ПОСТАНОВЛЕНИЕ
СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О мерах Правительства Российской Федерации
по реализации приоритетного проекта
"Формирование комфортной городской среды"
Заслушав информацию Заместителя Председателя Правительства
Российской Федерации В.Л.Мутко о мерах Правительства Российской
Федерации по реализации приоритетного проекта "Формирование
комфортной городской среды", Совет Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации отмечает следующее.
Создание механизмов развития комфортной городской среды
является одной из важнейших стратегических задач государства,
которые определены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая
2018 года № 204 "О национальных целях и стратегических задачах
развития Российской Федерации на период до 2024 года". В
соответствии с этим Указом необходимо обеспечить кардинальное
повышение комфортности городской среды, повышение индекса качества
городской среды на 30 процентов, сокращение количества городов с
неблагоприятной средой в два раза.
За последнее время проделана большая работа по
совершенствованию правового регулирования вопросов формирования
комфортной городской среды.
Комплексный подход к развитию городских территорий, включающий
создание условий безопасности, развитие транспортной, социальной,
инженерной инфраструктур, улучшение эстетического состояния
территорий, призван обеспечить приоритетный проект "Формирование
комфортной городской среды" (далее - проект), паспорт которого
утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от
21 ноября 2016 года № 10).
В рамках проекта в каждом субъекте Российской Федерации
утверждена государственная программа формирования современной
городской среды на 2018 - 2022 годы (далее - государственная
программа благоустройства). В целях софинансирования указанных
государственных программ проектом предусмотрено предоставление из
федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации
субсидий. Программы формирования современной городской среды
утверждены и в муниципальных образованиях, на территориях которых
есть населенные пункты с численностью населения 1000 и более
человек (далее - муниципальные образования).
По итогам 2017 года на реализацию проекта было направлено
56,5 млрд рублей, что составляет 134 процента от запланированного
объема: из федерального бюджета - 24,5 млрд рублей, из бюджетов
субъектов Российской Федерации - 20,8 млрд рублей, из местных
бюджетов - 10,07 млрд рублей, средства граждан и заинтересованных
лиц - 1,19 млрд рублей.
В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на
2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" предусмотрено
ежегодное выделение на реализацию проекта бюджетных ассигнований в
размере 25 млрд рублей.
Принимаемые государством меры по развитию комфортной городской
среды предусматривают максимальное вовлечение органов местного
самоуправления, а также жителей муниципальных образований в
реализацию мероприятий по благоустройству территорий.
Несмотря на значительные объемы финансовых ресурсов,
выделяемых на реализацию проекта, вопрос соответствующего
финансового обеспечения за счет средств местных бюджетов является
ключевым для повышения эффективности деятельности по созданию
комфортной городской среды. Многие муниципальные образования
испытывают трудности в части осуществления расходов по
благоустройству территорий в связи с недостаточностью средств
местных бюджетов.
Эффективность решений по формированию современной городской
среды зависит не только от органов местного самоуправления, но и от
жителей муниципальных образований, неравнодушных к облику городов и
заинтересованных в благоустройстве их территорий. Участие жителей
играет значимую роль в реализации программ по формированию
современной городской среды и обеспечении общественного контроля в
сфере благоустройства территорий муниципальных образований.
В 2017 году в 47 субъектах Российской Федерации в
финансировании мероприятий по благоустройству 3451 объекта (парков,
дворовых и общественных территорий) приняли участие около
708,9 тысяч граждан, собрав более 254,9 млн рублей (в среднем в
расчете на одного человека - 360 рублей, на один
объект - 73,8 тыс. рублей). Однако общей проблемой для многих
субъектов Российской Федерации является недостаточная
информированность населения о программах формирования современной
городской среды, в том числе о возможности участия в их реализации.
Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Принять к сведению информацию Заместителя Председателя
Правительства Российской Федерации В.Л.Мутко о мерах Правительства
Российской Федерации по реализации приоритетного проекта
"Формирование комфортной городской среды".
2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
осуществлять на постоянной основе мониторинг реализации
Федерального закона "Об участии в долевом строительстве
многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении
изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в
целях защиты прав граждан, чьи денежные средства привлечены для
долевого строительства жилья, и обеспечения бесперебойного
функционирования долевого строительства, по результатам которого
информировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации о необходимости внесения изменений в указанный
Федеральный закон;
сохранить действующий порядок предоставления субсидий из
федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в
части возможности их использования на благоустройство дворовых
территорий многоквартирных домов, а также на благоустройство
населенных пунктов с численностью населения более 1000 человек;
учитывать при предоставлении и распределении субсидий из
федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на
поддержку государственных программ благоустройства и программ
формирования современной городской среды, утвержденных в
муниципальных образованиях (далее - муниципальные программы
благоустройства), внедрение и использование инновационных
технологий, показатели эффективности деятельности органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления, а также степень вовлеченности жителей в
реализацию мероприятий указанных программ;
рассмотреть вопрос о дальнейшем совершенствовании порядка
участия жителей в выборе приоритетных объектов благоустройства с
использованием различных инструментов волеизъявления, в том числе
голосования;
осуществлять перечисление субсидий из федерального бюджета
бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию проекта в
начале очередного финансового года (в январе, феврале) для
обеспечения проведения сезонных работ по благоустройству территорий
в наиболее благоприятный для их выполнения период;
рассмотреть возможность обязательного проведения общественных
обсуждений при актуализации государственных программ
благоустройства и муниципальных программ благоустройства.
3. Рекомендовать Министерству строительства и
жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:
учесть в методике определения индекса качества городской среды
муниципальных образований обязательное проведение оценки
удовлетворенности жителей состоянием объектов городской среды,
применение индикаторов доступности городской среды для инвалидов и
других маломобильных групп населения, включение мероприятий по
восстановлению и развитию исторических территорий городов
Российской Федерации, предусматривающих в том числе организацию
стоянок для туристических автобусов;
совершенствовать меры по стимулированию инвесторов к развитию
территорий бывших промышленных зон;
подготовить предложения по подготовке профессиональных кадров
в области комплексного развития территорий муниципальных
образований и созданию региональных центров по обновлению городских
общественных пространств и благоустройству территорий муниципальных
образований;
подготовить предложения по поощрению общественных инициатив по
благоустройству территорий муниципальных образований;
подготовить предложения по использованию механизмов
государственно-частного и муниципально-частного партнерства при
реализации проекта в целях привлечения дополнительных финансовых
ресурсов;
разработать методический документ, предусматривающий
утверждение стандартов комплексного развития территорий
муниципальных образований с учетом лучших практик в области
городского планирования;
подготовить предложения по совершенствованию системы контроля
за реализацией проекта, в том числе по проведению мониторинга
реализации государственных программ благоустройства и муниципальных
программ благоустройства с использованием информационных систем.
4. Рекомендовать Центральному банку Российской Федерации и
заинтересованным государственным органам и организациям проработать
вопрос о возможности снижения объемов резервов, формируемых
кредитными организациями при предоставлении кредитов застройщикам в
случае привлечения средств граждан с использованием механизма
счетов эскроу.
5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов
Российской Федерации и органам местного самоуправления при
реализации мероприятий по формированию комфортной городской среды
исходить из необходимости:
принятия дополнительных мер, направленных на повышение
информированности жителей муниципальных образований о реализуемых в
рамках соответствующих программ мероприятиях и возможности личного
участия в таких мероприятиях, а также на повышение мотивации
жителей к участию в мероприятиях;
синхронизации мероприятий по благоустройству территорий
муниципальных образований с мероприятиями, реализуемыми в рамках
других приоритетных проектов, национальных проектов,
государственных программ Российской Федерации, государственных
программ субъектов Российской Федерации (в том числе
государственных программ субъектов Российской Федерации по
капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах);
применения лучших практик, используемых при реализации
мероприятий по благоустройству территорий муниципальных
образований;
учета в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных
бюджетах расходов на поддержание в надлежащем состоянии всех вновь
создаваемых и реконструируемых объектов благоустройства;
принятия необходимых мер по обеспечению правопорядка и
общественной безопасности в городской среде;
участия территориального общественного самоуправления, а также
добровольцев (волонтеров) в реализации мероприятий по
благоустройству территорий муниципальных образований и созданию
комфортной городской среды.
6. Предложить Правительству Российской Федерации
проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации в период осенней сессии 2019 года о ходе реализации
предложений, содержащихся в настоящем постановлении.
7. Комитету Совета Федерации по Регламенту и организации
парламентской деятельности проинформировать палату о реализации
настоящего постановления в период осенней сессии 2019 года.
8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации
парламентской деятельности.
9. Настоящее постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации В.И.МАТВИЕНКО
Москва
24 октября 2018 года
№ 461-СФ