Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Ставропольского края от 31.01.2017 № 17-рп
Распоряжение
Правительства Ставропольского края
|
Губернатор Ставропольского края |
В.В. Владимиров |
Бюджетный прогноз Ставропольского края на период до 2029 года (далее - бюджетный прогноз) разработан в соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 18 Закона Ставропольского края "О бюджетном процессе в Ставропольском крае", Программой повышения эффективности управления государственными финансами Ставропольского края на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 25 декабря 2014г. N433-рп, государственной программой Ставропольского края "Управление финансами", утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 24 декабря 2015г. N550-п, и Порядком разработки и утверждения бюджетного прогноза Ставропольского края на долгосрочный период, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 15 июня 2015г. N253-п.
Основой ежегодной положительной динамики поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Ставропольского края (далее - консолидированный бюджет края) является рост валового регионального продукта Ставропольского края. За 2013 - 2015 годы валовый региональный продукт Ставропольского края увеличился на 25,6 процента, достигнув по итогам 2015 года 604,3 млрд. рублей. За аналогичный период прирост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета края составил 14,7 процента. При этом если в 2013 году темп прироста указанных доходов (8,8 процента) был выше среднего значения данного показателя по субъектам Российской Федерации (3,2 процента), то по итогам 2014 и 2015 годов оказался существенно ниже среднероссийских (в 2014 году - 3,9 процента против 8,9 процента по субъектам Российской Федерации, в 2015 году - 1,1 процента против 6,2 процента по субъектам Российской Федерации). Низкий темп прироста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета края по сравнению с темпами прироста валового регионального продукта Ставропольского края обусловлен, прежде всего, отраслевой структурой экономики Ставропольского края.
В общей структуре налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета края значительный удельный вес (более 50,0 процента) занимают налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. В течение 2013 - 2015 годов объем поступлений налога на прибыль организаций имеет четкую тенденцию к снижению. По итогам 2015 года поступления составили 10,1 млрд. рублей, что ниже по сравнению с 2013 годом на 2,1 млрд. рублей или на 17,1 процента. Основной причиной снижения поступлений налога на прибыль организаций является ухудшение финансового результата деятельности организаций, являющихся участниками консолидированных групп налогоплательщиков или филиалами иногородних компаний, осуществляющих свою деятельность на территории Ставропольского края. Если в 2013 году поступления налога на прибыль от указанных организаций составляли 7,8 млрд. рублей, то по итогам 2015 года - 3.1 млрд. рублей.
В 2013 - 2015 годах расходы консолидированного бюджета края были направлены, прежде всего, на реализацию приоритетных направлений государственной политики в социальной сфере, сформулированных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, и безусловное финансовое обеспечение законодательно установленных обязательств по социальным выплатам отдельным категориям населения Ставропольского края, что привело к значительному изменению структуры расходов консолидированного бюджета края. Доля расходов консолидированного бюджета края на финансирование отраслей социальной сферы (без учета инвестиций) в 2013 - 2015 годах составляла от 65,7 до 70,8 процента. По итогам 2015 года Ставропольский край расположен на 13-м месте среди субъектов Российской Федерации по доле расходов на социальную сферу. При этом расходы на содержание бюджетной сети не являлись избыточными. Расходы на 1 обучающегося в год составляли 49 тыс. рублей, что ниже значения данного показателя как по субъектам Российской Федерации - 75 тыс. рублей, так и среди субъектов Северо-Кавказского федерального округа - 51 тыс. рублей. Количество обучающихся на 1 учителя составляло 31 человек, по субъектам Российской Федерации значение данного показателя - 22 человека, по субъектам Северо-Кавказского федерального округа - 32 человека. В области здравоохранения обеспеченность больничными койками на 10 тыс. населения составляла 72.1 койки, что также ниже значения данного показателя по субъектам Российской Федерации - 81,5 койки и по субъектам Северо-Кавказского федерального округа - 72,6 койки.
Более 22,0 процента расходов консолидированного бюджета края приходилось на оплату труда, 15,9 процента - на социальное обеспечение, доля расходов на обязательное медицинское страхование неработающего населения увеличилась с 7,3 процента до 11,1 процента, 7,4 процента составляли ежегодные расходы на дорожную деятельность.
Плановые показатели консолидированного бюджета края на 2016 год не претерпели кардинальных структурных изменений. Приведенные данные позволяют сделать вывод о достаточно высокой жесткости структуры расходов консолидированного бюджета края, так как основная часть расходов является условно-постоянной и не имеет объективных предпосылок к сокращению.
