Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Пензенской области от 01.09.2017 № 398-рП


 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е

 

 

 

от

01 сентября 2017 г.

398-рП

 

г. Пенза

 

 

Об утверждении Стратегии действий

в интересах женщин Пензенской области

на 2017 - 2022 годы

 

 

Руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 № 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями):

1. Утвердить прилагаемую Стратегию действий в интересах женщин Пензенской области на 2017 - 2022 годы.

2. Настоящее распоряжение опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости" и разместить (опубликовать) на официальном сайте Правительства Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего вопросы социальной политики.

 

 

 

Губернатор Пензенской области

 

           И.А. Белозерцев

 


УТВЕРЖДЕНА

распоряжением Правительства

Пензенской области

от 01.09.2017 № 398-рП

 

 

С Т Р А Т Е Г И Я

действий в интересах женщин Пензенской области

на 2017 - 2022 годы

 

I. Общие положения

 

Региональная стратегия действий в интересах женщин на 2017 - 2022 годы (далее - Стратегия) определяет основные направления региональной политики в отношении женщин и нацелена на реализацию принципа равных прав и свобод и создание равных возможностей для их реализации женщинами в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.

Стратегия основывается на том, что права женщин являются неотъемлемой частью общих прав человека. Создание условий для полного и равноправного участия женщин в политической, экономической, социальной и культурной сферах жизни общества является приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации.

Укреплению позиций женщин в современном обществе способствовали меры, принятые в течение последних десяти лет, включая:

совершенствование законодательства в целях улучшения положения женщин, в том числе вопросов, связанных с выплатой пособий в связи с рождением и воспитанием детей и реализацией программы материнского (семейного) капитала;

повышение конкурентоспособности женщин на рынке труда за счет принятия антидискриминационных мер (запрещение объявления о вакансиях, содержащих требования о поле, возрасте и семейном положении, организация профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком);

поэтапное повышение оплаты труда в бюджетном секторе - в образовании, здравоохранении, культуре, социальном обслуживании, науке, где заняты преимущественно женщины;

создание благоприятных условий для совмещения семейных обязанностей по воспитанию детей, в том числе детей-инвалидов, с трудовой деятельностью (обеспечение доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет, закрепление на законодательном уровне положения о предоставлении по желанию лица, воспитывающего ребенка - инвалида, ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для него время);

повышение качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовой период, введение родового сертификата, строительство перинатальных центров;

поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на улучшение положения женщин и детей.

Достижения в этой области стали возможны благодаря реализации государственных программ и приоритетных национальных проектов в сферах образования, здравоохранения и социальной поддержки граждан, указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07.05.2012 № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 07.05.2012 № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", от 07.05.2012. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", 07.05.2012 № 602 "Об обеспечении межнационального согласия", от 07.05.2012 № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", от 09.10.2007 № 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" и от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", а также Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р, Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 № 164-р, государственной программы Пензенской области "Социальная поддержка граждан в Пензенской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 30.10.2013 № 805-пП, "О мерах социальной поддержки многодетных семей, проживающих на территории Пензенской области", утвержденной Законом Пензенской области от 28.12.2004 № 731-ЗПО, и планов реализации соответствующих мероприятий.

 

II. Положение женщин в Пензенской области

 

В Пензенской области проживает 728,5 тысячи женщин - это более половины населения области или 54,3% (по данным Росстата численность населения Пензенской области составляет 1 341 526 чел.).

Современные женщины имеют высокий уровень образования, профессиональные и карьерные интересы, при этом воспитание детей и присмотр за ними, а также за членами семьи, требующими постоянного присмотра и ухода, в том числе по состоянию здоровья, осуществляются преимущественно женщинами, что создает трудности в совмещении ими семейных обязанностей и трудовой деятельности.

В Пензенской области высшее профессиональное образование имеют 32,4% женщин, занятых в экономике, высокая экономическая активность женщин составляет 49% от общей численности занятых в экономике.

