Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Новосибирской области от 19.04.2016 № 103-рп
ПРАВИТЕЛЬСТВО
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 19.04.2016 № 103-рп г. Новосибирск Об утверждении концепции развития инклюзивного
образования в Новосибирской области на 2016-2020 годы В соответствии с распоряжением Правительства Новосибирской области от
30.12.2015 № 562-рп «О создании рабочей группы по разработке концепции
развития инклюзивного образования в Новосибирской области» и в целях реализации
государственной политики по обеспечению равного доступа к образованию для всех
обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей, организации сетевого взаимодействия организаций
образования, социального обслуживания, здравоохранения, культуры, спорта по
созданию условий для полноценной социализации детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов на территории Новосибирской области: 1. Утвердить прилагаемую концепцию развития инклюзивного образования в
Новосибирской области на 2016-2020 годы (далее – Концепция). 2. Министерству образования, науки и инновационной политики
Новосибирской области (Нелюбов С.А.) совместно с министерством социального
развития Новосибирской области (Пыхтин С.И.), министерством
труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области (Шмидт И.В.),
министерством культуры Новосибирской области (Решетников И.Н.),
министерством здравоохранения Новосибирской области (Иванинский О.И.),
департаментом физической культуры и спорта Новосибирской области
(Ахапов С.А), во взаимодействии с федеральным казенным учреждением
«Главное бюро медико-социальной экспертизы по Новосибирской области»
министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
(Барковская О.С.), Главным управлением образования мэрии города
Новосибирска (Шварцкопп В.А.): 1) в срок до 01.05.2016 разработать
план мероприятий («дорожную карту») по реализации Концепции (далее – план мероприятий); 2) обеспечить реализацию плана мероприятий. 3. Контроль за исполнением распоряжения возложить
на заместителя Губернатора Новосибирской области Титкова
А.П. Губернатор Новосибирской области В.Ф. Городецкий УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Новосибирской области от 19.04.2016 № 103-рп КОНЦЕПЦИЯ развития инклюзивного образования в Новосибирской
области на 2016-2020 годы I. Общие положения Концепция
развития инклюзивного образования в Новосибирской области на 2016-2020 годы
(далее – Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации»), Национальной стратегией действий в
интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской
Федерации от 01.06.2012 № 761, федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», и федеральным
государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»,
Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации», Законом Новосибирской
области от
05.07.2013 №361-ОЗ «О регулировании отношений в сфере образования в
Новосибирской области», Законом Новосибирской области
от
12.03.1999 №45-ОЗ «О социальной защите инвалидов в Новосибирской области», постановлением Правительства
Новосибирской области от
08.07.2013 №296-п «О порядке воспитания и обучения детей-инвалидов на дому
с использованием дистанционных технологий», постановлением Правительства
Новосибирской области от
29.12.2012 №628-п «Об утверждении Стратегии действий в интересах детей
Новосибирской области на 2012-2017 годы», постановлением Правительства
Новосибирской области
от 30.12.2013 №572-п «О нормативах финансового обеспечения государственных
гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного
образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях,
общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях,
обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных образовательных
организациях», постановлением Правительства
Новосибирской области от
31.07.2013 №322-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской
области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение
социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014-2019 годы», постановлением Правительства
Новосибирской области от
31.12.2014 №576-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской
области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и
учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы», приказом министерства образования и науки
Новосибирской области от 01.04.2015 № 925 «О Единой базе учета детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Новосибирской области», приказом министерства
образования и науки Новосибирской области от 25.03.2013 № 771 «О расширении проекта
«Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в
инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области», приказом министерства образования и науки
Новосибирской области от 29.10.2013 № 2457 «О реализации
Конвенции ООН о правах инвалидов в сфере образования на территории
Новосибирской области». В соответствии с вышеперечисленными
нормативно-правовыми актами государство обеспечивает доступность и качество
образования детям с учетом их способностей, возможностей, желаний и интересов,
в том числе посредством развития инклюзивного образования. Целью инклюзивного образования является создание
условий для обеспечения доступности, качества образования и полноценной
социализации всех обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями
здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидностью. Достижение цели обеспечивается в
процессе развития образовательных организаций,
осуществляющих инклюзивное образование в условиях развивающей
образовательной среды, при решении следующих
задач: формирование инклюзивной
культуры участников образовательного процесса; создание инклюзивной политики;
развитие инклюзивной практики (далее – инклюзивные образовательные
организации). Концепция разработана с целью обеспечения управления
развитием инклюзивного образования как инновационного процесса на основе
программно-проектного и системно-деятельностного подходов с использованием
современных инструментов мониторинга, привлечения экспертного сообщества,
усиления потенциала государственного управления образованием. В Концепции
раскрыты основные принципы и стратегические направления развития инклюзивного
образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в системе образования
Новосибирской области как наиболее уязвимых групп детского населения с особыми
образовательными потребностями с позиции гарантии обеспечения прав на
инклюзивное образование. Стратегия реализации основных принципов и
концептуальных идей развития инклюзивного образования отражается в плане
действий по развитию инклюзивного образования в Новосибирской области,
разрабатываемом в соответствии с мероприятиями государственной программы
Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации
детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы»,
утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области
от 31.12.2014 № 576-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской
области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и
учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы» (далее –
Государственная программа Новосибирской области), плане действий по обеспечению введения
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на территории
Новосибирской области, утвержденном министром образования, науки и
инновационной политики Новосибирской области 3 июня 2015 года. II. Понятия, используемые в
Концепции Основные понятия, используемые в настоящей Концепции, применяются в том же
значении, что и в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и
федеральных государственных образовательных стандартах начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В целях настоящей Концепции также применяются
следующие понятия: Инклюзивная культура – формирование системы принципов и
ценностей инклюзивного образования и обеспечение
психологической безопасности, комфортности, сохранения здоровья всех участников
образовательного процесса. Инклюзивная политика – обеспечение нормативно-правовых основ инклюзивного
образования; развитие архитектурной, материально-технической и доступной
пространственно-предметной среды. Инклюзивная практика –
удовлетворение особых образовательных потребностей
обучающихся, в том числе с ОВЗ и инвалидностью, с учетом их разнообразия и
индивидуальных возможностей, повышение профессиональной компетентности
педагогов и обеспечение целенаправленного просвещения, консультирования,
информирования всех участников образовательного процесса и других ведомств по
вопросам инклюзивного образования. Инклюзивное
образовательное пространство Новосибирской области – совокупность
образовательных пространств инклюзивных образовательных организаций и
организаций, обеспечивающих организационное и методическое сопровождение
инклюзивного образования, в том числе осуществляющих сотрудничество в единой
системе сетевого взаимодействия. Образовательная
среда – это совокупность всех условий в
образовательном пространстве, способствующая обучению, воспитанию и развитию
обучающихся и воспитанников, включающая пространственно-предметный, содержательно-методический,
коммуникационно-организационный компоненты. Особые образовательные потребности
(нужды) – это потребности обучающихся, испытывающих постоянные или временные
трудности при получении образования, связанные с физическими и умственными
недостатками, а также с социально-экономическими, культурными, религиозными,
национальными, языковыми, географическими иди другими факторами. К особым образовательным потребностям
обучающихся с ОВЗ и инвалидностью относятся: начало специального обучения
сразу же после выявления нарушения развития ребенка; учет особенностей развития
каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой
организации образовательного процесса, применении специальных методов и средств
образования, компенсации и коррекции; обеспечение особой
пространственной и временной организации образовательной среды; максимальное расширение
образовательного пространства за пределы образовательной организации. Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь (далее – ППМС-помощь) –
оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям) и
педагогическим работникам по решению проблем обучения, воспитания, развития и
лечения обучающихся с трудностями в освоении основных образовательных программ,
в том числе обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Психолого-педагогическое и медико-социальное
сопровождение (далее – ППМС-сопровождение) – профессиональная
согласованная деятельность педагогов и специалистов сопровождения –
педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, социального
педагога, тьютора, направленная на создание социально-психологических условий,
