Расширенный поиск
Постановление Правительства Челябинской области от 18.11.2004 № 149-п ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 18.11.2004 г. N 149-п г. Челябинск О специальных экологических программах Рассмотрев проекты специальных экологических программ: "Реабилитация поймы реки Теча в пределах села Муслюмово", "Обеспечение жильем граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ПО "Маяк" и "Совершенствование медицинской помощи гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, и их потомкам: снижение риска медицинского облучения", разработанные во исполнение Федерального закона "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории" и в соответствии с распоряжением Губернатора Челябинской области от 25.12.2003 г. N 2434-р "О создании рабочей группы", Правительство Челябинской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Одобрить прилагаемые проекты специальных экологических программ: "Реабилитация поймы реки Теча в пределах села Муслюмово"; "Обеспечение жильем граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ПО "Маяк"; "Совершенствование медицинской помощи гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, и их потомкам: снижение риска медицинского облучения". 2. Направить проекты специальных экологических программ, указанные в пункте 1 настоящего постановления, в Федеральное агентство по атомной энергии и в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования для рассмотрения и утверждения в установленном порядке. 3. Организацию выполнения настоящего постановления возложить на Министра радиационной и экологической безопасности Челябинской области Подтесова Г.Н. Председатель Правительства Челябинской области П.И. Сумин Одобрена постановлением Правительства Челябинской области от 18.11.2004 г. N 149-п Специальная экологическая программа "Реабилитация поймы реки теча в пределах села муслюмово" Паспорт специальной экологической программы "Реабилитация поймы реки Теча в пределах села Муслюмово" Наименование Программы Реабилитация поймы реки Теча в пределах села Муслюмово (далее именуется - Программа)
Основание для Федеральный закон от 10.07.2001 N 92-ФЗ "О разработки Программы специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории"; распоряжение Губернатора Челябинской области от 25.12.2003 г. N 2434-р "О создании рабочей группы"
Государственный Федеральное агентство по атомной энергии заказчик - координатор
Государственный Правительство Челябинской области заказчик Программы
Основной исполнитель Министерство по радиационной и экологической Программы безопасности Челябинской области, Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области
Основные разработчики Министерство, по радиационной и экологической Программы безопасности Челябинской области
Цель Программы снижение уровней облучения населения села Муслюмово, проживающего вблизи реки Теча, подвергшейся радиоактивному загрязнению
Задачи Программы реабилитация радиационно загрязненных участков поймы реки Теча в пределах села Муслюмово; исключение использования населением воды реки Теча для хозяйственно-бытовых целей
Сроки реализации 1 этап - 2005 год Программы 2 этап - 2006 - 2008 годы
Перечень основных инженерно-технические работы по реабилитации Мероприятий поймы реки Теча в пределах села Муслюмово, включая проектно-изыскательские работы
Объем и источники валютные средства, поступающие от внешнеторговых финансирования операций с облученными тепловыделяющими сборками Программы ядерных реакторов на специальный счет целевого бюджетного фонда Федерального агентства по атомной энергии; общий объем финансирования Программы составляет 362985 тыс. рублей, из них капитальные вложения - 362985 тыс. рублей, в том числе: 2005 год - 17285,0 тыс. рублей 2006 год - 103710,0 тыс. рублей 2007 год - 172850,0 тыс. рублей 2008 год - 69140,0 тыс. рублей
Ожидаемые конечные локализация пойменных загрязнений; результаты реализации снижение риска неблагоприятных медицинских Программы последствий в 18,5 раз в среднем по селу Муслюмово и в 32 раза для станции Муслюмово; снижение внутреннего облучения за счет снижения удельной активности растительности на рекультивированных землях
