Расширенный поиск

Постановление Администрации г.Нижнего Новгорода от 15.12.2017 № 6092

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

15.12.2017                                                                              6092

 

 

 

Об утверждении муниципальной программы «Развитие туризма на территории города Нижнего Новгорода» на 2018 - 2020 годы

 

 

 

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 15.11.2017 № 228 «О согласовании проекта постановления администрации города Нижнего Новгорода «Об утверждении муниципальной программы «Развитие туризма на территории города Нижнего Новгорода» на 2018-2020 годы», постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 08.04.2014 № 1228 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Нижнего Новгорода и Методических рекомендаций по разработке и реализации муниципальных программ города Нижнего Новгорода» и в целях преобразования и совершенствования отрасли культуры в процессе социально-экономического развития города Нижнего Новгорода администрация города Нижнего Новгорода постановляет:

1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу «Развитие туризма на территории города Нижнего Новгорода» на 2018 - 2020 годы (далее - Программа).

2. Признать утратившим силу с 01.01.2018 постановление администрации города Нижнего Новгорода от 14.12.2016 № 4240 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие туризма на территории города Нижнего Новгорода» на 2017-2019 годы» в части действия муниципальной программы на 2018-2019 годы.

3. Департаменту общественных отношений и информации администрации города Нижнего Новгорода (Амбарцумян Р.М.) обеспечить опубликование постановления в официальном печатном средстве массовой информации – газете «День города. Нижний Новгород».

4. Департаменту правового обеспечения администрации города Нижнего Новгорода (Киселева С.Б.) обеспечить размещение постановления на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

5. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода Казачкову Н.В.

 

6. Установить начало срока действия Программы с 1 января 2018 года.

 

 

 

Исполняющий обязанности главы

администрации города

 

Н.В.Казачкова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н.Е.Суханова

419 39 99

УТВЕРЖДЕНА

постановлением администрации

города

от 15.12.2017  № 6092

 

Муниципальная программа

«Развитие туризма на территории города Нижнего Новгорода»

на 2018 - 2020 годы

(далее – Программа)

 

1. Паспорт Программы

 

Ответственный исполнитель Программы

Департамент культуры администрации города Нижнего

Новгорода

Цель Программы

Повышение туристской привлекательности города Нижнего Новгорода

Задачи Программы

Предоставление населению туристско-информационных

услуг.

Формирование туристского продукта, удовлетворяющего потребности российских и зарубежных туристов.

Этапы и сроки реализации Программы

Срок реализации Программы 2018-2020 годы. Программа

реализуется в один этап.

Объемы бюджетных ассигнований Программы за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода

Общий объем бюджетных ассигнований, необходимый для финансирования Программы, составит 93 208 500,00 руб., в том числе:

руб.

Ответственный исполнитель (соисполнители)

2018*

2019*

2020*

Всего, в том числе:

46 649 400,00

23 144 000,00

23 415 100,00

Департамент культуры

46 649 400,00

23 144 000,00

23 415 100,00

<*> Объем бюджетных ассигнований определяется в очередном финансовом году при наличии дополнительных поступлений в бюджет города Нижнего Новгорода.

Целевые индикаторы Программы

Общее количество туристов, посетивших город Нижний Новгород 447 800 чел., в том числе:

 российских туристов – 417 172 чел.

 иностранных туристов – 30 628 чел.

Доля граждан, оценивших качество туристско-информационных услуг на «хорошо» и «отлично» - 100%.

Объем платных туристских услуг – 1 200,90 млн. руб.

Доля граждан, оценивших качество туристских услуг (включая гостеприимство) на «хорошо» и «отлично»  - 90%.

 

2. Текстовая часть Программы

 

2.1. Характеристика текущего состояния.

Туризм играет важную роль в социально-экономическом развитии территории: обеспечивает создание дополнительных рабочих мест, рост занятости экономически активного населения и повышение уровня благосостояния общества.

Отрасль туризма оказывает стимулирующее воздействие на развитие таких секторов экономики как: услуги средств размещения, строительство, транспорт, связь, торговля, производство товаров широкого потребления и сувенирной продукции, общественное питание и др.

Также развитие туризма способствует сохранению природных, экологических и историко-культурных ресурсов, проявляет несколько большую стабильность по сравнению с другими отраслями экономики в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.

Особое внимание к отрасли туризма на федеральном уровне диктует обоснованную необходимость развития туризма на региональном и муниципальном уровне. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 №644 утверждена федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» на 2011 - 2018 годы, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 317 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы.

Указанные федеральные программы определяют вектор развития туризма на территории Российской Федерации до 2020 года. По итогам реализации вышеперечисленных программ в Российской Федерации степень конкурентоспособности туристского рынка должна достичь высокого уровня, при котором будут удовлетворены потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.

Вместе с тем, реализация федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» на 2011 - 2018 годы не представляется возможной без развития туризма на региональном и муниципальном уровнях.

На региональном уровне механизмы поддержки и стимулирования развития туризма прописаны в государственной программе «Развитие предпринимательства и туризма Нижегородской области» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 29.04.2014 № 290.

На муниципальном уровне в соответствии с федеральной политикой в сфере туризма, в целях реализации Стратегии социально-экономического развития города Нижнего Новгорода в 2017-2022 годах, развития туристской отрасли, формирования конкурентоспособной туристской среды и увеличения туристско-экскурсионного потока в Нижний Новгород разработана муниципальная программа «Развитие туризма на территории города Нижнего Новгорода на 2017 - 2019 годы».

