Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Пензенской области от 20.03.2017 № 115-рП
Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Пензенской области до 2025 года Руководствуясь Законом Пензенской области от
22.12.2005 № 906-ЗПО «О Правительстве Пензенской области» (с
последующими изменениями): 1. Утвердить прилагаемую Стратегию действий в
интересах граждан старшего поколения в Пензенской области до 2025 года. 2. Настоящее распоряжение опубликовать
в газете «Пензенские губернские
ведомости» и разместить (опубликовать) на официальном сайте Правительства Пензенской области в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 3. Контроль
за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области,
координирующего вопросы социальной политики.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Пензенской области от 20.03.2017 № 115-рП С Т Р А Т Е Г И
Я действий в
интересах граждан старшего поколения в Пензенской
области до 2025 года I. Введение Граждане старшего поколения
являются носителями знаний и опыта, вносят существенный вклад в совокупный
интеллектуальный потенциал, в социально-экономическое развитие Российской
Федерации, стремятся к осуществлению трудовой деятельности, являются
создателями значимой части материальных благ, активно участвуют в процессах
социального развития, сохраняют и приумножают богатство культуры страны и
передают его молодым поколениям, выступают хранителями важнейших
духовно-нравственных ценностей и обеспечивают связь и солидарность поколений. Конституция Российской
Федерации и базирующиеся на ее основе федеральные законы, нормативные правовые
акты, а также законодательные акты субъектов Российской Федерации не содержат
каких-либо норм дискриминации по возрасту.
Напротив, законодательство Российской Федерации всемерно стимулирует
интеграцию и участие граждан старшего поколения в общественной жизни. Подготовка Стратегии
действий в интересах граждан старшего поколения в Пензенской области до 2025
года (далее – Стратегия) обусловлена складывающимися демографическими
тенденциями старения населения Российской Федерации
и необходимостью определения новых государственных и общественных целей и задач
в отношении граждан старшего поколения и общества в целом. Одной из ключевых задач
Стратегии должно стать создание общества для всех возрастов, включая
формирование условий для использования знаний, опыта, потенциала граждан старшего
поколения, проявление заботы о таких гражданах и оказание им необходимой
помощи. Стратегия разработана в
соответствии с поручением Губернатора Пензенской области по итогам обсуждения
информации «О реализации мероприятий
подпрограммы «Старшее поколение» государственной программы Пензенской
области «Социальная поддержка граждан в Пензенской области на 2014–2020 годы»,
утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от
30.10.2013 № 805-пП (с последующими изменениями), в целях координации деятельности
государственных и общественных институтов для решения существующих проблем
граждан старшего поколения. Для целей Стратегии с учетом
особенностей продолжительности жизни, состояния здоровья и пенсионной системы к
гражданам старшего поколения условно относятся: - граждане с 60 до 64 лет –
это достаточно активные в экономическом и социальном плане люди, продолжающие
осуществлять трудовую деятельность; - граждане с 65 лет до 80
лет – это, как правило, люди менее активные, многим из которых требуется медицинская
помощь и социальные услуги; -
граждане старше 80 лет – это, как правило, люди имеющие множественные проблемы со здоровьем и
зачастую нуждающиеся в уходе и помощи. Результатом
реализации Стратегии является создание условий для активного долголетия граждан старшего
поколения, которые позволят повысить уровень и качество жизни таких граждан. Вместе с тем такая градация
является достаточно условной, так как граждане старшего поколения в любом
возрасте могут быть физически и социально активными либо нуждающимися в уходе и
помощи, материально обеспеченными либо
нуждающимися в финансовой поддержке, осуществляющими трудовую
деятельность либо нет, проживающими в семье, получающими помощь от
родственников либо одинокими, имеющими либо не имеющими инвалидность. Политика
в отношении граждан старшего поколения должна учитывать это разнообразие. Меры
в отношении таких граждан должны быть дифференцированы в зависимости от
потенциала и потребностей различных возрастных групп граждан старшего
поколения. Направления реализации
Стратегии нацелены на граждан старшего поколения различных возрастных групп
независимо от места их проживания, активности в обществе, нуждаемости в помощи
и поддержке, а также на их семьи, лиц, обеспечивающих им поддержку и уход,
юридических лиц, оказывающих помощь гражданам старшего поколения. II. Современное положение
граждан старшего поколения в
Пензенской области 1. Демографическая ситуация В Пензенской области как и в Российской Федерации процессы старения
населения происходят на фоне относительно низкой продолжительности жизни
населения и сохраняющейся высокой смертности населения. В области старения населения
в регионе наблюдаются следующие тенденции: - увеличение численности
граждан в возрасте старше трудоспособного возраста
(женщины 55 лет и старше, мужчины 60 лет и старше) с 337,5 тыс. человек
в 2008 году до 384,9 тыс. человек на начало - увеличение удельного веса
граждан старше трудоспособного возраста в населении региона с 24,3 процента в
2008 году до 28,5 процента на начало -
сохранение гендерной диспропорции в населении старше трудоспособного возраста (на начало 2016
года на 1000 мужчин в возрасте 60 лет и старше приходилась 1901 женщина); - рост продолжительности
жизни населения с 67,39 года в 2006 году до 72,12 года в 2015 году; - сохранение более высокой
