Расширенный поиск

Постановление Администрации Костромской области от 26.03.2015 № 113-а

 

 

 

 

АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

от "26" марта 2015 года № 113-а

 

г. Кострома

 

О внесении изменения в постановление администрации Костромской области от 29.11.2012 № 508-а

 

В целях приведения нормативного правового акта администрации Костромской области в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 2020 годы», Законом Костромской области от 25 декабря 2014 года № 618-5-ЗКО «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»

администрация Костромской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в постановление администрации Костромской области от 29 ноября 2012 года № 508-а «Об утверждении государственной программы Костромской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Костромской области на 2013 2020 годы» (в редакции постановлений администрации Костромской области от 22.04.2014 № 144-а, от 24.06.2014 № 265-а, от 9.09.2014 года № 374-а, от 10.02.2015 № 30-а) следующее изменение:

государственную программу Костромской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Костромской области на 2013 2020 годы» (приложение) изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

Губернатор области                                                                       С. Ситников

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

к постановлению администрации Костромской области

от «26» марта 2015 г. № 113-а

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

Костромской области «Развитие сельского хозяйства

и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья

и продовольствия в Костромской области

на 2013 – 2020 годы»

 

Раздел I. Паспорт государственной программы Костромской области

«Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

в Костромской области на 2013 – 2020 годы»

 

1. Ответственный исполнитель государственной программы Костромской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Костромской области на 2013 – 2020 годы» (далее – Программа) – департамент агропромышленного комплекса Костромской области (далее – департамент АПК).

2. Соисполнитель Программы – управление ветеринарии Костромской области.

3. Подпрограммы Программы:

1) «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства»;

2) «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства»;

3) «Развитие мясного скотоводства»;

4) «Поддержка малых форм хозяйствования»;

5) «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие и кадровое обеспечение»;

6) «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Костромской области на 2015 2020 годы».

4. Программно-целевые инструменты Программы:

1) областные целевые программы:

«Социальное развитие села Костромской области на 2009-2013 годы», утвержденная постановлением администрации Костромской области от 12 августа 2009 года № 306-а «Об областной целевой программе «Социальное развитие села Костромской области на 2009-2013 годы»;

«Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов в Костромской области на 2011-2013 гг.»,  утвержденная постановлением администрации Костромской области от 26 мая 2011 года № 185-а «Об областной целевой программе «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов в Костромской области на 2011-2013 годы»;

«Развитие мясного скотоводства Костромской области на 2011-2014 годы», утвержденная постановлением администрации Костромской области от 26 ноября 2010 года № 395-а «Об утверждении областной целевой программы «Развитие мясного скотоводства в Костромской области на 2011-2014 годы»;

«Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Костромской области на 2009-2013 годы», утвержденная постановлением администрации Костромской области от 24 ноября 2009 года № 384-а «Об областной целевой программе «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Костромской области на 2009-2013 годы»;

«Эпизоотологический мониторинг и предупреждение возникновения и распространения африканской чумы свиней в Костромской области на 2013-2017 годы», утвержденная постановлением администрации Костромской области от 20 августа 2012 года № 329-а  «Об утверждении областной целевой программы «Эпизоотологический мониторинг и предупреждение возникновения и распространения африканской чумы свиней в Костромской области на 2013-2017 годы»;

«Развитие льняного комплекса Костромской области на период до 2020 года», утвержденная постановлением администрации Костромской области от 28 ноября 2012 года № 500-а «Об утверждении областной целевой программы «Развитие льняного комплекса Костромской области на период до 2020 года»;

2) ведомственные целевые программы:

«Развитие производства и переработки льна в Костромской области на 2015-2017 годы», утвержденная приказом департамента АПК от 24 февраля 2015 года № 24 ;

«Разведение одомашненных видов и пород рыб (развитие сельскохозяйственного рыбоводства) в Костромской области на 2013-2015 годы», утвержденная приказом департамента АПК от 15 марта 2013 года № 19 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Разведение одомашненных видов и пород рыб (развитие сельскохозяйственного рыбоводства) в Костромской области на 2013-2015 годы»;

«Развитие мясного и помесного скотоводства в Костромской области на 2014-2016 годы», утвержденная приказом департамента АПК от 26 февраля 2014 года № 42 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие мясного и помесного скотоводства в Костромской области на 2014-2016 годы»;

«Поддержка начинающих фермеров Костромской области на 2012-2014 годы», утвержденная приказом департамента АПК от 23 января 2012 года № 5 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров Костромской области на 2012-2014 годы»;

«Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Костромской области на 2012-2014 годы», утвержденная приказом департамента АПК от 23 января 2012 года № 4 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Костромской области на 2012-2014 годы»;

«Поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей Костромской области при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в 2012-2014 годы», утвержденная приказом департамента АПК от 12 мая 2012 года № 51 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей Костромской области при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в 2012-2014 годы»;

«Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Костромской области на 2012-2014 годы», утвержденная приказом департамента АПК от 30 января 2012 года № 8 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Костромской области на 2012-2014 годы»;

«Развитие промышленного разведения кроликов (кролиководства) в Костромской области на 2014-2016 годы», утвержденная приказом департамента АПК от 18 июня 2014 года № 157 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие промышленного разведения кроликов (кролиководства) в Костромской области на 2014-2016 годы»;

«Развитие молочного скотоводства в Костромской области на 2015-2017 годы», утвержденная приказом департамента АПК от 10 июля 2014 года № 189 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие молочного скотоводства в Костромской области на 2015–2017 годы»;

«Развитие производства и переработки картофеля в Костромской области на 2015-2017 годы», утвержденная приказом департамента АПК от 8 июля 2014 года № 184 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие производства и переработки картофеля в Костромской области на 2015-2017 годы»;

«Поддержка начинающих фермеров Костромской области на 2015-2017 годы», утвержденная приказом департамента АПК от 4 июля 2014 года № 181 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров Костромской области на 2015-2017 годы»;

«Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Костромской области на 2015-2017 годы», утвержденная приказом департамента АПК от 4 июля 2014 года № 182 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Костромской  области на 2015-2017 годы»;

«Поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на 2015-2017 годы», утвержденная приказом департамента АПК от 27 февраля 2015 года № 25 «Об утверждении ведомсвтенной целевой программы «Поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на 2015-2017 годы»;

«Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Костромской области на 2015-2017 годы», утвержденная приказом департамента АПК от 02 марта 2015 года № 26 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Костромской области на 2015-2017 годы».

