Расширенный поиск

Постановление Правительства Архангельской области от 29.08.2017 № 345-пп

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО  АРХАНГЕЛЬСКОЙ  ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 29 августа 2017 г. № 345-пп

 

г. Архангельск

 

 

Об утверждении Концепции развития межрегиональных связей

Архангельской области на период до 2020 года

 

 

В соответствии c пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пунктом «а» статьи 31.2 Устава Архангельской области, пунктом 1 статьи 22 областного закона от 20 мая 2009 года № 19-3-ОЗ «О Правительстве Архангельской области и иных исполнительных органах государственной власти Архангельской области» Правительство Архангельской области  постановляет:

 

1.       Утвердить прилагаемую Концепцию развития межрегиональных связей Архангельской области на период до 2020 года (далее – Концепция).

2.       Исполнительным органам государственной власти Архангельской области при реализации государственной политики в соответствующих сферах руководствоваться Концепцией.

3.       Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области при подготовке и принятии решений в сфере организации местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области руководствоваться Концепцией.

4.       Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

Исполняющий обязанности

председателя Правительства

Архангельской области

 

 

Е.В. Прокопьева

                                        

                  

 


УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Архангельской области

от 29 августа 2017 г. № 345-пп

 

 

КОНЦЕПЦИЯ

развития межрегиональных связей Архангельской области

на период до 2020 года

 

I. Основные положения

 

1.       Концепция развития межрегиональных связей Архангельской области на период до 2020 года (далее – Концепция), разработанная в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 года № 2074-р, представляет собой систему взглядов, подходов, принципов и приоритетов Архангельской области в сфере осуществления межрегиональных связей Архангельской области.

         Концепция определяет ключевые ориентиры для исполнительных органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области (далее соответственно – исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления), общественных объединений, иных организаций, действующих в сфере межрегионального взаимодействия.

2.       Правовой основой разработки Концепции являются:

Федеральный закон от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

Указ Президента Российской Федерации от 02 мая 2014 года № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации»;

Указ Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года»;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 года № 2074-р;

         распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 октября 2012 года № 1939-р;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 05 июня 2017 года № 1166-р;

         Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (утверждена Президентом Российской Федерации);

         Устав Архангельской области;

         распоряжение Правительства Архангельской области от 25 февраля 2016 года № 46-рп «Об Инвестиционной стратегии Архангельской области на период до 2025 года».

 

II. Современное состояние и проблемы развития
межрегиональных связей Архангельской области

 

3.       По состоянию на 1 августа 2017 года действуют 38 договоров о сотрудничестве с субъектами Российской Федерации. Обширная сеть межрегиональных связей Архангельской области охватывает практически все сферы хозяйственно-экономической деятельности и включает промышленность, предпринимательство, строительство, торговлю, транспорт, энергетику, культуру, туризм, образование, науку, здравоохранение, молодежную политику, организацию местного самоуправления, информационные технологии и другое.

         Объем торгового оборота Архангельской области с субъектами Российской Федерации в 2015 году составил 99,45 млрд. рублей, из них ввоз составил 56,78 млрд. рублей, вывоз – 42,67 млрд. рублей. Среди федеральных округов лидирующие позиции по объемам торговли с Архангельской областью занимают Центральный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ и Приволжский федеральный округ.

Среди субъектов Российской Федерации лидирующие позиции по объемам торговли с Архангельской областью занимают Ярославская область, Республика Коми, Ленинградская область, Тверская область, Пермский край.

         Архангельская область заинтересована в эффективном использовании потенциала других субъектов Российской Федерации, укреплении и создании новых производственных связей на основе разделения труда, укреплении имеющихся торговых и культурных отношений, взаимной поддержке и обмене опытом в решении социально-экономических задач, поиске путей импортозамещения продукции.

Актуальность разработки Концепции определяется необходимостью выработки системы взглядов на содержание, принципы и основные направления межрегиональных связей Архангельской области на среднесрочную перспективу.

Настоящая Концепция направлена:

на формирование нового концептуального подхода и системных ориентиров в сфере межрегиональных связей Архангельской области для исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления;

на систематизацию работы в данном направлении и формирование единого документа, который должен стать элементом комплексного развития Архангельской области.

