Расширенный поиск
Закон Калужской области от 06.11.2007 № 360-ОЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
Об областной целевой программе "Развитие сельского хозяйства
и рынков сельскохозяйственной продукции в Калужской области
на 2008 - 2012 годы"
Принят Законодательным Собранием 25 октября 2007 года
(В редакции Законов Калужской области от 01.12.2008 г. N 491-ОЗ;
от 09.12.2009 г. N 608-ОЗ; от 28.03.2011 г. N 127-ОЗ;
от 28.06.2011 г. N 152-ОЗ; от 05.12.2011 г. N 223-ОЗ;
от 25.10.2012 г. N 340-ОЗ)
Статья 1.
Утвердить областную целевую программу "Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в Калужской области
на 2008 - 2012 годы" (прилагается).
Статья 2.
Финансирование мероприятий данной программы, осуществляемых за счет средств областного бюджета, уточняется законом Калужской области
об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Статья 3.
Настоящий Закон вступает в силу с 01 января 2008 года.
Губернатор
Калужской области А.Д.Артамонов
г. Калуга
06 ноября 2007 г.
N 360-ОЗ
Приложение
к Закону
Калужской области
"Об областной целевой программе
"Развитие сельского хозяйства и рынков
сельскохозяйственной продукции
в Калужской области на 2008 - 2012 годы"
от 06 ноября 2007 г. N 360-ОЗ
Областная целевая программа
"Развитие сельского хозяйства и рынков
сельскохозяйственной продукции
в Калужской области на 2008 - 2012 годы"
(В редакции Законов Калужской области от 01.12.2008 г. N 491-ОЗ;
от 09.12.2009 г. N 608-ОЗ; от 28.03.2011 г. N 127-ОЗ;
от 28.06.2011 г. N 152-ОЗ; от 05.12.2011 г. N 223-ОЗ)
ПАСПОРТ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
|———————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 1. Наименование | Областная целевая программа "Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной | | | продукции в Калужской области на 2008 - 2012 годы" (далее - программа) | |———————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 2. Заказчик | | | областной целевой | Министерство сельского хозяйства Калужской области | | программы | | |———————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 3. Разработчики | Рабочая группа, созданная распоряжением Губернатора области от 29 августа 2007 года N 103-р | | | при консультационно-методической поддержке государственного научного учреждения "Всероссийский | | | институт аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова" | |———————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 4. Дата принятия | Распоряжение Губернатора Калужской области "О разработке областной целевой программы | | решения о разработке | "Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в Калужской области на 2008 |
| | - 2012 годы" от 29 августа 2007 года N 103-р | |———————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 5. Цели и задачи | Цель 1. Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на | | программы | агропродовольственном рынке, обеспечение населения региона качественными отечественными | | | продовольственными товарами. | | | Задачи: | | | - обеспечение условий реализации сельскохозяйственной продукции на основе организации системы | | | сбыта, развития кооперации, содействия созданию отраслевых и продуктовых союзов; | | | - создание условий для развития кадрового потенциала агропромышленного комплекса; | | | - создание условий для инновационного развития АПК, обновления техники и технологий в сельском | | | хозяйстве; | | | - создание условий для повышения инвестиционной привлекательности, обеспечения доступности | | | кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей; | | | - создание условий для увеличения объемов производства продукции растениеводства и | | | животноводства, в том числе на основе развития элитного семеноводства и племенного | | | животноводства. | | | Цель 2. Повышение уровня жизни и занятости сельского населения, создание условий для | | | устойчивого развития сельских территорий. | | | Задачи: | | | - повышение доходов сельского населения, в том числе работников, занятых в сельскохозяйственном | | | производстве; | | | - развитие малых форм хозяйствования на селе; | | | - повышение уровня развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий; | | | - улучшение социально-жилищных условий сельского населения. | | | Цель 3. Создание условий для сохранения и воспроизводства, используемых сельским хозяйством | | | природных ресурсов. | | | Задачи: | | | - восстановление и повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения; | | | - вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых, неэффективно используемых земель | | | сельскохозяйственного назначения и предотвращение от выбытия из оборота сельскохозяйственных | | | угодий. | |———————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 6. Целевые | Наименование и значения целевых индикаторов и показателей представлены в приложении N 1 к | | индикаторы и | областной целевой программе "Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции |
| показатели | в Калужской области на 2008 - 2012 годы" | |———————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 7. Сроки | 2008 - 2012 годы | | реализации | | |———————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 8. Перечень | Основные мероприятия реализуются по следующим направлениям: | | основных мероприятий | - государственная поддержка, стимулирующая рост экономической эффективности сельскохозяйственного | | | производства; | | | - государственная поддержка маркетинга сельскохозяйственной продукции; | | | - государственная поддержка развития кадрового потенциала агропромышленного комплекса; | | | - государственная поддержка инновационного развития АПК, обновления техники и технологий в | | | сельском хозяйстве; | | | - поддержка мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности, обеспечение | | | доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей; | | | - стимулирование развития малых форм хозяйствования на селе; | | | - сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения. | |———————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
| 9. Объемы | млн. рублей |
| финансирования | |————————————————|————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————||
| | | Источник | Объем | в том числе по годам: ||
| | | финансирования | финансирования |—————————————|———————————|———————————|———————————|————————————||
| | | | на 2008 - 2012 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 ||
| | | | годы | | | | | ||
| | |————————————————|————————————————|—————————————|———————————|———————————|———————————|————————————||
| | | Областной | 2 945,0 | 386,2 | 613,8 | 590,3 | 662,1 | 692,6 ||
| | | бюджет | | | | | | ||
| | |————————————————|————————————————|—————————————|———————————|———————————|———————————|————————————||
| | | Федеральный | 4 422,2 | 608,0 | 710,5 | 975,5 | 1 149,8 | 978,4 ||
| | | бюджет<*> | | | | | | ||
| | |————————————————|————————————————|—————————————|———————————|———————————|———————————|————————————||
| | | Итого | 7 367,3 | 994,2 | 1 324,3 | 1 565,8 | 1 811,9 | 1 671,0 ||
| | |————————————————|————————————————|—————————————|———————————|———————————|———————————|————————————||
| | |
| | <*> Объемы финансовых средств из федерального бюджета, выделяемые Калужской области до 2012 года |
| | на мероприятия программы, уточняются после принятия федерального закона о федеральном бюджете на |
| | очередной финансовый период и на плановый период. |
(В редакции Законов Калужской области от 01.12.2008 г. N 491-ОЗ;
от 09.12.2009 г. N 608-ОЗ; от 25.10.2012 г. № 340-ОЗ)
|———————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
| 10. Ожидаемые | За период реализации программы ожидается: |
| результаты | - увеличение производства валовой продукции сельского хозяйства на 28,3% по отношению к 2006 году |
| | (в сопоставимых ценах); |
| | - увеличение удельного веса прибыльных крупных и средних сельскохозяйственных организаций до 86% |
| | от общего количества; |
| | - повышение уровня рентабельности сельскохозяйственной продукции в сельскохозяйственных |
| | организациях до 23,7%; |
| | - суммарный объем частных инвестиций в сельское хозяйство за период реализации программы составит |
| | 10,85 млрд. рублей; |
| | - улучшение жилищных условий в сельской местности (за период реализации программы 176 молодых | | | специалистов (или их семей) на селе улучшат жилищные условия); |
| | - повышение уровня среднемесячной заработной платы одного работника, занятого в |
| | сельскохозяйственном производстве, до 13 180 рублей или в 2,3 раза к уровню 2006 года; |
| | - вовлечение в сельскохозяйственный оборот и предотвращение от выбытия из него |
| | сельскохозяйственных угодий в объеме до 22,5 тыс. га площадей ежегодно. |
(В редакции Закона Калужской области от 09.12.2009 г. N 608-ОЗ)
|———————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
| 11. Система | В соответствии с действующим Положением о порядке разработки, рассмотрения и реализации | | организации контроля | областных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Калужской области от 02 | | за исполнением | февраля 2005 года N 33 (в редакции постановлений Губернатора Калужской области от 06 мая 2005 |
| | года N 179, от 04 августа 2006 года N 285) | |———————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| 1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом
Сельское хозяйство является базовой отраслью агропромышленного комплекса и играет важную роль в экономике области, развитии сельских
территорий, в продовольственном обеспечении населения. Удельный вес сельскохозяйственной продукции в валовом региональном продукте составляет около 10 процентов. На его долю приходится 7% основных фондов. На селе проживают 241,8 тыс. человек или 24% населения области, с сельским хозяйством связано экономическое и социальное положение 6% числа всех работников занятых
в экономике области. Сельское хозяйство области специализировано на производстве продукции животноводства, главным образом молока и мяса. Растениеводство ориентировано на производство зерна и обеспечение кормовой базы животноводства. В настоящее время в Калужской области функционируют: около 400 сельскохозяйственных организаций, 2184 крестьянских (фермерских) хозяйства, 195,5 тысячи личных подсобных хозяйств населения. В их пользовании имеется 1 273,8 тыс. га сельскохозяйственных угодий.
