Расширенный поиск

Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 08.02.2019 № 80

 

 

МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

 

Москва

 

8 февраля 2019 г.                              № 80

 

Об утверждении Правил технического учета и анализа функционирования релейной защиты и автоматики и о внесении изменений в приказ Минэнерго России от 23 июля 2012 г. № 340 "Об утверждении перечня предоставляемой субъектами электроэнергетики информации, форм и порядка ее предоставления"

 

Зарегистрирован Минюстом России 6 марта 2019 г.

Регистрационный № 53968

 

В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 13, ст. 1177; 2018, № 53 (ч. I), ст. 8448), пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2017 г. № 244 "О совершенствовании требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 11, ст. 1562; 2018, № 34, ст. 5483) и подпунктом "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. № 937 "Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 34, ст. 5483, № 51, ст. 8007) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Правила технического учета и анализа функционирования релейной защиты и автоматики.

2. Внести в приказ Минэнерго России от 23 июля 2012 г. № 340 "Об утверждении перечня предоставляемой субъектами электроэнергетики информации, форм и порядка ее предоставления" (зарегистрирован Минюстом России 6 сентября 2012 г., регистрационный № 25386) с изменениями, внесенными приказами Минэнерго России от 15 июня 2016 г. № 534 (зарегистрирован Минюстом России 30 августа 2016 г., регистрационный № 43493), от 26 декабря 2016 г. № 1404 (зарегистрирован Минюстом России 10 апреля 2017 г., регистрационный № 46311) и от 20 декабря 2017 г. № 1194 (зарегистрирован Минюстом России 13 февраля 2018 г., регистрационный № 50023), следующие изменения:

в Перечне информации, предоставляемой субъектами электроэнергетики, пункты 7.21, 7.21.1 признать утратившими силу;

в Порядке предоставления информации субъектами электроэнергетики пункты 7.21, 7.21.1 раздела 7 таблицы признать утратившими силу;

приложения № 68, № 68.1 к приказу признать утратившими силу.

3. Данные технического учета и результаты анализа функционирования устройств (комплексов) релейной защиты и автоматики и реализованных в их составе функций релейной защиты и автоматики за I квартал 2019 года должны оформляться и предоставляться в соответствии с требованиями Правил технического учета и анализа функционирования релейной защиты и автоматики, утвержденных настоящим приказом.

4. Настоящий приказ вступает в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования.

 

 

Министр                              А.В.Новак

 

 

Утверждены 
приказом Минэнерго России 
от 8 февраля 2019 г. № 80

 

ПРАВИЛА
технического учета и анализа функционирования релейной
защиты и 
автоматики

 

I. Общие положения

 

1. Настоящие Правила технического учета и анализа функционирования релейной защиты и автоматики (далее - Правила) устанавливают требования к организации и осуществлению технического учета и анализа функционирования комплексов и устройств релейной защиты и автоматики, установленных на объектах электроэнергетики и энергопринимающих установках, функционирующих в составе электроэнергетической системы, и реализованных в их составе функций релейной защиты и автоматики, определяют формы, сроки и порядок представления результатов технического учета и анализа функционирования комплексов и устройств релейной защиты и автоматики и реализованных в их составе функций релейной защиты и автоматики в диспетчерские центры субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, а также определяют порядок выдачи и выполнения заданий по устранению причин неправильного функционирования комплексов и устройств релейной защиты и автоматики, изменению параметров их настройки и алгоритмов функционирования на основании анализа работы комплексов и устройств релейной защиты и автоматики.

2. В Правилах используются термины и определения в значениях, установленных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, а также термины и определения, указанные в приложении № 1 к Правилам.

3. В Правилах используются следующие сокращения:

ДЗЛ - дифференциальная защита линии;

ДФЗ - дифференциально-фазная защита;

ВЧЗ - направленная защита с высокочастотной блокировкой;

КЗ - короткое замыкание;

КИВ - контроль изоляции вводов;

ЛЭП - линия электропередачи;

ОАПВ - однофазное автоматическое повторное включение;

ОМП - определение места повреждения;

ПА - противоаварийная автоматика;

РАС - регистратор аварийных событий;

РЗ - релейная защита;

РЗА - релейная защита и автоматика;

СА - сетевая автоматика;

СВ - система возбуждения генератора или синхронного компенсатора;

СМПР - система мониторинга переходных режимов;

УПАСК - устройство передачи аварийных сигналов и команд;

ЭМ - электромеханическая элементная база, на которой конструктивно выполнено устройство РЗА;

МЭ - микроэлектронная элементная база, на которой конструктивно выполнено устройство РЗА;

МП - микропроцессорная элементная база, на которой конструктивно выполнено устройство РЗА.

4. Субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии, владеющие на праве собственности или ином законном основании входящими в состав энергосистемы объектами по производству электрической энергии и (или) объектами электросетевого хозяйства (далее - владельцы объектов электроэнергетики, объекты электроэнергетики соответственно), а также системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах (далее - субъект оперативно-диспетчерского управления) обязаны осуществлять технический учет и анализ функционирования устройств и комплексов РЗА и реализованных в их составе функций РЗА в соответствии с Правилами.