Образовательный уровень у работающих женщин выше, чем у мужчин. Из лиц с высшим образованием женщины составляют 52,8%, средним специальным - 57,5%. Женщины Пензенского региона широко представлены в науке и образовании, 29 % от общей численности докторов наук составляют женщины (показатель Российской Федерации составляет 25%). Однако с 2015 года наблюдается снижение численности докторов наук, связанное с переездами и трудоустройством в более крупные города (г. Москва, г. Нижний Новгород).

В Пензенской области отмечается высокая трудовая занятость женщин с ориентацией на полную занятость, карьерный рост в сочетании с выполнением семейных обязанностей и воспитанием детей.

Уровень участия в рабочей силе женщин составляет 62,0% (63,8% показатель Российской Федерации, 63,5% - ПФО). Доля безработных женщин составляет 36,4% от общего числа безработных граждан, уровень безработицы среди женщин составляет 3,6%.

Вместе с тем сохраняется профессиональная сегрегация работающих женщин. В отраслях, где преимущественно заняты женщины, заработная плата ниже, чем в отраслях с преимущественной занятостью мужчин.

Женщины остаются в неравном положении по сравнению с мужчинами при занятии руководящих должностей в негосударственном секторе экономики.

Отраслевая сегрегация обусловливает сохранение более низкой по сравнению с мужчинами заработной платы у женщин, хотя этот разрыв сокращается. Заработная плата женщин в среднем на треть меньше, чем у мужчин (72% от зарплаты представителей сильного пола - статданные по Российской Федерации).

Сохраняются ограничения по видам работ, на которых женщины могут осуществлять свою трудовую деятельность.

Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2000 № 162 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин" и с тех пор не пересматривался. Вместе с тем развитие техники и технологий существенно изменяет условия труда, минимизируя воздействие вредных производственных факторов на здоровье женщины.

Несмотря на положительную динамику снижения численности женщин, пострадавших на производстве, не везде созданы безопасные условия труда. В 2016 году на работах с вредными и (или) опасными условиями труда были заняты 6862 женщины, (в 2015 году - 4973 женщины, 2014 году - 4411 женщин), среди лиц, пострадавших на производстве, было 26 женщин (в 2015 году - 39 женщин, 2014 году - 40 женщин).

Все большее число женщин самостоятельно реализуют проекты в области социального предпринимательства. В период с 2014 по 2016 годы 24 женщины, осуществляющие предпринимательскую деятельность, получили государственную поддержку в рамках реализации государственной программы Пензенской области "Развитие инвестиционного потенциала, инновационной деятельности и предпринимательства в Пензенской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 21.10.2013 № 780-пП (с последующими изменениями).

Женщины реализуют свои проекты в сферах обрабатывающего производства (62 %), медицинского обслуживания (12,5 %), производства изделий народных художественных промыслов (12,5 %) и др.

Несмотря на принимаемые меры, остаются высокими показатели заболеваемости женского населения.

Увеличивается численность женщин, впервые признанных инвалидами. В 2016 году 3433 женщины впервые признаны инвалидами или 41,4% всех впервые признанных инвалидами (в 2015году 3312 женщин), из них 872 женщины трудоспособного возраста или 25,4 % от всех женщин, впервые признанных инвалидами в 2016 году.

Остаётся актуальной проблема женского бесплодия. В настоящее время на учете в медицинских организациях Пензенской области состоит более 2500 страдающих бесплодием супружеских пар.

В 2016 году зарегистрировано 3590 случаев заболеваний женщин злокачественными новообразованиями, что на 232 случая больше уровня прошлого года. Среди женщин, у которых выявлены злокачественные новообразования - 17% больны раком молочной железы (613 чел.), что на 10,6 % выше уровня 2015 года (594 чел.), что связано с увеличением охвата женщин мамографическим скринингом. В 2016 году от этого заболевания умерли 192 женщины.

Пензенская область удерживает низкие уровни показателя материнской смертности. В 2016 году зарегистрирован 1 случай непредотвратимой материнской смертности, показатель составил 7,3 на 100 000 родившихся живыми (Российская Федерация - 10,0).

В результате реализации комплекса соответствующих мер (медико-социальная помощь женщинам, находящимся в трудной жизненной ситуации, доабортное консультирование беременных женщин, повышение уровня репродуктивной культуры населения) в Пензенской области отмечается тенденция к снижению числа абортов. С 2010 года по 2015 год количество абортов снизилось с 9946 до 5792 - на 41,7%; а показатель числа абортов на 1 тыс. женщин детородного возраста за этот период уменьшился с 28,4 до17,5. По сравнению с 2015 годом, количество абортов в 2016 году уменьшилось на 6,6%; показатель числа абортов на 1000 женщин фертильного возраста снизился с 18,2 до 17,5 (Российская Федерация - 20,9). Вместе с тем указанные показатели пока выше, чем в развитых странах.

Женщины более ответственно подходят к своему здоровью и чаще занимаются спортом. Если обобщенный показатель по занятиям и всеми видами спорта в неделю у опрошенных пензенцев составляет 14,1%, именно такая доля опрошенных занимаются спортом от случая к случаю, и столько же занимается один раз в неделю, то среди женщин этот уровень достигает 22,4%.

Наиболее привлекательными для себя видами спорта женщины считают аэробику, ритмическую гимнастику (31%), плавание (30%), атлетическую гимнастику (23%), далее следуют: плавание (14,1%) и пешие прогулки (14,1%). При этом основной побудительной причиной для занятий спортом большинство опрошенных женщин (56%) называет поддержание и улучшение здоровья. Эта цель значительно опережает возможность встречаться и общаться с друзьями и знакомыми (23%), а также возможность снять усталость и поддержать работоспособность (21%).

Меры социальной поддержки, реализуемые в Пензенской области, носят адресный характер и направлены на улучшение материально-экономического положения конкретной категории женщин (беременные женщины, одинокие матери, многодетные матери), а также несовершеннолетних.

За 2016 год для обеспечения в полном объеме социальных обязательств государства перед гражданами Пензенской области по выплате социальных пособий и компенсаций были направлены ассигнования федерального бюджета 868,7 млн. рублей.

В 2016 году указанные объемы бюджетных ассигнований позволили осуществить выплату 10 627 получателям пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и 3 251 пособия при рождении ребенка гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

На выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, из федерального бюджета в 2016 году было направлено 9,5 млн. рублей.

Дополнительно к мерам государственной поддержки, оказываемой семьям с детьми на федеральном уровне, в рамках своих полномочий, установленных Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями), в Пензенской области осуществляется собственное правовое регулирование, приняты законы Пензенской области от 21.04.2005 № 795-ЗПО "О пособиях семьям, имеющим детей", от 28.12.2004 № 731-ЗПО "О мерах социальной поддержки многодетных семей, проживающих на территории Пензенской области" (с последующими изменениями).

За 2016 год объем денежных средств на предоставление мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, установленных региональным законодательством, составил 959,6 млн. рублей.

Законодательство Пензенской области в части социальной поддержки семей, имеющих детей, направлено на создание благоприятных условий для повышения рождаемости, улучшения положения семей с детьми.

Согласно статье 16 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (с последующими изменениями) в Пензенской области установлено право граждан, имеющих детей, на ежемесячное пособие на ребенка, пособие на ребенка одинокой матери, на детей военнослужащих по призыву и на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, а также на детей из многодетных семей, и другим категориям детей.

Базовое ежемесячное пособие на ребенка предоставляется только малообеспеченным семьям и составляет 290 рублей.

Пособие на детей одиноких матерей, на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, выплачивается в размере выше базового в два раза, в 1,5 раза - на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву.

В 2016 году данное пособие было выплачено на 37 283 детей (в 2015 году - на 39 495 детей).

В целях социальной поддержки семей с детьми дополнительно установлены 10 видов пособий.

Ежемесячные пособия на обеспечение питанием беременных женщин, питанием кормящих матерей, детей в возрасте до трех лет в размере 580 рублей позволяют увеличивать количество детей, получающих грудное вскармливание, поддержать женщину в период беременности и кормления необходимыми витаминами, а также обеспечить молочным питанием детей в возрасте до трех лет независимо от места проживания семьи.

