ПОСТАНОВЛЕНИЕ
СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О прогнозе социально-экономического развития
Российской Федерации на 2019 год и
на плановый период 2020 и 2021 годов
Заслушав информацию Министра экономического развития
Российской Федерации о прогнозе социально-экономического развития
Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и
2021 годов (далее - Прогноз), Совет Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации отмечает следующее.
Прогноз разработан исходя из национальных целей, ключевых
направлений и целевых показателей социально-экономического развития
Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской
Федерации от 7 мая 2018 года № 204 "О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до
2024 года" (далее - Указ).
Прогноз подготовлен в составе двух вариантов сценария
(базового и консервативного) с учетом основных направлений
бюджетной, налоговой, денежно-кредитной и таможенно-тарифной
политики, а также преобразований, предусматривающих смягчение
структурных ограничений для развития экономики Российской
Федерации. Его параметры соотнесены с темпами роста мировой
экономики, динамикой внутренних и внешних условий, конъюнктурой
мирового рынка энергоносителей при продлении действия санкций в
отношении Российской Федерации и ответных экономических мер со
стороны Российской Федерации.
В основу формирования проекта федерального бюджета на 2019 год
и на плановый период 2020 и 2021 годов положен базовый вариант
сценария, предполагающий сдержанный спрос на сырьевые товары на
фоне замедления темпов роста мировой экономики. Предусматриваются
последовательное проведение макроэкономической политики в рамках
бюджетного правила, продолжение реализации мер денежно-кредитной
политики по поддержке ценовой стабильности и закреплению темпов
роста потребительских цен на уровне, не превышающем 4 процентов,
увеличение с 18 до 20 процентов ставки налога на добавленную
стоимость с 1 января 2019 года, поэтапное повышение пенсионного
возраста, сохранение политики индексации регулируемых тарифов в
пределах прогнозируемой инфляции.
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
отмечает, что повышение ставки налога на добавленную стоимость до
20 процентов затронет около 75 процентов товаров и услуг,
используемых для расчета индекса потребительских цен. Наряду с этим
увеличение с 1 января 2019 года в 1,5 раза ставок акцизов на
автомобильный бензин класса 5 и дизельное топливо может привести к
резкому росту цен на топливо. В силу указанных причин уровень
инфляции к концу года может превысить прогнозное значение.
Кроме того, прогнозируются замедление темпов роста валового
внутреннего продукта до 1,3 процента в 2019 году и выход на темпы
роста валового внутреннего продукта до 2 процентов в 2020 году и
более 3 процентов в 2021 году. Повышению темпов роста экономики
будет способствовать реализация комплекса мер, направленных на
обеспечение достижения к 2024 году национальных целей в
соответствии с Указом.
Положительную экономическую динамику обеспечит эффективная
реализация национальных проектов по ключевым направлениям
социально-экономического развития страны, комплексного плана
модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, а также
осуществление пакета мер по улучшению инвестиционного климата,
повышению долгосрочной предсказуемости экономического развития,
росту уровня конкуренции и эффективности компаний с государственным
участием, формированию новых источников финансирования
инвестиционной активности, изменению отраслевого регулирования.
Увеличение инвестиций в основной капитал, расширение
производственного потенциала экономики, а также рост
производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых
несырьевых отраслей не ниже 5 процентов в год к 2024 году станут
основными факторами для экономического роста. Внедрение передовых
управленческих, организационных и технологических решений в
промышленное производство, модернизация основных производственных
фондов, поддержка фундаментальных научных исследований и содействие
научно-техническому прогрессу приведут к трансформации действующего
технологического уклада и обеспечат темпы экономического роста выше
мировых. Указанные цели будут достигнуты в рамках реализации
национальных проектов (программ) "Наука", "Цифровая экономика
Российской Федерации", "Малое и среднее предпринимательство и
поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы",
"Повышение производительности труда и поддержка занятости", а также
федерального проекта "Технологическое лидерство".
Ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и
повышению их доли в валовом внутреннем продукте до 25 процентов в
2024 году будет способствовать реализация системных мер по
улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, что
предполагает обеспечение стабильных налоговых условий,
предсказуемое тарифное регулирование, снижение
уголовно-процессуальных рисков, завершение реформы
контрольно-надзорной деятельности, а также развитие конкуренции и
снижение доли государства в экономике.
К 2021 году темпы роста промышленного производства превысят
3 процента. Положительные темпы роста будут показывать все
укрупненные сектора промышленности, включая строительный сектор и
сектора-экспортеры. Ожидается ускорение темпов роста выпуска
продукции машиностроения. При этом раздел Прогноза о развитии
отраслей экономики отражает положительную динамику объемов
производства без указания ожидаемых изменений состояния
производственной базы (износ, выбытие и обновление основных фондов)
по ключевым отраслям экономики. Целесообразно дополнять этот раздел
прогнозом динамики состояния основных производственных фондов как
важнейшей модернизационной составляющей инвестиционного процесса.
Раздел Прогноза, посвященный социально-экономическому развитию
субъектов Российской Федерации, дает комплексную оценку развития
субъектов Российской Федерации и характеризуется в целом позитивным
изменением основных макроэкономических показателей. При этом
конкурентные преимущества субъектов Российской Федерации как
потенциал для ускорения темпов развития территорий не выделены, не
указаны факторы ограничения их экономического роста с перечислением
возможных стратегических рисков и соответствующих последствий.
