Расширенный поиск

Закон Ивановской области от 30.04.2008 № 19-ОЗ



ЗАКОН ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О местном референдуме

Принят Ивановской областной Думой 10 апреля 2008 года

 

(В редакции Законов Ивановской области от 31.12.2008 г. N 183-ОЗ;

от 13.10.2009 г. N 103-ОЗ; от 11.10.2011 г. N 97-ОЗ;

от 27.10.2011 г. N 105-ОЗ; от 11.12.2012 г. N 111-ОЗ;

от 30.04.2013 г. N 25-ОЗ; от 08.05.2014 г. N 29-ОЗ;

от 30.05.2014 г. N 31-ОЗ; от 01.04.2015 № 21-ОЗ;

от 08.04.2015 № 26-ОЗ; от 01.06.2016 № 39-ОЗ)

 

Настоящий Закон принят в соответствии со статьями 3, 32 и 130 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ (далее – Федеральным законом), Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (далее Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ) в целях обеспечения реализации права граждан на участие в местном референдуме (далее также – референдуме), в голосовании по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, в голосовании населения по вопросу отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. (В редакции Закона Ивановской области от 13.10.2009 г. N 103-ОЗ)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Правовые основы референдума в Ивановской области

1. Порядок подготовки и проведения местного референдума регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ, иными федеральными законами, Уставом Ивановской области, настоящим Законом, иными законами Ивановской области, уставом муниципального образования. (В редакции Закона Ивановской области от 13.10.2009 г. N 103-ОЗ)

2. В случае принятия в период кампании референдума закона, содержащего положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения референдума, либо в случае внесения в этот период в закон изменений, касающихся порядка подготовки и проведения соответствующего референдума, указанный закон и изменения применяются к референдуму, инициатива проведения которого выдвинута после вступления в силу указанных закона и изменений.

3. Настоящий Закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Ивановской области.

4. Подготовку и проведение референдума, обеспечение реализации и защиты права на участие в референдуме осуществляют комиссии референдума, установленные Федеральным законом, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ, законом Ивановской области «О системе избирательных комиссий в Ивановской области», уставом муниципального образования.

Статья 2. Основные понятия и термины, используемые
в настоящем Законе

1. Местный референдум – форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах соответствующего муниципального образования, в целях решения вопросов местного значения, осуществляемого посредством голосования.

2. В настоящем Законе используются основные понятия и термины в значениях, определенных статьей 2 Федерального закона, а также статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, настоящим Законом.

Статья 3. Принципы проведения референдума

1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, место жительства которого расположено на территории округа референдума, участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других действиях по подготовке и проведению назначенного референдума. До назначения референдума в действиях по подготовке и проведению референдума имеет право принимать участие гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет. (В редакции Закона  Ивановской области от 01.06.2016 № 39-ОЗ)

2. Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации и международные общественные движения, некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на референдуме, а также в иных формах участвовать в кампаниях референдума. Участие в кампаниях референдума указанных лиц и представителей указанных организаций в качестве иностранных (международных) наблюдателей регулируется в соответствии с федеральным законом. (В редакции Законов Ивановской области от 31.12.2008 г. N 183-ОЗ; от 08.04.2015 № 26-ОЗ)

3. Участие гражданина Российской Федерации в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, а также на его свободное волеизъявление.

4. Референдум назначается и проводится в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом, настоящим Законом, уставом муниципального образования.

5. Деятельность комиссий референдума при подготовке и проведении референдума, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов референдума осуществляется открыто и гласно.

Статья 4. Округ референдума

Референдум проводится по единому округу, включающему в себя всю территорию муниципального образования.

Статья 4.1. Образование участков референдума

1. Для проведения голосования и подсчета голосов участников референдума образуются участки референдума в соответствии с Федеральным законом и настоящим Законом.

2. В местах временного пребывания участников референдума (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях участки референдума могут образовываться комиссией, организующей подготовку и проведение референдума, на установленный ею срок не позднее чем за 30 дней до дня голосования, а в исключительных случаях - по согласованию с вышестоящей комиссией референдума не позднее чем за 3 дня до дня голосования. В труднодоступных и отдаленных местностях участки референдума могут образовываться комиссией, организующей подготовку и проведение референдума, по согласованию с руководителем объекта, расположенного в труднодоступной и отдаленной местности. (В редакции Закона  Ивановской области от 08.04.2015 № 26-ОЗ)

3. Военнослужащие голосуют на общих участках референдума. В порядке исключения допускается образование участков референдума на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. Участки референдума в этих случаях образуются не позднее чем за 30 дней до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее чем за 5 дней до дня голосования командирами воинских частей на установленный ими срок по согласованию с соответствующей комиссией референдума муниципального образования.

4. Информация об участках референдума, образованных в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи, должна быть опубликована соответствующей комиссией референдума муниципального образования не позднее чем через 2 дня после их образования, а также доведена до сведения участников референдума, которые в день голосования будут иметь право голосовать на них, иными способами.

(Дополнен - Закон Ивановской области от 11.12.2012 г. N 111-ОЗ)

Статья 5. Вопросы референдума

1. На референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.

2. Уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум. По вопросу определения структуры органа местного самоуправления вновь образованного муниципального образования проводится референдум в случае, если в течение месяца со дня вступления в силу закона Ивановской области об установлении границ соответствующего муниципального образования с инициативой о проведении референдума выступила группа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. (В редакции Закона Ивановской области от 13.10.2009 г. N 103-ОЗ)

3. Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.

4. Вопросы референдума не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Ґ0тавуҐ1вановской области и законам Ивановской области, уставу муниципального образования. (В редакции Закона Ивановской области от 13.10.2009 г. N 103-ОЗ)

5. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

6. В соответствии с Федеральным законом на референдум не могут быть вынесены вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о персональном составе органов местного самоуправления;

в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

г) о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

7. Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, кроме указанных в настоящей статье, не допускается.

Статья 6. Обстоятельства, исключающие назначение и
проведение референдума

1. Референдум не назначается и не проводится в случаях, установленных статьей 13 Федерального закона.

2. Уставом муниципального образования может быть установлен срок, в течение которого референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится.

        Глава 2. Инициатива проведения референдума,
              порядок ее реализации, назначение референдума

 

Статья 7. Инициатива проведения референдума

1. Инициатива проведения референдума принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме.

2. Для выдвижения инициативы проведения референдума, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума. Такую инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан в количественном составе не менее 10 человек, имеющих право на участие в референдуме. С инициативой о проведении референдума по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования может выступить группа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, в количественном составе не менее 10 человек. (В редакции Закона Ивановской области от 13.10.2009 г. N 103-ОЗ)

Выдвинуть инициативу проведения референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне муниципального образования или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума. В этом случае руководящий орган этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения независимо от его численности выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума.