5. Техническому учету подлежат находящиеся в эксплуатации устройства (комплексы) РЗА ЛЭП и оборудования объектов по производству электрической энергии и объектов электросетевого хозяйства (далее - оборудование) напряжением 3 кВ и выше и все случаи их срабатывания (отказов срабатывания).

6. Технический учет и анализ функционирования устройств (комплексов) РЗА должны осуществляться владельцами объектов электроэнергетики в отношении устройств (комплексов) РЗА, установленных на принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании объектах электроэнергетики, и функций РЗА, реализованных в таких устройствах (комплексах) РЗА.

7. Технический учет и анализ функционирования устройств (комплексов) РЗА должны осуществляться субъектом оперативно-диспетчерского управления в отношении:

a) устройств (комплексов) РЗА ЛЭП, оборудования напряжением 110 кВ и выше (в случае если данные ЛЭП, оборудование отнесены к объектам диспетчеризации) и функций РЗА, реализованных в указанных устройствах (комплексах) РЗА;

б) устройств (комплексов) РЗА, для которых расчет, выбор или согласование параметров настройки (уставок) и алгоритмов функционирования осуществляет субъект оперативно-диспетчерского управления, и функций РЗА, реализованных в указанных устройствах (комплексах) РЗА;

в) устройств автоматической частотной разгрузки;

г) устройств (комплексов) противоаварийной и режимной автоматики, установленных в диспетчерских центрах субъекта оперативно-диспетчерского управления, собственником или иным законным владельцем которых является данный субъект оперативно-диспетчерского управления, и функций РЗА, реализованных в указанных устройствах (комплексах) РЗА.

8. Технический учет и анализ функционирования устройств (комплексов) РЗА и реализованных в их составе функций РЗА, указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 7 Правил, должны осуществляться субъектом оперативно-диспетчерского управления на основании результатов анализа функционирования устройств (комплексов) РЗА, данных технического учета, представляемых ему в соответствии с Правилами владельцами объектов электроэнергетики.

9. Владельцы объектов электроэнергетики обязаны:

a) ежеквартально до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно до 15-го января года, следующего за отчетным, направлять в диспетчерские центры субъекта оперативно-диспетчерского управления данные технического учета и результаты анализа функционирования устройств (комплексов) РЗА и реализованных в их составе функций РЗА ЛЭП и оборудования 110 кВ и выше, устройств автоматической частотной разгрузки, соответствующих критериям, указанным в подпунктах "а" - "в" пункта 7 Правил;

б) представлять диспетчерским центрам субъекта оперативно-диспетчерского управления и центрам управления сетями сетевых организаций, в диспетчерском и технологическом управлении (ведении) которых находятся устройства РЗА или которые осуществляли выбор (согласование) параметров настройки и алгоритмов функционирования устройств (комплексов) РЗА, а также представлять по запросу другим владельцам объектов электроэнергетики, устройства РЗА которых функционально связаны с вышеуказанными устройствами (комплексами) РЗА для анализа работы и устранения причин их неправильного функционирования следующую информацию:

данные РАС, полученные от автономных РАС;

осциллограммы аварийных событий, полученные от микропроцессорных устройств РЗ, СА, ПА, СВ с использованием в них функции РАС;

результаты ОМП, полученные от специализированных устройств ОМП на ЛЭП;

журналы срабатываний микропроцессорных устройств РЗ, СА, ПА, СВ.

10. Информация, указанная в подпункте "а" пункта 9 Правил, должна представляться в диспетчерские центры субъекта оперативно-диспетчерского управления по формам, установленным приложениями № 2 и № 3 к Правилам, посредством специализированного программно-аппаратного комплекса, предоставляемого субъектом оперативно-диспетчерского управления на безвозмездной основе, или посредством иного программного обеспечения (иных средств автоматизации), используемого владельцами объектов электроэнергетики, интегрированного со специализированным программно-аппаратным комплексом субъекта оперативно-диспетчерского управления, в формате, определяемом субъектом оперативно-диспетчерского управления.

Информация, указанная в подпункте "б" пункта 9 Правил, должна представляться в диспетчерские центры субъекта оперативно-диспетчерского управления и центры управления сетями сетевых организаций путем ее направления в указанные диспетчерские центры и центры управления сетями в течение суток по их запросу или путем предоставления им удаленного доступа к соответствующей информации в автоматизированном режиме.

 

II. Общие требования к техническому учету

 

11. В ходе технического учета владельцами объектов электроэнергетики, субъектом оперативно-диспетчерского управления в соответствии с распределением функций по техническому учету, установленных главой I Правил, должны осуществляться:

количественный учет наличия устройств (комплексов) РЗА и реализованных в их составе функций РЗА (далее - количественный учет);

анализ работы устройств (комплексов) функций РЗА и осуществляемая на его основе оценка работы устройств (комплексов) РЗА и реализованных в их составе функций РЗА в соответствии с требованиями главы III Правил;

учет и распределение случаев неправильной работы устройств (комплексов), функций РЗА по видам причин в соответствии с требованиями главы IV Правил.

12. Все устройства (комплексы) РЗА и реализованные в их составе функции РЗА, включая технологическую автоматику объектов электроэнергетики, подлежат количественному учету. При этом отдельному количественному учету подлежат автономные регистраторы аварийных событий, СМПР и устройства ОМП.

Результаты количественного учета должны оформляться в соответствии с таблицами "Наличие устройств и комплексов РЗА по состоянию на конец отчетного периода" и "Наличие функций РЗА, реализованных в устройствах и комплексах РЗА по состоянию на конец отчетного периода", предусмотренными разделами 2 и 3 формы, установленной приложением № 2 к Правилам.

13. При осуществлении технического учета:

случаи неправильной работы одного и того же устройства РЗА или реализованной в его составе функции РЗА, происходящие (повторяющиеся) по одной и той же технической причине, вызванной ошибочными действиями персонала, выполняемыми с устройствами РЗА, или нарушениями требований нормативных правовых актов, нормативно-технической документации или инструктивной документации по РЗА, должны учитываться отдельно;

случаи неправильной работы одного и того же устройства РЗА или реализованной в его составе функции РЗА, происходящие (повторяющиеся) по одной и той же технической причине, вызванной его техническим состоянием, до вывода из работы этого устройства, функции РЗА должны учитываться как один случай неправильной работы.

14. Техническому учету в соответствии с Правилами также подлежит работа сигнальных элементов газовой защиты трансформаторов, автотрансформаторов и шунтирующих реакторов, сигнальных элементов КИВ, сигнальных элементов снижения давления элегаза измерительных трансформаторов, выключателей и работа иных устройств РЗА и реализованных в их составе функций РЗА с действием на сигнал, приводящая к необходимости вывода оборудования из работы.

При определении общего количества действий устройств РЗА и реализованных в их составе функций РЗА и при расчете показателей работы устройств РЗА и реализованных в их составе функций РЗА, выполняемом в соответствии с главой VI Правил, указанные в абзаце первом настоящего пункта случаи работы учитываться не должны.

15. Устройства РЗА и реализованные в их составе функции РЗА, принцип действия которых обеспечивается взаимодействием двух или более устройств РЗА, размещенные на разных технологически связанных объектах электроэнергетики (в том числе ДФЗ, ДЗЛ, УПАСК), должны учитываться отдельно, а не как одно устройство РЗА.

16. При техническом учете должна указываться элементная база, на которой конструктивно выполнены устройства РЗА (ЭМ, МЭ или МП).

17. При техническом учете должен указываться код категории персонала, допустившего ошибку, которая послужила причиной неправильной работы устройства (комплекса) РЗА, в соответствии с таблицей 1 приложения № 4 к Правилам.

18. Сведения о всех случаях правильной и неправильной работы устройств (комплексов) РЗА и реализованных в их составе функций РЗА должны отражаться в разделе 1 формы, установленной приложением № 2 к Правилам, с обязательным заполнением столбца "Описание события" в случае неправильной работы устройств (комплексов) РЗА и реализованных в их составе функций РЗА.

 

III. Требования к оценке работы устройств (комплексов) релейной защиты и автоматики и реализованных в их составе функций релейной защиты и автоматики при проведении технического учета

 

19. По результатам анализа работы устройств (комплексов) РЗА и реализованных в их составе функций РЗА в рамках технического учета должны приниматься следующие оценки работы устройств (комплексов) РЗА или реализованных в их составе функций РЗА: "правильно", "неправильно".

К случаям работы устройств РЗА (комплексов) и реализованных в их составе функций РЗА с оценкой "неправильно" должны относиться излишние срабатывания, ложные срабатывания, отказы срабатывания, допущенные неправильные срабатывания и несрабатывания.

20. В случае неправильной работы одной из функций РЗА, входящей в состав многофункционального устройства РЗА, или в случае, когда устройство РЗА состоит из одной функции РЗА, оценка "неправильно" должна также выноситься и этому устройству РЗА.

Показатели работы устройств РЗА и реализованных в их составе функций РЗА должны учитываться отдельно и не суммироваться.

21. Срабатывание устройства РЗА или реализованных в его составе функций РЗА в соответствии с назначением устройства (комплекса) РЗА и исходя из обеспечения выполнения устройством (комплексом) РЗА возложенных на него функций (далее - заложенная логика действия), при наличии требования срабатывания (воздействие на отключение, включение выключателей или других коммутационных аппаратов, на элементы противоаварийного управления энергосистемы или подача заданных сигналов на другие устройства РЗА) должно оцениваться как правильная работа устройств РЗА.

22. Срабатывание или отказ срабатывания устройства РЗА или реализованной в его составе функции РЗА вследствие неисправности, дефектов вспомогательных элементов, измерительных трансформаторов, сигналов положения силовых коммутационных аппаратов должны оцениваться как неправильная работа этих устройств РЗА.

В случае если неисправность вышеуказанного оборудования привела к неправильной работе нескольких устройств РЗА, оценка неправильной работы должна присваиваться каждому из сработавших (отказавших) устройств РЗА.

23. Срабатывание устройства РЗА или реализованных в его составе функций РЗА в соответствии с заложенной логикой действия при отсутствии требования срабатывания для данного устройства РЗА или реализованной в его составе функции РЗА, но при наличии требования срабатывания для других устройств РЗА или для других функций РЗА должно оцениваться как излишнее срабатывание.

К излишним срабатываниям также должны относиться действия устройств РЗА или реализованных в их составе функций РЗА, реализованные при наличии требования срабатывания, но приведшие к дополнительным (кроме заданных) отключениям, включениям, передаче непредусмотренных (излишних) сигналов.

