Расширенный поиск

Постановление Администрации Магаданской области от 02.12.2010 № 693-па

М А Г А Д А Н С К А Я О Б Л А С Т Ь

 

АДМИНИСТРАЦИЯ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

 

02.12.2010                         Магадан                         № 693-па

 

 

Об областной целевой программе «Стимулирование развития жилищного строительства в Магаданской области» на 2011-2015 годы (в перспективе до 2020 года)»

 

 

 

В целях обеспечения жителей Магаданской области доступным жильем путем реализации механизмов поддержки и развития жилищного строительства и стимулирования спроса на рынке жилья, в соответствии с постановлением администрации Магаданской области от 09 октября 2008 г. № 395-па «О порядке принятия решений о разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ Магаданской области» администрация Магаданской области п о с т а н о в л е т: 

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу «Стимулирование развития жилищного строительства в Магаданской области» на 2011-2015 годы (в перспективе до 2020 года)».

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя губернатора области Карпенко Н.Б.

3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

 

И.о. губернатора Магаданской области                            Н. Карпенко

 

 

Утверждена

 

постановлением администрации

Магаданской области

 

от 02.12.2010 № 693-па

 

 

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

 

 

«Стимулирование развития жилищного строительства

в Магаданской области» на 2011-2015 годы»

(в перспективе до 2020 года)»

 

 

ПАСПОРТ

 

 областной целевой программы

«Стимулирование развития жилищного строительства

в Магаданской области» на 2011-2015 годы»

(в перспективе до 2020 года)»

 

 

Наименование программы

областная целевая программа «Стимулирование развития жилищного строительства в Магаданской области» на 2011-2015 годы» (в перспективе до 2020 года)» (далее – Программа)

 

Основания

для разработки

Программы

- перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демогра-фической политике 01 июля 2009 года, утвержден-ный 24 июля 2009 г. № Пр-1890;

- постановление администрации Магаданской области от 02 декабря 2010 г. № 693-па  «О раз-работке областной целевой программы стимулиро-вания развития жилищного строительства в Магаданской области» на 2011-2015 годы (в перспективе до 2020 года)»

 

Государственный заказчик

Программы

 

 

администрация Магаданской области                      

Разработчик

Программы

 

управление архитектуры и градостроительства администрации Магаданской области

Исполнители

Программы

департамент  строительства   администрации  Магаданской области, департамент  жилищно-коммунального  хозяйства   и   коммунальной   энергетики администрации Магаданской области, департамент дорожного хозяйства и транспорта администрации Магаданской области, департамент цен и тарифов администрации Магаданской области, департамент социальной поддержки населения администрации Магаданской области, департамент   здравоохранения   администрации Магаданской области, комитет  экономики  администрации  Магаданской  области, комитет по управлению государственным имуществом Магаданской   области, управление  архитектуры  и  градостроительства администрации Магаданской области, управление  по  делам молодежи администрации Магаданской области,  органы местного самоуправления (по согласованию)

 

Цель

Программы

обеспечение жителей Магаданской области доступными жилыми помещениями путем реализации механизмов поддержки и развития жилищного строительства и стимулирования спроса на рынке жилья

 

Задачи

Программы

- стимулирование строительства жилых помещений в Магаданской области;                              

- стимулирование платежеспособного спроса населения Магаданской области;

- формирование приоритетов ежегодного роста жилищного строительства в Магаданской области;

- создание условий, обеспечивающих строительство жилых помещений, доступных для приобретения в собственность или предоставляемых по найму (преимущественно в сегменте эконом-класса) для всех жителей Магаданской области, независимо от уровня их доходов;

- развитие инженерной инфраструктуры;

-  формирование условий для стимулирования инвестиционной активности в жилищном строительстве, в том числе в части реализации проектов комплексного освоения и развития территорий;

 

- формирование условий для создания жилищных некоммерческих объединений граждан, в том числе жилищно-строительных кооперативов и «строительных сберегательных касс» (далее – «стройсберкасса»);

- выполнение социальных гарантий по поддержке граждан при приобретении жилых помещений и улучшении жилищных условий;

- развитие промышленности строительных материалов;

- снижение административных барьеров в строительстве;

- обеспечение информационной открытости для населения мер, предпринимаемых государством в целях стимулирования развития жилищного строительства;

 - дальнейшая реализация кадровой политики в строительной отрасли    

 

Ожидаемые     
конкретные    
результаты    
Программы

- улучшение жилищных условий, в том числе с использованием мер государственной поддержки около 7,8 тыс. семей;

- ликвидация аварийного жилищного фонда, сложившегося по состоянию на  01 января 2007 года в объеме 50,0 тыс. кв. метров;

- увеличение показателя обеспеченности жилым помещением 1 жителя области не менее чем до 28,4 кв. метров;

- увеличение ввода малоэтажного жилищного строительства, в том числе индивидуального (ИЖС); 

- привлечение инвестиций в сферу малоэтажного индивидуального жилищного строительства из различных источников; 

- создание фонда жилых помещений социального найма для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и не имеющих финансовых возможностей для решения данного вопроса, в рамках участия в программах социальной и коммерческой ипотеки, а также формирование маневренного жилищного фонда;

- обеспечение ввода жилых помещений*:

2011 год – 18,0  тыс.кв. метров

2012 год – 19,0  тыс. кв. метров

2013 год – 25,0  тыс. кв. метров

2014 год – 30,0  тыс. кв. метров

2015 год – 32,0  тыс. кв. метров

2016-2020 годы – 170000 тыс. кв. метров (34 тыс. кв. метров/год);

- развитие строительной индустрии и промышленности строительных материалов в Магаданской области;

- системное развитие отдельных территорий муниципальных образований области под комплексную жилую застройку;

 

- снижение административных барьеров и сокращение сроков строительства объектов;

- увеличение доли обеспечения строительного комплекса основными строительными материалами, производимыми на территории области;

- обеспечение ежегодного прироста доли семей, имеющих возможность приобрести жилое помещение, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств, с увеличением значения данного показателя к 2015 году до 21,0 %;

- обеспечение возможности более широкому числу населения приобретать жилые помещения по стандартному ипотечному кредиту;

- обеспечение ежегодного прироста доходов бюджетов всех уровней, а также валового регионального продукта, полученных благодаря приросту объемов ввода жилых помещений

 

Объем

и источники финансирования Программы

Потребность в финансовых средствах на реализацию Программы составляет:

 

Всего

2011-

2015

2011

2012

2013

2014

2015

  

   2016-

   2020

  

11569,079

4110,679

709,986

679,524

661,635

1031,170

1028,364

7458,400

в том числе:

областной бюджет*

2660,888

945,456

163,297

203,857

152,176

237,169

236,524

1715,432

внебюджетные источники*                

8908,191

3165,223

546,689

475,667

509,459

794,001

791,840

5742,968

Сроки

реализации

Программы

 

2011-2015 годы (в перспективе до 2020 года)

 

Система        
организации   
контроля за
исполнением   
Программы

контроль  за  исполнением  Программы  осуществляется   в соответствии с постановлением администрации Магаданской области от 09 октября 2008 г. № 395-па «О порядке принятия решений о разработке,  формировании  и  реализации  долго-срочных целевых программ Магаданской области»                

Индикаторы    
Программы

 

- уровень обеспеченности населения жилыми помещениями –  до 28,4 кв. метров на 1 человека;                                
- коэффициент доступности жилых помещений –  3,5 года;                

- строительство жилых помещений не менее 0,2 кв. метров на каждого жителя Магаданской  области в год*;

- увеличение доли малоэтажного жилищного строительства в общем объеме вводимых жилых помещений  до 30%, в том числе ИЖС до 15%;

- увеличение доли жилых помещений, предназначенных для предоставления по договорам социального найма, в общем объеме ввода жилых помещений до 25%;

- количество утвержденных схем территориального планирования муниципальных районов Магаданской области, генеральных планов и правил землепользования и застройки городских и сельских поселений Магаданской области должно достичь 78;

- сокращение числа семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на 6 процентов в год*;

- доля семей, имеющих возможность приобрести жилое помещение, соответствующее  стандартам обеспечения жилыми помещениями с помощью собственных и  заемных средств (в %):

2010 год – 19,1 %

2011 год – 19,5 %

2012 год – 19,9 %

2013 год – 20,3 %

2014 год – 20,7 %

2015 год – 21,0 %

 

* целевой показатель  может изменяться в зависимости от состояния финансово-банковской сферы.