Актуальность разработки Программы обусловлена:

наличием значительного туристского потенциала города Нижнего Новгорода и необходимостью его эффективного использования;

высоким уровнем конкуренции на внутреннем и международном рынках туристских услуг;

необходимостью комплексного подхода к развитию туристской инфраструктуры и туристской индустрии на территории города Нижнего Новгорода, способной удовлетворить потребности в качественных туристских услугах;

необходимостью подготовки к приему гостей и участников в период проведения игр Чемпионата Мира по Футболу FIFA 2018тм;

необходимостью подготовки к празднованию 150-летия со дня рождения А.М.Горького в 2018 году и 800-летия со дня основания города Нижнего Новгорода в 2021 году.

Общая информация.

Нижний Новгород является административным центром Нижегородской области, центром Приволжского федерального округа. Город расположен в центре Восточно-Европейской равнины на месте слияния Оки и Волги. Ока делит город на две части – верхнюю на Дятловых горах и нижнюю на левом низинном берегу.

Нижний Новгород – пятый по численности населения город России с населением 1275,5 тысяч человек, важный экономический, транспортный и культурный центр страны. Город является центром нижегородской агломерации, население которой насчитывает 2,08 млн. чел.; агломерация является четвёртой по величине в стране и второй в Среднем Поволжье.

Нижний Новгород известен как крупный центр судо-, авиа-, автомобилестроения и информационных технологий. В период с 1959 по 1991 год город был закрыт для посещения иностранными гражданами, но в настоящее время он является крупным центром речного круизного туризма в России и местом проведения международных выставок различного профиля.

Город Нижний Новгород основан в 1221 году Великим князем Георгием Всеволодовичем. В XIV столетии (1341 - 1392 годы) был столицей великого княжества, в XV - XVII веках – уездным, а с 1714 по 1929 год – губернским городом. В 1929 - 1932 годах стал центром Нижегородского края. C 7 октября 1932 года город носил имя писателя А.М.Горького. 22 октября 1990 года, в соответствии с решением референдума, указом президиума Верховного Совета РСФСР городу было возвращено историческое название.

Нижегородский регион и его центр – это территория с преобладанием русского населения, согласно переписи населения составившего 95% всех жителей. Вместе с тем, в Нижнем Новгороде проживают около 100 различных национальностей, в городе официально зарегистрировано 28 национально-культурных обществ.

Туристский потенциал.

Нижний Новгород в системе межрегиональных маршрутов.

Нижний Новгород входит в состав туристской зоны «Центр России» (Верхневолжский район), являющейся самой густонаселенной частью страны с развитой сетью дорог.

Город Нижний Новгород по туристскому потенциалу является крупным туристским центром международного уровня и входит в систему межрегиональных туров:

«Золотой венец России» (расширенный вариант программы тура по городам Золотого кольца, в т.ч. популярный маршрут  «Дорогой ополчения гр. Минина и кн. Пожарского»);

«Большая кругосветка» (по городам, расположенным на реках Волги и Оки);

Сеть круизных маршрутов по реке Волге:

«Санкт-Петербург - Москва - Нижний Новгород - Казань»;

«Москва - Нижний Новгород»;

«Москва - Нижний Новгород - Самара»;

«Москва - Нижний Новгород - Чебоксары»;

«Нижний Новгород - Санкт-Петербург»

«Нижний Новгород - Астрахань» (включая города: Чебоксары, Козьмодемьянск, Казань, Ульяновск, Пермь, Самару, Волгоград) и др.

Нижний Новгород обладает значительным туристским потенциалом: богатая история и уникальные достопримечательности, выгодное местоположение и разветвленная транспортная инфраструктура, статус центра Приволжского федерального округа, наличие музеев и развитая система культурного досуга, возможность проведения конгрессных мероприятий международного уровня.

В городе насчитывается 746 объектов культурного наследия (в т.ч. 92 объекта федерального значения и 654 - регионального), более 40 объектов религиозного назначения, 25 высших учебных заведений и филиалов (в т.ч. 3 филиала Российской Академии наук), «десятки» научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро.

Потенциал культурно-познавательного туризма.

Конкурентными преимуществами туристского потенциала города являются ресурсы в сегменте культурно-познавательного туризма.

Нижний Новгород - один из древнейших и красивейших городов России. Нижний Новгород входит в тройку древних городов-миллионников, после городов Москвы и Казани.

Город имеет прямое отношение к истории Владимиро-Суздальской Руси, поскольку в течение 51 года, до присоединения в 1392 году к Москве, был столицей Нижегородско-Суздальского княжества Северо-Восточной Руси – ядра современного Российского государства.

Нижний Новгород – родина народного ополчения 1612 года, которое во главе с Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским освободило Россию от польско-литовских интервентов и способствовало становлению российской государственности.

В XIX веке благодаря Нижегородской ярмарке Нижний Новгород был известен как торговая столица России и его называли «карманом России». О купеческом прошлом города сегодня рассказывают старинные особняки, торговые комплексы, банки, храмы.

Нижний Новгород – родина известного писателя Максима Горького. Долгое время город носил его имя. Память о нем хранят три музея и множество мест, связанных с его жизнью, творчеством и активной общественной деятельностью.

Бывший город Горький известен всему миру благодаря производству автомобилей «ГАЗ» – первому в СССР автомобильному производству.

Город известен как один из крупных центров судостроения: подводных лодок, малого скоростного флота, в т.ч. уникальных судов на подводных крыльях и воздушной подушке.

Нижний Новгород – это город изобретателей, науки и научно-технических открытий – это родина радио, светодиодов, уникальной техники – МиГов и экранопланов.

Одним из факторов, способствующих развитию культурно-познавательного туризма, является выгодное расположение города – на слиянии двух великих рек России – Волги и Оки. Уникальный рельеф и живописные ландшафты – главные слагаемые сильных сторон туристского потенциала города в сегменте культурно-познавательного туризма.

Город представляет собой уникальное историко-культурное пространство, где доля объектов историко-культурного наследия Нижнего Новгорода составляет более 25% историко-культурного наследия Нижегородской области и более 2% историко-культурного наследия Российской Федерации.

