Расширенный поиск

Распоряжение Губернатора Калужской области от 29.09.2004 № 394-р

 
                       ГУБЕРНАТОР КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

                               РАСПОРЯЖЕНИЕ


     9 сентября 2004 г.                                    N 394-р


     В соответствии  с  Уставом  Калужской  области в целях устранения
нарушений    законодательства,    регулирующего    вопросы     тепло-,
электроснабжения:
     1. Довести  до   сведения   муниципальных   образований   области
представление прокурора области от 14.09.2004 N 7/1-4-04 об устранении
нарушений    законодательства,    регулирующего    вопросы     тепло-,
электроснабжения,   в  деятельности  органов  местного  самоуправления
области (прилагается).
     2. Предложить   органам   местного  самоуправления  муниципальных
образований   области   принять   необходимые   меры   к    соблюдению
законодательства,  регулирующего вопросы тепло-,  электроснабжения,  в
деятельности органов местного самоуправления области.
     3. Министерству строительства,  жилищно-коммунального и дорожного
хозяйства области принять к сведению представление прокурора Калужской
области,  указанное  в пункте 1 настоящего распоряжения,  и обеспечить
координацию деятельности органов местного самоуправления муниципальных
образований     области     по    устранению    указанных    нарушений
законодательства.


     Вице-губернатор области          В.Н.Логинов


                                               Заместителю губернатора
Прокуратура Российской Федерации                области - руководителю
         ПРОКУРАТУРА                         администрации губернатора
      КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ                              Калужской области
248600 г. Калуга, ул. Кутузова, 2а
     14.09.04 г. N 7/1-4-04                              Куликову Г.В.

       ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
об устранении нарушений
законодательства, регулирующего
вопросы тепло- электроснабжения