продолжительности жизни у женщин (в 2006 году – 74,36 года, в 2015 году – 77,58
года) по сравнению с мужчинами (в 2006 году – 60,88 года, в 2015 году – 66,47
года). В связи со старением
населения Пензенской области увеличивается показатель демографической нагрузки
на население трудоспособного возраста. Если в 2000 году на 1000 человек
трудоспособного возраста приходилось 723 человека старше трудоспособного
возраста, то на начало 2016 года – 789 человек. Складывающаяся
демографическая ситуация ставит новые задачи, направленные на обеспечение
основных потребностей граждан старшего поколения для поддержания условий
жизнедеятельности и создание условий для активного участия их в различных
сферах деятельности общества. 2. Доходы и занятость
граждан старшего поколения Основным механизмом
обеспечения гарантии доходов граждан старшего поколения является пенсионное
обеспечение. В целях улучшения материального
положения граждан старшего поколения из числа неработающих пенсионеров, общая
сумма материального обеспечения которых не достигает величины прожиточного
минимума, установленной в субъекте Российской Федерации, с 1 января На 2017 финансовый год
величина прожиточного минимума пенсионера в Пензенской области, применяемая для
определения размера социальной доплаты к пенсии, установлена в размере 7835,0
рублей (Закон
Пензенской области от 16.09.2009 № 1780-ЗПО «О величине прожиточного минимума
пенсионера в Пензенской области, применяемой для установления социальной
доплаты к пенсии»). Вместе с тем, исходя из
общей тенденции старения населения и сокращения трудовых ресурсов, с каждым
годом будет нарастать потребность экономики в использовании труда граждан
старшего поколения. Одним из основных
направлений региональной политики, проводимой на рынке труда Пензенской
области, является рациональное использование трудовых
ресурсов, стимулирование экономической активности и рост занятости
населения. Исходя из сложившейся
тенденции демографического развития, которое предполагает
старение населения, снижение численности граждан трудоспособного
возраста, дефицит кадров определенного профессионально-квалификационного
состава, приоритетными направлениями остаются: - создание условий для
продления трудовой деятельности работников, занятости населения старшего
возраста и пенсионеров; - реализация специальных
программ профессионального обучения для граждан пенсионного возраста, желающих
продолжить трудиться; - использование гибких форм
занятости, надомного труда для лиц предпенсионного и
пенсионного возраста. В последние годы наметилась
тенденция роста занятости пенсионеров. На 1
января 2017 года в Пензенской области работали 80,5 тыс. пенсионеров. Уровень занятости экономически активного населения в зависимости от
возраста представлен в таблице: %
В 2016 году при содействии
службы занятости в организации Пензенской области
трудоустроены 1700 граждан старше 55 лет, в том числе 519 пенсионеров,
стремящихся возобновить трудовую деятельность, 7 пенсионеров и 20 граждан предпенсионного возраста направлены на профессиональное
обучение по востребованным на рынке труда профессиям (операторы котельной и
др.). Вместе
с тем проблема обеспечения занятости граждан старшего поколения до конца не решена. Не всем
пенсионерам удается реализовать свое право на труд: 7,2 тыс. человек (1,03%)
экономически активного населения региона в
возрасте от 50 до 72 лет хотели бы работать, ищут работу и готовы приступить
к ней. Основными проблемами в сфере
занятости граждан старшего поколения являются: - отсутствие
дополнительных стимулов к продолжению трудовой деятельности граждан старшего
поколения после наступления пенсионного возраста; - отсутствие удовлетворения
потребностей граждан старшего поколения в профессиональном образовании, в том
числе дополнительном, в целях трудоустройства для продолжения трудовой
деятельности после выхода на пенсию; - неэффективное
использование профессионального потенциала граждан старшего поколения в роли
наставников молодежи на рабочем месте; - наличие
стереотипов в отношении занятости граждан старшего поколения среди работодателей и в
обществе в целом. Создание условий для
интеграции граждан старших возрастов в трудовую деятельность имеет большое
значение как для обеспечения доходов пожилых людей, так и для использования
имеющегося у них трудового потенциала в интересах экономики области. 3. Обеспечение здоровья
граждан старшего поколения Увеличение
абсолютного числа лиц старших возрастных групп объективно ведет к повышению численности граждан, испытывающих трудности с решением
медицинских, социальных и психологических проблем. Показатели здоровья
ухудшаются с возрастом. Около 80 процентов лиц старшего поколения страдают
множественной хронической патологией. В среднем у одного пациента старше 60 лет
обнаруживается четыре–пять различных хронических заболеваний. Затраты на
медицинскую помощь пациенту 70 лет и старше в 7 раз превышают стоимость лечения
16–64-летних. Потребность в оказании первичной медико-санитарной и
специализированной медицинской помощи у граждан старшего поколения выше, чем у
лиц трудоспособного возраста. В стареющем обществе
неуклонно растет медико-социальная значимость проблемы когнитивных расстройств
и деменции, синдрома мальнутриции, патологии
костно-мышечной системы, что требует разработки целевых программ для решения
этих актуальных проблем. С целью проведения
профилактики и ранней диагностики хронических и неинфекционных заболеваний у
людей пожилого возраста Министерством здравоохранения Пензенской области
организована и проводится диспансеризация граждан пожилого возраста в рамках
диспансеризации определенных категорий граждан в соответствии с приказом