Дополнительную поддержку в регионе получают семьи при рождении двоен и троен, которым выплачиваются единовременные пособия при рождении в размере по 11,3 тыс. рублей на каждого ребенка. Данный вид пособия позволяет поддержать семью, в которой появились двойни, тройни, на первоначальном этапе самым необходимым.

С целью поощрения многодетных матерей, достойно воспитавших трех и более детей, на территории области принят Закон Пензенской области от 10.10.2007 № 1387-ЗПО "Об учреждении награды Пензенской области - медали "Материнская доблесть". Всего за период действия Закона (2007 - 2016 гг.) награды удостоены 16 734 женщины.

С 1 января 2012 года женщинам, награжденным медалью "Материнская доблесть" I или II степени, при наличии совместно проживающих с ними несовершеннолетних детей, установлены меры социальной поддержки, аналогичные ветеранам труда.

За 2016 год меры социальной поддержки предоставлены 197 женщинам, награжденным медалью "Материнская доблесть" I или II степени, на общую сумму 3 035 тыс. рублей, в 2015 году - 191 женщине на сумму 3 027 тыс. рублей, в 2014 году - 209 женщин на сумму 3 027 тыс. рублей.

В то же время, поддерживая в обществе установку на благополучную, многодетную семью, в регионе уделяется внимание семьям одиноких матерей. В целях расширения мер социальной поддержки данной категории семей предусмотрена выплата ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, размер которой устанавливается в зависимости от количества детей и типа населенного пункта, в котором проживает семья (городские округа, административные центры муниципальных районов или иные городские и сельские поселения).

В 2016 году указанной компенсацией воспользовались 4 одинокие матери, выплачена сумма 187,7 тыс. рублей (в 2014 году- 13 одиноких матери, выплачена сумма - 437 тыс. руб., в 2015 году - 9 одиноких матерей, выплачена сумма 328,9 тыс. руб.).

В Пензенской области сохраняется гендерный разрыв показателя ожидаемой продолжительности жизни при рождении. Женщины Пензенской области живут на 10 лет дольше, чем мужчины (по данным Росстата продолжительность жизни в 2015 году у женщин составляла 77,58 лет у мужчин 66,47 лет), что влечет за собой одиночество женщин в старших возрастах (в возрастной группе 60-69 лет процент распределения по полу составляет 60% - женщины, 40% - мужчины, в возрастной группе 70-79 лет процент распределения по полу составляет 69 и 31 соответственно, возрастной группе от 80 лет и более процент распределения по полу составляет 78 и 22%).

В 2016 году продолжается тенденция роста численности женщин, признанных нуждающимися в социальном обслуживании и получившим социальные услуги на дому по всем возрастным группам. В 2016 году социальные услуги получили 12 172 женщины (2015 год - 11 876 женщин). В возрасте 55-59 лет - 518 человек (2015 год - 483 чел.); от 60-74 лет - 4161 человек (2015 год - 4058 чел.) от 75 до 79 лет - 3516 человек (2015 год - 3410 женщин); от 80 до 89 лет - 3263 человек (2015 год - 3231 женщина); 90-лет и старше - 518 человек (2015 год - 485 женщин).

Вместе с тем женщины пожилого возраста нуждаются в сохранении их способности к самообслуживанию, физической и функциональной активности, независимости от посторонней помощи в повседневной жизни.

Решение данных вопросов осуществляется в соответствии со Стратегией действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 № 164-р и Стратегией действий в интересах граждан старшего поколения в Пензенской области до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Пензенской области от 20.03.2017 № 115-рП, включая совершенствование системы охраны здоровья граждан старшего поколения, развитие гериатрической медицинской помощи, стимулирование занятости граждан старшего поколения, обеспечение их доступа к информационным и образовательным ресурсам и содержательному досугу, развитие современных форм социального обслуживания, рынка социальных услуг.

Политическая роль женщины. Абсолютное большинство среди государственных и муниципальных служащих региона составляют женщины (76,5%).

