Расширенный поиск
Закон Калужской области от 27.06.2005 № 91-ОЗРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ ЗАКОН Об областной целевой программе "Комплексная программа развития системы образования Калужской области в 2006 - 2010 гг." Принят Законодательным Собранием 16 июня 2005 года Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Комплексная программа развития системы образования Калужской области в 2006 - 2010 гг." (прилагается). Статья 2. Финансирование мероприятий данной программы уточняется законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год. Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Губернатор Калужской области А.Д.Артамонов г. Калуга 27 июня 2005 г. N 91-ОЗ Приложение к Закону Калужской области "Об областной целевой программе "Комплексная программа развития системы образования Калужской области в 2006 - 2010 гг." от 27 июня 2005 г. N 91-ОЗ Областная целевая программа "Комплексная программа развития системы образования Калужской области в 2006 - 2010 гг." Паспорт областной целевой программы "Комплексная программа развития системы образования Калужской области в 2006 - 2010 гг." 1. Наименование Областная целевая программа "Комплексная программа развития системы образования Калужской области в 2006 - 2010 гг." 2. Заказчик областной Министерство образования, культуры и целевой программы спорта Калужской области 3. Разработчик Министерство образования, культуры и спорта Калужской области 4. Дата принятия Постановление Правительства Калужской решения о области от 09.12.2004 N 375 "О разработке разработке Комплексной программы развития образования Калужской области в 2006 - 2010 гг." 5. Цели и задачи Цель: обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Задачи: достижение современного качества образования на основе развития в нем инновационных процессов; создание для детей равных стартовых возможностей получения образования и обеспечение его доступности; воспитание компетентных и ответственных, нравственно и физически здоровых молодых граждан; повышение статуса и значимости дополнительного образования детей, создание условий для их творческого развития и содержательного досуга; повышение качества профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда и работодателей, интеграция научной и учебной деятельности. 6. Важнейшие Повышение качества подготовки выпускников целевые показатели средних школ Калужской области, оцениваемого по результатам единого государственного экзамена; увеличение числа образовательных учреждений, реализующих региональный компонент базисного учебного плана; увеличение числа участников и призеров всероссийских олимпиад, конкурсов, конференций; расширение практики применения современных образовательных технологий; уменьшение нагрузки (количества учащихся) на 1 компьютер; увеличение числа образовательных учреждений, использующих электронные версии учебников; сохранение сети дошкольных образовательных учреждений и увеличение числа групп кратковременного пребывания детей; расширение охвата детей программами предшкольного образования; увеличение числа школ, перешедших на профильное обучение; увеличение числа образовательных учреждений, работающих по учебным комплексам (комплектам учебных пособий), обеспечивающим преемственность между ступенями образования; увеличение числа выпускников интернатных учреждений, продолжающих обучение в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования; увеличение числа здоровых детей; увеличение числа учащихся, посещающих учреждения дополнительного образования; расширение перечня дополнительных образовательных услуг; увеличение количества выпускников, оканчивающих учебное заведение с отметками "4" и "5"; увеличение числа выпускников учреждений профессионального образования, которым присваивается повышенный квалификационный разряд; повышение уровня интеграции научной и учебной деятельности; включение материалов и результатов научных исследований в учебный процесс; увеличение числа научных публикаций преподавателей и студентов; обеспечение социально-экономической потребности области в выпускниках учреждений профессионального образования. 7. Сроки реализации 2006 - 2010 годы. 8. Перечень Программа включает в себя следующие подпрограмм и подпрограммы: основных 1. "Развитие системы дошкольного мероприятий образования "Юный калужанин": - обеспечение доступности дошкольного образования и предшкольной подготовки; - совершенствование научно-методической и информационно-образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений области; - совершенствование работы дошкольных образовательных учреждений области по охране и укреплению здоровья детей; - реализация эффективной кадровой политики и повышение квалификации работников дошкольных образовательных учреждений области. 2. "Совершенствование содержания и технологий образования. Достижение нового качества образовательных услуг": - создание условий для повышения качества образования; - введение профильного обучения на старшей ступени общего образования; - поддержка опытно-экспериментальной деятельности образовательных учреждений; - организация работы с одаренными детьми. 3. "Инновационный проект "Школьный учебник". 4. "Школьный автобус": - сохранение и развитие сельской школы; - подготовка педагогических кадров для сельской школы и повышение их квалификации; - материально-техническая база подпрограммы "Школьный автобус". 5. "Развитие интернатных учреждений для детей-сирот и детей, требующих государственной поддержки": - приобретение технических средств обучения и коррекционного оборудования; - укрепление материально-технической базы; - организация оздоровления и отдыха воспитанников интернатных учреждений; - социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - поиск путей решения проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на региональном уровне; - проведение культурно-массовых мероприятий, смотров, конкурсов, выставок с участием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 6. "Развитие системы дополнительного образования детей". 7. "Воспитание учащихся и студентов": - решение общих вопросов воспитания. Работа по предупреждению антисоциальных проявлений в молодежной среде; - патриотическое воспитание молодежи; - формирование установок толерантного сознания подростков и молодежи. 8. "Образование и здоровье школьников": - материально-техническое и кадровое обеспечение общеобразовательных учреждений с целью решения здоровьесберегающих задач; - мероприятия по улучшению питания учащихся; - комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья школьников; - формирование у школьников стремления к здоровому образу жизни. 9. "Развитие системы профессионального образования": - оптимизация сети учреждений профессионального образования, направленная на обеспечение современного качественного уровня образовательных услуг; - повышение качества профессионального образования; - формирование единой региональной инфраструктуры образовательного процесса и научных исследований, отвечающей задачам социально-экономического развития региона; - прогнозирование кадровых потребностей региона в выпускниках учреждений профессионального образования. 10. "Сохранение и развитие материально-технической базы образовательных учреждений". 11. "Аграрный класс - колледж - институт". 9. Исполнители Министерство образования, культуры и подпрограмм спорта области, государственные основных образовательные учреждения мероприятий Калужской области (определяются по согласованию с государственным заказчиком программы) 10. Объемы и Объемы и источники финансирования источники (тыс. руб.) финансирования |———————|——————————————————|———————————| | Годы | Областной бюджет | Всего | |———————|——————————————————|———————————| | 2006 | 37284,7 | 37284,7 | |———————|——————————————————|———————————| | 2007 | 37017,7 | 37017,7 | |———————|——————————————————|———————————| | 2008 | 36692,7 | 36692,7 | |———————|——————————————————|———————————| | 2009 | 36775,7 | 36775,7 | |———————|——————————————————|———————————| | 2010 | 36618,7 | 36618,7 | |———————|——————————————————|———————————| | Итого | 184389,5 | 184389,5 | |———————|——————————————————|———————————| 11. Ожидаемые Достижение современного качества результаты образования на основе развития инновационных процессов, внедрения в практику современных образовательных технологий и научных достижений, обеспечивающих запросы личности, общества и государства: - повышение качества подготовки выпускников средних школ Калужской области, оцениваемого по результатам единого государственного экзамена, по сравнению с другими регионами Российской Федерации (в 2004 г. - 5 место среди 64 регионов - участников эксперимента); - увеличение числа выпускников образовательных учреждений, поступающих в высшие и средние учебные заведения профессионального образования (далее - вузы и ссузы) по результатам единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ); - увеличение на 50 % числа образовательных учреждений, реализующих региональный компонент базисного учебного плана; - увеличение на 20 % числа участников и призеров всероссийских олимпиад, конкурсов, конференций; - увеличение на 30 % доли использования современных образовательных технологий; - уменьшение на 30 % нагрузки (количества учащихся) на 1 компьютер; - увеличение на 10 % числа образовательных учреждений, использующих электронные версии учебников. Создание для детей равных стартовых возможностей получения образования и обеспечение его доступности: - сохранение сети дошкольных образовательных учреждений и увеличение на 10 % числа групп кратковременного пребывания детей; - расширение на 50 % охвата детей программами предшкольного образования; - увеличение на 50 % числа