Минздрава России от 03.02.2015 № 36ан «Об утверждении порядка проведения
диспансеризации определенных групп взрослого
населения» (с последующими изменениями), а также «целевая»
диспансеризация населения сельских населенных пунктов в соответствии с
алгоритмом обследования в объеме профилактического осмотра. В 2017 году
запланировано проведение диспансеризации (скрининга) лиц пожилого и старческого
возрастов с целью выявления синдрома старческой астении. Одним из приоритетных
направлений деятельности регионального здравоохранения является организация паллиативной
и гериатрической помощи. С 2016 года мероприятия по
обеспечению доступности медицинской помощи, в том числе гериатрической и
паллиативной, для людей пожилого возраста во всех амбулаторно-поликлинических и
стационарных учреждениях Пензенской области
реализуются в рамках «дорожной карты» организационных мероприятий,
направленных на совершенствование системы охраны здоровья граждан пожилого
возраста, утвержденной Министром здравоохранения Пензенской области. На сегодняшний день в
медицинских организациях Пензенской области развернуто 376 паллиативных коек,
на которых в течение года паллиативная медицинская помощь оказана почти 7
тысячам больных. Объем паллиативной
медицинской помощи, оказываемой в медицинских организациях региона,
соответствует федеральному нормативу. С целью совершенствования
оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению в течение 2017–2018
годов Министерством здравоохранения Пензенской области планируется: - формирование Регистра
пациентов с хроническим болевым синдромом, нуждающихся в назначении наркотических
лекарственных препаратов; -
открытие и оснащение 2 кабинетов паллиативной медицинской помощи в ГБУЗ
«Нижнеломовская межрайонная больница», ГБУЗ
«Городская поликлиника»; - создание 10 выездных
бригад патронажных служб паллиативной медицинской помощи при организациях
здравоохранения; - подготовка кадров для
укомплектования выездных патронажных служб паллиативной медицинской помощи
(врач паллиативной медицинской помощи, врач-психотерапевт, медицинский
психолог); - подготовка
врачей-терапевтов, участковых врачей, врачей-онкологов по основам обезболивания
при оказании паллиативной медицинской помощи; -
внедрение современных неинвазивных лекарственных форм
наркотических
препаратов при лечении хронического болевого синдрома у онкологических
пациентов. Организация гериатрической
медицинской помощи регламентирована приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации «О совершенствовании организации медицинской помощи
гражданам пожилого и старческого возрастов в Российской Федерации». В 2016 году на базе ГБУЗ
«Пензенский областной госпиталь для ветеранов войн» открыто новое отделение –
геронтологическое на 30 коек, с января 2017 года отделение расширено до 60
коек. В течение 2016 года более 400
пациентов получили специализированную геронтологическую помощь. С целью организации
гериатрической службы как единой системы долговременной медико-социальной
помощи за счет преемственности ведения пациента между различными уровнями
системы здравоохранения, а также между службами здравоохранения и социальной
защиты региональным Министерством здравоохранения планируется: - формирование
Регистра больных с синдромом старческой астении; - определение маршрутизации
пациентов при оказании первичной медико-санитарной и специализированной медицинской
помощи; - подготовка
врачей-гериатров; - обучение
средних медицинских работников по дополнительным профессиональным программам
повышения квалификации по вопросам оказания медицинской помощи лицам пожилого
возраста; -
трудоустройство
7 специалистов по социальной работе; -
подготовка
врачей первичного звена здравоохранения в рамках их квалификации по программам
дополнительного профессионального образования по вопросам оказания медицинской
помощи пожилым; - подготовка медицинских
сестер по направлению «сестринское дело в гериатрии»; - открытие и оснащение 15
гериатрических кабинетов; - увеличение
гериатрических коек в ГБУЗ «Пензенский
областной госпиталь для ветеранов войн» до 160; - осуществление
медико-просветительской программы, направленной на привлечение внимания гражданского общества к решению проблем пожилых
людей, популяризацию потенциала и достижений геронтологии и гериатрии как
современных направлений медицины, способствующих продлению периода активного
долголетия. Особое внимание уделяется
развитию добровольческого и волонтерского движения в сфере медицинского обслуживания граждан пожилого возраста на
территории Пензенской области.
Определены основные направления взаимодействия: - запись граждан на прием к
врачу; - вызов участкового врача на
дом; - поиск необходимых
лекарственных препаратов и медицинских изделий в аптечных учреждениях, их
приобретение и осуществление доставки по месту жительства граждан. Разработка и
реализация «дорожной карты» «О внедрении и поддержке волонтерской деятельности». Соглашением
между Министерством труда, социальной защиты и демографии Пензенской области,
Министерством здравоохранения Пензенской области и ОАО «Фармация» от 31.12.2014
определен механизм взаимодействия при реализации комплекса мер по организации обеспечения
маломобильных граждан, нуждающихся в доставке на дом лекарственных препаратов. Услугой по доставке
медикаментов за четвертый квартал 2016 года воспользовались 11624 гражданина
пожилого возраста и инвалидов, состоящих на
социальном обслуживании, в том числе 9826 одиноко проживающих граждан и 1798
одиноко проживающих граждан, не имеющих родственников. Внедряются новые формы адресной доставки лекарственных
препаратов и медицинских изделий гражданам старшего поколения, особенно
относящимся к маломобильным группам населения (диспетчерская служба в г.