Контроль за реализацией осуществляется в порядке, установленном пунктами мероприятий Программы 9 и 10 Положения о финансировании специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2003 N 588 "Об утверждении Положения о финансировании специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территорий" 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Сбросы радиоактивных отходов предприятия в реку Теча (1949 - 1956 годы) привели к загрязнению речной поймы, так как загрязненная речная вода в период паводков затапливала пойму, оставляя по берегам и руслу слой радиоактивных наносов. В 1956 - 1962 годах с берегов реки Теча переселено около 8 тыс. человек, вдоль реки установлена санитарно-защитная зона общей площадью 80 кв. км с ограничительным режимом, запрещающим использование воды и пойменных угодий реки для питья и хозяйственной деятельности. Сброс жидких радиоактивных отходов в реку Теча давно прекращен, но донные отложения радиоактивны до сих пор, так как содержат долгоживущие радионуклиды стронций-90 и цезий-137. В настоящее время радиоэкологическая обстановка в селе Муслюмово характеризуется как неблагоприятная, что объясняется его близким местоположением к району Асановских болот, откуда в реку Теча продолжают поступать депонированные там радионуклиды, а также наличием загрязненных пойменных отложений в районе села. Концентрация стронция-90 в воде реки Теча в пределах села Муслюмово исключает возможность использования ее для хозяйственных и питьевых нужд населения. Однако недостаточность существующего артезианского водоснабжения вынуждает жителей села производить полив приусадебных участков и выпой скота из реки Теча. Использование пойменных земель для выпаса скота и заготовки кормов животным приводит к тому, что по пищевой цепочке радионуклиды попадают в организм человека. Согласно материалам федерального государственного учреждения "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Челябинской области" доза внешнего техногенного облучения населения, проживающего в селе Муслюмово и на станции Муслюмово, формируется с учетом пребывания в пойме реки Теча и составляет для лиц, посещающих пойму, 0,483 куб. м в/год в среднем. Максимальные значения оцениваются в 0,842 куб. м в/год, и они в большей степени касаются жителей железнодорожной станции Муслюмово. Следует иметь в виду, что критической группой для села Муслюмово являются пастухи. Их доза облучения превышает регламент в 1,0 куб. м в/год за счет преимущественно внешнего облучения, которое формируется за более длительный период пребывания в пойме. Для снижения радиационной нагрузки на организм людей, проживающих в селе Муслюмово, необходимо реабилитировать загрязненную пойму и исключить использование речной воды для бытовых целей населения. 2. Цели и задачи программы, сроки и этапы ее реализации Целью программы является снижение уровней облучения населения села Муслюмово, проживающего вблизи реки Теча, подвергшейся радиоактивному загрязнению. Задачи программы: реабилитация радиационно загрязненных участков поймы реки Теча в пределах села Муслюмово; исключение использования населением воды реки Теча для хозяйственно-бытовых целей. Срок реализации программы - 2005 - 2008 годы. Реализация осуществляется в два этапа: 1 этап - в течение 2005 года выполнение проектно-изыскательских работ, 2 этап - в течение 2006 - 2008 годов выполнение строительно-монтажных работ. 3. Программные мероприятия Основные мероприятия по реабилитации поймы реки Теча предусматривают инженерно-технические работы по реабилитации поймы реки Теча в пределах села Муслюмово, включая проектно-изыскательские работы. На основании распоряжения главы администрации Челябинской области от 21.04.1992 г. N 903-Р и в соответствии с техническим заданием Всероссийским проектным и научно-исследовательским институтом комплексно-энергетической технологии "ВНИПИЭТ" было разработано технико-экономическое обоснование реабилитации поймы реки Теча до села Муслюмово. В 1995 году была проведена корректировка технико-экономических расчетов строительства сооружений по реабилитации поймы реки Теча в селе Муслюмово. Из нескольких вариантов технических решений, направленных на локализацию радионуклидов и реабилитацию участка для оздоровления радиоэкологической обстановки в районе поселка, выбран вариант укрепления и формирования русла реки с учетом прохождения паводков 0,01 процент обеспеченности, без предварительного удаления загрязненных пойменных отложений. Постоянное русло реки в виде канала выполняется путем засыпки бортов поймы с формированием трапецеидального поперечного сечения. Отсыпка поймы чистым грунтом производится в три слоя: суглинок (1 м), песок-щебень (0,5 м), любой местный грунт (1,5 м). По всей верхней границе отсыпки местного грунта вдоль русла выполняется нагорная канава для перехвата и отвода дождевых и талых вод. Берега реки укрепляются скальным грунтом. Постоянное русло обеспечит прохождение паводков без затопления поймы, что предотвратит вторичное загрязнение чистого насыпного грунта. Формирование и укрепление русла реки в пределах села