Расширенный поиск

Постановление Областного Совета депутатов Липецкой области от 14.12.2017 № 445-пс

 

 

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ

12-я СЕССИЯ VI СОЗЫВА

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

14.12.2017г.                                                           гипецк                                                      N 445-пс

 

О результатах мониторинга Закона Липецкой области

«Об охране окружающей среды  Липецкой области»

 

Липецким областным Советом депутатов в соответствии с Законом Липецкой области от 5 декабря 2008 года N 213-ОЗ «О мониторинге нормативных правовых актов Липецкой области» и планом работы  Липецкого областного Совета депутатов на 2017 год проведен мониторинг Закона Липецкой области от 8 января 2003 года N 33-ОЗ «Об охране окружающей среды Липецкой области» (далее – Закон Липецкой области «Об охране окружающей среды Липецкой области»).

Целью мониторинга явились анализ и оценка практики реализации Закона Липецкой области «Об охране окружающей среды Липецкой области» планируемому результату правового регулирования.

По результатам мониторинга областного Закона установлено, что его нормы в целом соответствуют Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству Липецкой области и направлены на формирование и укрепление экологического правопорядка и обеспечение экологической безопасности на территории Липецкой области.

Вместе с тем, проведенный мониторинг показывает необходимость совершенствования действующей нормативной правовой базы области с учетом изменений федерального законодательства и опыта других субъектов Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 30 Устава Липецкой области Российской Федерации и статьей 9 Закона Липецкой области от 5 декабря 2008 года N 213-ОЗ «О мониторинге нормативных правовых актов Липецкой области», Липецкий областной Совет депутатов

 

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1. Принять информацию о ходе реализации Закона Липецкой области «Об охране окружающей среды Липецкой области» (прилагается).

2. В соответствии с планом работы Липецкого областного Совета депутатов  на 2018 год и  на основании предложений по совершенствованию законодательства в сфере охраны окружающей среды подготовить изменения в Закон Липецкой области «Об охране окружающей среды Липецкой области» и Кодекс Липецкой области об административных правонарушениях.  

3. Заинтересованным лицам принять меры по реализации предложений и рекомендаций, содержащихся в информации о ходе реализации Закона  Липецкой области «Об охране окружающей среды Липецкой области».

4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области активизировать деятельность по обеспечению  населенных пунктов системой сбора и вывоза твердых коммунальных отходов в целях решения вопроса несанкционированных свалок на территории Липецкой области.

5. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года N 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» информацию о ходе реализации Закона Липецкой области «Об охране окружающей среды Липецкой области» направить в Министерство юстиции Российской Федерации.

6.  Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Липецкого

областного Совета депутатов                                                                                    П.И.Путилин

 

 

 

Информация

о ходе реализации Закона Липецкой области

«Об охране окружающей среды Липецкой области»

 

Правое обеспечение реализации прав граждан на

благоприятную окружающую среду

 

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

   Сохранение природы и улучшение окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества. Природная среда  включена в систему социально-экономических отношений как ценнейший компонент национального достояния. Формирование и реализация стратегии социально-экономического развития страны и государственная политика в области экологии должны быть взаимоувязаны, поскольку здоровье, социальное и экологическое благополучие населения находятся в неразрывном единстве.

Важным международным документом, регулирующим правовые отношения в сфере охраны окружающей среды, является Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды государств - участников Содружества Независимых Государств (Минск, 31 мая 2013 г.).

Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого  формируется и последовательно реализовывается единая государственная политика в области экологии, направленная на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем является одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества.

30 апреля 2012 года Президентом Российской Федерации утверждены «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года».

Правовую базу по охране природной среды составляет национальное законодательство, которое определяет порядок использования и охраны природной среды, ответственность за загрязнение природных ресурсов. которое состоит из:

·         Конституции Российской Федерации;

·                                    Декларации прав человека;

·                                    Федерального закона «Об охране окружающей среды»;

·                                    Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»;

·                                    Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»;

·                                    Федерального закона «О животном мире»;

·                                    Земельного кодекса;

·                                    Водного кодекса:

·                                    Лесного кодекса;

·                                    Градостроительного кодекса;

·                                    Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

·                                    Федерального закона «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности»;

·                                    Федерального закона «Об отходах производства и потребления»;

·                                    Федерального закона «О недрах»;

·                                    Федерального закона «Об экологической экспертизе»;

·                                    Федерального закона «О радиационной безопасности населения»;

·                                    Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и ядохимикатами»;

·                                    Федерального закона «Об уничтожении химического оружия»;

·                                    Федерального закона «Об использовании атомной энергии».

В соответствии с  указанными федеральными законами принимаются  иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.       

 Для создания эффективной системы государственного регулирования и управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, стимулирования предприятий, планирующих программы экологической модернизации производства и экологической реабилитации соответствующих территорий, постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 326  утверждена государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 - 2020 годы.

 С целью реализации статей 54 и 69.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», призванных упорядочить систему норм, регулирующих вопросы охраны озонового слоя и устанавливающих требования в отношении государственного учета обращения озоноразрушающих веществ, принято постановление Правительства от 24 марта 2014 г. N 228 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой».

