Расширенный поиск
Постановление Администрации Костромской области от 23.09.2014 № 395-аАДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 сентября 2014 г N 395-а г. Кострома О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 26.08.2013 № 339-а В целях приведения нормативного правового акта Костромской области в соответствие с Законом Костромской области от 19 декабря 2013 года № 476-5-ЗКО «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» и постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 318 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013 -
2020 годы» администрация Костромской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Внести в постановление администрации Костромской области от 26 августа 2013 года № 339-а «Об утверждении государственной программы Костромской области «Развитие лесного хозяйства Костромской
области на 2014 - 2018 годы» следующие изменения: 1) в преамбуле слова «распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 2593-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013 - 2020 годы» заменить словами «постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 318 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013 - 2020 годы»; 2) государственную программу Костромской области «Развитие лесного хозяйства Костромской области на 2014 - 2018 годы» (приложение) изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению. 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в силу закона Костромской области о внесении изменений в Закон Костромской области «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», связанных с реализацией настоящего постановления. Исполняющий обязанности губернатора области И.Корсун
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению администрации Костромской области
от «23» сентября 2014 г. № 395-а
Государственная программа Костромской области «Развитие лесного хозяйства Костромской области на 2014 - 2018 годы»
Раздел I. Паспорт государственной программы Костромской области «Развитие лесного хозяйства Костромской области на 2014 - 2018 годы» 1. Ответственный исполнитель государственной программы Костромской области «Развитие лесного хозяйства Костромской области на 2014 - 2018 годы» (далее – Программа) – департамент лесного хозяйства
Костромской области (далее – департамент). 2. Соисполнители Программы – информационно-аналитическое управление Костромской области (далее – управление). 3. Подпрограммы государственной программы Костромской области: 1) «Охрана, защита, воспроизводство и обеспечение использования лесов»; 2) «Организация управления лесами». 4. Программно-целевые инструменты Программы отсутствуют. 5. Цель Программы – повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического
потенциала и глобальных функций лесов. 6. Задачи Программы: 1) сокращение потерь лесного хозяйства от пожаров и вредных организмов; 2) создание условий для рационального и интенсивного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия, а также повышение эффективности контроля
за использованием и воспроизводством лесов; 3) обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов, повышение продуктивности и качества лесов; 4) повышение эффективности управления лесами. 7. Сроки, этапы реализации Программы – 2014 - 2018 годы. Этапы реализации Программы не предусмотрены. 8. Объемы и источники финансирования Программы – общий объем средств, направляемых на реализацию Программы, составляет 3 035 023,5 тыс. рублей, в том числе: 1) средства федерального бюджета – 2 094 221,2 тыс. рублей;
2) средства областного бюджета – 145 108,8 тыс. рублей, в том числе: департамента – 144 508,8 тыс. рублей,
управления – 600,0 тыс. рублей;
3) внебюджетные источники – 795 693,5 тыс. рублей.
9. Конечные результаты реализации Программы – к 2018 году прогнозируются следующие значения показателей (индикаторов): 1) доля площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, в общей площади покрытых
лесной растительностью земель лесного фонда – 0,36 процента; 2) лесистость территории Костромской области – 74,2 процента; 3) отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины – 57,1 процента; 4) доля площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда – 70,2 процента; 5) объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете
на 1 га земель лесного фонда, – 102,9 рублей на 1 га. Раздел II. Общая характеристика текущего состояния лесного хозяйства Костромской области
10. Леса России являются одним из возобновляемых природных ресурсов, которые удовлетворяют множественные потребности индустрии, общества и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции. На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являлись стратегически важной задачей. 11. Лесистость территории Костромской области составляет 74,2 процента, площадь лесов Костромской области - 4,7 млн. га, из них на землях лесного фонда - 4,6 млн. га, 86 процентов площади составляют эксплуатационные леса. Общий запас древесины составляет 711,8 млн. куб. метров. 12. В лесном фонде преобладают березовые насаждения – 40 процентов, однако доля хвойных лесов также значительна и составляет 47 процентов: сосна – 23 процента, ель - 24 процента. 