24. Срабатывание устройства РЗА или реализованных в его составе функций РЗА в соответствии с заложенной логикой действия при отсутствии требования срабатывания для данного устройств РЗА, а также передача в этих же условиях сигнала на другое устройство РЗА должны оцениваться как ложное срабатывание.

25. Отсутствие срабатывания устройства РЗА или реализованной в его составе функции РЗА в соответствии с заложенной логикой действия при наличии требования срабатывания для данного устройства РЗА, данной функции РЗА, а также отсутствие в этих же условиях заданного выходного сигнала от данной функции, данного устройства РЗА должны оцениваться как отказ срабатывания.

К отказам срабатывания должны также относиться случаи выдачи не всех выходных сигналов на отключение или включение коммутационных аппаратов, передачу заданных сигналов, реализацию управляющих воздействий ПА и иные случаи срабатывания устройства РЗА или реализованных в его составе функций РЗА с неполным выполнением задания.

26. Случаи неправильной работы устройств РЗА или реализованных в их составе функций РЗА, возможность которых была заранее известна на стадии проектирования или параметрирования устройств РЗА и признана допустимой по причине малой вероятности события или малой тяжести возможных последствий, должны оцениваться как допущенные неправильные срабатывания и несрабатывания.

К причинам допущенных неправильных срабатываний и несрабатываний должны относиться:

неучет при выборе параметров настройки (уставок) устройств РЗА схем электрической сети с большим объемом ремонтных и аварийных отключений ЛЭП, трансформаторов, автотрансформаторов, генераторов и иных маловероятных схем электрической сети, что может привести к излишнему (неселективному) действию или отказу таких устройств РЗА;

заранее известные технические недостатки устройства РЗА, обусловленные недостаточным уровнем развития техники и технологии, процессов производства устройств РЗА на момент изготовления соответствующего устройства РЗА;

заранее известная возможность неправильного действия устройства РЗА, функции РЗА, исходя из принципа действия;

срабатывание исправных исполнительных устройств ПА с действием на отключение нагрузки, отключение генераторов, деление сети или реализацию иных управляющих воздействий, вызванное ложно или излишне сформированной командой УПАСК или выходным сигналом других устройств ПА.

Допущенные неправильные срабатывания и несрабатывания (запрет действия) устройств РЗА и реализованных в их составе функций РЗА не подлежат учету при распределении причин неправильной работы по видам в соответствии с главой IV Правил, должны учитываться отдельно и не суммироваться с неправильными срабатываниями, учитываемыми в соответствии с пунктами 23 - 25 Правил.

27. Оценка работы комплекса РЗА должна осуществляться на основании результатов оценки работы всех устройств РЗА, входящих в состав этого комплекса. В случае неправильной работы одного из устройств РЗА, входящих в состав комплекса РЗА, оценка "неправильно" должна также выставляться и этому комплексу РЗА.

28. Оценка работы устройств режимной автоматики, а также устройств РАС, СМПР, ОМП должна осуществляться на основе коэффициента готовности (Кготовн), рассчитываемого по формуле 1 как отношение времени их работоспособного состояния (в часах) к сумме времен их работоспособного и неработоспособного состояния (в часах) в течение отчетного периода, за исключением времени технического обслуживания:

  tрс
 Кготовн = --------, (1)
  tрс + tнс

где: tpc - время работоспособного состояния;

tнс - время неработоспособного состояния.

Результаты оценки работы устройств режимной автоматики, а также устройств РАС, СМПР, ОМП, включая коэффициент готовности, должны отражаться в разделе 2 формы, установленной приложением № 3 к Правилам.

Каждый случай неправильной работы устройств (комплексов) режимной автоматики также должен учитываться в разделе 1 формы, установленной приложением № 2 к Правилам.

 

IV. Учет и распределение случаев неправильной работы релейной защиты и автоматики по видам причин

 

29. Учет и распределение случаев неправильной работы устройств РЗА и реализованных в их составе функций РЗА должны осуществляться по следующим видам причин:

технические причины, вследствие которых произошла неправильная работа устройства или функции РЗА;

организационные причины, определяющие, почему возникла техническая причина, вследствие которой произошла неправильная работа устройства или функции РЗА.

30. Учету и распределению по указанным в пункте 29 Правил видам причин подлежат все случаи работы устройств РЗА и реализованных в их составе функций РЗА с оценкой "неправильно".

31. В случае если не удалось определить причину неправильной работы устройств РЗА (реализованных в их составе функций РЗА), установленных на разных объектах электроэнергетики и аппаратно и функционально связанных между собой, оценка "неправильно" должна выставляться каждому устройству РЗА или функции РЗА, и данный случай неправильной работы устройств РЗА должен относиться к виду "причина не определена".

32. В случае неправильной работы устройства РЗА или функции РЗА, явившейся следствием нескольких независимых причин (технических или организационных), должны учитываться все причины неправильной работы.

33. Распределение случаев неправильной работы устройств (комплексов) РЗА и реализованных в их составе функций РЗА по видам технических и организационных причин должно осуществляться в соответствии с таблицами 2 и 3 приложения № 4 к Правилам.

34. Технические и организационные причины неправильной работы устройств РЗА и реализованных в их составе функций РЗА должны быть описаны с указанием соответствующих фактических обстоятельств в столбце "Описание события" раздела 1 формы, установленной приложением № 2 к Правилам.

 

V. Общие требования к анализу функционирования устройств (комплексов) релейной защиты и автоматики

 

35. В ходе анализа функционирования устройств (комплексов) РЗА владельцы объектов электроэнергетики и субъект оперативно-диспетчерского управления в соответствии с распределением функций, установленным главой I Правил, должны:

определять показатели работы устройств (комплексов) РЗА и реализованных в их составе функций РЗА на основании данных технического учета в порядке, установленном главой VI Правил;

осуществлять проверку принятых технических решений по составу, параметрам настройки и алгоритмам функционирования устройств (комплексов) РЗА и реализованных в их составе функций РЗА на предмет соответствия предъявляемым к ним требованиям и достаточности организационных мероприятий для обеспечения надежной эксплуатации устройств (комплексов) РЗА.

36. Результаты анализа функционирования устройств (комплексов) РЗА и реализованных в их составе функций РЗА, проведенного владельцем объекта электроэнергетики, должны быть оформлены в соответствии с приложением № 3 к Правилам.

37. Субъект оперативно-диспетчерского управления на основании анализа функционирования устройств (комплексов) РЗА вправе выдать владельцам объектов электроэнергетики задание по устранению причин неправильного функционирования устройств (комплексов) РЗА, изменению параметров настройки и алгоритмов функционирования устройств (комплексов) РЗА, являющееся обязательным для выполнения такими владельцами.

38. Выдача субъектом оперативно-диспетчерского управления владельцам объектов электроэнергетики задания по устранению причин неправильного функционирования устройств (комплексов) РЗА должна осуществляться, если по результатам анализа функционирования РЗА установлены причины неправильной работы РЗА, создающие риски неправильной работы по этой же причине устройств (комплексов) РЗА, установленных на объектах электроэнергетики нескольких субъектов электроэнергетики.

39. Выдача и выполнение задания субъекта оперативно-диспетчерского управления по изменению параметров настройки и алгоритмов функционирования устройств (комплексов) РЗА должны осуществляться в соответствии с правилами взаимодействия субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии при подготовке, выдаче и выполнении заданий по настройке устройств релейной защиты и автоматики, утверждаемыми Министерством энергетики Российской Федерации в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. № 937 "Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

40. Задание субъекта оперативно-диспетчерского управления по устранению причин неправильного функционирования устройств (комплексов) РЗА должно содержать:

краткое описание события, при котором произошла неправильная работа устройства (комплекса) РЗА;

установленную причину неправильной работы устройства (комплекса) РЗА в соответствии с Правилами;

сведения о технических и (или) организационных мероприятиях, которые необходимо выполнить владельцу объекта электроэнергетики или указание на необходимость разработки плана мероприятий, направленного на устранение причин неправильного функционирования устройств (комплексов) РЗА (далее - план мероприятий);

срок реализации мероприятий (при наличии в задании субъекта оперативно-диспетчерского управления указания на необходимость разработки плана мероприятий, срок реализации мероприятий в задании не указывается).

41. Владельцы объектов электроэнергетики не позднее 10 рабочих дней со дня получения задания субъекта оперативно-диспетчерского управления по устранению причин неправильного функционирования устройств (комплексов) РЗА, содержащего указание на необходимость разработки плана мероприятий, должны разработать и согласовать с субъектом оперативно-диспетчерского управления, выдавшим задание, соответствующий план мероприятий и сроки его реализации.

42. Владельцы объектов электроэнергетики не позднее 10 рабочих дней со дня окончания срока выполнения мероприятий, указанного в задании (согласованных сроков реализации мероприятий, указанных в плане мероприятий), должны направить субъекту оперативно-диспетчерского управления отчет о выполнении задания субъекта оперативно-диспетчерского управления по устранению причин неправильного функционирования устройств (комплексов) РЗА.

43. Владельцы объектов электроэнергетики должны представлять субъекту оперативно-диспетчерского управления по его запросу в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения запроса информацию, необходимую для анализа функционирования устройств (комплексов) РЗА и подготовки задания по устранению причин неправильного функционирования устройств (комплексов) РЗА.

44. Владельцы объектов электроэнергетики должны разрабатывать и реализовывать на принадлежащих им объектах электроэнергетики мероприятия по устранению причин неправильного функционирования устройств (комплексов) РЗА, если по результатам проводимого ими анализа функционирования РЗА установлены причины неправильной работы устройств (комплексов) РЗА, создающие риски неправильной работы по этой же причине устройств (комплексов) РЗА, установленных на принадлежащих им объектах электроэнергетики.

45. Мероприятия, по устранению причин неправильного функционирования устройств (комплексов) РЗА, разрабатываемые владельцами объектов электроэнергетики, должны содержать:

краткое описание события, при котором произошла неправильная работа устройства (комплекса) РЗА;

установленную причину неправильной работы устройства (комплекса) РЗА в соответствии с Правилами;

технические и (или) организационные мероприятия, направленные на устранение причин неправильного функционирования устройств (комплексов) РЗА;

сроки реализации мероприятий.

