Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Красноярского края от 15.08.2017 № 535-рПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
1. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 № 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей", распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р, статьей 103 Устава Красноярского края, распоряжением Губернатора Красноярского края от 20.02.2013 № 44-рг "Об утверждении стратегии действий в интересах детей в Красноярском крае до 2017 года" одобрить концепцию социальной адаптации и постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Красноярском крае согласно приложению № 1. 2. Утвердить план мероприятий по реализации концепции социальной адаптации и постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Красноярском крае согласно приложению № 2. 3. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.
Приложение № 1 к распоряжению Правительства Красноярского края от 15.08.2017 № 535-р Концепция социальной адаптации и постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Красноярском крае 1. Общие положения Главная идея концепции социальной адаптации и постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Красноярском крае (далее соответственно – Концепция, дети-сироты, лица из числа детей-сирот) – успешная социальная адаптация воспитанников краевых государственных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – организации для детей-сирот), и самореализация выпускников организаций для детей-сирот как результат их постинтернатного сопровождения, достижение которых станет возможным за счет объединения усилий субъектов, организующих и осуществляющих процесс социальной адаптации и постинтернатное сопровождение детей-сирот. Системно-деятельностный подход как основа современной образовательной практики позволяет рассматривать детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в качестве субъектов мотивированно и целенаправленно включенных в процесс социальной адаптации и постинтернатное сопровождение. Субъектами, организующими и осуществляющими процесс социальной адаптации и постинтернатное сопровождение детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, являются: орган исполнительной власти Красноярского края в сфере образования; орган исполнительной власти Красноярского края в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения; орган исполнительной власти Красноярского края в сфере здравоохранения; орган исполнительной власти Красноярского края в области содействия занятости населения; орган исполнительной власти Красноярского края в сфере молодежной политики; орган исполнительной власти Красноярского края в сфере печати и массовых коммуникаций; органы местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края (далее – ОМС), в том числе органы ОМС, осуществляющие государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних; организации для детей-сирот; федеральные государственные и краевые государственные образовательные организации, муниципальные образовательные организации (далее – образовательные организации); краевые государственные медицинские организации (далее – медицинские организации); краевые государственные и муниципальные организации в сфере молодежной политики (далее – организации в сфере молодежной политики); краевые государственные и муниципальные организации в сфере социального обслуживания (далее – организации социального обслуживания); краевые государственные организации службы занятости населения (далее – организации службы занятости населения). Для целей настоящей Концепции применяются следующие основные термины и определения: воспитанники организаций для детей-сирот – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте от 10 до 18 лет, находящиеся в организации для детей-сирот на полном государственном обеспечении; выпускники организаций для детей-сирот – лица, завершившие пребывание в организации для детей-сирот в связи с получением основного или среднего общего образования, в возрасте до 23 лет, в том числе лица в возрасте от 16 до 18 лет, которым не назначен попечитель; социальная адаптация – процесс приобретения воспитанником организации для детей-сирот компетентностей, необходимых для взаимодействия с различными социальными объектами в целях успешной социализации по завершении пребывания в организации для детей-сирот, а также активного приспособления выпускника организации для детей-сирот к принятым в обществе правилам и нормам поведения и преодоления последствий психологической или моральной травмы; психолого-педагогическое сопровождение – процесс, обеспечивающий создание условий для принятия воспитанником, выпускником организации для детей-сирот оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора; постинтернатное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот – система профессиональной деятельности, направленная на создание психолого-педагогических и социально-правовых условий личностного развития, успешности в обучении и трудоустройстве и интеграции в общество выпускников организаций для детей-сирот. С 2001 года в Российской Федерации используется программно-целевой подход в осуществлении постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот. За этот период времени приняты: рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.03.2011 № 06-369 по разработке и реализации региональной программы социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 № 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей"; распоряжение Губернатора Красноярского края от 20.02.2013 № 44-рг края "Об утверждении Стратегии действий в интересах детей в Красноярском крае до 2017 года". Во исполнение постановления Законодательного Собрания Красноярского края от 26.06.2014 № 6-2477П "О докладе Уполномоченного по правам ребенка в Красноярском крае "О соблюдении прав и законных интересов детей в Красноярском крае в 2013 году" в 2014 году разработаны и в настоящее время реализуются в организациях для детей-сирот: комплекс мероприятий, направленных на социализацию воспитанников организаций для детей-сирот, подготовку их к самостоятельной жизни и труду, а также на обеспечение постинтернатного сопровождения выпускников указанных организаций, на 2015–2017 годы, утвержденный министром образования Красноярского края 29.10.2014; комплекс мероприятий, направленных на содействие в трудоустройстве лиц из числа детей-сирот, являющихся выпускниками организаций для детей-сирот и профессиональных образовательных организаций, на 2015–2017 годы, утвержденный министром образования Красноярского края, руководителем агентства труда и занятости населения Красноярского края, первым заместителем министерства культуры Красноярского края 29.10.2014. 2. Анализ ситуации и основные проблемы социальной адаптации и постинтернатного сопровождения детей-сирот По состоянию на 01.05.2017 на территории Красноярского края функционирует 30 организаций для детей-сирот, в которых проживает 1 495 воспитанников. В основном это дети подросткового возраста, имеющие проблемы в психическом и физическом развитии. В организациях для детей-сирот созданы благоприятные условия пребывания воспитанников, приближенные к семейным, способствующие интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию воспитанников организаций для детей-сирот. Организации для детей-сирот укомплектованы квалифицированными кадрами, по состоянию на 01.05.2017 в них работает 50 социальных педагогов, 53 педагога-психолога, 278 педагогов дополнительного образования и 566 воспитателей. В организациях для детей-сирот функционируют 3 центра психолого-педагогического сопровождения, 5 центров социально-трудовой адаптации и профориентации, службы психолого-педагогического сопровождения, в задачи которых входит подготовка воспитанников к проживанию в семье и к самостоятельной жизни. Несмотря на имеющийся в Красноярском крае опыт социальной адаптации и постинтернатного сопровождения детей-сирот, необходимо отметить ряд проблем, имеющихся в данной сфере деятельности: 1) санитарные нормы и правила ограничивают возможности естественного формирования социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания у воспитанников организаций для детей-сирот; 2) почти треть (30 %) выпускников организаций для детей-сирот при поступлении в федеральные государственные и краевые государственные профессиональные образовательные организации (далее соответственно – ФГПОУ, КГПОУ), федеральные государственные образовательные организации высшего образования (далее – ФГОУ ВО) испытывают трудности в социальной адаптации и организации собственного жизнеустройства. Каждый год выпускниками организаций для детей-сирот становятся около 300 человек, которые в дальнейшем продолжат обучение в ФГПОУ, КГПОУ, ФГОУ ВО. В КГПОУ ежегодно поступает около 2000 детей-сирот, из них 15 % являются выпускниками организаций для детей-сирот. В целом в них ежегодно обучается более 4 000 детей-сирот, сопровождение которых осуществляют специалисты указанных организаций: 72 социальных педагога и 60 педагогов-психологов и психологов. Причинами возникновения данных проблем являются: существенные изменения в жизнеустройстве (большая самостоятельность и ответственность) детей-сирот по завершении пребывания в организации для детей-сирот; отсутствие системы преемственности между организациями для детей-сирот и ФГПОУ, КГПОУ, ФГОУ ВО; недостаточный положительный социальный опыт выпускников организаций для детей-сирот (низкая мотивация к получению профессии, склонность к асоциальному поведению, отсутствие опыта проживания в условиях семьи); отсутствие в ФГПОУ, КГПОУ, ФГОУ ВО системы индивидуального сопровождения выпускников организаций для детей-сирот с учетом психофизических особенностей и социального опыта каждого; 3) отмечается низкий процент трудоустройства выпускников организаций для детей-сирот после окончания ФГПОУ, КГПОУ, ФГОУ ВО. Согласно статистическим данным в организации службы занятости населения в 2016 году (на 31.12.2016) обратилось 797 выпускников организаций для детей-сирот, из них трудоустроено 182 человека (22,7 %) (для сравнения: в 2015 году обратилось 792 выпускника организаций для детей-сирот, из них трудоустроено 233 человека (29 %). Безработным выпускникам организаций для детей-сирот предложено более 3 500 вакансий, от 67 % вакансий выпускники организаций для детей-сирот отказались. Основные причины отказа выпускников организаций для детей-сирот от трудоустройства: размер пособия по безработице значительно превышает размер заработной платы, которую предлагают работодатели. В 2015–2016 годах средний размер пособия по безработице составил 35,7 тыс. руб.; отказ работодателей в приеме на работу 33 % выпускников организаций для детей-сирот