Расширенный поиск
Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 21.06.2017 № 309
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ
СОБРАНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ П О С Т А Н О В
Л Е Н И Е О
результатах мониторинга правоприменения закона
Вологодской области от 24 марта 2005 года № 1244-ОЗ "О полномочиях органов
исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления области
при переводе земель или
земельных участков из одной категории в другую" Законодательное
Собрание области постановляет: Утвердить прилагаемые результаты
мониторинга правоприменения закона Вологодской
области от 24 марта
2005 года № 1244-ОЗ "О полномочиях органов исполнительной
государственной власти и органов местного самоуправления области при переводе
земель или земельных участков из одной категории в другую". Председатель Законодательного
Собрания области А.Н. Луценко г. Вологда 21 июня 2017 года № 309 Утверждены постановлением Законодательного
Собрания области от 21.06.2017 № 309 Результаты мониторинга
правоприменения закона Вологодской
области от 24 марта 2005 года № 1244-ОЗ "О
полномочиях органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления
области при переводе земель или земельных участков из одной категории в
другую" I.
Общие положения Объект мониторинга – закон Вологодской области от 24 марта
2005 года № 1244-ОЗ "О полномочиях органов исполнительной
государственной власти и органов местного самоуправления области при переводе
земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее также –
Закон области). Субъект
мониторинга – постоянный комитет Законодательного Собрания области по аграрному
комплексу и продовольствию (далее – постоянный комитет). Цель мониторинга
Закона области – совершенствование законодательства в
сфере правового регулирования разграничения полномочий органов исполнительной государственной власти
и органов местного самоуправления области при переводе земель или земельных
участков из одной категории в другую. II.
Сведения о деятельности постоянного комитета Мониторинг
осуществлялся постоянным комитетом в соответствии с планом мероприятий
Законодательного Собрания области на первое полугодие 2017 года, утвержденным постановлением Законодательного Собрания
области от 28 декабря
2016 года № 772. Постоянным комитетом осуществлены следующие
мероприятия. 1. Совместно с правовым управлением
Законодательного Собрания области проведен анализ законодательства Вологодской
области и законодательства других субъектов Российской Федерации в сфере правового регулирования
разграничения полномочий органов исполнительной
государственной власти и
органов местного самоуправления области при переводе земель или земельных
участков из одной категории в другую. 2. Проведен
анализ судебной практики по оспариванию региональных нормативных правовых актов
по теме мониторинга. 2 3. Проведен анализ и сбор информации
о возникающих проблемах правоприменения Закона
области. 4. Результаты мониторинга
рассмотрены на заседании постоянного комитета по аграрному комплексу и
продовольствию. III. Проведение мониторинга Состояние законодательства Вологодской области в сфере правового
регулирования разграничения полномочий органов исполнительной государственной власти и органов
местного самоуправления области при переводе земель или земельных участков из
одной категории в другую В соответствии с пунктами "г", "д"
и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации разграничение государственной собственности,
природопользование и земельное законодательство находятся в совместном
ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам
совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76 Конституции
РФ). Федеральным законом от 21 декабря
2004 года № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из
одной категории в другую" (далее - Федеральный закон № 172-ФЗ)
установлено, что до разграничения
государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной
собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной
категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации при
переводе: земель или земельных участков, необходимых
для федеральных нужд; земель или земельных участков в составе
таких земель для установления или изменения черты городов федерального значения
Москвы и Санкт-Петербурга (часть 1 статьи 15). Частью 2 статьи 15
Федерального закона № 172-ФЗ установлено, что в иных случаях до
разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в
государственной собственности земель или земельных участков в составе таких
земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами
субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Законом Вологодской области от 24 марта
2005 года № 1244-ОЗ "О полномочиях органов исполнительной
государственной власти и органов местного самоуправления области при переводе
земель или земельных участков из одной категории в другую" установлено,
что до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся
в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких
земель из одной категории в другую, а также отнесение их к определенной категории земель осуществляются
органом исполнительной государственной власти области в отношении: земель или земельных участков, необходимых для областных нужд; земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель; земель особо охраняемых территорий и объектов областного значения или земельных участков в составе таких земель. В иных случаях полномочия по переводу
земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в
другую и отнесение к определенной категории земель осуществляют органы местного
самоуправления. По результатам проведения правовой и антикоррупционной экспертиз указанного закона области
управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области,
прокуратурой Вологодской области коррупциогенные
факторы и противоречия федеральному законодательству не выявлены. Что касается судебной практики, следует
отметить, что судебных решений об оспаривании установленного субъектами
Российской Федерации правового регулирования разграничения полномочий органов исполнительной
государственной власти и органов местного самоуправления области при
переводе земель или земельных участков из одной категории в другую не найдено. Обращения в суд с основном касаются либо предоставления отдельных
земельных участков в пользование юридических лиц, либо оспаривания изменения
границ муниципальных образований (Определения Верховного Суда РФ
от 21 февраля 2007 года № 11-Г07-5, от 11 июля
2007 года № 11-Г07-15, от 14 октября 2016 года
№ 305-КГ16-13047). Состояние законодательства субъектов Российской Федерации в сфере правового регулирования
разграничения полномочий органов исполнительной
государственной власти и органов местного самоуправления
области при переводе земель или земельных участков из одной категории в другую В различных субъектах Российской Федерации
вопрос отнесения полномочия по переводу земель, государственная собственность
на которые не разграничена, из одной категории в другую к компетенции
определенного уровня решается по-разному. В большинстве регионов России полномочие
по переводу земель или земельных участков в составе таких
земель из одной категории в другую до разграничения государственной
собственности на землю осуществляется органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации (Алтайский край, Архангельская, Воронежская,
Иркутская, Калининградская, Костромская, Ленинградская, Кемеровская, Мурманская
области, Республики Бурятия, Карачаево-Черкесия, Мордовия и другие). В некоторых субъектах Российской Федерации
полномочия по переводу земель или земельных участков в
составе таких земель из одной категории в другую до разграничения
государственной собственности на землю осуществляются как органами
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, так и органами местного
самоуправления. К данной группе субъектов Российской
Федерации относится и Вологодская область. Субъектом Российской Федерации
выделяются наиболее значимые категории земель, решение вопроса о переводе
которых из одной категории в другую оставляется за органом исполнительной
государственной власти субъекта Российской Федерации, решение же вопроса о
переводе иных категорий земель делегируется органам местного самоуправления. Также такая схема правового регулирования
характерна для Республики Башкортостан, Удмуртской республики, Московской,
Курганской областей, Приморского края. При этом следует отметить, что в большинстве
случаев субъекты Российской Федерации относят к своей компетенции решение
вопроса о переводе из одной категории в другую именно земель
сельскохозяйственного назначения. Вопросы перевода иных категорий земель
передаются органам местного самоуправления. Например, пунктом 3
статьи 3 областного закона Ленинградской области от 22 июня
2005 года № 51-оз "О переводе земель или земельных участков из
одной категории в другую в Ленинградской области" установлено, что перевод
земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких
земель, находящихся в частной собственности или в муниципальной собственности,
осуществляется Правительством Ленинградской области. Законом Волгоградской области
от 28 июля 2006 года № 1266-ОД "О переводе земель или
земельных участков из одной категории в другую на территории Волгоградской
области" к полномочиям исполнительного органа государственной власти
Волгоградской области отнесены: 1) принятие решений, связанных с отнесением земель или земельных участков в составе таких земель к категориям, государственная собственность на которые не разграничена; 2) перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в отношении: земель, находящихся в собственности Волгоградской области; земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности; земель иных категорий, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земель промышленности, государственная собственность на которые не разграничена и земель, находящихся в муниципальной или частной собственности (кроме земель сельскохозяйственного назначения). В ряде субъектов Российской Федерации
(Челябинская область, Республика Коми, Марий Эл, Красноярский край и др.),
наоборот, определены категории земель, решение вопроса о переводе которых в
иные категории отнесено к компетенции органов местного самоуправления, в
отношении остальных категорий земель решение принимается органами
исполнительной государственной власти субъектов Российской Федерации. Чаще
всего к компетенции органов местного самоуправления относят решение вопроса о
переводе из одной категории в другую земель запаса. Особо следует отметить
закон Республики Алтай от 8 июня 2015 года № 20-РЗ "О
переводе земель или земельных участков из одной категории в другую категорию до
разграничения государственной собственности на землю на территории Республики Алтай",
согласно которому до разграничения государственной собственности на землю
перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных
участков из одной категории в другую категорию на территории Республики Алтай осуществляется органами местного самоуправления
городского округа и муниципальных районов в Республике Алтай. Кроме того, в некоторых
субъектах Российской Федерации, в отличие от Вологодской области, законами о
разграничении полномочий органов исполнительной государственной власти и
органов местного самоуправления области при переводе земель или земельных
участков из одной категории в другую помимо определения компетенции
соответствующих органов установлены: основания для принятия решения о переводе
земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, содержание ходатайства о
переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной
категории в другую, состав документов для перевода земель или земельных
участков в составе таких земель из одной категории в другую, порядок
рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе
таких земель из одной категории в другую и утверждены основания отказа в
переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной
категории в другую (областной закон Ленинградской области от 22 июня
2005 года № 51-оз, закон Удмуртской Республики
от 20 декабря 2005 года № 65-РЗ). В Вологодской области принято постановление
Правительства Вологодской области от 30 мая
2005 года № 556 "О содержании ходатайства о переводе земель
сельскохозяйственного назначения, за исключением находящихся в собственности
Российской Федерации, в земли других категорий и составе прилагаемых к нему
документов". Информация о реализации закона Вологодской области от 24 марта 2005 года
№ 1244-ОЗ "О полномочиях органов исполнительной государственной
власти и органов местного самоуправления области при переводе земель или земельных
участков из одной категории в другую",
возникающих проблемах правоприменения закона и выявляемых нарушениях
его реализации В соответствии с пунктом
3.1.3 Положения о Департаменте имущественных отношений Вологодской области
(далее – Департамент), утвержденного постановлением Правительства Вологодской
области от 24 июля
2012 года № 874, Департаментом принимаются правовые акты о
переводе земельных участков из одной категории в другую, в том числе в
отношении земель или земельных участков, необходимых для областных нужд, земель
сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, земель особо охраняемых территорий и объектов
областного значения или земельных участков в составе таких земель в
соответствии с законом Вологодской области от 24 марта
2005 года № 1244-ОЗ "О полномочиях органов исполнительной
государственной власти и органов местного самоуправления области при переводе
земель или земельных участков из одной категории в другую". Информация о принятых Департаментом
решениях по переводу земель или земельных участков, находящихся в
государственной собственности, из одной категории в другую представлена в
нижеследующей таблице:
В
анализируемом периоде за 2015-2017 годы Департаментом имущественных
отношений области наибольшее количество решений принято о переводе земельных
участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.
Общая площадь земельных участков, переведенных из земель сельскохозяйственного
назначения в земли промышленности, за указанный период составляет
971 403 кв.м, в том числе: по ходатайствам –
965 831 кв. м, или 99,43 % от общего количества
переведенных участков, для областных нужд – 5 572 кв.м, или 0,57 % от
общего количества переведенных участков. Общее
количество принятых Департаментом имущественных отношений области правовых
актов о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую
составило более 60, в том числе 41 из них - о переводе земельных участков из
земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности. Что касается реализации полномочий по переводу
земельных участков из одной категории в другую муниципальными районами
Вологодской области, то согласно полученной информации от администраций
Сокольского, Усть-Кубинского, Кадуйского, Тотемского,
Тарногского, Кирилловского, Междуреченского, Вытегорского, Кичменгско-Городецкого,
Нюксенского, Грязовецкого и Шекснинского
муниципальных районов области проблем в правоприменении
закона Вологодской области от 24 марта
2005 года № 1244-ОЗ "О полномочиях органов исполнительной
государственной власти и органов местного самоуправления области при переводе земель или земельных участков из
одной категории в другую" не имеется. В
органы местного самоуправления, также как и в Департамент имущественных
отношений области, ходатайства о переводе земельных участков из одной категории
в другую в основном поступают по вопросу перевода земель сельскохозяйственного
назначения в земли промышленности. Наиболее
значительное количество обращений о переводе земельных участков из одной
категории в другую поступило за 2015-2017 годы в органы местного
самоуправления Сокольского (переведено 25 земельных участков общей площадью
615 493 кв.м), Грязовецкого (переведено 25 земельных
участков), Никольского (перевод осуществлен в отношении 11 земельных участков
общей площадью 98 256 кв.м) и Тарногского муниципальных районов области
(перевод осуществлен в отношении 31 земельного участка общей площадью
92 800 кв.м). В
Кадуйском муниципальном районе по ходатайствам
заинтересованных лиц в 2015-2017 годах осуществлен перевод 7 земельных
участков из категории земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного
назначения общей площадью 369 051 кв.м. Главы
Никольского и Верховажского муниципальных районов области отмечают, что в связи
с процессами преобразования поселений, объединением территорий у многих
муниципальных образований в настоящее время нет генеральных планов, что
препятствует реализации полномочий по переводу земель или земельных участков из
одной категории в другую. Отсутствие генеральных
планов и правил землепользования застройки у муниципальных образований области повлечет за собой запрет
с 1 января 2018 года на принятие органами государственной
власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об
изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о
переводе земель из одной категории в другую, а также иных мероприятий в
соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации. В связи с чем комитет считает необходимым рекомендовать Правительству Вологодской области рассмотреть возможность выделения финансовых средств вновь образованным муниципальным образованиям области на подготовку документов территориального планирования, правил землепользования и застройки. IV. Результаты проведения мониторинга По результатам проведения мониторинга закона Вологодской области от 24 марта 2005 года № 1244-ОЗ "О полномочиях органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления области при переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" постоянный комитет Законодательного Собрания области по аграрному комплексу и продовольствию считает необходимым: 1) информацию о результатах мониторинга правоприменения закона Вологодской области от 24 марта 2005 года № 1244-ОЗ "О полномочиях органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления области при переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" принять к сведению; 2) рекомендовать Правительству Вологодской области рассмотреть возможность выделения финансовых средств вновь образованным муниципальным образованиям области на подготовку документов территориального планирования, правил землепользования и застройки. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|