Муслюмово, засыпка чистым грунтом прилегающих пойменных участков позволит локализовать радиоактивные вещества и снизить радиационную нагрузку на жителей села. Для обеспечения населения водой для полива приусадебных участков и других целей предусматривается водоснабжение из артезианских скважин. ----|-------------------------|-----------|------------------------------------ | N |Наименование мероприятия | Всего, | В том числе, тыс. рублей | |п/п| |тыс. рублей|--------|--------|--------|--------| | | | |2005 год|2006 год|2007 год|2008 год| |---+-------------------------+-----------+--------+--------+--------+--------| |1. |Проектные и | 17285 | 17285 | - | - | - | | |изыскательские работы | | | | | | |---+-------------------------+-----------+--------+--------+--------+--------| |2. |Работы по реабилитации | 345700 | - | 103710 | 172850 | 69140 | | |поймы в пределах села | | | | | | | |Муслюмово | | | | | | |---+-------------------------+-----------+--------+--------+--------+--------| | |Итого | 362985 | 17285 | 103710 | 172850 | 69140 | ----|-------------------------|-----------|--------|--------|--------|--------- 4. Ожидаемые результаты и социально-экономическая эффективность программы В результате выполнения специальной экологической программы будет достигнуто: локализация пойменных загрязнений; снижение риска неблагоприятных медицинских последствий в 18,5 раза в среднем по населенному пункту и в 32 раза для станции Муслюмово; снижение внутреннего облучения за счет снижения удельной активности растительности на рекультивированных землях. 5. Ресурсное обеспечение программы Финансирование специальной экологической программы осуществляется за счет валютных средств, поступающих от внешнеторговых операций с облученными тепловыделяющими сборками ядерных реакторов на специальный счет целевого бюджетного фонда Федерального агентства по атомной энергии. Ориентировочные объемы финансирования мероприятий программы - 360 - 370 млн. рублей. 6. Контроль за реализацией мероприятий программы Контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляется в порядке, установленном в пунктах 9 и 10 Положения о финансировании специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2003 N 588 "Об утверждении Положения о финансировании специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территорий". Послойная засыпка загрязненной поймы р. Теча в пределах с. Муслюмово Послойная засыпка загрязненной поймы р. Теча в пределах с. Муслюмово прилагается. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к специальной экологической программе "Реабилитация реки Теча в пределах села Муслюмово" 1. Радиоэкологическая обстановка в районе села Муслюмово Несовершенство ядерной технологии на первых этапах деятельности производственного объединения "Маяк", а также радиационные аварии, имевшие место на предприятии, привели к радиоактивному загрязнению отдельных территорий Челябинской области и обусловили комплекс проблем, требующих решения на федеральном уровне, в том числе путем реализации специальной экологической программы реабилитации радиационно загрязненных участков территории. Река Теча на рассматриваемом участке (в пределах села Муслюмово) имеет ширину русла 22 м, протяженность 4,5 км, скорость течения воды 0,4 - 0,5 м/с, глубину 0,5 - 1,5 м. Минимальный и максимальный среднегодовые расходы, зарегистрированные на гидропосту в селе Муслюмово, составляют 0,23 куб. м/с и 4,82 куб. м/с соответственно. Рельеф правого берега реки Теча от железнодорожного моста - спокойный и имеет два уровня затопления: первый - весной систематически закрыт паводком, второй - затапливается только во время сильных половодий. Левый берег реки более высокий. В районе железнодорожной станции Муслюмово левобережная пойма не затапливается весной вообще, ниже по течению берег закрывается паводком на расстояние 5 - 18 метров. Образование и накопление радиоактивных пойменных наносов, существующих в настоящее время в районе села Муслюмово, началось с 1949 года, когда в реку Теча предприятием ПО "Маяк" сбрасывались жидкие радиоактивные отходы. Загрязненная речная вода в период паводков затапливала пойму, оставляя по берегам и руслу слой радиоактивных наносов. Сброс радиоактивных отходов в реку Теча прекращен в 1956 году, но донные отложения до сих пор радиоактивны, т.