Расширенный поиск
Постановление Правительства Ивановской области от 21.09.2016 № 319-п ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Приложение к постановлению Правительства Ивановской области от 21.09.2016 № 319-п Приложение к постановлению Правительства Ивановской области от 05.06.2014 № 229-п Государственная программа Ивановской области «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ивановской области» 1. Паспорт государственной программы Ивановской области
2. Анализ текущей ситуации в сфере реализации государственной программы 2.1. Общая ситуация в сфере энергосбережения Энергосбережение и повышение энергетической эффективности является одним из важных направлений деятельности исполнительных органов государственной власти Ивановской области (первый областной закон об энергосбережении был принят еще в 1998 году), однако приоритетный характер вопрос энергосбережения приобрел сравнительно недавно - с принятием Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об энергосбережении). В Ивановской области имеет место целый ряд проблем, обуславливающих высокую актуальность вопросов энергосбережения и повышения энергетической эффективности, к основным из которых относятся: значительный износ генерирующего оборудования и электросетевой инфраструктуры, обуславливающий заниженный коэффициент полезного действия и, как следствие, сверхнормативные потери при передаче и распределении энергии; использование на большинстве промышленных предприятий Ивановской области морально устаревшего оборудования, требующего для своей работы значительных затрат энергоресурсов; наличие в коммунальном хозяйстве Ивановской области значительного числа неэффективных источников теплоснабжения, использующих дорогостоящее жидкое и твердое топливо; применение в строительстве малоэффективных с точки зрения энергозатрат строительных конструкций и материалов; износ и низкая топливная энергоэффективность автопарка транспортного комплекса Ивановской области; избыточные затраты на энергоресурсы в жилищном фонде, государственном и муниципальном секторе, иных сферах региональной экономики, связанные с недостаточной теплоизоляцией зданий, применением неэффективных конструкций и технологий, а также нерациональным потреблением теплоэнергетических ресурсов; тенденция к ухудшению экологической ситуации Ивановской области, связанная с проведением энергосберегающей политики (распространение энергосберегающих ртутьсодержащих ламп и отсутствие отлаженной системы их сбора и утилизации). В целях решения данных проблем постановлением Правительства Ивановской области от 08.07.2010 № 236-п была утверждена региональная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ивановской области на 2010 - 2020 годы» (далее – региональная программа). Динамика основных показателей, характеризующих общую ситуацию в сфере энергосбережения, достигнутых в результате реализации региональной программы, представлена в таблице 1. Таблица 1 Показатели, характеризующие общую ситуацию в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности
В результате осуществленных в рамках региональной программы мероприятий и проектов, внедрения новых технологий расчетная экономия электроэнергии к концу 2013 года (по отношению к уровню 2009 года) составила 1085771,2 тыс. кВтч, тепловой энергии - 2488,6 тыс. Гкал. За указанный период на мероприятия и проекты, прямо или косвенно связанные с энергосбережением и повышением энергоэффективности, было израсходовано 521,5 млн. руб. средств областного бюджета, финансирование из внебюджетных источников составило 1,5 млрд. руб. (в том числе средства, предусмотренные в тарифных решениях). 2.2. Энергосбережение и повышение энергетической
эффективности
|
№ п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1. |
Доля объемов электрической энергии, потребляемой (используемой) государственными (муниципальными) учреждениями, оплата которой осуществляется с использованием приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) государственными (муниципальными) учреждениями на территории Ивановской области |
% |
95,98 |
95,98 |
97,98 |
2. |
Доля объемов тепловой энергии, потребляемой (используемой) государственными (муниципальными) учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме тепловой энергии, потребляемой (используемой) государственными (муниципальными) учреждениями на территории Ивановской области |
% |
88,97 |
88,97 |
71,68 |
3. |
Доля объемов воды, потребляемой (используемой) государственными (муниципальными) учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) государственными (муниципальными) учреждениями на территории Ивановской области |
% |
92,36 |
92,36 |
90,55 |
4. |
Доля объемов природного газа, потребляемого (используемого) государственными (муниципальными) учреждениями, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме природного газа, потребляемого (используемого) государственными (муниципальными) учреждениями на территории Ивановской области |
% |
96,92 |
96,92 |
93,64 |
5. |
Доля расходов бюджета Ивановской области на обеспечение энергетическими ресурсами государственных (муниципальных) учреждений (для сопоставимых условий, при стабилизации бюджета на уровне 2007 года) |
% |
2,60 |
3,23 |
3,07 |
6. |
Доля расходов бюджета Ивановской области на обеспечение энергетическими ресурсами государственных (муниципальных) учреждений (для фактических условий) |
% |
1,53 |
1,83 |
1,84 |
7. |
Динамика расходов бюджета Ивановской области на обеспечение энергетическими ресурсами государственных (муниципальных) учреждений (для фактических условий) |
млн. руб. |
-10,4 |
106,0 |
17,0 |
8. |
Динамика расходов бюджета Ивановской области на обеспечение энергетическими ресурсами государственных (муниципальных) учреждений (для сопоставимых условий) |
млн. руб. |
82,08 |
188,36 |
161,63 |
9. |
Доля расходов бюджета Ивановской области на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива |
% |
2,36 |
2,48 |
2,7 |
10. |
Динамика расходов бюджета Ивановской области на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива |
млн. руб. |
87,30 |
63,10 |
30,90 |
11. |
Доля государственных учреждений, финансируемых за счет бюджета Ивановской области, в общем объеме государственных (муниципальных) учреждений, в отношении которых проведено обязательное энергетическое обследование |
% |
53,9 |
92,1 |
100 |
12. |
Число энергосервисных договоров (контрактов), заключенных государственными заказчиками |
шт. |
0 |
0 |
0 |
13. |
Доля государственных заказчиков в общем объеме государственных заказчиков, с которыми заключены энергосервисные договоры (контракты) |
% |
0 |
0 |
0 |
14. |
Доля товаров, работ, услуг, закупаемых для государственных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности, в общем объеме закупаемых товаров, работ, услуг для государственных нужд |
% |
69,43 |
92,96 |
91,05 |
15. |
Удельные расходы бюджета Ивановской области на предоставление социальной поддержки гражданам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в расчете на одного жителя) |
тыс. руб. |
3,69 |
3,96 |
4,36 |
Реализация программ энергосбережения осуществлялась и в муниципальных образованиях Ивановской области. Как правило, основными мероприятиями таких программ выступали установка приборов учета потребления топливно-энергетических ресурсов и замена оборудования муниципальных учреждений на энергосберегающее.
Всего за период 2010 - 2013 годов на реализацию мероприятий энергосбережения и повышения энергетической эффективности из местных бюджетов затрачено 331,9 млн. рублей.
За годы реализации муниципальных программ энергосбережения органам местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области удалось добиться определенных результатов:
в большинстве муниципальных учреждений и на многих муниципальных унитарных предприятиях проведены энергетические обследования;
по ряду направлений в результате реализованных органами местного самоуправления мер удалось добиться значительной экономии энергетических ресурсов.
В целом за годы реализации региональной программы в ряде отраслей социальной сферы удалось добиться значительной экономии потребления теплоэнергетических ресурсов в секторе государственных учреждений.
Вместе с тем, значения абсолютной экономии энергоресурсов далеко не всегда являются показательными, поскольку объемы оказания государственных и муниципальных услуг год от года увеличиваются, повышается уровень материально-технического оснащения образовательных организаций и учреждений здравоохранения, что объективно влечет за собой рост объемов потребления электро- и теплоэнергии, природного газа, воды.
С целью получения реальных показателей экономии энергоресурсов в государственных и муниципальных учреждениях Департаментом экономического развития и торговли Ивановской области совместно с ОГУП «Ивановский центр энергосбережения» в 2013 году разработаны и утверждены методические рекомендации по применению порядка определения объемов снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением ресурсов в сопоставимых условиях, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 24.10.2011 № 591 «О порядке определения объемов снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением ресурсов в сопоставимых условиях».
Одним из самых эффективных способов снижения ресурсопотребления за счет внебюджетных источников финансирования в государственных и муниципальных учреждениях является внедрение энергосервисных договоров (контрактов), позволяющих за счет фактической экономии энергетических ресурсов реализовывать энергоэффективные мероприятия и проекты.
В настоящее время развитие рынка энергосервисных услуг как в Ивановской области, так и в других субъектах Российской Федерации сдерживается по объективным причинам, основными из которых являются несовершенство федерального законодательства в сфере энергосервиса и высокие финансовые риски.
По итогам 2013 года на территории Ивановской области заключен один энергосервисный договор (контракт) на модернизацию системы освещения городского округа Тейково на общую сумму 38 млн. руб. сроком на 5 лет.
Проблемы жилищно-коммунального комплекса связаны с многолетним недофинансированием капитального ремонта, реконструкции жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры. За прошедшее десятилетие существенно увеличился износ жилого фонда и коммунальных объектов, что привело к увеличению объемов ветхого и аварийного жилья, снижению надежности, экологической безопасности эксплуатации инженерных систем, повышению текущих расходов на их содержание.
В результате в жилищно-коммунальном хозяйстве отсутствуют стимулы для рационального ведения хозяйства, ослаблены мотивации энергосбережения, внедрения новых технологий, инвестиций в модернизацию производства.
В настоящее время жилищно-коммунальное хозяйство характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью. По последним данным, уровень износа электрических сетей составляет более 65%, сетей водопровода – 70%, сетей канализации – 70%, тепловых сетей – 65%.
Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения, коммунальной энергетики уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на проведение которых в 2,5 - 3 раза выше чем затраты на плановый ремонт таких же объектов.
При эксплуатации существующих тепловых сетей потери, связанные с утечками из-за внутренней и внешней коррозии труб, составляют более 20%, а срок службы теплотрасс по этой причине в 4 - 6 раз ниже нормативного. Суммарные потери в тепловых сетях достигают 30% от произведенной тепловой энергии. Происходит перерасход топлива в котельных из-за некачественной водоподготовки и неотлаженного процесса горения.
Основной задачей в сфере жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области является реализация комплекса мер, направленных на приведение показателей энергоемкости в данной сфере к современным требованиям, поэтапной реализации проектов высокой энергетической эффективности на объектах коммунальной инфраструктуры. В результате проведения данных мероприятий темп роста стоимости коммунальных услуг для граждан не должен превысить индекса потребительских цен за соответствующий период.
В секторе жилищного фонда, в котором потребляется около 20% электроэнергии и природного газа, сосредоточен существенный потенциал энергосбережения. Вместе с тем, в связи с инертностью данного сектора и сложностью принятия коллективных решений собственниками жилых помещений реализация мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в жилищном фонде происходит довольно медленно:
на начало 2013 года менее половины многоквартирных домов были оборудованы общедомовыми приборами учета потребляемой тепловой энергии, воды, природного газа;
энергетические обследования в отношении жилых домов остаются достаточно редким явлением (менее 1%);
не получила должного распространения практика заключения энергосервисных договоров (контрактов) в жилищном фонде.
Основные показатели, характеризующие ситуацию в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде представлены в таблице 3.
Таблица 3
Показатели, характеризующие ситуацию
в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде
№ п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1. |
Доля объемов электрической энергии, потребляемой (используемой) в жилых домах (за исключением многоквартирных домов), расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) в жилых домах (за исключением многоквартирных домов) на территории Ивановской области |
% |
100 |
100 |
100 |
2. |
Доля объемов электрической энергии, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах, расчеты за которую осуществляются с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах на территории Ивановской области |
% |
85,52 |
88,52 |
90,40 |
3. |
Доля объемов электрической энергии, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах, оплата которой осуществляется с использованием индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах на территории Ивановской области |
% |
80,57 |
77,13 |
78,22 |
4. |
Доля объемов тепловой энергии, потребляемой (используемой) в жилых домах, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме тепловой энергии, потребляемой (используемой) в жилых домах на территории Ивановской области (за исключением многоквартирных домов) |
% |
35,58 |
43,97 |
78,13 |
5. |
Доля объемов тепловой энергии, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах, оплата которой осуществляется с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета, в общем объеме тепловой энергии, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах на территории Ивановской области |
% |
29,81 |
35,77 |
41,0 |
6. |
Доля объемов воды, потребляемой (используемой) в жилых домах (за исключением многоквартирных домов), расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) в жилых домах (за исключением многоквартирных домов) на территории Ивановской области |
% |
80,35 |
83,43 |
86,85 |
7. |
Доля объемов воды, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах, расчеты за которую осуществляются с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах на территории Ивановской области |
% |
31,085 |
39,812 |
68,518 |
8. |
Доля объемов воды, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах, расчеты за которую осуществляются с использованием индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах на территории Ивановской области |
% |
30,35 |
38,53 |
39,28 |
9. |
Доля объемов природного газа, потребляемого (используемого) в жилых домах (за исключением многоквартирных домов), расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме природного газа, потребляемого (используемого) в жилых домах (за исключением многоквартирных домов) на территории Ивановской области |
% |
58,98 |
64,9 |
71,69 |
10. |
Доля объемов природного газа, потребляемого (используемого) в многоквартирных домах, расчеты за который осуществляются с использованием индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета, в общем объеме природного газа, потребляемого (используемого) в многоквартирных домах на территории Ивановской области |
% |
23,48 |
26,17 |
29,64 |
11. |
Доля жилых домов, в отношении которых проведено энергетическое обследование, в общем числе жилых домов |
% |
0,27 |
0,35 |
0,53 |
2024
Декабрь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |