Расширенный поиск

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25.11.2019 № 550-СФ

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

О деятельности Центрального банка Российской Федерации 
(Банка России) по развитию финансового рынка и внедрению современных финансовых технологий

 

Заслушав информацию Председателя Центрального банка Российской Федерации о деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России) по развитию финансового рынка и внедрению современных финансовых технологий, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Деятельность Банка России направлена на повышение эффективности функционирования финансового рынка и усиление его роли в развитии экономики. Решению этих задач способствовали в том числе реализованные регулятором совместно с Федеральным Собранием Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти институциональные и законодательные изменения в сфере финансового рынка.

В рамках обеспечения ценовой стабильности Банк России осуществил переход от умеренно жесткой к нейтральной денежно-кредитной политике. С учетом планомерного снижения показателей инфляции до уровня менее 4,0 процента и ключевой ставки до 6,5 процента создаются благоприятные условия для дальнейшего снижения стоимости кредитных ресурсов, роста объемов долгосрочного кредитования, а также формирования устойчивого тренда развития российской экономики.

Для обеспечения устойчивости финансового рынка Банк России продолжает проводить политику по совершенствованию регулирования и надзора во всех его секторах.

Введен механизм финансового оздоровления (санации) страховых организаций, способствующий исключению системных проблем в страховом секторе. Принимаются меры по ограничению рисков, связанных с потребительским кредитованием, в частности введен показатель долговой нагрузки заемщика. Вместе с тем в целях повышения финансовой грамотности граждан и дальнейшего ограничения роста их закредитованности необходимо рассмотреть вопрос о введении индивидуального рейтинга субъекта кредитной истории, который должен использоваться Банком России в надзорной деятельности при определении уровня кредитного риска. Кроме того, целесообразно предоставить Банку России право вводить количественные ограничения на выдачу отдельных видов кредитов (займов) с высокими значениями различных показателей, а также ограничение долей отдельных видов кредитных продуктов, концентрация которых в балансе банков угрожает их финансовой устойчивости.

Усилены меры регулирования и мониторинг киберустойчивости финансовых организаций. Реализуется новый механизм финансового оздоровления (санации) банковского сектора, предусматривающий прямое участие Банка России в капитале санируемых банков и позволяющий предотвратить значительные финансовые потери экономических субъектов. Следует отметить, что основные показатели работы банковского сектора свидетельствуют о повышении его устойчивости. Однако в целях поддержания эффективной конкуренции в банковском секторе Банку России в среднесрочной перспективе необходимо предпринимать меры, направленные на постепенный выход из капиталов банков, прошедших финансовое оздоровление (санацию) с участием Банка России.

Для снижения регуляторной нагрузки на добросовестных участников финансового рынка Банком России осуществлен переход к проактивному надзору, позволяющему учитывать финансовые риски банков, негосударственных пенсионных фондов и системно значимых страховых организаций, в том числе функционирующих как группа.

В целях снижения внешних рисков для экономических субъектов с помощью регуляторных мер реализуется политика снижения доли иностранных валют в операциях кредитных организаций. В отношениях с основными торгово-экономическими партнерами развивается практика расчетов в национальных валютах.

В 2017 - 2018 годах наметился рост объемов операций всех субъектов финансового рынка. Капитал банковского сектора в 2018 году увеличился на 9,3 процента, его рентабельность выросла с 8,3 до 13,8 процента, что способствовало расширению банковского кредитования экономических субъектов. Так, прирост кредитного портфеля нефинансового сектора в указанный период составил 5,8 процента.

Объем портфеля ипотечного жилищного кредитования в 2018 году увеличился на 23,1 процента и составил 6,6 трлн рублей. При этом процентная ставка по ипотечным жилищным кредитам снизилась до 9,4 процента годовых. С учетом высоких темпов прироста этого вида кредитования Банку России следует уделять повышенное внимание (в части банковского регулирования) ипотечным кредитам с низким первоначальным взносом (в размере до 20 процентов от суммы выдаваемого кредита). Важно отметить, что положительная динамика снижения процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам свидетельствует о достижимости показателя процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам менее 8 процентов в срок, установленный Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".

За счет проводимой Банком России политики стимулирующего регулирования в течение 2017 - 2018 годов объем кредитов, выданных субъектам малого и среднего предпринимательства, увеличился с 5,3 до 6,8 трлн рублей, при этом кредитование реального сектора экономики стало более привлекательным для кредитных организаций.