школ, перешедших на профильное обучение; - увеличение на 30 % числа образовательных учреждений, работающих по учебным комплексам (комплектам учебных пособий), обеспечивающим преемственность между ступенями образования; - увеличение числа выпускников интернатных учреждений, продолжающих обучение в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Воспитание компетентных и ответственных, нравственно и физически здоровых молодых граждан: - увеличение числа здоровых детей с 22 до 30 %. Повышение статуса и значимости дополнительного образования детей, создание условий для их творческого развития и содержательного досуга: - увеличение на 30 % числа учащихся, посещающих учреждения дополнительного образования; - расширение на 20 % перечня дополнительных образовательных услуг. Повышение качества профессионального образования: - увеличение на 50 % количества выпускников, оканчивающих учебное заведение с отметками "4" и "5"; - увеличение на 30 % числа выпускников учреждений профессионального образования, которым присваивается повышенный квалификационный разряд. Повышение уровня интеграции научной и учебной деятельности: - включение материалов и результатов научных исследований в учебный процесс - увеличение на 30 %; - увеличение в 2 раза числа научных публикаций преподавателей и студентов; - увеличение в 3 раза числа студентов, участвующих в региональных, всероссийских олимпиадах и конкурсах. Обеспечение социально-экономических потребностей области в выпускниках учреждений профессионального образования: - увеличение в 1,5 раза числа реализованных вакансий на предприятиях и учреждениях области. 12. Система Контроль за реализацией программы организации устанавливается в соответствии с контроля за действующим Положением о порядке исполнением разработки, рассмотрения и реализации областных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Калужской области от 02.02.2005 N 33. Выполнение программы организуется исполнителями ее основных мероприятий. Министерство образования, культуры и спорта области обеспечивает текущий контроль за ее исполнением и ежегодно отчитывается о ходе ее реализации перед Координационным советом по образованию при Губернаторе области, Правительством области. Информация о ходе ее реализации ежегодно обсуждается на совещаниях работников образования и публикуется в средствах массовой информации. I. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом Программно-целевой подход в системе образования позволяет эффективно планировать развитие образовательных учреждений, создание новых или внедрение имеющихся инновационных социально-педагогических механизмов, координировать деятельность субъектов образовательного пространства региона, создавая тем самым основы для его единства, что, в свою очередь, увеличивает результативность проводимых мероприятий. Данный подход особо актуален в период осуществления широкомасштабных мероприятий, направленных на модернизацию отечественного образования. Наличие комплексной программы развития образования региона позволяет координировать мероприятия по развитию отрасли в Калужской области с федеральной политикой в сфере образования, определенной в Концепции развития образования в Российской Федерации и федеральных целевых программах по развитию системы образования. Определение приоритетных направлений развития образования в Калужской области во взаимосвязи с задачами, решаемыми в федеральных целевых программах, позволит привлечь в область дополнительные ресурсы за счет средств федерального бюджета. На современном этапе основными проблемами развития образования являются: - несоответствие содержания образования и технологий образования требованиям современного общества и экономики; - дефицит преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации; - несоответствие действующих механизмов государственного управления задаче создания благоприятных условий для развития системы образования. Решение этих ключевых проблем предполагается достигнуть путем реализации комплекса программных мероприятий, которые определены в данной программе. II. Основные цели и задачи программы Цель программы: обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Поставленная цель достигается решением следующих задач с указанием целевых индикаторов и показателей, позволяющих оценить ход реализации программы: 1. Достижение современного качества образования на основе развития в нем инновационных процессов: - повышение качества подготовки выпускников средних школ Калужской области, оцениваемого по результатам единого государственного экзамена; - увеличение числа образовательных учреждений, реализующих региональный компонент базисного учебного плана; - увеличение числа участников и призеров всероссийских олимпиад, конкурсов, конференций; - расширение практики применения современных образовательных технологий; - уменьшение нагрузки (количества учащихся) на 1 компьютер; - увеличение числа образовательных учреждений, использующих электронные версии учебников. 2. Создание для детей равных стартовых возможностей получения образования и обеспечение его доступности: - сохранение сети дошкольных образовательных учреждений и увеличение числа групп кратковременного пребывания детей; - увеличение охвата детей программами предшкольного образования; - увеличение числа школ, перешедших на профильное обучение; - увеличение числа образовательных учреждений, работающих по учебным комплексам (комплектам учебных пособий), обеспечивающим преемственность между ступенями образования; - увеличение числа выпускников интернатных учреждений, продолжающих обучение в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. 3. Воспитание компетентных и ответственных, нравственно и физически здоровых молодых граждан: - увеличение числа здоровых детей. 4. Повышение статуса и значимости дополнительного образования детей, создание условий для их творческого развития и содержательного досуга: - увеличение числа учащихся, посещающих учреждения дополнительного образования; - расширение перечня дополнительных образовательных услуг. 5. Повышение качества профессионального образования: - увеличение количества выпускников, оканчивающих учебное заведение с отметками "4" и "5"; - увеличение числа выпускников учреждений профессионального образования, которым присваивается повышенный квалификационный разряд; - повышение уровня интеграции научной и учебной деятельности; - включение материалов и результатов научных исследований в учебный процесс; - увеличение числа научных публикаций преподавателей и студентов; - обеспечение социально-экономической потребности области в выпускниках учреждений профессионального образования. III. Сроки реализации программы Сроки реализации программы: 2006 - 2010 годы. IV. Система основных мероприятий областной целевой программы 1. Подпрограмма "Развитие системы дошкольного образования "Юный калужанин" Система дошкольного образования является уникальной как по своей массовости, так и по многоаспектности услуг. В детском саду ребенку обеспечиваются не только воспитание и обучение, но и присмотр в течение целого дня (от 8 до 12 часов), а также питание и медицинское обслуживание, что требует и значительных затрат. Последнее десятилетие характеризовалось стремительным сокращением сети дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ), повышением родительской платы за содержание детей в детском саду, оттоком детей из детского сада, а следовательно, снижением охвата детей дошкольным образованием. Дошкольные образовательные учреждения для определенной категории семей стали недоступными, что привело к неравным стартовым условиям при поступлении в школу детей, посещавших детский сад и не посещавших. Проблема предшкольной подготовки усугубляется отсутствием государственного стандарта дошкольного образования. В связи с этим перед системой дошкольного образования области стоит задача разработки и апробации регионального компонента в детских садах. В 2004/2005 учебном году в области функционирует 277 дошкольных образовательных учреждений (в том числе 174 - в городской и 103 - в сельской местности), в которых воспитывается более 25,5 тыс. детей в возрасте от 6 месяцев до 7 лет (в том числе 21,7 тыс. детей - в городах и 3,8 тыс. - на селе), что составляет 46 % от общего количества детей дошкольного возраста. Процесс интенсивного закрытия детских садов (2000 г. - 304 детских сада) привел к появлению очередности на устройство детей в них в половине районов области. По данным на 1 января 2005 года, в г. Калуге на очереди состоит 2131 ребенок, г. Обнинске - 500, Малоярославецком районе - 550, Боровском - 597, Дзержинском районе - 453, Бабынинском - 90. В текущем году 5072 ребенка дошкольного возраста ожидают своей очереди на зачисление в детские сады области. Вместе с тем появление очередности на получение места в детском саду является ярким показателем необходимости сохранения и развития сети ДОУ в области. В этих условиях одним из приоритетных направлений решения проблемы сохранения и обеспечения реальной доступности дошкольного образования для всех слоев населения области в соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации "Об образовании" и федеральной Программой развития новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях (письмо Минобразования России от 10.04.2000 N 106/23-16) стало создание в области вариативных, менее затратных форм работы с дошкольниками на основе их кратковременного (неполного) пребывания в образовательном учреждении. В текущем году в области функционирует 75 групп кратковременного пребывания детей с различным режимом и профилем в 18 районах области. За последние три года численность детей, находящихся в учреждениях компенсирующего вида и учреждениях, имеющих группы компенсирующего вида, увеличилось с 2,5 тыс. до 2,6 тыс. (на 5 %). В системе дошкольного образования работают 3,8 тыс. педагогических работников, из которых только 8 % имеют высшее педагогическое образование по специальности 0313 "Дошкольное образование". Требует значительного обновления материально-техническая база ДОУ области. Главной целью подпрограммы является совершенствование системы дошкольного образования Калужской области в интересах формирования здорового, любознательного, гармонично развитого ребенка и воспитания у него чувства собственного достоинства и уважения к истории своего Отечества. Перед развитием дошкольного образования в области в 2006 - 2010 гг. стоят следующие задачи: 1. Обеспечение доступности услуг дошкольных образовательных учреждений для всех слоев населения как альтернативы беспризорному детству. 