Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Хабаровского края от 31.10.2017 № 753-рп



 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

N 753-рп

 

31 октября 2017 г.                                           г. Хабаровск

 

Об основных направлениях долговой политики Хабаровского края

на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов

 

В целях эффективного управления государственным долгом Хабаровского края:

1. Утвердить прилагаемые Основные направления долговой политики Хабаровского края на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

2. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Хабаровского края от 16 декабря 2016 г. N 990-рп "Об основных направлениях долговой политики Хабаровского края на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".

3. Настоящее распоряжение вступает в силу с 01 января 2018 г.

 

И.о. Председателя

Правительства края

С.В.Щетнёв

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНЫ

Распоряжением

Правительства Хабаровского края

от 31 октября 2017 г. N 753-рп

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ НА 2018 ГОД

И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2019 И 2020 ГОДОВ

 

1. Общие положения

 

Основные направления долговой политики Хабаровского края на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее также - Основные направления) определяют цели и приоритеты деятельности Правительства Хабаровского края (далее также - край) в области управления государственным долгом края, основаны на необходимости поддержания объема государственного долга края на экономически безопасном уровне, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения краем обязательств по его погашению и обслуживанию и при этом позволяющем решать неотложные задачи по достижению целей, поставленных в посланиях и указах Президента Российской Федерации, а также в Основных направлениях деятельности Правительства Хабаровского края на период 2014 - 2018 годов, утвержденных распоряжением Правительства Хабаровского края от 25 февраля 2014 г. N 107-рп.

 

2. Ожидаемые итоги реализации основных направлений

долговой политики Хабаровского края в 2017 году

 

На 01 января 2017 г. уровень долговой нагрузки снижен с 55,6 процента за 2015 год до 55,4 процента к налоговым и неналоговым доходам краевого бюджета.

По состоянию на 01 октября 2017 г. плановый объем заимствований на 2017 год сокращен на 1,1 млрд. рублей.

Ожидаемый на конец 2017 года объем государственного долга края не превысит предельный объем, установленный законом о краевом бюджете.

Требования бюджетного законодательства Российской Федерации к объему расходов на обслуживание государственного долга и к структуре государственного долга края по ожидаемым итогам исполнения краевого бюджета за 2017 год будут соблюдены.

На 01 января 2018 г. ожидается, что в структуру государственного долга края будут входить долговые обязательства по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета, задолженность по кредитам, предоставленным кредитными организациями, обязательства по предоставленным государственным гарантиям края.

В результате регулярного мониторинга процентных ставок по кредитам кредитных организаций и своевременного проведения закупок услуг по предоставлению кредитов кредитных организаций для финансирования дефицита краевого бюджета снижение совокупной цены заключенных в 2017 году государственных контрактов относительно начальной (максимальной) цены составит около 300 млн. рублей.

Досрочное погашение кредитов кредитных организаций, изменение сроков их привлечения, замещение кредитов кредитных организаций бюджетными кредитами, заключение дополнительных соглашений к действующим государственным контрактам, а также снижение процентных ставок по кредитам банков, обусловленное понижением ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, позволит сократить годовые расходы по обслуживанию государственного долга края примерно на 600 млн. рублей.

Обеспечено равномерное распределение долговой нагрузки на бюджет путем заключения контрактов на срок от одного года до трех лет.

В течение 2017 года расчеты по долговым обязательствам края производятся своевременно и в полном объеме. Возникновения просроченных долговых обязательств края не допущено.

Информация о величине и структуре долговых обязательств края в 2017 году размещается на официальном сайте министерства финансов Хабаровского края - портале управления общественными финансами в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://minfin.khabkrai.ru.

 

3. Инструменты долговой политики Хабаровского края

на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов

 

Перечень инструментов долговой политики Хабаровского края на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее - долговая политика края), сформированный на основании структуры государственного долга субъекта Российской Федерации, предусмотренной Бюджетным кодексом Российской Федерации, является исчерпывающим и включает следующие инструменты:

3.1. Получение кредитов от кредитных организаций.

Этот инструмент является наиболее гибким и мобильным, позволяет использовать заемные средства только в периоды необходимости - привлекать финансовые ресурсы при возникновении потребности в пределах достаточно продолжительного периода их доступности и досрочно возвращать при наличии возможности без излишних финансовых потерь.

При применении этого инструмента используется конкурентный способ определения исполнителей финансовых услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что позволяет экономить бюджетные средства в связи со снижением начальной максимальной цены контрактов на привлечение финансовых ресурсов.

Тем не менее стоимость кредитов кредитных организаций остается достаточно высокой. В связи с этим в очередном финансовом году и плановом периоде необходимо проводить работу по замещению кредитов кредитных организаций бюджетными кредитами из федерального бюджета.

3.2. Привлечение бюджетных кредитов в краевой бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Преимуществами бюджетного кредитования являются низкие процентные ставки, позволяющие снизить расходы краевого бюджета на обслуживание государственного долга края и направить высвободившиеся финансовые ресурсы на решение приоритетных задач, стоящих перед Правительством края.

Вместе с тем привлечение бюджетных кредитов обусловлено необходимостью принятия жестких условий их предоставления, установлением ограничений по исполнению краевого бюджета.

3.3. Размещение государственных займов, осуществляемых путем выпуска государственных ценных бумаг.

Эмиссия государственных ценных бумаг при благоприятной рыночной конъюнктуре позволяет единовременно и в необходимом объеме привлечь внебюджетные средства для исполнения принятых расходных обязательств.

Достоинствами выпуска государственных ценных бумаг является длительный период заимствования финансовых ресурсов и возможность диверсификации государственного долга по видам заимствований и кредиторам.

К недостаткам этого инструмента относятся длительность подготовки эмиссии государственных ценных бумаг, необходимость размещения ценных бумаг в полном объеме вне зависимости от текущей потребности краевого бюджета в привлечении денежных средств, длительная процедура досрочного выкупа ценных бумаг, находящихся в обращении.

Проведение регулярного мониторинга финансового рынка позволит рассматривать целесообразность выпуска государственных ценных бумаг исходя из сложившейся рыночной конъюнктуры.

3.4. Принятие долговых обязательств путем предоставления государственных гарантий.

Предоставление государственных гарантий способствует развитию государственно-частного партнерства, позволяет юридическим лицам и муниципальным образованиям края более оперативно привлекать в кредитных организациях заемные средства для реализации инвестиционных и социально значимых проектов на территории края.

Решение об использовании этого инструмента долговой политики края планируется принимать по мере поступления обращений от юридических лиц и муниципальных образований края о предоставлении им государственных гарантий края.

Таким образом, успех долговой политики края заключается в умелом, взвешенном сочетании и применении указанных инструментов.

 

4. Факторы, определяющие характер долговой политики края

 

Характер и основные направления долговой политики края определяются макроэкономической ситуацией, сложившейся на территории Российской Федерации и края, требованиями бюджетного законодательства, а также условиями заключенных между Правительством Хабаровского края и Министерством финансов Российской Федерации соглашений о предоставлении бюджету Хабаровского края из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита краевого бюджета в целях погашения долговых обязательств по кредитам, полученным от кредитных организаций (далее - соглашения о предоставлении бюджетных кредитов).

4.1. С 2012 года в связи с принятием ряда федеральных законов и указов Президента Российской Федерации значительно выросли социальные обязательства края, расширен перечень полномочий края, осуществляемых за счет средств краевого бюджета. При этом растущие расходные обязательства не обеспечиваются поступлениями доходов в краевой бюджет в полном объеме. Для финансирования возникающего дефицита краевого бюджета привлекаются заемные средства. В результате долговая нагрузка на краевой бюджет увеличивается.

Объем государственного долга края за период с 01 января 2012 г. по 01 января 2017 г. вырос более чем в 12 раз (с 2,8 до 36,1 млрд. рублей).

Повышение уровня государственного долга края влечет рост расходов краевого бюджета на его обслуживание. За 2012 - 2016 годы расходы на обслуживание государственного долга края увеличились с 0,05 млрд. рублей до 2,29 млрд. рублей.

4.2. Бюджетным кодексом Российской Федерации установлены ограничения к предельному объему государственного долга субъектов Российской Федерации и к объему расходов на его обслуживание.

Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации в очередном финансовом году и плановом периоде, утвержденный законом о бюджете субъекта Российской Федерации, по данным отчета об исполнении указанного бюджета за отчетный финансовый год, не должен превышать 15,0 процентов объема расходов бюджета субъекта Российской Федерации, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

4.3. Соглашения о предоставлении бюджетных кредитов устанавливают ряд обязательств Хабаровского края, в том числе в области долговой политики:

- обеспечение к 01 января 2018 г. доли общего объема долговых обязательств края не более 55,0 процентов от суммы доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2017 год, в том числе доли общего объема долговых обязательств края по государственным ценным бумагам края и кредитам, полученным от кредитных организаций, не более 35,0 процентов;

- обеспечение к 01 января 2019 г. доли общего объема долговых обязательств края не более 53,0 процентов от суммы доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2018 год, в том числе доли общего объема долговых обязательств края по государственным ценным бумагам края и кредитам, полученным от кредитных организаций, не более 43,0 процентов;

- обеспечение к 01 января 2020 г. доли общего объема долговых обязательств края не более 51,0 процента от суммы доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2018 год, в том числе доли общего объема долговых обязательств края по государственным ценным бумагам края и кредитам, полученным от кредитных организаций, не более 42,0 процентов.

Несоблюдение условий соглашений о предоставлении бюджетных кредитов является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и влечет применение бюджетных мер принуждения, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

4.4. Замещение долга по кредитам от кредитных организаций бюджетными кредитами является временной мерой, применяемой в условиях высоких процентных ставок. По истечении срока предоставления бюджетных кредитов потребуется поддержание необходимого объема долга иными долговыми инструментами. Руководствуясь поручением Президента Российской Федерации от 04 января 2017 г. N Пр-32 и учитывая снижение в 2017 году на фондовом рынке доходностей размещаемых субфедеральных облигаций, в 2018 году планируется использование государственных ценных бумаг в качестве источника долгосрочного финансирования дефицита краевого бюджета при условии дальнейшего сохранения благоприятной конъюнктуры на финансовом рынке.