3. Инициативная группа по проведению референдума обращается с ходатайством о ее регистрации в избирательную комиссию муниципального образования, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума муниципального образования. Инициативная группа по проведению референдума по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования обращается с ходатайством о ее регистрации в Избирательную комиссию Ивановской области. (В редакции Закона Ивановской области от 13.10.2009 г. N 103-ОЗ)

4. В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории муниципального образования. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы, а в случае выдвижения инициативы проведения референдума избирательным объединением, иным общественным объединением ходатайство должно быть подписано всеми членами руководящего органа этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящего органа его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума), поддержавшими решение о выдвижении инициативы проведения референдума. В случае вынесения на референдум проекта нормативного правового акта вопрос должен начинаться словами «Поддерживаете ли Вы принятие», после которых должно идти название проекта нормативного правового акта. При этом инициативная группа прилагает к ходатайству текст выносимого на референдум проекта нормативного правового акта. (В редакции Закона  Ивановской области от 01.04.2015 № 21-ОЗ)

К ходатайству прилагается протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума и определены уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, в том числе по финансовым вопросам.

5. В случае, если инициатором проведения референдума выступает избирательное объединение, иное общественное объединение, указанное в пункте 2 настоящей статьи, к ходатайству инициативной группы прилагаются следующие документы:

1) копия решения руководящего органа об инициативе проведения референдума, заверенная надлежащим образом;

2) нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении, ином общественном объединении в единый государственный реестр юридических лиц;

3) нотариально удостоверенная копия действующего устава избирательного объединения, иного общественного объединения;

4) список членов руководящего органа избирательного объединения, иного общественного объединения, его регионального отделения или иного структурного подразделения.

6. С инициативой проведения референдума, выдвинутой совместно, могут выступить представительный орган муниципального образования и глава местной администрации. Порядок принятия и оформления решения о совместном выдвижении инициативы представительного органа муниципального образования и главы местной администрации определяется уставом муниципального образования и (или) иным муниципальным правовым актом. При выдвижении инициативы проведения референдума субъектами, указанными в настоящем пункте, сбор подписей участников референдума не проводится. Избирательная комиссия муниципального образования начинает действовать в качестве комиссии референдума муниципального образования после назначения референдума в порядке, установленном пунктом 3 статьи 12 настоящего Закона.

7.(Исключен - Закон Ивановской области от 13.10.2009 г. N 103-ОЗ)

Статья 8. Регистрация инициативной группы

1. Комиссия референдума муниципального образования в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:

- в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Федерального закона, Устава Ивановской области, настоящего Закона, устава муниципального образования - о направлении их в представительный орган муниципального образования; (В редакции Закона Ивановской области от 13.10.2009 г. N 103-ОЗ)

- в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.

1.1. В случае обращения инициативной группы по проведению референдума по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования Избирательная комиссия Ивановской области в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы обязана рассмотреть ходатайство и приложенные документы и принять решение:

- в случае соответствия указанного ходатайства и документов требованиям Федерального закона, Устава Ивановской области, настоящего Закона - о регистрации инициативной группы;

- в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.

Пункты 2-6 настоящей статьи не распространяются на референдумы по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования.

(Дополнен - Закон Ивановской области от 13.10.2009 г. N 103-ОЗ)

2. Представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум, требованиям статьи 5 настоящего Закона в порядке и сроки, установленные настоящим Законом, уставом муниципального образования. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов.

3. Если представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, указанный в пункте 2 настоящей статьи, отвечает требованиям статьи 5 настоящего Закона, комиссия референдума муниципального образования осуществляет регистрацию инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации. Решение о регистрации инициативной группы принимается в пятнадцатидневный срок со дня признания представительным органом муниципального образования соответствия вопроса, выносимого на референдум, требованиям статьи 5 настоящего Закона.

4. Регистрационное свидетельство, форма которого утверждается избирательной комиссией Ивановской области и которое выдается инициативной группе, действительно в период кампании референдума.

5. Если представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, указанный в пункте 2 настоящей статьи, не отвечает требованиям статьи 5 настоящего Закона, комиссия референдума муниципального образования отказывает в регистрации инициативной группе.

6. В случае отказа инициативной группе в регистрации ей выдается постановление комиссии референдума муниципального образования, в котором указываются основания отказа.

7. Основанием отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Ивановской области, настоящего Закона, иных законов Ивановской области, устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в порядке, установленном статьей 75 Федерального закона. (В редакции Закона Ивановской области от 13.10.2009 г. N 103-ОЗ)

Статья 9. Сбор подписей в поддержку инициативы
проведения референдума

1. Количество подписей, необходимое для поддержки инициативы проведения местного референдума, составляет 2 процента от числа участников местного референдума, но не может быть менее 25 подписей. Количество подписей, необходимое для поддержки инициативы проведения референдума по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования, составляет 3 процента от общей численности жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. (В редакции Закона Ивановской области от 13.10.2009 г. N 103-ОЗ)

2. Подписи могут собираться не ранее дня, следующего за днем регистрации инициативной группы. Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего фонда референдума.

3. Период сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума составляет 20 дней.

4. Подписи могут собираться только среди участников референдума, обладающих правом на участие в референдуме. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными. (В редакции Закона Ивановской области от 30.05.2014 г. N 31-ОЗ)

5. Право сбора подписей участников референдума принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным. Уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума может заключить с лицом, осуществляющим сбор подписей участников референдума, договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется только из средств фонда референдума, созданного инициативной группой по проведению референдума. (В редакции Закона Ивановской области от 27.10.2011 г. N 105-ОЗ)

6. Подписные листы для сбора подписей по проведению референдума изготавливаются печатным способом по форме, установленной в приложении 9 к Федеральному закону. (В редакции Закона Ивановской области от 27.10.2011 г. N 105-ОЗ)

7. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса (вопросов), выносимого (выносимых) на референдум. В случае вынесения на референдум проекта нормативного правового акта лицо, проводящее сбор подписей, должно представить для ознакомления участнику референдума по первому его требованию текст указанного проекта.

Участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, его заменяющем. Данные об участнике референдума, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения участник референдума ставит собственноручно. Участник референдума вправе ставить подпись в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума только один раз. (В редакции Закона Ивановской области от 27.10.2011 г. N 105-ОЗ)

Подписной лист заверяется собственноручной подписью лица, собирающего подписи участников референдума, с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения (в возрасте 18 лет - числа и месяца рождения), адреса места жительства, серии и номера (номера), даты выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименования и (или) кода выдавшего его органа и даты ее внесения, а также собственноручной подписью уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, который напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения. (В редакции Закона Ивановской области от 27.10.2011 г. N 105-ОЗ)

7.1. При сборе подписей в поддержку инициативы проведения референдума допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя. (Дополнен - Закон Ивановской области от 27.10.2011 г. N 105-ОЗ)

8. После окончания сбора подписей уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума подсчитывает число собранных подписей участников референдума, обладающих правом на участие в референдуме, и составляет протокол инициативной группы в двух экземплярах, которые подписываются уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума. Форма указанного протокола устанавливается избирательной комиссией Ивановской области. (В редакции Закона Ивановской области от 27.10.2011 г. N 105-ОЗ)

9. Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные, протокол об итогах сбора подписей участников референдума на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, первый финансовый отчет инициативной группы передаются в комиссию референдума муниципального образования не позднее 18 часов дня, в который истекает срок сбора подписей. В случае выдвижения инициативы проведения референдума по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные, протокол об итогах сбора подписей жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, первый финансовый отчет инициативной группы передаются в Избирательную комиссию Ивановской области не позднее 18 часов дня, в который истекает срок сбора подписей. (В редакции Законов Ивановской области от 13.10.2009 г. N 103-ОЗ; от 27.10.2011 г. N 105-ОЗ; от 30.05.2014 г. N 31-ОЗ)

10. Если инициативной группой по проведению референдума до 18 часов дня, в который истекает срок сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума, в комиссию референдума муниципального образования, в случаях, установленных настоящим Законом, - в Избирательную комиссию Ивановской области, не представлены подписные листы, протокол об итогах сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума, первый финансовый отчет инициативной группы по проведению референдума, комиссия референдума муниципального образования, в случаях, установленных настоящим Законом, - Избирательная комиссия Ивановской области, принимает решение о прекращении процедур по реализации инициативы проведения референдума. (В редакции Закона Ивановской области от 13.10.2009 г. N 103-ОЗ)

Статья 10. Процедура проверки соблюдения порядка сбора
подписей участников референдума, оформления
подписных листов, достоверности сведений об участниках
референдума и их подписей

1. Комиссия референдума муниципального образования в течение 10 дней со дня приема подписных листов проверяет соблюдение порядка сбора подписей участников референдума, оформления подписных листов, достоверность сведений об участниках референдума и их подписей, а также соблюдение инициативной группой порядка финансирования своей деятельности.

1.1. Избирательная комиссия Ивановской области в случае представления инициативной группой по проведению референдума по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования подписных листов формирует избирательную комиссию муниципального образования в соответствии с Федеральным законом, Законом Ивановской области "О системе избирательных комиссий в Ивановской области", которая проверяет подлинность собранных подписей, назначает дату проведения референдума, а также осуществляет иные предусмотренные Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ, Федеральным законом, другими федеральными законами и настоящим Законом полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению референдума. (Дополнен Закон Ивановской области от 13.10.2009 г. N 103-ОЗ)

2. Для проверки соблюдения порядка сбора подписей участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об участниках референдума и их подписей комиссия референдума муниципального образования может своим решением создавать рабочие группы из числа членов комиссии референдума муниципального образования, работников ее аппарата, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения и исследования экспертов, изложенные в ведомостях проверки подписных листов, могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными сведений об участниках референдума, содержащихся в подписных листах, и их подписей. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об участниках референдума используется ГАС "Выборы", включая регистр участников референдума. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы. (В редакции Законов Ивановской области от 27.10.2011 г. N 105-ОЗ; от 30.05.2014 г. N 31-ОЗ)

3. Проверке подлежат все представленные подписи.

4. Комиссия референдума муниципального образования может принять решение о проверке части подписных листов, но не менее 20 процентов, определенной посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки (жеребьевки) определяется комиссией референдума муниципального образования. При проведении случайной выборки (жеребьевки) и при проверке подписных листов вправе присутствовать уполномоченные представители инициативной группы. Случайная выборка (жеребьевка) проводится не позднее дня, следующего за днем выдачи в письменной форме подтверждения о приеме подписных листов.

5. О времени проведения проверки подписных листов комиссия референдума муниципального образования обязана сообщить уполномоченному представителю инициативной группы. Проверке подлежат все подписи участников референдума и соответствующие им сведения об участниках референдума, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки.

6. Каждый член рабочей группы составляет ведомости проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей участников референдума недостоверными и (или) недействительными, с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей.

7. По результатам проверки, указанной в пунктах 4-6 настоящей статьи, подпись участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

7.1. Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. (В редакции Законов Ивановской области от 27.10.2011 г. N 105-ОЗ; от 30.05.2014 г. N 31-ОЗ)

8. Основанием для признания подписей недействительными являются:

1) подписи лиц, не обладающих активным правом на участие в референдуме; (В редакции Закона Ивановской области от 27.10.2011 г. N 105-ОЗ)

2) подписи участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей участников референдума в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи; (В редакции Закона Ивановской области от 27.10.2011 г. N 105-ОЗ)

3) подписи участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом, либо без указания даты внесения участником референдума своей подписи в подписной лист;

4) подписи участников референдума, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;

5) подписи участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены участниками референдума;

6) подписи участников референдума, даты внесения которых не проставлены ими собственноручно;

7) подписи участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей участников референдума; (В редакции Закона Ивановской области от 27.10.2011 г. N 105-ОЗ)

8) все подписи участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей участников референдума, и (или) уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей участников референдума, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей участников референдума, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом; (В редакции Закона Ивановской области от 30.05.2014 г. N 31-ОЗ)

9) подписи участников референдума, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению местного референдума; (В редакции Законов Ивановской области от 13.10.2009 г. N 103-ОЗ; от 27.10.2011 г. N 105-ОЗ)

10) подписи участников референдума, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 37 Федерального закона;

11) все подписи участников референдума в подписном листе, в который номер регистрационного свидетельства внесен после изготовления подписного листа;

12) все подписи участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложения 9 к Федеральному закону и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 9 настоящего Закона; (В редакции Закона Ивановской области от 27.10.2011 г. N 105-ОЗ)

13) подписи участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей участников референдума, внесенных в этот подписной лист, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи; (В редакции Закона Ивановской области от 30.05.2014 г. N 31-ОЗ)

14) подписи участников референдума, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей участников референдума, и (или) уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума;

15) все подписи участников референдума в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей участников референдума, внесена позднее внесения заверительной записи уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума.

(Дополнен - Закон Ивановской области от 27.10.2011 г. N 105-ОЗ)

9. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же участника референдума в поддержку одной и той же инициативы, действительной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.

10. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям, предусмотренным настоящим Законом, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 8, 12 и 15 пункта 8 настоящей статьи. (В редакции Закона Ивановской области от 27.10.2011 г. N 105-ОЗ)

10.1. Специально оговоренные участником референдума или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи участника референдума недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с подпунктами 6, 11 и 15 пункта 8 настоящей статьи. (Дополнен - Закон Ивановской области от 27.10.2011 г. N 105-ОЗ)

11. При обнаружении среди проверяемых подписей десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей или недостаточного для назначения референдума количества достоверных подписей комиссия референдума муниципального образования принимает решение об отказе в проведении референдума.

12. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, который подписывается руководителем рабочей группы - членом комиссии референдума муниципального образования с правом решающего голоса и представляется на рассмотрение комиссии референдума муниципального образования для принятия решения. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Внесение изменений в протокол после принятия комиссией референдума муниципального образования решения не допускается. Копия протокола передается уполномоченному представителю инициативной группы не позднее чем за двое суток до заседания комиссии референдума муниципального образования, на котором будет рассматриваться вопрос о проведении референдума. В случае, если проведенная проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктом «г» пункта 25 статьи 38 Федерального закона, уполномоченный представитель инициативной группы вправе получить в комиссии референдума муниципального образования одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. (В редакции Закона Ивановской области от 30.05.2014 г. N 31-ОЗ)

Статья 11. Принятие комиссией референдума муниципального
образования решения о результатах выдвижения
инициативы проведения референдума

1. В случае соответствия порядка выдвижения инициативы проведения референдума требованиям Федерального закона и настоящего Закона, устава муниципального образования комиссия референдума муниципального образования в течение 15 дней со дня представления инициативной группой подписных листов и протокола об итогах сбора подписей направляет эти подписные листы, экземпляр протокола и копию своего постановления в представительный орган муниципального образования для принятия решения о назначении референдума. Копия постановления комиссии референдума направляется также инициативной группе по проведению референдума. (В редакции Закона Ивановской области от 13.10.2009 г. N 103-ОЗ)

         2.  В  случае  отказа  в  проведении   референдума   комиссия
референдума муниципального образования обязана в течение одних суток с
момента   принятия   решения   об   отказе   выдать    уполномоченному
представителю инициативной группы копию решения комиссии референдума с
изложением оснований отказа.
         3. В случае  принятия  комиссией  референдума  муниципального
образования   решения   об   отказе   в   проведении   референдума  по
предложенному вопросу члены  соответствующей  инициативной  группы  не
могут  в  течение  двух  лет  со  дня принятия этого решения выступать
повторно с инициативой проведения  референдума  по  вопросу,  имеющему
такую же по смыслу или содержанию формулировку.
         4. Основаниями отказа в проведении референдума являются:
         а) отсутствие среди документов, представленных для назначения
референдума,  документов,  необходимых  в  соответствии  с Федеральным
законом, настоящим Законом для назначения референдума;

б) наличие среди подписей участников референдума, представленных для назначения референдума, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если иное не установлено федеральным законом; (В редакции Закона Ивановской области от 30.05.2014 г. N 31-ОЗ)

б.1) если для назначения референдума требуется представить 200 и более подписей участников референдума, - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом; (Дополнен - Закон Ивановской области от 30.05.2014 г. N 31-ОЗ)

в) недостаточное количество достоверных подписей участников референдума, представленных для назначения референдума; (В редакции Закона Ивановской области от 30.05.2014 г. N 31-ОЗ)

г) несоздание инициативной группой по проведению референдума фонда референдума. Отсутствие средств в фонде референдума не является основанием отказа в проведении референдума(за исключением случаев, когда в соответствии с пунктом 1 статьи 22 настоящего Закона создание фонда референдума необязательно); (В редакции Закона Ивановской области от 13.10.2009 г. N 103-ОЗ)

д) использование инициативной группой по проведению референдума при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей участников референдума, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме, помимо средств собственного фонда референдума иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств фонда референдума;

е) превышение инициативной группой по проведению референдума при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей участников референдума, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме, более чем на 5 процентов установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств фонда референдума;

ж) установленный решением суда факт несоблюдения инициативной группой по проведению референдума ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 Федерального закона;

з) неоднократное использование членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума преимуществ своего должностного или служебного положения;

    и)  (Исключен        -        Закон       Ивановской       области
от 31.12.2008 г. N 183-ОЗ).

 

Статья 12. Назначение референдума

1. Назначение и проведение референдума обязательно, если соблюдены порядок и сроки выдвижения инициативы проведения референдума и ее реализации, установленные Федеральным законом, настоящим Законом, уставом муниципального образования.

2. Принятие органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному вопросу.

3. Референдум назначается в соответствии с Федеральным законом, Уставом Ивановской области, настоящим Законом, уставом муниципального образования представительным органом муниципального образования в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов, на основании которых назначается референдум. В случае выдвижения инициативы проведения референдума, выдвинутой в соответствии с пунктом 6 статьи 7 настоящего Закона, референдум назначается представительным органом в течение 30 дней со дня выдвижения данной инициативы. (В редакции Закона Ивановской области от 13.10.2009 г. N 103-ОЗ)

В случае отсутствия представительного органа муниципального образования или непринятия им решения в установленный срок референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти Ивановской области, избирательной комиссии Ивановской области или прокурора. Назначенный судом референдум организуется комиссией референдума муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется Правительством Ивановской области или иным органом, на который судом возложено обеспечение проведения референдума.

4. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не менее чем за 45 дней до дня голосования.

5. В соответствии с настоящим Законом, уставом муниципального образования голосование на местном референдуме не позднее чем за 25 дней до назначенного дня голосования может быть перенесено представительным органом муниципального образования на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) в целях его совмещения с днем голосования на назначенных выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления либо с днем голосования на ином назначенном референдуме.

6. Решение о назначении референдума, а также о перенесении дня голосования на местном референдуме в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Глава 3. Статус иных групп участников референдума

Статья 13. Создание иных групп участников референдума

1. После регистрации инициативной группы или выдвижения инициативы в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 7 настоящего Закона, каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в местном референдуме, руководящий орган избирательного объединения, иного общественного объединения, зарегистрированных в соответствии с федеральным законом не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения с соответствующей инициативой о проведении местного референдума, вправе принять решение о создании иной группы участников референдума, а также о своей деятельности в качестве иной группы участников референдума. (В редакции Закона Ивановской области от 31.12.2008 г. N 183-ОЗ)

2. После принятия решения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, не позднее чем за 40 дней до дня голосования иная группа участников референдума обращается в комиссию референдума муниципального образования с ходатайством о регистрации группы, оформленным в соответствии с пунктами 4, 5 статьи 7 настоящего Закона.

