Расширенный поиск

Постановление Администрации Костромской области от 10.04.2015 № 133-а

 

 

 

 

АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

от "10" апреля 2015 года № 133-а

 

г. Кострома

 

О внесении изменения в постановление администрации Костромской области от 26.12.2013 № 584-а

 

В целях уточнения мероприятий государственной программы Костромской области «Развитие образования Костромской области на 2014 – 2020 годы»

администрация Костромской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в постановление администрации Костромской области от 26 декабря 2013 года № 584-а «Об утверждении государственной программы Костромской области «Развитие образования Костромской области на 2014 – 2020 годы» (в редакции постановлений администрации Костромской области от 08.04.2014 № 129-а, от 13.05.2014 № 194-а, от 28.10.2014 № 436-а) следующее изменение:

государственную программу Костромской области «Развитие образования Костромской области на 2014 – 2020 годы» (приложение) изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

Губернатор области                                                                       С. Ситников

 

Приложение

 

к постановлению администрации

Костромской области

от «10» апреля 2015 г. № 133-р

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

Костромской области «Развитие образования Костромской области

на 2014 – 2020 годы»

 

Раздел I. Паспорт государственной программы Костромской области

«Развитие образования Костромской области на 2014 – 2020 годы»

 

1. Ответственный исполнитель государственной программы Костромской области «Развитие образования Костромской области на 2014 – 2020 годы» (далее – Программа) – департамент образования и науки Костромской области.

2. Соисполнитель Программы – департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области.

3. Подпрограммы Программы:

«Развитие дошкольного образования Костромской области»;

«Развитие системы общего и дополнительного образования детей Костромской области»;

«Развитие профессионального образования Костромской области»;

«Вовлечение молодежи в социальную практику».

4. Программно-целевые инструменты Программы:

ведомственная целевая программа «Развитие системы общего и дополнительного образования детей Костромской области на 2014 – 2016 годы», утвержденная приказом департамента образования и науки Костромской области от 25 октября 2013 года № 1873«Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие системы общего и дополнительного образования детей Костромской области на 2014 – 2016 годы»;

ведомственная целевая программа «Развитие профессионального образования Костромской области на 2014 – 2016 годы», утвержденная приказом департамента образования и науки Костромской области от 27 августа 2013 года № 1502 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие профессионального образования Костромской области на 2014 – 2016 годы»;

ведомственная целевая программа «Молодежь Костромской области» на 2014 – 2016 годы, утвержденная приказом департамента образования и науки Костромской области от 1 октября 2013 года № 1723 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Молодежь Костромской области» на 2014 – 2016 годы»;

ведомственная целевая программа «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Костромской области» на 2014 – 2016 годы», утвержденная приказом департамента  образования  и  науки  Костромской области  от
9 октября 2013 года № 1776 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Костромской области» на 2014 – 2016 годы».

5. Цели Программы:

обеспечение доступности и качества образования в соответствии с меняющимися запросами населения Костромской области и перспективными задачами развития региона;

повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития региона.

6. Задачи Программы:

обеспечение доступности и повышения качества дошкольного образования;

обеспечение доступности и повышения качества образовательных услуг в сфере общего образования;

обеспечение доступности и повышения качества дополнительного образования детей;

обеспечение доступности и качества профессионального образования в соответствии с меняющимися запросами населения Костромской области и перспективными задачами развития региона;

создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие научного и творческого потенциала молодежи.

7. Сроки, этапы реализации Программы – 2014 – 2020 годы:

первый этап –  2014 – 2016 годы;

второй этап – 2017 – 2020 годы.                                

8. Объемы и источники финансирования Программы общий объем средств, направленных на реализацию Программы, составляет 43 979 570,8 тыс. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета – 455 282,9 тыс. рублей;

средства областного бюджета – 43 518 742,9 тыс. рублей;

внебюджетные источники – 5 545,0 тыс. рублей.

9. Конечные результаты реализации Программы:

увеличение доли детей в возрасте от 1 года до 7 лет, охваченных услугами дошкольного образования, в общей численности детей указанного возраста с 76,8 процента в 2012 году до 88 процентов в 2020 году;

уменьшение доли выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, не сдавших единый государственный экзамен, в общей численности выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций с 1,65 процента в   2012 году до 1,51 процента в 2020 году;

увеличение доли детей и молодежи в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных программами дополнительного образования, в общей численности детей и молодежи в возрасте от 5 до 18 лет с 59 процентов в 2012 году до 72 процентов в 2020 году;

увеличение удельного веса численности выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей их численности с 46 процентов в 2012 году до 60 процентов в 2020 году;

увеличение охвата населения программами дополнительного профессионального образования (удельный вес численности занятого населения в возрасте 25 – 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) переподготовку, в общей численности занятого в экономике населения данной возрастной группы) с 26 процентов в 2012 году до
55 процентов в 2020 году;

увеличение удельного веса численности молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, участвующих в деятельности молодежных общественных объединений, в общей численности молодых людей от 14 до 30 лет с 18 процентов в 2012 году до 28 процентов в 2020 году.

 

Раздел II. Общая характеристика текущего состояния сферы образования и государственной молодежной политики Костромской области

 

10. Программа представляет систему мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам, а также инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации полномочий департамента образования и науки Костромской области достижение приоритетов и целей региональной государственной политики в сфере образования и молодежной политики.

11. Программа сформирована во взаимосвязи с государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы» (далее постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 295), а также с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 2015 годы» (далее – Федеральная целевая  программа развития образования на 2011 – 2015 годы).

Программа является организационной основой государственной политики администрации Костромской области в сфере образования и молодежной политики.

12. В соответствии с распоряжением администрации Костромской области от 27 августа 2013 года № 189-ра «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года» стратегическими целями развития Костромской области являются повышение уровня благосостояния и качества жизни жителей Костромской области и выстраивание конкурентоспособной модели экономики Костромской области. Для достижения стратегических целей развития отрасль образования призвана обеспечить высокое качество и доступность предоставляемых услуг с учетом тенденций постиндустриального развития общества, а также долгосрочных потребностей экономики в кадрах специалистов и квалифицированных рабочих.

13. Факторами, обеспечивающими соответствие системы образования требованиям инновационного развития региона, являются:

наличие актуальной нормативной правовой базы в сфере образования региона;

оптимальная сеть образовательных организаций, обеспечивающая доступность образования на всех уровнях;

опыт использования в управлении образованием программно-целевых и проектных методов, механизмов нормативно-бюджетного финансирования, государственно-общественного управления, независимой оценки качества образования;

сложившаяся система государственной поддержки образовательных организаций и педагогических работников, демонстрирующих инновационные образовательные практики.

14. Система образования Костромской области представлена развитой сетью из 786 организаций дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, в том числе
705 организаций – в сфере образования. В регионе обеспечено стабильное функционирование системы образования, обеспечивающей доступность образовательных услуг на разных уровнях образования, и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития.

15. Определяющее влияние на развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей оказывают демографические тенденции.

16. В связи с ростом рождаемости в Костромской области сохраняется потребность в услугах дошкольного образования. По данным Федеральной службы государственной статистики, показатель рождаемости в Костромской области вырос с 9,7 на тысячу человек в 2005 году до 12,8 в 2012 году. Число родившихся детей увеличилось с 6 947 в 2005 году до 8 484 в 2012 году (на 14,5 процента). 

В 2012 году показатель обеспеченности местами в дошкольных образовательных организациях в Костромской области составил 70,3 процента, в Российской Федерации – 63,7 процента.

17. В 2014 году программа дошкольного образования в  Костромской области реализуется в 262 дошкольных образовательных организациях (259 муниципальных организаций, 2 негосударственные организации, 1 государственная организация), а также в 162 дошкольных группах при общеобразовательных организациях, 23 группах кратковременного пребывания, 3 семейных группах. Общая численность обучающихся и воспитанников в системе дошкольного образования составляет
35 666 человек. При этом вариативными формами обучения охвачены 22 процента от общего числа воспитанников системы дошкольного образования.

18. В ходе реализации подпрограммы «Развитие дошкольного образования» областной целевой программы «Развитие системы образования Костромской области в 2010 – 2013 годах», утвержденной постановлением администрации Костромской области от 28 сентября 2009 года № 333-а «Об областной целевой программе «Развитие системы образования Костромской области в 2010 – 2013 года», было создано 2 878 дополнительных мест для детей дошкольного возраста за счет возврата типовых зданий детских садов, оптимизации площадей образовательных организаций и инвентаризации мест, развития вариативных форм дошкольного образования. В результате показатель охвата детей услугами дошкольного образования увеличился с 72,5 процента в 2010 году до 77,9 процента в 2012 году.

19. Меры поддержки семей с детьми дошкольного возраста предусмотрены Законом Костромской области от 28 сентября 2011 года № 111-5-ЗКО «О размере компенсации платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

20. Органами местного самоуправления муниципальных образований Костромской области осуществляется правовое регулирование, обеспечивающее финансово-экономические условия для развития частных дошкольных организаций. Опыт использования механизмов частно-государственного партнерства для обеспечения доступности дошкольного образования показывает, что для расширения сети дошкольных образовательных организаций необходимо обеспечить привлечение инвесторов к строительству объектов образования, что позволит создать дополнительные места для детей дошкольного возраста и расширить спектр услуг негосударственного сектора.

21. Существующие организационные формы дошкольного образования не в полной мере удовлетворяют потребности населения области, особенно в сфере раннего развития и предшкольного образования.

По данным статистической отчетности, очередность детей в дошкольные образовательные организации непрерывно растет: 2010 год – 11 844 человека, 2011 год – 14 771 человек, 2012 год – 14 852 человека. При этом очередность на предоставление услуг дошкольного образования детям старше трех лет остается минимальной.

22. Инфраструктура дошкольного образования нуждается в обновлении. В 2012 году из 279 детских садов 265 (95,3 процента) имели все виды благоустройства. Вместе с тем здания 4 образовательных организаций (1,4 процента) не имели водопровода, 9 детских садов  (3,2 процента) не имели центрального отопления, 11 дошкольных организаций (4 процента) не имели канализации. Кроме того, здания
23 организаций (8,3 процента) нуждались в капитальном ремонте, здание 1 детского сада (0,4 процента) находилось в аварийном состоянии.

Только 157 дошкольных организаций (56,5 процента) имели доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»). При этом была оснащена компьютерной техникой 231 организация (83,1 процента).

23. В системе дошкольного образования региона работали свыше 8 тысяч человек (2010 год – 8 282 человека, 2011 год – 8 219 человек, 2012 год – 8 192 человека), в том числе административно-педагогический персонал составлял в 2010 году – 3 860 человек (46,6 процента); 2011 год – 3 809 человек (46,3 процента); 2012 год – 3 857 человек.

В 2012 году 1 230 (35,7 процента) педагогических работников имели высшее образование, из них 1166 человек (33,8 процента) – педагогическое; преобладающее большинство педагогических работников в дошкольном образовании имеют среднее профессиональное образование – 2 156 человек (62,5 процента), из них – 1 764 человека (51,1 процента) – педагогическое.

24. За последние годы просматривается тенденция старения административно-педагогического персонала дошкольных организаций.

Так, доля административно-педагогических работников детских садов в возрасте до 30 лет с 2010 года по 2012 год снизилась на 1,6 процента: 2010 год – 634 человека (16 процентов); 2011 год – 584 человека (15,3 процента); 2012 год – 558 человек (14,4 процента).