     Прокуратурой области обобщена практика прокурорского  надзора  за
соблюдением прав граждан в жилищно-коммунальной сфере.
     Согласно Конституции  Российской  Федерации,   Устава   Калужской
области  в совместном ведении Российской Федерации,  Калужской области
находятся защита прав и свобод человека и гражданина; принятие законов
и  иных  нормативных правовых актов Калужской области,  контроль за их
исполнением.
     К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской
Федерации  в  области  местного   самоуправления,   согласно   ст.   5
Федеральный   закон   "Об   общих   принципах   организации   местного
самоуправления  в  Российской  Федерации",   относится   контроль   за
соблюдением  органами  и  должностными  лицами местного самоуправления
принимаемых  субъектами  Российской  Федерации   законов   о   местном
самоуправлении.
     В соответствии со  ст.  6  ФЗ  "Об  общих  принципах  организации
местного   самоуправления  в  Российской  Федерации",  ст.  12  Закона
Калужской области "О местном самоуправлении  в  Калужской  области"  к
вопросам   местного   значения  относятся  организации,  содержания  и
развития  муниципальных  электро-,  газо-,  тепло-,  водоснабжения   и
канализации,  а  также организации снабжения населения и муниципальных
учреждений топливом.
     Согласно ст.ст.   30,  32  Закона  Калужской  области  указанными
вопросами ведают органы самоуправления города и района.
     Постановлением Губернатора  Калужской области от 12.04.2004 г.  N
269 "О министерстве строительства,  жилищно-коммунального и  дорожного
хозяйства   Калужской   области"   реализация  на  территории  области
государственной  политики  в  сфере  жилищно-коммунального  комплекса,
координация  деятельности  органов  исполнительной  власти  области  и
органов      местного      самоуправления      по       реформированию
жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению его надежной и устойчивой
работы возложены на министерство.
     Анализ состояния  законности  в  сфере тепло- электроснабжения за
период ноябрь 2003 г.  - август  2004  г.  свидетельствует  о  наличии
фактов     несвоевременного     начала    отопительного    сезона    и
неподготовленности объектов жилищно-коммунального хозяйства к  работе,
ограничения  и  отключения  подачи потребителям энергоресурсов;  имеют
место случаи ненадлежащего содержания тепловых и электрических сетей в
районах и городах области, что влечет нарушение прав граждан.
     Так, ненадлежащее исполнение распоряжения  губернатора  Калужской
области  N  311-р от 23.09.03 "О начале отопительного периода" в части
нарушения сроков начала отопительного сезона 2003 - 2004  гг.,  аварии
систем  жилищно-коммунального  хозяйства  имели  место  в  г.  Калуге,
Боровском,   Дзержинском,    Жуковском,    Козельском,    Людиновском,
Малоярославецком, Медынском,  Мещовском,  Юхновском  и других районах.
     Прокуратурой Малоярославецкого    района     установлено,     что
несвоевременный  пуск  системы  отопления  жилого  дома  N 3 п.  Кариж
произошел   в   результате   несогласованности   действий   унитарного
муниципального   предприятия   "Малоярославец-стройзаказчик"   и   ОАО
"Малоярославецмежрайгаз"    по    вопросу     обслуживания     системы
теплоснабжения   указанного   дома.   Принятыми  мерами  прокурорского
реагирования нарушения были устранены,  в  результате  запуск  системы
отопления  был  произведен  через  месяц  после  начала  отопительного
сезона.
     Меры по   передаче   в   муниципальную  собственность  котельной,
принадлежавшей колхозу "Заветы Ильича",  и  ее  ремонту  были  приняты
только после аварии,  в результате которой 15 жилых домов д. Порослица
Юхновского района несвоевременно были подключены к теплосетям. В адрес
руководителя   муниципального   предприятия   коммунального  хозяйства
прокуратурой района  внесено  представление  об  устранении  причин  и
условий, способствовавших выявленным нарушениям.
     Факт ненадлежащей  подготовки  жилого  дома  к   эксплуатации   в
осенне-зимний   отопительный   сезон,   повлекший   утечку   тепла  на
определенном участке теплотрассы и  понижение  температуры  воздуха  в
квартирах  граждан,  был  установлен  прокуратурой Козельского района.
Кроме  того,  выявлено,  что  неоднократные  обращения  заявителей  по
данному   вопросу  в  жилищно-эксплуатационные  органы  муниципального
образования в период  с  октября  по  декабрь  2003  г.  остались  без
рассмотрения,  своевременных  мер  принято  не  было,  что  привело  к
нарушению прав граждан.
     В отдельных  районах области на протяжении 2003 - 2004 гг.  имеют
место систематические нарушения прав граждан  муниципальными  службами
коммунального   хозяйства   при   оказании  услуг  по  тепло-,  водо-,
газоэлектроснабжению;  несоблюдение требований ст.ст.  406,  539,  548
Гражданского кодекса  РФ  в  части  оплаты потребленных энергоресурсов
предприятиями,  организациями,  финансируемыми  из  средств   местного
бюджета, что является одной из причин ограничения и прекращения подачи
тепло-    электроэнергии    (Боровский,    Дзержинский,     Жуковский,
Малоярославецкий, Мосальский, Кировский и другие районы).
     Так, прокуратурой Медынского  района  установлен  факт  нарушения