Наиболее популярными объектами показа являются: ансамбль Нижегородского кремля, усадьба С.М.Рукавишникова, Чкаловская лестница, «Домик Каширина», в котором А.М.Горький провел детские годы, музей-квартира А.М.Горького на ул.Семашко; музей-усадьба известного литературного критика Н.А.Добролюбова; музей-квартира А.Д.Сахарова, дом-музей, где жил и работал знаменитый фотограф-публицист М.П.Дмитриев и где теперь располагается Русский музей фотографии, музей Нижегородская радиолаборатория, музей завода ГАЗ, музей «Нижегородэлектротранс», Нижегородская канатная дорога, архитектурно-этнографический музей-заповедник «Щелоковский хутор» и другие.

Всего в городе Нижнем Новгороде насчитывается более 60 музеев, выставочных залов и галерей.

К ресурсам культурно-познавательного туризма города можно отнести 16 театров и театральных студий, филармонию, консерваторию.

Также на территории города расположены действующие предприятия народных художественных промыслов ЗАО «Строчевышивальная фабрика «Юнона» и ООО «Фабрика стеклянных елочных украшений «Ариель». На предприятия организуются экскурсии, проводятся творческие мастер-классы, что создает дополнительную привлекательность для потенциальных туристов.

Ресурсы событийного туризма.

Ежегодно на территории города проводится более 50 мероприятий, приуроченных к празднованию значимых для города Нижнего Новгорода событий.

В целях развития событийного туризма и продвижения Нижнего Новгорода как столицы народных художественных промыслов с 2012 года проводится фестиваль народных художественных промыслов «Секреты мастеров». В 2015 году фестиваль получил статус международного; в 2016 году в фестивале приняли участие 640 мастеров народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства из 17 регионов Российской Федерации и 6 зарубежных стран. География участников фестиваля ежегодно расширяется.

Потенциал событийного туризма также возрастает в связи с проведением в Нижнем Новгороде в 2018-2021 годах крупнейших мероприятий международного и всероссийского уровня: Чемпионат Мира по Футболу FIFA 2018тм, празднование 150-летия со дня рождения писателя М.Горького, празднование 800-летия со дня основания города Нижнего Новгорода.

Ресурсы религиозного туризма.

Нижний Новгород – это единственный город в России, основатель которого великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович причислен к лику святых. На территории города находятся три древнейших монастыря – Благовещенский, Печерский, Крестовоздвиженский, а также подворье Дивеевского монастыря, более 40 храмов и церквей, в церкви Преображения Господня в Старых Печерах находятся мощи местночтимого святого Иосафа Печерского. При приходе церкви святых Жен-Мироносиц родились чудотворцы ЕфимийСуздальский и МакарийЖелтоводский, частица мощей которого находится в храме.

На территории города также находится значительное количество религиозных сооружений других вероисповеданий и конфессий: мечети, синагога, католическая и лютеранская церкви и др.

В 2015 году администрацией города при участии конфессий Нижнего Новгорода разработан Межконфессиональный туристский маршрут «Нижний Новгород – город согласия». В рамках маршрута туристы могут посетить основные религиозные сооружения города.

Ресурсы приключенческого туризма:

В Нижнем Новгороде есть современный цирк, один из лучших в России планетарий, уникальная канатная дорога через реку Волгу, суда на воздушной подушке, на которых можно совершать короткие прогулки и продолжительные экскурсии; кафе-трамвай с экскурсионным обслуживанием; прогулки и экскурсии на велосипедах и сигвеях; для любителей экстремального туризма предоставляется возможность полетов на истребителях МиГ.

Ресурсы для делового, промышленного и образовательного туризма.

Значительный промышленный потенциал (на территории города расположено более 130 крупных и средних промышленных предприятий), широкие возможности для организации конгрессных мероприятий на Нижегородской ярмарке, в Центре международной торговли, Торгово-промышленной палате и других площадках (всего более 70 конференц-залов), проведение мероприятий международного уровня – все это способствует развитию делового туризма в городе и увеличению общего объема туристского потока.

Одним из крупнейших мероприятий делового туризма является Международный бизнес-саммит, который проводится с 2012 года в Нижнем Новгороде.

В рамках Саммита в 2016 году проведено свыше 50 конгрессных мероприятий по наиболее актуальным тематикам, количество участников мероприятия составило 12 тысяч человек и 2,5 тысячи компаний из 37 субъектов Российской Федерации и 28 зарубежных стран. В работе Саммита приняли участие 2500 компаний.

25 высших учебных заведений Нижнего Новгорода (в т.ч. филиалы вузов) выпускают около 40 тысяч квалифицированных специалистов в год, что обеспечивает высокую производительность труда.

Подготовка специалистов отрасли туризма осуществляется на базе 4 нижегородских вузов: ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского», ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А.Добролюбова», ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е.Алексеева», ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по направлению бакалавриата «Сервис и туризм».

Ресурсы рекреационного и экологического туризма.

В пределах пригородной зоны города расположена курортная территория – бальнеоклиматическая курортная местность «Зеленый город», где действует более 20 объектов рекреационной сферы, в т.ч. знаменитые санатории «им. ВЦСПС», «Зеленый город», «Стрелка», пансионаты и базы отдыха.

На территории Нижнего Новгорода находятся 14 объектов природного наследия (парки, сады, лесопарки) и ботанический сад.

Ресурсы и возможности для развития въездного туризма.

С 1990 года Нижний Новгород открыт для иностранных граждан. В настоящее время у Нижнего Новгорода 15 городов-побратимов.

Вывод: город Нижний Новгород обладает большим туристским потенциалом, ресурсы которого позволяют развивать одновременно несколько видов туризма, однако имеющийся потенциал используется  не в полном объеме.

 

SWOT-анализ туристского потенциала

города Нижнего Новгорода

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Выгодное географическое положение и уникальный ландшафт.