Доля административно-педагогических работников дошкольных организаций пенсионного возраста за аналогичный период выросла на 2,6 процента (2010 год – 477 человек (12,3 процента); 2011 год – 517 человек (13,5 процента); 2012 год – 574 человека (14,9 процента).

25. В целях обеспечения качества кадрового ресурса системы дошкольного образования организованы подготовка, повышение квалификации и переподготовка педагогических работников дошкольного образования. С 2010 по 2013 годы повысили квалификацию и прошли переподготовку 77 процентов работников дошкольных образовательных организаций.

26. Важным фактором, определяющим качество кадрового корпуса системы дошкольного образования, является уровень заработной платы педагогов.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в 2013 году средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций должна была достигнуть уровня средней заработной платы в сфере общего образования в регионе. По итогам 2013 года средний уровень зарплаты педагогических работников дошкольных образовательных организаций достиг 97 процентов от целевого показателя. При этом рост средней заработной платы педагогических работников дошкольных организаций за 2013 год составил 50,2 процента.

27. Вместе с тем в сфере дошкольного образования детей Костромской области остаются актуальными следующие проблемы, требующие решения:

дефицит мест в дошкольных образовательных организациях в условиях роста численности детского населения;

устаревшая инфраструктура детских садов;

недостаточный объем предложения услуг для детей по сопровождению раннего развития детей (от 0 до 3-х лет);

межмуниципальная дифференциация доступности услуг дошкольного образования.

28. Развитие системы общего образования Костромской области осуществляется в соответствии с основными направлениями государственной политики через реализацию целевых программ, мероприятий приоритетного национального проекта «Образование» (далее - ПНП «Образование»).

29. Сеть общего образования Костромской области представляют
332 дневные общеобразовательные организации, в том числе
14 государственных, 316 муниципальных и 2 частных, а также 7 вечерних (сменных) общеобразовательных школ (1 государственная и
6 муниципальных организаций).

В сравнении с 2000 годом сеть общеобразовательных школ в
2012 году сократилась на 207 единиц (38,2 процента).

30. В 2013 – 2014 учебном году контингент обучающихся государственных и муниципальных дневных общеобразовательных организаций составил 62 420 человек, негосударственных общеобразовательных организаций – 221 человек. В вечерних школах обучаются 961 человек, кроме того, в 33 общеобразовательных организациях организованы классы очно-заочного обучения для 171 обучающегося.

31. С 2000 года контингент школьников в целом по региону сократился на 39,2 процента: с 102 208 человек до 62 131 человека.

Высокими темпами (на 56,3 процента) произошло снижение численности обучающихся в сельской местности с 34 991 человека в 2000 году до 15 277 человек в 2012 году. Самыми малочисленными муниципалитетами по количеству обучающихся стали в 2013 году Межевской (численность обучающихся 370 человек), Мантуровский (350 человек), Павинский (462 человека), Октябрьский (477 человек), Пыщугский (552 человека) муниципальные районы Костромской области.

Контингент обучающихся городских школ также сократился на 30,3 процента: 67 217 человек в 2000 году до 46 854 человек в 2012 году. В то же время, доля обучающихся городских школ в общей численности школьников в анализируемый период увеличилась с 65 процентов до 75 процентов. Наибольшее количество школьников (41 процент от общего числа школьников области) обучается в областном центре.

          32. Просматривается рост показателя средней наполняемости классов с 16,2 обучающихся в 2000 году до 17,9 обучающихся в 2012 году.

          Рост данного показателя произошел, прежде всего, в городских школах, где средняя наполняемость классов увеличилась на 8,8 процента,
с 24 человек в 2000 году до 26,1 человека в 2012 году. Средняя наполняемость классов в сельской местности с 2000 по 2006 год снижалась с 10 до 7,3 человека, с 2007 года отмечается постоянный рост этого показателя, который в настоящее время составляет 9,6.
 

          Показатель численности обучающихся, приходящихся на 1 учителя, вырос на 8,7 процента с 12,6 процента  в 2000 году до 13,7 процента в 2012 году (в Российской Федерации в 2012 году 12,8 процента).

33. 71 процент дневных общеобразовательных организаций, где обучались 25 процентов от общего числа школьников, составляют сельские школы, из них 33 процента – малокомплектные.

34. Система общего образования Костромской области предоставляет 18 процентам школьников образовательные услуги по основным и дополнительным общеобразовательным программам (лицеи, гимназии).

35. За последние годы проведена модернизация сети общеобразовательных организаций в сельской местности путем их интеграции. В 27 процентах сельских школ реализуются основные образовательных программы дошкольного, общего и дополнительного образования.

36. Получили развитие базовые школы, расположенные в районных центрах муниципальных образований, обеспечена транспортная доступность сельских, в том числе базовых, школ для детей из близлежащих населенных пунктов.

37. В целях создания единой информационной образовательной среды с 2006 года открыт портал «Образование Костромской области», на котором размещены сайты всех образовательных организаций, развернута система дистанционного обучения. Существенно улучшилось обеспечение школ области современным информационно-технологическим оборудованием. На 40 процентов обновилась информационно-технологическая среда общеобразовательных организаций, показатель обеспеченности школьников компьютерной техникой вырос с 16 человек на 1 компьютер в 2010 году до 8 человек в 2013 году.

Все школы Костромской области подключены к сети «Интернет», из них 48,2 процента в 2012 году имели широкополосный доступ к сети «Интернет» со скоростью не менее 2 Мб/с (в Российской Федерации – 27,43 процента). Ограничения в скорости доступа к сети «Интернет» являются неблагоприятным фактором развития информатизации общего образования.

38. Существенно улучшилась инфраструктура общего образования, с 2011 года выделяются целевые средства из федерального и областного бюджетов на приобретение оборудования и учебников, транспортных средств, энергосбережение, капитальный, текущий ремонт и реконструкцию зданий. Это позволило увеличить показатель доли школьников, обеспеченных основными базовыми условиями обучения, с 26,4 процента в 2010 году до 59 процентов в 2012 году (аналогичный мониторинговый показатель по Российской Федерации – 58,73 процента).