Кроме того, в указанном разделе Прогноза не представлена система
научно обоснованных представлений о внешних и внутренних условиях,
направлениях и об ожидаемых результатах социально-экономического
развития субъектов Российской Федерации, которая в соответствии с
Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ "О стратегическом
планировании в Российской Федерации" могла бы служить обоснованием
возможности достижения цели вывода субъектов Российской Федерации
из дефицитных в самодостаточные.
Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Принять к сведению информацию Министра экономического
развития Российской Федерации о Прогнозе.
2. Рекомендовать комитетам Совета Федерации осуществлять в
соответствии с вопросами своего ведения мониторинг реализации
Указа.
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) обеспечить своевременное рассмотрение и утверждение
Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период
до 2025 года, направленной на сокращение межрегиональных различий в
уровне социально-экономического развития и снятие инфраструктурных
ограничений в социально-экономическом развитии субъектов Российской
Федерации, а также разработку плана мероприятий по ее реализации и
мониторингу до 1 декабря 2018 года;
2) обеспечить разработку механизма обновления комплексного
плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до
1 декабря 2018 года;
3) сформировать не позднее 1 января 2021 года
нормативно-правовую базу с целью активного внедрения цифровых
технологий во все сферы народного хозяйства;
4) ускорить разработку и утверждение национальных проектов
(программ) "Наука", "Цифровая экономика Российской Федерации",
"Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной
предпринимательской инициативы", "Повышение производительности
труда и поддержка занятости", а также федерального проекта
"Технологическое лидерство";
5) продолжить совершенствование научно-методической базы
подготовки прогнозов социально-экономического развития для
повышения обоснованности основных параметров, вариантов сценариев,
а также точности прогнозов социально-экономического развития
Российской Федерации;
6) завершить разработку основных параметров прогноза
социально-экономического развития Российской Федерации на
долгосрочный период и утвердить его не позднее 7 декабря 2018 года;
7) предусматривать при разработке прогнозов
социально-экономического развития Российской Федерации анализ
влияния мер, принятых в целях нейтрализации негативного воздействия
внешнеэкономической конъюнктуры;
8) завершить в рамках обеспечения реализации Основных
направлений деятельности Правительства Российской Федерации на
период до 2024 года, утвержденных Председателем Правительства
Российской Федерации Д.А.Медведевым 29 сентября 2018 года,
разработку планов достижения национальных целей развития Российской
Федерации до 1 января 2019 года;
9) повысить информативность раздела прогнозов о
социально-экономическом развитии Российской Федерации, посвященного
социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации,
путем:
расширения перечня показателей, характеризующих состояние
рынка труда и уровень жизни населения субъектов Российской
Федерации;
рассмотрения конкурентных преимуществ и рисков
социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
отражения результатов реализации в среднесрочной перспективе
поставленных целей и задач во взаимосвязи с иными документами
стратегического планирования;
10) создать рабочую группу с участием представителей органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации для подготовки
методических рекомендаций по разработке, корректировке, мониторингу
среднесрочного прогноза социально-экономического развития субъектов
Российской Федерации и утвердить их не позднее второго квартала
2019 года;
11) рассмотреть возможность проведения конкурсного отбора
субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий из
федерального бюджета на софинансирование муниципальных программ
(подпрограмм) развития малого и среднего предпринимательства;
12) проработать в целях повышения уровня жизни сельского
населения, предотвращения миграции сельских жителей в городские
поселения, а также обеспечения устойчивого развития сельских
территорий вопрос о введении дополнительных мер поддержки малого и
среднего предпринимательства;
13) продолжить совершенствование системы компенсационных мер
для снижения нагрузки на предприятия малого и среднего
предпринимательства, связанной с необходимостью обеспечения
установленных законодательством Российской Федерации гарантий и
компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях;
14) осуществлять с 1 января 2019 года мониторинг цен на
автомобильный бензин класса 5 и дизельное топливо и в случае
резкого роста цен на указанные виды топлива рассмотреть вопрос о
принятии дополнительных мер;
15) ускорить доработку и внесение в Государственную Думу
Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального
закона о развитии Арктической зоны Российской Федерации;
16) продолжить совершенствование федеральной государственной
автоматизированной информационной системы "Управление" в части
регистрации документов стратегического планирования,
разрабатываемых в рамках прогнозирования на региональном и
муниципальном уровнях, а также мониторинга и контроля реализации
указанных документов;
17) рассмотреть возможность внесения изменений в Закон
Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-I "О защите прав
потребителей" и технический регламент Таможенного союза
"О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011),
утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября
2011 года № 823, в части кодирования информации о наименовании и
адресе изготовителя для продукции промышленных предприятий
Республики Крым.
4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов
Российской Федерации привести документы стратегического
планирования субъектов Российской Федерации в соответствие с
национальными проектами (программами) (после их утверждения),
обеспечив согласование по составу и значениям целевых показателей.
5. Поручить членам Комитета Совета Федерации по экономической
политике разработать в порядке реализации права законодательной
инициативы проект федерального закона, обязывающего хозяйствующие
субъекты, освобожденные от налога на имущество организаций в связи
с исключением движимого имущества из объектов налогообложения,
направлять полученные средства на модернизацию основных фондов.
6. Предложить Правительству Российской Федерации
проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации в период осенней сессии 2019 года о ходе реализации
предложений, содержащихся в настоящем постановлении.
7. Комитету Совета Федерации по экономической политике
проинформировать палату о реализации настоящего постановления в
период осенней сессии 2019 года.
8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на Комитет Совета Федерации по экономической политике.
9. Настоящее постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации В.И.МАТВИЕНКО
Москва
24 октября 2018 года
№ 463-СФ