В 2006 году хозяйствами всех категорий получено продукции сельского хозяйства на сумму 13 млрд. 351 млн. рублей, в том числе в сельскохозяйственных организациях - на сумму 4 млрд. 520 млн. рублей, индекс физического объема - 100,8%. Личными подсобными хозяйствами населения произведено продукции сельского хозяйства на сумму 8 млрд. 551 млн. рублей, индекс физического объема - 95%. Ими производится 88,5% картофеля, 85,9% овощей, 37,6% мяса скота и птицы, 27,5% молока
и 49% яиц. В сельскохозяйственных организациях выручка от продажи товаров, работ, услуг составила 4 млрд. 241 млн. рублей. Сельскохозяйственные организации получили прибыль до налогообложения в объеме 278 млн. рублей, уровень рентабельности составил более 7%. Суммарная прибыль от реализации основных видов сельскохозяйственной продукции в сельскохозяйственных организациях составила: от реализации мяса птицы - 157,4 млн. рублей, от реализации молока - 120,5 млн. рублей, от реализации зерна - 26 млн. рублей, от
реализации картофеля - 10,0 млн. рублей. Вместе с тем решение комплекса проблем, сдерживающих развитие сельского хозяйства области, требует целевого подхода и применения программно-целевого метода. Основными проблемами являются: - недостаточный уровень развития рыночной инфраструктуры и системы сбыта сельскохозяйственной продукции особенно в малых формах хозяйствования; - ограниченные возможности и сложность доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов; - финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, недостаточным притоком частных инвестиций, неразвитой системой страхования производства сельскохозяйственной продукции; - неблагоприятные межотраслевые условия функционирования сельского хозяйства; - дефицит квалифицированных кадров, вызванный непрестижностью сельскохозяйственного труда, низким уровнем и качеством жизни в сельской местности; - низкие темпы технической и технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства ресурсного потенциала; - низкая эффективность действующего земельного контроля и оборота
земель сельскохозяйственного назначения, развивающиеся тенденции спекулятивного оборота земель в ущерб развитию сельскохозяйственного производства; - снижение плодородия почв и выбытие из оборота земель сельскохозяйственного назначения; - значительное отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности. В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста производства и ежегодного
наращивания объемов реализации сельскохозяйственной продукции на основе повышения ее конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики. Обобщающим индикатором общих условий функционирования сельского хозяйства является производство валовой сельскохозяйственной продукции в сопоставимой оценке. За последние четыре года темпы роста производства валовой сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех
категорий снизились со 106% в 2003 году до 97% в 2006 году, что обусловлено сокращением производства основных видов сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах населения. Таблица 1
Индексы физического объема продукции сельского хозяйства
(в сопоставимых ценах в процентах к предыдущему году)
|——————————————————————————————|—————————|—————————|——————————|——————————|————————————| | Наименование/годы | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | |——————————————————————————————|—————————|—————————|——————————|——————————|————————————| | По всем категориям хозяйств: | | | | | | |——————————————————————————————|—————————|—————————|——————————|——————————|————————————| | Индекс физического объема | 94 | 106 | 101 | 95 | 97 | | продукции сельского | | | | | | | хозяйства | | | | | | |——————————————————————————————|—————————|—————————|——————————|——————————|————————————| | в т. ч.: | | | | | | |——————————————————————————————|—————————|—————————|——————————|——————————|————————————| | продукции растениеводства | 91 | 114 | 103 | 95 | 97,3 | |——————————————————————————————|—————————|—————————|——————————|——————————|————————————| | продукции животноводства | 97 | 97 | 97 | 96 | 97,4 | |——————————————————————————————|—————————|—————————|——————————|——————————|————————————| | в т. ч.: | | | | | | |——————————————————————————————|—————————|—————————|——————————|——————————|————————————| | сельхозорганизации | 96 | 100,7 | 100,6 | 97 | 100,8 | |——————————————————————————————|—————————|—————————|——————————|——————————|————————————| | крестьянские (фермерские) | 89 | 137 | 98 | 87 | 112 | | хозяйства (далее К(Ф)Х) | | | | | | |——————————————————————————————|—————————|—————————|——————————|——————————|————————————| | личные подсобные хозяйства | 92 | 108 | 100,8 | 95 | 95 | | населения (далее ЛПХ) | | | | | | |——————————————————————————————|—————————|—————————|——————————|——————————|————————————|