2. Богатое историко-культурное наследие города и уникальность основных объектов показа.

3. Статус столичного города Приволжского федерального округа.

4. Большое количество музеев и развитая система культурного досуга.

5. Значительный промышленный,  научный, образовательный потенциал.

6. Широкие возможности для проведения конгрессных и выставочных мероприятий.

7. Развитая сеть пунктов общественного питания.

8. Удобное транспортное  расположение: пересечение железнодорожных и автомобильных дорог, система речного сообщения.

1. Недостаточно развитая инфраструктура приема гостей на территории города.

2. Удовлетворительное состояние объектов показа.

3. Недостаточное количество парковок и автобусных стоянок для туристского транспорта и туристских автобусов.

4. Неразвитая система велодорожек/велопарковок.

5. Отсутствие системы информационного ориентирования для туристов (пешеходной навигации).

6. Снижение круизного пассажиропотока.

7. Высокие цены на услуги питания.

Возможности

Угрозы

1. Развитие инфраструктуры к чемпионату мира по футболу 2018 года. Приток большого количества иностранных граждан и граждан Российской Федерации.

2. Увеличение туристского потока в рамках событийных мероприятий, посвященных празднованию 150-летия со дня рождения М.Горького.

3. Создание системы городской пешеходной туристской навигации.

4. Развитие системы городскоговелопроката.

5. Создание центра городских волонтеров.

6. Создание современных гостиничных комплексов.

7. Формирование  положительного  имиджа города и увеличение въездного туристского потока, включение города в международные туристские маршруты.

8. Включение в федеральные ирегиональные программы.

1. Конкуренция на рынке туристских услуг со стороны городов ПФО (Казань, Самара и др.), Центрального региона (Владимир, Кострома, Ярославль).

2. Снижение привлекательности города в связи с недостаточным  продвижением на международном и внутреннем рынках туристских услуг.

3. Повышение стоимости туристских услуг ввиду повышения цен на энергоресурсы и теплоресуры, продукты питания и пр.

4. Отсутствие средств насофинансирование проектов в рамках участия в областных и федеральных целевых программах.

 

Состояние туристской индустрии города Нижнего Новгорода.

Туристская индустрия города Нижнего Новгорода представлена: 92 коллективными средствами размещения, 37 турфирмами (без учета микропредприятий), а также 62 музеями, 16 галереями и выставочными залами, 19 театрами, 24 кинотеатрами, цирком, планетарием и иными учреждениями культуры и отдыха, сувенирными магазинами и предприятиями народных промыслов, 43 ночными клубами, более 1500 предприятиями общественного питания и пр.

Транспортная инфраструктура.

Нижний Новгород расположен в 423 км к востоку от Москвы и находится на пересечении международных транспортных коридоров «Запад - Восток», «Север - Юг», важных автомагистралей - трассы М-7, Р158 и трасс регионального значения: Р125, Р152 и Р159.

Город является крупным железнодорожным узлом, через который проходит пассажирский ход Транссибирской магистрали; крупным портом на водной магистрали (от Волго-Балтийского бассейна до Каспийского моря) и авиатранспортных магистралей, связывающих город со многими странами мира.

Город располагает международным аэропортом «Стригино», который является основным запасным аэродромом московского авиаузла. В 2015 году введен новый терминал аэропорта площадью 27,8 тыс. кв. м, с пропускной способностью более 1,5 млн. чел./год. Новый терминал оборудован современной техникой для обеспечения безопасности; усовершенствована система навигации, установлены современные мультимедийные системы информации. Передовые технологические решения ставят нижегородскую воздушную гавань в один ряд с современными аэропортами мира.

Общий пассажирский трафик международного аэропорта «Стригино» за I полугодие 2016 года составил 334 тыс. человек. Преимущественно это пассажиры внутрироссийских рейсов: 303 295 чел. (международным авиасообщением воспользовались 30 654 чел.).

В I полугодии 2016 года список направлений вылета из Стригино расширился – заключены договоры с 3 новыми авиаперевозчиками: «Россия», «Победа», «Саратовские авиалинии», выполняющие перелеты в города Саратов, Симферополь, Сочи, Минеральные Воды.

Развитая транспортная инфраструктура, включающая в себя разветвленную сеть автомобильных дорог, в т.ч. федерального значения, международный аэропорт «Стригино», пассажирский и грузовой речные порты, железнодорожный вокзал «Московский» способствует развитию туристской привлекательности города.

Круизный флот.

Нижегородские туристские компании имеют на своем балансе 18 круизных пассажирских судов, обеспечивая за навигацию (с мая по октябрь) перевозку более 40 855 чел. (данные за навигацию 2015 года). В I полугодии 2016 года поток круизных туристов составил 24 136 чел.

Однако большая часть судов требует реконструкции и переоборудования.

С 2010 года в городе Нижнем Новгороде круизных туристов обсуживают, в том числе новые суда с колесным движительно-рулевым комплексом. Популярностью пользуются суда на воздушной подушке.Также растет спрос на экскурсионные речные поездки (прогулки).

Автомобильный туристский транспорт.

Автомобильный парк города представлен: 19 комфортабельными импортными автобусами, принадлежащими непосредственно нижегородским туристским компаниям, а также парком автобусов, микроавтобусов и легковых автомобилей, принадлежащим транспортным компаниям и сдаваемым в аренду турфирмам. Однако следует отметить, что парк комфортабельных автотранспортных средств для обслуживания внутренних и въездных туристских потоков недостаточен.

Основными проблемами транспортной инфраструктуры, препятствующими формированию конкурентоспособной туристской индустрии и развитию автотуризма, являются:

недостаточное количество парковок и автобусных стоянок для туристского транспорта и туристских автобусов;

отсутствие зон для автотуристов (автокемпингов), недостаточный уровень развития придорожного сервиса;

высокая загруженность дорог по отдельным туристско-экскурсионным маршрутам и неудовлетворительное состояние дорожного покрытия.