46. В случае выявления дополнительных данных о функционировании устройств (комплексов) РЗА (в том числе после осмотра или ремонта ЛЭП или оборудования, дополнительных проверок устройств (комплексов) РЗА), влияющих на результаты анализа функционирования РЗА, субъект оперативно-диспетчерского управления обязан внести изменения в результаты анализа функционирования соответствующих устройств (комплексов) РЗА, представленные в диспетчерские центры такого субъекта владельцами объектов электроэнергетики, с последующим уведомлением указанных владельцев объектов электроэнергетики о необходимости внесения изменений в результаты выполненного ими анализа функционирования устройств (комплексов) РЗА.

 

VI. Определение показателей работы устройств (комплексов) релейной защиты и автоматики и реализованных в их составе функций релейной защиты и автоматики

 

47. Показатели работы устройств (комплексов) РЗА и показатели работы реализованных в их составе функций РЗА должны определяться на основании данных технического учета и указываться в разделе 1 формы, установленной приложением № 3 к Правилам.

48. Определение показателей работы устройств (комплексов) РЗА должно выполняться методом численного сравнения показателей работы устройств (комплексов) РЗА, принадлежащих владельцам объектов электроэнергетики, с показателями работы указанных устройств (комплексов) РЗА в предыдущие отчетные периоды.

49. В качестве основного показателя оценки правильности работы устройств РЗА, реализованных в их составе функций РЗА, должен использоваться процент правильной работы.

Процент правильной работы устройств РЗА и реализованных в их составе функций РЗА (K1), %, должен определяться по формуле 2:

  nпс
 K1 = ------------------ x 100%, (2)
  nпс + nни + nнл + nо

где: nпс - число правильных срабатываний;

nни - число неправильных излишних срабатываний;

nнл - число неправильных ложных срабатываний;

nо - число отказов срабатывания.

50. В качестве дополнительных показателей оценки работы устройств РЗА и функций РЗА, реализованных в устройствах РЗА, должны использоваться следующие показатели:

a) показатели, характеризующие надежность устройств РЗА: 

показатель общей надежности устройств РЗА;

показатель, оценивающий надежность срабатывания устройств РЗА; 

показатель, оценивающий надежность несрабатывания устройств РЗА;

б) показатели, характеризующие усредненное число срабатываний устройств или функций РЗА:

усредненное число срабатываний устройств РЗА или функций РЗА, реализованных в устройствах РЗА;

усредненное число правильных срабатываний устройств РЗА или функций РЗА;

усредненное число неправильных срабатываний устройств РЗА или функций РЗА;

в) показатели, характеризующие усредненное число срабатываний устройств РЗА в зависимости от использованной в устройстве РЗА элементной базы:

усредненное число срабатываний устройств РЗА в зависимости от использованной в устройстве РЗА элементной базы;

усредненное число правильных срабатываний устройств РЗА в зависимости от использованной в устройстве РЗА элементной базы;

усредненное число неправильных срабатываний устройств РЗА в зависимости от использованной в устройстве РЗА элементной базы;

усредненное число отказов срабатываний устройств РЗА в зависимости от использованной в устройстве РЗА элементной базы.

________________

Пункт 51 Правил не приводится. См. официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

 

 

Приложение № 1 
к Правилам технического учета и анализа функционирования релейной защиты и автоматики

 

Термины и определения, используемые в Правилах технического учета и анализа функционирования релейной защиты и автоматики

 

Анализ работы устройства (комплекса), функции РЗА - рассмотрение каждого случая срабатывания и (или) отказа срабатывания устройства (комплекса), функции РЗА на основании сравнения параметров аварийного режима и состоявшегося срабатывания и (или) отказа срабатывания устройства (комплекса) РЗА или реализованной в его составе функции РЗА в соответствии с назначением устройства (комплекса) РЗА и исходя из обеспечения выполнения устройством (комплексом) РЗА возложенных на него функций;

анализ функционирования устройств (комплексов) РЗА - рассмотрение результатов технического учета, определение показателей работы находящихся в эксплуатации устройств (комплекса) РЗА и реализованных в их составе функций РЗА, проверка соответствия принятых технических решений по составу, параметрам настройки и алгоритмам функционирования устройств (комплекса) РЗА и реализованных в их составе функций РЗА предъявляемым к ним требованиям и достаточности организационных мероприятий для обеспечения их надежной эксплуатации;

вспомогательные элементы устройств (комплексов) РЗА - вторичные цепи РЗА, аппаратура, предназначенная только для обеспечения функционирования взаимосвязанных устройств релейной защиты (за исключением УПАСК), и технические средства связи, предназначенные для организации каналов связи, используемых для передачи информации между устройствами РЗА;

вторичные цепи РЗА - токовые цепи и цепи напряжения от трансформаторов тока и напряжения до устройства РЗА, цепи управления и сигнализации, в том числе реализованные с использованием цифровых протоколов передачи информации, а также цепи питания оперативным током от автомата питания (предохранителя) устройства РЗА;

многофункциональное устройство РЗА - устройство РЗА, в составе которого реализовано более одной функции;

организационные причины - причины, создавшие условия для наличия или проявления технической причины неправильной работы устройства (комплекса), функции РЗА;

событие - возникновение повреждения ЛЭП (оборудования) или ненормального режима работы ЛЭП (оборудования), сопровождающееся срабатыванием (отказом срабатывания) устройств (комплексов) РЗА и функций РЗА, задействованных в ликвидации этого повреждения или ненормального режима работы, неправильная работа устройств (комплексов) РЗА и функций РЗА;

