АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ИВАНОВО
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11.08.2014 г. № 1694
г.Иваново
Об
утверждении Программы повышения эффективности управления
муниципальными
финансами города Иванова на период до 2018 года
(В редакции Постановлений администрации г. Иванова
от
05.02.2015 № 204; от
13.05.2016 № 891)
В
соответствии с распоряжением Правительства Ивановской области от 07.05.2014 N 96-рп "Об
утверждении Программы повышения эффективности управления государственными
финансами Ивановской области на период до 2018 года", в целях принятия
мер по повышению эффективности управления муниципальными финансами города
Иванова, Администрация города Иванова п о с т а н о в л я е т:
1.
Утвердить прилагаемую Программу повышения эффективности управления
муниципальными финансами города Иванова на период до 2018 года (прилагается).
2.
Финансово-казначейскому управлению Администрации города Иванова разместить
настоящее постановление на сайте финансовоказначейского управления
Администрации города Иванова (www. ivbudget. ru).
3.
Отраслевым (функциональным) органам и структурным подразделениям
Администрации города Иванова руководствоваться положениями Программы
повышения эффективности управления муниципальными финансами города Иванова на
период до 2018 года при реализации муниципальных программ, а также при
подготовке проектов муниципальных правовых актов.
4.
Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого
заместителя главы Администрации города Иванова Золкина С. О.
Глава Администрации города Иванова А.С.Кузьмичев
Утверждена
постановлением
Администрации города Иванова
от 11.08.2014 N 1694
ПРОГРАММА
повышения эффективности управления муниципальными финансами
города Иванова на период до 2018 года
Программа
повышения эффективности управления муниципальными финансами города Иванова на
период до 2018 года (далее - Программа) разработана в соответствии с
Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в
2014-2016 годах, Программой повышения эффективности управления
государственными финансами Ивановской области на период до 2018 года и
определяет основные направления деятельности отраслевых (функциональных)
органов, структурных подразделений Администрации города Иванова в указанной сфере.
Итоги
процесса реформирования муниципальных финансов города Иванова
На
протяжении последних лет в городе Иванове осуществляется планомерный процесс
реформирования муниципальных финансов, основной целью которого является
повышение эффективности бюджетных расходов.
Серьезные
преобразования в бюджетной сфере города были проведены благодаря
реализованному в период с 2009 по 2012 год Плану реформирования муниципальных
финансов города Иванова на 2009-2012 годы, утвержденному постановлением Главы
города Иванова от 28.11.2008 N 3602 "Об утверждении плана реформирования
муниципальных финансов города Иванова на 2009-2012 годы", а также
муниципальной программе по повышению эффективности бюджетных расходов города
Иванова до 31.12.2013, утвержденной постановлением Администрации города
Иванова от 30.12.2010 N 2730
"О муниципальной программе по повышению эффективности бюджетных расходов
города Иванова до 31.12.2013".
Наиболее
значимыми результатами выполнения указанных документов стали:
-
переход к трехлетнему бюджетному планированию на основе действующих и
принимаемых обязательств. Расширился горизонт бюджетного планирования,
возросла гибкость в осуществлении расходов;
-
внедрение в бюджетное планирование долгосрочных и ведомственных целевых
программ, муниципальных заданий для главных распорядителей бюджетных средств.
Как следствие, более чем для 60% расходов бюджета города была обеспечена
связь показателей результатов деятельности с бюджетными ассигнованиями;
-
переход к планированию значительной части расходов бюджета города в разрезе
муниципальных услуг. Средства бюджета города стали выделяться не на
финансирование расходов муниципальных учреждений, а на оказание муниципальных
услуг установленного объема и качества;
-
обеспечение публичности основной информации о муниципальных финансах (запущен
и функционирует портал www. ivbudget. ru). Регулярно в сети Интернет
размещается информация об основных аспектах муниципальных финансов:
планировании и исполнении бюджета, кредиторской задолженности, муниципальном
долге и т.д. С 2013 года на официальном сайте Финансово-казначейского
управления Администрации города Ивановав доступной для граждан форме
размещается аналитический материал по проекту бюджета на очередной финансовый
год и плановый период и по отчету об исполнении бюджета города ("Бюджет
для граждан");
-
внедрение инструментов общественного контроля и мониторинга за качеством
муниципальных услуг;
-
внедрение современных форм организации финансово-хозяйственной деятельности
муниципальных учреждений: были созданы "новые бюджетные" и
автономные учреждения (их доля в общем числе муниципальных учреждений
составила 94,4% на начало 2014 года), деятельность учреждений по оказанию
муниципальных услуг финансируется на основе объективных нормативов затрат (в
расчете на потребителя);
-
установка удаленных рабочих мест для всех получателей бюджетных средств,
бюджетных и автономных учреждений, что позволило организовать с ними
электронный документооборот и подписание платежных документов с помощью
электронной цифровой подписи;
-
обеспечение высокого уровня платежной и финансовой дисциплины, минимизация
случаев нарушения бюджетного законодательства и возникновения кредиторской
задолженности.
В
целях обеспечения сбалансированности бюджета города в 2014 году утвержден
план мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию
долговой политики города Иванова на 2014-2016 годы.
В
целом основные задачи повышения эффективности бюджетных расходов были решены,
что обеспечило преемственность развития системы управления муниципальными
финансами и создало качественно новую базу для разработки новой программы в
данной сфере.
Цель
и задачи Программы
Эффективное,
ответственное и прозрачное управление муниципальными финансами является
важнейшим условием для повышения уровня и качества жизни населения города,
устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы и
достижения других стратегических целей социально-экономического развития
города Иванова.
Целью
Программы является повышение эффективности, прозрачности и подотчетности
использования бюджетных средств при реализации приоритетов и целей
социально-экономического развития города Иванова.
