Расширенный поиск

Распоряжение Губернатора Красноярского края от 20.02.2013 № 44-рг

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

ГУБЕРНАТОРА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

 

 

Об утверждении Стратегии действий в интересах детей в Красноярском  крае до 2017 года

 

(В редакции Распоряжения Губернатора Красноярского края

 от 24.03.2015 № 131-рг; от 04.05.2016 № 218-рг; 

от 10.07.2017 г. № 390-рг)

 

1. В соответствии со статьей 90 Устава Красноярского края, пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" утвердить:

Стратегию действий в интересах детей в Красноярском крае до 2017 года (далее - Стратегия) согласно приложению N 1;

план мероприятий по реализации Стратегии согласно приложению N 2. (В редакции Распоряжения Губернатора Красноярского края от 24.03.2015 № 131-рг)

2. Министерству образования и науки Красноярского края, министерству спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края, министерству культуры Красноярского края, министерству социальной политики Красноярского края, министерству здравоохранения Красноярского края до 20 апреля 2013 года организовать общественное обсуждение Стратегии на заседаниях общественных советов при министерствах.

3. Министерству образования и науки Красноярского края: до 1 мая 2013 года подготовить заседание Координационного совета по реализации национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы (далее - Координационный совет) по вопросу обсуждения предложений, возникших в ходе общественных обсуждений Стратегии;

до 1 июня 2013 года по результатам проведения Координационного совета разработать проект правового акта о внесении изменений в Стратегию.

4. Опубликовать распоряжение в "Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края" и на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).

5. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.

 

 

Губернатор края                                                                                                           Л.В. Кузнецов

 

 

г. Красноярск

20.02.2013

N 44-рг

 

 

 

Приложение № 1

к распоряжению Губернатора

Красноярского края

от 20.02.2013 № 44-рг

 

 

Стратегия

действий в интересах детей в Красноярском крае до 2017 года

 

(В редакции Распоряжения Губернатора Красноярского края

 от 24.03.2015 № 131-рг; от 04.05.2016 № 218-рг)

 

  1. Введение

 

В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В соответствии с принципами Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959, дети должны при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первыми получает защиту и помощь. Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка, одобренную Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.

В Российской Федерации Национальный план действий в интересах детей был принят в 1995 году и рассчитан на период до 2000 года. В рамках очередного этапа социально-экономического развития страны Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 была принята Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351.

В Красноярском крае начиная с 2009 года ежегодно проходят общественные слушания по докладу о положении детей, подготовленному Правительством Красноярского края. Проблематика слушаний: "Здоровье и безопасность детей в Красноярском крае", "Дети России - инвестиции в будущее", "Положение детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" - демонстрирует наиболее актуальные вопросы государственной региональной политики в интересах детей. За последние пять лет в Красноярском крае сформирована система институтов защиты детства, сопровождения детей группы риска и неблагополучных семей, трехуровневая система акушерско-гинекологической и педиатрической помощи.

Государственная политика Красноярского края в области защиты прав ребенка основывается на следующих приоритетах:

1) создание экономических, правовых, социальных и экологических условий для развития физически, психически и нравственно здорового ребенка, формирования и реализации личности;

2) воспитание у ребенка патриотизма, гражданственности, приобщение к отечественной и мировой культуре;

3) обеспечение права детей на воспитание в семье, оказание родителям, усыновителям и опекунам надлежащей помощи;

4) выделение из краевого бюджета средств, необходимых для социальной поддержки детей;

5) защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Инструментом практического решения многих вопросов детства на территории Красноярского края стала реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", федеральных целевых программ, а также долгосрочных целевых программ Красноярского края: "Дети" на 2010-2014 годы, утвержденная постановлением Правительства Красноярского края  от 23.11.2009 №600-п, "Техническое творчество детей, учащейся и студенческой молодёжи" на 2011-2013 годы утвержденная постановлением Правительства Красноярского края  от 23.11.2010 №588-п, "Комплексные меры противодействия распространению наркомании, пьянства и алкоголизма в Красноярском крае" на 2010-2012 годы, утвержденная постановлением Правительства Красноярского края  от 01.12.2009 №625-п, "Улучшение демографической ситуации в Красноярском крае" на 2010-2012 годы, утвержденная постановлением Правительства Красноярского края  от 20.11.2009 №592-п, "Одаренные дети Красноярья" на 2011-2013 годы, утвержденная постановлением Правительства Красноярского края  от 23.11.2010 №586-п, "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений" на 2012-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Красноярского края  от 13.10.2011 №595-п, "Доступная среда для инвалидов" на 2011-2013 годы, утвержденная постановлением Правительства Красноярского края  от 20.11.2010 №572-п, а также Закон Красноярского края  от 08.12.2006 №20-5445 "О государственной молодежной политике Красноярского края". В результате был принят ряд важнейших правовых актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей. В Красноярском крае созданы новые государственные и общественные институты - институт Уполномоченного по правам ребенка в Красноярском крае и уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса, детская общественная приемная, краевой общественный совет по защите прав ребенка, с 2011 года проводится широкомасштабная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми, введен в практику единый номер телефона доверия.

Реализация основных направлений в области сохранения и профилактики здоровья детей в Красноярском крае проводится в соответствии с поручением Президента Российской Федерации: в рамках модернизации здравоохранения Красноярского края на 2011-2012 годы 26% объема финансирования предусмотрено для "детской медицины", что составляет 3,5 миллиарда рублей. В Красноярском крае поддержаны инициативы Президента Российской Федерации, направленные на стимулирование рождаемости - принят Закон Красноярского края  от 04.12.2008 №7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае", предусматривающий передачу многодетным гражданам бесплатно в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для ведения дачного строительства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства; принят Закон Красноярского края  от 09.06.2011 №12-5937 "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Красноярском крае", регламентирующий выплату регионального материнского капитала при рождении третьего и последующего ребенка. В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Так, показатель рождаемости в 2011 году обеспечил положительный естественный прирост населения. Младенческая смертность в Красноярском крае существенно сократилась и приблизилась к общероссийскому уровню. Показатель материнской смертности в Красноярском крае за 4 года также существенно сократился: с 29,8 на 100 тысяч родившихся живыми в 2008 году до 26,3 в 2011 году. В Красноярском крае в полном объеме осуществляются неонатальный и аудиологический скрининги новорожденных, охват ими составляет 99,6%. Общая заболеваемость детей первого года жизни снизилась в 2011 году на 9%. Несмотря на дефицит укомплектованности врачами-специалистами, за 3 года отмечается рост числа посещений на всех уровнях оказания педиатрической помощи (в среднем на 110%).

В целях развития дошкольного образования реализуются программы реконструкции существующих и строительства новых детских садов; осуществляется поддержка развития вариативных форм дошкольного образования, в том числе негосударственных детских организаций и семейных детских садов; в общеобразовательных школах создаются дошкольные группы для детей, не посещающих детские сады. К 2016 году в Красноярском крае будет обеспечена 100% доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. В рамках реализации постановления Правительства Красноярского края  от 23.11.2010 №586-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Одаренные дети Красноярья" на 2011-2013 годы" только за 2011 год 64 237 школьников и учащейся молодежи приняли участие в мероприятиях, позволивших им продемонстрировать свои таланты, а родителям оценить возможности своих детей. В работу с родителями включены основные средства массовой информации: телевидение, радио, печать. В период с 10.01.2011 по 27.12.2011 в краевых средствах массовой информации вышло в эфир более 70 материалов, видео- и радиосюжетов по теме "Работа с одаренными детьми".