Вместе с тем сохраняется межмуниципальная дифференциация по уровню соответствия инфраструктуры современным требованиям. В рамках программных мероприятий необходимо целенаправленно улучшать инфраструктуру общего образования и привести ее в соответствие с современными требованиями к организации обучения школьников.

39. С 2011 года в системе общего образования региона начался поэтапный переход на новые федеральные образовательные стандарты общего образования (далее – ФГОС). Ежегодное увеличение количества школьников, обучающихся по ФГОС, требует дальнейшей планомерной работы, направленной на формирование в школах современной учебно-материальной базы, а также обновление фонда школьных учебников и учебно-методических пособий. 

40. В соответствии с Законом Костромской области от 18 ноября 2009 года № 537-4-ЗКО «Об обучении детей-инвалидов на дому в Костромской области» в 2009 – 2012 годах в общеобразовательных организациях создана система дистанционного обучения на дому, охват детей-инвалидов дистанционными формами образования в 2012 году составлял 82,7 процента от общего числа детей-инвалидов, которым это показано (в Российской Федерации – более 70 процентов). В дальнейшем предстоит качественно обновить деятельность Регионального центра  дистанционного образования детей-инвалидов, а также 29 базовых школ, оказывающих услуги дистанционного образования.

41. В рамках реализации постановления администрации Костромской области от 22 июля 2011 года № 269-а «Об утверждении областной целевой программы «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы» в Костромской области формировалась «безбарьерная» среда для организации совместного обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих отклонений в развитии. С 2011 года оборудованы 16 базовых школ (5 процентов от общего количества). До 12 процентов в 2012 году увеличилась доля общеобразовательных организаций, реализующих программы инклюзивного образования.

В целях дальнейшего расширения возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо продолжить работу по адаптации общеобразовательных организаций к безбарьерной среде.

42. В соответствии с постановлением администрации Костромской области от 10 октября 2012 года № 408-а «О региональной стратегии действий в интересах детей Костромской области на 2012 – 2017 годы» реализуется план мероприятий по созданию условий для охраны и укрепления здоровья школьников, индивидуализации образовательного процесса и оказания услуг медико-психологической помощи.

43. В связи с недостаточностью мер по охвату двухразовым горячим питанием обучающихся в общеобразовательных организациях необходимо дальнейшее совершенствование организации школьного питания.

44. В Костромской области действует система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей и молодежи. Сформирован электронный банк данных «Одаренные дети Костромской области» (свыше 4 тысяч учащихся). Костромская область обеспечивает высокий процент участников школьных (массовых) этапов олимпиады – 51 процент (аналогичный показатель в Российской Федерации в 2012 году –
38,6 процента).

45. Факторами дальнейшего совершенствования и развития системы выявления, поддержки и последовательного сопровождения одаренных детей являются: нормативное оформление и закрепление экономических механизмов обеспечения работы с одаренными детьми; инструктивно-методическое обеспечение.

46. Одним из направлений модернизации общего образования является оценка его качества. В рамках региональной системы оценки качества общего образования проводится мониторинг качества предоставления общеобразовательных услуг.

Результаты международных исследований в области математического и естественнонаучного образования (TIMSS) и чтения (PIRLS), проведенных в 2011 году среди учащихся 4 классов, показали, что уровень подготовки школьников области несколько ниже общероссийского: средний балл по математике в Костромской области составляет 58 баллов, в Российской Федерации – 61; средний балл по чтению в Костромской области – 65, в Российской Федерации – 69.

По итогам международного исследования PISA, проведенного в 2012 году среди учащихся 9 классов, средние результаты тестирования старшеклассников также оказались ниже общероссийских показателей: результат по Костромской области – 43 процента выполнения теста, по Российской Федерации – 48 процентов.

47. По результатам государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в форме единого государственного экзамена за 2010 – 2012 годы, 39 процентов средних общеобразовательных школ продемонстрировали средние результаты по математике ниже средних результатов по региону; 37 процентов школ – по русскому языку.

26 процентов школ стабильно показывают средние результаты как по математике, так и русскому языку, ниже средних результатов по области.

Наличие школ, устойчиво демонстрирующих низкие учебные результаты, в которых образование перестает выполнять функцию социального лифта, закрепляет социальную и культурную дифференциацию, является серьезной проблемой региональной системы общего образования.

Тем самым сохраняются риски неравенства в доступе к качественному образованию в сельских территориях с малокомплектными школами, в городских округах – в школах, работающих со сложным контингентом обучающихся.

Для повышения качества общего образования необходимо обеспечить государственную поддержку общеобразовательных организаций, работающих в сложных социальных условиях, а также повышение профессиональной компетентности педагогических работников в условиях перехода на ФГОС.

48. Качество предоставления образовательных услуг напрямую зависит от кадрового потенциала системы общего образования региона.

Численность педагогических работников общего образования детей составляет:

в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях – 5 866 педагогических работников, в том числе 5 012 учителей, из них 2 923 человека работают в городских школах, 2 089 – в сельских; из них 4 053 человека (80,8 процента) имеют высшее профессиональное образование;

в негосударственных образовательных организациях общего образования - 43 педагогических работника, в том числе 40 учителей, из них 35 человек (87,5 процента) имеют высшее профессиональное образование.

В системе общего образования региона сохраняется возрастной и гендерный дисбаланс: в 2012 году высокой оставалась доля учителей пенсионного возраста (Костромская область – 19,3 процента, Российская Федерация – 18 процентов); доля школьных учителей в возрасте до 30 лет составляла 8,7 процента (в Российской Федерации – 12 процентов); доля педагогов-мужчин – 9,5 процента (в Российской Федерации – более 12 процентов).

49. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», а также распоряжением администрации Костромской области от 28 февраля 2013 года № 42-ра «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» предусмотрено повышение заработной платы педагогических работников.