Для
достижения цели Программы предлагается обеспечить решение следующих задач:
1)
обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города;
2)
развитие муниципальных программ города Иванова как основного инструмента
повышения эффективности бюджетных расходов;
3)
управление доходами бюджета города;
4)
повышение эффективности бюджетных расходов;
5)
повышение эффективности оказания муниципальных услуг;
6)
повышение качества управления остатками денежных средств на едином счете
бюджета города;
7)
повышение открытости и прозрачности управления финансами города;
8)
повышение эффективности управления муниципальной собственностьюгорода;
9)
усиление контроля за расходованием бюджетных средств.
I.
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости
бюджета города Иванова
Обеспечение
долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города Иванова создает
базовые условия для экономического роста, улучшения инвестиционного климата,
диверсификации и повышения конкурентоспособности субъектов экономической
деятельности, основанной на инновационном развитии, создания рабочих мест,
требующих кадров высокой квалификации, роста реальной заработной платы.
Переход
к формированию бюджета города на основе муниципальных программ предъявляет
дополнительные требования к устойчивости бюджетной системы в части
гарантированного обеспечения финансовыми ресурсами действующих расходных
обязательств, прозрачного и конкурентного распределения имеющихся средств.
Тем самым реализуется возможность полноценного применения программно-целевого
метода, что создает прочную основу для системного повышения эффективности
бюджетных расходов.
Первоочередной
мерой обеспечения долгосрочной устойчивости бюджета города и противодействия
бюджетным рискам должно выступать применение механизма ограничения роста
расходов бюджета города при безусловной реализации принятых решений
(действующих обязательств), в том числе в рамках утвержденных муниципальных
программ.
Модель
постоянного роста бюджетных расходов, исчерпала свои возможности. В
сложившейся ситуации принятие финансово не обеспеченных решений, какими бы
полезными они не были, приведет к потере устойчивости бюджета города,
недоверию к проводимой финансовой политике в городе.
Для
обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета необходимо
также реализовать комплекс мер по:
1)
Корректировке Стратегии развития городского округа Иваново до 2020 года
(далее - Стратегии).
В
комплекс мероприятий по корректировке Стратегии входит:
-
издание необходимых муниципальных правовых актов;
- мониторинг современного состояния городской среды;
-
разработка конкурсной документации на проведение корректировки Стратегии;
-
проведение конкурса на определение подрядчика по корректировке Стратегии;
- непосредственная работа по корректировке Стратегии;
- проведение публичных слушаний;
-
рассмотрение и утверждение Стратегии на заседаниях комитетов и пленарном
заседании Ивановской городской Думы.
2)
Управлению муниципальным долгом города Иванова.
В
комплекс мер по управлению муниципальным долгом входит:
-
снижение объема дефицита бюджета;
-
сбалансированность бюджета города при удержании размера долговой нагрузки
(отношения объема муниципального долга к доходам городского бюджета без учета
объема безвозмездных поступлений) на безопасном уровне.
3)
Оптимизация стоимости обслуживания долговых обязательств.
Для
реализации указанных мер необходимо осуществлять:
- мониторинг потребности городского бюджета в кредитных средствах;
- привлечение бюджетных кредитов от вышестоящих бюджетов;
-
привлечение кредитных ресурсов на оптимально возможный период времени в форме
возобновляемой кредитной линии.
Для
покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета
города, целесообразно продолжать практику управления остатками средств на
едином счете по учету средств городского бюджета, включая привлечение и
возврат средств муниципальных учреждений города Иванова, что позволит реже
прибегать в течение финансового года к заемным источникам и экономить
бюджетные средства на их обслуживание.
II.
Развитие муниципальных программ города Иванова
как основного инструмента повышения эффективности бюджетных расходов
Развитие
программно-целевого планирования является неотъемлемой частью работы по
повышению эффективности бюджетных расходов города. Такая ситуация обусловлена
необходимостью формирования устойчивой связи между осуществляемыми расходами
и желаемыми результатами, что является ключевой целью всей идеологии
реформирования муниципальных финансов на протяжении последних лет.
В
2013 году был начат процесс по составлению и принятию муниципальных программ
города Иванова, принята необходимая нормативная правовая база, организована
поддержка субъектов бюджетного планирования по разработке программ.
Бюджет
города Иванова на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов утвержден в
"программном формате", удельный вес расходов бюджета, формируемых в
рамках программ, составил более 95%.
Поскольку
муниципальные программы города становятся важнейшим инструментом эффективного
расходования бюджетных средств и достижения запланированных целевых
показателей, разработан порядок ежегодной оценки эффективности реализации
муниципальных программ города Иванова.
В
перспективе планируется основное внимание уделять дальнейшей качественной
разработке и реализации муниципальных программ города Иванова как основного
инструмента повышения эффективности бюджетных расходов, повышению
ответственности и заинтересованности ответственных исполнителей муниципальных
программ города Иванова за достижение наилучших результатов в рамках
ограниченных финансовых ресурсов.
В
этой связи планируется:
-
внесение изменений в муниципальные правовые акты, регламентирующие разработку
и реализацию муниципальных программ, а также порядок составления бюджета
города, исходя из результатов первых этапов внедрения программного бюджета;
-
утверждение нового порядка и методики оценки качества финансового управления
главных распорядителей бюджетных средств, учитывающего особенности
составления и исполнения программного бюджета.
Выполнение
данных мероприятий планируется в том числе в рамках муниципальной программы
"Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом города
Иванова".
-
корректировка мероприятий и показателей муниципальных программ города Иванова
с учетом показателей Стратегии.
III.
Управление доходами бюджета города
Политика
в области формирования и администрирования доходов бюджета города Иванова
является существенным элементом повышения эффективности использования
финансовых ресурсов областного центра.
Основное
внимание при управлении доходами города должно быть направлено на:
-
повышение достоверности планирования доходов бюджета;
-
повышение эффективности муниципальных правовых актов о местных налогах;
- оценку эффективности применения налоговых льгот;
- повышение качества администрирования доходов.