3. Комиссия референдума муниципального образования в течение пяти дней со дня поступления ходатайства, указанного в пункте 2 настоящей статьи, обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:

1) в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям настоящего Закона - о регистрации указанной группы;

2) в противном случае - об отказе в регистрации.

4. В случае отказа в регистрации иной группы участников референдума комиссия референдума муниципального образования обязана в течение одних суток с момента принятия решения об отказе в регистрации выдать уполномоченному представителю указанной группы копию решения комиссии референдума с изложением оснований отказа.

5. Основанием отказа иной группе участников референдума в регистрации может быть только нарушение указанной группой требований пунктов 4, 5 статьи 7 настоящего Закона. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.

6. Инициативная группа и иные группы участников референдума имеют равные права и несут равные обязанности, если иное не предусмотрено Федеральным законом и в соответствии с Федеральным законом настоящим Законом. Регистрационное свидетельство иной группы участников референдума, форма которого утверждается избирательной комиссией Ивановской области, действительно в период кампании референдума. (В редакции Закона Ивановской области от 13.10.2009 г. N 103-ОЗ)

Статья 14. Ограничения, связанные с должностным или
служебным положением

Ограничения, связанные с должностным или служебным положением, устанавливаются статьей 40 Федерального закона.

Глава 4. Информационное обеспечение референдума

Статья 15. Информационное обеспечение референдума

1. Информационное обеспечение референдума включает в себя информирование участников референдума, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности референдума.

2. Информирование участников референдума, в том числе опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, связанных с референдумом, осуществляется в соответствии с Федеральным законом.

3. Ограничения при проведении агитации по вопросам референдума устанавливаются Федеральным законом.

Статья 16. Опубликование текста проекта нормативного
правового акта, вынесенного на референдум

1. В случае вынесения на референдум проекта нормативного правового акта комиссия референдума муниципального образования не позднее чем через 10 дней после опубликования решения о назначении референдума публикует текст проекта нормативного правового акта в официальном издании.

2. Каждый участник референдума не позднее чем за 30 дней до дня голосования имеет право получить текст проекта нормативного правового акта в комиссии референдума. Обязанность изготовления и распространения указанного текста возлагается на инициативную группу. Оплата изготовления указанного текста осуществляется за счет средств соответствующего фонда референдума.

Статья 17. Условия проведения агитации по вопросам
референдума на телевидении и радио

1. Бесплатное эфирное время на каналах муниципальных организаций телерадиовещания предоставляется на равных условиях после официального опубликования решения о назначении референдума только инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума, в качестве которых выступают руководящие органы общественных объединений, указанных в пункте 2 статьи 7 и пункте 1 статьи 13 настоящего Закона, если выдвинутые ими списки кандидатов допущены к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Ивановской областной Думе и (или) представительном органе муниципального образования.

2. Не менее половины общего объема бесплатного эфирного времени должно быть предоставлено инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума (с учетом положения пункта 1 настоящей статьи) для проведения совместных дискуссий, «круглых столов» и иных совместных агитационных мероприятий.

3. При отказе инициативной группы по проведению референдума от участия в совместном агитационном мероприятии доля эфирного времени, отведенная инициативной группе по проведению референдума для участия в совместном агитационном мероприятии, распределяется между другими участниками данного совместного агитационного мероприятия (в том числе если в данном мероприятии может принять участие только один участник). (В редакции Закона  Ивановской области от 01.06.2016 № 39-ОЗ)

Отказ от участия в совместном агитационном мероприятии не влечет за собой увеличение бесплатного эфирного времени, предоставляемого инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума, отказавшейся участвовать в указанном мероприятии.

4. Не позднее чем за 30 дней до дня голосования, а при проведении повторного голосования - не позднее чем через один день со дня назначения повторного голосования комиссия референдума муниципального образования с участием представителей соответствующих организаций телерадиовещания проводит жеребьевку в целях распределения бесплатного и платного эфирного времени между инициативной группой по проведению референдума, иными группами участников референдума, подавшими заявку на участие в жеребьевке, в результате которой определяются даты и время выхода в эфир агитационных материалов.

5. Иные условия и порядок проведения агитации по вопросам референдума на телевидении и радио регулируются Федеральным законом.

Статья 18. Условия проведения агитации по вопросам
референдума в периодических печатных изданиях

1. При проведении референдума редакции муниципальных периодических печатных изданий, распространяемых на территории муниципального образования, нескольких муниципальных образований и выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны выделять печатные площади для агитационных материалов, предоставляемых инициативной группе, иной группе участников референдума по проведению референдума. Перечень этих печатных изданий публикуется комиссией референдума муниципального образования в соответствии со статьей 47 Федерального закона.

Общий еженедельный объем бесплатной печатной площади, которую каждая из редакций муниципальных периодических печатных изданий предоставляет инициативной группе, иной группе участников референдума, составляет не менее пяти процентов от общего объема еженедельной печатной площади соответствующего издания.

2. Редакции муниципальных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны резервировать печатную площадь для проведения агитации по вопросам референдума за плату. Общий объем резервируемой печатной площади составляет 10 процентов от общего объема еженедельной печатной площади соответствующего издания.

3. Не позднее чем за 30 дней до дня голосования, а при проведении повторного голосования - не позднее чем через один день со дня назначения повторного голосования комиссия референдума муниципального образования с участием представителей соответствующих редакций муниципальных периодических печатных изданий проводит жеребьевку в целях распределения бесплатной и платной печатной площади между инициативной группой по проведению референдума, иными группами участников референдума, подавшими заявку на участие в жеребьевке, в результате которой определяются даты и место размещения агитационных материалов.

4. Если инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума после проведения жеребьевки откажется от использования печатной площади, она обязана не позднее чем за 5 дней до дня публикации сообщить об этом соответствующей редакции периодического печатного издания, которая вправе использовать высвободившуюся печатную площадь по своему усмотрению, за исключением целей агитации по вопросам референдума.

5. Иные условия и порядок проведения агитации по вопросам референдума в периодических печатных изданиях регулируются Федеральным законом.

Статья 19. Условия проведения агитации посредством
агитационных публичных мероприятий

1. Условия проведения агитации посредством агитационных публичных мероприятий определяются Федеральным законом.

2. По заявке инициативной группы, иной группы участников референдума помещение, пригодное для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний и находящееся в муниципальной собственности, безвозмездно предоставляется собственником, владельцем помещения на время, установленное комиссией референдума муниципального образования, представителям инициативной группы и иной группы участников референдума для встреч с участниками референдума. Указанные заявки рассматриваются собственниками, владельцами этих помещений в течение 3 дней со дня их подачи.

3. Комиссия референдума муниципального образования обязана обеспечить равные условия проведения указанных в настоящей статье мероприятий для инициативной группы и иных групп участников референдума.

Статья 20. Условия выпуска и распространения печатных,
аудиовизуальных и иных агитационных материалов

1. Сведения о размере и других условиях оплаты работ или услуг организаций, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и оказывающих услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, должны быть опубликованы соответствующей организацией, соответствующим индивидуальным предпринимателем не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о регистрации инициативной группы и в тот же срок представлены в комиссию референдума муниципального образования. Вместе с указанными сведениями в комиссию должны быть представлены также сведения, содержащие наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя, наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства). Организация, индивидуальный предприниматель, не выполнившие данных требований, не вправе выполнять работы или оказывать услуги по изготовлению печатных агитационных материалов. (В редакции Закона  Ивановской области от 01.06.2016 № 39-ОЗ)

2. Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии или экземпляры иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены инициативной группой и иной группой участников референдума в комиссию референдума муниципального образования. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы, электронные образы этих предвыборных агитационных материалов в машиночитаемом виде и копия документа об оплате изготовления данных агитационных материалов из соответствующего фонда референдума. (В редакции Закона  Ивановской области от 01.06.2016 № 39-ОЗ)

3. Органы местного самоуправления по предложению комиссии референдума муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого участка референдума. Такие места должны быть удобны для посещения участниками референдума и располагаться таким образом, чтобы участники референдума могли ознакомиться с размещенной там информацией.

Глава 5. Финансирование референдума

 

Статья 21. Финансовое обеспечение подготовки и проведения
референдума

1. Расходы на подготовку и проведение референдума осуществляются за счет средств, предусмотренных на указанные цели в местном бюджете, если федеральными законами, законами Ивановской области не предусмотрено иное. Главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных в местном бюджете на подготовку и проведение референдума, является комиссия референдума муниципального образования, финансирование которой в объеме средств, необходимых для подготовки и проведения референдума, осуществляется в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении референдума. Главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на подготовку и проведение референдума по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования, является Избирательная комиссия Ивановской области, финансирование которой в объеме средств, необходимых для подготовки и проведения референдума, осуществляется в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения избирательной комиссии муниципального образования о назначении референдума. (В редакции Закона Ивановской области от 13.10.2009 г. N 103-ОЗ)

2. За счет средств, выделенных комиссии референдума муниципального образования из местного бюджета(областного бюджета), до официального опубликования решения о назначении референдума производятся только расходы комиссии референдума муниципального образования, связанные с проведением проверки подписей, собранных в поддержку инициативы проведения референдума. Средства на указанные цели предусматриваются для избирательной комиссии муниципального образования в нормативном правовом акте органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год и выделяются в десятидневный срок со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума. (В редакции Закона Ивановской области от 13.10.2009 г. N 103-ОЗ)Средства на указанные цели при подготовке и проведении референдума по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования выделяются Избирательной комиссии Ивановской области в десятидневный срок со дня опубликования решения Избирательной комиссии Ивановской области о приеме предложений кандидатур в избирательную комиссию вновь образованного муниципального образования. (Дополнен - Закон Ивановской области от 13.10.2009 г. N 103-ОЗ)

3. Комиссии референдума представляют финансовые отчеты о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение референдума, в следующем порядке и следующие сроки:

- участковые комиссии референдума представляют финансовые отчеты с приложением всех первичных документов комиссии референдума муниципального образования не позднее чем через 10 дней после дня голосования;

- комиссия референдума муниципального образования представляет финансовые отчеты представительному органу местного самоуправления, редакциям муниципальных периодических изданий через три месяца со дня официального опубликования общих результатов референдума.

3.1. Избирательная комиссия Ивановской области и комиссии референдума муниципального образования представляют финансовые отчеты о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение референдума по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования, в следующем порядке и следующие сроки:

- участковые комиссии референдума представляют финансовые отчеты с приложением всех первичных документов комиссии референдума муниципального образования не позднее чем через 10 дней после дня голосования;

- комиссии референдума муниципальных образований представляют сводные финансовые отчеты с приложением всех первичных документов в Избирательную комиссию Ивановской области не позднее чем через 40 дней после дня голосования, второй экземпляр сводного отчета представляется в представительный орган муниципального образования;

- отчет Избирательной комиссии Ивановской области о расходовании бюджетных средств представляется в Ивановскую областную Думу через три месяца со дня официального опубликования общих результатов референдума.

(Дополнен - Закон Ивановской области от 13.10.2009 г. N 103-ОЗ)

4. Порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из бюджета муниципального образования комиссии референдума на подготовку и проведение референдума, эксплуатацию и развитие средств автоматизации, обучение организаторов и участников референдума и обеспечение деятельности комиссий референдума, устанавливается избирательной комиссией Ивановской области по согласованию с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Ивановской области. Денежные средства перечисляются на счета, открываемые комиссиям референдума в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а в случае их отсутствия в пределах населенного пункта, в котором расположена комиссия референдума, - в филиалах публичного акционерного общества «Сбербанк России». (В редакции Закона  Ивановской области от 01.06.2016 № 39-ОЗ)

4.1 Порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из областного бюджета Избирательной комиссии Ивановской области на подготовку и проведение референдума по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования, эксплуатацию и развитие средств автоматизации, обучение организаторов и участников референдума и обеспечение деятельности комиссий референдума, устанавливается Избирательной комиссией Ивановской области по согласованию с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Ивановской области. Денежные средства перечисляются на счета, открываемые комиссиям референдума в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а в случае их отсутствия в пределах населенного пункта, в котором расположена комиссия референдума, - в филиалах публичного акционерного общества «Сбербанк России». (В редакции Закона  Ивановской области от 01.06.2016 № 39-ОЗ)

5. Закупки бюллетеней, специальных знаков (марок), открепительных удостоверений, информационных материалов, размещаемых в помещениях комиссий референдума и помещениях для голосования, услуг по доставке документов, связанных с подготовкой и проведением референдума, иных отправлений комиссий референдума, используемых при проведении местных референдумов в городском округе Иваново, осуществляются комиссией референдума указанного городского округа или по ее решению соответствующими нижестоящими комиссиями, а в случае проведения референдума по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования, являющегося административным центром Ивановской области, - Избирательной комиссией Ивановской области или по ее решению соответствующими нижестоящими комиссиями. Такие закупки осуществляются у единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), определяемых в соответствии с пунктом 10 статьи 57 Федерального закона. Приобретение бюллетеней, специальных знаков (марок), открепительных удостоверений, информационных материалов, размещаемых в помещениях комиссий референдума и помещениях для голосования, услуг по доставке документов, связанных с подготовкой и проведением референдума, иных отправлений комиссий референдума, используемых при проведении иных местных референдумов, осуществляется организующими соответствующие референдумы комиссиями муниципальных образований в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. (В редакции Законов Ивановской области от 08.04.2015 № 26-ОЗ; от 01.06.2016 № 39-ОЗ)

