ПРАВИТЕЛЬСТВО
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 26.09.2017 № 379-рп
г. Новосибирск
Об утверждении концепции развития психологической
службы
в системе образования Новосибирской области на период
до 2025 года
В соответствии со статьями 8, 34, 42 Федерального
закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
мероприятием 2.12 задачи 5 подпрограммы 1 государственной программы
Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации
детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2010 годы»,
утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от
31.12.2014 № 576-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской
области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и
учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы», и в целях
обеспечения развития службы психологического сопровождения образования детей на
территории Новосибирской области:
1. Утвердить прилагаемую концепцию развития
психологической службы в системе образования Новосибирской области на
период до 2025 года (далее – Концепция).
2. Министерству образования, науки и
инновационной политики Новосибирской области (Нелюбов С.А.) совместно с
министерством труда и социального развития
Новосибирской области (Фролов Я.А.), министерством культуры Новосибирской области (Решетников И.Н.)
во взаимодействии с департаментом образования мэрии города Новосибирска
(Ахметгареев Р.М.):
1) в срок до 10.09.2017 разработать план
мероприятий («дорожная карта») по реализации Концепции
(далее – план мероприятий);
2) обеспечить реализацию плана мероприятий.
3. Контроль за исполнением настоящего
распоряжения возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области
Титкова А.П.
Губернатор
Новосибирской области
В.Ф. Городецкий
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Новосибирской области
от 26.09.2017 № 379-рп
Концепция
развития психологической службы в системе образования
Новосибирской области на период до 2025 года
I. Общие
положения
Концепция развития психологической службы в системе
образования Новосибирской области на период до 2025 года (далее – Концепция)
разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в РФ»),
Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы,
утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О
Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»,
профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»,
утвержденным приказом Министерства труда
и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 № 514н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере
образования)», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Новосибирской
области, регулирующими отношения в сфере образования.
Психологическая служба в системе образования
Новосибирской области (далее – психологическая служба) – это управляемая
система организаций и их структурных подразделений: психолого-педагогические и
медико-социальные центры (далее – ППМС-центры), психолого-медико-педагогические
комиссии (далее – ПМПК), психолого-медико-педагогические консилиумы (далее –
ПМПк), ресурсные центры, социально-психологические центры, а также
педагоги-психологи и другие специалисты (учителя-логопеды, учителя-дефектологи,
социальные педагоги, тьюторы и др.) в образовательных организациях,
осуществляющих целенаправленную работу по психологическому сопровождению
образовательного процесса и оказанию комплексной психолого-педагогической, медицинской
и социальной помощи (далее – ППМС помощи) обучающимся, педагогам,
руководителям, сотрудникам образовательных организаций, родителям (законным
представителям) на всех уровнях образования с целью обеспечения социальной
адаптации и реабилитации нуждающихся в ней обучающихся и создания благоприятных
психолого-педагогических условий реализации целей и задач образования.
Деятельность
психологической службы направлена на реализацию основных принципов и норм
государственной политики в сфере образования и решение актуальных
психолого-педагогических проблем всех участников образовательных отношений.
Особая роль
психологической службы состоит в оказании содействия в обеспечении
конституционных прав обучающихся на общедоступное образование в части:
определения
содержания ППМС помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе
несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые
предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми,
обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или
свидетелями преступления, в центрах, оказывающих ППМС помощь, а также
психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, в которых такие дети обучаются;
организации
предоставления ППМС помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении
основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации,
получения социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной
психолого-медико-педагогической коррекции.
Таким образом,
современное законодательство в сфере образования устанавливает высокие и вполне
определенные требования к содержанию и механизмам оказания психологической помощи
обучающимся.
В соответствии
со статьей 33 ФЗ «Об образовании в РФ» к обучающимся в зависимости от
уровня осваиваемой образовательной программы относятся:
воспитанники,
осваивающие образовательную программу дошкольного образования;
учащиеся, осваивающие
образовательные программы начального общего, основного общего или среднего
общего образования и дополнительные общеобразовательные программы;
студенты
(курсанты), осваивающие образовательные программы среднего профессионального
образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы
магистратуры.
Вышесказанное
определяет широкий круг деятельности психологической службы, которая должна
эффективно функционировать в дошкольных образовательных, общеобразовательных
организациях, организациях дополнительного образования детей, организациях
среднего профессионального и высшего образования и решать комплекс задач, в том
числе:
по сопровождению
федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС)
дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС НОО ОВЗ), федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС О УО), образовательных
стандартов среднего профессионального и высшего образования;
по выявлению и
поддержке одаренных и талантливых детей и молодежи;
по сопровождению
современных и востребованных программ дополнительного образования в рамках
реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1756-р, и
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.20115 № 996-р.
Необходимость
развития психологической службы обусловлена и рядом объективных обстоятельств:
изменениями законодательства
в сфере образования и трудового законодательства;
введением в действие профессионального стандарта «Педагог-психолог
(психолог в сфере образования)»;
изменениями в целях,
задачах и приоритетах современной системы образования;
принятием Концепции развития
психологической службы образования Российской Федерации на период до 2025 года.
Психологическая служба в ответ на вызовы времени
должна существенно обновлять ценностно-смысловые и организационные основы своей
деятельности, определяя адекватные объективным требованиям приоритеты,
содержание, технологии и стандарты качества психологических услуг.