в которых обучающийся достигнет максимально возможных для него результатов. Психолого-медико-педагогический консилиум – одна из
форм взаимодействия специалистов образовательной организации, объединяющихся
для ППМС-сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ и инвалидностью. Психолого-медико-педагогическая комиссия (далее – ПМПК)
– коллегиальный орган, который создается в целях своевременного выявления детей
с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями
в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического
обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию
им ППМС-помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения,
уточнения или изменения ранее данных рекомендаций. Ранняя помощь – семейно ориентированная комплексная
социальная и коррекционно-педагогическая поддержка детей раннего возраста (от 0
до 3 лет), включающая в себя скрининг психофизических нарушений, медицинскую,
психолого-педагогическую диагностику, лечение и развивающее обучение,
проводимое при активном участии семьи. Сетевое взаимодействие – система взаимосвязей
организаций, обеспечивающих и реализующих инклюзивное образование с целью
развития доступности качественного образования для всех категорий граждан,
вариативности образования, открытости образовательных организаций и
насыщенности информационного поля, повышения профессиональной компетентности
педагогов. Социализация – процесс становления личности, усвоение
социальных норм и моделей социально приемлемого поведения. Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи
детям (далее – ППМС-центр) – организация, оказывающая помощь детям,
испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ,
развитии и социальной адаптации, а также предоставляющая помощь организациям,
осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных
общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся. Осуществляет
мониторинг эффективности оказываемой организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, психолого-педагогической, медицинской и
социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. III. Предпосылки развития
инклюзивного образования в Новосибирской области Для успешного развития инновационной практики
инклюзивного образования в Новосибирской области созданы следующие предпосылки. 1. Сложившаяся система ППМС-сопровождения
образования в Новосибирской области, которая
включает: 1) региональный ППМС-центр – государственное бюджетное учреждение
Новосибирской области – Центр психолого-педагогической, медицинской и
социальной помощи детям «Областной центр диагностики и консультирования» (далее
– ГБУ НСО «ОЦДК»); 2) 10 филиалов ГБУ НСО «ОЦДК» в муниципальных образованиях
Новосибирской области; 3) 5 муниципальных ППМС-центров; 4) 39 ПМПК; 5) 30 служб ППМС-сопровождения в муниципальных общеобразовательных
организациях, расположенных на территории Новосибирской области (базовые
школы); 6) 8 ресурсных центров; 7) 2 федеральные стажировочные площадки,
созданные в рамках Федеральной целевой
программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 61 «О Федеральной
целевой программе развития образования на 2011-2015 годы», по направлению «Распространение моделей
развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения
обучающихся»; 8) 51 стажировочную площадку; 9) 29 отдельных образовательных организаций,
реализующих адаптированные основные образовательные программы (ранее – специальные (коррекционные) образовательные организации); 10) 247 дошкольных образовательных организаций с группами
комбинированной и компенсирующей направленности, расположенных на территории
Новосибирской области; 11) 11 консультативных пунктов для родителей (законных
представителей), обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в
семье. 2. Реализация с 2011 по 2015 годы
мероприятий ведомственных целевых программ, утвержденных
приказами министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской
области от 20.10.2010 № 1997 «Об утверждении ведомственной целевой
программы «Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов Новосибирской области на 2011-2013 годы», от 04.03.2013
№ 618 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие
образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
Новосибирской области на 2013-2015 годы», и реализация Государственной
программы Новосибирской области позволили осуществить
ряд последовательных шагов по развитию качественного и доступного образования
для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в трех направлениях: 1) создание эффективной системы оказания своевременной качественной
ППМС-помощи семье и детям с ОВЗ и инвалидностью; 2) развитие вариативных условий для получения
образования детьми с ОВЗ и инвалидностью (специальное, инклюзивное,
дистанционное образование); 3) совершенствование системы профессиональной
подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки
педагогических работников, включенных в систему образования детей с ОВЗ и
инвалидностью и оказания им ППМС-помощи. 3. Реализация
государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», утвержденной
постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 № 1297 «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы», позволила создать
в Новосибирской области необходимые условия для совместного обучения
детей с ОВЗ и инвалидностью и детей, не имеющих нарушений здоровья в 53
общеобразовательных организациях, расположенных на территории Новосибирской