5. Цели Программы:

1) повышение конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса и обеспечение продовольственной безопасности;

2) повышение инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса;

3) комплексное социально-экономическое развитие сельской местности;

4) воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных ресурсов.

6. Задачи Программы:

1) стимулирование роста производства продукции растениеводства, животноводства, в том числе мясного скотоводства, и производства пищевых продуктов;

2) создание условий для сохранения и восстановления плодородия почв, эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения, развития мелиорации сельскохозяйственных земель;

3) поддержка малых форм хозяйствования;

4) создание благоприятной среды, способствующей инновационному развитию и привлечению инвестиций, создание условий для обеспечения агропромышленного комплекса региона высококвалифицированными кадрами;

5) повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения;

6) повышение продуктивности, устойчивости сельскохозяйственного производства и плодородия почв средствами комплексной мелиорации, эффективное использование природных ресурсов.

7. Сроки, этапы реализации Программы – 2013 – 2020 годы, в один этап.

8. Объем и источники финансирования Программы – общий объем средств, направленных на реализацию Программы, составляет 12 385 909,2 тыс. рублей (в текущих ценах), в том числе за счет средств федерального бюджета – 2 680 227,3 тыс. рублей, областного бюджета – 1 419 729,9 тыс. рублей (департамент АПК – 1 418 178,0 тыс. рублей, управление ветеринарии Костромской области – 1 551,9 тыс. рублей); за счет средств местных бюджетов – 2 716,0 тыс. рублей; за счет внебюджетных источников – 8 283 236,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств ФГБОУ ВПО «Костромская государственная сельскохозяйственная академия» (далее – ФГБОУ ВПО КГСХА) – 5 317,9 тыс. рублей; за счет средств федерального государственного бюджетного научного учреждения «Костромской научно-исследовательский институт сельского хозяйства» (далее – ФГБНУ «Костромской НИИСХ») – 1 466,0 тыс. рублей.

9. Конечные результаты реализации Программы – прирост производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 году по отношению к 2012 году составит 17,5 процента, в том числе продукции растениеводства – 16,3 процента, продукции животноводства – 15 процентов, пищевых продуктов – 24,8 процента; продукции сельского хозяйства в крестьянских (фермерских) хозяйствах и индивидуальных предпринимателей – 17,7 процента; обеспечение среднегодового темпа прироста объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в размере 4 – 5 процентов; повышение среднего уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций не менее чем до 7,3 процента (с учетом субсидий); доведение уровня среднемесячной номинальной заработной платы в сельскохозяйственных организациях к 2020 году – до 29 000 рублей.

 

Раздел II. Общая характеристика текущего состояния агропромышленного комплекса Костромской области

 

10. Сельское хозяйство является одним из базовых видов деятельности на территории Костромской области. Его доля в объеме валового регионального продукта в 2011 году составила 12 процентов.

Сельское хозяйство Костромской области располагает стратегическими возможностями для дальнейшего развития сельскохозяйственного производства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Это подтверждается тем, что за счет собственного производства Костромская область обеспечивает потребности населения области в основных продуктах питания в соответствии с медицинскими нормами потребления яиц, мяса птицы, картофеля и овощей. Для достижения продовольственной безопасности области необходимо довести уровень обеспеченности молоком, свининой, говядиной, бараниной, рыбой за счет собственного производства до рекомендуемых медицинских норм.

11. Костромская область имеет выгодное экономико-географическое положение, находясь рядом с экономическим центром – г. Москвой – объемным агропродовольственным рынком, что создает благоприятные условия для развития аграрного сектора экономики области, формирования сбалансированной эффективной экономики будущего, ориентирующей социальную политику на высокие стандарты благосостояния населения, а также возможность применять современную технику, технологии.

12. В Костромской области основным направлением производства продукции (17 процентов в структуре денежной выручки от производства сельскохозяйственной продукции) большинства районов является производство молока. В отдельных районах доля молока в выручке превышает 50 процентов. В некоторых районах развито птицеводство на основе хозяйств индустриального типа (яичное и мясное), в Костромском муниципальном районе – индустриальное производство свинины.

Растениеводство в основном направлено на обеспечение кормами отрасли животноводства, и лишь в нескольких районах развито производство товарной продукции растениеводства. Овощами и картофелем в значительных объемах занимаются только Костромской и Красносельский муниципальные районы.

В агропромышленном комплексе Костромской области в течение ряда лет отмечается сокращение сельскохозяйственного производства. За 2007 – 2011 годы посевные площади сельскохозяйственных культур во всех категориях хозяйств сократились на 30,2 процента, в том числе площади зерновых культур – на 65,8 процента, кормовых культур – на 30,9 процента, поголовье крупного рогатого скота сократилось на 27,5 процента, коров – на 26,4 процента, овец – на 8 процентов. В результате снизились объемы производства сельскохозяйственной продукции: зерна – на 25,8 процента, молока – на 24 процента. При этом урожайность зерновых культур увеличилась на 27 процентов, производство яиц - на 16 процентов, продуктивность коров - на 13,4 процента.

13. Одним из важнейших факторов стабилизации сельскохозяйственного производства Костромской области является мелиорация земель сельскохозяйственного назначения. Исходя из природно-климатических условий необходимо осуществление мелиоративных мероприятий на землях сельскохозяйственного назначения.

