Расширенный поиск

Постановление Губернатора Костромской области от 05.05.2006 № 369

 



                  ГУБЕРНАТОР КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ                   


                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е                     


                      от 5 мая 2006 г.  N 369

                                      Утратил силу - Постановление
                                     Губернатора Костромской области
                                          от 18.04.2011 г. N 46                      


О повышении устойчивого функционирования организаций в чрезвычайных
            ситуациях на территории Костромской области            


     В целях обеспечения устойчивого  функционировании  организаций
Костромской   области   в  чрезвычайных  ситуациях,  руководствуясь
Федеральным законом от 21 декабря  1994  года  N  68-ФЗ  "О  защите
населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  природного  и
техногенного характера",  Постановлением  Правительства  Российской
Федерации  от  30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной
системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций". Законом
Костромской  области  от  5  мая  1995 г. N 7 "О защите населения и
территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного
характера"  и  постановлением губернатора Костромской области от 20
декабря  2005  г.  N  783  "О  территориальной  подсистеме   единой
государственной  системы  предупреждения  ""ликвидации чрезвычайных
ситуаций Костромской области", постановляю:
     1. Утвердить прилагаемые основные  рекомендации  по  повышению
устойчивого  функционирования  организаций в чрезвычайных ситуациях
на территории Костромской области.
     2. Исполнительным органам государственной  власти  Костромской
области   обеспечить   контроль   за  своевременной  разработкой  и
реализацией   планов   мероприятий   по    повышению    устойчивого
функционирования в чрезвычайных ситуациях организаций.
     3.  Рекомендовать  руководителям  организаций,  независимо  от
организационно-правовых    форм,    руководствуясь    утвержденными
основными рекомендациями (приложение к постановлению),  разработать
планы   мероприятий   по   повышению  устойчивого  функционирования
организаций в чрезвычайных ситуациях до 15 декабря 2006 года.
     4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных
образований:
     4.1. Разработать планы мероприятий  по  повышению  устойчивого
функционирования   организаций   в   муниципальных  образованиях  в
чрезвычайных ситуациях до 1 января 2007 года.
     4.2. Организовать разработку указанных  планов  организациями,
находящимися  в  границах  муниципального образования, и обеспечить
контроль за ходом их разработки.
     4.3. Информацию о завершении  разработки  планов  направить  в
управление  по обеспечению пожарной безопасности и защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций  Костромской  области  до  20
января 2007 года.
     5. Признать утратившим силу постановление главы  администрации
Костромской  области  от  10  июля  1996  года  N  406 "О повышении
устойчивости  функционирования   объектов   экономики   Костромской
области в чрезвычайных ситуациях".
     6. Контроль за выполнением настоящего постановления  возложить
на первого заместителя главы администрации области Цикунова Ю.Ф.
     7.  Настоящее  постановление  вступает  в  силу  со  дня   его
подписания.

                                                         Губернатор
                                                Костромской области
                                                       В.А.ШЕРШУНОВ





                                                         Приложение

                                                         Утверждено
                                                     постановлением
                                                        губернатора
                                                Костромской области
                                           от 5 мая 2006 года N 369

                       ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ                       
       ПО ПОВЫШЕНИЮ УСТОЙЧИВОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ       
    В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА ТЕРРИТОРИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ     
                                                                   