На 1 января 2013 года из 7 053 педагогов перешли на эффективный контракт 6 823 педагога (97 процентов). На 1 января 2014 года 7 148 педагогов (100 процентов) перешли на эффективный контракт.

50. В 2013 году достигнуто 100-процентное исполнение целевого показателя по размеру средней заработной платы педагогических работников организаций общего образования.

С 2011 года обновлены подходы к аттестации педагогических кадров, внедрена модель непрерывного, персонифицированного повышения квалификации.

51. В Костромской области предусмотрен комплекс мер, направленных на поддержку молодых педагогов, в том числе выплату единовременного пособия выпускникам организаций профессионального образования, приступившим к работе в сельских школах, в размере 100 тысяч рублей; грантовую поддержку молодых педагогов в рамках конкурсного отбора лучших учителей области; оказание государственной поддержки молодым учителям в приобретении жилья с использованием ипотечных кредитов в соответствии с постановлением администрации Костромской области от 30 августа 2012 года № 352-а «Об утверждении Порядка возмещения части затрат в связи с предоставлением учителям общеобразовательных организаций ипотечного кредита (займа)».

К 2012 году численность молодых учителей в возрасте до 30 лет за год увеличилась на 1 процент (в Российской Федерации – на 10 процентов), масштабы обновления кадрового потенциала системы общего образования, очевидно, недостаточны. Для обеспечения ее стабильного развития доля молодых учителей должна составлять к 2020 году не менее 24 процентов. В этой связи необходимо использовать новые подходы в кадровой политике.

52. Важнейшим инструментом региональной политики являются субвенции на осуществление органами местного самоуправления Костромской области переданных полномочий в области общего образования. Использование механизмов бюджетного финансирования направлено на обеспечение прозрачности и открытости процедуры распределения бюджетных финансовых средств, повышение экономической самостоятельности общеобразовательных организаций.

В рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню самостоятельности школ в 2012 году (совокупный показатель доли школ, перешедших в автономный статус, размещающих публичный доклад в сети «Интернет», осуществляющих взаимодействие с родителями посредством постоянно действующих реальных и виртуальных переговорных площадок, перешедших на электронный документооборот, электронный дневник, электронный журнал, предоставляющих некоторые образовательные услуги в электронном виде) Костромская область занимает 65 место (39,46 балла из 100).

53. В целях преодоления неблагоприятных тенденций в сфере общего образования необходимо принятие адекватных мер в региональной  образовательной политике, направленных на решение задачи обеспечения равного качества образовательных услуг независимо от места жительства, обновление кадрового ресурса системы, организацию предоставления государственных (муниципальных) услуг в электронном виде.

54. Услугами дополнительного образования в Костромской области в настоящее время пользуются 68 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет; в Российской Федерации – 49,1 процента.

Услуги дополнительного образования детям предоставляет 61 организация в сфере образования, в том числе 8 государственных и 53 муниципальных, в которых обучаются 44 958 детей; 58 организаций в сфере культуры, в том числе 1 государственная и 57 муниципальных, с контингентом 9 887 человек; 13 организаций в сфере спорта, в том числе 4 государственных и 9 муниципальных, с контингентом 4 978 человек; 4 негосударственных организации.

За последние годы проявилась тенденция сокращения сети организаций дополнительного образования детей, при этом численность занимающихся в них обучающихся сохранилась практически на прежнем уровне, а показатель охвата обучающихся услугами дополнительного образования вырос с 46 процентов в 2000 году до 72 процентов в 2012 году.

55. В системе дополнительного образования детей создано свыше 2 800 творческих объединений, в том числе технического и спортивно-технического профиля, объединений художественного творчества, а также туристско-краеведческих, эколого-биологических, спортивных, культурологических объединений.

56. В 2012 году во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в сфере образования и науки» созданы ресурсные центры дополнительного образования на базе 8 государственных образовательных организаций, в том числе ОГКОУ ДОД «Костромской областной Дворец творчества детей и молодежи», ОГКОУ ДОД «Костромской областной центр детского (юношеского) технического творчества», ОГКОУ ДОД «Костромской областной центр детского и юношеского туризма и экскурсий «Чудь», ОГКОУ ДОД «Костромской областной Центр дополнительного образования детей «Одарённые школьники», ОГКОУ ДОД «Костромской областной Центр внешкольной работы «Планетарий», ОГКОУ ДОД «Эколого-биологический центр «Следово» имени Ю.П. Карвацкого Костромской области», ОГКОУ ДОД «Костромской областной центр научно-технического творчества «Истоки».

Благодаря деятельности ресурсных центров обновляется содержание дополнительного образования детей, осуществляется освоение инновационных технологий образовательной деятельности, расширяются возможности для предоставления услуг дополнительного образования детям с особыми образовательными потребностями.

57. Численность педагогических работников в организациях дополнительного образования детей составляет 1 242 человека, в том числе 847 человек (68,1 процента) имеют высшее профессиональное образование. Высшую квалификационную категорию имеют 429 педагогов (34 процента от общей численности), первую квалификационную категорию имеет 331 педагог (27 процентов).

38 процентов педагогов дополнительного образования имеют стаж работы более 20 лет, 16 процентов – работающие пенсионеры, педагоги в возрасте до 25 лет составляют 13 процентов от общей численности педагогических работников дополнительного образования детей; в возрасте от 25 до 35 лет – 19 процентов.

58. Материальная база организаций дополнительного образования детей нуждается в существенном обновлении, здания 12 организаций  дополнительного образования детей (20 процентов от общего количества) требуют  капитального ремонта.

59. Система дополнительного образования обеспечивает внешкольную занятость и успешную социализацию детей, в том числе посредством создания интегрированных моделей общего и дополнительного образования в целях реализации требований новых федеральных государственных образовательных стандартов.