В Костромской области площадь мелиорированных земель составляет 112,0 тыс. га, в том числе 107,1 тыс. га сельскохозяйственных угодий, или 12 процентов от всех сельскохозяйственных угодий. Протяженность открытой осушительной сети составляет 4 555,2 км, закрытой осушительной сети – 50 157,5 км. На мелиоративных землях построено свыше 3 012 гидротехнических сооружений, 517 км дорог, 52 моста.

Значительная часть мелиоративных систем имеет большой срок эксплуатации, причем наиболее старые системы построены в сельскохозяйственных организациях, ведущих активное сельскохозяйственное производство. Износ основных фондов мелиоративных  систем составляет  100 процентов.

Длительное сельскохозяйственное использование мелиоративных объектов без проведения капитального и текущего ремонта, уменьшение государственной поддержки из федерального бюджета (в федеральной собственности находятся только межхозяйственные мелиоративные системы и гидротехнические сооружения) привело к тому, что внутрихозяйственная сеть практически не работает. Возникает опасность дополнительного вывода из строя земель сельскохозяйственного назначения, поэтому необходимо осуществление мероприятий по восстановлению мелиоративного фонда на территории региона.

В связи с неоднократной сменой собственников внутрихозяйственные мелиоративные системы не стоят на балансе сельскохозяйственных товаропроизводителей и являются бесхозными, поэтому требуется их оформление в собственность сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с действующим законодательством. В собственности Костромской области и муниципальных районов мелиоративные системы отсутствуют.

14. В 2011 году по сравнению с 2007 годом парк тракторов сократился на 1 647 единиц, зерноуборочных комбайнов – на 320 единиц, кормоуборочных комбайнов – на 74 единицы. Технологическое оборудование, используемое как в растениеводстве и животноводстве, так и в перерабатывающей отрасли, парк сельскохозяйственных машин и техники физически и морально устарели, что приводит к росту затрат и снижению качества выпускаемой продукции. Поэтому одним из направлений в развитии агропромышленного комплекса региона является техническое и технологическое перевооружение.

15. Остается недостаточным уровень притока инвестиционных ресурсов. Объем инвестиций в 2011 году составил 478,9 млн. рублей, что ниже уровня 2007 года на 60 процентов. Это связано, в первую очередь, с тем, что сельское хозяйство – отрасль экономики, подверженная большему количеству рисков экономического и природного характера, а Костромская область относится к числу регионов с неблагоприятными социальными условиями развития сельского хозяйства и сельской местности, страдающих от депопуляции, и регионов со слабоосвоенными территориями с особенными природно-климатическими условиями.

16. Таким образом, основными проблемами, ограничивающими развитие агропромышленного комплекса области, являются:

1) низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов. Неизбежным следствием использования малопроизводительной устаревшей техники является опережающий рост материальных затрат в себестоимости продукции. Технологическая отсталость сельского хозяйства во многом обусловлена также недостаточным использованием минеральных удобрений, средств защиты растений от болезней и вредителей;

2) неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции; неразвитость транспортной инфраструктуры, энерго- и водоснабжения;

3) финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная сложным финансовым состоянием большинства сельскохозяйственных организаций, не имеющих возможность использовать кредитные ресурсы, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием системы страхования при производстве сельскохозяйственной продукции.

Значительное влияние оказывает медленное развитие инфраструктуры земельного рынка, невозможность использования земли как экономического актива – залога, ограничение возможности привлечения финансовых ресурсов на реальных рыночных условиях;

4) сложная демографическая ситуация в сельской местности, дефицит квалифицированных кадров, вызванные низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.

17. Комплекс накопившихся в сельской местности производственных и социальных проблем (закрытие малокомплектных образовательных организаций и дошкольных образовательных организаций, недостаток спортивных объектов, учреждений культурно-досугового типа) вызывает интенсивный отток кадров из аграрного производства, в первую очередь, квалифицированных специалистов и молодежи.

18. Для решения существующих проблем в отрасли требуется привлечение финансовых ресурсов, в том числе кредитов банков, средств внутренних и внешних инвесторов, а также концентрация средств на наиболее приоритетных направлениях за счет объединенных усилий инвесторов, сельскохозяйственных предприятий, исполнительных органов государственной власти Костромской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Костромской области с привлечением частных инвестиций, кредитных ресурсов, расширением форм государственной поддержки. Комплексный подход к решению проблем в сфере агропромышленного комплекса предполагает использование программно-целевого метода, обеспечивающего четкое распределение реализуемых мероприятий по исполнителям, срокам, ресурсам, а также эффективную организацию процесса управления и контроля.

 

Раздел III. Приоритеты государственной политики в агропромышленном комплексе

 

19. Программа базируется на положениях Федерального закона от  29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации», Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы», Концепции развития агропромышленного комплекса Костромской области на период до 2020 года, утвержденной распоряжением администрации Костромской области от 11 июня 2010 года № 146-ра «Об утверждении Концепции развития агропромышленного комплекса Костромской области на период до 2020 года».

20. Программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности агропромышленного комплекса.

 

Раздел IV. Цели, задачи, прогноз развития агропромышленного комплекса Костромской области, сроки реализации Программы

 

21. Целями настоящей Программы являются:

1) повышение конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса и обеспечение продовольственной безопасности;

2) повышение инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса;

3) комплексное социально-экономическое развитие сельской местности;

4) воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных ресурсов.

22. Для достижения этих целей в Программе предусматривается решение следующих задач, реализуемых в целевых программах, подпрограммах, основных мероприятиях:

1) стимулирование роста производства продукции растениеводства, животноводства, в том числе мясного скотоводства, и производства пищевых продуктов;

2) создание условий для сохранения и восстановления плодородия почв, эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения, развития мелиорации сельскохозяйственных земель;

3) поддержка малых форм хозяйствования;

4) создание благоприятной среды, способствующей инновационному развитию и привлечению инвестиций, создание условий для обеспечения агропромышленного комплекса региона высококвалифицированными кадрами;

5) повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения;

6) повышение продуктивности, устойчивости сельскохозяйственного производства и плодородия почв средствами комплексной мелиорации, эффективное использование природных ресурсов.

23. В прогнозный период наметятся следующие значимые тенденции:

увеличение инвестиций, направленных на повышение плодородия почв и развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения, стимулирование улучшения использования земельных угодий;

преодоление стагнации в подотрасли скотоводства, создание условий для наращивания производства мяса крупного рогатого скота и молочных продуктов;

ускорение обновления технической базы агропромышленного производства;

экологизация агропромышленного производства на основе применения новых технологий в растениеводстве, животноводстве и пищевой промышленности в целях сохранения природного потенциала и повышения безопасности пищевых продуктов.

24. Потребительские предпочтения населения изменяются в сторону роста спроса на удобные в потреблении, безопасные и полезные для здоровья продукты, тем самым, стимулируя производство экологически чистых продуктов питания.

25. Вступление России во Всемирную торговую организацию привело к еще большему усилению конкуренции в ряде секторов агропромышленного комплекса, связанному с расширением присутствия иностранных компаний и импортной продукции на российском рынке. Вместе с тем конкурентоспособные предприятия агропромышленного комплекса Костромской области смогут воспользоваться преимуществами вступления во Всемирную торговую организацию, получая новые возможности доступа на международные рынки.

26. Согласно прогнозным тенденциям прирост производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 году по отношению к 2012 году составит 17,5 процента, в том числе продукции растениеводства – на 16,3 процента, продукции животноводства – на 15 процентов, пищевых продуктов – на 24,8 процента. Среднегодовой темп прироста объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства будет достигать 4 – 5 процентов. Средний уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций достигнет 7,3 процента (с учетом субсидий), уровень среднемесячной номинальной заработной платы в сельскохозяйственных организациях достигнет 29 000 рублей.

27. В растениеводстве предстоит освоить интенсивные технологии, базирующиеся на новом поколении тракторов и сельскохозяйственных машин, увеличить объемы внесения минеральных удобрений, осуществить переход на посев семян перспективных высокоурожайных сортов и гибридов. В отношении отдельных культур необходимо существенное расширение посевных площадей.

28. В животноводстве решение задачи ускоренного наращивания производства мяса и молока позволит повысить уровень потребления населением этих продуктов. Это связано с оптимистическими тенденциями развития свиноводства и птицеводства.

29. Прогноз реализации Программы основывается на достижении значений ее основных показателей (индикаторов), а также частных индикаторов реализации подпрограмм и областных целевых программ, включенных в Программу.

30. Программу предлагается реализовывать в 2013 – 2020 годы одним этапом.

 

Раздел V. Обобщенная характеристика мероприятий Программы (подпрограмм)

 

31. Подпрограммы и включенные в них ведомственные целевые программы и основные мероприятия, а также областные целевые программы представляют в совокупности комплекс взаимосвязанных мер, направленных на решение наиболее важных текущих и перспективных целей и задач, обеспечивающих продовольственную независимость, поступательное социально-экономическое развитие агропромышленного комплекса на основе его модернизации и перехода к инновационной модели функционирования, устойчивое развитие сельских территорий.

32. В состав Программы входят 6 подпрограмм:

1) подпрограмма «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» (приложение № 1 к Программе) включает ведомственные целевые программы «Развитие производства и переработки льна в Костромской области на 2015-2017 годы» (приложение № 2 к Программе), «Развитие производства и переработки картофеля в Костромской области на 2015-2017 годы» (приложение № 3 к Программе) и следующие основные мероприятия:

«Развитие элитного семеноводства»

Реализация основного мероприятия по развитию элитного семеноводства направлена на развитие элитного семеноводства, которое позволит обеспечить качественными семенами основных сельскохозяйственных культур потребность организаций агропромышленного комплекса Костромской области.

В рамках осуществления этого основного мероприятия предусматривается субсидирование части затрат на приобретение элитных семян. Субсидии предполагается предоставлять для поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей при условии соблюдения ими систем земледелия на приобретение оригинальных и элитных семян сельскохозяйственных растений по перечню, определяемому Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;

«Поддержка закладки и ухода за многолетними насаждениями»

Реализация основного мероприятия по поддержке закладки и ухода за многолетними насаждениями направлена на обеспечение населения свежей продукцией и перерабатывающей промышленности сырьем.

В целях его реализации предусмотрено субсидирование части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями до вступления их в период товарного плодоношения. Субсидии предполагается предоставлять сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим закладку и уход за многолетними насаждениями, имеющим площади плодовых насаждений;

«Государственная поддержка кредитования подотрасли растениеводства, переработки ее продукции, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства»

В целях осуществления государственной поддержки кредитования подотрасли растениеводства, переработки ее продукции субсидии предоставляются на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам (займам), полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы и организациями потребительской кооперации на производство, переработку и логистическое обеспечение производства зерна, картофеля, овощей (открытого и защищенного грунта), плодов, ягод, льна и другие направления, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок предоставления средств государственной поддержки в виде субсидий, перечень направлений кредитования, перечень получателей по определенным видам субсидируемых кредитов определяется Правительством Российской Федерации;

«Управление рисками в подотраслях растениеводства»

Реализация основного мероприятия по управлению рисками в подотраслях растениеводства направлена на снижение возможности потери доходов при производстве продукции растениеводства в случаях воздействия опасных для производства продукции растениеводства природных явлений (атмосферная, почвенная засуха, суховей, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, пыльная буря, ледяная корка, половодье, переувлажнение почвы, сильный ветер, ураганный ветер, землетрясение, лавина, сель, природный пожар); проникновения и (или) распространения вредных организмов, если такие события носят характер чрезвычайной ситуации в агропромышленном комплексе; нарушения снабжения электрической, тепловой энергией, водой в результате стихийных бедствий при страховании сельскохозяйственных культур, выращиваемых в защищенном грунте или на мелиорируемых землях.