В апреле 2017 года создано Пензенское региональное отделение общественной организации "Союз женщин России" (председатель - Кудинова Светлана Петровна, заслуженный учитель Российской Федерации, директор Центра технологического обучения города Пензы), которое является структурным подразделением общественной организации "Союз женщин России" (председатель - Лахова Екатерина Филипповна, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации). Деятельность общественной организации направлена на консолидацию женского движения с целью активного участия женщин в общественно-политической, социальной и культурной жизни Пензенской области. Среди задач - укрепление института семьи, защита прав ребенка, пропаганда здорового образа жизни среди детей и молодежи. Планируется создание местных отделений общественной организации в муниципальных образованиях региона.

В муниципальных районах и городских округах Пензенской области созданы и активно работают Советы женщин при главах администраций муниципальных образований. Члены Советов принимают участие в обсуждении законопроектов региона и иных нормативных правовых актов, касающихся вопросов материнства и детства, проводят профилактические мероприятия в неблагополучных семьях, содействуют профилактике безнадзорности и преступности. Деятельность данных консультативно-совещательных структур освещается на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В Пензенской области некоммерческими организациями реализуется ряд социально значимых общественных проектов по вопросам вовлечения женщин в общественно значимую деятельность. Правительством Пензенской области им оказывается финансовая поддержка в форме субсидий. В 2017 году на данные цели в бюджете Пензенской области предусмотрено порядка 8,0 млн. рублей.

В 2016 году по данному направлению было поддержано 11 некоммерческих организаций на сумму более 1,3 млн. рублей.

Федерацией профсоюзов Пензенской области (председатель - Котов Николай Васильевич) при поддержке Правительства Пензенской области с 2007 года организуется областной женский форум "Роль женщины в социально-экономическом развитии Пензенской области". В рамках ежегодного форума обсуждаются вопросы реализации региональной политики в улучшении положения женщин. В его работе принимают участие представители органов исполнительной, законодательной власти, органов местного самоуправления.

При некоммерческих организациях, осуществляющих деятельность в регионе, - Пензенском региональном отделении Общероссийского общественного движения женщин России, Пензенском областном отделении Общероссийского благотворительного общественного фонда "Российский фонд милосердия и здоровья", Пензенском региональном отделении Общероссийской общественной организации "Союз пенсионеров России", Общественной организации успешных семей Пензенской области "Мы вместе" и других - созданы клубы и кружки по интересам для вовлечения женщин в активную общественную и досуговую деятельность.

В рамках задачи по реализации информационно-просветительских программ, направленных на повышение участия женщин в общественно-политической жизни на региональном телевизионном канале "11 КАНАЛ" выходит еженедельная программа "Женский стиль", гостями которой становятся женщины-лидеры общественного мнения Пензенской области.

Политическая активность женщин повышается с их возрастом. 78% женщин пенсионного возраста, из числа опрошенных, готовы активно участвовать в решении политических и социальных проблем региона.

Социальное неблагополучие (отсутствие работы, доходов, алкоголизм, семейно-бытовое насилие) приводят женщин к совершению противоправных действий. На территории Пензенской области женщинами совершается практически каждое 10 преступление (2015 год - всего на территории региона зарегистрировано 13818 преступлений, из них 1301 преступление совершено женщинами, 2016 год - 12319 преступлений, из них совершено женщинами - 1140. За пять месяцев 2017 года зарегистрировано 4780 преступлений, из них 583 - совершено женщинами).

На территории региона в 2106 году органами полиции зарегистрировано 4217 преступлений, совершенных в отношении женщин, из них зарегистрировано 1306 случаев насильственных действий по отношению к женщинам.

Недостаточно реализуются меры профилактики насилия в отношении женщин, в том числе семейно-бытового насилия, от которого страдают женщины и дети. В числе причин семейного насилия - социально-экономические проблемы семьи, общая неудовлетворенность семейной жизнью, отсутствие компетенций у супругов решать внутрисемейные конфликты, пьянство и наличие психического расстройства.

В 2016 году в Пензенской области зарегистрировано 493 преступления, совершенных на семейно-бытовой почве.

На сегодняшний день общая численность женщин, содержащихся в местах лишения свободы, расположенных на территории региона, составляет 57 человек.