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» N 7-ФЗ принят 10 января 2002 года и является систематизированным, комплексным нормативно-правовым актом в области охраны окружающей среды. Он регулирует основные общественные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

      В  Законе закрепляются следующие правовые положения, регулирующие и  определяющие:

·                                 основы управления в области охраны окружающей среды;

·                                 права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;

·                                 экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;

·                                 нормирование в области охраны окружающей среды;

·                                 проведение оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы;

·                                 требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности;

·                                 зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;

·                                 государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг);

·                                 контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);

·                                 научные исследования в области охраны окружающей среды;

·                                 основы формирования экологической культуры;

·                                 международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

     Федеральный законодатель к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относит:

·                                 участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;

·                                 участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации;

·                                 принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением;

·                                 право принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды;

·                                 участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации, являющихся частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

·                                 осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;

·                                 утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный экологический надзор (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъекта Российской Федерации);

·                                 установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;

·                                 право организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории субъекта Российской Федерации;

·                                 обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;

·                                 предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

·                                 ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

·                                 ведение Красной книги субъекта Российской Федерации;

·                                 право образования особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;

·                                 участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;

·                                 право организации проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществления экологической паспортизации территории.

Одними из основных полномочий субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды являются: участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации; участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации; принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением.

На формирование экологического законодательства субъектов Российской Федерации решающее влияние оказывает складывающаяся экологическая ситуация в стране в целом и на отдельных ее территориях, побуждающая к созданию эффективных правовых механизмов регулирования отношений в сфере взаимодействия общества и природы.

Формирование экологического законодательства регионального уровня является важной составляющей государственной экологической политики. Актуальность этого направления объясняется как задачами развития положений федерального законодательства, что прямо следует из компетенции субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, так и необходимостью решения ряда практических проблем в сфере управления охраной окружающей среды.

 

Предмет правового регулирования   Закона Липецкой области

 «Об охране окружающей среды Липецкой области»

 

      Вследствие большой техногенной нагрузки Липецкая область относится к регионам с высокой экологической напряженностью. Существенное негативное влияние на состояние окружающей среды оказывают предприятия промышленности, электроэнергетики, транспорта и сельского хозяйства.

       В целях регулирования отдельных вопросов в сфере охраны окружающей среды на территории Липецкой области с 1 октября 2001 года действовал Закон Липецкой области N 153-ОЗ «Об охране окружающей природной среды Липецкой области».

       В 2003 году для приведения регионального законодательства в соответствие с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» был принят Закон Липецкой области от 8 января 2003 года N 33-ОЗ «Об охране окружающей среды Липецкой области» (далее - Закон «Об охране окружающей среды Липецкой области»).

       Закон «Об охране окружающей среды Липецкой области» опубликован в «Липецкой газете» и вступил в силу с 21 января 2003 года.

        Со дня вступления в силу Закона Липецкой области «Об охране окружающей среды Липецкой области» Закон Липецкой области N 153-ОЗ «Об охране окружающей природной среды Липецкой области» признан утратившим силу.

        Согласно преамбуле Закон «Об охране окружающей среды Липецкой области» в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия призван способствовать формированию и укреплению экологического правопорядка и обеспечению экологической безопасности на территории Липецкой области.

В связи с развитием федерального законодательства в области охраны окружающей среды содержание Закона «Об охране окружающей среды Липецкой области» с момента его принятия претерпело значительные изменения. Признаны утратившими силу целый ряд статьей, чьи положения нашли свое отражение на федеральном уровне.

          Раздел I Закона «Об охране окружающей среды Липецкой области» содержит общие положения.

Статьей 1  закреплены основные понятия, применяемые в законе области: окружающая среда, охрана окружающей среды, природные ресурсы, использование природных ресурсов, негативное воздействие  на окружающую среду, загрязнение окружающей среды, государственный экологический мониторинг и контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль). Определения указанных понятий соответствуют определениям, используемым федеральным законодателем.

          В соответствии со статьей 2 Закона «Об охране окружающей среды Липецкой области» законодательство области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации и состоит из указанного закона области и других нормативных правовых актов области.

          Статья 3 раздела I утратила силу в соответствии с Законом Липецкой области от 07.07.2009 N 283-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «Об охране окружающей среды Липецкой области».

         Раздел II Закона «Об охране окружающей среды Липецкой области» содержит нормы, устанавливающие основы управления в области охраны окружающей среды, а также положения, касающиеся осуществления государственного экологического надзора.    

       Статьи 4,5 Закона «Об охране окружающей среды Липецкой области» посвящены разграничению полномочий органов государственной власти области.