Государственную поддержку предполагается осуществлять посредством предоставления субсидий за счет средств областного бюджета для возмещения части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам страхования, заключенным ими со страховыми организациями, осуществляющими сельскохозяйственное страхование и являющимися членами объединения страховщиков;

«Поддержка доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства»

Реализация основного мероприятия по поддержке доходов сельскохозяйственных производителей в области растениеводства направлена на повышение доходов сельскохозяйственного производства.

Размеры субсидий будут определяться по ставке, рассчитанной с применением индекса, учитывающего состояние почв, биоклиматический потенциал территории, размер предприятия, уровень оснащенности сельскохозяйственной техникой, доходность за определенный период, количество работников и другие показатели;

«Агрохимическое и эколого-токсилогическое обследование земель сельскохозяйственного назначения»

Проведение комплекса агрохимических мероприятий по сохранению и повышению плодородия почв требует постоянного обновления информации о состоянии почвенного плодородия сельскохозяйственных угодий.

Основными целями агрохимического обследования являются: определение состояния и динамики плодородия почв; своевременное выявление изменений показателей плодородия почв; разработка рекомендаций по рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения и устранение последствий отрицательных изменений агрохимического и эколого-токсикологических показателей почв.

Результаты агрохимического обследования служат основанием для разработки проектно-сметной документации и рекомендаций по применению химических мелиорантов, органических и минеральных удобрений.

Государственная поддержка будет осуществляться путем финансирования проведения данного мероприятия за счет средств областного бюджета исходя из площади проведения обследования;

2) подпрограмма «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» (приложение № 4 к Программе) включает ведомственные целевые программы «Разведение одомашненных видов и пород рыб (развитие сельскохозяйственного рыбоводства) в Костромской области на 2013-2015 годы» (приложение № 5 к Программе), «Развитие промышленного разведения кроликов (кролиководства) в Костромской области на 2014-2016 годы» (приложение № 6 к Программе), «Развитие молочного скотоводства в Костромской области на 2015-2017 годы» (приложение № 7 к Программе) и следующие основные мероприятия:

«Племенное животноводство»

Реализация основного мероприятия по племенному животноводству направлена на формирование племенной базы, удовлетворяющей потребность отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей в племенной продукции (материале).

Государственную поддержку предполагается предоставлять на возмещение части затрат на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных;

«Развитие молочного скотоводства»

Реализация основного мероприятия по развитию молочного скотоводства направлена на повышение производства продукции и инвестиционной привлекательности молочного скотоводства, выравнивание сезонности производства молока, рост численности поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров, создание условий для расширенного воспроизводства в скотоводстве.

Государственную поддержку предполагается предоставлять сельскохозяйственным товаропроизводителям на 1 кг товарного молока при условии реализации молока не ниже первого сорта;

«Обеспечение проведения противоэпизоотических мероприятий»

Данное мероприятие направлено на предупреждение возникновения на территории Костромской области очагов особо опасных болезней, снижение заболеваемости животных бешенством и другими заразными заболеваниями, защиту населения от болезней, общих для человека и животных, а также на выпуск полноценной и безопасной в ветеринарном отношении продукции животноводства.

В рамках данного мероприятия предусмотрено предоставление субсидий на проведение на территории Костромской области противоэпизоотических мероприятий;

«Государственная поддержка кредитования подотрасли животноводства, переработки ее продукции, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства»

Реализация основного мероприятия по государственной поддержке кредитования подотрасли животноводства, переработки ее продукции, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства направлена на обеспечение устойчивого роста животноводческой продукции и продуктов ее переработки на основе расширенного воспроизводства и модернизации подотрасли животноводства, организаций агропромышленного комплекса пищевой и перерабатывающей промышленности.

Порядок предоставления государственной поддержки в виде субсидий, перечень направлений кредитования, перечень получателей по определенным видам субсидируемых кредитов определяется Правительством Российской Федерации.

Государственная поддержка будет осуществляться посредством предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.

Средства из областного бюджета будут предоставляться по краткосрочным и инвестиционным кредитам (займам) – в пределах одной третьей ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, но не менее 20 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации; по краткосрочным кредитам (займам), полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов), занимающимися производством мяса крупного рогатого скота и молока, – в размере не менее 20 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации; по инвестиционным кредитам (займам), полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) и организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы на приобретение племенной продукции (материала) крупного рогатого скота мясных пород, строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм) крупного рогатого скота, мясохладобоен для убоя и первичной переработки крупного рогатого скота и пунктов по приемке и (или) первичной переработке сельскохозяйственных животных и молока, – в размере не менее 20 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации;

«Управление рисками в подотрасли животноводства»

Реализация основного мероприятия по управлению рисками в подотраслях животноводства направлена на снижение возможности потери доходов при производстве продукции животноводства в случае заразных болезней животных, включенных в перечень, утвержденный Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, массовых отравлений, стихийных бедствий (удар молнии, землетрясение, пыльная буря, ураганный ветер, сильная метель, буран, наводнение, обвал, лавина, сель, оползень), нарушения снабжения электрической и тепловой энергией, водой в результате стихийных бедствий, если условия содержания сельскохозяйственных животных предусматривают обязательное использование электрической и тепловой энергии, воды, а также в случае пожара.

Государственную поддержку предполагается осуществлять посредством предоставления субсидий для возмещения части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам страхования, заключенным ими со страховыми организациями, осуществляющими сельскохозяйственное страхование и являющимися членами объединения страховщиков;

3) подпрограмма «Развитие мясного скотоводства» (приложение № 8 к Программе) включает ведомственную целевую программу «Развитие мясного и помесного скотоводства в Костромской области на 2014-2016 годы» (приложение № 9 к Программе) и основное мероприятие «Субсидирование части процентной ставки по инвестиционным кредитам на строительство и реконструкцию объектов для мясного скотоводства».

Реализация основного мероприятия по субсидированию части процентной ставки по инвестиционным кредитам на строительство и реконструкцию объектов для мясного скотоводства направлена на обеспечение модернизации подотрасли мясного скотоводства, развития глубокой переработки говядины.