В 2003 году Калужская область имела более высокий индекс производства сельскохозяйственной продукции, чем в среднем по Центральному федеральному округу (далее - ЦФО) и по Российской Федерации (далее - РФ) (соответственно: 106,1; 104,8; 101,3 процента). В 2004 году этот показатель превышал только средний уровень по ЦФО (Калужская область, ЦФО, РФ соответственно: 100,7; 99,0; 103,0). В 2005 году этот показатель оказался ниже, чем в среднем по ЦФО и Российской Федерации (соответственно: 95,5; 103,7; 102,4 процента). В 2006 году по сравнению с 2002 годом производство продукции сельского хозяйства в области выросло в 1,6 раза, в сельхозорганизациях - в 1,5 раза. За названный период себестоимость реализованной продукции увеличилась более чем в 2 раза. С 2002 по 2004 год деятельность сельхозорганизаций области была убыточной. В 2005 и 2006 годах хозяйственная деятельность сельскохозяйственных организаций
области стала прибыльной. Таблица 2 Финансовое состояние
сельскохозяйственных организаций области
|—————————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————| | Наименование/годы | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2006 г. |
| | | | | | | в % к | | | | | | | | 2002 г. | |—————————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————| | Производство продукции | 8459,9 | 9395,3 | 10565,0 | 12129,3 | 13361,5 | 157,9 | | сельского хозяйства в | | | | | | | | действующих ценах, млн. рублей | | | | | | | |—————————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————| | Производство продукции | 2828,3 | 3075,0 | 3598,4 | 4066,5 | 4520,4 | 159,8 | | сельского хозяйства в | | | | | | | | сельскохозяйственных | | | | | | | | организациях в действующих | | | | | | | | ценах, млн. рублей | | | | | | | |—————————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————| | Себестоимость реализованной | 1773,9 | 2011,7 | 2518,3 | 2918,1 | 3839,4 | 216,4 | | продукции в | | | | | | | | сельскохозяйственных | | | | | | | | организациях - всего, млн. | | | | | | | | рублей | | | | | | | |—————————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————| | Выручка от реализации | 1831,0 | 1852,6 | 2492,1 | 3162,1 | 4241,0 | 231,6 | | сельхозпродукции в | | | | | | | | сельскохозяйственных | | | | | | | | организациях, млн. рублей | | | | | | | |—————————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————| | Расходы консолидированного | 173,9 | 85,9 | 134,3 | 143,8 | 205,2 | 118,0 | | бюджета Калужской области на | | | | | | | | сельскохозяйственное | | | | | | | | производство - всего, млн. | | | | | | | | рублей | | | | | | | |—————————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————| | Финансовый результат от | -50,2 | -183,4 | -4,2 | 186,9 | 278 | х | | хозяйственной деятельности | | | | | | | | (прибыль), млн. рублей | | | | | | | |—————————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————| | Рентабельность, % | -2,8 | -9,1 | -0,2 | 6,4 | 7 | х | |—————————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|
Поскольку в условиях рыночной экономики цены формируются под влиянием спроса и предложения, являются нестабильными и подвержены значительным сезонным колебаниям, повышение эффективности сельскохозяйственного производства возможно за счет снижения прямых затрат, обеспечения сбалансированности материально-технических и трудовых ресурсов, повышения производительности труда на основе эффективного использования трудовых ресурсов и кадрового потенциала, модернизации производства, внедрения новой техники и передовых технологий производства. В сельскохозяйственных организациях остается нерешенной проблема дефицита квалифицированных кадров специалистов и кадров массовых профессий. Обеспеченность сельскохозяйственных организаций области кадрами массовых профессий в 2006 году составляла: операторы машинного доения коров - 90,7%, механизаторы - 77%. Обеспеченность сельскохозяйственных организаций области специалистами составила: агрономы - 70%, зооинженеры - 78%, ветврачи - 83%, инженеры - 80%, экономисты - 81%, бухгалтеры - 97%. За период с 2002 года по 2006 год
общая численность специалистов в сельскохозяйственных организациях сократилась в 3 раза. В структуре кадров доля дипломированных руководителей и специалистов сельхозорганизаций с высшим профессиональным образованием в 2005 году составила 32,8% (по ЦФО -
33,1%), со средним профессиональным образованием - 55,5% (по ЦФО - 54,8%). Обеспеченность сельскохозяйственных предприятий области руководителями и специалистами составляет 87% (по ЦФО - 80,9%). Осуществляемые меры государственной поддержки позволили в 2006 году увеличить на 22% количество молодых специалистов, пришедших работать в
