ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 26 ноября 2018 г. № 2581-р
МОСКВА
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития
санаторно-курортного комплекса Российской Федерации.
2. Минздраву России совместно с заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти в 6-месячный срок разработать и
внести в Правительство Российской Федерации проект плана
мероприятий по реализации Стратегии развития санаторно-курортного
комплекса Российской Федерации, утвержденной настоящим
распоряжением.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов
Российской Федерации утвердить региональные программы по развитию
санаторно-курортного комплекса или программы по увеличению
доступности санаторно-курортного лечения для населения субъекта
Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации Д.Медведев
__________________________
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 26 ноября 2018 г. № 2581-р
СТРАТЕГИЯ
развития санаторно-курортного комплекса
Российской Федерации
I. Введение
Стратегия развития санаторно-курортного комплекса Российской
Федерации (далее - Стратегия) разработана в соответствии с перечнем
поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания
президиума Государственного совета Российской Федерации 26 августа
2016 г. и определяет цель, задачи и основные направления
государственной политики Российской Федерации по сохранению и
укреплению здоровья населения Российской Федерации в сфере
курортного дела.
Стратегия нацелена на повышение доступности
санаторно-курортного лечения для граждан Российской Федерации путем
дальнейшего развития санаторно-курортного комплекса Российской
Федерации и реализацию государственной политики в сфере
использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов,
лечебно-оздоровительных местностей и курортов с расположенными на
них объектами и сооружениями, включая объекты инфраструктуры,
предназначенные для лечения и оздоровления населения.
Для цели Стратегии под санаторно-курортным комплексом
Российской Федерации понимается совокупность следующих объектов и
видов деятельности, обеспечивающих лечение, оздоровление и
реабилитацию граждан, профилактику заболеваний на основе
использования природных лечебных ресурсов:
курорты и лечебно-оздоровительные местности с расположенными
на их территории природными лечебными ресурсами и инфраструктурой
для осуществления деятельности по санаторно-курортному лечению и
организации отдыха населения, туристской и рекреационной
деятельности;
организации, оказывающие услуги по санаторно-курортному
лечению, и связанные с этим объекты размещения;
научные и образовательные организации в сфере курортного дела.
Для многих территорий Российской Федерации санаторно-курортный
комплекс выполняет системообразующую функцию, напрямую влияя на их
социально-экономическое развитие.
Стратегия разработана с учетом положений Концепции
демографической политики Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от
9 октября 2007 г. № 1351 "Об утверждении Концепции демографической
политики Российской Федерации на период до 2025 года", Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом
Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683
"О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации",
национальных целей и стратегических задач развития Российской
Федерации на период до 2024 года, определенных Указом Президента
Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до
2024 года".
В настоящее время в рамках государственной программы
Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря
2017 г. № 1640 "Об утверждении государственной программы Российской
Федерации "Развитие здравоохранения" (далее - государственная
программа), реализуется подпрограмма "Развитие медицинской
реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей".
Государственная программа формирует основные направления
совершенствования санаторно-курортного лечения. Однако с учетом
того, что санаторно-курортный комплекс охватывает и другие сферы
деятельности, существует необходимость в разработке и утверждении
Стратегии.
Стратегия является основой для организации деятельности
органов государственной власти Российской Федерации, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления, государственных и частных организаций в
сфере курортного дела.
II. Общая характеристика текущего состояния
санаторно-курортного комплекса Российской Федерации
Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах,
лечебно-оздоровительных местностях и курортах" определяет принципы
государственной политики и регулирует отношения в сфере изучения,
использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов,
лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Под курортным фондом Российской Федерации в соответствии с
Федеральным законом "О природных лечебных ресурсах,
лечебно-оздоровительных местностях и курортах" понимается
совокупность всех выявленных и учтенных природных лечебных
ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, а также курортов и
курортных регионов (районов).
Лечебно-оздоровительные местности и курорты Российской
Федерации располагают практически всеми известными в мире видами
лечебных минеральных вод, лечебных грязей и других природных
лечебных ресурсов, которые могут обеспечить сохранение и дальнейшее
развитие санаторно-курортного комплекса Российской Федерации.
Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности
и курорты являются основой санаторно-курортного комплекса
Российской Федерации и относятся к особо охраняемым объектам и
территориям, имеющим свои особенности использования.
Ведение государственного учета курортного фонда Российской
Федерации и государственного реестра лечебно-оздоровительных
местностей и курортов, включая санаторно-курортные организации,
осуществляет Министерство здравоохранения Российской Федерации в
рамках установленных законодательством Российской Федерации
полномочий.
По данным государственного реестра курортного фонда Российской
Федерации, в базе нормативных правовых актов в настоящее время
насчитывается более 100 документов о признании территории
лечебно-оздоровительной местностью или курортом, в том числе об
установлении границ округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
После установления уполномоченными органами границ округов
санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных
местностей и курортов, включая границы зон, входящих в состав этих
округов (далее - зоны санитарной охраны), информация в Единый
государственный реестр недвижимости направляется не в полном
объеме.
Так, по состоянию на 2017 год в Единый государственный реестр
недвижимости были внесены сведения о 103 зонах санитарной охраны,
расположенных в 11 кадастровых округах Российской Федерации
(Башкирском, Иркутском, Калининградском, Кировском, Краснодарском,
Омском, Оренбургском, Пензенском, Пермском, Псковском,
Ставропольском).
Непредставление уполномоченными органами необходимых для
внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о
границах зон санитарной охраны в орган регистрации прав и, как
следствие, отсутствие в полном объеме сведений о границах зон
санитарной охраны в Едином государственном реестре недвижимости не
позволяют в каждом конкретном случае сделать вывод о нахождении
того или иного земельного участка в границах какой-либо из зон
санитарной охраны и отслеживать наличие ограничений (обременений)
прав в отношении объектов недвижимости курортного фонда Российской
Федерации.
Согласно данным государственного реестра курортного фонда
Российской Федерации 44 процента санаторно-курортных организаций
отнесены к государственной форме собственности, 3 процента - к
муниципальной, 53 процента - к частной форме собственности.
В 2016 и 2017 годах из 495 государственных санаторно-курортных
организаций федеральными являлись 140 организаций,
региональными - 355 организаций.
Наибольшее количество государственных санаторно-курортных
организаций сосредоточено в Республике Крым, Краснодарском крае и
Ставропольском крае.
В большинстве санаторно-курортных организаций здания и
помещения не приспособлены для передвижения и размещения
маломобильных групп населения - только в 5 процентах
санаторно-курортных организаций созданы условия для инвалидов.
Укомплектованность санаторно-курортных организаций
медицинскими кадрами в среднем составляет 87 процентов, в том числе
врачами - 91 процент, средним медицинским
персоналом - 79 процентов.
Негативным фактором, сдерживающим развитие
санаторно-курортного комплекса Российской Федерации и не
обеспечивающим его конкурентоспособность на международном рынке
санаторно-курортных услуг, является состояние его
материально-технической базы (в 123 государственных
санаторно-курортных организациях, в том числе в 27 федеральных
санаторно-курортных организациях, износ зданий составляет более
80 процентов. Наибольшее число таких санаторно-курортных
организаций расположено в Республике Башкортостан, Удмуртской
Республике, Чеченской Республике, Кабардино-Балкарской Республике,
Красноярском крае, Воронежской, Московской и Тульской областях).
Крайне высокий уровень износа зданий имеют санаторно-курортные
организации Республики Крым (федеральные - 76,4 процента,
субъектовые - 78,9 процента, частные - 76,2 процента).
Более 80 процентов износа медицинского оборудования
наблюдается в 166 санаторно-курортных организациях
(федеральные - 90,2 процента, субъектовые - 91,3 процента,
муниципальные - 90,4 процента, частные - 90 процентов).
При проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении
санаторно-курортных организаций установлено, что только
59 процентов санаторно-курортных организаций соответствуют
требованиям законодательства Российской Федерации в области
обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Централизованным водоснабжением обеспечены практически все
санаторно-курортные организации. Централизованной системой
водоотведения обеспечены 92 процента санаторно-курортных
организаций, очистными сооружениями - 90 процентов.
Санаторно-курортные организации, не имеющие очистных
сооружений, расположены на территориях 25 субъектов Российской
Федерации, наибольшее их количество находится в Республике Марий
Эл, Республике Северная Осетия - Алания, Калининградской и
Костромской областях.