Инфраструктура досуга и развлечений.

16 кинотеатров с современным оборудованием, 12 торгово-развлекательных центров/моллов, более 20 концертных залов, более 30 ночных клубов, более 30 караоке-залов, 2 зоопарка, 5 батутных центров, 38 квестов, 5 картинг-полей, 16 ледовых катков и 5 центров велопроката.

Инфраструктура размещения.

Структура гостиничного бизнеса города Нижнего Новгорода представлена 92 объектами размещения с номерным фондом 3 899 ед. Крупнейшие гостиницы города: «Парк-Отель Кулибин» 5*, «Волна» 4*, «Гранд Отель Ока» 4*, «Отель Кортъярд Мариотт Нижний Новгород Сити Центр» 4*, «Александровский сад» 4*, «Маринс парк отель» 4*, «AZIMUT» 3*, «Ibis» 3* и др.

Большой популярностью среди гостей города пользуется сегмент мини-отелей и хостелов.

Коэффициент среднегодовой загрузки средств размещения города в 2015 году составил 0,38.

В рамках подготовки к проведению в Нижнем Новгороде серии матчей Чемпионата Мира по Футболу FIFA 2018тм планируется увеличить гостиничный номерной фонд более чем на 1000 номеров, в том числе в рамках реализации 5 инвестиционных проектов по строительству гостиниц.

Инфраструктура питания.

На территории города Нижнего Новгорода действует более 1500 объектов общественного питания. В туристскую зону входит около 200 объектов. Большое количество объектов питания, принимающих туристов, представлено предприятиями сетевых компаний «ПИР», «Едок», «Шоколадница» и другими.

Большой популярностью у иностранных туристов пользуются рестораны с традиционной русской кухней «Виталич», «Купеческий», «Пяткинъ», «Monet», «Чайка» и многие другие.

Динамика туристских потоков.

Отрасль «туризм» входит в пятерку наиболее динамично развивающихся отраслей экономики на мировом уровне и является одним из приоритетных направлений развития экономики Нижнего Новгорода. Ежегодные темпы прироста оборотов отрасли составляют не менее 5%.

Туристский поток в 2015 году составил 361,9 тыс. туристов или 99,3% по отношению к турпотоку 2014 года (364,5 тыс. чел.). В том числе иностранные туристы – 24,7 тыс. чел. или 80,5% по отношению к 2014 году (30,7 тыс. чел.).

Турпоток в категории «граждане России» составил 101% по отношению к 2014 году (337,2  тыс. чел. в 2015 году, 333,9 тыс. чел. в 2014 году).

Снижение количества иностранных туристов, посетивших город в 2015 году, связано в первую очередь с высоким уровнем конкуренции на российском и международном рынках со стороны регионов Российской Федерации, в том числе входящих в Приволжский федеральный округ, с неразвитостью туристской инфраструктуры, а также обусловлено внешнеполитической ситуацией и санкционным режимом в отношении Российской Федерации.

Вместе с тем, общее количество туристов, посетивших Нижний Новгород в 2015 году, составило 107% (по отношению к 2013 году). В 2016 году прогнозируется увеличение туристского потока в Нижний Новгород не менее чем на 5%.

Тенденция восстановления туристского потока при целенаправленной маркетинговой политике в ближайшие годы будет иметь положительную динамику.

Динамика туристского потока представлена в таблице:

 

 

 

Ед. изм.

Период (годы)

2013

2014

2015

2016

Общее количество туристов (туристский поток), посетивших город Нижний Новгород, в том числе:

чел.

336 929

364 470

361 879

379 973

российских туристов

чел.

306575

333 902

337 198

354 058

иностранных туристов

чел.

30354

30 568

24 681

25 915

 

Туристский продукт города Нижнего Новгорода

Туристский продукт города Нижнего Новгорода представлен программами пребывания от 2-часовых обзорных экскурсий для пассажиров транзитных круизных судов и автобусных туров до 3-, 4-дневных программ пребывания (с культурно-познавательными и деловыми целями), с учетом посещения туристских центров области - 7-дневных программ пребывания. В сегменте культурно-познавательного туризма преобладают программы 1-3-дневного пребывания, что является недостаточным для раскрытия туристского потенциала города.

Туроператоры Нижнего Новгорода предлагают около 80 туристско-экскурсионных маршрутов.

 

Характеристика потребительского спроса.

Туристский поток в Нижний Новгород представлен в трех сегментах:

I сегмент – взрослые российские и иностранные туристы, которые посещают город с деловыми целями и с целью знакомства с историко-культурным наследием Нижнего Новгорода;

II сегмент – школьные группы, которые посещают город с целью знакомства с историко-культурным наследием Нижнего Новгорода;

III сегмент – экскурсанты, которые посещают город с целью знакомства с историко-культурным наследием Нижнего Новгорода.

Наибольшей популярностью у туристов пользуется обзорная экскурсия по Нижнему Новгороду, включая музеи, а также поездки в один из городов Нижегородской области (Городец, Семенов и др.).

В качестве дополнительных услуг спросом пользуются прогулки на теплоходе, посещение ресторана с национальной кухней, культурные программы, отражающие местную историю и культуру.

Туристские потоки носят четко выраженный сезонный характер.

Для повышения туристской активности в «низкий сезон» необходимо улучшить информационное обеспечение клиентов о туристском потенциале города, а также активизировать и разнообразить проведение культурных событий, деловых и спортивных мероприятий.

Проблемы, препятствующие увеличению внутреннего и въездного туристского потока.