из-за недостаточного уровня профессиональных знаний и умений выпускников организаций для детей-сирот, выявленного в результате собеседования; 4) в настоящее время недостаточно освоены и внедрены в работу технологии постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот педагогическими работниками указанных организаций и иными специалистами, работающими с выпускниками, отсутствует нормативная правовая база, регламентирующая отношения, связанные с постинтернатным сопровождением выпускников организаций для детей-сирот. Актуальность разработки Концепции обусловлена требованиями Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761, по реализации системного подхода к решению проблемы социальной адаптации воспитанников организаций для детей-сирот и социализации выпускников указанных организаций, их подготовки к самостоятельной жизни. Концепция направлена на решение проблем социальной адаптации воспитанников организаций для детей-сирот и социализации выпускников указанных организаций, их подготовку к дальнейшему жизнеустройству, получение ими профессий, востребованных на рынке труда, их трудоустройство и закрепление на рабочем месте, что позволит сократить численность выпускников организаций для детей-сирот, не адаптированных к условиям жизни в обществе, количество случаев вторичного сиротства и в итоге приведет к сокращению количества организаций для детей-сирот и в целом к экономии бюджетных средств. 3. Цель, задачи и принципы социальной адаптации и постинтернатного сопровождения детей-сирот Целью социальной адаптации воспитанников организаций для детей-сирот и постинтернатного сопровождения выпускников указанных организаций является их самореализация и оказание им адресной помощи: педагогической, психологической, социально-бытовой, медицинской, консультативной, реабилитационной. Достижение поставленной цели зависит от решения следующих задач: 1) подготовка воспитанников организаций для детей-сирот к самостоятельной жизни по завершении пребывания в организации для детей-сирот; 2) постинтернатное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот в период обучения в ФГПОУ, КГПОУ, ФГОУ ВО, находящихся на территории Красноярского края, их дальнейшее жизнеустройство; 3) трудовая занятость выпускников организаций для детей-сирот; 4) кадровое, организационное, методическое и информационное обеспечение деятельности служб постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот. Принципами социальной адаптации воспитанников организаций для детей-сирот и постинтернатного сопровождения выпускников указанных организаций являются: межведомственная интеграция и социальное партнерство – координация действий различных ведомств, социальных институтов, некоммерческих организаций с целью комплексного решения задач, связанных с социальной адаптацией воспитанников организаций для детей-сирот и постинтернатным сопровождением выпускников указанных организаций; доступность – обеспечение равного доступа к качественному образованию детей-сирот, обеспечение преемственности между уровнями образования: среднее общее образование – профессиональное образование – высшее образование; научность – конструирование практики социальной адаптации и постинтернатного сопровождения детей-сирот в соответствии с теоретико-методологическими основами социологии; активность личности воспитанника, выпускника организации для детей-сирот – умение формулировать собственные цели саморазвития, определять задачи и ресурсы для достижения планируемого результата. 4. Основные направления и мероприятия социальной адаптации и постинтернатного сопровождения детей-сирот Реализация основных задач социальной адаптации воспитанников организаций для детей-сирот и постинтернатного сопровождения выпускников указанных организаций в Красноярском крае осуществляется по 4 основным направлениям путем создания: 1) системы социально-педагогического сопровождения воспитанников организаций для детей-сирот с целью их подготовки к самостоятельной жизни по завершении пребывания в организации для детей-сирот; 2) системы постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот, обучающихся в ФГПОУ, КГПОУ, ФГОУ ВО, находящихся на территории Красноярского края, и оказание содействия выпускникам организаций для детей-сирот в их дальнейшем жизнеустройстве; 3) условий для трудовой занятости выпускников организаций для детей-сирот, обратившихся организации службы занятости населения; 4) системы кадрового, организационного, методического и информационного обеспечения постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот. В рамках данных направлений реализуются мероприятия, способствующие успешной социальной адаптации воспитанников организаций для детей-сирот, и мероприятия, обеспечивающие сопровождение выпускников указанных организаций по завершении пребывания в организации для детей-сирот, формирование их активной жизненной позиции, навыков самостоятельного решения вопросов и трудовой занятостьи, предусмотренные планом мероприятий по реализации Концепции. 