Настоящая Концепция определяет цели, задачи, принципы,
концептуальные идеи и направления развития психологической службы, отвечающие
современным тенденциям развития системы образования Новосибирской области, а
также актуальным запросам участников образовательного процесса и
общественности, исходя из особенностей, специфики и ресурсов системы
образования Новосибирской области.
Концепция разработана с целью развития психологической
службы посредством совершенствования ее организационной структуры,
методологической и технологической основ деятельности и определения
приоритетных задач, направлений и механизмов развития.
Концепция создана на основе программно-проектного и
системно-деятельностного подходов с использованием современных инструментов
мониторинга, привлечения экспертного сообщества, усиления потенциала
государственного управления образованием.
Стратегия реализации основных принципов и
концептуальных идей развития Концепции отражается в плане мероприятий
(«дорожной карте») по реализации Концепции, разрабатываемом в соответствии с
мероприятиями государственной программы
Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации
детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы»,
утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от
31.12.2014 № 576-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской
области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и
учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы».
II. Понятия, используемые в Концепции
Основные понятия, используемые в настоящей Концепции,
применяются в том же значении, что и в ФЗ «Об образовании в РФ», в Концепции развития
инклюзивного образования в Новосибирской области на 2016-2020 годы,
утвержденной распоряжением Правительства Новосибирской области от
19.04.2016 № 103-рп «Об утверждении концепции развития инклюзивного
образования в Новосибирской области на 2016-2020 годы».
В целях настоящей Концепции также применяются
следующие понятия:
Доступность образования – равенство возможности
получения образовательных услуг разными категориями обучающихся, в том числе
детьми и молодежью с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и
особенностями развития, различной степенью готовности к обучению.
Модель деятельности психологической службы в
образовании – последовательность организационных форм работы педагога-психолога
с педагогами, родителями (законными представителями) и обучающимися,
обеспечивающая комплексное сопровождение психологического развития ребенка в
образовательной организации и координацию усилий всех участников
образовательного процесса.
Индивидуальный образовательный маршрут – проект
системы комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ
и (или) инвалидностью с учетом его индивидуальных возможностей и особых
образовательных потребностей, включающий описание регламента, содержания и форм
организации обучения, психолого-педагогической и специальной поддержки.
Психологическая помощь –
система специальных мероприятий, направленных на предупреждение,
смягчение или преодоление различного рода трудностей, возникающих у человека
или группы, средствами практической психологии, обычно в форме диагностики,
консультирования, психотерапии и психокоррекции, основанных на не медицинской
модели.
Психолого-медико-педагогическая коррекция –
деятельность, направленная на исправление особенностей психофизического
развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств
практической психологии, медицины и педагогики, а также деятельность,
направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для
повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.
Психологическая безопасность образовательной среды –
состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического
насилия, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном
общении, создающее референтную образовательную среду и обеспечивающее
психическое здоровье включенных в нее участников.
Профессиональная ориентация – психологическое обеспечение профессионального самоопределения и
выбора оптимального вида занятости обучающихся с учетом их
интеллектуально-личностных возможностей, мотивационной направленности и
социально-экономической ситуации на рынке труда.
Психолого-педагогическое сопровождение – целостная,
системно организованная деятельность, в процессе которой создаются оптимальные
психолого-педагогические условия для успешного решения поставленных задач.
Психолого-педагогические условия – определенная
организация образовательного процесса в совокупности психолого-педагогических
средств, методов и форм организации образовательного процесса, конкретных
способов психолого-педагогического взаимодействия, информационного содержания
образования, особенностей психологического микроклимата, обеспечивающая
возможность целенаправленного педагогического воздействия на учащихся.
Психологическая экспертиза – оценка
соответствия образовательной среды поставленным развивающим и воспитательным
задачам, возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, а также оценка
психологической компетентности при проведении комплексной
психолого-педагогической экспертизы профессиональной деятельности специалистов
образовательных организаций.
Социальная адаптация – процесс
активного приспособления человека к сложившимся условиям социальной среды за
счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих
возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать свое
поведение в соответствии с главными целями деятельности.
Социально-психологический мониторинг – информационное
сопровождение инновационных процессов в образовании, позволяющее органам
управления образованием, администрации и педагогическому коллективу
образовательной организации осуществить анализ воздействия традиционных и
инновационных психолого-педагогических и педагогических технологий на качество
обучения и личностные изменения обучающихся, принимать управленческие решения и
распределять кадровые, финансовые и иные ресурсы, основываясь на объективных
данных.
III.
Анализ состояния развития психологической службы
С 2005 года деятельность психологической службы
определялась Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Концепцией модернизации
российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-р, постановлением министерства труда и социального
развития Российской Федерации от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении положения
о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в
Российской Федерации», приказом Министерства образования Российской Федерации от
22.10.1999 № 636 «Об утверждении положения о службе практической
психологии в системе Министерства образования Российской Федерации», Законом
Новосибирской области от 12.05
2003 № 111-ОЗ «О защите прав детей в Новосибирской области», приказом
департамента образования Новосибирской области от 12.03.2008 № 216 «Об
организации деятельности по психолого-педагогическому, медико-социальному и
правовому сопровождению образовательного процесса в Новосибирской области»,
которые в настоящее время не в полной мере соответствуют требованиям
современной системы образования или утратили силу.
В соответствии с результатами проведенного мониторинга
состояния организации психолого-педагогического сопровождения образования
в Новосибирской области в 2005 году были предложены 3 организационные
модели развития психологической службы.