 

 

1. Обоснование необходимости решения проблемы программными

методами и целесообразности ее финансирования за счет

средств областного бюджета

 

Магаданская область образована в 1953 году и входит в состав Дальневосточного федерального округа (далее – ДФО). Вся территория области относится к районам Крайнего Севера и характеризуется суровым климатом, годовым перепадом температур в 100°С: летом + 40°, зимой –60°С, географической отдаленностью от развитых промышленных центров страны.

Общая площадь территории Магаданской области немногим более 462 тыс. кв. километров (по площади – 5 место в ДФО, 9 место по России) или 2,7% территории России.

      По состоянию на 01 января 2009 года в области проживает 163,0 тыс. человек, из них 155,3 тыс. человек (95%) – городские жители, 7,7 тыс. человек (5%) – сельские. В городе Магадане сосредоточено более 65% населения области. Плотность населения в среднем по области составляет 0,36 человека на 1 кв. километр, что почти в 3 раза меньше, чем по ДФО в целом. Естественная убыль населения в 2000-2008 годах составила 0,3-0,5 тыс. человек в год.

      По инерционному сценарию Стратегии социального и экономического развития Магаданской области на период до 2025 года, утвержденной Законом Магаданской области от 11 марта 2010 г. № 1241-ОЗ, предположительная численность населения в 2030 году составит 127,5 тыс. человек, что на 21,8% меньше чем в 2009 году.

      По целевому или инновационному сценарию численность населения на конец 2025 года составит 158,1 тыс. человек. В период 2010-2014 годов сальдо миграции будет снижаться, начиная с 2015 года, будет иметь положительное значение.

      Причиной сохраняющейся тенденции сокращения населения является миграционный отток, вызываемый утратой привлекательности жизни в области. Решение вопроса в повышении привлекательности региона видится через активную государственную поддержку всех направлений экономики области, установление достойного уровня заработной платы, предоставление дополнительных социальных гарантий.

      Наибольшие возможности для дальнейшего развития Магаданской области связаны с созданием условий долгосрочного комплексного освоения недр территории, диверсификацией производства, созданием новых добывающих и перерабатывающих производств на базе месторождений меди, молибдена, строительных материалов, бурых углей, нефти, газа, повышением эффективности использования водных биологических ресурсов, интеграцией транспортной и энергетической системы области в глобальную сеть.

Одной из приоритетных задач развития Магаданской области является повышение качества жизни населения. В рамках данного направления улучшение обеспеченности жилыми помещениями населения занимает одно из основных мест. 

Комплексное планирование территориального развития Магаданской области направлено на обеспечение устойчивого развития территорий, на создание полноценной среды жизнедеятельности для населения области и в своей основе базируется на прогнозах развития экономики региона и России в целом.

       Характер социально-экономических преобразований в Магаданской области, как и в России в целом, недостаточный объем жилищного строительства, нуждаемость граждан в улучшении жилищных условий, высокая стоимость жилых помещений по сравнению с доходами граждан обуславливают необходимость принятия мер для разрешения обозначенных проблем программно-целевым методом.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Магаданской области (Магаданстат) на конец 2009 года стоит на учете 4440,5 тыс.кв. метров жилых помещений. Всего на 2008 год обеспеченность жилыми помещениями составляет 27,7 кв. метров на одного человека. Удельный вес аварийных жилых помещений составляет 1,1%. (49,8 тыс. кв. метров).

Наибольшую долю аварийного фонда составляет малоэтажные (до 3-х этажей) жилые дома, являющиеся муниципальной собственностью. Как правило, доля собственных (приватизированных) жилых помещений в аварийном жилфонде невелика.

Основная часть жилищного фонда в области (59,4%) была построена в период с 1971 по 1995 годы, 33,3% – в период с 1946 по 1970 годы. Физический износ до 30% имеют 35,8% зданий, от 31% до 65% - 45,5% зданий.

Физическое выбытие жилых помещений в основном обусловлено сносом жилых домов, непригодных для проживания. Движение жилищного фонда характеризуется показателями прибытия площади жилых помещений (новое строительство, реконструкция, достройка) и в то же время выбытием жилых помещений в тех же объемах (снос жилых домов по аварийности).

На поддержание жилищного фонда в нормальном состоянии требуются значительные финансовые средства, их недостаток ведет к обветшанию и ускоренному фактическому износу.