                           1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ                      

     Данные  основные   рекомендации   по   повышению   устойчивого
функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях разработаны в
соответствии   с   Методическими    рекомендациями    по    основам
устойчивости     функционирования     экономики    и    территорий,
разработанными Академией Гражданской обороны МЧС  России,  и  носят
рекомендательный характер.
     1.1. Под устойчивой работой (функционированием) организаций  в
чрезвычайных  ситуациях  (далее  -  ЧС)  понимается  их способность
производить продукцию в установленных номенклатуре  и  объеме  (для
организаций   непроизводственной   сферы  -  способность  выполнять
заданные функции).
     1.2.      Подготовка      организации,      независимо      от
организационно-правовых форм, к устойчивому функционированию в ЧС -
это   комплекс    экономических,    организационных    мероприятий,
осуществляемых с целью достижения устойчивого ее функционирования в
ЧС.
     1.3. Повышение  устойчивого  функционирования  (далее  -  ПУФ)
организаций  достигается  осуществлением  мероприятий, направленных
на:
     - предотвращение и уменьшение возможности образования  крупных
производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий;
     -  снижение  возможных  потерь  и  разрушений  в   случае   их
возникновения, а также от современных средств поражения и вторичных
поражающих факторов;
     -  создание  условий  для   ликвидации   последствий   аварий,
катастроф  и  стихийных  бедствий, а также последствий в результате
применения современных средств вооруженной борьбы, проведение работ
по    восстановлению    нарушенного    хозяйства    и   обеспечение
жизнедеятельности населения.
     Непосредственное   руководство   разработкой   и   проведением
мероприятий по ПУФ организаций осуществляют их руководители. На них
возлагается   ответственность   за   выделение   для   этих   целей
необходимых материальных и финансовых средств.
     1.4. Основными направлениями ПУФ организации являются:
     -  обеспечение  защиты  рабочих,   служащих,   членов   семей,
населения,  проживающего  в  ведомственных населенных пунктах, и их
жизнедеятельности в ЧС;
     - рациональное размещение производственных фондов  организации
на соответствующей территории;
     - подготовка организации к работе в ЧС;
     - подготовка к выполнению работ по восстановлению  организации
в ЧС;
     - подготовка системы управления организацией для решения задач
в ЧС.
     По основным  направлениям  в  организациях  разрабатываются  и
осуществляются   мероприятия   по   ПУФ   с   учетом  специфики  их
деятельности и перспектив дальнейшего развития.
     1.5.  Мероприятия  по  ПУФ   организаций   разрабатываются   и
осуществляются,  в  основном,  заблаговременно,  а  также  с учетом
перспектив  развития  и  совершенствования   способов   и   средств
поражения  экономики в военное время, возможных последствий крупных
производственных аварий, катастроф и стихийных  бедствий  в  мирное
время.
     Мероприятия,  которые  по  своему  характеру  не  могут   быть
осуществлены  заблаговременно, проводятся в возможно короткие сроки
в ЧС (например, эвакомероприятия, изменения технологических режимов
работы, производственных связей, структуры управления и др.).
     1.6.  Мероприятия  по  ПУФ  организаций,  включенные  в   план
экономического  и  социального  развития,  рекомендуется выделять в
отдельное  приложение,  которое  может  называться  планом  по  ПУФ
организаций.
     Часть  мероприятий  по  ПУФ  организаций  предусматривается  в
соответствующих  планах  гражданской обороны и защиты населения (на
мирное и на военное время).
     1.7. Контроль за выполнением  мероприятий  и  заданий  по  ПУФ
организаций,   предусмотренных   планами   социально-экономического
развития,  мобилизационными   планами;   осуществляется   плановыми
органами,  вторыми управлениями и отделами, другими функциональными
управлениями и отделами в установленном порядке.
     Контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных в  планах
действий  по  предупреждению  и ликвидации ЧС, в планах гражданской
обороны и защиты населения, осуществляют соответствующие  постоянно
действующие   органы   управления  единой  государственной  системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС)  -
Министерство  Российской  Федерации  по  делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных  бедствий
(далее   -   МЧС   России),   подразделения   федеральных   органов
исполнительной власти для решения задач в области защиты  населения
и  территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны,
территориальные органы, уполномоченные на решение задач  в  области
защиты  населения  и  территорий  от  чрезвычайных ситуаций и (или)
гражданской  обороны   в   составе   или   при   органах   местного
самоуправления.
     С  целью  оценки  эффективности  мероприятий   по   подготовке
организаций  к устойчивому функционированию в чрезвычайных условиях
проводятся специальные учения гражданской обороны.
     1.8. В целом общая схема организации работы по ПУФ организаций
делится на три основных этапа:
     - исследовательский, на котором выявляются  "слабые",  "узкие"
места  в  деятельности  организаций,  вырабатываются предложения по
устранению этих "слабых", "узких" мест;
     -  этап  проверки  и  оценки   предлагаемых   мероприятий   на
эффективность  и выбора наиболее целесообразных решений для данных,
условий (учения гражданской обороны);
     - этап реализации обоснованных и проведенных мероприятий через
установленную систему планирования и контроля.

             2. ТИПОВЫЕ ПЕРЕЧНИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПУФ ОТРАСЛЕЙ        
                        ЭКОНОМИКИ И ОРГАНИЗАЦИЙ                    