области. 4. Создание системы
научно-методического сопровождения доступного качественного образования
обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, включая интегрированное, инклюзивное, дистанционное, индивидуальное обучение на
дому, обучение по адаптированным образовательным программам, которое
осуществляют государственное автономное учреждение дополнительного
профессионального образования Новосибирской области «Новосибирский институт
повышения квалификации и переподготовки работников образования; ГБУ НСО «ОЦДК»
и его филиалы; муниципальные ППМС-центры, федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский
государственный педагогический университет» позволило обеспечить повышение
профессионального мастерства и квалификации педагогических работников по
вопросам обучения, развития и социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов. 5. Реализация регионального проекта «Обучение и социализация детей с
ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области» (далее –
региональный проект) в соответствии с приказом министерства образования, науки
и инновационной политики Новосибирской области от 12.08.2011 № 1435 «О
проведении конкурсного отбора общеобразовательных учреждений Новосибирской
области на реализацию регионального проекта «Обучение и социализация детей с
ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве
Новосибирской области» в рамках комплекса мер
по модернизации общего образования» позволило: 1) развить практику инклюзивного образования в
113 образовательных организациях, 2) обеспечить специальными образовательными
условиями 2586 детей с ОВЗ и инвалидностью, 3) повысить профессиональную компетентность более
1500 педагогов, 4) создать единую региональную базу учета детей с
ОВЗ и детей-инвалидов, а также сетевой методический ресурс; 5) разработать интерактивную карту
образовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным
образовательным программам, расположенных на территории Новосибирской области; 6) осуществлять ежегодные мониторинги состояния
системы образования и ППМС-сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью, качества
деятельности ПМПК на территории Новосибирской области, эффективности
инклюзивного образовательного процесса в школах-участниках регионального
проекта. 6. Деятельность
«уникальных образовательных организаций» и «экспериментальных школ» (частное
общеобразовательное учреждение школа «Аврора»,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа «Перспектива», государственное бюджетное
учреждение Новосибирской области «Областной методический центр абилитационной
педагогики» и муниципальное казенное
учреждение дополнительного образования детей города Новосибирска «Детский
оздоровительно-образовательный (социально-педагогический) центр
А.И. Бороздина») позволила апробировать
и внедрить инновационную практику инклюзивного образования детей с ОВЗ и инвалидностью. 7. Деятельность родительских сообществ детей с ОВЗ и инвалидностью, общественных
организаций, региональных средств массовой информации способствовала поддержке и распространению идей инклюзивного образования и
формированию толерантного отношения к инвалидам, детям с ОВЗ и инвалидностью в
социальной среде. 8. Министерством труда, занятости и трудовых
ресурсов Новосибирской области проводятся мероприятия, направленные на
обеспечение доступности профессионального образования. Подведомственными профессиональными
образовательными организациями реализуются проекты и разрабатываются
специальные программы, направленные на активное вовлечение в образовательную
среду лиц с ОВЗ и инвалидностью, формирование толерантной культуры у молодежи. Осуществление в Новосибирской области
вышеперечисленных мер существенно изменило
ситуацию по обеспечению законодательно закрепленных прав обучающихся с ОВЗ и
инвалидностью на получение доступного качественного образования, создало
реальную основу для более динамичного развития инклюзивной практики и
обеспечило предпосылки для развития системы инклюзивного образования на
территории Новосибирской области. IV. Основные принципы и
концептуальные идеи развития инклюзивного образования в Новосибирской области Развитие
системы инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в
Новосибирской области базируется на следующих принципах: признание
ценности человека, независимо от его возможностей и достижений; максимально
возможное обеспечение социальной компетентности, независимости и
самостоятельности в жизни человека с ОВЗ и инвалидностью средствами
образования; индивидуализация
целей, задач, содержания и условий обучения и социализации обучающихся с ОВЗ и
инвалидностью; максимально возможное расширение образовательного
пространства для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью за пределы образовательной организации; межведомственная
интеграция и социальное партнерство (координация действий различных
исполнительных и законодательных органов государственной власти, социальных
институтов, образовательных учреждений, заинтересованных лиц) с целью
оптимизации процесса образовательной инклюзии обучающихся с ОВЗ и
инвалидностью; социальная
ответственность семьи (воспитание, обучение и развитие ребенка, создание
надлежащих условий для развития его природных способностей, участие в
учебно-реабилитационном процессе). Развитие
инклюзивного образования в Новосибирской области базируется на следующих концептуальных идеях: 1. Инклюзивное