Для этих целей на территории Магаданской области успешно реализуется областная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Магаданской области» на 2008-2011 годы», утвержденная постановлением администрации Магаданской области от 27 декабря 2007 г. № 441-па.

Реализация указанной Программы рассчитана на период 2008-2011 годов.

Основной задачей Программы является – переселение граждан из многоквартирных жилых домов, признанных в установленном  порядке  аварийными  и подлежащими сносу в связи с физическим износом.

В настоящую Программу включено расселение 166 жилых домов общей площадью 74,44 тыс. кв. метров, в которых проживают 2128 человек.

Одним из важных направлений в ликвидации аварийного жилищного фонда на территории Магаданской области является участие муниципальных образований области в реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, финансируемых за счет средств государственной корпорации – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

На территории Магаданской области в рамках реализации Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в 2010 году осуществляется реализация областной адресной программы «Переселение граждан Магаданской области из аварийного жилищного фонда в 2010 году с привлечением средств государственной корпорации – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», утвержденной постановлением администрации Магаданской области от 19 апреля 2010 г. № 190-па.

Также постановлением администрации Магаданской области от 23 апреля 2009 г. № 180-па утверждена областная целевая программа «Доступное и комфортное жилье – жителям Магаданской области» на 2009-2012 годы». Составными частями указанной программы являются подпрограммы: «Обеспечение жильем  молодых  семей  на 2009-2012 годы», «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры на 2009-2012 годы», «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства на 2009-2012 годы», «Развитие системы  ипотечного  жилищного кредитования в Магаданской области на 2009-2012 годы», мероприятия  по   оказанию содействия   гражданам, выезжающим из Магаданской области, в  рамках  исполнения федеральных и региональных нормативных  правовых  актов, регламентирующих процесс переселения граждан из  районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, выполнение  обязательств   по   обеспечению   жилыми помещениями отдельных категорий граждан. 

Основной целью ОЦП «Доступное и комфортное жилье – жителям Магаданской области» на 2009-2012 годы» является комплексное решение проблем жилищной политики в Магаданской области, позволяющее повысить уровень доступности жилья для жителей Магаданской области.

Настоящая областная целевая программа «Стимулирование развития жилищного строительства в Магаданской области» на 2011-2015 годы        (в перспективе до 2020 года)» (далее – Программа), исходя из специфики и тенденций развития строительного комплекса, наличия и строительства жилых помещений в Магаданской области, призвана в рамках основных направлений государственной жилищной политики обеспечить практическую реализацию комплекса мероприятий и механизмов, направленных на создание необходимых условий для решения существующих проблемных вопросов в этой сфере до 2015 года, а также в перспективе до 2020 года. Программа ориентирована на интеграцию в действующие и разрабатываемые федеральные и областные целевые программы, предполагающие реализацию механизмов поддержки развития строительного комплекса и жилищного строительства.

 

1.1.    Строительство жилых помещений экономкласса

 

      Показатели по вводу жилых помещений в Магаданской области за период с 2004 года по 2009 год демонстрируют ежегодный устойчивый прирост ввода жилых помещений.

 

Сравнительные показатели по вводу жилых помещений

в Магаданской области за период с 2004 год  по 2010 год

 

Наименование показателя

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

(план)

1

2

3

4

5

6

7

8

Ввод в действие жилых домов (кв. метров общей площади)

 

 

3802

 

8997

 

13827

 

14769

 

15016

 

15646

 

15700

(17000)

Ввод в действие жилых домов в расчете на 1000 человек населения (кв. метров общей площади)

 

 

21,5

 

52,0

 

81,3

 

85,7

 

90,6

 

96,9

 

97,5

Число построенных жилых помещений (м/кв.ж.д) (ед.)

30

84

190

272

260

273

304

+25

ИЖС

 

Средняя стоимость строи-тельства 1 кв. метра общей площади жилых домов  (тыс. рублей)

 

 

 

10,5

 

 

36,0

 

 

36,9

 

 

37,7

 

 

39,9

 

 

45,6

 

 

45,8

 

 

      Наметившееся улучшение ситуации в жилищном строительстве еще в 2005 году, когда ввод жилых помещений составлял 8,997 тыс. кв. метров, наблюдается уже на протяжении 5 лет. С началом реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье – жителям Магаданской области на 2009-2012 годы» и ее подпрограмм, стабильно увеличиваются показатели ввода жилых помещений в области, также стабильно увеличиваются объемы финансирования указанной программы. 