2. Обеспечение современного качества и эффективности дошкольного образования на основе, с одной стороны, сохранения традиционно устоявшихся условий образования, с другой - использования новых форм дошкольного образования, образовательных программ и педагогических технологий, отвечающих современным требованиям. 3. Оптимизация сети дошкольного и школьного образования путем создания единого образовательного пространства "детский сад - школа", обеспечивающего реализацию предшкольного образования. 4. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. 5. Привлечение семьи и общественности к активному субъектному взаимодействию с дошкольными образовательными учреждениями. |—————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————————————| | Целевые индикаторы | Количественные показатели | |—————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————————————| | 1. Сохранение сети дошкольных образовательных | Увеличение количества групп на 10 % | | учреждений и количества групп кратковременного | (2005 г. - 75 групп, к 2010 г. - 83 | | пребывания детей | группы) | |—————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————————————| | 2. Охват детей дошкольным образованием | Увеличение охвата до 55 % от общего | | | числа детей в возрасте 1-7 лет (2005 г. | | | - 44,1 %) | |—————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————————————| | 3. Охват детей программами предшкольного | Увеличение до 50 % охвата детей 5-7 лет | | образования | (2005 г. - 0 %) | |—————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————————————| | 4. Количество специализированных групп детей с | Увеличение на 10-12 % (2005 г. - 202 | | отклонениями в здоровье | группы, 2010 г. - 245 групп) | |—————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————————————| | 5. Количество дошкольных образовательных | Увеличение на 50 % (2005 г. - 35 ДОУ, | | учреждений, реализующих региональный компонент | 2010 г. - 53 ДОУ) | | и новые образовательные программы и | | | педагогические технологии | | |—————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————————————| Ожидаемыми результатами подпрограммы являются: - обеспечение конституционных прав граждан на получение дошкольного образования; - увеличение охвата детей дошкольным образованием как предупреждение социального сиротства; - развитие вариативной системы дошкольного образования, отвечающей разнообразным потребностям населения в образовании детей дошкольного возраста; - разработка и апробация регионального компонента дошкольного образования; - совершенствование организации работы дошкольных образовательных учреждений в целях сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста; - организация системы квалифицированной консультативно-методической и диагностической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста; - развитие экспериментальной и инновационной педагогической деятельности в области дошкольного образования; - реализация новых подходов к формированию развивающей среды, способствующей наиболее полному выявлению и развитию способностей и интересов детей дошкольного возраста; - обновление и развитие материально-технической базы ДОУ; - информационное обеспечение деятельности дошкольных образовательных учреждений; - расширение перечня дополнительных услуг в дошкольных образовательных учреждениях. Мероприятия подпрограммы |————————————————————————————|—————————————|————————————————|———————————————————————————————————————|——————————————————————————————| | Мероприятия | Срок | Источники | Финансирование (тыс. руб.) | Исполнители | | | исполнения | финансирования |———————|———————|———————|———————|———————| | | | | | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | | |————————————————————————————|—————————————|————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|——————————————————————————————| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |————————————————————————————|—————————————|————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|——————————————————————————————| | 1. Обеспечение доступности дошкольного образования и предшкольной подготовки | |————————————————————————————|—————————————|————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|——————————————————————————————| | 1.1. Мониторинг | ежегодно | | | | | | | министерство образования, | | доступности дошкольного | | | | | | | | культуры и спорта области, | | образования для всех | | | | | | | | Государственное | | слоев населения | | | | | | | | образовательное учреждение | | | | | | | | | | дополнительного | | | | | | | | | | профессионального | | | | | | | | | | образования "Калужский | | | | | | | | | | областной институт | | | | | | | | | | повышения квалификации | | | | | | | | | | работников образования" | | | | | | | | | | (далее - КОИПКРО) | |————————————————————————————|—————————————|————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|——————————————————————————————| | 1.2. Разработка и | 2006 - 2010 | областной | 30,0 | 30,0 | 30,0 | 30,0 | 30,0 | министерство образования, | | апробация моделей | гг. | бюджет | | | | | | культуры и спорта области | | предшкольной подготовки | | | | | | | | | |————————————————————————————|—————————————|————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|——————————————————————————————| | 1.3. Организация | 2007 г. | областной | | 70,0 | | | | министерство образования, | | областного конкурса | | бюджет | | | | | | культуры и спорта области | | видеоматериалов по | | | | | | | | | | рекламе вариативных | | | | | | | | | | моделей и программ | | | | | | | | | | дошкольного образования | | | | | | | | | |————————————————————————————|—————————————|————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|——————————————————————————————| | 1.4. Организация | 2007, 2009 | областной | | 120,0 | | 120,0 | | министерство образования, | | областной родительской | гг. | бюджет | | | | | | культуры и спорта области | | конференции "Ребенок и | | | | | | | | | | его право" | | | | | | | | | |————————————————————————————|—————————————|————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|——————————————————————————————| | 2. Совершенствование научно-методической и информационно-образовательной деятельности дошкольных | | образовательных учреждений области | |————————————————————————————|—————————————|————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|——————————————————————————————| | 2.1. Разработка и | 2006 - 2010 | областной | 70,0 | 120,0 | 120,0 | 70,0 | 30,0 | министерство образования, | | апробация регионального | гг. | бюджет | | | | | | культуры и спорта области | | компонента | | | | | | | | | | государственного | | | | | | | | | | образовательного | | | | | | | | | | стандарта дошкольного | | | | | | | | | | образования в детских | | | | | | | | | | садах области | | | | | | | | | |————————————————————————————|—————————————|————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|——————————————————————————————| | 2.2. Подготовка и | 2006, | областной | 30,0 | | 30,0 | | 30,0 | министерство образования, | | издание материалов | 2008, 2010 | бюджет | | | | | | культуры и спорта области, | | областного конкурса | гг. | | | | | | | КОИПКРО | | "Воспитатель года" | | | | | | | | | |————————————————————————————|—————————————|————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|——————————————————————————————| | 2.3. Подготовка и | 2007, 2009 | областной | | 30,0 | | 30,0 | | министерство образования, | | издание сборника | гг. | бюджет | | | | | | культуры и спорта области | | методических рекомендаций | | | | | | | | | | по патриотическому | | | | | | | | | | воспитанию в системе | | | | | | | | | | дошкольного образования | | | | | | | | | | области | | | | | | | | | |————————————————————————————|—————————————|————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|——————————————————————————————| | 2.4. Организация цикла | 2006 - 2009 | областной | 40,0 | 10,0 | 10,0 | 40,0 | | министерство образования, | | мастер-классов по | гг. | бюджет | | | | | | культуры и спорта области | | реализации регионального | | | | | | | | | | компонента дошкольного | | | | | | | | | | образования; подготовка | | | | | | | | | | и издание сборника | | | | | | | | | | "Обновление содержания | | | | | | | | | | дошкольного образования | | | | | | | | | | на основе | | | | | | | | | | культурно-исторического | | | | | | | | | | подхода" | | | | | | | | | |————————————————————————————|—————————————|————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|——————————————————————————————| | 2.5. Подготовка и | 2008, 2010 | областной | | | 30,0 | | 30,0 | министерство образования, | | издание материалов из | гг. | бюджет | | | | | | культуры и спорта области | | опыта работы дошкольных | | | | | | | | | | образовательных | | | | | | | | | | учреждений