В Красноярском крае уделяется особое внимание созданию условий для реализации права на образование лицам с ограниченными возможностями здоровья. Для обеспечения доступности услуг по раннему выявлению и оказанию психолого-педагогической помощи ребенку и семье по месту жительства в краевом государственном бюджетном образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, "Красноярский краевой центр психолого-медико-социального сопровождения" и его пяти филиалах созданы и функционируют службы ранней помощи.

Для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае существует дифференцированная сеть образовательных учреждений, прежде всего это 42 краевых образовательных учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, в Красноярском крае развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольные, общеобразовательные и другие образовательные учреждения, не являющиеся коррекционными.

Совершенствуется система обучения и воспитания детей-инвалидов. Для 459 детей-инвалидов, обучающихся по общеобразовательным программам, но не имеющих возможность посещать образовательные учреждения, создан и функционирует филиал Краевого государственного бюджетного оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, "Железногорская санаторная школа-интернат" "Центр дистанционного образования детей-инвалидов". Для 798 детей-инвалидов с умеренной, тяжелой степенью умственной отсталости и сложными множественными дефектами, имеющих ранее статус "необучаемые", реализуется образовательная услуга в условиях специальных классов (групп) общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений. Учреждения осуществляют работу с детьми таким образом, чтобы как можно раньше начиналась коррекционная работа и психолого-педагогическое сопровождение детей и их семей.

В 2010-2011 годах за счет средств краевого бюджета реализованы меры по дополнительной поддержке семей c детьми на сумму около 2 миллиардов рублей, что составляет 15% от средств, заложенных в бюджет края на социальную поддержку отдельных категорий граждан. В Красноярском крае на протяжении десяти лет действуют программы, предусматривающие социальную поддержку населения, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. За 2008-2010 годы более 120 тысячам человек, в том числе семьям с детьми, оказана материальная поддержка для выхода из трудной жизненной ситуации.

В последние годы в Красноярском крае существенно сократилось число детских домов. Почти 70% детей этой категории находятся под опекой и в приемных семьях. С 2001 года в краевом государственном бюджетном учреждении "Центр развития семейных форм воспитания" и в его 6 филиалах на территории Красноярского края реализуется программа подбора и подготовки кандидатов в приемные родители. С 2008 года отмечается устойчивый рост количества опекунов и попечителей в Красноярском крае, активно развивается институт приемной семьи. В 2011 году на содержание в замещающих семьях 10 810 несовершеннолетних из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бюджет края выплатил 1 миллиард 180 миллионов рублей.

В Красноярском крае действует 2684 краевых государственных и муниципальных учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры. Все они в той или иной степени осуществляют деятельность по приобщению детей к культурной деятельности и культурным ценностям. Из них 231 учреждение специализируется на работе с детьми: 127 детских школ искусств, 98 детских библиотек, 3 детских театра, 2 детских клуба, 1 детский кинотеатр.

В рамках ведомственной целевой программы "Развитие культуры Красноярского края" на 2012-2014 годы, утвержденной распоряжением Правительства Красноярского края  от 15.11.2011 №997-р, вышеуказанным учреждениям оказывается государственная поддержка в различных формах.

В 2012 году театрально-зрелищными учреждениями проведено 2767 спектаклей и концертов для детей, которые посетили 457,0 тыс. человек. В учреждениях клубного типа действует 5 731 клубное формирование для детей, в которых занимаются 74,6 тыс. человек, 30,7 тыс. детей получают дополнительное образование в детских школах искусств. Музеями проведены экскурсии для 333,9 тыс. детей, 440,0 тыс. детей являются пользователями библиотек.

В 2011 году в Красноярском крае действовало 54 учреждения по работе с молодежью, где было задействовано 20 627 человек; функционировало 121 учреждение дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, в которых обучалось 63 139 человек. В 2011 году трудоустроено 27 800 подростков (в 2010 году - 27 100 человек, в 2009 году - 28 400 человек, в 2008 году - 26 600 человек), в том числе 11 700 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (42,1% от общего числа трудоустроенных подростков): в 2010 году - 11 500 человек, в 2009 году - 10 700 человек, в 2008 году - 13 500 человек, 480 детей, находящихся в социально опасном положении.

В рамках акции "Трудовое лето" заняты в среднем около 27 000 подростков. В 2011 году в Красноярском крае уменьшилось число преступлений против семьи и несовершеннолетних, на 30% сократилось число преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми и с умышленным причинением тяжкого вреда их здоровью. Оперативное реагирование, корректное вмешательство и контроль специалистов социальных учреждений за изменением ситуации в семьях "группы риска" позволили предотвратить кризис в 533 неблагополучных семьях, выявленных в 2011 году, снять с профилактического учета в связи с улучшением положения 1 137 семей. В краевом государственном бюджетном образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения" создан кабинет оказания экстренной психологической помощи детям, подвергшимся жестокому обращению и насилию. Специалисты красноярского государственного бюджетного учреждения "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Ястребовский" обеспечили адаптацию и профориентацию 94 подростков, совершивших правонарушения. Из них 65 трудоустроено, а 28 возвращены в образовательные учреждения.

В 2011 году сохраняется положительная тенденция снижения преступности с участием несовершеннолетних, в 2010 году таких преступлений было меньше по сравнению с 2009 годом на 5%. Преступления совершили 2 550 (6,0%) несовершеннолетних, из них 819 (7,8%) в возрасте 14-15 лет, 1 731 (11,4%) в возрасте 16-17 лет. На 3,3% сократилось количество тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних, на 87,5% хулиганств, на 2,7% преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств. Зафиксировано снижение количества общественно опасных деяний несовершеннолетних на 6%. Меньше на 2,1% зарегистрировано преступлений в отношении несовершеннолетних, в том числе преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми (32%), умышленным причинением тяжкого вреда здоровью (33%), изнасилований несовершеннолетних (25%).

В результате реализации мероприятий министерства образования и науки Красноярского края по постинтернатному сопровождению выпускников детских домов на 2011-2013 годы планируется снижение количества детей, не окончивших учреждения профессионального образования, с 14% до 10%, предоставление жилых помещений детям-сиротам.

Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. Продолжается сокращение численности детского населения, у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения. В 2011 году показатель общей заболеваемости детей по отношению к 2010 году увеличился на 4,8%. Его рост связан прежде всего с проведенной в прошлом году углубленной диспансеризацией детей в возрасте 14 лет в рамках исследования репродуктивного здоровья нового поколения. В 2012 году 46 медицинских учреждений проводили диспансеризацию детей-сирот, по ее результатам 6 760 детей-сирот, или 98%, имеют хронические заболевания и нуждаются в наблюдении и лечении. В структуре заболеваний наибольшую долю составили психические расстройства и расстройства поведения - до 25%, второе место занимают заболевания нервной системы - 13,9%. Это связано, прежде всего, с тем, что в эту категорию входят воспитанники домов-интернатов для умственно отсталых детей, детских домов, образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья. В структуре причин детской инвалидности первое место принадлежит психическим расстройствам (26,4%), второе - болезням нервной системы (24,9%), на третьем - врожденные аномалии (22,3%). В Красноярском крае зарегистрировано 9 228 детей-инвалидов, нуждающихся в реабилитационных мероприятиях, 2,6 тыс. детей-инвалидов воспитываются и обучаются на дому, что требует создания системы непрерывного междведомственного сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов, внедрения современных технологий работы с семьей, в том числе информационных.

Одной из основных проблем в Красноярском крае является нехватка мест в детских садах. Количество детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу, составляет около 80%.

В органах социальной защиты населения Красноярского края сегодня состоят на учете 325 тысяч семей, имеющих детей, среди которых доля малоимущих составляет 30,6%. В Красноярском крае из 16 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 78,2% являются сиротами при живых родителях. По-прежнему острой проблемой остается обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья.