Основными факторами, сдерживающими рост туристского потока и конкурентоспособности города Нижнего Новгорода как туристского направления, являются:

отсутствие комплексного подхода к сохранению и развитию туристских ресурсов;

недостаточное финансирование развития отрасли туризма;

недостаточный уровень развития туристской инфраструктуры (недостаточное количество парковок и автобусных стоянок для туристского транспорта и туристских автобусов, неразвитая система велодорожек/велопарковок);

удовлетворительное состояние объектов культурного наследия и слабое использование историко-культурного наследия;

слабое развитие инфраструктуры: гостиничного и дорожного хозяйства, транспорта;

недостаточное благоустройство территории, в том числе по маршрутам следования туристских групп.

недостаточное продвижение города Нижнего Новгорода на международном и внутреннем рынках туристских услуг;

недостаточный уровень квалификации персонала субъектов туриндустрии, в том числе знания иностранных языков и отсутствие системы контроля качества оказываемых туристских услуг;

дефицит статистической информации, характеризующей состояние дел в отрасли (ограниченность предоставляемой Росстатом информации).

Анализ конкурентной среды.

На уровне субъекта Российской Федерации Нижний Новгород играет главную роль в развитии регионального туризма и занимает долю в объеме оказываемых отраслью «туризм» услуг более 50%.

В Приволжском федеральном округе город Нижний Новгород занимает 2-е место после города Казани (по критерию - количество лиц, размещенных в коллективных средствах размещения). Среди конкурентов города в ЦФО –Владимир, Ярославль, Суздаль и другие города «Золотого кольца».

Все же Нижний Новгород является популярным туристским направлением и стабильно занимает ведущие позиции на российском рынке туристских услуг.

По данным сервиса поиска отелей RoomGuru.ru, Нижний Новгород в 2017 году вошел втоп-10 (6 место) российских городов, популярных у туристов в новогодние праздники (2016 год - 10 место).

Согласно данным сервиса Travel.ru в 2014 году город вошел в топ-5 наиболее привлекательных для туризма городов России. Рейтинг основан на данных броней гостиниц и апартаментов для проживания в летние месяцы туристами, путешествующими самостоятельно.

В 2013 году по информации российского сервиса бронирования отелей Oktogo.ru Нижний Новгорода вошел в 10 самых популярных для туризма городов.

Несмотря на большой туристский потенциал города  Нижнего Новгорода и интерес к данному туристскому направлению у российских и иностранных туристов, сведения о городе во внешнем информационном поле отрывочны.

Благодаря системной работе администрации Нижнего Новгорода и презентациям туристского потенциала Нижнего Новгорода на международных туристских выставках интерес к сотрудничеству с Нижним Новгородом выразили крупнейшие российские и международные туроператоры TUI Travel, UTS Travel, BigTravel, PanТours, CoralTravel.

Выводы:

Нижний Новгород обладает значительным туристическим потенциалом, вместе с тем, развитие туристкой отрасли осуществляется экстенсивно;

уровень благоустройства городской среды Нижнего Новгорода недостаточно высок и необходима реновация многих исторических зон города;

развитие культурно-познавательного туризма в городе имеет сезонные ограничения, необходимо развивать и другие виды туризма для сбалансированности потоков;

бренд Нижнего Новгорода нуждается в интенсивном продвижении на рынках туристских услуг;

финансирование отрасли недостаточное для занятия лидирующих позиций на рынке.

Вышеуказанные факторы обуславливают необходимость решения проблемы развития внутреннего и въездного туризма эффективными программными методами.

 

2.2. Цели и задачи Программы

Основная цель Программы – Повышение туристской привлекательности города Нижнего Новгорода.

Программа ориентирована на создание конкурентоспособной туристской индустрии, увеличение туристско-экскурсионного потока на территорию города Нижнего Новгорода и подготовку туристской инфраструктуры Нижнего Новгорода к проведению чемпионата мира по футболу FIFA 2018, празднованию 150-летия со дня рождения А.М.Горького и 800-летия со дня основания города Нижнего Новгорода.

Приоритетные виды туризма: культурно-познавательный, деловой, научно-образовательный, промышленный, корпоративный, религиозный, приключенческий, спортивный, событийный, круизный, этнографический, гастрономический.

Достижение поставленной цели обеспечивается посредством решения следующих задач:

Задача 1. Предоставление населению туристско-информационных услуг.

Задача 2. Формирование туристского продукта, удовлетворяющего потребности российских и зарубежных туристов.

Механизмы реализации задач Программы.

Задача 1. Предоставление населению туристско-информационных услуг.

В рамках реализации данной задачи получателю услуги предоставляется информация о туристском потенциале города Нижнего Новгорода (объекты показа, средства размещения, туристско-экскурсионные маршруты, возможности обучения и повышения квалификации в сфере туризма, справочная и аналитическая туристская информация).

Для подготовки вышеуказанной информации МАУ «Управление по туризму города Нижнего Новгорода» осуществляет:

проведение ежегодного комплексного мониторинга состояния и тенденций развития отрасли «туризм»;

ведение реестра субъектов туристской индустрии и туристских ресурсов города Нижнего Новгорода;

ведение реестра экскурсионных маршрутов и разработка схем движения по экскурсионным маршрутам;

мониторинг информации (отзывов о Нижнем Новгороде) на сайтах отзывов TripАdvizor и др.;

проведение выборочных исследований среди гостей города о качестве продукта, состоянии туристских ресурсов;

контроль качества оказываемых коллективными средствами размещения услуг с помощью программ MisteryGuest и MisteryCall и выработка рекомендаций для субъектов по улучшению качества оказываемых услуг;

проектирование туристских маршрутов и разработка тематических экскурсий и маршрутов по городу Нижнему Новгороду, в т.ч. по запросу получателя услуги;

подготовка методических материалов по туризму;

Также МАУ «Управление по туризму города Нижнего Новгорода» оказывает содействие в развитии системы подготовки кадров в сфере туризма.