К полномочиям Липецкого областного Совета депутатов в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, отнесено:

принятие законов и иных нормативных правовых актов по вопросам окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством;

       учреждение Красной книги области;

       утверждение порядка ведения Красной книги области;

       установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;

       установление нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, установленных Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и актами иного федерального законодательства;

введение ограничений использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха на территории области;

осуществление иных полномочий, предусмотренных действующим законодательством в сфере охраны окружающей среды.

В соответствии с установленными полномочиями Липецким областным Советом депутатов приняты следующие нормативные правовые акты, в той или иной мере затрагивающие  вопросы охраны окружающей среды:

- Закон Липецкой области от 21.07.2003 N 61-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях Липецкой области»;

- Закон Липецкой области от 25.12.2006 N 10-ОЗ «Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года»;

- Закон Липецкой области от 09.12.2010 N 451-ОЗ «О взаимодействии органов государственной власти Липецкой области с некоммерческими организациями»;

- Закон Липецкой области от 29.12.2012 N 108-ОЗ «О Программе социально-экономического развития Липецкой области на 2013 - 2017 годы»;

- Закон Липецкой области от 03.10.2013 N 196-ОЗ «О регулировании вопросов введения ограничений на передвижение транспортных средств в населенных пунктах, местах отдыха и туризма, на особо охраняемых территориях в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух»;

- Закон Липецкой области от 15.12.2015 N 478-ОЗ «О профилактике правонарушений в Липецкой области»

- постановление Липецкого областного Совета депутатов  от 30.10.2003 года N 365-пс «О Красной книге Липецкой области» (вместе с «Положением о порядке ведения Красной книги Липецкой области»).

-постановление Липецкого областного Совета депутатов от 21.06.2007 N 305-пс «О Правилах охраны жизни людей на водных объектах Липецкой области»

В соответствии со статьей 35 Устава Липецкой области от 09.04.2003 N 46-ОЗ и в порядке, установленном  Регламентом областного Совета депутатов, утвержденным постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 31.01.2002 N 785-пс, природоохранным комитетом Липецкого областного Совета депутатов регулярно проводятся заседания комитета, в том числе и выездные, с целью осуществления контрольных функций по соблюдению и исполнению принятых областным Советом законов и иных нормативных правовых актов области.

Так, в 2017 году природоохранным комитетом областного Совета депутатов было проведено выездное заседание в Чаплыгинском муниципальном районе, на котором был рассмотрен вопрос «О ходе выполнения водоохранных мероприятий в рамках государственной программы Липецкой области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование  природных ресурсов Липецкой области».

Члены комитета осмотрели берег реки Ягодная Ряса, где с 2016 года за счет средств бюджета проводятся работы по укреплению береговой линии. Липецкая область одна из немногих в стране, которая получила средства на восстановление береговой полосы. Размер субсидии составил 38 млн. рублей. Эти деньги регион осваивает в рамках вышеуказанной государственной программы.

После осмотра объектов комитет подвел итоги выездного заседания и заслушал ежегодный доклад «Об экологической ситуации в Липецкой области».

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

Нормативы качества окружающей среды учитываются также при оценке воздействия планируемой хозяйственной деятельности, реализация которой будет связана с отрицательным воздействием на природу, при развитии городов и иных населенных пунктов. Соблюдение этих нормативов и других экологических требований при разработке природоохранных мер при проектировании предприятий и иных объектов может рассматриваться как критерий экологической обоснованности соответствующих проектных решений.

В законодательстве определены юридические критерии, с учетом и на основе которых устанавливаются нормативы качества окружающей среды. Под критериями в данном случае понимаются те общественные интересы, которые учитываются при разработке нормативов.

Положениями Федерального закона «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесены полномочия разрабатывать и утверждать нормативы не ниже установленных на федеральном уровне. Прежде всего, это полномочие касается возможности установления нормативов качества окружающей среды.

Следует отметить, что анализ законодательства субъектов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды показывает, что  установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне, во многих регионах отнесено к полномочиям органов исполнительной власти (Закон Тульской области от 05.12.2007 N 920-ЗТО «Об охране окружающей среды на территории Тульской области»,  Закон Рязанской области от 12.02.2015 N 1-ОЗ «О разграничении полномочий органов государственной власти Рязанской области в сфере охраны окружающей среды», Закон Вологодской области от 27.02.2006 N 1415-ОЗ  «О разграничении полномочий в области охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, использования и охраны водных объектов, использования и охраны недр, экологической экспертизы, обеспечения радиационной безопасности и обращения с радиоактивными отходами между органами государственной власти области», Закон Красноярского края от 20.09.2013 N 5-1597 «Об экологической безопасности и охране окружающей среды в Красноярском крае», Областной закон Новгородской области от 03.04.2006 N 647-ОЗ «О полномочиях Правительства Новгородской области в области охраны окружающей среды», Закон Краснодарского края от 31.12.2003 N 657-КЗ «Об охране окружающей среды на территории Краснодарского края», Закон Карачаево-Черкесской Республики от 14.05.2007 N 24-РЗ «Об охране окружающей среды в Карачаево-Черкесской Республике»).