агропромышленный комплекс (далее - АПК) области, уменьшилась текучесть кадров массовых профессий, повысился их профессиональный уровень. Производственный потенциал в сельскохозяйственных организациях сохраняет тенденцию к сокращению и устареванию. Основные фонды в сельском хозяйстве за период с 2001 по 2006 год сократились на 1395 млн. рублей или на 17%, степень их износа составляет 41%. Большая часть сельскохозяйственной техники, имеющейся в распоряжении предприятий, является физически и морально устаревшей, требует больших затрат на ее содержание и ремонт, что не позволяет обеспечивать выполнение работ в оптимальные агротехнологические сроки. Финансово-экономическое состояние значительной части сельскохозяйственных организаций не позволяет не только осуществлять модернизацию производства, но и обеспечить простое восполнение выбывающего оборудования и средств механизации. По состоянию на 1 января 2007 года сельхозорганизации Калужской области имели в наличии 3272 ед. тракторов (93% к 01.01.2006), 520 ед. зерноуборочных комбайнов (88%), 301 ед. кормоуборочных комбайнов (99,7%), 105 ед. картофелеуборочных комбайнов (89%). Коэффициенты обновления основных видов сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях в 2006 году составили: по тракторам - 6,5%, комбайнам зерноуборочным - 5,2%, комбайнам кормоуборочным - 9,5%. Нагрузка на тракторы и зерноуборочные комбайны превышает в два раза нормативную. Имеющийся парк машин изношен, за пределами срока амортизации эксплуатируются более 60% тракторов, зерноуборочных комбайнов, грузовых автомобилей. Несмотря на то, что значительная часть инвестиционных кредитов и средств бюджетной поддержки сельхозтоваропроизводителями направляется на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, темпы и объемы технологического обновления не достигли необходимого уровня. Инвестиции в основной капитал (по виду экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство) в расчете
на 1 га пашни в 2005 году в Калужской области составили 946,4 рубля, в
среднем по ЦФО - 1162 рубля, в среднем по РФ - 1204,7 рубля.
Расходы консолидированного бюджета на сельское хозяйство и рыболовство в 2005 году в расчете на 1 га пашни составили: в Калужской области - 288,3 рубля, в ЦФО - 265 рублей, в РФ - 377,3 рубля. Расходы консолидированного бюджета на сельское хозяйство и рыболовство в 2002 году в расчете на 1 рубль валовой продукции сельского хозяйства в Калужской области составляли 0,021 рубля, в ЦФО
- 0,020 рубля, в РФ - 0,031 рубля; в 2003 году в Калужской области, ЦФО, РФ соответственно - 0,009; 0,027; 0,032 рубля; в 2004 году - 0,013; 0,021; 0,033 рубля. В 2007 году Калужская область по этому показателю выйдет на уровень 2002 года - 0,019 рубля. Следует отметить, что ежегодный рост расходов консолидированного бюджета на поддержку сельского хозяйства пока не позволяет обеспечить необходимые
темпы прироста производства сельскохозяйственной продукции. В Калужской области продолжается снижение почвенного плодородия пашни. В 2006 году внесено 14 кг минеральных удобрений (в пересчете на
100% питательных веществ) на гектар посева (в 2002 году - 18 кг). В 2006 году минеральные удобрения внесены на 24% посевных площадей, на 4% - органические удобрения. Мелиоративные работы, известкование, фосфоритование земель проводятся в области в минимальном объеме.
Сокращение производственного потенциала сельского хозяйства остается главным фактором сокращения посевных площадей сельскохозяйственных культур и поголовья сельскохозяйственных животных. Соответственно сокращаются и объемы производства, товарность сельскохозяйственной продукции, снижается ее конкурентоспособность на товарном рынке. Рост качественных показателей (урожайности растениеводческой продукции и продуктивности животных) не восполняет потерь от сокращения объемов обрабатываемых площадей и численности поголовья. Посевные площади зерновых культур за период с 2001 по 2005 год сократились в Калужской области на 31,7%, в ЦФО - на 7,8%, в РФ - на 7,3%. Валовой сбор зерна за этот период в Калужской области снизился на 18,3%, в РФ - на 8,2%, в ЦФО вырос на 5,3%. Поголовье крупного рогатого скота за период с 2001 по 2005 год в Калужской области сократилось на 31,8%, в ЦФО - на 31,0%, в РФ - на 20,9%. Производство скота и птицы на убой (в убойном весе) в Калужской области снизилось за указанный период на 8%, в ЦФО и РФ выросло на 15,6% и 10,4% соответственно. Производство молока за период с 2001 по 2005 год в Калужской области сократилось на 19,3%, в ЦФО - на 15,6%, в РФ - на 5,3%. Сокращение производства сельскохозяйственной продукции является одной из причин низкого уровня потребления основных продуктов питания
населением Калужской области. Потребление мяса и мясопродуктов на душу населения (кг/год) составило в Калужской области, в ЦФО, в РФ соответственно за 1995 год