срабатывание устройства (комплекса), функции РЗА - результат выполнения алгоритма функционирования устройства (комплекса), функции РЗА, завершившийся действием в соответствии с назначением устройства (комплекса), функции РЗА;

технические причины - причины неправильной работы устройства (комплекса), функции РЗА, вызванные дефектом или неисправностью, сбоем программного обеспечения устройства (комплекса), функции РЗА, неправильными действиями персонала, нарушениями требований нормативных правовых актов, иных обязательных требований или инструктивной документации по РЗА;

технический учет - учет всех случаев срабатывания (отказов срабатывания) устройств (комплексов), функций РЗА, включая анализ их работы, оценку результатов работы, учет и распределение по видам причин случаев неправильной работы, а также учет количества устройств (комплексов) РЗА и реализованных в этих устройствах (комплексах) функций РЗА;

требование срабатывания устройства (комплекса), функции РЗА - возникновение условий, при которых устройство (комплекс), функция РЗА должны сработать по назначению;

указание по РЗА - порядок, сроки и условия осуществления конкретных действий по изменению технологического режима работы или эксплуатационного состояния устройств (комплексов) РЗА, содержащиеся в инструкции по обслуживанию (эксплуатации) устройств (комплексов) РЗА, диспетчерской (оперативной) заявке, программе (бланке, типовой программе, типовом бланке) переключений, диспетчерском распоряжении и (или) диспетчерской команде, указании оперативного персонала;

функция устройства РЗА - функционально завершенный алгоритм функционирования устройства РЗА, позволяющий на основе информации, полученной от измерительных органов устройства РЗА и (или) от других устройств (функций) РЗА, выявлять повреждения, отключения оборудования (ЛЭП) или другие ненормальные режимы и в соответствии с заданными параметрами настройки действовать на предотвращение развития и ликвидацию нарушения нормального режима, а также на изменение параметров режима энергосистемы (частоты электрического тока, напряжения, активной и реактивной мощности).

________________

Приложения № 2 - 3 к Правилам не приводятся. См. официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

 

 

Приложение № 4 
к Правилам технического учета и анализа функционирования релейной защиты и автоматики

 

Таблица 1. Перечень кодов категорий персонала, используемых при осуществлении технического учета

 

Код

категории

персонала

Наименование персонала
01

Оперативный персонал

02

Персонал РЗА

03

Персонал ремонтных служб, не задействованный в эксплуатации устройств (комплексов) РЗА, сторонние лица

04

Персонал субъекта оперативно-диспетчерского управления

Персонал иных организаций, в том числе:

05

Персонал монтажных организаций

06

Персонал наладочных организаций

07

Персонал проектных организаций

08

Персонал заводов-изготовителей

 

Таблица 2. Распределение случаев неправильной работы устройств (комплексов) РЗА и реализованных в их составе функций РЗА по видам технических причин

 

Код

причины

Технические причины неправильной работы устройств РЗА и реализованных в их составе функций РЗА
Ошибочное формирование управляющих воздействий, связанное техническим обслуживанием устройств РЗА, в том числе:
101

Ошибка при выполнении работ

102

Ошибка при наладке

103

Дефект, оставленный после работ

Ошибки в параметрах настройки (уставках) и алгоритмах функционирования устройств РЗА, в том числе:

104

Ошибка в заданных уставках

105

Ошибка в выставленных уставках

106

Ошибка в согласованных (заданных) принципиальных схемах

107

Ошибка в реализованных принципиальных схемах

108

Ошибка в схеме вторичной коммутации

109

Ошибка при выполнении переключений с устройствами РЗА

110

Дефект или неисправность трансформатора тока

111

Дефект или неисправность трансформатора напряжения

112

Дефект или неисправность цепей оперативного тока

113

Дефект или неисправность электромеханической аппаратуры

114

Дефект или неисправность микроэлектронной и полупроводниковой аппаратуры

115

Дефект или неисправность микропроцессорной аппаратуры

116

Дефект или неисправность аппаратуры, предназначенной для обеспечения функционирования взаимосвязанных устройств релейной защиты

117

Дефект или неисправность технических средств связи, предназначенных для организации каналов связи, используемых для передачи информации между устройствами РЗА

118

Дефект или сбой программного обеспечения

119

Дефект или неисправность вторичных цепей РЗА

120

Неудовлетворительная электромагнитная обстановка

121

Прочие технические причины

122

Причина не определена

123

Внешнее механическое воздействие на устройства РЗА и их вспомогательные элементы

124

Дефект или неисправность устройства РЗА из-за физического износа

125

Неправильно созданная первичная схема или режим

Примечание:

К коду причины 101 следует относить неправильную работу устройства РЗА и реализованной в его составе функции РЗА, вызванную ошибкой персонала при выполнении работ.

К коду причины 102 следует относить неправильную работу устройства РЗА и реализованной в его составе функции РЗА, явившуюся следствием ошибки при выполнении работ, дефектов монтажа или наладки, проявившиеся до первого профилактического контроля.

К коду причины 103 следует относить неправильную работу устройства РЗА и реализованной в его составе функции РЗА вследствие дефекта, если этот дефект мог быть выявлен и не был обнаружен при соответствующем виде технического обслуживания или был создан при техническом обслуживании.