В 2009 году ввод жилых помещений составил 15,646 тыс. кв. метров, из них:

 - многоквартирные жилые дома общей жилой площадью 11,8 тыс. кв. метров – за счет бюджетных средств;

      - индивидуальное жилищное строительство (далее – ИЖС)  общей жилой площадью 3,825 тыс. кв. метров – за счет собственных и заемных средств населения. Причем показатели ИЖС на 40%  больше, чем в 2008 году. 

      Тем не менее, задача увеличения объема жилищного строительства в Магаданской области является одной из сложных.   По градостроительным условиям поселений Магаданской области предусматриваются 4 основных типа жилищного строительства:

      - городская – высокоплотная застройка в 4-9 этажей (каркасно-монолитное и крупнопанельное домостроение) с минимальным придомовым участком;

      - городская – высокоплотная застройка – точечные 5-ти этажные жилые дома – достройка объектов жилья незавершенных строительством или реконструкция жилья;

      - пригородная – удаленные микрорайоны с жилыми 2-х этажными домами на 8-16 квартир (каркасно-панельное деревянное домостроение) с участком до 0,15 га;

      - индивидуальная застройка – районы малоэтажной застройки – жилой дом (коттедж) на 1-2 квартиры (каркасно-панельное деревянное домостроение) с участком до 0,30-0,40 и более га.

Основная часть застройки во всех поселениях области, в том числе областном центре города Магадана и районных центрах, ведется по адресам сноса аварийного жилых домов, ликвидированных аварийных объектов соцкультбыта, на свободных территориях, предусмотренных генпланами под жилую застройку. В основном объекты, предусматриваемые к строительству, не имеют выделенных инфраструктурных проектов (ТВК и ЛЭП), так как подключение к наружным сетям предусмотрено только до дворовых колодцев и подстанций.

       Администрации Магаданской области от федерального Фонда содействия развитию жилищного строительства (далее – Фонд РЖС) направлялись перечни находящихся в федеральной собственности земельных участков, использование которых возможно для размещения объектов, предназначенных для строительства жилых домов, а также для производства строительных материалов, изделий, конструкций для целей жилищного строительства на территории Магаданской области в период 2010-2020 годов. В настоящее время на территории области наличие земельных участков, пригодных для строительства жилья, размещения объектов, предназначенных для производства строительных материалов, изделий, конструкций для целей жилищного строительства удовлетворяет спрос.

      В настоящее время и на период до 2015 года дополнительное привлечение находящихся в федеральной собственности земельных участков, а, следовательно, подписание соглашения с Фондом РЖС  нецелесообразно.

      Тем не менее, в перспективе, при активном освоении месторождений области и экономическом росте области администрация Магаданской области будет готова рассмотреть вопрос подписания Соглашения на взаимовыгодных условиях с Фондом РЖС в части дополнительного привлечения находящихся в федеральной собственности земельных участков в целях жилищного строительства или размещения объектов, предназначенных для производства строительных материалов, изделий, конструкций для целей жилищного  строительства.

Основная задача в Магаданской области в жилищном строительстве и производстве строительных материалов – это сохранение, оптимизация существующего жилищного фонда, строительство новых жилых помещений по адресам сноса аварийных жилых домов, реконструкция и достройка объектов незавершенных строительством (от 1992 года), а также оптимизация с применением новых энергоэффективных технологий существующих производств строительных конструкций и материалов жилищного строительства.   

      Решению проблемы жилой застройки в области способствует наличие во всех муниципальных образованиях Магаданской области документов территориального планирования (генеральных планов), правил землепользования и застройки, а также схем территориального планирования районов области. Градостроительной документацией определены земельные участки под строительство, как многоквартирных жилых домов, так и малоэтажного жилищного строительства, а также промзоны под размещение производств строительных материалов и изделий, месторождения по добыче сырья для стройиндустрии области.

      Кроме того, разработан проект обновления схемы территориального планирования Магаданской области», где рассмотрено перспективное освоение крупных месторождений драгоценных металлов, что повлечет за собой строительство жилых помещений экономкласса.