Основные параметры консолидированного бюджета края и бюджета Ставропольского края (далее - краевой бюджет) за период 2013 - 2015 годов представлены в таблице 1.
Таблица 1
(млрд. рублей)
Наименование показателя |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|||
консолидированный бюджет края |
краевой бюджет |
консолидированный бюджет края |
краевой бюджет |
консолидированный бюджет края |
краевой бюджет |
|
Доходы |
92,0 |
75,3 |
94,0 |
77,4 |
93,1 |
75,5 |
Расходы |
99,6 |
83,3 |
98,9 |
81,6 |
103,5 |
85,0 |
Дефицит |
-7,6 |
-8,0 |
-4,9 |
-4,2 |
-10,4 |
-9,5 |
Государственный долг |
0,0 |
20,9 |
0,0 |
27,9 |
0,0 |
34,6 |
Анализ исполнения краевого бюджета за период 2013 - 2015 годов показывает, что более высокие темпы роста объема расходов краевого бюджета (109,0 процента, 98,0 процента и 104,0 процента в 2013, 2014 и 2015 годах соответственно) по сравнению с темпами роста объема доходов краевого бюджета (107,1 процента, 102,8 процента, 97,4 процента в 2013, 2014 и 2015 годах соответственно) обусловили утверждение и исполнение дефицита краевого бюджета в объеме, близком к его предельному значению, а также неуклонный рост объема государственного долга Ставропольского края (далее - государственный долг) (138,4 процента, 133,5 процента, 123,9 процента в 2013, 2014 и 2015 годах соответственно).
По итогам исполнения краевого бюджета за 2015 год государственный долг составил 34,63 млрд. рублей, что в 1,7 раза выше, чем в 2013 году.
Бюджетным кодексом Российской Федерации установлены два базовых показателя долговой устойчивости субъекта Российской Федерации:
отношение объема государственного долга субъекта Российской Федерации к общему объему доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений, которое не может превысить 100,0 процента;
доля объема расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации к общему объему расходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета объема расходов, осуществляемых за счет субвенций из бюджетов других уровней, которая не может превысить 15,0 процента.
В соответствии с рекомендациями Министерства финансов Российской Федерации по долговой политике данные показатели не являются достаточными для адекватной оценки долговой устойчивости субъекта Российской Федерации, и при ее оценке дополнительно следует учитывать следующие показатели долговой устойчивости субъекта Российской Федерации:
отношение годового объема платежей по погашению и обслуживанию государственного долга субъекта Российской Федерации к общему объему налоговых, неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации и дотаций из бюджетов других уровней, которое не может превысить 10,0 - 13,0 процента;
доля краткосрочных долговых обязательств в общем объеме государственного долга субъекта Российской Федерации, которая не может превысить 15,0 процента.
Значения показателей долговой устойчивости Ставропольского края за период 2013 - 2015 годов представлены в таблице 2.
Таблица 2
(процентов)
N |
Наименование показателя |
Значение показателя долговой устойчивости Ставропольского края |
||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Отношение объема государственного долга к общему объему доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений |
47,2 |
59,7 |
74,3 |
2. |
Доля объема расходов на обслуживание государственного долга к общему объему расходов краевого бюджета без учета объема расходов, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета |
1,2 |
1,7 |
1,9 |
3. |
Доля краткосрочных долговых обязательств в общем объеме государственного долга |
27,2 |
14,3 |
14,4 |
4. |
Отношение годового объема платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к общему объему налоговых, неналоговых доходов краевого бюджета и дотаций из федерального бюджета |
15,7 |
15,9 |
16,7 |
Несмотря на сложную экономическую ситуацию, объем государственного долга и объем расходов на обслуживание государственного долга в настоящее время не достигли критического уровня, доля краткосрочных обязательств в структуре заимствований также находится в пределах рекомендуемых значений, что обусловлено проведением Правительством Ставропольского края взвешенной долговой политики в период 2013 - 2015 годов.
Вместе с тем динамика объема государственного долга и объема платежей по погашению и обслуживанию государственного долга свидетельствует о необходимости принятия мер, обеспечивающих прекращение роста объема государственного долга в среднесрочной перспективе и снижение объема государственного долга в долгосрочной перспективе.
Цели и задачи реализации бюджетной политики Ставропольского края на долгосрочный период определены Программой повышения эффективности управления государственными финансами Ставропольского края на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 25 декабря 2014 г. N 433-рп, государственной программой Ставропольского края "Управление финансами", утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 24 декабря 2015 г. N 550-п, и направлены на достижение общей цели - обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Ставропольского края.
