Расширенный поиск

Постановление Правительства Забайкальского края от 29.09.2017 № 391

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 сентября 2017 года                                                                     № 391

г. Чита

 

 

О внесении изменений в государственную программу Забайкальского края «Развитие лесного хозяйства Забайкальского края на 2014 – 2020 годы», утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 18 июля 2014 года № 404

 

         В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации государственных программ Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края  от 30 декабря 2013 года №600, в связи с возникшей необходимостью Правительство Забайкальского края постановляет:

 

          утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Забайкальского края «Развитие лесного хозяйства Забайкальского края на 2014 – 2020 годы», утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 18 июля 2014 года № 404 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Забайкальского края от 25 декабря 2015 года  № 623).

 

 

Губернатор Забайкальского края                                                    Н.Н.Жданова

 

 

УТВЕРЖДЕНЫ

 

постановлением Правительства Забайкальского края

                                                              от 29 сентября 2017 года № 391

 

ИЗМЕНЕНИЯ,

которые вносятся в государственную программу Забайкальского края «Развитие лесного хозяйства Забайкальского края на 2014 – 2020 годы», утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края
от 18 июля 2014 года № 404

 

Государственную программу Забайкальского края «Развитие лесного хозяйства Забайкальского края на 2014 – 2020 годы» изложить в следующей редакции:

 

«УТВЕРЖДЕНА

 

постановлением Правительства Забайкальского края

от 18 июля 2014 г. № 404

(в редакции постановления

Правительства Забайкальского края

от 29 сентября 2017 года № 391)

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

«Развитие лесного хозяйства Забайкальского края на 2014-2020 годы»

 

ПАСПОРТ

государственной программы Забайкальского края

«Развитие лесного хозяйства Забайкальского края на 2014 - 2020 годы»

 

Ответственный исполнитель программы

Министерство природных ресурсов Забайкальского края.

Соисполнители программы

 

Подпрограммы программы

1. «Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов».

2. «Организация обеспечения использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства».

3. «Организация осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения».

4. «Обеспечение охраны лесов от степных (ландшафтных) пожаров».

Цели программы

Повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;

обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при сохранении экономического и экологического потенциала, а также глобальных функций лесов.

 

Задачи программы

Создание условий для повышения эффективности охраны, защиты, воспроизводства, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия;

повышение эффективности управления лесами как основы устойчивого развития лесного сектора экономики;

осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения;

создание условий для обеспечения охраны лесов от степных (ландшафтных) пожаров, повышение эффективности контроля за использованием лесов.

 

Этапы и сроки реализации программы

I этап (2014 - 2016 годы);

II этап (2017 - 2018 годы);

III этап (2019 - 2020 годы).

 

Объемы бюджетных ассигнований программы

Общий объем финансирования программы составляет 5 704 892,9 тыс. рублей, из них:

за счет средств бюджета Забайкальского края – 756 392,7 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 216 710,8 тыс. рублей;

2015 год - 192 174,5 тыс. рублей;

2016 год - 193 406,7 тыс. рублей;

2017 год – 154 100,7 тыс. рублей;

2018 год – 0,0           тыс. рублей;

2019 год – 0,0           тыс. рублей;

2020 год – 0,0           тыс. рублей,

за счет средств федерального бюджета – 4 948 500,2 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год -    838 179,3 тыс. рублей;

2015 год -    1 001 367,3 тыс. рублей;

2016 год -    728 216,2 тыс. рублей;

2017 год -    715 574,2 тыс. рублей;

2018 год -    548 476,2 тыс. рублей;

2019 год -    558 343,5 тыс. рублей;

2020 год -    558 343,5 тыс. рублей.

 

Объемы бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограмм по источникам и годам финансирования, приведены ниже в разрезе каждой подпрограммы.

 

Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации программы

Лесистость территории Забайкальского края - 68,2%;

доля площади ценных лесных насаждений в составе занятых лесными насаждениями земель лесного фонда - 68,3%.

 

1. Характеристика текущего состояния лесного хозяйства Забайкальского края

 

Забайкальский край - один из регионов Российской Федерации, располагающий значительным природно-ресурсным потенциалом, в том числе лесными ресурсами. К проблемам, сдерживающим эффективное лесоуправление, относятся недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала, слабый контроль за использованием и воспроизводством лесов, низкий уровень внедрения современных информационных технологий в лесное хозяйство.

Основным видом использования лесов в крае являются лесозаготовки. Ежегодная расчетная лесосека составляет 18,3 млн. куб. м, в том числе по хвойному хозяйству - 13,8 млн. куб. м. Практически все виды лесопользования имеют тенденцию к увеличению объемов арендованных площадей. Например, за 2013 год площадь лесных участков, переданных в аренду, выросла на 15% по сравнению с 2008 годом. Объемы заготовки древесины от всех видов рубок в 2013 году составили 2,37 млн. куб.м. По рубкам спелых и перестойных лесных насаждений заготовлено 1,4 млн. куб. м. древесины (по хвойным - 1,2 млн. куб. м).