Принятие и реализация Концепции будут способствовать устойчивому социально-экономическому развитию Архангельской области и являться инструментом для формирования единого социально-экономического, политического и культурного пространства субъектов Российской Федерации.

 

III. Цель, основные задачи и принципы Концепции

 

4.       Целью Концепции является повышение вовлеченности Архангельской области в процессы межрегиональной интеграции, инновационного обновления, конкурентоспособности экономики, решения ключевых социально-экономических задач, улучшения качества жизни населения.

5.       С учетом конкурентных преимуществ Архангельской области главные усилия в сфере развития межрегиональных связей необходимо направить на достижение следующих задач:

1)       создание единой системы взаимодействия Архангельской области с субъектами Российской Федерации;

2)       развитие и укрепление торгово-экономических и гуманитарных связей Архангельской области с субъектами Российской Федерации на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга в целях обеспечения дальнейшего роста экономического, интеллектуального и культурного потенциала Архангельской области;

3)       закрепление приоритетных направлений в двусторонних связях Архангельской области с иными субъектами Российской Федерации;

4)       выявление общих с другими субъектами Российской Федерации интересов в процессе решения совместных задач и создание на их основе системы устойчивых двусторонних и многосторонних партнерских отношений;

5)       повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, участвующих в межрегиональной интеграции;

6)       создание положительного образа Архангельской области как территории с социально ориентированной рыночной экономикой, благоприятными условиями для ведения предпринимательской деятельности и инвестиций, а также богатым историко-культурным наследием;

7)       развитие сотрудничества в рамках уже существующих договорных отношений с иными субъектами Российской Федерации, их обновление и совершенствование;

8)       разработка планов мероприятий по реализации базовых двусторонних соглашений, протоколов совместных действий, при отсутствии которых документы рамочного характера не дают видимых результатов;

9)       совершенствование инструментов взаимодействия с другими субъектами Российской Федерации (информационный обмен, поиск и анализ факторов, сдерживающих интеграционные процессы).

Последовательная и выверенная система взаимодействия с субъектами Российской Федерации позволит Архангельской области более целенаправленно реализовывать возможности, заложенные в механизме межрегионального сотрудничества, в интересах ее социально-экономического развития, повысить вовлеченность представителей исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, хозяйствующих субъектов, иных организаций, а также жителей Архангельской области в процесс межрегиональной интеграции.

6.       Реализация Концепции основывается на следующих принципах:

1)   единство экономического пространства Российской Федерации на основе межрегионального разделения труда;

2)       развитие межрегиональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики и других);

3)       развитие межрегионального сотрудничества с субъектами Российской Федерации, включая такие формы, как соглашения, программы сотрудничества, протоколы совместных действий, планы мероприятий, создание рабочих групп по отдельным направлениям, совместная реализация взаимовыгодных инвестиционных проектов;

4)       учет интересов жителей, органов государственной власти, органов местного самоуправления, научного сообщества, организаций и индивидуальных предпринимателей в Архангельской области и других участников межрегионального взаимодействия;

5)       эффективность и последовательность в развитии межрегиональных связей Архангельской области.

Первостепенное значение имеет интенсификация взаимодействия с соседними субъектами Российской Федерации, входящими в состав Северо-Западного федерального округа, Приволжского федерального округа, а также субъектами Российской Федерации, чьи территории частично или полностью входят в Арктическую зону Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02 мая 2014 года № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации».

Восстановление и налаживание новых межрегиональных связей, обмен опытом работы в различных сферах жизнедеятельности, внедрение передовых технологий и методик, развитие единой системы межрегиональных связей на уровне муниципальных образований, общественных объединений, реализация совместных проектов в торгово-экономической, научно-технической, инвестиционной и гуманитарной сферах составляют основу совместной деятельности Архангельской области и субъектов Российской Федерации.

         Дальнейшее расширение сети партнерских связей Архангельской области с другими субъектами Российской Федерации на основе договорных отношений будет осуществляться в соответствии с указанными принципами, исходя из приоритетов, отражаемых в ежегодных посланиях Губернатора Архангельской области Архангельскому областному Собранию депутатов о социально-экономическом и общественно-политическом положении в Архангельской области.

