Расширенный поиск
Распоряжение администрации Ивановской области от 27.12.2001 № 24-раРАСПОРЯЖЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 27.12.2001 г. N 24-ра г.Иваново О концепции стабилизации и развития агропромышленного производства Ивановской области на период 2002 - 2010 г. г. 1. Утвердить Концепцию стабилизации и развития агропромышленного производства Ивановской области на период 2002 - 2010 г. г., с выделением первого этапа - периода 2002 - 2005 годы (прилагается). 2. Главному управлению экономического развития и торговли (Соков), Главному финансовому управлению (Грузнов) при разработке общей концепции экономической политики в Ивановской области на период 2002 - 2010 г. г. и формировании областного бюджета на соответствующие годы учесть задачи по развитию агропромышленного комплекса, обозначенные в Концепции. 3. Контроль за выполнением Концепции возложить на заместителя Главы Администрации области Скуднякова И.В. Глава Администрации Ивановской области В.И.Тихонов ------------------------------------------------------------------------ Приложение к распоряжению Администрации Ивановской области от 27.12.2001 N 24-ра Управление сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области Концепция стабилизации и развития агропромышленного производства Ивановской области на период 2002 - 2010 г. г. с выделением первого этапа - периода 2002 - 2005 годы Иваново 2001 Содержание стр. Паспорт Концепции Введение Раздел 1. Состояние и тенденции развития агропромышленного комплекса Ивановской области Раздел 2. Цели и задачи Концепции Раздел 3. Стратегия и стабилизация агропромышленного производства 3.1. Растениеводство 3.2. Животноводство 3.3. Материально - техническое обеспечение АПК 3.4. Инвестиционная деятельность и капитальное строительство 3.5. Научное обеспечение АПК 3.6. Финансово - кредитная политика 3.7. Основные направления реформирования АПК 3.8. Земельные и имущественные отношения 3.9. Совершенствование хозяйственного механизма Раздел 4. Кадровое обеспечение АПК Раздел 5. Пищевая и перерабатывающая промышленность Заключение Приложения Паспорт Концепции стабилизации и развития агропромышленного производства Ивановской области на период 2002 - 2010 г. г. с выделением первого этапа - периода 2002 - 2005 годы Основание для Постановление Правительства Ивановской области от разработки 19.03.2001 г. N 19-п "О стратегии и концепции социально - экономического развития Ивановской области". Государственный Администрация Ивановской области. заказчик Основной Управление сельского хозяйства и продовольствия разработчик Ивановской области. Конечная цель Создание благоприятных экономических, правовых и Концепции организационных условий для устойчивого сельскохозяйственного производства, повышение благосостояния сельского населения. Задачи Максимальное обеспечение населения области программы продуктами питания, перерабатывающих предприятий сырьем, социальное развитие села. Сроки 2002 - 2010 г. г. с выделением первого этапа - реализации периода 2002 - 2005 годы. Исполнитель Органы исполнительной власти Ивановской области, основных управления сельского хозяйства и продовольствия мероприятий области и районов, администрации муниципальных образований, сельхозтоваропроизводители Ивановской области. Ожидаемые Стабилизация сельскохозяйственного производства. конечные результаты Контроль за Администрация Ивановской области. исполнением Введение Агропромышленный комплекс является важнейшим сектором экономики области, развитие отраслей которого оказывает решающее влияние на качество жизни населения, продовольственную безопасность, в целом, на социально - экономическую обстановку. В течение последнего десятилетия шел процесс формирования новой аграрной структуры. Этот процесс не завершен и его результаты неоднозначны. Изменилась секторальная структура валовой продукции сельского хозяйства, землепользования, занятости. Появились новые формы хозяйствования в аграрном производстве. Программа подготовлена в соответствии с постановлением Правительства Ивановской области "О стратегии и концепции социально - экономического развития Ивановской области" с целью вывода аграрной экономики области из сложного экономического положения. Она направлена на развитие эффективного устойчивого агропромышленного производства, надежное продовольственное обеспечение области, повышение уровня доходов сельского населения и сохранение природных ресурсов для аграрного производства. В ней определены пути укрепления агропромышленного производства, развития социальной инфраструктуры села, повышения жизненного уровня селян на основе интенсификации и обновления производственного потенциала сельского хозяйства и переработки, создания благоприятных экономических условий для предприятий всех форм собственности, успешной их работы в рыночных условиях. Раздел 1. Состояние и тенденции развития агропромышленного комплекса Ивановской области Ивановская область располагает большими возможностями для развития сельскохозяйственного производства и перерабатывающих отраслей, что в конечном итоге может обеспечить удовлетворение потребности населения в основных продуктах питания. На 01.01.2001 г. в области проживало 1208,7 тысяч человек, из них в сельской местности 211,2 тыс. человек или 17,5% от всего населения области. В структуре производства продукции по отраслям агропромышленный комплекс области занимает 25%. Экономические реформы, осуществляемые в последние годы, позволили создать основы многоукладной экономики и определенные предпосылки для развития рыночных отношений. На 01.07.2001 года насчитывается 297 сельхозпредприятий, в том числе: - сельскохозяйственных кооперативов - 166; - колхозов - 33; - акционерных обществ - 27; - товариществ, агрофирм, обществ с ограниченной ответственностью - 18; - коллективных предприятий - 5; - государственных, муниципальных, унитарных предприятий - 44; - прочих - 4. Кроме того: - подсобных хозяйств промышленных предприятий - 9; - фермерских хозяйств - 821; - предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности - 87, в том числе по: переработке мясной и молочной продукции - 28; пищевой промышленности - 14; мукомольной и комбикормовой промышленности - 34; льнопереработке - 7; производству и переработке рыбной продукции - 3. В сферу сервисных организаций входят 247 предприятий, в том числе: - предприятий материально - технического снабжения - 22; - предприятий агрохимического обслуживания - 23; - предприятий производственно - технического обслуживания - 27; - машинно - технологических станций - 8; - строительных организаций - 67; - учебных заведений - 7; - научно - исследовательских учреждений - 2; - прочих - 95. В области по состоянию на 01.01.2001 год насчитывается сельскохозяйственных угодий 830,5 тыс. га, из них пашни 577,9 тыс. га. За крестьянским (фермерским) сектором закреплено земель 19,5 тыс. га, в том числе 17,3 тыс. га сельскохозяйственных угодий, что составляет 2,1% от сельхозугодий области. За 1998 - 2001 годы уровень падения сельскохозяйственного производства в общественном секторе несколько снизился, но разрыв с рядом показателей предыдущих лет остается весьма существенным. В 2000 году во всех категориях хозяйств было произведено: - зерна - 169 тыс. т, что в 2,3 раза меньше уровня 1990 года, но в 3,1 раза больше, чем в предыдущем году; - картофеля - 335,6 тыс. т или 142% к уровню 1990 и 1999 г. г.; - овощей - 95,4 тыс. т или 120% к 1990 г. и 101% к 1999 г.; - молока - 234,1 тыс. т или 58% к 1990 г. и 99,7% к 1999 г.; - скота и птицы в живом весе - 43,7 тыс. т или в 2,6 раза меньше 1990 года и 101,2% к 1999 году; - яйца - 289,3 млн. штук или 66% к 1990 г. и 127% к 1999 г.; - цельномолочной продукции в 6,6 раза меньше, чем в 1990 г., и на 3% меньше предыдущего года; - масла животного - в 1,5 раза, сыра - в 1,3 раза больше соответствующего периода предыдущего года. На долю коллективных предприятий (общественный сектор) приходится производство: зерна - 97,4%, картофеля - 9,3%, овощей - 26,0%, мяса скота и птицы в убойном весе - 50,2%, молока - 59,5%, яйца - 81,8%. Большую роль в производстве сельскохозяйственной продукции играют личные подсобные хозяйства граждан. В настоящее время в них содержится 19,4% общего поголовья крупного рогатого скота, в том числе: 24,9% коров, 38,3% свиней и 94,8% овец и коз. Удельный вес производства картофеля увеличился по сравнению с 1990 годом с 42,7% до 83,9%, овощей с 35,4% до 72,8%, мяса с 22,6% до 49,2%, молока с 15,9% до 39,6%, яйца с 8,1% до 18,1%. Фермерские хозяйства, имея 13,7 тыс. га пашни или 2,4% от общей площади пашни, производят зерна - 2,3% к общему объему, картофеля - 1,4%, овощей - 1,2%, мяса - 0,6%, молока - 0,9%. Поголовье крупного рогатого скота в области за 10 лет сократилось на 53%, в том числе коров на 42%. За этот период уменьшилось: свинопоголовья - на 83%, овец - на 87% и птицы - на 53%. На 01.10.2001 года в хозяйствах всех категорий насчитывалось: крупного рогатого скота 173,4 тыс. гол., в том числе коров - 79,8 тыс. гол., свиней - 44,6 тыс. гол., овец и коз - 58,3 тыс. гол. и около 2 млн. гол. птицы. Несмотря на сохранившуюся тенденцию сокращения поголовья коров, молочное скотоводство в области остается ведущей отраслью. Агропромышленный комплекс переживает кризис, обусловленный накопленными проблемами в этом секторе экономики, общим социально - экономическим кризисом в стране, ошибками в аграрной политике, а также специфическими отраслевыми проблемами, которые усугубляют положение. Отрицательные тенденции во многом связаны со снижением производственного потенциала отраслей АПК. Отсутствие необходимых денежных поступлений привело к многократному уменьшению закупок новой техники и оборудования, и физической амортизации большей части основных средств сельхозпредприятий. Поэтому, даже при расширении спроса на отечественную продукцию, рост ее производства сдерживается ресурсными ограничениями. Одним из самых "узких" мест в сельском хозяйстве является материально - техническая база. За 10 лет парк сельскохозяйственных машин сократился более чем в два раза. Парк тракторов к уровню 1990 года сократился на 46% и составляет 5,4 тысяч единиц, зерноуборочных комбайнов на 39% (1004 единиц), картофелеуборочных комбайнов на 65% (313 единиц). В 2000 году сельхозтоваропроизводители приобрели всего 88 тракторов и 2 зерноуборочных комбайна, в 1990 году эти показатели составляли 1319 и 130 единиц. Из-за резкого снижения платежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей объем услуг ремонтно - технических предприятий по сравнению с 1990 годом уменьшился в 2000 году в 42 раза, а к уровню 1999 года - в 2 раза. Нагрузки на машинно - тракторный парк возросли до уровня 60-х годов и составляют, при готовности в напряженные периоды 65%, в расчете на трактор - 240 гектар, зерноуборочный комбайн - 300 гектар (норма 130 га и 110 га соответственно). В результате увеличиваются сроки проведения полевых работ, происходит недобор продукции, сокращаются посевные площади. По сравнению с уровнем 1990 года посевные площади в общественном секторе сокращены на 33%, в том числе зерновых культур на 55%, картофеля - на 82%, овощей - 62%, льна - 68%. По заключительному отчету об итогах сева под урожай 2001 года в сельскохозяйственных предприятиях посеяно: зерновых, включая озимые - 133 тыс. га, что больше уровня прошлого года на 8,6 тыс. га; картофеля - 3763 га или меньше на 152 га; льна - 3990 га или больше на 997 га; овощей открытого грунта - 508 га или меньше на 278 га; рапса на семена - 2989 га или меньше в 2 раза. В сравнении с 1991 годом значительно изменилась структура посевных площадей: зерновая группа составляет лишь 31% против 47%, лен, картофель и рапс на маслосемена занимают по 1%. Кормовые культуры в структуре посевов увеличились до 65%. Из имеющихся 577,9 тыс. га пашни не используется по целевому назначению 88,4 тыс. га или 16%. Из них 11,9 тыс. га (13%) заросло древесно - кустарниковой растительностью, 31 тыс. га (35%) перешло в залежь, 41,3 тыс. га используются под многолетними травами более 5 лет. Факты нерационального использования пашни отмечены во всех категориях землепользования, но основная доля 74,7 тыс. га или 14% приходится на сельскохозяйственные предприятия. Требует решения проблема деградации земель. Вынос питательных веществ многократно превышает их внесение с удобрениями. Приостановлены работы по мелиорации земель, известкованию кислых почв. Более чем в 27 раз сократилось внесение минеральных удобрений, а органических - в 9 раз. Уменьшение объемов применения средств химизации привело к ухудшению основных агрохимических показателей земли. Площадь пахотных земель с низким содержанием гумуса составляет 210 тыс. га или 36%. Увеличились площади пашни с низким содержанием фосфора и калия с 8% до 15%. Объемы капитального строительства в агропромышленном комплексе за 10 лет уменьшились в 34 раза. Объемы капвложений и СМР (в ценах 1991 г.), млн. руб. +-------------------------------------------+ ¦ ¦1990 г.¦1995 г.¦1999 г.¦2000 г.¦ +-----------+-------+-------+-------+-------¦ ¦Капвложения¦ 328,8¦ 27,6¦ 10,6¦ 10,38¦ +-----------+-------+-------+-------+-------¦ ¦СМР ¦ 189,4¦ 13,7¦ 5,6¦ 3,8 ¦ +-------------------------------------------+ Ввод мощностей по годам +------------------------------------------------+ ¦ ¦ 1990 г.¦1995 г.¦1999 г.¦2000 г.¦ +---------------+--------+-------+-------+-------¦ ¦Скотомест ¦ 13149 ¦ 595 ¦ 100 ¦ - ¦ +---------------+--------+-------+-------+-------¦ ¦Дороги, км ¦ 271 ¦ 18,4¦ - ¦ 18 ¦ +---------------+--------+-------+-------+-------¦ ¦Газ, км ¦ 29,5¦ 17,5¦ 24,7¦ 10,7¦ +---------------+--------+-------+-------+-------¦ ¦Жилье, кв. м ¦107900 ¦ 5634 ¦ 723 ¦ 454 ¦ +------------------------------------------------+ Это приводит к росту объемов незавершенного строительства с одной стороны, и отсутствию средств на техническое перевооружение с другой. Выбытие основных фондов начинает опережать их ввод, и если не будут предприняты меры по оживлению инвестиционной деятельности, процесс выбытия может оказаться преобладающим. Сложившаяся в 90-х годах производственно - экономическая ситуация в пищевой и перерабатывающей промышленности отрасли характеризуется резким спадом производства продуктов питания, кризисным состоянием большинства предприятий, старением основных производственных фондов, особенно их активной части. Основными причинами этого являются высокая стоимость оборудования, постоянное повышение цен на энергоносители и железнодорожные перевозки, неурегулированность вопросов платежей и взаимозадолженности между поставщиками сырья и перерабатывающими предприятиями, бюджетными организациями и спецпотребителями, которым поставляется продукция. Нарушение сложившегося за многие годы соотношения цен на сырье и готовую продукцию привели к ухудшению взаимоотношений между сельхозпроизводителями и предприятиями по переработке сельскохозяйственного сырья. Недостаточность государственной поддержки вынуждают предприятия перерабатывать сельскохозяйственное сырье на давальческих условиях через посредников, приобретающих сырье у сельхозпроизводителей по демпинговым ценам. При этом прибыль от результатов производства в значительной степени остается у посреднических организаций, а интересы сельхозтоваропроизводителей и перерабатывающих предприятий ущемляются. Острейшей проблемой является тяжелое финансовое положение предприятий АПК. Уровень их доходов не позволяет вести производство на расширенной основе, поддерживать и обновлять материальную базу и социальную инфраструктуру, своевременно рассчитываться с поставщиками подрядчиками, банками по ссудам и работниками по оплате труда. С 1994 года производственно - финансовая деятельность в сельском хозяйстве стала убыточной. Если в 1990 году лишь два хозяйства закончили год с убытком, рентабельность производства сельскохозяйственной продукции составляла 35%, то по результатам работы 2000 года 186 сельскохозяйственных предприятий или 68% от общего количества предприятий получили от своей хозяйственной деятельности убыток в размере 42,6 млн. руб. В 2000 году в целом по области получена прибыль от реализации зерна, картофеля, овощей, молока, яйца и мяса птицы. Продолжает оставаться низкорентабельным производство льняной продукции, рапса, мяса крупного рогатого скота и свиней. Финансовое положение хозяйств характеризуется: - незначительными денежными поступлениями от реализации продукции из-за низкого уровня цен на нее, высоким уровнем затрат и ограничений сбыта; - нехваткой собственных оборотных средств для сезонного финансирования производства и недоступностью банковского кредита; - высокой кредиторской задолженностью по кредитам, платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, большая часть которой приходится на пени и штрафы за просроченные платежи. Объемы государственной поддержки в течение последних десяти лет постоянно снижались. Так, дотации, надбавки к ценам, компенсации затрат из федерального и областного бюджетов в 1990 году составляли 27% к стоимости реализованной продукции, в 2000 году этот показатель равен 5%. В силу этого большинство аграрных предприятий имеет блокированные банковские счета, что обуславливает неденежные формы расчетов и кредитов, рост бартера. Банковские кредиты и ссуды недоступны большинству товаропроизводителей. Из года в год возрастает кредиторская задолженность, которая на 01.07.01 год по сельскохозяйственным предприятиям достигла 1830 млн. руб. Наибольший удельный вес составляет задолженность во внебюджетные фонды и бюджеты всех уровней (61%). За 2000 год кредиторская задолженность в 11 раз превысила дебиторскую задолженность и в 1,2 раза сумму выручки от реализации продукции. Негативным является и тот факт, что задолженность потребителей сельскохозяйственной продукции приобретает хронический характер. Крайне критическая ситуация сложилась в агропромышленном комплексе со снабжением электрической энергией сельхозпредприятий. Вследствие несвоевременной оплаты за электроэнергию и невыполнения заключенных соглашений ежедневно в области отключаются значительное количество хозяйств. Из-за отсутствия электроэнергии хозяйства не имеют возможность своевременно и качественно производить ремонт техники. Нарушаются технологические процессы в животноводстве, падает продуктивность животных, повышается их заболеваемость, снижается качество молока, растет социальная напряженность среди населения, ухудшается санитарно - эпидемиологическая и пожароопасная обстановка. По-прежнему тяжелым бременем для хозяйств является содержание социальной сферы, находящейся у них на балансе. Так невозмещенные затраты на содержание объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельхозпредприятий в 2000 году составили 16 млн. руб. или 19%. Все это дополняется отсутствием средств на инвестиции в производство, полным прекращением проведения социальных программ. Остается нерешенной проблема задолженности по заработной плате. На 01.07.01 года она составляла 39,7 млн. рублей в 178 сельскохозяйственных предприятиях. При этом заработная плата в сельском хозяйстве одна из самых низких в экономике области, за 2000 год она составила 853 рубля. Такой уровень среднемесячной заработной платы явно не соответствует требованиям сегодняшнего дня и сдерживает рост производительности труда. В области сложилась тенденция увеличения регрессивного возрастно - полового состава сельского населения: снижение доли детей при одновременном увеличении доли лиц пенсионного возраста (27%), а также наличие устойчивой диспропорции в соотношении полов с преобладанием женского населения пенсионного возраста и недостатком их в трудоспособном возрасте. Повышаются темпы смертности сельского населения, при резком снижении рождаемости. Если в 1990 году коэффициент рождаемости на селе был 12,5, то в 2000 году он стал 7,4. Число браков на селе снизилось в 1,8 раза. За годы реформ, то есть за период с 1992 года по 1999 год численность работников в сельхозпредприятиях сократилась более чем вдвое. В 1992 году всех работников было около 60 тыс. человек, на 01.01.2001 года в сельскохозяйственном производстве работало 29,0 тыс. человек или 48% к уровню начала реформ. Нерешенной проблемой остается межотраслевой диспаритет цен и доходов. В условиях либерализации экономики сельское хозяйство оказалось особо незащищенным перед монополизированными отраслями промышленности. Ценовой пресс со стороны массы посредников и перекупщиков привел к многократному снижению доли сельскохозяйственных товаропроизводителей в розничной цене конечного продукта. За 1992 - 1999 годы темп роста цен на промышленную продукцию в 5 раз выше, чем на сельскохозяйственную. Немаловажной проблемой является ограниченный спрос на сельскохозяйственную продукцию. Либерализация цен в 1992 году привела к отмене государственных продовольственных дотаций, которые достигали по некоторым базовым продуктам 80% розничной цены. Это резко сократило покупательскую способность населения. Нормальному функционированию агропромышленного комплекса препятствует неразвитость аграрных рынков, отсутствие эффективных систем их регулирования. На экономику аграрного сектора, кроме вышеобозначенных факторов, оказывает влияние и нерешенность социальных проблем сельских территорий, острые проблемы демографического и кадрового потенциала, а именно: нехватка специалистов и руководителей, недостаточный уровень управления, отсутствие организационной и консультационной работы по формированию и функционированию новых рыночных структур. Однако необходимо отметить и тот факт, что, несмотря на все вышеперечисленные трудности, связанные с системным кризисом ряд агропромышленных образований имеет достаточно устойчивое финансовое положение, неплохие показатели платежеспособности и деловой активности. В качестве позитивных моментов необходимо отметить рост продуктивности сельскохозяйственных животных, который достигается за счет внедрения передовых ресурсообеспечивающих технологий и грамотного ведения хозяйства, увеличение производства отдельных видов продукции в сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятиях. Ситуация, сложившаяся в агропромышленном комплексе, диктует необходимость сосредоточить главное усилие на использовании собственных внутренних резервов и возможностей, широкого внедрения опыта лучших хозяйств, успешно осваивающих рыночные отношения, умелой поддержки развития предприятий всех форм собственности. Сельское хозяйство области в условиях открытого рынка способно обеспечить население продовольственным зерном (за исключением твердых сортов продовольственной пшеницы), картофелем, основными видами овощей, мясомолочной и птицеводческой продукцией. Раздел 2. Цели и задачи Концепции Концепция опирается на результат анализа ситуации в производстве и потреблении продукции сельского хозяйства и продовольствия за последние годы с учетом складывающихся в стране условий, а также на ранее принятые программы развития агропромышленного комплекса, основные направления агропромышленной политики Правительства Российской Федерации на 2001 - 2010 годы. Главной целью Концепции является создание условий и базы для развития агропромышленного комплекса области, улучшения условий жизни на селе на основе реструктуризации производства, изменения производственных отношений (развития всех форм собственности на средства производства) и достижения необходимого роста эффективности сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности в условиях открытых рыночных отношений. Исходя из выше изложенного, основными задачами Концепции являются: 1. Сохранение и постепенное наращивание ресурсного потенциала в сельском хозяйстве и в сфере переработки включающего в себя: плодородие земель, племенное животноводство, семеноводство, прогрессивные технологии, научно - техническое обеспечение. Содействие эффективному использованию трудовых, материальных ресурсов. 2. Формирование эффективных хозяйственных структур, повышение самостоятельности и их экономической ответственности, развитие агропромышленной кооперации и интеграции в форме межхозяйственных кооперативов, ассоциаций, союзов, агрокомбинатов, агрофирм, агрокредитных кооперативов и иных формирований по производству, переработке, хранению и торговле сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также по обеспечению сельхозпроизводителей материально - техническими и финансовыми ресурсами. Оказание им действенной государственной поддержки. Особое внимание уделить решению вопросов с убыточными хозяйствами и хозяйствами - банкротами. 3. Переход от уравнительного распределения ресурсов к адресному, преимущественно на возвратной основе, при условии обязательного обоснования их потребности и эффективности использования. 4. Оказание Государственной поддержки всем сельхозпроизводителям, независимо от форм собственности, обеспечивающим устойчивую работу, эффективное использование выделенных средств. 5. Совершенствование инженерно - технического обслуживания сельскохозяйственных предприятий, выделение финансовых средств на образование и деятельность специальных лизинговых фондов для материально - технического обеспечения организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях, продолжение работы по развитию машинно - технологических станций для обслуживания сельхозпредприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств. 6. Усиление роли областных и местных органов государственного управления агропромышленным комплексом в выработке и проведении политики регламентирования и контроля, программного управления, контроля за использованием бюджетных финансовых средств. 7. Завершение создания государственной областной сети ценового мониторинга сельскохозяйственной продукции и продовольствия во взаимодействии с общероссийской сетью. Совершенствование деятельности информационно - консультационной службы АПК. 8. Осуществление реформирования системы подготовки кадров, специалистов сельского хозяйства, работников массовых профессий, резерва руководителей предприятий агропромышленного комплекса области. 9. Решение проблем социального развития села. 10. Создание нормальных условий инвестиционной деятельности в сфере капитального строительства. В целях успешной реализации выше названных задач необходимо осуществить следующие меры: На федеральном уровне: - повысить действенность института банкротства, содействовать формированию горизонтальных и вертикальных интегрированных структур; - завершить разработку и принятие федерального закона о государственном регулировании и особенностях ограниченного оборота земель сельскохозяйственного назначения; - обеспечить разработку нормативной базы и введение в действие механизма страхования урожая сельскохозяйственных культур и развивать с учетом рыночных условий систему страхования в сельском хозяйстве; - стимулировать развитие кредитной кооперации; - способствовать улучшению технической оснащенности сельского хозяйства, создавать благоприятные условия для привлечения частных инвестиций в сельскохозяйственное производство, выпуска техники и оборудования для АПК, расширения лизинга; - содействовать проведению комплекса мероприятий по строительству и реконструкции оросительных и осушительных систем, выполнению агротехнических, противоэрозионных, культуртехнических и других работ; - реализовать систему мер по осуществлению закупок продовольствия для государственных нужд, преимущественно у отечественных товаропроизводителей; - продолжать организацию учебно - методических и консультационных центров по оказанию помощи районам в реформировании агропромышленного производства и переподготовке кадров; - при утверждении бюджета РФ государственную поддержку АПК считать одним из приоритетных направлений; - сформировать федеральный оперативный резерв зерна и завершить разработку комплекса мероприятий по совершенствованию государственного регулирования зернового рынка; - создать на базе Россельхозбанка государственную кредитно - финансовую систему обслуживания товаропроизводителей АПК; - финансирование инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета. На областном уровне Реализация мероприятий определенных Концепцией потребует значительных финансовых затрат, как со стороны бюджета области (порядка 10%), так и со стороны предприятий АПК. Однако, исходя из существующих реалий и учитывая то обстоятельство, что возможности бюджета области ограничены, необходимо сконцентрировать финансовые потоки в приоритетных направлениях: - проведение аграрных преобразований; - повышение плодородия почв; - поддержка сортового семеноводства; - разработка и выполнение целевых областных программ: в растениеводстве: "Белок", "Озимая рожь"; в животноводстве: "Селекционно - племенная работа", развитие птицеводства, развитие рыбного хозяйства (программа "Рыба"); осуществление мероприятий по реализации перспективного плана развития государственной ветеринарной службы. В части материально - технического обеспечения: создание областного лизингового фонда; разработка и реализация программ технического перевооружения, развития машинно - технологических станций, организация технических, дилерских центров; обновление в пищевой и перерабатывающей промышленности технологического оборудования и освоение новых видов продукции; восстановление и развитие социальной инфраструктуры, строительство жилых домов, дорог, объектов газификации, электрификации, водоснабжения, санитарного обеспечения и здравоохранения, телефонной сети; научно - консультационное и кадровое обеспечение АПК. На районном уровне: - передача социальной сферы с баланса сельскохозяйственных предприятий в муниципальную собственность; - развитие интеграционных структур, объединяющих производство, переработку и реализацию; - поддержка любой формы собственности, которая показывает свою жизнеспособность; - расширение машинно - технологических станций. На уровне сельскохозяйственных предприятий: - выбор правовой формы хозяйствования, более полно отвечающей рыночной экономике; - развитие внутрихозяйственного расчета, позволяющего: повысить эффективность работы всех подразделений на основе коллективной и личной материальной заинтересованности; получать высокие конечные результаты при наименьших затратах материальных и финансовых ресурсов; обеспечить высокое качество продукции (работ); ускорить освоение новой техники, продлить сроки ее использования. Поиск таких форм хозяйствования, которые в конечном результате, на основе развития хозрасчета позволят снизить себестоимость выпускаемой продукции, повысить ее конкурентоспособность, снизить убыточность отраслей, улучшить экономическое и финансовое состояние предприятий. Раздел 3. Стратегия стабилизации агропромышленного производства 3.1. Растениеводство Основными направлениями развития растениеводства в области на сегодняшний день являются совершенствование структуры посевных площадей и рост урожайности сельскохозяйственных культур в соответствии с потребностью в продукции и рыночными отношениями, а также финансовыми возможностями хозяйств. В этой связи предлагается: 1. Для полного обеспечения мощностей льнозаводов льносырьем расширить к 2005 году посевные площади льна - долгунца до 9 тыс. га, что в 2,3 раза больше уровня 2001 года. 2. В целях обеспечения Шуйского маслоэкстракционного завода сырьем и увеличения производства кормового белка для животноводства увеличить посевы рапса на маслосемена к 2005 году до 15 тыс. га. 3. Совершенствовать систему кормопроизводства в целях обеспечения животноводства полноценными кормами, в том числе за счет расширения объемов заготовки зерносенажа с площади 40 тыс. га. Для выполнения намеченных мероприятий необходимо реализовать следующие целевые программы и программные мероприятия: "Озимая рожь", "Лен", "Белок", "Семеноводство сельскохозяйственных культур", "Овощи", "Плодородие", и другие мероприятия. Расширение посевных площадей и прирост урожайности позволит довести производство растениеводческой продукции до следующих объемов: 2005 г. 2010 г. зерна (в весе после доработки, тыс. т) 215 250 льноволокна (тыс. т) 4,0 5,5 рапса на маслосемена (тыс. т) 9,0 12 картофеля (тыс. т) 275 290 овощей открытого грунта (тыс. т) 95 108 грубых и сочных кормов из расчета на условную 30 35 голову (ц. к. ед.) Для обеспечения этого объема продукции, кроме организационно - технологических мер, не требующих финансовых затрат, потребуется финансовая поддержка из бюджетов всех уровней, предполагаемый объем которой составит: 2002 г. - в т. ч. областной бюджет - 19,8 млн. руб.; 56,6 млн. руб., 2005 г. - - 43,5 млн. руб.; 88,7 млн. руб., 2010 г. - - 49,1 млн. руб. 153,0 млн. руб., В условиях рынка одним из важнейших факторов конкурентоспособности и эффективности сельскохозяйственного производства является урожайность сельскохозяйственных культур. Вместе с тем, следует отметить, что в сельхозпредприятиях резко уменьшилось внесение органических и минеральных удобрений, а степень изношенности техники и сушильного хозяйства превышает 80%. В этой связи необходимо увеличить бюджетную поддержку сельских товаропроизводителей главным образом по двум направлениям: 1. Увеличение объемов работ по повышению плодородия почв. 2. Повышение технической оснащенности отрасли, в первую очередь в кормопроизводстве. В целях повышения плодородия почв и рационального использования земельных ресурсов в ближайшей перспективе необходимо: 1. Увеличить к 2005 году объемы внесения органических удобрений до 2,2 млн. т или по 5,5 т/га, минеральных удобрений до 22 тыс. т действующего вещества или по 56 кг/га. Ежегодно, начиная с 2002 года, проводить известкование кислых почв и фосфоритование на площади 20 тыс. га. 2. Увеличить площади под сидеральными культурами с 1,5 тыс. га в 2001 году до 15 тыс. га в 2005 году. 3. Расширить объемы запашки соломы на удобрение с 13 тыс. тонн до 50 - 65 тыс. т. 4. Принять исчерпывающие меры по реализации программы "Белок", которая предусматривает к 2005 году: - увеличение посева зернобобовых культур в структуре яровых зерновых культур до 10 - 12% или 10 тыс. га; - доведение удельного веса бобовых многолетних трав в полевых севооборотах до 35 - 40% или 120 тыс. га при условии двухгодичного использования клеверов, объемов подпокровного подсева трав 56 - 60 тыс. га, сидеральных паров (донник, люпин, клевер) до 5 - 7% или 10 - 15 тыс. га; - расширение посевов козлятника в выводных полях до 10 - 12 тыс. га; - восстановление сети семеноводческих хозяйств по травам и доведение производства семян многолетних трав до 800 т, в т. ч. клевера до 600 т; - организацию культурных высокобелковых пастбищ по методике Ярославского НИИСХ в объеме 12 - 15 тыс. га. 5. Продолжить работы по поддержанию мелиоративных систем в технически исправном состоянии. 6. Провести реконструкцию мелиоративных систем на площади 4 тыс. га, в том числе 0,9 тыс. га по программе "Детское питание". 7. Организовать в каждом районе лугопастбищные отряды на базе МТС и "Сельхозхимий" с использованием дерниных сеялок СДК-2,8 и довести объем поверхностного улучшения лугов и пастбищ, а также старовозрастных площадей многолетних трав до 10 - 15 тыс. га. 8. Продолжить внедрение районированных и перспективных сортов сельхозкультур. 9. Обеспечить поддержку первичного и элитного семеноводства сельскохозяйственных культур. 10. Расширить применение энергосберегающих технологий, используя широкое применение комбинированных почвообрабатывающих агрегатов, пневматических сеялок точного высева, опрыскивателей. 3.2. Животноводство В животноводстве предстоит реализовать механизм сохранения, стабилизации и наращивания производства продукции. В хозяйствах всех категорий планируется производство: 2005 г. 2010 г. молоко (тыс. т) 268 295 реализация скота и птицы в живом весе (тыс. т) 50 56 яйцо (млн. шт.) 345 375 В молочном животноводстве, исходя из намеченных задач, разрабатывается долгосрочная областная целевая программа "Молочное скотоводство Ивановской области". В соответствии с ней необходимо реконструировать существующие и дополнительно построить новые животноводческие помещения. Модернизировать оборудование животноводческих ферм, в том числе за счет приобретения по лизингу доильного и холодильного оборудования. Создать устойчивую кормовую базу. Продолжить улучшение качественного состава стада за счет: - дальнейшего совершенствования системы управления селекционным процессом в породе при широком использовании вычислительной техники и современных методов селекции; - выбраковки низкопродуктивных животных и покупки племенных нетелей; - нормированного кормления животных; - укрепления племенной базы до 30 хозяйств с активной частью породы не менее 15,0 тыс. коров, из них 3,6 тыс. голов по пяти ведущим племенным хозяйствам, способным давать высокоценный племенной молодняк на продажу в количестве не менее 1,5 тыс. голов в год. Продуктивность коров в племенных хозяйствах к 2005 году планируется довести до 4500 кг. Селекционно - племенная работа в хозяйствах области будет проводиться в соответствии с "Системой разведения молочного скота в Ивановской области", для чего потребуется предусматривать в областном бюджете финансовую ежегодную поддержку племенного животноводства, предполагаемые объемы которой составят: 2002 г. - в т. ч. на закупку племскота 3,5 млн. руб. 8,5 млн. руб., по лизингу 2003 г. - 5 млн. руб. 10 млн. руб., 2004 г. - 7 млн. руб. 15 млн. руб., 2005 г. - 10 млн. руб. 20 млн. руб., 2010 г. - 15 млн. руб. 30 млн. руб., В целях стимулирования производства и реализации молока личными подсобными хозяйствами граждан, планируется организовать систему закупок молока у населения, разработать меры финансовой поддержки за реализуемое для государственных нужд молоко. Обеспечить реализацию программы мер по оздоровлению дойного стада от лейкоза и других инфекционных заболеваний. Для увеличения производства говядины необходимо: - стабилизировать и обеспечить рост поголовья крупного рогатого скота; - сократить падеж скота, повысить выход приплода от маточного поголовья; - организовать откорм и нагул молодняка и выбракованного взрослого поголовья КРС; - расширить работу по организации разведения и выращивания молодняка КРС с улучшенными мясными качествами. С целью сохранения свиноводства в области необходимо: - создать прочную кормовую базу, которая послужит основой рентабельной работы свиноводства. Для этого планируется разработать целевую программу по кормопроизводству для свиней с учетом полного обеспечения их концентрированными, сочными и минеральными кормами. Особое внимание должно быть уделено производству полноценного белка с использованием зернобобовых и других высокобелковых культур, а также картофеля и корнеплодов; - совершенствовать технологический процесс производства; - улучшить сохранность поголовья свиней; - в товарных хозяйствах ежегодно выращивать для реализации населению 60 - 70 тыс. голов молодняка свиней. В овцеводстве для сохранения уникальной романовской породы овец принять следующие меры: - обеспечить сохранение маточного поголовья овец; - оказывать ежегодную финансовую поддержку товаропроизводителям овцеводческой продукции из областного бюджета не менее 1,0 млн. рублей. Аналогичную поддержку оказать ФГУП конному заводу "Гаврилово - Посадский" за выращивание племенного поголовья лошадей породы Владимирский тяжеловоз. В целях улучшения финансового состояния птицеводства, возможности дальнейшего роста птицеводческой продукции, разработана целевая программа "Развитие птицеводства в Ивановской области". Программой предусматривается: - проведение на птицефабриках целенаправленной племенной работы по внедрению высокопродуктивных кроссов птицы и создание на базе птицефабрики "Кинешемская" родительского стада, способного обеспечить все птицеводческие хозяйства области здоровым молодняком птицы; - обеспечение птицеводства области полнорационными, сбалансированными кормами, создание годового зернофуражного фонда; - техническое переоснащение предприятий на базе передовых технологий в птицеводстве; - увеличение мощностей собственной переработки яиц и мяса птицы, направленной на улучшение качества продукции и расширение ассортимента. Рыбоводство в Ивановской области будет развиваться на основе реализации целевой региональной программы "Развитие рыбного хозяйства Ивановской области на 2000 - 2005 годы", которая предусматривает довести к 2005 году производство товарной прудовой рыбы до 650 т, добычу озерно - речной - до 500 т, пищевой рыбной продукции - 1350 т. Развитие государственной ветеринарной службы предусматривает: - реализацию федеральных и областных целевых программ по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных, пушных зверей, рыб и пчел; - контроль за соблюдением органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления и должностными лицами, предприятиями (учреждениями, организациями), иными хозяйствующими субъектами, независимо от их подчиненности и форм собственности, гражданами - владельцами животных и продуктов животноводства ветеринарного законодательства Российской Федерации; - осуществление государственного ветеринарного надзора, обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно - санитарном отношении; - защиту населения области от болезней, общих для человека и животных; - охрану территории области от заноса заразных болезней животных, в том числе из иностранных государств; - организация диагностической и лечебной работы, выполнение планов противоэпизоотических мероприятий; - проведение ветеринарно - санитарных мероприятий по повышению продуктивности животных и качества их продукции, ветеринарных мероприятий, направленных на ликвидацию бесплодия маточного поголовья скота; - внедрение перспективных биологических и химических препаратов, обеспечение радиационной и бактериальной безопасности животных; - разработку новых систем симптоматической терапии при вирусных болезнях сельскохозяйственных животных в комплексе с лечебными препаратами, выпускаемыми производственным отделом областной ветеринарной лаборатории; - укрепление материально - технической базы ветеринарных учреждений области. 3.3. Материально - техническое обеспечение АПК Основным условием выхода агропромышленного производства из кризиса является стабилизация материально - технического обеспечения сельхозпроизводителей области. Для укрепления материально - технической базы села необходимо решить следующие вопросы: 1. Для сохранения работоспособности имеющейся техники необходимо: - организовать ремонтно - технологические процессы в ремонтных мастерских, обеспечив их кадрами, электрической и тепловой энергией, необходимым оборудованием, инструментом, запчастями, материалами; - обеспечить надлежащее хранение техники, за счет службы машинного двора и ее охраны; - организовать в каждом хозяйстве техническое обслуживание сельскохозяйственной техники в соответствии с планово - предупредительной системой ремонта; - продолжить работу по организации изготовления запасных частей на ремонтно - технических предприятиях области; - развивать техническую базу машинно - технологических станций, для чего ежегодно предусматривать в областном бюджете не менее 8 млн. рублей; - в каждом районе иметь действующую агросервисную структуру; - проводить постоянную работу по ресурсоэнергосбережению. 2. Для обеспечения намечаемого цикла сельскохозяйственных работ довести к 2005 году численность основных марок самоходной техники: - тракторов - до 6,5 тыс. ед.; - зерноуборочных комбайнов - до 1,3 тыс. ед.; - кормоуборочных комбайнов - до 0,48 тыс. ед. 3. Сохранить лизинг в качестве одного из основных инструментов обеспечения сельхозпроизводителей техникой. При приобретении новых машин следует ориентироваться на комбинированные орудия, машинно - технологические комплексы по возделыванию сельскохозяйственных культур, обеспечивающие энергоресурсосберегающий эффект и более высокую производительность труда и качество выполняемых работ, особенно почвообрабатывающих машин. 4. Развивать сельхозмашиностроение на агросервисных предприятиях области, задействовав ОАО "Агропромтехника" г. Тейково, ОАО "Лежневское РТП", ОАО "Сельхозтехника" п. Палех, ОАО "Лухремтехпредприятие", ОАО "Агропромсервис" г. Юрьевец, ОГУП "Агромаш", "Ново - Талицы ремтехпредприятие", ОАО "Агросервис" г. Родники. 5. Создавать на базе агросервисных предприятий технические, дилерские центры на договорной основе с ведущими заводами сельхозмашиностроения для оперативной информированности, своевременной подготовки инженерно - технических кадров, организации профессиональной эксплуатации техники, осуществления эффективных технологий. 6. В первоочередном порядке развивать три особо важных направления: создание и развитие научно - технического центра по механизации животноводческих ферм; создание на базе одного из агросервисных предприятий участка по организации и осуществлению реконструкции зерноочистительно - сушильных комплексов и линий по очистке и сушке зерна; создание на базе одного из предприятий "Агропромэнерго" группы по разработке и внедрению энергосберегающих мероприятий. 7. За счет применения новых технологий на основе новых машин и техники добиться повышения производительности труда от каждого механизатора в 1,5 - 2,0 раза, урожайности зерновых культур на 20 - 50%, продуктивности дойного стада в 1,2 - 1,5 раза. 8. Расширить связи с научно - исследовательскими институтами Российской Федерации, в том числе и за счет увеличения средств по НИОКР. 3.4. Инвестиционная деятельность и капитальное строительство. Социальное развитие села Целью Концепции в части инвестиционной деятельности и капитального строительства является создание нормальных условий деятельности на перспективу экономического развития АПК области. Основными направлениями развития и стабилизации являются: - выявление путей активизации инвестиционно - строительной деятельности в регионе: принятие решительных мер для уменьшения инвестиционного спада, увеличение объемов финансирования капитального строительства, разработка эффективного механизма управления инвестиционным процессом. На первом этапе развития в период 2001 - 2005 г. г. инвестиционную деятельность необходимо осуществлять: - за счет средств областного бюджета на строительство, техническое перевооружение и реконструкцию негосударственным коммерческим организациям только при условии обеспечения доли участия Ивановской области в уставном капитале таких организаций; - вывести амортизационные отчисления из текущего финансового оборота хозяйств и использовать их по целевому назначению: в целях сохранения воспроизводства (простое и расширенное) основного капитала АПК; - сосредоточить инвестиции на приоритетных направлениях, определенных областными целевыми программами агропромышленного комплекса: наращивание производственного потенциала сельского хозяйства путем вложения средств на реконструкцию и ремонт животноводческих ферм, модернизацию молочно - товарных ферм, на реконструкцию КЗС и т. д.; - выделять капитальные вложения в первую очередь на пусковые и переходящие объекты, с высоким процентом готовности. Для выполнения этих решений необходимо консолидированное участие законодательной и исполнительной власти области в управлении инвестиционным процессом: - направление усилий на развитие инвестиционной направленности банковской деятельности для аккумуляции средств с целью их использования в капитальном строительстве; - разработка в области целевой программы "Крестьянский дом" на селе в составе федеральной целевой программы "Жилище" подпрограммы "Свой дом" и создание инвестиционного фонда жилищного строительства. Одним из главных источников финансирования программы определить создание новой расходной статьи в областном бюджете "жилищное строительство на селе". Перспективной программой строительства в период 2001 - 2010 г. г. намечено: - завершить строительство экспериментального комбината детского питания г. Иванова. Для обеспечения ввода второй очереди строительства потребуется капвложений в сумме 150 млн. руб. Для функционирования комбината детского питания необходима сырьевая база, создание которой требует проведения комплекса работ, связанных с технологией производства, приема и охлаждения молока, с учетом выполнения требований Стандарта по производству экологически чистого продукта и соблюдению требований санитарно - экологического надзора; - продолжить работы по водоснабжению и реконструкции действующих систем сельхозпредприятий области (восстановление разводящих водопроводных сетей на объектах производственного назначения, эксплуатируемых артезианских скважин пришедших в негодность и строительство новых); - осуществить строительство внутрихозяйственных дорог сельхозтоваропроизводителей и принимать участие в их реконструкции. В разрезе проектов областных и федеральных программ необходимо привлечение инвестиций: - во внепрограммной части газификации области и энергоемких производственных объектов - 100 млн. руб.: в рамках подпрограммы "Крестьянский дом" - 720 млн. руб. на участие в программе "Лен" - 39 млн. руб. на участие в программе "Озимая рожь" - 5 млн. руб. на поддержку птицеводства- 36 млн. руб. участие в программе "Рыба"- 15 млн. руб. 3.5. Научное обеспечение АПК Научным обеспечением АПК области занимаются научно - исследовательский институт сельского хозяйства, Ивановская ГСХА и ФГОУ Ивановский институт переподготовки кадров и агробизнеса, руководители и специалисты сельскохозяйственных предприятий. Для коллегиального обсуждения и решения проблем, связанных с научным обеспечением АПК при областном управлении сельского хозяйства, создан научно - технический Совет. При реализации комплекса организационных, научно - исследовательских и учебных работ на 2002 - 2010 годы потребуется ежегодное финансирование по научному обеспечению и авторскому сопровождению областных целевых программ. На разработку приоритетных направлений, научных исследований в агропромышленном секторе области и обеспечения их необходимыми финансовыми ресурсами предполагается: - выделять для научного обеспечения АПК не менее 1,5% общего объема средств, предусматриваемых в региональном бюджете на сельскохозяйственное производство и социально - инженерное обустройство села, в порядке и на условиях, определяемых органами исполнительной власти; - разработать научно - техническую программу внедрения на сельскохозяйственных предприятиях области передовых технологий, способных резко поднять эффективность и увеличить объемы сельскохозяйственного производства, а также систему адаптивной интенсификации сельского хозяйства, которая позволила бы в условиях ограниченности энергетических и других материально - технических ресурсов формировать высокоэффективное производство; - создать в аграрном секторе области условия для перехода к использованию перспективных информационных технологий. Для повышения практической отдачи научных работ и ускорения внедрения их результатов в производство следует создать систему районных информационных служб. Служба ИКС, являясь носителем научно - технической и рыночной информации, мотивирует сельхозтоваропроизводителей к принятию решений по эффективному использованию информации, оказывает содействие во внедрении в производство достижений науки, техники и передового опыта. Исключительно важна эта служба для научных и образовательных организаций, являясь для них надежным каналом доведения своих научно - технических разработок непосредственно до селян. ИКС решает следующие задачи: сбор, обработка и доведение научно - технической, рыночной и другой информации до заинтересованных субъектов агропромышленного сектора; оказание содействия сельхозтоваропроизводителям в освоении инновационных разработок, передового опыта и методов эффективной деятельности в условиях рыночной экономики; консультирование сельхозтоваропроизводителей по вопросам организации, управления, бизнес - планирования, бухгалтерского учета, мониторинга, оказание юридических и других услуг; повышение уровня знаний и практических навыков сельхозтоваропроизводителей и сельского населения путем обучения, издания информационных материалов, проведения выставок, организации демонстрационных объектов и других мероприятий; подготовка предложений по разработке инновационных проектов и проведению прикладных научно - исследовательских работ; разработка и реализация мероприятий по устойчивому развитию сельской местности. 3.6. Финансово - кредитная политика В целях улучшения экономического положения сельхозтоваропроизводителей и повышения использования финансовых ресурсов необходимо: На федеральном уровне Для стабилизации финансового состояния сельхозтоваропроизводителей необходим комплексный подход, то есть реструктуризация задолженности за энергоносители должна иметь те же временные рамки, что и реструктуризация в бюджет и внебюджетные фонды (по согласованию с РАО "ЕЭС" и ОАО "Газпром"). Принятый Правительством РФ порядок реструктуризации задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды может быть использован не более 10% хозяйств. В целях значительного расширения круга хозяйств, которые смогут, используя механизм реструктуризации задолженности, стабилизировать и улучшить свое финансовое состояние, необходимо полностью исключить начисление процентов на остаток задолженности, а также полностью списать пени и штрафы за несвоевременную уплату налогов и сборов. Агропродовольственная политика правительства РФ предусматривает следующие меры, направленные на стабилизацию положения в аграрном секторе экономики: - оказание государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям, способным обеспечить наибольшую отдачу вложенных средств. Предоставление бюджетных кредитов и субвенций на основе соглашений, в которых будут оговариваться обязательные условия их получения; - сохранение федеральных фондов семян, ветпрепаратов, резервов средств защиты растений в рамках господдержки; - льготное кредитование по Концепции субсидирования процентной ставки на сезонные займы АПК в коммерческих банках; - финансирование объектов, вошедших в федеральные целевые программы, а также строительство, реконструкция, техническое перевооружение бюджетных организаций, природоохранных объектов за счет средств федерального бюджета; - привлечение частных инвестиций в АПК, как важнейшее направление кредитной политики государства; - стимулирование создания организаций кредитной кооперации; - упорядочение системы налогообложения с учетом сложившейся доходности сельскохозяйственного производства; - совершенствование налогообложения сельхозугодий; - формирование и развитие эффективной системы страхования, в том числе обязательной перестраховки части рисков, обеспеченных государственной поддержкой. На региональном уровне государственную поддержку унифицировать с федеральными условиями и в соответствии с российским законодательством; - сохранить основные направления использования средств областного бюджета для стабилизации и развития сельского хозяйства на основе субсидий и субвенций: капитальные вложения по бюджетным организациям и социальной сфере; поддержка племенного дела; поддержка элитного семеноводства; сохранение плодородия земель; финансирование противоэпизоотических мероприятий; мелиоративные и землеустроительные мероприятия; формирование кадровой политики в отрасли; поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств; финансирование научных разработок; финансирование наукоемких и перспективных ресурсосберегающих программ (например, программа "Белок"); субсидии на животноводческую продукцию, поставляемую в региональный продовольственный фонд. На возвратной и лизинговой основе: - формирование страхового фонда семян; - финансирование эффективных целевых программ и программных мероприятий с высокой степенью окупаемости, таких как "Овощи", "Озимая рожь", "Лен"; - финансирование поставок продукции машиностроения и племенного скота за счет лизинговых операций. Создание для организации и выполнения таких операций лизинговой компании, при полном контроле ее деятельности управлением сельского хозяйства и продовольствия области; - капитальные вложения; - создание областного фонда ипотечного кредитования и его функционирование, аналогичное федеральному фонду. В комплексе поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств, следует предусмотреть стимулирование создания, с участием средств областного бюджета, организаций кредитной и потребительской (сбытовой) кооперации. Необходимо участие областной Администрации в содействии предоставления комплекса налоговых льгот предприятиям и организациям агропромышленного комплекса, особенно в начальный период реализации инвестиционных проектов, в том числе с участием иностранных инвесторов. 3.7. Основные направления реформирования АПК Реформирование сельскохозяйственного производства - это глубокий социально - экономический процесс, затрагивающий не только производственную структуру, но и судьбы людей, так как при становлении новых форм хозяйствования с изменением отношения к собственности, должны произойти коренные изменения в психологии и сознании людей. В соответствии с основными направлениями агропродовольственной политики Российской Федерации на 2001 - 2010 годы, на первом этапе в области продолжается работа по развитию кооперации и агропромышленной интеграции, созданию агрофирм, финансово - промышленных групп и др., формированию кредитных, страховых и других кооперативов. Необходимо создать условия для появления вертикально интегрированных центров в АПК, содействовать кооперации с перерабатывающей промышленностью, стимулировать создание финансово - агропромышленных групп (ФАПГ). Формирование ФАПГ обеспечит конкурентоспособность, развитие аграрного сектора экономики, укрепление его потенциала, расширение инвестиционной деятельности. В проведении реформирования сельскохозяйственных предприятий Администрация области должна быть регулирующим, защищающим и заинтересованным звеном, своеобразным "партнером" формируемой структуры. Помощь государства в лице Администрации области нужна, прежде всего, для финансового оздоровления предприятий и реструктуризации их долгов. Проведенный финансовый мониторинг сельскохозяйственных предприятий области за последние три года показал, что 80% сельхозпредприятий являются хронически неплатежеспособными и утратившими перспективу своего дальнейшего развития. Поэтому одной из важнейших задач является проведение реформирования неплатежеспособных предприятий АПК Ивановской области. Для решения проблемы неплатежеспособности сельхозпредприятий необходимо проведение комплексных долгосрочных мероприятий. Предлагаются следующие пути решения данной проблемы: 1. Восстановление платежеспособности сельскохозяйственных предприятий путем реструктуризации бизнеса и совершенствования экономических отношений на основе внутрихозяйственного расчета, повышения самостоятельности и ответственности их структурных подразделений за конечные результаты работы. 2. Реформирование хозяйства (формирование новых эффективных хозяйств на базе отдельных подразделений старого хозяйства). 3. Ликвидация хозяйства (передача всего имущественного комплекса или имущества по частям новым собственникам). 4. Создание агрофирм, ФАПГ. 5. Концентрация земли и имущества у эффективных собственников и пользователей. 6. Разработка и реализация рациональных механизмов сочетания крупного сельскохозяйственного производства с мелкотоварными формами хозяйствования. 7. Обеспечение предприятий и организаций аграрной сферы квалифицированными кадрами. В этих целях необходимо обеспечить: - структурное формирование рыночных механизмов регулирования структур рынков капитала, рабочей силы, земли, средств производства и продовольствия; - стимулирование внешних инвестиций; - формирование цивилизованной конкурентной среды; - формирование фондов, обеспечивающих устойчивость функционирования АПК и высокие темпы вывода его из кризиса (семенного, продовольственного, инвестиционного и т. д.); - эффективное административное регулирование, научная разработка целевых программ; - информационность; - конкурсный подбор кадров. Финансовая нормализация в АПК области предусматривает наряду с финансовым оздоровлением предприятий восстановление областной государственной кредитно - финансовой системы обслуживания АПК. Созданный в этом году филиал Россельхозбанка проводит кредитование предприятий агропромышленного комплекса. Хозяйства получают финансовые средства на частичное погашение процентов по кредитам на покрытие сезонных затрат. Существующая законодательная база по вопросам финансового оздоровления, реструктуризации задолженности и банкротства не в полной мере учитывают специфику сельского хозяйства. Уровень эффективности проведения этой работы в аграрном секторе остается недостаточным, что подтверждается ухудшением финансово - экономического положения сельскохозяйственных предприятий. Кредиторская задолженность по состоянию на 01.01.2001 г. сельхозтоваропроизводителей составляет 1774 млн. рублей. Хозяйства с такой задолженностью не в состоянии вести экономическую деятельность, получать кредиты в банках, их работа не представляется возможной без проведения мероприятий по финансовому оздоровлению. Разработанной в настоящее время Минфином РФ "Концепцией программы реструктуризации задолженности и восстановления платежеспособности предприятий АПК" предусматриваются условия предоставления рассрочки погашения задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Однако, этими условиями рассрочки погашения задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды не смогут воспользоваться большинство сельскохозяйственных предприятий области. Учитывая, что срок восстановления платежеспособности сельскохозяйственных предприятий области в большинстве хозяйств более 10 лет, предполагаются следующие варианты реформирования: Первый вариант Создание новых интеграционных структур за счет предполагаемых инвесторов (по Орловскому и Рязанскому вариантам) с участием сельскохозяйственных предприятий. Управление сельского хозяйства и продовольствия области предполагает, что для участия в новых структурах сельскохозяйственных организаций можно выбрать несколько подходов: - Предприятия, способные самостоятельно вести сельскохозяйственное производство, войдут в агрофирму с номинальным вкладом, чтобы в дальнейшем пользоваться услугами рыночной инфраструктуры. Взаимодействие между ними и структурой на районном уровне будут осуществляться на принципах равноправного партнерского сотрудничества. - Сельскохозяйственные неплатежеспособные организации, находящиеся на грани банкротства и не способные самостоятельно вести основной вид деятельности, рассматриваются как структурные подразделения - производственные участки в районной структуре, передающие право распоряжаться имуществом ее руководству. - Привлечение имущества сельхозпредприятий в агрофирмы на условиях аренды. - Субъекты хозяйствования, которые по тем или иным причинам не стали акционерами объединения (КФХ, ЛПХ, граждане, индивидуальные предприниматели, малые предприятия), могут работать с ОАО в рамках взаимовыгодного сотрудничества во всех направлениях его деятельности на договорной основе. Земельные площади агрофирмами будут использоваться в виде аренды земли, или ее выкупа у собственников. По такому пути предполагается создание агрофирм или районных обслуживающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Тейковском, Палехском, Лухском, Пучежском, Юрьвецком и других районах области. При наличии инвесторов возможно создание вертикально - интеграционных структур агропромышленных формирований. Одним из способов привлечения инвестиционных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей является объединение их производственного, технологического и интеллектуального потенциалов для реализации региональной отраслевой программы, которая ограничивается уровнем нескольких районов с общей перерабатывающей и сбытовой инфраструктурой. Второй вариант При отсутствии инвесторов - создание крестьянских, фермерских и личных подсобных хозяйств и их кооперации (по опыту Рязанской области) и ликвидация путем банкротства старых сельскохозяйственных предприятий. Все более важную роль в формировании рынка продуктов приобретают личные подсобные и фермерские хозяйства. В то же время возможности этого сектора аграрной экономики используются недостаточно. Хозяйства испытывают трудности в приобретении племенного молодняка, зооветеринарном обслуживании поголовья, реализации своей продукции. Отсутствует инфраструктура обслуживания и обеспечения их деятельности. Основными направлениями обеспечения устойчивого развития и повышения эффективности фермерского сектора и ЛПХ являются: - создание организационных, экономических, финансовых, правовых и социальных условий для развития крестьянских хозяйств и кооперативов; - совершенствование механизма государственной поддержки (создание специальных фондов поддержки ЛПХ и ИКС); - развитие земельной реформы, совершенствование земельных отношений и обеспечение защиты прав граждан на землю, расширение крестьянских землевладений; - формирование рыночной и социальной инфраструктуры на основе кооперации и интеграции; - развитие фермерского самоуправления. К районам, реформируемым путем создания ЛПХ или КФХ и их кооперации, относятся предприятия 9 районов, где срок восстановления платежеспособности сельхозпредприятий более 10 лет. При создании личных подсобных и крестьянских хозяйств значительная роль отводится сельским администрациям, которые должны содействовать их развитию. В ряде случаев, сельские администрации могут стать инициатором этой работы и выступить учредителями потребительских кооперативов личных подсобных хозяйств (по обслуживанию ЛПХ и КФХ). В районах, где будет осуществляться создание и развитие ЛПХ и КФХ, финансирование АПК из областного бюджета целесообразно производить через муниципальные образования. С целью обслуживания личных подсобных хозяйств, предусматривается создание потребительских кооперативов. Паевой взнос в кооператив может быть осуществлен имуществом ЛПХ, в том числе полученным в счет имущественных паев (долей, акций), деньгами, другими имущественными правами, имеющими денежную оценку. Третий вариант Применение процедуры ускоренного банкротства сельскохозяйственных предприятий. По состоянию на 01.10.2001 г. в отношении 38 хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса Ивановской области (к 18 сельхозпредприятиям и 20 предприятиям и организациям АПК) арбитражным судом были возбуждены дела о признании предприятий несостоятельными (банкротами). За 18 месяцев внешнего управления в результате предоставления отсрочки по кредиторской задолженности на отдельных предприятиях удалось сохранить оборотные средства, направить ресурсы на освоение новой продукции, увеличить объемы реализации, сохранить рабочие места. Постановление Правительства РФ от 22 мая 1998 г. N 476 "О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства" предусматривает принятие решения о введении внешнего управления и применении ускоренных процедур банкротства на первом собрании кредиторов. Кредиторам предлагается принять решение об утверждении плана внешнего управления, составленного в соответствии с порядком осуществления ускоренных процедур банкротства. Предусматривается создание в рамках процедуры внешнего управления на базе имущества предприятия нового хозяйствующего субъекта (в форме открытого акционерного общества) с замещением в составе активов должника на акции вновь образованного общества. В старом предприятии остаются акции нового предприятия и долги, а новый хозяйствующий субъект работает с чистым счетом. Старое предприятие переводится в процедуру конкурсного производства, а его акции продаются на торгах, и за счет выручки от продажи акций идет погашение кредиторской задолженности, установленной статьями 106 - 111 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Для руководства работами по финансовому оздоровлению и реформированию неплатежеспособных хозяйств в области предполагается создать специальный фонд "Агро". Фонд будет обеспечивать информационную, методическую деятельность, целью которой является распространение и освещение опыта реформирования, обоснование необходимости этой работы. Она должна быть построена таким образом: - сотрудничество с областными СМИ, радио и телевидение; - сотрудничество с районной прессой - редакциями газет районов, в которых процесс реорганизации предприятия осуществляется; - выпуск информационного бюллетеня. В нем будет размещаться разнообразная информация, подготовленная специалистами Фонда, Управления сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области, профессиональными журналистами, работающими с данной тематикой. Источником финансирования работ по финансовому оздоровлению и реформированию неплатежеспособных предприятий могут быть средства областного и местных бюджетов, часть средств из фонда льготного кредитования, оказание услуг на платной основе, возможно, средства, привлекаемые вне области (выход на донорские структуры для привлечения грантов под определенные программы). Выполнение задач данной Концепции в условиях существенной неопределенности социально - экономической политики на федеральном уровне практически возможно лишь в том случае, если механизм АПК области будет гибким, независимо от изменений федеральной аграрной политики. Обеспечение подобной гибкости требует существенного повышения экономической роли государственных органов управления области и районов. При этом регулирующие функции будут реализовываться по следующим направлениям: - совершенствование в системе хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности; - активизация роли государства на региональном и муниципальном уровнях; - усиление позиций властных структур области в качестве субъектов рыночного оборота. 3.8. Земельные и имущественные отношения Приватизация земли в Ивановской области проводилась в ускоренном режиме, без учета сложившихся земельных отношений в крупнотоварных хозяйствах. Приоритетными были земельный передел и обеспечение собственников сельскохозяйственными угодьями. Вместо создания резервных земельных фондов, постепенного проведения перераспределения земли началась ускоренная реорганизация даже высокорентабельных хозяйств, формальное их деление на земельные доли и имущественные паи. В результате снизилось качество продуктивных угодий, ухудшилось их агроэкологическое состояние, уменьшилась урожайность. Каждая организационно - правовая форма сельскохозяйственных предприятий применила наиболее приемлемые варианты имущественных и земельных отношений. В ходе реорганизации собственниками имущественных паев стали 57893 человека 226-ти сельскохозяйственных предприятий. Получили свидетельства 36928 человек, или 64 процента. Распорядились своими имущественными паями 53887 человек, не востребовано имущественных паев - 4506. В паевой фонд (уставной капитал) сельскохозяйственного предприятия внесли в качестве взноса имущественные паи 52188 собственников, 487 человек использовали свой пай для организации крестьянского хозяйства или организации других предприятий, 712 имущественных паев выкуплено сельскохозяйственными предприятиями. В области до сих пор продолжается работа по наделению граждан земельными долями при реорганизации бывших совхозов, а всего за 10 лет аграрной реформы 66906 человек (граждан, имеющих право на получение в собственность землю) были наделены земельными долями. Свидетельства на землю получили 60739 человек, что составляет 91 процент от общего количества собственников. В соответствии с действующим законодательством земельными долями были наделены не только работники и пенсионеры хозяйств, стипендиаты, военнослужащие срочной службы, но и работники социальной сферы. На 1 июля 2001 года распорядились своими земельными долями 34393 собственника (51,4%), из них 95,8 процентов сдали землю в аренду сельхозпредприятию, передали право пользования в уставной капитал - 0,4 процента, для расширения личных подсобных хозяйств - 0,7 процента, для организации КФХ - 1,7 процента, пожизненная рента - 0,4 процента и выкуплено земельных долей - 1 процент. Однако, пользователями земли (сельскохозяйственными предприятиями) заключение договоров с собственниками земельных долей осуществляется медленно. Если в 1996 году только 7 процентов собственников заключили с сельскохозяйственными предприятиями договоры аренды земельной доли, то в 2001 году - 49 процентов. Основным вариантом использования земельных долей собственниками является передача их в аренду сельскохозяйственным предприятиям с заключением договоров аренды при множественности лиц на стороне Арендодателей. Кроме того, 177 собственников земельных долей получили земельный участок полностью или частично в счет земельной доли для ведения личного подсобного хозяйства. Взаимоотношения между пользователями земельных участков и собственниками земельных долей оформлены в 148-ми сельскохозяйственных предприятиях из 225, где земля находится в общей долевой собственности. При реорганизации сельскохозяйственных предприятий были обеспечены правовые и экономические условия для выхода работников со своими имущественными и земельными паями для организации крестьянских (фермерских) хозяйств. Всего вышло из коллективных хозяйств с паями 527 работников, они организовали крестьянские хозяйства. Земельные паи им были выделены в натуре, а имущественные в натуральном или денежном выражении. В области непосредственно земельных отношений предстоит: - экономически реализовать право частного владения землей; - ликвидировать имеющиеся противоречия между собственниками земельных долей и коллективными предприятиями; - содействовать процессу передачи земель эффективно хозяйствующим субъектам, механизмом дальнейшего развития земельных отношений в направлении концентрации земли у эффективно работающих хозяйств является аренда; - обеспечить ведение земельного кадастра, открытого для всех субъектов хозяйственной деятельности; - распределение полномочий федерального и региональных законодательств в области регулирования земельного оборота; - информационное обеспечение земельного рынка. Развитие цивилизованного рынка земель сельскохозяйственного назначения должно быть направлено на обеспечение рационального использования, сохранение и улучшение их качества с учетом интересов населения и государства. Безусловно, надо искать пути повышения эффективности использования земельной собственности, чтобы земельные доли, которые находятся у неработающей части населения, передать в распоряжение сельхозпредприятий. Надежды на то что, став собственниками земельных и имущественных паев, работники предприятий в корне изменят свои отношения к труду, на практике не оправдываются. В небольших по численности хозяйствах это прослеживается, а в остальных хозяйствах успех дела зависит от руководителя и его команды. Считаем, что необходимы серьезные корректировки моделей приватизации и перехода к рыночному аграрному производству. Нужно найти другие формы передачи земли сельхозпредприятий в собственность, которые бы не противоречили задачам концентрации производства, специализации, кооперации и т. д. 3.9. Совершенствование хозяйственного механизма и стратегия управления АПК Совершенствование хозяйственного механизма и стратегия управления агропромышленного комплекса будут реализоваться по следующим направлениям: - "совершенствование правил игры" в системе хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности; - активизации роли государства (на региональном и муниципальном уровнях) как собственника условий хозяйственной деятельности: земли, предприятий, продукции и услуг, финансовых ресурсов; - усиление позиций властных структур области в качестве субъектов рыночного оборота. Для реализации этих функций в пределах общей численности аппарата управления и сохранения фонда заработной платы, планируется создание единого органа государственного управления по вопросам агропромышленного комплекса - Главного управления сельского хозяйства Ивановской области (далее - Главное управление) позволит улучшить координацию всех звеньев управления, входящих в структуру АПК, как по горизонтали так и по вертикали. Усилия Главного управления будут сконцентрированы на: - формировании и регулировании единого продовольственного рынка и рынка материально - технических ресурсов для сельского хозяйства и других отраслей АПК; - проведении единой общегосударственной земельной, финансово - кредитной и налоговой политики в части АПК; - организации общегосударственных контрольных функций (качества продовольствия, ветеринарного, технико - технологического контроля, рационального и бережного использования земель); - совершенствовании принципов прямой государственной поддержки агрокомплекса, обеспечение ее эффективности и целенаправленности. В целях активизации работ по реформированию агропромышленного комплекса назрела необходимость создания самостоятельного, в составе Главного управления, Управления аграрной политики, земельных отношений и правового регулирования. Основная функция данного управления будет направлена на развитие агропромышленной интеграции и кооперации, осуществление финансового оздоровления и восстановления платежеспособности предприятий АПК. Это будет способствовать повышению доходности всех участников производства, расширению объемов переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, восстановлению производственного потенциала АПК. Важнейшим сегментом в агропромышленном комплексе является пищевая и перерабатывающая промышленность. Экономическая нестабильность негативно отразилась на работе предприятий данной отрасли. Нарушение сложившегося за многие годы соотношения цен на сырье и готовую продукцию привели к ухудшению взаимоотношений между сельхозпроизводителями и предприятиями по переработке сельскохозяйственного сырья. Поэтому в структуре Главного управления предусмотрено создание Управления пищевой промышленности, работа которого будет направлена на более эффективное управление пищевой отраслью через интеграционные структуры. В основе "совершенствования правил игры" будет задействовано программно - целевое обеспечение выполнения главных задач Концепции, стимулирование роста производства, создание благоприятной рыночной среды, ужесточение ответственности управленческих и предпринимательских структур за реализацию Концепции. В связи с этим предлагается: - повысить роль и качество учета всех видов используемых ресурсов (земельных, материальных, трудовых, финансовых) независимо от форм собственности и хозяйствования; - организовать систему предвидения и прогнозов условий производства и рыночного обращения с позиций эффективного функционирования АПК региона; - внедрить рыночные схемы перспективного планирования на базе показателей: валовой региональный продукт, занятость, объем и структура областного бюджета, платежный баланс, инвестиции, темпы роста основных видов товарной продукции, ставки налогообложения, квоты, нормативы амортизации, бюджетные расходы, регулируемые цены, льготы и привилегии под приоритетные направления хозяйственной деятельности, планы развития предприятий государственного сектора и негосударственных предприятий с долей госсобственности свыше 25 процентов; - осуществлять систематический контроль за условиями и результатами хозяйственной деятельности предприятий АПК, включающий использование экономических и административных методов. В целях скорейшего восстановления производства необходимо решение следующих вопросов: - переход от преимущественно фискальной к стимулирующей системе налогообложения; - поощрение инвестиционной активности путем налогового давления на использование по назначению амортизационных ресурсов, привлечением внеобластных инвесторов с помощью льгот и привилегий; - расширение рыночных сегментов для предприятий АПК области за счет развития системы прямых хозяйственных связей содействия формированию управляющих компаний и холдингов, в т. ч. и на областном уровне, что приведет к снижению себестоимости продукции, повышению конкурентоспособности конечной продукции. С целью повышения ответственности управленческих структур за исполнение Концепции необходимо при ежегодном рассмотрении годовых бюджетов обеспечить соответствие намеченных показателей - стратегическим задачам. Для предпринимательских структур льготы и привилегии устанавливаются в прямой зависимости от их участия в выполнении Концепции. На уровне районов планируется создать производственно - коммерческие предприятия с отделами информационно - аналитическим, производственным (МТС, агрохимслужбы, ветбаклаборатории и др.) и коммерческим в форме Агрофирм. Совершенствование функционирования хозяйственного механизма предприятий невозможно сводить только к государственному регулированию их коммерческой деятельности. Целесообразно задействовать и иные регуляторы, позволяющие сомкнуть интересы производства, переработки, оптовика посредника с народохозяйственно - коммерческой деятельности на основе развития отношений синдицирования и корпорирования, при возрастающей роли государственного регулирования. Раздел 4. Кадровое обеспечение АПК В результате реформ, проводимых в сельскохозяйственном секторе, и в силу различных причин произошло на только абсолютное сокращение числа занятых в сельскохозяйственном производстве в целом, уменьшение числа работающих здесь специалистов, но и ухудшился их качественный состав и профессиональный уровень. По сравнению с 1991 г. численность занятых в сельском хозяйстве сократилась на 30,4 тыс. человек. Уменьшилось количество специалистов сельского хозяйства. За этот период Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|