основе финансовых сертификатов; проведение 5 мониторингов удовлетворенности руководящих и педагогических работников учреждений НПО, СПО оказанными услугами повышения квалификации; увеличение доли педагогических и руководящих работников учреждений НПО, СПО, прошедших стажировку в организациях области, до 20%; подготовка мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин по 5 программам прикладного бакалавриата; приведение системы подготовки и переподготовки кадров в соответствие с требованиями Стратегии социально-экономического развития Курской области до 2020 года; увеличение доли профессиональных образовательных учреждений, в которых созданы необходимые условия для образования детей-инвалидов, от общего числа образовательных учреждений до 30%; увеличение доли обучающихся, занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности учащихся соответствующих учреждений до 80%; увеличение доли профессиональных образовательных учреждений с современным медицинским оборудованием, до 70%; увеличение доли профессиональных образовательных учреждений с обновленным технологическим оборудованием для столовых до 60%; увеличение доли профессиональных образовательных учреждений с обновленным спортивно-оздоровительным оборудованием и снаряжением до 80%; увеличение доли профессиональных образовательных программ, реализуемых на современной инструментальной базе, до 30%; увеличение доли профессиональных образовательных программ, реализуемых на современной учебно-методической базе, до 90%; проведение 4 лагерных смен молодежного лагеря "Лидер"; увеличение доли обучающихся в учреждениях НПО, СПО, участвующих в мероприятиях (конкурсах, фестивалях, олимпиадах) научно-технической направленности, в общем количестве учащейся молодежи до 60%; увеличение доли обучающихся учреждений НПО, СПО, ВПО, вовлеченных в программы академической мобильности, до 25%; создание в 100% учреждений профессионального образования системы автоматизированного мониторинга реализации программы; увеличение до 100% доли учреждений профессионального образования, имеющих свои регулярно (не реже 2 раза в месяц) обновляемые сайты в сети "Интернет" и публикующих на них отчеты по результатам своей образовательной и хозяйственной деятельности; подготовка 64 операторов к эффективной реализации автоматизированного мониторинга на местах ежегодно; повышение уровня удовлетворенности работодателей и населения Курской области качеством образовательных услуг учреждений НПО, СПО, ВПО до 70%. Реализация Программы позволит оптимизировать структуру профессионального образования по отношению к потребностям региональной экономики, обеспечить опережающий характер его развития. Кроме того, результатами реализации Программы станут: формирование саморегулируемой региональной сети учреждений профессионального образования, обеспечивающей развитие системы непрерывной профессиональной подготовки и переподготовки, укрепление связей образовательных учреждений с экономикой региона, повышение активности образовательных учреждений в инновационной деятельности; создание и внедрение новых механизмов функционирования и развития региональной системы профессионального образования за счет внедрения и поддержки ресурсосберегающих моделей хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений, вовлечение регионального бизнес-сообщества в процессы стандартизации и сертификации профессиональной подготовки; создание системы воспроизводства кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования; повышение качества и доступности профессионального образования в регионе, увеличение востребованности выпускаемых специалистов за счет качества их подготовки; создание социально ориентированной инновационно-развивающей образовательной среды учебных заведений, привлекательной для молодежи региона; формирование типа выпускника образовательного учреждения через профессиональное воспитание, способного креативно мыслить, работать в команде, управлять производством, владеющего навыками менеджмента, успешно осуществляющего предпринимательскую деятельность; создание системы мониторинга качества и доступности профессионального образования в регионе, основанной на индикаторах и результатах данной Программы, для осуществления дальнейших коррекционных мероприятий в этой сфере I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа Областная целевая программа "Комплексное развитие профессионального образования Курской области на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа) ориентирована на дальнейшую реализацию государственной политики в сфере образования на период до 2015 года. Процессы, происходящие в Курской области, свидетельствуют, что система профессионального образования является активным участником социально-экономического развития. Данная Программа разработана в контексте Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, которая стратегической целью государственной политики в области образования определяет повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина <1>. -------------------------------- <1> Распоряжение Правительства Российской Федерации "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" от 17 ноября 2008 г. N 1662-р. В последнее десятилетие остро проявились старые и обозначились новые проблемы в вопросах развития профессионального образования. 31 августа 2010 г. состоялось совместное заседание Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России по вопросу модернизации профессионального образования. Приоритетами в развитии профессионального образования были определены принципы, направленные на комплексную модернизацию, обуславливающую "... опережающий характер, выражающийся наряду с подготовкой кадров на перспективу, развитие исследовательского сектора, ориентированного на развитие инновационной экономики, создание и внедрение перспективных наукоемких технологий" <2>. -------------------------------- <2> Доклад Президента РФ Д.А. Медведева "Приоритеты развития профессионального образования в России" на совместном заседании Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России по вопросу модернизации профессионального образования 31.08.2010. Актуальность данной проблемы обусловлена неполным соответствием состояния профессионального образования перспективным потребностям инновационной экономики, повышением его роли в ускорении процессов модернизации российского общества, в наращивании и совершенствовании инновационного потенциала, его эффективной реализации как необходимой предпосылки выхода российской и региональной экономики на передовые технологические позиции в мировом сообществе. 1.1. Планирование развития региональной системы профессионального образования на основе прогноза кадровых потребностей Оценивая состояние системы образования Курской области, необходимо учитывать общеэкономическую ситуацию, которая определяется процессами, связанными с восстановлением экономической активности в различных сферах экономики, что позволяет предполагать увеличение реальных объемов ВРП и, соответственно, увеличение бюджетного финансирования образования. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года, одобренной постановлением Курской областной Думы от 24 мая 2007 г. N 381-IV ОД, ведущими отраслями, обеспечивающими основной объем ВРП Курской области, являются промышленность, сельское хозяйство, торговля и коммерческая деятельность по реализации товаров и услуг, строительство, транспорт и связь. В отраслевой структуре промышленного производства области доминирующее положение занимают отрасли - электроэнергетика и черная металлургия. В целом, ведущие отрасли, обеспечивающие основной объем ВРП в регионе, обеспечены учебными заведениями профессионального образования в вопросе подготовки кадров для организации производства. В настоящее время Курск не является центром развития ключевых для Российской Федерации секторов экономики и макрорегиональным административно-политическим центром страны, город не относится к числу крупных транспортно-логистических узлов. Дисбаланс развития рынка труда связан с низкой способностью предприятий базовых отраслей промышленности региона создавать рабочие места, требующие современных ключевых компетенций и высокой квалификации. Эта проблема приводит, прежде всего, к утрате предприятиями области наиболее квалифицированных, мобильных кадров и, как следствие, порождает отток квалифицированных специалистов из области. Основными проблемами развития рынка труда Курской области в настоящее время является растущий дефицит кадров на предприятиях традиционной индустрии и в сельском хозяйстве; старение имеющихся кадров, которое сопровождается трудностями при замещении выбывающих кадров молодыми специалистами. Следствием этого является высокий уровень миграции квалифицированных, молодых кадров в регионы с более высокой оплатой труда. Современная демографическая ситуация в Курской области, как и в Российской Федерации, в значительной степени обусловлена социально-экономическими процессами, происходившими в XX веке. С 1990 г. в Курской области наблюдается сокращение численности населения из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости (естественная убыль населения) в среднем на 9,5 тыс. человек в год. Складывающаяся демографическая ситуация ведет к сокращению числа выпускников общеобразовательных учреждений: с 17,6 тыс. чел. в 2000 году до 10,9 тыс. чел. в 2010 году с аттестатом об основном общем образовании и с 11,1 тыс. чел. в 2000 году до 5,7 тыс. человек в 2010 году с аттестатом о среднем (полном) общем образовании. Начиная с 2002 года, наметился рост основных показателей рождаемости, который уже дал заметные результаты в наполнении начальных классов общеобразовательной школы. Но на срок действия Программы до 2015 года не произойдет увеличение численности абитуриентов образовательных учреждений. Прогнозируемая методом передвижек численность абитуриентов в возрасте 17 - 18 на период действия Программы снизится с 12,5 тыс. до 10,4 тыс. человек на момент окончания. Наиболее катастрофическое сокращение в 1,34 раза произойдет среди выпускников сельских школ. Рис. 1. Прогноз численности выпускников городских и сельских школ Курской области до 2015 года Рисунок не приводится. Данные тенденции в ближайшее время будут сохраняться. Демографический спад привел к росту числа свободных рабочих мест в области производства. Иммиграция для России является источником восполнения численности населения. Миграционные процессы в Курской области в 2008 году характеризовались стабильным миграционным приростом, который компенсировал естественную убыль населения на 19,8%. За 2010 год на миграционный учет поставлено более 48 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства. Многие из них трудоустроились на предприятиях и в организациях Курской области. Необходимо предпринимать шаги по повышению квалификации легальных мигрантов. Инфраструктуру профессионального образования составляет сеть образовательных учреждений, а также систем и служб, обеспечивающих в комплексе процесс и условия воспроизводства квалифицированных рабочих и специалистов. Сеть образовательных учреждений включает учреждения НПО, СПО, ВПО, учебные центры, в которых реализуются программы профессионального образования. Существующая региональная система профессионального образования характеризуется как развивающаяся единая система с полным сектором разноуровневых образовательных программ (от профессиональной подготовки до высшего образования). В настоящее время сеть учреждений начального профессионального образования представлена 23 профессиональными училищами (из них 4 учреждения - профессиональные лицеи) с контингентом более 6,0 тыс. обучающихся. В целях эффективного использования материально-технических ресурсов, оптимизации расходования бюджетных средств и сокращения неэффективных расходов в рамках формирования единого образовательного пространства Курской области проводится оптимизация сети учреждений начального и среднего профессионального образования. Число учреждений НПО сократилось с 36 в 2001 году до 23 в 2010 году, что соответствует общероссийской тенденции. В настоящий момент 10 учреждений промышленного профиля расположены в городах области, 13 учреждений сельскохозяйственного профиля размещены в сельской местности, поселках и районных городах. Оптимизация сети учебных заведений НПО Курской области 36 - 2001 33 - 2002 31 - 2003 31 - 2004 31 - 2005 31 - 2006 29 - 2007 28 - 2008 25 - 2009 23 - 2010 Рис. 2. Изменение численности учебных заведений НПО за 2001 - 2010 гг. Рисунок не приводится. Численность учащихся в учебных заведениях НПО в 2010 г. составила 6017 чел. (рис. 3). Анализ выпуска квалифицированных рабочих учреждений начального профессионального образования свидетельствует об уменьшении числа выпускников. Такая тенденция сохранится и в ближайшие годы. Примечание. По состоянию на 1 января соответствующего года. Рис. 3. Изменение численности учащихся учебных заведений НПО за 2001 - 2010 гг. Рисунок не приводится. Рис. 4. Число выпущенных рабочих учреждениями НПО Рисунок не приводится. Учреждения НПО осуществляют профессиональную подготовку и повышение квалификации рабочих кадров по 78 профессиям для промышленности, агропромышленного комплекса, транспорта, связи, строительства, сферы обслуживания. Учитывая спрос на рынке труда специалистов совмещенных профессий, профессиональные училища готовят кадры сразу по нескольким профессиональным квалификациям. Так, например, группообразующая профессия "мастер отделочно-строительных работ" включает ряд квалификаций: "облицовщик-плиточник", "штукатур", "маляр" и т.д. Данные о выпуске квалифицированных рабочих по отраслям экономики за период 2004 - 2010 гг. свидетельствуют о том, что в Курской области преобладает выпуск рабочих для отраслей промышленности (рис. 5). Рис. 5. Выпуск рабочих учреждений НПО по отраслям экономики (чел.) Рисунок не приводится. В экономике Курской области 2001 - 2010 гг. наметились положительные изменения. С 2002 г. выявлен стабильный рост индекса промышленного производства к предыдущему году, рост ввода жилья, что привело к активной востребованности отдельных рабочих профессий на рынке труда. Отмечается наличие вакантных мест на такие рабочие профессии промышленности как фрезеровщик-универсал, слесарь-инструментальщик, электрик; строительства - каменщик, плотник, столяр-станочник; общественного питания - повар, кондитер. В соответствии с потребностями экономики Курской области в период с 2001 года по настоящее время в образовательных учреждениях начального профессионального образования были открыты 11 востребованных профессий. Ориентация профилей обучения на потребительский спрос способствовала росту востребованности выпускников. В среднем каждое профессиональное училище ведет подготовку по 6 - 8 рабочим профессиям. В профессиональных училищах, расположенных в районах области, готовят не только кадры для сельского хозяйства, которые сейчас практически не востребованы работодателями, но и для других отраслей, необходимых для жизнедеятельности районов. Повышение качества подготовки рабочих кадров, ориентация профилей обучения на потребительский спрос способствовали росту востребованности выпускников. Уровень их трудоустройства вырос с 72,4% в 2001 году до 94,2% в 2010 году. Рис. 6. Уровень трудоустройства выпускников учреждений НПО Курской области Рисунок не приводится. Текущие и перспективные задачи развития экономики региона, а также возрастающая при этом конкуренция на рынке труда ставят систему профессионального образования перед необходимостью кардинальных качественных изменений в подготовке кадров. Работодатели заявляют потребность в подготовке рабочих 4 - 5-го квалификационных разрядов (в то время как около 70% выпускников учреждений НПО получают 3-й разряд), со средним (полным) общим образованием, владеющих смежными профессиями и обладающих целым рядом профессионально значимых качеств (ответственность, дисциплина, коммуникабельность и т.