Оказание услуг осуществляется в порядке, установленном следующими нормативно-правовыми актами:

Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»;

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

Закон Нижегородской области от 12.02.2008 № 8-З «О туристской деятельности на территории Нижегородской области»;

постановление администрации города Нижнего Новгорода «Об утверждении ведомственного перечня муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) муниципальными бюджетными учреждениями, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет департамент экономического развития, инвестиций и предпринимательства администрации города Нижнего Новгорода, в качестве основных видов деятельности».

Показателем качества оказываемой услуги является количество посещений (обращений) российских и иностранных граждан.

Обеспечение деятельности учреждения также осуществляется в рамках основного мероприятия 1.2.Укрепление материально-технической базы МАУ «Управление по туризму города Нижнего Новгорода».

Реализация программных мероприятий осуществляется МАУ «Управление по туризму города Нижнего Новгорода».

Задача 2. Формирование туристского продукта, удовлетворяющего потребности российских и зарубежных туристов.

2.1. Проведение мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности туристического продукта и увеличение туристского потока в Нижний Новгород.

Реализация поставленной задачи осуществляется путем проведения комплекса мер по формированию и продвижению туристского продукта, обеспечивающего позитивный имидж и узнаваемость города на рынке туристских услуг.

Комплексное развитие туризма предполагает не только продвижение туристского потенциала города Нижнего Новгорода на международном и российском рынках туристских услуг, но и развитие туристской инфраструктуры.

В рамках кампании по продвижению туристского потенциала планируется:

модернизация туристского интернет-портала nn-grad.ru, перевод на иностранные языки, продвижение туристского потенциала города в телекоммуникационной сети Интернет;

создание и прокат видеоматериалов о туристском потенциале города Нижнего Новгорода;

подготовка и издание рекламно-информационных материалов о туристском потенциале города Нижнего Новгорода, туристской карты, флаеров, карты гостя, перевод на иностранные языки;

размещение информации о туристском потенциале и событиях в городе в профессиональных туристских СМИ и СМИ, ориентированных на потребителя туристских услуг, в России и за рубежом;

участие в крупных российских и зарубежных туристских выставках;

проведение презентаций туристского потенциала города Нижнего Новгорода и Workshop для туроператоров (в т.ч. круизных для увеличения судозаходов), СМИ, общественности в России и за рубежом;

проведение рекламных и информационных туров для представителей туроператоров и СМИ.

продвижение туристского бренда города Нижнего Новгорода на международном и российском рынках туруслуг;

организация и проведение мероприятий в рамках развития событийного туризма, в т.ч. Международного фестиваля народных художественных промыслов «Секреты мастеров».

В числе первоочередных мероприятий по развитию инфраструктуры:

создание системы пешеходной туристской навигации, в т.ч. изготовление и установка уличных конструкций, табличек к объектам турпоказа, размещение информации на указателях, организация временных туристско-информационных пунктов, информационных стоек в аэропорту, на ж/д вокзале, в центре города;

создание и развитие экскурсионной сетивелопроката.

2.2. Обеспечение функционирования центра подготовки городских волонтеров к чемпионату мира по футболу.

В рамках программы привлечения и подготовки городских волонтеров чемпионата мира по футболу FIFA-2018 в городе Нижнем Новгороде предстоит подготовить 1500 городских волонтеров. Для реализации данной программы в сентябре 2016 года открылся волонтерский центр, который будет готовить городских волонтеров по разным функциональным направлениям, включая: международный Фестиваль болельщиков FIFA, зоны прибытия, транспортно-пересадочные узлы, программа «Гостеприимство», информационно-туристическая служба и т.д. Также создан раздел на сайте nn-grad.ru, посвященный по набору городских волонтеров.

В 2017 году планируются тестирование, интервьюирование и обучение волонтеров. Будет организована практика кандидатов в волонтеры и утвержденных волонтеров на крупных мероприятиях, одно из которых будет Кубок Конфедерации по футболу. В течение года планируется реализация мотивационной программы городских волонтеров.

Основной деятельностью в 2018 году будет заключение договоров с волонтерами, проведение проверочных процедур, распределение по функционалу, предоставление необходимых сервисов и контроль их деятельности в период Чемпионата. Итогом всей деятельности станет признание и формирование наследия программы привлечения и подготовки городских волонтеров.

2.3.Организация празднования 150-летия со дня рождения А.М.Горького в 2018 году.

В рамках празднования 150-летия со дня рождения А.М.Горького в Нижнем Новгороде в 2018 году планируется проведение Международного культурно-просветительского форума, проведение серии квестов и фестиваля граффити по произведениям А.М.Горького, изготовление сувенирной продукции, альбома на русском и английском языках, посвященных 150-летию со дня рождения А.М.Горького и другие мероприятия.

В целях реализации указанных мероприятий администрация города Нижнего Новгорода планирует принять участие в конкурсах на софинансирование проектов в рамках профильных федеральных целевых программ.

 

2.3. Сроки и этапы реализации Программы

Программа реализуется в 1 этап. Сроки реализации: 2018 – 2020 годы.


2.4. Основные мероприятия Программы

Таблица 1

Основные мероприятия Программы

 

№ п/п

Наименование задачи, основного мероприятия

Категория расходов (кап.вложения, НИОКР и прочие расходы)

Сроки выполнения

Ответственный исполнитель, соисполнитель

Краткое описание основного мероприятия

1

2

3

4

5

6

Задача. Предоставление населению туристско-информационных услуг

1.

Обеспечение деятельности МАУ «Управление по туризму города Нижнего Новгорода».

Прочие

01.01.2018-31.12.2020

ДК, МАУ «Управление по туризму города Нижнего Новгорода»

Обеспечение оказания услуг, предоставляемых учреждением в рамках муниципального задания: предоставление информации о туристском потенциале города Нижнего Новгорода (объекты показа, средства размещения, туристско-экскурсионные маршруты, возможности обучения и повышения квалификации в сфере туризма, справочная и аналитическая туристская информация); содержание имущества муниципального учреждения; проведение мероприятий по обеспечению жизнедеятельности учреждения.

