Расширенный поиск

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16.05.2018 № 154-СФ

 



                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
            ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


       О состоянии и перспективах принудительного исполнения
      судебных актов, актов других органов и должностных лиц

     Заслушав и обсудив  информацию  директора  Федеральной  службы
судебных  приставов -  главного   судебного   пристава   Российской
Федерации о состоянии  и  перспективах  принудительного  исполнения
судебных актов, актов  других  органов  и  должностных  лиц,  Совет
Федерации  Федерального  Собрания  Российской  Федерации   отмечает
следующее.
     В   последние годы    возросло    количество    исполнительных
документов, поступающих на принудительное исполнение в  Федеральную
службу судебных приставов. В 2017 году  было  возбуждено  60,2 млн.
исполнительных производств, что  больше  на  6 млн.  исполнительных
производств,  чем  в  2016 году,  и   на   15 млн.   исполнительных
производств,  чем  в  2015 году.  Всего  на  исполнении  находилось
84,6 млн.   исполнительных    производств,    что    на    5,6 млн.
исполнительных производств больше, чем в 2016 году. При этом  более
57 процентов составляли исполнительные  производства,  возбужденные
на основании актов несудебных органов и должностных лиц.
     В 2017 году нагрузка на одного судебного  пристава-исполнителя
составила почти 3600 исполнительных производств. Тем не менее  было
окончено или прекращено 57,9 млн.  исполнительных  производств,  из
которых 33,7 млн. исполнительных производств  окончено  фактическим
исполнением.
     Сумма,    взысканная    судебными    приставами-исполнителями,
составила более 663,6 млрд. рублей: в пользу граждан и  юридических
лиц  взыскано  448,6 млрд. рублей,   в   консолидированный   бюджет
Российской Федерации перечислено более 215 млрд. рублей.
     Особое внимание Федеральная служба судебных приставов  уделяет
исполнению социально значимых требований исполнительных документов.
В  результате  остаток  исполнительных  производств   о   взыскании
алиментов за год сократился с 874,8 тыс. до 844,9 тыс.
     В  то  же  время  существует   ряд   проблем,   препятствующих
дальнейшему повышению эффективности принудительного исполнения.
     С развитием информационных  технологий  назрела  необходимость
упрощения процедур исполнения требований исполнительных документов.
     Система  уведомлений   лиц,   участвующих   в   исполнительном
производстве, также нуждается в модернизации.
     В связи с этим представляется целесообразным ускорить внесение
в Государственную Думу Федерального Собрания  Российской  Федерации
разработанных депутатами Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации в  порядке  реализации  права  законодательной
инициативы   проектов   федеральных   законов,   направленных    на
совершенствование   порядка   извещения    лиц,    участвующих    в
исполнительном  производстве,   и   предусматривающих   возможность
направления судебным приставом-исполнителем процессуально  значимых
документов    лицам,    являющимся    сторонами     исполнительного
производства, а также оповещения указанных  лиц  с  их  согласия  о
времени и  месте  совершения  исполнительных  действий  посредством
личного  кабинета  в  федеральной  государственной   информационной
системе  "Единый  портал  государственных  и  муниципальных   услуг
(функций)".
     Следует совершенствовать законодательство в  части  исполнения
требований    неимущественного    характера,     содержащихся     в
исполнительных документах.
     По-прежнему актуальной  остается  проблема  повышения  статуса
должностных лиц Федеральной службы судебных приставов.
     В настоящее время  уровень  социальной  защищенности  судебных
приставов  значительно  уступает  уровню  социальной   защищенности
военнослужащих,  сотрудников  полиции   и   уголовно-исполнительной
системы, что в свою очередь приводит к большой текучести кадров,  а
также создает предпосылки и условия для возникновения коррупционных
рисков и совершения должностных преступлений.
     Принимая во внимание изложенное, Совет Федерации  Федерального
Собрания Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
     1. Рекомендовать Государственной  Думе  Федерального  Собрания
Российской Федерации ускорить  рассмотрение  и  принятие  следующих
проектов федеральных законов:
     № 221778-7  "О внесении   изменений   в   Гражданский   кодекс
Российской Федерации" (в  целях  исключения  возможности  обращения
взыскания  на  денежные  выплаты  социального  характера  в  рамках