образование в Новосибирской области, как инновационное направление в системе
образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, предполагает повышение
доступности общего образования, повышения качества образования в
образовательных организациях, в том числе обеспечения психологической
безопасности, комфортности, сохранение здоровья для всех без исключения детей. 2. Инклюзивное
образование рассматривается как возможность инициации системных изменений в
образовательной среде в направлении решения всех стратегических задач, что
определяет его социальный смысл в контексте модернизации системы образования
Новосибирской области. 3. Инклюзивное
образование подразумевает создание специальных образовательных условий для
детей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся (воспитывающихся) в
общеобразовательных организациях совместно со своими сверстниками, на основании
норм Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», что
определяет сферу ответственности руководителей образовательных организаций и
органов управления образованием в соответствии с их компетенцией. 4. Инклюзивное
образование развивается как социально востребованный, экономически
обоснованный, концептуально оформленный, программно реализуемый вариант
соблюдения прав образования
обучающихся с ОВЗ и инвалидностью на доступное и качественное
образование и полноценную социализацию, соответствующий специфике
социально-экономического и демографического развития Новосибирской области. 5. Инклюзивное
образование развивается в Новосибирской области как инновационное направление
организации обучения детей с ОВЗ и инвалидностью наряду с другими законодательно закрепленными нормами (в отдельных классах, группах, в отдельных организациях, с
использованием дистанционных образовательных технологий). При этом все варианты
образования детей с ОВЗ и инвалидностью рассматриваются как равноценные и
взаимосвязанные компоненты единой образовательной системы. Развитие
инклюзивного образования не предполагает сокращения сети и ухудшения условий
функционирования отдельных образовательных организаций, создаваемых для различных
категорий детей с ОВЗ и инвалидностью. 6. Инклюзивное
образование основывается на целостном, специфическом психодидактическом подходе
к совместному (включенному) обучению детей. Включение образовательных
организаций и педагогических коллективов в практику инклюзивного образования
требует разработки, апробации, внедрения инновационных программ, технологий,
методов и приемов организации образовательного процесса либо адаптации
существующих дидактических подходов и средств к условиям совместного образования детей с ОВЗ и инвалидностью и их здоровых
сверстников, а также совместного образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью
с особыми образовательными потребностями (например, с комплексными нарушениями)
с другими обучающимися с ОВЗ и инвалидностью. В условиях инклюзивного
образования наиболее эффективными дидактическими подходами признаются личностно
ориентированный, системно-деятельностный, компетентностный; наиболее
адекватными формами и методами обучения – интерактивные (учебные проекты,
учебные дискуссии, обучающие игры, тренинги, обучение в группах, взаимообучение
и др.); наиболее адекватной моделью образовательной среды – творчески
развивающая. 7. Инклюзивное
образование должно развиваться на основе широкой социальной поддержки, что
требует обеспечения целенаправленного просвещения, консультирования,
информирования родительской общественности, населения, специалистов системы
здравоохранения, социальной защиты, молодежной политики и других
заинтересованных ведомств по всем вопросам образовательной инклюзии. 8. Развитие
инклюзивного образования на территории Новосибирской области обеспечивается
организациями, осуществляющими научно-методическую, психолого-педагогическую,
информационную и организационную помощь на основе единых ценностно-смысловых
подходов и скоординированных действий. Согласование действий этих организаций и
сложившихся практик образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью должно
способствовать повышению синергетического эффекта и минимизировать
инновационные риски инклюзивного образования. 9. Развитие
инклюзивного образования в Новосибирской области осуществляется в рамках
проектно-программного метода управления, что повышает ответственность субъектов
управления образовательной системой всех уровней с разделением полномочий и
определением зон ответственности: уровень субъекта Российской Федерации,
муниципальный уровень, уровень образовательной организации. 10. Инклюзивное
образование развивается на территории Новосибирской области поэтапно с
постепенным расширением инклюзивного образовательного пространства по мере
обеспечения всех необходимых условий: кадровых, нормативно-правовых,
материально-технических, программно-методических, финансово-экономических. 11. Инклюзивное
образование в Новосибирской области реализуется как практика постепенного
увеличения реальных возможностей
включения в образовательный процесс различных групп обучающихся с ОВЗ и
инвалидностью. В этих условиях значительно возрастает роль и ответственность
центральной и территориальных ПМПК, определяющих и рекомендующих специальные
образовательные условия и целесообразную форму включения (полная, частичная,
эпизодическая) в образовательный процесс для каждого ребенка. В соответствии с приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 № 1082
«Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» заключение ПМПК имеет
рекомендательный характер для родителей, но в случае предъявления его
родителями в образовательную организацию оно является основанием для создания
рекомендованных условий для обучения и воспитания детей исполнительными
органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами
местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными
органами и организациями в соответствии с их компетенцией. 12. Инклюзивное обучение и полноценная
социализация обучающихся с ОВЗ и инвалидностью возможны только в условиях
инклюзивной образовательной организации, настойчиво и целенаправленно
формирующей инклюзивную культуру, создающей инклюзивную политику и развивающей
инклюзивную практику. Показателями готовности образовательной организации к реализации
эффективной и безопасной для всех участников образовательного процесса
инклюзивной образовательной практики являются достижения в аспекте развития трех
обозначенных компонентов образовательной инклюзии. Развитие инклюзивного образования определяется
совокупностью следующих управленческих задач: 1) развитие
нормативно-правовой основы организации образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью
в классах и группах совместно со здоровыми сверстниками; совместного
образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с комплексными нарушениями с
другими обучающимися с ОВЗ и инвалидностью; 2) совершенствование
материально-технической базы образовательных организаций, осуществляющих
инклюзивное образование (доступная пространственно-предметная среда); 3) обеспечение
необходимыми программно-методическими ресурсами образовательных организаций,
осуществляющих инклюзивное образование (качественная и соответствующая
психофизическим возможностям и особым образовательным потребностям обучающихся
с ОВЗ и инвалидностью дидактическая среда); 4) существенное
повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов
образовательных организаций, осуществляющих инклюзивное образование; 5) развитие
службы комплексного ППМС-сопровождения образовательного процесса; 6) развитие
межведомственного сотрудничества по вопросам обучения и социализации
обучающихся с ОВЗ и инвалидностью; 7) развитие
сотрудничества образовательной организации и семьи с целью оказания ППМС-помощи
и поддержки родителям и повышения социальной ответственности семьи,
воспитывающей ребенка с инвалидностью и ребенка с ОВЗ. V. Обеспечение
прав обучающихся с ОВЗ и инвалидностью на выбор организационной формы
инклюзивного образования Инклюзивное
образование предполагает возможность обучения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью
совместно с другими обучающимися (здоровыми сверстниками). Обучающиеся с ОВЗ и
инвалидностью, имеющие тяжелые и множественные нарушения развития могут
получать образование совместно с другими обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в
отдельных классах, группах или в отдельных организациях. Концепцией предусматривается реализация вариативных
организационных форм образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью на всех
уровнях общего образования. Дошкольное образование 1. Образование обучающихся с ОВЗ и
инвалидностью дошкольного возраста осуществляется в
дошкольных группах совместно со сверстниками, которые включаются в группу
комбинированной направленности в соответствии с рекомендацией ПМПК. 2. Инклюзивное
образование детей с ОВЗ и инвалидностью дошкольного возраста, не посещающих
дошкольные образовательные организации, обеспечивается службами ранней помощи,
которые организуют семейно ориентированную комплексную социальную и
коррекционно-педагогическую помощь для детей раннего возраста (от 0 до 3-х
лет), а также консультативную поддержку и просвещение родителей, включая
обязательное проведение индивидуальных и групповых развивающих занятий с детьми
при активном участии семьи. 3. Инклюзивное
образование обучающихся с ОВЗ и инвалидностью дошкольного возраста организуется в группах кратковременного пребывания,
которые создаются в целях оказания систематической ППМС-помощи детям с ОВЗ и
инвалидностью. Общее
образование 1. Образование обучающихся с ОВЗ и инвалидностью совместно со
сверстниками на общих основаниях. Обучающиеся осваивают стандарт начального
общего, основного общего, среднего общего образования. По окончании основного
общего, среднего общего образования обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью проходят
итоговую аттестацию в установленной законодательством форме, в соответствии с
заключением ПМПК. Освоившим образовательный стандарт выдается документ
государственного образца. 2. Образование обучающихся с ОВЗ и инвалидностью со сверстниками с
обязательной организацией специальных условий обучения и воспитания, с
возможностью пролонгирования сроков обучения, с
обязательным осуществлением ППМС-сопровождения, обеспечивающим коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Обучающиеся получают
образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения
с образованием обучающихся, не имеющих ограничений здоровья. По окончании
основного общего, среднего общего образования обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью проходят итоговую аттестацию
в установленной законодательством форме, в соответствии с заключением ПМПК.