Законом «Об охране окружающей среды Липецкой области» к полномочиям администрации области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, отнесены:

участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории области;

утверждение государственных программ Липецкой области в области охраны окружающей среды;

образование особо охраняемых природных территорий областного значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;

ведение Красной книги области;

иные полномочия, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и Липецкой области, в сфере охраны окружающей среды.

С целью реализации полномочий по образованию особо охраняемых природных территорий областного значения на территории области принят Закон Липецкой области от 21.07.2003 N 61-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях Липецкой области», регулирующий отношения в области организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, биологического и ландшафтного разнообразия, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, формирования экологической культуры населения.

Постановлением администрации Липецкой области от 18.08.2015 N 395 утвержден Порядок согласования решения о создании особо охраняемой природной территории местного значения.

В целях охраны, учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов  ведется Красная книга Липецкой области, утвержденная постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 30.10.2003 N 365-пс «О Красной книге Липецкой области» (вместе с «Положением о порядке ведения Красной книги Липецкой области»)

Ведение Красной книги Липецкой области отнесено к полномочиям управления экологии и природных ресурсов Липецкой области.

По информации управления на территории Липецкой области ежегодно анализируется состояние популяций 198 редких видов животных и 294 видов растений, грибов и лишайников, занесенных в Красные книги РФ и Липецкой области, обитающих и произрастающих, в том числе, на особо охраняемых природных территориях регионального значения.    Электронная версия Красной книги размещена на официальном сайте управления экологии и природных ресурсов Липецкой области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://ekolip.ru и на странице управления экологии и природных ресурсов  официального сайта администрации Липецкой области www.admlip.ru.

В нашем регионе для улучшения экологической обстановки и качества окружающей среды Липецкой области реализуется государственная программа «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Липецкой области», утвержденная постановлением администрации Липецкой области от 19.12.2012 N 524.

 По информации управления экологии и природных ресурсов Липецкой области в 2016 году в рамках реализации государственной программы Липецкой области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Липецкой области» выполнены мероприятия по направлениям: «Охрана окружающей среды Липецкой области», «Обращение с отходами на территории Липецкой области», «Развитие водохозяйственного комплекса Липецкой области», «Развитие и использование минерально-сырьевой базы Липецкой области», «Охрана, воспроизводство и рациональное использование объектов животного мира Липецкой области».   

Результаты мониторинга показывают, что полномочия органов государственной власти Липецкой области в сфере  отношений, связанных с охраной окружающей среды, реализуются в полном объеме, за исключением полномочий, связанных с установлением нормативов качества окружающей среды.

Аналогичная ситуация по  установлению нормативов качества окружающей среды сложилась в большинстве субъектов Российской Федерации, за исключением нескольких регионов.

Так, региональные нормы качества установлены в Ямало-Ненецком автономном округе (Приказ Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО от 27.03.2017 N 348 «Об установлении нормативов качества окружающей среды «Фоновое содержание загрязняющих веществ в снежном покрове, в донных отложениях поверхностных водных объектов, в растительности на территории Ямало-Ненецкого автономного округа»), Ненецком автономном округе (Постановление администрации НАО от 15.12.2011 N 293-п «Об утверждении региональных нормативов допустимого остаточного содержания нефтяных углеводородов и продуктов их трансформации в почвах и в донных отложениях водных объектов на территории Ненецкого автономного округа»), Республике Татарстан (Приказ Минэкологии и природных ресурсов РТ от 30.12.2015 N 1134-п «Об утверждении региональных нормативов «Фоновое содержание тяжелых металлов в почвах Республики Татарстан», Приказ Минэкологии и природных ресурсов РТ от 10.07.2013 N 382-п «Об утверждении Порядка установления Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан региональных нормативов качества почв»), Красноярском крае (Постановление Правительства Красноярского края от 03.10.2013 N 522-п «Об утверждении нормативов допустимого остаточного содержания нефти и продуктов ее трансформации в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ на территории Красноярского края в районах развития нефтегазовой отрасли (Юрубчено-Тохомское и Куюмбинское месторождения)», Постановление Правительства Красноярского края от 09.06.2012 N 269-п «Об утверждении региональных нормативов допустимого остаточного содержания нефти и продуктов ее трансформации в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ на территории Красноярского края в районах развития нефтегазовой отрасли (Ванкорское месторождение, трасса нефтепровода Ванкор - Пурпэ в границах Красноярского края)».

Стоит отметить, что  установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В настоящее время на территории Липецкой области применяются экологические нормативы, установленные на федеральном уровне.

       Проблема реализации полномочий субъектов Российской Федерации  по установлению региональных нормативов качества окружающей среды связана с отсутствием на федеральном уровне нормативной базы, регламентирующей порядок  разработки и утверждения нормативов качества окружающей среды.

       По информации, размещенной на сайте Минприроды России, разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды».