В целях обеспечения долгосрочного финансирования экономики необходимо активнее использовать такие инструменты, как проектное финансирование, секьюритизация, ипотечное жилищное кредитование, вводить ограничения по кредитованию сделок слияния и поглощения, а также ускорить введение стандартизированного продукта в системе негосударственного пенсионного обеспечения - гарантированного пенсионного плана.

Перспективным источником привлечения финансовых ресурсов для экономических субъектов становится фондовый рынок. Благодаря принятым законодательным решениям сроки процедуры эмиссии ценных бумаг и связанные с этим издержки существенно сократились. Рыночный портфель обращающихся на внутреннем рынке выпусков корпоративных облигаций по итогам 2018 года увеличился на 4,5 процента и составил 11,9 трлн рублей по номиналу. Доля облигаций в общем объеме заимствований экономических субъектов составляет 21,2 процента. Капитализация рынка акций за 2017 - 2018 годы увеличилась на 11,4 процента и составила 40,0 трлн рублей. Учитывая возрастающую инвестиционную активность граждан на фондовом рынке, Банку России в рамках совершенствования системы защиты инвесторов в первую очередь необходимо реализовывать меры, направленные на снижение рисков для граждан при инвестировании на финансовом рынке.

На страховом рынке важно продолжить совершенствование системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, предусмотрев дифференциацию тарифов страховых взносов и их снижение для водителей, осуществляющих безаварийное вождение автомобиля.

В настоящее время остаются актуальными задачи по дальнейшему формированию конкурентной среды, развитию национальной финансовой инфраструктуры, повышению доступности и качества финансовых услуг для граждан, решению которых должно способствовать развитие современных финансовых технологий. Реализация общерыночных инфраструктурных проектов - биометрическая удаленная идентификация, сервис быстрых платежей, национальная платежная система "Мир", а также разработка проекта "Маркетплейс" повышают доступность и качество финансовых услуг для граждан и экономических субъектов, в том числе находящихся в малонаселенных и труднодоступных местностях.

Важно уделять внимание построению общерыночных цифровых инфраструктурных платформ, способствующих сохранению конкурентоспособности небольших региональных банков и повышению доступности их финансовых услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Дальнейшую реализацию пилотных проектов, связанных с внедрением инновационных финансовых технологий и сервисов, необходимо продолжить в рамках созданной в 2018 году регулятивной площадки Банка России.

В условиях ускоренного развития финансовых технологий продолжается привлечение интернет-ресурсов для построения финансовых пирамид и организации хищения денежных средств граждан. В связи с этим целесообразно ускорить принятие федеральных законов, направленных на предоставление Банку России полномочий по блокировке сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с использованием которых нарушается законодательство Российской Федерации, в том числе совершаются мошеннические действия.

Одобряя деятельность Банка России по развитию финансового рынка в целях обеспечения устойчивого экономического роста, повышения благосостояния граждан и учитывая вышеизложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Председателя Центрального банка Российской Федерации о деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России) по развитию финансового рынка и внедрению современных финансовых технологий.

2. Рекомендовать Банку России:

1) продолжить работу:

по поддержанию финансовой стабильности, развитию конкуренции на финансовом рынке и обеспечению доступности финансовых услуг и капитала для граждан и экономических субъектов;

по повышению уровня защиты прав и законных интересов инвесторов на финансовом рынке, в первую очередь не обладающих необходимой квалификацией для работы на финансовом рынке;

по совершенствованию системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в части дифференциации тарифов страховых взносов с учетом характеристик водителя, отражающих его водительские навыки;

по совершенствованию процедуры допуска ломбардов на финансовый рынок;

по введению механизма финансового оздоровления (санации) негосударственных пенсионных фондов;

по совершенствованию института ликвидационного неттинга;

по совершенствованию регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг в части исполнения поручений клиента и требований по организации внутреннего контроля;

по совершенствованию порядка раскрытия эмитентами информации в части гармонизации требований к раскрытию информации в соответствии с законодательством о рынке ценных бумаг и законодательством о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации, а также учета особенностей раскрытия информации в условиях действия мер ограничительного характера;

по уточнению порядка проведения Банком России проверок деятельности эмитентов и участников корпоративных отношений, а также мероприятий по противодействию неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