Лицам, освоившим образовательный стандарт, выдается документ об образовании. 3. Образование обучающихся с ОВЗ и инвалидностью со сверстниками с
обязательной организацией специальных условий обучения и воспитания, с обязательным осуществлением ППМС-сопровождения, обеспечивающим коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц, в пролонгированные
сроки. Обучающиеся получают образование, которое по содержанию и итоговым
достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с
содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений
здоровья. По завершению обучения лицам, не освоившим образовательные программы
общего или среднего образования, обучающимся по адаптированным образовательным
программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке,
устанавливаемым Министерством образования и науки Российской Федерации. 4. Для обучающихся с умеренной, тяжелой или
глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями
развития образовательный процесс организуется в соответствии со специальной
индивидуальной программой развития, учитывающей специфические образовательные
потребности обучающегося и разработанной на основе требований федеральных
государственных образовательных стандартов обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и адаптированной основной образовательной программы
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Образовательный процесс реализуется в образовательной организации либо
индивидуально на дому, с возможностью эпизодического включения детей в
образовательный процесс. 5. Образование обучающихся с ОВЗ и
инвалидностью, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные
организации, осуществляется образовательными организациями на дому или в
медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в
медицинской организации являются заключение медицинской организации и
письменное обращение родителей (законных представителей). Обучение на дому
организуется в разных формах (очной, очно-заочной, заочной), с использованием
дистанционных образовательных технологий, без ограничения на посещение школы
детьми, с эпизодическим включением в образовательный процесс, если это
допускается медицинским заключением. Профессиональное образование Обучение
лиц с ОВЗ и инвалидностью в организациях среднего профессионального и высшего
образования организуется на общих основаниях в учебных группах с созданием
необходимых специальных образовательных условий. VI. Стратегические
направления развития инклюзивного образования в Новосибирской
области Нормативно-правовое
обеспечение развития инклюзивного образования Нормативно-правовое
обеспечение развития инклюзивного образования осуществляется в соответствии с
планом мероприятий по реализации Концепции развития инклюзивного образования на
территории Новосибирской области, утверждаемым министерством образования, науки
и инновационной политики Новосибирской
области. Научно-методическое и организационное сопровождение инклюзивного образования Приоритетные
направления организации инклюзивного образования на территории Новосибирской
области: 1. Разработка методических рекомендаций, методических пособий по
созданию и реализации специальных образовательных условий, включая практику
проектирования адаптированных образовательных программ, по организации
комплексного ППМС-сопровождения и социализации детей. 2. Создание дидактических материалов,
обеспечивающих успешное обучение детей с ОВЗ и инвалидностью (памятки,
алгоритмы, опорные таблицы, индивидуальные задания (карточки) с различными
видами и объемом помощи). 3. Разработка вариантов систем оценивания
образовательных достижений детей при осуществлении инклюзивного образования. 4. Обобщение опыта организации взаимодействия с
родителями с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и
социальной ответственности семьи. 5. Формирование электронного образовательного
ресурса (далее – ЭОР) по материалам методического опыта инклюзивных
образовательных организаций; обеспечение доступа к ЭОР всех образовательных
организаций, обучающих детей с ОВЗ и инвалидностью. Организация
методического сопровождения инклюзивного образования должна осуществляться
посредством использования потенциала системы научно-методического обеспечения
инклюзивного образования Новосибирской области и посредством активизации и
включения в сетевое взаимодействие ресурсных центров, стажировочных площадок и
пунктов, консультативных пунктов, ППМС-служб базовых школ, областной
методической службы, районных информационно-методических центров. Кадровое обеспечение Кадровое
обеспечение развития инклюзивного образования включает несколько направлений: профессиональную подготовку педагогических кадров к работе в условиях
инклюзивного образования в системе образовательных организаций среднего
профессионального образования и высшего образования, в том числе посредством включения
в их программы курсов и дисциплин по вопросам инклюзивного образования для