5. Механизмы реализации концепции Проблемы в сфере социальной адаптации воспитанников организаций для детей-сирот и постинтернатного сопровождения выпускников указанных организаций в Красноярском крае имеют возможные пути решения через комплексное межведомственное сотрудничество. Социальная адаптация воспитанников организаций для детей-сирот будет осуществляться указанными организациями с использованием ресурсов образовательных организаций, организаций в сфере молодежной политики, медицинских организаций на основе заключаемых между ними соглашений. Постинтернатное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот при поступлении в КГПОУ и в период обучения в них будет осуществляться службами постинтернатного сопровождения выпускников указанных организаций, действующими на базе организаций для детей-сирот, совместно с КГПОУ, а при поступлении в ФГПОУ и ФГОУ ВО, находящиеся на территории Красноярского края, и в период обучения в них – службами постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот, действующими на базе указанных организаций. Координация деятельности по организации постинтернатного сопровождения и постинтернатное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот, расположенных на территориях близлежащих муниципальных образований Красноярского края, будет осуществляться 5 координационными центрами, действующими на базе организаций для детей-сирот, созданными в целях гибкого управления и координации усилий по организации постинтернатного сопровождения детей-сирот следующих организаций: организаций для детей-сирот; образовательных организаций; медицинских организаций; организаций в сфере молодежной политики; организаций социального обслуживания, организаций службы занятости населения. Мониторинг эффективности реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по реализации Концепции, будет осуществляться органом исполнительной власти Красноярского края в сфере образования. 6. Ожидаемые результаты реализации концепции Реализация мероприятий Концепции в целом позволит обеспечить эффективную деятельность по созданию в Красноярском крае благоприятных условий для комплексного решения вопросов социальной адаптации воспитанников организаций для детей-сирот и постинтернатного сопровождения выпускников указанных организаций. Реализация мероприятий в рамках решения задачи по созданию системы социально-педагогического сопровождения воспитанников организаций для детей-сирот с целью их подготовки к самостоятельной жизни по завершении пребывания в организации для детей-сирот позволит обеспечить: передачу не менее 20 % воспитанников организаций для детей-сирот на разные формы семейного устройства; возвращение не менее 10 % воспитанников организаций для детей-сирот в родную семью; вовлечение не менее 90 % воспитанников организаций для детей-сирот в систему дополнительного образования детей; сокращение на 20 % количества воспитанников организаций для детей-сирот, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; наличие у не менее 80 % выпускников организаций для детей-сирот достаточного уровня социальной адаптации, включающего сформированность трудовых навыков и навыков бытового самообслуживания, семейных ценностей, ценностей ответственного родительства, позитивных жизненных установок, установок на здоровый образ жизни, занятия общественно полезной деятельностью, физический и духовный рост личности. Реализация мероприятий в рамках решения задачи по созданию системы постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот, обучающихся в ФГПОУ, КГПОУ, ФГОУ ВО, находящихся на территории Красноярского края, и оказанию содействия выпускникам организаций для детей-сирот в их дальнейшем жизнеустройстве позволит обеспечить: наличие у 100 % воспитанников организаций для детей-сирот индивидуальных программ сопровождения с учетом их психофизического развития и индивидуальных возможностей; наличие у не менее 40 % выпускников организаций для детей-сирот, имеющих неблагоприятный прогноз социальной адаптации и продолжающих обучение в профессиональных образовательных организациях, наставников; обеспечение социальным сопровождением 100 % обратившихся выпускников организаций для детей-сирот, нуждающихся в юридической, психологической, педагогической и иной социальной помощи, до достижения ими возраста 23 лет. Реализация мероприятий в рамках решения задачи по созданию условий для трудовой занятости выпускников организаций для детей-сирот, обратившихся в организации службы занятости населения, позволит обеспечить повышение доли трудоустроенных выпускников организаций для детей-сирот (не менее 35 % в 2017 году, не менее 40 % в 2018 году, далее – не менее 50 %). Реализация мероприятий в рамках решения задачи по созданию системы кадрового, организационного, методического и информационного обеспечения постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот позволит обеспечить: наличие у 100 % организаций системы постинтернатного сопровождения, указанных в пункте 31 плана мероприятий по реализации Концепции, локальных нормативных актов, регламентирующих их деятельность по постинтернатному сопровождению выпускников организаций для детей-сирот; 100 % охват обучением по дополнительным профессиональным программам (программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки) специалистов организаций для детей-сирот и КГПОУ; тиражирование опыта социальной адаптации воспитанников организаций для детей-сирот и постинтернатного сопровождения выпускников указанных организаций в Красноярском крае, включая опыт работы "пилотных" площадок, созданных на базе организаций для детей-сирот, КГПОУ, организаций социального обслуживания.
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|