Проблема профилактики жестокого отношения к детям в Красноярском крае остается крайне актуальной: в 2011 году от преступных деяний погибли 54 ребенка, 92 несовершеннолетних получили тяжкие увечья. В прошлом году было зарегистрировано 911 уходов детей и подростков из семей. Одна из главных причин роста уходов - ощущение своей ненужности, непосильный домашний труд, неблагополучие, связанное с алкоголизмом родителей. Алкогольное опьянение - один из основных факторов преступности подростков. Рост преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения, в прошлом году составил 12%. Другой провокационный фактор - доступность алкоголя для детей и подростков. В 2011 году в ходе 5-месячной акции по пресечению незаконной реализации подросткам алкоголя в торговых точках выявлено более 700 правонарушений. В настоящее время 5 863 несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, стоят в Красноярском крае на учете. Более 30% потерпевших по фактам жестокого обращения - дети в возрасте 4-7 лет, более 20% - малыши до 3 лет. Из 420 тысяч семей, проживающих в Красноярском крае, ежегодно выявляется до 8 тысяч родителей, уклоняющихся от воспитания своих детей, 30% из них - повторно. В течение 2011 года детский телефон доверия принял 18 718 обращений от несовершеннолетних жителей края и 4 372 - от родителей. Из 2 120 кризисных обращений 95 - от суицидальных абонентов. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю число совершенных суицидов среди подростков в Красноярском крае превышает средний показатель по России почти в два раза. Раннее выявление признаков детского неблагополучия позволяет постепенно переориентировать специалистов на работу в условиях, когда еще есть значительный реабилитационный потенциал семьи и мотивация на сотрудничество со специалистами учреждений. Необходимо постоянно иметь в виду главный ориентир государственной краевой политики в отношении детей - переход от ликвидации последствий семейных кризисов к ранней и компетентной профилактике трудных жизненных ситуаций в семье и детского неблагополучия.

Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, возникающие новые проблемы, интересы будущего страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти Красноярского края, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.

 

1.1. Основные проблемы в сфере детства

 

Основными проблемами в сфере детства в Красноярском крае являются:

недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка;

высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях;

низкая обеспеченность детей дошкольного возраста местами в детских садах;

неразвитость системы сопровождения и оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям;

распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей;

низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства;

исключенность из общественной жизни уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении);

нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей;

неподготовленность детей и подростков к самостоятельной жизни, отсутствие благоприятных эмоциональных связей с близкими людьми, привлекательность ухода от реальных проблем, от необходимости выстраивать диалог с окружающими в виртуальное пространство социальных сетей или в суицидальные попытки;

несформированность социально направленной активной жизненной позиции юного поколения, отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, особенно в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.

 

1.2. Основные принципы Стратегии действий в интересах детей в Красноярском крае до 2017 года

 

Семейное начало - во все сферы жизни детей. Семья отражает самую сущность человека как существа биосоциального. Биологическое, кровное, подсознательное очень сильно в человеке, а особая личная ценностность этой зоны психики делает ее базовой в формировании отношений с миром и практически непроницаемой для внешнего вмешательства. В Красноярском крае должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а при необходимости - приниматься меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан и в социальные учреждения. При этом важнейшим направлением является создание семейной модели жизни детей. Компетентное и ответственное семейное начало - универсальная психолого-педагогическая методика всех форм воспитания детей: в родной семье, под опекой, в государственных учреждениях, включая воспитательные центры реабилитации малолетних преступников. Главными условиями такой методики являются позитивная эмоциональная и нравственная среда, знания и навыки ухода за детьми, их воспитания, образования и успешной социализации, а также материальное положение детей в семье или в учреждениях, дающее возможность обеспечить нормальный уровень жизни и развития.

Развиваем общество, дружелюбное к детям. Важнейшее направление деятельности - формирование комфортной и эмоционально-позитивной среды детства, обеспечивающей опережающее развитие ребенка во всех сферах жизни. Главным условием такого развития являются компетентное родительство и профессионализм участников процесса обучения и воспитания. В то же время необходима безусловная защита прав каждого ребенка. В Красноярском крае должна быть сформирована система, обеспечивающая действия в интересах ребенка, благоприятную среду его развития, включая диагностику ситуаций, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав, правовое просвещение, предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств. Оказание семье поддержки со стороны государства должно быть увязано с добросовестным и компетентным выполнением родителями своих обязанностей.

Формируем успешное поколение. Цель - максимальная реализация потенциала каждого ребенка, культивирование уважительного отношения к его таланту и способностям со стороны общества, учет его индивидуальности при выборе образовательных маршрутов и обеспечение преемственности различных ступеней в образовательной практике. Важнейшее условие успешности личности - реализация права ребенка на доступное и качественное образование. В Красноярском крае необходима достаточная и доступная система диагностики видов детской одаренности (интеллектуальной, художественной, спортивной, технической, предпринимательской, лидерской), условия для ее развития, методическое сопровождение педагогов, работающих с талантливыми детьми и подростками, а также система психолого-педагогического сопровождения родителей юных талантов. Должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, включая социальные лифты как средство максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.

Здоровым быть - модно. Главная задача - формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщая ранняя профилактика заболеваемости, внедрение здоровьеразвивающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях. Необходимо формировать ответственность родителей и детей за здоровый образ жизни в их семье и обществе. Важнейшая из целей - сделать юное поколение субъектом формирования собственного здоровья и активной пропаганды здорового образа жизни в молодежной среде.

Благополучная семья - опора в жизни. Предполагаемый результат - формирование в сознании юного поколения особой ценности благополучной семьи как главного условия жизненной успешности, защиты от невзгод, дружеской поддержки в трудные жизненные периоды и в ситуациях успеха. Результатом реализации данного подхода при условии культивирования ответственного родительства может стать увеличение числа браков и снижение числа разводов, улучшение психологического здоровья семьи. Необходимо внедрять технологии помощи со стороны государства и общественности, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, на удовлетворение потребностей ребенка. В Красноярском крае необходимо шире распространять эффективные методики социальной работы, предполагающие опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, поиск нестандартных экономических решений.

Развиваем самостоятельную и ответственную личность ребенка. Цель - развитие социально направленной активной жизненной позиции подростка, привлечение его к участию в общественной и повседневной жизни. Особенно необходима опережающая социализация уязвимой категории детей. В Красноярском крае во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям с ограниченными возможностями здоровья, детям группы риска и детям, проживающим на особых территориях (в условиях Крайнего Севера, в отдаленных труднодоступных территориях). Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие предупреждать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество. Еще одна задача - подготовить детей и подростков к самостоятельной жизни через выстраивание благоприятных эмоциональных связей с близкими людьми, сверстниками, учителями, окружающими взрослыми. Умение выстраивать социальные коммуникации - главный механизм решения реальных жизненных проблем ребенка. Необходимо формировать эффективный иммунитет подростка против ухода от реальных проблем в виртуальное пространство социальных сетей или в суицидальные попытки, а также против вредных антисоциальных привычек. Важнейшее условие - осознание взрослыми того факта, что родительским долгом является забота не только о материальном благополучии детей, но, прежде всего, об их душевном равновесии, эмоциональном и нравственном благополучии.

Сфере детства - компетентные и эффективные специалисты. Необходимо обеспечить профессионализм и высокую квалификацию работников, сопровождающих ребенка и его семью. В Красноярском крае формирование и реализация политики в области детства должны основываться на использовании последних достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере. Работа с семьей должна стать отдельным разделом социального проектирования в регионе, главным обеспечивающим механизмом которого являются семейная медиация, примирительные технологии в семье и учреждениях, эффективное сопровождение социальных служб, работа общественных институтов защиты детства. Необходимо обеспечить условия для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с детством и с институтом семьи.