В целях сохранения и приумножения лесных ресурсов согласно статьям 61-63 Лесного кодекса Российской Федерации вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, то есть необходимо ежегодное проведение лесовосстановления. В крае лесовосстановительные мероприятия реализуются в основном методом содействия естественному лесовосстановлению. Лесные культуры, а это 100 % посадок, представлены ценными хвойными древесными породами. Благодаря этому в будущем должны сформироваться высокопродуктивные лесонасаждения для получения качественной древесины.

За счет постоянного роста объемов заготовки древесины и гибели лесных насаждений от пожаров из года в год увеличиваются площади, на которых необходимо проводить лесовосстановительные мероприятия. В 2013 году они были выполнены на площади 13 964 га. В 2013 году арендаторы лесных участков по сравнению с 2012 годом увеличили объемы посадки леса в 1,5 раза (с 626,9 га в 2012 году до 1092 га в 2013 году).

Одной из основных проблем лесного фонда в крае на современном этапе является накопление перестойных лесов в местах, недоступных для хозяйственного освоения лесного фонда. Эффективную лесохозяйственную деятельность необходимо обеспечивать применением мер по охране природы и лесов от пожаров, организации лесопитомнических хозяйств инновационной направленности. Для улучшения качества лесов, расположенных на землях лесного фонда, необходимо обеспечивать сбалансированность объемов лесовосстановления в зависимости от площади вырубленных, погибших и поврежденных лесов, улучшать их санитарное состояние, своевременно проводить противопожарное обустройство лесов и тем самым снижать опасность лесных пожаров, ежегодно оценивать состояние лесов путем проведения лесоустройства.

Одной из главных причин недостаточной экономической эффективности лесопромышленного комплекса Забайкальского края является низкое качество лесов, а также истощение лесосырьевых ресурсов, расположенных на экономически доступных территориях. Помимо этого, негативное влияние на эффективность освоения лесов оказывают:

отсутствие актуальных сведений о лесах в связи с давностью проведения лесоустроительных работ;

несовершенство лесного законодательства, регулирующего вопросы аренды участков лесного фонда;

отсутствие экономических стимулов для организации глубокой переработки древесины;

незаконные рубки и иные правонарушения и преступления в лесной сфере.

Результаты проведенного анализа современного состояния лесопромышленного комплекса края дают основания отметить следующие актуальные проблемы:

формирование системы устойчивого лесопользования как основы развития лесного хозяйства, одним из перспективных элементов которой может стать создание на арендованных участках целевых хозяйств по выращиванию заданных сортиментов хвойных пород;

повышение степени и эффективности использования расчетной лесосеки;

модернизация обрабатывающих производств лесного комплекса на основе обновления основных производственных фондов и технологий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности производимой продукции, ресурсосбережение и сохранение окружающей среды;

развитие лесной транспортной инфраструктуры, включающее обеспечение экономической доступности лесных участков, повышение рентабельности заготовки древесины, увеличение объемов использования лесов посредством строительства лесных дорог круглогодового действия.

Для решения проблем лесного хозяйства края целесообразно применить программно-целевой метод, позволяющий консолидировать и координировать деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления Забайкальского края, исключив дублирование функций, аккумулировать финансовые вложения из различных источников на указанные цели. На первый план выходит необходимость использования механизмов государственной программы по координации деятельности на федеральном и региональном уровнях в области лесных отношений, достижения баланса их интересов, а также слияния финансовых ресурсов при решении общих целей и задач.

Указанные в приложении к государственной программе значения показателей будут достигнуты при выделении предусмотренных ею объемов финансирования. Ухудшение значений показателей может быть вызвано возникновением экстремальных природных ситуаций (высокая горимость лесов, вспышки массового размножения вредных организмов, влияние стихийных климатических факторов, метеорологических условий и др.), неблагоприятной экономической ситуацией на рынке лесной продукции, недостаточностью трудовых ресурсов и квалифицированных кадров, пассивным сопротивлением отдельных граждан и общественных организаций проведению мероприятий государственной программы, недостаточностью местных трудовых ресурсов и невозможностью осуществления планируемых мероприятий прежде всего на не арендованных лесных территориях.

Реализация государственной программы в целом повлияет на повышение производительности труда в указанной сфере деятельности. Существенным результатом реализации государственной программы станет обеспечение занятости населения на основе интенсификации использования лесов, развития в лесном секторе экономики малого и среднего предпринимательства.

 

2. Перечень приоритетов государственной политики в лесной отрасли

 

Согласно Стратегии социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 26 декабря 2013 года № 586, рациональное природопользование, улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека является одним из приоритетов долгосрочного развития края.

Лесная отрасль Забайкальского края - одна из ведущих отраслей экономики края. Реализация приоритетных направлений предусматривает:

сохранение малонарушенных лесных территорий в целях обеспечения их природной ценности, экологического равновесия, средообразующих и защитных функций лесов за счет интенсивного выращивания древостоев на лесных землях, подверженных промышленным рубкам, и неиспользуемых землях сельскохозяйственного назначения;

развитие ресурсной базы отрасли через осуществление интенсивной лесовосстановительной деятельности;

формирование условий, способствующих восполнению дефицита высококвалифицированных кадров.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября  2008 года № 1662-р  (далее - Концепция), определены  следующие приоритетные направления развития лесного хозяйства:

         создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов;

улучшение породного состава лесных насаждений, а также сокращение нелегальных рубок и теневого оборота древесины.