Кузнецке). Информация о порядке и
условиях предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам социального
обслуживания, в том числе по доставке на дом
лекарственных препаратов, назначенных им по медицинским показаниям
врачом (фельдшером), размещена на информационных стендах в управлениях
(отделах) социальной защиты населения по месту жительства. Информация о предоставлении
данной услуги доводится до граждан врачом (фельдшером), социальным работником при
посещении больных и пожилых людей на дому. Заявки по доставке пожилым
гражданам, инвалидам лекарственных препаратов на дом принимаются по телефонам в
управлениях (отделах) социальной защиты населения, центрах социального
обслуживания населения по месту жительства. 4. Обучение и информационная
доступность для граждан старшего
поколения Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от
07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях
совершенствования системы государственного управления» и постановления Правительства Российской Федерации от
10.06.2011 № 456 «О порядке
финансового обеспечения социальных программ субъектов Российской
Федерации, связанных с укреплением материально-технической
базы организаций социального
обслуживания населения, оказанием адресной социальной помощи
неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по
старости и по инвалидности, и обучением компьютерной грамотности неработающих
пенсионеров» в Пензенской области организуется работа по обучению граждан
старших возрастов компьютерной грамотности. Обучение осуществляется с 2011 года с привлечением средств образовательных
организаций, учреждений культуры (библиотек, музеев) в Центрах социального
обслуживания населения и службы занятости, региональном отделении Союза
пенсионеров России, Отделении и управлениях ПФР городов (районов) области,
Пензенском отделении Сбербанка. В 2015 году обучено 2486 неработающих пенсионеров и в
2016 году – 2877 человек, в том числе 14 инвалидов по зрению. В 2017 году централизовано записалось 1393 человека, желающих
пройти обучение основам компьютерной грамотности. В сельской местности обучение
компьютерной грамотности осуществляется
за счет выездных форм работы на 27 площадках. 367 отделений почтовой связи области, из них 355 в
сельской местности, оборудованы пунктами коллективного доступа в сеть «Интернет».
В 2016 году Минтрудом
Пензенской области было организовано обучение основам компьютерной грамотности
350 неработающих пенсионеров за счет выделенных субсидий из бюджета Пенсионного
Фонда Российской Федерации в рамках софинансирования подпрограммы «Старшее
поколение» государственной программы Пензенской области «Социальная поддержка
граждан в Пензенской области на 2014–2020 годы» в соответствии с Порядком
организации обучения компьютерной грамотности неработающих пенсионеров, утвержденным постановлением Правительства
Пензенской области от 10.07.2015 № 384-пП. 5. Досуг граждан старшего
поколения Большое значение для
самореализации и социальной активности граждан старшего поколения имеет
формирование условий для организации досуга и отдыха этих граждан, их
вовлечение в различные виды деятельности (физкультурно-оздоровительную,
туристскую и культурную). Важными факторами развития
человеческого потенциала, сохранения и укрепления здоровья граждан являются
физическая культура и спорт, в связи с чем растет необходимость создания
условий, обеспечивающих возможность для граждан старшего поколения вести
здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой. Укрепление здоровья граждан
среднего и старшего возраста имеет не только важнейшее социальное, но и
экономическое значение, связанное в том числе с проблемами продления
трудоспособного возраста и пенсионного обеспечения граждан. Систематические
занятия физическими упражнениями, существенно повышая физическую
работоспособность человека, сказываются благоприятно и на умственной
деятельности, продлевают активное долголетие. Привлечение граждан
Пензенской области, в том числе граждан старшего поколения, к занятиям физической культурой и спортом является
государственной задачей, закрепленной в стратегических документах
Российской Федерации. Стратегия
развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года
включает комплекс мер в интересах граждан старшего поколения, в том числе
следующие меры: - разработка
физкультурно-оздоровительных программ; - создание условий для
физкультурно-оздоровительных занятий; -
привлечение волонтеров (инструкторов по физической культуре и спорту) для работы с лицами
старшего возраста. В целях пропаганды и
популяризации ценностей физической культуры и спорта среди людей старшего
поколения, привлечения их к активному спортивному образу жизни принято решение
о проведении начиная с 2014 года ежегодной областной Спартакиады пенсионеров. В
предварительном, муниципальном этапе Спартакиады принимают участие около
8 000 пенсионеров. В областной Спартакиаде пенсионеров принимают участие
300–350 людей старшего возраста. Данное мероприятие является отборочным, по
итогам областного этапа формируется сборная команда Пензенской области для
участия во Всероссийских соревнованиях. В сентябре 2017 года Всероссийская спартакиада
пенсионеров состоится в г. Пензе. Особой популярностью в
Пензенской области пользуются занятия скандинавской ходьбой. Простая ходьба может быть
достаточно серьезным фактором в поддержании хорошей физической формы. Однако в
отличие от свободной неспешной прогулки скандинавская ходьба помогает развивать
выносливость, укреплять кости и мышцы, улучшать общее состояние здоровья по
многим показателям, а также контролировать свой вес. Чтобы поддерживать хорошую
физическую форму, необходимо уделять тренировкам по 30–40 минут 2–3 раза в
неделю. Занятия скандинавской
ходьбой рекомендуются врачами при: - болях в позвоночнике; - как профилактика
остеопороза; - при сколиозе; - при остеохондрозе; - при легочных заболеваниях
и для больных астмой; - при заболевании
сердечно-сосудистой системы; - как средство для снижения
веса; - при неврозах, депрессии,
бессоннице. При регулярных занятиях скандинавской
ходьбой снижается риск развития артериальной гипертонии, замедляется ее
течение, уменьшается уровень холестерина в крови. Кроме того, она позволяет
снизить нагрузку на суставы ног и пятки (по
сравнению с бегом или обычной ходьбой), уменьшить или снять боли и
мышечное напряжение в спине, плечах, шее. Скандинавская ходьба полезна для
людей любого возраста, поскольку она способствует укреплению, восстановлению
здоровья, релаксации, фактически продлевает жизнь. Ежегодно проводятся фестивали
скандинавской ходьбы, в программе которых предусмотрено проведение тренингов по
технике скандинавской ходьбы, аэробные разминки, выступление творческих
коллективов. В настоящее время секции для
занятий скандинавской ходьбой созданы во всех муниципальных районах и городских
округах Пензенской области, а в
г. Пензе – 18 секций (всего 48 секций). Жители региона самостоятельно
покупают оборудование для занятий скандинавской ходьбой и выходят в
парки и зоны отдыха. Большой
интерес к развитию скандинавской ходьбы проявляют руководители санаториев, домов отдыха.