По состоянию на 01.06.2017 на учете в уголовно-исполнительных инспекциях за совершенные ранее преступления, не связанные с лишением свободы, состоит 530 женщин (по состоянию на 01.01.2016 - 422 женщины, по состоянию на 01.01.2017 - 477 женщин).

С целью оказания экстренной психологической и социальной помощи женщинам, оказавшимся в кризисной ситуации, в том числе подвергшимся жестокому обращению и насилию, в муниципальном бюджетном учреждении "Пензенский городской центр срочной социальной помощи" функционирует отделение социальной реабилитации женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

За 2016 год в отделение социальной реабилитации обратилась 801 жительница города Пензы, из них: 147 одиноких матерей с несовершеннолетними детьми, 77 женщин из неполных семей, 65 беременных женщин, 50 женщин-инвалидов; 33 женщины, находящиеся в предразводной и послеразводной ситуации, 16 женщин, потерявших родных и близких (вдовы), 12 женщин, имеющих детей-инвалидов, 1 женщина, подвергшиеся психофизическому насилию, 400 - иных категорий (безработные, пенсионеры, многодетные, одинокие).

Для решения проблем обратившихся за помощью женщин специалисты отделения выявляют причины возникновения кризисной ситуации, планируют совместные методы работы. Особую значимость в работе с женщинами приобретает социальный патронаж, в ходе которого осуществляется "наблюдение" за положением в семье.

В отделении социальной реабилитации женщинам представляется временный приют. Отделение рассчитано на 5 койко-мест. Пребывание в отделении рассчитано на срок от 1 суток до 30 дней. В 2016 году данной услугой воспользовались 40 женщин.

Специалистами отделения проводятся психологические консультации, в том числе по телефону. Женщин волнуют проблемы супружеских взаимоотношений, взаимоотношений с детьми, способы разрешения конфликтных ситуаций, проблемы одиночества и личностного роста, проблемы здоровья в период беременности, при инвалидности, ситуации психофизического, эмоционального, бытового, экономического насилия.

 

III. Направления реализации Стратегии

 

Реализация Стратегии будет осуществляться одновременно по нескольким направлениям.

Реализация направления "Создание условий для сохранения здоровья женщин всех возрастов" предполагает решение задачи повышения доступности и качества оказания медицинской помощи женщинам и девочкам.

Решение указанной задачи предполагает реализацию следующих мер:

совершенствование программ профилактических осмотров и диспансеризации женщин и девочек;

совершенствование оказания специализированной медицинской помощи женщинам и девочкам;

профилактика неинфекционных заболеваний у женщин и снижение факторов риска их развития;

расширение гарантий доступности для женщин и девочек генетической диагностики, включая биохимическую диагностику, ДНК-диагностику и преимплантационную диагностику, с целью профилактики наследственных жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний;

повышение мотивации к ведению здорового образа жизни, в том числе разработка и реализация информационно-образовательных программ, направленных на информирование женщин о вреде табакокурения, потребления алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ;

развитие системы охраны репродуктивного здоровья с учетом особенностей состояния здоровья женщин, в том числе с использованием вспомогательных репродуктивных технологий (включая экстракорпоральное оплодотворение);

обеспечение медико-социальной поддержки беременных женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказание помощи женщинам в ситуации репродуктивного выбора, включая социальное сопровождение, предоставление социально-медицинских, социально-психологических, социально-правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг.

Реализация направления "Улучшение экономического положения женщин, обеспечение роста их благосостояния" предполагает решение следующих задач:

создание условий для получения женщинами профессионального образования в наиболее передовых областях экономики, предоставляющих широкие возможности для трудоустройства на высокооплачиваемые рабочие места;

сокращение разницы в оплате труда мужчин и женщин;

повышение конкурентоспособности женщин на рынке труда;

расширение возможностей занятости женщин в сфере малого и среднего предпринимательства;

повышение социальной ответственности работодателей в отношении женщин, имеющих семейные обязанности;

повышение социальной защищенности женщин.