Всего в течение  2005-2009 годов разработано и утверждено 79 проектов новой градостроительной документации.

      На все разработки израсходовано всего –  50,5 млн. рублей, из них:

      - областной бюджет – 36,3 млн. рублей;

      - местный бюджет  – 11,3 млн. рублей;

      - внебюджетный фонд бюджета  ОЭЗ – 3,0 млн. рублей.

Важным фактором, сдерживающим развитие жилищного строительства, является отсутствие проектов планировки новых микрорайонов и кварталов комплексной малоэтажной и многоэтажной застройки поселений области на основе новой градостроительной документации, и, как следствие, отсутствие проектов по инженерной подготовке этих территорий. В связи с чем, на современном этапе необходимо реализовывать мероприятия, направленные на разработку проектов планировки и создание условий для комплексного развития территорий, обеспечение земельных участков коммунальной, транспортной и социальной инфраструктурой.

      Следует отметить, что в Магаданской области в настоящее время невозможна реализация государственно-частного партнерства (ГЧП) в части строительства коммунальной и транспортной инфраструктуры, объектов соцкультбыта и крупных инвестиционных проектов жилой застройки с выделенными инфраструктурными проектами, так как срок возврата инвестиций в данные проекты, в силу специфики экономики области, составляет как минимум до 10 лет, и являются для инвестора невыгодными.

      Однако в ближайшей перспективе администрация области рассматривает возможность реализации механизма ГЧП в части строительства по указанным направлениям.

      После завершения процедуры формирования земельных участков, предназначенных для малоэтажного жилищного строительства (в том числе ИЖС), инвесторы планируют организовать застройку земельных участков при следующих социальных гарантиях со стороны администрации Магаданской области, органов местного самоуправления, генерального подрядчика:

      1) бесплатное подключение к инженерным коммуникациям;

      2) обеспечение автодорогами;

      3) строительство объектов социальной сферы;

      4) транспортное обслуживание населения.

 

1.2.    Ипотечное жилищное кредитование

 

С момента создания системы классического ипотечного жилищного кредитования в Магаданской области успешно выполнены задачи, поставленные ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (далее – АИЖК) и администрацией Магаданской области, а именно:

1) создана инфраструктура участников рынка ипотеки. Организована совместная работа всех организаций, задействованных в процессе: банков, страховых и оценочных компаний, риэлтерских агентств; 

2) обеспечен приток инвестиционных ресурсов в сферу ипотеки.   Запущена система рефинансирования ипотечных кредитов, выданных на приобретение жилых помещений;

3) обеспечена доступность ипотечных кредитов. С 2005 года  осуществляется выдача ипотечных кредитов; 

4) с 2007 года успешно отработан механизм по выдаче и рефинансированию ипотечных кредитов, предоставленных в рамках областной целевой программы «Дом для молодой семьи» на 2006-2008 годы»,  утвержденной Законом Магаданской области от 18 февраля 2006 г. № 685-ОЗ. Реализация данного направления продолжена в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009-2012 годы» областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье жителям Магаданской области» на 2009-2012 годы»;

5) с 2009 года используются средства материнского капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту, привлеченному для приобретения жилья.

Подпрограмма «Развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Магаданской области» на 2009-2012 годы» областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье – жителям Магаданской области» на 2009-2012 годы» реализуется во всех муниципальных образованиях области.

 

 

Динамика показателей

 

  кредитования населения Магаданской области

на приобретение жилых помещений

 

 

Показатели

 

2005

год

 

2006

год

 

2007

год

 

2008

год

 

2009

год

За 9 месяцев 2010

года

1

2

3

4

5

6

7

1. Общее число выданных кредитов на приобретение жилых помещений:

 

 

 

 

 

 

всего,

12

325

644

718

217

325

в том числе ипотечных

12

234

531

598

164

263

2. Объем выданных кредитов на приобретение жилых помещений – всего, млн. рублей,

 

 

4,2

 

 

178,2

 

 

500,9

 

 

796,8

 

 

193,0

 

 

325,0

в том числе ипотечных (млн. рублей)

4,2

113,6

442,9

724,6

166,3

283,1

3. Средний размер одного выданного кредита  – всего (тыс. рублей),

350,0

548,3

777,8

1109,7

889,4

1000,0

в том числе ипотечного (тыс. рублей)

350,0

485,5

834,0

1211,7

1014,0

1076,4

 

Данные таблицы показывают, что до 2009 года в области наблюдался рост объемов жилищного кредитования, включая ипотечное, который достиг своего пика в 2008 году, когда в области было выдано наибольшее число кредитов – 598 ипотечных кредитов на сумму 724,6 тыс. рублей.