п.). Однако данные требования в большинстве случаев выходили за пределы уровня профессионального образования, реализуемого сегодня в учреждениях НПО, в силу возрастных ограничений контингента обучающихся, его социального статуса, возможностей использования в процессе профессионального обучения современного оборудования, а также возможностей организации производственного обучения и производственной практики на предприятиях и в учреждениях области. Несоответствие структуры предложения профессиональной подготовки структуре спроса организаций на рабочую силу продолжает сохраняться. Среднее профессиональное образование по сравнению с начальным профессиональным образованием является сегодня более востребованным и мобильным. Фактически среднее профессиональное образование разделяет с высшей школой ведущее место в подготовке кадров для всех отраслей экономики и социальной сферы. Система среднего профессионального образования Курской области включает в себя 36 учреждений и 5 филиалов, где учатся более 20 тысяч студентов. Подготовку специалистов со средним профессиональным образованием повышенного уровня осуществляют колледжи. В 2010 г. в Курской области работало 21 среднее специальное учебное заведение со статусом колледжа и численностью студентов 12357 чел. На долю студентов колледжей приходится 61% от общего числа студентов средних специальных учебных заведений (в 2001 г. - 43,8%). В области действуют пять интегрированных учреждений, реализующих программы начального и среднего профессионального образования: Курский государственный политехнический колледж, Железногорский политехнический колледж, Курский автотехнический колледж, Железногорский техникум сервиса и коммерции, Обоянский аграрно-технический техникум. Число образовательных учреждений СПО в области увеличилось с 31 в 2001 году до 41 в 2010 году. Рис. 7. Изменение численности учебных заведений СПО за 2001 - 2010 гг. Рисунок не приводится. С 2007 г. прекратился рост численности обучающихся в ГОУ СПО, что совпадает с общей тенденцией сокращения количества обучающихся. Рис. 8. Количество студентов в учреждениях среднего профессионального образования Рисунок не приводится. Наряду со средним специальным образованием большинство студентов получает смежную рабочую профессию. Обучение ведется по 83 специальностям и направлениям. В структуре подготовки специалистов среднего звена наибольший удельный вес занимают экономические специальности (экономика и бухгалтерский учет, менеджмент, финансы, государственное и муниципальное управление, коммерция, товароведение, банковское дело). На долю учащихся, обучающихся по этим специальностям, в 2009/10 учебном году приходилось более 20% общей численности студентов, что свидетельствует о их востребованности у населения. Образование по медицинским и педагогическим специальностям получал каждый пятый студент. В последние годы возросло количество обучающихся по укрупненным группам специальностей: архитектура и строительство, энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника, приборостроение и оптотехника. Все более популярной формой получения образования становится экстернат, что соответствует тенденции получения профессионального образования в сокращенные сроки для наиболее подготовленных студентов. В форме экстерната ежегодно получают среднее профессиональное образование более 60 человек - это в 3 раза больше чем в 2005 году. Лица, имевшие при поступлении в средние специальные учебные заведения среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным программам, в 2010 г. таких студентов было 7233 (35,8% от общего числа). Повышение качества подготовки специалистов способствовало росту востребованности выпускников СПО. Уровень их трудоустройства вырос с 79,4% в 2001 году до 94,2% в 2010. Рис. 9. Уровень трудоустройства выпускников учреждений СПО Курской области Рисунок не приводится. Система высшего профессионального образования региона является многоуровневой, включающей: бакалавриат, магистратуру, подготовку дипломированных специалистов, а также послевузовское образование (аспирантура и докторантура), дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации и профессиональная переподготовка). Высшее профессиональное образование представлено 24 учреждениями, из них: 7 - государственных образовательных учреждений и филиалов, 16 - негосударственных образовательных учреждений и филиалов и 1 - автономное образовательное учреждение. В государственных вузах и их филиалах учатся - 47659 чел., в негосударственных вузах и филиалах - 11415 чел. Курские вузы активно участвуют в развитии образовательных связей, привлечении на учебу студентов из стран дальнего зарубежья. Всего в вузах Курской области обучается 1177 иностранных студентов. Ежегодно вузы региона принимают около 14 тысяч абитуриентов. В 2001 - 2010 годах всего по целевому приему поступило 3107 студентов. Выпуск специалистов составляет более 11,5 тысяч человек ежегодно, в том числе около 6 тысяч по очной форме обучения. Обучение студентов ведется более чем по 50 направлениям подготовки бакалавров, 170 специальностям и 72 направлениям магистратуры. Подготовка в аспирантуре осуществляется по 150 специальностям. Количество студентов, обучающихся в данных образовательных учреждениях по всем формам обучения, составляет 59074 человека. В государственных вузах обучается 44659 чел., что составляет около 76% от общего количества обучающихся. По очной форме обучения получают образование около 26 тыс. человек (или 44%). Рис. 10. Численность студентов высших учебных заведений Курской области Рисунок не приводится. Значительно увеличилось количество студентов, обучающихся по заочной форме обучения: в 2001 году - 8041 чел., в 2010 году - 30154 чел. Распределение обучающихся по укрупненным группам специальностей свидетельствует, что по-прежнему абитуриентами наиболее востребованы специальности экономической, управленческой и гуманитарной направленности. Прием по этим специальностям составляет 52% от общей численности обучающихся. В том числе по специальностям: +--------------------------------------------------+------------------------+ | Гуманитарной направленности | 16,7% | +--------------------------------------------------+------------------------+ | Экономической и управленческой направленности | 35,3% | +--------------------------------------------------+------------------------+ | Технической направленности | 8,8% | +--------------------------------------------------+------------------------+ | Педагогической | 6,8% | +--------------------------------------------------+------------------------+ | Сельскохозяйственной | 7,2% | +--------------------------------------------------+------------------------+ Структура трудоустройства выпускников очной формы обучения 2010 года государственных и негосударственных учреждений высшего профессионального образования следующая: +-----------+------------+-----------+---------+-------------+---------+-------------+ | Учреждение| Всего | Намерены | Подлежат| Определились| Отпуск | Не | | | выпускников| продолжить| призыву | с трудо- | по | определились| | | очной формы| обучение | в | устройством | уходу за| | | | обучения | | армию | | ребенком| | +-----------+------------+-----------+---------+-------------+---------+-------------+ | ВПО | 5750 | 1375 | 846 | 3051 | 11 | 467 | | | | (23,9%) | (14,7%)| (53,1%) | (0,2%) | (8,1%) | +-----------+------------+-----------+---------+-------------+---------+-------------+ В высших учебных заведениях в 2009 - 2010 гг. были созданы службы (агентства, комиссии, бюро) содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, которые зарегистрированы на сайте координационно-аналитического центра содействия трудоустройству выпускников (г. Москва). Мероприятия, проводимые этими службами, снизили риск нетрудоустройства выпускников всех уровней образования в течение года на 1,8%. Трудоустройство выпускников государственных и негосударственных вузов по укрупненным группам специальностей составляет 91,7%. Вопросы трудоустройства успешнее решаются по технической группе специальностей - в среднем 95,6%; по специальностям отраслей здравоохранения - 97%, образования - 91%. Группу риска в вопросах нетрудоустройства по-прежнему составляют специальности с экономическим, управленческим, гуманитарным образованием - в среднем 70 - 80% трудоустроенных, специальности: физико-математические науки - 65%, безопасность жизнедеятельности - 62%. Анализ регионального рынка труда показывает, что наиболее востребованной категорией являются вакансии, связанные с торговыми операциями (торговый представитель, менеджер по продажам, коммерческий директор, специалист по рекламе, торговый агент). В настоящее время появилась большая группа новых профессий (промоутер, мерчандайзер, супервайзер), потребность в которых продолжает расти. Учреждения ВПО оперативно реагируют на изменения ситуации на рынке труда, вводя новые направления подготовки и специализации на основе имеющихся специальностей. Для обеспечения сбалансированности профиля численности выпускников, учреждений профессионального образования и потребности экономики региона комитетом образования и науки Курской области, совместно с отраслевыми комитетами Правительства Курской области проведена работа, направленная на повышение эффективности и качества подготовки обучающихся и студентов в учреждениях начального, среднего профессионального образования и удовлетворение запросов регионального рынка труда. В условиях отсутствия обоснованного государственного заказа на подготовку кадров реальная структура подготовки, в частности, рабочих кадров, во многом формируется на основе востребованности населением образовательных услуг учреждений НПО и учреждений СПО, которые далеко не всегда соответствуют состоянию и перспективам развития в области экономики и социальной сферы. Необходимы обоснованные прогнозы потребности экономики области в рабочих кадрах и специалистах среднего звена. Причем прогнозы как текущие, так и перспективные. Сохраняется нерациональное использование специалистов со средним профессиональным образованием, низкая цена труда молодого специалиста. Остро стоит проблема развития кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования. Существующий кадровый потенциал (мастера производственного обучения, преподаватели специальных дисциплин) не в состоянии обеспечить уровень качества образования, соответствующий инновационному развитию экономики. Для увеличения доли педагогов и мастеров, занятых внедрением в учебный процесс новых образовательных инновационных технологий, необходимо привлечение в качестве преподавателей специалистов реального сектора экономики, реорганизация региональной системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с требованиями Стратегии социально-экономического развития региона. Вместе с тем, планирование развития системы профессионального образования Курской области связано с решением целого ряда проблем: - сохранение диспропорции в подготовке рабочих кадров и специалистов в учреждениях профессионального образования, разрыва между научно-профессиональным потенциалом системы профессионального образования и потребностями работодателей региона; - проблема отсутствия инструментов совместного с работодателями прогнозирования потребностей в трудовых ресурсах, уровня их квалификации, распределения по сферам экономической деятельности при формировании государственного задания и заказа учреждениям НПО/СПО/ВПО на подготовку, переподготовку, повышение квалификации, что станет возможным в результате реализации Программы. 1.2. Проблема эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных рынков труда Анализ российского и регионального опыта управления профессиональным образованием показывает, что идет поиск моделей структурно-функциональной интеграции учреждений профессионального образования и предприятий отрасли: по уровням образования путем объединения близких по профилю учреждений одного уровня и путем создания многопрофильных образовательных комплексов; объединения научных и образовательных учреждений. В рамках формирования единого образовательного пространства Курской области в период с 2001 г. по 2010 г. проведена структурно-содержательная модернизация сети учреждений начального и среднего профессионального образования в направлении удовлетворения потребностей личности и рынка труда области квалифицированными кадрами, оптимизации расходования бюджетных средств и сокращения неэффективных расходов. В течение 2010 года произошло слияние ряда учреждений НПО с присоединением одних к другим в качестве филиалов, создание нового учреждения СПО на основе слияния учреждений начального, среднего и дополнительного профессионального образования. За анализируемый период пять учреждений НПО преобразованы в учреждения СПО с сохранением подготовки по профессиям начального профессионального образования. Таким образом были созданы ФГОУ СПО "Курский государственный политехнический колледж", ОГОУ СПО "Железногорский политехнический колледж", ОГОУ СПО "Обоянский аграрно-технический техникум", ОГОУ СПО "Железногорский техникум сервиса и коммерции", ОГОУ СПО "Курский автотехнический колледж". Внесены изменения в структуру подготовки рабочих кадров, пересмотрен перечень профессий, по которым ведется обучение рабочих и специалистов. Реорганизация учреждений позволят осуществить непрерывное профессиональное образование для наиболее подготовленных выпускников НПО по сокращенным программам СПО соответствующего профиля, обеспечить специалистами предприятия промышленного и строительного профиля. Это дает возможность образовательному учреждению реализовать профессиональные образовательные программы по сложным, наукоемким профессиям, обеспечить рабочими повышенного уровня квалификации предприятия отрасли связи, а также предприятия радиотехнического и радиоэлектронного профилей как одного из экономических кластеров региона. В рамках структурно-содержательной модернизации сети учреждений профессионального образования будут создаваться новые сетевые объединения научно-исследовательских и учебно-производственных направлений, объединяющие в себе многоуровневую систему подготовки кадров. В 2009 году были созданы региональные образовательные ресурсные центры для совершенствования подготовки специалистов в области высокотехнологичных производств на основе социального партнерства на базе ФГОУ СПО "Курский государственный политехнический колледж" и ОГОУ СПО "Железногорский политехнический колледж". В качестве социальных партнеров выступили филиал концерна "Росэнергоатом" "Курская атомная станция", ОАО "Михайловский ГОК". Осуществлено материально-техническое оснащение указанных учреждений, необходимое для обеспечения их уставной деятельности. Организация переподготовки специалистов - важнейший фактор, в котором кластер промышленности наиболее заинтересован. Учреждения среднего и высшего профессионального образования в настоящее время обладают серьезной материально-технической базой и педагогическим потенциалом, так что обучение взрослых людей находится в их компетенции. Отдельная проблема в этом ряду - подготовка трудовых ресурсов из числа мигрантов из ближнего зарубежья. По данным комитета по труду и занятости Курской области, количество привлекаемых к трудовой деятельности иностранных граждан, начиная с 2008 года, неуклонно снижается. Так, если в 2008 году работодатели планировали привлекать к трудовой деятельности 5342 иностранных гражданина, то в 2011 году - только 1598. Начиная с 2009 года Правительство РФ уменьшает заявленную регионами потребность в иностранных работниках на 15 - 20%, создавая возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки и переподготовки безработных граждан, незанятого населения, высвобожденных