области по | | | | | | | | | | совершенствованию | | | | | | | | | | качества дошкольного | | | | | | | | | | образования | | | | | | | | | |————————————————————————————|—————————————|————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|——————————————————————————————| | 2.6. Организация и | ежегодно | | | | | | | министерство образования, | | проведение областных | | | | | | | | культуры и спорта области, | | научно-практических | | | | | | | | КОИПКРО | | конференций, выставок, | | | | | | | | | | совещаний-семинаров по | | | | | | | | | | актуальным вопросам | | | | | | | | | | развития системы | | | | | | | | | | дошкольного образования | | | | | | | | | | области | | | | | | | | | |————————————————————————————|—————————————|————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|——————————————————————————————| | 2.7. Участие коллективов | ежегодно | областной | 60,0 | 60,0 | 60,0 | 60,0 | 60,0 | министерство образования, | | дошкольных | | бюджет | | | | | | культуры и спорта области | | образовательных | | | | | | | | | | учреждений области во | | | | | | | | | | всероссийских конкурсах, | | | | | | | | | | образовательных форумах, | | | | | | | | | | конференциях, выставках | | | | | | | | | |————————————————————————————|—————————————|————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|——————————————————————————————| | 3. Совершенствование работы дошкольных образовательных учреждений области по охране и укреплению здоровья | | детей | |————————————————————————————|—————————————|————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|——————————————————————————————| | 3.1. Проведение | 2008, 2010 | областной | | | 200,0 | | 200,0 | министерство образования, | | областного фестиваля | гг. | бюджет | | | | | | культуры и спорта области | | детских спортивных | | | | | | | | | | коллективов ДОУ | | | | | | | | | |————————————————————————————|—————————————|————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|——————————————————————————————| | 3.2. Смотр-конкурс | 2006, | областной | 200,0 | | 200,0 | | 200,0 | министерство образования, | | нестандартного | 2008, 2010 | бюджет | | | | | | культуры и спорта области | | спортивно-игрового | гг. | | | | | | | | | оборудования дошкольных | | | | | | | | | | образовательных | | | | | | | | | | учреждений | | | | | | | | | |————————————————————————————|—————————————|————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|——————————————————————————————| | 4. Реализация эффективной кадровой политики и повышение квалификации работников дошкольных образовательных | | учреждений области | |————————————————————————————|—————————————|————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|——————————————————————————————| | 4.1. Организация и | ежегодно | | | | | | | министерство образования, | | проведение областного | | | | | | | | культуры и спорта области | | конкурса | | | | | | | | | | профессионального | | | | | | | | | | мастерства "Воспитатель | | | | | | | | | | года" среди работников | | | | | | | | | | дошкольных | | | | | | | | | | образовательных | | | | | | | | | | учреждений | | | | | | | | | |————————————————————————————|—————————————|————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|——————————————————————————————| | 4.2. Организация | ежегодно | областной | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 | министерство образования, | | мероприятий по | | бюджет | | | | | | культуры и спорта области | | празднованию в области | | | | | | | | | | Дня работников дошкольных | | | | | | | | | | образовательных | | | | | | | | | | учреждений | | | | | | | | | |————————————————————————————|—————————————|————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|——————————————————————————————| | 4.3. Подготовка и | 2006 - 2010 | | | | | | | министерство образования, | | переподготовка | гг. | | | | | | | культуры и спорта области, | | педагогических кадров ДОУ | | | | | | | | КОИПКРО | |————————————————————————————|—————————————|————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|——————————————————————————————| | ИТОГО | | областной | 450,0 | 460,0 | 700,0 | 370,0 | 600,0 | Всего - 2580,0 | | | | бюджет | | | | | | | |————————————————————————————|—————————————|————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|——————————————————————————————| 2. Подпрограмма "Совершенствование содержания и технологий образования. Достижение нового качества образовательных услуг" Основная цель модернизации российского образования состоит в достижении нового качества образования. Под качеством понимается мера выполнения предъявляемых требований. Новые социальные требования к системе российского образования таковы: "Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны". Для выполнения указанных требований и достижения нового качества образования в данную программу включена подпрограмма "Совершенствование содержания и технологий образования. Достижение нового качества образовательных услуг", которая должна стать организационной основой инновационного развития сферы образования. Инновационные процессы в области развиваются достаточно успешно. В течение ряда лет все средние общеобразовательные учреждения области участвуют в федеральном эксперименте по введению новой формы итоговой аттестации выпускников в виде единого государственного экзамена, который в значительной мере способствует повышению качества образования и расширяет возможности выпускников при поступлении в высшие учебные заведения. Началась подготовка системы образования области к переходу на профильное обучение на старшей ступени общего образования, ориентированного на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся с учетом реальных потребностей рынка труда. В 2004/2005 учебном году в области начат эксперимент по введению предпрофильной подготовки девятиклассников (г. Обнинск и Малоярославецкий район), где определены структура и направления профилизации, отрабатываются разные модели предпрофильного и профильного обучения. Большая работа проводится по обновлению содержания начального образования на основе культурно-исторического подхода в обучении. Подготовлены и изданы региональные учебники для начальной школы. В эксперименте по обновлению содержания начального образования участвуют 94 образовательных учреждения области, 165 учителей начальных классов. С целью обеспечения творческого роста и повышения профессионализма учителей проводятся муниципальные и областные конкурсы авторских программ в системе общего образования. Изменение содержания образования требует изменения в педагогических технологиях, внедрения новых информационных технологий. Учителя области в своей работе используют технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения. Однако еще сильны традиции использования объяснительно-иллюстративного обучения и авторитарной педагогики. Поэтому на новом этапе необходима модернизация образовательных технологий как крайне значимого компонента образования. Цели и задачи подпрограммы Цель: обеспечение доступности, современного качества образования на основе развития инновационных процессов и расширения спектра услуг в образовании. Задачи: - приведение содержания образования в соответствие с изменившимися социально-экономическими условиями; определение современной интерпретации понятий функциональной грамотности и общей образованности; - совершенствование системы школьного образования; внедрение новых образовательных технологий; - создание системы профильного обучения на старшей ступени общего образования с целью развития индивидуальных качеств учащихся; отработка гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Направления реализации подпрограммы: - Создание условий для повышения качества образования; - введение профильного обучения на старшей ступени общего образования; - поддержка опытно-экспериментальной деятельности образовательных учреждений; - организация работы с одаренными детьми. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты - Увеличение числа выпускников общеобразовательной школы, демонстрирующих ключевые компетентности (образовательные, информационные); - уменьшение нагрузки на один компьютер (2005 г. - на 1 компьютер 36 учеников, к 2010 г. - на 1 компьютер 11 учеников); - увеличение числа выпускников образовательных учреждений, поступающих в вузы и ссузы по результатам единого государственного экзамена (2004 г. - 1846 выпускников, к 2010 г. - 2000); - увеличение числа школ, перешедших на профильное обучение (2005 г. - 0, к 2010 г. - 140 школ); - увеличение числа образовательных учреждений, реализующих региональный компонент базисного учебного плана (2005 г. - 94 школы, к 2010 г. - 141); - увеличение числа участников и призеров всероссийских олимпиад, конкурсов, конференций; - развитие опытно-экспериментальной и инновационной деятельности, обеспечивающей повышение качества образования. Мероприятия подпрограммы |——————|—————————————————————————————|—————————————|————————————————|——————————————————————————————————|————————————————————————————| | N | Мероприятия | Срок | Источники | Финансирование (тыс. руб.) | Исполнители | | | | исполнения | финансирования | | | | | | | |——————|——————|——————|——————|——————| | | | | | | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | | |——————|—————————————————————————————|—————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|————————————————————————————| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |——————|—————————————————————————————|—————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|————————————————————————————| | 1. | Создание условий для повышения качества образования | |——————|—————————————————————————————|—————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|————————————————————————————| | 1.1. | Проведение итоговой | 2006 - 2010 | | | | | | | министерство | | | аттестации выпускников в | гг. | | | | | | | образования, | | | форме единого | | | | | | | | культуры и спорта | | | государственного экзамена | | | | | | | | области | | | (ЕГЭ) | | | | | | | | | |——————|—————————————————————————————|—————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|————————————————————————————| | 1.2. | Разработка системы | 2006 - 2010 | | | | | | | министерство | | | мониторинга качества | гг. | | | | | | | образования, | | | образования и его | | | | | | | | культуры и спорта | | | проведение | | | | | | | | области, КОИПКРО | |——————|—————————————————————————————|—————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|————————————————————————————| | 2. | Введение профильного обучения на старшей ступени общего образования | |——————|—————————————————————————————|—————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|————————————————————————————| | 2.1. | Поддержка деятельности | ежегодно | областной | 200 | 200 | 200 | 200 | 200 | министерство | | | экспериментальных | | бюджет | | | | | | образования, | | | площадок по | | | | | | | | культуры и спорта | | | предпрофильной и | | | | | | | | области | | | профильной подготовке | | | | | | | | | |——————|—————————————————————————————|—————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|————————————————————————————| | 2.2. | Мониторинг деятельности | 2006 - 2010 | | | | | | | министерство | | | экспериментальных | гг. | | | | | | | образования, | | | площадок по введению | | | | | | | | культуры и спорта | | | новой формы итоговой | | | | | | | | области, КОИПКРО | | | аттестации | | | | | | | | | | | девятиклассников в виде | | | | | | | | | | | единого муниципального | | | | | | | | | | | экзамена (ЕМЭ) | | | | | | | | | |——————|—————————————————————————————|—————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|————————————————————————————| | 2.3. | Проведение областных | 2006 г., | областной | 130 | | 150 | | | министерство | | | конкурсов программ | 2008 г. | бюджет | | | | | | образования, | | | элективных курсов, | | | | | | | | культуры и спорта | | | подготовка и издание | | | | | | | | области | | | сборника | | | | | | | | | |——————|—————————————————————————————|—————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|————————————————————————————| | 2.4. | Проведение областной | 2007 г., | областной | | 200 | | | 230 | министерство | | | научно-практической | 2010 г. | бюджет | | | | | | образования, | | | конференции "Профильное | | | | | | | | культуры и спорта | | | обучение: проблемы, | | | | | | | | области | | | поиски, решения", | | | | | | | | | | | подготовка и издание | | | | | | | | | | | сборника | | | | | | | | | |——————|—————————————————————————————|—————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|————————————————————————————| | 2.5. | Участие в работе и | 2006 - 2010 | областной | 100 | 100 | 100 | 200 | 200 | министерство | | | проведение региональных и | гг. | бюджет | | | | | | образования, | | | всероссийских конференций | | | | | | | | культуры и спорта | | | и семинаров по проблемам | | | | | | | | области | | | профильного обучения | | | | | | | | | |——————|—————————————————————————————|—————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|————————————————————————————| | 2.6. | Повышение квалификации и | 2006 - 2010 | | | | | | | министерство | | | переподготовка учителей | гг. | | | | | | | образования, | | | профильной школы | | | | | | | | культуры и спорта | | | | | | | | | | | области, КОИПКРО | |——————|—————————————————————————————|—————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|————————————————————————————| | 3. | Поддержка опытно-экспериментальной деятельности образовательных учреждений | |——————|—————————————————————————————|—————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|————————————————————————————| | 3.1. | Обеспечение научного | ежегодно | областной | 150 | 150 | 200 | 200 | 200 | министерство | | | руководства деятельностью | | бюджет | | | | | | образования, | | | областных | | | | | | | | культуры и спорта | | | экспериментальных | | | | | | | | области | | | площадок | | | | | | | | | |——————|—————————————————————————————|—————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|————————————————————————————| | 3.2. | Введение системы грантов | ежегодно | областной | 250 | 250 | 250 | 250 | 250 | министерство | | | для поддержки | | бюджет | | | | | | образования, | | | общеобразовательных | | | | | | | | культуры и спорта | | | учреждений, получивших | | | | | | | | области | | | статус областной | | | | | | | | | | | экспериментальной | | | | | | | | | | | площадки | | | | | | | | | |——————|—————————————————————————————|—————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|————————————————————————————| | 3.3. | Разработка инновационного | 2006 - 2010 | областной | 150 | 100 | 100 | 100 | 100 | министерство | | | инструментария и моделей | гг. | бюджет | | | | | | образования, | | | психологического | | | | | | | | культуры и спорта | | | сопровождения | | | | | | | | области, | | | широкомасштабных | | | | | | | | Государственное | | | экспериментов и | | | | | | | | образовательное | | | инновационных проектов | | | | | | | | учреждение | | | модернизации образования | | | | | | | | "Областной | | | | | | | | | | | психолого-педагогический | | | | | | | | | | | центр" (далее - ОППЦ) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |——————|—————————————————————————————|—————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|————————————————————————————| | 3.4. | Проведение областной | 2006, | областной | 190 | | | 200 | | министерство | | | научно-практической | 2009 г. | бюджет | | | | | | образования, | | | конференции "Инновации и | | | | | | | | культуры и спорта | | | эксперименты в | | | | | | | | области | | | образовании: проблемы и | | | | | | | | | | | перспективы", подготовка | | | | | | | | | | | и издание сборника | | | | | | | | | |——————|—————————————————————————————|—————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|————————————————————————————| | 3.5. | Участие в конкурсе на | ежегодно | областной | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | министерство | | | получение статуса | | бюджет | | | | | | образования, | | | "Федеральная | | | | | | | | культуры и спорта | | | экспериментальная | | | | | | | | области | | | площадка" | | | | | | | | | |——————|—————————————————————————————|—————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|————————————————————————————| | 3.6. | Подготовка серии | ежегодно | областной | 30 | 30 | 40 | 40 | 50 | министерство | | | телепередач о работе | | бюджет | | | | | | образования, | | | областных | | | | | | | | культуры и спорта | | | экспериментальных | | | | | | | | области | | | площадок | | | | | | | | | |——————|—————————————————————————————|—————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|————————————————————————————| | 3.7. | Проведение областных | 2007, | областной | | 100 | | 100 | | министерство | | | конкурсов авторских | 2009 г. | бюджет | | | | | | образования, | | | программ в системе | | | | | | | | культуры и спорта | | | образования | | | | | | | | области | |——————|—————————————————————————————|—————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|————————————————————————————| | 4. | Организация работы с одаренными детьми | |——————|—————————————————————————————|—————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|————————————————————————————| | 4.1. | Проведение | ежегодно | областной | 250 | 250 | 250 | 300 | 300 | министерство | | | научно-практических | | бюджет | | | | | | образования, | | | конференций учащихся и | | | | | | | | культуры и спорта | | | студентов "Молодость - | | | | | | | | области | | | науке" им. А.Л.Чижевского | | | | | | | | | |——————|—————————————————————————————|—————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|————————————————————————————| | 4.2. | Торжественное чествование | ежегодно | областной | 150 | 150 | 150 | 200 | 200 | министерство | | | победителей олимпиад, | | бюджет | | | | | | образования, | | | научно-практических | | | | | | | | культуры и спорта | | | конференций у Губернатора | | | | | | | | области | | | области | | | | | | | | | |——————|—————————————————————————————|—————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|————————————————————————————| | 4.3. | Обеспечение финансовой | ежегодно | областной | 100 | 100 | 150 | 150 | 150 | министерство | | | поддержки | | бюджет | | | | | | образования, | | | научно-исследовательской | | | | | | | | культуры и спорта | | | работы с учащимися | | | | | | | | области | | | на грантовой основе | | | | | | | | | |——————|—————————————————————————————|—————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|————————————————————————————| | 4.4. | Обеспечение финансовой | ежегодно | областной | 50 | 50 | 50 | 70 | 80 | министерство | | | поддержки участия | | бюджет | | | | | | образования, | | | школьников во | | | | | | | | культуры и спорта | | | всероссийской конференции | | | | | | | | области | | | "Шаг в будущее" | | | | | | | | | |——————|—————————————————————————————|—————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|————————————————————————————| | 4.5. | Подготовка и издание | ежегодно | областной | 40 | 40 | 40 | 50 | 50 | министерство | | | сборника материалов для | | бюджет | | | | | | образования, | | | предметных олимпиад | | | | | | | | культуры и | | | | | | | | | | | спорта