В 2010 году в области наблюдается оживление на рынке жилищного кредитования – за 9 месяцев  число выданных кредитов на приобретение жилых помещений, включая ипотечные, превысило показатели 2009 года.

      Большое значение придается информации о количестве заемщиков, обратившихся в кредитное учреждение по вопросу реструктуризации задолженности по кредитам. За 9 месяцев 2010 года в регионе таких заемщиков не было.

На территории области ранее было аккредитовано в качестве  регионального оператора АИЖК открытое акционерное общество «Магаданская ипотечная компания», однако, в настоящее время компания прекратила свою деятельность,  а функции регионального оператора АИЖК в настоящий момент выполняет  Магаданский филиал банка «Возрождение» (ОАО).

Однако в Магаданской области система ипотечного жилищного кредитования не получила планируемой степени развития и фактически в условиях мирового финансового кризиса не развивается, жилые помещения в рамках мероприятий областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье – жителям Магаданской области» на 2009-2012 годы» реализуется только на вторичном рынке, новые жилые дома за счет средств ипотечных кредитов не строятся.

Проблемами ипотечного кредитования в регионе являются:

- высокие ставки за пользование кредитом – на 01 октября 2010 года диапазон ставок за пользование ипотечным кредитом составлял от 11,75 до 22,0 %;

- увеличение стоимости приобретаемых жилых помещений, как на первичном, так и на вторичном рынке, что отражается на размере запрашиваемого кредита – если в 2005 году средний заемщик получал кредит в размере 350,0 тыс. рублей, то в 2010 году – уже 1076,4 тыс. рублей;

      - недоступность кредитов для основной части населения, желающих улучшить свои жилищные условия, как следствие, первых двух проблем, так и недостаточных денежных доходов. При определении платежеспособности заемщиков банки предъявляют требования к минимальному совокупному доходу семьи, по наблюдаемым банкам он составил в среднем 34,8 тыс. рублей (диапазон 15,0 - 50,0 тыс. рублей). По данным 2009 года доля семей с указанным доходом составляет 11,3%;

      - нестабильность финансового рынка и сокращение ипотечного рынка  вследствие мирового финансового кризиса;

      - особенности рынка недвижимости Магаданской области.

На сегодняшний день в регионе по направлению развития классической ипотеки работают 7 кредитных организаций. По оперативным данным на 01 октября 2010 года ими выдано 263 ипотечных кредита на сумму 283,1 млн. рублей.

      В рамках реализации мер развития ипотечного жилищного кредитования  предполагается осуществление мероприятий, направленных на поддержку граждан в части предоставления средств областного и местных бюджетов на оплату первоначального взноса при приобретении жилых помещений, что, с одной стороны, позволяет уменьшить объем  выплачиваемых гражданином средств за пользование кредитными средствами,  с другой стороны, администрация Магаданской области не берет на себя долгосрочные обязательства по уплате части процентной ставки за пользование кредитными средствами.

На территории Магаданской области осуществляются программы и мероприятия, условиями реализации которых является   предоставление средств областного бюджета (государственная поддержка) на оплату первоначального взноса на приобретение жилья.

 

 

1.3. Государственная поддержка отдельных категорий граждан, определенных федеральным законодательством и законодательством Магаданской области

 

      Стабильный спрос на жилые помещения должен быть обеспечен механизмами, ориентированными на привлечение доступных финансовых ресурсов для приобретения жилых помещений населением, в качестве которых помимо собственных средств граждан предусматриваются кредитные ресурсы и средства, предоставленные в виде различных форм государственной поддержки.

      В Магаданской области государственная поддержка граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, граждан, участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавших в результате этих аварий, и приравненных к ним лиц, вынужденных переселенцев, отдельных категорий ветеранов и инвалидов, молодых семей, жителей аварийного жилищного фонда  осуществляется в рамках реализации федеральных нормативных правовых актов и нормативных правовых актов Магаданской области.


Информация по документу
Читайте также