     2.1. При построении  алгоритма  действий  по  выработке  плана
основных  мероприятий  необходимо  исходить  из  требований базовых
нормативных документов по  повышению  устойчивого  функционирования
отраслей        промышленности,       транспорта,       энергетики,
сельскохозяйственного производства и других отраслей в чрезвычайных
ситуациях.
     2.2. Основными этапами выбора  и  обоснования  мероприятий  по
предотвращению  (снижению  риска)  возникновения аварий и катастроф
являются:
     2.2.1.  Выявление   возможных   источников   ЧС   (сооружения,
технологические  установки,  виды производств, емкости с аварийными
химически  опасными  веществами  (далее  -  АХОВ),  оборудование  с
опасными параметрами, способы организации производства и т.п.);
     2.2.2.   Анализ   риска    возникновения    ЧС    на    каждом
элементе-источнике    ЧС    и   возможных   социально-экономических
последствий;
     2.2.3. Выбор основных путей  предотвращения  (снижения  риска)
возникновения ЧС;
     2.2.4. Выбор мероприятий по  предотвращению  (снижению  риска)
возникновения ЧС, осуществляемый по следующим направлениям:
     2.2.4.1. Защита персонала (населения) и подготовка системы его
жизнеобеспечения
     Для обеспечения защиты производственного персонала (населения)
и  подготовки  системы  его  жизнеобеспечения, определения основных
путей реализации этих требований необходимо:
     -  выявление  источников  ЧС;   прогнозирование   последствий;
уменьшение количества источников ЧС;
     -  совершенствование  основных   фондов   и   производственных
процессов;
     -  разработка  (уточнение)  и  соблюдение  требований  и  норм
безаварийного производства;
     - эффективный контроль за состоянием основных производственных
фондов (далее - ОПФ);
     - проведение регулярного техобслуживания и ремонта ОПФ;
     - повышение квалификации персонала  в  области  безаварийности
производства.
     В случае невозможности полностью исключить риск  возникновения
ЧС необходимо обеспечить защиту производственного персонала путем:
     - своевременного оповещения персонала об  аварии  и  стихийном
бедствии (угрозе);
     - создания и подготовки сил и средств для защиты  персонала  в
условиях ЧС;
     - обучения персонала способам защиты в условиях ЧС;
     - подготовки к оказанию первой медицинской помощи;
     - подготовки системы жизнеобеспечения к работе в условиях ЧС.
     2.2.4.2. Рациональное размещение объектов и их элементов
     При создании новых,  реконструкции  (расширении  существующих)
объектов   организаций   необходимо   учитывать   требования  к  их
размещению, а также к  размещению  их  элементов.  Исходя  из  этих
требований,   выделены   наиболее   общие  (универсальные)  типовые
мероприятия, а именно:
     размещение  объектов  и  выбор  площадок  для  размещения   их
элементов  с  учетом  рельефа, грунтовых и климатических условий, а
также других особенностей местности;
     исключение  (ограничение)  размещения  элементов  объекта   на
локально неблагоприятных участках местности;
     рассредоточение элементов крупных объектов и их разукрупнение,
ограничение расширения крупных производств;
     ограничение  размещения  опасных  объектов  в  зонах   опасных
природных  явлений и размещение их на безопасном удалении от других
объектов;
     строительство   базисных   складов   для   храпения   вредных,
взрывоопасных   и   легковоспламеняющихся   веществ   за  пределами
территории объекта в загородной зоне;
     2.2.4.3. Снижение тяжести (локализация) последствий ЧС
     Уменьшение ущерба  производственному  персоналу  и  населению,
снижение   экономического   ущерба   и   ограничение   (исключение)
негативного воздействия на окружающую среду достигается проведением
заблаговременных мероприятий по снижению тяжести последствий ЧС.

     Цели должны достигаться путем:
     - защиты ОПФ от поражающих факторов ЧС;
     - проведения специальных природоохранных мероприятий.
     Защита ОПФ:
     - повышение физической стойкости ОПФ;
     - установка пожарной сигнализации, систем пожаротушения;
     -  внедрение  технологий,  конструкций  зданий,  оборудования,
обеспечивающих   снижение  вероятности  возникновения  аварийных  и
чрезвычайных ситуаций;
     - защита уникального и ценного оборудования, подготовка его  к
эвакуации.

     Природоохранные мероприятия:
     - очистка стоков, газов;
     - герметизация оборудования, трубопроводов;
     - снижение использования в  технологиях  веществ,  разрушающих
озоновый слой атмосферы.
     2.2.4.4. Подготовка к работе в условиях ЧС
     Подготовка объектов организаций к работе в условиях ЧС  должна
осуществляться путем:
     - обеспечения выпуска  важнейших  видов  продукции  (услуг)  в
условиях ЧС;
     -  устойчивою  снабжения   объектов   материально-техническими
ресурсами, энергией и водой;
     - обеспечения безопасности работающей, смены.
     С  учетом  этих  требований,  мероприятиями  в  этой   области
являются:
     - оценка возможностей выпуска важнейших видов продукции;
     - совершенствование производственных связей с поставщиками;
     -  подготовка  к   независимому   функционированию   отдельных
производств;
     - подготовка к работе по упрощенной технологии;
     -      создание      минимально      необходимых       запасов
материально-технических ресурсов;
     - подготовка к использованию местных ресурсов;
     - обеспечение автономными источниками энерго- и водоснабжения;
     - использование кабельных линий электропередач (далее - ЛЭП);
     - электроснабжение объекта от двух и более источников;
     -   подготовка   к   централизованному   отключению   отельных
потребителей;
     - обеспечение аварийного освещения территории и помещений;
     - обеспечение объектов системами  оборотного  водоснабжения  и
автономными водозаборами;
     - своевременное оповещение персонала  об  аварии  и  стихийном
бедствии (угрозе их возникновения);
     - создание и подготовка сил и средств для защиты  персонала  в
условиях ЧС;
     - обучение персонала способам защиты в условиях ЧС;
     - подготовка к оказанию первой медицинской помощи;
     - подготовка системы жизнеобеспечения к работе в условиях ЧС.
     2.2.4.5.  Подготовка  системы  управления,   сил   и   средств
функциональных подсистем РСЧС к ликвидации последствий ЧС
     Подготовка системы управления, сил  и  средств  функциональных
подсистем   РСЧС  к  ликвидации  последствии  аварий,  катастроф  и
стихийных бедствий должна быть направлена на:
     - создание условий для своевременного оповещения  персонала  и
населения;
     - проведение спасательных и других неотложных работ  (далее  -
СДНР).

     Цели достигаются путем:
     - заблаговременной подготовки сил и средств РСЧС;

     Типовыми мероприятиями по подготовке сип и средств являются:
     - создание и  обучение  формирований,  материально-техническое
обеспечение;
     - создание резервных фондов материально-технических ресурсов;
     - подготовка к развертыванию постов наблюдения и контроля;
     - подготовка к использованию местных ресурсов;
     - обеспечение автономными энерго-, водоисточниками;
     - создание и сохранность страхового фонда документации;
     - подготовка системы управления функциональных подсистем РСЧС.

     Типовыми  мероприятиями  по  подготовке   системы   управления
функциональной подсистемы РСЧС являются:
     -  разработка  и  постановка  задач  отраслевым   звеньям   на
ликвидацию последствий аварии (далее - ЛПА), ЧС;
     -     обеспечение      отраслевых      органов      управления
нормативно-технической документацией;
     - создание сети наблюдения и лабораторного контроля  (далее  -
СНЛК) на территории объектов отрасли и прилегающей местности;
     - создание и поддержание в готовности систем оповещения;
     - создание систем сбора и анализа информации об источниках ЧС;
     - создание системы пунктов управления;
     - развитие системы связи в отрасли;
     - уточнение прогнозов возможных ЧС и планов действий;
     - организация взаимодействия отраслевых органов  управления  с
территориальными и функциональными подсистемами, включающей:
     - подготовку отраслевых и объектовых автоматизированных систем
управления (далее - АСУ) к работе в ЧС;
     - подготовку персонала органов управления отрасли и объекта;
     -  обеспечение  контроля   за   безопасным   функционированием
объектов и их готовностью;
     - обеспечение НИОКР по проблемам повышения устойчивости.

          3. ТИПОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПУФ В ОТРАСЛЯХ С ОПАСНЫМИ      
                       ОБЪЕКТАМИ (ПРОИЗВОДСТВАМИ)                  

                    3.1. РАДИАЦИОННО ОПАСНЫЕ ОБЪЕКТЫ               

     3.1.1.  обеспечение  производственного   персонала   защитными
сооружениями (далее - ЗС);
     3.1.2.  обеспечение  производственного  персонала   средствами
индивидуальной защиты (далее - СИЗ);
     3.1.3.  защита   водоисточников,   систем   водоснабжения   от
радиоактивных веществ (РВ);
     3.1.4. создание систем оповещения персонала и населения;
     3.1.5. контроль за радиационной обстановкой  на  объекте  и  в
санитарно- защитной зоне;
     3.1.6. подготовка к эвакуации не занятого персонала в ЛПЛ;
     3.1.7. подготовка к укрытию персонала в ЗС  (вода,  питание  и
т.п.);
     3.1.8.   накопление   медицинских   средств   для   экстренной
профилактики;
     3.1.9. подготовка  к  санитарной  обработке  производственного
персонала;
     3.1.10. обучение персонала способам действий при ЧС;
     3.1.11. регулярный медицинский контроль и соблюдение режима;
     3.1.12. установление оптимальных расстояний  между  элементами
объекта;
     3.1.13. создание санитарно-защитной  зоны  и  зоны  наблюдения
вокруг объекта;
     3.1.14. использование дублированных последовательных систем  и
устройств предохранения на потенциально опасном оборудовании;
     3.1.15.   создание   на   оборудовании   локализующих   систем
безопасности;
     3.1.16. внедрение систем безопасности (пассивные устройства  и
с  внутренней  самозащищенностью),  функционирующих  при  различных
природных ЧС;
     3.1.17.  поддержание  уровня  пожаробезопасности,  обеспечение
безаварийной остановки работы предприятий;
     3.1.18. обеспечите дистанционного  автоматического  управления
при нормальных условиях;
     3.1.19.  совершенствование   средств   и   способов   хранения
радиоактивных отходов, систем очистки;
     3.1.20. непрерывный контроль за безопасностью функционирования
и периодический отчет перед органами госнадзора и контроля;
     3.1.21. рациональный выбор  мест  хранения  отходов  с  учетом
риска;
     3.1.22.  предотвращение   взрывоопасного   энерговыделения   в
активной зоне;
     3.1.23. строгий учет количества, мест нахождения и перемещения
радиоактивных веществ;
     3.1.24.  запрещение   затопления   радиоактивных   отходов   и
материалов;
     3.1.25.  запрещение  ввоза  в  целях  хранения  и  захоронения
радиоактивных веществ;
     3.1.26. запрещение взрывных работ вблизи объекта;
     3.1.27.   подбор,   подготовка   (переподготовка)   персонала,
тренажеры;
     3.1.28.  защита  систем   безопасности   от   разрушения   при
запроектных ЧС;
     3.1.29. подготовка к аварийному отводу тепла;
     3.1.30. подготовка к дезактивации территории, зданий,  техники
и оборудования;
     3.1.31.    предотвращение    распространения    радиоактивного
заражения транспортных средств и т.п.;
     3.1.32.  усиление  контроля  за   радиоактивным   загрязнением
окружающей среды при возникновении ЧС;
     3.1.33. разработка мер по усилению контроля за работой  систем
безопасности  в  случае  возникновения  (угрозы)  опасных природных
явлений;
     3.1.34. разработка режимов работы персонала в случае аварии  с
выбросом радиоактивных веществ.