- 59, 59, 55; за 2000 год - 43, 50, 45; за 2005 год - 52, 60, 55. Потребление молока и молочных продуктов на душу населения (кг/год) в Калужской области, в ЦФО, в РФ составило соответственно за 1995 год - 274, 270, 254; за 2000 год - 205, 221, 215; за 2005 год - 212, 227, 235. Потребление хлеба и хлебобулочных изделий на душу населения (кг/год) в Калужской области, в ЦФО, в РФ соответственно составило за 1995 год - 119, 120, 122; за 2000 год - 104, 113, 117; за 2005 год - 105, 117, 121. Увеличивается отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности. Значительно сократилась сеть сельских дошкольных учреждений, клубов и домов культуры, больниц и медицинских пунктов, предприятий розничной торговли и общественного питания. Основная часть сельского жилого фонда области в настоящее время не имеет коммунальных удобств: обеспеченность сельского населения питьевой водой из закрытых источников составляет 36,2 %, уровень газификации на селе - 33%, что ниже средних показателей по России. Обеспеченность сельского населения питьевой водой из закрытых источников составила в 2003 году в Калужской области 35,2%, в РФ - 41%; в 2004 году - 35,2% и 42% соответственно; в 2005 году - 36% и 43% соответственно. Уровень газификации домов (квартир) на селе сетевым газом в 2003 году в Калужской области составил 28,8%, в РФ - 30%; в 2004 году - 30,2% и 32% соответственно; в 2005 году - 31,6% и 36,6% соответственно. Таким образом, необходимость разработки и реализации областной целевой программы обусловлена производственно-экономической и социальной остротой существующих проблем, их значением, обусловленным
широким спектром выполняемых сельским хозяйством функций. Направления
и формы государственной поддержки и стимулирования развития сельскохозяйственного производства определены в Федеральных законах:
"О развитии сельского хозяйства", "О семеноводстве", "О племенном животноводстве", "О зерне".
В целях создания условий и механизма реализации Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" Правительством Российской Федерации принято постановление от 14 июля 2007 года N 446 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008
- 2012 годы", в соответствии с которым субъектам Российской Федерации
рекомендовано принять региональные программы развития сельского хозяйства. Принятие областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в Калужской области
на 2008 - 2012 годы" обеспечит дальнейшее внедрение комплексной системы межведомственного планирования и управления по целям и результатам деятельности, комплексный подход в государственной поддержке села, позволит привести бюджетное финансирование в соответствие с необходимостью решения стратегических задач развития сельского хозяйства области и рынков сельскохозяйственной продукции до
2012 года. 2. Основные цели и задачи программы
Система целей и задач программы соответствует приоритетам государственной политики в сфере АПК и способствует достижению стратегических целей развития Калужской области на период до 2012 года. Цели и задачи программы базируются на системе целей и задач, определенных в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы с учетом специфики проблем, существующих в Калужской области. Цели и задачи программы отвечают социально-экономическим приоритетам Программы повышения качества жизни населения Калужской области на 2004 - 2010 годы (Закон Калужской
области от 20 октября 2004 года N 362-ОЗ). Программа направлена на достижение трех главных целей:
1. Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на агропродовольственном рынке, обеспечение населения региона качественными отечественными продовольственными товарами. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
- обеспечение условий реализации сельскохозяйственной продукции на основе организации системы сбыта, развития кооперации, содействия созданию отраслевых и продуктовых союзов; - создание условий для развития кадрового потенциала агропромышленного комплекса; - создание условий для инновационного развития АПК, обновления техники и технологий в сельском хозяйстве; - создание условий для повышения инвестиционной привлекательности, обеспечения доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей; - создание условий для увеличения объемов производства продукции растениеводства и животноводства, в т. ч. на основе развития элитного
семеноводства и племенного животноводства. 2. Повышение уровня жизни и занятости сельского населения, создание условий для устойчивого развития сельских территорий. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
- повышение доходов сельского населения, в том числе работников, занятых в сельскохозяйственном производстве;
- стимулирование развития малых форм хозяйствования на селе;
- повышение уровня развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий;
- улучшение социально-жилищных условий сельского населения.
