Расширенный поиск
Постановление Законодательного Собрания Ивановской области от 28.09.2000 № 267ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 28.09.2000 N 267 г.Иваново О ходе исполнения Закона Ивановской области "О государственной политике в сфере образования" Заслушав и обсудив информацию заместителя председателя комитета по социальной политике Шевченко Г.И. "Об исполнении Закона Ивановской области "О государственной политике в сфере образования" от 21.07.98 N 56-ОЗ, Законодательное Собрание отмечает, что за истекший период с момента его принятия проведена определенная работа по исполнению указанного Закона. Вместе с тем, до сих пор не разработаны областные минимальные социальные стандарты (статья 9), низкий уровень финансирования сферы образования приводит к резкому ухудшению материально - технической базы образовательных учреждений области, сокращению числа бесплатных учебников, недостаточному оснащению медицинских пунктов, сокращению бесплатного питания в школах и в целом ухудшению питания детей, невозможности подвоза детей к школам в сельской местности, отсутствию компьютеров в образовательных учреждениях. Недостаточное и нерегулярное выделение средств на содержание детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детских домах и школах - интернатах приводит к отсутствию одежды, обуви, игр и игрушек у воспитанников. Не предоставляются в полном объеме льготы работникам учреждений образования, проживающим и работающим в сельской местности (статья 11), не применяются положения статьи 12 при проведении аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, во многих муниципальных образованиях не заключены учредительные договоры, что является нарушением федерального и областного законодательства. Необходимо отметить, что проводится недостаточная работа по пропаганде Закона среди депутатов органов местного самоуправления, учащихся и родителей на территориях муниципальных образований. На основании изложенного Законодательное Собрание Ивановской области постановляет: 1. Принять к сведению информацию о ходе исполнения Закона Ивановской области "О государственной политике в сфере образования" (справка прилагается). 2. Рекомендовать органам местного самоуправления проанализировать ход исполнения указанного Закона и принять меры к его реализации в рамках своей компетенции и пропаганде Закона в педагогических коллективах, среди депутатов, учащихся и родителей. 3. Просить администрацию области разработать и представить на утверждение в Законодательное Собрание вместе с проектом закона "Об областном бюджете на 2001 год" целевые программы, направленные на развитие образования области. 4. Администрации области и Законодательному Собранию на основании статьи 35 Закона Ивановской области "Об областном бюджете на 2000 год" по итогам 1 полугодия 2000 года уточнить финансирование расходов на ежемесячную компенсацию книгоиздательской продукции педагогическим работникам. 5. Обратиться к Губернатору Ивановской области Тихомирову В.Н. и Председателю Правительства Ивановской области Головкову А.П. с предложением предусмотреть средства на приобретение учебников, организацию питания школьников в законопроекте об областном бюджете на 2001 год. 6. Комитету по социальной политике включить в план работы на 4 квартал текущего года вопрос о ходе исполнения пункта 2 статьи 14 Закона Ивановской области "О государственной политике в сфере образования". 7. Рекомендовать управлению образования администрации области обеспечить соблюдение пунктов 2, 3 статьи 12 при проведении аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, исполнение федерального и областного законодательства в части заключения учредительных договоров, проведение аттестации и аккредитации образовательных учреждений на территории области. 8. Рекомендовать органам местного самоуправления принять целевые программы, направленные на поддержку детей и развитие образования на территории муниципального образования. 9. Обратить внимание Центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и противопожарной службы управления внутренних дел области на факты несоблюдения статьи 7 Закона при организации проверок работы образовательных учреждений на территории области. 10. Обратиться в областную прокуратуру с просьбой ужесточить контроль за ходом исполнения федерального и областного законодательства в части предоставления льгот квалифицированным работникам социальной сферы, проживающим и работающим в сельской местности, и положений статьи 13 по вопросам организации работы малокомплектных сельских школ; осуществлять меры прокурорского реагирования в отношении должностных лиц, допускающих неисполнение законодательства в сфере образования. 11. Контроль за исполнением данного постановления возложить на комитет по социальной политике Законодательного Собрания (Ковалева Н.Л.). 12. Опубликовать настоящее постановление в "Собрании законодательства Ивановской области". Председатель Законодательного Собрания В.Никологорский ---------------------------------------------------------------------- Приложение к постановлению Законодательного Собрания Ивановской области от 28.09.2000 N 267 Справка о ходе исполнения Закона Ивановской области "О государственной политике в сфере образования" от 21.07.98 N 56-ОЗ В ходе проверки исполнения Закона установлено, что за период, прошедший с момента его принятия, была проведена определенная работа по пропаганде Закона и принятию мер по его реализации. По информации, поступившей из ряда муниципальных образований, с Законом ознакомлены руководители образовательных учреждений, работники отделов образования, педколлективы, главы сельских администраций, заместители глав администраций и другие категории: инспектора по охране прав детства и опекуны (Комсомольский район), депутаты районного Совета (Лухский район), председатели профсоюзных комитетов (Юрьевецкий район, г. г. Тейково и Кинешма), родители (Фурмановский район). В некоторых районах (Пучежский, Юрьевецкий, Лухский) Закон рассматривался неоднократно, а в нескольких уже анализировался ход его исполнения (Комсомольский, Верхнеландеховский, Родниковский, Лухский, Юрьевецкий районы, г. г. Кинешма и Иваново) и приняты конкретные меры для реализации данного нормативного правового акта. Однако встречи с депутатами органов местного самоуправления и коллективами образовательных учреждений, проводимые во время выездных заседаний комитета по социальной политике Законодательного Собрания ("дней комитета"), показывают, что, как правило, многие депутаты не ознакомлены с Законом и не используют его в своей работе с избирателями. Часто текст Закона отсутствует в отделах образования администраций муниципальных образований и в образовательных учреждениях, в связи с чем педагогические коллективы, родители и учащиеся не ознакомлены с ним. За период с момента принятия Закона Законодательное Собрание Ивановской области во исполнение функции контроля за исполнением законодательства в сфере образования в соответствии с пунктом 1 статьи 4 приняло ряд постановлений по выявленным проблемам, например, о компенсации за книгоиздательскую продукцию педагогическим работникам, об обращении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство и Прокуратуру Российской Федерации по вопросу обеспечения своевременного и полного финансирования учебных заведений, находящихся на балансе федеральных органов и другие. Наряду с этим были проведены проверки исполнения законов Ивановской области: "О льготах квалифицированным работникам социальной сферы в сельской местности и рабочих поселках" и "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области". Итоги анализа процесса реализации законодательства в образовательной сфере области свидетельствуют, что из утвержденных Законодательным Собранием приоритетных областных программ, направленных на улучшение положения детей в 1998 - 2000 годах, в перечень программ, представленных администрацией для финансирования в 2000 году, вошла только программа "Дети - сироты", в то время как в 1998 году было запланировано финансирование программ "Дети - сироты", "Образование на селе" и "Талант". Надо также отметить, что расходы на реализацию программы "Дети - сироты" (на выпуск детей - сирот на работу, учебу, стипендии) предусмотрены в текущем году в сумме 108,6 тыс. руб. и составляют 3,1% от уровня бюджетных данных 1999 года, что значительно ниже уровня инфляции. Расходы по разделу "Образование" за последние три года в структуре областного бюджета определялись следующим образом: в 1998 году доля расходов данного раздела составляла 2,9% от общих расходов бюджета, в 1999 году - 3,6%, в 2000 году - 3,4%. Заработная плата составляла от расходов, запланированных на раздел "Образование", соответственно - 25%, 42% и 34%. Уменьшилась сумма, выделяемая для проведения летнего отдыха детей (1998 г. - 9000 тыс. руб., 1999 г. - 5000 тыс. руб., 2000 г. - 7000 тыс. руб.). Только благодаря помощи Ивановского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в последние годы в области проводится активная летняя оздоровительная кампания детей. После принятия Закона Ивановской области "О налоге с продаж", который отменил сборы на нужды образовательных учреждений, сфера образования потеряла средства, которые целевым способом направлялись на укрепление материально - технической базы образовательных учреждений, на приобретение учебников и финансирование целевых программ. Проблемы образования практически не отражены в бюджете развития Ивановской области, например, в 1998 году было запланировано 2 млн. руб. на строительство жилья для детей - сирот (средства не были выделены), в 2000 году - 4 млн. руб. на программы энергосбережения в системе образования. Размер стипендии одного учащегося заложен в областной бюджет на 2000 год из расчета 70% от минимальной заработной платы в месяц и составил 58 руб. 44 коп., средства на частичное удешевление стоимости питания учащихся средних специальных учебных заведений предусмотрены из расчета 1,5% от минимального размера оплаты труда в день и составили 1 руб. 25 коп., то есть на том же уровне, что и планировалось на 1999 год без учета инфляции. Депутаты Законодательного Собрания добились повышения заработной платы работников бюджетной сферы на территории области с 1 марта 2000 года. В муниципальных образованиях с 1997 по 1999 год финансирование учреждений образования проводилось по факту исполнения соответствующего бюджета предыдущего года. В 2000 году финансовым управлением администрации области были разработаны нормативы затрат по отрасли "Образование" для бюджетов муниципальных образований. Необходимо отметить, что в бюджетах городов и районов суммы по отрасли "Образование" закладываются выше, чем предлагается финансовым управлением, например, в 2000 году: запланировано запланировано облфинуправлением в местном бюджете Вичугский район 10355,7 13268,6 г. Тейково 12900,8 141555 Это вызвано тем, что областным финансовым управлением занижены суммы на материальные расходы, не закладываются необходимые средства на заработную плату работникам, например: запланировано на заработную плату облфинуправлением в местном бюджете Вичугский район 1998 3927,3 4015,7 1999 4015,7 4768,6 2000 5723,7 5723,7 Наблюдается небольшой рост финансирования отрасли "Образование" в муниципальных образованиях: % от общих расходов бюджета 1997 1998 1999 2000 Комсомольский район 20,6% 18,2% 29,2% 22,5% Фурмановский район 24,2% 25,5% 30,7% 29,4% Одной из причин прироста расходов является увеличение заработной платы работников образовательных учреждений. Несмотря на стремление органов местного самоуправления наращивать расходы своих бюджетов на образование, финансирование остается недостаточным, например: запланировано в бюджете от необходимого г. Кинешма 1997 г. - 60% 1998 г. - 62% 1999 г. - 62% 2000 г. - 68,8% Проверка показала, что вследствие общего дефицита денежных средств ни в одном муниципальном образовании области не создан фонд развития образования, предусмотренный пунктом 4 статьи 4 Закона. Управление образования осуществляет лицензирование образовательных учреждений, установленное пунктом 2 статьи 4 Закона. Процедура аттестации и аккредитации образовательных учреждений наиболее отлажена на уровне начального профессионального образования. Аттестация и аккредитация общеобразовательных школ, учреждений дошкольного и дополнительного образования детей еще только начинается. Система образования Ивановской области функционирует в рамках региональной программы развития образования. Разработаны и утверждены программы развития образования во многих муниципальных образованиях. В стадии разработки находятся программы в Вичугском, Гаврилово - Посадском, Лежневском, Лухском, Юрьевецком районах и г. Вичуге. Не разработана программа в Верхнеландеховском районе. В некоторых муниципальных образованиях (г. г. Иваново и Вичуга, Гаврилово - Посадский, Пестяковский, Приволжский, Юрьевецкий, Комсомольский районы) не заключены договоры между учредителем и образовательным учреждением, что противоречит Федеральному закону "Об образовании" (статья 11, пункт 3) и Закону Ивановской области "О государственной политике в сфере образования" (статья 6). По информации образовательных учреждений области не все пункты, указанные как обязательные (статья 6, пункт 2), включаются в договоры, что связано с отсутствием достаточного финансирования. Статья 7 Закона, регулирующая процесс контроля за деятельностью образовательных учреждений, на территории области реализуется, но проверяющие не представляют руководителю образовательного учреждения или должностному лицу, его заменяющему, документы, на основании или в соответствии с которыми проводится контроль (пункт 4). В образовательных учреждениях, как правило, не применяется система доплат, надбавок, премий и других выплат стимулирующего характера, так как не созданы надтарифные фонды и отсутствуют внебюджетные средства, а руководители образовательных учреждений, не имеющих бухгалтерий, фактически не являются распорядителями средств, находящихся на счетах учреждения. Статья 11 Закона в части предоставления льгот по оплате жилья, электроэнергии и отопления (пункт 2) выполняется не в полном объеме, о чем свидетельствует информация органов местного самоуправления. Существуют задолженности (Заволжский район - 2 года, Лухский район - частичная за 1998 и полностью за 1999 год, Родниковский район - 696 тыс. руб. и средства на предоставление льгот не предусмотрены в бюджете на 2000 год). Право бесплатного проезда на общественном транспорте (за исключением такси) от места проживания до места работы и обратно (статья 11, пункт 3) предоставляется педагогическим работникам и другим специалистам, работающим в учреждениях образования в сельской местности, лишь в некоторых районах (Комсомольский, Родниковский, Тейковский, Фурмановский, Юрьевецкий). В целях развития творческого потенциала педагогов Законом предусмотрено поощрение талантливых работников образовательного учреждения (статья 11, пункт 4) в виде премий за победу и участие в областном конкурсе "Учитель года", а также в районных и городских конкурсах. В Приволжском районе 12 представителей образовательных учреждений получают ежеквартальную премию от АООТ "Яковлевский льнокомбинат", ЗАО "Русское общество свободных шинников - Инвест", в Юрьевецком районе утверждена премия главы администрации педагогическим работникам. Установлены и другие дополнительные льготы и компенсации работникам образовательных учреждений (статья 11, пункт 5), например, скидка по оплате содержания детей в детских дошкольных учреждениях (Юрьевецкий, Лухский районы, г. Иваново), 30-процентная надбавка к заработной плате помощника воспитателя (Пучежский район), доплата или предоставление дополнительного отпуска руководителям методических объединений (г. Тейково, Верхнеландеховский район), бесплатное одноразовое питание работников дошкольных учреждений (Родниковский район), дополнительный отпуск педагогическим работникам через каждые 10 лет (г. Вичуга), бесплатное обследование педагогов областным кардиологическим диспансером (Пестяковский район), субсидии на приобретение жилья работникам образовательных учреждений, единовременное пособие по достижению пенсионного возраста, бесплатный медосмотр, пособие молодым специалистам на обустройство в размере до 5 минимальных размеров оплаты труда (Савинский район), первоочередное приобретение путевок для детей в загородные лагеря (Юрьевецкий район), путевки в санатории работникам образовательных учреждений (г. Кинешма: 1997 - 9 чел., 1998 г. - 17 чел., 1999 г. - 23 чел., 2000 - 33 чел.), материальная помощь работникам учреждений образования, получающим заработную плату по единой тарифной сетке с 1 по 6 разряд, в размере 50 рублей, льготный проезд в городском пассажирском электротранспорте, надбавки руководителям учреждений образования (г. Иваново) за высокие результаты работы. На территории области не реализуются в полном объеме пункты 6, 7, 8 статьи 11. Работникам не выплачиваются командировочные расходы, не производится доплата, предусмотренная Законом, работникам, имеющим звание "Народный учитель" и "Заслуженный учитель", долги по выплате ежемесячной денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию составляют, к примеру: Родниковский район - 2441000 руб. Савинский район - 503739 руб. Вичугский район - 400000 руб. Компенсация не выплачивается с 1996 года в Савинском районе, с 1997 года - Юрьевецком и Тейковском районах, с 1998 года - Верхнеландеховском, Комсомольском, Лухском районах, г. Иванове. В бюджете 2000 года расходы на выплату компенсаций на книгоиздательскую продукцию педагогическим работникам запланированы в сумме 569,8 тыс. руб. для учреждений областного и 12309 тыс. руб. - муниципального подчинения. Норматив на 2000 год на выплату компенсации рассчитан в сумме 615 руб. 30 коп. на 1 работника в год, расходы же областного бюджета предусматривают 606 руб. 17 коп. на 1 работника в год. В текущем году компенсация выплачивается в Вичугском районе, г. г. Иваново, Вичуга, Кинешма, но не в полном объеме. Необходимо отметить, что в Вичугском районе ежемесячная денежная компенсация на книгоиздательскую продукцию не выплачивается работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, что противоречит Закону "О государственной политике в сфере образования" в действующей редакции, так как в Закон были внесены изменения в мае 2000 года с целью приведения его в соответствие с федеральным законодательством. Аттестация работников образовательных учреждений проводится на основании "Положения об аттестации педагогических и руководящих работников учреждений образования Ивановской области". Положение пункта 2 статьи 12 Закона реализуется лишь в Юрьевецком и Фурмановском районах, пункта 3, в части, отнесенной к компетенции муниципального образования, - в Гаврилово - Посадском, Лухском, Фурмановском районах. Управлению образования администрации области, руководителям городских и районных отделов образования необходимо обратить внимание на наличие возможности для дифференцированного подхода к аттестации педагогических и руководящих работников, предусмотренной статьей 12 Закона. Статья 13 Закона реализуется лишь в части положения о ликвидации сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения (пункт 1). Положения Закона о количестве и наполняемости классов, о проведении факультативных занятий (пункты 2, 3) не реализуются в Верхнеландеховском, Лухском районах. При отсутствии нагрузки учителю, специалисту оплата за полную ставку (пункт 4) производится не везде. В Лухском, Пестяковском районах это положение не реализуется, в Вичугском, Пучежском районах такая доплата осуществляется только учителям физкультуры. Не во всех муниципальных образованиях исполняют требование раздельного трудового обучения девочек и мальчиков (Лухский, Родниковский, Юрьевецкий, Фурмановский районы), содержащееся в пункте 5 статьи 13. На основании справки комитета по социальной политике Законодательного Собрания от 07.12.99 о ходе исполнения пункта 2 статьи 14, устанавливающего преемственность получения профессионального образования на территории Ивановской области, Министерство образования и Министерство здравоохранения Российской Федерации провели совещание ответственных секретарей приемных комиссий высших учебных заведений страны. Впервые за последние годы типовые программы вступительных экзаменов в вузы были разработаны и опубликованы Министерством образования РФ весной 2000 года. Кроме этого гораздо раньше по срокам, чем это было раньше, в вузы был направлен документ, регламентирующий работу приемных комиссий и порядок приема в вузы. На совете ректоров в мае 2000 года был рассмотрен вопрос о выполнении замечаний и предложений, указанных в справке комитета по социальной политике, на котором ректоры вузов Ивановской области сообщили о мерах, принятых для приведения программ по предметам в соответствие с требованиями Министерства образования РФ. Комитет по социальной политике включил в план работы вопрос о контроле за ходом вступительных экзаменов в вузы области в текущем году и исполнении пункта 2 статьи 14 Закона. Статья 15 Закона реализуется. В образовательных учреждениях создаются условия для медицинского обслуживания и горячего питания учащихся. Однако из-за недостатка финансирования медицинские комнаты образовательных учреждений плохо оснащены, не хватает медикаментов и лекарств для оказания экстренной помощи. В очень немногих муниципальных образованиях организован ежегодный бесплатный углубленный медицинский осмотр работников образовательных учреждений. Питание детей в школах в основном организовано за счет родительских средств, что приводит к тому, что основная часть детей не имеет горячего питания в течение учебного дня. Бесплатное питание предоставляется лишь определенным категориям школьников (из малообеспеченных семей, многодетных семей, опекаемым, инвалидам, учащимся классов выравнивания и т. д.). Количество детей, получающее бесплатное горячее питание, в процентном выражении очень невелико (10% - в Савинском, Юрьевецком районах, 11% - в г. Иванове). Не организовано бесплатное питание в Заволжском районе. Комитет по социальной политике, отмечая проведение органами государственной власти области, органами и должностными лицами местного самоуправления определенной работы по реализации данного Закона, обращает внимание на следующие проблемы: 1. Отсутствие минимальных социальных стандартов, разработанных и принятых на территории области. 2. Низкий уровень финансирования сферы образования, который приводит к резкому ухудшению материально - технической базы образовательных учреждений области, сокращению числа бесплатных учебников, недостаточному оснащению медицинских пунктов в учебных заведениях, сокращению бесплатного питания в школах и в целом ухудшению питания детей, невозможности подвоза детей к школам в сельской местности, отсутствию компьютеров в образовательных учреждениях. 3. Недостаточное и нерегулярное выделение средств на содержание детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детских домах и школах - интернатах, что приводит к отсутствию одежды, обуви, игр и игрушек у воспитанников. 4. Невыполнение федерального и областного законодательства в части выплаты ежемесячной денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию педагогическим работникам. 5. Отсутствие областных целевых программ, направленных на поддержку и развитие образования области. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|