Концепцией установлено, что развитие транспортной инфраструктуры на землях лесного фонда, включающее обеспечение экономической доступности лесных участков, повышение рентабельности заготовки древесины посредством строительства лесных дорог круглогодичного действия, а также развитие транзитных железнодорожных  и автомобильных путей позволят существенно увеличить объемы  использования  лесов.

Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной совместным приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31 октября 2008 года № 482, определены следующие приоритеты:

обеспечение устойчивого управления лесами;

сохранение и повышение ресурсно-экологического потенциала лесов;

повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации, а также в обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса.

Для их достижения предусматриваются совершенствование организационной и функциональной структуры государственного управления лесами, лесного законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также определяются направления  дальнейшего развития системы лесного планирования на федеральном, региональном и местном уровнях.

В соответствии с Основами государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 года № 1724-р, государственная политика в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства на 2013-2020 годы» основывается на следующих принципах:

признание и соблюдение прав граждан на использование природных ресурсов и благоприятную окружающую среду, а также на получение достоверной информации о лесах;

соблюдение баланса экономических, экологических и социальных интересов;

многоцелевое, комплексное и неистощительное использование лесов, а также сохранение площади лесов, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

сохранение лесов, находящихся в федеральной собственности, и развитие института частной собственности в отрасли;

ответственность органов государственной власти и органов местного  самоуправления за осуществление полномочий в области лесных отношений на соответствующих территориях;

согласованное управление лесами и смежными территориями;

учет социально-экономических, природно-климатических и экологических особенностей субъектов Российской Федерации;

общественное участие при планировании и проведении мероприятий в лесах;

обоснованность и последовательность в принятии решений в сфере управления лесами;

усиление роли и обеспечение конкурентоспособности Российской Федерации в мировом лесном секторе.

Таким образом, приоритеты государственной политики в сфере лесных отношений определяют необходимость комплексного решения задач лесного хозяйства, направленных на обеспечение непрерывного, неистощительного, рационального и многоцелевого использования лесов, предусматривают сохранение малонарушенных лесных территорий в целях обеспечения их природной ценности, экологического равновесия, средообразующих и защитных функций лесов, устойчивое управление лесами, сохранение и увеличение их ресурсно-экологического потенциала и повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие Забайкальского края, в обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса.

 

3. Описание целей и задач государственной программы

 

В качестве основных стратегических целей развития лесного комплекса необходимо обеспечить устойчивое управление лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала, повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие Забайкальского края, в обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса.

Определены основные факторы возникновения системных проблем в сфере лесного хозяйства:

истощение эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения лесопромышленных предприятий и путей транспорта;

недостаточная точность учета лесных ресурсов;

низкая эффективность федерального государственного лесного надзора на региональном уровне;

значительные потери лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней, ущерб от которых значительно выше общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов;

невысокое качество лесовосстановления и низкий технический уровень лесохозяйственных работ;

плохо развитая инфраструктура, в том числе дорожная, в лесах;

нарушение биологического разнообразия лесов.

Основными целями государственной программы являются:

повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов; обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при сохранении экономического и экологического потенциала, а также глобальных функций лесов.

Необходимость достижения цели государственной программы предусматривает решение следующих основных задач:

1)  создание условий для повышения эффективности охраны защиты, воспроизводства, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия;

2)  повышение эффективности управления лесами как основы устойчивого развития лесного сектора экономики;

3)  осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения;

4)  создание условий для обеспечения охраны лесов от степных (ландшафтных) пожаров, повышение эффективности контроля за использованием лесов.

Государственная программа включает 4 подпрограммы, выделенные в соответствии с целью и задачами государственной программы:

1.     Подпрограмма «Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов»;

2.     Подпрограмма «Организация обеспечения использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства»;

3.     Подпрограмма «Организация осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения»;

4.     Подпрограмма «Обеспечение охраны лесов от степных (ландшафтных) пожаров».

Для каждой подпрограммы определены цели и задачи, решение которых обеспечивает достижение цели и задач в целом государственной программы. Подпрограммы являются взаимозависимыми, выполнение мероприятий одной подпрограммы может зависеть от выполнения мероприятий другой подпрограммы. Последовательность решения задач и выполнения мероприятий определяется Министерством природных ресурсов Забайкальского края по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства.

 

4. Сроки и этапы реализации государственной программы

 

Государственная программа реализуется в 2014-2020 годах в три этапа.

На I этапе (2014-2016 годы) предполагается создание эффективной системы управления охраной лесов от пожаров, вредных организмов и неблагоприятных факторов, ведение государственного лесного реестра и государственной инвентаризации лесов, укрепление материально-технической базы учреждений, подведомственных Министерству природных ресурсов Забайкальского края.

Необходимо подписание соглашений об информационном взаимодействии органов государственной власти, осуществляющих полномочия в области лесных отношений, лиц, использующих леса, организаций, производящих и использующих информацию о лесном хозяйстве, других государственных и негосударственных структур.

Также необходимо совершенствовать систему переподготовки и повышения квалификации специалистов лесного хозяйства, повышать эффективность бюджетных расходов в лесном хозяйстве.