В связи с достаточно высокой долговой нагрузкой краевого бюджета достижение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Ставропольского края в долгосрочной перспективе невозможно без сокращения объема государственного долга до уровня, обеспечивающего вхождение Ставропольского края в группу регионов Российской Федерации с высокой долговой устойчивостью. При этом необходимо сохранить присутствие Ставропольского края в данной группе регионов Российской Федерации даже в случае реализации в долгосрочной перспективе таких бюджетных рисков, как риск значительного невыполнения плановых назначений по доходам краевого бюджета и риск резкого роста процентных ставок по привлекаемым заимствованиям, что и должно являться общей целью бюджетной политики Ставропольского края и долговой политики Ставропольского края на долгосрочный период.
Достижение указанной цели будет характеризоваться достижением целевых значений показателей долговой устойчивости Ставропольского края на период до 2029 года, представленных в таблице 3.
Таблица 3
(процентов)
N |
Наименование показателя |
Значение показателя, соответствующее высокой долговой устойчивости бюджета субъекта Российской Федерации |
Целевое значение показателя долговой устойчивости краевого бюджета на 01 января 2029 года |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Отношение объема государственного долга к общему объему доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений |
|
|
2. |
Отношение годового объема платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к общему объему налоговых, неналоговых доходов краевого бюджета и дотаций из федерального бюджета |
|
|
3. |
Доля объема расходов на обслуживание государственного долга к общему объему расходов краевого бюджета без учета объема расходов, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета |
|
|
4. |
Доля краткосрочных долговых обязательств в общем объеме государственного долга |
|
|
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
обеспечение сбалансированности консолидированного бюджета края посредством увеличения налогового потенциала Ставропольского края;
повышение эффективности мер налогового стимулирования, направленных на экономический рост Ставропольского края;
сокращение дефицита краевого бюджета в 2017 году и утверждение краевого бюджета с профицитом в среднесрочной перспективе (Подпункт в редакции Распоряжения Правительства Ставропольского края от 25.10.2017 № 317-рп);
сдерживание темпов роста расходов краевого бюджета с 2019 до 2029 года (для обеспечения возможности сокращения объема государственного долга).
Исходя из необходимости решения перечисленных задач осуществлен прогноз основных характеристик консолидированного бюджета края и краевого бюджета на долгосрочный период, представленный в приложении 1 к бюджетному прогнозу, а также определены предельные объемы расходов краевого бюджета на реализацию государственных программ Ставропольского края на период их действия, представленные в приложении 2 к бюджетному прогнозу.
При определении основных характеристик консолидированного бюджета края и краевого бюджета общий объем доходов в долгосрочной перспективе определен исходя из прогноза темпа роста налоговых и неналоговых доходов краевого бюджета, соответствующего темпу роста индекса потребительских цен с учетом прогнозируемого снижения объемов безвозмездных поступлений из федерального бюджета пропорционального увеличению налогового потенциала Ставропольского края.
Общий объем расходов краевого бюджета, объем государственного долга и объем дефицита (профицита) краевого бюджета определены исходя из прогнозируемого общего объема доходов краевого бюджета и необходимости достижения целевых значений показателей долговой устойчивости Ставропольского края на период до 2029 года.
Объемы расходов краевого бюджета на предоставление финансовой помощи местным бюджетам в долгосрочной перспективе определены с учетом необходимости увеличения уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований Ставропольского края. Указанные расходы в долгосрочной перспективе определены на уровне 2019 года, несмотря на прогнозируемое увеличение собственных доходов местных бюджетов.
Объемы расходов краевого бюджета на обслуживание государственного долга определены исходя из объемов государственного долга, обеспечивающих достижение целевых значений показателей долговой устойчивости Ставропольского края на период до 2029 года и прогнозируемой в долгосрочной перспективе средней стоимости заимствований.
Реализация бюджетного прогноза сопряжена со следующими основными рисками, способными повлиять на достижение прогнозируемых значений показателей бюджетного прогноза:
1) изменение бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации в период реализации бюджетного прогноза;
2) отсутствие актуализированной стратегии социально-экономического развития Ставропольского края, что не позволяет учесть необходимость достижения ключевых приоритетов и целей социально-экономического развития Ставропольского края при формировании бюджетной политики в долгосрочной перспективе;
3)(Утратил силу - Распоряжение Правительства Ставропольского края от 25.10.2017 № 317-рп).