Для каждого муниципального образования и городского
округа Новосибирской области были составлены рекомендации по дальнейшему
развитию психологической службы с учетом территориальных и кадровых ресурсов.
Целью психолого-педагогического сопровождения
обучающихся в образовательном процессе являлось обеспечение полноценного
развития ребенка (в соответствии с возрастной нормой развития).
Задачами психолого-педагогического сопровождения
обучающихся являлись:
предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач
развития, обучения, социализации (учебные трудности, проблемы с выбором
образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой
сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями и т.д.);
психологическое обеспечение образовательных программ;
развитие психолого-педагогической компетентности
(психологической культуры) обучающихся, родителей (законных представителей),
педагогов образовательных организаций.
В настоящее время психологическая служба претерпела
значительные изменения как в организационном, так и содержательном плане.
Сравнительный анализ мониторингов, проводимых в 2005 и
2016 годах, показал наличие динамики развития структурных элементов и кадровой
обеспеченности психологической службы.
Увеличилось количество ППМС-центров с 6
в 2005 году до 16 в 2016 году, включая филиалы государственного бюджетного
учреждения Новосибирской области – Центр
психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям
«Областной центр диагностики и консультирования» (далее – ГБУ НСО «ОЦДК»).
Значительно расширилась система ПМПК с
увеличением как доли постоянно действующих комиссий (2005 год – 7, 2016 год –
24), так и охватом детского населения услугами ППМС - сопровождения (2005 год –
1435 детей, 2016 год – более 12000 детей).
Возросло соотношение первичных звеньев
службы – ПМПк в образовательных организациях (2005 год – 48%, 2016 год – в
100%).
Существенно увеличилось количество
педагогов-психологов (2005 год – 548, 2016 год – 755) в образовательных
организациях на ступенях дошкольного, начального, основного и среднего общего
образования.
Сложилась вариативность организационных
моделей психологической службы. Произошло развитие элементов регионального
сетевого взаимодействия в области инклюзивного образования, выявления и
поддержки одаренных детей.
Сформировалась система горизонтальных и
вертикальных связей с увеличением структурных элементов психологической службы
на региональном уровне, включающих:
региональный ППМС-центр – ГБУ НСО «ОЦДК»
с 10 филиалами в 10 муниципальных образованиях Новосибирской области;
5 муниципальных ППМС-центров;
31 ПМПК;
11 консультативных пунктов для родителей
(законных представителей), обеспечивающих получение детьми дошкольного
образования в семейной форме;
организация работы 755
педагогов-психологов, 927 учителей-логопедов, 161 учителя-дефектолога, 536
социальных педагогов в образовательных организациях на ступенях дошкольного,
начального, основного и среднего общего образования.
Организовано научно-методическое
сопровождение деятельности психологической службы государственным автономным
учреждением дополнительного профессионального образования Новосибирской области
«Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников
образования» (далее – ГАУ ДПО «НИПКиПРО»), федеральным государственным
бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Новосибирский
государственный педагогический университет» (далее – ФГБОУ «НГПУ»), ГБУ НСО
«ОЦДК» и его филиалами, муниципальными ППМС-центрами и отделением города
Новосибирска Общероссийской общественной организации «Федерация психологов
образования России» (далее – региональное отделение «Федерации психологов
образования России»).
Несмотря на достигнутые результаты, важным является
сохранение и развитие как структурных элементов психологической службы, так и
содержания ее деятельности.
На современном этапе образования актуальным является
решение ряда проблем.
Введение ФГОС дошкольного, начального, основного и
среднего общего образования, ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС О УО меняет содержание и
методологические основания образования и предполагает включение
педагога-психолога как одного из важных участников образовательного процесса.
Обеспечение законодательно закрепленных прав на
получение качественного образования обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, а
также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, в своем развитии и социальной адаптации, требует
предоставления гарантированной ППМС помощи, направленной на:
психолого-педагогическую диагностику и выявление
индивидуально-типологических особенностей обучающихся;
психологическую коррекцию и профилактику нарушений в
поведении и развитии обучающихся;
психологическое просвещение субъектов образовательного
процесса в области работы по поддержке обучающихся;
консультирование педагогов и преподавателей по
вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения
индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей обучающихся и
образовательных программ.
Создание образовательной среды, ориентированной на
здоровый образ жизни, личностное развитие и воспитание подразумевает наличие
системы психолого-педагогического сопровождения, организацию работы по
выявлению, поддержке и развитию одаренных и высокомотивированных обучающихся,
сохранение психологического и физического здоровья обучающихся.
Введение профессионального стандарта «Педагог-психолог
(психолог в сфере образования)» обозначает новые ориентиры и инновационные
направления в деятельности специалиста:
психолого-педагогическое и методическое сопровождение
реализации основных и дополнительных образовательных программ;
психологическая экспертиза комфортности и безопасности
образовательной среды образовательных организаций.
Совершенствование нормативного правового и финансового
обеспечения по вопросам:
организации эффективного межведомственного
взаимодействия;
определения приоритетных направлений, целей и задач
деятельности педагога-психолога;
обеспечения законодательно закрепленных прав
обучающихся на психолого-педагогическую помощь через разработку механизмов
дополнительного финансирования организации деятельности психологической службы
на первичном уровне;
определения и закрепления норм профессиональной
деятельности педагога-психолога.
Актуальными остаются проблемы кадрового,
материально-технического, программно-методического, информационного и
технологического обеспечения деятельности психологической службы.