Социальное партнерство - во благо ребенка. Политика в области детства должна опираться на технологии социального партнерства, общественно-профессиональную экспертизу, реализовываться с участием бизнес-сообщества, посредством привлечения общественных организаций и международных партнеров к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей в Красноярском крае. Необходимо принимать меры, направленные на формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей.

Стратегия действий в интересах детей в Красноярском крае до 2017 года (далее - Региональная стратегия) призвана обеспечить достижение существующих международных стандартов в области прав ребенка, формирование единого подхода органов государственной власти в Красноярском крае, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства.

Региональная стратегия разработана с учетом Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

Реализацию Региональной стратегии с учетом национальных приоритетов предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям:

а) здоровье и безопасность детей, в том числе:

семейная политика детствосбережения и организация развивающей среды;

здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни;

внедрение примирительных технологий через досудебное разрешение конфликтов;

б) развитие детей, в том числе:

доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей;

равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства;

участие детей в реализации Региональной стратегии;

в) эффективное сопровождение детства и семьи, в том числе:

обеспечение обучения специалистов;

создание новых технологий сопровождения детей и семей;

совершенствование общественно-государственных форм сопровождения детей и семей.

 

2. Здоровье и безопасность детей

 

2.1. Cемейная политика детствосбережения и организация развивающей среды

 

2.1.1. Краткий анализ ситуации

 

Несмотря на наблюдающийся в последние годы рост рождаемости, число детей в Красноярском крае в возрасте до 18 лет сократилось за 10 лет с 668 тысяч в 2002 году до 591 тысячи в 2011 году.

Сохраняется высокое число разводов с психологическими рисками для детей из неполных семей. Для многодетных и неполных семей также характерны максимальные риски бедности. Недостаточно удовлетворен спрос на доступные товары и услуги для детей.

Трансформация института семьи сопровождается высоким уровнем социального неблагополучия в семьях, что сопряжено с пьянством и алкоголизмом, наркозависимостью, деградацией семейных и социальных ценностей, социальным сиротством. В случаях несвоевременного выявления и неоказания эффективной профилактической помощи семьям с детьми на ранних этапах основными мерами по защите прав ребенка становятся лишение и ограничение родительских прав. В 2011 году 4 тысячи детей и подростков остались без попечения родителей. Существенно то, что негативное родительское влияние на детей при этом сохраняется. Приоритет социальной помощи неблагополучным семьям устойчиво формирует социальное иждивенчество и нежелание что-либо изменить, транслирует негативные социальные образцы для подражания.

Недопустимо широко распространено жестокое обращение с детьми, включая физическое, эмоциональное, сексуальное насилие в отношении детей, пренебрежение их основными потребностями. Одной из групп риска для социального контроля являются кровные семьи с одним приемным родителем.

На сегодняшний день идет увеличение доли детей, которым требуется коррекционно-развивающая помощь. Таким детям необходимо обеспечивать комплексное психолого-педагогическое сопровождение на протяжении всего периода их обучения в образовательных учреждениях различного типа. Такое сопровождение оказывается только детям, уже имеющим статус инвалидности, тем самым увеличивается количество детей, не успешных в обучении.

 

2.1.2. Основные задачи

 

Развитие региональной государственной поддержки детства и общественно-государственных форм взаимодействия в интересах детей предусматривает:

материальную поддержку семьи, в том числе многодетной, через выработку механизмов, направленных на обеспечение здоровья ребенка, его развитие и будущее благополучие;

повышение статуса материнства, отцовства, многодетной семьи, благополучной семьи посредством формирования семейных ценностей в общественном сознании, создания соответствующих общественных институтов, системы сопровождения будущих родителей, матерей и отцов, направленной на пробуждение и развитие материнских и отцовских чувств, самостоятельности и ответственности за семью и детей;

формирование безопасного и комфортного семейного окружения ребенка посредством развития родительских компетенций, обеспечения общественной коммуникации с целью предупреждения, своевременного выявления фактов семейной жестокости при равнодушии близких и последующей коррекции;

создание целостной, доступной для населения краевой "Дорожной карты сопровождения семьи и детства", в которую входят центры планирования семьи и медицинской генетики, клубы и центры здоровья, качественное и доступное медицинское обслуживание, службы социальной помощи семье и ее психолого-медико-социального сопровождения, кейс-менеджмент, службы медиаторов семейных конфликтов, кризисные центры и др.;

привлечение малого и среднего бизнеса для создания площадок альтернативных форм дошкольного, дополнительного образования детей и родителей, развития сферы услуг и товаров для детей;

сокращение бедности среди семей с детьми;

повышение доступности и качества социальных услуг через совершенствование системы предоставления социальных услуг;

обеспечение профилактики семейного неблагополучия, в том числе раннее выявление, индивидуальная помощь семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемая с учётом межведомственного взаимодействия.

 

2.1.3. Первоочередные меры

 

Совершенствование регионального законодательства в части поддержки материнства, многодетной семьи, семьи, имеющей ребёнка-инвалида, закрепления статуса компетентного материнства и отцовства, усиления родительской ответственности за развитие и безопасность ребенка, а также за последствия негативного влияния на детей лиц, лишенных родительских прав.

Реализация на базе образовательного научно-педагогического консорциума Красноярского края проекта "Родительский университет" с использованием новых образовательных технологий (дистанционные ресурсы, совместные детско-родительские проекты и клубы, тренинги, мастер-классы и др.).

Разработка и внедрение региональных рекомендаций по формированию благоприятной среды для жизни ребенка с учетом специфики семьи, особенностей ребенка и места проживания с участием государственных, муниципальных и общественных организаций.

Внедрение федеральных и региональных стандартов медицинской помощи детям, эффективная профилактика детской инвалидности.

Создание и функционирование в муниципальных образованиях края центров психолого-медико-социального сопровождения.

Внедрение в образовательных учреждениях края программ обучения детей здоровому образу жизни, способствующих формированию отношения к здоровью как к ценности и овладению технологиями развития здоровья. Развитие общественных и частных инициатив по эффективному сопровождению практики здорового образа жизни с привлечением общественных институтов, малого и среднего бизнеса, создание условий для их заинтересованности.

Создание адаптированных текстов о толковании нормативных правовых актов о защите прав ребенка, адресованных самим детям, родителям, учителям и другим специалистам, работающим с детьми и в интересах детей; опубликование их в средствах массовой информации, в сети Интернет.

Формирование действенных механизмов раннего выявления жестокого обращения и насилия в отношении ребенка, социального неблагополучия семей с детьми и оказание им помощи с участием учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания в рамках порядка межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти Красноярского края, органов местного самоуправления и учреждений социальной сферы.

Формирование региональной системы мониторинга и статистического учета для оценки эффективности семейной и социальной политики в сфере материнства и детства.

Повышение эффективности предоставления мер социальной поддержки семьям с детьми.

Обеспечение стандартов оказания специализированных профилактических услуг по предотвращению жестокого обращения с детьми, преодолению семейного неблагополучия и социального сиротства, реабилитационной помощи детям (их семьям), пострадавшим от жестокого обращения.

Создание системы межведомственного сопровождения семьи, имеющей ребенка-инвалида.

 

2.1.4.  Долгосрочные проекты

 

Содействие реализации в Красноярском крае гражданской и государственной инициативы "Общество, дружелюбное к детям" через инициацию и экспертизу эффективных практик сопровождения детей, воспитывающихся в условиях благополучной и неблагополучной семьи, и предъявление их в рамках ежегодной переговорной и выставочной площадки.

Родительский университет как проект компетентного родительства, реализуемый в рамках образовательного научно-педагогического консорциума с участием профессиональных педагогических учреждений, с привлечением дистанционных технологий, активных тренинговых форм, медийных и интернет-форматов.