обучающихся всех направлений и специальностей; повышение квалификации и профессионального мастерства руководителей,
педагогов и специалистов ППМС-сопровождения инклюзивного образования в системе
профессиональной переподготовки и повышения квалификации, модульных семинаров,
программ деятельности стажировочных площадок и пунктов на базе инклюзивных
образовательных организаций; повышение психолого-педагогической компетентности педагогов, обеспечение
профессионального развития педагогических работников в системе внутришкольной
методической работы, а также посредством организации конференций, научных школ,
конкурсов и иных региональных, муниципальных и окружных мероприятий; обеспечение обязательности наличия специалистов ППМС-сопровождения в
образовательных организациях, осуществляющих инклюзивную практику. Материально-техническое
и финансово-экономическое обеспечение
инклюзивного образования Материально-техническое оснащение общеобразовательных организаций
специализированным оборудованием осуществляется в рамках реализации
государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020
годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации
от 01.12.2015 № 1297 «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на
2011-2020 годы». Финансово-экономическое обеспечение инклюзивных
образовательных организаций в Новосибирской области осуществляется посредством
системы поправочных коэффициентов, учитывающих особенности деятельности
образовательных организаций и применяемых к фонду оплаты труда, рассчитанному
по нормативам финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав
на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования и в соответствии с
законодательством среднего профессионального и высшего образования. Совершенствование
порядка формирования финансово-экономического обеспечения предполагает корректировку
поправочных коэффициентов на основании расчетов нормативных затрат в условиях
инклюзивного образования и совершенствование механизма формирования органами
местного самоуправления заявок на предоставление субвенций из областного
бюджета Новосибирской области бюджетам муниципальных районов и городских
округов Новосибирской области и механизма отчетности по расходованию средств. Развитие
образовательной организации, осуществляющей
инклюзивное образование Эффективность
развития образовательной организации, осуществляющей инклюзивное образование,
обеспечивается при наличии в ней: локальных
нормативных актов по реализации инклюзивного образования; адаптированных
образовательных программ, разработанных с учетом образовательных потребностей
детей с ОВЗ и инвалидностью; ППМС-сопровождения
детей с ОВЗ и инвалидностью, организации деятельности
психолого-медико-педагогического консилиума; разработанных
коррекционно-развивающих, профилактических программ и программ сопровождения; специалистов
сопровождения (учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога,
учителя-дефектолога, тьютора) в штате или на договорной основе; иных
требований, если они установлены министерством образования, науки и
инновационной политики Новосибирской области. VII. Межведомственное
взаимодействие в процессе реализации инклюзивного
образования Исполнительные
органы государственной власти Новосибирской области и органы местного
самоуправления обеспечивают принятие дополнительных правовых и организационных
мер, направленных на реализацию права лиц с ОВЗ
и инвалидностью на доступное и качественное образование, включая: развитие системы ранней помощи, в том числе выявления детей с ОВЗ и
инвалидностью; обеспечение преемственности инклюзивного образования для лиц с ОВЗ и
инвалидностью на всех уровнях, начиная с дошкольного возраста, в школах и далее
в системе профессионального образования; вовлечение в процесс развития механизмов реализации инклюзивного
образования общественных организаций, родительских групп, профессионалов из системы
специального образования и других заинтересованных участников; включение в сетевое взаимодействие по развитию инклюзивного образования
организаций социальной защиты и здравоохранения; развитие практик создания межведомственных консилиумов и координационных
советов муниципального уровня; повышение ответственности руководителей органов местного самоуправления
муниципальных районов и городских округов Новосибирской области за обеспечение
права обучающихся с ОВЗ и инвалидностью на доступное и качественное
образование. VIII. Ожидаемые
результаты Реализация настоящей Концепции будет способствовать: обеспечению права всех детей на доступное и
качественное образование; выработке
единой методологической основы инклюзивного образования; созданию
целостного правового поля инклюзивного образования; распространению
доступных практик инклюзивного образования; повышению
эффективности взаимодействия исполнительных органов государственной власти,
общественных и образовательных организаций в условиях инклюзивного образовательного
пространства Новосибирской области. _________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|