Решение указанных задач предполагает реализацию следующих мер:

организация профессионального обучения женщин и формирование у них новых компетенций и квалификаций, в том числе в области предпринимательской деятельности;

создание специализированных форм грантовой поддержки и проведение профессиональных конкурсов для женщин-инноваторов в целях стимулирования участия женщин в высокотехнологичных отраслях и инновационной деятельности;

разработка и реализация мероприятий, направленных на сокращение разницы в оплате труда мужчин и женщин;

обеспечение участия женщин в развитии объектов инфраструктуры социального предпринимательства;

сокращение числа рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых работают женщины;

обеспечение повышения конкурентоспособности и востребованности на рынке труда женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, в том числе за счет профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также женщин, нуждающихся в повышении квалификации и переподготовке в связи с необходимостью формирования актуальных компетенций и квалификаций в целях осуществления трудовой и иной экономической деятельности по окончании отпуска по уходу за ребенком;

расширение масштабов и сфер применения гибких форм занятости, способствующих совмещению трудовой деятельности с семейными обязанностями;

развитие системы предоставления услуг по присмотру и уходу за детьми и нетрудоспособными членами семьи;

совершенствование социальной поддержки малообеспеченных женщин, в том числе имеющих детей, с учетом установленных в регионе критериев нуждаемости, на основе социального контракта.

Реализация направления "Профилактика и предупреждение социального неблагополучия женщин и насилия в отношении женщин" предполагает решение следующих задач:

формирование правовой основы социального сопровождения женщин, освобождаемых из мест лишения свободы, в том числе женщин, имеющих детей, включая развитие системы социализации и ресоциализации таких женщин;

совершенствование законодательства в сфере профилактики семейно-бытового насилия.

Решение указанных задач предполагает реализацию следующих мер:

оказание социально-правовой и социально-психологической поддержки женщинам, освободившимся из мест лишения свободы, содействие их социальной адаптации, социализации и ресоциализации;

проведение мониторинга эффективности реализации мер по профилактике различных форм насилия, в том числе семейно-бытовой и сексуальной, в отношении женщин и детей в целях оценки масштабов и быстрого реагирования на факты такого насилия;

формирование эффективных моделей профилактики насилия в отношении женщин и детей;

расширение практики проведения информационно-образовательных мероприятий по вопросам профилактики насилия в отношении женщин, в том числе для сотрудников правоохранительных органов, судей, сотрудников организаций здравоохранения, психологов и социальных работников, оказывающих помощь женщинам в кризисных ситуациях;

развитие и укрепление материально-технической базы учреждений, оказывающих услуги женщинам и детям, пострадавшим (страдающим) от насилия в семье, сексуального насилия и других форм насилия, в том числе кризисных центров для женщин как меры безопасности на период разрешения конфликта, в том числе семейного, ставшего причиной насилия;

оказание содействия некоммерческим организациям, предоставляющим убежище жертвам насилия и оказывающим им психологическую и социальную поддержку;

разработка и внедрение воспитательных и обучающих программ по ненасильственным методам разрешения конфликтов для детей, подростков и молодежи;

разработка и реализация мероприятий, направленных на ликвидацию сексуальной эксплуатации женщин, торговли людьми и формирование в обществе непримиримого отношения к таким явлениям.

Реализация направления "Расширение участия женщин в общественно-политической жизни" предполагает решение следующих задач:

снижение диспропорций по признаку пола в руководящем составе органов государственной власти Пензенской области, органов местного самоуправления и организаций, а также создание благоприятных условий для продвижения женщин по службе;

повышение роли женских общественных организаций и объединений в общественно-политической жизни.

Решение указанных задач предполагает реализацию следующих мер:

оказание государственной поддержки общественным организациям и объединениям, реализующим мероприятия по улучшению положения женщин и выдвигающим способных и компетентных в профессиональном отношении женщин в органы власти всех ветвей и уровней;

реализация информационно-просветительских программ, направленных на повышение участия женщин в общественно-политической жизни;

формирование информационного пространства женских организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

Реализация направления "Совершенствование государственной статистики, характеризующей положение женщин в обществе" предполагает решение задачи по совершенствованию государственной статистики, характеризующей положение женщин как социально-демографической группы при разработке социально-демографической политики, основанной на принципе равных прав и возможностей женщин и мужчин.

