АДМИНИСТРАЦИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26.12.2018 №
958
О внесении
изменений в приложение к
постановлению
администрации области
от 29.12.2017
№ 1169
В соответствии с Законом
Владимирской области от 10.12.2001
№ 129-ОЗ «О Губернаторе и администрации Владимирской области»
п о с т а н о в л я ю:
1. Внести изменения в приложение к постановлению
администрации области от 29.12.2017
№ 1169 «Об утверждении государственной программы Владимирской области
«Реализация государственной национальной политики во Владимирской области
(2018-2023 годы)», изложив раздел 1 «Общая характеристика сферы реализации
Программы, основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития» в редакции
согласно приложению.
2. Контроль за
исполнением настоящего постановления возложить на председателя комитета
общественных связей и СМИ администрации области.
3. Постановление
вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор области В.В.
Сипягин
Приложение
к постановлению
администрации области
от 26.12.2018 № 958
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ В УКАЗАННОЙ СФЕРЕ
И ПРОГНОЗ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Владимирская
область – регион Центрального Федерального округа с относительно стабильным
демографическим составом, в котором городское население (77,6%) преобладает над
сельским (22,4%). Плотность населения (49,3 чел./кв. км) в 6 раз превышает
среднероссийскую.
Численность постоянного населения Владимирской области по состоянию на 1 января
2018 составила 1378,337 тыс. человек и по отношению к 2017 году сократилась на
0,5% или 5,631 тыс. человек.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года
во Владимирской области проживают представители 115 этнических групп, каждая из
которых обладает своими особенностями материальной и духовной культуры. 95,6%
жителей области составляют русские,
украинцы – 0,9%, татары – 0,5%, армяне – 0,4%, белорусы - 0,3%, другие национальности – 2,2%.
Особенности Владимирской области, влияющие на современный характер этноконфессиональных
отношений и содержание национальной политики, заключаются в следующем:
- город Владимир в XII-XIII веках являлся
столицей Северо-Восточной Руси и резиденцией митрополитов всея Руси. Здесь в
1274 году состоялся Собор, давший древнерусской Церкви новую Кормчую книгу правил,
которые заложили духовные основы единения русского народа в единой Церкви и
едином государстве. Исторически проблемы, связанные с проявлениями
межэтнической нетерпимости, для Владимирского региона были не характерны;
- до начала ХХ века
Владимирский край являлся традиционно моноэтничным и мононациональным (русские составляли 99,74% всего населения). Несмотря на то, что в
настоящее время регион представляет собой полиэтническое и поликонфессиональное сообщество, в нём сохраняются этническая (русская) и
религиозная (православная) доминанты;
- в современном российском общественном сознании сохраняется
историческая память о Владимирском крае
как одном из центров формирования и
развития российской государственности и культуры, где православие было не только
определяющей формой религиозного опыта, но и важнейшим нормативно-регулятивным
основанием всех элементов социокультурной жизни региона.
По данным Управления Министерства юстиции
Российской Федерации по Владимирской области в регионе зарегистрировано:
- 30 национальных
объединений, из них 8 национально-культурных автономий. Национальные общественные
объединения созданы армянами, азербайджанцами, поляками, евреями, грузинами,
дагестанцами, узбеками, таджиками, езидами, корейцами, татарами, цыганами;
- 405 религиозных организаций, представляющих 17
конфессий. Доминирующее положение занимает Русская Православная Церковь
(Московский Патриархат), к которой относятся 328 (81%) религиозных организаций.
Население Владимирской
области ориентировано на межнациональное и межрелигиозное согласие и
сотрудничество. Социологическое исследование, проведенное в июле 2018 года,
показало, что только 8,1 % опрошенных жителей Владимирской области часто
испытывают враждебность к людям иной национальности, 43,1 % указали, что
порой это случается, но бывает очень редко, а 44 % отметили, что такого с
ними не бывает никогда. В тоже время четвертая часть жителей в той или иной
мере допускают вероятность межнациональных конфликтов: 12,5% вполне уверены,
что подобные конфликты возможны, а еще 12,4% считают их скорее возможными, чем
не возможными.
Последнее десятилетие характеризуется трансформацией этнической структуры
населения Владимирской области, которая обусловлена действием трёх основных факторов:
- диспропорции в естественном воспроизводстве
населения. Отрицательная динамика естественного прироста коренного населения
региона при значительном росте численности постоянно проживающих, отнесших себя
к киргизам, узбекам и таджикам (в 5,2; 4,1; 3,4 раза соответственно).
- активизация миграционных процессов. С одной
стороны, миграционные связи области с другими регионами России
и странами ближнего зарубежья не оказали существенного влияния
на общее изменение численности жителей области, поскольку главным фактором
являлась естественная убыль населения. С другой стороны, происходит возрастание
потоков мигрантов, прибывающих в регион с целью трудовой деятельности из
Узбекистана, Таджикистана, Украины, Молдовы, Вьетнама.
- социокультурные
изменения под влиянием смешанных браков, число которых увеличивается.
Многообразие
национального (этнического) состава и религиозной принадлежности населения,
проживающего на территории Владимирской области, при сохранении русской и
православной доминант, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного
взаимодействия, сохранение и развитие традиций проживающих на ее территории
народов, служат фактором укрепления общероссийской идентичности, определяют
позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений во
Владимирской области.
Вместе с тем, выделяется ряд факторов, негативно
влияющих на развитие этноконфессиональных отношений в регионе.
В социально-экономической сфере:
- естественная убыль
титульного населения трудоспособного возраста;
- невысокий уровень
жизни: 15,5% населения Владимирской области имели в 2017 году среднедушевые
доходы ниже величины прожиточного минимума. Индекс потребительских цен в декабре
2017 года к аналогичному периоду 2016 года составил 103,6%;
- разбалансированность
рынка труда (переизбыток специалистов с высшим образованием и недостаток кадров
рабочих профессий);
- безработица (в том числе
среди молодежи), которая в 2017 году составила 4,8%.
В
общественно-политической сфере:
- распространение
некоторых новых религиозных движений на территории региона;
- возникновение расколов
в традиционных религиях, связанных с социальными деструктивными практиками и
экстремистскими идеями.
Среди факторов,
оказывающих негативное влияние на духовно-нравственное состояние общества,
является проявление элементов национализма, ксенофобской риторики. По данным
опроса, 25,5% считают, что приезжие других национальностей отрицательно влияют
на ситуацию в области и лишь 4% имеют противоположную точку зрения. Это еще раз
подтверждает тот факт, что в притоке мигрантов заложен потенциал возможного
обострения межнациональных отношений. Для большинства мигрантов характерен
невысокий уровень адаптации к социокультурной среде региона.
Учитывая общероссийскую
тенденцию роста миграционных потоков, в том числе во Владимирскую область, и
устойчивую естественную убыль титульного населения, можно прогнозировать
возможное изменение этнического баланса региона, что будет выдвигать на первый
план задачу социально-культурной адаптации переселенцев.
Перечисленные
проблемы могут послужить факторами, осложняющими общественно-политическую
обстановку в регионе, оказывающими препятствие в его динамичном
социально-экономическом развитии.
Для эффективного решения
указанных задач необходимы целенаправленные системные комплексные меры, что
требует применения программно-целевого метода. Это позволит перейти от
ситуативной поддержки отдельных мероприятий к целевому финансированию проектов
в сфере государственной национальной политики.