 

IV. Основные направления деятельности

в сфере межрегиональных связей

 

7.       Совершенствование системы межрегиональных связей.

В настоящее время в Архангельской области идет процесс формирования единой структуры межрегиональных связей исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе анализа приоритетных направлений сотрудничества с другими субъектами Российской Федерации.

8.       Транспортный комплекс и логистика.

Расширение и совершенствование методов и форм межрегионального сотрудничества необходимо для повышения эффективности развития регионального транспортного комплекса в Архангельской области. Это связано с разработкой и реализацией крупных межотраслевых и межрегиональных инфраструктурных проектов, таких как Комплексная программа промышленного и инфраструктурного развития Республики Коми, Пермского края и Архангельской области. Подобные проекты основываются на совместных исследованиях, имеющейся и потенциальной грузовой базе, а также на анализе влияния указанного проекта на улучшение транспортного обслуживания населения и удовлетворение потребностей граждан и организаций в услугах транспорта.

Начало строительства железнодорожной магистрали Архангельск – Сыктывкар – Пермь (Соликамск) (проект «Белкомур») должно стать важнейшим импульсом для социально-экономического и промышленного развития Архангельской области, Республики Коми, Пермского края. Проект «Белкомур» отвечает стратегическим и геополитическим интересам Российской Федерации. Он обеспечит транспортное объединение субъектов Российской Федерации, расположенных на Европейском севере России, и будет способствовать оформлению эффективных маршрутов международных транспортных коридоров, возрождению Северного морского пути, развитию северных морских портов Архангельска и Мурманска.

Таким образом, реализация проекта «Белкомур» может стать важнейшим направлением развития для Архангельской области, Урала и Сибири, поскольку ускорит и удешевит доставку сырья с этих территорий к рынкам сбыта, позволит создать обрабатывающие производства по всей протяженности магистрали.

9.       Кластерное развитие.

Межрегиональная отраслевая кооперация имеет особую значимость для региональной экономики, так как связана с реализацией одного из перспективных направлений регионального экономического развития – созданием и развитием кластеров. Меры по развитию кластеров предполагают укрепление связей между экономическими субъектами – участниками кластеров с целью обеспечения доступа этих субъектов к новым технологиям, облегчения выхода на внешний рынок, централизации активов, а также распределения рисков и привлечения инвестиций. Устойчивое взаимодействие между указанными субъектами и согласованность региональной политики являются необходимыми условиями для развития кластеров и повышения их конкурентоспособности.

10.       Информационное сотрудничество.

Развитие информационного сотрудничества с субъектами Российской Федерации позволит создать систему прямого обмена информацией между производителями и покупателями продукции, а также условия для формирования межрегиональных рынков:

а)   интенсификация информационной работы, опубликование на регулярной основе, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», материалов, освещающих деятельность исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления в различных сферах развития межрегиональных связей;

б)   проведение работы по развитию информационных и коммуникационных ресурсов, обеспечивающих интенсификацию движения товаров и услуг, обновление информации по важнейшим направлениям социально-экономического развития, связанным с межрегиональным сотрудничеством, а также анализ сложившихся тенденций в социально-экономической сфере межрегионального сотрудничества;

в)   формирование единого информационного пространства в Арктической зоне в соответствии со Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации.

11.       Экономика и инвестиции.

К числу направлений развития межрегиональных связей Архангельской области относится сфера экономики и инвестиций, в том числе:

а) разработка совместных проектов, направленных на развитие экономики Архангельской области и экономики субъектов Российской Федерации, являющихся партнерами Архангельской области;

б) содействие в развитии двусторонних и многосторонних договорных отношений между хозяйствующими субъектами в Архангельской области и хозяйствующими субъектами в иных субъектах Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам, а также содействие в осуществлении внешнеэкономических связей;

в) проведение межрегиональных выставок-ярмарок, конференций, форумов с участием представителей других субъектов Российской Федерации;

г) обмен опытом по поддержке субъектов предпринимательской деятельности;

д) обмен опытом по внедрению механизма «офсетных» сделок.

12.       Торговля и сельское хозяйство.