3. Создание условий для сохранения и воспроизводства используемых
сельским хозяйством природных ресурсов. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
- восстановление и повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения; - вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и неэффективно используемых земель сельскохозяйственного назначения, предотвращение от выбытия из оборота сельскохозяйственных угодий. Целевые показатели реализации программы приведены в приложении N 1. 3. Сроки и этапы реализации программы
Программа реализуется в 2008 - 2012 годах в 3 этапа:
1-й этап - 2008 год - закрепление положительных тенденций в развитии сельского хозяйства, достигнутых в результате реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" в Калужской области, создание предпосылок для решения имеющихся системных проблем, развитие инфраструктуры сбыта сельскохозяйственной продукции; 2-й этап - 2009 - 2010 годы - стабилизация и создание условий для устойчивого развития сельского хозяйства и сельских территорий, повышения занятости и уровня жизни сельского населения области; 3-й этап - 2011 - 2012 годы - устойчивое развитие сельского хозяйства, организация эффективной системы реализации сельскохозяйственной продукции, развитие сельских территорий и повышение качества жизни на селе. 4. Система основных мероприятий программы
Система основных программных мероприятий включает следующие направления. Создание условий для сбыта сельскохозяйственной продукции:
- стимулирование развития рынка молока;
- стимулирование развития рынка мяса;
- стимулирование развития рынка зерна;
- стимулирование развития рынка картофеля.
Создание общих условий функционирования сельского хозяйства:
- создание условий для развития кадрового потенциала сельского хозяйства; - участие в создании системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства; - обеспечение консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям; - участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании аграрной политики. Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства:
- инновационное развитие, техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства; - создание условий для повышения инвестиционной привлекательности
обеспечение доступности кредитных ресурсов; - снижение рисков потери доходов в сельском хозяйстве при производстве сельскохозяйственной продукции.
Развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства:
- развитие приоритетных отраслей животноводства;
- развитие промышленного рыбоводства; (Дополнен - Закон Калужской
области от 09.12.2009 г. N 608-ОЗ)
- развитие приоритетных отраслей растениеводства;
- поддержка элитного семеноводства;
- развитие производства льна;
- закладка многолетних насаждений.
Повышение уровня жизни сельского населения, создание условий для обеспечения занятости и устойчивого развития сельских территорий: - создание условий для развития малых форм хозяйствования на селе;
- повышение уровня развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений; - поддержка комплексной застройки.
Восстановление и повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения. Участие в конкурсе экономически значимых программ развития сельского хозяйства Калужской области среди субъектов Российской Федерации. Меры государственной поддержки развития сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в Калужской области по каждому указанному направлению конкретизированы в подразделах программы и в приложении N 2.
Государственная политика по улучшению условий функционирования сельского хозяйства области и устойчивому развитию сельских поселений
будет реализовываться по следующим направлениям.
4.1. Создание условий для сбыта сельскохозяйственной продукции
Развитие рынка сельскохозяйственной продукции осуществляется с целью создания условий для устойчивого роста производства, повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и роста доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей области. Основными задачами данного направления являются развитие инфраструктуры сбыта сельскохозяйственной продукции, увеличение доли высококачественной экологически чистой сельскохозяйственной продукции
местных товаропроизводителей на внутриобластном рынке, сокращение сезонных колебаний цен на сельскохозяйственную продукцию, динамичный рост объемов реализации сельскохозяйственной продукции за счет увеличения ее товарности. Одним из направлений решения указанных задач является проведение выставок, ярмарок и конкурсов, направленных на продвижение продукции областных сельхозтоваропроизводителей на сельскохозяйственные рынки, а также других мероприятий, способствующих дальнейшему развитию агропромышленного комплекса Калужской области. 4.1.1 Стимулирование развития рынка молока
Целью осуществления мероприятий по развитию рынка молока является
повышение конкурентоспособности молочной продукции местных товаропроизводителей для замещения на областном рынке молочной продукции, ввозимой из других регионов, обеспечения импортозамещения данного вида сельскохозяйственной продукции. Достижение поставленной цели обеспечивается решением задач повышения качества и наращивания объемов производства молочной продукции, использования конкурентных преимуществ поставщиков молока - сырья для перерабатывающей сети, привлечение потенциальных поставщиков молока и молочной продукции к выполнению государственных и муниципальных заказов, повышению уровня рентабельности производства за
счет привлечения инвестиций. Решение намеченных задач осуществляется путем:
- разработки прогнозного баланса спроса и предложения молока и молочной продукции по видам (молоко-сырье, молоко питьевое,