к. содержат долгоживущие радионуклиды стронций-90 и цезий-137. Таблица 1 <*> Распределение и запас радионуклидов в донных отложениях в районе села Муслюмово ---------------|------------------------------|------------------------------- | Отложения | Русловые | Пойменные | |--------------+--------------|---------------+--------------|---------------| |р/нуклид | Стронций-90 | Цезий-137 | Стронций-90 | Цезий-137 | |параметр | | | | | |--------------+--------------+---------------+--------------+---------------| |Концентрация, |(0,3 - 3)Е+03 | (2,7 - 7)Е+03 | 1,7Е+05 | 5,6Е+05 | |Бк/кг | | | | | |--------------+--------------+---------------+--------------+---------------| |Плотность, | 24,8 | 74,4 | 23,5 | 76,6 | |Ки/кв. км | | | | | ---------------|--------------|---------------|--------------|---------------- ------------------------------------ <*> - Табличные значения приняты по материалам ПО "Маяк" к корректировке ТЭР по реабилитации реки Теча в пределах села Муслюмово (С.-Пб. 1995 г.). Концентрация радионуклидов выше в пойменных отложениях, чем в русловых потому, что последние находятся в постоянном контакте с проточной водой. Данные радиационного контроля показывают, что плотность загрязнения грунта стронцием-90 и цезием-137 значительно больше у уреза воды, чем на некотором расстоянии от него. Основная часть радионуклидов (85 процентов) сосредоточена в верхнем двадцатисантиметровом слое грунта. Соотношение цезия и стронция изменяется, с увеличением глубины отбора проб, в сторону увеличения количества стронция. Загрязненные пойменные грунты не единственный источник радиационной опасности в селе Муслюмово, ко второму источнику следует отнести воду реки Теча. По гидропосту села зарегистрировано содержание стронция-90 в воде 5Е-10 Ки/л, цезия-137 - 1,35Е-11 Ки/л. При такой концентрации стронция-90 в воде реки, недопустимо ее использования для нужд населения. Однако, недостаток артезианского водоснабжения вынуждает жителей осуществлять полив приусадебных участков и выпой скота водой из реки Теча. Доза внешнего техногенного облучения населения, проживающего в селе Муслюмово и на станции Муслюмово формируется с учетом пребывания в пойме реки Теча. Для лиц, посещающих пойму, доза составляет в среднем 0,483 куб. м. в/год. Для жителей железнодорожной станции Муслюмово значение дозы достигает 0,842 куб. м. в/год. Для снижения радиационной нагрузки на организм жителей села Муслюмово, необходимо реабилитировать загрязненную пойму и исключить использование населением речной воды для бытовых целей. 2. Снижение рисков Индивидуальный риск возникновения неблагоприятных медицинских последствий в среднем по селу Муслюмово за счет внешнего техногенного облучения составляет 3,5Е-5. Согласно НРБ-99 предел индивидуального риска составляет 5,0Е-5. Для жителей станции Муслюмово риск соответственно составляет 6,1Е-5, т.е. превышает предел. Реабилитация пойменных земель приведет к резкому снижению индивидуального риска, только за счет снижения внешнего облучения он может достигнуть 0,19Е-5, таким образом реабилитация пойменных земель снизит риск неблагоприятных медицинских последствий в 18,5 раз в среднем по селу и в 32 раза для станции Муслюмово. К этому следует добавить, что за счет снижения удельной активности растительности на рекультивированных землях произойдет и снижение внутреннего облучения, правда не столь значительно, как внешнего. 3. Ресурсное обеспечение Источником финансирования программы являются валютные средства, поступающие от внешнеторговых операций с облученными тепловыделяющими сборками ядерных реакторов на специальный счет целевого бюджетного фонда Федеральное агентство по атомной энергии. Ориентировочный объем финансирования специальной экологической программы - 360 - 370 млн. рублей. Министр радиационной и экологической безопасности Челябинской области Г.Н. Подтесов Одобрена постановлением Правительства Челябинской области от 18.11.2004 г. N 149-п Специальная экологическая программа "Обеспечение жильем граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ПО "Маяк" Паспорт специальной экологической программы "Обеспечение жильем граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ПО "Маяк"
Наименование Обеспечение жильем граждан, подвергшихся Программы воздействию радиации вследствие аварии на ПО "Маяк" (далее именуется - Программа)
Основание и дата Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 92-ФЗ "О принятия решения о специальных экологических программах реабилитации разработке Программы радиационно загрязненных участков территории", распоряжение Губернатора Челябинской области от 25.12.2003 N 2434-р "О создании рабочей группы"
Государственный Федеральное агентство по атомной энергии Заказчик - координатор Программы
Государственный Правительство Челябинской области Заказчик Программы
Основные разработчики Министерство по радиационной и экологической Программы безопасности Челябинской области