Общественная региональная организация с широкой сетью филиалов "Красноярский региональный родительский форум" с использованием печатного и электронного ресурса как средства общения родительского сообщества и его коммуникации с другими субъектами детской среды.

Создание интегрированного проекта "Семья Красноярья" на сайтах комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Красноярского края и министерства здравоохранения Красноярского края как консультационно-информационного ресурса повышения родительских компетенций. (В редакции Распоряжения Губернатора Красноярского края от 04.05.2016 № 218-рг)

 

2.1.5. Ожидаемые результаты

 

Увеличение доходов нуждающихся семей Красноярского края в части обеспечения благополучного материнства и удовлетворения нужд ребенка, увеличение рождаемости.

Ликвидация дефицита услуг, оказываемых дошкольными образовательными учреждениями, за счет развития частной и общественной инициативы.

Увеличение доли детей, получающих квалифицированную коррекционно-развивающую помощь.

Сокращение доли детей, не получающих алименты в полном объеме.

Снижение численности семей, находящихся в социально опасном положении.

Формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства.

Повышение качества услуг для семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, семей, имеющих детей-инвалидов.

Сокращение числа лиц, лишенных родительских прав, семей, входящих в группу риска, сокращение числа детей, остающихся без попечения родителей.

Создание в обществе атмосферы, дружелюбной к детям.

 

2.2. Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни

 

2.2.1. Краткий анализ ситуации

 

В Красноярском крае в результате реализации приоритетного национального проекта "Здоровье", долгосрочных целевых программ: "Дети" на 2010-2014 годы", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края  от 23.11.2009 №600-п, "Комплексные меры противодействия распространению наркомании, пьянства и алкоголизма в Красноярском крае" на 2010-2012 годы", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края  от 01.12.2009 №625-п, "Улучшение демографической ситуации в Красноярском крае" на 2010-2012 годы", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края  от 20.11.2009 №592-п, в декабре 2010 года введен в эксплуатацию Красноярский краевой перинатальный центр, начались позитивные тенденции увеличения рождаемости, снижения детской и материнской смертности, повышения доступности медицинской помощи для детей. В то же время продолжается сокращение численности детского населения, в том числе из-за большого числа абортов, у значительной части детей обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения. В структуре детской заболеваемости лидируют болезни органов дыхания, зрения, пищеварения, а в структуре причин детской инвалидности преобладают психические расстройства, болезни нервной системы и врожденные аномалии.

Недостаточно развита система служб ранней помощи. Стабильно функционируют службы лишь в 10 муниципальных образованиях края, хотя давно уже доказано, что приоритетным направлением в выявлении недостатков в развитии детей и организации коррекционной работы является ранний возраст.

Дети и подростки, нередко не справляясь с возникшими проблемами, принимают решение, приводящее к самым трагическим последствиям. По данным государственной статистики, число совершенных суицидов среди подростков в Красноярском крае остается высоким, превышая российский уровень почти в два раза. При этом среди детей и подростков, наблюдающихся у психиатров, завершенных суицидов в Красноярском крае за последние 5 лет не отмечается. Особого внимания требуют проблемы подросткового алкоголизма, включая пивной алкоголизм, наркомании и токсикомании, немедицинского потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ детьми и подростками. В 2011 году на территории 20 муниципальных образований края зарегистрирован рост преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения, он составляет в Красноярском крае 12%.

Дефицит двигательной активности у младших школьников, как и в среднем по России, составляет 35-40%, а среди старшеклассников - 75-85%.

 

2.2.2. Основные задачи

 

Основными задачами здравоохранения, дружественного к детям, в Красноярском крае являются:

создание условий для комфортного течения беременности, здорового развития каждого ребенка с рождения, обеспечение доступа всех категорий детей к качественным услугам и стандартам системы здравоохранения, средствам восстановления здоровья и профилактики;

развитие трехуровненой системы акушерско-гинекологической и педиатрической помощи, совершенствование работы межрайонных медицинских центров;

создание служб ранней помощи и развитие технологий раннего вмешательства по работе с детьми раннего возраста с особыми потребностями и их семьями;

формирование потребности у детей и подростков в здоровом образе жизни, внедрение здоровьеразвивающих технологий во все сферы жизни ребенка. Введение ответственности родителей и детей за здоровый образ жизни в их семье и обществе. Юное поколение должно стать субъектом формирования собственного здоровья и активной пропаганды здорового образа жизни в молодежной среде;

развитие потребности подрастающего поколения в занятиях физической культурой;

усиление профилактического направления здравоохранения: осуществление комплекса мер по иммунизации, скринингам, диспансеризации детей и подростков, направленных на раннее выявление проблем со здоровьем;

совершенствование механизмов, обеспечивающих раннее выявление признаков психического неблагополучия детей и подростков и последующую эффективную реабилитацию;

обеспечение надлежащих комплексных услуг и стандартов в сфере здравоохранения для детей с особыми потребностями. Формирование целостной системы медицинской и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья;

развитие современной модели организации отдыха и оздоровления детей на принципах государственно-частного партнерства;

совершенствование системы обеспечения качественным питанием детей в образовательных учреждениях, лечебных и лечебно-профилактических, санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях.

 

2.2.3.  Первоочередные меры

 

Проведение просветительской работы по предупреждению ранней беременности и абортов у несовершеннолетних. Создание единой краевой службы сопровождения и поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, для предотвращения отказов от ребенка. Обеспечение юридического, психологического и социального сопровождения рожениц в женских консультациях и родильных домах. Создание в системе учреждений социальной защиты кризисных центров по типу "маленькая мама" для оказания помощи несовершеннолетним беременным и матерям с детьми.

Совершенствование уровня оказания акушерско-гинекологической и педиатрической помощи в межрайонных медицинских центрах края. Решение кадровой проблемы врачей-педиатров путем стимулирования молодых специалистов для работы в сельских и труднодоступных территориях.

Создание служб ранней помощи во всех муниципальных образованиях Красноярского края.

Дальнейшее развитие сети детских центров здоровья в Красноярском крае, создание таких центров в перспективе во всех городах Красноярского края. Активизация деятельности детских центров здоровья в целях обучения детей гигиеническим навыкам и мотивирования к отказу от вредных привычек. Внедрение в школьные программы курсов о здоровом образе жизни, тренингов по здоровьеразвивающим технологиям. Расширение просветительских практик пропаганды здорового образа жизни учреждениями здравоохранения, социальной и молодежной политики по месту жительства в образовательных учреждениях.

Формирование привлекательного для молодежи образа современника - здорового, спортивного, интеллектуального и социально активного молодого человека - средствами медиапроектов и путем организации общественных практик. Вовлечение молодежи Красноярского края в международный проект "Универсиада-2019", создание на этой базе открытого молодежного движения.

Последовательное развитие краевых программ иммунопрофилактики, скрининга и диспансеризации детей и подростков. Внедрение федеральных и региональных стандартов медицинской помощи детям. Совершенствование системы наблюдения за детьми первого года жизни в амбулаторно-поликлинических учреждениях в целях выявления детей, подверженных риску задержки двигательного, речевого и когнитивного развития, и своевременного оказания им медицинской помощи. Организация регулярных проверок качества питания в образовательных, лечебных и лечебно-профилактических, санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях, обеспечение всех школьников края горячим сбалансированным питанием.

Сохранение и развитие системы отдыха, оздоровления и занятости детей в Красноярском крае.

Организация раннего выявления лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, среди обучающихся в образовательных учреждениях общего и профессионального образования, оказание наркологической помощи несовершеннолетним, больным наркоманией, в возрасте от 16 до 18 лет без их согласия по просьбе их родителей (законных представителей).