По данным Федеральной службы государственной статистики, в
2010 году в санаторно-курортных организациях лечились и отдыхали
6049 тыс. человек, в 2015 году - 6476 тыс. человек, в
2016 году - 7136 тыс. человек, в 2017 году - 6527 тыс. человек.
Помимо важности медико-социального аспекта не менее значимым
является экономический эффект развития санаторной отрасли.
Возможность высокоэффективного лечения на российских курортах
является альтернативой выездного лечебно-оздоровительного туризма
российских граждан и способствует развитию въездного медицинского
туризма.
Социально-экономической эффективности санаторно-курортной
сферы посвящено значительное число исследований. Мультипликативный
эффект вложений в развитие санаторно-курортных организаций
наблюдается в самых разных сегментах экономики - в развитии
транспортной, рекреационной, градостроительной инфраструктуры,
создании значительного числа новых рабочих мест, улучшении
локальных оздоровительных технологий, развитии торговли, туризма,
гостиничной сферы, культурно-развлекательных организаций, улучшении
уровня жизни населения региона.
К сожалению, аналогичные расчеты в отношении потенциального
экономического эффекта развития санаторно-курортной сферы и
совокупного выигрыша от инвестирования в санаторно-курортный
комплекс Российской Федерации практически не проводились и реальные
мультипликативные возможности этой отрасли экономики недооценены. В
настоящее время в целом санаторно-курортный комплекс Российской
Федерации характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью
при высоких потребностях в капитальных затратах.
В связи с этим представляется крайне важным не только
сохранение имеющихся позиций в этой сфере, но и наращивание
потенциала, в том числе экспортного, в условиях экономической
нестабильности и роста глобальной конкуренции.
Вместе с тем социальные и экономические изменения последних
десятилетий привели к изменениям функционирования
санаторно-курортного комплекса Российской Федерации. Природные
лечебные ресурсы испытывают все большую антропогенную нагрузку,
курортная инфраструктура требует модернизации, а территории
курортов - комплексного подхода к территориальному развитию.
Внедрение новых медицинских технологий привело к изменению роли
санаторно-курортного лечения, которое все в большей степени
используется для оздоровления населения.
Таким образом, сформировался следующий ряд проблем:
необходимость совершенствования нормативно-правового
регулирования по установлению границ и режима округов санитарной
(горно-санитарной) охраны;
недостаточный государственный контроль в области обеспечения
санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов,
лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
изношенность материально-технической базы санаторно-курортных
организаций и инфраструктуры курортов, что приводит к невозможности
конкуренции санаторно-курортных организаций Российской Федерации с
иностранными аналогичными организациями;
необходимость совершенствования подготовки специалистов для
медицинских организаций, участвующих в организации
санаторно-курортного лечения;
необходимость разработки клинических рекомендаций (протоколов
лечения) по вопросам профилактики и лечения различных заболеваний с
использованием природных лечебных ресурсов;
недостаточный уровень знаний медицинских работников о
возможностях санаторно-курортного лечения, а также низкий уровень
информированности населения о возможностях санаторно-курортных
организаций, использующих природные лечебные ресурсы.
III. Цель и задачи Стратегии
Целью Стратегии является повышение доступности
санаторно-курортного лечения за счет создания в Российской
Федерации современного санаторно-курортного комплекса,
обеспечивающего развитие лечебно-оздоровительных местностей и
курортов, эффективное использование природных лечебных ресурсов,
развитие материально-технической базы санаторно-курортных
организаций, реализацию потенциала Российской Федерации как
оздоровительного туризма.
Для достижения цели Стратегии следует решить следующие задачи:
совершенствование системы государственного регулирования
развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, в том
числе санаторно-курортных организаций (независимо от форм
собственности);
совершенствование организации деятельности, кадрового
обеспечения санаторно-курортных организаций Российской Федерации;
формирование системы информирования медицинских работников и
населения о возможностях санаторно-курортного комплекса Российской
Федерации;
развитие инфраструктуры курортов, в том числе путем
реконструкции санаторно-курортных организаций;
повышение инвестиционной привлекательности
санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, в том числе
для развития его инфраструктуры.