цельномолочная продукция, масло коровье, сыры твердые) в целях оптимального прогнозирования структуры производства и потребления; - стимулирование создания и развития снабженческо-сбытовых и перерабатывающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов; - государственных закупок для областных нужд техники и оборудования. За счет средств областного бюджета предполагается осуществить государственные закупки для областных нужд технологического оборудования для осуществления переработки молочной продукции, молоковозов, танков-охладителей молока, специального оборудования для ветеринарного и санитарного контроля с последующей передачей его во временное пользование союзам, ассоциациям, объединяющим сельскохозяйственные потребительские кооперативы Калужской области. (В
редакции Закона Калужской области от 05.12.2011 г. N 223-ОЗ)
Порядок и условия предоставления техники и оборудования союзам и ассоциациям, объединяющим сельскохозяйственные потребительские
кооперативы Калужской области, а также определение срока временного
пользования техникой и оборудованием устанавливаются нормативным
правовым актом уполномоченного органа Калужской области. (В редакции
Закона Калужской области от 05.12.2011 г. N 223-ОЗ)
4.1.2. Стимулирование развития рынка мяса
Целью осуществления мероприятий по развитию рынка мяса является повышение конкурентоспособности мясной продукции местных товаропроизводителей для замещения на внутриобластном рынке мясной продукции, ввозимой из других регионов, обеспечения импортозамещения на внутриобластном рынке. Достижение поставленной цели обеспечивается решением задач повышения качества и наращивания объемов производства мясной продукции местных товаропроизводителей, создания схемы закупок, базы первичной и последующей (промышленной) мясопереработки, системы фирменной торговли, организации на территории области сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов и сельскохозяйственных рынков, поддержания уровня рентабельности производства мясной продукции за счет привлечения инвестиций. Решение намеченных задач осуществляется путем:
- разработки прогнозного баланса спроса и предложения мяса по видам (говядина, свинина, баранина, мясо птицы) в целях оптимального прогнозирования структуры производства; - стимулирование создания и развития снабженческо-сбытовых и перерабатывающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов; - государственных закупок для областных нужд техники и оборудования. За счет средств областного бюджета предполагается осуществить государственные закупки для областных нужд холодильного оборудования,
спецавтотранспорта для перевозки крупного рогатого скота, оборудования
для забоя и переработки с последующий передачей техники и оборудования
во временное пользование союзам, ассоциациям, объединяющим сельскохозяйственные потребительские кооперативы Калужской области. (В
редакции Закона Калужской области от 05.12.2011 г. N 223-ОЗ)
Порядок и условия предоставления техники и оборудования союзам и ассоциациям, объединяющим сельскохозяйственные потребительские
кооперативы Калужской области, а также определение срока временного
пользования техникой и оборудованием устанавливаются нормативным
правовым актом уполномоченного органа Калужской области. (В редакции
Закона Калужской области от 05.12.2011 г. N 223-ОЗ)
4.1.3. Стимулирование развития рынка зерна
Целью осуществления мероприятий по развитию рынка зерна является стабилизация рынка зерна и повышение конкурентоспособности данного вида сельскохозяйственной продукции, произведенной местными товаропроизводителями. Достижение поставленной цели обеспечивается за счет решения следующих задач: - увеличение посевных площадей элитных зерновых культур, в том числе за счет соблюдения оптимальных пропорций между яровым и озимым клином; - сокращение сезонных колебаний цен на зерно и продукты его промышленной переработки; - стимулирование поставок недостающих объемов зерна из других регионов Российской Федерации. Решение намеченных задач осуществляется путем:
- разработки прогнозного баланса спроса и предложения на зерно;
- проведения мониторинга цен на зерновые и зернобобовые культуры на областном рынке и представление ценовой информации участникам рынка зерна; - предоставления государственной поддержки производителям зерна в соответствии с мерами, указанными в подразделе 4.4.2.1. "Поддержка элитного семеноводства"; - создания условий для обновления и модернизации машинно-тракторного парка, в том числе зерноуборочной техники, сушильно-сортировальных комплексов в соответствии с мерами, указанными в подразделе 4.3.1. "Инновационное развитие, техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства".
4.1.4. Стимулирование рынка картофеля Целью осуществления мероприятий по развитию рынка картофеля является повышение конкурентоспособности данного вида сельскохозяйственной продукции местных товаропроизводителей на внутриобластном рынке, рынках областного центра и города Москвы, а также в соседних регионах. Достижение поставленной цели обеспечивается решением задач наращивания объемов производства и повышения качества выращиваемого местными товаропроизводителями картофеля; повышения активности участия потенциальных поставщиков картофеля в государственных и муниципальных конкурсных заказах; кооперирования областных товаропроизводителей картофеля; создания материально-технической базы для хранения, первичной и последующей (промышленной) переработки, транспортной доставки и реализации, а также перехода на круглогодичные поставки этого вида продукции на рынки города Москвы и областного центра, Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|