Архангельская область в силу природно-климатических условий обеспечивается ресурсами по большинству продовольственных и промышленных товаров за счет их ввоза из других субъектов Российской Федерации. Направлениями межрегионального сотрудничества в сфере торговли и сельского хозяйства являются:

а) содействие становлению и развитию контактов между субъектами малого и среднего предпринимательства, созданию межрегионального информационного и консультационного обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства;

б) развитие договорных отношений между хозяйствующими субъектами по поставкам товаров, выполнению работ и оказанию услуг, в том числе по поставкам сельскохозяйственного сырья, продовольственных и промышленных товаров;

в) повышение деловой активности сельскохозяйственных товаропроизводителей в Архангельской области, их привлечение к участию в различных выставках-ярмарках, проводимых на территории других субъектов Российской Федерации, под единым фирменным стилем Архангельской области;

г) обмен опытом с другими субъектами Российской Федерации по ведению сельского хозяйства и внедрению передовых технологий в агропромышленном комплексе;

д) создание условий для увеличения числа занятых в сельском хозяйстве.

13.       Арктика.

Архангельская область является одним из ключевых центров освоения Арктики, играет важную роль в реализации промышленных, транспортных, научно-образовательных, научно-технических и культурных проектов на территории Арктической зоны Российской Федерации. Планируется создание Архангельской опорной зоны социально-экономического развития в Арктике, предусматривающей реализацию ряда крупных взаимосвязанных инфраструктурных проектов, применение механизмов экономического стимулирования.

14.       Международное сотрудничество.

Город Архангельск представляет собой важный центр международного делового и гуманитарного сотрудничества, признанную, проверенную временем площадку для контактов, диалога, организации сотрудничества и реализации совместных проектов России и зарубежных стран. Со дня подписания в 1993 году Декларации о сотрудничестве в Баренцевом/Евроарктическом регионе город активно участвует в многостороннем сотрудничестве на севере Европы.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2016 года № 2016-р в 2017 году в Архангельске прошел Международный арктический форум «Арктика – территория диалога» – крупное мероприятие международного уровня, в котором приняли участие главы государств и представители научной общественности, что позволило привлечь дополнительное внимание субъектов Российской Федерации к Архангельской области.

15.  Электроэнергетика.

Архангельской области интересен и важен опыт других субъектов Российской Федерации по сверке планов работ при ежегодной разработке схемы и программы перспективного развития электроэнергетики.

16.       Культура и искусство.

Архангельская область заинтересована в развитии культурного диалога между субъектами Российской Федерации, в том числе:

в укреплении сложившихся связей в сфере культуры и поддержке осуществления программ культурного обмена;

в организации мероприятий, обменных гастролей профессиональных театров и концертных организаций;

в реализации межрегиональных музейных и библиотечных проектов;

во взаимодействии с партнерами в осуществлении проектной, методической работы в области культурной политики.

17.       Туризм.

В целях организации всестороннего и эффективного сотрудничества в сфере туризма 29 марта 2016 года подписано Соглашение между Министерством культуры Российской Федерации, Федеральным агентством по туризму, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, расположенных в пределах Северо-Западного федерального округа, по реализации межрегионального историко-культурного и туристского проекта «Серебряное ожерелье России». Межрегиональный проект предусматривает комплекс мероприятий по обеспечению государственных и общественных интересов развития туризма на территории Северо-Западного федерального округа.

18.       Образование и наука.

Большое значение имеет межрегиональное сотрудничество в сфере образования и науки. Установлены эффективные взаимные связи Архангельской области и соседних субъектов Российской Федерации по подготовке квалифицированных кадров со средним профессиональным образованием и высшим образованием. Выпускники общеобразовательных организаций Вологодской области (преимущественно – из Верховажского и Великоустюгского районов) обучаются в профессиональных образовательных организациях Архангельской области. В федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» и федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Северный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации обучаются студенты – выпускники общеобразовательных организаций субъектов Российской Федерации, расположенных в Северо-Западном федеральном округе. В свою очередь, выпускники общеобразовательных организаций Архангельской области обучаются в профессиональных образовательных организациях Республики Коми (преимущественно – из Ленского района) и Вологодской области, а также в образовательных организациях, расположенных в Вологодской, Кировской, Ярославской областях, Республике Коми. Тем самым обеспечивается доступность среднего профессионального образования и высшего образования для населения Архангельской области и соседних с ней субъектов Российской Федерации, участвующих в межрегиональном сотрудничестве в сфере образования.