6. Закупка товара, работы или услуги, связанных с подготовкой и проведением местного референдума, может осуществляться комиссиями в соответствии с утвержденной бюджетной росписью местного (областного) бюджета до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении референдума. (В редакции Закона Ивановской области от 08.05.2014 г. N 29-ОЗ)

(Дополнен - Закон Ивановской области от 30.04.2013 г. N 25-ОЗ)

Статья 22. Фонды референдума

1. Инициативная группа, иные группы участников референдума обязаны создать собственные фонды для финансирования своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей в поддержку этой инициативы, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме. В случае, если численность участников референдума не превышает тысячи, создание фонда референдума инициативной группой референдума, иной группой участников референдума необязательно при условии, если она не производит финансирование подготовки и проведения референдума. В этом случае уполномоченный представитель иной группы участников референдума в письменной форме уведомляет комиссию референдума муниципального образования об указанных обстоятельствах. (В редакции Закона Ивановской области от 31.12.2008 г. N 183-ОЗ)

2. Инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума в случае создания собственного фонда референдума обязаны назначить уполномоченного представителя по финансовым вопросам.

3. Регистрация уполномоченного представителя по финансовым вопросам производится комиссией референдума муниципального образования на основании соответствующего решения инициативной группы или иной группы участников референдума при предъявлении уполномоченным представителем по финансовым вопросам паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. В данном решении инициативной группы или иной группы участников референдума указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия, номер, дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), его полномочия, в том числе право подписи финансовых документов и образец печати для финансовых документов(в случае ее наличия).

4. Комиссия референдума муниципального образования при соответствии представленных ей документов требованиям настоящего Закона принимает решение о регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам и выдает ему удостоверение по форме, установленной комиссией референдума муниципального образования.

5. Инициативная группа, иная группа участников референдума вправе в любое время прекратить полномочия своего уполномоченного представителя по финансовым вопросам, письменно известив его об этом и направив в комиссию референдума муниципального образования и в уполномоченный филиал публичного акционерного общества «Сбербанк России» копию решения, принятого в том же порядке, что и при назначении уполномоченного представителя по финансовым вопросам. Инициативная группа, иная группа участников референдума обязана не позднее чем через два дня после принятия решения о прекращении полномочий уполномоченного представителя по финансовым вопросам назначить нового уполномоченного представителя по финансовым вопросам в соответствии с пунктами 2, 3 настоящей статьи. (В редакции Закона  Ивановской области от 01.06.2016 № 39-ОЗ)

6. Все денежные средства, образующие фонд референдума, перечисляются на специальный счет фонда референдума, открытый с разрешения комиссии референдума муниципального образования инициативной группой, иной группой участников референдума в филиале публичного акционерного общества «Сбербанк России», а при его отсутствии на территории соответствующего муниципального района, городского округа - в другой кредитной организации, расположенной на территории соответственно муниципального района, городского округа. При отсутствии на территории соответственно муниципального района, городского округа кредитных организаций инициативная группа по проведению референдума определяет по согласованию с соответствующей комиссией кредитную организацию, в которой открывается специальный счет фонда референдума.

(В редакции Закона  Ивановской области от 01.06.2016 № 39-ОЗ)

7. Порядок открытия, ведения и закрытия специальных счетов фонда референдума устанавливается избирательной комиссией Ивановской области по согласованию с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Ивановской области. Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств фондов референдума и расходовании этих средств, в том числе по каждой операции, устанавливаются избирательной комиссией Ивановской области. (В редакции Закона  Ивановской области от 08.04.2015 № 26-ОЗ)

7.1. Сведения о поступлении средств на специальный счет фонда референдума и расходовании этих средств размещаются Избирательной комиссией Ивановской области на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». При проведении местного референдума обязательному размещению подлежат сведения: (В редакции Закона  Ивановской области от 01.06.2016 № 39-ОЗ)

а) о финансовой операции по расходованию средств из соответствующего фонда референдума в случае, если ее размер превышает 50 тысяч рублей;

б) о юридических лицах, перечисливших в соответствующий фонд референдума добровольные пожертвования в сумме, превышающей 25 тысяч рублей;

в) о количестве граждан, внесших в соответствующий фонд референдума добровольные пожертвования в сумме, превышающей 20 тысяч рублей;

г) о средствах, возвращенных жертвователям из соответствующего фонда референдума, в том числе об основаниях возврата;

д) об общей сумме средств, поступивших в соответствующий фонд референдума, и об общей сумме израсходованных средств.

7.2. Размещение сведений, указанных в пункте 7.1 настоящей статьи, осуществляется в объеме, определяемом Избирательной комиссией Ивановской области.

(Дополнен - Закон  Ивановской области от 08.04.2015 № 26-ОЗ)

8. Если пожертвование внесено гражданином или юридическим лицом, не имеющими права осуществлять такое пожертвование, либо если пожертвование внесено с нарушением требований пунктов 7 и 8 статьи 58 Федерального закона, либо если пожертвование внесено в размере, превышающем установленный настоящим Законом максимальный размер такого пожертвования, оно подлежит возврату жертвователю в полном объеме или подлежит возврату та его часть, которая превышает установленный настоящим Законом максимальный размер пожертвования, с указанием причины возврата в течение десяти дней после внесения пожертвования. Пожертвование, внесенное анонимным жертвователем, подлежит перечислению в доход местного бюджета в течение десяти дней после внесения пожертвования.

9. Инициативная группа по проведению референдума и иные группы участников референдума не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов референдума обязаны представить в комиссию референдума муниципального образования итоговый финансовый отчет о размере своего фонда референдума, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего фонда референдума. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление и расходование средств фонда референдума. В случае прекращения процедур по реализации инициативы проведения референдума итоговый финансовый отчет представляется не позднее чем через 30 дней со дня их прекращения. (В редакции Закона Ивановской области от 31.12.2008 г. N 183-ОЗ)

10. Копии финансовых отчетов, указанных в пункте 9 настоящей статьи, не позднее чем через пять дней со дня их получения передаются комиссией референдума муниципального образования в редакции средств массовой информации для опубликования.

Статья 23. Источники формирования фонда референдума и
предельный размер расходования средств фонда
референдума

1. Фонды референдума могут создаваться за счет:

1) собственных средств членов инициативной группы, иной группы участников референдума, которые в совокупности не могут превышать 50 процентов от предельной суммы всех расходов из средств фонда референдума;

2) средств, выделенных избирательным объединением, иным общественным объединением, выдвинувшим инициативу проведения референдума, которые не могут превышать 50 процентов от предельной суммы всех расходов из средств фонда референдума;

3) добровольных пожертвований граждан в размере, не превышающем 20 процентов от предельной суммы всех расходов из средств фонда референдума для каждого гражданина;

4) добровольных пожертвований юридических лиц в размере, не превышающем 50 процентов от предельной суммы всех расходов из средств фонда референдума для каждого юридического лица.

2. Предельная сумма всех расходов из средств фонда референдума не может превышать 1000000 рублей.

Статья 24. Cведения, подлежащие обязательному опубликованию

1. Комиссия референдума муниципального образования после официального опубликования решения о назначении референдума до дня голосования не реже одного раза в две недели направляет в редакции средств массовой информации для опубликования сведения о поступлении и расходовании средств фондов референдума. Редакции муниципальных периодических печатных изданий обязаны публиковать указанные сведения, передаваемые им комиссией референдума муниципального образования для опубликования, в течение трех дней со дня получения.

2. Опубликованию подлежат сведения:

1) о финансовой операции по расходованию средств фонда референдума в случае, если ее размер превышает 25 тысяч рублей;

2) о юридических лицах, внесших в фонд референдума добровольные пожертвования на сумму, превышающую 50 тысяч рублей;

3) о количестве граждан, внесших в фонд референдума добровольные пожертвования на сумму, превышающую 10 тысяч рублей;

4) о средствах, возвращенных жертвователям, в том числе об основаниях возврата;

5) об общей сумме средств, поступивших на специальный счет фонда референдума и об общей сумме израсходованных средств.

Глава 6. Организация и порядок голосования, подсчет голосов

участников референдума, установление результатов

и их опубликование

 

Статья 25. Бюллетень для голосования

1. Для участия в голосовании на референдуме участник референдума получает бюллетень.

2. Бюллетени изготавливаются исключительно по распоряжению комиссии референдума муниципального образования и являются документами строгой отчетности.

3. Форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждаются комиссией референдума муниципального образования не позднее чем за 20 дней до дня голосования. В случае проведения повторного голосования форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждаются комиссией референдума муниципального образования одновременно с принятием решения о проведении повторного голосования. В случае использования прозрачных ящиков для голосования форма бюллетеня устанавливается с учетом необходимости защиты тайны голосования, за исключением случая, если по решению комиссии, организующей референдум, в этих целях используются конверты. (В редакции Закона  Ивановской области от 01.06.2016 № 39-ОЗ)

4. В бюллетене для голосования точно воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами «Да» или «Нет» либо «За» или «Против», справа от которых помещаются пустые квадраты. Если на референдум вынесен проект нормативного правового акта, то в бюллетене воспроизводится его текст либо указывается наименование этого нормативного правового акта.

4.1. В помощь участникам референдума, являющимся инвалидами по зрению, по решению комиссии референдума муниципального образования изготавливаются специальные трафареты для самостоятельного заполнения бюллетеня, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля. Участки референдума, для которых изготавливаются такие трафареты, определяются решением комиссии референдума муниципального образования. (Дополнен - Закон Ивановской области от 11.10.2011 г. N 97-ОЗ)

5. Комиссия референдума муниципального образования передает бюллетени по акту участковым комиссиям в срок, установленный комиссией референдума муниципального образования, но не позднее чем за один день до дня голосования.

Статья 25.1. Открепительное удостоверение

 

1. В случае совмещения дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней, при проведении которых законом предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, открепительные удостоверения выдаются в сроки, определенные законом, регулирующим порядок проведения выборов (референдума) более высокого уровня.

2. Открепительные удостоверения являются документами строгой отчетности и имеют единую нумерацию на всей территории проведения референдума. Открепительное удостоверение изготавливается по форме согласно приложению 2 к Федеральному закону. Текст открепительного удостоверения, число открепительных удостоверений, форма реестра выдачи открепительных удостоверений утверждаются комиссией, организующей референдум, не позднее чем за 60 дней до дня голосования. Указанной комиссией определяются также способы защиты открепительных удостоверений от подделки при их изготовлении.

3. В целях защиты открепительных удостоверений от подделки при их изготовлении используются бумага с водяными знаками и (или) с нанесенными типографским способом надписью микрошрифтом и (или) защитной сеткой и (или) иные специальные элементы защиты.

4. Закупка открепительных удостоверений осуществляется комиссией референдума муниципального образования централизованно на основании ее решения, а в случае проведения референдума по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования, являющегося административным центром Ивановской области, - Избирательной комиссией Ивановской области или по ее решению соответствующими нижестоящими комиссиями. Передача открепительных удостоверений вышестоящей комиссией нижестоящим комиссиям осуществляется на основании решения вышестоящей комиссии о распределении открепительных удостоверений между нижестоящими комиссиями.

5. Открепительное удостоверение выдается комиссией на основании письменного заявления участника референдума с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение. Открепительное удостоверение выдается лично участнику референдума либо его представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности. Доверенность может быть удостоверена также администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения (если участник референдума находится в этом учреждении на излечении), администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые или обвиняемые (если участник референдума содержится в этом учреждении в качестве подозреваемого или обвиняемого).

6. Председатель, заместитель председателя, секретарь или иной член комиссии с правом решающего голоса, осуществляющий выдачу открепительного удостоверения, вносит в него фамилию, имя и отчество участника референдума, серию и номер его паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, участка референдума, где участник референдума включен в список участников референдума, адрес участковой комиссии, наименования муниципального образования и субъекта Российской Федерации, на территории которых образован участок референдума, наименование комиссии, выдавшей открепительное удостоверение. Председатель, заместитель председателя, секретарь или иной член комиссии с правом решающего голоса, осуществляющий выдачу открепительного удостоверения, указывает в открепительном удостоверении свои фамилию и инициалы, дату выдачи открепительного удостоверения, расписывается и ставит печать соответствующей комиссии.

7. При получении открепительного удостоверения участник референдума в соответствующих графах реестра выдачи открепительных удостоверений или списка участников референдума указывает серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и расписывается. В реестре выдачи открепительных удостоверений должен быть указан адрес места жительства участника референдума. В случае получения открепительного удостоверения на основании доверенности представителем участника референдума в соответствующих графах реестра выдачи открепительных удостоверений или списка участников референдума указываются серия и номер паспорта участника референдума или документа, заменяющего паспорт гражданина, при этом представитель участника референдума указывает свои фамилию, имя и отчество, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и расписывается. После этого у представителя участника референдума доверенность изымается и приобщается соответственно к реестру выдачи открепительных удостоверений, к списку участников референдума.


Информация по документу
Читайте также