Организуют тропы, закупают инвентарь, создают условия для работы инструкторов
по скандинавской ходьбе. В Пензенской области
предусмотрены мероприятия по установлению льготных
тарифов и льгот для занятий гражданами старшего поколения физической
культурой на объектах спорта. Также предусмотрено проведение
физкультурно-спортивных мероприятий. На сегодняшний день
систематически занимаются физической культурой и спортом более 14,5 тыс. человек в возрасте старше 60 лет, что составляет
всего 3 процента численности населения указанной категории. В связи с этим необходимо
проведение мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни,
привлечение наибольшего количества граждан старшего поколения к занятиям спортом,
а также создание условий для занятий физкультурой граждан старшего поколения,
учитывая их возраст и состояние здоровья. Приоритеты устойчивого развития туризма в нашей стране
обозначены в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020
года, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 31.05.2014 № 941-р. В документе указывается, что
туризм следует рассматривать как источник
финансовых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средство повышения занятости и качества жизни
населения, способ поддержания здоровья граждан, основа для развития
социокультурной среды и воспитания патриотизма, а также мощный инструмент
просвещения и формирования нравственной
платформы развития гражданского общества. Согласно Стратегии
целью развития туризма в Российской
Федерации на период до 2020 года является комплексное развитие
внутреннего и въездного туризма с учетом обеспечения экономического и
социокультурного прогресса в регионах. Развитие внутреннего и въездного туризма имеет большое
значение для государства в целом, субъектов и муниципальных образований, в том
числе и Пензенской области. В Пензенской области
систематически осуществляют туристические поездки только 3 процента численности
населения указанной категории. Путешествие является
уникальным средством реабилитации, дает возможность
расширять круг общения по интересам, устанавливать независимые и разнообразные контакты, которые помогают
получить уверенную и эффективную жизненную поддержку, необходимую
человеку старшего поколения. Сегодня эту задачу взяли на себя союзы пенсионеров
и ветеранские организации. Одной из задач
Стратегии должно стать развитие социального туризма для граждан старшего
поколения (лечебно-оздоровительного, культурно-познавательного, экологического,
религиозного, круизного туризма и др.). Анализируя опыт
развития сферы социального туризма для граждан старшего поколения в других субъектах Российской Федерации, можно
отметить, что основные мероприятия в
этом направлении проводятся в рамках региональных программ культуры,
туризма и социальной защиты. Со
стороны туроператоров, реализующих туры по внутренним туристическим направлениям за
пределы Пензенской области, на постоянной основе проводятся акции,
основой которых является понижение стоимости туров для граждан старшего
поколения, включение лиц данной категории в группы на бесплатной основе в
качестве руководителей групп. Необходимо ввести в
практику субсидирование части затрат субъектов предпринимательской деятельности, обеспечивающих организацию социального
туризма, что позволит снизить стоимость тура и увеличить количество граждан
старшего поколения, путешествующих по маршрутам внутри страны. Вместе с тем следует
рассмотреть вопрос финансового обеспечения мероприятий, направленных на повышение
доступности туристских услуг, поездок, санаторно-курортного лечения и отдыха
для людей старшего поколения. В целях создания
необходимых условий для развития доступности данного сектора услуг и
обеспечения поддержки граждан старшего поколения необходимо сформировать единую
межведомственную систему развития социального туризма для них, которая будет
основана на взаимодействии органов исполнительной власти в сфере туризма,
социальной защиты, здравоохранения, транспорта, культуры, предприятий
туристской отрасли, некоммерческих организаций, в том числе с использованием
механизмов государственно-частного партнерства. Одним из основных
направлений социальной политики Российской Федерации
в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации до 2020 года является реализация мер,
направленных на повышение уровня и качества жизни населения, создание общества
равных возможностей. В отношении граждан пожилого возраста необходимым условием
их активного долголетия является расширение и
обустройство жизненного пространства, организация их отдыха и досуга, сохранение и укрепление здоровья. Далеко не
каждый из пожилых граждан имеет возможность пользоваться материальными благами
в желаемом объеме, в том числе позволить себе оздоровление и полноценный отдых
в санатории, доме отдыха. Пенсионерам
Пензенской области, имеющим небольшой доход, предоставляется возможность бесплатно в течение 21 дня отдыхать
в социально-оздоровительном центре. Проект организован в рамках развития
современных форм социального обслуживания с целью повышения качества жизни
граждан пожилого возраста. Социально-оздоровительный
центр организован в 2008 году на базе стационарного учреждения социального
обслуживания граждан пожилого возраста в с. Поим Белинского района
Пензенской области. Бесплатными путевками обеспечиваются граждане пожилого
возраста, имеющие доход ниже 150 % величины прожиточного минимума,
установленного для пенсионеров в Пензенской области. Заезды проводятся
ежемесячно. Денежные средства на
обеспечение пенсионеров бесплатными путевками в
социально-оздоровительный центр предусмотрены государственной программой
Пензенской области «Социальная поддержка граждан в Пензенской области на 2014–2020
годы», утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от
30.10.2013 № 805-пП (с последующими изменениями). В 2016 году на реализацию проекта из бюджета Пензенской
области выделено 1335,6 тыс. рублей для обеспечения бесплатными
путевками 240 граждан пожилого возраста. В рамках реализации проекта осуществляются
мероприятия по развитию платных форм социального обслуживания: граждане
пожилого возраста, доход которых превышает 150% величины прожиточного минимума,
установленного для пенсионеров в Пензенской области, могут приобрести путевку
за полную стоимость, которая в 2016 году составляла 8,9 тыс. рублей на 21 день.
Данное предложение привлекательно для пенсионеров доступной стоимостью путевки.
В
социально-оздоровительном центре отдых и оздоровление по бесплатным путевкам с 2012
года предоставлены 1254 гражданам пожилого возраста (из них в 2016 году – 240 человек), по приобретенным за
деньги путевкам – 728 гражданам пожилого возраста (из них в 2016 году –
234 человека). Гражданам пожилого
возраста, обеспеченным бесплатными путевками, и гражданам пожилого возраста,
которые приобрели путевки за полную стоимость, в социально-оздоровительном
центре созданы равные условия для отдыха и оздоровления. С целью организации досуга граждан пожилого возраста
на базе центров социального обслуживания, а также при мини-центрах сельских
администраций действует 101 клуб по интересам для граждан старшего поколения, в
которых принимают участие более 2,5 тыс. человек. Клубы создаются и функционируют на общественных
началах и за счет средств благотворительных взносов некоммерческих организаций,
грантов, специализированных фондов. Выбор направлений работы клубов, организация досуговой
деятельности формируется с учетом пожеланий и предложений пожилых людей. В
основном деятельность клубов направлена на организацию досуга граждан пожилого возраста (организация экскурсий, посещение
театров, музеев, других организаций культуры,
участие в концертной деятельности, рукоделие, прикладное творчество,
религиозное просвещение и др.). Спортивно-оздоровительное направление выбрали
17 % клубов (группы здоровья, скандинавская ходьба, основы правильного
питания, повышение уровня безопасности в повседневной жизни, профилактика
заболеваний и др.). 6. Социальное обслуживание
граждан старшего поколения Сфера социального обслуживания наиболее динамично
развивающаяся и наиболее чутко реагирующая на первостепенные потребности
общества среди иных социальных сфер. Особенно это актуально в период
экономической нестабильности, падения уровня доходов населения, роста цен на
товары и продукты первой необходимости, лекарственные средства, коммунальные
платежи. Наиболее остро эти проблемы ощущаются в семьях граждан
пожилого возраста, утративших способность к самообслуживанию в силу возраста,
инвалидности, семьях с детьми, одиноко проживающих граждан пожилого возраста. Социально-демографическая
ситуация в Пензенской области за последние три года менялась в сторону увеличения численности
нетрудоспособного взрослого населения
(включающего лиц пенсионного возраста) с 309 267 человек в 2014
году до 351 668 человек в 2016 году, что составляет 26% общей численности
граждан Пензенской области (1 348 703 человека). Более 109,0 тыс. человек – инвалиды, что составляет
8 % от общей численности населения Пензенской области. Исходя из сложившихся социально-демографических тенденций,
за 2013–2016 годы в Пензенской области
сформирована система социального обслуживания населения, которая
гарантирует всем гражданам пожилого возраста равный доступ к услугам
социального обслуживания. В Пензенской области на 01.01.2017 социальное обслуживание
осуществляется в 50 государственных и
муниципальных организациях социального обслуживания (3
психоневрологических интерната на 1420 мест, 7 домов-интернатов для престарелых
и инвалидов на 1067 мест, 14 стационарных отделений для престарелых и инвалидов
в составе центров социального обслуживания на 397 мест, 2 детских
дома-интерната на 160 мест, центр реабилитации инвалидов с отделением для
престарелых и инвалидов на 50 мест, социально-оздоровительный центр для граждан
пожилого возраста на 25 мест, дом ночного пребывания на 50 мест, 34 центра
социального обслуживания населения). Ежегодно социальные услуги предоставляются более 88
тыс. граждан пожилого возраста и инвалидам (в стационарной и полустационарной
формах социального обслуживания, на дому, срочные социальные услуги, услуги,
оказываемые мобильными социальными службами). Одной из проблем в Пензенской области является
сохраняющаяся очередность в психоневрологические интернаты, которая держится на
уровне от 70 до 90 человек. По состоянию на 01.01.2017 очередность составляла 92
человека (Сосновский – 42 человека, Грабовский – 7 человек, Мокшанский
– 31 человек). Очередность в
психоневрологические организации социального обслуживания к 2018 году будет ликвидирована за счет: 1) развития стационарозамещающих
технологий (услуги сиделки, проживание в приемной семье и др.). Развитие стационарозамещающих
технологий и методов социального обслуживания в форме
социального обслуживания на дому (сиделки,
приемная семья, диспетчерская служба и т.п.) является альтернативой
стационарному обслуживанию и, соответственно, позволит
ликвидировать к 2018 году очередность на предоставление социальных услуг в
стационарной форме социального обслуживания. К настоящему времени
наиболее востребованы в области такие стационарозамещающие
технологии, как услуги сиделки, диспетчерская служба. По состоянию на 01.01.2017 в шести
муниципальных районах Пензенской области, а также в г. Пензе предоставляются на
дому услуги сиделки гражданам, нуждающимся в постоянном постороннем уходе и
наблюдении. Индивидуальный уход (услуги сиделок) ежегодно
предоставляется 200 гражданам пожилого возраста и инвалидам, утратившим
способность к самообслуживанию. Средняя стоимость услуг сиделки в месяц
составляет от 2169,0 рублей в сельских
муниципальных районах до 6624,3 рубля в г. Пензе. С 2013 года данной
услугой воспользовались 820 человек. К 2018 году численность граждан,