Образовательные организации в Архангельской области заключили более 70 соглашений о двустороннем сотрудничестве с образовательными и научными организациями в других субъектах Российской Федерации, развивается сетевое партнерство в реализации образовательных программ, а также многостороннее сотрудничество в рамках Арктической ассоциации университетов России. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации является центром по подготовке медицинских кадров Северо-Западного федерального округа.

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики Российской академии наук» (г. Архангельск) обеспечивает координацию арктических научных исследований между академическими организациями на Европейском севере России.

Перспективными направлениями в сфере развития среднего профессионального образования являются:

а) организация сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций в Архангельской области и профессиональных образовательных организаций в других субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа;

б) организация в Архангельской области открытых региональных и межрегиональных чемпионатов профессионального мастерства среди обучающихся профессиональных образовательных организаций, приглашение к участию в них представителей профессиональных образовательных организаций других субъектов Российской Федерации;

в) участие представителей профессиональных образовательных организаций в Архангельской области в открытых региональных и межрегиональных чемпионатах профессионального мастерства, проводимых в других субъектах Российской Федерации.

19.       Молодежная политика и патриотическое воспитание молодежи.

Архангельская область остается территорией, активно участвующей в сотрудничестве с другими субъектами Российской Федерации по вопросам совершенствования молодежной политики и патриотического воспитания молодежи. Этим обусловлена заинтересованность во взаимодействии с субъектами Российской Федерации, на территории которых:

а) регулярно проводятся спортивные и культурно-массовые мероприятия федерального и международного уровня с целью участия представителей Архангельской области в качестве волонтеров и организаторов;

б) осуществляется системная деятельность по поддержке и развитию института молодой семьи: существует и реализуется региональная государственная программа по поддержке молодой семьи, функционируют государственные учреждения по поддержке молодой семьи;

в) в летний период функционируют детские оздоровительные лагеря с целью трудоустройства бойцов студенческих отрядов Архангельской области;

г) ведется или планируется строительство крупных промышленных объектов и добыча нефтегазовых ресурсов с целью трудоустройства бойцов студенческих отрядов Архангельской области;

д) проводятся совместные мероприятия по увековечению памяти погибших защитников Родины.

Архангельская область заинтересована в привлечении молодежи из субъектов Российской Федерации для участия в следующих ежегодных ключевых мероприятиях сферы государственной молодежной политики, которые проводятся на территории Архангельской области:

Архангельский международный форум молодежи «Команда 29»;

Всероссийская студенческая стройка «Поморье»;

межрегиональный гражданско-патриотический фестиваль «Архангелъ»;

форум молодых политиков Архангельской области;

форум работающей молодежи Архангельской области;

форум молодых предпринимателей Архангельской области;

международный форум «Морская слава России» и межрегиональные чтения «Защитники Отечества»;

профильные образовательные смены в детских оздоровительных лагерях Архангельской области;

юбилейные мероприятия патриотической направленности.

20.       Межмуниципальное сотрудничество.

Межрегиональные связи являются прерогативой субъекта Российской Федерации. Участие органов местного самоуправления в процессе взаимодействия с муниципальными образованиями других субъектов Российской Федерации напрямую связано с осуществлением полномочий самого субъекта. И чем успешнее проходят интеграционные процессы между муниципальными образованиями Архангельской области и муниципальными образованиями иных субъектов Российской Федерации, тем успешнее реализуются межрегиональные связи Архангельской области с этими субъектами Российской Федерации. Наиболее значимым в данном контексте представляется участие органов местного самоуправления в деятельности:

Ассоциации «Арктические муниципалитеты»;

Архангельского регионального отделения общероссийской общественной организации «Всероссийский совет местного самоуправления»;

Ассоциации «Совет муниципальных образований Архангельской области» (далее – Совет муниципальных образований).

          Ассоциация «Арктические муниципалитеты» создана в декабре 2014 года в г. Архангельске при поддержке Правительства Российской Федерации в целях консолидации усилий органов местного самоуправления в решении вопросов развития территорий муниципальных образований, входящих в Арктическую зону Российской Федерации. Ассоциация объединила представителей Архангельской области, Республики Коми и Ненецкого автономного округа. Дальнейшее расширение сотрудничества в рамках проекта способствует позиционированию муниципалитетов субъектов Российской Федерации в Арктической зоне. Тем самым создается основание для того, чтобы максимально приблизить местное самоуправление к участию в решении общих для северных территорий Российской Федерации вопросов местного значения.