       Проектом постановления закрепляются условия, в соответствии с которыми субъекты Российской Федерации вправе  устанавливать экологические нормативы качества в пределах территорий субъектов Российской Федерации; предусматривается дифференциация нормативов качества для различных природно-географических зон; определяются субъекты, которые могут выступить инициаторами разработки   нормативов   качества; устанавливается требование о разработке нормативов качества окружающей среды на основании научно-исследовательских работ, результаты которых будут являться обоснованием значений показателей таких нормативов; устанавливается порядок разработки и утверждения нормативов качества окружающей среды.

        В целях учета и регистрации экологических нормативов качества проектом вышеуказанного постановления предлагается создание Единого реестра экологических нормативов качества (далее - ЕРЭНК), включению в который подлежат и нормативы качества окружающей среды, устанавливаемые субъектами Российской Федерации.

В настоящее время данный проект постановления Правительства Российской Федерации проходит процедуру оценки регулирующего воздействия.

Кроме того, Минприроды России в соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 24 января 2017 года N Пр-140ГС подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха», касающийся  разработки и утверждения порядка выполнения сводных расчетов и их применения при нормировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ, включая использование системы квотирования таких выбросов.

Законодательным Собранием Челябинской области также подготовлен проект законодательной инициативы «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» в части нормирования выбросов загрязняющих веществ в  атмосферный воздух. Данный проект поддержан Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, а на базе   Минприроды  России  создана рабочая группа для выработки консолидированной инициативы  с  учетом  позиций  других  субъектов Российской Федерации и экспертов.

          В настоящее время законопроект внесен в Государственную Думу и находится на рассмотрении Совета Государственной Думы.

Для Липецкой области, где одной из актуальных проблем  является загрязнение атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий, предприятий теплоэнергетики и автотранспорта, установление соответствующего правового регулирования на федеральном уровне позволит реализовать региональные полномочия в части установления повышенных требований к нормативам качества атмосферного воздуха.

       Статьи 6 - 7 раздела II  утратили силу в  соответствии с Законом Липецкой области от 07.07.2009 N 283-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «Об охране окружающей среды Липецкой области».

Как следует из положений Федерального закона «Об охране окружающей среды», государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции.

Статьей 8 раздела II Закона «Об охране окружающей среды Липецкой области» устанавливается, что областной государственный экологический надзор осуществляется управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области и управлением по охране, использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Липецкой области.

С целью  установления механизмов осуществления исполнительным органом государственной власти Липецкой области в сфере экологии и природных ресурсов областного государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, а также  в области использования и охраны водных объектов принято постановление администрации Липецкой области от 19.07.2013 N 335 «Об утверждении Порядка осуществления областного государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха при осуществлении областного государственного экологического надзора, Порядка осуществления областного государственного надзора в области использования и охраны водных объектов при осуществлении областного государственного экологического надзора».

Функции по осуществлению областного государственного экологического надзора в управлении экологии и природных ресурсов Липецкой области выполняют государственные инспекторы в области охраны окружающей среды Липецкой области (далее – госинспекторы).

Статус и полномочия государственных инспекторов в области охраны окружающей среды определены Федеральным законом «Об охране окружающей среды», Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, должностными регламентами государственных гражданских служащих.

  К основным функциям государственных инспекторов в области охраны окружающей среды относятся:

- предупреждение, выявление и пресечение нарушений природоохранного законодательства;

- осуществление государственного надзора в области охраны окружающей среды (государственного экологического надзора) на объектах хозяйственной и иной деятельности, независимо от форм собственности, находящихся на территории Липецкой области, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;

- оформление документов для предъявления исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

- участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории Липецкой области.

- участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов по вопросам охраны окружающей среды и природопользования Липецкой области.

Специалисты  управления экологии и природных ресурсов Липецкой области осуществляют областной государственный экологический надзор и рассматривают дела об административных правонарушениях в отношении граждан. В отношении индивидуальных предпринимателей, должностных и юридических лиц административные дела рассматриваются главным государственным инспектором в области охраны окружающей среды Липецкой области, его заместителем и старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Липецкой области.

Аналитико-химическое сопровождение регионального государственного экологического надзора обеспечивает лаборатория ОКУ «Гидротехнические комплексы».

По данным управления экологии и природных ресурсов Липецкой области  в 2016 году при проведении 150 мероприятий по экологическому надзору привлекались эксперты одной экспертной организации, специалистами которой отобрана 981 проба природных, питьевых и сточных вод, атмосферного воздуха, почвы и промышленных выбросов и проведено 116 замеров выбросов от автотранспорта. Заключения экспертов учитывались при рассмотрении 105 административных дел.

С целью оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области оказывается государственная услуга по организации и проведению государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) объектов регионального уровня, расположенных  на территории Липецкой области.

По информации уполномоченного органа  в рамках оказания данной услуги в 2016 году рассмотрено 4 обращения о проведении ГЭЭ, выданы 2 положительных заключения по объектам экспертизы и 2 отказа в проведении ГЭЭ.

          В соответствии с распоряжением администрации Липецкой области от 14.12.2010 года N 514-р «Об утверждении  Положения об управлении по охране, использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Липецкой области» к полномочиям управления  по охране, использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Липецкой области в сфере  регионального государственного экологического надзора относится только один вид регионального государственного экологического контроля, а именно  контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий.

В рамках данного контроля должностными лицами управления по охране, использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Липецкой области осуществляются контрольно-надзорные мероприятия в отношении физических лиц, осуществляющих пользование животным миром на особо охраняемых территориях.

        Необходимо отметить, что управление по охране, использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Липецкой области осуществляет преимущественно полномочия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в области охраны и использования животного мира, переданные органам исполнительной  власти субъектов Российской Федерации, а также отдельные полномочия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в области охоты и сохранения ресурсов, переданные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В связи с тем, что осуществление областного государственного экологического надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий относится и к полномочиям управления экологии и природных ресурсов Липецкой области, и к полномочиям управления по охране, использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Липецкой области, целесообразно рассмотреть вопрос о детализации данных полномочий и внесении соответствующих  изменений в часть 1 статьи 8 Закона «Об охране окружающей среды Липецкой области».

         Статьи 9 - 10  раздела II утратили силу в соответствии с Законом Липецкой области от 07.07.2009 N 283-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «Об охране окружающей среды Липецкой области».

       Раздел III «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды» и  содержащиеся в нем статьи 11 – 12  утратили силу в соответствии с Законом Липецкой области от 07.07.2009 N 283-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «Об охране окружающей среды Липецкой области».

       Статьей 13 раздела IV Закона «Об охране окружающей среды Липецкой области» устанавливаются требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Так, юридические, физические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с эксплуатацией природных ресурсов, вовлечением их в хозяйственный оборот, а также со всеми видами воздействия на них, на территории области, обязаны:

·                                                   по запросу управления экологии и природных ресурсов Липецкой области представлять ему достоверные сведения, необходимые для осуществления полномочий в области охраны окружающей среды;

·                                                   извещать управление экологии и природных ресурсов Липецкой области об аварийной ситуации и предпринимаемых мерах для обеспечения экологической безопасности населения и сохранения окружающей среды не позднее 3-х часов с момента возникновения аварийной ситуации;

·                                                   не осуществлять сжигание сухой травы, стерни, соломы и иных растительных остатков на землях особо охраняемых территорий и объектов, землях водного фонда, а также на землях населенных пунктов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 72(1) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390;

·                                                   не допускать неконтролируемого горения сухой травы, стерни, соломы и иных растительных остатков в границах используемого земельного участка;

·                                                   планировать и осуществлять природоохранные мероприятия в соответствии с  установленными требованиями.

        При этом, запрет о недопущении неконтролируемого горения сухой травы, стерни, соломы и иных растительных остатков в границах используемого земельного участка не распространяется на сжигание сухой травы, стерни, соломы и иных растительных остатков в местах и (или) способами, установленными в соответствии с федеральным законодательством органами местного самоуправления поселений и городских округов.

        В соответствии с понятием, закрепленным в Законе «Об охране окружающей среды Липецкой области», к природоохранным мероприятиям отнесены мероприятия, направленные на повышение экологичности выпускаемой продукции; сокращение объема потребления природных ресурсов; снижение негативного воздействия на компоненты природной среды, в том числе сокращение объемов выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, объемов образования и размещения отходов, снижение концентрации токсичных выбросов, сбросов загрязняющих веществ.

Степень участия хозяйствующих субъектов в осуществлении природоохранных мероприятий зависит от степени негативного воздействия на окружающую среду осуществляемой ими хозяйственной и иной деятельности.

Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» введено деление всех объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия на четыре категории:

·                                                   объекты, оказывающие значительное негативное воздействие (I   категория);

·                                                   объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие (II категория);

·                                                   объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие (III категория);

·                                                   объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие (IV категории).

 Новая система нормирования воздействия на окружающую среду предусматривает установление оптимального соотношения мер государственного регулирования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, снижение негативного воздействия до уровней, соответствующих наилучшим экологически безопасным мировым технологиям, а также внедрение методов экономического стимулирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих мероприятия по снижению негативного воздействия и применяющих наилучшие технологии.

В целях реализации положений Федерального закона от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды»  постановлением Правительства Российской Федерации от  28.09.2015 года N 1029  утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий.

Законом «Об охране окружающей среды Липецкой области» установлены требования, предъявляемые к Плану природоохранных мероприятий (далее - План), который предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I, II, III категорий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду на территории области, а также требования  к содержанию предоставляемых отчетов об исполнении Плана.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I, II, III категорий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду на территории области, обязаны ежегодно не позднее 1 февраля планируемого года представлять в управление экологии и природных ресурсов Липецкой области план природоохранных мероприятий, а также отчет об исполнении Плана не позднее 1 февраля года, следующего за планируемым, через официальный сайт управления экологии и природных ресурсов Липецкой области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Срок рассмотрения представленного Плана управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области не должен превышать пятнадцать рабочих дней со дня его получения.

Законодательно регламентируются действия управления экологии и природных ресурсов Липецкой области по направлению мотивированного уведомления о несоответствии представленного Плана установленным требованиям.

Законом устанавливается, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, не обеспечившие в срок устранение выявленных недостатков в представленных ими Планах, несут ответственность в соответствии с законодательством Липецкой области.

По данным управления экологии и природных ресурсов Липецкой области в 2016 году рассмотрено и проанализировано более 1200 планов природоохранных мероприятий.

В целях осуществления контроля  качества воздушной среды в 2016 году управлением выдано 112 разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, не подлежащими федеральному экологическому надзору.

       В рамках новых полномочий, переданных с 01.01.2016 года субъектам Российской Федерации, в сфере обращения с отходами в 2016 году осуществлен прием отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов у 1130 хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору (Приказ   управления     экологии иприродных   ресурсов   Липецкой области  от  12.05.2016   года     124 «Об  утверждении  Порядка предоставления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), предоставляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих областному государственному экологическому надзору»).

       На сегодняшний день установлено 64 норматива образования отходов  и лимитов на их размещение. Нормативы установлены в соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих областному государственному экологическому надзору, утвержденным приказом управления экологии и природных ресурсов Липецкой области от 12.05.2016 года N 123.

       Данные  полномочия по регулированию обращения с твердыми коммунальными отходами переданы на уровень субъектов Российской Федерации в соответствии с  изменениями, внесенными  в Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

      Согласно изменениям, внесенным в статью 13 Закона Липецкой области «Об охране окружающей среды Липецкой области», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I, II, III категорий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду на территории области, для формирования системы экологической паспортизации территорий обязаны ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, представлять в управление экологии и природных ресурсов Липецкой области отчетность в электронном виде через портал на официальном сайте управления по утвержденным приказом управления экологии и природных ресурсов Липецкой области  формам.

На момент проведения мониторинга Закона Липецкой области «Об охране окружающей среды Липецкой области» формы предоставления соответствующей отчетности  не утверждены.

      Общественный контроль является одним из действенных механизмов защиты конституционных принципов, направленных на формирование гражданского правосознания, повышение уровня доверия граждан к деятельности государства, содействие предупреждению и разрешению социальных конфликтов, повышение эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Правовые основы общественного контроля в сфере охраны окружающей среды установлены статьей 68 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

С 1 января 2017 г. указанная  статья дополнена нормами,  определяющими права и порядок организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды. За некоммерческими организациями законодательно закреплена возможность осуществления общественного экологического контроля в соответствии с уставными документами организации.

При этом порядок организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды, порядок их взаимодействия с иными субъектами общественного контроля и другие организационные вопросы должны быть урегулированы уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В отсутствие указанного правового регулирования в субъектах Российской Федерации в данной сфере сформировались принципиально разные подходы к законодательному закреплению регионального общественного экологического контроля.

Так, в Республиках Дагестан и Кабардино-Балкария, в Чукотском автономном округе приняты отдельные законы, регламентирующие осуществление общественного экологического контроля, устанавливающие статус общественных экологических инспекторов, определяющие их права и обязанности.

Правовые основы института общественных экологических инспекторов региональными законами установлены в Архангельской, Воронежской, Московской областях, в Красноярском, Пермском, Хабаровском краях и  Республике Саха (Якутия).

Так, в Воронежской области принят Закон Воронежской области от 27.05.2014 N 67-ОЗ «Об общественных инспекторах по охране окружающей среды», которым закрепляются  принципы деятельности общественных инспекторов, формы их деятельности и меры поощрения.

       В законах Алтайского края от 05.07.2017 года N 3-ЗС «Об охране окружающей среды», Республики Саха (Якутия) от 25.12.2003 года 104-З N 211-III «Об охране окружающей среды Республики Саха (Якутия)» регламентируется деятельность  по осуществлению общественного контроля в области охраны окружающей среды, права общественных инспекторов по охране окружающей среды.

При этом региональный законодатель не вторгается в сферу федерального регулирования, определяя, что порядок организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды, в том числе форма удостоверения, порядок его выдачи, порядок взаимодействия общественных советов органов государственного лесного и экологического надзора и общественных инспекторов по охране окружающей среды, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В то же время, в ряде субъектов Российской Федерации при  регламентировании региональными законами деятельности по осуществлению общественного экологического контроля, не учитывается  тот факт, что статус общественных инспекторов по охране окружающей среды и другие вопросы организации их деятельности должны быть установлены на федеральном уровне.

В Липецкой области на сегодняшний день деятельность  общественных экологических инспекторов нормативно не регламентирована.

Комиссией по вопросам экологии и охраны окружающей среды Общественной палаты Липецкой области совместно с  управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области, управлением Росприроднадзора по Липецкой области в 2016 году был рассмотрен вопрос о состоянии и перспективах развития общественного экологического контроля в области обращения с отходами производства и потребления на территории Липецкой области.