срока начала отопительного сезона 2003 - 2004 гг.,  в том числе жилого
фонда,  котельными района в связи с наличием задолженности со  стороны
муниципального предприятия  коммунального  хозяйства (далее - МПКХ) МО
"Медынский  район"  за  поставленную  тепловую   энергию.   Только   в
результате  принятых  совместных  мер  госвласти области и прокуратуры
района задолженность была погашена, подача тепла была возобновлена.
     Однако, в марте 2004 г. причиной ограничения подачи тепла в жилые
дома д.  Радюкино Медынского района,  центральную  районную  больницу,
учреждению  ИТ-55/4 вновь являлась несвоевременная оплата потребленной
тепловой энергии МПКХ МО. По принятым мерам прокурорского реагирования
задолженность частично погашена.
     Проверкой, проведенной прокуратурой Медынского района  в  августе
текущего  года  выявлено,  что  часть  тепловых  сетей,  обслуживающих
муниципальный жилой фонд,  имеет значительный износ,  подача  горячего
водоснабжения   в   жилые   дома  ограничена,  что  свидетельствует  о
неготовности к очередному отопительному сезону.  Эксплуатация тепловых
сетей может  повлечь  создание  аварийной  ситуации.  11.08.04  г.  по
данному вопросу проведено оперативное совещание при прокуроре  района.
В  результате  прокурорского  вмешательства,  в  настоящее  время,  на
котельной ведутся ремонтно-восстановительные работы.
     Аналогичное положение сложилось в Мещовском районе.  В результате
неудовлетворительной подготовки к отопительному сезону 2003 - 2004 гг.
имело  место  несвоевременное подключение к теплосети нескольких жилых
домов  д.  Картышово,  что  повлекло  нарушение  прав   добросовестных
потребителей.   По  представлению  прокурора  руководитель  Мещовского
ММУПКХ был привлечен к дисциплинарной ответственности.
     В декабре   2003   г.   проверкой  по  факту  ограничения  подачи
электроэнергии в  административные  здания  Кудринского,  Лаптевского,
Слаутинского  и  Домашевского  сельских  советов  МО "Мещовский район"
прокуратурой района выявлены нарушения требований ст. ст. 6, 52 ФЗ "Об
общих  принципах местного самоуправления в Российской Федерации",  ст.
57 Закона Калужской области  "О  местном  самоуправлении  в  Калужской
области", согласно которым органы местного самоуправления осуществляют
исполнение местного бюджета и  контроль  за  его  исполнением;  бюджет
муниципального   образования   является  нормативным  правовым  актом,
определяющим текущую жизнь  и  перспективное  развитие  муниципального
образования.
     Вместе с  тем,   из   предусмотренных   бюджетом   муниципального
образования  на  жилищно-коммунальное  хозяйство  3,4 тыс.  руб.  было
выделено только 2,9 тыс.  руб. По результатам проверки райпрокуратурой
в целях устранения нарушений в адрес Главы администрации МО "Мещовский
район" было внесено представление.
     В текущем  году  органы местного самоуправления Мещовского района
продолжают нарушать требования действующего законодательства. Так, ряд
жилых домов д.  Алешине переданы на баланс Мещовскому многоотраслевому
муниципальному предприятию коммунального  хозяйства  и  переведены  на
индивидуальное отопление.  Однако, приобретение газового оборудования,
подводка   газа   к   приборам   и   иные   расходы    возложены    на
квартиросъемщиков,  что  не соответствует требованиям ст.  8 Устава МО
"Мещовский район" ст.  210 Гражданского кодекса РФ,  ст. 87 Бюджетного
кодекса  РФ.  В  адрес  Главы  администрации  МО  26.08.04 г.  внесено
представление.
     Прокуратурой Кировского   района   установлено,  что  в  связи  с
задолженностью администрации МО "Город Киров  и  Кировский  район"  за
поставленную  электроэнергию  ОАО "Калужская сбытовая компания" в июле
2004 г.  было  произведено  ограничение   двенадцати   учреждениям   и
организациям, финансируемым из местного бюджета, в т.ч. восьми школам.
Лишь  только   после   принятия   мер   прокурорского   вмешательства,
администрацией района были приняты меры, ограничения сняты.
     На протяжении более трех месяцев  (с  24.05.04  г.  по  настоящее
время)  нарушаются  права  жителей  пос.  Ермолино,  не обеспечиваемых
тепловой  энергией  в  виде  горячего  водоснабжения.  Однако,  органы
местного  самоуправления  не  принимают своевременно действенных мер к
обеспечению населения горячим водоснабжением и подготовке к очередному
отопительному сезону.
     Так, в июле 2004 г.  по постановлению прокурора Боровского района
директор  МУП  "Ермолинская  служба единого заказчика" был привлечен к
административной ответственности за нарушение  нормативов  обеспечения
населения коммунальными услугами.  Несвоевременная оплата потребленной
теплоэнергии  повлекла  прекращение  подачи  теплоэнергии.  Отключение
теплоэнергии,  в свою очередь,  повлекло нарушение прав добросовестных
потребителей,  т.е. абонентов, которые своевременно оплатили услуги за
горячее водоснабжение.
     И лишь только 01.08.04  г.  администрацией  МО  "Город  Ермолино"
решен   вопрос   об  учреждении  унитарного  предприятия  "Ермолинские
тепловые сети".  Однако,  договор поставки газа с  поставщиком  -  ОАО
"Калугарегионгаз"   не  заключен  до  настоящего  времени,  что  может
привести к несвоевременному началу очередного отопительного сезона.