Особое внимание будет уделено подготовке законодательной и подзаконной нормативной правовой базы в пределах полномочий Правительства Забайкальского края, активному участию в разработке законодательной и подзаконной нормативной правовой базы федерального уровня, актуализации данных государственного лесного реестра.

Министерству природных ресурсов Забайкальского края необходимо выйти с законодательной инициативой по внесению изменений в соответствующие федеральные нормативные правовые акты в части требований к допуску участников аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка. Также необходимо внести изменения в нормативные правовые акты Забайкальского края, разработать проекты постановлений Правительства Забайкальского края о порядке списания безнадежной к взысканию задолженности, о проведении реструктуризации задолженности юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей.

На II этапе (2017-2018 годы) необходимо обеспечить дальнейшее развитие законодательной и нормативной правовой базы; интенсификацию использования лесов посредством расширения объемов и видов их использования, улучшение качества лесного планирования и проектирования лесных участков при лесоустройстве, а также повышение их доступности вследствие развития лесной инфраструктуры.

Кроме того, требуется обеспечить существенное снижение уровня нарушений лесного законодательства, объема нелегальных лесозаготовок путем совершенствования системы государственного лесного надзора (лесной охраны), а также нормативного правового и материально-технического обеспечения деятельности.

На III этапе (2019-2020 годы) предполагается завершить формирование системы государственного управления лесами, системы государственной инвентаризации лесов, в полной мере удовлетворить потребности лесной промышленности, включая экспорт, и населения Забайкальского края в древесной и недревесной продукции.

На всех этапах реализации государственной программы осуществляется обеспечение ежегодных плановых объемов выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. Ожидаемые результаты государственной программы по этапам ее реализации приведены в соответствующих разделах.

 

5. Перечень основных мероприятий государственной программы с указанием сроков их реализации и ожидаемых непосредственных результатов

 

В реализации государственной программы планируется участие подведомственных Министерству природных ресурсов Забайкальского края учреждений, оказывающих (выполняющих) государственные услуги (работы): КГУ «Читинская база авиационной охраны лесов», КГСАУ «Забайкальское лесохозяйственное объединение» и ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края».

В целях повышения эффективности лесного хозяйства, качества исполнения переданных полномочий необходимы мероприятия по совершенствованию и развитию лесного надзора, по укреплению научно-инновационного развития и кадрового обеспечения лесного хозяйства. Модернизация лесного хозяйства не может быть осуществлена без укрепления его научного и кадрового потенциалов. Современное научное и кадровое обеспечение является одним из главных факторов инновационного развития отрасли. Все острее в лесном хозяйстве ощущаются нехватка квалифицированных кадров, низкая производительность труда обусловлена недостаточным развитием социального партнерства, низким уровнем оплаты труда работников лесного сектора экономики, ухудшающейся ситуацией в профессиональной и квалификационной подготовке рабочих кадров, специалистов.

Основные мероприятия государственной программы определены исходя из необходимости достижения ее целей и задач и сгруппированы по подпрограммам (приведены ниже в разрезе подпрограмм). Состав мероприятий может корректироваться по мере решения задач государственной программы и уровня финансирования.

В целом реализация мероприятий государственной программы будет способствовать:

повышению эффективности и доходности лесного хозяйства;

сырьевому обеспечению лесоперерабатывающей промышленности, повышению производительности труда в лесном секторе и конкурентоспособности российских товаров;

улучшению международного имиджа Российской Федерации, повышению ее роли в международном партнерстве;

обеспечению права граждан на благоприятную окружающую среду, повышению качества жизни на основе дополнительных эффектов, связанных с улучшением экологической ситуации в Забайкальском крае;

наиболее полному удовлетворению собственных нужд граждан в древесине и других лесных ресурсах, обеспечению занятости сельского населения, развитию малого и среднего бизнеса.

Реализация государственной программы не повлечет за собой негативных экологических последствий.

 

6. Перечень показателей конечных результатов государственной программы, методики их расчета и плановые значения по годам реализации государственной программы

 

Основные ожидаемые конечные результаты реализации государственной программы определены в соответствии с поставленными ею задачами и предусмотренным финансированием.

Перечень показателей конечных результатов государственной программы по этапам ее реализации приведен в соответствующих разделах подпрограмм.

В целях обеспечения текущего контроля за реализацией подпрограмм и корректировки состава мероприятий по мере выполнения государственной программы Министерством природных ресурсов Забайкальского края по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства будут определены промежуточные (контрольные) этапы для отдельных подпрограмм или мероприятий государственной программы.

Методика расчета основных показателей государственной программы приведена с учетом целевых прогнозных показателей:

1)    лесистость территории Забайкальского края (К1) рассчитывается по формуле:

 

К1 = S1 / S2 x 100%, где

 

S1 - общая площадь Забайкальского края, тыс. га;

S2 – общая площадь покрытых лесной растительностью земель на территории Забайкальского края, тыс. га;

 

2)       доля площади ценных лесных насаждений в составе занятых лесными насаждениями земель лесного фонда (К2) рассчитывается по формуле:

 

К2 = S3 / S2 x 100%, где

 

S2 - общая площадь покрытых лесной растительностью земель на территории Забайкальского края, тыс. га;

S3 - площадь ценных лесных насаждений в составе занятых лесными насаждениями земель лесного фонда Забайкальского края, тыс. га.