Основные исполнители Министерство по радиационной и экологической Программы безопасности Челябинской области, Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, администрации муниципальных образований Челябинской области
Цель Программы обеспечение жильем граждан, проживающих в Челябинской области и состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрациях муниципальных образований, имеющих льготу по бесплатному предоставлению благоустроенного жилья согласно Федеральному закону "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"
Задачи Программы реализация гарантированного государством права на бесплатное предоставление жилья пострадавшим от аварии на ПО "Маяк" гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, путем строительства жилых домов (с последующим распределением квартир) и приобретения жилья на первичном и вторичном рынках жилья
Сроки реализации 2005 - 2009 годы Программы
Перечень основных строительство и приобретение квартир и домов на мероприятий Программы первичном и вторичном рынках жилья
Объем и источники валютные средства, поступающие от внешнеторговых финансирования операций с облученными тепловыделяющими сборками Программы ядерных реакторов, поступающие на специальный счет целевого бюджетного фонда Федерального агентства по атомной энергии; общий объем финансирования Программы составляет 690007,3 тыс. рублей, в том числе капитальные вложения - 690007,3 тыс. рублей, в том числе по годам: 2005 год - 136889,5 тыс. рублей 2006 год - 136889,5 тыс. рублей 2007 год - 136889,5 тыс. рублей 2008 год - 136671,5 тыс. рублей 2009 год - 142667,3 тыс. рублей
Ожидаемые результаты обеспечение жильем граждан, имеющих право на реализации Программы бесплатное предоставление жилья за счет средств федерального бюджета; ввод в эксплуатацию 60219,3 кв. метров общей площади жилья; приобретение 14781,5 кв. метров общей площади жилья улучшение условий жизни населения, проживающего в районах, пострадавших от радиоактивного загрязнения, или ранее подвергшегося радиационному воздействию увеличение продолжительности жизни граждан за счет повышения качества жизни; снижение социальной напряженности в регионе
Контроль за осуществляется в порядке, установленном пунктами 9 реализацией и 10 Положения о финансировании специальных мероприятий Программы экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2003 N 588 "Об утверждении Положения о финансировании специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территорий" 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Радиационные аварии на производственном объединении "Маяк" привели к радиоактивному загрязнению отдельных территорий Челябинской области и обусловили комплекс проблем, требующих решения на федеральном и областном уровнях. Сбросы радиоактивных отходов производственного объединения "Маяк" в реку Теча в 1949 - 1956 годах привели к загрязнению речной поймы на протяжении 1000 километров. В 1956 - 1962 годах с берегов реки Теча переселено более 8 тыс. человек (ликвидировано 22 населенных пункта). Вдоль реки установлена санитарно-защитная зона общей площадью 80 кв. километров, пятую часть которой составляют земли сельскохозяйственного назначения. До настоящего времени на территории зоны сохраняется ограничительный режим, запрещающий использование воды и пойменных угодий реки для питья и хозяйственной деятельности. В результате взрыва в 1957 году емкости-хранилища высокоактивных отходов загрязнению подверглась территория площадью 23,5 тыс. кв. километров, на которой проживало около 380 тыс. человек. В 1957 - 1960 годах с территории Восточно-Уральского радиоактивного следа эвакуировано более 10 тыс. человек из 20 населенных пунктов, из сельскохозяйственного оборота временно выведено 119 тыс. гектаров земель. Ветровой разнос радиоактивных донных отложений озера Карачай в 1967 году обусловил дополнительное радиоактивное загрязнение 1800 кв. километров прилегающих территорий. Все эти радиационные ситуации привели к переоблучению 400 тыс. человек, вынужденной эвакуации 42 населенных пунктов. Начиная с 1991 года, проблема преодоления последствий указанных радиационных аварий решалась в рамках двух федеральных целевых, а в настоящее время решается в рамках третьей федеральной программы по социальной защите населения и реабилитации территорий, подвергшихся радиационному воздействию. В соответствии с этими программами в Челябинской области реализуется комплекс мер, направленных на радиационную, медицинскую и социальную защиту граждан, подвергшихся радиационному воздействию. Одним из основных мероприятий социальной защиты является обеспечение благоустроенным жильем граждан, категории которых определены Федеральным законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча". В соответствии с этим законом одноразовое обеспечение благоустроенным жильем гарантируется следующим категориям граждан: получившим лучевую болезнь или ставшим инвалидами вследствие воздействия радиации; участникам ликвидации последствий аварии в определенный период времени (ликвидаторам 1 периода); эвакуированным (переселенным) из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению; добровольно выехавшим из населенных пунктов, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 куб. м. в. За 1992 - 1995 годы действия первой государственной программы Российской Федерации по радиационной реабилитации Уральского региона и мерах по оказанию помощи пострадавшему населению на период до 1995 года было построено 49596 кв. метров жилья для пострадавшего населения (730 квартир). Сумма финансовых средств, поступивших в область за 1996 - 2001 годы в рамках реализации второй федеральной программы ("Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности ПО "Маяк", на период до 2000 года" утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 1996 года N 577, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 г. N 1034 продлена на 2001 год), позволила улучшить жилищные условия 432 семье (29233,9 кв. метров). Таким образом, за 1991 - 2001 годы было построено (приобретено) 78829,9 кв. метров общей площади жилья (1162 квартиры). Финансирование двух федеральных программ в целом, в том числе в части строительства и приобретения жилья, необходимого для реализации гарантированного государством льготного предоставления жилья определенным категориям граждан, составило 6 процентов и 34 процента соответственно, что, в свою очередь, не позволило решить одну из основных задач федеральных программ. За два года действия третьей федеральной целевой программы "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2001 года N 637 "О федеральной целевой программе "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года", за счет средств федерального бюджета приобретено 104 квартиры (4713,26 кв. метра) и построено 64 квартиры (3035,6 кв. метра общей площади жилья). Кроме того, за счет средств областного бюджета в 2003 году дополнительно приобретено 11 квартир (772,6 кв. метра). Таким образом, за 2002 - 2003 годы улучшили свои жилищные условия 179 человек (8521,46 кв. метра общей площади жилья). Низкая эффективность выполнения программ в части предоставления жилья связана с недостаточными объемами финансирования программ. По состоянию на 1 января 2004 года в Челябинской области в списках очередности на получение жилья числится 1344 человека. При этом необходимо отметить, что 304 семьи, эвакуированных в свое время из загрязненных населенных пунктов, до настоящего времени проживают в щитовых домах, построенных в 60-х годах прошлого столетия, срок эксплуатации которых был определен в 15 лет. 2. Цели, задачи и этапы реализации Программы Целью Программы является обеспечение жильем граждан, проживающих в Челябинской области и состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрациях муниципальных образований, имеющих льготу по бесплатному предоставлению благоустроенного жилья согласно Федеральному закону "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" Задачи Программы: реализация гарантированного государством права на бесплатное предоставление жилья путем строительства жилых домов (с последующим распределением квартир) и приобретения жилья на первичном и вторичном рынках жилья в городах и районах области, где граждане состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Программа будет реализована в течение 2005 - 2009 годов. 3. Программные мероприятия В целях реализации Программы планируется осуществить следующие мероприятия: строительство жилья; приобретение квартир и домов на первичном и вторичном рынках жилья. Таблица 1 Объем финансовых средств, необходимый для обеспечения жильем граждан, проживающих в Челябинской области и состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий
Строительство жилья Принимая во внимание количество очередников в администрациях муниципальных образований Челябинской области и насыщенность существующих рынков жилья, строительство жилых домов необходимо проводить в городах, где на учете нуждающихся состоит 30 человек и более. Это, в первую очередь, город Челябинск, районные центры Аргаяш, Кунашак, село Долгодеревенское Сосновского района, поселок Петровский Красноармейского района. Всего планируется построить 60219,3 кв. метра общей жилой площади. Таблица 2 Объем финансовых средств, необходимых для строительства жилья
Приобретение жилья Квартиры и дома будут приобретаться во всех населенных пунктах Челябинской области, где существует первичный и вторичный рынки жилья и где на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состоят пострадавшие от аварии на ПО "Маяк". Всего будет приобретено 14781,5 кв. метра общей жилой площади. Таблица 3 Объем финансовых средств, необходимых для приобретения жилья
------------------------------------ <*> - при расчете учитывалась норма 10 кв. метров дополнительной жилой площади для 41 человек, имеющих право на дополнительную площадь <**> при расчете учитывалась норма 10 кв. метров дополнительной жилой площади для 20 человек, имеющих право на дополнительную площадь. 4. Ожидаемые результаты и социально-экономическая эффективность Программы В результате реализации Программы предполагается в 2005 - 2009 годах освоить 690007,3 тыс. рублей капитальных вложений на строительство и приобретение жилья для определенных категорий граждан. В результате реализации Программы предусмотрены строительство 60219,3 кв. метра жилой площади и приобретение 14781,5 кв. метра общей жилой площади. Информация представлена в таблице. Таблица
Итоговый социально-экономический эффект от реализации Программы достигается за счет: улучшения условий жизни населения, проживающего в районах, пострадавших от радиоактивного загрязнения, или ранее подвергшегося радиационному воздействию; увеличения продолжительности жизни граждан за счет повышения качества жизни; снижения социальной напряженности в регионе. 5. Ресурсное обеспечение Программы Финансирование Программы осуществляется за счет валютных средств, поступающих от внешнеторговых операций с облученными тепловыделяющими сборками ядерных реакторов на специальный счет целевого бюджетного фонда федерального агентства по атомной энергии. Общий объем финансирования Программы на 2005 - 2009 годы составляет 690007,3 тыс. рублей в ценах 2004 года. 6. Контроль за реализацией мероприятий Программы Контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляется в порядке, установленном пунктами 9 и 10 Положения о финансировании специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2003 г. N 588 "Об утверждении Положения о финансировании специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территорий". ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к специальной экологической программе "Обеспечение жильем граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ПО "Маяк" В пункте 2 статьи 2 Федерального закона "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории" от 10 июля 2001 года N 92-ФЗ определенно, что разработка специальных экологических программ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии, в области охраны окружающей природной среды, программами социально-экономического развития Российской Федерации. При этом отмечается необходимость включения в специальные экологические программы мер по социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате радиационных аварий. В свою очередь на территории Российской Федерации в настоящее время действует Федеральный закон "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча". Этим законом предусмотрено, что одной из значимых мер социальной защиты является мера по одноразовому бесплатному предоставлению жилья следующим категориям граждан: получившим лучевую болезнь или ставшим инвалидами вследствие воздействия радиации; участникам ликвидации последствий аварии в определенный период времени (ликвидаторам 1 периода); эвакуированным (переселенным) из определенных населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению; добровольно выехавшим из населенных пунктов, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 миллизиверта. Начиная с 1991 года, проблема преодоления последствий радиационных аварий, произошедших в Уральском регионе, решалась в рамках двух федеральных целевых, а в настоящее время решается в рамках третьей федеральной программы по социальной защите населения и реабилитации территорий, подвергшихся радиационному воздействию. За 1992 - 1995 годы действия первой государственной программы Российской Федерации по радиационной реабилитации Уральского региона и мерах по оказанию помощи пострадавшему населению на период до 1995 года было построено 49596 кв. метра жилья для пострадавшего населения (730 квартир). Выполнение мероприятий в рамках реализации второй федеральной целевой программы за 1996 - 2001 годы ("Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности производственного объединения "Маяк", на период до 2000 года" утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 1996 года N 577, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034 продлена на 2001 год), позволило улучшить жилищные условия 432 семье (29233,9 кв. метра). Таким образом, в период 1991 - 2001 годы было построено (приобретено) 78829,9 кв. метра общей площади жилья (1162 квартиры). Вместе с тем финансирование этих федеральных программ в целом, в том числе в части строительства и приобретения жилья, необходимого для реализации гарантированного государством льготного предоставления жилья определенным категориям граждан, составило 6 процентов и 34 процента соответственно, что, в свою очередь, не позволило решить одну из основных задач федеральных программ. За два года действия третьей федеральной целевой программы "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года", утвержденной 29 августа 2001 года постановлением Правительства Российской Федерации N 637, за счет средств федерального бюджета приобретено 104 квартиры (4713,26 кв. метра) и построено 3035,6 кв. метра общей площади жилья (64 квартиры). Кроме того, за счет средств областного бюджета в 2003 году дополнительно приобретено 11 квартир (772,6 кв. метра). Таким образом, за 2002 - 2003 годы улучшили свои жилищные условия 179 человек (им предоставлено 8521,46 кв. метра общей площади жилья), в том числе по категориям: получившие лучевую болезнь или ставшие инвалидами вследствие воздействия радиации - 40 человек; участники ликвидации последствий аварии в определенный период времени (ликвидаторы 1 периода) - 24 человека; эвакуированные (переселенные) из определенных населенных пунктов, подвергшиеся радиоактивному загрязнению - 106 человек; добровольно выехавшие из населенных пунктов, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 миллизиверта - 9 человек. Низкая эффективность выполнения программ в части предоставления жилья связана с недостаточными объемами финансирования программ, что, в свою очередь, послужило причиной невыполнения государственных гарантий предоставления жилья определенным категориям граждан за счет средств федерального бюджета. Формирование списков очередности для предоставления жилья определенным категориям граждан за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с действующим в настоящее время законодательством. Согласно статье 29 Жилищного кодекса Российской Федерации, основанием признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий является обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, определяемого в установленном порядке. Так, решением исполнительного комитета Челябинского областного совета народных депутатов от 27.03.1984 N 112 в Челябинской области установлена единая норма жилой площади для принятия граждан на учет - 6 кв. метра на одного члена семьи. Кроме того, одним из оснований признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий является также проживание в домах на праве личной собственности, признанных ветхими по заключению бюро технической инвентаризации (с износом более 65 процента). В статье 29 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены иные основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Поскольку льгота по бесплатному предоставлению жилья для всех граждан определенных категорий является одноразовой, то при постановке на учет по месту регистрации каждый гражданин предоставляет документы, подтверждающие, во-первых, право на бесплатное обеспечение жильем и, во-вторых, нуждаемость в улучшении жилищных условий. Кроме того, гражданин представляет справку с прежнего места жительства о том, что ранее в рамках данного закона ему жилье не представлялось. По состоянию на 01.01.2004 в Челябинской области в списках очередности на получение жилья числится 1344 человека, подпадающих под действие вышеуказанного закона и признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, том числе: 143 человек - получившие лучевую болезнь, другое заболевание, связанное с воздействием радиации, или ставшие инвалидами вследствие воздействия радиации; 142 человек - участники ликвидации последствий аварии в определенный период времени (ликвидаторы 1 периода); 781 чел - эвакуированные (переселенные) из определенных населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению; 278 чел - добровольно выехавшие из населенных пунктов, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 миллизиверта. При этом необходимо отметить, что 304 семьи, эвакуированные в свое время из загрязненных населенных пунктов, до настоящего времени проживают в щитовых домах, построенных в 60-х годах прошлого столетия, срок эксплуатации которых был определен в 15 лет. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|