60. Система профессионального образования в Костромской области представлена 36 профессиональными образовательными организациями, из них 29 организаций находятся в ведении департамента образования и науки Костромской области, и 4 образовательными организациями высшего образования, а также 5 филиалами образовательных организаций высшего образования и 7 филиалами профессиональных образовательных организаций.

Всего в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования обучается 33 381 студент, в том числе в образовательных организациях высшего образования – 19 249 человек, обучающихся по 126 образовательным программам высшего образования (в том числе по 46 направлениям подготовки бакалавриата, 13 – магистратуры и 67 специальностям); в профессиональных образовательных организациях – 14 132 человека, обучающихся по 67 образовательным программам среднего профессионального образования подготовки специалистов среднего звена и 65 образовательным программам среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

61. Дополнительные профессиональные программы (программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки) реализуют две государственные образовательные организации дополнительного профессионального образования, подведомственные департаменту образования и науки Костромской области: ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования» и ОГБОУ ДПО «Центр профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников промышленности и жилищно-коммунального хозяйства».

Кроме того, все профессиональные образовательные организации реализуют программы профессионального обучения и дополнительные образовательные программы на платной основе – по договорам с юридическими и физическими лицами, по направлениям центров занятости населения. Ежегодно по всем формам обучения проходят подготовку около 7 тысяч человек из числа различных категорий взрослого населения.

62. С 2008 года сеть областных государственных организаций профессионального образования, подведомственных департаменту образования и науки Костромской области, сократилась с 49 до 36 организаций (на 27 процентов).

Оптимизация сети проводилась в условиях передачи 8 организаций с федерального на региональный уровень подчинения без достаточных вложений в развитие их инфраструктуры, а также без учета потребностей регионального рынка труда в подготовке кадров.

63. С 2008 года число обучающихся в профессиональных образовательных организациях по программам начального профессионального образования сократилось на 23,9 процента, по программам среднего профессионального образования – на 7,5 процента. Численность студентов организаций высшего профессионального образования за последние четыре года сократилась на 13,6 процента.

64. Для кадрового обеспечения отраслей экономики Костромской области, формирования системы непрерывного профессионального образования созданы 10 многоуровневых, многопрофильных профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку различных категорий населения. На базе профессиональных образовательных организаций функционируют 9 ресурсных центров различной отраслевой направленности, реализуется пилотный проект по созданию многофункционального центра прикладных квалификаций.

65. В Костромской области разработаны механизмы формирования прогноза отраслей экономики и социальной сферы в кадрах рабочих и специалистов. Прогноз формируется на 5 лет и ежегодно корректируется. Начала меняться структура распределения бюджетных мест в профессиональных образовательных организациях в пользу приоритетных для социально-экономического развития региона профессий и специальностей, проведена оптимизация объемов и профилей подготовки кадров. В 2012 году доля лиц, принятых на программы начального и среднего профессионального образования по востребованным профессиям и специальностям, составила 74 процента. Ежегодно по заказам работодателей открывается от 4 до 10 новых профессий и специальностей. Начиная с 2012 года формирование контрольных цифр приема по программам среднего профессионального образования осуществляется на конкурсной основе. Формируется государственное задание профессиональным образовательным организациям на подготовку рабочих кадров и специалистов.

66. Профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования имеют около 700 договоров о сотрудничестве и совместной деятельности с предприятиями, в том числе 30 процентов из них включают широкий спектр взаимодействия сторон (организация практики, целевой контрактной подготовки, стажировки мастеров производственного обучения, трудоустройство выпускников). В 2012 – 2013 учебном году на основе договоров целевой контрактной подготовки обучалось 2 328 человек (9 процентов от общего количества обучающихся).

67. Острые вопросы, связанные с демографической ситуацией, недостаточной информированностью выпускников школ, низким престижем рабочих профессий, привели к необходимости выделения роли системы профориентации и трудоустройства. При всех профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования созданы структурные подразделения (центры, службы) содействия трудоустройству выпускников. Доля занятых выпускников с учетом продолживших обучение, призванных в армию, также иных видов занятости составляет 99 процентов. По состоянию на 31 декабря
2012 года на учете в центрах занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 26 выпускников профессиональных образовательных организаций (0,4 процента от выпуска).

68. Профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования перешли на новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов, построенных на компетентностном подходе.

Это обусловливает необходимость обновления системы оценки результатов освоения и качества реализации образовательных программ. При этом значимым фактором развития профессионального образования становится объективная, публичная, понятная система мониторинга и контроля качества образования, включающая наряду с государственной внешнюю независимую систему оценки качества образовательных организаций, программ и результатов образования.

В этой связи в Костромской области  реализуются пилотные проекты по формированию региональной системы оценки качества среднего профессионального образования и региональной системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ. Планируется развитие региональной системы сертификации профессиональных квалификаций (реализуются 5 пилотных проектов по их созданию).

69. Указанные мероприятия заложили базу для обновления системы профессионального образования Костромской области в соответствии с новыми экономическими реалиями и перспективами. Однако проблемами текущего состояния системы профессионального образования остаются:

недостаточно точный перспективный прогноз потребности отраслей экономики Костромской области в кадрах рабочих и специалистов для установления объема и структуры приема в областные государственные профессиональные образовательные организации в соответствии с потребностями регионального рынка труда;

отсутствие четкого заказа со стороны работодателей на подготовку кадров, в том числе на условиях целевой контрактной подготовки;

малоэффективные механизмы социального партнерства, недостаточное участие работодателей в организации образовательного процесса, совершенствовании содержания профессионального образования в соответствии с требованиями производства, развитии учебно-материальной базы образовательных организаций;

трудоустройство выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования по полученной профессии (специальности), закрепляемость их на предприятиях Костромской области;

недостаточное взаимодействие образовательных организаций всех уровней профессионального образования в вопросах формирования системы непрерывной подготовки кадров;

несоответствующая новым федеральным государственным образовательным стандартам материально-техническая база организаций: износ основных фондов составляет 64 процента, а процент ежегодного обновления основных фондов 14 процентов, что явно недостаточно для обеспечения реализации образовательных программ и технологий образования;

недостаточное участие образовательных организаций высшего образования в инновационном развитии региона.