 

При выполнении основных мероприятий государственной программы к 2020 году ожидается:

сохранение лесистости территории Забайкальского края - на уровне 68,2 %;

площадь ценных лесных насаждений в составе занятых лесными насаждениями земель лесного фонда - на уровне 68,3 %.

Детальный состав основных мероприятий и их результаты содержатся в характеристиках нижеприведенных подпрограмм.

 

7. Информация о финансовом обеспечении государственной программы

 

Реализация государственной программы осуществляется за счет средств субвенций из федерального бюджета бюджету Забайкальского края на осуществление переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, также за счет средств бюджета Забайкальского края и внебюджетных источников в соответствии с законодательством о бюджете.

Внебюджетные источники финансирования расходов, связанных с реализацией мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, привлекаются в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации. Средства от продажи направляются в том числе на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов.

Замещение средств внебюджетных источников средствами бюджета Забайкальского края не допускается. Недофинансирование работ, выполняемых за счет средств внебюджетных источников, не влечет за собой дополнительных обязательств бюджета Забайкальского края. В целях обеспечения софинансирования мероприятий государственной программы за счет средств внебюджетных источников должны использоваться механизмы гарантирования принятых обязательств.

Общий объем финансирования государственной программы составляет 5 704 892,9 тыс. рублей, из них по годам:

(тыс. рублей)

Годы реализации программы

Всего

в том числе

федеральный бюджет

краевой бюджет

2014 год

1 054 890,1

838 179,3

216 710,8

2015 год

1 193 541,8

1 001 367,3

192 174,5

2016 год

921 622,9

728 216,2

193 406,7

2017 год

869 674,9

715 574,2

154 100,7

2018 год

548 476,2

548 476,2

0,0

2019 год

558 343,5

558 343,5

0,0

2020 год

558 343,5

558 343,5

0,0

Итого

5 704 892,9

4 948 500,2

756 392,7

 

Указанный объем расходов будет уточняться после ежегодного утверждения федерального и краевого бюджетов на соответствующий финансовый год и плановый период.

В последующем по мере выявления необходимости привлечения дополнительных ресурсов для развития материально-технической базы подведомственных учреждений, в целях расширения рынка сбыта (реализации) готовой лесопродукции населению, иным организациям на внутреннем либо международном рынках, обеспечения краевых и муниципальных бюджетных учреждений твердым топливом (дровами) Министерством природных ресурсов Забайкальского края будут разработаны и внесены на рассмотрение в Правительство Забайкальского края предложения о применении в установленном порядке тарифных, кредитных, лизинговых и иных мер.

 

8. Описание рисков реализации государственной программы и способов их минимизации

 

Реализация государственной программы сопряжена с рядом рисков, большинство из которых носит внешний характер по отношению к исполнительным органам государственной власти Забайкальского края, реализующим государственную программу.

Риск

Последствия наступления

Способы минимизации

Финансово-экономические риски

Внесение изменений в государственную программу, пересмотр целевых значений показателей, отказ от реализации отдельных мероприятий, задач, неплатежеспособность арендаторов. Сокращение финансирования государственной программы негативным образом скажется на экономических показателях государственной программы, приведет к снижению эффективности охраны, защиты, воспроизводства, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия,

Поиск альтернативных источников финансового обеспечения реализации мероприятий, определение приоритетов для первоочередного финансирования.

Нормативно-правовые риски

Возникновение пробелов и коллизий в правовом регулировании, а также изменение федерального и регионального законодательства в области лесных отношений могут приводить к невозможности реализации мероприятий. Увеличение количества нарушений лесного законодательства.

Оперативное отслеживание изменения нормативно-правовой базы и разработка рекомендаций и предложений по дальнейшей корректировке законодательства для целей реализации мероприятий. Привлечение общественности к решению вопросов планирования лесного хозяйства, активное межведомственное взаимодействие различных ветвей органов государственной власти.

 Природные риски, связанные с возможными бедствиями в крае, связанные с повреждаемостью и гибелью лесов вследствие лесных пожаров, вспышек массового размножения вредных организмов.

Невозможность реализации мероприятий, недостижение показателей конечных результатов реализации программы. Снижение объемов заготовки древесины, объемов использования лесов, снижение уровня платежей в бюджеты всех уровней, ухудшение качества лесохозяйственных работ.

Скоординированная деятельность по восстановлению ущерба, нанесенного в результате влияния  различных стихийных климатических факторов, метеорологических условий. Корректировка объемов выполняемых мероприятий. Совершенствование планирования работ по охране, защите и воспроизводству лесов, регулирование договорных отношений на выполнение работ по договорам аренды или договорам купли-продажи лесных насаждений.

 Социальные риски  

Нарушение сроков выполнения мероприятий государственной программы, недостижение запланированных результатов деятельности из за дефицита местных трудовых ресурсов и квалифицированного персонала (низкие заработная плата и престиж рабочих профессий снижают привлекательность лесной отрасли для специалистов)

Устранение диспропорций в оплате труда работников лесного комплекса по сравнению с другими отраслями. Улучшение условий труда работников лесного хозяйства, создание дополнительных рабочих мест. Повышение квалификации персонала.

 

ПОДПРОГРАММА

«Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов»

 

ПАСПОРТ

подпрограммы «Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов»

 

Ответственный исполнитель подпрограммы

Министерство природных ресурсов Забайкальского края.

Соисполнители подпрограммы

 

Цели подпрограммы

 

 

 

Создание условий для повышения эффективности охраны, защиты, воспроизводства, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия.

 

Задачи подпрограммы

 

Повышение эффективности предупреждения, обнаружения и тушения лесных пожаров;

повышение эффективности защиты лесов от вредных организмов и неблагоприятного воздействия внешней среды;

актуализация информации и развитие системы данных государственного лесного реестра;

создание условий для рационального, многоцелевого, неистощительного и эффективного использования лесов;

обеспечение соблюдения требований законодательства в сфере лесных отношений, в том числе предотвращение нелегальных рубок;

повышение эффективности восстановления погибших и вырубленных лесов, качества селекционных и генетических свойств посадочного материала.

 

Этапы и сроки реализации подпрограммы

I этап (2014 - 2016 годы);

II этап (2017 - 2018 годы);

III этап (2019 - 2020 годы).

 

Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы

Общий объем финансирования подпрограммы составляет 3 002 575,6 тыс. рублей, из них:

за счет средств бюджета Забайкальского края -

164 730,3 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 21 819,0 тыс. рублей;

2015 год - 960,0 тыс. рублей;

2016 год - 0,0 тыс. рублей;

2017 год – 141 951,3 тыс. рублей;

2018 год - 0,0 тыс. рублей;

2019 год - 0,0 тыс. рублей;

2020 год - 0,0 тыс. рублей;

за счет средств федерального бюджета –

2 837 845,3 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 546 561,8 тыс. рублей;

2015 год - 704 687,1 тыс. рублей;

2016 год - 399 523,5 тыс. рублей;

2017 год – 415 739,2 тыс. рублей;

2018 год - 260 607,5 тыс. рублей;

2019 год - 255 363,1 тыс. рублей;

2020 год - 255 363,1 тыс. рублей.

 

Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации подпрограммы

Доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров - 61,83%;

доля крупных лесных пожаров в общем количестве лесных пожаров - 34,24%;

отношение площади лесов, на которых были проведены санитарно-оздоровительные мероприятия, к площади погибших и поврежденных лесов - 50,5%;

доля лесных семян с улучшенными наследственными свойствами в общем объеме заготовленных лесных семян - 0,5%;

доля лесных культур в общем объеме лесовосстановления на землях лесного фонда - 11,5%.

 

1. Характеристика текущего состояния в области охраны, защиты и воспроизводства лесов Забайкальского края

 

Ежегодно регистрируются сотни лесных пожаров (за последние семь лет среднегодовое количество лесных пожаров составляет 663), охватывающих значительные площади земель, покрытых лесной растительностью. В последние годы снижаются объемы выращивания посадочного материала для лесокультурного производства, недопустимо низкой остается доля заготавливаемых семян лесных растений с ценными наследственными свойствами. Доля лесных культур, создаваемых посадочным материалом, выращенным из сортовых и улучшенных семян лесных растений, составляет около 3% общей площади их создания. При существующих методах воспроизводства лесов в восстанавливаемых насаждениях к возрасту технической спелости доля насаждений с преобладанием хвойных пород, обладающих ценными свойствами, составляет уже менее одного процента.

Основными проблемами в настоящее время и в ближайшем времени являются: увеличение повреждений лесов и потерь лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней; ущерб от лесных пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов, значительно превышающих величину общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов. Постоянно сокращается перечень средств защиты леса от вредных организмов, особенно в части экологически безопасных и эффективных биологических препаратов. Площади лесовосстановления сократились почти в 2 раза, при этом активными мерами путем создания лесных культур в 2,5 раза, остается высокой доля гибели лесных культур старших возрастов, объемы рубок ухода в молодняках (осветления, прочистки) снизились почти вдвое.

Снижение объемов лесовосстановления (прежде всего искусственного) и особенно его качества несет реальную угрозу продукционному потенциалу лесов будущего, восстановлению экологической обстановки в лесах с интенсивными лесозаготовками прошлых лет, значительно ухудшаются возможности повышения устойчивости лесных насаждений и адаптации лесов к неблагоприятным факторам, в местах интенсивного использования лесов наблюдается изменение их ресурсного и экологического потенциала, сокращение биологического разнообразия.

Ситуация в области обеспечения воспроизводства лесов семенным и посадочным материалом в значительной мере усугубляется состоянием технологической инфраструктуры, техники и оборудования, разработанных, за редким исключением, в 1960-1970-х годах. Их использование не может обеспечить эффективное воспроизводство лесов, к тому же серийное производство машин и механизмов для лесного хозяйства прекратилось с 80-х годов прошлого века.

Причиной возникновения лесных пожаров является антропогенный фактор (около 95%), в летний период наблюдалась высокая грозовая активность, по причине сухих гроз возник 71 лесной пожар (5 %).

По итогам 2015 года фактическая рубка лесных насаждений составила  более 2 млн. куб. м, заключены более 25 тысяч договоров купли-продажи лесных насаждений с гражданами для обеспечения древесиной для собственных нужд (древесина для отопления, ремонта, индивидуального жилищного строительства) в объеме 700 тыс. куб. м древесины.

В 2015 году проведены 70 лесных аукционов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для обеспечения государственных или муниципальных нужд, реализованы 96 тыс. куб. м древесины, на сумму 4268,0 тыс. руб., в т.ч. 69 тыс. куб. м от проведения санитарных рубок.

Площадь участков лесного фонда, переданная в пользование, составляет 6761,9 тыс. га, или 21 % от общей площади лесного фонда Забайкальского края. В 2015 году заключены 95 договоров аренды лесных участков, в том числе:

для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых - 60 договоров аренды на площади 2,4 тыс. га;

для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов - 35 договоров аренды на площади 120 га.

Проведен один аукцион по продаже права на заключение договора аренды лесных участков. На аукцион было выставлено пять лотов общей площадью 54,9 тыс. га с ежегодным объемом заготовки древесины 34,3 тыс. куб. м. Продано четыре лота общей площадью 42,7 тыс. га с ежегодным объемом заготовки 24,6 тыс. куб. м.

В 2015 году заготовлено семян лесных растений в объеме 1551 кг, в т. ч. 1131 кг семян мелкохвойных пород. Посев семян в лесных питомниках и теплицах выполнен на площади 15,5 га. Для выполнения работ по искусственному лесовосстановлению выращено 35,8 млн. шт. сеянцев (1 года выращивания - 15,0 млн. шт.; 2 лет и старше - 20,8 млн. шт.) По материалам инвентаризации имеется стандартный посадочный материал в количестве 9,3 млн. шт., что в полном объеме обеспечивает потребность в посадочном материале для выполнения государственного задания по посадке лесных культур. Дефицит посадочного материала для дополнения лесных культур в весенний лесокультурный период составит 1,6 млн. шт. сеянцев.

В 2015 году на территории лесного фонда Забайкальского края действует 770 договоров аренды лесных участков на площади 6761,92 тыс. га, в т. ч. с обязательствами по лесовосстановительным мероприятиям - 160 договоров. Основной объём договоров аренды по лесовосстановительным мероприятиям приходится на арендаторов, использующих леса для заготовки древесины, - 142 договоров аренды на площади 3415,9 тыс. га с ежегодной расчётной нормой пользования 2 655,6 тыс. куб. м.

Очевидно, что без коренного изменения традиционных подходов к лесовосстановлению тенденция дальнейшего ухудшения качества воспроизводимых лесов усилится, и наметившиеся негативные тенденции в случае непринятия адекватных организационно-технических мер могут только усилиться и привести к необратимым последствиям. Прогнозируется их дальнейшее уменьшение при инерционном сценарии реализации соответствующих мероприятий государственной программы. При сохранении существующего объема финансирования охраны лесов количество лесных пожаров и площадь лесов, пройденная ими, на период до 2020 года останутся прежними, не уменьшится и доля крупных лесных пожаров, средняя ежегодная гибель лесов от пожаров может увеличиться, площадь очагов вредителей и болезней в лесах может возрасти.

 

2. Перечень приоритетов государственной политики в области охраны, защиты и воспроизводства лесов Забайкальского края

 

Основные приоритеты развития лесной отрасли Забайкальского края определены Стратегией социально-экономического развития Забайкальского края до 2030 года, которые ориентируют на увеличение масштабов и темпов лесовосстановления, в том числе посадок и посевов леса с выращиванием заданных сортиментов хвойных пород. Важнейшее значение в планируемом периоде придается увеличению масштабов и темпов лесовосстановления, в том числе посадке леса с выращиванием заданных сортиментов хвойных пород.

 

3. Описание целей и задач подпрограммы

 

Основной целью подпрограммы является создание условий для повышения эффективности охраны, защиты, воспроизводства, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия.

Необходимость достижения цели подпрограммы предусматривает решение следующих основных задач:

повышение эффективности предупреждения, обнаружения и тушения лесных пожаров;

повышение эффективности защиты лесов от вредных организмов и неблагоприятного воздействия внешней среды;

актуализация информации и развитие системы данных государственного лесного реестра;

создание условий для рационального, многоцелевого, неистощительного и эффективного использования лесов;

обеспечение соблюдения требований законодательства в сфере лесных отношений, в том числе предотвращение нелегальных рубок;

повышение эффективности восстановления погибших и вырубленных лесов, качества селекционных и генетических свойств посадочного материала.

Существенное внимание при решении задач будет уделено мероприятиям, направленным на предупреждение, обнаружение и тушение лесных пожаров, воспроизводству лесного фонда и восстановлению лесов, улучшению породного состава лесных насаждений. Для этого предполагается создать эффективную систему обнаружения и тушения лесных пожаров, планирования и осуществления лесозащитных мероприятий, оперативного выявления и качественной диагностики лесопатологических факторов, объективного прогноза патологической ситуации в лесах, своевременного назначения и проведения ликвидации очагов вредных организмов, а также сформировать комплекс санитарно-оздоровительных мероприятий. В части обеспечения баланса выбытия и восстановления лесов предусматриваются мероприятия, направленные на повышение продуктивности и качества лесов на основе их гарантированного воспроизводства.

 

4. Сроки и этапы реализации подпрограммы

 

Подпрограмма «Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов» реализуется в 2014 - 2020 годах в три этапа.