          Общероссийская общественная организация «Всероссийский Совет местного самоуправления» (далее – ВСМС) учреждена 31 мая 2006 года. ВСМС проводит разноплановые проекты, создавая площадки для конструктивного диалога между главами муниципальных образований, представителями органов государственной власти, общественных объединений по насущным проблемам местного самоуправления. Важнейшими направлениями работы ВСМС являются выявление лучших практик муниципального управления и организация обмена опытом между руководителями различных муниципальных образований.

          Созданный в 2006 году Совет муниципальных образований объединил муниципальные образования Архангельской области обоих уровней:

городских и сельских поселений;

городских округов и муниципальных районов.

В городе Архангельске регулярно проводятся съезды Совета муниципальных образований, определяющие первостепенные задачи, которые должны совместно реализовываться органами государственной власти Архангельской области и органами местного самоуправления. Совет муниципальных образований активно участвует в межрегиональных связях Архангельской области. Так, в 2016 году заключены двусторонние соглашения о сотрудничестве с ассоциациями в Санкт-Петербурге и Вологодской области.

          В целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные объединения, учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В этих же целях органы местного самоуправления могут заключать договоры и соглашения.

 

V. Инструменты реализации Концепции

 

21.       Инструментами реализации Концепции на уровне Архангельской области являются государственные программы Архангельской области, включающие мероприятия по организации межрегиональных связей Архангельской области с другими субъектами Российской Федерации по направлению деятельности соответствующего исполнительного органа государственной власти.

Инструментом реализации Концепции на уровне муниципальных образований Архангельской области являются муниципальные программы муниципальных образований Архангельской области и их мероприятия в указанной сфере, а также совершенствование правовой основы организации межрегиональных и межмуниципальных связей.

При этом в современных условиях рыночных отношений межрегиональное сотрудничество не может развиваться на директивной основе. Руководителям исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления должна быть ясна экономическая, социальная и культурная целесообразность такой интеграции. Механизмом согласования интересов служит разработка долгосрочных программных документов социально-экономического развития, а также схем территориального планирования различного уровня.

 

VI. Основные меры по реализации Концепции

 

22.       Основными мерами по реализации Концепции являются:

нормативное правовое регулирование развития межрегиональных связей Архангельской области;

двусторонняя работа исполнительных органов государственной власти с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которые являются партнерами Архангельской области;

организация визитов делегаций Архангельской области и прием на территории Архангельской области делегаций субъектов Российской Федерации, проведение регулярных деловых встреч и консультаций;

участие в приоритетных межрегиональных мероприятиях (форумах, конференциях);

развитие информационных и коммуникационных ресурсов, обновление сведений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по важнейшим направлениям социально-экономического развития, связанным с межрегиональным сотрудничеством;

организационная и исследовательская работа уполномоченного исполнительного органа государственной власти в сфере осуществления межрегиональных связей;

поддержка развития межрегиональной кооперации, межрегиональных проектов в научно-технической сфере;

взаимодействие с институтами гражданского общества и общественными организациями по различным направлениям межрегиональных связей.

В развитии межрегионального сотрудничества большую роль играют:

выставочно-ярмарочная деятельность, которая способствует развитию и установлению новых деловых связей;

проведение культурно-деловых миссий, а также ответных визитов официальных и деловых делегаций из Архангельской области в иные субъекты Российской Федерации, которые способствуют формированию положительного образа Архангельской области, установлению новых деловых связей субъектов предпринимательской деятельности.

23.       Полномочия Архангельской области в сфере межрегиональных связей Архангельской области реализуются Губернатором Архангельской области как высшим должностным лицом Архангельской области и Правительством Архангельской области как высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти Архангельской области общей компетенции.