по привлечению рыночных инвесторов к участию в капитале банков, санированных Фондом консолидации банковского сектора;

по продвижению общерыночных инфраструктурных проектов, таких как сервис быстрых платежей, национальная платежная система "Мир" и "Маркетплейс", внедрению других современных финансовых технологий;

по созданию условий, в том числе регуляторных, для формирования цифровой инфраструктуры;

по совершенствованию механизма удаленной идентификации, а также сбора, обработки, хранения биометрических персональных данных, в том числе в части установления требований к внутренним структурным подразделениям кредитных организаций;

по развитию сервиса быстрых платежей и реализации в нем различных сценариев проведения операций, включая платежи в пользу государства, переводы денежных средств гражданам по реестрам и другие, в том числе в целях снижения степени монополизации финансового рынка и исключения доминирования отдельных его участников в части зарплатных проектов;

по совершенствованию банковского регулирования в части развития кредитования региональными кредитными организациями субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных инвестиционных проектов в целях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;

2) рассмотреть возможность стимулирования банковского кредитования реального сектора экономики в иностранных валютах, в том числе за счет мер регуляторного характера, в случае если такое кредитование позволяет снизить рыночные риски кредитуемых организаций;

3) установить зависимость индивидуального рейтинга субъекта кредитной истории и срока кредита от уровня платежеспособности потенциального заемщика в целях недопущения роста долговой нагрузки граждан;

4) рассмотреть следующие вопросы:

о дальнейшем ограничении предельного срока кредитования для пресечения практики искусственного увеличения срока кредитования по необеспеченным потребительским кредитам в целях исключения возможности занижения показателя предельной долговой нагрузки для граждан с высокой долговой нагрузкой;

об оптимизации периодичности предоставления отчетности в Банк России сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами с целью ее сокращения.

3. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение следующих проектов федеральных законов:

№ 273179-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о наделении Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности), предусматривающего наделение Банка России полномочиями по регулированию и надзору в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке;

№ 419059-7 "О цифровых финансовых активах" с учетом необходимости сохранения подхода, согласно которому запрещено использование криптовалюты ("цифровой валюты") в качестве средства платежа и обмена;

№ 518084-7 "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части либерализации мер ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации";

№ 605945-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части уточнения перечня информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено), предусматривающего создание специального механизма блокировки сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", используемых в противоправных целях на финансовом рынке;

№ 618877-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части введения регулирования категорий инвесторов - физических лиц), предусматривающего законодательное закрепление категорий квалифицированных и неквалифицированных инвесторов в целях обеспечения максимального уровня защиты прав граждан при осуществлении ими операций на финансовом рынке;

№ 724741-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О кредитных историях" и главу 1 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" (в части модернизации системы формирования кредитных историй) с учетом включения индивидуального рейтинга субъекта кредитной истории в кредитную историю.

4. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) рассмотреть вопрос об обеспечении долгосрочной и непрерывной реализации программ субсидирования процентных ставок по кредитам за счет средств федерального бюджета в целях повышения предсказуемости деятельности экономических субъектов и кредитных организаций;

2) продолжить работу по подготовке проектов федеральных законов, направленных на либерализацию валютного законодательства Российской Федерации в части отмены или смягчения уголовной и административной ответственности за отдельные валютные правонарушения организаций - экспортеров и импортеров в целях снятия искусственных барьеров в их деятельности и улучшения делового климата;

3) рассмотреть вопрос о целесообразности снижения размера ставки налога на прибыль организаций по доходам, получаемым кредитными организациями от ипотечного жилищного кредитования, и установления ее на уровне ставки налога на прибыль организаций по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием в целях повышения привлекательности ипотечного жилищного кредитования для банковского сектора.

5. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам:

1) провести консультации с Банком России по вопросу банковского кредитования реального сектора экономики в иностранных валютах и выработать подходы к решению этого вопроса;

2) организовать обсуждение концепции гарантированного пенсионного плана в системе негосударственного пенсионного обеспечения;

3) проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период осенней сессии 2020 года.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.

7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

Председатель Совета Федерации

Федерального Собрания

Российской Федерации                              В.И.Матвиенко

 

Москва

25 ноября 2019 года

№ 550-СФ

 


Информация по документу
Читайте также