                     3.2. ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫЕ ОБЪЕКТЫ                

     3.2.1. обеспечение персонала ЗС;
     3.2.2. обеспечение персонала СИЗ;
     3.2.3. защита водоисточников и систем  водоснабжения  объектов
от АХОВ;
     3.2.4.  создание  системы  оповещения  персонала  и  населения
вблизи объектов;
     3.2.5.  обеспечение  вытяжными  системами   и   аспирационными
установками  для  удаления  газов,  паров,  аэрозолей  от  мест  их
образования;
     3.2.6. подготовка к эвакуации персонала, не занятого  работами
по ЛПА;
     3.2.7. подготовка к обеспечению  укрываемых  в  ЗС  продуктами
питания и пр.;
     3.2.8. подготовка к санитарной обработке персонала;
     3.2.9. накопление медицинских средств для  первой  медицинской
помощи;
     3.2.10. обучение персонала способам защиты от АХОВ и действиям
в ЧС;
     3.2.11. подготовка к использованию  верхних  этажей  зданий  и
возвышенностей;
     3.2.12.   регулярный   медицинский   контроль   и   соблюдение
санитарно-гигиенического режима на объектах;
     3.2.13.   размещение   объектов   с    подветренной    стороны
относительно городов и населенных пунктов;
     3.2.14.  размещение  складов  с  АХОВ  с  подведенной  стороны
основных цехов объектов, где работает наибольшее число персонала;
     3.2.15.  создание  санитарно-защитных  зон  и  зон  наблюдения
вокруг объектов;
     3.2.16.  ограничение   объемов   АХОВ,   легковоспламеняющихся
горючих  жидкостей (далее - ЛВГЖ), взрывчатых веществ (далее - ВВ),
хранящихся на территории объекта;
     3.2.17.  подземное  хранение  АХОВ,  ЛВГЖ,  ВВ;   обвалование,
поддоны;
     3.2.18. сооружение защитных оболочек вокруг емкостей с АХОВ;
     3.2.19. применение  автоматических  устройств,  блокировок  на
технологических линиях;
     3.2.20. герметизация  оборудования  и  трубопроводов  с  АХОВ,
бесшовные трубы;
     3.2.21. регулярный контроль состояния оборудования, емкостей с
АХОВ, ЛВГЖ, ВВ;
     3.2.22.  своевременное  техобслуживание  и   ремонт   (замена)
элементов объекта;
     3.2.23. строгий учет количества, мест нахождения и перемещения
АХОВ;
     3.2.24.  подготовка  к  дегазации  территории,   оборудования,
транспорта;
     3.2.25.       обеспечение       объектовых        формирований
материально-техническими  средствами  (далее - МТС) для локализации
ЧС;
     3.2.26. устройство ловушек,  направленных  стоков  для  приема
разлившихся АХОВ;
     3.2.27.   оснащение   технологических   линий,   трубопроводов
системой экстренного опорожнения;
     3.2.28. внедрение систем автоматической нейтрализации АХОВ;
     3.2.29.  внедрение  резервного  (дублирующего)  газоочистного,
пылеулавливающего оборудования;
     3.2.30.   обеспечение   возможности   автономного   управления
оборудованием при аварии с выбросом АХОВ;
     3.2.31. разработка мер по усилению контроля  за  зараженностью
территорий объекта экономики и местности;
     3.2.32.  разработка  режимов  работы  персонала   в   условиях
заражения объекта;
     3.2.33. регулирование (контроль) импорта и экспорта АХОВ.

                    3.3. ВЗРЫВОПОЖАРООПАСНЫЕ ОБЪЕКТЫ               

     3.3.1. обеспечение персонала ЗС;
     3.3.2. обеспечение персонала СИЗ;
     3.3.3. изоляция взрывоопасных зон прочными степами;
     3.3.4. использование рельефа и других  особенностей  местности
для изоляции рабочих помещений от опасных зон;
     3.3.5. подготовка к эвакуации персонала, не занятого ЛПА, ЧС;
     3.3.6.  подготовка   к   обеспечению   укрываемых   в   ЗС   и
эвакуированных продуктами и т.п.;
     3.3.7.  накопление  медицинских  средств  первой   медицинской
помощи;
     3.3.8. обучение персонала действиям при угрозе  взрыва  и  при
пожаре;
     3.3.9. размещение объектов и их элементов с учетом  рельефа  и
других особенностей;
     3.3.10. создание во взрывопожароопасных зонах инертной среды;
     3.3.11. предотвращение образования  взрывоопасных  смесей  при
пожарах;
     3.3.12.  автоматический  контроль  и   регулирование   состава
технологических смесей (определение концентрации);
     3.3.13.  установка  автоматических  устройств  для  подавления
взрыва (обнаружение, тушение пожара);
     3.3.14.   разработка   высоконадежных   средств   и   способов
транспортировки ВВ, ЛВГЖ;
     3.3.15. обеспечение грозозащитными устройствами;
     3.3.16.  установка  предохранительных  клапанов   для   сброса
давления;
     3.3.17. обеспечение прочности  паровых  котлов,  автоклавов  и
других емкостей, работающих под давлением;
     3.3.18. использование несгораемых конструкций и материалов;
     3.3.19. создание противопожарных разрывов  и  минерализованных
полос;
     3.3.24.   обеспечение   пожарными   водоемами   и   средствами
пожаротушения;
     3.3.25. подготовка пожарных проездов для пожарной техники.