        Общественной палатой Липецкой области было отмечено, что в настоящее время на территории Липецкой области общественный экологический контроль в сфере обращения с отходами производства и потребления проводится как гражданами, так и общественными объединениями, некоммерческими организациями в форме направления соответствующих обращений в государственные природоохранные контрольно-надзорные органы для принятия мер по прекращению загрязнения окружающей среды и ликвидации несанкционированных свалок. 

        В то же время, по мнению Общественной палаты Липецкой области, отсутствие соответствующего правового регулирования института общественных экологических инспекторов не позволяет представителям общественных и иных негосударственных некоммерческих организаций более результативно осуществлять взаимодействие с государственными природоохранными контрольно-надзорными органами по выявлению и предупреждению нарушений в области обращения с отходами производства и потребления.

В связи с этим Общественная палата Липецкой области обратилась в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации с предложением о разработке методических рекомендаций (Порядка) по организации и осуществлению общественного экологического контроля и  созданию института общественных экологических инспекторов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации  и с учетом опыта данной деятельности в ряде субъектов Российской Федерации.

По информации, размещенной на сайте Минприроды России,  в настоящее время  разработан проект приказа об утверждении порядка организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды. Данный проект приказа прошел общественные обсуждения, независимую антикоррупционную экспертизу и направлен на согласование в Росприроднадзор, Рослесхоз и Минэкономразвития России.

Принятие данного нормативного правового акта позволит регионам надлежащим образом реализовать положения Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», касающиеся   общественного экологического контроля и деятельности общественных экологических инспекторов.

Раздел V Закона «Об охране окружающей среды Липецкой области» регламентирует вопросы осуществления государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и отношения в сфере экологического просвещения.

        Информационное обеспечение  деятельности по регулированию природопользования и охране окружающей среды в соответствии со статьей 14  Закона «Об охране окружающей среды Липецкой области» включает в себя:

·                                      данные статистического учета использования, изъятия отдельных компонентов окружающей среды, воздействий на окружающую среду;

·                                      инвентаризацию и паспортизацию особо охраняемых территорий и объектов;

·                                      государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды);

·                                      экологическую паспортизацию территорий.

       По данным управления экологии и природных ресурсов Липецкой области на территории Липецкой области мониторинг состояния атмосферного воздуха осуществляется на 10 стационарных постах наблюдения. Мониторинг проводится Липецким ЦГМС – филиал ФГБУ «Центрально-Черноземное УГМС» и экологической лабораторией ОКУ «Гидротехнические комплексы», подведомственного управлению экологии и природных ресурсов Липецкой области.

     Обследование гидрохимического состояния поверхностных вод Липецкой области в 2016 году осуществлялось на 6 водных объектах.

      Экологической лабораторией ОКУ «Гидротехнические комплексы» в 2016 году осуществлялись наблюдения за гидрохимическим состоянием 5 наиболее крупных рек области.

      В Липецкой области мониторинг геологической среды ведется по нескольким направлениям: осуществляются наблюдения за режимным и качественным состоянием водоносных горизонтов, используемых для централизованного водоснабжения населения региона, а также за динамикой развития опасных экзогенных геологических процессов.

В соответствии с распоряжением администрации Липецкой области от 28.05.2009 N 251-р «Об утверждении Положения об управлении экологии и природных ресурсов Липецкой области» управление осуществляет экологическую паспортизацию территории.

      С целью реализации указанных полномочий, на сайте управления экологии и природных ресурсов Липецкой области размещена и ведется Электронная система «Экологический паспорт территории Липецкой области», предназначенная для информирования органов власти, организаций и населения области о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов.

Электронная система «Экологический паспорт территории Липецкой области» включает разделы:

·                                 Атмосферный воздух;

·                                 Отходы производства и потребления;

·                                 Особо охраняемые природные территории;

·                                 Государственный экологический надзор;

·                                 Недропользование;

·                                 Водные ресурсы.

       Экологический паспорт содержит сведения о состоянии окружающей среды, потенциально экологически опасных объектах и тех объектах, которые подлежат государственному экологическому контролю.

     Статьей 15 раздела V Закона «Об охране окружающей среды Липецкой области» определены цели создания и задачи областной (территориальной) системы наблюдения за состоянием окружающей среды.

      К задачам областной (территориальной) системы наблюдения за состоянием окружающей среды законом области отнесены:

·                                       регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды;

·                                       хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоянии окружающей среды;

·                                       анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений;

·                                       обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.

        Статья 16 раздела V утратила силу в соответствии с Законом Липецкой области от 07.07.2009 N 283-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «Об охране окружающей среды Липецкой области».

Статьей 16.1 Закона «Об охране окружающей среды Липецкой области»  предусмотрено, что экологическое просвещение осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

          Согласно положениями указанного федерального закона экологическое просвещение подразумевает целенаправленное информирование населения как о состоянии окружающей природной среды, так и о мерах по ее охране, формирование в обществе соответствующих стереотипов экологически значимого поведения, бережного отношения к природе и ее компонентам.

         Статьей 74 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяется, что экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.


Информация по документу
Читайте также