IV. Направления решения задач Стратегии
Совершенствование системы государственного регулирования
развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, в том
числе санаторно-курортных организаций (независимо от форм
собственности), требует принятия следующих мер:
установление обязательности представления санаторно-курортными
организациями (независимо от форм собственности) сведений для
внесения в государственный реестр курортного фонда Российской
Федерации;
утверждение классификации природных лечебных ресурсов;
определение источников финансирования работ для установления и
актуализации границ округов санитарной (горно-санитарной) охраны с
внесением соответствующих сведений в Единый государственный реестр
недвижимости и установлением знаков, обозначающих границы зон
санитарной охраны;
формирование требований к обеспечению сбалансированной
антропогенной нагрузки на земли курортов и сохранению природных
лечебных ресурсов;
создание механизмов стимулирования использования земельных
участков, на которых находятся объекты незавершенного
строительства, и других неиспользуемых земельных участков,
расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей и
курортов;
оценка эффективности эксперимента по развитию курортной
инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском
крае и Ставропольском крае в целях решения вопроса о его
распространении на территориях других субъектов Российской
Федерации.
Для совершенствования организации деятельности
санаторно-курортных организаций, в том числе развития кадрового
потенциала, необходимо принятие следующих мер:
совершенствование нормативно-правового регулирования
деятельности санаторно-курортных организаций, в том числе
направленное на усиление государственного контроля в области
обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных
ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
разработка и внедрение научно обоснованных клинических
рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам профилактики и
лечения различных заболеваний с использованием природных лечебных
ресурсов;
обеспечение непрерывного образования и подготовки медицинских
работников в области курортного дела;
разработка интерактивных модулей программ повышения
квалификации медицинских работников в области курортного дела.
В целях разработки системы информационного сопровождения
санаторно-курортного комплекса Российской Федерации планируется
реализация комплекса мер, включающего:
информирование медицинских работников медицинских организаций
о возможностях санаторно-курортного комплекса Российской Федерации;
проведение социологического опроса целевых аудиторий в целях
определения уровня информированности об услугах
санаторно-курортного комплекса Российской Федерации и их оценки;
развитие санаторно-курортного портала в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
(http://kurort.rosminzdrav.ru);
реализацию рекламно-информационной кампании по продвижению
услуг санаторно-курортного комплекса Российской Федерации;
участие Министерства здравоохранения Российской Федерации,
заинтересованных федеральных органов исполнительной власти,
образовательных, научных и иных организаций в специализированных
форумах, выставках, конгрессах.
Мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности
санаторно-курортного комплекса Российской Федерации и развитию его
инфраструктуры предусматривают:
улучшение материально-технической базы государственных и
муниципальных санаторно-курортных организаций, их строительство и
реконструкцию в рамках мероприятий государственной программы и
государственных программ субъектов Российской Федерации;
реализацию дифференцированного подхода к вовлечению в
коммерческий оборот инфраструктуры санаторно-курортного комплекса
Российской Федерации, в первую очередь с максимальной степенью
износа, находящейся в государственной (муниципальной)
собственности, в том числе на принципах государственно-частного
партнерства в соответствии с положениями Федерального закона
"О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном
партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации", с учетом
предварительного анализа инвестиционных возможностей, рынков,
спроса и потребностей инвесторов, включая установление единых
критериев отбора санаторно-курортных организаций;
выявление и тиражирование лучших практик привлечения
инвестиций в инфраструктуру санаторно-курортного комплекса
Российской Федерации;
формирование благоприятных условий для привлечения частных
инвестиций в санаторно-курортный комплекс Российской Федерации, в
том числе на территории курортов, имеющих наибольший инвестиционный
потенциал, а также в субъектах Российской Федерации, имеющих
потребность в развитии санаторно-курортного комплекса Российской
Федерации, входящих в том числе в состав Дальневосточного
федерального округа;
совершенствование управления объектами санаторно-курортного
комплекса Российской Федерации, находящимися в государственной
(муниципальной) собственности, с возможным использованием механизма
государственно-частного партнерства;
принятие мер по рациональному регулированию налоговой нагрузки
на санаторно-курортные организации на основе кадастровой стоимости
земельных участков;
утверждение субъектами Российской Федерации комплекса мер по
развитию и охране территорий лечебно-оздоровительных местностей и
курортов, имеющих наибольший ресурсный, инвестиционный потенциал
для развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации.