Решение указанной задачи предполагает реализацию следующих мер:

совершенствование системы сбора и анализа статистических данных, отражающих положение женщин в политической, экономической, социальной и культурной сферах;

осуществление мониторинга положения женщин в различных сферах жизни, в том числе с учетом имеющейся статистической информации;

совершенствование статистического учета по видам преступлений в отношении женщин.

 

IV. Этапы реализации Стратегии

 

Реализация Стратегии будет осуществляться в два этапа.

На I этапе (2017 - 2018 годы) планируется разработать региональный План мероприятий по реализации в 2017 - 2018 годах I этапа Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017 -2022 годы.

На II этапе (2019 - 2022 годы) планируется обеспечить реализацию мероприятий по улучшению положения женщин в политической, экономической, социальной и культурной сферах в соответствии с ожидаемыми результатами реализации Стратегии.

 

V. Механизмы и ресурсы реализации Стратегии

 

Реализация Стратегии будет осуществляться путем:

формирования плана мероприятий по реализации Стратегии;

решения задач Стратегии в рамках деятельности органов государственной власти Пензенской области, а также органов местного самоуправления;

методического обеспечения деятельности органов местного самоуправления, направленной на решение задач Стратегии;

постоянного анализа ситуации в области равноправия женщин и мужчин и корректировки мероприятий Стратегии на основе мониторинга достижения ее ожидаемых результатов;

проведения научных исследований по вопросам обеспечения равноправия женщин и мужчин;

осуществления образовательными и иными организациями образовательной и просветительской деятельности по направлениям реализации Стратегии;

создания и развития институциональной инфраструктуры поддержки самозанятости, предпринимательской деятельности женщин, в том числе на основе ресурсных центров социально ориентированных некоммерческих организаций и центров инноваций социальной сферы;

взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с общественными организациями, занимающимися вопросами улучшения положения женщин.

Реализация Стратегии будет осуществляться органами исполнительной власти Пензенской области в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых в региональном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период в бюджете Пензенской области, с участием заинтересованных общественных объединений и организаций и с возможным привлечением дополнительных средств из внебюджетных источников на реализацию мероприятий Стратегии.

Ресурсное обеспечение реализации Стратегии предполагается осуществлять в рамках мероприятий, предусмотренных государственными программами Пензенской        области в сферах здравоохранения, образования, развития экономики и промышленности, содействия занятости населения, социальной поддержки граждан, социальной защиты инвалидов, физической культуры и спорта, информационных технологий, культуры и туризма, обеспечения общественного порядка.

Составной частью реализации Стратегии являются меры, направленные на улучшение положения женщин, предусмотренные актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, указанными в разделе I Стратегии.

 

VI. Ожидаемые результаты реализации Стратегии

 

В результате реализации Стратегии к 2022 году будет сформирована система мер, обеспечивающих реализацию принципа равных прав и свобод мужчины и женщины и создания равных возможностей для их реализации женщинами во всех сферах жизни, повышение экономической независимости, политической активности, возможностей самореализации женщин, а также преодоление стереотипных представлений о социальных ролях мужчины и женщины.

К 2022 году в результате реализации Стратегии будут созданы условия для:

увеличения выявляемости злокачественных новообразований у женщин на I - II стадии и повышения доступности квалифицированной медицинской помощи;

усиления профилактики профессиональных заболеваний у женщин и увеличения их выявляемости на ранних этапах;

снижения уровня материнской смертности до уровня экономически развитых стран;

дальнейшего снижения числа абортов;

сокращения разницы в оплате труда мужчин и женщин;

увеличения числа женщин, являющихся учредителями или руководителями субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе социального предпринимательства, и самозанятых женщин;

сокращения числа рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых работают женщины;

сокращения числа случаев насилия в отношении женщин;

увеличения доли женщин среди лиц, замещающих должности государственной гражданской службы и муниципальной службы, а также доли женщин среди членов политических партий и организаций;

более полного отражения в системе статистического наблюдения данных, характеризующих положение женщин в политической, экономической, социальной и культурной сферах.

 

_____________

 


Информация по документу
Читайте также