На I этапе (2014 - 2016 годы) предполагается создание эффективной системы управления охраной лесов от пожаров, вредных организмов и неблагоприятных факторов, ведение государственного лесного реестра и государственной инвентаризации лесов, укрепление материально-технической базы учреждений, подведомственных Министерству природных ресурсов Забайкальского края.

На II этапе (2017 - 2018 годы) необходимо обеспечить интенсификацию использования лесов посредством расширения объемов и видов их использования.

На III этапе (2019 - 2020 годы) предполагается завершить формирование системы государственной инвентаризации лесов, в полной мере удовлетворить потребности лесной промышленности, включая экспорт, и населения Забайкальского края в древесной и недревесной продукции.

 

5. Перечень основных мероприятий подпрограммы с указанием их сроков реализации и ожидаемых непосредственных результатов

 

Мероприятия подпрограммы «Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов» приведены в Приложении к государственной программе.

Реализация мероприятий подпрограммы обеспечит сокращение доли площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, сохранение лесистости территории Забайкальского края; дальнейшее развитие на основе современных средств наблюдений и информационных ресурсов системы обнаружения лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров позволят сократить сроки обнаружения пожаров, повысить точность их обнаружения, а также существенно улучшить информированность населения и скорость оповещения противопожарных формирований об угрозе лесных пожаров, обеспечит создание в крае эффективной системы профилактики, обнаружения и тушения лесных пожаров, позволяющей свести к минимуму повреждение лесов, возникновение катастрофических верховых лесных пожаров, предотвратить гибель людей и повреждение огнем населенных пунктов, объектов экономики.

Состав мероприятий может корректироваться по мере решения задач государственной программы и уровня финансирования.

 

6. Перечень показателей конечных результатов подпрограммы, методика их расчета и плановые значения по годам реализации подпрограммы

 

В результате выполнения мероприятий данной подпрограммы ожидается достижение баланса рубок и убыли лесов от пожаров, вредителей и болезней леса с темпами лесовосстановления: к концу срока реализации государственной программы предполагается достичь к концу 2020 года:

увеличение доли лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров до 61,83 %;

уменьшение доли крупных лесных пожаров в общем количестве лесных пожаров до 34,24 %;

увеличение площади лесов, на которых были проведены санитарно-оздоровительные мероприятия, к площади погибших и поврежденных лесов до 50,5 %;

долю лесных семян с улучшенными наследственными свойствами в общем объеме заготовленных лесных семян - 0,5%;

долю лесных культур в общем объеме лесовосстановления на землях лесного фонда – 11,5 %.

 

Методика расчета основных показателей подпрограммы «Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов» приведена с учетом целевых прогнозных показателей:

1) доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров (К3) рассчитывается по формуле:

 

К3 = ЛП2 / ЛП1 x 100%, где

 

ЛП1 - общее количество лесных пожаров в текущем году;

ЛП2 - количество лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения;

 

2) доля крупных лесных пожаров в общем количестве лесных пожаров (К4) рассчитывается по формуле:

 

К4= ЛП3 / ЛП1 x 100%, где

 

ЛП1 - общее количество лесных пожаров в текущем году;

ЛП3 - количество крупных лесных пожаров;

 

3) отношение площади лесов, на которых были проведены санитарно-оздоровительные мероприятия, к площади погибших и поврежденных лесов (К5) рассчитывается по формуле:

 

К5 = Scoм / Sпп x 100%, где

 

Scoм - площадь лесов, на которой были проведены санитарно-оздоровительные мероприятия, тыс. га;

Sпп - площадь погибших и поврежденных лесов, тыс. га;

 

4) доля лесных семян с улучшенными наследственными свойствами в общем объеме заготовленных лесных семян (К6) рассчитывается по формуле:

 

К6 = Vулуч / Vобщ x 100%, где

 

Vулуч – общий объем лесных семян с улучшенными наследственными свойствами, тыс. т;

Vобщ - общий объем заготовленных семян на территории Забайкальского края, тыс. т;

 

5)       доля лесных культур в общем объеме лесовосстановления на землях лесного фонда (К7) рассчитывается по формуле:

 

К7= Vлк / Vлв x 100%, где

 

Vлк - объем лесных культур, выращенных на землях лесного фонда, га;

Vлв  - объем лесовосстановления на землях лесного фонда, га.

 

7. Информация о финансовом обеспечении подпрограммы

 

Реализация подпрограммы осуществляется в рамках государственной программы за счет средств субвенций из федерального бюджета бюджету Забайкальского края на осуществление отдельных переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и краевого бюджета.

Общий объем финансирования подпрограммы составляет 3 002 575,6 тыс. рублей, из них по годам:

(тыс. рублей)

Годы реализации подпрограммы

Всего

В том числе

федеральный бюджет

краевой бюджет

2014 год

568 380,8

546 561,8

21 819,0

2015 год

705 647,1

704 687,1

960,0

2016 год

399 523,5

399 523,5

0,0

2017 год

557 690,5

415 739,2

141 951,3

2018 год

260 607,5

260 607,5

0,0

2019 год

255 363,1

255 363,1

0,0

2020 год

255 363,1

255 363,1

0,0

Итого

3 002 575,6

2 837 845,3

164 730,3


Информация по документу
Читайте также