работников. По профессионально-квалификационному составу большинство привлекаемых иностранных работников являются квалифицированными специалистами, имеющими среднеспециальное образование. Количество неквалифицированных рабочих за период с 2007 по 2010 снизилось с 5,3% до 0,6% в структуре привлечения в Курскую область иностранной рабочей силы. В вопросах развития высшей школы основным вектором является регионализация государственной политики в сфере высшего профессионального образования. Происходит оптимизация сети высших учебных заведений. За 2 последних года количество образовательных учреждений уменьшилось на 7 (с 31 до 24). Закрыты 1 филиал ГОУ ВПО "Орловский юридический институт МВД РФ", 3 негосударственных вуза - "Медицинский институт" и "Гуманитарно-технический институт", "Академия бизнеса и предпринимательства" (г. Железногорск), 3 филиала НОУ ВПО г. Москвы: Льговский и Курчатовский филиалы СГА, Курский филиал Московского регионального института высшего социально-экономического образования как невостребованные региональным рынком труда и населением области. Сегодня в вузах города Курска сосредоточена большая часть интеллектуального потенциала, которая реализуется в научных и научно-технических программах, разработках, направленных на развитие Курской области. В регионе действует 116 научных школ, ведутся научные исследования более чем по 1 тыс. тем и 138 направлениям, разрабатывается 173 научно-практических проекта. Среди основных мероприятий, получивших финансовую поддержку Администрации Курской области, - Соглашение между Российским гуманитарным научным фондом и Правительством Курской области по проведению регионального научного конкурса в области гуманитарных наук "Центральная Россия: прошлое, настоящее, будущее", которое реализуется с 2006 года. Соглашение позволило активизировать научную деятельность высших учебных заведений. Основным направлением системной интеграции инновационных процессов и создания региональной инновационной экономики Курской области является создание на базе: Юго-Западного государственного университета - технопарка, Курского государственного университета - инновационной корпорации подготовки конкурентоспособных кадров на основе интерактивного взаимодействия со стратегическими партнерами, Курской государственной сельскохозяйственной академии - агропромышленного учебно-научного центра и агротехнопарка, Курского государственного медицинского университета - центра медицинских технологий. В рамках Стратегии социально-экономического развития региона планируется создание технопарка, в рамках которого будут реализовываться следующие приоритетные проекты: "Космические технологии" (разработка и ведение электронных навигационных карт для мониторинга и автономной навигации транспортных средств по территории Курской области), "Стратегические информационные технологии" (создание систем универсального обмена данными в гетерогенных сетях, создание в Курске производства пластиковых смарт-карт с чипами, разработка, внедрение и организация тиражирования автоматизированных систем сбора, обработки, хранения и отображения информации), "Энергоэффективность и энергосбережение" (производство источников электрической энергии на основе твердофазного растворения переходных металлов в наноструктурированном графите, выключателей с наноструктурированными поверхностями контактных пар, низкочастотных акустических расходомеров-счетчиков газа), "Медицинские технологии" (разработка, организация производства и внедрение в клиническую практику инновационного класса лекарственных препаратов для направленной фармакологической коррекции патологии сердечно-сосудистой системы, плазменной установки для обезвреживания и утилизации отходов медицинских технологий, программируемого микроманипулятора с пьезоэлектрическими приводами с дистанционным управлением для медицинских приложений). В регионе в последние годы уделяется пристальное внимание поиску эффективных организационно-управленческих форм, направленных на качественное улучшение системы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов: создаются модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений разных типов и уровней, развиваются механизмы государственно-частного партнерства, формируется многоканальная система финансирования. Инфраструктура профессионального образования должна обеспечивать возможность воспроизводства квалифицированных рабочих и специалистов в соответствии с состоянием и перспективами социально-экономического развития Курской области. При постановке задач и разработке мероприятий по созданию инфраструктуры профессионального образования необходимо руководствоваться, в первую очередь, основными параметрами Стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года, одобренной постановлением Курской областной Думы от 24 мая 2007 г. N 381-IV ОД. Способствовать этому призваны новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). ФГОС третьего поколения предусматривают две составляющие: инвариантную и вариативную. Первая призвана способствовать сохранению единого образовательного пространства России. Вторая составляющая должна учитывать требования регионального рынка труда и отдельных работодателей. Ценность человеческого капитала определяется как уровнем востребованности, так и уровнем мобильности самих работников. Умение ориентироваться на рынке труда, активность, умение находить работу являются одними из важных индикаторов увеличения человеческого капитала. В настоящее время в области проводятся мероприятия по переходу на новый стандарт с привлечением работодателей. Проведен анализ участия работодателей в подготовке специалистов по рабочим специальностям. На сегодняшний день в образовательных учреждениях профессионального образования области вклад работодателей по отдельным профессиям и специальностям составляет от 5 до 25%. В качестве примера можно привести сотрудничество в подготовке кадров ОГОУ СПО "Железногорский политехнический техникум", ФГОУ СПО "Железногорский горно-металлургический колледж" и ОАО "Михайловский ГОК", ОГОУ НПО ПУ N 4 г. Курска и Курского филиала "Почта России", ФГОУ СПО "Курский государственный политехнический колледж" и филиала концерна "Росэнергоатом" "Курская атомная станция". В образовательных учреждениях организованы педагогические научно-практические конференции, в частности, на тему "Модель "Профессиональный стандарт специалиста": проблемы реализации". Состоялись семинары-совещания руководителей учреждений профессионального образования по вопросам "Использование инновационных форм и методов организации профессионального обучения с учетом требований работодателей и ФГОС НПО", "круглый стол" с участием представителей отраслевых комитетов по проблеме "Работа учреждений профессионального образования по реализации Перечня поручений Президента РФ от 09.09.2010 N Пр-2663". При формировании контрольных цифр приема в образовательные учреждения профессионального образования обучающихся учитываются результаты трудоустройства выпускников. Совместно с комитетом по труду и занятости населения Курской области реализуются мероприятия, направленные на опережающее обучение работников, имеющих риск попасть под сокращение, ускоренная профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работающих и ищущих работу граждан. В соответствии с региональной программой, предусматривающей дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда, в 2010 году в образовательных учреждениях профессионального образования проводилась ускоренная подготовка рабочих и специалистов, обучение по ускоренным программам профессиональной подготовки по востребованным профессиям, опережающему профессиональному обучению. Так, в учреждения профессионального образования службой занятости были направлены по всем видам ускоренной подготовки 1398 человек, по заявкам предприятий в рамках опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения, направлены 166 человек. С