2.

Проведение мероприятий по укреплению материально-технической базы (приобретение основных фондов)

Прочие

01.01.2018-31.12.2020

ДК, МАУ «Управление по туризму города Нижнего Новгорода»

Материально-техническое обеспечение деятельности МАУ «Управление по туризму города Нижнего Новгорода».

Задача. Формирование туристского продукта, удовлетворяющего потребности российских и зарубежных туристов

3.

Проведение мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности туристического продукта и увеличение туристского потока в Нижний Новгород

Прочие

01.01.2018-31.12.2020

ДК, МАУ «Управление по туризму города Нижнего Новгорода»

Субсидия на выполнение мероприятий в сфере туризма: модернизация туристского интернет-портала nn-grad.ru, перевод на иностранные языки, продвижение туристского потенциала города в телекоммуникационной сети Интернет.

Создание и прокат видеоматериалов о туристском потенциале города Нижнего Новгорода.

Подготовка и издание рекламно-информационных материалов о туристском потенциале города Нижнего Новгорода, туристской карты, флаеров, туристской карты скидок, перевод на иностранные языки.

Размещение информации о туристском потенциале и событиях в городе в профессиональных туристских СМИ и СМИ, ориентированных на потребителя туристских услуг, в России и за рубежом.

Участие в крупных российских и зарубежных туристских выставках.

Проведение презентаций туристского потенциала города Нижнего Новгорода и Workshop для туроператоров (в т.ч. круизных для увеличения судозаходов), СМИ, общественности в России и за рубежом.

Проведение рекламных и информационных туров для представителей туроператоров и СМИ.

Продвижение туристского бренда города Нижнего Новгорода на международном и российском рынках туруслуг.

Организация и проведение мероприятий в рамках развития событийного туризма, в т.ч. Международного фестиваля народных художественных промыслов «Секреты мастеров».

-Создание системы пешеходной туристской навигации, в т.ч. изготовление и установка уличных конструкций, табличек к объектам турпоказа, размещение информации на указателях, организация временных туристско-информационных пунктов, информационных стоек в аэропорту, на ж/д вокзале в центре города.

Создание и развитие экскурсионной сети велопроката.

4.

Обеспечение функционирования центра подготовки городских волонтеров к чемпионату мира по футболу

Прочие

01.01.2018-31.12.2020

ДК, МАУ «Управление по туризму города Нижнего Новгорода»

Субсидия на создание и функционирование центра подготовки городских волонтеров к чемпионату мира по футболу: в рамках программы привлечения и подготовки городских волонтеров Чемпионата Мира по футболу FIFA-2018 в городе Нижнем Новгороде предстоит подготовить 1500 городских волонтеров. Для реализации данной программы в сентябре 2016 года открылся волонтерский центр, который будет готовить городских волонтеров по разным функциональным направлениям, включая: международный Фестиваль болельщиков FIFA, зоны прибытия, транспортно-пересадочные узлы, программа «Гостеприимство», информационно туристическая служба и т.д. Также создан раздел на сайте nn-grad.ru, посвященный набору городских волонтеров.

В 2017 году планируются тестирование, интервьюирование и обучение волонтеров.  Будет организована практика кандидатов в волонтеры и утвержденных волонтеров на крупных мероприятиях, одно из которых будет Кубок Конфедерации по футболу. В течение года планируется реализация мотивационной программы городских волонтеров.

Основной деятельностью в 2018 году будет заключение договоров с волонтерами, проведение проверочных процедур, распределение по функционалу, предоставление необходимых сервисов и контроль их деятельности в период Чемпионата. Итогом всей деятельности станет признание и формирование наследия программы привлечения и подготовки городских волонтеров.

5.

Подготовка и проведение мероприятий, посвященных 150-летию со дня рождения А.М.Горького в 2018 году.

Прочие

01.01.2018-31.12.2020

ДК, МАУ «Управление по туризму города Нижнего Новгорода»

Субсидия на выполнение программных мероприятий, посвященных 150-летию со дня рождения А.М.Горького:

Организация и проведение Международного культурно-просветительского форума.

Организация и проведение фестиваля граффити по произведениям А.М.Горького.

Проведение серии квестов по произведениям А.М.Горького.

Подготовка и издание информационных материалов альбома на русском и английском языках, изготовление сувенирной продукции.

Благоустройство сквера в границах ул. Ковалихинская и ул. Семашко, установка объектов малых архитектурных форм.

ДК - Департамент культуры администрации города Нижнего Новгорода

МАУ «Управление по туризму города Нижнего Новгорода» - муниципальное автономное учреждение «Управление по туризму города Нижнего Новгорода».


2.5. Целевые индикаторы Программы

 

Таблица 2

Сведения о целевых индикаторах Программы

 

№ п/п

Наименование цели муниципальной программы, задачи, целевого индикатора

Ед.

изм.

Значение показателя целевого индикатора

2018

2019

2020

1.

Цель: Повышение туристской привлекательности города Нижнего Новгорода

 

Общее количество туристов, посетивших город Нижний Новгород, в том числе:

чел.

467 557

434828

447 800

российских

435 669

405 172

417 172

иностранных

31 888

29656

30 628

1.1.

Задача. Предоставление населению туристско-информационных услуг

 

Доля граждан, оценивших качество туристско-информационных услуг на «хорошо» и «отлично» (по сравнению с 2016 годом)

%

100

100

100

1.2.

Задача. Формирование туристского продукта, удовлетворяющего потребности российских и зарубежных туристов

 

Объем платных туристских услуг

млн. руб.

1 295,6

1 166

1 200,9

 

Доля граждан, оценивших качество туристских услуг (включая гостеприимство) на «хорошо» и «отлично» (по сравнению с 2016 годом)

%

80

85

90

 

 

 


Информация по документу
Читайте также