В
целях обеспечения системности прогнозирования и установления единого порядка
формирования основных параметров бюджета в городе Иванове планируется
разработка методики прогнозирования налоговых и неналоговых доходов бюджета
города Иванова на очередной финансовый год и плановый период. При этом будет
продолжена работа по взаимодействию с уполномоченными органами власти всех
уровней и администраторами доходов бюджета по формированию прогнозной оценки
в разрезе отдельных видов налогов, сборов и других платежей, мониторинг
изменений бюджетного и налогового законодательств, оказывающих влияние на
налоговую базу, ставки, нормативы зачисления, порядок и сроки уплаты налогов
и авансовых платежей.
Следует
отметить, что орган Федерального казначейства в соответствии с изменениями,
внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации, с 2014 года предоставляет
финансовому органу информацию из расчетных документов о поступивших от
юридических лиц платежах, являющихся доходами местного бюджета. Это позволит
повысить уровень качества мониторинга, анализа и прогнозирования поступлений
в доходы бюджета города.
Одним
из инструментов проведения налоговой политики является предоставление
налоговых льгот. В целях анализа эффективности предоставляемых налоговых
льгот Финансово-казначейским управлением Администрации города Иванова во
исполнение постановления Главы города Иванова от 05.05.2009 N 1015 (в
редакции от 11.06.2010) "Об утверждении порядка и методик оценки
бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к
предоставлению) налоговых льгот" ежегодно проводится оценка эффективности
предоставленных льгот по местным налогам. Проведение такой оценки
способствует оптимизации перечня действующих налоговых льгот и обеспечивает
оптимальный выбор категорий налогоплательщиков для предоставления поддержки в
форме налоговых льгот. По результатам анализа эффективности налоговые льготы
по местным налогам, имеющие низкую бюджетную и социальную эффективность,
подлежат отмене.
Однако,
несмотря на поступательное развитие нормативного правового регулирования, до
настоящего времени в комплексе не решена проблема оценки экономических
последствий принимаемых по налоговым льготам решений, не определены критерии
оценки. В этой связи необходимо совершенствовать действующий в городе Иванове
порядок оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению)
налоговых льгот. Его редактирование в направлении оптимизации предоставления
налоговых льгот позволит рассматривать налоговые льготы в качестве
"налоговых расходов" на реализацию соответствующих задач и
мероприятий муниципальных программ города Иванова.
По-прежнему
важными остаются вопросы налогового администрирования доходов. Повышение
качества налогового администрирования налогов, поступающих в бюджет города
Иванова, в значительной степени зависит от эффективного взаимодействия
органов местного самоуправления с налоговой службой. Работа в этом
направлении ведется на постоянной основе в целях увеличения собираемости
налогов, жесткого контроля за состоянием недоимки по налогам и сборам и
принятия всех мер, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации,
для ее снижения.
В
последние годы в Российской Федерации набирает обороты формирование
электронной модели государственного управления, предусматривающей перевод в
электронную форму услуг, предоставляемых органами власти населению. Поэтому
необходимо дальнейшее развитие Государственной информационной системы о
государственных и муниципальных платежах (далее - ГИС ГМП), с помощью которой
у граждан появляется возможность получения полной и актуальной информации о
своих обязательствах перед бюджетами на порталах государственных и
муниципальных услуг, в многофункциональных центрах, через кредитные
организации и оперативно осуществлять и контролировать оплату имеющихся
начислений и погашение задолженностей. Данный информационный портал направлен
на повышение качества администрирования доходов.
В
декабре 2012 года Финансово-казначейским управлением Администрации города
Иванова была осуществлена процедура регистрации в ГИС ГМП и подключения к
системе межведомственного электронного взаимодействия. В соответствии с
приказом Федерального казначейства от 30.11.2012 N 19н "Об утверждении
Порядка ведения Государственной информационной системы о государственных и
муниципальных платежах" Финансово-казначейское управление Администрации
города Иванова, осуществляющее открытие и ведение лицевых счетов, является
органом, уполномоченным обеспечивать взаимодействие с оператором ГИС ГМП.
Администраторы доходов бюджета города в соответствии с бюджетными
полномочиями осуществляют работу по предоставлению в ГИС ГМП информации, необходимой
для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за
государственные (муниципальные) услуги, а также осуществления иных платежей,
являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации.
IV.
Повышение эффективности бюджетных расходов
Управление
расходами представляет собой важную часть бюджетной политики города и в
значительной мере определяется Положением о бюджетном процессе города
Иванова, регулирующим отношения, возникающие в процессе планирования,
утверждения и исполнения бюджета в части расходов, а также контроля за его
исполнением. Таким образом, совершенствование практики бюджетирования следует
рассматривать как важный инструмент повышения эффективности и
результативности расходов города.
Основной
задачей бюджетной политики является повышение эффективности бюджетных
расходов в целях обеспечения потребностей граждан в качественных и доступных
муниципальных услугах, в том числе за счет:
-повышения
объективности и качества бюджетного планирования;
-формирования
бюджетных параметров исходя из четкой приоритизации и необходимости
безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с
учетом их оптимизации и повышения эффективности их исполнения;
-повышения
эффективности распределения бюджетных средств, ответственного подхода к
принятию новых расходных обязательств с учетом их социально-экономической
значимости;
-участия,
исходя из возможностей бюджета города, в реализации программ и мероприятий,
софинансируемых из федерального и областного бюджетов.
Немаловажным
фактором повышения эффективности бюджетных расходов является повышение
качества муниципальных программ, которые должны быть сформированы в увязке с
соответствующими государственными программами Российской Федерации, Ивановской
области и мероприятиями, утвержденными в "дорожных картах" развития
соответствующих отраслей.
Планирование
бюджетных ассигнований бюджета города на основе муниципальных программ с
учетом оценки эффективности их реализации позволит обеспечить более обоснованное
формирование комплекса мероприятий, направленных на достижение целей
социального и экономического развития города Иванова в определенной сфере,
увязанных по ресурсам и срокам их реализации.
При
рассмотрении вопросов об увеличении объемов финансирования по муниципальным
программам за счет средств бюджета города также должно учитываться выполнение
целевых индикаторов развития отраслей, установленных в "дорожных
картах", объем привлеченных средств за счет реорганизации неэффективных
учреждений, иных источников и других мероприятий по оптимизации расходов, а
также данные статистического наблюдения показателей заработной платы
категорий работников, повышение оплаты труда которых определено указами
Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 и от 01.06.2012 N 761, по
итогам года.
Повышению
эффективности использования средств бюджета города в сфере управления будет
способствовать проведение мониторинга и осуществление мероприятий по
соблюдению нормативов формирования расходов на содержание органов местного
самоуправления.
Одно
из приоритетных в ближайшей перспективе направлений организации работы по
повышению эффективности бюджетных расходов связано с развитием контрактной
системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных
нужд. Основным резервом повышения эффективности использования бюджетных
средств будет являться оптимизация расходов на закупку товаров, работ, услуг
для муниципальных нужд.
При
этом целесообразность осуществления муниципальных закупок должна быть увязана
с целями и задачами реализации муниципальных программ, планы-графики закупок
увязаны с планами реализации муниципальных программ, а в контрактах на
оказание услуг или закупку товаров для муниципальных нужд должны указываться
результаты соответствующих мероприятий муниципальных программ.
Важным
направлением эффективности бюджетных расходов является развитие и интеграция
городских информационных систем управления, а в рамках финансовых
информационных систем интеграция с государственной информационной системой
управления общественными финансами "Электронный бюджет".
В
рамках данного направления предусматривается реализация следующих
мероприятий:
-
переход на единые федеральные стандарты электронной финансовой информации и
унификация процессов управления государственными (муниципальными) финансами.
Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 N 1275-р "О Концепции
создания и развития государственной интегрированной информационной системы
управления общественными финансами "Электронный бюджет" органам
местного самоуправления рекомендовано при разработке систем управления
муниципальными финансами руководствоваться положениями Концепции создания и
развития государственной интегрированной информационной системы управления
общественными финансами "Электронный бюджет", предусматривающей
централизацию, стандартизацию и унификацию всего бюджетного процесса
(планирование бюджета, его исполнение и отчетность) на уровне субъектов
Российской Федерации для обеспечения их подотчетности и удаленного информационного
взаимодействия.
В
целях обеспечения стандартизации и унификации электронной финансовой
информации предусматривается реализация комплекса мер:
-
внедрение в информационные системы управления муниципальными финансами единых
федеральных стандартов и форматов электронных документов;
-
структурирование информации по заданным правилам с обязательным
использованием единых федеральных реестров и классификаторов;
-
обеспечение использования электронной подписи в соответствии с действующим
законодательством;
-
развитие информационных систем управления муниципальными финансами (по сбору
и консолидации бюджетной отчетности; составлению и исполнению доходов и
расходов бюджета города), обеспечение их интеграции с системой
"Электронный бюджет". Внедрение информационных систем на уровне
администраторов начислений, сопряженных с ГИС ГМП.
V.
Повышение эффективности оказания муниципальных услуг
Для
повышения эффективности и открытости использования бюджетных средств,
направляемых на финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий на
оказание муниципальных услуг (выполнение работ), необходима более четкая
увязка состава и объема оказываемых муниципальных услуг, выполняемых
муниципальных работ с социальными гарантиями и обязательствами
муниципалитета, при этом особое внимание следует уделять вопросам
удовлетворенности населения получаемыми муниципальными услугами (работами) и
реальному улучшению качества жизни населения.
Предоставление
муниципальной услуги (работы) предусматривает ее обязательное отражение в
перечне муниципальных услуг (работ). Постановлением Администрации города
Иванова от 19.12.2012 N 2905
"Об утверждении перечня предоставляемых муниципальных услуг города
Иванова, оказываемых в рамках муниципальных заданий, используемых при
планировании бюджетных ассигнований" городскому округу предусмотрено
предоставление 22 муниципальных услуг. Постановлением Администрации города
Иванова от 20.12.2012 N 2919
"Об утверждении положений об оказании муниципальных услуг, оказываемых в
рамках муниципальных заданий" утверждены положения об оказании
муниципальных услуг, которыми установлены категории потребителей, содержание
и порядок оказания муниципальных услуг, организации, оказывающие услуги,
источники финансирования услуг. Постановлением Администрации города Иванова от 20.12.2012 N 2920 "Об
утверждении требований к качеству муниципальных услуг города Иванова,
оказываемых в рамках муниципальных заданий" утверждены требования к
качеству деятельности организаций, оказывающих муниципальные услуги города
Иванова.
Расчет
объема муниципальных услуг, включаемых в муниципальные задания, проводится на
основе учета результатов проведения мониторинга потребности в муниципальных
услугах, который ежегодно проводится главными распорядителями бюджетных
средств.
Муниципальное
задание доводится муниципальному учреждению в соответствии с порядком
формирования муниципального задания муниципальным учреждениям города Иванова,
утвержденным постановлением Администрации города Иванова от 20.09.2011 N 1972 "Об
утверждении порядков формирования и финансового обеспечения выполнения
муниципального задания муниципальными учреждениями города Иванова". В
соответствии со ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации утверждены
порядки определения нормативных затрат на оказание муниципальных услуг
муниципальными бюджетными и автономными учреждениями физическим и (или)
юридическим лицам и нормативных затрат на содержание муниципального
имущества.
В
целях эффективного и целевого использования бюджетных средств главными
распорядителями бюджетных средств осуществляется постоянный контроль за
выполнением подведомственными учреждениями объемов муниципальных заданий и
соблюдением ими требований к качеству оказания муниципальной услуги.
Вопросы
эффективности оказания муниципальных услуг актуальны и в связи с реализацией
Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597, от 01.06.2012 N
761. Мероприятия по совершенствованию систем оплаты труда должны проводиться,
в том числе и за счет мероприятий по проведению структурных реформ в
соответствующих отраслях, обеспечивающих возможности использования не менее
трети необходимых ресурсов для повышения оплаты труда за счет реорганизации
неэффективных организаций.
Немаловажным
фактором, влияющим на повышение качества предоставляемых муниципальных услуг
(выполняемых работ), является совершенствование систем оплаты труда
работников муниципальных учреждений. Необходимо создание механизма
стимулирования к повышению качества услуг и эффективности работы,
установления взаимосвязи между повышением оплаты труда и достижением
конкретных показателей как количества, так и качества оказываемых услуг
(работ), создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей.
С
учетом изменений, внесенных в Бюджетный кодекс Российской Федерации, для
повышения качества и доступности муниципальных услуг необходимо решение
следующих задач:
-
подготовка и утверждение порядка формирования, ведения и утверждения
ведомственных перечней муниципальных услуг и работ, оказываемых и выполняемых
муниципальными учреждениями города Иванова, с соблюдением утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2014 N 151 общих требований
к формированию, ведению и утверждению ведомственных перечней государственных
(муниципальных) услуг (работ), оказываемых и выполняемых государственными
учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными учреждениями);
-
формирование ведомственных перечней муниципальных услуг и муниципальных работ
в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и
муниципальных услуг и работ, разработанными федеральными органами
исполнительной власти, ответственными за реализацию государственной политики
и нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах деятельности;
-
корректировка расчета нормативов на оказание муниципальных услуг физическим и
(или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание муниципального
имущества, после принятия на федеральном уровне общих требований к
определению нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) в
соответствующих сферах;
-
упорядочение формирования перечня услуг, оказываемых на платной основе в
муниципальных учреждениях, и регламентация порядка определения стоимости
платных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями, в том числе
корректировка положений об оказании платных услуг и методики определения цен
(тарифов) на платные услуги;
-
внедрение в учреждениях систем оплаты труда работников, адаптированных к
новым условиям деятельности в рамках "эффективного контракта";
-
совершенствование механизма оценки качества оказываемых муниципальных услуг
(работ) утвержденным требованиям к качеству.
VI.
Повышение качества управления остатками денежных средств
на едином счете бюджета города
Повышение
качества управления остатками денежных средств на едином счете бюджета города
является одним из рычагов повышения эффективности управления муниципальными
финансами города.
В
2013 году большое внимание было уделено поддержанию ликвидности единого счета
бюджета города и оптимизации структуры остатка средств на расчетном счете по
обслуживанию бюджетных и автономных учреждений.
Для
решения данной задачи был разработан порядок перечисления остатков средств
муниципальных бюджетных учреждений на счетах, открытых в
финансово-казначейском управлении Администрации города Иванова для отражения
операций со средствами муниципальных бюджетных учреждений, в бюджет города
Иванова, а также их возврата на указанные счета.
В
результате в течение 2013 года удалось привлечь "чистых" свободных
остатков бюджетных и автономных учреждений на сумму 230,0 млн. рублей. Это
позволило значительно увеличить остаток, доступный для распределения,
максимально отсрочить привлечение кредитов банков и, соответственно, снизить
расходы на обслуживание муниципального долга.
В
целях повышения качества управления остатками денежных средств на едином
счете бюджета города Иванова ежемесячно проводится мониторинг остатка
денежных средств на едином счете бюджета города.
В
качестве инструмента для повышения ликвидности единого счета бюджета города в
части увеличения остатка, доступного для распределения, в соответствии со
статьей 93.6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, могут быть использованы
бюджетные кредиты на пополнение остатков на едином счете бюджета города,
предоставляемых Федеральным казначейством на срок до
50 дней. (В редакции Постановлений
администрации г. Иванова от
05.02.2015 № 204; от
13.05.2016 № 891)
Применение
указанных мер позволит поддержать ликвидность единого счета бюджета города,
более рационально привлекать заемные средства исключительно в периоды, когда
на едином счете бюджета города не хватает средств для оплаты денежных
обязательств на конкретную дату, и, соответственно, снизить расходы на
обслуживание муниципального долга.
VII. Повышение открытости и прозрачности управления финансами города
В
целях обеспечения реализации прав граждан и организаций на доступ к
информации о деятельности органов местного самоуправления города Иванова и об
использовании средств бюджета города Иванова в соответствии с постановлением
Главы города Иванова от 30.06.2009 N 1596 "О размещении информации о
муниципальных финансах города Иванова в сети Интернет" создан
официальный сайт города Иванова в сети Интернет(www. ivbudget. ru) для
раскрытия информации о муниципальных финансах города Иванова (далее -
официальный сайт). Утвержден перечень информации, подлежащей размещению на
официальном сайте, сроки и периодичность ее размещения, а также перечень
структурных подразделений, отраслевых (функциональных) органов администрации
города, ответственных за предоставление данной информации.
Несмотря
на достаточно большой объем информации, размещаемой на официальном сайте о
формировании и ходе исполнения бюджета города, большинство жителей города не
могут вникнуть в суть происходящих этапов бюджетного процесса в связи со
специфичностью изложения материала. С 2013 года на официальном сайте
Финансово-казначейского управления Администрации города Иванова в доступной
для граждан форме размещается аналитический материал по проекту бюджета на
очередной финансовый год и плановый период и по отчету об исполнении бюджета
города ("Бюджет для граждан").
Однако
современное развитие отношений в сфере общественных финансов предъявляет
новые требования к составу и качеству информации о финансовой деятельности
публично-правовых образований, а также открытости информации о результатах их
деятельности. Стремительные темпы информатизации общества заставляют более
тщательно подходить к вопросу о публикации в Интернете сведений о своих
бюджетах и проводимой бюджетной политике.
В
этой связи, в целях дальнейшего совершенствования официального сайта следует
провести:
-
анализ наполнения и оформления официального сайта, а также размещения,
актуальности и доступности информации на нем;
-
анализ актуальности и совершенствование перечня информации, размещаемой на
официальном сайте.
VIII. Повышение эффективности управления муниципальной собственностью
города
Повышение
эффективности управления муниципальным имуществом является одним из основных
элементов повышения эффективности управления муниципальными финансами города.
Приоритетными
целями в области управления муниципальным имуществом являются:
-
увеличение доходов от управления и распоряжения муниципальным имуществом;
- рациональное использование муниципального имущества.
Для реализации целей необходимо предпринять комплекс мер по:
-
оптимизации состава и структуры муниципального имущества города;
-
повышению эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий и
хозяйственных обществ, доля акций которых находится в муниципальной
собственности города Иванова.
В
этой связи необходимо выполнение ряда мероприятий:
-
совершенствование системы учета объектов муниципального имущества;
-
оптимизация количества объектов управления (муниципальных предприятий,
учреждений, хозяйственных обществ, доля акций которых находится в
муниципальной собственности города Иванова) с учетом их экономической
эффективности и выполняемых социальных функций;
-
усиление контроля за использованием и сохранностью муниципального имущества
города Иванова, закрепленного на праве хозяйственного ведения за
муниципальными предприятиями и праве оперативного управления за
муниципальными учреждениями, а также имущества муниципальной казны,
переданного организациям и учреждениям по договорам аренды и безвозмездного
пользования;
-
оптимизация состава и объема имущества, необходимого для деятельности
казенных, бюджетных и автономных учреждений.
Результат
от реализации предусмотренного комплекса мероприятий будет состоять в
повышении доходов от использования муниципального имущества города и
сокращении расходов на его содержание.
IX.
Усиление контроля за расходованиембюджетных средств
Функция
контроля - неотъемлемая составляющая системы муниципального управления. В
свою очередь, одним из важных элементов этой функции является муниципальный
финансовый контроль, главная цель и предназначение которого - повышение
эффективности и прозрачности управления муниципальными финансами.
Развитие
системы финансового контроля должно идти в направлении контроля эффективности
и результативности бюджетных расходов, включающего контроль экономической
обоснованности, правомерности и эффективности использования муниципальных
финансовых ресурсов, анализ результативности их использования.
В
рамках контрольной деятельности должны быть решены следующие задачи:
-
повышение качества проведения контрольных мероприятий;
-
проведение информационной работы с целью повышения бюджетной дисциплины
объектами финансового контроля;
-
организация работы и проведение совместных контрольных мероприятий;
В
целях повышения качества и результативности контрольных мероприятий
необходимо обеспечить контроль за целевым и эффективным расходованием
бюджетных средств с осуществлением оценки достижения показателей
эффективности и результативности расходов, выделенных в рамках программ.
Требуется
продолжить работу по совершенствованию нормативной правовой базы.
В
ближайшее время необходима реализация мероприятий по развитию и дальнейшему
совершенствованию системы внутреннего муниципального финансового контроля с
учетом планируемого принятия новаций в данной сфере.
В
целях совершенствования контроля за целевым и эффективным использованием
бюджетных средств осуществление финансового контроля в бюджетном секторе
должно быть направлено на:
-
совершенствование правовых и методологических основ муниципального
финансового контроля с учетом изменений, вносимых в бюджетное законодательство;
-
внедрение новых методов финансового контроля, в том числе направленных на
предотвращение нарушений при использовании бюджетных средств;
-
применение новых мер принуждения и привлечения к ответственности, в том числе
административной;
- повышение эффективности внутреннего финансового контроля;
-
усиление контроля за повышением отдачи от использования муниципальных
средств, улучшением качества оказываемых муниципальных услуг (выполняемых
работ);
-
усиление контроля в сфере закупок в целях эффективного использования средств
городского бюджета в рамках исполнения закона о контрактной системе;
-
усиление контроля за эффективным управлением и распоряжением имуществом,
находящимся в муниципальной собственности.
Организация
реализации Программы
Организация
выполнения мероприятий Программы будет осуществляться в рамках Плана
мероприятий по реализации Программы (прилагается).
Приложение
к Программе
ПЛАН
мероприятий по реализации Программы повышения эффективности
управления муниципальными финансами города Иванова на период до 2018
года
(В редакции Постановления администрации г.
Иванова от
13.05.2016 № 891)
---------------------------------------------------------------------------------------------------
| N п/п | Наименование мероприятия | Срок реализации | Ответственный |
| | | | исполнитель |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Задача 1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1 | Корректировка Стратегии развития | 2014-2018 годы | Управление экономичес- |
| | городского округа Иваново до 2020 года, в | | кого развития и торгов-|
| | том числе: | | ли Администрации города |
| | - издание необходимых муниципальных | | Иванова |
| | правовых актов; | | |
| | - мониторинг современного состояния | | |
| | городской среды; | | |
| | - разработка конкурсной документации на | | |
| | проведение корректировки Стратегии; | | |
| | - проведение конкурса на определение | | |
| | подрядчика по корректировке | | |
| | Стратегии; | | |
| | - непосредственная работа по | | |
| | корректировке Стратегии; | | |
| | - проведение публичных слушаний; | | |
| | - рассмотрение и утверждение Стратегии | | |
| | на заседаниях комитетов и пленарном | | |
| | заседании Ивановской городской Думы | | |
|-------+--------------------------------------------+------------------+-------------------------|
| 2 | Поддержание безопасного уровня | 2014-2018 годы | Финансово-казначейское |
| | муниципального долга города на уровне не | | управление |
| | более 50% налоговых и неналоговых доходов | | Администрации города |
| | | | Иванова |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Задача 2. Развитие муниципальных программ города Иванова как основного инструмента |
| повышения эффективности бюджетных расходов |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1 | Внесение изменений в муниципальные | 2014-2018 годы | Финансово-казначейское |
| | правовые акты, регламентирующие | | управление |
| | разработку и реализацию муниципальных | | Администрации города |
| | программ, а также порядок составления | | Иванова |
| | бюджета города, исходя из результатов | | |
| | первых этапов внедрения программного | | |
| | бюджета | | |
|-------+--------------------------------------------+------------------+-------------------------|
| 2 | Утверждение нового порядка и методики | 2014-2018 годы | Финансово-казначейское |
| | оценки качества финансового управления | | управление |
| | главных распорядителей бюджетных средств, | | Администрации города |
| | учитывающего особенности составления и | | Иванова |
| | исполнения программного бюджета | | |
|-------+--------------------------------------------+------------------+-------------------------|
| 3 | Корректировка мероприятий и показателей | 2014-2018 годы | Отраслевые |
| | муниципальных программ города Иванова с | | (функциональные) |
| | учетом показателей Стратегии | | органы Администрации |
| | | | города Иванова |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Задача 3. Управление доходами бюджета города |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------|
1
|
Разработка
муниципального правового акта об утверждении методики прогнозирования
поступления доходов в бюджет города Иванова на очередной финансовый год и
плановый период
|
2016 год
|
главные
администраторы доходов бюджета города Иванова
|
2
|
Совершенствование
порядка и методик оценки эффективности предоставляемых (планируемых к
предоставлению) налоговых льгот
|
2017 год
|
финансово-казначейское
управление Администрации города Иванова
|
|-------+--------------------------------------------+------------------+-------------------------|
| 3 | Оптимизация системы налоговых льгот на | 2015-2018 годы | Финансово-казначейское |
| | основе проведенной оценки их | | управление |
| | эффективности | | Администрации города |
| | | | Иванова |
| | | | Управление экономичес- |
| | | |кого развития и торговли |
| | | | Администрации города |
| | | | Иванова |
|-------+--------------------------------------------+------------------+-------------------------|
| 4 | Реализация плана мероприятий по росту | 2014-2016 годы | Финансово-казначейское |
| | доходов (в соответствии с утвержденным | | управление |
| | распоряжением Администрации города | | Администрации города |
| | Иванова от 31.03.2014 N 103-р) | | Иванова совместно |
| | | | отраслевыми |
| | | | (функциональными) |
| | | | органами |
| | | | Администрации города |
| | | | Иванова, являющимися |
| | | | главными |
| | | | администраторами |
| | | | доходов бюджета города |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Задача 4. Повышение эффективности бюджетных расходов |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1 | Формирование бюджетных параметров | 2014-2018 годы | Финансово-казначейское |
| | исходя из четкой приоритизации и | | управление |
| | необходимости безусловного исполнения | | Администрации города |
| | действующих расходных обязательств, в том | | Иванова |
| | числе с учетом их оптимизации и повышения | | |
| | эффективности их исполнения | | |
|-------+--------------------------------------------+------------------+-------------------------|
| 2 | Участие в реализации программ и | 2014-2018 годы | Отраслевые |
| | мероприятий, софинансируемых из | | (функциональные) |
| | федерального и областного бюджета | | органы Администрации |
| | | | города Иванова |
|-------+--------------------------------------------+------------------+-------------------------|
| 3 | Внесение изменений в Порядок составления | 2015 год | Финансово-казначейское |
| | и ведения кассового плана исполнения | | управление |
| | бюджета города в целях установления | | Администрации города |
| | ответственности главных распорядителей | | Иванова |
| | бюджетных средств за качество составления | | |
| | и исполнения показателей кассового плана | | |
| | исполнения бюджета города Иванова | | |
|-------+--------------------------------------------+------------------+-------------------------|
| 4 | Отбор инвестиционных проектов для | 2015-2018 годы | Управление |
| | финансирования за счет бюджетных | | капитального |
| | ассигнований исходя из перспектив развития | | строительства |
| | с приоритетом необходимости завершения | | Администрации города |
| | проектов предыдущих лет | | Иванова |
|-------+--------------------------------------------+------------------+-------------------------|
| 5 | Внедрение в информационные системы | 2014-2018 годы | Финансово-казначейское |
| | единых федеральных стандартов | (по мере | управление |
| | электронной финансовой информации и | формирования | Администрации города |
| | унификации процессов управления | законодательной | Иванова |
| | государственными (муниципальными) | базы по ведению, | |
| | финансами | изменению и | |
| | | применению | |
| | | общероссийских | |
| | | классификаторов, | |
| | | реестров и | |
| | | информационных | |
| | | ресурсов | |
| | | Российской | |
| | | Федерации, | |
| | | определения | |
| | | федеральными и | |
| | | региональными | |
| | | органами | |
| | | исполнительной | |
| | | власти единых | |
| | | стандартов | |
| | | электронной | |
| | | финансовой | |
| | | информации) | |
|-------+--------------------------------------------+------------------+-------------------------|
| 6 | Развитие информационных систем | 2014-2018 годы | Финансово-казначейское |
| | управления муниципальными финансами, | (по мере | управление |
| | обеспечение их интеграции с системой | внедрения | Администрации города |
| | "Электронный бюджет" | Министерством | Иванова |
| | | финансов | |
| | | Российской | |
| | | Федерации и | |
| | | Федеральным | |
| | | казначейством | |
| | | подсистем | |
| | | "Электронного | |
| | | бюджета", | |
| | | разработки | |
| | | форматов обмена | |
| | | электронными | |
| | | документами) | |
| | | | |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Задача 5. Повышение эффективности оказания муниципальных услуг |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1 | Подготовка и утверждение порядка | 2014 год | Управление экономичес- |
| | формирования, ведения и утверждения | |кого развития и торговли |
| | ведомственных перечней муниципальных | | Администрации города |
| | услуг и работ, оказываемых и выполняемых | | Иванова, финансово- |
| | муниципальными учреждениями города | | казначейское управление |
| | Иванова | | Администрации города |
| | | | Иванова |
|-------+--------------------------------------------+------------------+-------------------------|
| 2 | Формирование ведомственных перечней | 2015-2016 годы | Отраслевые |
| | муниципальных услуг и работ в соответствии | | (функциональные) |
| | с базовыми (отраслевыми) перечнями | | органы Администрации |
| | государственных и муниципальных услуг и | | города Иванова, |
| | работ, разработанными федеральными | | финансово-казначейское |
| | органами исполнительной власти | | управление Администрации|
| | | | города Иванова |
|-------+--------------------------------------------+------------------+-------------------------|
| 3 | Внесение изменений в муниципальные | После принятия | Отраслевые |
| | правовые акты, устанавливающие порядок | на федеральном | (функциональные) |
| | определения нормативных затрат на оказание | уровне общих | органы Администрации |
| | муниципальных услуг физическим и (или) | требований к | города Иванова, |
| | юридическим лицам и нормативных затрат | определению | финансово-казначейское |
| | на содержание муниципального имущества | нормативных | управление |
| | | затрат на | Администрации города |
| | | оказание услуг | Иванова |
| | | (выполнение | |
| | | работ) | |
|-------+--------------------------------------------+------------------+-------------------------|
| 4 | Регламентация порядка определения | 2014 год | Отраслевые |
| | стоимости платных услуг, оказываемых | | (функциональные) |
| | муниципальными учреждениями | | органы Администрации |
| | | | города Иванова |
|-------+--------------------------------------------+------------------+-------------------------|
| 5 | Контроль за выполнением учреждениями | В порядке и | Отраслевые |
| | муниципальных заданий на оказание | сроки, | (функциональные) |
| | муниципальных услуг (работ) | установленные | органы Администрации |
| | | постановлением | города Иванова, |
| | | Администрации | Управление экономики |
| | | города Иванова | Администрации города |
| | | от 20.09.2011 | Иванова, финансово- |
| | | N 1972 | казначейское управление |
| | | "Об утверждении | Администрации города |
| | | порядков | Иванова |
| | | формирования и | |
| | | финансового | |
| | | обеспечения | |
| | | выполнения | |
| | | муниципального | |
| | | задания | |
| | | муниципальными | |
| | | учреждениями | |
| | | города Иванова" | |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Задача 6. Повышение качества управления остатками денежных средств на едином счете бюджета |
| города |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1 | Привлечение бюджетных кредитов на | 2015-2018 годы | Финансово-казначейское |
| | пополнение остатков средств на едином | | управление |
| | счете бюджета города в соответствии со | | Администрации города |
| | статьей 93.6 Бюджетного Кодекса | | Иванова |
| | Российской Федерации | | |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Задача 7. Повышение открытости и прозрачности управления финансами города |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1 | Анализ наполнения и оформления | 2015-2018 годы | Финансово-казначейское |
| | официального сайта, а также размещения, | | управление |
| | актуальности и доступности информации на | | Администрации города |
| | нем | | Иванова |
|-------+--------------------------------------------+------------------+-------------------------|
| 2 | Анализ актуальности и совершенствование | 2015-2018 годы | Финансово-казначейское |
| | перечня информации, размещаемой в | | управление |
| | информационно-телекоммуникационной | | Администрации города |
| | сети Интернет | | Иванова |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Задача 8. Повышение эффективности управления муниципальной собственностью города |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1 | Совершенствование системы учета объектов | 2015-2018 годы | Ивановский городской |
| | муниципального имущества | | комитет по управлению |
| | | | имуществом |
|-------+--------------------------------------------+------------------+-------------------------|
| 2 | Оптимизация количества объектов | 2015-2018 годы | Ивановский городской |
| | управления (муниципальных предприятий, | | комитет по управлению |
| | учреждений, хозяйственных обществ, доля | | имуществом |
| | акций которых находится в муниципальной | | |
| | собственности города Иванова) с учетом их | | |
| | экономической эффективности и | | |
| | выполняемых социальных функций | | |
|-------+--------------------------------------------+------------------+-------------------------|
| 3 | Усиление контроля за использованием и | 2015-2018 годы | Ивановский городской |
| | сохранностью муниципального имущества | | комитет по управлению |
| | города Иванова, закрепленного на праве | | имуществом |
| | хозяйственного ведения за муниципальными | | |
| | предприятиями и праве оперативного | | |
| | управления за муниципальными | | |
| | учреждениями, а также имущества | | |
| | муниципальной казны, переданного | | |
| | организациям и учреждениям по договорам | | |
| | аренды и безвозмездного пользования | | |
|-------+--------------------------------------------+------------------+-------------------------|
| 4 | Оптимизация состава и объема имущества, | 2015-2018 годы | Ивановский городской |
| | необходимого для деятельности казенных, | | комитет по управлению |
| | бюджетных и автономных учреждений | | имуществом |
|-------+--------------------------------------------+------------------+-------------------------|
| 5 | Оформление права муниципальной | 2015-2018 годы | Ивановский городской |
| | собственности на объекты с учетом | | комитет по управлению |
| | полномочий, возложенных на органы | | имуществом |
| | местного самоуправления | | |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Задача 9. Усиление контроля за расходами бюджетных средств |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1 | Осуществление контроля за целевым и | 2014-2018 годы | Финансово-казначейское |
| | эффективным расходованием бюджетных | | управление |
| | средств с осуществлением оценки | | Администрации города |
| | достижения показателей эффективности и | | Иванова |
| | результативности расходов, выделенных в | | |
| | рамках программ | | |
|-------+--------------------------------------------+------------------+-------------------------|
| 2 | Совершенствование правовых и | 2015-2018 годы | Финансово-казначейское |
| | методологических основ муниципального | | управление |
| | финансового контроля с учетом изменений, | | Администрации города |
| | вносимых в бюджетное законодательство | | Иванова |
---------------------------------------------------------------------------------------------------
|