70. Государственная молодежная политика в Костромской области направлена на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, формирование необходимых социальных условий инновационного развития региона.

71. Численность молодежи Костромской области за последние четыре года снизилась до 146 730 человек, в том числена 1 января 2008 года – 178 273 человека, на 1 января 2009 года – 174 391 человек, на 1 января 2010 года – 152 829 человек, на  1 января 2011 года – 169 591 человек, на 1 января 2012 года – 146 730 человек. В дальнейшем ее доля будет увеличиваться на фоне абсолютного сокращения численности российских трудовых ресурсов.

В настоящее время ситуация в молодежной среде характеризуется достаточно высокой социальной активностью, о чем свидетельствует высокий процент участия молодежи Костромской области в проводимых мероприятиях. В целом количество молодежи, принявшей участие в мероприятиях, проводимыми исполнительными органами государственной власти Костромской области, по итогам 2012 года составляет 127 431 человек (86,8 процента от общего количества молодежи в возрасте от 14 до 30 лет), по итогам 2011 года – 44 622 человека (30,4 процента от общего количества).

72. В целях обеспечения взаимодействия между исполнительными органами государственной власти Костромской области, общественными объединениями и другими организациями по вопросам реализации государственной молодежной политики созданы:

Координационный комитет по молодежной политике при губернаторе Костромской области;

Совет детских и молодежных общественных организаций и объединений Костромской области;

Межведомственный Совет по вопросам гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи  Костромской области;

Молодежное правительство Костромской области;

Совет молодых ученых, студентов и специалистов;

Комиссия по развитию добровольческой деятельности среди молодежи в Костромской области.

73. На территории региона широкое развитие получило добровольческое движение. Добровольческие объединения созданы при образовательных организациях и учреждениях молодежной сферы и действуют на территории всех муниципальных образований Костромской области (180 объединений, 13 025 добровольцев). Ежегодно проводится областной конкурс «Доброволец года», по итогам которого грантовую поддержку получают победители номинаций «Доброволец года», «Лучшее добровольческое объединение», «Лучший добровольческий проект». Общий объем грантового фонда по итогам конкурса в 2014 году составил 21,0 тыс. рублей.

74. В рамках реализации направления «Государственная поддержка талантливой молодежи» ПНП «Образование» в Костромской области ежегодно утверждается перечень региональных и межрегиональных олимпиад, иных конкурсных мероприятий, по итогам которых осуществляется выдвижение кандидатов на присуждение  премий для поддержки талантливой молодежи. По итогам 2012 года доля молодежи, принявшей участие в мероприятиях (конкурсах, фестивалях, олимпиадах областного, межрегионального, всероссийского уровня), составляет 8,8 процента (12 888 человек) от общего количества молодежи. Число премий для талантливой молодежи по итогам 2012 года увеличилось на 28,6 процента в сравнении с 2011 годом.

75. Сформированная на территории Костромской области система патриотического воспитания граждан является приоритетным направлением социальной политики. Проводится комплексная работа по формированию духовно-патриотических ценностей, профессиональных качеств и умений, чувства верности конституционному и воинскому долгу.

76. Актуализирована нормативная правовая база, регулирующая деятельность студенческих трудовых отрядов Костромской области:

принято распоряжение администрации Костромской области от 26 марта 2013 года № 61-ра «О развитии молодежного и студенческого трудовых движений на территории Костромской области»;

издан приказ департамента образования и науки Костромской области от 17 апреля 2013 года № 667 «О создании областного штаба студенческих и молодежных трудовых отрядов Костромской области».

77. Вместе с тем в молодежной среде существует целый комплекс проблем, который сдерживает ее развитие:

снижается абсолютная численность и доля молодежи в структуре населения;

ухудшается состояние физического и психического здоровья молодого поколения; общая заболеваемость молодежи в возрасте до 18 лет за последние годы увеличилась на 29,4 процента;

сохраняются трудности в адаптации молодежи к современной экономической ситуации, в реализации своих профессиональных устремлений, доля молодежи среди официально зарегистрированных безработных в Костромской области составляет 18,2 процента;

молодые люди не стремятся активно участвовать в бизнесе и предпринимательстве: доля молодых предпринимателей составляет 5,6 процента от численности молодежи Костромской области, молодые люди практически не представлены в малом и среднем бизнесе;

происходит деформация духовно-нравственных ценностей, размываются моральные ограничители на пути к достижению личного успеха;

слабо развивается культура ответственного гражданского поведения; у значительной части молодежи отсутствуют стремление к общественной деятельности и навыки самоуправления;

кадровый состав и материально-техническая база работающих с молодежью государственных организаций не соответствует современным технологиям работы и ожиданиям молодых людей.

78. В этой связи возникла реальная необходимость в применении качественно новых подходов к решению проблем молодежи и совершенствованию системы мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и региона.

 

Раздел III. Приоритеты государственной политики в сфере образования и государственной молодежной политики

 

79. Программа базируется на положениях Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р; Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761
«О национальной стратегии действий в интересах детей на
2012 – 2017 годы; Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы, утвержденной постановлением  Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 295; Плана действий по модернизации общего образования на 2011 – 2015 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 года № 1507-р; Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года №  722-р; Федеральной программы развития образования на 2011 – 2015 годы; распоряжения администрации Костромской области от 27 августа 2013 года № 189-ра «Об утверждении стратегии социально- экономического развития Костромской области на период до 2025 года».

80. Программа направлена на развитие всех уровней      образования, за исключением высшего образования. Вместе с тем Программа предусматривает поддержку организаций высшего образования на территории Костромской области в части научно-исследовательской и инновационной деятельности, направленной на развитие регионального рынка труда.