целью приобретения опыта работы выпускниками учреждений профессионального образования заключены договоры с 280 предприятиями и организациями на стажировку 1019 выпускников учреждений профобразования и 367 наставниками. В целом система высшего профессионального образования Курской области способна удовлетворить потребности регионального рынка труда всех отраслей промышленности, сельского хозяйства, медицины, образования, культуры, бизнеса. Вместе с тем, проведенный анализ показывает, что развитие сети образовательных учреждений и сетевого взаимодействия в региональной системе профессионального образования Курской области сталкивается со следующими основными проблемами. Высокие количественные индикаторы системы профессионального образования пока не реализуются в экономических показателях, характеризующих уровень развития экономики и жизни населения. Это напрямую зависит от решения проблемы неудовлетворенной потребности образовательных учреждений в развитии материально-технической базы. Большинство учреждений профессионального образования области располагают материально-техническим оборудованием учебного и производственного процессов, не соответствующим современным требованиям. Диспропорции в оснащении образовательного процесса учебных заведений и производственных мощностей предприятий приводит к снижению качества профессионального образования. В области необходимо создание ресурсных центров технико-информационного, машиностроительного, сервисно-предпринимательского направлений на базе профессиональных образовательных учреждений региона для повышения доступности современной материально-технической базы при формировании кадрового ресурса и реализации качественных образовательных программ, создание многоуровневых профильных (энергетическое машиностроение и электротехника, электронная техника, радиотехника и связь) учреждений среднего профессионального образования, организация на базе профессионального образовательного учреждения координационного центра академической мобильности и распределенных образовательных программ; оснащение современным учебно-производственным, компьютерным оборудованием и программным обеспечением образовательных учреждений профессионального образования, внедряющих современные образовательные программы и обучающие технологии, с привлечением к этой работе объединений работодателей, коммерческих организаций, предъявляющих спрос на выпускников учреждений профессионального образования. Для современного российского образования характерно рассогласование номенклатуры предоставляемых образовательных услуг и требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда. Это приводит к низкому уровню влияния образования на социально-экономическое развитие как субъектов Российской Федерации, так и страны в целом. Наиболее явно это выражено в профессиональном образовании. Вместе с тем, комплексное развитие системы профессионального образования Курской области связано с решением целого ряда проблем: несовершенство нормативно-правовой базы деятельности учреждений профессионального образования, регулирующей их взаимоотношения с работодателями в решении стратегических вопросов профессионального образования, том числе в формировании структуры подготовки кадров и содержания профессионального образования, профессиональных стандартов и региональных компонентов профессиональных образовательных программ, укреплении и обновлении материально-технической базы учреждений НПО и СПО; необходимость дальнейшей оптимизации сети учреждений системы профессионального образования на основе совершенствования структуры системы профобразования, учитывающей весь имеющийся ресурс на территории региона и обеспечивающей его оптимальное использование, усиления связности системы, сокращения неэффективных расходов; разработка новых региональных подходов к трудоустройству выпускников образовательных учреждений НПО и СПО, активное использования института социального партнерства в трудоустройстве выпускников; проблема ускоренной модернизации учебно-методической базы учреждений профессионального образования, и прежде всего учреждений НПО, в соответствии с развитием ведущих производств промышленности и сельского хозяйства региона, что подчеркивает необходимость их решения в рамках Программы. 1.3. Проблема привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда Значительное количество учебных заведений НПО и СПО, их достаточно равномерное размещение по территории Курской области, относительно краткие сроки и невысокие затраты на обучение обусловливают гибкость и мобильность системы профессионального образования, играющего важную роль не только в подготовке кадров для всех отраслей экономики и социальной сферы, но и в удовлетворении образовательных потребностей населения с ограниченными экономическими возможностями. Однако отсутствие эффективной системы территориально-отраслевой организации ресурсов профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных работодателей, и не соответствующий реальному положению на региональных рынках труда характер профориентационных установок молодежи и их родителей влияют на состояние престижа рабочих профессий. Введение в действие новых федеральных образовательных стандартов (ФГОС) ставит перед общеобразовательной школой в качестве одной из важных целей общего образования - подготовить к профессиональному выбору, т.е. научить ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля. Старшим школьникам должна быть предоставлена возможность осознанно выбирать свое будущее, связывая его с ситуацией на рынке труда. В этих условиях перед системой образования области стоит сложная задача создания комплексной системы организации профориентационной работы. Указанный спрос изучен пока в недостаточном объеме. Как следствие, система профессионального образования, во-первых, отстает от требований рынка труда, во-вторых, ориентируясь на существующую конъюнктуру профессий и специальностей, создает избыток выпускников по некоторым из них, не готовя при этом нужных специалистов. Начальное профессиональное образование характеризуется наименьшей востребованностью среди населения по сравнению со средним специальным и высшим. За период с 2000 по 2009 год прием в учебные заведения системы НПО Курской области сократился в 1,25 раза, выпуск квалифицированных рабочих - 1,1 раза. Уже в самое ближайшее время острый дефицит рабочих кадров может стать тормозом развития экономики. В рамках реализации Программы необходимо сформировать и внедрить методику прогнозирования потребностей в трудовых ресурсах региона в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Курской области на период до 2020 г. Особое значение имеет расширение возможностей для работающей части населения удовлетворять свои потребности в получении высшего (в том числе второго) и среднего профессионального образования. В последние годы произошло резкое увеличение объемов подготовки, переподготовки и повышения квалификации взрослого и незанятого населения за счет средств работодателей, органов по труду и занятости населения, а также собственных средств. Образовательные учреждения и структурные подразделения системы дополнительного профессионального образования осуществляют свою деятельность в условиях постоянно изменяющихся и возрастающих требований к профессионализму и компетентности специалистов всех уровней, переобучению и переквалификации высвобождаемых работников, оказания содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования и др. В связи с этим, особую значимость в системе дополнительного профессионального образования приобретает реализация принципа непрерывности обучения, обеспечивающего удовлетворение потребности в повышении квалификации и переподготовке различных социальных групп и категорий работников. Все вышесказанное свидетельствует о необычайной актуальности на современном этапе профориентационной работы, направленной на повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда. На профессиональный выбор старшеклассников большое воздействие оказывают средства массовой информации, формируя зачастую искаженные образы профессий. Поэтому решающим фактором становится популярность в массовом сознании определенных примеров профессиональной деятельности. Сегодня требуется сломить существующие стереотипы в отношении определенной группы профессий. Это требует организации и проведения комплекса мероприятий по пропаганде рабочих профессий с привлечением представителей СМИ. В области реализуется межотраслевой план мероприятий, направленный на повышение престижа рабочих специальностей, предусматривающий просчет отраслевых потребностей в специалистах с профессиональным образованием, проведение конкурсов по профессии, организацию информационной поддержки мероприятий плана и т.д. В регионе реализуются мероприятия в виде ярмарки вакансий, направленные на содействие трудоустройству выпускников учебных заведений, организуемые комитетом по труду и занятости населения в сотрудничестве с работодателями, образовательными учреждениями и негосударственными биржами труда. С использованием современных технологий создан целый ряд информационных ресурсов, позволяющих ориентироваться в сфере образовательных услуг. Ярким образцом является федеральный портал "Российское образование" (www.edu.ru). Аналогичные по назначению информационные ресурсы создаются в масштабе области. В частности, существует ряд интернет-ресурсов, связанных перекрестными ссылками: сайт информационно-аналитического центра Курской области http://www.iac46.ru/, сайт комитета образования и науки Курской области (http://www.komobr46.ru/), сайты образовательных учреждений и др. Такие ресурсы позволяют определить, где и на каких условиях можно пройти обучение требуемой специальности, а также где можно "заказать" необходимых специалистов. Однако процесс профессиональной ориентации учащейся молодежи ведется бессистемно: учреждения общего образования и учреждения профессионального образования всех уровней ведут работу как отдельные подсистемы образования, не имеющие общих целевых установок и мотиваций. Практика профориентации показывает, что основная роль в ее реализации отводится системе общего образования. Главный образовательный результат при этом - формирование потребности в упорядочении, систематизации информации о мире профессий и послешкольном образовании, моделировании своих правил, начало диалога с трудовой и профессиональной культурой. На достижение этого результата направлено профильное обучение на старшей ступени общего образования. Оно должно способствовать тому, чтобы подросток увидел привычный школьный предмет через призму социально востребованной человеческой деятельности (в первую очередь - профессиональной), спроектировал версии продолжения образования. Приоритетным критерием успешности профориентационной работы общеобразовательной школы считается количество поступивших в вуз выпускников без учета отрасли и востребованности выбранной профессии (специальности). Необходимо, чтобы школа сформировала у подростка принципиальную способность осваивать любые компетентности, с которыми придется встретиться в жизни. Эффективная реализация профильной подготовки должна активно использовать ресурсы не только вузов, заинтересованных в максимально раннем подборе будущих абитуриентов, но также и возможности социокультурного и профессионально-производственного окружения. Важнейшими составляющими регулирования в сфере профессионального образования являются анализ и прогнозирование кадровой ситуации в регионе с последующим информированием всех заинтересованных сторон. Аналитическая и прогностическая информация, подготовленная ответственными за это государственными службами и учреждениями, должна стать достоянием широкой общественности и предметом совместного обсуждения субъектов профобразования. Результаты опроса работодателей, проведенные комитетом по труду и занятости населения Курской области (2009, опрошено 265 чел.), показывают, что последние не спешат делать прогноз в рабочих кадрах даже на ближайшие три года, ссылаясь на условия деятельности своих предприятий, характеризующиеся неустойчивостью и непредсказуемостью. Такое положение свидетельствует, что кадровая политика не является приоритетным направлением работы большинства предприятий и учреждений Курской области. Совершенствование качества этих процессов может произойти за счет сотрудничества с научными сообществами (на условиях привлечения или аутсорсинга). Наиболее слабым местом в формировании готовности выпускников школ к выбору профессии и формированию индивидуальных карьерных траекторий остается информирование потенциальных абитуриентов о кадровых потребностях и спектре соответствующих образовательных предложений в регионе. Согласно областной целевой программе "Содействие занятости населения Курской области на 2008 - 2010 годы" профориентационными услугами за этот период охвачено свыше тридцати тысяч человек. 30% пользователей данной услуги - это молодежь в возрасте от 16 до 30 лет. При этом сложившаяся система профориентации слабо учитывает специфику предпочтений современных подростков и юношей в вопросах выбора коммуникативных каналов получения информации. Среди рекламной продукции преобладают печатные издания. В целях информирования и профессионального консультирования подготовлены и опубликованы более 100 информационных материалов в средствах массовой информации, выпущено более трех тысяч экземпляров брошюр и буклетов. Не отличаются разнообразием, содержательностью и актуальностью размещаемой информации сайты профориентационных организаций и образовательных учреждений. Отсутствуют заказы со стороны отраслевых комитетов области, работодателей на подготовку видеопродукции, фильмов, пропагандирующих позитивные образы современного трудящегося человека. Отсюда вполне предсказуемый результат - востребованные региональной экономикой программы начального и среднего профессионального образования крайне редко становятся объектом осознанного выбора для выпускников общеобразовательных учреждений. 1.4. Проблема модернизации региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования Современное конкурентоспособное профессиональное образование невозможно представить без системы оценки качества образования, которая обеспечивала бы всех участников образовательного процесса, включая родителей, представителей общественности и экспертов, достоверной информацией о различных аспектах деятельности. Формирование такой системы оценивания становится объективной необходимостью для эффективного управления качеством профессионального образования. На протяжении последних десятилетий во всех передовых промышленных странах ведутся систематические поиски наилучших организационных схем сотрудничества между бизнесом и системой профессионального образования с целью создания устойчивой системы взаимодействия учреждений профессионального образования, регионального бизнеса и государственных структур, обеспечивающей высокое качество подготовки квалифицированных рабочих и специалистов. Модернизация российского профессионального образования является сложным и многоаспектным системным явлением. Одной из сторон, определяющих эффективность предпринимаемых мер, является система региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования. Принцип государственно-общественного управления качеством образования заложен в Законе "Об образовании" в 1992 году. В 2006 году было достигнуто соглашение по реализации этого принципа. При содействии Союза промышленников и предпринимателей организовано Национальное агентство развития квалификаций. В настоящее время небольшое количество регионов (Алтайский край, Татарстан и некоторые другие) создали действующую модель сертификации квалификаций по отдельным направлениям деятельности. Ассоциация юристов России предлагает услуги по профессионально-общественной аккредитации специальности "Юриспруденция". Создание эффективных организационных схем сотрудничества между бизнесом и системой профессионального образования с целью создания устойчивой системы взаимодействия учреждений профессионального образования, регионального бизнеса и государственных структур, обеспечивающей высокое качество подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, является одним из важнейших элементов повышения качества профессионального образования в целом. Большинство работодателей проявляют обеспокоенность по поводу отсутствия у выпускников практически всех уровней профессионального образования достаточных знаний, навыков и умений для успешной работы. Работодатели вынуждены при приеме на работу выпускников ужесточать требования или же затрачивать значительное время на практическую подготовку работников. Создание и реализация механизмов общественно-государственного взаимодействия при определении номенклатуры и формировании государственного заказа на разработку наиболее значимых с точки зрения кадрового обеспечения социально-экономического развития региона программ профессионального образования и профессиональной подготовки позволят сформировать государственно-общественную систему оценки качества профессионального образования в Курской области. Ответственное и равноправное участие в этой работе объединений работодателей рассматривается как условие обеспечения соответствия перечня разрабатываемых программ и их содержания требованиям регионального рынка труда. Реализация Программы позволит развить систему управления качеством подготовки специалистов. 1.5. Проблема внедрения новых финансово-экономических механизмов в региональную систему профессионального образования Образование, обеспечивая "человеческий капитал", все в большей степени ориентируется на запросы рынка труда, а образовательные учреждения сами становятся субъектами рыночной экономики. Инвестиции в человеческий капитал служат основой рыночной оценки человеческого капитала. Формирование человеческого капитала представляет собой прежде всего учебную деятельность самого человека, затраты его жизненного времени. Финансирование науки, прикладных исследований и разработок относится к инвестициям в национальный человеческий капитал. Индивид осваивает часть научных знаний через обучение и повышение квалификации. Поэтому инвестициями в человеческий капитал следует считать расходы на приобретение научной литературы, доступ к базам научных данных, конвертацию научных результатов в интеллектуальный капитал человека. Затраты на человеческий капитал в значительной мере выражают текущие затраты на поддержание работоспособности и здоровья человека. Важным фактором, характеризующим региональную систему профессионального образования, является то, что, несмотря на все большую коммерциализацию, она сохраняет бюджетный характер. В учреждениях среднего профессионального образования на бюджетной основе обучаются 67% студентов. В учреждениях высшего профессионального образования региона около 40% студентов обучается на бюджетной основе. Количество студентов, обучающихся за счет средств внебюджета 2007 год - 36448 2008 год - 39605 2009 год - 39024 2010 год - 34005 Количество студентов, обучающихся за счет средств бюджета 2007 год - 24649 2008 год - 25069 2009 год - 24924 2010 год - 25069 Рис. 2. Изменение численности студентов учебных заведений ВПО, обучающихся за счет внебюджетных средств, за 2007 - 2010 гг. в общей структуре учащихся Рисунок не приводится. Кроме этого, возможности поступления на бюджетную основу дает целевой набор, осуществляемый в соответствии с распоряжением Губернатора Курской области от 05.03.2001 N 117-р "О целевой подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием". Ежегодно вузами в рамках этого набора выделяется около 500 бюджетных мест, преимущественно для поступления в целях поддержки сельской молодежи. В системе финансирования профессионального образования произошли глубокие перемены: возникли новые типы организаций, появились новые источники финансирования, доля которых в общем объеме финансовых ресурсов высшего образования стала быстро увеличиваться. К основным источникам финансирования системы образования в настоящий момент можно отнести: финансирование из государственного бюджета, через специальные целевые (как федеральные, так и региональные) программы и проекты, из бюджетов родителей обучающихся, из бюджетов предприятий и учреждений. Объем финансирования подведомственных комитету образования и науки Курской области учреждений профессионального образования на 01.01.2011 составил: 830103,0 тыс. рублей - средства бюджета Курской области; 63597,2 - средства, поступившие от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности; 26580,0 - иные источники финансирования. Наряду с традиционными формами финансирования образовательными учреждениями стали применяться инновационные, связанные как с внедрением частно-государственного партнерства, так и с привлечением средств грандов и конкурсов. С 2007 года в приоритетный национальный проект "Образование" включено направление "О мерах государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования". Конкурсный отбор проводится с целью оказания учебным заведениям государственной поддержки посредством предоставления им субсидий из федерального бюджета в объеме от 20 до 30 млн. рублей на реализацию их инновационных образовательных программ. При отборе образовательных учреждений одним из важнейших факторов являлась поддержка средствами работодателей подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств. Условием участия учреждений НПО/СПО в конкурсе выступает софинансирование их образовательных программ за счет средств работодателей, бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств образовательного учреждения. Наличие современной учебно-материальной базы, высококвалифицированных специалистов дало возможность ФГОУ ССПО "Курский государственный политехнический колледж" дважды победить в конкурсном отборе инновационных образовательных программ. Все большее распространение в системе профессионального образования области получает механизм частно-государственного партнерства, обеспечивающий повышение эффективности финансирования образования. Участие работодателей в деятельности учреждений профессионального образования осуществляется в форме передачи на безвозмездной основе имущества и оборудования, финансового обеспечения практики студентов, проведения стажировок мастеров производственного обучения и преподавателей на предприятиях и в организациях и т.д. Однако наметившаяся тенденция привлечения дополнительных средств образовательными учреждениями нуждается в более активном стимулировании. Следует отметить, что официальные статистические данные по вкладу средств родителей и бизнеса в финансирование профессионального образования на данный момент не собираются, идет работа лишь по совершенствованию статистических показателей ресурсной обеспеченности системы профессионального образования. При этом наблюдаемое недостаточное государственное финансирование в размере 30 - 60% от планового бюджета вынуждает развивать платное образование по непрофильным направлениям и специальностям, востребованным со стороны потребителей образовательных услуг в лице учащихся и их родителей. В настоящий момент отсутствует механизм, стимулирующий экономически эффективную модель деятельности учреждений профессионального образования. Нуждается в кардинальном реформировании система финансирования профессионального образования, в результате чего необходимо перейти от сметного финансирования образовательных учреждений к целевому финансированию образовательных программ. Бюджет образовательных учреждений должен быть ориентирован на достижение планируемых результатов образования. Необходимо разработать нормативы финансирования учреждений начального и среднего профессионального образования. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|