Таким
образом, несмотря на накопленный ресурс и наличие необходимого потенциала, для
решения актуальных задач развития региональной системы образования и
удовлетворения запросов участников образовательных отношений требуется
дальнейшее развитие психологической службы с учетом пройденного пути и
сохранением накопленного опыта.
Развитие
психологической службы позволит выстроить многообразие путей достижения цели
Концепции, используя имеющийся ресурс, минимизировать инновационные риски
посредством повышения управляемости и ресурсной обеспеченности.
Системообразующим компонентом развития
психологической службы является ГБУ НСО «ОЦДК» и его филиалы, основными
функциями которого являются:
обеспечение эффективного
функционирования и развития региональной модели психологической службы;
повышение эффективности взаимодействия и
результативности деятельности всех структурных элементов;
определение стратегических подходов,
приоритетов, целей, задач, принципов, концептуальных идей и основных
направлений дальнейшего развития психологической службы.
IV.
Основные принципы, цели, задачи и концептуальные идеи
развития психологической службы
Основными приоритетами
современной системы образования, которые должны поддерживаться психологической
службой и обеспечиваться адекватным содержанием психологических услуг и
программ, являются:
приоритеты
духовно-нравственного воспитания личности в духе трудолюбия, гражданственности,
патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе
и окружающей среде;
приоритет личностного развития, профессионального самоопределения
обучающихся и свободного развития их способностей;
приоритеты охраны
психологического здоровья обучающихся, педагогов и родителей (законных представителей),
психологической безопасности и комфортности образовательной среды;
приоритет индивидуализации
образования для всех обучающихся без исключения в соответствии с их особыми
образовательными потребностями и психофизическими возможностями;
приоритет обеспечения
доступности и качества образования для обучающихся с ОВЗ, в том числе в форме инклюзивного образования;
приоритет выявления и
поддержки талантливых и одаренных детей и молодежи;
приоритет внутренней
активности как фактора саморазвития детей и подростков, детской и подростковой
субкультур;
приоритет психологической культуры всех
участников образовательных отношений как условие позитивной социализации,
высокой адаптивности личности к современным темпам социальных и технологических
перемен, формирования жизнестойкости, стрессоустойчивости и способности к
самоопределению в открытом информационном пространстве.
Основными принципами развития
психологической службы как целостной и управляемой организационной структуры
являются:
принцип целостности и системности;
принцип синтеза эффективного опыта и инноваций;
принцип корпоративности психологического сообщества;
принцип вариативности при определении приоритетных
задач, направлений, организационных моделей на муниципальном уровне и уровне
образовательных организаций;
принцип открытости и межведомственного сотрудничества.
Цель развития психологической службы – охрана
психологического здоровья всех участников образовательных отношений и создание
благоприятных психолого-педагогических условий реализации целей и задач
современного образования посредством психолого-педагогического сопровождения
образовательного процесса и оказания комплексной ППМС помощи обучающимся,
педагогам, руководителям, сотрудникам образовательных организаций, родителям
(законным представителям) обучающихся на всех уровнях общего и дополнительного
образования.
Задачи развития психологической службы направлены на
достижение цели и подразделяются на:
инвариантные – основные и обязательные для
реализации как каждым структурным компонентом психологической службы
(ППМС-центром, ПМПК, психологической службой образовательной организации), так
и каждым специалистом (педагогом-психологом, учителем-логопедом,
учителем-дефектологом, социальным педагогом), сопровождающим образовательные
программы и оказывающим комплексную ППМС помощь;
вариативные, реализация которых определяется
актуальными проблемами, возникающими в образовательной среде, и запросами
участников образовательного процесса.
Инвариантными задачами в области
психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса являются:
сохранение и укрепление психологического здоровья
обучающихся, педагогов и преподавателей, родителей (законных представителей);
обеспечение психологической безопасности и
комфортности образовательной среды;
создание условий для повышения психологической
культуры и психологической компетентности всех участников образовательных
отношений;
обеспечение комплексной профилактики социальной
дезадаптации и негативных явлений в образовательной среде, в том числе
девиантного, аддиктивного и суицидального поведения;
психолого-педагогическое сопровождение основных и
дополнительных образовательных программ для обеспечения их развивающего
потенциала и индивидуального подхода к обучающимся;
психолого-педагогическое сопровождение процесса
воспитания, обеспечение психологических условий для формирования достойной
жизненной перспективы, самореализации в социально позитивных видах деятельности
в соответствии с их возрастными и личностными потребностями и потенциалами.
Инвариантными задачи в области оказания комплексной
ППМС помощи являются:
выявление лиц с ОВЗ и лиц, имеющих трудности в
освоении образовательных программ, социальной адаптации;
психолого-педагогическое консультирование участников
образовательных отношений по психологическим проблемам, возникающим и
проявляющимся в образовательной среде;
коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с
обучающимися;
помощь обучающимся в профориентации и социальной
адаптации.
Вариативными задачами психологической службы в области
психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в зависимости
от уровня образования и особенностей образовательной среды являются:
выявление и поддержка одаренных и талантливых детей и
молодежи;
формирование устойчивости к различным стрессовым
ситуациям;
психологическая подготовка к прохождению
государственной итоговой аттестации;
психологическая подготовка к участию в инновационных
проектах, олимпиадах и конкурсах;
формирование активной жизненной позиции;
формирование ассертивного и адаптивного поведения;
повышение психологической компетентности родителей
(законных представителей);
формирование психологической готовности к обучению в
школе;
психологическое проектирование, экспертиза и
мониторинг условий и результатов образовательной деятельности;
управление инновационными социально-психологическими
рисками (преодоление инновационных барьеров, развитие инновационного потенциала
педагогических коллективов, управленческое консультирование руководителей
инновационных образовательных организаций);
участие в подготовке инновационных проектов различного
масштаба и в разработке образовательных проектов, индивидуальных
образовательных маршрутов обучающихся;
отслеживание результатов психического
развития обучающихся;
оказание целенаправленного влияния на
формирование благоприятного социально-психологического климата в
образовательной организации, создание условий для развития коллективов;
психолого-педагогическое сопровождение образовательных
программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным
и личностным возможностям обучающихся;
экспертиза психологической составляющей
профессиональной деятельности специалистов, образовательных программ и
проектов, вводимых инноваций, учебно-методических пособий, развивающих игр и
игрушек;
психологический анализ социальной ситуации развития в
образовательных организациях, выявление основных проблем и определение причин
их возникновения, путей и средств их разрешения.
Вариативными задачами психологической службы в области
оказания ППМС помощи являются:
проведение психолого-педагогической и
медико-социальной диагностики развития обучающихся;
проектирование и (или) реализация адекватных
специальных условий образования для лиц с ОВЗ;
оказание методической помощи образовательным
организациям, обучающим лиц с ОВЗ;
оказание ППМС помощи несовершеннолетним обучающимся,
признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным
законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному
делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления;
профилактика и выявление различных психологических
причин нарушений личностного и социального развития детей, подростков, учащейся
молодежи;
координация деятельности специалистов ПМПк;
психологическая экспертиза коррекционно-развивающих,
адаптированных образовательных программ;
организация работы территориальной
ПМПК;
осуществление взаимодействия с
комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав в части проведения
обследования несовершеннолетних для определения образовательного маршрута для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
Развитие психологической службы
определяется совокупностью решения следующих управленческих задач:
формирование нормативной правовой
основы организации деятельности психологической службы, соответствующей
современному российскому законодательству в сфере образования и трудовому
законодательству;
совершенствование
материально-технической базы психологической службы на региональном,
муниципальном уровнях и уровне образовательной организации;
развитие межведомственного
сотрудничества по вопросам оказания комплексной ППМС помощи участникам
образовательных отношений;
создание адекватной организационной
структуры (ППМС-центры, ПМПК, ПМПк) на всех уровнях образования в соответствии
с федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области;
наличие необходимого и достаточного
количества ставок специалистов сопровождения (педагоги-психологи,
учителя-логопеды, учителя-дефектологи, социальные педагоги, тьюторы и др.) в
штатном расписании образовательных организаций;
модернизация системы подготовки,
переподготовки, повышения квалификации и аттестации кадров
(педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, социальных
педагогов, тьюторов и др.);
организация эффективного
научно-методического сопровождения деятельности психологической службы и ее
специалистов;
обеспечение финансово-экономической
основы деятельности психологической службы в соответствии с актуальными
потребностями в психологических услугах и новыми профессиональными задачами
деятельности специалистов психологической службы;
осуществление стратегического и
оперативного управления функционированием и развитием психологической службы.
Развитие психологической службы
осуществляется в рамках проектно-программного метода управления, что повышает
ответственность субъектов всех уровней управления образовательной системой с
разделением полномочий и определением зон ответственности: региональный
уровень, муниципальный уровень, уровень образовательной организации.
Повышение эффективности
функционирования психологической службы и обеспечение ее дальнейшего развития
требует четкого и корректного определения миссии и цели деятельности
психологической службы в соответствии с приоритетными целями, задачами
региональной и муниципальной систем образования, особенностями образовательной
среды конкретных образовательных организаций всех уровней образования, что отражается в нормативных правовых
актах, разрабатываемых на уровне муниципальных образований Новосибирской
области и образовательных организаций, расположенных на территории
Новосибирской области.
V.
Организация деятельности психологической службы
Организация деятельности психологической службы
осуществляется на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательных
организаций.
На региональном уровне основными структурными
организационными элементами являются:
региональный ППМС-центр – ГБУ НСО «ОЦДК» с центральной
ПМПК;
совет по апробации и введению профессионального
стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» на территории
Новосибирской области;
профильные Советы при министерстве образования, науки
и инновационной политики Новосибирской области;
региональное отделение «Федерации психологов
образования России»;
Ассоциация дефектологов Новосибирской области –
добровольное общественное объединение научных, педагогических и других
работников Новосибирской области, осуществляющих деятельность в сфере
образования, социализации и реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидностью;
ГАУ ДПО «НИКПиПРО»;
ФГБОУ ВПО «НГПУ».
На муниципальном уровне на основе принципа
вариативности рекомендуются для реализации четыре модели психологической
службы, базирующиеся на методологии и практике сетевого взаимодействия,
включающие уровень образовательных организаций.
Сетевая модель признается в качестве наиболее
продуктивного варианта организации психологической службы для территорий,
обладающих выраженными социально-экономическими, демографическими особенностями
и различными кадровыми возможностями. Она позволяет преодолеть ресурсные
дефициты и максимально реализовать имеющиеся на территории муниципального
образования Новосибирской области потенциалы организации и эффективности
деятельности психологической службы.
Системообразующим элементом в рекомендуемых моделях
психологической службы является региональный центр – ГБУ НСО «ОЦДК».
1 модель рекомендована для территориально отдаленных
от города Новосибирска муниципальных образований Новосибирской области, в
которых функционируют филиалы регионального ППМС-центра.
Основными элементами муниципальной психологической
службы являются:
филиалы регионального ППМС центра;
профильные ресурсные центры;
территориальные ПМПК, функционирующие на базе филиалов
ГБУ НСО «ОЦДК»;
педагоги-психологи и другие специалисты
ППМС-сопровождения образовательных организаций;
ПМПк образовательных организаций.
Действующие филиалы ГБУ НСО «ОЦДК» в этой модели
выполняют всю полноту функций муниципальных ППМС-центров, оказывают
специализированную, комплексную ППМС помощь обучающимся и родителям (законным
представителям) в рамках государственного задания, осуществляют
организационно-методическую, консультативную помощь образовательным
организациям в соответствии с договорами о сотрудничестве и курируют
деятельность ПМПк образовательных организаций муниципального образования
Новосибирской области.
Педагоги-психологи и другие специалисты
психологической службы образовательных организаций, ПМПк осуществляют
психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ и оказывают
первичную ППМС помощь обучающимся.
В реализации данной модели существуют дополнительные
возможности повышения эффективности деятельности муниципальной психологической
службы при создании в образовательном пространстве муниципального образования
Новосибирской области базовых образовательных организаций, полностью
укомплектованных кадрами психологической службы (педагогами-психологами,
учителями-логопедами, социальными педагогами, учителями-дефектологами).
Базовые образовательные организации, создавая окружной
ПМПк, оказывают первичную психолого-педагогическую помощь обучающимся в
малокомплектных общеобразовательных организациях и дошкольных образовательных
организациях муниципального образования Новосибирской области, объединяющего от
2 до 12 образовательных организаций, предоставляя свой кадровый и
организационно-методический ресурс организациям округа в целях
психолого-педагогического сопровождения образовательных программ.
2 модель рекомендована для муниципальных образований
Новосибирской области, реализующих активную социальную политику и обладающих
хорошими перспективами социально-экономического развития.
Основными элементами муниципальной психологической
службы являются:
муниципальные ППМС-центры;
профильные ресурсные центры;
территориальные ПМПК;
педагоги-психологи и другие специалисты
ППМС-сопровождения образовательных организаций;
ПМПк образовательных организаций.
ППМС-центры в муниципальных образованиях Новосибирской
области, имеющие в своем составе территориальные ПМПК, оказывают
специализированную и комплексную помощь обучающимся в объеме муниципального
задания, осуществляют организационно-методическую и консультативную помощь
образовательным организациям на основе договорных отношений. Услуги
муниципальных ППМС-центров могут быть доступными для всех участников
образовательного процесса муниципального образования Новосибирской области.
Территориальные ПМПК выполняют всю полноту функций в
соответствии с федеральной нормативной правовой базой, могут функционировать в
структуре ППМС-центра и создаваться как самостоятельная организация.
Сотрудничают с психологическими службами образовательных организаций, курируют
деятельность ПМПк образовательных организаций.
Педагоги-психологи и другие специалисты
психологических служб образовательных организаций, ПМПк образовательных
организаций осуществляют психолого-педагогическое сопровождение образовательных
программ и оказывают первичную психолого-педагогическую помощь обучающимся.
Целесообразно создавать базовые образовательные
организации психологической службы в соответствии с моделью 1 и развивать
сетевое взаимодействие с региональным центром.
3 модель рекомендована для муниципальных образований
Новосибирской области, не располагающих необходимым кадровым потенциалом
специалистов психологической службы, как промежуточный вариант организации
психологической службы с постепенным переходом к 1 или 2 моделям по мере
создания необходимых ресурсов.
Основными элементами психологической службы являются:
территориальная ПМПК;
профильные ресурсные центры;
базовые образовательные организации психологической
службы;
педагоги-психологи и другие специалисты
ППМС-сопровождения образовательных организаций;
ПМПк образовательных организаций.
Системообразующим элементом муниципальных
психологических служб данной модели являются территориальные ПМПК, которые
могут создаваться как самостоятельная организация, так и как структурное
подразделение базовой образовательной организации. Выполняют роль ППМС-центра,
сотрудничают с психологическими службами образовательных организаций на
договорной основе и вступают в сетевое взаимодействие с региональным и
муниципальными ППМС-центрами, территориальными ПМПК других муниципальных
образований Новосибирской области.
Обязательным элементом психологической службы такой
модели являются базовые образовательные организации, восполняющие дефициты
оказания первичной психолого-педагогической помощи коллективам
общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций, в
штате которых отсутствуют специалисты психологической службы.
4 модель рекомендована для компактно организованных
муниципальных образований и малых городов Новосибирской области.
Основными элементами данной модели психологической
службы являются профильные ресурсные центры и муниципальный ППМС-центр, в штате
которого объединены педагоги-психологи и другие специалисты психологической
службы, выполняющие три группы задач:
психолого-педагогического сопровождения
образовательных программ и оказания первичной ППМС помощи в образовательных
организациях (по запросу или по договору в качестве постоянно обслуживающих
образовательную организацию специалистов);
специализированной комплексной ППМС помощи
(психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая
профилактика, психологическое просвещение, психологическая экспертиза,
психологический мониторинг);
организационно-методической помощи образовательным
организациям и муниципальным органам управления образованием Новосибирской
области.
В муниципальном ППМС-центре создается территориальная
ПМПК, выполняющая всю полноту функций в соответствии с федеральным
законодательством и законодательством Новосибирской области и курирующая
деятельность ПМПк образовательных организаций.
Педагоги-психологи муниципального ППМС-центра входят в
состав ПМПк образовательных организаций в качестве постоянных членов.
Содержание деятельности педагога-психолога в
конкретной образовательной организации и в другой организационной структуре
психологической службы (ППМС-центр, ПМПК, ресурсный центр, базовая школа и
т.д.) определяется должностной инструкцией, при составлении которой
определяется набор конкретных трудовых функций из перечня, предлагаемого
профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»,
и перечня задач, представленных в Концепции.
Основными видами профессиональной деятельности
педагога-психолога психологической службы в области психолого-педагогического
сопровождения реализации основных и дополнительных образовательных программ
являются:
психологическая профилактика, направленная на
сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе
обучения и воспитания в образовательных организациях;
психологическое просвещение субъектов образовательного
процесса;
психологическая экспертиза комфортности и безопасности
образовательной среды образовательных организаций;
коррекционно-развивающая работа с обучающимися;
психологическое консультирование субъектов
образовательного процесса;
психологическая диагностика детей и обучающихся;
психолого-педагогическое проектирование;
психолого-педагогический мониторинг.
Специфическими видами профессиональной деятельности
педагога-психолога психологической службы в области комплексной ППМС помощи
являются:
психологическое просвещение субъектов образовательных
отношений в области работы по поддержке лиц с ОВЗ, детей и обучающихся,
испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ,
развитии и социальной адаптации;
психологическая профилактика нарушений поведения и
отклонений в развитии лиц с ОВЗ, детей и обучающихся, испытывающих трудности в
освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной
адаптации;
психологическое консультирование лиц с ОВЗ и
обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных
программ, развитии и социальной адаптации;
психологическая коррекция поведения и развития детей и
обучающихся с ОВЗ, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении
основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
психологическая диагностика особенностей лиц с ОВЗ,
обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных
программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних
обучающихся, признанных подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по
уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, по
запросу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних.
В муниципальном ППМС-центре могут создаваться
мобильные команды (мобильные бригады) для решения актуальных проблем,
возникающих в образовательной среде (суициды, подростковые асоциальные
объединения, конфликты в образовательных организациях, низкое качество
образования в отдельных организациях и т.д.).
Муниципальный ППМС-центр вступает в сетевое
взаимодействие с региональным и муниципальным ППМС-центром, центральной и
территориальной ПМПК, психологическими службами образовательных организаций.
Сетевое взаимодействие в условиях реализации
интегрированной модели психологической службы включает:
взаимодействие структурных компонентов модели на договорной
основе;
согласование деятельности всех ПМПК в части выполнения
основных функций;
поддержка деятельности ПМПк образовательных
организаций информационным и методическим ресурсом ПМПК и ППМС-центров;
создание условий для получения постоянной обратной связи
от ПМПк образовательных организаций;
постоянная оценка потребностей психологических служб
образовательных организаций и организация помощи со стороны ППМС-центров;
использование кадрового потенциала базовых
общеобразовательных организаций и ресурсных центров для достижения целей и
выполнения задач.
Прямое взаимодействие специалистов психологической
службы осуществляется путем:
использования возможностей стажировочных площадок
инновационных образовательных организаций для практикумов педагогов-психологов
и других специалистов психологической службы;
создания условий для дистанционных коммуникаций
педагогов-психологов в целях обмена информационным ресурсом (находками, идеями,
способами деятельности);
обеспечения деятельностного контакта – осуществления совместной
проектной деятельности педагогов-психологов различных образовательных
организаций.
Сетевое взаимодействие, организационно поддержанное
действующими моделями психологической службы, способствует актуализации
креативного ресурса педагогов-психологов, позволяет снизить уровень
профессиональной изоляции педагогов-психологов образовательных организаций и
повысить уровень корпоративной культуры специалистов психологической службы.
VI. Стратегические направления развития
психологической службы
Нормативное правовое
обеспечение развития
психологической службы
Нормативное
правовое обеспечение развития психологической службы предполагает развитие
региональной нормативной правовой базы (разработка положений, порядков,
регламентов, приказов, инструктивных писем) по установлению:
ответственности органов исполнительной
власти и организаций системы образования всех уровней: регионального,
муниципального (в том числе районных информационно-методических центров) и
уровня образовательных организаций по вопросам функционирования и развития
психологической службы;
условий и вариативности сетевого
взаимодействия, а также формирования общего информационного пространства
психологической службы;
механизма и порядка финансового
обеспечения деятельности организаций психологической службы (ППМС-центров,
ПМПК) и педагогов-психологов образовательных организаций, в том числе через
муниципальные задания;
процедур контроля, мониторинга и
экспертной оценки деятельности психологической службы и ее специалистов.
Нормативное правовое обеспечение развития
психологической службы осуществляется в соответствии с планом мероприятий
(«дорожная карта») по реализации Концепции, утверждаемым распоряжением
Правительства Новосибирской области.