81. Предусмотрены следующие приоритеты в образовательной политике по уровням образования.

На уровне дошкольного образования – это:

ликвидация очереди на зачисление детей в дошкольные образовательные организации и обеспечение к 2016 году стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет;

увеличение роли негосударственного сектора в предоставлении услуг дошкольного образования детей;

развитие сектора услуг по сопровождению раннего развития детей (от ноля до трех лет).

На уровне общего образования – это:

завершение модернизации инфраструктуры образовательных организаций и формирования современной информационной среды для преподавания (высокоскоростной доступ к сети «Интернет», цифровые образовательные ресурсы нового поколения, современное экспериментальное оборудование) и управления (электронный документооборот);

поэтапное сокращение доли общеобразовательных организаций, работающих в две смены;

комплексное сопровождение введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;

усиление воспитательной составляющей в содержании образования, в том числе за счет развития спектра дополнительных образовательных услуг; приоритет нравственного и гражданского воспитания подрастающего поколения;

предоставление детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья возможности выбора варианта освоения программ общего образования в дистанционной форме, в рамках специального (коррекционного) или инклюзивного образования, а также обеспечение психолого-медико-социального сопровождения и поддержки в профессиональной ориентации;

снижение дифференциации в качестве образования между группами школ посредством реализации адресных программ перевода в эффективный режим работы школ, демонстрирующих низкие образовательные результаты;

стимулирование и поддержка разработки и распространения новых эффективных средств и форм организации образовательного процесса на базе инновационных площадок;

переход на новый профессиональный стандарт педагога;

переход от административно-командного управления системой образования к «умному» управлению, основанному на доверии и обратной связи.

На уровне профессионального образования – это:

приведение в соответствие системы подготовки кадров потребностям регионального рынка труда, обновление структуры, содержания и технологий реализации образовательных программ с учетом перспектив социально – культурного и экономического развития региона;

реальное вовлечение работодателей и представителей местного сообщества в управление системами и институтами профессионального образования;

решение проблемы массовой подготовки специалистов для рынка труда, которому будет способствовать внедрение образовательных программ, направленных на получение прикладных квалификаций, предполагающих обучение «на рабочем месте» продолжительностью от нескольких месяцев до года, создание центров сертификации квалификаций, многофункциональных центров прикладных квалификаций;

улучшение кадрового состава образовательных организаций и его продуктивности, переход на эффективный контракт с руководителями и педагогическими работниками профессиональных образовательных организаций, основой которого должен стать конкурентоспособный уровень заработной платы;

формирование современной системы непрерывного образования, (включая дополнительное профессиональное образование, формы открытого образования), построение эффективной системы обучения взрослых, базирующейся на современных форматах обучения и образовательных технологиях;

обеспечение доступности профессионального образования для всех граждан независимо от их социально-экономического положения и состояния здоровья;

совершенствование моделей управления организациями профессионального образования, формирование резерва управленческих кадров и реализация программ развития участников резерва;

вовлеченность студентов и преподавателей образовательных организаций высшего образования в фундаментальные и прикладные исследования, в разработки для конкретных потребителей.

82. В системе дополнительного образования приоритетами являются:

формирование эффективной системы выявления и поддержки молодых талантов;

внедрение новой модели организации и финансирования сектора дополнительного образования и социализации детей;

существенное повышение масштаба и эффективности использования ресурсов неформального (за рамками организаций дополнительного образования детей) и информального образования (медиасфера, сеть «Интернет», музеи, индустрия досуга);

реализация распоряжения  администрации Костромской области от 31 декабря 2014 года № 293-ра «О Концепции развития дополнительного образования детей Костромской области до 2020 года».

83. Предусмотрены следующие приоритеты в сфере молодежной политики:

развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития региона;

вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи;

создание условий для раскрытия творческих способностей молодежи, формирования региональной системы выявления и развития молодых талантов;

гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей в молодежной среде;

формирование и развитие ценностей здорового образа жизни;

обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации.

 

Раздел IV. Цели, задачи, прогноз развития сферы образования и государственной молодежной политики  и сроки реализации Программы

 

84. Целями настоящей Программы являются:

обеспечение доступности и качества образования в соответствии с меняющимися запросами населения Костромской области и перспективными задачами развития региона;

повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития региона.

85. Для достижения этих целей в Программе предусматривается решение следующих задач:

обеспечение доступности и повышения качества дошкольного образования;

обеспечение доступности и повышения качества образовательных услуг в сфере общего образования;

обеспечение доступности и повышения качества дополнительного образования детей;

обеспечение доступности и качества профессионального образования в соответствии с меняющимися запросами населения Костромской области и перспективными задачами развития региона;

создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие научного и творческого потенциала молодежи.

86. На прогнозный период намечаются следующие демографические тенденции:

рост численности детей дошкольного возраста: прогнозируемая численность детей дошкольного возраста к 2015 году составит
55 736 человек, то есть предполагаемый рост составит 2 544 человек
(4,8 процента);

рост численности населения в возрасте от 5 до 18 лет: к 2020 году прогнозируемая численность населения данной возрастной категории составит 101 545 человек (в 2012 году 87 861 человек), предполагаемый рост составит 13 684 человека (15,6 процента);

рост численности обучающихся общеобразовательных организаций в 2015 году до 64 000 человек (5,7 процента);

снижение численности молодежи в возрасте 17 25 лет на 12 15 процентов к 2016 году.

87. Под воздействием демографического фактора на перспективу останется актуальной проблема очередности на места в дошкольные образовательные организации для детей в возрасте от года до семи лет в областном центре и городских округах (г. Галич, г. Буй, г. Шарья).

Предстоит обеспечить обновление состава и компетенций педагогических кадров дошкольных организаций, создать механизмы мотивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию.


Информация по документу
Читайте также