Обеспечение возможности экстренной транспортировки больных детей из труднодоступных районов и организация доступа врачей в такие районы для профилактической работы с детьми.

Внедрение четкого регламента действий органов и специалистов здравоохранения и образования по профилактике суицидов и пограничных состояний подростков, усиление профессиональной подготовки специалистов телефонов доверия и служб реагирования, открытие консультационных кабинетов психотерапевтов в поликлиниках края, широкое информирование населения о системе психологической поддержки и психиатрической помощи в Красноярском крае.

Разработка схемы взаимодействия санаторно-курортных учреждений с реабилитационными центрами для предоставления более качественных услуг детям-инвалидам и детям с хроническими заболеваниями по путевкам "мать и дитя". Совершенствование реабилитационной медицинской помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Организация просветительской работы с населением с использованием специальных обучающих программ, средств массовой коммуникации, включая интернет-технологии, социальную рекламу, по формированию здорового образа жизни.

Внедрение регулярного краевого мониторинга основных рисков, опасных для здоровья детей и подростков.

 

2.2.4.  Долгосрочные проекты

 

Комплекс медиамероприятий и форматов социальной рекламы "Быть здоровым - модно", направленный на формирование здорового образа жизни, продвижение спортивного стиля, профилактику суицидального поведения среди несовершеннолетних, информирование о деятельности служб поддержки и экстренной психологической и социально-правовой помощи, в том числе через сеть Интернет, телефоны службы анонимного консультирования.

"Универсиада-2019" как общественное молодежное движение по развитию здорового образа жизни, новых интеллектуальных форматов молодежных коммуникаций.

Мероприятия внеурочной физкультурно-спортивной деятельности школьников "Школьная спортивная лига" и "Президентские состязания", развитие массовых видов спорта, прежде всего, в клубах по месту учебы и жительства, в дворовых территориях, в вечерних факультативных форматах работы школьных и вузовских спортивных залов.

"Школа - спортивный центр микрорайона", направленная на обеспечение доступности школьных спортзалов и спортплощадок для детей и их родителей.

"Электронный паспорт здоровья школьника", основанный на мониторинговых нормативах, регистрирующих уровень здоровья учащихся.

"Школа здоровья" - сеть здоровьеразвивающих технологий в медицинских учреждениях края с участием волонтерского движения и институтов гражданского общества. Развитие данной сети, в том числе на базе восстановленных медицинских кабинетов, в общеобразовательных учреждениях.

Комплекс межведомственных мероприятий, направленных на развитие системы летнего отдыха и оздоровления детей Красноярского края.

Подростковая медицина - сеть молодежных консультаций, центров охраны репродуктивного здоровья подростков и центров медико-социальной помощи подросткам.

"Служба хорошего настроения", направленная на профилактику суицидального поведения среди несовершеннолетних, информирование о деятельности телефонов и кабинетов поддержки и экстренной психологической и социально-правовой помощи.

 

2.2.5.  Ожидаемые результаты

 

Снижение показателей материнской, младенческой и детской смертности, показателей заболеваемости детей и подростков по основным группам болезней.

Сокращение случаев ранней беременности и абортов у несовершеннолетних девушек.

Увеличение доступности и обеспечение своевременности качественных профилактических и медицинских услуг, средств лечения болезней и восстановления здоровья для всех категорий детей.

Увеличение доли детей возраста от 0 до 3 лет, получивших помощь с применением технологий раннего вмешательства.

Увеличение числа образовательных и медицинских учреждений, внедривших здоровьеразвивающие технологии обучения, технологии "школа здоровья", являющихся территориями, свободными от табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков. Сокращение числа детей и подростков, употребляющих табачную и алкогольную продукцию, наркотики, психотропные и другие токсические вещества.

Наличие доступной для населения развитой сети учреждений, оказывающих помощь детям и подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, включая телефоны доверия, консультирование в режиме "онлайн". Сокращение числа подростковых суицидов.

Доступность физкультурно-спортивной, туристической инфраструктуры для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей. Увеличение доли детей и подростков, систематически занимающихся физической культурой и спортом. Увеличение показателей летнего оздоровления детей и подростков.

 

2.3. Внедрение примирительных технологий через досудебное разрешение конфликтов

 

2.3.1.  Краткий анализ ситуации

 

В Красноярском крае идет процесс формирования дружественного к ребенку правосудия. На опорных площадках краевого проекта "Ювенальные технологии - эффективный кейс-менеджмент" в ряде районов Красноярского края отрабатываются модели реабилитационного и длительного постреабилитационного сопровождения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом. Уже два года работает региональная межведомственная тренерская группа. Подготовлены и работают 12 тренеров по внедрению метода сетевой терапии; за 2011 год этот метод успешно применен в работе с 60 родителями и 126 детьми.

В 2011 году зарегистрировано 2 665 преступлений, совершенных несовершеннолетними, что на 0,2% меньше, чем в 2010 году. Вместе с тем в последние два года обозначились новые тенденции в подростковой преступности. Зарегистрирован рост на 3,5% (с 902 до 934) количества преступлений, совершенных подростками в группах, в том числе в группах со взрослыми, - на 3,5% (с 453 до 469). Число несовершеннолетних, совершивших преступления повторно, стало возрастать (с 600 до 621), в том числе имеющих условную меру наказания - на 4% (с 117 до 122).

Одной из самых опасных проблем является насилие над детьми. Значительная часть преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности детей совершается в семье, а также лицами, обязанными по закону заботиться о ребенке. В Красноярском крае, хотя и наметилась тенденция снижения числа преступлений в отношении несовершеннолетних, в том числе преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми, умышленным причинением тяжкого вреда здоровью, изнасилований несовершеннолетних, приоритетом региональной политики должна стать ориентация на соблюдение прав каждого ребенка. От преступных деяний в 2011 году погибло 54 ребенка (в 2010 году - 55), 92 (-15%) детям причинен тяжкий вред здоровью. В целом ситуация, сложившаяся в сфере профилактики преступлений против детей, защиты их прав, является неудовлетворительной и требует принятия неотложных мер.

Формирование важных этапов становления личности ребенка, нравственно-этического воспитания и профилактики дивиантного поведения, прежде всего, закладываются в семье. Родительский авторитет - влияние матери и отца, основанное на нравственных достоинствах, воспитывающих уважение к родителям и обществу. Основным дестабилизирующим фактором семейного благополучия служит злоупотребление родителями спиртными напитками, на почве чего в семьях происходят скандалы, драки, совершаются бытовые преступления, от которых в первую очередь страдают дети. В течение января-декабря 2011 года в органы предварительного расследования передано более 200 материалов по фактам неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, соединенных с жестоким обращением с ними, по которым возбуждено 90 уголовных дел, предусмотренных статьей 156 Уголовного кодекса Российской Федерации. Более 30% потерпевших по фактам жестокого обращения - дети в возрасте 4-7 лет, более 20% - до 3-х лет. Практически в каждом пятом случае телесные повреждения детям причиняются родителями (законными представителями несовершеннолетних), членами их семей (мачехи, отчимы, бабушки, дедушки).

На территории Красноярского края действует Закон Красноярского края  от 02.11.2000 №12-961 "О защите прав ребенка", согласно которому определен перечень мест, где нахождение несовершеннолетних запрещено, в том числе в ночное время без сопровождения взрослых лиц. За период его действия в Красноярском крае выявлено более 4 тысяч подростков, оказавшихся безнадзорными, в отношении родителей приняты меры административного воздействия и формирования у них ответственного родительства. В органы внутренних дел Красноярского края в 2011 году доставлено 6 885 несовершеннолетних, 20% из которых являются безнадзорными и беспризорными.