Научно-методическое и организационное сопровождение
развития психологической службы
Научно-методическое
и организационное сопровождение развития психологической службы осуществляется
через использование потенциала специализированных научных организаций,
образовательных организаций высшего образования, государственного автономного
учреждения дополнительного профессионального образования Новосибирской области
«Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников
образования», а также посредством активизации и включения в сетевое взаимодействие
ППМС-центров, ПМПК, ПМПк, ресурсных центров, ППМС-служб базовых школ, Областной
методической службы в сфере образования Новосибирской области, утвержденной
приказом министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской
области от 29.08.2013 № 2007 «Об утверждении положения об Областной
методической службе в сфере образования Новосибирской области» районных
информационно-методических центров и других ресурсных организаций.
Для обеспечения внедрения в массовую
практику Концепции и профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в
сфере образования)» осуществляется деятельность по следующим направлениям:
разработка методических рекомендаций,
пособий по психолого-педагогическому сопровождению реализации образовательных
программ и по организации комплексной ППМС помощи;
обобщение эффективного опыта деятельности
психологической службы в организациях дошкольного, общего, профессионального и
дополнительного образования;
формирование электронного
образовательного ресурса (ЭОР), обеспечивающего взаимодействие, открытость,
возможность специалистам обмениваться опытом работы.
Кадровое обеспечение развития психологической службы
Кадровое
обеспечение развития психологической службы включает несколько направлений:
модернизация программ профессиональной
подготовки педагогов-психологов;
повышение квалификации и
профессионального мастерства педагогов-психологов с использованием современной
системы непрерывного профессионального развития, реализация сетевых форм и
модульных программ повышения квалификации с возможностью обучения по
индивидуальной образовательной программе;
повышение психолого-педагогической
компетентности, обеспечение профессионального развития педагогов-психологов в
форме стажировки на базе ресурсных центров и лучших практик, а также
посредством организации конференций, форумов, конкурсов и иных мероприятий
регионального и муниципального уровней;
внедрение механизмов адресной поддержки
педагогов-психологов, работающих с одаренными детьми, обучающимися с ОВЗ,
обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации;
поддержка деятельности профессионального
сообщества (ассоциации) психологов в сфере образования;
разработка и внедрение механизмов
эффективного контракта для педагогов-психологов (психологов в системе
образования).
Материально-техническое и финансово-экономическое
развития психологической службы
Материально-техническое
и финансово-экономическое обеспечение развития психологической службы
осуществляется в рамках реализации мероприятий:
государственной
программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для
социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020
годы», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 31.12.2014 № 576-п «Об утверждении
государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание
условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на
2015-2020 годы»;
муниципальных
программ развития системы образования, разработанных и утвержденных на территории
муниципальных образований Новосибирской области.
VII.
Межведомственное взаимодействие в процессе реализации
целей и задач психологической службы
Органы государственной власти Новосибирской области и
органы местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области
обеспечивают принятие дополнительных правовых и организационных мер,
направленных на реализацию единой стратегии развития психологической службы,
включая:
обеспечение преемственности ППМС-сопровождения
обучающихся на всех уровнях образования;
привлечение кадрового потенциала специалистов
различных ведомств для совместной деятельности при оказании комплексных
психолого-педагогических и медико-социальных услуг;
включение в сетевое взаимодействие специалистов
психологической службы, социально-психологических центров, профильных
специалистов организаций здравоохранения, социальной защиты, учреждений
дополнительного образования в области культуры, спорта, молодежной политики;
развитие практик создания межведомственных консилиумов
муниципального уровня для решения ряда задач психологической службы, в том
числе задач, направленных на профилактику суицидального, аддиктивного и
девиантного поведения несовершеннолетних;
включение в действующие механизмы получения обратной
связи о состоянии кадрового потенциала психологической службы системы общего
образования через Единую базу учета детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов Новосибирской области специалистов органов
социальной защиты, здравоохранения, системы профессионального образования;
согласование деятельности в рамках реализации
индивидуальной программы реабилитации или абилитации, видов и характера помощи
лицам с инвалидностью, в том числе детям-инвалидам;
усиление ответственности руководителей органов местного
самоуправления за повышение качества кадрового потенциала психологической
службы в муниципальных образованиях Новосибирской области.
Межведомственное взаимодействие осуществляется на
принципах сетевого взаимодействия в организационных условиях поддержки
совместной деятельности педагогов-психологов в реализации программ и проектов.
VIII.
Ожидаемые результаты
Реализация Концепции будет способствовать:
обеспечению гарантированного законодательством
Российской Федерации права обучающихся на получение ППМС помощи, бесплатной
психолого-медико-педагогической коррекции;
эффективной организации предоставления ППМС помощи
обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных
программ, своем развитии и социальной адаптации, в ППМС-центрах и
образовательных организациях;
обеспечению психолого-педагогических условий
реализации образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС
дошкольного, начального, основного, среднего общего образования, ФГОС среднего
профессионального и высшего образования, ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО;
созданию психолого-педагогических условий эффективной
реализации Концепции развития дополнительного образования детей и Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
созданию психологически безопасной и комфортной
образовательной среды в образовательных организациях на всех уровнях общего,
дополнительного, среднего профессионального и высшего образования;
охране психологического здоровья всех участников
образовательного процесса;
выработке единой нормативно-правовой и
методологической основы деятельности психологической службы;
распространению инновационных практик специалистов
психологической службы и эффективных моделей организации психологической службы
на муниципальном уровне и уровне образовательных организаций;
повышению эффективности взаимодействия исполнительных
органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных и
образовательных организаций в целях удовлетворения запросов участников
образовательных отношений на услуги психолого-педагогического сопровождения
образовательных программ и оказание комплексной ППМС помощи.
_________