Департамент международных и межрегиональных связей и государственного протокола администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области в соответствии со своими полномочиями разрабатывает общую стратегию развития межрегиональных связей, представляет соответствующие предложения Губернатору Архангельской области, осуществляет работу по реализации межрегиональных связей Архангельской области в соответствии с Концепцией, а также координацию деятельности исполнительных органов государственной власти в указанной сфере, проводит регулярный мониторинг хода реализации межрегиональных соглашений, планов мероприятий по их реализации, протоколов совместных действий, предусматривающих комплексную количественную и качественную оценку происходящих процессов и своевременную корректировку указанных документов.

24.       Органы местного самоуправления развивают межрегиональные связи в рамках межмуниципального сотрудничества в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

25.       Реализация Концепции осуществляется во взаимодействии с Архангельским областным Собранием депутатов, общественными объединениями, научным сообществом и жителями Архангельской области, способствует их участию в межрегиональном сотрудничестве.

Финансирование мероприятий в сфере межрегиональных связей будет осуществляться за счет средств областного бюджета, внебюджетных источников, а также в рамках государственно-частного партнерства на добровольной основе.

 

VII. Ожидаемые результаты реализации Концепции

 

26.       Ожидаемыми результатами реализации Концепции являются:

а) экономический эффект.

Архангельская область исходит из принципа взаимовыгодности всех межрегиональных соглашений и проектов, при этом расчет экономической пользы связан с реализацией общероссийских задач – импортозамещения и поддержки отечественного производителя, развития межрегиональной кооперации, создания рабочих мест, повышения производительности труда, модернизации производства, формирования высокоразвитого общероссийского рынка, защиты социальных интересов и прав потребителей;

б) социальный эффект.

Результатом реализации Концепции станут удовлетворение общественных потребностей населения, улучшение качества жизни в Архангельской области и субъектах Российской Федерации – партнерах Архангельской области.

Архангельская область нацелена:

на снижение отрицательного миграционного сальдо;

на повышение привлекательности проживания на ее территории;

на развитие социальной инфраструктуры;

на рациональное и безопасное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды;

на реализацию образовательного и научного потенциала;

на развитие туристской привлекательности и конкурентоспособности;

в) инновационный эффект.

Акцент делается на модернизацию, приоритет качественных показателей над количественными. Привлекается широкий круг ученых, экспертов, практиков-консультантов с целью создания высокопроизводительных рабочих мест, внедряется межрегиональный механизм трансфера технологий, осуществляется модернизация экономики Архангельской области;

г) коммуникационный эффект.

В межрегиональных мероприятиях осуществляется участие самых широких слоев населения, обеспечивается открытость для освещения средствами массовой информации.

Конкретные показатели реализации Концепции:

количество действующих соглашений, протоколов совместных действий по приоритетным направлениям двустороннего сотрудничества на среднесрочную перспективу;

объем товарооборота Архангельской области с субъектами Российской Федерации;

количество межрегиональных инвестиционных и инфраструктурных проектов в сфере промышленности, энергетики, транспорта и иных областях;

количество субъектов Российской Федерации – участников выставок, проводимых на территории Архангельской области при поддержке Правительства Архангельской области;

количество выставок, проводимых на территориях субъектов Российской Федерации, в которых Архангельская область приняла участие.

27.       Архангельская область стремится к повышению активности в деловой среде, что в перспективе позволит решить вопросы импортозамещения и продовольственной безопасности, которые являются важными факторами социально-экономического развития, научно-технического прогресса, повышения качества жизни населения.

Учитывая, что определяющую роль в обеспечении продовольственной безопасности и импортозамещении играют сельское и рыбное хозяйство, пищевая промышленность, в Архангельской области будет предпринято следующее:

создание новых технологий глубокой и комплексной переработки продовольственного сырья, методов хранения и транспортировки сельскохозяйственной и рыбной продукции;

обеспечение доступности для жителей Архангельской области безопасных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, необходимых для активного и здорового образа жизни;

обеспечение безопасности пищевых продуктов.

Межрегиональные связи – сфера разносторонняя и требующая комплексных решений. Обозначенные в Концепции ориентиры могут стать критериями оценки межрегиональных проектов.

         Дальнейшая разработка исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления программ и мероприятий межрегионального характера будет сориентирована на приоритетные направления межрегионального сотрудничества, изложенные в Концепции.

 

 

–––––––––––


Информация по документу
Читайте также