 

5. Цели и задачи долговой политики края

 

Основная цель долговой политики края заключается в эффективном управлении государственным долгом края, предполагающем поддержание умеренной долговой нагрузки на краевой бюджет и последующее снижение темпов роста объема долговых обязательств края, а также расходов на обслуживание государственного долга края.

Умеренная долговая нагрузка на краевой бюджет означает способность края обеспечить исполнение всех принятых расходных обязательств края, сохранив при этом устойчивость краевого бюджета в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Долговая политика края направлена на обеспечение способности края осуществлять заимствования в объемах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач, и на условиях, приемлемых для края как надежного заемщика.

Ключевыми задачами долговой политики края, направленными на достижение цели долговой политики края (далее - ключевые задачи), являются:

- обеспечение экономически обоснованного объема и структуры государственного долга края при безусловном выполнении принятых расходных обязательств края;

- минимизация расходов на обслуживание государственного долга края;

- обеспечение своевременных расчетов по долговым обязательствам края в полном объеме, недопущение возникновения просроченных обязательств края;

- сокращение рисков наступления гарантийных случаев по предоставленным государственным гарантиям края;

- повышение прозрачности управления государственным долгом края и доступности информации о государственном долге края.

 

6. Основные направления деятельности по достижению

поставленных целей и задач долговой политики края с учетом

рисков, возникающих в процессе управления государственным

долгом края

 

Реализация долговой политики края будет осуществляться в рамках решения ключевых задач с достижением показателей (индикаторов), предусмотренных государственной программой Хабаровского края "Управление государственными финансами Хабаровского края", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 14 мая 2012 г. N 151-пр.

В связи с тем, что привлечение кредитов от кредитных организаций является наиболее доступным и маневренным инструментом долговой политики, его применение при осуществлении государственных заимствований края будет продолжено.

В целях минимизации расходов на обслуживание государственного долга края будет продолжена работа с кредитными организациями по снижению процентных ставок.

Учитывая, что привлечение кредитов от кредитных организаций сопряжено с достаточно большим объемом расходов краевого бюджета на их обслуживание и подвержено риску увеличения этих расходов из-за возможного роста процентных ставок за пользование кредитами от кредитных организаций, необходимо проводить работу по замещению кредитов, привлеченных от кредитных организаций, бюджетными кредитами из федерального бюджета.

Работа по замещению кредитов кредитных организаций бюджетными кредитами из федерального бюджета потребует проведения регулярного анализа бюджетных рисков, связанных с выполнением краем условий предоставления бюджетных кредитов.

Руководствуясь поручением Президента Российской Федерации от 07 октября 2017 г. N Пр-2048, после принятия соответствующих федеральных нормативных правовых актов планируется проведение работы с Министерством финансов Российской Федерации по реструктуризации ранее полученных бюджетных кредитов из федерального бюджета.

Также для минимизации расходов краевого бюджета на обслуживание государственного долга края планируется проводить регулярный мониторинг финансового рынка, заключать государственные контракты по привлечению кредитных ресурсов от кредитных организаций со свободной датой выборки, позволяющей привлекать заемные средства по мере возникновения потребности краевого бюджета, и с возможностью досрочного погашения кредитов без взимания комиссий.

В целях обеспечения своевременных расчетов по долговым обязательствам края в полном объеме, недопущения риска возникновения просроченных обязательств края в 2018 году и плановом периоде 2019 и 2020 годов планируется осуществлять равномерное распределение долговой нагрузки на краевой бюджет и повышение его устойчивости путем заключения государственных контрактов по привлечению кредитов с различными сроками возврата основного долга от одного года до трех лет.

Эмиссия государственных ценных бумаг края при установлении стабильных и выгодных условий на финансовом рынке позволит расширить сроки использования заемных финансовых средств.

Для снижения рисков, связанных с неисполнением юридическими лицами и муниципальными образованиями края обязательств, обеспеченных государственными гарантиями края, планируется проводить анализ финансового состояния юридических лиц и муниципальных образований края, претендующих на их получение.

В целях повышения прозрачности управления государственным долгом края и обеспечения доступности информации о государственном долге края планируется осуществлять публичное раскрытие информации о величине и структуре долговых обязательств края путем размещения данной информации на официальном сайте министерства финансов Хабаровского края - портале управления общественными финансами в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://minfin.khabkrai.ru.

Повышению долговой устойчивости края будет способствовать реализация Правительством края Плана мероприятий по консолидации средств краевого бюджета на 2017 - 2019 годы в целях оздоровления государственных финансов Хабаровского края, утвержденного распоряжением Правительства Хабаровского края от 01 февраля 2017 г. N 39-рп, и Программы оптимизации расходов краевого бюджета на 2017 - 2019 годы, утвержденной распоряжением Правительства Хабаровского края от 30 марта 2017 г. N 193-рп.

 

 

 

 


Информация по документу
Читайте также