13. Основной вид использования лесов – заготовка древесины. Ежегодно прослеживается тенденция увеличения количества договоров аренды лесных участков (арендаторов лесных участков). За 2012 год количество договоров увеличилось на 39 единиц, при этом средний ежегодный объем использования на предоставленном в аренду участке составляет 10,6 тыс. куб. метра. Соответственно увеличение объема расчетной лесосеки, находящейся в аренде, на 1 января 2013 года по отношению к 1 января 2012 года составило 6 процентов. Расчетная лесосека на землях лесного фонда Костромской области составляет 11,4 млн. куб. метра. Использование ежегодного объема пользования на арендованных лесных участках в области в 2010 году составляло 68 процентов, в 2011 году – 73 процента. Снижение данного показателя в 2012 году до 61 процента связано с неблагоприятными погодными условиями, сложившимися в конце 2012 года. 14. Обязательным принципом рационального, неистощимого использования лесных ресурсов является своевременное восстановление площадей, пройденных рубкой. В 2012 году лесовосстановительные работы
проведены в Костромской области на площади 11,8 тыс. га, при этом увеличение объемов лесовосстановления в сравнении с 2011 годом произошло на 6 процентов. Работы по восстановлению лесов в Костромской области проводят арендаторы за счет собственных средств в объемах, предусмотренных договорами аренды, и государственное предприятие Костромской области «Костромахозлес», иные хозяйствующие субъекты за счет субвенций из федерального бюджета в рамках государственных контрактов на свободных лесных участках. В 2012 году искусственное лесовосстановление проведено на площади 3,6 тыс. га: 100,4 процента от плана, комбинированное – 0,7 тыс. га: 101,0 процент от плана, естественное – 7,5 тыс. га: 100,1 процента от
плана. 15. Средний класс природной пожарной опасности в регионе составляет 2,6 балла по пятибалльной системе, где 1 класс - высокий. 16. Значительное количество лесных пожаров, происходящих ежегодно на территории лесного фонда, обусловлено высоким уровнем нарушений населением требований пожарной безопасности в лесу. Это зачастую приводит к катастрофическим последствиям. В то же время по итогам мониторинга пожарной ситуации в лесах, осуществляемого Федеральным агентством лесного хозяйства, в последние 3 года субъектам Российской
Федерации не удалось окончательно стабилизировать ситуацию с лесными пожарами. Снизилась нормативная кратность осмотра территорий лесного фонда, ухудшилось взаимодействие авиалесоохраны с наземными силами пожаротушения, а также снизился технологический уровень пожаротушения. Кроме того, не решены вопросы эффективного взаимодействия сил и средств при осуществлении мер пожарной безопасности в лесах и пожаротушении на разных уровнях управления. 17. В 2009 году только на землях лесного фонда Костромской области было зарегистрировано 70 лесных пожаров, пройденная ими площадь составила свыше 100 га. Низкую эффективность показала существующая система охраны лесов в критических условиях лесопожарной
ситуации 2010 года: тогда огнем было пройдено 820 га леса, общий ущерб от лесных пожаров превысил 10 млн. рублей. 18. Наибольшее количество лесных пожаров за десятилетний период наблюдения возникло в 2002 и 2010 годах – 316 и 145 случаев, соответственно, на площади 2,9 тыс. га в 2002 году и 0,8 тыс. га в 2010 году. В 2012 году возникло 13 лесных пожаров на общей площади 9,9 га на территории восьми муниципальных районов Костромской области. 19. Недостаточное финансирование охраны лесов от пожаров и отсутствие эффективной системы государственного пожарного надзора в лесах привело к многочисленным нарушениям правил пожарной безопасности, снижению до критического состояния технологического уровня профилактики и тушения лесных пожаров, истощению материально-технической базы и сокращению кадрового потенциала лесных
противопожарных служб. В целях оснащения лесопожарной службы в 2011 году Костромской области выделены федеральные и областные средства на приобретение техники в размере 147,2 млн. рублей: федеральный бюджет - 139,9 млн. рублей, областной бюджет - 7,3 млн. рублей. Приобретено 36 единиц лесопожарной техники: 8 бульдозеров, 12 лесопожарных гусеничных тракторов, 14 пожарных машин, 2 седельных тягача, для 4 ПХС-3 типа в г. Костроме, г. Макарьеве, г. Мантурово, г. Шарье специализированного
областного государственного бюджетного учреждения «Костромская база авиационной и наземной охраны лесов». В 2012 году сформирована ПХС-3 типа в г. Нее с зоной обслуживания в Антроповском, Нейском и Парфеньевском муниципальных районах Костромской области. Была закуплена техника в количестве 19 единиц для ПХС-3 типа за счет средств федерального бюджета в размере 56,5 млн. рублей с софинансированием из областного бюджета в размере 3 млн. рублей. Зона обслуживания специализированного областного государственного бюджетного учреждения «Костромская база авиационной и наземной охраны
лесов» в 2013 году по тушению лесных пожаров и проведению работ по наземному мониторингу пожарной опасности лесов составляет 3 млн. га. В данной зоне установлены 16 камер видеонаблюдения за территорией лесного фонда Кадыйского (2), Костромского (1), Макарьевского (6), Мантуровского (4), Поназыревского (2) и Шарьинского (1) лесничеств Костромской области. Выполнение комплекса мероприятий по противопожарному обустройству осуществляется организациями в рамках заключенных с ними государственных контрактов и арендаторами на арендованных ими лесных участках. 20. При сохранении достигнутого уровня организации и финансирования охраны лесов количество лесных пожаров и пройденная ими площадь лесов на период до 2018 года останутся на прежнем уровне - в среднем около 60 штук и 200 га соответственно. Не ожидается уменьшение и доли крупных лесных пожаров - 2 процента по количеству случаев в 2008 - 2010 годах, охватывающих до 30 процентов пройденной пожарами площади лесов. 21. Общая площадь погибших лесов в Костромской области за период 2008 - 2012 годов, за исключением ветровалов 2010 года, колеблется в переделах от 145 до 282 га, составляя в среднем 259,3 га. Основная причина гибели лесов – неблагоприятные погодные условия - ураганные ветра, вызывающие ветровалы: площадь, пройденная ветровалами - 238 га. В 2010 году из-за ураганных ветров произошла гибель лесных насаждений на площади более 5 тыс. га, в том числе на арендованных площадях – 2 тыс. га, т.е. 35 процентов. 22. Работы по проведению лесопатологических обследований в целях определения площадей погибших ветровальных лесных насаждений проводились в период с 2010 по 2012 годы. За 2010 – 2012 годы проведены мероприятия по разборке ветровальных
лесных насаждений на площади 3 тыс. га, в том числе арендаторами лесных участков – 1 тыс. га, индивидуальными предпринимателями, местным населением по договорам купли-продажи лесных насаждений – 1,9
тыс. га. 23. Лесопатологическая обстановка на территории Костромской области благоприятная, развития и вспышек крупных очагов вредителей и
болезней леса по результатам проводимых лесопатологических обследований и лесопатологического мониторинга не зафиксировано. В период с 2008 по 2012 годы площадь очагов вредителей и болезней леса в регионе снизилась на 7 813 га, составив 474 га, в том числе площадь очагов, требующих мер борьбы, снизилась на 1 007 га, составив
134 га. 24. В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации основные полномочия в сфере защиты лесов, за исключением лесопатологического мониторинга, переданы субъектам Российской Федерации. На федеральном уровне осуществляется только законодательное и нормативное правовое регулирование лесозащитных мероприятий, а также проведение лесопатологического мониторинга, что обусловливает необходимость развития эффективных координационных мер, обеспечивающих высокий уровень взаимодействия разных уровней государственной власти в области защиты лесов. 25. Таким образом, многофакторность повреждения лесов требует создания многофункциональной системы охраны и защиты лесов, обеспечивающей эффективное проведение мероприятий по профилактике, обнаружению и тушению лесных пожаров, контролю лесопатологической ситуации в лесах, локализации и ликвидации очагов вредных организмов,
реабилитации лесных насаждений, ослабленных повреждающими факторами. 26. Количество незаконных рубок в 2012 году по сравнению с 2011 годом сократилось на 16 процентов и составило 135 случаев (в 2011 году - 161 случай). Вместе с тем, объем незаконно заготовленной древесины, а также размер причиненного ущерба значительно увеличился. Выявляемость нарушителей, совершивших незаконные рубки, 2012 году увеличилась по сравнению с уровнем 2011 года на 10 процентов и составила 69 процентов. 27. Сегодня в лесном хозяйстве накопились системные проблемы, тенденции развития которых при сохранении текущей ситуации могут усилиться. Эти проблемы препятствуют повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, улучшению их продуктивности и качества, сохранению экологических функций лесных насаждений и биологического разнообразия, что значительно снижает перспективы лесного комплекса в экономике региона. Проблемы носят комплексный характер, поэтому их решение требует скоординированного межведомственного взаимодействия, согласованных усилий органов государственной власти разного уровня на основе единых целевых установок и вытекающих из них задач. 28. Значительные лесные ресурсы области на сегодняшний день осваиваются не более чем на 40 процентов от потенциально возможного (допустимого) объема использования древесины (расчетной лесосеки). 29. С момента вступления в силу Лесного кодекса Российской Федерации значительно расширились возможности для интенсификации использования лесов, внедрения рыночных механизмов в лесное хозяйство. Вместе с тем, передача отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений субъектам Российской Федерации обусловливает
необходимость повышения эффективности использования лесов, снижения уровня их повреждения неблагоприятными факторами (прежде всего, лесными пожарами), достижения требуемого качества работ по воспроизводству лесов и снижения объемов нелегального оборота древесины. Кроме того, требуется осуществление мер по усовершенствованию организации государственного лесного надзора и государственного пожарного надзора в лесах, ведению государственного лесного реестра. 30. Лесное хозяйство в настоящее время продолжает оставаться во многом отсталой отраслью, требующей существенной модернизации основных направлений деятельности с использованием современных инновационных научно-технических достижений. 31. Экстенсивное использование лесов в течение многих десятилетий, особенно с применением сплошных концентрированных рубок в продуктивных насаждениях, привело к существенному сокращению их площади и ухудшению качественного состава лесов в освоенной части лесного фонда. В Костромской области наблюдается дефицит эксплуатационных хвойных запасов древесины в зонах расположения многих лесопромышленных предприятий и путей транспорта. Так, если общий запас насаждений с 1966 года увеличился на 296 млн. куб. метров, то за это время запас спелых насаждений уменьшился с 252 до 207 млн. куб. метров, а хвойных со 177 до 86 млн. куб. метров. За счет уменьшения спроса на спелую и перестойную осину происходит увеличение в лесном фонде ее запасов с 14 до 22 млн. куб. метров. Только за последние 20 лет запас древостоев перестойных осинников увеличился в два раза - с 10 до 22 млн. куб. метров. 32. Интенсификация использования лесов в районах, в которых действуют лесопромышленные организации, и освоение новых лесных массивов существенно сдерживается из-за недостаточного развития транспортной инфраструктуры в лесах. В настоящее время средняя протяженность лесных дорог в Костромской области составляет 0,8 километра на 1 тыс. га лесных земель. 33. Остается нерешенной проблема незаконных рубок леса. Возмещение ущерба от нарушений лесного законодательства Российской Федерации составляет около 7,5 процента от суммы причиненного ущерба.
До настоящего времени не удалось достичь необходимого уровня межведомственного взаимодействия в вопросах борьбы с незаконными лесозаготовками. 34. Снижение объемов лесовосстановления, его качества несет реальную угрозу продукционному потенциалу лесов будущего, значительно
ухудшаются возможности повышения устойчивости лесных насаждений и адаптации лесного хозяйства к неблагоприятным факторам в условиях возможного изменения климата. Тенденция последних двух десятилетий показывает, что в связи со снижением объемов заготовки древесины площади лесовосстановления в Костромской области сократились почти в 2 раза: с 23,7 тыс. га в 1993 году до 11,7 тыс. га в 2012 году. Остается значительной доля гибели лесных культур старших возрастов. Низкой остается доля использования посадочного материала с закрытой корневой системой. В настоящее время требует решения проблема по организации ведения питомнического хозяйства в новых условиях. В связи с внесением в Лесной кодекс Российской Федерации изменений деятельность по выращиванию посадочного материала является предпринимательской, что не позволяет использовать федеральные средства на мероприятия по выращиванию посадочного материала. Особенно остро стоит вопрос об организации в этих условиях деятельности лесного селекционно-семеноводческого центра. Очевидно, что без коренного изменения традиционных подходов к лесовосстановлению тенденция дальнейшего ухудшения качества воспроизводимых лесов усилится. 35. К системным проблемам, сдерживающим эффективное лесоуправление, относятся также недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала, относительно низкий уровень использования современных информационных технологий в лесном хозяйстве. В настоящее время около 70 процентов лесов Костромской области имеют давность лесоустройства более 10 лет. На указанных лесных землях требуется проведение мероприятий лесоустройства, а также модернизация
технологий лесоучетных работ на основе использования современных дистанционных методов зондирования поверхности Земли, а также инновационных разработок по актуализации таксационных и картографических баз данных. 36. Несмотря на принятые поправки в Лесной кодекс Российской Федерации, при отсутствии целевого финансирования площадь лесов с неприемлемой давностью лесоустройства может увеличиться к 2018 году до 100 процентов, что приведет к недопустимому снижению качества лесного
планирования и невозможности проектирования лесопользователями освоения лесов. 37. Организация использования лесов, проектирование их освоения сдерживается отсутствием актуализированной информации о лесных ресурсах, их количественных и качественных характеристиках в государственном лесном реестре. Необходимо обеспечить дальнейшее развитие государственного лесного реестра в целях актуализации его содержания и своевременного внесения в него изменений, связанных с использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов, а также обеспечить доступ к данным лесного реестра органам государственной власти, лесопользователям, заинтересованным организациям и гражданам. 38. Экстенсивное использование лесов области в течение многих десятилетий, особенно с применением сплошных концентрированных рубок в лучших насаждениях хвойных пород, привело к существенному сокращению их площади и ухудшению качественного состава лесов. Наблюдается дефицит эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения многих действующих лесопромышленных предприятий и путей транспорта. 39. Важнейшее значение в обеспечении устойчивого управления лесами имеет качество информации о динамике лесов и их использовании,
а также уровень кадрового обеспечения отрасли. Модернизация и инновационное развитие лесного хозяйства не могут быть осуществлены без укрепления кадрового потенциала. Все острее ощущается недостаток квалифицированных кадров. Удельный вес специалистов с высшим специальным образованием в государственных казенных учреждениях, подведомственных департаменту лесного хозяйства Костромской области, составил за 2012 год 46 процентов, укомплектованность кадрами сложилась на уровне 90 процентов. Остается низким уровень производительности труда, что обусловлено слабым развитием социального партнерства, невысоким, по сравнению с другими отраслями экономики, уровнем оплаты труда, а также ухудшающейся ситуацией в профессиональной и квалификационной подготовке специалистов. 40. Сегодня лесное хозяйство является малопривлекательным для вложения инвестиций, социальные и экономические условия труда остаются на уровне ниже среднего по стране. 41. Требуются серьезные, с привлечением современных средств и методов научных исследований, проработки в области противопожарного обустройства лесов, прогнозирования и стратегического планирования развития отрасли, ценообразования на лесные ресурсы, обоснования экономических механизмов использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов с учетом реальной ситуации, складывающейся в лесном секторе экономики Костромской области. 42. Недостаточно используется потенциал научных организаций по решению вопросов в области управления лесами, информатизации, мониторинга состояния лесов, лесоустройства, применения дистанционных
методов оценки состояния лесов и другим направлениям ввиду дефицита финансирования как за счет бюджетных, так и внебюджетных источников. 43. Решение указанных проблем требует проведения скоординированных мероприятий на основе единой государственной программы по интенсификации всех направлений ведения лесного хозяйства, а также подъема его на более высокий организационный, технологический и технический уровень, обеспечения непрерывного, многоцелевого и неистощительного использования лесов на основе современных научных разработок и инновационных достижений в сфере лесных технологий.
Раздел III. Приоритеты государственной политики в сфере развития лесного хозяйства Костромской области
44. Программа базируется на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р (далее - Концепция долгосрочного развития), Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной приказами Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 31 октября 2008 года № 248/482 «Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года» (далее - Стратегия), которыми определены следующие цели, задачи и приоритетные
направления развития лесного хозяйства: 1) создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления
лесов, в первую очередь, в регионах, утративших экологический, рекреационный и лесохозяйственный потенциал. Предусматривается комплекс мер по обеспечению равновесия между рубками, убылью лесов от
пожаров, вредителей и болезней леса и темпами воспроизводства лесов посредством максимального использования естественной природной репродуктивной способности лесов, а также по увеличению объемов мероприятий, содействующих естественному возобновлению лесов, производству лесных культур на вырубках, созданию лесных плантаций на
вырубках, лесных участках с малоценными насаждениями, позволяющих получать экономически выгодное древесное сырье для лесной промышленности и энергетики, в том числе в регионах с истощенной ресурсной базой. Важной задачей в сфере воспроизводства лесов остается увеличение доли сеянцев (саженцев) с закрытой корневой системой; 2) улучшение породного состава лесных насаждений, резкое сокращение незаконных рубок и теневого оборота древесины; 3) обеспечение отвечающего современным экологическим и социально-экономическим требованиям уровня охраны и защиты лесов, гарантированного воспроизводства лесных ресурсов; 4) развитие лесной транспортной инфраструктуры, включающее обеспечение экономической доступности лесных участков, повышение рентабельности заготовки древесины посредством строительства лесных дорог круглогодового действия; 5) создание мощностей по глубокой переработке древесины, обусловленной необходимостью корректировки организации использования лесов; 6) обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала, повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса; 7) совершенствование организационной и функциональной структуры государственного управления лесами, необходимость разработки и принятия на государственном уровне лесной политики Российской Федерации, отвечающей интересам государства, бизнеса и общества; 8) совершенствование лесного законодательства Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации. Должна быть разработана нормативная
правовая база, обеспечивающая реализацию Стратегии, гармонизированная
с международным правом, а также комплекс подзаконных актов, регламентирующих порядок использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов; 9) развитие системы лесного планирования на федеральном, региональном и местном уровнях; 10) интенсификация и эффективное использование лесов, в том числе путем реализации приоритетных инвестиционных проектов и освоения новых лесных массивов; 11) развитие рыночных экономических механизмов использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также материально-технической базы лесного хозяйства; 12) совершенствование и развитие федерального государственного лесного надзора, обеспечивающего сокращение незаконных рубок и теневого оборота древесины; 13) укрепление научно-инновационного развития и кадрового обеспечения лесного хозяйства. 45. Приоритеты и цели государственной политики в сфере лесных отношений определяют необходимость комплексного решения задач лесного
хозяйства, направленных на обеспечение непрерывного, неистощимого, рационального и многоцелевого использования лесов с учетом их социально-экологического значения.
Раздел IV. Цели, задачи, сроки, прогноз развития сферы реализации Программы 46. С учетом положений стратегических документов и приоритетных направлений государственной политики в области лесного хозяйства целью Программы является повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала и глобальных функций лесов. 47. В соответствии с указанной целью и учетом основных проблем лесного хозяйства и прогноза его развития Программа предусматривает решение следующих основных задач: 1) сокращение потерь лесного хозяйства от пожаров и вредных организмов; 2) создание условий для рационального и интенсивного использования
лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия, а также повышение эффективности контроля за использованием и воспроизводством лесов; 3) обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов, повышение продуктивности и качества лесов; 4) повышение эффективности управления лесами.
48. С учетом положений стратегических документов и приоритетных направлений государственной политики в области охраны, защиты, воспроизводства и обеспечения использования лесов целями подпрограммы
Программы «Охрана, защита, воспроизводство и обеспечение использования лесов» (далее – подпрограмма «Охрана, защита, воспроизводство и обеспечение использования лесов») являются сокращение потерь лесного хозяйства от пожаров и вредных организмов; создание условий для рационального и интенсивного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия, а также повышение эффективности контроля за использованием и воспроизводством лесов; обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов, повышение продуктивности и качества лесов. 49. В соответствии с указанными целями и с учетом основных проблем лесного хозяйства и прогноза его развития подпрограмма «Охрана, защита, воспроизводство и обеспечение использования лесов» предусматривает решение следующих основных задач: 1) повышение эффективности предупреждения, обнаружения и тушения лесных пожаров; 2) повышение эффективности защиты лесов от вредных организмов;
3) получение актуализированной информации о лесных ресурсах с целью формирования на ее основе данных государственного лесного реестра; 4) восстановление погибших и вырубленных лесов;
5) повышение эффективности и качества лесовосстановления и продуктивности лесов, в том числе путем расширения сферы применения посадочного материала с закрытой корневой системой. 50. Подпрограмма Программы «Организация управления лесами» (далее – подпрограмма «Организация управления лесами») является обеспечивающей подпрограммой, предусматривающей финансовое обеспечение деятельности департамента и его подведомственных учреждений, а также систему мероприятий, направленную на создание условий для достижения целей Программы. 51. В соответствии с основными приоритетами государственной политики в области лесного хозяйства целью подпрограммы «Организация управления лесами» является повышение эффективности управления лесами. 52. Достижение указанной цели предусматривает решение следующих задач: 1) повышение эффективности исполнения государственных функций и государственных услуг в сфере лесных отношений, в том числе в части организации использования лесов, предотвращения нелегальных рубок, обеспечение соблюдения требований законодательства в сфере лесных отношений; 2) формирование в обществе бережного отношения к лесу путем информирования физических и юридических лиц о деятельности в сфере охраны, защиты и воспроизводства лесов. 53. В целом реализация Программы будет способствовать: повышению эффективности и доходности лесного хозяйства;
сырьевому обеспечению лесоперерабатывающей промышленности, повышению производительности труда в лесном секторе и конкурентоспособности российских товаров; созданию условий для выведения лесного хозяйства Костромской области на качественно новый, инновационный уровень развития; обеспечению права граждан на благоприятную окружающую среду, повышению качества жизни на основе дополнительных эффектов, связанных
с улучшением экологической ситуации; наиболее полному удовлетворению собственных нужд граждан в древесине и других лесных ресурсах, обеспечению занятости сельского населения, развитию малого и среднего бизнеса; созданию в Костромской области системы профилактики, обнаружения и
тушения лесных пожаров, позволяющей свести к минимуму повреждение лесов, возникновение катастрофических верховых лесных пожаров, а также предотвратить гибель людей и повреждение огнем населенных пунктов и объектов экономики; дальнейшему развитию на основе современных средств наблюдений и информационных ресурсов системы мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, результаты деятельности которой существенно повысят
информированность населения, скорость оповещения его и противопожарных служб об угрозе лесных пожаров; осуществлению комплекса профилактических мероприятий, укреплению кадровой и материально-технической базы противопожарных служб, как следствие, - обеспечению на должном уровне оперативности тушения лесных пожаров на уровне лучших в этой сфере зарубежных стран; осуществлению эффективного планирования и проведения лесозащитных мероприятий; оперативному выявлению и качественной диагностике лесопатологических факторов; эффективному осуществлению комплекса санитарно-оздоровительных мероприятий; внедрению прогрессивных российских и зарубежных технологий лесозаготовок, обеспечивающих максимальное сохранение лесной среды и биологического разнообразия лесов; осуществлению лесовосстановительных работ методами естественного, искусственного и комбинированного восстановления лесов, проведению агротехнических уходов за лесными культурами, выращиванию посадочного
материала для лесовосстановления с закрытой корневой системой; развитию и актуализации государственного лесного реестра, формирующего единое информационное пространство в сфере лесных отношений в целях обеспечения информационного взаимодействия органов государственной власти, осуществляющих полномочия в области лесных отношений, лиц, использующих леса, организаций, производящих и использующих информацию о лесном хозяйстве, других государственных и негосударственных структур; дальнейшему совершенствованию системы лесоуправления на основе повышения качества исполнения государственных функций в сфере лесных отношений в целях обеспечения эффективной реализации мероприятий Программы; повышению интенсивности использования лесов, направленной на увеличение лесного дохода с единицы лесной площади, посредством расширения объемов различных видов использования лесов, а также формированию условий для глубокой, комплексной и рациональной переработки лесных ресурсов; развитию системы государственного лесного надзора, что позволит существенно сократить случаи нарушения лесного законодательства Российской Федерации; привлечению инвестиций в лесное хозяйство;
организации устойчивого лесопользования и управления лесами, стимулированию инвестиционной деятельности в лесном секторе экономики; увеличению численности лесной охраны на 50 тыс. га земель лесного фонда; увеличению количества случаев с установленными нарушителями лесного законодательства; развитию системы прогнозирования и планирования управления лесами на основе улучшения качества информации о количественных и качественных характеристиках лесов, их использовании, охране, защите и воспроизводстве; повышению качества научно-аналитического обеспечения реализации Программы; повышению квалификации специалистов лесного хозяйства.
54. Программу предполагается реализовать в 2014 - 2018 годы одним этапом.
Раздел V. Обобщенная характеристика мероприятий Программы
55. Состав основных мероприятий Программы определен исходя из необходимости достижения ее целей и задач и сгруппирован по подпрограммам. Состав мероприятий может корректироваться по мере решения задач Программы. 56. В состав Программы входят две подпрограммы, выделенные в соответствии с целью и задачами Программы: 1) подпрограмма «Охрана, защита, воспроизводство и обеспечение использования лесов» (приложение № 1 к Программе); 2) подпрограмма «Организация управления лесами» (приложение № 2 к Программе). 57. Для каждой подпрограммы определены цели и задачи, решение которых обеспечивает достижение целей и задач Программы. 58. Перечень мероприятий, планируемых к реализации в рамках Программы, приведены в приложении № 3 к Программе. 59. Подпрограммой «Охрана, защита, воспроизводство и обеспечение использования лесов» предусматривается реализация следующих основных мероприятий: развитие систем и средств обеспечения пожарной безопасности в лесах; предупреждение возникновения и распространения лесных пожаров;
тушение лесных пожаров;
проведение профилактики возникновения, локализация и ликвидация очагов вредных организмов; проведение мероприятий лесоустройства;
осуществление лесовосстановления;
проведение ухода за лесами.
60. Подпрограмма «Охрана, защита, воспроизводство и обеспечение использования лесов» в сфере охраны и защиты лесов предусматривает реализацию следующих основных мероприятий: развитие системы и средств обеспечения пожарной безопасности в лесах; предупреждение возникновения и распространения лесных пожаров;
тушение лесных пожаров;
проведение профилактики возникновения, локализация и ликвидация очагов вредных организмов. 61. В рамках основного мероприятия по развитию систем и средств обеспечения пожарной безопасности в лесах предполагается осуществление следующих мероприятий: приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования, пожарного снаряжения и инвентаря для тушения лесных пожаров; развитие на основе современных средств наблюдений и информационных
ресурсов системы мониторинга пожарной опасности в лесах путем установления дополнительных камер видеонаблюдения. 62. В рамках основного мероприятия по предупреждению возникновения и распространения лесных пожаров предполагается осуществление следующих мероприятий: строительство, реконструкция лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; устройство противопожарных минерализованных полос, их прочистка и обновление; прокладка просек и их прочистка;
устройство подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; снижение природной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий; осуществление наблюдения и контроля за пожарной опасностью в лесах
и лесными пожарами; организация системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных и космических средств; организация патрулирования лесов;
прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах региональным пунктом диспетчерского управления. 63. В рамках основного мероприятия по тушению лесных пожаров предполагается осуществление следующих мероприятий: обследование лесного пожара с использованием различных средств в целях уточнения его вида и интенсивности, границ, направления движения и других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; принятие решения и осуществление маневрирования лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием в соответствии с межрегиональным планом маневрирования лесопожарными формированиями, пожарной техникой, оборудованием, инвентарем и снаряжением; осуществление регионального маневрирования сил и средств при тушении лесных пожаров в соответствии со Сводным лесным планом тушения лесных пожаров на территории Костромской области на пожароопасный период; обеспечение межведомственного оповещения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами; доставка людей и средств тушения лесного пожара к месту тушения лесного пожара и обратно; локализация лесного пожара;
ликвидация лесного пожара;
наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание;
предотвращение возобновления лесного пожара.