исполнительного производства);
     № 221761-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации
об  административных   правонарушениях"   (в   части   установления
ответственности  за   несоблюдение   уполномоченными   органами   и
организациями требований о перечислении денежных средств, указанных
в  перечне  видов  доходов,  на  которые  не  может  быть  обращено
взыскание в соответствии с законодательством  Российской  Федерации
об   исполнительном   производстве,   на   специальный   социальный
банковский счет);
     № 223147-7   "О внесении   изменений   в   Федеральный   закон
"Об исполнительном производстве" (в  целях  исключения  возможности
обращения взыскания на денежные выплаты социального характера);
     № 156687-7 "О внесении изменений в  отдельные  законодательные
акты   Российской   Федерации"   (в   части   передачи    судебными
приставами-исполнителями   обнаруженного   ребенка,   в   отношении
которого   объявлен   розыск   в   рамках   исполнения   требований
исполнительных документов об отобрании и (или) о передаче  ребенка,
органам  опеки  и  попечительства  при  невозможности   немедленной
передачи ребенка лицу, которому он  по  решению  суда  должен  быть
передан);
     № 306915-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации
об  административных  правонарушениях"  (о  сроках   содержания   в
соответствующих специальных учреждениях иностранных граждан  и  лиц
без гражданства, подлежащих принудительному выдворению  за  пределы
Российской Федерации, и о порядке продления данных сроков, а  также
об особенностях  исполнения  и  прекращения  исполнения  указанного
административного наказания);
     № 295951-7 "О внесении  изменения  в  статью  81  Федерального
закона "Об исполнительном  производстве"  (об  оптимизации  порядка
уведомления судебного  пристава-исполнителя  о  реквизитах  счетов,
арестованных на основании постановления);
     № 371567-7  "О внесении  изменения   в   статью 28.7   Кодекса
Российской  Федерации  об  административных   правонарушениях"   (о
предоставлении     возможности     проведения     административного
расследования    при    выявлении    правонарушений    в    области
законодательства о защите  прав  и  интересов  физических  лиц  при
осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности);
     № 430595-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации
об  административных  правонарушениях"  (об  установлении   условий
освобождения юридических лиц от административной ответственности  и
новой меры обеспечения производства по делу).
     2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
     продолжить финансирование мероприятий  по  повышению  качества
принудительного исполнения судебных актов, актов других  органов  и
должностных  лиц  в  рамках  государственной  программы  Российской
Федерации  "Юстиция",  утвержденной  постановлением   Правительства
Российской Федерации  от  15 апреля  2014 года  № 312  (в  редакции
постановления  Правительства  Российской  Федерации   от   31 марта
2017 года № 370 с последующими изменениями), предусмотрев выделение
дополнительных бюджетных  ассигнований  на  обеспечение  социальных
гарантий работникам Федеральной службы судебных приставов;
     проработать  вопрос  о  местах  содержания   правонарушителей,
задержанных  должностными  лицами   Федеральной   службы   судебных
приставов за совершение административных правонарушений;
     рассмотреть возможность подготовки в порядке реализации  права
законодательной инициативы проекта федерального закона  "О судебных
приставах и  порядке  прохождения  службы  на  должности  судебного
пристава",  предусматривающего  в  том  числе:   право   работников
Федеральной  службы  судебных  приставов  и  членов  их  семей   на
санаторно-курортное  лечение;  комплекс  социальных   гарантий   по
возмещению вреда, причиненного  в  связи  с  исполнением  судебными
приставами служебных обязанностей; страховые  гарантии  должностным
лицам  Федеральной  службы  судебных  приставов,  правомочным  либо
уполномоченным    начальником    органа    дознания    осуществлять
предварительное  расследование  в  форме  дознания,  а  также  иные
полномочия,         предусмотренные         уголовно-процессуальным
законодательством   Российской    Федерации;    право    работников
Федеральной службы судебных приставов на единовременную  социальную
выплату для приобретения или строительства жилого помещения;
     рассмотреть вопрос  о  возможности  предоставления  работникам
Федеральной службы судебных приставов социальных гарантий в объеме,
предусмотренном   Федеральным   законом   "О социальных   гарантиях
сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной  власти  и
внесении изменений  в  отдельные  законодательные  акты  Российской
Федерации".
     3. Рекомендовать  Министерству  юстиции  Российской  Федерации
совместно  с  Федеральной  службой  судебных  приставов  продолжить
работу над:
     проектом федерального закона,  предусматривающего  возможность
оплаты взыскателем расходов по совершению исполнительных действий и
применению  мер  принудительного  исполнения   с   последующим   их
возмещением с должника;
     проектами  федеральных  законов,  направленных  на   изменение
порядка принудительного исполнения штрафов, назначенных в  качестве
наказания за совершение преступления;
     проектом   федерального   закона   "О внесении   изменений   в
Федеральный закон "О защите прав и  законных  интересов  физических
лиц  при  осуществлении  деятельности  по   возврату   просроченной
задолженности"  и  о  внесении  изменений   в   Федеральный   закон
"О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых  организациях"  в
части закрепления полномочий  должностных  лиц  Федеральной  службы
судебных приставов по истребованию у физических лиц, организаций  и
органов  необходимой  информации  при   осуществлении   контрольной
(надзорной) деятельности;
     организацией  межведомственного  электронного   взаимодействия
Федеральной службы судебных приставов  и  Федеральной  нотариальной
палаты.
     4. Рекомендовать  Министерству  юстиции  Российской  Федерации
совместно с Федеральной службой судебных  приставов  и  Федеральной
налоговой   службой   организовать   межведомственное   электронное
взаимодействие Федеральной  службы  судебных  приставов  и  органов
записи актов гражданского состояния.
     5. Рекомендовать    Министерству    экономического    развития
Российской Федерации:
     представить в Правительство Российской Федерации для включения
в  план  законопроектной  деятельности   Правительства   Российской
Федерации  на  2018 год  проекты  федеральных  законов  "О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской  Федерации  в
части обеспечения идентификации  физических  и  юридических  лиц  в
исполнительных документах" и "О внесении изменений в статьи 28.2  и
29.10   Кодекса   Российской    Федерации    об    административных
правонарушениях",   предусматривающих   идентификацию   сторон    в
исполнительном производстве;
     предусмотреть  в  рамках  работы  над  проектом   федерального
закона,  устанавливающего  унифицированные   процедуры   проведения
торгов  по  реализации  имущества,   положения,   направленные   на
совершенствование  механизма  принудительной  реализации  имущества
должников.
     6. Рекомендовать Федеральной службе судебных приставов:
     проработать вопрос о создании в своих территориальных  органах
специальных помещений для содержания правонарушителей,  задержанных
должностными  лицами  Федеральной  службы  судебных  приставов   за
совершение административных правонарушений;
     продолжить    совершенствование    системы     принудительного
исполнения социально значимых требований исполнительных производств
о взыскании алиментов, предоставлении жилых помещений детям-сиротам
и   детям,   оставшимся   без   попечения   родителей,    взыскании
задолженности по заработной плате.
     7. Рекомендовать  органам  государственной  власти   субъектов
Российской Федерации:
     предусматривать при формировании проектов  бюджетов  субъектов
Российской Федерации необходимые  бюджетные  ассигнования  в  целях
исполнения  судебных  решений  о  предоставлении  жилых   помещений
детям-сиротам;
     рассмотреть возможность установления дополнительных социальных
гарантий  работникам  территориальных  органов  Федеральной  службы
судебных приставов и членам их семей.
     8. Предложить     Правительству      Российской      Федерации
проинформировать Совет Федерации Федерального  Собрания  Российской
Федерации в период  осенней  сессии  2018 года  о  ходе  реализации
предложений, содержащихся в настоящем постановлении.
     9. Комитету    Совета    Федерации     по     конституционному
законодательству и государственному строительству  проинформировать
палату  в  период  осенней  сессии  2018 года  о  ходе   реализации
настоящего постановления.
     10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству  и
государственному строительству.
     11. Настоящее  постановление  вступает  в  силу  со  дня   его
принятия.


     Председатель Совета Федерации
     Федерального Собрания
     Российской Федерации                             В.И.МАТВИЕНКО

     Москва
     16 мая 2018 года
     № 154-СФ

Информация по документу
Читайте также