Координация деятельности органов и учреждений, призванных осуществлять профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиту их прав, возложена на муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних. Однако их компетентность, владение современными технологиями профилактики и социальной реабилитации и, в конечном счете, результативность деятельности в отдельных территориях края пока не соответствует стоящим перед ними целям и задачам.

 

2.3.2.  Основные задачи

 

Создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей, системы правосудия и системы исполнения наказаний, дружественных к ребенку. Укрепление системы межведомственного взаимодействия в сфере работы с подростками и семьями группы риска.

Усиление межведомственного взаимодействия в муниципальных образованиях Красноярского края всех субъектов профилактики детского неблагополучия, направленного на скорейшее решение проблем конкретной семьи с детьми с учетом особенностей сложившейся ситуации, а также в части сопровождения подростков, вернувшихся из воспитательных центров, с целью их скорейшей социальной адаптации.

Наполнение действенными механизмами индивидуальных программ реабилитации подростков группы риска с выделением четких критериев их эффективности, алгоритмом процесса реабилитации и обеспечением непрерывности сопровождения.

Развитие в Красноярском крае системы ювенальной юстиции в части специальных составов судов, качественной реабилитации осужденных в воспитательных центрах с целью сокращения вторичной преступности. Совершенствование системы сопровождения на досудебном, судебном и постсудебном этапах несовершеннолетних компетентными социальными педагогами и психологами, кратковременная переподготовка действующих специалистов по данному направлению.

Дальнейшее развитие в Красноярском крае системы ювенальных технологий в деятельности судей, обеспечение качественной реабилитации осужденных в воспитательных центрах с целью снижения повторной преступности. Совершенствование системы индивидуального профилактического сопровождения несовершеннолетних на досудебном, судебном и постсудебном этапах компетентными социальными педагогами и психологами, кратковременная переподготовка действующих специалистов по данному направлению.

Организация деятельности учреждений, специалистов, волонтеров по социально-психологической реабилитации детей - жертв насилия.

Активное привлечение общественности к выявлению фактов жестокости и насилия по отношению к детям.

 

2.3.3.   Первоочередные меры

 

Разработка программы воспитательных мер и мер социально-психологического и педагогического сопровождения детей, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, обеспечение взаимодействия судов, центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей и правоохранительных органов со специалистами по ювенальным технологиям - медиаторами, психологами, социальными педагогами и социальными работниками при ее реализации.

Организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов среди участников образовательного процесса, профилактику девиантного поведения несовершеннолетних, улучшение межличностных отношений учащихся в образовательном учреждении.

Распространение института уполномоченных по правам ребенка на все муниципальные образования Красноярского края, введение в территориях Красноярского края практики заслушивания и обсуждения докладов о положении детей, подготовленных уполномоченными по правам ребенка, с целью совершенствования деятельности в этом направлении.

Повышение эффективности работы и ответственности органов опеки и попечительства, усиление профилактических мер по защите прав и интересов детей, находящихся в социально опасном положении, обеспечение раннего выявления семей, находящихся в кризисной ситуации, в целях защиты прав детей, проживающих в таких семьях, и сохранения для ребенка его родной семьи. Введение четких регламентов межведомственного взаимодействия, исключающих "зоны невидимости" в непрерывном сопровождении подростка группы риска в период передачи его дела из одной инстанции в другую, с целью исключения рисков совершения повторных правонарушений.

Расширение сети пилотных проектов в Красноярском крае по внедрению технологий восстановительного подхода, реализации примирительных программ и применению механизмов возмещения ребенком-правонарушителем ущерба потерпевшему в целях примирения. Широкое внедрение технологий кейс-менеджмента на муниципальном уровне через тренинговую подготовку команд сопровождения подростков и семей с детьми.

Создание инфраструктуры, обеспечивающей социальную, психологическую и иную реабилитационную помощь жертвам преступлений.

Организация работы по восстановлению отношений детей, находящихся в местах лишения свободы, с их семьями и ближайшим социальным окружением и оказание помощи таким детям в адаптации и ресоциализации по окончании отбывания наказания. Разработка и внедрение инновационных программ профессионального обучения детей, несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, для приобретения ими современных профессий, востребованных на рынке труда.

Распространение на лиц, осужденных к лишению свободы в несовершеннолетнем возрасте и освободившихся в возрасте от 18 до 23 лет, права на получение социальной поддержки, сопровождение и постпенитенциарную реабилитацию со стороны служб, осуществляющих эту работу в отношении несовершеннолетних. Отнесение несовершеннолетних, находящихся в следственных изоляторах и воспитательных колониях, к категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Определение соответствующих критериев в системе оплаты труда специалистов, которые учитывали бы результативность их деятельности.

Проведение научных, социологических исследований в целях выработки эффективной политики в отношении детей, совершивших правонарушения, планирования ее реализации и оценки достигнутых результатов.

 

2.3.4.  Долгосрочные проекты

 

Формирование краевого банка данных родителей, лишенных родительских прав. Организация работы по информированию заинтересованных органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о переезде таких родителей, обеспечение нормативно-правовой базы данного направления деятельности. Обязательный и постоянный учет лиц, лишенных родительских прав, в реестре семей, нуждающихся в реабилитации, так как через короткий промежуток времени у данных лиц, как правило, рождаются другие дети.

Создание краевой государственно-муниципальной сети ресурсных центров семейной медиации под патронатом комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Красноярского края, а также психолого-педагогических учреждений для работы с детьми, находящимися в конфликте с законом, и их социальным окружением.

Проект социально-реабилитационных центров и приютов, образованных на территории Красноярского края "Вместе с папой и мамой", по эффективным практикам семейного примирения для детей, убегающих из семей, и их родителей.

 

2.3.5. Ожидаемые результаты

 

Создание эффективной многоуровневой системы защиты детства, основанной на международных стандартах и не противоречащей российской ментальности и семейным ценностям.

Реализация в Красноярском крае государственно-общественного механизма исполнения Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989.

Повышение уровня защищенности ребенка от насилия и любых форм эксплуатации, обеспечение гарантий получения детьми - жертвами насилия социально-психологической помощи.

Снижение количества правонарушений, совершаемых детьми и в отношении детей. Укрепление атмосферы доброжелательности в школьной и семейной среде.

Уменьшение числа осужденных подростков и подростков, находящихся в местах лишения свободы. Повышение качества реабилитационной и социализирующей деятельности в отношении детей, лишенных свободы.

 

3. Развитие детей

 

3.1. Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей

 

3.1.1.  Краткий анализ ситуации

 

Основной проблемой доступности дошкольного образования для всех категорий детей является дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях: обеспеченность местами в детских садах в среднем по Красноярскому краю не превышает 60%. Наиболее остро эта проблема стоит в городе Красноярске. При этом услугой дошкольного образования в Красноярском крае охвачено около 80% детей в возрасте от 3 до 7 лет через различные формы дошкольного образования, включая группы кратковременного пребывания при дошкольных и общеобразовательных учреждениях, семейные группы, а также негосударственные организации, оказывающие услугу дошкольного образования или услугу присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста. Помимо необходимости опережающего строительства новых детских садов для повышения доступности дошкольного образования для населения необходимо и развитие различных его форм. В Красноярском крае пока не получила достаточного развития частная инициатива по созданию альтернативных дошкольных центров. Недостаточно развита инфраструктура, обеспечивающая преодоление проблем развития детей дошкольного возраста в области речевого, моторного, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка. Система дошкольного образования практически не доступна детям-инвалидам.

В системе образования Красноярского края численность детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, по данным государственной и ведомственной статистической отчетности в 2012 году составила 313 491 человек (76,3% от общей численности детей этого возраста).