     3.4. ОБЪЕКТЫ, РАСПОЛОЖЕННЫЕ В ЗОНАХ ОПАСНЫХ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ 
          (лесные пожары, половодье, паводок, резкое понижение     
                   температуры атмосферного воздуха)               

     3.4.1. создание необходимой физической стойкости к  поражающим
факторам ЧС;
     3.4.2. создание  укрытий  для  производственного  персонала  в
районах расположения;
     3.4.3.  утепление  рабочих  помещений,  зданий,  сооружений  и
тепловых сетей;
     3.4.4. обеспечение персонала  объектов  спецодеждой  с  учетом
специфики ЧС;
     3.4.5. создание  минимально  необходимого  фонда  спасательных
плавсредств;
     3.4.6. размещение рабочих помещений объекта на  возвышенностях
(гидрологические ЧС);
     3.4.7. установление режима поведения персонала  при  получении
информации о ЧС;
     3.4.8.  запрещение  (ограничение)  размещения  объекта  и   их
элементов с учетом возможного затопления;
     3.4.9. размещение объекта и ах  элементов  с  учетом  снижения
эффективности воздействия ЧС;
     3.4.10.   проведение   агротехнических   и   лесомелиоративных
защитных мероприятий на склонах;
     3.4.11.   применение    бесшовных    труб    для    транспорта
нефтепродуктов и газа в зонах ЧС;
     3.4.12. регулирование стока воды из  водохранилищ,  устройство
искусственного и естественного регулирования водостока;
     3.4.13.  обеспечение  предварительного  срабатывания  верхнего
бьефа водохранилищ в случае угрозы ЧС;
     3.4.14. создание запасов материалов для укрепления  дамб  (при
угрозе ЧС);
     3.4.15. строительство  на  возвышенностях  объектов  (в  зонах
гидрологических ЧС);
     3.4.16. повышение физической стойкости (демонтаж) не стойких к
воздействию факторов ЧС зданий и сооружений;
     3.4.17. защита уникального и особо ценного оборудования;
     3.4.18.   создание   запасов   дефицитных    материалов    для
аварийно-восстановительных работ;
     3.4.19. берегоукрепительные работы для профилактики оползней и
обрушений;
     3.4.20. подготовка к укреплению элементов зданий, сооружений;
     3.4.21.  локальная  защита  объектов  и   небольших   участков
территории;
     3.4.22.   подготовка   к   проведению   аварийных   работ   по
предотвращению прорыва плотин, дамб и оградительных валов;
     3.4.23. стабилизация слабых грунтов, устройство дренажа;
     3.4.24. подготовка  к  эксплуатации  в  условиях  ЧС  наиболее
стойких зданий;
     3.4.25. гидроизоляция зданий, сооружений  на  гидродинамически
опасных объектах;
     3.4.26. подготовка  плавсредств  для  эксплуатации  объекта  в
зонах затопления.

                    3.5. НЕФТЯНАЯ И ГАЗОВАЯ ОТРАСЛЬ                

     3.5.1. перераспределение в условиях ЧС ресурсов нефтепродуктов
и газа по направлениям, объемам и потокам;
     3.5.2.   создание   перемычек   и   кольцевых    магистральных
трубопроводов с существующими и строящимися;
     3.5.3.  резервирование  и  повышение  устойчивости   подводных
переходов через крупные реки;
     3.5.4.  разработка  и  применение  систем  противокоррозионной
защиты оборудования;
     3.5.5. размещение подземных хранилищ нефтепродуктов и газа вне
зон природных ЧС;
     3.5.6.  подземная  прокладка  трубопроводов  через   авто-   и
железные дороги;
     3.5.7. размещение на газопроводах  поочередно  компрессоров  с
электро- и газотурбинными агрегатами;
     3.5.8. создание аварийного неснижаемого запаса труб различного
диаметра и запорной арматуры;
     3.5.9. оборудование объекта байпасами и клапанами-отсекателями
в защитных колодцах;
     3.5.10. подземное хранение сжиженных газов  и  хранение  их  в
отвержденном состоянии;
     3.5.11. регулярный контроль за герметичностью трубопроводов  и
технологических систем;
     3.5.12.  создание  автоматических  систем  обнаружения  утечки
опасных   веществ  и  экстренного  отключения  аварийных  участков,
магистральных газопроводов и компрессорных станций.

                             3.6. ТРАНСПОРТ                        

     На всех видах транспорта:
     3.6.1.   подготовка   постоянных    транспортных    устройств,
подвижного   состава  (судов)  и  производственно-технической  базы
транспорта к работе в условиях ЧС;
     3.6.2. обеспечение эксплуатационными, техническими материалами
и энергоресурсами для работы в условиях ЧС;
     3.6.3.  подготовка  транспорта  к  перевозке  сил  и  средств,
ресурсов,  необходимых  для  ликвидации последствий ЧС, а также для
эвакомероприятий;
     3.6.4. обеспечение защиты грузов от заражения (загрязнения);
     3.6.5.   разработка   (уточнение)   нормативных    документов,
направленных на обеспечение безаварийности транспортного процесса и
достижение минимального риска возникновения ЧС;
     3.6.6.  повышение   эффективности   контроля   за   состоянием
транспортных средств и режимов перевозочного процесса.

                   3.7. НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ              

     3.7.1.  создание  резерва  локомотивной  автономной  тяги   на
электрифицированных  участках  сети для работы в условиях нарушения
электроснабжения;
     3.7.2. создание запасов топлива и других ресурсов для успешной
эксплуатации локомотивов всех видов;
     3.7.3.  подготовка  к  доставке  грузов  получателям  в  обход
возможных зон ЧС;
     3.7.4. подготовка подвижного  состава,  находящегося  в  зонах
возможных   крупномасштабных   ЧС,   к   перевозкам   эвакуируемого
населения;
     3.7.5. подготовка станций, входящих во временные перегрузочные
районы,   а  также  погрузочно-выгрузочных  районов  для  работы  в
условиях ЧС;
     3.7.6.  разработка  норм,   типовых   проектов   и   вариантов
восстановления инженерных сооружений ж.д. транспорта;
     3.7.7. проектирование и подготовка к  строительству  временных
переправ  и  строительство  подходов к мостам -дублерам и временным
переправам, используемым в условиях ЧС;
     3.7.8. осуществление мероприятий по техническому  прикрытию  и
восстановлению объектов ж.д. транспорта.

                    3.8. НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ               

     3.8.1. подготовка объездов возможных зон ЧС;
     3.8.2. подготовка к прокладке путей движения автотранспорта  в
очагах поражения;
     3.8.3. установление оптимальных  маршрутов  перевозки  опасных
веществ  для  обеспечения  минимального  риска  аварий  и  снижения
тяжести их последствий для населения и экономики государства;
     3.8.4. подготовка  автотранспорта  и  дорожной  сети  в  зонах
возможных ЧС к перевозкам эвакуируемого населения;
     3.8.5. рациональное размещение  в  зонах  ЧС  производственной
базы техобслуживания, ремонта и заправки автомобилей;
     3.8.6. разработка  и  подготовка  к  использованию  упрощенных
методов технического обслуживания, ремонта и восстановления техники
в условиях ЧС;
     3.8.7.  создание  и  хранение  в  резерве  мобильных   средств
технического обслуживания и спецобработки зараженной автотехники;
     3.8.8. накопление и хранение неприкосновенного запаса запасных
частей, оборудования, инструмента;
     3.8.9.  совершенствование   системы   технического   прикрытия
автодорог  и объектов, входящих в основные транспортные направления
и проложенный в зонах опасных природных явлений;
     3.8.10.  строительство  автодорог   вблизи   железных   дорог,
находящихся  в  зонах  возможных  ЧС;  подготовка подходов к местам
дублирования мостовых переходов;
     3.8.11.  подготовка  производственных  мощностей   предприятий
(асфальтовые  заводы,  карьеры  и т.п.) для строительства и ремонта
дорог в ЧС;
     3.8.12.     совершенствование      дорожно-строительной      и
мостостроительной техники с учетом эксплуатации ее в ЧС;
     3.8.13.  разработка  типовых  проектов  решений,  вариантов  и
нормативов    проведения   работ   по   восстановлению   постоянных
автотранспортных     устройств,      подвижного      состава      и
производственно-технической базы в условиях ЧС.

                      3.9. НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ                 

     3.9.1. подготовка аэропортов к перераспределению пассажиро-  и
грузопотоков при возникновении ЧС;
     3.9.2. подготовка самолетов и вертолетов для ведения разведки,
проведения СДНР в ЧС;
     3.9.3. подготовка  к  проведению  мероприятий  по  обеспечению
рассредоточения самолетного парка в ЧС;
     3.9.4.  создание  и   накопление   в   резерве   универсальных
комплектов  транспортно-санитарного  оборудования для магистральных
пассажирских самолетов;
     3.9.5. подготовка экипажей и воздушных  судов  для  работы  по
ликвидации  последствий  ЧС, перевозки раненых и больных, эвакуации
населения из опасных зон;
     3.9.6.  совершенствование   системы   технического   прикрытия
аэропортов.

                       3.10. НА РЕЧНОМ ТРАНСПОРТЕ                  

     3.10.1. подготовка запасных перегрузочных  пунктов,  причалов,
судоремонтных  баз и стоянок для плавучих доков к работе в условиях
ЧС;
     3.10.2.  подготовка  к  использованию  в  условиях  ЧС  судов,
которые   могут   работать  на  малых  глубинах  и  необорудованном
побережье;
     3.10.3.  дооборудование  контейнеровозов   для   использования
вертолетов  при выполнении погрузочно-выгрузочных работ на рейдах в
условиях ЧС;
     3.10.4. подготовка портов и судов к  перевозкам  эвакуируемого
населения раненых, больных из зон ЧС;
     3.10.5.  совершенствование  системы   технического   прикрытия
объектов речного транспорта;
     3.10.6. подготовка судов  для  хранения  продуктов  питания  и
использования  их  в  качестве источников электро- и теплоснабжения
прибрежных населенных пунктов и важнейших предприятий;
     3.10.7.  подготовка  речного  флота  к   работе   в   условиях
разрушения  крупных  гидроузлов, а также к организации переправ для
обеспечения  непрерывности  перевозок  на  ж.д.   и   автомобильном
транспорте.

                   3.11. НА ТРУБОПРОВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ              

     3.11.1.  реконструкция  и  новое  строительство   стационарных
нефтепродуктопроводов   с   учетом  безопасной  эксплуатации  их  в
условиях ЧС;,
     3.11.2. ограничение  наземной  прокладки  трубопроводов  через
зоны возможных ЧС, исключение такой прокладки через автомобильные и
железные дороги;
     3.11.3.  строительство  площадок  на   трассах   магистральных
трубопроводов   для   массовой   заправки  горючим  автотранспорта;
сооружение колодцев для подключения полевых трубопроводов;
     3.11.4. создание  и  совершенствование  автоматических  систем
обнаружении утечки опасных веществ и отключения аварийных участков;
     3.11.5. подготовка к транспортировке  нефтепродуктов  в  зонах
возможных  ЧС  в обход компрессорных станций в случаях нарушения их
работы;
     3.11.6. заглубленная прокладка трубопроводов в зонах возможных
разрушений и вынос головных насосных станций за пределы таких зон;
     3.11.7.  создание  базовых  складов   резерва   материалов   и
оборудования  для  восстановления  участков  и  прокладки временных
трубопроводов;
     3.11.8.  создание  и  внедрение  в  эксплуатацию   передвижных
перекачивающих средств (автономных);
     3.11.9. строительство отводов от магистральных трубопроводов к
ближайшим нефтебазам и транспортным узлам;
     3.11.10. повышение надежности  электроснабжения  компрессорных
станций  путем  дублирования  открытых  ЛЭП  и  прокладки подземных
кабелей.

                  3.12. НА ОБЪЕКТАХ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ              

     3.12.1.   распределение   энергоисточников   по   районам    и
потребителям;
     3.12.2. внедрение кабельных сетей для  электроснабжения  особо
важных объектов;
     3.12.3.  кольцевание   отдельных   энергосистем,   обеспечение
разделения их на независимо работающие подсистемы;
     3.12.4.   организация    технологического    цикла    тепловых
электростанций  с  соблюдением норм предельно допустимых выбросов в
атмосферу и сбросов сточных вод в природные водоемы;
     3.12.5. создание береговых устройств для приема электроэнергии
от судовых установок;
     3.12.6.  внедрение  эффективных  устройств  для  прогрева  или
плавки гололеда на воздушных ЛЭП;
     3.12.7. подготовка к  оперативному  отключению  второстепенных
потребителей;
     3.12.8.  подготовка  энергосистем  к  работе  по   специальным
режимам в условиях ЧС;
     3.12.9. подготовка к работе на резервных видах топлива за счет
местных ресурсов.

                      3.13. ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ                 

     3.13.1.  обеспечение   автономными   источниками   энерго-   и
водоснабжения  в  минимально  необходимых  объемах  (для  важнейших
объектов пищевой промышленности);
     3.13.2.  создание  и   внедрение   в   производство   закрытых
технологический линий (защищенных);
     3.13.3.  автоматизация  технологических  процессов  от  подачи
сырья до упаковки;
     3.13.4. подготовка предприятий пищепрома к временному переходу
на упрощенные технологии;
     3.13.5. разработка сетевых графиков безаварийной  остановки  с
учетом особенностей объекта;
     3.13.6. дублирование основных видов продукции для  обеспечения
потребностей в ЧС;
     3.13.7.   организация   хранения    запасов    с    повышенной
герметизацией;
     3.13.8. защита пищевого сырья и  продовольствия  от  заражения
путем    использования   защитной   тары   и   увеличения   выпуска
продовольствия, расфасованного в защитную мелкую тару;
     3.13.9. разработка и внедрение защитной тары  и  не  токсичных
тароупаковочных материалов;
     3.13.10. совершенствование  существующих  и  разработка  новых
методов   и  способов  обеззараживания  пищевого  сырья  и  готовой
продукции от АХОВ и бактериальных средств;
     3.13.11.  обеспечение   предприятий   пищевой   промышленности
необходимыми    средствами   лабораторного   контроля   загрязнения
(заражения) радиоактивными и химическими веществами и биотоксинами;
     3.13.12.  обеспечение   предприятий   пищевой   промышленности
средствами  и  методами  определения  уровней содержания нитратов в
наиболее употребляемых растительных продуктах;
     3.13.13.  совершенствование  методов  лабораторного  контроля,
предусматривающих     комплексное    использование    приборов    и
электронно-вычислительных  машин   для   экспрессного   определения
загрязнения  (заражения)  радиоактивными  и химическими веществами,
биотоксинами пищевых продуктов;
     3.13.14.  снижение  взрыво-  и   пожароопасности   мукомольных
предприятий,  подготовка  к  бестарной  приемке  муки,  исключающей
загрязнение радиоактивными и химическими веществами, биотоксинами;
     3.13.15.  накопление  подвижных   средств   хлебопечения   для
создания   резерва   производственных   мощностей  в  хлебопекарной
промышленности и использование их в условиях ЧС;
     3.13.16.  оснащение  предприятий   отрасли   установками   для
обеззараживания сточных вод;
     3.13.17. разработка типовых стационарных и передвижных убойных
пунктов  заводов  и  цехов,  перечня  необходимого  оборудования  и
инвентаря для вынужденного убоя пораженных животных в условиях ЧС;
     3.13.18. создание запасов консервантов и материалов  первичной
обработки мяса (соли и др.) в условиях ЧС.

Информация по документу
Читайте также