получающих данную услугу, планируется довести до 300 человек ежегодно. С учетом целенаправленной работы социальных служб с
родственниками граждан, находящихся в психиатрической больнице, развития услуг
сиделок очередность в психоневрологические
интернаты будет ликвидирована до 01.01.2018; 2) открытия
геронтопсихиатрического отделения на 30 мест в ГАУ «Сердобский дом ветеранов»; 3) реконструкции спального
корпуса ГАУ «Сосновский психоневрологический
интернат» на 100 мест. Начиная с 2018 года доля граждан, получивших
социальные услуги в организациях социального обслуживания, в общем числе
граждан, обратившихся за получением социальных услуг в организации социального
обслуживания, будет составлять 100%. С целью расширения охвата социальными услугами
нуждающихся граждан и обеспечения территориальной доступности социальных услуг
гражданам, проживающим в отдаленных сельских населенных пунктах, при
муниципальных комплексных центрах социального обслуживания населения функционируют
28 мобильных бригад (2015 год – 28 мобильных бригад, 2014 год – 26).
Деятельностью мобильных бригад охвачены все муниципальные районы. Выезды мобильными бригадами
осуществляются в соответствии с планами-графиками,
а по экстренным вызовам – в течение 2 часов. В 9% сельских администраций, в которых нет социального
работника, выезжают мобильные бригады. Обслужено на дому мобильными бригадами 179
человек (2015 год – 225 человек, 2014 год – 78 человек). Более широкое распространение получили срочные
социальные услуги, предоставляемые мобильными социальными службами по заявкам
граждан. По итогам 2016 года 5563 гражданам пенсионного возраста предоставлены
социальные услуги разового характера (доставка продуктов питания, предметов
первой необходимости, лекарственных средств, дров, уборка снега на пред-домовой
территории, ремонт мебели, замков и др.). В Пензенской области социальные услуги в форме
социального обслуживания на дому участникам и инвалидам Великой Отечественной
войны 1941–1945 годов предоставляются бесплатно. Всего за 2016 год на дому обслужено граждан пожилого
возраста и инвалидов 20 074 человека (аналогичный период 2015 года –
19 753 человека). 7. Потребительский рынок для
граждан старшего поколения Развитие сферы торговли на
территории Пензенской области является одним из условий для комплексного и
эффективного решения на уровне региона задач экономического, социального
характера, развития торговой отрасли, направленных на дальнейшее развитие
инфраструктуры потребительского рынка Пензенской области, внедрение
прогрессивных технологий продаж, использование современных форм торговли,
создание эффективной товаропроводящей
системы, удовлетворение потребностей всех групп населения в качественных товарах (физическая, ценовая
доступность товаров), обеспечение высокого качества торгового
обслуживания. Сектор торговли играет
значимую роль в обеспечении роста уровня жизни всех групп населения, включая
людей пожилого возраста. Развитие сектора торговли оказывает влияние на
конечные цены для потребителей и потребительскую динамику. Реализуется данная
функция, как правило, через два механизма: - влияние торговых
организаций на поставщиков и производителей с целью повышения общей
эффективности цепочки при наличии у первых достаточной рыночной власти; - снижение удельных издержек
в самой системе торговли с ростом масштаба деятельности и внедрением новых
технологий. Наличие достаточного
количества торговых площадей разнообразных форматов обеспечивает доступность
товаров для населения, что отражает качество жизни в регионе. Торговлю области
представляют более 11 тыс. объектов розничной торговли, в том числе
стационарных – 9698, нестационарных – 1858, большинство из которых находятся в непосредственной близости, так
называемой шаговой доступности, для
людей социально незащищенных групп, включая лиц пожилого возраста. С целью формирования
комфортной потребительской среды и здорового образа жизни населения Пензенской
области, в том числе и для лиц старшего поколения, ведется работа по развитию
торговой инфраструктуры, включая развитие
ярмарочной торговли. На территории Пензенской области осуществляют свою
деятельность 90 ярмарок, где для населения предлагается широкий ассортимент сельскохозяйственной
продукции. В настоящее время созданы и
работают 16 фермерских уголков на территории муниципальных образований
Пензенской области. Крупные торговые сети
осуществляют продажу 27 наименований социально значимых продовольственных
товаров с применением 5% торговой наценки, входящих в перечень социально
значимых продовольственных товаров первой необходимости, утвержденный
постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 № 530. Кроме
того, действуя в интересах наиболее незащищенных слоев населения Пензенской области, предприятия торговли проводят мероприятия,
направленные на повышение экономической (ценовой) доступности социально
значимых продовольственных товаров. Реализация товаров: - акция «Счастливый час» (с
8-00 до 11-00 – продажа товаров с 5% скидкой) (ежедневно); - акция «Социальная
программа» (для льготной категории граждан и пенсионеров. Участники акции
приобретают товары, участвующие в программе и отмеченные специальным ценником,
с дополнительной скидкой от 5 до 13%. Список товаров обновляется ежемесячно и
содержит до 62 наименований. Работа по улучшению
комфортной среды на потребительском рынке для людей пожилого возраста находится
на постоянном контроле в рамках полномочий Министерства сельского хозяйства
Пензенской области. Важное значение для граждан
старшего поколения, в том числе маломобильных граждан, имеет обеспечение
транспортной доступности. Транспортная доступность для
пенсионеров обеспечивается, в том числе, через реализацию социальных проездных
билетов по льготной стоимости. До 2013 года на территории
Пензенской области реализовывался механизм предоставления льготного проезда для
отдельных категорий граждан. Однако в связи с большими затратами областного
бюджета на возмещение перевозчикам недополученных доходов Правительством
Пензенской области принято решение о внесении изменений в действующее
законодательство. Законом Пензенской области от
30.11.2012 № 2306-ЗПО «О внесении изменений в Закон Пензенской области «О
мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на
территории Пензенской области» льготы на проезд на территории Пензенской
области в городском наземном электрическом транспорте, а также в автомобильном
транспорте, осуществляющем перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в
установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок городского
сообщения и по маршруту регулярных перевозок пригородного и междугородного
сообщений, расположенному между населенными пунктами в составе поселений,
входящих в муниципальный район, отменены с 1 января 2013 года. Вместе с тем необходимо
отметить, что Решением Пензенской городской Думы от 22.12.2016 № 610-30/6
установлены дополнительные меры социальной поддержки по оплате проезда в
транспортных средствах среднего и большого класса
гражданам, зарегистрированным на территории города Пензы и имеющим право
на ежемесячные денежные выплаты. Также законодательно
определены группы граждан старшего поколения, имеющие право на льготные тарифы
при проезде на авиационном, железнодорожном и автомобильном транспорте. При этом на сегодняшний день
остаются определенные трудности с транспортной доступностью и льготным проездом
для граждан старшего поколения, что обуславливает необходимость решения этих
задач. III. Основные цели, принципы
и задачи Стратегии Целью Стратегии является
повышение продолжительности, уровня и качества жизни людей старшего поколения. Стратегия базируется на
следующих принципах: - недопущение дискриминации
граждан старшего поколения; - активное участие граждан
старшего поколения и учет их мнения в определении приоритетов при реализации
Стратегии; -
дифференцированный подход к определению форм социальной поддержки разных категорий граждан
старшего поколения; -соблюдение прав и законных
интересов граждан старшего поколения во всех сферах жизнедеятельности; - полное и эффективное
вовлечение и включение в общество граждан старшего поколения; - партнерство семьи,
общества и государства в интересах граждан старшего поколения; - обеспечение
межведомственного взаимодействия при реализации Стратегии на региональном и
муниципальном уровнях в интересах граждан старшего поколения. Основными задачами Стратегии
являются: - обеспечение равного
доступа к социальным услугам в сфере здравоохранения,
социальной защиты, образования, культуры, спорта, связи, транспорта и
др., в том числе для граждан старшего поколения, проживающих в сельской
местности и отдаленных районах; - доступность адресной,
своевременной помощи для нуждающихся в ней граждан старшего поколения; - обеспечение финансового
благосостояния граждан старшего поколения; - создание
экономических, социальных и правовых условий, обеспечивающих недопущение дискриминации
граждан старшего поколения и способствующих стимулированию пожилых людей к
продолжению трудовой деятельности после наступления пенсионного возраста как на
прежних рабочих местах, так и на новых в соответствии с их пожеланиями,
профессиональными навыками и физическими возможностями; - создание условий для
удовлетворения образовательных потребностей граждан старшего поколения; - повышение уровня
финансовой и правовой грамотности граждан старшего поколения в условиях
современной экономики; - создание условий для
обеспечения гражданам старшего поколения доступа к информации; - создание условий для
систематических занятий граждан старшего поколения физической культурой и
спортом; - вовлечение граждан
старшего поколения в культурную жизнь общества; - повышение доступности
туристских услуг для граждан старшего поколения; -
развитие гериатрической службы и системы оценки потребности в уходе; -
совершенствование системы охраны здоровья граждан старшего поколения; -
развитие системы социального обслуживания граждан старшего поколения и создание условий для
развития рынка социальных услуг в сфере социального обслуживания и участия в
нем организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности; - создание условий для
формирования комфортной потребительской среды для граждан старшего поколения и
субъектов предпринимательской деятельности через развитие многоформатной
инфраструктуры торговли; - стабильное развитие
торговой инфраструктуры; -
повышение для граждан старшего поколения, в том числе маломобильных граждан, доступности
транспортных услуг; - развитие
благотворительности и добровольческой (волонтерской) деятельности в интересах
граждан старшего поколения; - формирование позитивного и
уважительного отношения к людям старшего поколения, повышение готовности
населения к происходящим демографическим изменениям. _______________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|