области | |——————|—————————————————————————————|—————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|————————————————————————————| | 4.6. | Разработка и реализация | 2006 - 2010 | областной | 50 | 30 | 30 | 30 | 30 | министерство | | | инновационных моделей | гг. | бюджет | | | | | | образования, | | | психолого-педагогического | | | | | | | | культуры и | | | сопровождения работы с | | | | | | | | спорта области, | | | одаренными детьми | | | | | | | | ОППЦ | |——————|—————————————————————————————|—————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|————————————————————————————| | | ИТОГО: | | областной | 1880 | 1790 | 1750 | 2130 | 2080 | Всего - 9630 | | | | | бюджет | | | | | | | |——————|—————————————————————————————|—————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|————————————————————————————| 3. Подпрограмма "Инновационный проект "Школьный учебник" В Калужской области создан инновационный практико-ориентированный и эффективный механизм преодоления ряда острейших теоретических проблем и практических противоречий, с которыми столкнулись отечественная психолого-педагогическая наука и массовая школа в последней четверти XX века. Впервые предложены методологические основания стадий культурного развития ребенка в контексте содержания образования. Даны теоретические основания для формирования общего образования как комбинаторики культуры и личности. Впервые реализованы и описаны сензитивные периоды в развитии ребенка, на основе которых разработаны методика и учебные пособия для овладения учениками государственных образовательных стандартов с позиций психолого-педагогической адаптивности к содержанию образования. Понятие учебной мотивации раскрыто как мотивация возраста. Впервые в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке разработаны параметры оценивания условий овладения ребенком содержанием образования в разные периоды обучения в контексте его психофизического, социокультурного и личностного становления, т.е. личностных ориентаций. Впервые дано теоретическое обоснование и предложена действующая модель преемственности дошкольного и начального школьного образования, начального и основного общего, а также основного общего и среднего (полного) общего образования. Данный инновационный проект во многих отношениях опережает разработки ученых других стран мира, является авангардным направлением для развития педагогики XXI века. Результатом научно-исследовательской работы явился культурологический вариант базисного учебного плана и региональный учебный план для общеобразовательных учреждений Калужской области, реализующих программы общего образования, а также учебно-методический комплекс для начальной школы, в который вошли учебники "Букварь", "Русская словесность", "Краеведение", "Мир вокруг нас", "Математика (счет, измерение)" и другие. Предложенные образовательная методология и обучающая технология предназначены оптимизировать учебную, психологическую и физическую нагрузку учащихся и создать адекватную детскому развитию культурно-социальную среду, способствующую сохранению и укреплению их здоровья в процессе учения. Создаются основы для введения иностранного языка и информатики не в элитных учебных заведениях, а в массовой школе, что будет эффективно способствовать выравниванию стартовых возможностей учеников вне зависимости от доходов родителей. Впервые будут изданы электронные учебники, использование которых, в частности, при обучении чтению вдвое сокращает букварный период за счет создания новых выразительных возможностей. Анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что учащиеся экспериментальных классов достигают значимых показателей умственного развития, что во многом обусловлено возможностью индивидуализации образовательного пути, предоставляемой учебным планом, построенным по образовательным областям и реализуемым через новые учебные пособия. Учащиеся, занимающиеся по экспериментальным учебным пособиям, имеют больший словарный запас; в среднем их показатель в описании предметов и явлений равняется 6,19 слова (учащиеся, занимающиеся по традиционным учебникам, выходят на показатель 4,67 слова). Улучшение лексического запаса в ходе экспериментальной работы учителя объясняют появлением новых учебных пособий об окружающем мире, в которых при изучении живой природы особый акцент делается на признаки имен собственных, а при изучении неживой природы - на выстраивание синонимического ряда слов-определений. Также отмечается развитие творческого мышления школьников по всем показателям (оригинальность, беглость, гибкость и др.). Полученные положительные результаты развития учащихся являются основанием для продолжения проекта. Новое содержание образования, предлагаемое для второй ступени общего среднего образования (5-9 классы), решает задачи, сопоставимые с курсом образовательных систем ведущих мировых держав на практическое участие школы в подготовке специалистов для новых наукоемких отраслей производства. В настоящее время накопленные в Калужской области теоретический задел и опыт учителей не имеют аналогов в отечественном образовании. В 2006 - 2010 годах предполагается создать новые учебные пособия по естествознанию, разработать их электронное сопровождение, переподготовить учителей-предметников и апробировать инновационный продукт в школах области. В 2006 - 2010 годах в рамках реализации инновационного проекта "Школьный учебник" ставятся цели и задачи. Цель: формирование ключевых компетенций школьников для активного участия в жизни общества, создание равных стартовых возможностей для получения образования. Задачи: - дальнейшая разработка учебных комплексов для начальной школы на основе культурно-исторического подхода; - разработка для основной школы учебных комплексов, обеспечивающих преемственность между начальным и основным общим образованием; - использование современных информационных технологий, создание учебников нового поколения (электронные версии); - переподготовка учителей начальных классов, повышение их квалификации. Целевые индикаторы и показатели: - Число образовательных учреждений, реализующих региональный компонент базисного учебного плана; - число выпускников начальной школы, демонстрирующих ключевые компетентности (образовательные, информационные). Ожидаемые результаты: Достижение нового качества образования, отвечающего требованиям времени: - увеличение числа образовательных учреждений, реализующих региональный компонент базисного учебного плана (2005 г. - 94 школы, к 2010 г. - 140); - увеличение числа выпускников начальной школы, демонстрирующих ключевые компетентности (образовательные, информационные); - увеличение числа образовательных учреждений, использующих электронные версии учебников, на 20 % (2005 г. - 0, к 2010 г. - 30 школ); - увеличение числа образовательных учреждений, работающих по учебным комплексам, обеспечивающим преемственность между ступенями образования, на 30 % (2005 г. - 0, к 2010 г. - 42 школы). Мероприятия подпрограммы |—————|——————————————————————————————————|——————————————|————————————————|——————————————————————————————————|———————————————————| | N | Мероприятия | Срок | Источники | Финансирование (тыс. руб.) | Исполнители | | | | исполнения | финансирования | | | | | | | |——————|——————|——————|——————|——————| | | | | | | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | | |—————|——————————————————————————————————|——————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|———————————————————| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |—————|——————————————————————————————————|——————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|———————————————————| | 1. | Создание и организация работы | 2006 - 2010 | | | | | | | министерство | | | творческих групп по разработке | гг. | | | | | | | образования, | | | учебно-методических комплектов | | | | | | | | культуры и | | | для основного общего | | | | | | | | спорта области, | | | образования | | | | | | | | КОИПКРО | |—————|——————————————————————————————————|——————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|———————————————————| | 2. | Подготовка и издание рабочих | 2006 - 2010 | областной | 600 | 600 | 600 | 600 | 600 | министерство | | | тетрадей для школьников по | гг. | бюджет | | | | | | образования, | | | учебному пособию "Родники, или | | | | | | | | культуры и | | | О чем рассказали калужские | | | | | | | | спорта области | | | дали" | | | | | | | | | |—————|——————————————————————————————————|——————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|———————————————————| | 3. | Подготовка и издание учебников | 2006 - 2010 | областной | 800 | 800 | 800 | 800 | 800 | министерство | | | нового поколения для начальной | гг. | бюджет | | | | | | образования, | | | и основной школы на основе | | | | | | | | культуры и | | | культурно-исторического | | | | | | | | спорта области | | | подхода | | | | | | | | | |—————|——————————————————————————————————|——————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|———————————————————| | 4. | Подготовка и выпуск | 2006 - 2010 | областной | 400 | 400 | 400 | 400 | 400 | министерство | | | электронных версий учебников | гг. | бюджет | | | | | | образования, | | | для начальной и основной школы | | | | | | | | культуры и | | | на основе | | | | | | | | спорта области | | | культурно-исторического подхода | | | | | | | | | |—————|——————————————————————————————————|——————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|———————————————————| | 5. | Приобретение компьютеров, | 2006 - 2010 | областной | 1500 | 1500 | 1500 | 1500 | 1500 | министерство | | | мультимедийных проекторов | гг. | бюджет | | | | | | образования, | | | для экспериментальных классов | | | | | | | | культуры и | | | начальной школы и их | | | | | | | | спорта области | | | использование при обучении в | | | | | | | | | | | 1-х классах | | | | | | | | | |—————|——————————————————————————————————|——————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|———————————————————| | 6. | Создание условий для обучения | 2006 - 2010 | областной | 600 | 600 | 600 | 600 | 600 | министерство | | | иностранному языку и | гг. | бюджет | | | | | | образования, | | | информатике учащихся начальных | | | | | | | | культуры и | | | классов | | | | | | | | спорта области | |—————|——————————————————————————————————|——————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|———————————————————| | 7. | Повышение квалификации | 2006 - 2010 | | | | | | | министерство | | | учителей начальных классов, | гг. | | | | | | | образования, | | | работающих по региональному | | | | | | | | культуры и | | | компоненту государственного | | | | | | | | спорта области, | | | образовательного стандарта | | | | | | | | КОИПКРО | |—————|——————————————————————————————————|——————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|———————————————————| | 8. | Повышение квалификации | 2006 - 2010 | | | | | | | министерство | | | учителей-предметников основной | гг. | | | | | | | образования, | | | школы, работающих по | | | | | | | | культуры и | | | региональному компоненту | | | | | | | | спорта области, | | | государственного | | | | | | | | КОИПКРО | | | образовательного стандарта | | | | | | | | | |—————|——————————————————————————————————|——————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|———————————————————| | 9. | Разработка оригинального | 2006 г. | областной | 250 | 250 | 180 | 120 | 60 | министерство | | | диагностического | | бюджет | | | | | | образования, | | | инструментария для оценки | | | | | | | | культуры и | | | результатов деятельности | | | | | | | | спорта области | | | образовательных учреждений по | | | | | | | | | | | реализации регионального | | | | | | | | | | | компонента учебного плана, его | | | | | | | | | | | апробация | | | | | | | | | |—————|——————————————————————————————————|——————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|———————————————————| | 10. | Выработка критериев | 2006 - 2010 | | | | | | | министерство | | | мониторинга результатов | гг. | | | | | | | образования, | | | деятельности образовательных | | | | | | | | культуры и | | | учреждений по реализации | | | | | | | | спорта области, | | | регионального компонента | | | | | | | | КОИПКРО | | | учебного плана и его ежегодное | | | | | | | | | | | проведение | | | | | | | | | |—————|——————————————————————————————————|——————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|———————————————————| | 11. | Создание и внедрение | 2006 - 2010 | областной | 180 | 140 | 100 | 80 | 80 | министерство | | | технологий психологической | гг. | бюджет | | | | | | образования, | | | экспертизы образовательных | | | | | | | | культуры и | | | инноваций (технологий, | | | | | | | | спорта области, | | | учебников, методических | | | | | | | | ОППЦ | | | пособий) | | | | | | | | | |—————|——————————————————————————————————|——————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|———————————————————| | 12. | Подготовка и издание сборника | 2007, 2009 | областной | | 50 | | 55 | | министерство | | | методических материалов "Из | гг. | бюджет | | | | | | образования, | | | опыта работы по региональным | | | | | | | | культуры и | | | учебникам" | | | | | | | | спорта области, | | | | | | | | | | | КОИПКРО | |—————|——————————————————————————————————|——————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|———————————————————| | 13. | Разработка нового блока | 2006 - 2010 | областной | 180 | 180 | 180 | 120 | 60 | министерство | | | (модуля) школьных дисциплин | гг. | бюджет | | | | | | образования, | | | для 5 - 7 классов "Молекулярная | | | | | | | | культуры и | | | грамотность", создание его | | | | | | | | спорта области, | | | электронного сопровождения и | | | | | | | | КОИПКРО | | | введение в школах области в | | | | | | | | | | | целях подготовки специалистов | | | | | | | | | | | для новых типов производств | | | | | | | | | |—————|——————————————————————————————————|——————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|———————————————————| | | ИТОГО: | | Областной | 4510 | 4520 | 4360 | 4275 | 4100 | Всего - 21765 | | | | | бюджет | | | | | | | |—————|——————————————————————————————————|——————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|———————————————————| 4. Подпрограмма "Школьный автобус" Сеть общеобразовательных учреждений Калужской области представлена 483 школами, из которых 334 - сельские (69,1 %). Анализ состояния сети сельских общеобразовательных учреждений за последние годы показывает, что происходит постепенное сужение данной сферы: сокращается численность сельских школ, уменьшается контингент учащихся в них (если в 2000/2001 учебном году в сельских школах области обучалось 34383 человека, то в 2004/2005 учебном году - 25130 (24,7 % учащихся школ области). Сельская школа располагает значительно худшей материально-технической базой, чем городская. Большинство зданий сельских школ требуют капитального ремонта, 11 находятся в аварийном состоянии, 21 % не имеют спортивных залов, более 10 % не располагают мастерскими для трудового обучения. Сложно решаются вопросы обеспечения сельской школы учебниками и учебно-наглядными пособиями. Как следствие этих проблем - низкое качество знаний сельских школьников. В высшие учебные заведения ежегодно поступают около 10 % выпускников сельских школ, в то время как из городских выпускников - более 50 %. Малочисленная школа не обеспечивает адекватное возрасту развитие учащегося. Сельские дети изначально лишены обилия разнообразных источников информации и социального опыта, которые составляют естественную среду для городских ребят. В настоящее время в начальной сельской школе обучается в среднем 8 человек (8,7 - 2000 г.), в основной сельской - 32,1 человека (46,9 - 2000 г.) и в средней сельской - 129,2 (177 - 2000 г.). Остается проблема кадрового обеспечения сельских школ. Всего по области в сельских школах работает 4626 педагогических работников, что составляет 43,6 % от общего количества работающих (5127 - в 2000 году, или 42,9 %). Идет старение педагогических кадров: доля учителей пенсионного возраста в 2004/2005 учебном году составила 15,5 %. Лишь 73,7 % сельских учителей имеют высшее образование. Несмотря на трудности экономического характера, в сельской школе за эти годы поэтапно решался целый комплекс проблем. Постановлением Правительства Калужской области от 11.06.2002 N 130 создано государственное учреждение "Школьный автобус" для организации перевозок школьников в сельской местности. В настоящее время автобусный парк насчитывает 120 единиц техники. Было организовано 110 маршрутов автобусов "Школьный" для подвоза 3409 сельских учащихся к месту обучения и обратно. Общая протяженность дорог составляет 10321,5 километра. Внедрена система спутникового слежения за передвижением школьных автобусов. Подпрограмма "Школьный автобус" даст возможность обучающимся, их родителям право выбора общеобразовательного учреждения, где ученик может получить более качественную подготовку по предмету, решить вопрос ориентации сельских школ на профессиональную подготовку учащихся, приближенную к потребностям регионального и местных рынков труда, позволит ввести новые образовательные программы профильного обучения, решить проблему вовлечения учащихся во внеклассные мероприятия. Специальный парк экскурсионных автобусов позволит расширить кругозор учащихся сельских школ, использовать воспитательный потенциал отечественной истории, истории родного края, традиций русской культуры. Данная подпрограмма призвана привести систему образования на селе в соответствие с новыми социально-экономическими условиями и потребностями формирования творческой, самостоятельно мыслящей личности, способной включиться в новые социально-экономические отношения. Основные цели и задачи: Основной целью подпрограммы является сохранение и реорганизация сельских малокомплектных школ Калужской области в современных социально-экономических условиях, создание новых видов учебных заведений на селе, определение путей дальнейшего повышения эффективности работы и выявление резервов совершенствования сельской школы. Развитие сети автобусного парка будет способствовать стабильному функционированию сельской школы, позволит решить проблему творческого досуга учащихся на селе. Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач: - проведение анализа демографических и социальных процессов на селе с целью определения перспектив развития сельских образовательных учреждений; - открытие новых автобусных маршрутов в соответствии с развитием демографической обстановки; - приобретение автобусов "Школьный" с учетом потребностей сельских образовательных учреждений, на основании запросов учащихся и их родителей; - обеспечение качественного содержания дорог на маршрутах "Школьного" автобуса; - обеспечение межведомственного подхода к использованию возможностей учреждений образования для решения социально-экономических проблем сельских населенных пунктов; - ориентация сельских школ на профессиональную подготовку учащихся, приближенную к потребностям региональных и местных рынков труда; - определение наиболее приемлемых вариантов развития образовательных учреждений на селе; - повышение качества образования в сельской малокомплектной школе путем его дифференциации, профилирования, информатизации, учета региональной специфики, использования научно-педагогического и культурного потенциала области; - усовершенствование методик воспитания и обучения, развития учащихся в условиях сельской малокомплектной школы. Целевые индикаторы: - Повышение качества образования: увеличение на 10 % количества выпускников сельских общеобразовательных учреждений, поступивших в высшие и средние образовательные учреждения; - охват профильным образованием учащихся сельских средних общеобразовательных учреждений - 80 %; - решение кадровых вопросов, во многом определяющих развитие образования на селе: уменьшение на 15 % количества вакантных мест в сельских общеобразовательных учреждениях; - уменьшение на 5 % количества сельских общеобразовательных учреждений, в которых занятия проводятся в 2 смены; - увеличение автобусного парка до 200 единиц техники. Направления реализации подпрограммы: - Сохранение, укрепление и развитие материально-технической базы сельских малокомплектных школ; - повышение эффективности работы сельской школы, обеспечивающей подготовку школьников к жизни, труду в современных социально-экономических условиях; - научное и программно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса; - совершенствование воспитательной работы среди сельских школьников, развитие социально-педагогической работы на селе. Ожидаемые результаты подпрограммы: - Приведение системы образования на селе в соответствие с новыми социально-экономическими условиями и потребностями формирования творческой, самостоятельно мыслящей личности, способной включиться в новые социально-экономические отношения; - ориентация сельских школ на профессиональную подготовку, приближенную к потребностям регионального и местного рынка труда; - укрепление физического здоровья детей; - расширение кругозора учащихся, использование воспитательного потенциала отечественной истории, истории родного края, традиций русской культуры; - уменьшение количества правонарушений среди детей, повышение сознательного отношения к учению, расширение круга познавательных интересов. Мероприятия подпрограммы |——————|————————————————————————————————|—————————————|————————————————|——————————————————————————————————|—————————————————————————| | N | Мероприятия | Сроки | Источники | Финансирование (тыс. руб.) | Исполнители | | п/п | | | финансирования |——————|——————|——————|——————|——————| | | | | | | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | | |——————|————————————————————————————————|—————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|—————————————————————————| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |——————|————————————————————————————————|—————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|—————————————————————————| | 1. Сохранение и развитие сельской школы | |——————|————————————————————————————————|—————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|—————————————————————————| | 1.1. | Проведение анализа | 2006 г. | | | | | | | министерство | | | демографических и социальных | | | | | | | | образования, | | | процессов на селе с целью | | | | | | | | культуры и | | | определения перспектив | | | | | | | | спорта области, | | | развития сельских | | | | | | | | КОИПКРО | | | образовательных учреждений, | | | | | | | | | | | ежегодный мониторинг | | | | | | | | | |——————|————————————————————————————————|—————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|—————————————————————————| | 1.2. | Создание экспериментальных | 2006 - 2010 | областной | 10 | 10 | 10 | | | министерство | | | моделей сельских | гг. | бюджет | | | | | | образования, | | | образовательных учреждений, | | | | | | | | культуры и | | | ориентированных на | | | | | | | | спорта области, | | | удовлетворение | | | | | | | | КОИПКРО | | | социокультурных и | | | | | | | | | | | образовательных потребностей | | | | | | | | | | | региона | | | | | | | | | |——————|————————————————————————————————|—————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|—————————————————————————| | 1.3. | Построение | 2007 - 2010 | областной | | 50 | 50 | 50 | 50 | министерство | | | учебно-воспитательного | гг. | бюджет | | | | | | образования, | | | процесса на селе на основе | | | | | | | | культуры и | | | сохранения и развития традиций | | | | | | | | спорта области, | | | народной культуры и | | | | | | | | КОИПКРО | | | сельскохозяйственного труда: | | | | | | | | | | | моделирование и построение | | | | | | | | | | | разнообразных обучающих и | | | | | | | | | | | воспитательных систем | | | | | | | | | |——————|————————————————————————————————|—————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|—————————————————————————| | 2. Подготовка педагогических кадров для сельской школы и повышение их квалификации | |——————|————————————————————————————————|—————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|—————————————————————————| | 2.1. | Социальная поддержка | 2006 - 2010 | областной | 100 | | | | | министерство | | | студентов из сельской | гг. | бюджет | | | | | | образования, | | | местности, продолжателей | | | | | | | | культуры и | | | учительских династий. | | | | | | | | спорта области | | | Вручение именных стипендий | | | | | | | | | | | Губернатора области <*> | | | | | | | | | |——————|————————————————————————————————|—————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|—————————————————————————| | 2.2. | Разработка | 2006 - 2007 | | | | | | | министерство | | | психолого-педагогических основ | гг. | | | | | | | образования, | | | подготовки студентов вузов и | | | | | | | | культуры и | | | колледжей к работе в | | | | | | | | спорта области, | | | условиях сельской местности | | | | | | | | ОППЦ | |——————|————————————————————————————————|—————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|—————————————————————————| | 2.3. | Непрерывное повышение | 2006 - 2010 | | | | | | | министерство | | | квалификации учителей и | гг. | | | | | | | образования, | | | руководящих работников по | | | | | | | | культуры и | | | вопросам обучения и | | | | | | | | спорта области, | | | воспитания в условиях | | | | | | | | КОИПКРО | | | сельской школы | | | | | | | | | |——————|————————————————————————————————|—————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|—————————————————————————| | | ИТОГО: | Областной | 110 | 60 | 60 | 50 | 50 | Всего - 330 | | | | бюджет | | | | | | | |——————|——————————————————————————————————————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|—————————————————————————| -------------------------------- <*> Вручение именных стипендий Губернатора области будет производиться после их учреждения. Материально-техническая база подпрограммы "Школьный автобус" Потребность в автобусах В связи с необходимостью приведения системы образования на селе в соответствие с новыми социально-экономическими условиями и потребностями формирования творческой, самостоятельно мыслящей личности и повышения качества образования на селе путем его дифференциации, профилирования, информатизации, учета региональной специфики, использования научно-педагогического и культурного потенциала области министерству образования, культуры и спорта области в 2006 - 2010 годах необходимо пополнить автобусный парк автомашинами: - автобус КАВЗ - 56; - автомашина "ГАЗель" - 57; - 3 автобуса ЛАЗ "Лайнер" - 10 (для экскурсионных поездок); - 1 автомашина "ГАЗель" (для оказания технической помощи). Переданные государственному учреждению "Школьный автобус" здания требуют капитального ремонта, перепланировки помещений для размещения административно-хозяйственного персонала. Автобусы для перевозки школьников в сельской местности должны храниться в гаражах. Во многих населенных пунктах области в местах базирования школьных автобусов нет гаражей для хранения машин. Этим объясняется необходимость реконструкции и строительства сооружений под гаражи для стоянки автобусов "Школьный" и капитальный ремонт материально-технической базы для государственного учреждения "Школьный автобус". Планируется строительство и реконструкция сооружений под гаражи для стоянки автобусов "Школьный" площадью 3,5 тыс. кв. м. Открытие новых маршрутов Министерству образования, культуры и спорта области совместно с министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства области с учетом потребностей сельских общеобразовательных учреждений и в соответствии с запросами учащихся и их родителей необходимо качественное содержание дорог на маршрутах "Школьного" автобуса, а также открытие новых маршрутов: Думиничский район: Брынь - ул. Скачок - ул. Н.Слобода. Козельский район: Гришинск - Лавровск - Козельск. Куйбышевский район: Бетлица - Мамоновка. Малоярославецкий район: Кудиново - Тиняково - Юрьевское, Кудиново - Шумятино, Ильинское - Кудиново, Ильинское - Сокольники-Первые - Сокольники-Вторые, Кудиново - Малоярославец. Медынский район: Гусево - Дошино - Медынь, Передел - Никитское - Дудино. Мещовский район: Терпилово - Серпейск, Кудринская - Мошонки. Спас-Деменский район: Новоалександровский - Буда, Новоалександровский - Стайки. Перемышльский район: Перемышль - Погореловка, Борищево - Сильково. Тарусский район: Таруса - Волковское - Некрасово. Ульяновский район: Ефимцево - Ульяново. Ферзиковский район: Кольцово - Поливаново, Аристово - Сугоново, Бебелево - Желябужский. Юхновский район: Юхнов - Рыляки, Юхнов - Беляево, Юхнов - Колыхманово - Погореловка - Крюково - Пушкино. 5. Подпрограмма "Развитие интернатных учреждений для детей-сирот и детей, требующих государственной поддержки" Существующая система интернатных учреждений области в основном удовлетворяет потребности в обучении детей школьного возраста из социально неблагополучных, многодетных, малообеспеченных семей и детей с отклонениями в развитии. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|