64. В рамках основного мероприятия по проведению профилактики возникновения, локализация и ликвидация очагов вредных организмов предполагается осуществление следующих мероприятий: проведение лесопатологических обследований лесов;
оценка текущего санитарного и лесопатологического состояния лесов в очагах вредных организмов; планирование, обоснование и назначение мероприятий по защите лесов; проведение санитарно-оздоровительных мероприятий по защите лесов.
65. Подпрограмма «Охрана, защита, воспроизводство и обеспечение использования лесов» в сфере использования и воспроизводства лесов предусматривает реализацию следующих основных мероприятий: проведение мероприятий лесоустройства;
осуществление лесовосстановления;
проведение ухода за лесами.
66. В рамках основного мероприятия по проведению мероприятий лесоустройства предусматривается осуществление следующих мероприятий: организация проведения работ по лесоустройству на территории лесничеств; проектирование лесных участков;
таксация лесов;
проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. 67. В рамках основного мероприятия по осуществлению лесовосстановления предполагается реализация следующих мероприятий: выращивание стандартного посадочного материала для лесовосстановления; создание технологических объектов, обеспечивающих производство посадочного материала с закрытой корневой системой на базе лесного селекционно-семеноводческого центра; естественное лесовосстановление, содействие естественному возобновлению; искусственное лесовосстановление, создание лесных культур;
комбинированное лесовосстановление;
облесение нелесных земель в составе земель лесного фонда;
создание лесных насаждений при рекультивации нарушенных земель лесного фонда; проведение агротехнического ухода за лесными культурами.
68. В рамках основного мероприятия по проведению ухода за лесами предполагается осуществление следующих мероприятий: уход за лесами в молодняках;
прореживание лесных насаждений;
проходные рубки.
69. Подпрограммой «Организация управления лесами» предусматривается реализация следующих основных мероприятий: обеспечение исполнения государственных функций, предоставления государственных услуг департаментом; обеспечение исполнения государственных функций, предоставления государственных услуг областными государственными казенными учреждениями, подведомственными департаменту; подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров лесного
хозяйства; организация информационного обеспечения деятельности департамента и подведомственных учреждений. 70. В рамках основного мероприятия по обеспечению исполнения государственных функций, предоставления государственных услуг департаментом предполагается: 1) содержание аппарата департамента с целью обеспечения исполнения
им государственных функций предоставления государственных услуг в сфере лесных отношений в части осуществления следующих мероприятий: разработки и актуализации лесного плана Костромской области, лесохозяйственных регламентов лесничеств; проведения государственной экспертизы проектов освоения лесов в Костромской области; предоставления в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, за исключением договоров купли-продажи лесных насаждений с гражданами для собственных нужд, в том числе организации и проведения
соответствующих торгов (аукционов); выдачи разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда; ведения государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Костромской области; программно-аппаратного оснащения лиц, осуществляющих ведение лесного реестра; осуществления на землях лесного фонда в границах территории Костромской области федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, в том числе посредством патрулирования лесов и проведения проверок исполнения лесного законодательства Российской Федерации; формирования заявок в установленном порядке по предоставлению средств нераспределенного резерва при недостаточности субвенций на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений; 2) осуществление комплекса мероприятий по совершенствованию системы лесоуправления, в том числе за счет: внедрения автоматизированных информационных систем: «Сводный план тушения пожаров», «Федеральная/региональная диспетчерская служба», «Администрирование платежей», «Государственный лесной реестр»; привлечения научно-исследовательских организаций для обеспечения подготовки принимаемых решений в сфере охраны, защиты, воспроизводства и обеспечения использования лесов, оптимизации системы разграничения полномочий между департаментом и подведомственными областными государственными казенными учреждениями - лесничествами; межведомственного взаимодействия в области лесных отношений по:
разработке предложений по формированию показателей областного бюджета и их исполнению с департаментом финансов Костромской области; реализации стратегии социально-экономического развития Костромской
области, разработке прогнозов, размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд с департаментом экономического развития Костромской области; организации использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, а также реализации схем развития и размещения особо Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|