В рамках осуществления основного мероприятия предусматривается обеспечение доступа к инвестиционным заемным средствам, получаемым в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, на строительство, реконструкцию и модернизацию комплексов (ферм), объектов для мясного скотоводства, мясохладобоен, пунктов по приемке, первичной переработке, включая холодильную обработку и хранение мясной продукции, а также на иные цели в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Государственная поддержка будет осуществляться посредством предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах;

4) подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования» (приложение № 10 к Программе) включает ведомственные целевые программы «Поддержка начинающих фермеров Костромской области на 2012-2014 годы» (приложение № 11 к Программе), «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Костромской области на 2012-2014 годы» (приложение № 12 к Программе), «Поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей Костромской области при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в 2012-2014 годы» (приложение № 13 к Программе), «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Костромской области на 2015-2017 годы» (приложение № 15 к Программе), «Поддержка начинающих фермеров Костромской области на 2015-2017 годы» (приложение № 15 к Программе), «Поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на 2015-2017 годы» (приложение № 16 к Программе), «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Костромской области на 2015-2017 годы» (приложение № 17 к Программе) и основное мероприятие «Государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования».

Реализация основного мероприятия по государственной поддержке кредитования малых форм хозяйствования направлена на рост производства и объема реализации сельскохозяйственной продукции, производимой малыми формами хозяйствования на селе, а также на развитие альтернативных видов деятельности для сельского населения.

Государственную поддержку предполагается осуществлять посредством предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам банков и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами (кроме кредитных);

5) подпрограмма «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие и кадровое обеспечение» (приложение № 18 к Программе) включает ведомственную целевую программу «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Костромской области на 2012-2014 годы» (приложение № 19 к Программе) и следующие основные мероприятия:

«Реализация перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе»

Основное мероприятие по реализации перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе направлено на реализацию комплекса мер по достижению экономического эффекта и осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов.

В рамках этого основного мероприятия предусмотрена государственная поддержка развития инновационных проектов в растениеводстве; инновационных проектов в животноводстве; инновационных проектов по переработке сельскохозяйственной продукции растительного и животного происхождения.

Основным источником финансирования реализации мероприятия являются средства федерального и областного бюджетов и внебюджетных источников. Разработка инноваций и реализация мероприятия будет осуществляться с участием ФГБНУ «Костромской НИИСХ», ФГБОУ ВПО КГСХА и организаций агропромышленного комплекса, проводитящих внедрение инноваций;

«Развитие биотехнологий»

Реализация основного мероприятия направлена на развитие и внедрение энергосберегающих технологий в сельскохозяйственное производство.

Наиболее приоритетными направлениями являются развитие биотехнологий в растениеводстве, разработка диагностических наборов для выявления возбудителей заболеваний растений, развитие биотехнологий и биоэнергетика (биотопливо).

Государственная поддержка будет осуществляться посредством предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на строительство, реконструкцию и модернизацию биоэнергетических установок, объектов по производству биоэнергетической продукции;

«Создание, и (или) строительство, и (или) реконструкция, и (или) модернизация основных фондов организаций агропромышленного комплекса на территории северо-восточных районов Костромской области»

Реализация основного мероприятия является стимулированием развития хозяйственной деятельности организаций агропромышленного комплекса на северо-востоке области.

Государственная поддержка будет осуществляться посредством предоставления грантов из областного бюджета на софинансирование затрат, не возмещенных в рамках иных направлений государственной поддержки, в целях создания, и (или) строительства, и (или) реконструкции, и (или) модернизации основных фондов организаций агропромышленного комплекса на покупку нового специализированного автотранспорта для транспортировки сельскохозяйственного сырья, сельскохозяйственных животных и птицы, готовой продукции; покупку новой сельскохозяйственной техники и оборудования; строительство, реконструкцию и (или) модернизацию производственных объектов сельскохозяйственного назначения; строительство и (или) реконструкцию подъездных путей к объектам сельскохозяйственного назначения;

6) подпрограмма «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Костромской области на 2015-2020 годы» (приложение № 20 к Программе) включает следующие основные мероприятия:

«Вовлечение в оборот выбывших сельскохозяйственных угодий»

В рамках основного мероприятия предусматривается выполнение культуртехнических работ. В ходе реализации мероприятия по вовлечению в оборот выбывших сельскохозяйственных угодий планируется выделение субсидий из федерального и областного бюджетов сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на проведение культуртехнических работ;

«Строительство мелиоративных систем»

Строительство будет осуществляться на территориях, в которых реализуются инвестиционные проекты в сфере производства, хранения и переработки продукции растениеводства.

В ходе реализации мероприятия планируется выделение субсидий из федерального и областного бюджетов сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на строительство мелиоративных систем. 

33. В Программу до 2013 года включительно входили следующие областные целевые программы:

«Социальное развитие села Костромской области на 2009-2013 годы»;

«Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов в Костромской области на 2011-2013 гг.»;

«Развитие мясного скотоводства Костромской области на 2011-2014 годы»;

«Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Костромской области на 2009-2013 годы»;

«Эпизоотологический мониторинг и предупреждение возникновения и распространения африканской чумы свиней в Костромской области на 2013-2017 годы»;

«Развитие льняного комплекса Костромской области на период до 2020 года».

34. Структура и перечень подпрограмм соответствуют принципам программно-целевого управления, охватывают все основные сферы агропромышленного производства: производство сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов, технико-технологическое, информационное и научное обеспечение, институциональные преобразования и социальное развитие сельских территорий. Перечень мероприятий, планируемых в рамках реализации Программы, с указанием расходов на их реализацию и конечных результатов приведен в приложении № 21 к Программе.

 

Раздел VI. Показатели Программы (подпрограмм) и прогноз конечных результатов ее реализации

 

35. Показатели (индикаторы) реализации Программы оцениваются на двух уровнях:

общие – в целом для Программы;

частные – определены по каждой из подпрограмм, основных мероприятий Программы и включенных в нее целевых программ.

36. Состав показателей (индикаторов) определен исходя из степени отражения в них наиболее существенных результатов реализации Программы и включенных в нее подпрограмм и целевых программ.

37. К общим показателям (индикаторам) Программы отнесены:

индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий к предыдущему году (в сопоставимых ценах), в том числе продукции животноводства и продукции растениеводства;

индекс производства продукции сельского хозяйства в крестьянских (фермерских) хозяйствах и индивидуальных предпринимателей к предыдущему году (в сопоставимых ценах);

индекс производства пищевых продуктов, включая напитки;

индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве;

уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий);

среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства).

38. К частным показателям (индикаторам) отнесены:

1) подпрограмма «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства»

В качестве целевых индикаторов указанной подпрограммы используются объемы производства продукции растениеводства, пищевых продуктов, выпускаемых из растениеводческого сырья, объем реализации топинамбура, площади закладки многолетних насаждений, площадь проведения агрохимического и эколого-токсилогического обследования, удельный вес застрахованных площадей, объем субсидируемых кредитов;

2) подпрограмма «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства»

Индикаторами реализации указанной подпрограммы являются объемы производства основных видов продукции животноводства, пищевых продуктов, поголовье скота и птицы, охват исследованиями по африканской чуме свиней поголовья восприимчивых животных, доля застрахованного скота в общем поголовье, объем субсидируемых кредитов, прирост производственных мощностей по убою скота и его первичной переработке;

3) подпрограмма «Развитие мясного скотоводства»

Индикаторами реализации указанной подпрограммы являются поголовье крупного рогатого скота специализированных мясных пород и помесного скота, полученного от скрещивания со специализированными мясными породами, в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, объем субсидируемых кредитов;

4) подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования»

Индикаторами указанной подпрограммы являются количество крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществивших проекты создания и развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств с помощью государственной поддержки и количество созданных в них новых рабочих мест, количество семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных с помощью государственной поддержки, а также площадь земельных участков, оформленных в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств и их количество, объем субсидируемых кредитов, количество сельскохозяйственных кооперативов и потребительских обществ Костромской области, развивающих свою материально-техническую базу, производство продукции животноводства в крестьянских (фермерских) хозяйствах;

5) подпрограмма «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие и кадровое обеспечение»

Индикаторами реализации указанной подпрограммы являются количество реализованных инновационных проектов, рост применения биологических средств защиты растений и микробиологических удобрений в растениеводстве, удельный вес отходов сельскохозяйственного производства, переработанных методами биотехнологии, количество сельскохозяйственных товаропроизводителей получивших государственную поддержку на создание, и (или) строительство, и (или) реконструкцию, и (или) модернизацию основных фондов организаций агропромышленного комплекса на территории северо-восточных районов Костромской области;

6) подпрограмма «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Костромской области на 2015 2020 годы».

Индикаторами реализации указанной подпрограммы являются вовлечение в оборот выбывших сельскохозяйственных угодий за счет проведения культуртехнических работ, ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель за счет строительства новых мелиоративных систем, прирост объема производства продукции растениеводства на землях сельскохозяйственного назначения, увеличение рабочих мест у сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет проведения культуртехнических работ.

39. Прогнозные показатели (индикаторы) рассчитаны исходя из динамики развития агропромышленного комплекса Костромской области за ряд лет, планов развития хозяйствующих субъектов, приоритетных направлений развития и соответствующего уровня государственной поддержки, а также комплекса принимаемых мер по развитию агропромышленного комплекса. Сведения о показателях (индикаторах) Программы приведены в приложении № 22 к Программе. Прогнозные значения индикаторов на период до 2020 года утверждены соглашением между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и администрацией Костромской области о реализации Программы от 12 декабря 2012 года № 2501/17. Фактические значения индикаторов определяются на основании данных форм статистического наблюдения, предоставляемого органами Федеральной службы государственной статистики, и форм бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий агропромышленного комплекса.

40. В части основных планируемых показателей Программы прогнозируются:

индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2020 году к 2012 году – 117,5 процента, в том числе продукции растениеводства – 116,3 процента, продукции животноводства – 115 процентов;

индекс производства продукции сельского хозяйства в крестьянских (фермерских) хозяйствах и индивидуальных предпринимателей в 2020 году к 2012 году – 117,7 процента;

индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, в 2020 году к 2012 году – 124,8 процента;

индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в 2020 году к 2012 году – 141,9 процента;

уровень рентабельности по всей хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций к 2020 году – не менее 7,3 процента (с учетом субсидий);

уровень среднемесячной номинальной заработной платы в сельскохозяйственных организациях к 2020 году – до 29 000 рублей.

41. Среднегодовой темп роста продукции сельского хозяйства в период до 2020 года должен составить не менее 1,7 – 3,5 процента, производства пищевых продуктов – 2,5 – 3,2 процента. Прогнозируемые объемы производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов по большинству их видов позволят обеспечить питание населения области по рациональным медицинским нормам.

Одновременно возрастут ресурсы для экспорта в другие области сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

42. Валовой сбор зерна повысится до 79,1 тыс. тонн против 59,9 тыс. тонн в 2012 году, или на 32,1 процента, картофеля –  до 209 тыс. тонн против 177,3 тыс. тонн, или на 17,9 процента. Этому будут способствовать меры по улучшению использования земель сельскохозяйственного назначения, обеспечению развития элитного семеноводства.

43. Производство скота и птицы (в живом весе) к 2020 году возрастет по сравнению с 2012 годом до 36,6 тыс. тонн, или на 12,3 процента. Основной прирост будет получен за счет роста продуктивности скота и птицы на основе улучшения породного состава.

 

Раздел VII.Основные меры государственного и правового регулирования в агропромышленном комплексе

 

44. Система мер правового регулирования в сфере реализации Программы предусматривает разработку нормативных правовых актов Костромской области по вопросам, относящимся к компетенции департамента агропромышленного комплекса.

45. При реализации Программы осуществляются меры регулирования, направленные на предотвращение негативного воздействия рисков и достижение предусмотренных в ней конечных результатов.

46. Регулирование реализации Программы будет осуществляться на основе:

использования мер, предусмотренных Федеральным от 25 июля 2011 года № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»;

проведения мониторинга рисков развития агропромышленного комплекса Костромской области и обеспечения продовольственной безопасности, выработки прогнозов, решений и рекомендаций в сфере управления агропромышленным комплексом Костромской области;

подготовки нормативных правовых актов о порядках предоставления субсидий за счет средств областного бюджета и субсидий, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета областному бюджету;

подготовки и представления ежегодного доклада о ходе и результатах реализации Программы, в который при необходимости могут вноситься предложения о корректировке Программы.

47. Для эффективной реализации Программы необходимо осуществление своевременной государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей области, способствующей повышению их доходности, развитие информационной и методической поддержки проводимых мероприятий, привлечение к реализации мероприятий наиболее высококвалифицированного подготовленного персонала, способного к проведению работ в оптимальные сроки и с высоким качеством.

 

Раздел VIII. Анализ рисков реализации Программы

 

48. Реализация настоящей Программы сопряжена с определенными рисками, связанными с климатическими условиями, макроэкономическими и внешнеэкономическими факторами.

49. К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:

макроэкономические риски, в том числе рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические средства, потребляемые в отрасли, что ограничивает возможности значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществлять инновационные проекты, переход к новым ресурсосберегающим технологиям и на этой основе обеспечивать реализацию модели ускоренного экономического развития;

внешнеторговые риски, связанные с изменением конъюнктуры мирового рынка продовольствия и возникающими в связи с этим ценовыми колебаниями;

природно-климатические риски, обусловленные тем, что сельское хозяйство относится к отраслям, в значительной степени зависящим от погодно-климатических условий, а также тем, что колебания погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, объемы их производства и на обеспеченность животноводства кормовыми ресурсами. Зависимость функционирования отрасли от природно-климатических условий также снижает ее инвестиционную привлекательность;

законодательные риски, выражающиеся в недостаточном совершенстве законодательной базы по регулированию сельскохозяйственной деятельности и сложности реализации оформления прав собственности на землю;

социальные риски, обусловленные возможностью консервации или усиления социальной непривлекательности сельской местности и увеличения разрыва между уровнями жизни в городе и на селе, которые создадут угрозу демографического кризиса в сельской местности и спровоцируют нехватку трудоспособного населения.

50. Учитывая необходимость развития сельского хозяйства в условиях Всемирной торговой организации, нужно предусматривать в необходимом объеме финансирование мероприятий Программы за счет бюджетных средств. В случае отсутствия или недостаточного объема государственной поддержки возникают риски снижения темпов роста сельского хозяйства в среднесрочной перспективе, утраты динамики роста производства, что ведет к падению объемов производства и снижению инвестиционной привлекательности отрасли. Это крайне негативно отразится на финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей и в целом всего агропромышленного комплекса, а также будет способствовать снижению эффективности уже вложенных средств государственной поддержки и частных инвестиций. Существуют также риски банкротства малых и средних предприятий из-за низкой конкурентоспособности, сокращения рабочих мест, снижения доходов и уровня жизни на селе.

 

Раздел IХ. Методика оценки эффективности Программы

 

51. Эффективность реализации Программы в целом оценивается исходя из достижения уровня по каждому из основных показателей (индикаторов) и оценки уровня полноты использования запланированных на реализацию Программы средств. Эффективность реализации Программы определяется по каждому году ее реализации.

52. Обязательным условием оценки эффективности реализации Программы является выполнение запланированных показателей (индикаторов) Программы в установленные сроки.

53. Индексы валовой продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов указывают на эффективность реализуемых мер в сфере производства, индекс физического объема инвестиций – на возможность осуществления модернизации и инновационного развития, динамика уровня рентабельности в сельскохозяйственных организациях – на эффективность производства и экономического механизма их функционирования, соотношение оплаты труда в сельском хозяйстве и в целом по экономике страны – на степень решения социальных проблем отрасли.

Стоимостные показатели рассчитываются в сопоставимых ценах соответствующего года, которые являются базой для расчёта динамики и темпов их изменения по сравнению с предыдущим годом или иным периодом.

54. Общая методика оценки эффективности Программы включает расчет степени достижения целевых показателей и расчет показателя полноты использования средств.

55. Расчет степени достижения целевых показателей Программы определяется как среднеарифметическая величина из показателей результативности по каждому целевому показателю:

 ,                                            (1)

где:

 – степень достижения целевых показателей Программы (результативность);

Ri – степень достижения i-ого целевого показателя Программы;

nколичество показателей Программы.

Расчет результативности достижения i-го целевого показателя Программы (Ri) производится на основе сопоставления фактических величин с плановыми:

,                                           (2)

где:

 – фактическое значение i-го целевого показателя (индикатора) Программы в отчетном году;

 – плановое значение i-го целевого показателя (индикатора) Программы в отчетном году.

56. Расчет показателя полноты использования средств определяется соотношением исполнения расходов по Программе в отчетном году с плановыми:

  ,                                     (3)

где:

 – полнота использования запланированных на реализацию Программы средств;

 – исполнение расходов по Программе в отчетном году (рублей);

 – плановые объемы средств по Программе в отчетном году (рублей).

57. Эффективность реализации Программы (Eгп) определяется на основе сопоставления степени достижения целевых показателей  Программы (результативности) и полноты использования запланированных средств:

,                                          (4)

где:

k – поправочный коэффициент, учитывающий качество планирования и координации реализации Программы, рассчитываемый по формуле

.                                                    (5)

Значения k представлены в таблице № 1.

Таблица № 1

Значения поправочного коэффициента, учитывающего качество планирования и координации реализации Программы

 

k

1

2

0,00 … 0,10

1,25

1

2

0,11 … 0,20

1,10

0,21 … 0,25

1,00

0,26 … 0,35

0,90

Свыше 0,35

0,75


Информация по документу
Читайте также