Это стало возможным за счет:

создания инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом, спортивно-техническими видами спорта, туризмом, техническим творчеством;

увеличения сети физкультурно-спортивных клубов на базе общеобразовательных учреждений;

развития практики реализации круглогодичных интенсивных школ, дистанционных программ и проектов;

создания в крае многоуровневой системы предъявления результатов образовательной деятельности детей (конкурсы, выставки, фестивали, конференции, форумы и т.д.).

В рамках краевой долгосрочной целевой программы "Дети" построено 130 современных школьных спортивных дворов, площадок, только за период 2011-2012 учебного года введено 10 спортивных дворов, площадок; оснащено 100 физкультурно-спортивных клубов спортивным инвентарем и оборудованием; введено в школы дополнительно 96 ставок инструкторов по физической культуре и спорту, всего 410 ставок, создан 571 физкультурно-спортивный клуб.

Реализация долгосрочной целевой программы "Техническое творчество детей, учащейся и студенческой молодежи" на 2011-2013 годы обеспечит:

укрепление и обновление материально-технической базы 12 (100%) муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования технической направленности;

укрепление и обновление материально-технической базы 14 муниципальных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дополнительного образования детей технической направленности;

открытие 7 технических объединений в муниципальных образованиях края;

создание 10 базовых площадок по основным направлениям деятельности в системе технического творчества учащихся: авиа-, авто-, судомоделирование, радиоэлектроника, ракетостроение, прикладная электроника, робототехника, технические виды спорта.

Вместе с тем для системы дополнительного образования ключевыми проблемами являются:

несоответствие материально-технической базы объединений технической направленности современным технико-технологическим требованиям;

недостаток квалифицированных педагогических кадров, имеющих базовую подготовку в области современных видов инженерно-технической деятельности.

В Красноярском крае сложилась система общеобразовательных учреждений (школ, лицеев, гимназий), учитывающая и развивающая одаренность детей в различных сферах. Вместе с тем в типовой общеобразовательной школе недостаточно учитываются индивидуальные особенности талантов и возможностей детей и подростков, не замечается их успешность в отдельных видах деятельности, что способствует формированию у большинства учащихся психологии "неудачников". Этому же способствует явный приоритет одной лишь академической успешности, которая в конечном счете приводит к формированию такой жизненной ценности, как наличие формального диплома о высшем образовании. Система общего образования трудно воспринимает приоритетные формы образования особых детей - интегрированное, инклюзивное образование, полагая, что для этого должны быть отдельные (иные) учреждения.

В целом отвечая требованиям к качеству образования, школы края в своей массе демонстрируют невысокие результаты единого государственного экзамена по математике и некоторым естественно-научным предметам, неудовлетворительные результаты показали по математике - 54,6% выпускников, по химии - 62,5%, по физике - 52,4% аттестуемых. В школах края пока недостаточно профильных классов и специализаций по дисциплинам инженерной направленности как проектировочно-коммуникационной компетентности, включая и социальную инженерию.

В настоящее время для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае существует дифференцированная сеть образовательных учреждений. Прежде всего, она включает специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Это 37 специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта; 3 оздоровительных образовательных учреждения санаторного типа с 2 филиалами.

Современная школа, остро нуждаясь в образцах жизненной и профессиональной успешности, определяющих сознательный жизненный выбор школьников, не имеет пока достаточных связей с профессиональными коллективами предприятий, корпораций, научных институтов и др. Не во всех школах Красноярского края в достаточной мере развито и ученическое самоуправление как форма активного включения обучающихся во внеучебную практику и как форма детского позитивного нормотворчества. Дефицит такой социализации сказывается в целом на уровне инфантильности, несамостоятельности, устойчивости к жизненным проблемам подростков и молодежи. Можно констатировать, что из педагогической практики современной школы практически ушла системная работа с лидерскими качествами школьников.

Учитывая то, что современные старшеклассники в качестве желаемых образов уже не видят никаких реальных персоналий и опираются на абстрактные образцы ("интеллектуал", "интеллигент", "олигарх", "креатор"), традиционные формы воспитательного процесса в школе оказываются малоэффективными. В свою очередь, низкий уровень гражданско-патриотического и культурного развития различных категорий детей приводит к возникновению в подростковой среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, агрессивности и другим асоциальным проявлениям.

Горизонт интеллектуального развития современных детей ограничен не только возможностями среды, но и представлениями учителей и родителей. Последние, традиционно заботясь об образовательном компоненте, забывают, что важнейшей сферой, дефицит которой сказывается на формировании нравственности и духовности нового поколения, является сфера передачи эмоционального опыта и культурных практик. Стремительный захват Интернетом молодого поколения - в том числе и следствие недостатка эмоционального контакта, интересных форматов совместных увлечений и практик "отцов и детей".

 

3.1.2.  Основные задачи

 

Повышение доступности и качества дошкольного образования как именно образования, создающего фундамент развития и обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в начальную школу. На этапе дошкольного образования очень важны организация психолого-педагогической поддержки семьи, создание здоровьеразвивающей среды и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка.

Внедрение модели "детский сад - начальная школа" как единой площадки выявления, поддержки и развития одаренностей ребенка, педагогической поддержки у младших школьников в условиях социализации креативности как способности создавать новое.

Распространение практик интегрированного, инклюзивного образования на территории края.

Реорганизация сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, реализующих в зависимости от вида образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и образовательные программы среднего профессионального образования. (В редакции Распоряжения Губернатора Красноярского края от 24.03.2015 № 131-рг)

Обновление программ и методов работы образовательных учреждений в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", обеспечивающих требуемое новыми стандартами качество образования, доступность для каждого старшеклассника нескольких профилей обучения, соответствующих его склонностям и жизненным планам.

Сбалансированное профильное обучение в старших классах образовательного учреждения, реализующего образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, сочетающее углубленные знания по одной группе предметов с необходимым "базовым" знанием по другим группам предметов, введение гибких форм организации учебного процесса. (В редакции Распоряжения Губернатора Красноярского края от 24.03.2015 № 131-рг)

Разработка и внедрение современных профессионально-ориентационных форматов деятельности системы профессионального образования для содействия формированию у молодежи осознанного выбора профессиональной деятельности, построению индивидуальной карьеры, стремлению быть конкурентоспособными на рынке труда.

Защита образовательных прав детей, принадлежащих к национальным и этническим группам, проживающих в экстремальных условиях районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Формирование новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение.

Развитие системы дополнительных образовательных услуг, инфраструктуры развития и воспитания детей.

Для развития системы дополнительного образования необходимо обеспечение совокупности условий:

кадровых (организация повышения квалификации педагогических и управленческих кадров);

научно-методических (развитие программно-методического обеспечения, разработка способов мониторинга и оценки эффективности дополнительного образования детей);

организационно-управленческих;

материально-технических (развитие материально-технической базы в соответствии с требованиями личности, государства, общества, инновационной экономики, рынка труда, техносферы образования);

информационных;

финансово-экономических.

Организация профилактики межэтнической, межконфессиональной и социально-имущественной напряженности в образовательной среде в соответствии с современными вызовами.

Обеспечение информационной безопасности детства путем реализации региональной государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

 

3.1.3  Первоочередные меры

 

Реализация программы региональной государственной поддержки строительства новых дошкольных образовательных учреждений, а также развития альтернативных форм дошкольного образования.

Повышение доступности для каждого старшеклассника качественного образования, выбора профилей обучения, соответствующих его склонностям и жизненным планам.

Обеспечение равного, безбарьерного доступа в образовательные учреждения детям-инвалидам.

Разработка региональной нормативно-правовой и методической базы по реализации инклюзивного образования. Внедрение эффективных механизмов обучения, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательных учреждений.


Информация по документу
Читайте также