К коду причины 108 следует относить неправильную работу устройства РЗА и реализованной в его составе функции РЗА, вызванную ошибкой в схемах вторичной коммутации (схемах электрических рядов зажимов, заданиях заводу на изготовление шкафов РЗА).

К коду причины 112 следует относить неправильную работу устройства РЗА или реализованной в его составе функции РЗА в результате нарушения требований к его электропитанию оперативным током, вызванную дефектом или неисправностью системы оперативного тока до автомата питания (предохранителя) устройства РЗА.

К коду причины 116 следует относить неправильную работу устройства РЗА или реализованной в его составе функции РЗ в результате дефекта или неисправности аппаратуры, предназначенной только для обеспечения функционирования взаимосвязанных устройств РЗ (приемопередающей аппаратуры каналов ДФЗ, ДЗЛ, ВЧЗ).

К коду причины 117 следует относить неправильную работу устройства РЗА или реализованной в его составе функции РЗА, произошедшую в результате дефекта или неисправности технических средств связи, предназначенных для организации каналов связи, используемых для передачи информации между устройствами РЗА.

К коду причины 118 следует относить неправильную работу устройства РЗА или реализованной в его составе функции РЗА, произошедшую в результате ошибки, сбоя программного обеспечения или неактуальности версии программного обеспечения.

К коду причины 122 следует относить неправильную работу устройства РЗА или реализованной в его составе функции РЗА, если после проведения послеаварийной проверки не удалось установить техническую причину неправильной работы.

К коду причины 125 следует относить неправильную работу устройства РЗА или реализованной в его составе функции РЗА, произошедшую в результате ошибочного создания (использования) заведомо известной и недопустимой по условиям РЗА первичной схемы или режима.

 

Таблица 3. Распределение случаев неправильной работы устройств (комплексов) РЗА и реализованных в их составе функций РЗА по видам организационных причин

 

Код

причины

Организационные причины неправильной работы устройств РЗА и реализованных в их составе функций РЗА

Недостатки технического обслуживания устройств РЗА, в том числе:

201

Недостатки методики по наладке и проверке

202

Недостатки проверочных устройств

203

Невыполнение технического обслуживания в регламентные сроки

204

Невыполнение объема регламентных работ по техническому обслуживанию в соответствии с нормативно-техническими документами

Недостатки указаний по РЗА, в том числе:

205

Неправильные указания по РЗА

206

Отсутствие указаний по РЗА

207

Несвоевременное внесение изменений в указания по РЗА
Недостатки расчёта и выбора параметров настройки (уставок) устройств РЗА, в том числе:

208

Недостоверные исходные данные

209

Недостатки методики расчета и выбора параметров настройки

Непринятие необходимых мер или несвоевременное их принятие, в том числе:

210

По продлению срока службы или замены аппаратуры РЗА и вспомогательных элементов устройств РЗА

211

По обеспечению запасными частями

212

По выдаче, выполнению задания по настройке устройств РЗА

213

По выполнению требований нормативных документов и инструктивной документации

214

По согласованию мероприятий с проектной и конструкторской организациями, изготовителем оборудования, субъектом оперативно-диспетчерского управления

215

По устранению выявленного дефекта или неисправности

216

Ошибочные или неправильные действия персонала

217

Дефекты (недостатки) проекта

218

Дефекты (недостатки) конструкции, изготовления

219

Дефекты (недостатки) монтажа

220

Прочие организационные причины

221

Причина не определена

Примечание:

К коду причины 203 следует относить неправильную работу устройств РЗА и реализованных в их составе функций РЗА, явившуюся следствием невыполнения требований к периодичности технического обслуживания устройств РЗА.

К коду причины 204 следует относить неправильную работу устройств РЗА и реализованных в их составе функций РЗА, явившуюся следствием невыполнения требований к объемам работ, выполняемых при техническом обслуживании устройств РЗА.

К коду причины 210 следует относить неправильную работу устройств РЗА и реализованных в их составе функций РЗА, произошедшую по истечению срока службы аппаратуры РЗА, если не были приняты или не выполнены меры по продлению срока службы или замене аппаратуры РЗА и вспомогательных элементов устройств РЗА.

К коду причины 213 следует относить неправильную работу устройств РЗА и реализованных в их составе функций РЗА, явившуюся следствием невыполнения требований нормативных правовых актов, нормативно-технической документации, инструктивной документации по РЗА.

К коду причины 216 следует относить неправильную работу устройств РЗА и реализованных в их составе функций РЗА, явившуюся следствием недостаточной квалификации, усталости, болезни, невнимательности, неаккуратности персонала.

К коду причины 217 следует относить неправильную работу устройств РЗА и реализованных в их составе функций РЗА, явившуюся следствием ошибок или недостатков проектных решений, принятых проектными организациями в случаях, когда дефект (недостаток) проекта не мог быть выявлен при техническом обслуживании, или когда дефект (недостаток) проекта был выявлен и указан проектной организации, но не был устранен последней.

К коду причины 218 следует относить неправильную работу устройств РЗА и реализованных в их составе функций РЗА, явившуюся следствием ошибок или недостатков конструкции, изготовления технического устройства (аппарата, терминала, блока, шкафа, панели).

 


Информация по документу
Читайте также