     В Жуковском    районе    несвоевременная    оплата   потребленной
электроэнергии унитарным муниципальным предприятием  "Кременки-Энерго"
повлекла уведомление о полном прекращении подачи электроэнергии.
     Кроме того,  в регионе имеют  место  нарушения  законодательства,
регламентирующего   порядок   предоставления   гражданам   компенсаций
(субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг.
     Согласно п.  п.  1,  5,  6  Положения  о предоставлении гражданам
субсидий  на  оплату  жилья  и  коммунальных   услуг",   утвержденного
Постановлением Правительства РФ от 02.08.99 г.  N 887,  п.  п.  2,  10
соответствующего Положения по Калужской области,  субсидии  на  оплату
жилья   и   коммунальных   услуг   предоставляются  органами  местного
самоуправления гражданам,  проживающим в  домах  (включая  общежития),
относящихся  к  жилищному  фонду,  независимо  от  форм собственности.
Субсидии устанавливаются организацией, уполномоченной органом местного
самоуправления, после предъявления гражданами необходимых документов.
     В соответствии с  постановлением  администрации  г.  Обнинска  от
13.06.2000  г.  N  498-п  "О  предоставлении компенсаций (субсидий) на
оплату жилья и коммунальных  услуг"  компенсации  на  оплату  жилья  и
коммунальных  услуг предоставляются гражданам департаментом социальной
защиты населения администрации  г.  Обнинска  через  созданную  службу
жилищных субсидий.
     Однако, в нарушение названных правовых актов субсидии  гражданам,
проживающим в общежитии, не предоставляются.
     В ряде районов  имеют  место  факты  принятия  органами  местного
самоуправления   незаконных   нормативно-правовых  актов  по  вопросам
установления  тарифов  на   жилищно-коммунальные   услуги,   а   также
превышения предоставленных им полномочий.
     Так, районным собранием МО "Малоярославецкий район" было  принято
постановление  "Об установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги
для населения  МО  "Малоярославецкий  район".  В  соответствии  с  ним
утверждены  тарифы только для населения в муниципальном жилищном фонде
муниципального образования,  тарифы для граждан проживающих в частном,
государственном  и  общественном  фондах  не установлены.  По протесту
прокурора Малоярославецкого района внесены соответствующие изменения.
     Факты превышения органами местного самоуправления предоставленных
им полномочий имели место в г. Обнинске, Дзержинском районе.
     Так, пункт 3 постановления администрации г.  Обнинска от 16.04.04
г.  N 476-п "Об  окончании  отопительного  сезона  2003  -  2004  гг."
предусматривал   взимание   штрафа   с   руководителей  предприятий  и
организаций  в  случае  самовольного  подключения  подачи   тепла   по
окончании  отопительного  сезона,  т.е.  устанавливал административную
ответственность.  Незаконное  постановление   отменено   по   протесту
прокурора г. Обнинска.
     По протесту прокурора  Дзержинского  района  отменено  незаконное
постановление  Галкинской  сельской  администрации  "Об образовавшейся
задолженности   по   уплате    налогов    и    коммунальных    услуг",
предусматривающее  сбор  недоимок  по всем видам платежей и начисление
пени.  Вместе с тем,  согласно ст.  31  Налогового  кодекса  РФ  право
взыскивать недоимки и пени предоставлено налоговым органам.
     Согласно ст.  21  Федерального  закона  РФ  "Об  общих  принципах
организации   законодательных   (представительных)   и  исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации", высший
исполнительный   орган   государственной  власти  субъекта  Российской
Федерации осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации,
обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина.
     Вышеназванные факты  свидетельствуют  о  недостаточной   правовой
подготовке  служащих  органов местного самоуправления,  а также о том,
что министерством  строительства,  жилищно-коммунального  и  дорожного
Строительства  Калужской  области  не  принимается  достаточных мер по
оказанию    органам    местного    самоуправления    методической    и
методологической  поддержки  по  вопросам  реализации  государственной
жилищной политики  и  разработке  механизмов  повышения  эффективности
организаций   жилищно-коммунального   хозяйства,   а  также  повышения
качества и надежности предоставляемых  ими услуг.
     На основании   изложенного,   руководствуясь   ст.   ст.  24,  28
Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

                                ПРЕДЛАГАЮ:

     Рассмотреть настоящее представление,  в рамках компетенции органа
исполнительной  власти области и принять меры к надлежащему исполнению
законодательства в сфере  жилищно-коммунального  хозяйства,  о  защите
прав потребителей.
     Обеспечить контроль    за    соблюдением    органами     местного
самоуправления  действующего  законодательства  при  издании  правовых
актов.
     Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее
чем в месячный срок должны быть приняты конкретные меры по  устранению
выявленных нарушений, причин и условий им способствующих.
     О результатах  в  письменной  форме  должно   быть   сообщено   в
прокуратуру области.


     Заместитель прокурор области
     старший советник юстиции          И.Д.Оздоев


Информация по документу
Читайте также