Приложение
к изменениям бюджетного прогноза
Ставропольского края на период
до 2029 года, утвержденного распоряжением
Правительства Ставропольского края
от 31 января 2017 г. N 17-рп
"Приложение 1
к бюджетному прогнозу
Ставропольского края
на период до 2029 года
ПРОГНОЗ
ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ И БЮДЖЕТА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД
(млрд рублей)
Показатель |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Консолидированный бюджет Ставропольского края |
||||||||||||||
Доходы |
89,4 |
91,3 |
96,1 |
111,8 |
107,6 |
111,4 |
114,6 |
118,0 |
121,6 |
125,3 |
129,3 |
132,2 |
135,1 |
138,2 |
Расходы |
99,2 |
96,3 |
99,6 |
110,8 |
109,4 |
110,7 |
114,5 |
117,3 |
120,5 |
123,8 |
127,3 |
129,2 |
131,7 |
134,2 |
Дефицит/профицит |
-9,7 |
-5,0 |
-3,5 |
1,0 |
-1,8 |
0,7 |
0,1 |
0,7 |
1,1 |
1,5 |
2,0 |
2,9 |
3,5 |
4,0 |
Бюджет Ставропольского края |
||||||||||||||
Доходы, всего |
72,6 |
74,1 |
79,0 |
94,2 |
89,5 |
93,0 |
95,4 |
98,0 |
100,7 |
103,5 |
106,5 |
108,6 |
110,8 |
113,2 |
Налоговые и неналоговые доходы, всего |
48,7 |
50,5 |
53,2 |
58,7 |
63,1 |
65,5 |
68,4 |
71,5 |
74,7 |
78,1 |
81,6 |
84,2 |
86,9 |
89,7 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
налог на прибыль организаций |
11,4 |
12,6 |
12,1 |
13,5 |
14,9 |
15,3 |
16,0 |
16,7 |
17,5 |
18,2 |
19,1 |
19,7 |
20,3 |
21,0 |
налог на доходы физических лиц |
18,0 |
18,3 |
18,7 |
20,7 |
21,9 |
23,0 |
23,5 |
24,1 |
24,9 |
25,8 |
27,0 |
27,8 |
28,8 |
30,2 |
налог на имущество организаций |
6,4 |
6,8 |
7,7 |
9,0 |
9,4 |
9,7 |
10,1 |
10,6 |
11,1 |
11,6 |
12,1 |
12,5 |
12,9 |
13,3 |
налоги на совокупный доход |
2,8 |
3,3 |
3,8 |
3,7 |
4,0 |
4,2 |
4,4 |
4,6 |
4,8 |
5,0 |
5,2 |
5,4 |
5,6 |
5,8 |
Безвозмездные поступления, всего |
23,9 |
23,7 |
25,8 |
35,5 |
26,4 |
27,6 |
27,0 |
26,5 |
25,9 |
25,4 |
24,9 |
24,4 |
23,9 |
23,4 |
из них дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности |
11,1 |
12,3 |
12,3 |
19,2 |
11,9 |
12,8 |
12,5 |
12,3 |
12,0 |
11,8 |
11,6 |
11,3 |
11,1 |
10,9 |
Расходы, всего |
82,4 |
79,2 |
82,6 |
93,2 |
91,4 |
92,3 |
95,3 |
97,3 |
99,6 |
102,0 |
104,5 |
105,7 |
107,4 |
109,1 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) из регионального фонда финансовой поддержки |
2,9 |
2,6 |
2,6 |
3,7 |
3,9 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов |
1,2 |
1,7 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
субсидии на формирование районных фондов финансовой поддержки поселений и финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края полномочий по решению вопросов местного значения |
1,3 |
1,1 |
2,8 |
3,4 |
3,7 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
обслуживание государственного долга Ставропольского края |
1,5 |
1,8 |
2,0 |
1,5 |
1,7 |
1,7 |
1,7 |
1,7 |
1,6 |
1,5 |
1,5 |
1,4 |
1,3 |
1,2 |
Дефицит/профицит |
-9,7 |
-5,0 |
-3,5 |
1,0 |
-1,8 |
0,7 |
0,1 |
0,7 |
1,1 |
1,5 |
2,0 |
2,9 |
3,5 |
4,0 |
Государственный долг |
41,8 |
42,9 |
41,2 |
36,9 |
38,7 |
38,0 |
37,9 |
37,2 |
36,1 |
34,6 |
32,6 |
29,7 |
26,2 |
22,2" |
2024
Ноябрь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |