Расширенный поиск

Постановление Правительства Вологодской области от 25.09.2017 № 858

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

От 25.09.2017 № 858

г. Вологда

 

 

Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики

Вологодской области, долговой политики Вологодской области

на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов

 

 

В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и для составления проекта областного бюджета на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, формирования межбюджетных отношений с муниципальными образованиями области

Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1.          Утвердить основные направления бюджетной и налоговой политики Вологодской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов (приложение 1).

2.          Утвердить основные направления долговой политики Вологодской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов (приложение 2).

3.          Органам исполнительной государственной власти области осуществлять формирование доходов и расходов по соответствующим отраслям с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики Вологодской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.

4.                 Рекомендовать главам муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений области организовать работу по формированию проектов местных бюджетов на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики Вологодской области, долговой политики Вологодской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.

5.          Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия и подлежит официальному опубликованию.

 

 

По поручению Губернатора области

первый заместитель

Губернатора области,

председатель Правительства области          А.В. Кольцов

 

 

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением

Правительства области

от 25.09.2017 № 858

(приложение 1)

 

Основные направления бюджетной и налоговой политики

Вологодской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов

 

Основные направления бюджетной и налоговой политики Вологодской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов определяют цели и приоритеты бюджетной и налоговой политики в среднесрочной перспективе и разработаны в соответствии с требованиями действующего бюджетного законодательства.

Основные направления бюджетной и налоговой политики сохраняют преемственность задач, определенных на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.

Исходя из задач, поставленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, бюджетная и налоговая политика в области на 2018 - 2020 годы ориентирована на решение следующих задач:

обеспечение долгосрочной сбалансированности областного бюджета как базового принципа ответственной бюджетной политики в условиях необходимости дальнейшего снижения долговой нагрузки;

создание условий для привлечения инвестиций в экономику области в целях ее устойчивого развития и повышения конкурентоспособности;

укрепление доходной базы консолидированного бюджета, в том числе за счет совершенствования налогового администрирования и стимулирования предпринимательской и инвестиционной активности;

сокращение задолженности по налоговым и неналоговым платежам в бюджеты всех уровней и легализация доходов бизнеса;

соблюдение условий соглашений, заключенных Правительством области с Министерством финансов Российской Федерации о предоставлении бюджету области из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного замещения долговых обязательств по государственным ценным бумагам и кредитам кредитных организаций в части поэтапного снижения государственного долга области;

обеспечение реализации указов Президента Российской Федерации, направленных на решение неотложных проблем социально-экономического развития страны;

сохранение социальной направленности консолидированного бюджета области за счет концентрации расходов на приоритетных направлениях, связанных, прежде всего с улучшением качества жизни человека;

повышение доли инвестиционных затрат в структуре консолидированного бюджета;

эффективное управление государственным долгом области и последовательное снижение объема государственного долга;

совершенствование государственного финансового контроля с целью его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов;

усиление стимулирующей роли межбюджетных трансфертов, в том числе в части повышения заинтересованности органов местного самоуправления области в содействии развитию экономики соответствующих территорий муниципальных образований области;

обеспечение публичности процесса управления общественными финансами, открытости и прозрачности бюджетного процесса для граждан.

Бюджетное планирование основывается на «базовом варианте» прогноза социально-экономического развития области на среднесрочный период.

Увязку бюджетного и стратегического планирования обеспечивают Бюджетный прогноз Вологодской области на период до 2030 года и Стратегия социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года, целью которой является реализация политики народосбережения путем сохранения демографического потенциала и развития человеческого капитала за счет конкурентоспособности области и формирования пространства развития человека.

Главным инструментом, который призван обеспечить повышение результативности и эффективности бюджетных расходов, ориентированности на достижение целей государственной политики, по-прежнему будут являться государственные программы области. В этой связи необходимо продолжить реализацию мероприятий, направленных на повышение качества планирования и эффективности реализации государственных программ области исходя из ожидаемых результатов.

Решение задачи оптимизации бюджетных расходов должно быть обеспечено при условии неснижения качества предоставляемых услуг, в том числе с помощью реализации комплекса мер по повышению эффективности управления общественными финансами.

Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения.

Продолжится работа по реализации мероприятий по обеспечению открытости и прозрачности областного бюджета и бюджетного процесса для граждан. Будет поддерживаться в актуальном режиме и получит дальнейшее развитие информационный ресурс открытый бюджет - «Бюджет для граждан».

Областной бюджет будет сформирован на три года – на очередной финансовый год и плановый период.

 

I.                   Основные направления налоговой политики области

на 2018 - 2020 годы

 

В 2017 году оценены первые итоги перехода к исчислению налога на имущество организаций и физических лиц исходя из кадастровой стоимости.

Новый порядок исчисления налога на имущество позволил:

расширить налоговую базу по имущественным налогам;

создать для субъектов предпринимательской деятельности региона равные условия конкуренции;

восстановить социальную справедливость для граждан-собственников жилья за счет вовлечения в налоговый оборот ранее не учтенных объектов налогообложения и снижения налоговой нагрузки для большинства налогоплательщиков.

По налогу на имущество физических лиц количество объектов, подлежащих налогообложению, возросло на 31,5 тыс. единиц, в том числе жилых объектов на 20,1 тыс. единиц, коммерческих объектов на 8,3 тыс. единиц. При этом сумма налога в среднем по области в расчете на 1 жилой объект снизилась на 52%: с 1,97 тыс. рублей до 1,3 тыс. рублей.

По налогу на имущество организаций дополнительно в налоговый оборот вовлечено 2,6 тыс. коммерческих объектов юридических лиц, доходы областного бюджета возросли на 144,5 млн. рублей.

В целях поддержки развития малого предпринимательства с 1 января 2017 года:

снижены на 30% размеры потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода по патентной системе налогообложения, с которого исчисляется налог, в отношении индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории муниципальных районов области;

установлены «налоговые каникулы» в виде нулевой налоговой ставки для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения и осуществляющих отдельные виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытовых услуг.

В результате за 1 полугодие 2017 года в области приобретено патентов на 64% больше, чем за аналогичный период 2016 года.

В целях повышения эффективности налоговых преференций усовершенствован порядок предоставления налоговых льгот по региональным налогам и налогу на прибыль организаций для субъектов инвестиционной деятельности, реализующих на территории области приоритетные инвестиционные проекты. С 1 января 2019 года предусматривается повышение ответственности инвесторов по выполнению обязательств перед бюджетом при применении налоговых льгот в виде возврата в бюджет сумм льготы за год, в котором допущено невыполнение плановых показателей по налогам более чем на 30%.

Это позволит сохранить и укрепить доходную базу областного бюджета, обеспечить соблюдение налогоплательщиком своих обязанностей по уплате налоговых платежей в консолидированный бюджет области.

В целях улучшения инвестиционного климата на десятилетний период установлены особые налоговые условия для организаций - резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, создание которых ожидается на территориях монопрофильных муниципальных образований (моногородов) области.

В целях мобилизации в областной бюджет имеющихся резервов, в том числе за счет взыскания долгов и легализации доходов бизнеса, будет продолжено межведомственное взаимодействие органов исполнительной государственной власти области, органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти области по сокращению задолженности по налоговым платежам в бюджеты всех уровней и укреплению доходной базы областного и местных бюджетов.

Сокращению задолженности по имущественным налогам будет способствовать принятия проекта федерального закона, разработанного Вологодской областью и одобренного Правительством Российской Федерации, предусматривающего установление срока уплаты физическими лицами транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц – не позднее 1 октября.

Основными приоритетами Вологодской области в сфере налогообложения в 2018 - 2020 годах сохраняется расширение налогового потенциала области за счет проведения эффективной и предсказуемой налоговой политики, стимулирования развития инвестиционной деятельности и малого предпринимательства.

В развитие действующей налоговой концепции поддержки инвесторов и с учетом полномочий по снижению налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, предоставленных на федеральном уровне, скорректированы налоговые ставки по налогу на прибыль для организаций, реализующих приоритетные инвестиционные проекты по строительству крупных производственных объектов, на период с 2018 по 2020 год.

В рамках реализации права по установлению на территории субъекта Российской Федерации льготы по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества, отмененной на федеральном уровне с 1 января 2018 года («правило 2 ключей»), планируется указанную льготу предоставить организациям, реализующим инвестиционные проекты, включенные в перечень приоритетных инвестиционных проектов.

В случае принятия на федеральном уровне проекта федерального закона, инициированного Вологодской областью, предусматривающего предоставление субъектам Российской Федерации права устанавливать размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в отношении групп, подгрупп, видов бытовых услуг, будет принят закон области, реализующий указанное право. Данная мера позволит индивидуальному предпринимателю приобретать один патент на ряд смежных видов деятельности, и оптимизировать налоговую нагрузку, что улучшит налоговый климат для субъектов малого предпринимательства.

В случае предоставления на федеральном уровне налогоплательщикам, применяющим патентную систему налогообложения, возможности уменьшить стоимость патента на сумму страховых взносов по аналогии с плательщиками, применяющими единый налог на вмененный доход, будет проведена индексация размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода на коэффициент-дефлятор.

В рамках повышения эффективности установленных налоговых льгот по региональным налогам и налогу на прибыль организаций будет проведена поэтапная корректировка условий и размера предоставляемых налоговых льгот.

На первом этапе планируется установить дополнительные условия предоставления налоговых льгот в отношении юридических лиц, такие как отсутствие задолженности по налоговым платежам в бюджет области, отсутствие процедуры несостоятельности (банкротства).

На втором этапе на основе оценки эффективности налоговых льгот в отношении отдельных категорий налогоплательщиков планируется изменение размера предоставленных налоговых льгот.

По транспортному налогу планируется изменить условия предоставления льгот для отдельных категорий граждан, усилив адресность оказания государственной поддержки, в целях предоставления налоговой льготы категориям лиц, которые действительно в ней нуждаются.

В очередном трехлетнем периоде в области будет продолжена взвешенная политика при установлении новых налоговых льгот и преференций, базирующаяся на принципе введения льготы на временной основе и ее продления с учетом оценки эффективности.

С этой целью планируется установить новый порядок оценки эффективности налоговых льгот. В ближайшей перспективе оценка эффективности налоговых льгот для юридических лиц как действующих, так и планируемых к установлению, будет включать анализ бюджетной и экономической эффективности, а также востребованности налоговых льгот.

В дальнейшем при закреплении соответствующих норм в федеральном законодательстве оценка эффективности налоговых льгот будет проводиться с учетом концепции налоговых расходов, рекомендуемой Министерством финансов Российской Федерации.

Резервом укрепления доходной базы местных бюджетов является повышение доходного потенциала неналоговых платежей местного уровня, в том числе за счет пересмотра ставок арендной платы за муниципальное имущество и земельные участки, устранения неэффективных льгот и повышения эффективности работы по сокращению дебиторской задолженности по неналоговым платежам.

 

II. Основные направления бюджетной политики

на 2018 - 2020 годы

 

Бюджетная политика в области расходов направлена на безусловное исполнение принятых обязательств наиболее эффективным способом, продолжение работы по созданию стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств.

Достижение поставленных целей в условиях ограниченности финансовых ресурсов объективно предполагает перераспределение имеющихся средств в пользу приоритетных направлений и проектов, прежде всего обеспечивающих решение поставленных в указах Президента Российской Федерации задач и создающих условия для экономического роста, а также задач, определенных Стратегией социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года.

Основными направлениями бюджетной политики являются:

осуществление бюджетных расходов с учетом возможностей доходной базы бюджета;

планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств с учетом повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, предусмотренного указами Президента Российской Федерации, индексации заработной платы работников бюджетной сферы, на которых не распространяются указы Президента Российской Федерации, поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума;

привлечение в областной бюджет средств федерального бюджета исходя из предельного уровня софинансирования расходного обязательства области, установленного Правительством Российской Федерации;

ограничение роста расходов областного бюджета и минимизация кредиторской задолженности областного бюджета;

формирование государственных программ области исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития области и индикаторов их достижения с одновременным обеспечением охвата государственными программами области максимально возможного числа направлений социально-экономического развития области и большей части бюджетных ассигнований;

повышение эффективности бюджетных расходов, осуществляемых в рамках государственных программ области, на основе оценки достигнутых результатов;

содействие формированию местных бюджетов в программном формате;

повышение эффективности бюджетных расходов в целом, в том числе за счет оптимизации закупок для обеспечения государственных нужд, бюджетной сети государственных учреждений области, численности государственных гражданских служащих и работников бюджетной сферы;

расширение практики использования механизмов государственно-частного партнерства, в том числе в социальной сфере.

Объемы бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ области и непрограммных направлений деятельности органов государственной власти области будут сформированы с учетом решений Комиссии по разработке и реализации государственных программ Вологодской области и повышению эффективности бюджетных расходов.

 

2.1. Основные направления бюджетной политики

в области социальной сферы

 

При планировании объема расходных обязательств областного бюджета учитывается повышение оплаты труда работников в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и принятыми региональными планами мероприятий («дорожными картами») по развитию отраслей социальной сферы с учетом достижения целевых показателей повышения оплаты труда работников бюджетной сферы в 2018 году.

 

Образование

 

Бюджетная политика в сфере образования направлена на:

 создание равных возможностей получения качественного и разностороннего образования, полноценного интеллектуального и физического развития вне зависимости от места проживания путем построения эффективной сети образовательных организаций на территории области;

вовлечение учащихся в научно-техническое творчество, стимулирование интереса школьников к сфере инноваций и высоких технологий;

создание новых мест в образовательных организациях дошкольного и общего образования в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения.

 

Здравоохранение

 

В сфере здравоохранения бюджетная политика направлена на обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг. Приоритетными направлениями остаются привлечение квалифицированных кадров в отрасль, лекарственное обеспечение граждан, развитие материально-технической базы государственных учреждений здравоохранения, обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах области с использованием санитарной авиации.

Расходы областного бюджета на уплату взносов на обязательное медицинского страхования неработающего населения предусматриваются с индексацией в размере 8,16 % в 2018 году, 4% - в 2019 и 2020 годах.

 

Социальная политика

 

Основными приоритетами бюджетной политики в сфере социальной политики являются:

обеспечение расходных обязательств области по предоставлению мер социальной поддержки и социальных выплат населению области;

повышение эффективности и качества, предоставляемых гражданам социальных услуг, в том числе путем расширения доступа негосударственных организаций к их оказанию;

обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом безусловного исполнения судебных решений.

 

Физическая культура и спорт

 

Бюджетная политика в области физической культуры и спорта сосредоточена на развитии массового спорта, увеличении количества занимающихся спортом жителей. Продолжится реализация проектов по строительству и реконструкции спортивных сооружений в муниципальных образованиях области.

 

2.2. В области национальной экономики

 

Приоритетными направлениями расходов в сфере экономики на предстоящий период остаются поддержка развития сельскохозяйственного производства в области, транспортной системы области, создание условий для роста экономики и повышения инвестиционной привлекательности региона, поддержка малого и среднего бизнеса.

 

Сельское хозяйство

 

Агропромышленный комплекс является одной из базовых отраслей в экономике области. В сельском хозяйстве региона важную роль играют мясомолочное животноводство, овощеводство, растениеводство.

Бюджетная политика в сфере поддержки развития сельскохозяйственного производства области будет направлена на:

стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов;

создание высококвалифицированного кадрового потенциала агропромышленного комплекса области;

развитие социальной и коммунальной инфраструктуры в сельской местности.

 

Дорожное хозяйство

 

Бюджетная политика в сфере дорожного хозяйства направлена на сохранение и развитие сети автомобильных дорог общего пользования области.

Приоритетами в расходовании средств Дорожного фонда Вологодской области являются обеспечение сохранности существующей дорожной сети, выполнение работ по содержанию, ремонту автомобильных дорог с целью улучшения их транспортно-эксплуатационного состояния и пропускной способности, а также содействие муниципальным образованиям области в осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения.

В 2018 году и плановом периоде 2019 и 2020 годов продолжится реализация масштабного инвестиционного проекта по строительству моста через реку Шексну в городе Череповце.

 

Лесное хозяйство

 

Осуществление бюджетной политики в сфере лесного хозяйства направлено на эффективное исполнение переданных области полномочий Российской Федерации в сфере лесных отношений, а также на увеличение объемов неналоговых платежей, поступающих в областной бюджет, в части платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда.

В целях стимулирования роста платежей за использование лесов формирование расходов областного бюджета в сфере лесного хозяйства будет исходить из необходимости продолжения работы по отводу лесосек для проведения аукционов с субъектами малого и среднего предпринимательства и лесовосстановлению на участках, вырубленных по договорам купли-продажи с субъектами малого и среднего предпринимательства.

 

Малое и среднее предпринимательство

 

Осуществление бюджетной политики в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства направлено на развитие малого и среднего бизнеса, так как это является одним из приоритетных направлений развития области.

Основными задачами в области развития малого и среднего предпринимательства являются создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности на территории области.

Данные условия напрямую зависят от:

повышения доступности финансовых ресурсов и инфраструктуры поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства;

повышения спроса на продукцию (работы, услуги), производимую (предоставляемые) субъектами малого и среднего предпринимательства;

пропаганды предпринимательства (стимулирование граждан к осуществлению предпринимательской деятельности).

 

В сфере занятости населения

 

Бюджетная политика в сфере занятости населения направлена на содействие трудоустройству граждан, ищущих работу, безработных граждан, инвалидов, привлечение высококвалифицированных работников из других регионов, соотечественников, проживающих за рубежом.

 

2.3. В области жилищно-коммунального хозяйства

 

В рамках реализации областной адресной программы № 7 «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области» в 2018 году продолжится реализация мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с привлечением средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

В рамках федерального приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» продолжится реализация мероприятий по благоустройству дворовых территорий и обустройству мест массового отдыха населения на территориях муниципальных образований области.

 

2.4. В области охраны окружающей среды

 

Бюджетная политика в области охраны окружающей среды направлена на завершение начатого в 2017 году строительства природоохранных объектов, позволяющих максимально сократить негативное воздействие хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Продолжится реализация мероприятий, обеспечивающих:

постоянный государственный экологический надзор и развитие системы комплексного мониторинга окружающей среды;

своевременное, полное и достоверное информирование граждан, организаций о состоянии окружающей природной среды и экологической безопасности;

создание оптимальных условий для сохранения, восстановления и увеличения численности, организации воспроизводства объектов животного мира.

 

2.5. В области капитального строительства

 

В области капитального строительства бюджетная политика направлена на концентрацию ресурсов на объектах с высокой степенью готовности, на объектах, имеющих социальную направленность, и объектах, строительство которых осуществляется на условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета.

Одним из приоритетных принципов формирования капитальных расходов областного бюджета является невключение в перечень объектов капитального строительства новых объектов, в случае уменьшения объемов финансирования расходов на мероприятия по строительству объектов капитального строительства, реализация которых не завершена.

 

2.6. В области государственного управления

 

Бюджетная политика в данной области будет направлена на обеспечение следующих мероприятий:

дальнейшую оптимизацию деятельности органов государственной власти области, исключение дублирования функций и полномочий;

реализацию механизмов противодействия коррупции;

повышение эффективности и прозрачности деятельности органов исполнительной государственной власти области;

повышение уровня финансового управления в органах исполнительной государственной власти области путем повышения ответственности органов исполнительной государственной власти области за выполнение возложенных на них функций;

повышение эффективности использования кадровых резервов органов исполнительной государственной власти области, областного кадрового резерва.

 

2.7. В области межбюджетных отношений

 

Межбюджетные отношения в 2018 - 2020 годах будут формироваться в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и закона области от 6 декабря 2013 года № 3222-ОЗ «О межбюджетных трансфертах в Вологодской области».

Приоритетными задачами в сфере межбюджетных отношений являются:

содействие в обеспечении сбалансированности местных бюджетов, снижение рисков неисполнения первоочередных расходных обязательств;

реализация Указов Президента Российской Федерации в части повышения заработной платы работникам бюджетной сферы;

стимулирование органов местного самоуправления в увеличении собственной доходной базы;

сохранение высокой роли выравнивающей составляющей межбюджетных трансфертов;

продолжение политики замены дотаций (части дотаций) на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности дифференцированными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц;

обеспечение равных условий для устойчивого исполнения расходных обязательств муниципальных образований области;

повышение эффективности предоставления целевых межбюджетных трансфертов;

реализация мер по укреплению финансовой дисциплины, соблюдению органами местного самоуправления требований бюджетного законодательства;

продолжение работы по укрупнению муниципальных образований области путем объединения поселений, не имеющих экономического потенциала, с учетом транспортной доступности для населения;

вовлечение граждан в процесс принятия решений о распределении муниципальных финансов;

сокращение муниципального долга.

Оказание финансовой помощи местным бюджетам останется одним из приоритетов бюджетной политики области.

В целях реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и повышения качества государственных услуг, оказываемых потребителям, будет действовать формализованный порядок определения ежегодно утверждаемого законом области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период критерия выравнивания финансовых возможностей муниципальных образований области, исходя из необходимости достижения которого будет сформирован объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований области.

Основными целями в области межбюджетных отношений являются проведение политики стимулирования роста доходного потенциала муниципальных образований области, повышение самодостаточности и финансовой самостоятельности местных бюджетов.

В настоящее время установлен единый норматив отчислений от упрощенной системы налогообложения в бюджеты муниципальных районов в размере 50%, бюджеты городских округов - 20%. Планируется расширить перечень передаваемых муниципалитетам по единым нормативам доходных источников субъекта Российской Федерации.

С 2018 года городским округам будет установлен единый норматив отчислений от налога на доходы физических лиц в размере 5%.

При недостатке доходных источников или в связи с увеличением по объективным причинам расходных обязательств местных бюджетов в ходе их исполнения будет оказана финансовая поддержка в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов муниципальным районам (городским округам) области. Указанные дотации планируется предоставлять с учетом выполнения муниципальными образованиями области целевых показателей по итогам работы за отчетный финансовый год.

Государственное полномочие по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений, находящихся в границах муниципальных районов области, будет осуществляться органами местного самоуправления муниципальных районов области в соответствии с законом области от 6 декабря 2013 года № 3223-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями области по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений бюджетам поселений за счет средств областного бюджета» с выделением им субвенций из областного бюджета на реализацию указанного полномочия.

Выделение субсидий из областного бюджета будет осуществляться в рамках государственных программ области.

Приоритетными расходными обязательствами муниципальных образований области, софинансирование которых осуществляется за счет субсидий, являются:

софинансирование расходных обязательств местных бюджетов за счет средств, поступающих из федерального бюджета;

обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства за счет средств областного бюджета и средств, поступающих от государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;

организация уличного освещения.

В целях повышения эффективности и результативности использования субсидий муниципальными образованиями области важным направлением бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений является усиление ответственности органов исполнительной государственной власти области за несвоевременное распределение и доведение субсидий муниципальным образованиям области, а также ужесточение мер ответственности муниципальных образований области за неисполнение ими условий соглашений о предоставлении субсидий.

В связи с этим в 2017 году разработаны новые требования по формированию, предоставлению и расходованию субсидий, уточнен порядок применения мер бюджетного принуждения путем внесения изменений в постановление Правительства области от 30 июня 2008 года № 1224 «О формировании, предоставлении и расходовании субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований», которые вступают в силу с 2018 года.

Финансовое обеспечение осуществления государственных полномочий, переданных для осуществления органам местного самоуправления области, будет производиться за счет субвенций, выделяемых из областного бюджета. Ключевой задачей в сфере предоставления субвенций является обеспечение достаточности средств областного бюджета, направляемых на исполнение делегированных полномочий.

Для поселений, прошедших процедуру объединения в 2015 - 2017 годах, будут предусмотрены иные межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных образований области по результатам реализации инициатив о преобразовании поселений путем их объединения в рамках подпрограммы 5 «Развитие местного самоуправления как общественного института эффективного управления территориями» государственной программы «Создание условий для развития гражданского общества и потенциала молодежи в Вологодской области на 2014 - 2020 годы».

Распределение межбюджетных трансфертов преимущественно будет осуществляться законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Органам местного самоуправления области посредством предоставления бюджетных кредитов из областного бюджета будет оказываться содействие в финансировании дефицита местных бюджетов и покрытии временных кассовых разрывов в целях обеспечения решения вопросов местного значения, предусмотренных действующим законодательством.

Формирование и исполнение местных бюджетов области необходимо осуществлять на основе муниципальных программ, что предполагает увязку бюджетных ассигнований и конкретных мероприятий, направленных на достижение приоритетных целей социально-экономического развития территорий.

В условиях ограниченности бюджетных ресурсов и имеющихся рисков несбалансированности бюджетов межбюджетные отношения будут направлены на усиление ответственности органов местного самоуправления области за проводимую бюджетную политику в части:

соблюдения высокодотационными муниципальными образованиями области соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов в местные бюджеты области, заключенных в рамках выполнения условий предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета;

проведения взвешенной долговой и бюджетной политики;

безусловного исполнения социально значимых и первоочередных расходных обязательств.

Для анализа результатов проводимой работы будет осуществляться ежемесячный мониторинг исполнения бюджетов муниципальных образований области, обеспечения их сбалансированности, своевременности осуществления расчетов, погашения кредиторской задолженности, а также ежегодная оценка качества управления муниципальными финансами.

 

 

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением

Правительства области

от 25.09.2017 № 858

(приложение 2)

 

Основные направления долговой политики Вологодской области

на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов

 

Реализуемая Правительством области в период 2014 - 2017 годов долговая политика направлена на сокращение объема государственного долга области и оптимизацию его структуры по видам и срокам государственных заимствований.

За период 2014 - 2016 годов государственный долг области удалось сократить на 4,0 млрд. рублей.

По итогам исполнения областного бюджета за 2016 год Вологодская область по уровню долговой нагрузки из 85 субъектов Российской Федерации занимает 50 место, поднявшись на 19 позиций по сравнению с уровнем 2015 года (2014 год – 73 место, 2015 год - 69 место, а в 2012 году регион из 83 субъектов Российской Федерации был на 81 месте).

Государственный долг в объеме фактически полученных в 2016 году налоговых и неналоговых доходов областного бюджета не превысил 71,3% (по итогам исполнения областного бюджета 2015 года этот показатель составил 97%).

За восемь месяцев текущего года уровень государственного долга снижен на 3,1 млрд. рублей и составил 65% в объеме собственных доходов областного бюджета.

До конца 2017 года объем государственного долга не превысит 63% от уровня налоговых и неналоговых доходов областного бюджета.

В период 2018 - 2020 годов долговая политика области будет направлена на сокращение государственного долга до экономически безопасного уровня – не более 49% в объеме налоговых и неналоговых доходов областного бюджета.

 

I. Основные цели, принципы и задачи

долговой политики области

 

Долговая политика Вологодской области - управление государственным долгом области в целях поддержания объема государственного долга области на экономически безопасном уровне, оптимизация структуры государственного долга области по видам и срокам государственных заимствований, минимизация стоимости государственных заимствований области, соблюдение ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Основные цели долговой политики Вологодской области - недопущение рисков возникновения кризисных ситуаций при исполнении областного бюджета, поддержание размера и структуры государственного долга области в объеме, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения долговых обязательств в полном размере и установленные сроки.

Задачи долговой политики области:

оптимизация структуры государственного долга области по видам и срокам государственных заимствований, в том числе сокращение доли рыночных долговых обязательств области;

осуществление учета долговых обязательств области своевременно и в полном объеме в Государственной долговой книге Вологодской области;

обеспечение раскрытия информации о государственном долге области;

сокращение доли условных обязательств в структуре государственного долга области;

осуществление контроля за показателями долговой устойчивости (предельными объемами государственного долга и расходов на обслуживание государственного долга), предусмотренными Бюджетным кодексом Российской Федерации.

 

II. Основные направления

долговой политики области на 2018 - 2020 годы

 

Решить задачу оптимизации структуры государственного долга области стало возможным благодаря мерам, принятым Министерством финансов Российской Федерации в 2014 - 2017 годах, по замещению рыночных долговых обязательств субъектов Российской Федерации бюджетными кредитами из федерального бюджета.

Вологодская область в период 2014 - 2017 годов получила финансовую помощь из федерального бюджета в объеме 26,7 млрд. рублей.

Это позволило существенно оптимизировать структуру государственного долга.

В объеме налоговых и неналоговых доходов областного бюджета доля рыночных заимствований будет сокращена на 47,7%, с 67,7 % на 1 января 2014 года до 20% на 1 января 2018 года.

По итогам исполнения областного бюджета 2016 года в структуре государственного долга области доля бюджетных кредитов значительно превысила рыночные заимствования и составила более 57,0%. Доля рыночных обязательств (кредиты кредитных организаций, государственные облигации области) сокращена до 35,5%.

За 2017 год доля бюджетных кредитов в структуре государственного долга области возрастет до 70%, рыночные заимствования сократятся до 30%.

За счет предоставленной финансовой помощи из федерального бюджета областью получен значительный бюджетный эффект. Низкая стоимость бюджетных кредитов позволила существенно сократить расходы на обслуживание государственного долга области.

В целях дальнейшего оздоровления финансовой системы субъектов Российской Федерации с 2017 года срок предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета увеличен с трех до пяти лет.

По итогам исполнения областного бюджета 2014 - 2016 годов условия соглашений, заключенных Правительством области с Министерством финансов Российской Федерации о предоставлении бюджету области из федерального бюджета бюджетных кредитов для рефинансирования долговых обязательств выполнены в полном объеме.

В 2017 году условия соглашений Вологодской области с Министерством финансов Российской Федерации в обязательном порядке будут выполнены.

Основными направлениями долговой политики области в период 2018 - 2020 годов являются:

минимизация расходов на обслуживание государственного долга области;

управление государственным долгом области в целях поддержания объема государственного долга области на экономически безопасном уровне;

осуществление мониторинга финансовых рынков в целях определения благоприятной рыночной конъюнктуры для размещения государственных облигаций области;

проведение мероприятий с целью сокращения условных обязательств области.

 

2.1. Минимизация расходов на обслуживание

государственного долга области

 

В целях сокращения расходов на обслуживание государственного долга работа по дальнейшей оптимизации структуры государственного долга области будет продолжена.

В зависимости от сложившихся рыночных условий будут определяться варианты размещения и погашения долговых обязательств области, в зависимости от ситуации на финансовых рынках будет определяться политика привлечения средств на долгосрочной или среднесрочной основе.

В целях повышения активности участия кредитных организаций в электронных аукционах по привлечению кредитных средств для финансирования дефицита областного бюджета и погашения государственных долговых обязательств продолжится активное и конструктивное сотрудничество с банковским сообществом. Это позволит обеспечить конкурентную среду для кредитных организаций, снижение стоимости банковских ресурсов и, как следствие, минимизацию расходов на обслуживание государственного долга области.

Сокращение доли рыночных долговых обязательств в структуре государственного долга области за счет привлечения бюджетных кредитов из федерального бюджета с годовой процентной ставкой 0,1% также способствует сокращению расходов на обслуживание государственного долга области.

 

2.2. Управление государственным долгом области

в целях поддержания объема государственного долга области

на экономически безопасном уровне

 

Оказание финансовой помощи в форме бюджетных кредитов из федерального бюджета в целях частичного замещения долговых обязательств по рыночным заимствованиям области, рефинансирование задолженности по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета, являются не только инструментами оптимизации структуры государственного долга и минимизации стоимости его обслуживания, но и фактором дальнейшего сдерживания роста государственного долга области. Предоставление указанных бюджетных кредитов из федерального бюджета осуществляется на определенных Министерством финансов Российской Федерации условиях, основными из них являются:

обеспечение дефицита областного бюджета в 2018 - 2020 годах на уровне не более 10,0% от суммы налоговых и неналоговых доходов областного бюджета;

сокращение отношения общего объема долговых обязательств к сумме налоговых и неналоговых доходов областного бюджета.

Для дальнейшего получения бюджетных кредитов из федерального бюджета на указанные цели будет обеспечиваться выполнение условий соглашений с Министерством финансов Российской Федерации в полном объеме.

В период 2018 - 2020 годов работа в Министерстве финансов Российской Федерации по привлечению бюджетных кредитов для рефинансирования долговых обязательств области будет продолжена.

 

2.3. Осуществление мониторинга финансовых рынков

в целях определения благоприятной рыночной конъюнктуры

для размещения государственных облигаций области

 

Для диверсификации структуры государственного долга области, а также минимизации расходов на его обслуживание, при благоприятной рыночной конъюнктуре, будет рассмотрен вопрос о привлечении заемных средств путем размещения государственных ценных бумаг области. При этом объем размещения государственных ценных бумаг области должен быть экономически целесообразен и соответствовать требованиям, установленным Правилами листинга ПАО Московская биржа по включению государственных ценных бумаг в котировальный список первого (высшего) уровня (подлежат облигации субъекта Российской Федерации с объемом выпуска облигационного займа не менее 1 млрд. рублей).

В целях осуществления прямых дешевых государственных заимствований работа по осуществлению постоянного мониторинга финансовых рынков будет продолжена.

 

2.4. Проведение мероприятий с целью сокращения

условных обязательств области

 

Планируется осуществление контроля за выполнением принципалами обязательств по кредитным договорам, обеспеченным государственными гарантиями области, в полном объеме и в установленные сроки.

За период 2014 - 2016 годов доля условных обязательств в структуре государственного долга области уменьшена на 8,1%: с 15,3% на 1 января 2014 года до 7,2% на 1 января 2017 года. За восемь месяцев 2017 года указанные долговые обязательства сокращены до 4% в объеме государственного долга.

Ввиду высокой величины государственного долга области, взятых обязательств по его сокращению и больших финансово-экономических рисков предоставление государственных гарантий области в 2018 - 2020 годах не планируется.

 

III. Ожидаемые итоги реализации долговой политики области

в 2018 - 2020 годах

 

Результатом реализации долговой политики в 2018 - 2019 годах должно стать выполнение в полном объеме условий соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации, о предоставлении бюджетных кредитов на замещение рыночных заимствований и рефинансирование долговых обязательств области.

Планируется достижение следующих показателей долговой устойчивости:

на 1 января 2019 года:

- объем государственного долга области необходимо снизить до 58,0% от суммы налоговых и неналоговых доходов областного бюджета;

- доля общего объема долговых обязательств в виде кредитов кредитных организаций, государственных ценных бумаг области не должна превышать 29,0% от суммы налоговых и неналоговых доходов областного бюджета;

- доля расходов на обслуживание государственного долга области в общем объеме расходов областного бюджета должна составить не более 3,5%;

на 1 января 2020 года:

- объем государственного долга области необходимо снизить до 49,0% от суммы налоговых и неналоговых доходов областного бюджета;

- доля общего объема долговых обязательств в виде кредитов кредитных организаций, государственных ценных бумаг области не должна превышать 35,0% от суммы налоговых и неналоговых доходов областного бюджета;

- доля расходов на обслуживание государственного долга области в общем объеме расходов областного бюджета должна составить не более 3,5%;

на 1 января 2021 года:

- объем государственного долга области необходимо снизить до 49,0% от суммы налоговых и неналоговых доходов областного бюджета;

- доля общего объема долговых обязательств в виде кредитов кредитных организаций, государственных ценных бумаг области не должна превышать 36,0% от суммы налоговых и неналоговых доходов областного бюджета;

- доля расходов на обслуживание государственного долга области в общем объеме расходов областного бюджета должна составить не более 3,5%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация по документу
Читайте также