V. Целевые показатели реализации Стратегии
Результаты реализации Стратегии планируется оценивать исходя
из следующих показателей:
численность лечившихся и отдыхавших в санаторно-курортных
организациях, за исключением лиц, получивших амбулаторное лечение;
доля санаторно-курортных организаций, включенных в
государственный реестр курортного фонда Российской Федерации, в
общем количестве санаторно-курортных организаций, расположенных в
Российской Федерации;
доля медицинских работников, участвующих в оказании
санаторно-курортного лечения, повысивших квалификацию в системе
непрерывного медицинского образования.
Целевые показатели реализации Стратегии приведены в
приложении.
VI. Особенности реализации Стратегии
В 2018 - 2024 годах предусматриваются:
реализация мер, обеспечивающих совершенствование
законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов
Российской Федерации в связи с принятием Стратегии;
проведение корректировки государственных программ Российской
Федерации и государственных программ субъектов Российской
Федерации;
разработка программ по развитию санаторно-курортного комплекса
Российской Федерации с учетом присущих соответствующему региону
разнообразия и уникальности природных лечебных ресурсов,
экономических, географических, экологических и иных особенностей;
принятие решений об установлении округов санитарной
(горно-санитарной) охраны с обязательным внесением необходимых
сведений в Единый государственный реестр недвижимости;
реализация мероприятий по стимулированию привлечения частных
инвестиций в развитие санаторно-курортного комплекса Российской
Федерации;
принятие органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации мер по стимулированию использования земельных участков,
на которых находятся объекты незавершенного строительства, и других
неиспользуемых земельных участков, расположенных в границах
лечебно-оздоровительных местностей и курортов, в целях развития
санаторно-курортного комплекса Российской Федерации;
применение единых подходов к мониторингу и оценке проводимых
на федеральном и региональном уровнях мероприятий Стратегии с
учетом особенностей межведомственного взаимодействия и участия
социально ориентированных некоммерческих организаций.
Финансирование реализации Стратегии осуществляется за счет
средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской
Федерации, а также за счет внебюджетных источников.
VII. Ожидаемые результаты
Реализация Стратегии позволит:
увеличить число граждан Российской Федерации, получивших
санаторно-курортное лечение;
обеспечить дальнейшее развитие санаторно-курортного комплекса
Российской Федерации, в том числе увеличить количество
санаторно-курортных организаций и мест в них, отвечающих
установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям, а также
обеспечить безопасные и комфортные условия предоставления
санаторно-курортного лечения;
повысить профессиональный уровень специалистов
санаторно-курортной отрасли, а также уровень информированности
медицинских работников и населения о возможностях
санаторно-курортного комплекса Российской Федерации;
повысить инвестиционную привлекательность
лечебно-оздоровительных местностей и курортов, создать условия для
привлечения частных инвестиций в развитие санаторно-курортного
комплекса Российской Федерации.
____________
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Стратегии развития
санаторно-курортного комплекса
Российской Федерации
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
реализации Стратегии развития санаторно-курортного комплекса
Российской Федерации
------------------------------------|--------------|--------------------------------------------------------------
Наименование показателя | Единица | Значение показателя
| измерения |-------|-------|-------|--------|-------|-------|-------|-----
| | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024
| | год | год | год | год | год | год | год | год
------------------------------------|--------------|-------|-------|-------|--------|-------|-------|-------|-----
1. Численность лечившихся и тыс. человек 6527 6774 6806 6838 6869 6901 6933 6965
отдыхавших в санаторно-курортных
организациях
2. Доля санаторно-курортных процентов 60 70 80 90 90 90 90 90
организаций, включенных в (нарастающим
государственный реестр итогом)
курортного фонда Российской
Федерации, в общем количестве
санаторно-курортных организаций,
расположенных в Российской
Федерации
3. Доля медицинских работников, "-" - - 10 15 20 25 30 35
участвующих в оказании
санаторно-курортного лечения,
повысивших квалификацию в
системе непрерывного
медицинского образования
____________